Наглядно образное мышление дошкольного возраста. Наглядно-образное мышление – это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Этапы развития пространственно-временного мышления детей

При встрече друга детства через много лет мысленное оперирование образами даёт возможность человеку воспроизвести какие-то нужные детали сведений и узнать в изменившемся облике черты школьного товарища. В этот момент срабатывает наглядно-образное мышление.

Особенности

В психологии данный вид мышления относят к символическому мыслительному акту, при котором с помощью представлений моделируется и решается проблема. Это предполагает умственную работу с оперированием предметами и наглядными образами. Данный тип мыслительного процесса помогает субъекту воссоздать многообразие разных характеристик конкретного явления или объекта, установить их непривычное сочетание.

Наглядно-образное мышление неразрывно связано с реальными действиями и предметами. Этим оно отличается от воображения, при котором образ воссоздаётся по памяти. Такой тип мыслительного процесса подчинён восприятию или представлению.

Он доминирует у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Малыши мыслят наглядными образами и не владеют понятиями.

Приведём пример. Ребёнку показывают два совершенно одинаковых шарика, сделанных из теста. Он визуально изучает их, оценивает объём. Затем из одного шарика делают лепёшку. Объём не увеличился, а изменилась форма. Тем не менее, теперь лепёшке требуется много места на столе, значит, по мнению малыша, в ней теста стало больше, чем в шарике. У детей этот вид мыслительной деятельности подчинён восприятию, поэтому им сложно абстрагироваться от того, что сразу же бросается в глаза.

Старшим дошкольникам и детям младшего школьного возраста тоже характерен наглядно-образный мыслительный процесс. Когда учитель при объяснении нового материала подкрепляет информацию демонстрацией предмета или его изображения, то он задействует наглядно-образное мышление школьников.

Освоение ручного мастерства достигается с помощью данного типа мышления. В развитых формах такое мышление свойственно людям творческих профессий. Писатели, поэты, дизайнеры, модельеры, художники, скульпторы, музыканты, актёры способны ярко и живо представлять те или иные объекты, явления или события.

Сочетание каких-то элементов объекта, их перемещение, умение выделять главные признаки в уме создают базу для формирования наглядно-образного мыслительного процесса. С этой целью разработаны специальные задания.

Комбинационное

Такое упражнение позволяет малышу на основе набора конкретных образов создать новый объект. Исходным материалом могут служить цифровые и буквенные символы, математические знаки, геометрические фигуры. Например, ребёнку предлагают изобразить кошечку или собачку из цифровых знаков. Нередко малышу предоставляют полную свободу действий и смотрят, в какую сторону он направляет свою фантазию.

Нахождение и восстановление недостающей детали тоже относится к комбинационной группе упражнений. Ещё применяется игра «Шахматная доска». Суть игры сводится к созданию поля из различных элементов, при этом надо чередовать частички.

Постепенно увеличивают размер полей и время на их воспроизведение.

Трансформационное

Для выполнения упражнения такого типа берут готовый законченный образ и предлагают ребёнку его изменить, создать что-то совершенно новое . Обычно применяют спички или палочки, из которых складывают определённую фигуру. Малыш должен переложить несколько спичек так, чтобы получился новый предмет. Иногда предлагают для изменения образа убрать несколько палочек.

Прекрасным заданием на скорость является дорисовка. Например, всем участникам игры раздают листочки с двадцатью изображёнными буквами «М». Каждый графический знак нужно превратить в новый предмет, но так, чтобы все 20 созданных образов окружающие смогли узнать. Затем обсуждаются оригинальность и узнаваемость изображённых предметов.

Почему важно?

Этот тип мышления ярко проявляется в дошкольном возрасте. На данном этапе происходит накопление различных зрительных, осязательных, звуковых отображений, с помощью которых малышу легче взаимодействовать с внешним миром. При мыслительном процессе, осуществляемом с помощью образов, активно используются воображение, пространственное восприятие, логическое построение структурных цепочек, оценивание ситуации. Ребёнок развивает способность представлять объект без наличия его в поле зрения.

Использование образов формирует эстетическую составляющую личности, развивает творческую мыслительную деятельность, ускоряет решение логических и математических задач.

Как сформировать?

Активное формирование такого мышления начинается с трёхлетнего возраста. Постепенно складываются определённые образы, накапливается информация, полученная в раннем детстве путём ощупывания и осматривания вещей. Затем бурно развивается детское воображение, и малыш способен додумать или представить явление, объект, целостную ситуацию. Нужно научить ребёнка мысленно увидеть предметы в разных пространственных положениях, менять в уме их место расположения.

Для диагностики необходимой степени развитости наглядно-образного мыслительного процесса психологи используют различные методики.

  • Существует способ работы с нелепыми изображениями. Малышу предлагают картинку с персонажем, оказавшимся в непривычной ситуации, когда герою приходится выполнять действие, несвойственное ему. Например, в гнезде вместо птенчика сидит лягушка, а птичка приносит ей косточку для пропитания. Ребёнок объясняет, почему изображение не соответствует реальности. Он должен определить, как бывает в природе и предложить свой вариант развития событий. Если ребёнок отлично справился с 7 из 10 заданий, то его наглядно-образное мышление находится на высоком уровне развития.
  • Метод конструирования предполагает дорисовку изображения. Оцениваются скорость и точность реакции. Малышу дают картинки с нарисованными знакомыми животными, игрушками, геометрическими фигурами. Он должен завершить рисунок за полторы минуты. Важна быстрота выполнения задания.
  • Методика «Собери картинку» подразумевает восстановление целого изображения из знакомых фрагментов. Критерии оценки определяются скоростью исполнения. При хорошем образном мышлении у ребёнка на сборку картинки должно быть затрачено несколько минут. За это время малыш подключает воображение, память и применяет метод исключения.
  • Существует ещё приём, основанный на поиске лишнего изображения. Малышу дают несколько схожих по каким-то группам признаков картинок. Он должен найти принт, не соответствующий основному составу сгруппированных изображений.

Способы развития

Трёхлетнему ребёнку необходимы сборно-разборные игрушки . Сначала ему показывают правильную разборку и сборку пирамидки, затем малыш должен повторить действия. Со временем добавляют изучение свойств предмета. Малыш учится определять формы, размеры объектов, различать оттенки. Важно заинтересовать ребёнка, привлечь его к рисованию карандашами, фломастерами, мелками, красками. Перед рисованием или сооружением башни ребёнок должен рассказывать о своих дальнейших действиях.

Дети 5-6 лет великолепно развивают образный мыслительный процесс при помощи игр с конструкторами . Они осваивают построение наглядных пространственных моделей, отражающих связи и отношения реальных вещей. Развитие образного мыслительного процесса формирует гибкость, подвижность и умение оперировать наглядными образами.

Старшим дошкольникам развитие мыслительного процесса с помощью образов стимулирует применение следующих методов и приёмов:

  • наблюдение за природными явлениями с последующим описанием и изображением увиденных или услышанных сведений;
  • сборка пазлов;
  • разгадывание ребусов, головоломок, загадок;
  • зарисовки по памяти;
  • изображение на листке понятий, не имеющих зрительных признаков: веселье, радость, звучание, дружба, мелодия, мысль;
  • лепка из пластилина, глины;
  • посещение музеев, выставок, экскурсий;
  • создание разных аппликаций.

Развитие дошкольников предусматривает следующие основные этапы обучения:

  • демонстрация;
  • объяснение;
  • совместная работа;
  • самостоятельные действия по образцу и творчество, не ограниченное определёнными рамками.

Формированию детского мыслительного процесса образами способствуют упражнения, где предлагается описать радугу, закат, капельку росы, массажную щётку или любые другие явления и предметы. Широко применяют упражнения с варьированием палочек или спичек, перевёртыванием каких-то символических знаков, например, литеры «Е» для получения другой буквы: «Ш».

Развитие дошкольников происходит стремительно. С каждым годом они проходят несколько этапов, которые позволяют им оценивать не только окружающий мир, но и собственную роль в окружении. Формируется важнейший процесс — наглядно образное мышление у детей дошкольного возраста, закладывающее фундамент для последующих мыслительных операций.

Наглядная форма мышления в дошкольном возрасте

В психологии выделяется несколько форм мышления, большинство из которых формируются уже в более взрослом возрасте.

До поступления в школу дети проходят через следующие мыслительные этапы:

  • Наглядно действенное
  • Наглядно образное
  • Теоретическое

В дальнейшем продолжается формирование интуитивной, аналитической и эмпирической форм.

Наглядные типы мышления наиболее важны для дошкольного возраста. Именно успешное прохождение через эти этапы обеспечивает будущему взрослому способность формировать суждения о событиях и делать умозаключения.

Наглядно действенное

Наглядно действенное мышление полностью формируется в 3 годам. Начиная с полутора лет, мальчики и девочки «мыслят» руками.

Главные особенности наглядно действенного мышления – использование собственных пальцев в качестве инструмента познания.

Соединение разорванных половинок, поломка или разбор игрушки – все это способ первичного восприятия предметов и возможность разобраться в том, что окружает маленького человечка. Именно поэтому такой тип познания назван наглядно действенным. Освоение действия — например, складывание кубиков, — происходит после нескольких успешных попыток собрать башенку или домик.

Наглядно образное

Примерно с 3 лет начинает формироваться новый тип мышления: к изучению мира руками добавляется система образов, запечатленных в памяти. Это означает, что малыш может наглядно воспроизвести уже знакомый и запомненный предмет. Особенно ярко навык использования образа проявляется во время рисования или лепки.

Детальной точности изображения в этом возрасте ждать не следует. Дошкольник рисует именно те черты, которые, по его мнению, характеризуют тот или иной объект. У дерева будет ствол и ветки. Домик обязательно снабжен крышей и стенами.

Родителям в этот период особенно важно стимулировать ребенка к любым занятиям, связанным с визуализацией.

Это может быть:

  • Аппликация из цветной и блестящей бумаги
  • Игры с конструкторами
  • Рисование карандашами, мелками, красками
  • Лепка из глины и пластилина.

Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников

Поддержать развитие наглядно действенного и образного мышления у дошкольников просто: ключевая цель родителей — не препятствовать демонтажу или «модернизации» предметов. Единственным ограничением выступают меры безопасности. Материалы должны быть максимально безвредны для младшего дошкольника.

Предметные действия не сразу приводят ребенка к пониманию основных признаков и назначения предмета. Необходимо время и повторные манипуляции, чтобы детским ум уловил наглядные обобщения и выстроил нужные связи.

Например, если дошкольник делал первые попытки рисовать карандашом, то при виде цветных мелков он не представит их назначение без предварительных проб.

Особенно эффективно формировать запоминание образов при помощи льющихся и сыпучих материалов. Ребенок пересыпает из руки в руку песок, делает горки из крупы, переливает воду. Постоянные прикосновения позволяют ему сначала определить, а потом запомнить, что, если песочек как следует смять, то получится куличик.

Если подытожить сказанное, то основной принцип развития подобной формы мыслительного процесса выражается в повторяющихся действиях, ведущих к одинаковому итогу: картинке, собранной игрушке, вылепленной фигурке.

Так возникает первое представления о конкретных предметах и жизненный опыт, который закладывает основу для развития мыслительных форм.

Формирование наглядно образного мышления

Основа наглядно образного мышления – догадка о возможном результате. Прежде чем совершить действие, ребенок представляет конечный результат. Например, сидя дома, дошкольник способен изобразить машинку, вспомнив ту, которая понравилась ему на улице.

Первые зачатки возникают в 3 года. Для оценки результата теперь не всегда необходим тактильный контакт с предметом. Имеющийся в голове образ помогает соотнести увиденный предмет с уже известной категорией и правильно его оценить. Дошкольник с легкостью узнает на витрине куклу или плюшевого мишку без необходимости предварительно его потрогать.

Чем большее количество предметов будет запоминаться, тем реже станет требоваться тактильный контакт для идентификации, зато осознаются связи и отношения между образом и реальным объектом.

Почему важно развивать образное мышление

Само понятие «образ» означает запечатление в человеческом сознании предметов и явлений реального мира, формирование воображаемого облика.

Дошкольник, особенно старший, уже способен накопить достаточное количество подобных отображений. Причем, иногда они носят не зрительный, а осязательный или звуковой характер.

Навык образного мышления значительно упрощает взаимодействие ребенка с внешним миром. Для разрешения поставленной задачи ему достаточно просто представить все ее составляющие и отыскать ответ.

В дальнейшем правильно развитое образное мышление позволит легче освоить пространственное мышление и представлять мир в трехмерном отображении.

Особенно важно уделять внимание ребенку на этапе развития образного мышления по следующим причинам:

  • Умение оперировать образами существенно ускоряет решение сначала бытовых, а позже – логических и математических задач;
  • Способность мыслить образами формирует эстетическую составляющую личности и тягу к прекрасному, что усиливается по мере взросления;
  • Оперирование образами способствует развитию .

Способы развития наглядно образного мышления

В зависимости от возраста и предпочтений самого ребенка выбираются различные методы, однако, в основе каждого лежит создание результата с опорой на представленный образ.

В трехлетнем возрасте – это игра с пирамидкой и подобными сборно-разборными игрушками. Для начала взрослый показывает процесс разбора и правильного сбора игрушки, после чего ребенку предлагается повторить действия.

Для усложнения задачи понадобится пирамидка с кольцами различных размеров. Дополнительный эффект от игрушки – обучение выделять существенные свойства объектов, различать размеры, формы, оттенки. Утверждать о том, что процесс развития образного мышления начался, можно, когда перед действием малыш способен рассказать, что он сейчас будет сооружать или рисовать.

Основные методы, применимы в старшем дошкольном возрасте

В дальнейшем образное мышление старших дошкольников следует стимулировать, используя следующие методы и способы:

  • Наблюдение за природой с последующими описаниями и отображениями увиденного;
  • Сравнительный анализ предметов различных размеров и форм;
  • Сбор паззлов с постепенным усложнением задачи;
  • Рисование по памяти;
  • Творческая работа с пластичными материалами – лепка из глины, пластилина;
  • Экскурсии в музеи, на выставки;
  • Отображение на бумаге или холсте понятий, не имеющих визуальных признаков: любовь, дружба, мысль, звук, мелодия;
  • Создание панно с использованием природных материалов, картона, цветной бумаги.

Эффективность занятий, направленных на развитие наглядно образного мышления в дошкольном возрасте зависит от правильности выполнения этапов обучения:

  • Демонстрация;
  • Описание или объяснение;
  • Совместная деятельность;
  • Самостоятельная работа по образцу;
  • Творчество на основании обобщения представлений о явлении, не ограниченное какими-либо рамками.

Любое занятие не должно утомлять ребенка, едва он чувствует усталость, необходимо переключить внимание на другую деятельность. Кроме того, важно постоянно поощрять и мотивировать малыша, воспитывая в нем истинную увлеченность процессом рисования или посещением экскурсий.

Что такое ? Обычно оно рассматривается как форма мышления, оперирующая образами. Наглядно-действенное мышление оперирует предметами и действиями с этими предметами (предметы мы имеем в наглядной данности). Абстрактно-логическое мышление оперирует понятиями. Наглядно-образное, повторимся, оперирует образами.

В случае наглядно-действенного мышления основным результатом является действие. Например, мы методом проб и ошибок определили, какая отвертка лучше подходит для закручивания шурупа, ею и закручиваем. Иногда результатом наглядно-действенного мышления является новый предмет: мы, например, из спичечного коробка, спички и бумажки сделали кораблик. Основным результатом абстрактно-логического мышления являются суждения и понятия (новые или откорректированные). Например, мы в ходе своих исследований выяснили (получили новое суждение), что некоторые коты имеют белый цвет. Таким образом, понятие "коты" немного изменилось, теперь в него входит подмножество "белые коты".

Основным же результатом наглядно-образного мышления, как несложно догадаться, являются образы. Увидев стоящего к нам лицом человека, мы, с помощью некоторых ухищрений в своем воображении, можем представить, как этот же человек выглядит сзади. В результате будет получен новый образ. Если мы видим открытку, разрезанную на несколько частей, то в своем воображении можем попробовать ее восстановить. Если это удастся, то будет получен новый образ. Если женщина собирается на работу и ей хочется показаться в новом виде, она может открыть шкаф или комод, разложить много имеющихся вещей, скомбинировать их у себя в голове. В итоге также будет получен новый образ.

Новые образы получаются не только путем комбинации уже имеющихся образов. Новый образ может быть получен путем трансформации имеющегося. Разглядывая какой-либо дом, можно представить себе, как он будет выглядеть, если к нему добавить еще один этаж и покрасить красной краской. Наблюдая какого-либо известного артиста в роли, например, Гамлета, можно попробовать представить, как он будет выглядеть в роли деда Мазая. Поэтому все упражнения, способы развития наглядно-образного мышления можно разделить на две группы:

Комбинационные,

Трансформационные.

Общая идея комбинационных упражнений - дать в качестве стимульного материала набор каких-то образов и попросить из этих образов составить что-то принципиально новое. Исходные образы могут быть самыми разными: от схематических элементов до фотографий или сложных фигур. Можно, например, в качестве исходных образов использовать символы: буквы, цифры, математические знаки.

Задачи ставятся двояко. Можно четко охарактеризовать конечный образ. Например: "Вот перед вами набор, состоящий из букв, цифр и математических знаков. Как из них можно составить фигурку человека?" Самый простой вариант здесь будет: голова это буква "О" или нолик, туловище с руками - плюсик, ноги - буква "Л". Другой вариант постановки задачи - дать полную свободу. Пусть испытуемый сам попробует сделать то, что ему хочется, что у него получается.

К комбинационным относятся и задачи, в которых надо восстановить пропущенный элемент. Типичный пример - использование для развития наглядно-образного мышления . Тренировка здесь происходит за счет того, что испытуемый у себя в голове комбинирует разные образы, элементы этих образов.

Общая идея трансформационных упражнений - дать в качестве стимульного материала какой-то один законченный образ и попросить изменить его таким образом, чтобы получилось что-то новое.

Можно использовать задачи со спичками, в которых из одной фигуры требуется получить другую. Можно, например, дать фотографию фотомодели или обычной женщины и спросить, как можно было бы улучшить ее внешность.

Можно делать упражнения на скорость: выдать участникам группового тренинга листы с нарисованными на них буквами "Ш" или иными простыми фигурками, в количестве 20 единиц, задача - как можно быстрее дорисовать к этим буквам новые элементы, так, чтобы получились узнаваемые образы. У одного человека все образы должны быть разными. Потом проводится обсуждение и легкая критика: насколько узнаваемые и оригинальные получились образы. Буква "Ш", например, легко дорисовывается до окна с форточкой. У многих участников тренинга этот образ, скорее всего будет. Если кто-то дорисовал эту букву, например, до пианино, этого человека можно похвалить.

Разумеется, очень хорошо развивается наглядно-образное мышление в процессе рисования. Если на групповом тренинге занялись изобразительной деятельностью, то важно поставить правильную задачу - чтобы на рисунке был получен новый, оригинальный образ. Можно тематически сузить рисунок: попросить нарисовать несуществующее животное, дом своей мечты, автомобиль будущего.

Подытоживая, можно выделить две основные мишени в развитии наглядно-образного мышления:

Развитие стремления к созданию новых образов,

Раскрепощение фантазии.

Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста

1. Вопросы развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста современной психолого-педагогической литературы

Высшей ступенью познания является мышление. Мышление человека не только включает в себя различные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение), но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет ученым-исследователям говорить о существовании различных видов мышления. Так, по словам Карвасарского Б.Д., в зависимости от характера решаемой задачи, от того, с чем оперирует мысль, выделяют три вида или уровня мышления:

    предметно-действенное, или ручное, мыслительные операции происходят в действиях с конкретными предметами;

    наглядно-образное, в котором основной единицей мышления является образ;

    словесно-логическое, или понятийное.

Указанные виды мышления развиваются в процессе онтогенеза последовательно от предметно-действенного к понятийному. Онтогенетическое развитие мышления ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоение общественного опыта, а особую роль играет целенаправленное воздействие взрослого в форме обучения и воспитания.

В соответствии с переходом ведущего вида мышления с наглядно-действенного на наглядно-образный уровень, в отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления, когда ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но то, что он знает по своему прошлому опыту, а оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации и значительно расширяет границы познания.

Таким образом, по определению Петровского А.В., наглядно-образное мышление, это вид мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них, с помощью которого наиболее полно воссоздается всё многообразие разных фактических характеристик предмета - в образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.

Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. В случаях же, когда свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представить, но можно обозначить словами или другими знаками задача решается с помощью отвлеченного, логического мышления, являющегося, по определению Петровского А.В., наиболее поздним этапом исторического и онтогенетического развития мышления, вид мышления, характеризующийся использованием понятий логических конструкций, функционирующий на базе языковых средств - словесно-логическое мышление. По мнению Ж.Пиаже (1969), Л.С. Выготского (1982), овладение знаками развития знаково-символической функции - одно из основных направлений в умственном развитии ребенка.

Исследования уровня развития наглядно-образного мышления в массовых диагностических обследованиях детей ежегодно (начиная с 1979г.) проводимых коллективом сотрудников под руководством Д.Б.Эльконина, показали, что дети с высоким уровнем образного мышления в дальнейшем успешно обучаются в школе, их умственное развитие в условиях школьного обучения протекает благоприятно, а для детей с низким уровнем образного мышления в последующем был характерен формализм в усвоении знаний и способов действий, наблюдали большие трудности в формировании логического мышления.

Роль образного мышления объясняется тем, что оно позволяет наметить возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации. При недостаточном уровне развития образного мышления, но высоком уровне логического последнее в значительной степени берет на себя ориентировку в конкретной ситуации.

Рассуждение дошкольника начинается с постановки вопроса, свидетельствующего собой о проблемности мышления и приобретающего у дошкольника познавательный характер. Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами позволяют дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию. На основе наглядно-действенной формы мышления дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимися в слове, то к концу дошкольного возраста, благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер, отражая не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения той или иной задачи, появляется возможность переходить к решению задачи в уме.

В дошкольном возрасте у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения притом, что познание действительности происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию словесно-логического (понятийного) мышления. Перестройка между умственными и практическими действиями обеспечивается включением речи, которая начинает предварять действия.

По мнению Коломинского Я.Л., Панько Е.А. итогом интеллектуального развития дошкольника являются высшие формы наглядно-образного мышления, опираясь на которые ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношение между предметами окружающей действительности, без особого труда не только понимать схематические изображения, но и успешно пользоваться ими.

Поддъяков Н.Н., Говоркова А.Ф. резюмируя серию экспериментальных исследований развития плана представлений дошкольников в возрастной динамике, пришли к выводу, что в условиях специально организованной подражательной деятельности в течение 2-3 занятий, у всех детей дошкольного возраста было сформировано умение представлять скрытые перемещения предмета и на их основе ориентировать свои практические действия, а у некоторых (особенно в возрасте 4-5 лет) наблюдались стремительные скачки в развитии данной способности - от неумения решить в плане наглядно-образного мышления даже самые элементарные двухходовые задачи к верному решению задач с объемом в 5 действий. Также исследователи выявили в качестве предпосылок, лежащих в основе развития у детей плана представлений, овладение детьми такими отношениями, как «часть-целое» и «модель-оригинал».

Поддъяков Н.Н. и Говоркова А.Ф. пришли к выводу, что благодаря специально организованным подражательной и модельной деятельности во всех возрастных группах дошкольников значительно увеличивается объем действий во внутреннем плане, что позволило им принять этот объем за мерило (критерий) сформированности образного мышления/25,115/.

Таким образом, можем сделать заключение, следуя многочисленным аспектам ученых-исследователей, о необходимости возникновения и развития в дошкольном возрасте наглядно-образной формы мышления, обеспечивающей познание действительности ребенком в настоящем и формировании в будущем высшей - словесно-логической (понятийной) формы мышления.

По мнению Урунтаевой Г.А., актуализировав способность мыслить, решать проблемные задачи в образном плане представлений, ребенок расширяет границы своего познания: он научается понимать объективные законы логики, ставя проблемные вопросы, выстраивая и проверяя собственные теории. В практической деятельности ребенок начинает выделять и использовать связи и отношения между предметами и явлениями, действиями. От выделения простых связей он переходит к более сложным, отражающим взаимосвязи причины и следствия. Опыты ребенка подводят его к выводам, обобщенным представлениям.

Речь начинает предварять действия. Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений.

Исследования показали, что способность оперирования конкретными образами предметов возникают в 4-5 лет, а в условиях специально организованной подражательной и модельной деятельности эти способности становятся доступны и младшим школьникам (2 года 6 месяцев - 3 года).

Как заметили многие исследователи важной особенностью наглядно-образного мышления является возможность представления и других ситуаций, связанных с исходной проблемой, и установления непривычных и невероятных сочетаний образных представлений предметов и их свойств, что включает в процесс мышления и воображения, открывая перспективы именно творческого созидающего мышления.

Усвоение форм образного познания формирует к концу дошкольного возраста у ребенка первичную картину мира и зачатки мировоззрения. Помимо участия в формировании основ личности ребенка к концу дошкольного возраста развивается и само наглядно-образное мышление, достигает своей высшей формы - наглядно-схематического мышления, средства для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений.

2. Условия развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги (оригами)

В процессе развития сенсомоторного (наглядно-действенного) интеллекта ребенка формируются сенсомоторные схемы, обеспечивающие отражение существенных свойств окружающих предметов и явлений, тем самым, создавая предпосылки для перехода к наглядно-образному мышлению. Ведущую роль в формировании такой возможности отводится внутренней имитирующей деятельности, подражанию. Ведущее значение в формировании образного мышления имеют игровая и подражательная деятельности. Для формирования наглядно-образного мышления большое значение имеет ориентировка на существенные связи ситуации - усвоение знаний о пространственных отношениях вещей.

Умение выделять наиболее существенные для решения задачи стороны действительности и устанавливать между ними определенные связи и отношения, необходимые для развития мышления, формируются в процессе овладения действиями наглядно-образного моделирования, источником которого является моделирующий характер конструирования, игры, рисования, аппликации и прочих видов деятельност.

Отношение детей к конструированию существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно сделать определенные игрушки, а путем складывания из бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Конструируя из бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая их характерные признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, это не мешает ребенку узнавать их, дополняя в воображении недостающие детали.

Через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов дети учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Конструирование из бумаги представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу - плоский материал - надо перевести в объемные формы. Потому с самого начала нужно научить детей простейшим приемам складывания. Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соизмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали, что требует известного волевого и мыслительного напряжения. Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. При этом необходимо помнить, что на качество изделий влияет не только выбор заготовки, а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приемам складывания квадрата.

Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки - это базовые формы, умение складывать которые - залог успеха в достижении результата. Поделки для детей среднего дошкольного возраста основаны на базовых формах «треугольника», «конверта», «воздушного змея».

Для того, чтобы вызвать у детей интерес с конструированию (оригами) и эмоционально настроить его на него как на творческую продуктивную деятельность, в которую нужно включить в смысловые поля, то есть культурно-смысловые контексты («упаковки») - поля изготовления продуктов деятельности для игры и познавательной деятельности, создание коллекций, создание макетов, изготовление украшений-сувениров, изготовление предметов для «театра». Все развивающие задачи на занятия продуктивной деятельностью целесообразно облекать в рамки интересного дела. Также, ввод игровых персонажей создает игровую мотивацию, вызывая распространение эмоций на всю ситуацию и задачу. То есть создается необходимое эмоциональное отношение

Развитию мышления дошкольника способствуют все доступные ему виды деятельности, при этом должны организовываться условия, способствующие углубленному познанию того или иного объекта. Необходимым условием развития творческого мышления является включение детей в деятельность.

3. Список использованной литературы

1. Анастази А.Психологическое тестирование./Под редакцией К.М. Гуревича, В.И. Лубовского.

2. Ахунджанова С.Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности.//Дошкольное воспитание - 1983 - 36 - с.34-36.

3. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С.Общая психодиагностика. - СПб.:Речь - 2000- 40с.

4. Булычева А.Решение познавательных задач: возможные формы занятий//Дошкольное воспитание, 1996 - № 4 - с.69-72.

5. Венгер Л.А., Мухина В.С.Развитие мышления дошкольника//Дошкольное воспиатние - 1979- 3 7 - с.20-37.

6. Галигузова Л.Ранний возраст: развитие процессуальной игры.//Дошкольное воспитание. - 1993 - №4 - с.41-47

7. Гальперин П.Я.Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии6Психология мышления - М., 1981

8. Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976.

9. Лысюк Л.Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2-4 лет.//Вопросы психологии; - 2000, - №1 - с.58-67

10. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология - Спб: Питер, 2007 - 959с.

11. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. - М.:Просвещение, 1988-190с.

12. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду6обучение и творчество - М., 1990.

13. Короткова Н.Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание - 2001 - 311 - с.29-40

14. Кудрявцев В.Инновационное дошкольное образование, опыт, проблемы, стратегия развития//дошкольное воспитание, 1996 - 3 10 - с.73-80.

15. Методы психологической диагностики. Выпуск 2-Под.редакцией Воронина А.Н. - Мю; 1994 - 202 с.

16. Мухина В.С.Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта - М., 1981.

17. Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д., С.С.Либиек, тонконогий И.М., основы общей и медицинской психологии - Л.:Медицина, 1975 - 224с.

18. Немов Р.С.Психология - М.:ВЛАДОС, 1999 - кн.3:Психодиагностика. Ведение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики - 632 с.

19. Парамонова Л., Урадовских Г.Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание - 1985 - № 7 - с.46-49

20. Психология:Словарь/Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М.:Политиздат,1990 - 494 с.

21. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/под редакцией Н.Н.Поддъякова, А.ф.говорковой - М:Педагогика - 1985 - 200с.

22. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 книгах: Кн.1: Система работы психолога с детьми раннего возраста. - М.:Владос-Пресс/ИД ВЛАДОС, 2004 - 384 с.

23. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии - Спб: Питер, 2002 - 720с.

24. Синельников В.Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач//Дошкольное воспитание. - 1996- №8 - с.93-100.

25. Трифонова Г.Е.О детском рисунке как форме игры//Дошкольное воспитание. - 1996 - № 2 - 26. Трубников Н.Н.О категориях «цель», «средство», «результат», М., 1968г.

27. Поддяков Н.Н.Развитие комбинаторных способностей//Дошкольное воспитание, 2001 - 310 - с.90-99.

28. Поддъяков Н.Н.Мышление дошкольника - М., 1977

29. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии - М.:Академия, 1998- 304с.

Анастасия Кондратьева
Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Мышление - процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: 1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; 2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные.

В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойст-вами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем.

Свойства мышления

Основные свойства человеческого мышления – его отвлеченность и обобщенность. Отвлеченность мышления состоит в том, что, думая о каких-либо предметах и явлениях, устанавливая связи между ними, мы выделяем только те их свойства, признаки, которые важны для решения стоящего перед нами вопроса, отвлекаясь от всех других признаков, в данном случае нас не интересующих: слушая объяснение учителя на уроке, учащийся старается понять содержание объяснения, выделить главные мысли, связать их между собой и со своими прошлыми знаниями. При этом он отвлекается от звучания голоса учителя, стиля его речи.

С отвлеченностью мышления тесно связана и его обобщенность. Выделяя наиболее важные, существенные с той или иной точки зрения стороны, связи и отношения, мы тем самым сосредоточиваем свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений. Каждый предмет, каждое событие, явление, взятое в целом, неповторимо, так как имеет множество разных сторон и признаков.

Виды мышления

В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление. Выделяют также мышление интуитивное и аналитическое, теоретическое, эмпирическое, аутистическое и мифологическое.

Наглядно-действенное мышление.

В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Практическая и теоретическая деятельность неразрывно взаимосвязаны.

Лишь по мере развития практической деятельности выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.

Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».

Наглядно-образное мышление.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Отвлеченное мышление.

На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается, сначала в простейших формах, отвлеченное мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий.

Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук - математики, физики, истории - имеет огромное значение в умственном развитии детей. Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований. Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием.

Интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Теоретическое мышление.

Теоретическое мышление - мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Теоретическое мышление противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Теоретическое мышление руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.

Эмпирическое мышление.

Можно выделить, по крайней мере, три жизненно необходимых функции эмпирического мышления.

Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно заданных свойств и отношений вещей заключается в их разделении, в ориентации на сходное и отличное, в выделении общего представления о предметах.

Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. В зависимости от практико-житейских задач человек одни и те же предметы, явления, ситуации может определять как более или менее сходные и различные.

В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их.

Способы развития мышления

Развитие наглядно – действенного мышления детей.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным.

Для развития наглядно-действенного мышления следует использовать следующие приемы работы с детьми:

1) Обучение анализу зрительного образа (взрослый может обращать внимание ребенка на отдельные элементы предметов, задавать вопросы о сходстве и различии).

2) Учить определять свойства предметов (дети не сразу понимают, что различные предметы могут обладать сходными свойствами; например: «Назови 2 предмета, которые обладают сразу тремя признаками: белый, мягкий, съедобный»).

3) Обучение узнавать объект по описанию возможных действий с ним (например, загадки).

4) Обучение поиску альтернативных способов действия (например, «Что делать, если надо узнать погоду на улице?»).

5) Обучение составлять сюжетные рассказы.

6) Обучение делать логические выводы (например, «Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший?»).

Развитие логического мышления детей.

Для развития логического мышления детей дошкольного возраста используются следующие приемы:

1) Обучение ребенка сравнивать предметы (например, «Найди 10 отличий в следующих картинках»).

2) Обучение ребенка классифицировать предметы (например, игра «Что лишнее?»).

3) Обучение ребенка поиску одинаковых свойств или признаков предметов (например, среди игрушек предложить ребенку найти 2 одинаковые).

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста:

1) Применение упражнений, направленных на формирование умения делить объекты на классы (например, «Прочитай слова (лимон, апельсин, слива, яблоко, земляника) и назови ягоды и фрукты»).

2) Формирование умения давать определения понятиям.

3) Формирование способности выделять существенные признаки предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс познавательный.

Список литературы:

1. Краткий психологический словарь/ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-нД, 1998.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие/Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Омега Л, 2006.

3. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ А. Л. Тертель. – М. : Проспект, 2006.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн., 1997.

5. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Учебное пособие/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995.

gastroguru © 2017