Выбор читателей
Популярные статьи
Наталья Чурилина
Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Сотворение мира»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Машенька»
Занятие по духовно-нравственному воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста на
тему : «Сотворение мира »
Выполнила : воспитатель
Чурилина Н. В.
п. Строитель
Пояснительная записка.
Дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, речь становится грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение пересказывать небольшие художественные произведения, составлять рассказы из личного опыта при этом фантазировать. Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением, начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявляли к ним взрослые; это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм, правил поведения и обязательности их выполнения. Формирование у детей старшего возраста религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости. По слова священника Александра Ельчанинова «важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста », «это именно та почва, в которой посеянное даёт урожай в тридцать, шестьдесят и даже сто карат. Потом, когда окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека». Поэтому можно сделать вывод : что воспринял человек в детстве , определяет всю его дальнейшую жизнь.
Исходя из высказанного, я поставила перед собой цель : дать детям элементарное представление о Боге как Творце всего существующего; показать, как прекрасно создана наша Земля.
Ориентируясь на поставленную цель я сформулировала задачи :
Ознакомление дошкольников с основными событиями Ветхого Завета;
- воспитание у детей чувство любви , заботливое и бережное отношение к растительному и животному миру, обучение их бережному отношению к окружающему миру – великому творению Господа;
Содействие становлению духовно -нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, помочь убедиться в Его реальности через приобщение к красоте и мудрости созданного им мира , способствовать формированию высших (религиозных) чувств;
Содействие развитию речи детей : обогащению словаря, развитию навыков речевого общения;
Развитие навыков усидчивости и аккуратности в работе.
Предполагаемый результат.
С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию я надеюсь достичь следующих результатов :
Устойчивость навыков поведения;
Стабильность психического развития;
Целостность восприятия мира ;
воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Предварительная работа :
работа с иллюстративным материалом; наблюдения на прогулке; беседы «Мир Божий вокруг нас» , «Свет. День. Ночь» , «Небо» ; подвижная игра «День – ночь» ; чтение рассказа «Наш мир» ;чтение Детской Библии (Ветхий завет) ; творческая деятельность детей : рисование и конструирование по теме «Облака» , «День – ночь» , «Что мы видели на прогулке» , «Церковь» .
Словарная работа :
Бог, Господь, Библия, Мир, рукотворный, небесный свод, свет, тьма, ночь, день.
Оборудование : детская Библия,колокольчик,фигурки ангелочков,ноутбук,иллюстрационный материал (рисунки с изображением дней Творения,цветная бумага,клей,образец воспитателя ,картинки с изображением разных предметов.
Воспитатель : Ребята,я очень рада,что вы пришли сегодня в детский сад. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Зазвонил наш колокольчик,он приглашает нас на занятие . Давайте подойдем к православному уголку. Скажите пожалуйста,что такое православие?Это слово означает-правильно славить Бога. Откуда нам узнать о Боге?Мы никогда не видели Бога своими глазами,но можем узнать о Нем из Библии. Что вы знаете о Библии?Это священная книга. Она была написана святыми людьми по повелению самого Бога. Библия состоит из Ветхого Завета (написан до Рождества Христова) и Нового Завета (написан после рождения Иисуса Христа) В нашем уголке есть такая книга?Да. Давайте откроем первую страницу. Сегодня Библия расскажет нам,как произошел мир,кто его сотворил . Давайте пройдем в наш кинозал и посмотрим интересный мультфильм. Но сначала я вам раздам билетики в виде ангелочков,которые приготовили для вас православные загадки.
1. Льется,льется дивный звон. Всех зовет к молитве он. Знаешь ты,и знаю я,То звонят (колокола)
2. Сюда приходят в день воскресный. А в праздник здесь порою тесно. Здесь люди каются, спасаются. Как это место называется?
3. Как близки нам эти лики :Божья Матерь и Спаситель. Всех святых мы видим взоры. С образов или с (иконы)
4. Она стоит и я стою. Она горит,и я хочу гореть любовью к Богу,к людям. О том молюсь,того хочу,и зажигаю я ….(свечу)
5. Не очень-то удобно,если честно, держать в руках зажженную свечу. А в храме для всего,конечно же,есть место. Куда же ставим мы свечу (подсвечник)
6. Кто придумать этот мир так чудесно смог?Жизнь,кто людям подарил,ну конечно (Бог)
7. Если кто тебя обидел,Бог учил нас не кричать,не держать в сердце обиды,а от всей души….(прощать)
8. Если жить долго хотите,благословенья получать,то тогда должны вы,дети отца с мамой….(почитать)
Воспитатель раздает детям ангелочков и они все вместе идут смотреть мультфильм : «Сотворение мира »
Воспитатель : Ребята, понравился вам мультфильм? Давайте подойдем к магнитной доске и вспомним, что сотворил Бог в первый день ? Дети рассказывают стихи и выкладывают на магнитной доске дни сотворения в виде лепестков по кругу.
1ребенок :В день первый? Невидимый мир. Духовный струится эфир . В нем Ангелы песни поют. И свету нашелся приют. Бог отделил свет от тьмы.
2ребенок :В день второй?Небосвод,откуда дождик идет. Вверху и внизу-вода. И небо меж ними тогда. Бог сотворил воду и твердь-окружающее землю пространство-небо.
3 ребенок :В день третий? Из воды получились моря. Средь них-суша-земля. Насадил на земле Бог цветы,траву,деревья,кусты.
4 ребенок :В день четвертый?Бог сотворил на небе много светил. Солнце,звезды и луна светят с тех пор всегда.
5 ребенок :В день пятый?Рыбок в воде,лягушек и змей на земле. И стаи птиц в небесах,букашек и мошек в лесах.
6 ребенок :Шестой же день явил нам чудо!Из ничего,из ниоткуда :гиппопотамы,крокодилы,олени,тигры и гориллы…Земля наполнилась! И вот нас диво-дивное всех ждет. Венец творения-человек! «Наследуй землю всю во век!» В шестой день появились,по слову Божию,разные животные на земле. В этот день Бог сотворил человека-мужчину и женщину-и поручил людям заботиться о всей земле.
Воспитатель :Ребята,как мы должны относиться к окружающей природе?Почему?И совершил бог к седьмому дню дела Свои. И благословил Творец седьмой день,и заповедал посвящать каждый седьмой день служению Богу и ближним;сделал седьмой день праздником. Что мы должны делать в седьмой день?Смотреть телевизор?Играть в компьютерные игры?Мы должны ходить в церковь,посещать больных,ходить в гости.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Божий мир» .Я буду вам называть то,что создал Бог,а вы показываете это движениями. Бог создал солнце (руки вверх,Бог создал птиц (машут руками,Бог создал ветер (дуют губами,Бог создал медведя (ходят в перевалочку,Бог создал –деревья (поднимаются на носочки) и т. д.
Ребята,я вас приглашаю в нашу творческую мастерскую. (дети садятся за столы) Сегодня мы будем украшать разные предметы шариками из бумаги. Для этого нам понадобятся материалы : рисунок любого предмета (солнышко,бабочка,цветок,рыба и др.) ,
цветная бумага,клей. Посмотрите, как я украсила лисичку. Бумагу какого цвета я использовала (оранжевого) Для того,чтобы украсить предмет, выбираем цвет бумаги,отрываем небольшие кусочки, сминаем ее пальцами,ладонями, формируем шарик и приклеиваем к рисунку. Работаем аккуратно,быстро. Молодцы,ребята!Какие красивые аппликации у вас получились. Несите их на выставку.
Какой предмет украшала ты,Соня?Солнышко. В какой день Бог сотворил солнце ? В четвертый. Какой предмет украшал Никита?Птицу. В какой день Бог сотворил птиц ?В пятый. (дети называют предмет,который украшали и день его создания Богом)
Давно был мир наш сотворен ,
И мы в том мире живем,
Его нам Бог подарил
И тайну создания открыл.
Занятие проводится в 3 классе и направлено на создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для духовно-нравственного развития личности.
Заставляет детей задуматься о том, какие поступки людей сохраняют первозданную красоту мира.
Районный практический семинар учителей начальных классов.
Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению
Научное сообщество «Мой край», учащиеся 3 класса
Руководитель: Коростелева Галина Васильевна
Тема : Сохраним красоту Божьего мира.
Цель: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для духовно-нравственного развития личности.
Планируемый результат:
Познавательные УУД:
Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое красота мира и от чего она зависит.
Слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий.
Учиться письменно составлять текст-призыв для односельчан.
Регулятивные УУД:
Формировать умение ставить гипотезу, удерживать ее и планировать шаги для ее утверждения или опровержения.
Коммуникативные УУД
-аргументировать свою позицию; уметь работать в сотрудничестве.
Личностные УУД:
Учащиеся приобретают опыт внимательного отношения к окружающим миру.
Оборудование: картины природы, компьютер, проектор, презентация, музыкальные заставки «Дорогою добра», «Песня о красоте природы»,«Не губите, мужики», видеоролик «Мой край», «Лоскуты рая» (стрелецкая степь), «Храм», книга «Основы православной культуры» 1 год обучения, «Соловушка», оформленные листы-призывы для социума.
Ход занятия
Звучит песня «Дорогою добра».
Дорогие гости, встречайте юных магистров научного сообщества «Мой край».
С каким настроением пришли на занятие? (отличным)
Чего ждёте от занятия? (больше узнать о своем крае, приобрести опыт поведения в обществе)
Для того чтобы узнать тему нашего занятия, я попрошу вас посмотреть на экран. (Просмотр видеоролика «Мой край»)
О чём ролик? (о красоте нашего края)
А что такое красота? Узнаем лексическое значение этого слова (работа со словарем)
Толковый словарь Ожегова.
Красота
- красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях)
А какая бывает красота? (разная)
Об этом давайте прочитаем в книге. (чтение «Пурпуровый цветок», с.41)
Ребята, а кто создал эту разную красоту, которую мы видим ежедневно?
(Бог, Творец).
Давайте прочитаем об этом . (работа по учебнику 1 год обучения с. 68, чтение)
Что вы поняли из прочитанного? (действительно, красоту мира создал Бог)
(чтение учителем стихотворения «Всюду Бог») показ слайдов
Всюду Бог
В этой чуткой тишине,
В этой шири полевой,
В этой синей вышине
У меня над головой,
В серебре текущих вод,
В ветре тихом, словно вздох,
Чую сердцем, что живет
Всюду всё создавший Бог!
А как вы считаете, нужно ли нам сохранять эту первозданную красоту природы? Для кого? (нужно сохранять красоту природы для будущих поколений).
Кто может сформулировать тему сегодняшнего занятия. (сохраним красоту Божьего мира) запись темы на доске
2. Выдвижение гипотезы.
Ребята, так как вы юные магистры и у нас научное сообщество, давайте мы с вами проведем небольшое исследование. А для этого нужно выдвинуть гипотезу по теме нашего занятия.
Что такое гипотеза? (это предположение правдоподобное или неправдоподобное)
Совершенно верно. Как вы считаете, какую гипотезу мы можем сформулировать к сегодняшнему исследованию? (предполагаем, что красота Божьего мира зависит от действий человека)
Я с вами абсолютно согласна. Для нашего исследования вы будете записывать на листочек свои предположения.
3. Работа по исследованию.
а) - Посмотрите, пожалуйста, слайды. Скажите, что вы видите на них и запишите главные мысли на листочек? (как по вине человека была уничтожена природа)
видеоролик «Не губите природу»
Правильно ли поступал человек, когда совершал данные действия и к чему это привело? (человек совершал неправильные действия и привело это к гибели окружающего мира. По вине человека были погублены многие деревья, травы, животные, водоемы).
б)- Давайте вспомним, нет ли в нашем селе памятных мест, которые были разрушены по вине человека? (есть, это наша церковь, которая является святыней и гордостью нашего села ) слайд
просмотр видеоролика о храме
- Ребята нашей школы предпринимают все действия для того, чтобы сохранить то, что осталось: они каждую весну выходят на уборку вокруг церкви, создают фильмы об истории создания святыни и материалы отдают в музей школы (чтение стихотворения Василия Золотарева «Чудесны ландшафтами курские дали»)
в) - На грани катастрофы еще один объект нашего села. Это «Лебединый колодец». Неправильные действия человека почти привели к тому, что самый чистый источник нашего села приходит в упадок.
Расскажите, что вы знаете об этом источнике.
Рассказ об истории «Лебединого колодца». (слайд)
- Конечно, нам необходимо сделать все возможное для того, чтобы сохранить этот природный объект нашего села для будущего поколения. Давайте подумаем, что в наших силах сделать для сохранения этого объекта. (Рассказать историю колодца своим родителям. Предложить им пойти на субботник, разобрать плотину, сделанную бобрами, и спустить воду в пруду).
4. Действия человека по сохранению окружающего мира.
1. Итак, для того чтобы сохранить красоту мира нужны такие действия человека, которые не приводили бы к гибели окружающей среды.
Как вы считаете, что это за действия? (уборка территории, сохранение источников, участие в акциях «Помоги птицам зимой», посадка деревьев)
Мы с вами тоже приносим посильную помощь нашей природе, участвуя в этих акциях. (показ фильма «Красота природы»). Запись на листочках своих мыслей.
2. Показ фильма «Стрелецкая степь»
Для сохранения красоты Божьего мира человек создает заповедники.
А что такое заповедник? Давайте посмотрим фильм о природном центрально-черноземном заповеднике имени профессора В. В. Алехина Курской области «Стрелецкая степь». (просмотр фильма «Лоскуты рая»)
Вы посмотрели фильм о заповеднике нашего края, который охраняет места первозданной красоты, очень хрупкой и от малейшего неправильного действия человека может разрушиться. Давайте будем беречь то, что нам дано свыше.
(чтение стихотворения Юрия Першина «Моя родина»)
5. Итог занятия
Давайте вспомним гипотезу, которую мы с вами выдвигали в начале нашего исследования. (предполагаем, что красота Божьего мира зависит от действий человека).
Какой вывод мы можем сделать. (Действительно, красота Божьего мира зависит от действий человека, то есть будет она сохранена или нет)
Итак, наша гипотеза получила достоверное доказательство. Действительно от действий человека зависит красота Божьего мира.
Давайте мы с вами напишем призыв нашим односельчанам, о необходимости сохранения красоты природы. (дети под музыкальное произведение «Песня о земной красоте» пишут призыв на листочке.)
Давайте подумаем, где мы можем прикрепить наши листочки - призывы так, чтобы они были прочтены, то есть услышаны людьми? (в классе, в школе на стенде, на ларьке, на магазине, на остановке)
(дети зачитывают свой призыв и выходят в коридор школы и приклеивают на дверь)
Просмотр видеоролика «О Родина» (конец)
6. Рефлексия.
Учитель : Не забывайте о том, что будущее нашего края зависит от нас с вами. Стараться сделать свой край краше, богаче – наша задача.
Спасибо вам за плодотворную работу на сегодняшнем занятии.
Призыв!!!
Дорогие наши односельчане! Мы, юные заседатели сообщества «Мой край», призываем вас сохранять красоту Божьего мира: не губить объекты природы и исторические памятники нашего села. Давайте все вместе будем убирать нашу святыню и спасем «Лебединый колодец».
С ув. юные магистры Костровской школы
Самоанализ внеурочной деятельности
Внеурочное занятие проводилось по духовно-нравственному направлению. Форма занятия – заседание научного сообщества «Мой край». Это третье занятие в разделе «Православная культура в жизни людей».
Тема: Сохраним красоту Божьего мира.
Цель: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для духовно-нравственного развития личности (готовности и способности обучающихся к саморазвитию; положительное отношение к миру; личная ответственность за свои поступки, мотивация к социальной деятельности).
Планируемый результат: задуматься о том, какие поступки людей сохраняют первозданную красоту мира.
Познавательные УУД:
Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое красота мира и от чего она зависит.
Слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий.
Учиться письменно составлять текст-призыв для односельчан.
Регулятивные УУД:
Формировать умение ставить гипотезу, удерживать ее и планировать шаги для ее утверждения или опровержения.
Коммуникативные УУД
Формулировать собственное мнение, уметь общаться, рассказывать на публике, слушать и слышать друг друга;
- аргументировать свою позицию; уметь работать в сотрудничестве.
Личностные УУД:
Учащиеся приобретают опыт внимательного отношения к окружающему миру.
Технология, применяемая на занятии: исследовательская
Оборудование: фотографии родной природы, компьютер, проектор, презентация, музыкальные заставки: «Дорогою добра», «Песня о красоте природы», «Не губите, мужики», видеоролик «Мой край», «Лоскуты рая» (стрелецкая степь), «Храм», книга «Основы православной культуры» 1 год обучения, книги для выставки «Родные просторы в произведениях земляков», оформленные листы-призывы для социума.
Структура занятия
А) отрицательное воздействие человека на природу;
Б) положительное воздействие человека на природу.
4. Рефлексия
1. вывод (достигла ли гипотеза подтверждение или нет)
2. призыв для односельчан.
5. Практический опыт учащихся.
Вывешивание призыва на людных местах.
На протяжении занятия используется исследовательская технология. Дети самостоятельно выдвигают гипотезу и исследуют ее опровержение или доказательство. На данном занятии были решены три уровня воспитательных результатов:
Поэтому я считаю, что данное занятие достигло цели и планируемых результатов.
История создания Владимирской церкви с. Костровы
Рыльского района, Курской области
В клировой ведомости Владимирской церкви с. Кострова Рыльского уезда за 1916 год содержатся следующие сведения.
Владимирская церковь построена в 1781 году «тщанием вдовы генерал – майора Анны Григорьевны Полянской» . Храм трехпрестольный: престолы освещены в честь Владимирской иконы Божией Матери, в память успения святой преподобной Анны и в честь святых Бориса и Глеба. К 1916 году церковь владела 33 дес. 1200 кв. саж. Пахотной земли и 1 ½ дес. усадебной земли вместе с погостом. Церкви принадлежала каменная сторожка, в которой располагалась женская церковно-приходская школа. В приходе, кроме указанной церковно-приходской школы, находилось начальное народное училище в с. Кострова и церковно- приходская школа в д. Кленной. Обе церковно-приходские школы были учреждены в 1900 году. В 1916 году в школах обучалось 136 мальчиков и 90 девочек.
Ближайшими церквами были Никольская села Никольникова и Борисо-Глебская села Березников.
В приход Владимирской церкви входили деревни: Могилевка, Шустовка, Кленная, Огаркова, Тураева. Всего в приходе числилось 437 домов , в которых проживало мужчин – 1542 чел., женщин – 1473 чел.
Священником с 1908 года в храме был Петр Гаврилович Попов.
После выхода в свет декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23.01. 1918 г. Владимирский храм продолжал действовать в соответствии с договором, заключенным в июле 1920 г. Между гражданами села Кострова с Костровским волисполкомом.
В 1920 г. была составлена опись имущества Владимирской церкви. В описи содержится краткое описание внешнего вида и внутреннего убранства храма: церковь и колокольня каменные, в колокольне три колокола, вокруг церкви – ограда. В алтаре – деревянный трехъярусный иконостас, а в алтаре – 8 малых простых икон в киотах и 5 икон без киотов, 2 серебряных креста, в иконостасе 6 больших икон.
Беседа с детьми подготовительной группы по теме: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы отраженная в православных иконах русского народа»
Автор : Колесникова Светлана Александровна, воспитатель.Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
На третий день после смерти Иисус воскрес.
Слайд №18 (На экране появляется изображение иконы «Воскресение»).
На сороковой день Иисус вознесся на небеса к небесному Своему Отцу.
Слайд№ 19 (На экране появляется изображение иконы «Вознесение»).
После вознесения Иисуса Христа Мария прожила еще много лет, путешествовала с учениками Христа и проповедовала Евангелие. Большую славу и почтение имеет Она в России. Широко прославились чудотворные иконы и списки с этих икон.
На экране появляются слайды с изображением святых, чудотворных икон Божией Матери
.
Некоторые иконы миро точат, т.е. самопроизвольно выделяют священное масло – миро.
Слайд № 26(На экране появляется изображение мироточивой иконы).
В благодарность за совершенные чудеса, люди приносят к иконам драгоценности и украшают их.
Слайд№27 (На экране появляется изображение иконы украшенной драгоценностями).
Скончалась Пресвятая Богородица в глубокой старости в окружении учеников Христа.
Слайд №28 (На экране появляется изображение иконы «Успение Пресвятой Богородицы»).
Владычице
К Тебе, Владычице святая,
К Тебе за милостью приду,
В Тебе, Заступнице благая,
Покров и помощь я найду.
Ты нам прибежище, и щит,
И исцеление болящих,
К Тебе обиженный спешит,
Утеха, Радость всех скорбящих!
Презентация на тему: Земная жизнь Пресвятой Богородицы отраженная в православных иконах русского народа
Воспитывать в детях способность чувствовать красоту и мудрость окружающего мира, знакомить их с жизнью природы.
Рассказ учителя по новой теме. Если нет возможности провести урок на свежем воздухе, то можно использовать одну из двух презентаций: специально для детей или с уникальными фотографиями животного мира .
Раскрашивание детьми раскраски.
Рассказ учителя по новой теме.
Работа с иллюстрациями. Учитель показывает детям картину и проводит беседу по вопросам .
Подвижная игра на общение.
Дети рисуют чей-нибудь дом.
Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.
Посмотрим в окно. Что мы там видим?
Дома, деревья, люди ходят по улицам. Продавец продает мороженое. Все заняты своими делами.
А если мы пойдем в лес, что мы там увидим?
Там разные деревья растут, птицы летают, звери бегают. Летом бабочки летают. Много насекомых: жучки, червячки, кузнечики. А если рядом есть речка, то там рыбы плавают.
Всем и всему на Земле есть место. Мир – наш общий дом. Как нам жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу?
Сегодня в школу впервые пришли малыши. Завтра они сядут за парты, а сегодня их привели родители, чтобы познакомиться с учителем.
Матери ушли домой, а дети остались с учителем на зеленой лужайке, под высокой липой.
Старый учитель Иван Филиппович сегодня встречает десятое поколение своих воспитанников. Доведет этих малышей до четвертого класса, и исполнится сорок лет его работы в школе.
Ласковые, приветливые глаза учителя смотрят в черные, синие, серые, голубые глаза своих воспитанников.
Дети улыбаются.
– Дети, вы не видели, как задолго до рассвета восходит утренняя заря? – спросил Иван Филиппович, и его ласковая улыбка вызвала у малышей такую же теплую улыбку.
– Нет, не видели, – ответили дети.
– А вы не видели, как соловейко пьет росу?
– Нет, не видели...
– А как шмель чистит крылышки – перед тем, как взлететь с цветка, в котором он спал ночью?
– Не видели...
– А не видели ли вы, как веселая букашка – божья коровка – в теплый зимний день спросонок выглядывает из-под коры: не наступила ли весна?
– Не видели...
– Какие же вы счастливые, дети... – сказал Иван Филиппович. – Счастливые, ведь вам есть что увидеть. Счастливые, потому что увидите много прекрасного. Я поведу вас на берег пруда, и вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах, затаим дыхание и увидим, как соловейко, проснувшись, пьет капельку росы. Придем до восхода солнца к большому тыквенному цветку и застанем там ленивого шмеля, который переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки. Пойдем ранней весной к нагретому солнцем стволу и увидим, как божья коровка из-под коры выглядывает и удивленно смотрит на снег: что же это такое – жарко уже спать в постели, а на улице снега лежат?..
Вы такие счастливые дети, потому что все это предстоит увидеть...
Творение (часть 1)
Бог творит мир прекрасным и совершенным Бытие 1,1-19
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ УРОКА
Назовите несколько творений Божи их: земля, море, небо, солнце, луна, звезды, деревья, цветы и др.
Скажите, кто создал все это.
Поблагодарите Бога за Его творения.
Прогуляйтесь.
Спойте хвалебную пснь о творении.
Сделайте холодные закуски из плодов, сотворенных Богом.
Изготовьте картинку о творении.
Разучите рифму о Божьем творении.
Творение!
Бог сказал, и природа под действием чудотворной силы начинает оживать мир в ранней стадии развития, Божье повеление коснулось всего, и родилась прекрасная жизнь. Когда Вы будете размышлять над текстом сегодняшней истории, позвольте Богу вдохновить Вас совершенством Его замысла. Его мир! Его творение! Ваши трехлетние дети еще не могут понять всю глубину Божьего могущества в деле творения мира, окружающего их. Приложите все Ваши усилия к тому, чтобы малыши как можно глубже поняли, что создателем всего прекрасного является только Бог.
Первый урок начинается описанием творения. И хотя мы предлагаем Вам упомянуть о том, что Бог сотворил все из ничего, но согласитесь с тем, что это учение не так уж и важно для маленьких детей. Уделите более внимания тому, что творение Бога совершенно и прекрасно. Тема о том, что зло, уродство и порча пришли в наш мир не от Бога, а возникли из-за непослушания человека и появления греха, будет освещена немного позже (урок 5). Первозданный мир был совершенным и прекрасным. Это понятие доступно Вашим малышам. Этот урок охватывает первые четыре дня творения, когда Творец создал все неживое, хотя многие древние мышления считали солнце, луну и звезды живыми существами. Последовательное развитие событий четырех дней не очень запомнится детям, но, однако постарайтесь дать прочувствовать детям как Божья забота и порядок отражаются в Его творении. Мы должны встречать каждый день благодарностью Богу. Который создал все то, что, окружает нас, а также не бояться ночи, вверяя себя Тому, Кто сотворил ее, и, веря, что Он и сохранит в ней. Таким образом, день и ночь, как и остальное творение, отображают образец мудрости и заботы Творца.
Материалы
1. Букет цветов или ассортимент фруктов (позаботьтесь, пожалуйста, о том, чтобы цветок или кусочек фрукта был у каждого ребенка).
2. Ваза или какая-нибудь другая емкость.
Вначале соберите вокруг себя Вашу группу и покажите им все примеры прекрасного Божьего творения цветы или фрукты. Дайте каждому ребенку цветок или кусочек фрукта, чтобы они могли подержать и рассмотреть его. Потом выделите несколько минут для того, чтобы вместе поговорить о прекрасной Божьей работе: ярких красках, запахе, строении цветка, фруктов. Расскажите Вашим детям, что это Бог создал каждый цветок, каждый кусочек фрукта совершенным. Затем соберите их опять вместе и попросите каждого ребенка ПОЛОЖИТЬ СВОЮ наглядность в вазу или другую емкость, которую Вы заранее приготовили. При этом пообещайте детям, что они смогут их забрать после урока домой. В начале не было ничего, совсем ничего! (Дайте время детям закрыть глаза и представить. Очень, очень много лет задолго до того, как вы появились свет, даже ваши мамы и папы, дедушки и бабушки еще не родились, нашего прекрасного мира здесь не было вообще, это, правда, не было всем ничего. Не было ни звезд, солнца, ни деревьев, ни птиц, ни маленьких котят, ни маленьких детей совсем ничего не было, говорит Бог.
Тогда Бог решил сотворить большой прекрасный мир. Он захотел сделать все самое прекрасное для нашего мира животных и цветы, озера и тучи. Бог все так и сделал. А вы знаете, как Бог все это создал? У Него не было лопаты, и Ему не нужен был станок. Бог вообще ни в чем не нуждается. Он только говорил слово! И это было все, что нужно сделать Богу для того, чтобы создать этот огромный и прекрасный мир.
Вначале Бог сказал: «Я хочу, чтобы днем было светло». (Покажите детям солнце). «И Я хочу, чтобы было темно ночью». (Покажите детям ночное небо). И эго все стало так. С тех пор начали длиться дни и ночи, поочередно сменяя друг друга. Так были созданы день и ночь.
Бог посмотрел на прекрасные день и ночь, которые Он создал. Ему понравилось. Все было хорошо и просто замечательно! Но Бог еще не закончил творить. Он хотел большего! Поэтому Он сказал: «Пусть будут земля и небо!» И как только Бог сказал, появилась земля. (Покажите детям землю). А над землей было небо. (Показать небо). Как прекрасно! Но подождите... это было еще и все! «Я хочу, чтобы была вода в море» " сказал Бог, чтобы были голубые озера, журчащие ручейки и волнистые океаны». И стало так. Чистая, свежая вода наполнила все низины на земле» образовав маленькие и большие пруд.(Покажите иллюстрацию море озеро.
Попросите Ваших маленьких детей внимательно выслушать историю о прекрасном Божьем творении. Примечание: Если это Ваша первая встреча с трехлетними детьми, то установите «правила слушания историй из Библии. Для этого Вы можете использовать рифмы, которые будете повторять все вместе или какой-нибудь условный знак, который будет являться сигналом к началу Библейского рассказа.
Материалы
2.Цветные иллюстрации светил (солнце, луна, звезды), суши и моря, различных растений (цветы, деревья).
Покажите детям Библию, указывая, что из нее мы узнаем о прекрасных вещах, которые Бог сотворил для нас. (Дайте детям подержать Библию, и спросите, где они еще ее видели в церкви, дома, у бабушки, у дедушки и др.). Потом начните Библейскую историю. Можете ли вы посмотреть вокруг себя на прекрасный мир, окружающий нас? На небо и облака, на горы и озера, на солнце, луну и звезды, на деревья, кусты и цветы. Закройте на минуту ваши глаза и представьте, что наш прекрасный мир куда-то исчез. Нет гор или реки). И увидел Бог, что все удивительно и хорошо.
Но и это было не все! Бог посмотрел вокруг и повелел растениям покрыть землю. Это были высокие фруктовые деревья, зеленая трава и разноцветные цветы. И стало так! Каждое растение и каждый цветок Бог сделал неповторимым! И очень красивым. (Покажите детям растения). Думаете, Бог уже закончил? (Дайте детям подумать). Правильно, нет. Бог заговорил опять и сказал: «Я хочу, чтобы были светила на небе... солнце, луна и звезды!». И стало так. Большое круглое солнце поднималось в небо и согревало землю днем. Сияли и мерцали звезды, и месяц освещал спокойную и тихую ночь. Да! Бог сотворил все прекрасным и замечательным. Все было совершенным и именно таким, каким Бог хотел его видеть. Примечание: Когда Вы закончите рассказывать историю, разложите иллюстрации и дайте детям поближе рассмотреть их.
Материалы
1.Несколько емкостей (коробка из под маргарина, целлофановые пакеты, спичечные коробки и т.д.), по одному предмету на ребенка.
2.Длинный кусок веревки с завязанными узелками по количеству детей.
Практическая деятельность обеспечивает закрепление знаний, полученных на уроке, связывая Библейскую историю с определенными действиями. Организуйте прогулку с Вашими детьми. Научите детей познавать удивительный Божий мир на собственном опыте, рассматривая, слушая его, ощущая запахи. Перед тем, как покинуть класс, подготовьте детей, внятно и точно объяснив, что Вы собираетесь делать и, как Вы рассчитываете каждого задействовать. (Если хотите, разделите детей по парам, предложите держаться за руки во время всей вашей прогулки. Или, если Вы принесли с собой длинную веревку, дайте возможность детям потренироваться гулять, держась за узелки. Пройдитесь несколько раз вокруг комнаты колонной по одному. Обязательно объясните детям, что нужно крепко держаться за веревку. Это поможет вам быть вместе, и никто не потеряется!). Затем дайте каждому ребенку по одной маленькой коробке и объясните, что во время прогулки они должны собрать в них как можно больше прекрасных Божиих творений. Предоставьте детям самим догадаться, что это может быть (камешки, веточки, цветочки, листья и т.д.). Собранные вещи пусть они принесут в класс.
После того, как Вы дали детям ясное наставление, отправляйтесь на улицу, если позволяет погода, и выделите время для рассматривания и слушания. Перед тем как Вы начнете показывать иллюстрации Божьей работы, побудите самих детей предложить что либо из того, что они видят. Используя каждую иллюстрацию, делайте особое ударение на то, что Божий мир прекрасен и хорош. Затем выделите время, чтобы собрать несколько отдельных предметов, которые вы возьмете с собой в класс чуть-чуть песка или грязи, листья, веточки, сосновую хвою, цветы, воду, камни. Поговорите о творениях, которые очень большие, и которых нельзя принести в класс солнце, облака, деревья. Перед возвращением в класс найдите место для минутного отдыха. Пригласите Ваших малышей присоединиться к короткой молитве благодарения Богу за все прекрасные вещи, которые вы видели во время прогулки. После возвращения в класс выделите время, чтобы вместе извлечь и разложить вашу коллекцию на столе, где родители смогут увидеть ее, когда придут забирать своих трехлетних малышей, Попросите детей рассказать их мамам и папам о прогулке в Божий прекрасный мир. Примечание: Если Вам невозможно вывести Вашу группу на природу, воспользуйтесь списком «дополнительной деятельности» в конце урока.
Материалы
Картинка к Библейской истории. (Каждому по одной).
Соберите детей опять возле вазы с цветами и корзинки с фруктами. Попросите их прослушать песню о творении «Сотворить, кто мог?» в Вашем исполнении. (См. раздел <<Песни»). Сегодня спойте только два куплета, и если хотите, Вы можете изменить слова в песне, так чтобы они подходили к иллюстрации Вашего урока. Начните петь песню сначала и попросите, чтобы все помогали Вам. Затем, если позволяет время, повторите песню несколько раз, называя те вещи, которые вы собрали во время прогулки. Закончите ваше занятие, молитвой благодарения, опять называя те творения, которые вы видели, о которых говорили и вместе пели. Перед тем, как распустить детей, разрешите каждому взять цветок или кусочек фрукта из вазы или корзинки. Если у Вас есть возможность, дайте каждому ребенку картинку по Библейской истории и попросите родителей прочитать историю о прекрасном Божьем творении дома.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Игра: «Окно в прогулку». Если невозможно вывести Вашу группу сегодня на природу, можете организовать «прогулку» в помещении через окно. Каждый раз Вы подходите к окну, останавливаетесь и смотрите на улицу. Попросите детей назвать все, что они могут видеть из окна, уделите особое внимание на вещи, которые создал Бог для Своего прекрасного мира. Если вы не смогли собрать наглядности на улице, сделайте несколько картинок на бумаге 13x18 см. Простыми штрихами изобразите все, что ребенок может видеть из окна: деревья, траву, небо, дождь, птиц, цветы и т.д. Когда вы возвратитесь к вашим столикам или стульчикам, дайте детям просмотреть картинки и сравнивайте их с тем, что они видели из окна.
2. Легкая закуска. Если Вы принесли вазу с фруктами, как пример Божьего прекрасного творения, разделите их между детьми. Это и будет легкой закуской. Позвольте детям, если это возможно, помыть фрукты, снять кожуру и нарезать их (лучше всего работать с бананами). Попросите Ваших помощников раздать салфетки, пластмассовые ложечки и вилочки. Когда Вы раздадите фрукты, вместе с детьми воздайте благодарность Богу за них!
3. Рифма с движением. Предстаньте малышам рифму 1 «Творение». (См. раздел «Рифмы»). Скажите детям, что сегодня вы споете только первый куплет. Пойте рифму и делайте движения вначале сами, а затем попросите детей петь и делать движения вместе с Вами.
4. Картинка о Творении. Принесите в класс следующие материалы: листы голубой бумаги, большие фигурки деревьев, сделанные из коричневой и зеленой бумаги, солнце из желтой бумаги, клей, «плоды» (удобно использовать кукурузные хлопья). Раздайте детям материалы и покажите, как их приклеивать на голубом основании. (Вы можете приготовить модель перед уроком). Когда дети закончат эту работу, раздайте каждому ребенку по горсти хлопьев (чтобы достаточно было для аппликации и еще осталось для еды!). Затем на каждой детской картинке сделайте маленькие точечки клеем на кроне дерева и попросите детей закончить деревья, разместив на них «фрукты».
5. Можешь ли ты мне сказать? Возможно, Вы захотите делать это на ваших еженедельных занятиях в конце урока. Назовите эту игру «Можешь;т ты мне сказать?» Объясните Вашим малышам, что в конце каждого урока, перед тем, как сказать до свидания, вы вместе будете играть в нее. Попросите каждого ребенка очень внимательно выслушать два важных вопроса, которые Вы зададите. Предложите каждому ответить! Вопросы на сегодня: 1. Кто создал этот прекрасный мир? 2. Скажи мне, какие удивительные вещи Бог сотворил для Своего мира?
ЕСЛИ У ВАС ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ
1. Разложите на столе различные предметы прекрасного Божьего творения (камни, цветы, листья, растения, морские ракушки, фрукты и овощи, сосновые шишки). Как только дети закончат их рассматривать, начните беседу об этих предметах и их Творце.
2. Приготовьте загадки, в которых отображаются частицы созданного Богом мира растения, вода, цветы, животные, рыбы, птицы.
3. Принесите в класс материалы, необходимые для выращивания растений: почву, семена, воду, горшки (растения должны быть быстро прорастающие). Позвольте некоторым детям, проявившим особенный интерес к Вашей работе, помочь Вам посадить семена. Полить их и поместить в солнечное место. Предложите детям, каждое воскресенье наблюдать за прорастанием семян и ростом всходов.
4. Разложите на столе цветные карандаши, фломастеры и картинку к Библейскому уроку. (Вы должны перерисовать ее пли снять на ксероксе по количеству детей в группе). Предложите малышам раскрасить картинку. Из заранее приготовленных листьев и нескольких листов тонкой бумаги вы можете сделать гербарий. Конечно же, сначала покажите детям, как разместить листья на бумаге и закрепить их. Во время раскрашивания картинок и изготовления гербария не упускайте удобного случая вновь п вновь указать детям на то, какой удивительно прекрасный и хороший мир создал для нас наш Бог.
Статьи по теме: | |
"Духота и трупный запах": детские воспоминания о Сталинградской битве Воспоминания участников сталинградской битвы читать
В начале 70-х годов поздней осенью, когда уже выпал первый снег, мне... Трубецкой дети. Биографии декабристок. Биография Екатерины
Ивановны Трубецкой
План Введение 1 Биография 2 Жена декабриста 3 Произведения,... Анализ рассказа «Жизнь Василия Фивейского» Андреева Л
Жизнь Василия Фивейского Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел... |