Наглядная пропаганда здорового образа жизни. Что такое зож - здоровый образ жизни и его составляющие. Профилактическая работа в школе

Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни.

Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности - от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации - деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.

Важный метод укрепления здоровья населения - это обучение граждан здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества. Поэтому пропаганда формирования здорового образа жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств, с широким использованием средств массовой информации - печати, радио, телевидения и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пропаганда здорового образа жизни как важная социально-педагогическая задача

Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни.

Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности - от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации - деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.

Важный метод укрепления здоровья населения - это обучение граждан здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества. Поэтому пропаганда формирования здорового образа жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств, с широким использованием средств массовой информации - печати, радио, телевидения и др.

При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды:

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины;

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т.п.;

Наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные);

Комбинированной метод - метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения. Вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, подростков, учащейся молодежи имеет особую социальную значимость, так как от этой категории населения зависит здоровье нации.

Как отмечал еще В. А. Сухомлинский: «Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность такой ориентации очень высока, поскольку по статистическим данным лишь 16% всего населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% - хроническую патологию.

Основы по привитию навыков здорового образа жизни закладываются в детском и подростковом возрасте. Поэтому пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков необходимо уделять особое внимание и осуществлять целенаправленное просвещение как детей, так и их родителей.

Учебные заведения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными центрами, играют важную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков ЗОЖ, в увеличении трудового потенциала общества в целом.

В пропаганде используются традиционные методы - это лекции, беседы, круглые столы, дискуссии, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, организуются семинары, конференции по вопросам здорового образа жизни.

Особое место в пропаганде здорового образа жизни среди детей, подростков и пожилых людей принадлежит работникам социальной сферы, а их основной задачей является правильный выбор форм и направлений данной работы. Пропаганда осуществляется по следующим направлениям:

Индивидуальная работа с подопечными;

Организация групповых встреч в коллективах;

Пропаганда здорового образа жизни при переписке и компьютерном общении;

Публикация информации о здоровом образе жизни в печати и другие формы.

Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков должна носить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможность выбора своего места в жизни; заинтересовать разнообразными увлечениями.

Важно, чтобы подростки поняли, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Это - занятие спортом, увлечение музыкой и т.д. Работа должна вестись в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями.

Наиболее приемлемые формы работы - беседы, книжные выставки, просмотры, обзоры, уроки здоровья, часы размышлений и др.

В последнее время идет активный поиск донесения информации до детей и подростков через создание интернет-сайтов, где размещаются информационные материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Ежегодно в апреле проводится Всемирный День здоровья. В рамках этого дня в школах проводятся общешкольные линейки, посвященные Единому Дню Здоровья, а также классные часы на тему «Здоровый образ жизни», основная тематика которых: «Скажи нет наркотикам», «Я выбираю жизнь», «Научись себя беречь», «Мифы и правда об алкоголе», «Приятного аппетита», «Правила гигиены», «Инфекционные заболевания и их профилактика», «Что делает человека здоровым и счастливым» и другие.

Пропаганда здорового образа жизни проводится также в виде приобщения к физической культуре. Для учащихся младших классов организуются «Веселые переменки», «Веселые старты», конкурс на лучшую физзарядку. Для учащихся старших классов проводятся спортивные праздники, игры «Путешествие на поезде здоровья», экскурсии на природу, прогулки в парк с игровой программой.

В настоящее время ощущаются острая потребность в увеличении количества телевизионных программ, необходимость создания в системе телерадиовещания канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видеороликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, адекватному отношению к агрессивной рекламе.

Средства массовой информации в пропаганде ЗОЖ должны убедительно показывать значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями и способствовать:

Повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;

Популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;

Формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости здорового образа жизни.

Здоровье молодого поколения сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей. В связи с этим определены основные задачи и цели государства: многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий, изменение образа жизни, разработка и реализация образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации к укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.

Таким образом, пропаганда и формирование здорового образа жизни включает:

Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;

Привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения.

Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Как видим, пропаганда здорового образа жизни - очень важная и ответственная социально-педагогическая задача.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды; позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

здоровый образ жизнь информация пропаганда


В связи с государственным курсом, взятым на оздоровление общества, а также с проведением в ближайшие годы в нашей стране крупнейших спортивных соревнований, тема спорта чрезвычайно «возбудила» неких работников СМИ и прикормленных PR-агентств. Причем те и другие мнят себя «специалистами», но со спортом знакомы только по экрану ТВ. Доходит до абсурда, телекомментатор называет дзюдоистов - игроками, а на сайте составленным официальным PR-партнером некой государственной организации отвечающей за развитие спорта, под фотографией с борцами самбо, стоит подпись «дзюдо».

На фоне такой офисной бравады на спортивную тему и унылой пропаганды здорового образа жизни, могущей отпугнуть любого здравомыслящего человека от мысли зайти в спортзал, выкладываю сегодня свою статью по данной тематике, которую я подготовил исходя из собственного 20-летнего опыта спортсмена (с 9-ти летнего возраста), а также работы тренером и спортивным журналистом.


Введение
Еще древние говорили: «В здоровом теле - здоровый дух» (anima sana in corpore sano - лат.). В Древней Греции - колыбели европейской цивилизации, царил культ гармонии, сочетания культурных ценностей и красоты физического тела. Олимпийские игры, которые подарила миру Древняя Греция, были не только спортивными соревнованиями. Помимо атлетов, на Олимпиаду приезжали поэты, ораторы, музыканты и художники, которые также состязались между собой.
Современное понятие гармонии человека подразумевает его разностороннее развитие и общность его интересов с окружающим миром. Американский психолог Абрахам Маслоу составил модель основных потребностей человека, известную как «Пирамида Маслоу». Он разделил их на пять категорий: от низших к высшим: физиологические, потребности в безопасности, социальные, престижные (уважение) и духовные. Совершенно очевидно, что человеку, придерживающемуся здорового образа жизни, намного проще достичь удовлетворения всех вышеназванных потребностей.

Примечательно, что на общее психофизическое состояние человека далеко не последнюю роль, помимо правильного режима, питания и образа жизни, влияют физические упражнения. Известные как гормоны радости и счастья: серотонин и эндорфин, выделяются, в том числе, и при занятиях спортом. Их наличие в организме человека повышает его самооценку и делает его окрыленным. Кроме того, занятия спортом в прямом смысле «сжигают» стресс (который называют болезнью XXI века), улучшают общее самочувствие, мозговую деятельность и очищают организм от шлаков, вызывающих недомогание и болезни.

Не зря же, когда поздравляют человека с очередным юбилеем, ему всегда желают здоровья («Было бы здоровье, остальное приложится») и долгих лет жизни. Активный и здоровый образ жизни способствует достижению обеих этих целей и, зачастую, позволяет достичь ощущения счастья, которое является высшим уровнем определения качества жизни. Перефразируя известную цитату Козьмы Пруткова, завершим наше введение фразой: «Хочешь быть счастливым - веди здоровый образ жизни».

1. Государственные приоритеты
Развал Советского Союза повлек за собой разрушение множества инфрастуктур и, в том числе, по развитию и пропаганде массового и профессионального спорта. В результате, в Российской Федерации стало стремительно уменьшаться количество людей занимающихся спортом и ведущих активный образ жизни, что привело к возникновению целого ряда проблем в масштабе всего государства.

К 2009 году 85% от всего взрослого населения систематически не занималось спортом, среди детей, подростков и молодежи эта цифра составляла 65%. По Данным Минздравсоцразвития России, на тот период, только 14% (!) учащихся старших классов, считались практически здоровыми. Стала резко падать продолжительность жизни среди взрослого населения, возросло количество хронических заболеваний.

Для исправления столь негативной ситуации Правительством РФ в 2009 году была утверждена «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». Согласно этой стратегии, были поставлены задачи: к 2015 году увеличить количество взрослых, вовлеченных в занятия спортом и физкультурой, до 30%, а среди детей и молодежи - до 60%. На втором этапе, к в 2020 году, довести эти показатели до 40% и 80% соответственно. Среди комплекса мер, принятых для достижения этих целей, помимо расширения спортивной инфраструктуры, а также множества других задач, немалое значение было уделено и пропаганде здорового образ жизни и занятий спортом.

Между тем, советская модель развития массового спорта, как фундамента для воспитания чемпионов мирового уровня, сейчас взята на вооружение многими странами. Примечательно, что, согласно статистическим данным, из 10 тыс. детей, которые пришли в спортивную секцию, только один становится мастером спорта. Спорт высоких достижений - это пирамида, опирающаяся на массовый спорт.

Как считает чемпион Олимпийских игр (1980) по водному поло Сергей Котенко, спорт должен курироваться государством, его нельзя отдавать на откуп коммерческим структурам. «Спонсоров можно и нужно привлекать, но отдавать им бразды правления спортивными федерациями и клубами не следует», - отмечает Котенко. По его мнению, когда государство вкладывается в массовый спорт и создает бесплатные секции для детей, то в обмен получает здоровое население.


Кроме того, эксперты отмечают, что необходимо помогать молодежи делать первые шаги в правильном направлении. «Нужно привлекать молодых людей и девушек в спортивные секции и на спортивные праздники, чтобы показать им мир спорта во всем его красочном многообразии, - отмечает олимпийская чемпионка (1980) по легкой атлетике Вера Комиссова. - А то ведь как получается, зачастую у молодого поколения, которое давно не посещает спортивные мероприятия, искаженное представление об активном отдыхе и здоровом образе жизни. Дискотеки, бары с танцплощадками пользуются у них успехом, а вот выйти на беговую дорожку зачастую даже в голову не приходит».



Тренер олимпийской сборной по пятиборью (1980 г.) Марк Ракита считает, что нужно обратиться к опыту прошлых лет, когда советское знамя было одним из приоритетных на чемпионских пьедесталах. «Государство должно озаботиться возрождением детско-юношеского спорта и сделать занятия для детей бесплатными, - уверен он. - Нужно внимательно проанализировать опыт СССР по продвижению детского спорта и воссоздать лучшие достижения спортивной системы. Если мы это сумеем сделать, то нас ждет успех!»

2. Международные форумы
Россия как самое крупное государство в мире, занимающее огромную территорию в двух частях света - Европе и Азии, имеет значительное геополитическое влияние на мировой арене, в том числе и в области спорта. Благодаря усилиям Президента, премьер-министра, правительства и министерства спорта туризма и молодежной политики Российской Федерации в нашей стране в ближайшие годы состоятся крупнейшие спортивные форумы мирового уровня, которые привлекут миллионы людей на спортивные площадки и помогут сделать здоровый образ жизни нормой, а не исключением.

В 2009 году, по инициативе Президента РФ Медведева Д.А., был дан старт форуму «Россия - спортивная держава», который прошел в Казани. Это уникальное и единственное в нашей стране мероприятие было призвано консолидировать усилия всех спортивных ведомств, федераций, тренеров, специалистов, врачей, для возрождения спортивных традиций, целенаправленный штурм золотых медалей на мировых чемпионатах и Олимпийских играх, а также развитию массового спорта и физкультуры. Уже в 2010 году форум приобрел статус международного. «На моей памяти, за последние 30 лет это самое масштабное событие в области спорта», - заявил почетный гость форума 2010 года, двукратный чемпион Олимпийских игр (1976, 1980) по вольной борьбе Сослан Андиев.



По итогам мероприятия была принята резолюция, в которой сделан следующий акцент: «Актуальной задачей для всего общества является формирование осознанной потребности заниматься физической культурой, спортом и вести здоровый образ жизни, вырабатываемый с раннего возраста и закрепляемый в семье, в образовательных учреждениях и трудовых коллективах. Количество вовлеченных в активные занятия физической культурой в различных социальных группах, слоях населения, в том числе и среди людей с ограниченными физическими возможностями, является важным показателем улучшения качества жизни, успешности социально-экономического развития страны».

В рамках форума прошли десятки соревнований мирового, европейского и российского уровней, а также был проведен праздник «Московский спорт в Лужниках», который прошел более чем на 50-ти спортивных площадках по самым различным видам спорта - от традиционных до экстремальных. Общее количество участников разных возрастов составило около 300 тысяч, причем детей и молодежи из них было около 60%. В 2011 году форум, прошел в Саранске, а в этом году - в Якутске. Как и ранее, при его проведении устраивались праздничные представления и массовые соревнования, в том числе и по национальным видам спорта.

В следующем году в Казани пройдет XXVII Всемирная летняя Универсиада которая станет первым мульти-спортивным мероприятием для студенчества в истории современной России. Кроме того, вторые Всемирные игры боевых искусств под патронажем Международного олимпийского комитета (МОК) пройдут в 2013 году в Санкт-Петербурге. На первых играх в Пекине (2010 г.) наши спортсмены в упорной борьбе вырвали победу в общекомандном зачете у сборной Китая. Президент РФ Путин В.В., говоря о предстоящих соревнованиях в Санкт-Петербурге, сказал: «Мы будем ждать победы от наших бойцов».



В 2014 году Сочи примет Зимние олимпийские игры, что станет беспрецедентным по своей значимости и масштабу событием. Уже сейчас количество заявок от волонтеров превысило 50-ти тысячный рубеж. А в 2018 году наша страна впервые проведет Чемпионат мира по футболу. Говоря об этих форумах (с легкой руки премьер-министра Медведева Д.А., в СМИ соревнования также стали называть форумами), можно вспомнить небывалый интерес среди населения к спорту во время и после проведения Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Безусловно, все предстоящие события станут не менее эффективными для пропаганды здорового образа жизни в РФ.



3. PR-инструменты
Всем хорошо известен олимпийский лозунг: «Главное не победа, а участие». Его впервые произнес епископ Пенсильванский 19 июля 1908 года во время службы в честь участников Олимпийских игр. Эти слова потом часто приписывали барону, инициатору возрождения Олимпийских игр, Пьеру де Кубертену. Но он всего лишь взял их за основу для более полного формулирования идеалов олимпизма: «Главное в Олимпийских Играх - не победа, а участие, подобно тому, как в жизни главное - не победа, а борьба. Главное - не победить, а хорошо сражаться».

Другая цитата Пьера Кубертена: «О спорт! Ты - мир». Первоочередная задача при проведении PR-кампании, привлечь людей далеких от спорта на соревнования, как в качестве зрителей, так и участников массовых состязаний. Показать им мир спорта, его радость, свершения, мотивацию, волю к победе, красочность и путь к самосовершенствованию. Кто впервые воочию наблюдает массовые соревнования (Московский Международный Марафон Мира/ММММ, «Лыжня России» и т.д.), где принимают участие тысячи спортсменов разного уровня подготовки и разных возрастов, заряжаются энергией движения и зачастую потом сами выходят на беговую дорожку или лыжню.



Вопреки распространенному мнению, занятия спортом не всегда требуют значительных денежных затрат. В 2009 году Медведев Д.А. на спортфоруме «Россия - спортивная держава!» поставил задачу, чтобы каждый двор был оборудован спортплощадкой. Пробежки по району, по месту жительства, и занятия на турнике, брусьях и других спортивных снарядах, вполне хватает для поддержания базовой физической формы.

Для пропаганды здорового образа жизни, необходимо использовать все PR-инструменты, описанные в «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». Существует и множество других способов привлечения к занятиям физкультурой, в том числе и посредством тематических сообществ в соцсетях, развития корпоративного спорта и т.п. Первоочередной задачей в пропаганде здорового образа жизни является создание соответствующего информационного фона, с которым бы ежедневно соприкасался каждый гражданин РФ.

Заключение
Президент России Путин В.В., награждая победителей и призеров Олимпийских игр в Лондоне 2012 года, назвал результаты соревнований «настоящим успехом». Также глава государства призвал спортсменов ставить самые «амбициозные цели» и лично пропагандировать развитие массового спорта в России. «Мы восхищались мужеством наших единоборцев, порывом легкоатлетов, красотой, которую показали наши команды по синхронному плаванию и художественной гимнастике», - заявил Путин. Он призвал олимпийцев посетить школы в своих регионах и рассказать о своих достижениях и впредь поддерживать на своей малой родине массовый, в том числе студенческий, спорт, «потому что он является питательной базой для спорта высоких достижений». Как известно, лучшее воспитание - собственным примером.

Пропаганда здорового образа жизни должна не только рассказывать о мировых успехах нашей страны в спорте, но и освещать все районные соревнования. Публикация в районной газете группового снимка детской спортивной группы, зачастую мотивирует ребят намного больше, чем фильм о их любимом виде спорта, показанный по телевидению.

Первые шаги в спорте зачастую становятся решающими. И здесь невозможно переоценить роль первого человека, который встречает новичка в спортзале. «Я всегда считал, что главным человеком в спорте является первый тренер, даже не имея великих регалий, потому что он вводит ребенка в мир спорта, учит трудиться и прививает любовь к делу», - сказал президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили. С ним согласен главный тренер сборной команды СССР по дзюдо (с 1980 по 1988 гг.) Геннадий Калеткин, который также отмечает острую нехватку молодых тренеров. «Молодые выпускники вузов и факультетов по физической культуре не идут на тренерскую работу из-за низких зарплат, необходимо продумать систему поощрения молодых тренеров, чтобы не потерять талантливые кадры», - отметил Калеткин.


Пропаганда здорового образа жизни должна включать не только агитацию занятиями спортом и физкультурой, но и лекции по соблюдению режима, правильному питанию, распределению физических нагрузок под наблюдением специалиста, а также регулярное прохождение диспансеризации, консультации по проведению активного отдыха и соответствующей экипировке, а также рекомендации по чтению соответствующей литературы.

Главным постулатом в данном направлении должна стать мотивация, концепцию которой можно выразить следующим лозунгом: «Хочешь изменить мир к лучшему? Начни с себя!»

Никита Афанасьев,
спортивный журналист,
Член Союза журналистов Москвы.

Разделы: Внеклассная работа

Здоровый образ жизни.

Профилактическая работа в школе.

1. «Правильное питание»

2. «Здоровое поколение – здоровье нации»

Профилактика курения.
Профилактика алкоголизма и наркомании.
Профилактика СПИДа.
Основные направления профилактики в школе:
Анализ анкетирования на тему: «Курение»
Анализ ситуации по табакокурению
Анализ анкетирования на тему: «Алкоголь»
Сравнительный анализ причин употребления и альтернатив употребления наркотиков подростками.
Анализ анкетирования по вопросам ВИЧ/СПИДа.
Закон «О предотвращении распространения на территории РФ заболевания, вызываемого ВИЧ

3. «Твой выбор».

Заключение.

Литература.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей-задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2-3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ

Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный

Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман - это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя - из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Профилактическая работа в школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» расположена в Ступинском районе Московской области. Школа сельская, поэтому имеет свою специфику, одной из которых является большая роль педагогического коллектива не только в обучении, но и в воспитании, так как родители большей частью работают вне пределов села, возвращаются домой уже поздно и заняты, прежде всего, проблемой зарабатывания денег. Многие современные родители не уделяют достаточного времени общению со своими детьми, не обладают достаточным уровнем психолого-педагогической и правовой культуры. Они не могут оказать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи с родителями.

Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого.

В школе обучается 123 чел, неполные семьи – 31, многодетные семьи -8 – 15 чел, опекаемые – 1, малообеспеченные семьи – 37, стоят на ВШУ – 9 чел, неблагополучные семьи, стоящие на учёте КДН и ЗП – 3..

В антиалкогольной работе школы принимают участие все члены педагогического коллектива, независимо от предмета, который они ведут,- здесь для каждого есть достаточно обширное поле деятельности. Стремимся к расширению социальных связей - подключаем к этой работе родителей учащихся, сотрудников ОДН ГУ ОВД, КДН и ЗП,. специалистов организаций, проводящих профилактическую работу («Оптималист Подмосковья», кризисный центр «Надежда»). Главное – это объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

  • снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
  • снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;
  • снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаем возможным через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.

Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни.

Цель: поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни в подростковой среде.

В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.

Администрация школы тесно взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики.

Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ОДН ГУ ОВД деятельность по организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.).

Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и алкоголя подростками,- явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:

  1. воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;
  2. недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог-переход из школьного коллектива в среду уличных компаний.

Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.

Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов.

Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.

В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).

Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел - учащиеся 7–11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:

  • «Правильное питание» в объёме 15 часов, за счёт занятий в группе продлённого дня.
  • «Здоровое поколение – здоровье нации» в объёме 12 часов в 5 классе и 8 часов в 6, 7 и 8 классах за счёт уроков ОБЖ, биологии и классных часов.
  • «Твой выбор» в объёме 8 часов в 10 и 11 классах за счёт классных часов.

Цели:

  • привлечение несовершеннолетних, прежде всего категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности,
  • профилактика всех видов зависимости и пропаганда ЗОЖ
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  • привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
  • создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

Задачи:

  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях;
  • формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;
  • формирование системы спортивно- оздоровительной работы;
  • проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними на правовые темы,
  • организация совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся,
  • профессиональная ориентация учащихся

Краткое обоснование

Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения в с. Ивановское. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся принимают участие педагогический состав школы, работники Ивановской амбулатории, ЦГСЭН, организации, проводящие профилактическую работу и родители.

Ожидаемые результаты

  1. Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
  2. Создание действующей системы работы с социумом села и другими организациями по формированию здорового образа жизни.
  3. Формирование здорового образа жизни в семье.
  4. Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях.
  5. Улучшение организации питания учащихся.
  6. Повышение уровня материально-технического оснащения школы.

Деятельность по реализации.

  • улучшение материально-технического обеспечения школы
  • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; диагностика, коррекция и развитие учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные перемены);
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы;
  • контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;
  • контроль за инфекционными заболеваниями;

В начальной школе «Правильное питание» проводится в клубный час в группе продлённого дня.

Одной из главных задач государства является поддержание и укрепление здоровья населения, а также постоянная пропаганда здорового образа жизни. Уровень здоровья населения является показателем социально-экономического развития государства, именно поэтому необходимо усиление пропаганды здорового образа жизни. Здоровье людей, социальное и физическое, является той самой основой, которая обеспечит каждому конкретному человеку надлежащее качество жизни, а стране в целом – устойчивый социально-экономический рост.

Современное российское общество сталкивается с серьезными рисками в сфере здоровья. Статистика ВОЗ такова, что условно-здоровыми можно считать только 20% взрослого населения. Около 19% находятся в состоянии предболезни, а 22% имеют более двух хронических заболеваний, у оставшихся 38% организм находится в состоянии истощения, при котором он не может самостоятельно противостоять болезни. Если взять статистику по детям, то только 2% из всех выпускников можно считать абсолютно здоровыми. Также исследования ВОЗ показали, что здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-23% - от наследственных факторов, на 20-25% - от факторов экологии и только на 8-10% - от медицины и здравоохранения.

Рис.1 Факторы оказывающие влияние на здоровье человека


В первую очередь это обозначает, что чем раньше вы начнете заботиться о своем здоровье, тем выше шанс прожить легкую, счастливую жизнь ни в чем себе не отказывая, а, также, не беспокоясь о покупке дорогих лекарств.

1)Формирование привычки правильного питания, которое включает отказ от пищи,

2)Формирование активной жизни, которая включает физические упражнения, пешие прогулки, пробежки на свежем воздухе, умеренное занятие спортом в соответствии с возрастными особенностями.

3)Снижение уровня стрессов, поддержание психологически уравновешенного состояния, умение регулировать эмоции, направлять психологический настрой на оптимизм. Во многом, на формирование этого поведения влияет социум, а также возможность гармоничного существования в нем.

4)Отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, курение).

Под пропагандой здорового образа жизни понимается широкий спектр деятельности, включающий в себя проведение просветительских работ с населением, а также активное использование средств массовой информации. Обществу постоянно должны напоминать о том, чтобы они ответственнее относились к своему здоровью, а также располагали достаточными знаниями, для его поддержания и укрепления.

А для того чтобы люди могли укреплять свое здоровье необходимо обучать граждан здоровому образу жизни, постоянно напоминать о той роли, которую играет здоровье человека в его собственной жизни, и жизни всего общества. Поэтому PR-кампания по пропаганде ЗОЖ должна носить масштабный характер и использовать все средства массовой информации - печать, радио, телевидение и др.

Для эффективной пропаганды ЗОЖ необходимо использовать методы устной, печатной, наглядной и комбинированной пропаганды:

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины;

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т.п.;

Наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные);

Комбинированной метод - метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

В каждом государстве залог успешного развития общества – это здоровье подрастающего поколения. Мы должны понимать, что формирование и сохранение здоровья детей носит социальную значимость для государства, так как от этой категории населения зависит здоровье нации.

Не стоит забывать, что пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд.

Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности.

Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

« Здоровые дети - здоровая нация!». (Рис 2) Именно под таким девизом прошли соревнования в Тверской области, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Целью соревнования было привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом. В проведении мероприятия приняли участие представители общественной организации «Воркаут Тверь». (Рис 3) Школьники приняли участие в интерактивной программе, состоящей из различных игровых состязаний. Здоровый и активный образ жизни стали главным мотивом спортивной игры. Завершая соревнования, ребята единогласно подтвердили, что спортом нужно заниматься, так как спорт дает человеку общение, позитивный настрой и уверенность в своих силах.

Рис.2 Соревнования Тверской области « Здоровые дети - здоровая нация!».

Рис.3 Участники конкурса в Тверской области под девизом « Здоровые дети - здоровая нация!».

«Мама, Папа, Я - спортивная семья!» (Рис 4) Вот девиз еще одного спортивного мероприятия, целью которого было привить детям интерес к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропагандировать здоровый образ жизни, приобщать семьи к физкультуре и спорту, создавать эмоционально-положительный настрой в процессе совместной деятельности, воспитывать взаимовыручку, ловкость, силу. Мероприятие было проведено накануне Всемирного праздника Здоровья. Был приглашен ведущий, профессиональное жюри и клоун. Все это создавало легкую, приятную атмосферу, а присутствие родителей помогло детям не раскрепоститься. Спортивный зал в школе был обклеен призывными плакатами с пословицами и поговорками о здоровье. Дети читали стихи, участвовали в спортивных соревнованиях вместе с родителями. Было огромное количество конкурсов, благодаря которым дети смогли узнать много нового о том, как заботиться о своем теле. Дети остались довольными, их наградили грамотами и призами.

Развитие массового спорта в современном российском обществе - это актуальный вопрос чрезвычайной важности. Катастрофическое ухудшение качественных характеристик народонаселения Российской Федерации (низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, наркомании и алкоголизма, снижение общего уровня духовности и нравственности, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, подготовленности, физической и интеллектуальной работоспособности) становится все более значимым признаком развития кризиса качества жизнедеятельности значительных масс населения, как одного из важных факторов риска для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального, нравственного, духовного развития населения, а также экономического прогресса, политической стабильности и роста международного авторитета Российской Федерации. В этой связи популяризация здорового образа жизни как одно из направлений государственной политики в информационной сфере должна превратиться в одну из приоритетных задач, от решения которой во многом зависит достижение поставленных стратегических целей.

Популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни нуждается в четко специфицированном разделении. Можно сказать, что существуют две основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный спорт и спорт высших достижений .

Первая является органической частью системы физического воспитания, физической культуры общества: массовый спорт лишь относительно лимитируется возрастом, состоянием здоровья, уровнем физического развития людей. Массовым спортом каждый человек занимался хотя бы раз в жизни: спорт как учебный предмет входит в программы всех типов учебных заведений и военно-физической подготовки в армии.

В этой форме реализуются прежде всего общие образовательно-воспитательные, подготовительно-прикладные, оздоровительные и рекреационные задачи спорта. Массовый спорт — основа спорта высших достижений, условие физического совершенствования подрастающих поколений, спорт высших достижений позволяет на основе выявления индивидуальных возможностей и способностей человека в определенной сфере спортивной деятельности (посредством углубленной специализации и индивидуализации учебно-тренировочного процесса, связанного с использованием возрастающих до предельных функциональных нагрузок) добиваться максимальных, рекордных спортивных результатов, моделировать для них эталонные ориентиры, вооружать массовую практику наиболее эффективными средствами и методами спортивного совершенствования. Рекорды в спорте высших достижений, победы в официальных международных, национальных и других спортивных соревнованиях создают моральный стимул развития массового спорта.

Массовый спорт — это непрерывный социальный эксперимент, в ходе которого человечество познает свои возможности, накапливает и совершенствует человеческий капитал, расширяет свой потенциал. Массовый спорт, выполняя развивающие, воспитательные, патриотические, коммуникативные функции, объединяет и координирует индивидов и социальные группы, развивает нацию. В современных условиях возрастает значение решения комплексной задачи подготовки профессиональных, востребованных и высоко оплачиваемых кадров массового спорта — преподавателей физического воспитания и физкультуры, инструкторов, тренеров, организаторов спортивных мероприятий и т.д. В то же время, развитие массового спорта в современном российском обществе чрезвычайно затруднено. Недостатки оборудования, качественного инвентаря, современного информационного оснащения спортивных залов, уровня санитарно-гигиенических условий, слабая программно-методическая база, уверенно снижающийся профессионализм привели российскую систему физического воспитания к серьезному отставанию от требуемого ныне уровня. Решение этих проблем требует постановки масштабных задач по преобразованию содержания и инфраструктуры физического воспитания.

Система массового спорта обладает определенной самостоятельностью в целостной социальной системе общества, выступая в этом случае, как социальная подсистема. Сфера массового оздоровления граждан, социальная система спорта, в силу своей специфичности имеет относительную автономию в отношении других социальных подсистем. Вместе с тем, социальная подсистема спорта, самым активным образом взаимодействует с непосредственно связанными с ним подсистемами здравоохранения, науки, культуры, воспитания и образования. Спорт оказывает значительное воздействие на социально-экономические и политические процессы любого современного общества. В связи с этим, государственной пропаганде «здорового образа жизни» и развития человеческого потенциала, принадлежит особое место в процессе становления спорта, как специфической инфраструктуры современного массового движения.

Специфическая регулирующая роль государства в сфере развития физической культуры и спорта, укрепления общественного здоровья и развития человеческого потенциала заключается в коррекции социальной стратификации, в утверждении и гарантировании равных прав граждан России на всестороннее развитие личности и общества. Целью государственной политики в этой сфере является формирование гражданского самосознания, повышение уровня социальной защищенности и самореализации граждан; формирование здорового образа жизни населения, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений в молодежной среде; создание условий для массовых занятий физической культурой и спортом детей и подростков.

gastroguru © 2017