Тесты по общему языкознанию. Проверочный тест по курсу «Общее языкознание. Японский язык использует

Правильные ответы отмечены " + "

1. Татарский язык относится к

а) индоевропейским,

Б) тюркским,

в) алтайским языкам.

2. Для агглютинативных языков характерна

а) многозначность аффиксов,

б) отсутствие суффиксов,

В) однозначность аффиксов.

3. Фразеологизм дойти до ручки – это

а) сращение,

Б) единство,

в) сочетание.

4. Слово зашквар – это

А) жаргонизм,

б) профессионализм,

в) диалектизм.

5. Японский язык использует

а) слоговую,

б) иероглифическую,

В) слоговую и иероглифическую письменность.

6. К способу выражения грамматического значения не относится

А) редукция,

б) супплетивизм,

в) редупликация.

Тест.7. Интерфикс служит для

а) связи между приставкой и корнем,

Б) соединения двух корней,

в) соединения суффикса и окончания.

8. Значение слова тарелка ‘летательный аппарат инопланетян’ образовано путем

А) метафорического переноса,

б) метонимического переноса

в) или является прямым.

9. Выделите ряд с языками только индоевропейской семьи:

а) греческий, армянский, баскский,

Б) греческий, латинский, санскрит,

в) латинский, арамейский, готский.

10. Одна из теорий происхождения языка носит название

А) теории трудовых выкриков,

б) теории совместной деятельности,

в) теории ритуального пения.

11. Единицей грамматики не является

а) морфема,

б) словосочетание,

В) фонема.

12. Марксистская теория происхождения языка связана с именем

а) Маркса,

Б) Энгельса,

в) Ленина.

13. Понятие языковая семья характерно для

А) генетической,

б) типологической,

в) лингвогеографической классификации языков.

14. Представление о языке как о знаковой системе заложил

а) Вильгельм Гримм,

Б) Фердинанд де Соссюр,

в) Михаил Ломоносов.

15. Гипотеза лингвистической относительности предполагает зависимость

а) языка от географического положения,

Б) мышления от языка,

в) языка от мышления.

16. На зарождение сравнительно-исторического языкознания повлияло исследование

А) санскрита,

б) китайских иероглифов,

в) языков народов Полинезии.

а) тексту,

Б) предложению,

в) словосочетанию.

18. Проблемами государственных языков занимается

а) этнолингвистика,

б) психолингвистика,

В) социолингвистика.

19 - Тест. Эвфемизм – это

а) территориально ограниченная лексика,

Б) нейтральное слово, заменяющее грубое или неуместное,

в) антоним анахронизма.

20. К числу мертвых относятся все языки в ряду

а) иврит, греческий, латынь,

б) санскрит, фарси, хинди,

В) латынь, готский, старославянский.

21. Главные способы выражения грамматического значения для аналитических языков:

А) порядок слов в предложении, служебные слова,

б) порядок слов в предложении, аффиксация,

в) аффиксация, супплетивизм.

22. Английский язык относится к числу

а) синтетических,

Б) аналитических,

в) полисинтетических языков.

23. В каком ряду названы представители структурализма?

А) Вилем Матезиус, Роман Якобсон,

б) Эдуард Сепир, Бенджамин Ли Уорф,

в) Николай Трубецкой, Александр Потебня.

24. К путям появления омонимов не относится

а) распад полисемии,

б) случайное совпадение в результате заимствования слова,

В) сознательная замена заимствования на исконное слово.

25. Транслитерация – это точное соотношение

а) между звуками двух языков,

а) между звуками одного языка и буквами другого,

Б) между знаками письменности двух языков.

Тест - 26. Диакритические знаки в письменности – это

а) знаки, уточняющие или изменяющие значения других знаков,+

б) синоним знаков препинания,

в) только знаки ударения.

27. Не относятся к устаревшей лексике

а) архаизмы,

Б) неологизмы,

в) историзмы.

28. Фразеологизм – единица

А) лексики,

б) морфологии,

в) синтаксиса.

29. Полисемия – это

а) многозвучность,

б) многосложность,

В) многозначность.

30. Не является общепризнанной языковой семьей

а) тюркская,

Б) ностратическая,

в) семито-хамитская.

I вариант

1. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе, занимается

A) языковедение

B) частное языкознание

C) филология

D) общее языкознание

2. Когнитивная функция языка – это способность

B) выражать внутреннее состояние говорящего

C) служить средством общения

3. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) лингвистическими

B) парадигматическими

C) стилистическими

D) синтагматическими

4. Элементарная минимальная часть значения, его компонент – это

D) архисема

5. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

6. Грамматика Пан́ини излагает

A) грамматическую систему санскрита

B) лексическую систему санскрита

C) фонетическую систему санскрита

D) стилистические особенности санскрита

7. Первые центры арабской лингвистики возникли в Басре и Куфе в

B) VII – VIII в.

8. Парадигматика – это

9. У истоков отечественной психолингвистики стояли

A) И. А. Бодуэн де Куртене, С. Карцевский

B) В. В. Виноградов, Л. В. Щерба

C) Ф. Ф. Фортунатов, Ф. И. Буслаев

D) Л. С. Выготский, А. М. Леонтьев

10. Языковые знаки представляют следующий вид семиотических единиц

A) копии или изображения

B) признаки или симптомы

C) знаки-символы

D) собственно знаки

11. Сложную сущность языка представлял в целом ряде антиномий (диалектических противоречий)

A) В. фон Гумбольдт



D) Г. Штейнталь

12. Представители бихевиористского направления в психологии

C) не имеют никакого отношения к становлению психолингвистики

13. «Общая рациональная грамматика», разработанная учеными-монахами «По́р - Рояля» опиралась на

B) философию

C) психологию

D) естествознание

14. Национальный билингвизм характерен для такой языковой ситуации, когда

A) граждане страны используют разговорный и литературный язык

B) граждане страны знают родной диалект и национальный язык

C) в стране живут люди разных национальностей

D) в стране используются два языка в качестве государственных

15. Заслугой младограмматиков является

A) открытие ими языкового закона

D) эмпиризм и индуктивизм

16. В числе основоположников социологического направления в языкознании были

B) А. Мейе, Л. Блумфильд, А. Бергсон

C) Ф. де Соссюр, В. фон Гумбольдт, Л. Ельмслев

17. Тезис «Язык, рассматриваемый в самом себе и для самого себя, - является единственным и истинным объектом языкознания» принадлежит известному лингвисту

A) Ш. Балли

C) Ф. де Соссюру

D) Ж. Вандриесу

18. Теорию психологической коммуникации выдвинул

A) А. Х. Востоков

B) А. А. Шахматов

C) А. А. Потебня

D) Ф. И. Буслаев

19. Московская лингвистическая школа является представителем

A) логического направления в языкознании

B) формального направления в языкознании

C) психологического направления в языкознании

D) социологического направления в языкознании

20. Лингводидактика – это

II вариант

1. Диахронические универсалии – это

A) грамматические универсалии, представленные в древних языках

B) общие тенденции в развитии различных языков

C) история формирования и развития одной из синтаксических категорий

D) семантические универсалии, утратившие свое значение

2. Понимание фонемы как минимальной единицы психофонетики связано с именем

A) Бодуэна де Куртене

B) Е. Д. Поливанова

C) Н. В. Крушевского

D) В. А. Богородицкого

3. В чем сущность концепции Н. Хомского?

A) Переход языка из предметной формы в форму деятельности

B) Надиндивидуализация речевой деятельности

C) Представление об универсальности врожденных правил оперирования языком

D) Речевая деятельность как один из видов человеческой деятельности

4. Пиджин возникает в результате

B) исчезновения какого-либо языка для его замены

D) массовых межэтнических контактов

5. «Новое учение о языке» разработал

A) В. В. Виноградов

B) И. И Мещанинов

C) Н. Я. Марр

D) Л. В. Щерба

A) модальность, время, лицо

B) время, лицо

C) модальность, лицо

D) модальность, время

7. Лингводидактика – это

A) педагогическая дисциплина, занимающаяся развитием речи ребенка

B) научная дисциплина, занимающаяся описанием системы языка и его единиц в учебных целях

C) лингвистическая дисциплина, занимающаяся становлением языковой способности

D) дисциплина, разрабатывающая проблемы высшего образования

8. Возникновение народностей связано с

A) развитием производительных сил общества

B) заменой прежних племенных связей территориальными связями

C) появлением частной собственности и распадом первобытнообщинных отношений

D) развитием производительных сил общества, появлением частной собственности, распадом первобытнообщинных отношений и заменой прежних племенных связей территориальными связями

9. Деление человечества на расы полностью связано с делением населения

A) территориальным

B) этническим

C) социальным

D) религиозным

10. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) лингвистическими

B) парадигматическими

C) стилистическими

A) А Леонтьев

B) Дж. Миллер

C) Л. В. Щерба

D) Л. С. Выготский

12. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

13. Московская лингвистическая школа представляет

14. Элементарная, минимальная часть значения, его компонент – это

D) архисема

15. Деятельность Пражского лингвистического кружка связана с

A) дескриптивной лингвистикой

B) глоссематикой

C) социолингвистикой

D) функциональной лингвистикой

16. Теорию психолингвистической коммуникации выдвинул

A) А. Х. Востоков

B) А. А. Потебня

C) А. А. Шахматов

D) Ф. И. Буслаев

17. Языки, используемые для межнационального общения, - это

A) африкаанс, суахили

B) английский, русский

C) литовский, армянский

D) китайский, монгольский

18. Сложную сущность языка представлял в целом ряде антиномий (диалектических противоречий)

A) В. фон Гумбольдт

D) Г. Штейнталь

19. Когнитивная функция языка – это способность

A) выражать внутреннее состояние говорящего

B) служить средством общения

C) воздействовать на адресат речи

D) служить средством познания окружающего мира, выражать деятельность сознания

20. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе занимается

A) языковедение

B) частное языкознание

C) общее языкознание

D) филология

III вариант

1. Заслугой младограмматиков является

B) индивидуализм и психологизм

C) атомизм, подчеркнутый историзм

D) эмпиризм и индуктивизм

2. Учение о языке как категории живых организмов принадлежит

A) Г. Штейнталю

B) А. Шлейхеру

C) В. фон Гумбольдту

D) Г Курциусу

3. Происхождение любого языка необходимо рассматривать с

A) культурой носителя данного языка

B) ментальностью самого народа

C) общественно-экономическим развитием народа

D) историей самого народа - носителя данного языка

4. Большинство отечественных исследователей синхронии и диахронии исходили из тезиса

A) синхрония и дахрония находятся в резкой оппозиции друг к другу и потому сохраняют свою специфику

B) синхрония и диахрония, постоянно взаимодействуя, теряют свою специфику

C) синхрония и диахрония постоянно взаимодействуют, сохраняя свою специфику

D) противопоставление синхронной и диахронной точек зрения совершенно абсолютно и бескомпромиссно

5. В числе основоположников социологического напавления были

A) Ф. де Соссюр, А. Мейе, Ж. Вандриес, Э. Бенвенист

B) Р. Раск, Ф. Бопп, В. фон Гумбольдт

C) Г. Штейнталь, А. Шлейхер

D) А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов

6. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе, с функциями языка, занимается

A) языкознание

B) частное языкознание

C) филология

D) общее языкознание

7. Зарубежная психолингвистика возникла в

A) начале XX века

B) 70 – е годы XX века

C) 50 – е годы XX века

D) конце XIX века

8. Сознание - это

A) проявление языковой способности

B) высшая форма психического отражения действительности

C) одна из сторон взаимосвязи языка и мышления

D) самореализация языковой личности

9. В чем заключается сущность мышления?

A) Мышление есть сущность человеческого мозга

B) Качество любого естественного языка

C) Система выражения смысла слов

D) Свойство искусственного языка

10. Элементарная, минимальная часть значения, его компонент – это

D) архисема

11. Понимание фонемы как минимальной единицы психофонетики связано с именем

A) Н. В. Крушевского

B) В. А. Богородицкого

C) Е. Д. Поливанова

D) Бодуэна де Куртене

12. Пиджин возникает в результате

A) сознательной деятельности человека

B) массовых межэтнических контактов

C) постоянного контактирования двух языков

D) исчезновения какого-либо языка для его замены

13. Деление человечества на расы связано с делением населения

A) этническим

B) территориальным

C) религиозным

D) социальным

A) время, лицо

B) модальность, лицо

C) модальность, время, лицо

D) модальность, время

15. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

16. Московская лингвистическая школа представляет

A) логическое направление в языкознании

B) формальное направление в языкознании

C) психологическое направление в языкознании

D) социологическое направление в языкознании

17. Основателем американского структурализма (дескриптивной лингвистики) является

B) Э. Сепир

C) Л. Блумфильд

D) Г. Глисон

18. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) лингвистическими

B) парадигматическими

C) стилистическими

D) синтагматическими

19. Семантические классификаторы (ключи) указывали

A) какие гласные входят в состав слова

B) сколько в слове слогов

C) к какой смысловой сфере, области действительности относится данное слово

D) какие согласные входят в состав слова

20. В. фон Гумбольдт трактовал язык как

A) совокупность культурных, образных и словесных знаков

B) систему знаков

IV вариант

1. Аналогия – это

A) грамматические изменения в языке

B) установление между единицами языка ассоциативной связи

C) уподобление одних элементов языка другим элементам того же уровня, более распространенным и продуктивным, или сближение таких элементов

D) изменение семантики слова по метафорическому типу

2. Основателем копенгагенского структурализма (глоссематики) является

A) Х. И. Ульдалль

B) К. Тогебю

C) К. Вернер

D) Л. Ельмслев

2. Учение о морфологической структуре слова было развито в трудах представителя Казанской лингвистической школы

A) В. А. Богородицкого

B) Н. В. Крушевского

C) И. А. Бодуэна де Куртене

D) А. И. Александрова

4. Первые центры арабской лингвистики возникли в Басре и Куфе в

A) VII – VIII вв.

5. Теорию психологической коммуникации выдвинул

A) А. А. Шахматов

B) А. Х. Востоков

C) А. А. Потебня

D) Ф. И. Буслаев

6. Коммуникативная функция языка - это способность

A) служить средством познания окружающего мира, выражать деятельность сознания

B) служить средством общения

C) выражать внутреннее состояние говорящего

D) воздействовать на адресат речи

7. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе занимается

A) языковедение

B) частное языкознание

C) филология

D) общее языкознание

8. Московская лингвистическая школа представляет

A) логическое направление в языкознании

B) формальное направление в языкознание

C) психологическое направление в языкознании

D) социологическое направление в языкознании

9. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) парадигматическими

B) лингвистическими

C) синтагматическими

D) стилистическими

10. Тезис «Язык, рассматриваемый в самом себе и для самого себя, - является единственным и истинным объектом языкознания» принадлежит

A) Ш. Балли

C) Ж. Вандриесу

D) Ф. де Соссюру

11. Элементарная минимальная часть значения, его компонент - это

D) архисема

12. В. фон Гумбольдт трактовал язык как

A) систему знаков

B) совокупность культурных, образных, словесных знаков

C) семиотическую систему вербальных и невербальных знаков

D) выразитель духа и характера народа

13. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

14. Представители бихевиористского направления в психологии

A) являются основными критиками психолингвистических теорий

B) внесли большой вклад в становление психолингвистики

C) не имеют никакого отношения к психолингвистике

D) отрицают саму возможность существования психолингвистики

15. Историко-культурный ареал - это

A) то же, что и языковой союз

B) объединение нескольких языковых союзов

C) объединение народов и их языков на основе общности культурно-исторических традиций, характера письменности, культурного пласта лексики и т. п.

D) объединение народов на основании этнического родства

16. Заслугой младограмматиков является

A) открытие ими звукового закона

B) индивидуализм и психологизм

C) атомизм и подчеркнутый историзм

D) эмпиризм и индуктивизм

17. В числе основоположников социологического направления в языкознании были

A) А. Мейе, Л. Блумфильд, Л. Ельмслев

B) Ф. де Соссюр, В. фон Гумбольдт, А. Бергсон

C) Ф. де Соссюр, А. Мейе, Ж. Вандриес, Э. Бенвенист

D) Ж. Вандриес, А. А. Шахматов

18. К первичным видам речевой деятельности относятся

A) говорение и чтение

B) чтение, письмо

C) письмо и аудирование

D) говорение и аудирование

19. Языковые знаки представляют следующий вид семиотических единиц

A) копии или изображения

B) признаки или симптомы

C) знаки-символы

D) собственно знаки

20. Прагматика – это

A) специальная область, изучающая целесообразность использования тех или иных речевых конструкций

B) раздел языкознания, в котором изучается функционирование знаков языка в речи

C) направление, изучающее способы применения на практике достижений социолингвистики

D) дисциплина, изучающая правила поведения индивида в обществе

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Олеся Владимировна Юдаева
Тесты по дисциплине «Введение в языкознание»

Предисловие

Курс «Введение в языкознание» является пропедевтической лингвистической дисциплиной, призванной дать отправную методологическую и общетеоретическую базу для формирования широкого филологического кругозора будущих переводчиков. Давая обучаемым научные представления о сущности языка, его месте в системе культурно-значимых средств коммуникации, о способе научного представления и описания языка, о соотношении истории общества и истории языка, языка и мысли, языка и культуры, раскрывая прикладные вопросы языкознания, этот курс способствует развитию научного мировоззрения обучаемых в результате усвоения теоретических знаний о языке и выработке практических навыков владения иноязычной речью.

Таким образом, курс «Введение в языкознание» тесно связан с изучением частного языкознания (теоретической фонетики, лексикологии и фразеологии, теоретической грамматики, истории и стилистики изучаемого языка) и практическим освоением иностранных языков, причем связь эта носит двусторонний характер. Курс «Введение в языкознание» на начальном этапе обучения создает теоретическую базу для изучения теории и практики иностранных языков и создает предпосылки для дальнейшего лингвистического развития и профессионального совершенствования студентов.

Современная система образования предполагает постоянный мониторинг процесса усвоения студентами теоретических основ изучаемых дисциплин. Как показывает практика, во многих образовательных системах не только нашей страны, но и за рубежом сегодня активно применяется такой метод контроля, как тест. К числу его несомненных достоинств следует отнести оперативность в применении, относительно небольшие трудозатраты в обработке, объективный характер критериев оценки и др.

Данное пособие представляет собой сборник обучающих тестов по дисциплине «Введение в языкознание».

Тестовые задания разработаны с учетом структуры и содержания базовых учебников и учебных пособий по изучаемой дисциплине.

Использование сборника преподавателями и обучаемыми дает возможность решать конкретные учебные задачи:

– диагностическую, которая проявляется в получении первичной информации о качестве знаний, умений и навыков, психологических качествах обучаемых для принятия правильных решений;

– обучающую, которая реализуется при использовании заданий в тестовой форме для выявления пробелов в знаниях, их закрепления, обретения умения работать с тестами;

– развивающую, которая проявляется в дополнительной рефлексии и мотивации обучения по результатам промежуточного тестирования;

– организующую, которая проявляется в изменении преподавателем структуры учебного процесса с опорой на тестовые методы;

– воспитательную, связанную с повышением учебной мотивации, формированием как ответственности за результаты учебы, так и установок на сотрудничество, самоорганизацию и самоподготовку;

– управленческую, которая связана с анализом результатов тестирования и принятием решений для повышения уровня учебных достижений.

Задания даются в формализованном виде, к ним предлагаются три варианта ответов. Правильным является лишь один.

Пособие включает в себя тесты по основным разделам введения в языкознание и ключи.

Данные тесты могут быть использованы как преподавателями, так и студентами.

Тема 1 Общие сведения о языкознании и языке как средстве общения

1. Языкознание – это

1) наука о словарном составе языка, его лексике

2) наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка

3) интегративная наука, изучающая механизмы порождения и восприятия речи

2. Интерес к изучению языка возник в

1) Германии в XIX в.

2) России в XVIII в.

3) Древней Индии 3 тыс. лет назад

3. Научное языкознание зародилось в

1) начале XIX в.

2) III в. до н. э.

3) Средние века

4. Раздел языкознания, изучающий конкретный язык с целью его использования как средства общения, – это

1) частное языкознание

2) теоретическое языкознание

3) практическое языкознание

5. Раздел языкознания, изучающий теорию языка: сущность языка как системы, языковые единицы и отношения между ними, правила комбинаторики и т. д., – это

1) прикладное языкознание

2) теоретическое языкознание

3) практическое языкознание

6. Раздел теоретического языкознания, занимающийся изучением одного языка или группы языков, – это

1) частное языкознание

2) общее языкознание

3) синхроническое языкознание

7. Раздел теоретического языкознания, занимающийся изучением языка вообще, его природы, происхождения, функционирования, – это

1) частное языкознание

2) общее языкознание

3) синхроническое языкознание

8. Раздел теоретического языкознания, занимающийся изучением состояния языковой системы в определенный момент ее развития, – это

1) диахроническое языкознание

2) общее языкознание

3) синхроническое языкознание

9. Раздел теоретического языкознания, занимающийся изучением развития языковой системы во времени, – это

1) диахроническое языкознание

2) общее языкознание

3) синхроническое языкознание

10. Речь – это

11. Язык – это

1) конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или графическую форму

2) знаковая система, служащая основным средством общения

3) намеренное построение художественного повествования в соответствии с принципами организации языкового материала и характерными внешними речевыми приметами

1) материален, конкретен, реален, динамичен, индивидуален

2) идеален, абстрактен, потенциален, консервативен, социален

3) динамичен, индивидуален, идеален, абстрактен, потенциален

1) материальна, конкретна, реальна, динамична, индивидуальна

2) идеальна, абстрактна, потенциальна, консервативна, социальна

3) динамична, индивидуальна, идеальна, абстрактна, потенциальна

14. Язык – средство координации деятельности людей – это

1) когнитивная функция

2) метаязыковая функция

3) коммуникативная функция

15. Язык – средство получения новых знаний о действительности – это

1) когнитивная функция

2) метаязыковая функция

3) коммуникативная функция

16. Язык – средство описания самого языка – это

1) когнитивная функция

2) метаязыковая функция

3) коммуникативная функция

17. Язык – средство выражения эмоций – это

1) экспрессивная функция

2) эмотивная функция

3) коммуникативная функция

18. Язык – средство регуляции деятельности людей – это

1) когнитивная функция

2) регулятивная функция

3) коммуникативная функция

19. Язык – средство выражения творческих потенций человека, соотносимое с эстетическими категориями прекрасное– безобразное, – это

1) когнитивная функция

2) эстетическая функция

3) эмотивная функция

20. Язык – средство установления контакта – это

1) когнитивная функция

2) коммуникативная функция

3) фатическая функция

21. Язык – средство накопления и передачи информации от поколения к поколению – это

1) аккумулятивная функция

2) когнитивная функция

3) коммуникативная функция

22. Гипотеза происхождения языка, согласно которой язык возник из подражания звукам природы, – это

1) теистическая теория

2) ономатопоэтическая теория

3) междометная теория

23. Гипотеза происхождения языка, согласно которой эмоциональные выкрики от радости, страха, боли и т. д. привели к созданию языка, – это

1) теистическая теория

2) ономатопоэтическая теория

3) междометная теория

24. Гипотеза происхождения языка, согласно которой люди договорились об обозначении предметов словами, – это

1) теистическая теория

2) ономатопоэтическая теория

3) теория трудового договора

25. Гипотеза происхождения языка, согласно которой язык появился в ходе коллективной работы из ритмичных трудовых выкриков, – это

1) теория трудовых выкриков

2) жестовая теория

3) междометная теория

26. Гипотеза происхождения языка, согласно которой труд создал человека, а одновременно с этим возник и язык, – это

1) теория трудовых выкриков

2) жестовая теория

3) трудовая теория

27. Гипотеза происхождения языка, согласно которой язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой, – это

1) теория трудовых выкриков

2) жестовая теория

3) скачкообразная теория

28. Гипотеза происхождения языка, согласно которой язык – естественный организм, возникающий самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм, – это

1) теория трудовых выкриков

2) биологическая теория

3) скачкообразная теория

29. Гипотеза происхождения языка, согласно которой язык – акт творческой деятельности бога, – это

1) теистическая теория

2) ономатопоэтическая теория

3) теория трудового договора

30. Приверженцами ономатопоэтической гипотезы происхождения языка были

1) стоики, Г. Лейбниц

2) Э. де Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо

3) А. Шлейхер

31. Приверженцами междометной гипотезы происхождения языка были

1) стоики, Г. Лейбниц

3) А. Шлейхер

32. Приверженцами биологической гипотезы происхождения языка были

1) стоики, Г. Лейбниц

2) Ш. де Бросс, Э. де Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо

3) А. Шлейхер, Т. Гоббс

33. Приверженцами жестовой гипотезы происхождения языка были

1) стоики, Г. Лейбниц

3) А. Шлейхер, Т. Гоббс

34. Приверженцами гипотезы трудовых выкриков происхождения языка были

1) Л. Нуаре, К. Бюхер

2) Ш. де Бросс, Э. де Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, В. Вундт

3) Ф. Энгельс, К. Маркс

35. Приверженцами трудовой гипотезы происхождения языка были

1) Л. Нуаре

2) Ш. де Бросс, Э. де Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, В. Вундт

3) Ф. Энгельс, К. Маркс

36. Приверженцами гипотезы спонтанного скачка происхождения языка были

1) Л. Нуаре

2) В. Гумбольдт

3) Ф. Энгельс, К. Маркс

37. Одна из основных концепций природы языка, согласно которой язык – врожденное физиологическое свойство человека, обусловленное наличием специализированных нервных центров в коре головного мозга, а также органов речи и слуха, – это

3) социологическая концепция

38. Одна из основных концепций природы языка, согласно которой язык – естественное явление, не зависящее от воли говорящего, – это

1) анатомо-физиологическая концепция

2) натуралистическая концепция

3) психологическая концепция

39. Одна из основных концепций природы языка, согласно которой язык – индивидуальный психический акт, явление психологической деятельности людей, – это

1) социологическая концепция

2) натуралистическая концепция

3) психологическая концепция

40. Одна из основных концепций природы языка, согласно которой язык – социальное явление, – это

1) социологическая концепция

2) натуралистическая концепция

3) психологическая концепция

41. Форма существования языка в эпоху существования нации, сложное системное единство, включающее в себя разные формы, – это

1) национальный язык

2) литературный язык

3) просторечие

42. Обработанная форма общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закрепленными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, – это

1) национальный язык

2) литературный язык

3) просторечие

43. Основными признаками литературного языка являются

1) наличие письменности; нормированности, кодифицированность, стилистическое многообразие, относительная устойчивость; общеупотребительность и общеобязательность

2) наличие письменности; ненормированность, некодифицированность, стилистическое многообразие

3) стилистическое многообразие, динамичность; необщеупотребительность и необщеобязательность

44. Исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период, – это

1) синхрония

3) окказионализм

45. Разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения с лицами, связанными тесной территориальной общностью, – это

1) просторечие

3) диалект

46. Социальный диалект, отличающийся от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой, – это

1) диалект

2) литературный язык

47. Выражения, грамматические формы и конструкции, распространенные в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм, – это

1) просторечие

3) диалект

48. Специальные языки, в отличие от естественных языков конструируемые целенаправленно; применяются для выполнения отдельных функций естественного языка, в системах обработки информации и т. д., – это

1) живые языки

2) искусственные языки

3) жестовые языки

49. Язык, не существующий в живом употреблении и, как правило, известный лишь по письменным памятникам или находящийся в искусственном регламентированном употреблении, – это

1) жестовый язык

2) мертвый язык

3) агглютинативный язык

50. Язык, используемый для выражения суждений о другом языке, языке-объекте, – это

1) гиперязык

2) метаязык

Тема 2 Фонетико-фонологический уровень языка

1. Раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), – это

1) фонология

2) фонетика

3) психофонетика

2. Звучащая речь имеет два основных уровня

1) сегментный и суперсегментный

2) фонетический и фонологический

3) общий и частный

Единицами сегментного уровня являются

1) интонация и ударение

Единицами суперсегментного уровня являются

1) интонация и ударение

5. Выделяется три аспекта фонетических исследований

1) анатомо-физиологический (артикуляционный), психологический, функциональный

2) акустический, культурологический, психологический

3) анатомо-физиологический (артикуляционный), акустический, функциональный

6. Анатомо-физиологический аспект исследует звуки речи с точки зрения

1) их создания

2) физических характеристик

3) функциональности

7. Акустический аспект исследует звуки речи с точки зрения

1) их создания

2) физических характеристик

3) функциональности

8. Функциональный аспект исследует звуки речи с точки зрения

1) их создания

2) физических характеристик

3) функциональности

9. Минимальная единица речевой цепи, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определенными акустическими и перцептивными свойствами, – это

3) морфонема

10. Совокупность органов человека, необходимых для производства речи, – это

1) произносительный аппарат

2) ротовая полость

3) речевой аппарат

11. В речевом аппарате все органы делятся на

1) открытые, закрытые

2) активные, пассивные

3) воспринимающие, порождающие

12. К активным органам речи относятся

13. К пассивным органам речи относятся

3) зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть

14. Комплекс работ органов речи в определенной последовательности – это

1) фонация

2) акустика

3) артикуляция

15. Совокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков данного языка, – это

1) артикуляционная база

2) артикуляторная корреляция

3) артикуляционная парадигма

16. Основными фазами артикуляции звуков будут следующие

1) вдох, задержка дыхания, выдох

2) экскурсия, выдержка, рекурсия

3) резонанс, длительность, рекурсия

17. Правильная последовательность фаз при артикуляции звуков следующая

1) экскурсия, выдержка, рекурсия

2) экскурсия, рекурсия, выдержка

3) рекурсия, выдержка, экскурсия

18. Положение, при котором органы речи переходят из спокойного состояния или артикулирования предшествующего звука в положение, необходимое для произнесения данного звука, – это

1) выдержка

2) рекурсия

3) экскурсия

19. Положение, при котором органы речи переходят в спокойное состояние или в приступе к артикуляции следующего звука, – это

1) выдержка

2) рекурсия

3) экскурсия

20. Положение, при котором происходит сохранение положения, необходимого для произнесения звука, – это

1) выдержка

2) рекурсия

3) экскурсия

21. Все звуки делятся на

1) гласные и согласные

2) твердые и мягкие

3) звонкие и глухие

22. Совокупность гласных – это

1) консонантизм

2) вокализм

3) палатализация

23. Совокупность согласных – это

1) консонантизм

2) вокализм

3) палатализация

24. Основанием классификации гласных служит

2) род преграды, которую образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких

3) ряд и подъем языка, а также работа губ

25. По положению губ гласные делятся на:

1) шумные и сонорные

2) лабиализованные и нелабиализованные

3) назальные и неназальные

26. Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть – это

3) аффриката

27. Различаются следующие ряды гласных

1) передний, средний, задний

2) верхний, средний, нижний

3) передний, средний, нижний

28. Степень приподнятости языка при образовании данного гласного – это

3) аффриката

29. Различаются следующие подъемы гласных

1) передний, средний, задний

2) верхний, средний, нижний

3) передний, средний, нижний

30. Гласный, образующий вершину слога, – это

1) консонант

3) аффрикат

31. Гласные со сложной артикуляцией, произносимые в один слог и выступающие как единый звук речи, – это

1) дифтонгоид

3) дифтонг

32. Ударные гласные, имеющие в начале или в конце призвук другого гласного, близкого ударному, – это

1) дифтонгоид

3) дифтонг

33. Основаниями классификации согласных служат следующие признаки:

1) род преграды, которую образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких, ряд и подъем языка

2) ряд и подъем языка, а также работа губ

3) способ артикуляции, активный орган, место артикуляции, работа голосовых связок

34. Характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного, – это

1) способ образования

2) место образования

35. Согласные, образующиеся путем взрыва воздушной струей преграды, – это

1) смычные

2) сонорные

3) щелевые

36. Согласные, образующиеся путем трения воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи ротовой полости, – это

1) смычные

2) сонорные

3) фрикативные

37. По активному органу согласные делятся на три рода:

1) губные, язычные, заязычные

2) смычные, губные, язычные

3) какуминальные, апикальные, дорсальные

38. Согласные, артикулируемые сближением передней спинки языка с верхними зубами и передним небом, – это

1) какуминальные

2) апикальные

3) дорсальные

39. Согласные, артикулируемые сближением или соприкосновением кончика языка с верхними зубами и альвеолами, – это

1) какуминальные

2) апикальные

3) дорсальные

40. Согласные, артикулируемые поднятием загнутого кверху кончика языка, – это

1) какуминальные

2) апикальные

3) дорсальные

41. Артикуляция звуков речи, заключающаяся в дополнительном поднятии спинки языка к твердому небу, – это

1) лабиализация

2) палатализация

3) веляризация

42. Такое произнесение согласного, при котором он сопровождается губным шумом, – это

1) лабиализация

2) палатализация

3) веляризация

43. Артикуляция звуков речи, заключающаяся в движении задней стенки языка в сторону мягкого неба, – это

1) лабиализация

2) палатализация

3) веляризация

44. Артикуляция звуков речи, заключающаяся в опускании небной занавески и одновременном выходе воздушной струи через рот и нос, – это

1) лабиализация

2) назализация

3) веляризация

45. Единица языка, с помощью которой различаются и отождествляются морфемы и тем самым слова, – это

3) морфонема

46. Фонемы выполняют следующие функции:

1) семантическая, морфологическая, синтаксическая

2) делимитативная, перцептивная, сигнификативная

47. Термин «фонема» ввел в научный обиход

1) И.А. Бодуэн де Куртенэ

2) А. Шлейхер

3) В. фон Гумбольдт

48. Индивидуальный, единичный представитель фонемы в речи – это

1) вариант

2) синтагма

49. Противопоставление фонем друг другу в фонологической системе языка – это

1) оппозиция

2) позиция

3) транскрипция

50. Выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука – это

1) интонация

2) фонация

3) ударение

51. Выделение одного из слогов в слове и подчинение ему всех остальных безударных слогов – это

1) фразовое ударение

2) логическое ударение

3) словесное ударение

52. Ударение, выполняющее фонетическую и семаитико-синтаксическую роль, объединяя слова в такты и фразы, – это

1) фразовое ударение

2) логическое ударение

3) словесное ударение

53. Ударение, выделяющее слова и такты при актуальном членении предложения, – это

1) фразовое ударение

2) логическое ударение

3) словесное ударение

54. Тип ударения, характеризующийся единством высоты, но изменением силы и длительности звука, – это

1) политоническое ударение

2) динамическое ударение

3) монотоническое ударение

55. Тип ударения, характеризующийся изменением высоты тона, его музыкальностью, – это

1) политоническое ударение

2) динамическое ударение

3) монотоническое ударение

56. Тип монотонического ударения, при котором слог выделяется силой воздушной струи, – это

1) политоническое ударение

2) динамическое ударение

3) квантитативное ударение

57. Тип монотонического ударения, при котором слог выделяется длительностью, – это

1) политоническое ударение

2) динамическое ударение

3) квантитативное ударение

58. По месту ударения в слове различают

59. По степени закрепленности в слове различают

1) разноместное и подвижное ударение

2) фиксированное и свободное ударение

3) фразовое и логическое ударение

60. Совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов, фонетически организуют речь, расчленяя ее сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки – синтагмы; устанавливают между частями фразы смысловые отношения; сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения; выражают различные эмоции, – это

2) интонация

3) ударение

61. Элементами интонации являются

1) мелодика речи, паузы, ударение, темп речи, тембр голоса

2) шум, громкость, веляризация

3) такт, звук, фонетическое слово

62. На письме интонация, как правило, выражается

1) знаками препинания, членением текста на абзацы, варьированием шрифтов

2) орфографией

3) лексически

63. Функции интонации:

1) интегрирующая, сегментирующая, эмотивная, дифференцирующая, коммуникативная

2) семантическая, морфологическая, синтаксическая

3) коммуникативная, перцептивная, когнитивная, мета-языковая

64. Выпадение звука в сложном сочетании звуков – это

1) диэреза

2) эпентеза

3) метатеза

65. Частичное изменение артикуляции смежных звуков – гласных и согласных – это

1) ассимиляция

2) редукция

3) аккомодация

66. Замена одного из двух одинаковых или похожих (по месту образования) звуков другим, менее сходным по артикуляции с тем, который остался без изменений, – это

1) ассимиляция

2) диссимиляция

3) аккомодация

67. Возникновение в слове дополнительного звука – это

1) метатеза

2) эпентеза

3) протеза

68. Появление в абсолютном начале слова согласного звука (в других языках также гласного), не оправданного этимологически, но вызванного фонетическими причинами, – это

1) метатеза

2) эпентеза

3) протеза

69. Перестановка звуков или слогов в составе слова на почве ассимиляции или диссимиляции – это

1) метатеза

2) гаплология

3) протеза

70. Выпадение в слове одного из двух стоящих рядом одинаковых или близких по значению слогов – это

1) метатеза

2) гаплология

3) протеза

71. Безударные слова, примыкающие к следующему слову, – это

1) энклитики

2) интерклитики

3) проклитики

72. Безударные слова, примыкающие к предшествующему слову, – это

1) энклитики

2) интерклитики

3) проклитики

73. Ослабление и изменение качества звучания гласного звука – это

1) сингармонизм

2) редукция

3) аллитерация

74. Редукция бывает двух видов:

1) качественная и количественная

2) полная и неполная

3) нормативная и узуальная

75. Порядок фонетического членения звучащей речи:

1) фраза, речевой такт, фонетическое слово, звук, слог

2) фраза, фонетическое слово, речевой такт, слог, звук

3) фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук

76. Относительно законченный в смысловом и интонационном отношении отрезок речи – это

2) речевой такт

3) фонетическое слово

77. Более или менее законченные по смыслу части предложения – это

2) речевой такт

3) фонетическое слово

78. Отрезок звучащей речи, объединенный одним словесным ударением, – это

2) речевой такт

3) фонетическое слово

79. Различные надстрочные, подстрочные, реже внутристрочные знаки, применяющиеся в буквенных типах письма для изменения или уточнения значения отдельных знаков, – это

1) диакритические знаки

2) дескриптивные знаки

3) деривационные знаки

80. Надстрочная запятая, употребляемая в буквенном письме в разных функциях, – это

1) апокриф

2) ассонанс

3) апостроф

81. Перевод одной графической системы алфавита в другую (то есть передача букв одной письменности буквами другой) – это

1) транскрипция

2) транслитерация

3) транспозиция

82. Условная передача звучания слова с помощью специально принятых знаков – это

1) транскрипция

2) транслитерация

3) транспозиция

83. Совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления, – это

1) орфография

2) орфоэпия

3) ортология

84. Совокупность особенностей артикуляции звуков в каждом конкретном языке – это

1) орфография

2) орфоэпия

Предмет: Общее языкознание

Раздел 1. История языкознания

Тема 1. Введение

1. Функцией языка, осуществляющей воздействие на адресата, является

J когнитивная

J коммуникативная

R апеллятивная

J метаязыковая

2. Изучает язык с разных сторон

R лингвистика

J литературоведение

J история

J логика

J психология

J философия

3. Рассматривает язык как средство выражения содержания произведения

J лингвистика

R литературоведение

J история

J логика

J психология

J философия

4. Видит в языке формы выражения единиц мышления

J лингвистика

J литературоведение

J история

R логика

J психология

J философия

5. Вопросы порождения и восприятия речи изучает

J лингвистика

J литературоведение

J история

J логика

R психология

J философия

6. Создаёт общую методологию исследования языка

J лингвистика

J литературоведение

J история

J логика

J психология

R философия

7. С точки зрения структуры языкознание делится на

8. С точки зрения конкретных языков языкознание делится на

J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.

R русистику, германистику, романистику и т.д.

J диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.

J психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.

9. С точки зрения функционирования и социального варьирования языкознание делится на

J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.

J русистику, германистику, романистику и т.д.

R диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.

J психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.

10. С точки зрения методологии и методики описания языка языкознание делится на

J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.

J русистику, германистику, романистику и т.д.

J диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.

R психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.

Тема 2. Лингвистические учения в древнем мире

11. Создание справочников по различным отраслям науки характерно прежде всего для

R древнего Египта

J древней Индии

J древнего Китая

J древней Греции

12. Грамматика Панини была создана в

R древней Индии

J древнем Китае

J древней Греции

J древнем Риме

13. Понятие нулевой морфемы появилось в

R древней Индии

J древнем Китае

J древней Греции

J древнем Риме

14. Теория частей речи зародилась в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

J древнем Риме

15. Диалог «Кратил» был создан в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

J древнем Риме

16. Риторика как наука зародилась в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

J древнем Риме

17. Грамматическое учение зародилось в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

J древнем Риме

Тема 3. Лингвистические идеи Средних веков и эпохи Возрождения

18. Спор номиналистов и реалистов в Средние века способствовал разработке проблем

R языкового значения

J фонетических законов

J теории частей речи

J синтаксиса

19. Арабское языкознание Средних веков использовало результаты

R индийской лингвистической традиции

J китайской лингвистической традиции

J японской лингвистической традиции

J еврейской лингвистической традиции

20. Впервые в истории культуры Нового времени вопрос о народном и литературном языках был поставлен

J во Франции

J в Германии

R в Италии

J в России

Тема 4. Языкознание XVII XVIII веков

J Ж.-Ж.Руссо и И.Гердер

R А.Арно и К.Лансло

J А.Арно и П.Николь

J И.Гердер и А.Арно

R И.Ю.Скалигер

J И.Гердер

J М.В.Ломоносов

J Г.В.Лейбниц

23. Сторонником фонетического принципа русской орфографии являлся

J М.В.Ломоносов

R В.К.Тредиаковский

J М.Смотрицкий

J А.Х.Востоков

24. Выступил с идеей создания универсального средства общения на основе средств, выступающих в функции естественного языка,

R Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

25. Предложил идею создания философского языка на основе небольшого числа элементарных единиц

J Ф.Бэкон

R Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

26. Пытался понять сущность человеческого мышления через исследование языка

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

R Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

27. Толчок развитию символической логики дали идеи

J Ф.Бэкона

J Р.Декарта

R Г.В.Лейбница

J М.В.Ломоносова

28. Задачу сравнения всех современных языков мира между собой, а также с их более ранними формами впервые выдвинул

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

R Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

29. На родство между славянскими языками, а также между русским, латышским, греческим, латинским и немецким впервые указал

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

R М.В.Ломоносов

30. Впервые о родстве санскрита с греческим и латинским языками заявил

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

R У.Джоунз

Тема 5. Языкознание XIX века

31. У истоков сравнительно-исторического языкознания не стоял

J Р.К.Раск

J А.Х.Востоков

J Я.Гримм

R А.Шлейхер

32. Идею о том, что в основе всех европейских языков лежали четыре «языка-матери» предложил

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

R И.Скалигер

33. Разделил все языки мира на арамейские и скифские группы

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

R Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

34. Установил, что все славянские языки происходят от общеславянского,

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

R М.В.Ломоносов

35. М.В.Ломоносов сравнивал языки преимущественно на материале

J существительных

J глаголов

J местоимений

R числительных

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J У.Джоунз

R Ф.Шлегель

37. Термин «индогерманские языки» ввёл в научный оборот

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J У.Джоунз

R Ф.Шлегель

R Р.К.Раск

J Ф.Бопп

J Я.Гримм

J А.Х.Востоков

J Р.К.Раск

R Ф.Бопп

J Я.Гримм

J А.Х.Востоков

J Р.К.Раск

J Ф.Бопп

R Я.Гримм

J А.Х.Востоков

J Р.К.Раск

J Ф.Бопп

J Я.Гримм

R А.Х.Востоков

42. Задачу раскрыть тайну происхождения флексии ставил

J Р.К.Раск

R Ф.Бопп

J Я.Гримм

J А.Х.Востоков

43. Ф.Бопп в своих исследованиях основное внимание уделял

J фонетике

J лексике

R морфологии

J синтаксису

J Р.К.Раск

R Ф.Бопп

J Я.Гримм

J А.Х.Востоков

45. Три ступени развития человеческого языка: создания, расцвета флексии и стремления к ясности выделил

J Р.К.Раск

J Ф.Бопп

R Я.Гримм

J А.Х.Востоков

46. Закон передвижения согласных предложил

J Р.К.Раск

J Ф.Бопп

R Я.Гримм

J А.Х.Востоков

47. Основателем научной этимологии считается

R А.Ф.Потт

J Г.Курциус

J А.Кун

J А.Шлейхер

48. Основоположником лингвистической палеонтологии и сравнительной мифологии является

J А.Ф.Потт

J Г.Курциус

R А.Кун

J А.Шлейхер

Тема 6. Вильгельм фон Гумбольдт – основатель теоретического языкознания

49. Возникновение понятия «внутренняя форма» связано с именем

J Ф.Боппа

R В. фон Гумбольдта

J Ф. де Соссюра

J А.Шлейхера

50. Стремление духа человека освободиться от языка – это, по В. фон Гумбольдту, антиномия

R неразрывного единства и противоречивости языка и мышления

J языка и речи

J речи и понимания

J коллективного и индивидуального в языке

Тема 7. Натуралистическая концепция языка

51. Теория «родословного дерева» была предложена

R А.Шлейхером

J И.Шмидтом

J А.Ф.Поттом

J Г.Курциусом

R А.Шлейхер

J И.Шмидт

J А.Ф.Потт

J Г.Курциус

Тема 8. Логическая концепция языка

53. В XIX веке крупнейшим представителем логического направления в языкознании России был

R Ф.И.Буслаев

J В.И.Даль

J Н.А.Добролюбов

J И.И.Срезневский

Тема 9. Психологическая концепция языка

54. Представителем психологического направления в языкознании являлся

R А.А.Потебня

J Ф.И.Буслаев

J А.А.Шахматов

J А.М.Пешковский

55. К психологическому направлению в языкознании относилась

J Московская лингвистическая школа

R Харьковская лингвистическая школа

J Казанская лингвистическая школа

J Пражская лингвистическая школа

Тема 10. Эстетическая концепция языка

56. Сделал упор на исследовании языка со стороны его экспрессивной функции

J А.Шлейхер

R К.Фосслер

J Г.Шухардт

J Р.Мерингер

Тема 11. Младограмматизм

57. В центре учения лежит понятие грамматической формы у

J представителей Казанской лингвистической школы

J представителей Пражской лингвистической школы

R представителей Московской лингвистической школы

J представителей Копенгагенской лингвистической школы

58. Теория фонемы разрабатывалась в

J Петербургской лингвистической школе

J Харьковской лингвистической школе

59. Основателем Московской лингвистической школы был

R Ф.Ф.Фортунатов

J И.А.Бодуэн де Куртенэ

J Л.В.Щерба

J А.М.Пешковский

60. Представители Лейпцигской лингвистической школы относились к

R младограмматическому направлению в языкознании

J психологическому направлению в языкознании

J структурной лингвистике

J логическому направлению в языкознании

Тема 12. Языкознание конца XIX – начала ХХ веков

61. Теория фонемы была разработана в

J Московской лингвистической школе

R Казанской лингвистической школе

J Лейпцигской лингвистической школе

J Лондонской лингвистической школе

Тема 13. Лингвистика ХХ века. Структурализм Фердинанда де Соссюра

62. Термины «фигура, детерминация, констелляция» используются в

J функциональной лингвистике

J дескриптивной лингвистике

R глоссематике

J порождающей грамматике

63. Основателем Пражской лингвистической школы является

J А.Мартине

J А.Мейе

R В.Матезиус

J Н.С.Трубецкой

64. Не относится к структуралистическим

R Московская школа языкознания

J Копенгагенская школа языкознания

J Пражская школа языкознания

J Американская лингвистика

65. Франц Боас, Эдуард Сепир, Леонард Блумфилд были основоположниками

R дескриптивной лингвистики

J психолингвистики

J функциональной лингвистики

J социолингвистики

66. Порождающая семантика активно разрабатывается главным образом

R в США

J в России

J во Франции

J в Германии

67. Главную цель раскрытия внутренних отношений и зависимостей компонентов языка ставило

R структурное направление языкознания

J психологическое направление языкознания

J логическое направление языкознания

J ареальное направление языкознания

68. Основные принципы функциональной лингвистики были сформулированы

J Р.О.Якобсоном

J Н.С.Трубецким

J С.О.Карцевским

R В.Матезиусом

Тема 14. Отечественное языкознание 20-90-х годов ХХ века

69. Основателем яфетической теории был

R Н.Я.Марр

J Е.Д.Поливанов

J И.И.Мещанинов

J В.В.Виноградов

Раздел 2. Теория языка

Тема 15. Природа и сущность языка

70. Основной функцией языка является

R коммуникативная

J метаязыковая

J когнитивная

J эмоциональная

71. Воздействие на человека с помощью языка – это

R коммуникативная функция языка

J метаязыковая функция языка

J когнитивная функция языка

J эмоциональная функция языка

72. Гипотеза, согласно которой язык возник на определённой стадии развития общества в связи с необходимостью процесса коммуникации, называется

J логосической

J звукоподражательной

J междометной

R социальной

Тема 16. Знаковость языка

73. Свойством языкового знака не является

J немотивированность звуковой стороны по отношению к реальным вещам

J способность вступать в линейные отношения с другими знаками

J изменчивость во времени при изменении условий его применения

R непосредственное отображение реальных вещей

74. По способу знакообразования знаки делятся на

75. По законченности/незаконченности процесса порождения знаки делятся на

J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания

R знаки полные и знаки неполные

J знаки потенциальные и знаки актуальные

J знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные

76. По соотнесённости/несоотнесённости с актом речи знаки делятся на

J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания

J знаки полные и знаки неполные

R знаки потенциальные и знаки актуальные

J знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные

77. По совокупности основных признаков знаки делятся на

J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания

J знаки полные и знаки неполные

J знаки потенциальные и знаки актуальные

R знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные

78. Имена собственные как языковые знаки являются

J характеризующими

R идентифицирующими

J квантитативными

J дейктическими

J связочными

J заместительными

79. Имена числительные как языковые знаки являются

J характеризующими

J идентифицирующими

R квантитативными

J дейктическими

J связочными

J заместительными

80. Личные местоимения как языковые знаки являются

J характеризующими

J идентифицирующими

J квантитативными

R дейктическими

J связочными

J заместительными

81. Предлоги как языковые знаки являются

J характеризующими

J идентифицирующими

J квантитативными

J дейктическими

R связочными

J заместительными

82. Союзы как языковые знаки являются

J характеризующими

J идентифицирующими

J квантитативными

J дейктическими

R связочными

J заместительными

83. Являются частью того предмета или явления, которое люди воспринимают и изучают

R знаки-признаки

J знаки-сигналы

J знаки-символы

J знаки-субституты

84. Немотивированные звуковые, зрительные или иные условные знаки, передающие информацию, – это

J знаки-признаки

R знаки-сигналы

J знаки-символы

J знаки-субституты

85. Наглядно мотивированными условными знаками, передающими информацию, являются

J знаки-признаки

J знаки-сигналы

R знаки-символы

J знаки-субституты

86. Вторичные знаки, которые замещают не предметы, а первичные знаки, называются

J знаки-признаки

J знаки-сигналы

J знаки-символы

R знаки-субституты

Тема 17. Язык как система

87. Парадигматические отношения между единицами языка – это

88. Синтагматические отношения между единицами языка – это

R способность элементов сочетаться между собой

J отношения структурно более простых языковых единиц с более сложной единицей

J отношения выбора, ассоциации, они основаны на сходстве и различии означающих и означаемых единиц языка

J способность языковых элементов замещать друг друга

89. Языковая система состоит из более частных систем, которые называются

R уровнями

J структурами

J сегментами

J компонентами

90. Частные системы, из которых состоит язык, называются

J структурами

R уровнями

J сегментами

J компонентами

91. К основным уровням языка не относится

J фонетический

J морфемный

J лексический

R морфонологический

J синтаксический

Тема 18. Язык и речь

92. Понятие языка и речи разграничил

R Ф. де Соссюр

J Л.В.Щерба

J Ф.Ф.Фортунатов

J И.А.Бодуэн де Куртенэ

Тема 19. Язык и общество

93. Соотношение языка и общества изучается в

R социолингвистике

J психолингвистике

J ареальной лингвистике

J контрастивной лингвистике

94. Социальные изменения непосредственно отражаются в

R лексике

J фонетике

J морфологии

J синтаксисе

95. В сферу языковой политики не входит

J создание алфавита

J кодификация языка

J орфографическая реформа

J пунктуационная реформа

R территориальное расслоение языка

Тема 20. Язык и мышление

96. Соотношение языка и мышления изучается в

J социолингвистике

R психолингвистике

J нейролингвистике

J психосемантике

Тема 21. Фонетика

97. Признаком фонемы не является

J фонема как абстрактная единица языка противопоставляется звуку как конкретной единице

J фонема – это единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц

J аллофоны одной фонемы образуют область её реализации

R фонема – это конкретная единица речевого потока

Тема 22. Лексикология

98. Основной номинативной единицей языка является

J фонема

J морфема

R слово

J словосочетание

Тема 23. Словообразование и грамматика

99. Обладает общекатегориальным значением прономинальности

R местоимение

J наречие

J модальное слово

Тема 24. Социально-функциональная структура языков

100. Высшей формой общенародного языка является

J язык художественной литературы

R литературный язык

J просторечие

J диалект

Тема 25. Классификация языков и методы их исследования

101. Санскрит входит в

R индийскую группу индоевропейской семьи языков

J иранскую группу индоевропейской семьи языков

J греческую группу индоевропейской семьи языков

J германскую группу индоевропейской семьи языков

102. Социологическая классификация языков – это

J

J

J

R

103. Генеалогическая классификация языков – это

R изучение и группировка языков мира на основании определения родственных связей между ними

J установление сходства и различия языков по признакам, отражающим наиболее значимые черты языковой структуры

J установление типа языков по его структуре

J определение типа языков по выполняемой ими функции в обществе

104. Морфологическая классификация языков

J определяет тип языков исходя из выполняемой ими функции в обществе

J группирует языки мира на основании определения родственных связей между ними

R устанавливает сходства и различия языков по признакам, отражающим наиболее значимые черты языковой структуры

J устанавливает тип языка в зависимости от степени родства

105. Ностратическая макросемья не объединяет

J картвельские и уральские языки

J дравидийские и алтайские языки

J афразийские и индоевропейские языки

R индоевропейские и сино-тибетские языки

106. Аморфные языки – это языки,

J

J

R

J

107. Флективные языки – это языки,

R которым присуще словоизменение посредством флексии, которая может являться средством выражения нескольких грамматических значений

J в которых грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения

J у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов

J в которых аффиксы являются однофункциональными

108. Аналитические языки – это языки,

J которым присуще словоизменение посредством флексии, которая может являться средством выражения нескольких грамматических значений

J у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов

R в которых грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения

J которым присуще словоизменение посредством форм самого слова

109. Полисинтетические языки – это то же, что

J аналитические языки

J флективные языки

R инкорпорирующие языки

J аморфные языки

110. Инкорпорирующие языки – это то же, что

R полисинтетические языки

J аналитические языки

J флективные языки

J агглютинативные языки

111. Славянские языки, входящие в индоевропейскую семью, не образуют подгруппу

R северную

J южную

J западную

J восточную

112. Французский язык относится к

J германской ветви индоевропейской семьи

R романской ветви индоевропейской семьи

J славянской ветви индоевропейской семьи

J иранской ветви индоевропейской семьи

Тема 26. Письмо

113. Передаёт звуковой облик слова

R фонографическое письмо

J идеографическое письмо

J пиктографическое письмо

J клинописное письмо

Раздел 3. Методология

Тема 27. Методы исследования языка

114. Приём внутренней реконструкции является частью

J типологического метода

J описательного метода

R сравнительно-исторического метода

J ареального метода

115. Изучает географическое распространение тех или иных языковых явлений

R ареальная лингвистика

J компаративистика

J типологическое языкознание

J сопоставительное языкознание

gastroguru © 2017