Толстый и тонкий анализ героев. А.П. Чехов "Толстый и тонкий": описание, герои, анализ рассказа. Анализ стилистических особенностей

Анализ рассказа А. П. Чехова

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя школа № 14»

г. Кимры Тверской области.


"Чехов умеет писать так,

чтобы словам

было тесно,

а мыслям просторно".

М. Горький




Запишите в тетрадь:

это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также (чаще всего) имеющее одну сюжетную линию.

Рассказ -

Художественная деталь -

это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.


Запишите в тетрадь:

Юмор -

(от англ. - комизм, причуда, нрав) - комическое и вместе с тем добродушное отношение к серьёзному; дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков.

Сатира -

особый способ художественного воспроизведения действительности, ставящий своей задачей нелицеприятную критику, обличение, высмеивание, изображение несообразности различных её явлений.


Смысл заглавия

Что отражает заглавие:

тему или основную мысль?

По мнению Чехова, заглавие-это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.

Название данного рассказа уникально, соответствует содержанию.


Тема. Проблема.

Определите тему и проблему рассказа.

Встреча двух бывших одноклассников на вокзале.

Проблема

чиновничества


Композиция

В чем особенность композиции рассказа «Толстый и тонкий»?

В нём отсутствует развитие действия.


Экспозиция

Какой литературоведческий приём

используется в экспозиции?

Николаевская железная дорога


Экспозиция

Экспозиция сильная, потому что уже в описании героев содержится громадная разница потенциалов, которая настраивает читателя на ожидание неизбежного конфликта. Один - толстый, другой - тонкий, один - доволен, другой - измучен, один - налегке, без спутников, второй - обременён и скарбом, и семейством. Это не просто контраст, это - антитеза . Мы угадываем антагонистов.

" На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий".


Завязка

Найдите завязку рассказа.

- Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого.- Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!


Кульминация

Найдите кульминацию рассказа.

- Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

- Нет, милый мой, поднимай повыше,- сказал толстый.- Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.


Развязка

Найдите развязку рассказа.

"На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного стошнило".


Портрет

Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета автор обращает внимание читателя?


Портреты даны через перечисление ярких внешних признаков - не только зримых. Здесь указывается даже на то, какие запахи сопровождают каждого героя: от толстого пахнет флёрдоранжем (изысканным одеколоном fleur d"orange - фр. "цветок апельсина") и хересом (вином, настоянном на травах). От тонкого, ехавшего, как можно догадаться, не в первом классе, - ветчиной и кофе. То есть апелляция к разным органам чувств читателя: зрению, слуху, обонянию.

Многочисленные картонки и коробки, которыми увешан тонкий, - свидетельство того, что носильщика взять ему не по карману. И дальнейшие слова диалога подтверждают, что Порфирий стеснён в средствах.


Кто из героев первым бросается к другу?

Толстый первым бросается к другу,

испытывая при этом искреннюю радость.


Как тонкий называет толстого?

- Батюшки! - изумился тонкий.- Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?


Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.


Кто первым начинает разговор после приветствия? С чего он начинает рассказ о себе?

Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса.


О чём вспоминает тонкий? Почему толстый по воле автора не произносит

ни одной фразы во время монолога тонкого?

- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий.

- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были!


Толстый, Герострат, в детстве был честолюбивым человеком, не думающим о последствиях своих поступков.

Тонкий,Эфиальт, в детстве был ябедой, доносчиком, то есть угодничество было чертой его характера с детства .


Какой фразой толстый подталкивает тонкого к разговору о службе?

- Ну, как живёшь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга.

- Служишь где? Дослужился?


Что рассказывает о своей службе тонкий?

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить.


Как меняются тонкий и его близкие, когда узнают о служебном положении толстого.

Почему они вдруг изменились?

Толстый – тайный советник, 2 ордена имеет, высший чин.

Тонкий – 8 класс, близок к нижнему чину. То есть тонкий ничего почти не добился . Тонкий стал себя вести как чиновник, а не как друг детства .



Как теперь меняется смысл заглавия?

Толстый и тонкий – это уже не только внешние признаки. Толстый - человек, добившийся высокого положения. А поведение тонкого говорит о ничтожности, незначительности героя.


Как отнёсся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему?

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило.


Как простились друзья детства?

Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.


Итак, толстый – и человек, и чиновник. Автор смеётся над тонким и в целом над чинопочитанием. Он как бы указывает, что проблема мелкого чиновника связана с чинопочитанием, угодничеством, что это характерно для общества 19 века. Поэтому на вокзале встретились друзья детства, а расстались два чина . Между ними пролегла невидимая пропасть.


«Все трое были приятно ошеломлены»?

С иронией


Для чего введены образы жены и сына тонкого, ведь толстый показан один?

Сын не почитает отца. Сначала подумал, только потом снял шапку, спрятался за спину отца. Жена во всём угождает мужу. Жена и сын даны для того, чтоб расширить характеристику тонкого.


Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя читатель узнаёт их имена ещё во втором абзаце?

Намёк на социальное положение в обществе

(почтение к чину, а не к человеку) .


Что смешно, а что грустно в этом рассказе?

Рассказ «Толстый и тонкий» у всех читателей вызывает и улыбку, и грусть, потому что всегда и везде неприятно и грустно видеть, когда от человека остаётся один чиновник, будь он тонкий или толстый.

Сцена на вокзале оставляет неприятное чувство не только у друга детства, но и у читателя. Жаль, что так глупо и непоправимо испорчена радость встречи.


Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. Кто из героев и когда забыл об этом?

Тонкий больше всего ценит в человеке его общественное положение, гнётся перед высшим чиновником. Он готов на любые унижения, чтобы показать свою способность угодить знатному человеку. Эту психологию раба, которая властвовала в царской России, и описывает

А. П.Чехов в своём рассказе «Толстый и тонкий».


Основная идея

Какова основная идея рассказа

В каждом в первую очередь нужно видеть человека, а не его чин; высмеивание угодничества перед сильными мира сего, мысль о том, что проблема мелкого чиновника связана с чинопочитанием, характерным для общества 19 века .

То есть, показав встречу двух одноклассников, Чехов показал всю систему российской жизни.


Диалог

Какова роль диалога в рассказе?

Диалог представляет собою главное событие рассказа. По структуре он делится на две основные части:

в первой тонкий, захлёбываясь от самодовольства, перечисляет свои, прямо скажем, не слишком большие достижения;

во второй - эти же достижения он представляет как что-то совершенно ничтожное. Если проводить аналогию с военными действиями, в первой фазе тонкий наступает, во второй - позорно отступает и признаёт своё поражение.


своё отношение к героям?

1. Речь. Реплики толстого коротки, что говорит о его уверенности. Реплики тонкого длинные, что указывает на угодничество, ведь он привык доказывать, оправдываться.

2. Градация «съежился, сгорбился, сузился».

3. Оценочные слова « побледнел», «окаменел ».


Лексика.

Какие ещё особенности худ. своеобразия рассказа

Чехова, кроме антитезы, речевой характеристики

героев, оценочных слов, градации, можно определить?

Олицетворение

Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились»)

как китаец», «как спелые вишни »)

Сравнения

(больше использовано глаголов,

т. к. они передают смену действий)

Части речи

Устаревшие слова

(«лобызания», «приватно», «вельможи»)

Разговорно-оценочные слова

(«голубчик мой», «батюшки», «облобызались »)


Синтаксис.

(2 раза употребляется «были приятно ошеломлены», «Это вот… сын мой… жена Луиза…»)

Инверсия

встретились два приятеля», «выглядывала женщина», «воскликнул толстый» - указывает на важность действий героев )

Тип предложений

( восклицательные и вопросительные, т. к. много

впечатлений при встрече)


Стилистические особенности

рассказов А. П. Чехова:

1. Простое, предельно краткое заглавие.

2. Диалоговое построение рассказов.

3. Традиционная композиция (завязка, кульминация, развязка).

4. Краткая завязка: указаны действующие лица, время и место действия. .

5. Индивидуальность речи героев как основа их неповторимости.

6. Портрет как средство характеристики героя.

7. Краткость и лаконизм: простые предложения, практическое отсутствие эпитетов, обилие глаголов, т. к. главное – описание действий, метафоры, доведённые до гротеска.

8. “ Говорящая деталь ” , заменяющая подробное описание.

9. Отказ от лирических отступлений и описаний.


Самостоятельная работа

Напишите характеристику героя по плану.

1 вариант –

характеристику

2 вариант –

характеристику

толстого

1. Место, занимаемое героем в произведении. 2. Положение героя в обществе. 3. Портретная характеристика. 4. Речевая характеристика. 5. Черты характера.


А. П.Чехов – признанный мастер маленького рассказа. Фраза «Краткость – сестра таланта» была любимой у писателя. Его короткие рассказы были очень яркими по содержанию. Они отличаются незамысловатостью сюжетов, чётким композиционным построением, присутствием ярких художественных деталей, говорящих имён и фамилий, динамичностью действия, сценичных диалогов. Они наполнены юмором и бодростью.


« Чехов - несравненный художник. И достоинство его творчества в том, что оно понятно не только всякому русскому, но и человеку вообще».

Л. Н. Толстой



Рассказ «Толстый и тонкий» (1883) относится к раннему периоду творчества А. П. Чехова. Рассказ очень мал по объему, так как написан необыкновенно емко и концентрированно. Признанный мастер, Чехов умел «коротко говорить о длинных вещах». При этом авторская позиция в рассказе намеренно не акцентирована – читатель сам может сделать выводы на основании прочитанного.

Жанр произведения – рассказ, написанный в лучших традициях критического реализма. В рассказе ярко проявлены черты индивидуального писательского стиля Чехова: быстрое развитие сюжета, лаконичность, внимание к выразительным деталям, точность языка.

Проблематика рассказа

В рассказе Чехов показывает зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления.

Автор с присущим ему тонким юмором высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Чехов правдиво и беспощадно рисует картину мира «тонких», мира рабской психологии. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.

Особенности сюжетной композиции рассказа

Произведение отличает предельно краткая экспозиция , выраженная одним предложением. Даже из него можно сделать два вывода. Во-первых, писатель использует антитезу, говоря о том, что один приятель – толстый, другой – тонкий, уже этим противопоставляя их друг другу. Во-вторых. Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург; основными ее пассажирами были чиновники. Можно предположить, что в рассказе пойдет речь именно о них. Завязкой служит неожиданная встреча двух друзей детства – Михаила и Порфирия.

Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В остросоциальной развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи. «Тонкий» начинает подобострастничать перед «толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый прием писателя – незаконченные предложения - словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности. «Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».

Система персонажей

Отличительная особенность рассказа – отточенность психологических характеристик героев. Отношения между главными персонажами – «толстым» и «тонким» - основаны на противопоставлении двух героев.

В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни. Автор подчеркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д"оранжем», от «тонкого» - «ветчиной и кофейной гущей».

Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается. Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев - «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился». У «толстого» остается прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» - «Что вы-с…».

Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.

Анализ стилистических особенностей

Рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля .

Раскрывая характер героев при помощи контрастного изображения, Чехов широко использует разнообразные стилистические приемы: антонимы, сравнения, метафоры, аллитерацию, синтаксическую антитезу, многократное повторение союза «а».

На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.

Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своем произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»

В 6 КЛАССЕ

Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №8

Смотрова Наталия Георгиевна

А.П.Чехов считал, что короткий рассказ призван увеличивать активность читателя, способствовать тому, чтобы недосказанное автором добавлял сам читатель. Эту задачу я и ставлю перед уч-ся на уроке.

Одним из программных произведений А.П.Чехова, которое изучается в 6 классе, является рассказ «Толстый и тонкий». Чтобы шестиклассники поняли его смысл, я провожу урок-исследование. Построение урока каждый учитель продумывает, как правило, индивидуально, поэтому остановлюсь на тех языковых особенностях, которые ученики сами могут увидеть, т.е. найти ту «закваску, на которой восходят образы и идеи».

Как писатель создает смешные образы, какие языковые приемы помогают ему в этом? Е.А.Земская справедливо замечала, что «сущность комического эффекта, создаваемого средствами языка, состоит в намеренном нарушении принятого способа выражения, в создании противоречия между общепринятой системой выражения и данной («речевым приемом»)». Это противоречие может проявляться по-разному, создавая многообразие речевых приемов комического. Одним из таких приемов может являться метафоризация слов и выражений.

Анализ текста начинаем с названия, в основе которого – лексические антонимы. Прошу подобрать к ним существительные: толстый – тонкий (палка, нитка, волос и т.д.). Но в рассказе речь идёт о людях, и обычно в таких случаях говорят: толстый – худой. Какое же наполнение приобретает в контексте слово «тонкий»? Приводятся синонимы к этому прилагательному, чтобы убедится, что оно многозначно (ребята сами называют возможные значения) и несёт в себе определённую характеристику, оценку. Поэтому «толстый» и «тонкий» воспринимаются как контекстные антонимы. Далее выясняется, что к определениям «толстый» и «тонкий» мы задаем вопрос кто?, следовательно, они выступают уже в роли существительных (здесь уместно сказать и о выразительных возможностях словообразования при переходе слов из одной части речи в другую). Обращаю внимание детей на то, что авторского текста совсем мало, но как много можно из него узнать.

Противопоставление, обозначенное в названии, в первых пяти предложениях всё более усиливается, и нам становится понятно, что материальное положение, благосостояние наших героев тоже контрастно. Доказываем это эпитетом, метафорами и сравнением: у толстого «губы.., подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни »; тонкий же «был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Усиливает впечатление и описание жены тонкого, в котором мы встречаем контекстные синонимы к слову «тонкий» - «худенькая », «длинный ».

Поскольку рассказ почти полностью диалогичен, анализируем речь толстого и тонкого, но не забываем при этом и об авторском тексте, который помогает нам лучше понять смысл происходящего.

Конечно, дети сразу же отмечают обилие восклицательных, вопросительных предложений; они преимущественно односоставные, нераспространённые; в них много междометий («батюшки», «ах ты, господи», «хо-хо», «ну, да бог с ним» ), усилительных частиц (вот, же ) и, конечно же, обращений, смешных и трогательных одновременно («голубчик», «друг детства», «милый мой», «душонок» ). Всё это характерные черты разговорного стиля речи. Друзья называют друг друга по имени, обращаются на «ты», используют чисто разговорную лексику («ну», «небось», «хорошенько», «папироска» , «отличные портсигары»), фразеологизм («Сколько зим, сколько лет! ») Мы понимаем, что благодаря этому возникает ощущение искренней радости от неожиданной встречи двух бывших одноклассников. Поэтому авторская фраза «оба были приятно ошеломлены» понимается нами в прямом смысле. Необходимо обратить внимание на повторы в речи тонкого. Почему он дважды упоминает о том, что его жена, «урождённая Ванцебах, лютеранка»? Наверное, это составляет своеобразный предмет его гордости, утверждает успешность в жизни. Но после сообщения толстого о своём чине всё резко меняется, и мы снова видим контраст, противопоставление. Исключительно выразительны здесь слова автора. В одном абзаце можно увидеть и метафоры («лицо искривилось», тонкий «окаменел», «сузился» )), и олицетворения (чемоданы, узлы, картонки «съёжились, поморщились» ), и лексический повтор («сам он съёжился», чемоданы, узлы, картонки «съёжились» ), и гиперболу («длинный подбородок жены стал ещё длиннее» ), и градацию («съёжился, сгорбился, сузился» ), и трансформацию фразеологизма («от лица и глаз его посыпались искры» . Сравнить: «из глаз искры посыпались»). Каждое слово здесь помогает создать яркий, запоминающийся образ, понять всю гамму чувств тонкого. А как меняется его речь! Начиная с почтенного обращения «ваше превосходительство» (3 раза), глаголов, употребляемых во множественном числе («вышли», «помилуйте» ), уничижительной частицы («приятно-с», «вельможи-с», «вы-с») , которая даже присутствует в жалком подобии смеха тонкого («хи-хи-с») , до большого количества вводных слов, указывающих не только на растерянность тонкого, но и на утрату способности вообще соображать (достаточно прочитать фразу «жена Луиза, лютеранка, некоторым образом ») и строить предложение с законченным смыслом («милостивое внимание вашего превосходительства…вроде как бы живительной влаги…»). Кроме того, после каждой «оборванной» фразы многоточие. Легко представить, как у тонкого перехватывает дыхание, он мучительно подыскивает подобающие изменившейся обстановке слова, чтобы как-нибудь ненароком не нарушить субординации: ведь перед ним – ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК, две звезды имеющий.

Ребята замечают на первый взгляд странное несоответствие: «на лице у тонкого было написано столько …сладости и почтительной кислоты… ». Это не что иное, как оксюморон. Он помогает нам понять, почему толстого при виде такого выражения лица тонкого «стошнило» (это тоже метафора). В конце рассказа совершенно иначе воспринимается уже знакомая нам и немного изменённая фраза «Все трое (здесь уже тонкий, его жена и сын) были приятно ошеломлены ». Слово «приятно» придаёт иронично-сатирическое звучание не только этому предложению, но и самой встрече двух бывших друзей.

Таким образом, подробный анализ языковых средств, использованных А.П.Чеховым в рассказе «Толстый и тонкий», позволил учащимся понять авторский замысел, охарактеризовать героев, выявить своеобразие чеховской сатиры и способов создания комического эффекта.

В 1883 году в журнале «Осколки» появился небольшой рассказ «Толстый и тонкий» А. Чехова. Короткий и емкий по содержанию, он наполнен глубоким смыслом. Автор обращается в нем к проблеме угодничества и чинопочитания, не раз становившейся объектом для критики в русской литературе.

Композиция и содержание (краткое)

Толстый и тонкий, бывшие одноклассники по гимназии, случайно встретились на вокзале. Упоминание о Николаевской железной дороге в первом предложении (это сжатая экспозиция) подсказывает, что герои рассказа - чиновники. Подробного их описания А. Чехов не дает, но точные сразу же вносят ясность в происходящее. Например, упоминание о том, что от толстого пахло «хересом и флер-д’оранжем» - это признак состоятельности, а от тонкого - «ветчиной и кофейной гущей», помогает определить, на какой ступени социальной лестницы находился каждый из героев. К тому же последний был обвешан коробками и чемоданами - вероятно, не имел лишних средств или жалел денег на носильщика.

Первым заметил бывшего приятеля толстый. Его радостный возглас, обращенный к Порфирию, становится завязкой действия. Они не виделись с самого детства, и вполне естественно, что между ними завязывается разговор. Короткий, но достаточный для того, чтобы читатель смог составить полное представление о жизненной позиции каждого из приятелей.

Кульминацией становится момент, когда тонкий узнает, каких высот в жизни достиг его товарищ. Миша тут же превращается в «ваше превосходительство», а сам Порфирий без нужды становится угодливым и лебезящим человечком, что дальше покажет анализ.

Толстый и тонкий во время диалога

Порфирий, увидев друга детства, был просто ошеломлен. Бывшие приятели обнялись и трижды «облобызались» - автор намеренно использует здесь возвышенную лексику, чтобы придать всей сцене насмешливый характер.

Тонкий был чрезвычайно говорлив и начал хвастливо рассказывать о своей жизни. Он представил жену и сына, при этом Нафанаил сначала подумал и только потом снял шляпу. Рассказал, что за годы службы в канцелярии дошел до коллежского асессора. А еще делает и продает сигары - дополнительная прибыль к жалованию. Однако его радость и восторг от встречи исчезли в тот же миг, когда он узнал, что его друг - «небось уже статский?» - дослужился до тайного советника. Тонкий сначала побледнел и словно окаменел, после чего изобразил на лице широчайшую улыбку, вероятно, лучше всего подходившую для беседы с важным лицом. Он сразу как будто уменьшился, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания. То же самое произошло с его семьей и многочисленными узлами и картонками: они все вдруг съежились и сморщились. Чинопочитание, в любой ситуации и перед каждым, кто был хоть чуточку значительнее, стало для мелкого чиновника нормой жизни - к такому итогу подводит поведение Порфирия и его анализ.

Толстый и тонкий расстались совсем не так, как встретились. Тайный советник, немногословный и уверенный в себе, но выказывающий радушие, хотел было что-то возразить, а затем просто отвернулся, подав на прощание руку. Его стошнило от такой перемены в товарище.

А все семейство застыло в «приятном ошеломлении».

В детские годы

Характеры героев и воспоминания Порфирия позволет оценить анализ. Толстый и Тонкий вместе провели несколько лет в гимназии. Уже тогда было очевидно превосходство первого, прозванного Геростратом - в древности грек с таким именем уничтожил огнем одно из чудес света. Миша же прожег папироской казенную книжку - явно хотел завоевать авторитет у одноклассников.

Тонкого же звали Эфиальтом, так как он часто ябедничал. И это имя - предателя спартанцев в битве при Фермопилах - сохранилось в истории. Прошли годы, и один остался красавцем, «душонком» и щеголем, жил степенно и в достатке. Другой - «благодаря» умению угодить и многолетней работе, сумел дослужиться до невысокого чина, дававшего все же дворянское звание. И теперь эта разница между бывшими приятелями обнажилась еще больше, а постоянный страх перед начальством заставили Порфирия дрожать перед тем, кто еще несколько минут назад был только «другом детства».

и роль детали

Главный прием, который использует в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов, - антитеза. Противопоставление героев обнаруживается во всем, включая название: от упоминания о том, чем каждый пообедал, до манеры поведения и речи. Показателен в этом плане тонкий. Если в начале встречи мы слышим от него: «ты», «милый мой», «друг детства», то впоследствии его тон меняется на благоговейный и почтительный. К многозначительным «ваше превосходительство», «такие вельможи-с», «помилуйте-с», «хи-хи-хи» и т.п. добавляются паузы, словно ему вдруг стало трудно говорить.

Во второй части рассказа важную роль для раскрытия образа коллежского асессора играют метафора («окаменел»), сравнение («казалось… от лица и глаз его посыпались искры»), олицетворение (коробки, узлы «съежились, поморщились»). Так в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает низкопоклонство, трусость, приспособленчество героя. Причем делает Тонкий это неосознанно, по привычке, на слова бывшего товарища: «Ну, полно… И к чему этот тон?».

Нравственное значение произведения

Невеселые мысли вызывает у читателя содержание рассказа и его анализ. «Толстый и тонкий» - это пример того, до какого самоуничижения может дойти человек в стремлении выслужиться, угодить. А великий писатель и знаток человеческой души, А.П. Чехов, же вот уже полтора столетия призывается нас посмотреть на себя и окружающих с тем, чтобы общество наконец избавилось от пороков, мешающих установлению здоровых и искренних отношений между людьми.

Рассказ «Толстый и тонкий», написанный в 1883 году, относится к группе ранних юмористических произведений Антона Павловича Чехова. Несмотря на это, в нём затронута серьёзная и актуальная даже сейчас проблематика. В этой статье мы приводим краткий анализ рассказа «Толстый и тонкий», благодаря которому мы лучше узнаем главных героев и поймем, какие цели преследовал Чехов при его написании.

Главные герои рассказа «Толстый и тонкий» - анализ образов

Ситуация, описанная в произведении, до крайности проста. На железнодорожном вокзале случайно встретились два однокашника: толстый Михаил и тонкий Порфирий. Первоначально неожиданная встреча доставляет радость обоим, они обмениваются горячими приветствиями, расспрашивают друг друга о жизни, семье, карьере. Оба с умилением вспоминают детские годы в гимназии, шутливые прозвища и проказы. Тонкий рассказывает, что имеет чин коллежского асессора. Толстый добродушно сообщает, что он уже тайный советник. Вот тут внезапно наступает кульминация, и анализ рассказа «Толстый и тонкий» позволяет понять ее суть.

Чехов как тонкий мастер в нескольких предложениях с иронией описывает метаморфозу, произошедшую с Тонким, его женой и даже сыном Нафанаилом. Мало того, что Тонкий «побледнел, окаменел», «съёжился, сгорбился», стал как будто меньше по сравнению с таким важным человеком, как его бывший приятель. И тут же его лицо «искривилось» «широчайшей улыбкой». Знаменательно, что лицо именно «искривилось» улыбкой, а не «заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово показывает нам неискренность, натянутость и вымученность этой улыбки. Подбородок жены ещё больше вытянулся, а сын застегнул мундир на все пуговицы. Интересно, что даже коробки и чемоданы Тонкого «съёжились» и «поморщились».

Продолжим анализ рассказа «Толстый и тонкий». С этого момента полностью меняется поведение Тонкого и его семьи. В его речи появляются характерные «-с» после слов: «что вы-с», «хи-хи-хи-с». Они показывают уничижение себя перед Толстым. Обращается Порфирий к бывшему однокашнику «Ваше превосходительство». Ни о каком приятельском общении не может быть и речи.

Толстый показан тучным, добродушным человеком. Он искренне рад видеть товарища по гимназии. В его речи, как и в репликах Тонкого, поначалу встречаются обращения: «голубчик», «милый». Фразы обоих состоят из вопросительно-восклицательных предложений, демонстрирующих весёлое возбуждение. Характерно, что после известия о высоком чине Толстого, меняется отношение к другу только у Тонкого. Сам Толстый продолжает разговор в том же духе. Даже видя, как приятель пытается лебезить, Михаил хочет вернуть прежний тон беседе, говорит, что не нужно чинопочитание. Он даже «поморщился» от поведения Тонкого. Не упустите эту мысль, особенно, если вы проводите анализ рассказа «Толстый и тонкий».

Но автор отмечает, что благоговение, которое отчётливо просматривалось на лице чиновника более низкого ранга, «сладость» и «почтительная кислота» были так очевидны, что Толстому ничего не оставалось, как распрощаться. Примечательно, что впервые человек, имеющий более высокую должность, не стремится подчеркнуть своё превосходство. Он уважителен и приветлив. А более низкий чином человек унижает сам себя. В этом звучит новое раскрытие темы «маленького человека» в литературе.

Тема «маленького человека» в рассказе Чехова «Толстый и тонкий»

Образ «маленького человека» характерен для русской литературы со времён Александра Пушкина . В повести «Станционный смотритель» мы видим сочувствие автора к бесправному чиновнику низшего класса. Николай Гоголь в произведении «Шинель» подчёркивает сострадание к тяжёлой судьбе обречённого на вечное прозябание мелкого чиновника.

Чехов в самом конце XIX века показал иной ракурс проблемы. Зачастую сам человек ставит себя в унизительное положение. Холопские привычки очень трудно победить человеку. Писатель демонстрирует появления этой социальной и психологической болезни.

Надеемся, что анализ рассказа «Толстый и тонкий», который написал Антон Павлович Чехов , был полезен для вас. Больше материалов вы найдете в нашем литературном блоге , где мы размещаем статьи на самые разные темы. Также читайте

gastroguru © 2017