Кто такой аполлон. Мифы Древней Греции: Аполлон. Апокалипсис. Ангел Бездны Аполлион Лицо аполлона

Аполлон – любимый сын Зевса. Он – озаряющая и животворящая сила неба. Считался вторым по значимости олимпийцем и самым непредсказуемым богом. Мать его – Лето, а также сестра-близнец Артемида. Одни называют его безжалостным губителем, ведь он насылает болезни на людей, которые ведут неправильный образ жизни. Другие же наоборот, почитают его, как целителя, который умеет предсказывать будущее. Воины уважали его искусную стрельбу, поражающую точно в цель.

Кроме этого, златокудрого олимпийца почитают богом солнца и покровителем муз, искусств, гармонии, сияния, порядка. Всех, кто запятнал себя пролитой кровью, он очищал. Со временем, когда стали развиваться понятие нравственности и морали, древнегреческой религией стала восхваляться чистота сердца и помыслов, Аполлон взял на себя еще и миссию хранителя нравственности.

Наподобие его победы над Пифоном, темным существом, человек также должен противостоять силам мрака и своей темной стороне, бороться с чувственными страстями, тем самым стремясь к совершенству и исцеляя свою душу. Так этот бог стал считаться еще целителем тела и души.

Основные качества Аполлона

Он был достаточно эгоистичен – любовь и заботу принимал, как данность. Важным атрибутом бога солнца считается лира. Его музыка также является отражением его сущности – чиста, спокойна и гармонична. Здесь уже нет места мистики, темперамента и буйства Диониса. Его музыка способна поднимать человека до высот духа, при этом исключая все низменные инстинкты. Выраженной чертой Аполлона является приверженность закону и порядку. Он свято верит, что соблюдение законов и неизбежность наказания сделают мир более гармоничным. На сегодня, именно по этой причине, он считается покровителем всех юристов.

Художники изображают его с красивым телом, однако без ярко выраженных мужских черт. Они больше т.к. он утончённая натура – воинственность, бойцовские качества не являются его стихией, хоть и не чужды. Особенности утонченности натуры можно видеть и в скульптурах, когда отражаются жесты, мимика с некоторой мягкостью, словно отражая тягу к возвышенному.

Светлые и темные стороны Аполлона

При упоминании темной стороны, все почему-то сразу думают о Дионисе. Однако полярность и наличие разных сторон, разных проявлений присуща всем богам Олимпа. Не является исключением и наш красавчик, несмотря на всю его лучезарность и сияние. Именно поэтому во время развития древнегреческой культуры Аполлон предстает во всех мифах в обличии самых многообразных явлений человеческой жизни, всего спектра проявлений человеческого существа.

Главными его заповедями были: «Познай себя!», «Главное в жизни конец», «Ручайся только за себя» и «Знай меру» . Основные символы, по которым можно было узнать этого бога Олимпа – это лира, лук, лавр. При этом никто не отрицал наличие его темной стороны. Он может быть при всей своей лучезарности быть жестоким, мстительным, злопамятным и безжалостным, ведь без этих качеств никак не могло быть наведения тех же порядков. Мстительность этого олимпийца берет свое начало с самого зачатия, когда мать Лето, любовница Зевса нигде не могла найти покоя на протяжении всей беременности.

А постаралась мстительная Гера, жена Зевса, желающая жизнь всех любовниц Зевса невыносимой. Повзрослев, герой только и мечтал отомстить Гере. Из-за отсутствия отца на протяжении детства и периода взросления, Аполлону в будущем очень сложно было строить отношения с женщинами. Повезло с Коронидой, однако ненадолго. Он убивает ее, узнав об измене. В подобных интригах, жажде мести и проходит вся молодость юноши.

Почему Аполлону приписывают дар пророчества?

Хоть имя этого Бога и связано с даром пророчества, однако он сам этим даром не обладал. В свое время он захватил древний храм в Дельфах, где в эпоху матриархата правили женщины. Настоятельницей в этом храме была Пифия. Аполлон ее убил, а жриц взял под свое подчинение. Таким образом, он начинает новый виток истории Дельфийского оракула.

Жрицы проводили ритуал, после чего могли впадать в транс, это свойство им было присуще, благодаря сильной связи с солнцем. Все их трансовые видения записывал жрец-оракул. Именно он и передавал пророческие послания богам и людям. Все удивлялись, с какой точностью оракулам удавалось предсказывать исход грядущих политических событий.

Аполлон в итоге приобрел значение устроителя или организатора в социально-политической жизни Греции. Он стал ярким символом в области морали, искусства, развлечений и религии. В период классики Аполлон виделся прежде всего, как бог искусства и художественного творчества.


Аполлон в древне-греческой мифологии бог света, покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев и основывающихся древнегреческих колоний. Очищал людей, совершивших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Аполлон - олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон).

Семья и окружение

Гомер сообщает, что после раскрытия заговора Гера , Посейдона и Аполлона против Зевса (по Илиаде вместо Аполлона в нём участвовала Афина), Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы.

Аполлон поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето.

Классический Аполлон - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией классического Аполлона. Если, согласно одним мифам, Аполлон и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник, то в других мифах они основывают город и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении.

Под покровительством Аполлона Тесей убивает Минотавра и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы.

Когда сын Аполлона врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён стрелами Зевса , Аполлон перебил киклопов , ковавших стрелы для Зевса , и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту. Стрелу, которой он убил киклопов , он сделал созвездием. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар , но Лето упросила отдать его в услужение человеку.

Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом.

Агамемнон пленил в Троянской войне дочь жреца Аполлона Хриса Хрисеиду. Отец девушки умолял Агамемнона вернуть ему дочь, но тот отказал. После гибели части греческого войска от стрел мстящего за это Аполлона Агамемнон был вынужден вернуть Хрисеиду отцу.

Дочь Тантала и супруга фиванского царя Амфиона Ниоба (или Ниобея) возгордилась своим многочисленным потомством (по разным оценкам от 12 до 20 детей). Этим она оскорбила богиню Лето. За это Аполлон и Артемида из лука убили всех детей Ниобы, а она сама окаменела от горя.

В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия, и разгневанный его дерзостью Аполлон сдирает с сатира кожу. В музыкальном состязании Аполлона с Паном царь Фригии Мидас присудил победу Пану. Отсюда возникло выражение "мидасов суд", т.е. суд невежды. В наказание за это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами. Свои уши царь прятал под фригийским колпаком, и лишь цирюльник знал о тайне царя. Мучаясь невозможностью рассказать о тайне, цирюльник выкопал ямку и шепнул туда: "У царя Мидаса ослинные уши", засыпал ямку землёй, но на этом месте вырос тростник, который прошелестел о секрете всем.

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса , а Ареса одолел в кулачном бою. Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды .

На почве мифологии Аполлона возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком мудрости Аполлона процветали мораль и искусства. Считается, что весной и летом Аполлон жил в Дельфах, а осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето. Гиперборейские жрецы основывали храмы и святилища Аполлона. Один из жрецов Аполлона прорицатель Абарис по легенде обходился без пищи и летал на волшебной стреле, подаренной ему Аполлоном.

Имя, эпитеты и характер

В крито-микенских текстах его имя не встречается. Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлона, что может свидетельствовать о неиндоевропейском происхождении образа. Согласно распространённой гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Александуса с Муваталлисом. По другой этимологии (Ю.В. Откупщиков), имя происходит от др.-греч. "отвращающий" (волков, мышей, саранчу - в зависимости от эпитета); по Плутарху и В Буркерту - от "собрание", первый месяц дельфийского календаря назывался "апеллай".

В позднее время Аполлон отождествлялся с Солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлона Феб (phoibos) указывает на чистоту, блеск, прорицание.

Аполлон - пророк и оракул, мыслится даже "водителем судьбы" - его эпитет Мойрагет.

Аполлон - пастух (его эпитет Номий) и охранитель стад. Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, "отчий". Иногда эти функции Аполлона связаны с его служением людям, на которое его посылает Зевс , разгневанный независимым нравом Аполлона.

Аполлон - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он - покровитель певцов и музыкантов, его эпитет Мусагет - "водитель муз" и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.

В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического Аполлона характерны наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т.е. "лавровый", "прорицающий из лавра", "любящий лавровое дерево" Дафну. Его эпитет Дримас, т.е. "дубовый". Аполлон связан с кипарисом, пальмой, маслиной, плющом и другими растениями.

Его зооморфизм проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком и бараном. В образе ворона Аполлон указал, где надо основать город. Его эпитет Кикн ("лебедь"), обративший в бегство Геракла . Он - Сминфей ("мышинный"), спасиетель мышей. Аполлон Карнейский связан с Карном (Карней) - демоном плодородия. Эпитет Ликейский ("волчий") указывает на Аполлона как на хранителя от волков и как на волка. В виде собаки он пришёл к дочери Антенора, в виде черепахи и змеи к Дриопе.

Матриархальные черты Аполлона сказываются в его имени по матери - Летоид; он постоянно носит имя родившей его богини Лето.

Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и Аполлона, на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос ("отвратитель зла"), Апотропей ("отвратитель"), Простат ("заступник"), Акесий ("целитель"), Пеан или Пеон ("разрешитель болезней"), Эпикурий ("попечитель").

На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, учит их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но его любимчиками становятся юноши Кипарис и Гиакинф. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка.

Культ Аполлона был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона - пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику.

В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры, которые были введены в честь победы Аполлона над Пифоном ; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.

Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Атрибуты Аполлона - серебряный лук и золотые стрелы, эгида, лавровый венок. Символы - олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк. Еще одним из отличительных признаков Аполлона была золотая кифара (отсюда его прозвище - Кифаред - "играющий на кифаре") или лира, этот музыкальный инструмент олицетворял национальную музыку, в противоположность флейте, олицетворявшей фригийскую музыку. Древнегреческое слово кифара живёт в европейских языках в своём потомке - слове гитара . Да и сама гитара - не что иное, как изменившаяся со временем кифара.

Основные места почитания - Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды , на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни). Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире. Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном , Аполлон основал святилище.

Третий ватиканский мифограф приводит список 12 камней в короне Аполлона.

Также Аполлона почитают галлы (по Цезарю). Согласно кельтской песне, после смерти Асклепия он удалился к гипербореям, и его слёзы стали янтарём. Когда боги бежали в Египет, Аполлон превратился в ворона, либо коршуна, Ястребов египтяне посвящают Аполлону (точнее, соколов Гора). Аполлон почитался в Тире. Его называли "четвероруким" и "четвероухим".

Этрусское божество Аплу (Aplu, Apulu, Aplun) во много соответствует Аполлону. В кельтской мифологии бог Мапонос (лат. Maponos) упоминается у римских авторов, отождествлявших его с Аполлоном. В западносемитской мифологии огненное божество Рашап, насылающее войны и мор, в эпоху эллинизма также отождествлялось с Аполлоном.

Влияние на культуру и искусство

Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): "Аполлон, убивающий ящерицу" (ок. 370 до н.э., скульптор Пракситель) и "Аполлон Бельведерский" (сер. IV в. до н.э., скульптор Леохар).

Пифагор написал на могиле Аполлона в Дельфах элегию, заявив, что он был сыном Силена, убит Пифоном и оплакан тремя дочерьми Триопа, отчего название Трипод для места, где он похоронен. Согласно Мнасею, поражён и убит Зевсом . Ему посвящены I, II и XXI гимны Гомера, II и IV гимны Каллимаха, XXXIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила "Эвмениды", сатировской драмы Софокла "Следопыты", трагедий Еврипида "Алкестида", "Орест". Существовала комедия Филиска Керкирского "Рождение Аполлона и Артемиды".

В философии Ницше Аполлоническое начало является одним из компонентов греческой культуры, симолизирующим порядок, ясность и свет. Противоположное начало выражено в образе Диониса .

Аполлон в современности

Именем Аполлона была названа программа пилотируемых космических полётов NASA, принятая в 1961 году.

В честь Аполлона назван род крупных выскогорных дневных бабочек семейства парусников - Аполлоны.

Аполлон - гиганский древний ударный кратер, неофициально именуемый бассейном Аполлон, в южном полушарии обратной стороны Луны. Название присвоено в честь американской космической программы Аполлон, которая в свою очередь названа в честь древне-греческого бога Аполлона.

Аполлон (Феб), сын Зевса, бог света и солнца, охранитель жизни и порядка

Аполлон (Феб), греч. - сын Зевса и титаниды Лето, бог света и солнца, охранитель жизни и порядка, грозный стреловержец и непогрешимый прорицатель.

Аполлон родился на острове Делос, куда бежала его мать, спасаясь от Пифона, страшного змея с головой дракона, преследовавшего ее по приказу Геры, ревнивой жены Зевса. Тогда Делос был плавучим островом, носившимся по бурным волнам, но у Лето не было другого выбора, так как по воле Геры она не могла найти прибежища на твердой земле. Но как только Лето вступила на Делос, случилось чудо: из морской пучины поднялись вдруг две скалы, преградившие дальнейший путь и острову, и Пирону. На горе Кинф Лето родила двойню: дочь Артемиду и сына Аполлона.


Когда Аполлон вырос, он взлетел в небо со своим привычным оружием - золотой китарой и серебряным луком - и направился в страну, где жил Пифон, чтобы отомстить за преследование своей матери. Он нашел его в глубоком ущелье под горой Парнас, засыпал его дождем стрел и после короткой схватки убил. Тело Пифона Аполлон зарыл в землю и, чтобы после него не осталось даже памяти, переменил прежнее имя страны - Пифо - на Дельфы. На месте своей победы Аполлон заложил святилище с оракулом, чтобы возвещать в нем волю Зевса.

Хотя Пифон был отвратительным чудовищем, происхождение у него было как-никак божественное, поэтому Аполлон должен был очиститься от его убийства, иначе он не мог бы приступить к своим божественным функциям. Поэтому по решению Зевса он отправился в Фессалию и там прослужил восемь лет простым пастухом у . После очищения от пролитой крови он вернулся в Дельфы, но не остался там навсегда. С приближением зимы он унесся на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, в страну гипербореев, где царит вечная весна. С тех пор Аполлон неизменно проводил весну и лето в Дельфах, а осень и зиму - в краю блаженных гипербореев или же навещал богов на высоком Олимпе.


Появление Аполлон на Олимпе всегда приносило с собой радость и хорошее настроение. Его сопровождали музы - богини искусства, признававшие его своим предводителем (Мусагетом). Никто из богов не мог превзойти его в игре на кифаре (лире); при звуках его пения утихал даже бог войны Арес. Он был любимцем Зевса (так же, как и его сестра Артемида), и это нередко вызывало ревность остальных богов. Люди почитали его по многим причинам. Ведь он был богом света и солнца, без которых невозможна жизнь, а также творцом гармонии и красоты, без которых жизнь немногого стоит. Он хранил людей в войнах и в опасностях, исцелял их от болезней, заботился о миропорядке, установленном Зевсом, любил и вознаграждал добро и наказывал зло. Золотые стрелы его лука никогда не знали промаха, равно как и карающие стрелы, несущие с собой моровую болезнь. Непогрешимы были его прорицания. Правда, они никогда не исходили от него самого, он лишь сообщал людям волю Зевса посредством прорицательниц: дельфийской Пифии, Сивилл и других оракулов. (Если пророчества не сбывались, а такое тоже бывало, то виноваты в этом были, конечно же, люди, неправильно истолковавшие их.)


В мире богов и героев Аполлон играл важную роль и сам стал героем многочисленных мифов. Известен, например, рассказ о его музыкальном состязании с сатиром Марсием, который поплатился за поражение буквально собственной шкурой (см. также статьи «Пан», «Мидас», «Гиакинф», «Ниоба» и др.). В троянской войне Аполлон сражался на стороне защитников Трои.

Как и у всех богов, у Аполлон было немало возлюбленных. И все же, несмотря на свое происхождение и красоту, он не всегда пользовался успехом у женщин. Его первая любовь, нимфа Дафна, предпочла превратиться в лавровое дерево прямо у него на глазах, чтобы спастись от него; и даже две смертные женщины, Кассандра и Марпесса, отвергли его домогания. Из его потомков более всего прославились Орфей, Асклепий и Аристей; согласно некоторым мифам, его сыновьями были также Лин и Гименей.


Аполлон был одним из древнейших греческих богов; скорее всего, его культ пришел в Грецию из Малой Азии; некоторые мифы прямо называют местом его рождения рощу Ортигию вблизи Эфеса. По мнению чешского востоковеда Б. Грозного, его малоазиатским предшественником был хеттский бог дверей (ворот) Апулюн. Первоначально Аполлон был богом - хранителем стад, затем городов греческих колонистов и в конце концов стал богом света и солнца (а его сестра Артемида - богиней охоты, природы и луны) и к тому же имел целый ряд других функций. Некоторые из них были довольно далеки от его первоначального назначения. Например, так как Аполлон якобы приплыл с Крита в Дельфы на дельфине, он стал покровителем морских путешествий. В поэзии его называют Луконосцем, Сребролуким, Ясновидящим, Дальновержцем, Светлородным или чаще всего Блистающим (Фебом). Римляне восприняли его культ без изменений, и, как кажется, еще раньше его переняли от греков этруски. В честь Аполлона в Дельфах весной и осенью устраивались празднества, а каждые четыре года - Пифийские игры (с 582 до н. э., на них состязались не только спортсмены, но и поэты и музыканты; по своему значению Пифийские игры уступали только Олимпийским). Подобные торжества, хотя и отличавшиеся программой, проходили также на Делосе, в Милете и других местах. В Риме игры, посвященные Аполлон, праздновались с 212 г. до н. э. В память о своей победе при Акции в 31 г. до н. э. Август основал Акцийские игры, посвященные Аполлону.


С именем Аполлона связаны славнейшие памятники античной архитектуры и скульптуры. Старейший храм Аполлона в Греции, частично сохранившийся до сих пор, находится в Коринфе (сер. 6 в. до н. э.). И сегодня можно видеть 7 монолитных дорийских колонн этого храма из первоначальных 38. Архитектором храма Аполлон в Бассах в Аркадии, который сохранился лучше всего, был соавтор афинского Парфенона Иктин. Из остальных храмов, посвященных Аполлону и имевших, как правило, оракулов, прежде всего надо назвать Дельфийский. Первое здание (7 в. до н. э.) сгорело, второе (кон. 6 в. до н. э.) ­- было разрушено землетрясением; до наших дней дошли немногочисленные и все же величественные остатки третьего сооружения (около 330 до н. э.). Его превосходит своими масштабами храм в Дидимах под Милетом, сооруженный в 6 в. до н. э. и разрушенный в 494 г. до н. э. персами, а затем восстановленный. Важную роль играл храм Аполлона на Делосе, в котором в 478-454 гг. хранилась общая казна греческих государств, объединившихся в так называемый Делосский союз (амфиктионию). Великолепные храмы были посвящены Аполлону в Сиракузах и Селинунте на Сицилии (6 и 5 вв. до н. э.), в малоазиатской Алабанде и Гиераполе, в Кларосе близ Колофона, в Роде, в Кумах под Неаполем и других местах; в Аргосе у Аполлона был общий храм с Афиной. В Риме для него был уже в конце 5 в. до н. э. построен храм за Карментскими воротами, еще один велел возвести на Палатине Август после 31 г. до н. э.

Из античных скульптурных изображений Аполлона наиболее известны «Аполлон Бельведерский» («образец мужской красоты») - римская копия греческой бронзовой скульптуры Леохара (2-я пол. 4 в. до н. э.), «Аполлон Мусагет» - римская копия оригинала Скопаса (сер. 4 в. до н. э.), «Аполлон Сауроктон» (убивающий ящерицу) - копия работы Праксителя (2-я пол. 4 в. до н. э.) и «Аполлон Кифаред» («Аполлон с кифарой») - римская копия греческого оригинала (3 в. до н. э.). Все эти статуи находятся в Ватиканских музеях, античные копии этих и других статуй имеются в Национальных музеях в Риме и в Неаполе, а также в парижском Лувре. К числу лучших изображений Аполлон,а сохранившихся в греческом оригинале, относится «Аполлон» с западного фронтона храма Зевса в Олимпии (460-450 до н. э., Олимпия, музей) и мраморный «Аполлон» - копия статуи Каламиса (ок. 450 до н. э.), найденная в театре Диониса под Акрополем (Афины, Национальный археологический музей). Примерно того же возраста и этрусские статуи Аполлона, например, «Аполлон» с фронтона храма в Вейях (кон. 6 в. до н. э., Музей виллы Джулия). До недавних пор именем Аполлона называли архаические статуи молодых мужчин в застывшей позе (куросы) - по большей части ошибочно. Что же касается изображений Аполлона на рельефах, вазах и пр., то их не в состоянии охватить даже самый подробный каталог.

Скульпторы и художники нового времени изображали Аполлона не менее часто, чем античные. Из скульптур назовем бронзового «Аполлона» Джамболоньи (1573-1575, Флоренция, Палаццо Веккьо), «Аполлон и Дафна» Л. Бернини (1624, Рим, Галерея Боргезе), «Аполлон и нимфы» Ф. Жирардона (1666, Версаль, Дворцовый парк), «Аполлон с Пифоном» О. Родена (1900, Париж, Музей Родена). В живописи — « Аполлон и Диана» Л. Кранаха Старшего (нач. 16 в., Мюнхен, пинакотека), «Аполлон и музы» Тинторетто (ок. 1580, Венецианская Академия), «Аполлон и Дафна» П. Веронезе (2-я пол. 16 в., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) и одноименная картина Н. Пуссена (1664, Париж, Лувр).

В пражских музеях, дворцах и других архитектурных памятниках нередки изображения Аполлона, особенно на фресках. Старейшее из них - рельеф Аполлона М. дель Пьомбо и Кампионе (1555-1560 гг.) в пражском бельведере (летнем дворце) «Звезда».

Из поэтических произведений первое место, по крайней мере по времени, занимает «Гимн Аполлону», приписываемый Гомеру (возможно, 7 в. до н. э.). Одноименный гимн написал в 3 в. до н. э. Каллимах. У Пушкина в стихотворении «Поэт» (1827): «Пока не требует поэта / К священной жертве Аполлон…» — подразумевается поэзия.

Нельзя не упомянуть и музыкальные произведения, посвященные Кифареду и Мусагету: два «Гимна Аполлону» 1 или 2 в. н. э., мелодия которых была записана первыми известными нам значками, которые можно условно назвать нотами. А если говорить о современности, то в нашем веке И. Стравинским был написан балет «Аполлон Мусагет» (1928).

Именем «Аполлон» древние греки назвали несколько своих городов, один из них расположен в нынешней Албании и сегодня называется Пояни, другой находится в Болгарии и называется Созополь.

В наши дни имя «Аполлон» возродилось в другом, отнюдь не мифическом контексте. Так называлась американская космическая программа, в ходе выполнения которой 21 июля 1969 г. человек впервые ступил на поверхность Луны.


Бог Аполлон

Пророческий дар Аполлона. Никто из бессмертных не может сравниться по красоте с Аполлоном! Вечно молод он — высокий, стройный, золотоволосый бог; его проницательные ясные глаза видят все, что происходит на земле и чему суждено произойти в будущем. [Никто из богов, как думали греки, не знал будущее лучше него, поэтому жители Эллады построили много храмов Аполлона с оракулами — особыми местами, где всякий мог получить предсказание. Самым почитаемым был оракул в священном городе Аполлона — Дельфах. О его основании рассказывали вот что.]

Аполлон и Пифон. Когда Аполлон вырос и набрался сил, он решил отомстить змею Пифону за мать. Найдя его на отрогах горы Парнас, златолукий Аполлон забросал его своими сверкающими стрелами. Спасаясь от грозного бога, Пифон обратился в бегство. Аполлон преследовал его до самых священных Дельфов, где Пифон попытался ускользнуть от него в святилище Матери-Земли. Однако и туда вошел грозный бог и насмерть сразил своего врага прямо у края священной расселины. Конечно, убивать змея в святилище не следовало — это было религиозное преступление, и от его скверны было нужно очиститься. Очищение Аполлон прошел на острове Крит, а затем вернулся в Дельфы. [Во искупление вины Аполлона в осквернении святилища, здесь были учреждены Пифийские игры, в которых участвовали все свободные эллины.] А в храме Аполлон, научившись у Пана искусству предсказывать будущее, основал оракул.


Терпсихора. Римская
копия с греческого
оригинала

Жрица-пифия.

Ответы вопрошающим он давал здесь через жрицу-пифию. Она сидела на специальном треножнике над расселиной, из которой поднимались испарения, и вдыхала их. Придя в состояние исступления, она начинала выкрикивать отрывочные бессвязные слова, которые тщательно записывались дельфийскими жрецами. Потом из этих слов составлялся стихотворный ответ и отдавался вопрошавшему. За всю историю Дельфийского оракула не известно ни одного неверного предсказания! Конечно, объясняется это не столько пророческим даром пифии, сколько ловкостью жрецов. Все даваемые ответы на вопрос были составлены таким образом, чтобы можно было дать несколько противоположных толкований. Например, лидийскому царю Крезу, спросившему, следует ли начинать войну против персов, ответили, что, начав ее, он разрушит великое царство. При этом, конечно, не уточнялось, какое царство имеется в виду. Победит Крез персов — значит, предсказание сбылось; победят персы Креза — значит, он неправильно понял предсказание: ему было обещано, что он разрушит великое царство, но не Персидское, а свое.

Аполлон и музы. Парнас. Солнечным лучам подобны золотые стрелы колчана Аполлона, сияние разливается везде, где он появляется. Поэтому называют его еще Фебом, то есть лучезарным, ясным. Он — прекрасный музыкант, чарующий всех звуками своей кифары. Поэтому называют его еще и Кифаредом. На земле Аполлон — вдохновитель искусств. Всегда сопровождают его дочери Зевса, богини-музы. Их девять, и каждая покровительствует своему искусству или науке. Мельпомена — трагедиям, Терпсихора — танцам, Клио — науке истории, Урания — астрономии, Эрато — любовным песням, Полигимния — торжественной поэзии, Каллиопа — знаниям и поэзии, излагающей героические события, Эвтерпа — лирической поэзии, Талия — комедии. Поскольку Аполлон возглавляет их хор, он получил имя Мусагет («Предводитель муз»). Любимое место пребывания Аполлона и муз — гора Парнас. На склонах этой горы бил знаменитый Кастальский ключ — источник вдохновения для поэтов и вообще всех людей, которые занимаются мусическими искусствами.

Аполлон - губитель и целитель. В руках Аполлона лук, стрелами из которого он поражает всех своих врагов. Эти стрелы несут с собой мор, эпидемии, смерть десяткам людей, и потому Аполлона именовали Аполлон Губитель. Но, насылая болезни, Аполлон же может их излечить, поэтому его называли и Аполлоном Целителем.


Асклепий. Римская
копия с греческого
оригинала

Асклепий и его потомство. Сыном Аполлона был Асклепий, искуснейший из врачей, который излечивал любые болезни и ранения и даже попытался нарушить миропорядок, намереваясь воскресить мертвого. Конечно, боги не могли допустить этого, и Зев испепелил Асклепия своей молнией. Однако затем, вняв мольбам Аполлона, Громовержец воскресил врача и принял его на Олимп. Так сын Аполлона Асклепий стал богом врачевания. Сыновья Асклепия стали искусными врачевателями, и от них пошел на земле род врачей-Асклепиадов; его дочь Гигиея стала богиней — дарительницей здоровья [мы до сих пор пользуемся ее именем в слове «гигиена»] , а Панакея (Панацея) посылала людям исцеление от всех болей. Аполлон — отец Асклепия и целитель от болезней именовался многими почетными прозвищами, в том числе — Алексикакис («Отвратитель зла»), Простат («Заступник»), Пеан («Разрешитель болезней», «Помощник в беде»).

Аполллон - покровитель земледельцев и пастухов. Аполлон — один из самых могучих богов, поэтому когда он входит в собрание богов на Олимпе, все почтительно и даже с некоторым страхом встают перед ним. Однако, кроме всех перечисленных функций и эпитетов, у Аполлона были и некоторые другие, не столь высокие. Его чтили и землепашца, называя Сминфей («Мышиный»), так как он оберегает от мышей зерно; пастухи называли его Аполлон Ликейский («Волчий»), так как он охраняет стада от волков. Так что получалось, что под разными именами Аполлона считало своим покровителям большинство людей в Греции.

Аполлон и Гиакинф. Аполлон — самый прекрасный из богов, но есть дела, в которых ему не везет, и это — дела любовные. Чаще всего хорошее отношение бога оборачивалось трагедией для того, кто его испытывал на себе. Другом Аполлона был прекрасный юноша Гиакинф, но бог западного ветра Зефир (который сам хотел дружить с юношей и потому завидовал Аполлону) сделал так, что Аполлон случайно попал в него диском, в метании которого он состязался с Гиакинфом, и убил его. Из крови юноши возник цветок, который увековечил его имя в людской памяти — гиацинт.


Аполлон, играющий
на кифаре

Аполллон и Дафна. Печально закончилась и любовь Аполлона к прекрасной нимфе Дафне. Есть у Афродиты сын — веселый, быстрый, шаловливый, коварный мальчик Эрот. Он носится на золотых крыльях над миром, над землями и морями; в руках у него маленький золотой лук. Никто не защищен от стрел шалуна Эрота, даже громовержца Зевса могут они поразить. Без боли вонзаются стрелы в сердца, и вспыхивает в них пламень любви. Не всегда приносят эти стрелы радость и счастье — часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Мучаются люди, мучаются и боги.

Как-то златокудрый Аполлон посмеялся над маленьким луком Эрота; обиделся мальчик и послал две стрелы: одну, возбуждающую любовь, в сердце Аполлона, а другую, любовь убивающую, — в сердце нимфы Дафны.

Встретил Аполлон прекрасную нимфу и полюбил ее. Но лишь только увидела Дафна златокудрого бога — пустилась бежать с быстротою ветра. «Стой, прекрасная нимфа! — взывал к ней Аполлон. — Зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком? Ведь не враг я тебе! Посмотри, поранила ты ноги о колючую траву. Не беги так быстро, ведь любовь заставляет меня мчаться по твоим следам!» Но все быстрее и быстрее бежала Дафна.

Когда же начали оставлять ее силы и поняла она, что вот-вот настигнет ее влюбленный бог, взмолилась Дафна своему отцу, речному богу Пенею: «Помоги мне, отец! Отними у меня этот образ — одни страдания причиняет он мне!» Лишь только сказала она так — онемело ее тело, покрыла его кора, волосы обратились в листву, а руки — в ветви. Стала Дафна лавром. Долго стоял опечаленный Аполлон рядом с деревом, долго слышалось ему биение сердца Дафны под древесной корой, наконец сказал он: «Пусть же никогда не вянет, о, лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!» Исполнилось так, как сказал великий бог. А сам Аполлон с тех пор носил лавровый венок и зеленью лавра украшал лиру и колчан со стрелами.

Брат-близнец Артемиды, по матери внук титанов Кея и Фебы . Родился на острове Делос , куда, гонимая ревнивой богиней Герой , его мать Лето попала случайно, ведь Гера запретила ей вступать на твердую землю.

Нигде не могла Лето найти себе приюта. Преследуемая драконом Пифоном , посланным Герой, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, в те времена носившемся по волнах бурного моря. Лишь только вступила на Делос Лето, как поднялись громадные столбы из морской пучины и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где и до сих пор стоит. Вокруг Делоса шумело море. Здесь и родился бог света Аполлон, и всюду на прежде унылом острове разлились потоки яркого света. Но древнегреческий бог Аполлон был рожден не один, а с сестрой-близнецом - Артемидой, которая известна нам как богиня охоты

Лето грудью их не кормила: Фемида кормила их нектаром и амброзией. Гефест принес в подарок ему и Артемиде стрелы. Оба близнеца всегда без промаха поражали цель, смерть от их стрел была легкой и безболезненной.

Златокудрый Аполлон решил отомстить дракону Пифону за все зло, которое тот причинил его матери.

И вот достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Из своего логовища выполз ужасный Пифон. Меж скал бесчисленными кольцами извивалось громадное тело его, покрытое чешуей. Раскрыл Пифон свою ужасную пасть и уже был готов поглотить златокудрого Аполлона. Но тут раздался звон тетивы серебряного лука, и золотые стрелы дождем посыпались на Пифона. Бездыханный, дракон упал на землю. Аполлон зарыл тело Пифона в землю там, где стоят священные Дельфы , и основал в Дельфах святилище и оракул , чтобы людям в нем прорицать волю отца своего Зевса.

С высокого берега Аполлон увидел далеко в море корабль критских моряков. Бросился он под видом дельфина в синее море, настиг корабль и взлетел из морских волн лучезарной звездой на корму его. Аполлон привел корабль к пристани и повел критских моряков через плодородную долину, играя на золотой кифаре, в Дельфы. Златокудрый бог сделал их первыми жрецами своего святилища.

После убийства Пифона Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови. Он ведь и сам очищает людей, совершивших убийство. По решению Зевса златокудрый бог удалился в Фессалию к прекрасному и благородному царю Адмету . Там он пас стада царя и искупал этой службой свой грех. В этот период благоденствие вселилось в дом Адмета; не было ни у кого таких плодов, его стада и кони были лучшими во всей Фессалии. Аполлон помог Адмету получить руку Алкесты – дочери царя Иолка Пелия. Отец Алкесты обещал отдать ее в жены лишь тому, кто будет в силах запрячь в свою колесницу и льва. Тогда наделил Аполлон своего любимца Адмета непоборимой силой, и он исполнил эту задачу Пелия. У царя Адмета Аполлон служил восемь лет и, окончив срок своей искупающей грех службы, вернулся в Дельфы.

Теперь Аполлон весну и лето живет в Дельфах, а осенью на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, уносится в страну гипербореев, не знающую зимы, в страну вечной весны. Всю зиму он живет у гипербореев. А весной вновь возвращается на лебедях своих в Дельфы прорицать людям волю громовержца Зевса.

Лучезарный бог красавец Аполлон не был счастлив в любви. Всё началось с того, как он посмеялся над Эротом , говоря, что тому не достает меткости при стрельбе из лука. В отместку бог любви поразил золотой стрелой сердце Аполлона, а в сердце нимфы Дафны Эрот выпустил другую стрелу (отвращающую любовь).

Опьяненный своей любовью, Аполлон начал преследовать девушку, но Дафна в ужасе бросилась к своему отцу – речному богу Ладону . И тот обратил дочь в лавровое деревце. Отныне лавр стал о священным деревом Аполлона, а сплетенный из его листьев венок, навеки украсил голову бога. Спустя время он влюбился в красавицу Кассандру – дочь Приама (царя Трои). Аполлон одарил любимую девушку даром прорицательства, но взял с нее слово, что она подарит ему взамен свою любовь. Кассандра обманула, и Аполлон отомстил ей, сделав так, что люди в её предсказания не верили, считая пророчицу безумной. Во время Троянской войны Кассандра изо всех сил пыталась предупредить жителей Трои об опасности, которая им угрожает, но тей так и не поверили. И Троя была захвачена ахейцами.

Аполлон - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен. Он победил на Олимпийских играх Гермеса в беге, а Ареса одолел в кулачном бою.

Об отношениях Аполлона и муз.

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, -- постоянные спутницы Аполлона.

Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа -- муза эпической поэзии, Эвтерпа -- муза лирики, Эрато -- муза любовных песен, Мельпомена -- муза трагедии, Талия -- муза комедии, Терпсихора -- муза танцев, Клио -- муза истории, Урания -- муза астрономии и Полигимния -- муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом -- все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлон а.

Миф об Аполлоне и Дафне по Овидию в пересказе Георга Штоля:

(Овидий. Метаморфозы. I, 452–567)

Первой любовью Аполлона была нимфа Дафна, дочь бога фессалийской реки Пенея. Не случайно полюбил Аполлон красавицу нимфу: мстил ему гневный Эрот. Могучий бог только что умертвил своей стрелой страшного дракона Пифона и, еще гордый своей победой, стал издеваться над Эротом и сказал ему: «Ну к чему тебе, веселый шалун, такое воинственное оружие? Носить лук мне впору: я вот, недавно еще, своими стрелами умертвил чудовище Пифона. Довольствовался бы ты своим светильником и не тягался бы со мною». Уязвленный Эрот отвечал: «Пусть твои стрелы, Феб, властны над всем живым: моя стрела будет властна и над тобой; пусть все живое подлежит твоей власти: слава твоя все же меньше моей». С этими словами взмахнул он крыльями и поднялся высоко над вершиной Парнаса. Там вынул он из своего колчана две стрелы, обладавшие совершенно различными свойствами: одна стрела отгоняла любовь, другая - ее зарождала; одна была тупая, свинцовая, другая - золотая, с блестящим острием. Золотой поразил Эрот Аполлона, свинцовой - Дафну. В тот же миг объят был любовью Аполлон, Дафна же стала избегать его и одиноко, подобно девственной Артемиде, бродила и охотилась по лесам и горам. Много юношей искало руки прекрасной девы, но она отвергала всех искателей; часто просил ее отец вступить в брак и подарить ему внука - она оставалась непреклонной и, ласкаясь к отцу, упрашивала его дозволить ей обречь себя на вечное девство. Отец был не прочь согласиться; но краса нимфы готовила ей иную судьбу.

Увидел ее Аполлон и горячо полюбил ее; нимфа же, увидав бога, понеслась от него, словно гонимая ветром, и не внимала его мольбам. «Постой, дева Пенея! - взывал он и спешил вслед за нею. - Не со злым умыслом преследую я тебя, остановись, о нимфа! Так спасается агнец от волка, голубь от орла - от врагов своих. Меня же преследовать тебя заставляет любовь. Ты оцарапаешь свои ноги о шипы терновника, и я буду считать себя тогда причиной твоих страданий; земля, по которой бежишь ты, не ровна - беги же тише, и я тише буду следовать за тобою. Спроси, кому ты нравишься: ведь я не грубый горный пастух: мне служат Дельфы, и Делос, и Кларос; отец мой - Зевс, я изобретатель лиры и лука, и мир называет меня целителем и спасителем. Только против любви моей не могу я найти никакой целительной травы!» Еще многое хотел сказать Аполлон, но дева ускорила свои шаги, и еще шибче пришлось ему бежать за нею. Быстро неслись они: один - окрыляемый надеждой, другая - гонимая страхом; Аполлон, на крыльях Эрота, неутомимо преследовал Дафну и не давал ей отдохнуть ни на мгновение. Вот уже настигает он ее, нимфа уже чувствует его горячее дыхание; силы ее ослабели, она побледнела, утомленная напряженным бегом. Взглянув на волны Пенея, воскликнула она: «Если твои воды, отец, имеют божественную силу, то помоги мне. Расступись, земля, и поглоти меня или совлеки с меня образ, приносящий оскорбления!»

Только что кончила она свое моление, тяжелое оцепенение оковывает ее члены. Нежная кора облекает ее молодую грудь, волосы ее превращаются в зеленую листву, руки же - в ветви; корнями врастают в землю ее, еще недавно быстрые, ноги. Но и в этом виде остается она красавицей, и в этом образе все еще любит ее Феб. Обняв рукой ствол, он чувствует, как под корой еще трепещет ее грудь. Нежно охватывает он руками дерево и покрывает его поцелуями. Но и превратясь в дерево, она уклоняется от его поцелуев. «Ты не могла быть моей супругой, так будь, по крайней мере, моим деревом. Отныне ты, драгоценный лавр, будешь обвивать мою голову, лиру и колчан; и как с моей головы постоянно ниспадают вьющиеся кудри, так и твоя вершина пусть будет украшена вечно юной зеленью». Так говорил Аполлон. В ответ на эти речи лавр взмахнул своими свежими ветвями и задвигал вершиной, словно кивая головой.

Гиацинт

(Овидий. Метаморфозы. X, 16- 219)

в пересказе Георга Штоля

Никого так не любил бог Аполлон, как прекрасного отрока Гиацинта, сына лаконского царя Амиклы. Часто, покинув дельфийское жилище, приходил он в долину Эврота, забавлялся охотой и играми с юным своим любимцем. Однажды в жаркий полуденный час оба они сняли с себя одежды, члены свои умастили маслом и стали играть в диск. Мощной рукой первым взял тяжелый медный диск Аполлон и бросил его вверх так высоко, что он потерялся из виду.

Но вот диск падает обратно на землю. Отрок спешит к нему, желая поскорее выказать свое искусство в метании, и в это время упавший на землю диск отскакивает и попадает Гиацинту в лицо.

Пораженный насмерть, побледнел отрок.

Объятый ужасом, бледный, спешит к нему бог и поднимает упавшего отрока. Согревает он его, и оттирает потоком льющуюся из раны кровь, и целебные травы прикладывает к ране: все напрасно! Как фиалка, как лилия, сорванная в саду, опускает свои нежные листья и приникает к земле увядающей головкой, так, умирая, наклонил голову к земле прекрасный отрок, и отлетел дух его.

Объятый глубокою скорбью стоит Аполлон перед бездыханным своим любимцем и жалеет, что не может умереть вместе с ним; но чтобы не безвозвратно погиб Гиацинт, чтобы не навсегда разлучиться с ним, из павшей на землю крови его Аполлон вызвал к жизни лилейно-белый, с кроваво-красными пятнами цветок гиацинт. На лепестках его как бы начертаны те слова, что так часто, исполненный грусти, повторял Аполлон. Каждую весну в память об отроке с новым блеском расцветает цветок гиацинт, а в жаркую летнюю пору в честь бога Аполлона и отрока в Спарте и Амиклах совершается великое празднество: начинается оно сетованиями о рано погибшем отроке и заключается ликованиями о его возрождении.

gastroguru © 2017