Методы нлп. Техники нлп в общении, дающие реальные результаты. Применяем методологию субмодальностей к технологии

Убеждения – это внутренние догмы, которые руководят нашим сознанием и поступками. У большинства людей жизнь подчинена строгим моральным принципам, которые заковывают их внутреннее «Я» в определенные рамки, не давая чувствовать себя счастливыми и свободными. Мы заранее знаем, как будет правильно, а как нет, как можно поступать, а что для нас находится под запретом. Самое популярное направление современной психологии - нейролингвистическое программирование. Оно ориентировано на то, чтобы изменить сознание человека.

Кратко о НЛП

Это учение объединило в себе лучшие практики и наработки психологии, психотерапии и лингвистического программирования. НЛП ориентировано на то, чтобы научить человека практическим приемам, которые улучшат его жизнь, поменяв ее кардинальным образом. НЛП убеждения помогут начать оценивать мир, не ориентируясь на разрушающие установки. После такой терапии человек:

  • открывает в себе скрытые внутренние резервы;
  • становится успешным в бизнесе;
  • легко добивается поставленных целей;
  • находит подход к людям;
  • налаживает личную жизнь.

Рассмотрим подробнее, что представляет собой нейролингвистическое программирование, как при помощи специальных методик можно изменить застарелые и разрушающие убеждения на новые установки, которые приведут к успеху.

Из истории НЛП

Впервые нейролингвистическое программирование начали изучать в Америке в конце 80-х годов прошлого века. Группа врачей объединила сразу несколько распространенных психологических методик, направленных на воздействие и работу с подсознанием пациента, тем самым сделав революционное открытие. Использовались научные наработки таких известных психотерапевтов: Фриц Перлз и Вирджиния Сатир, лингвистов - Джона Гриндера и Ричарда Бендлера.

История развития НЛП

За основу НЛП взято учение Милтона Эриксона, который считал, что все знания и умения, накопленные на протяжении жизни, человек надежно сохраняет в своем подсознании. Умея правильно использовать эту информацию, можно легко добиться успеха и решить любую проблему. Милтон Эриксон предложил при помощи воспоминаний и чувств воздействовать на свое сознание, вызывая тем самым желаемые изменения. По такому принципу происходит излечение от тяжелых телесных недугов, когда человек не только мечтает быть здоровым, но и, используя воспоминания, заставляет себя переживать эти чувства, пока организм действительно не начнет выздоравливать.

Нейролингвистическое программирование запрещает использовать в психотерапии такое понятие, как «правильная личность».

Настаивая на том, что, как бы ни повел себя человек в определенной ситуации – это было наилучшим из возможных результатов. Нельзя считать одну модель поведения правильной, а другую - нет. Просто существует набор реакций, которые человек применяет в той или иной жизненной ситуации. Главная задача нейролингвистического программирования заключается в том, чтобы помочь выбрать наиболее эффективную модель в конкретном случае.

Поскольку в основе НЛП лежит гипноз и гештальт-терапия, овладев этими знаниями можно научиться оказывать влияние на других людей.

Методики нейролингвистического программирования успешно используются в актерстве, ораторском искусстве и бизнес-управлении. Основы НЛП стали широко применять в рекламе, маркетинге, общественных коммуникациях, политике, журналистике и даже военном деле.

Овладеть техниками нейролингвистического программирования можно самостоятельно, но лучше делать это при помощи специалиста во время личной консультации либо же групповой терапии.

Суть методики

Нейролингвистическое программирование – это психологические приемы, помогающие человеку преуспеть в любой сфере. Привыкнув жить в соответствии с правилами и нормами, привитыми в глубоком детстве, мы очень редко используем по полной свой внутренний потенциал, что сказывается на качестве жизни. Человек привыкает работать на ненавистной работе и жить с нелюбимым партнером, потому что считает, будто недостоин лучшего, тем самым разрушает себя и свою жизнь.

Нейролингвистическое программирование воздействует на подсознание человека, меняя его внутренние убеждения, помогая ему стать успешным и изменить окружающую действительность. При помощи техник НЛП люди легко восстанавливаются от неизлечимых болезней, строят удачную карьеру, становятся известными и финансово независимыми.

Основные позиции убеждений НЛП

Перед тем как говорить о методах НЛП, необходимо понять, что означает это понятие. Термин состоит из трех слов. Нейро - действия человека управляются головным мозгом. Нейроны надежно сохраняют все наши чувства, эмоции и переживания. Лингвистическое – это способ коммуникации, при помощи которого передается информация. Программирование – процесс, который активизирует мыслительную деятельность. В глубине сознания у человека имеются заложенные с детского возраста определенные стереотипы и установки о том, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.

Специалисты по нейролингвистическому программированию употребляют такие термины, как карта, сознание и тело.

  • Карта – обозначает основные техники и методики НЛП, которые всесторонне изучают психологию человека (душевное состояние, мотивы поступков, заложенные установки).
  • Сознание и тело – это единое понятие. Как тело управляется нашим сознанием, так и мыслительный процесс невозможно представить без физической активности. Учитываются все нюансы: не только переживания и чувства человека, но и телесные недуги. Делается это, чтобы правильно выбрать способ воздействия НЛП (визуальный, слуховой, кинетический).

Возможности нейролингвистического программирования

НЛП учит человека по-новому оценивать себя, свои умения и знания, совершенно по-другому воспринимать окружающих его людей. Методики нейролингвистического программирования вызывают следующие изменения в жизни человека:

  • улучшают коммуникацию;
  • облегчают общение;
  • прививают новые убеждения;
  • помогают понять себя и определиться с жизненными целями;
  • раскрывают внутренние потребности;
  • избавляют от застарелых обид, страхов и фобий.

Эмоции, на которых работает НЛП

Благодаря применению НЛП человек приобретает уверенность, целеустремленность и смелость, понимает, как достичь желаемого и не ограничивает себя в достижении поставленных целей. Однако, для этого постоянно необходимо работать над собой, анализируя и выявляя свои негативные установки, избавляясь от разрушающих убеждений.

Правила НЛП

Первое правило НЛП гласит о том, что человек сам выбирает, кем ему быть в жизни. Руководствуясь внутренними стремлениями и убеждениями, мы сами решаем, чего достойны и чего можем достичь, поэтому кто-то выбивается в лидеры, поверив в свои силы, а у кого-то это не получается.

Второе правило заключается в том, что, выделяя определенные качества в другом человеке, мы хотим видеть их и у себя. Они давно уже есть и у нас, но не развиты должным образом, поэтому мы не умеем их проявлять. Третье и главное правило НЛП заключается в том, что все в мире течет и изменяется, и человек тоже. Нет ничего страшного в том, чтобы развиваться и менять свои убеждения, отказываясь от укоренившихся и мешающих жить принципов.

И последнее правило – все пережитые чувства, эмоции, страхи и впечатления надежно хранятся в подсознании человека. НЛП техники подскажут, как можно использовать эти резервы для достижения поставленных целей и улучшения жизни.

Методы изменения убеждений

Принципы и устои, привитые ребенку в ходе воспитания, а также накопленные в процессе жизнедеятельности знания – это наши убеждения. Принимая решение, делая важный выбор, мы ориентируемся на взгляды, которые формируются на основе полученного нами воспитания, влияния авторитетов, социального окружения, привитых стереотипов. Устоявшиеся убеждения есть у человека в любой сфере жизни: личной, профессиональной, религиозной, общественной и политической.

В работе человек оперирует теми знаниями, которые он получил во время обучения выбранной профессии. В личной жизни - опытом, накопленным в предыдущих отношениях, и моралью, привитой обществом.

Практикующие НЛП психотерапевты выделяют два основных вида внутренних убеждений: глубинные и ограничивающие.

Глубинные убеждения

Заложены в детстве или в процессе воспитания. Лучший пример таких убеждений – это внутренние комплексы, а также то, как человек воспринимает и оценивает сам себя. Это может быть застарелый детский страх. Когда родители не занимались воспитанием ребенка, а только ругали его, у него формируется уверенность: «Я недостоин любви!», которая обязательно будет отравлять его личные отношения во взрослой жизни. Убежденность человека, несущая отрицательную окраску, формирует жизненный сценарий, способствуя развитию всевозможных страхов и комплексов, которые во взрослой жизни делают его неуверенным, мягкотелым и нерешительным.

Ограничивающие или подсознательные убеждения

Человек даже не догадывается о том, что у него есть скрытые убеждения, которые пагубно влияют на его жизнь, вынуждая принимать неправильные решения, испытывать страх и неуверенность в себе. Эти взгляды настолько укоренились в его подсознании, он считает, что только так и может быть. Проявляются такие убеждения в виде фраз: «не смогу», «не для меня», «не умею», «недостоин», «не получится».

Такие установки программируют человека на негативный лад. Устарелые и разрушающие убеждения мешают и не дают жить полноценной и счастливой жизнью, а поэтому нуждаются в изменении. Нейролингвистическое программирование помогает избавиться от неправильных убеждений.

Работа с убеждениями заключается в осознании устойчивых мыслей и взглядов и в применении психологических приемов, которые помогут изменить эти принципы. Если вы решили воспользоваться техниками нейролингвистического программирования, соблюдайте осторожность, поскольку убеждения могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на человека.

Техника изменения убеждений

Изменение убеждений с помощью техник НЛП основывается на методике работы с подсознанием, которую предложил американский психолог Роберт Дилтс. Рассмотрим, как использовать эту технику для работы со своими убеждениями.

Калибровка (оценка) человека в НЛП

Подготовительный этап

Для начала необходимо собрать и проанализировать информацию. Определите, какое убеждение мешает вам на этом этапе жизни. Сформулируйте его. Это могут быть такие фразы: «Я все время болею!», «У меня никогда ничего не получается!», «Я неудачник!», «Любовь – не для меня!». Зафиксируйте все свои сомнения и ощущения, связанные с утверждением. Важно понять, почему отрицательная установка не дает вам формировать позитивные мысли, превращая любое действие в потерю веры в себя и свои силы.

Представьте, что изменится в вашей жизни, когда вы начнете думать по-другому.

Оцените, как отнесутся знакомые и друзья к переменам в вашем поведении. Сформулируйте новое утверждение. Учтите, что эта фраза обязательно должна быть положительной, описывать процесс, с помощью которого вы начнете менять свою жизнь. Например, «Я верю в то, что научусь вести здоровый образ жизни!» или же «Любовь присутствует в моей жизни! Я люблю и любима!».

Изменение убеждений при помощи техники НЛП

На втором этапе необходимо в подсознании запустить работу так называемых субмодальностей – каналов, через которые человек получает информацию об окружающем мире и происходящих в нем событиях (визуальные, кинетические, голосовые). Запах, цвет, размер и месторасположение – признаки, помогающие нам воспринимать и различать действительность.

Теперь негативное убеждение необходимо поставить под сомнение. Возможно, сделанный вами некогда в прошлом вывод ошибочен. Используя субмодальности, замените разрушающую установку новым убеждением. В процессе этой психологической работы над собой необходимо обращать пристальное внимание на свои внутренние ощущения.

Проверка нового убеждения

Поверило ли подсознание в новое убеждение, покажет ваше дальнейшее поведение. Если вы не уверены в том, что техника НЛП сработала, стоит повторить все еще раз и основательно продумать новую формулировку вашего утверждения.

Наиболее важным считается первый этап техники: от того, насколько точно вы определите разрушающие установки, их причину и следствие, подберете слова для новых утверждений и поверите в успех, зависит, получится ли у вас начать новую жизнь. Техники НЛП можно применять в любом возрасте, что является преимуществом данного направления в психологии.

Методы НЛП воздействия на других людей

Нейролингвистическое программирование успешно применяется не только для индивидуального роста, но и для влияния на окружающих. Подобные психологические техники часто применяют на практике:

  • менеджеры и владельцы больших компаний;
  • политики;
  • творческие люди (артисты, певцы, медиаперсоны).

Используя методики НЛП, можно менять убеждения коллег, друзей и знакомых, сделав так, чтобы они разделили вашу точку зрения. Нейролингвистическое программирование поможет добиться одобрения и поддержки в коллективе, а также построить личные отношения.

Существует несколько наиболее распространенных техник НЛП, которые помогут сделать так, что человек поменяет свои убеждения.

Скопировать собеседника

Эта техника легко поможет вам завоевать расположение другого человека. Заключается она в том, чтобы полностью отражать все действия своего собеседника начиная с манеры одеваться, вести разговор, и заканчивая совместными увлечениями. Вы просигнализируете человеку, в котором заинтересованы, что у вас не только единые цели, взгляды и увлечения, но и мировоззрение, жизненная позиция.

  • Приемы, которые советуют использовать психологи, выполнить несложно.
  • Беседуя со своим оппонентом, все время поддерживайте с ним зрительный контакт.
  • Давайте понять, что вы внимательно слушаете человека, поддерживая разговор кивками головы.
  • Примите такую же позу, как и ваш собеседник. Этот простой прием сделает так, что между вами возникнет чувство общности и сопричастности.

Манипулирование

Эта техника наиболее часто применяется для влияния на окружающих людей. Манипуляция позволяет легко добиться желаемого, используя специальные психологические приемы. В ходе общения человеку можно внушить все, что вам угодно.

Суть основных терминов НЛП

Для начала следует определить субмодальность человека.

  • Если главный способ получения информации – это визуальная картина, то в разговоре необходимо произносить такие фразы: «большая перспектива», «трудно вообразить», «могу предвидеть».
  • В том случае, если ваш собеседник аудиал – приоритетные слова нужно изменить на: «акцентирую внимание», «замолкаю», «пронзительный результат».
  • В случае общения с кинестетиком воспользуйтесь такими словосочетаниями: «я чувствую», «хватайте идею», «вручать награду».

Подобные выражения помогут донести информацию для собеседника понятным ему способом, облегчат общение и сделают так, что человек поддержит вашу идею, изменив свое первоначальное мнение.

Примените так называемый гипнотический взгляд. Для этого следует сосредоточенно, не моргая, смотреть в центр переносицы собеседника. После удачного гипноза оппонент поддержит вас и откажется от своих убеждений. Еще можно построить разговор так, чтобы собеседник 3 раза подряд дал вам положительный ответ. Затем смело просите то, что вам нужно.

Часто манипуляции для воздействия на людей применяют цыгане. Привлекая внимание своим ярким видом, жестами и манерой поведения, они отвлекают человека и вынуждают его совершать несвойственные ему поступки. Можно позаимствовать эту технику, чтобы внушить то, что вы хотите.

Еще одна техника манипулирования НЛП называется «разрыв шаблона». Заключается она в том, чтобы в стандартных ситуациях проявить себя самым неожиданным образом. На вопрос: «Как дела?» вместо привычной фразы - «Как обычно!», ответить - «Преотвратно!» Пока ваш собеседник будет пребывать в замешательстве, вы сможете на него повлиять.

Фокусы НЛП

Люди, владеющие фокусами языка убеждения, с помощью НЛП могут легко вызвать к себе расположение и доверие, добившись того, что их собеседник изменит свое мнение о чем-либо.

Начните разговор с позитива. Пусть это будет простой и известный для всех факт. Услышав знакомую информацию, человек расслабится и откроется для общения. Чтобы добиться поддержки, воспользуйтесь отвлечением. На выбор предложите оппоненту несколько возможных вариантов, которые могут решить возникшую проблему, после чего смело предлагайте идею, которую продвигаете. Все вопросы во время беседы задавайте заведомо в утвердительной форме. Эта техника вызовет иллюзию, что положительный ответ уже получен, и у собеседника не останется выбора, как поддержать вас.

Если вы решили применить техники НЛП, помните, что другой человек – это уникальная личность. Чтобы понять мотивы поступков других людей, старайтесь изучить их желания и убеждения.

Нельзя использовать нейролингвистическое программирование с целью причинить вред.

Польза и вред методики

Буквально несколько лет назад нейролингвистическое программирование не считалось серьезной наукой. На сегодняшний день ситуация изменилась кардинальным образом. НЛП признано во многих странах мира. Эффективность учения доказана на практике во многих странах: Франция, Германия, Австрия и Швеция. НЛП признали в Европейском обществе психотерапии, но до сих пор существует группа ученых, которые считают нейролингвистическое программирование «мошеннической» наукой. Не утихают споры об этичности применения техник нейролингвистического программирования, овладев основами которых, можно получить контроль над сознанием другого человека.

Для самостоятельного изучения техник НЛП можно воспользоваться книгами, изданными известными психотерапевтами, видеозаписями, вебинарами и онлайн-курсами, имеющимися в интернет-сети. Но более быстрый результат вы получите, если посетите тренинг на эту тему. Коуч-тренер подскажет, как правильно использовать методы нейролингвистического программирования, поможет выявить неправильные убеждения и сформулировать новые установки.

Технику нейролингвистического программирования можно сравнить с обычным кухонным ножом. Кто-то будет использовать этот столовый предмет, чтобы приготовить еду. В руках же плохого человека нож может превратиться в орудие убийства.

Некоторым людям нейролингвистическое программирование категорически противопоказано, поскольку оно может причинить вред их здоровью. Нельзя использовать эти психологические методики тем, у кого имеются нервные расстройства либо же какие-то нарушения в развитии, а также детям с неокрепшей психикой.

Заключение

Нейролингвистическое программирование – психологические методики, работающие с подсознанием человека. Эти практики помогают эффективно решить насущные проблемы, добиться успеха в делах и семейной жизни, достичь поставленных целей, наладить общение с коллегами. НЛП техники выявляют разрушающие установки человека и обучают тому, как заменить их на положительные убеждения, которые поменяют его жизнь кардинальным образом. Главное - не жалейте времени, чтобы лучше узнать себя. От этого напрямую зависит, насколько удачными будут перемены. Научившись управлять своими убеждениями, вы обретете гармонию и жизнерадостность. Используя технику НЛП, необходимо помнить о том, что для некоторых людей имеются противопоказания в ее применении.

Сегодня НЛП - один из самых популярных способов воздействия на человеческое сознание. Благодаря нейролингвистическому программированию удается понять причины многих психологических расстройств и эффективно их устранить. Метод способствует глубокому осознанию своей сущности, пониманию основ общения с окружающими.

Изменение субмодальности

Элементы, составляющие полную картину человеческого восприятия реального мира, называются субмодальностями. Начать изучение НЛП лучше с субмодальностей. Смена некоторых элементов, составляющих основу восприятия мира, позволяет преобразовать свои реакции на определенные события из жизни, провести эффективную переоценку ценностей и своих поступков, сменить поведенческую линию. Техника смены субмодальностей позволяет изменить отношение человека к определенным событиям, людям.

Следуя полному практическому руководству НЛП, нужно действовать по схеме.

  1. Определяем ситуацию или личность, которые вызывают негативные ощущения.
  2. Определяем ситуацию или личность, вызывающую положительные эмоции.
  3. Находим отличия между ситуациями и субмодальностями.
  4. Производим замену субмодальности первого случая на субмодальность второго.

Разбираясь в вопросах касательно общения с окружающими, можно определить множество нюансов. Эффективные формы общения с одними людьми будут полностью неэффективны в общении с другими. Чтобы исправить ситуацию с общением в лучшую сторону, используют приемы репрезентации. Практика обучения НЛП подразумевает использование различных приемов и техник, позволяющих эффективно улучшить коммуникативные особенности человека.

Важно понимать особенности функционирования человеческого организма. Принимая информационный поток, поступающий извне, индивид всегда использует органы чувств. В нашем теле находится множество чувствительных нервных рецепторов, позволяющих получать и предоставлять информацию. Весь человеческий опыт складывается из следующих модальностей:

  • зрительных;
  • слуховых;
  • вкусовых;
  • обонятельных;
  • тактильных.

Существуют и другие, но их роль в восприятии информации вторичная. Эти модальности называют системой репрезентации. Получив информацию, рецепторы передают ее в мозг, который обрабатывает и посылает назад определенные эмоции.

У каждого индивида есть собственная карта восприятия, которая никогда не будет истиной, а только отражением субмодальностей определенного индивида. Зная о наличии карты, можно влиять на восприятие информации человеком, с которым общаетесь в этот момент при помощи НЛП.

Моделирование правильной постановки цели

Практическая психология НЛП для начинающих включает моделирование целей по SMARTEF технологии. Это позволяет многократно увеличить вероятности реализации.

Упражнения нейролингвистического программирования подразумевают постановку четкой цели, которая должна быть:

  • измеримой;
  • манящей;
  • реальной;
  • ограниченной временем, на достижение;
  • полезной;
  • положительной.

Стратегии творчества Уолта Диснея

НЛП самостоятельно можно учить по системе американского мультипликатора Уолта Диснея. Суть методики заключается в трех-этапном подходе к любому вопросу:

  • мечта;
  • реальность;
  • критика.

Техника называется имаджениринг. Каждая из 3-х сторон восприятия позволяет внести коррективы в поиск решения проблемы. Главной функцией мечты является решение проблемы на начальном этапе. Человек должен увидеть структуру своего плана и мысленно воссоздать макет цели.

Реальность заключается в поиске настоящих способов достичь цели. Реальные инструменты помогут превратить абстрактную цель в нечто материальное. Реальность заставляет совершать переход от мысли к активным действиям.

Критика проводит оценку реальных действий. Прием позволяет найти слабые стороны в собственном плане и быстро его скорректировать. Критическая оценка позволяет увидеть вторичные выгоды от выполнения/невыполнения плана.

Работа на логических уровнях

Учебники НЛП описывают несколько степеней принятия реальности индивидом, от чего зависит то, как он ее проживает. Все реальности располагаются параллельно и взаимодействуют друг с другом. Человеку полезно осознавать реальные события на всех уровнях. Это дает возможность понимать свои внутренние побуждения и моделировать реакции относительно определенных событий, людей, восприятия информации.

Важно осознать, что уровни логики, располагающиеся на самой верхушке, не могут функционировать без нижних, т. к. воплощаются за их счет. Низшие уровни подчиняются высшим. Формирование целей и осознание проблем приходит на нижних уровнях. Но, исходя из системы управления на уровнях, решать проблемные моменты следует на высших уровнях. Лучшим методом решения проблем является нахождение их истоков.

Проработка логических степеней является одной из самых эффективных методик взаимодействия жизненных установок с индуцированными целями. Все, чего хочет достичь человек, должно находиться в полной гармонии с высшими уровнями, т. е. соответствовать понятиям, убеждениям, личным ценностям и восприятию мира.

Техника «взмах»

Одна из техник НЛП гипноза получила название «взмах». Позволяет за короткий срок сменить восприятие и деструктивный тип мышления на конструктивный. В результате работы с техникой, индивид получает возможность сменить восприятие собственного образа. Применяется в самых разных сферах жизни. Позволяет эффективно устранить вредные привычки, скорректировать проблемное поведение у подростков.

Техника состоит в освоении умений управления собственным сознанием. Изначально определяется контекстная ситуация – момент, который нужно изменить. Далее определяются факторы запуска, т. е. реакции, вызывающие рвение реагировать стандартным способом. Этот этап считается самым важным, т. к. часто может проявляться неосознанно.

Затем создайте образ в подсознании, которого хотели бы достичь. На следующем этапе сделайте взмах – смените привычную модель восприятия на созданный положительный образ. Эффективность методики состоит в быстрой смене негативной картинки на положительную. Как только пройдете этап взмаха, проверьте приспособленность образа к реальности, его работоспособность и подстройку к будущему.

Генератор новой поведенческой реакции

Прием НЛП, позволяющий быстро справиться с автоматическими реакциями на определенные события. Методика позволяет устранить проблемы с самооценкой, обрести положительный опыт и перестроить свою поведенческую линию. Техника состоит из нескольких этапов, которые нужно пройти, чтобы достичь успеха.

Определите проблему. Примите ее, проживите. Представьте все до самых мелких подробностей. Лучше заниматься этим в тихой, спокойной обстановке, чтобы вас никто не отвлекал. Примите удобное положение и закройте глаза.

Проживайте ту же ситуацию, только смотрите на нее, как посторонний человек. Представьте свою реакцию, производимую, как будто другим человеком. Проанализируйте со стороны, что можно изменить, решите, почему вы поступаете так.

Теперь представьте все ту же картину. Теперь ваша модель поведения изменена. Прокрутите со стороны эту модель, решите, насколько правильно вы поступаете теперь. Новый результат должен приносить вам удовлетворение. Если этого не происходит, меняйте модель поведения еще раз.

Суть методики в построении нового эффективного модуля, который станет новым шаблоном реагирования на определенную ситуацию. Закрепите его, доведите до автоматизма.

Рефрейминг

Часто происходит так, что проблемы не уходят очень долго и причин явных для этого нет. Главной проблемой в такой ситуации становится собственное подсознание, которое адаптировалось жить с проблемой и считает ее нормой. Подсознательно человек считает, что нынешнее положение самое удовлетворительное, поэтому ничего не меняет. Изменить такой настрой помогает шестишаговый рефрейминг.

Пошаговая инструкция по рефреймингу

Основная работа проводится в медитативном состоянии. В этот момент сознание наиболее восприимчиво к информированию, в отличие от стандартного состояния, когда субличности блокируют правильное восприятие.

  1. Прилягте на пол. Закройте глаза. Расслабьте тело. Напрягайте и расслабляйте их поочередно, начиная с верхнего плечевого пояса и шеи. Тело тяжелеет, как будто вдавливается в пол. Глаза закрыты. Мыслей в голове нет, а, если приходят, их нужно постараться прогнать. Концентрируйтесь на дыхании. Дышите медленно, размеренно.
  2. Представьте большой белый экран.
  3. Когда белый экран будет перед вами, спросите у сознания о готовности к сотрудничеству. На экране будут отражаться ответы сознания.
  4. Получив положительный ответ, можете задать любой вопрос, подразумевающий ответы да/нет.
  5. Постарайтесь узнать у подсознания, какие выгодные моменты оно видит в проблемной ситуации, которую не желает решать. Постарайтесь найти другой метод удовлетворять потребность подсознания.
  6. Расслабьтесь, полежите немного. Позвольте своему сознанию обработать полученную информацию. Посчитайте от 1 до 10 и откройте глаза.

Самостоятельная работа позволяет улучшить состояние и решить многие проблемы. Более эффективной процедура будет, если пациент в момент рефрейминга находится под гипнотическим воздействием. Для этого можно воспользоваться услугами психолога гипнолога.

Модерация личной истории

Эта техника эффективна в случаях, когда проблема возникает в связи с событиями прошлого. Модерация личной истории позволяет быстро устранить негативные установки, избавиться от предрассудков, изменить стереотипный тип мышления.

Определите ситуацию и свое состояние. На эти 2 элемента установите якорь. Он нужен, чтобы привести подсознание к началу – истокам проблемы, понять, когда ощущение возникло впервые. После того, как ситуации определены, отпустите якорь и сделайте возврат к первой ситуации. Вам нужно осознать, какие ресурсы были затребованы для решения ситуации. Найдите ресурс и установите якорь на него. Затем снова вернитесь в первую ситуацию и примените ресурс. В качестве якорей используйте звучные фразы.

Заключительная часть

Существует огромное количество техник НЛП, которые позволяют быстро избавиться от многих проблем, смоделировать поведение и улучшить свое самочувствие. Все они базируются на высоком уровне самоконтроля собственного сознания. Некоторые техники: репрезентация, позволяют улучшить коммуникативные навыки и эффективно преподносить информацию окружающим.

<….Я учу процессам НЛП участников национальных конференций по психотерапии уже много лет, а наблюдаю за всеми демонстрациями работ других психотерапевтов, насколько это возможно, особенно, когда они хотят действительно продемонстрировать то, что они делают. Практически во всех случаях, та работа, которую я могу сделать с помощью НЛП, - намного превосходит другие подходы и гораздо целостнее их. Поскольку область знаний НЛП продолжает развиваться и обретать новые различия, мы способны делать с каждым годом все больше.>

Стив Андреас

Вопрос «Что такое НЛП?» немного похож на вопрос «Что такое физика?», поскольку существует множество разных ответов на него.

Один ответ состоит в том, что НЛП способно выполнить то, что было обещано при зарождении психологии сто лет назад, но так и не выполнено - практический способ понять наше мышление и наше поведение, который может быть использован для совершения быстрых и полезных изменений в наших жизнях.

Другой ответ состоит в том, что НЛП изучает структуру субъективного опыта, внутреннюю работу наших разумов, и то, как использовать это знание для увеличения числа наших выборов. Обычно, многое из этой структуры находится в бессознательном, или предсознании. Однако, многое из этой структуры также может стать осознаваемым, может быть изменено и затем стать бессознательным и автоматическим снова.

Кто-то описывал НЛП как «когнитивно-бихевиоральную терапию на стероидах», поскольку, имея в основе схожую направленность, НЛП делает гораздо более точные различия и включает в себя много специфических процессов, принципов и пресуппозиций, которые производят изменение куда быстрее.

Есть и другое описание: НЛП это коллекция методов для достижения определенных личных результатов вместе с общим пониманием как они все работают, которое может быть использовано для разработки новых методов.

НЛП иногда описывают как прагматическую методологию моделирования человеческого превосходства, которую можно применять в любом контексте, который включает по меньшей мере одного человека. После моделирования, каждый может изучить модель для того, чтобы изучить навык, это некий образчик затасканного термина «ускоренное обучение».

Кто-то подметил, что «человеческий мозг - единственный самоподдерживающийся многоцелевой компьютер, который может произведен неквалифицированным трудом». Также, это единственный компьютер, который только частично может быть запрограммирован на фабрике и в комплекте с которым не идет руководство. Мозг ребенка не имеет тех программ, которые есть у нас, взрослых, и не существует инструкций к его операционной системе или способу их программирования.

Несмотря на то, что есть расхождение во мнениях о том, какого типа компьютером является мозг, ясно, что на входе мы принимаем информацию через органы пяти чувств, обрабатываем их множеством различных способов, используя наши способности вспоминания, прогнозирования, связывания различного рода опыта, и делая обобщения из них, и затем на выходе мы имеем поведение и реакции. Поведение или реакции на выходе могут становиться дополнительным материалом на входе, который затем будет обработан, и бесконечный кибернетический процесс.

Поскольку у нас нет руководства пользователя - и клавиатуры - в основном, каждому из нас приходится программировать себя самому, с некоторой помощью родителей и других людей. Несмотря на лучшие усилия наших родителей, многое из такого программирования было случайным и хаотичным, и зачастую являлось результатом случайных событий, некоторые из которых были поддерживающими, а некоторые - травматическими. Многое из того, как мы запрограммированы, работает достаточно неплохо, в то же время некоторые части обычно не работают ни на грамм хорошо.

Итак, следующее определение НЛП состоит в том, что это руководство по использованию человеческого мозга, «программное обеспечение для нервной системы человека», которое может быть использовано, чтобы перепрограммировать себя, когда мы не удовлетворены нашими реакциями.

Три разных аспекта любой области знаний.

Мы можем использовать такую область знаний и исследований, как физика, в качестве образца для понимания различных аспектов НЛП. Физику можно разделить на три разных уровня:

1. Практическая технология , посвященная конкретному применению науки в реальном мире, от строения мостов, устройства сотовых телефонов и космических аппаратов, до определения свойств атомов, вирусов и жизни в целом - включая все, что находится между двумя этими полюсами. Эта технология имеет форму рецепта, рассказывает нам, что нужно сделать для того, чтобы достичь определенных целей или результатов, так же, как рецепт приготовления торта является надежным способом получить этот торт. Как сказал Пол Валери, «Термином наука не нужно называть ничего, кроме собрания тех рецептов, которые всегда успешно работают. Все остальное - литература.»

2. Методология или теория, набор понятий, который направляет дальнейшее развитие и использование этой технологии. Методология включает в себя все идеи, которые у нас есть по поводу технологии, и то, как они, по нашему мнению, связаны. Как сказал Эйнштейн, «Нет ничего настолько практичного, как хорошая теория.»

Основной принцип - определенный множеством психологических экспериментов - мы не можем знать объективной реальности, у нас есть только «карта» реальности, сформированная нашими органами чувств. Этот принцип был сформулирован Альфредом Коржибским в книге Наука и психическое здоровье : «Карта - не территория.» В нашей карте всегда будут пробелы, ошибки и опущения. Карта может быть очень полезной и практичной, но она никогда не будет полностью соответствовать реальности, которую она пытается описывать. Если бы она полностью соответствовала, она была бы настолько полной, сложной и приводящей в замешательство, что она не была бы уже полезна как карта.

3. Эпистемология, как мы знаем то, что мы знаем; способ, с помощью которого решаем, какие свидетельства использовать для определения истинности когда мы проверяем и технологию, и методологию. В основе эпистемологии физики лежат научные эксперименты: проверка наших прогнозов и результатов всеми способами, которыми мы можем, используя столько элементов управления, сколько мы можем использовать. Эта проверка и отличает науку от догадок, откровений и предрассудков.

Три разных аспекта НЛП.

1. Технология

Как и в физике, в НЛП тоже есть большое число различных паттернов, рецептов и инструкций, которые могут быть использованы для того, чтобы помогать людям получать конкретные результаты. Это делается путем изменения нашего опыта - в нашем восприятии, нашем мышлении, наших действиях и наших чувственных реакциях на события.

Применение в образовании включает обучение людей правописанию, стратегиям быстрого освоения иностранного языка, запоминания и припоминания фактов и правил, пребывания в позитивном состоянии для легкого обучения и способы трансформации «неспособностей к обучению» в эффективное мышление и обучение, и т.д.

Применение в психотерапии включает способы трансформации неприятных ощущений, изменение нежелательных привычек, таких как курение, переедание, кусание ногтей, излечение фобий, страхов, беспокойств, разрешение от горя, стыда, вины и других внутренних конфликтов, устранение аддикций, навязчивого поведения, ПТСР и др.

Применение в коммуникации включает в себя знание как использовать язык - как первичный смысл слов, так и скрытый, как в эксплицитном виде, так и в метафорическом - чтобы складывать информацию в последовательности и комбинировать ее для быстрого изучения, точной передачи этих знаний другим людям, как развивать раппорт, как вести переговоры и разрешать конфликты, как становиться близким к людям тогда, когда вы этого хотите, как устанавливать эффективные границы и т.д.

Применение в спорте включает в себя способы мотивации для того, чтобы придерживаться программы тренировок, полностью концентрироваться на исполнении и игнорировать отвлекающие факторы, как достигать превосходства в любом виде спорта, как использовать те же самые мыслительные и двигательные стратегии, которые используют звезды атлетики для достижения успеха, и т.д.

Применение в бизнесе и организациях включает в себя способы разработки новых творческих альтернатив поведения для разрешения проблем, разработки удовлетворяющих решений и детальных планов для воплощения их, как достигать цели на собраниях, как определять и выбирать потенциальных служащих и партнеров, у которых есть навыки, необходимые для команды, как согласовывать результаты, как управлять в том стиле, который подходит вашей компании и подчиненным и т.д.

2. Методология

НЛП имеет связный набор идей и понятий, который может быть использован для широкого применения технологии.

Модальности

В НЛП базовым понятием является то, что весь наш опыт состоит либо из опыта, в данный момент получаемого от органов чувств (сенсорно-обоснованного), либо внутренних репрезентаций сенсорно-обоснованного опыта, полученного в прошлом и вспоминаемого, либо прогнозируемого в будущем. Мы не можем познавать мир напрямую, только через репрезентации мира, которые мы выстраиваем из того, что мы получаем от наших органов чувств. Эти репрезентации всегда включают одну или более из числа следующих пяти модальностей: визуальную - зрительные образы, аудиальную - звуки, кинестетическую - ощущения, олфакторную - запахи, и густаторную - вкусы. В то время, как две последние модальности играют важную роль при приготовлении и выборе блюд и других контекстах, например, личной гигиены или изготовления косметики, большая часть нашего мышления и реагирования является комбинацией трех основных сенсорных модальностей: визуальной, аудиальной и кинестетической.

Эти сенсорные модальности являются строительными блоками, или «атомами» всего нашего опыта. Даже наиболее абстрактные слова и концептуализации состоят из неких комбинаций образов, звуков и ощущений. Эти разные модальности могут быть объединены в один момент времени, или могут быть объединены в последовательность, похожую на линейную компьютерную программу, в которой, например, за образом певца следует песнь, которую он поет, а за ней - ощущения, которые являются реакцией на эти звуки. Мы можем научиться умышленно переорганизовывать эти «атомы» опыта для того, чтобы решать проблемы и достигать тех результатов, которые мы желаем. Давайте рассмотрим одно практическое применение этой методологии, изучение правописания.

Применяем методологию модальностей к технологии

Правописание это простая задача на механическое запоминание, в которой результатом является способность получить доступ к правильной последовательности букв в ответ на звучание слова (или в ответ на образ, который обозначается некоторым словом). Когда это сделано, слово может быть записано, или человек может озвучить последовательность букв, как во состязаниях по орфографии. Человек, делающий ошибки в правописании, пользуется одним из двух методов, которые работают не очень хорошо:

  1. Творческий неграмотно пищущий человек старается сконструировать визуальный образ слова, которое нужно написать, используя творческое зрительное воображение, вместо того, чтобы использовать зрительную память чтобы визуализировать слово именно так, как он видел его в прошлом. Многие правши смотрят от себя влево-вверх, чтобы получить доступ к правому полушарию своего мозга для зрительного вспоминания, и смотрят вверх-вправо, чтобы получить доступ к левому полушарию мозга для творческой визуализации. Творчество - это чудесная способность переорганизовать опыт и выработать новые возможности, но эта способность не подходит для правописания, потому что правописание является задачей на механическое запоминание, которое требует не быть в данный момент креативным.
  2. Некоторые люди пробуют озвучить слово аудиально для того, чтобы выявить, какие буквы подходят под звучание слога или фрагмента слова. В английском языке это невозможно для примерно 40% слов, потому что очень странная система правописания в английском языке весьма сильно усложняет задачу буквенного отображения какого-либо слова. Несмотря на это, многие школы предпринимают попытки научить детей правописанию именно по этому методу, названному phonetics, «фонетический». Ирония состоит в том, что в английском языке нельзя правильно написать слово phonetics пользуясь фонетическим методом! (прим. переводчика - так, пользуясь фонетическим методом в русском языке можно записать звучание слова «вариант» как «врянт» и никак иначе).

Фонетический метод замечательно работает при чтении , которое требует переходить от написанного слова к его озвучиванию. Но это иная задача, нежели чем правописание , при котором вы делаете диаметрально противоположное, и переходите от произносимого слова к его написанию. В испанском языке все слова пишутся точно так же , как они звучат, поэтому стратегия правописания, основанная на аудиальной модальности, работает замечательно, и не служит источником проблем в школе - в испаноговорящих странах практически невозможно найти неграмотно пищущего человека. (прим. переводчика - аналогично и в белорусском языке - как слышится, так и пишется).

Правильно написание. Технология обучения детей правописанию проста до смешного. Вы просто говорите детям взглянуть на слово, написанное на доске, затем просите их закрыть глаза и отвести взгляд вверх-влево (с их позиции), чтобы увидеть вспоминаемый образ слова, и затем заметить чувство узнавания, которое позволит ребенку узнать, что он видел это слово раньше. Затем им понадобится лишь записать внутренний образ слова на бумагу или озвучить вслух буквы, если они участвуют на состязаниях по орфографии. Даже в испанском языке это более эффективно, чем озвучивать буквы, потому что гораздо быстрее получить визуальный образ слова, нежели чем слушать последовательность звуков. Для того, чтобы больше узнать о стратегии правописания НЛП и как учить ее или преподавать, читайте «Сердце разума», гл. 2.

Субмодальности

Дальнейшее развитие методологии НЛП - это осознание, что каждая из первичных сенсорных модальностей может быть подразделена на более мелкие параметры или элементы, называемые субмодальности , каждая из которых тоже может быть изменена, чтобы повлиять на наш опыт. Если модальности это «атомы» нашего опыта, то субмодальности являются «субатомными частицами» опыта, которые позволяют атомам нашего опыта приобретать совершенно различные свойства.

Визуальный образ может различаться следующими характеристиками: расстояние от наблюдателя, расположение в пространстве и размер. Он может быть плоским (2-D) или 3-D (голографческим, объемным), обрамленным или панорамным, ярким или тусклым, движущимся или застывшим, цветным или черно-белым. Вы можете быть внутри воспоминания, как будто событие происходит снова, или вы можете видеть себя в нем со стороны. Визуальное воспоминание, которое представляет собой крупное, близкое, объемное, цветное панорамное кино, будет гораздо сильнее воздействовать на вас, нежели чем маленькая, далекая, плоская, заключенная в рамку черно-белая фотография. Вы можете легко подтвердить это в вашем собственном опыте, представив себе одно и то же воспоминание двумя этими способами.

В аудиальной модальности звук может различаться по расстоянию от слушателя, расположению в физическом пространстве и громкости. Он может быть односторонним или стерео, сильно различаться по темпу, тону, тембру и частоте, и вы можете слышать его, как находясь снова внутри панорамного опыта, или вне его, как будто вы слышите его, исходящим из магнитофона или CD-проигрывателя. Громкий, близкий, насыщенный и панорамный звук имеет гораздо большее воздействие, нежели чем слабый, отдаленный и исходящий из одной точки. И снова, вы можете легко подтвердить это в своем собственном опыте, проиграв музыкальное произведение в голове обоими способами и заметив разницу.

Кинестетически ощущение могут различаться по интенсивности, длительности и месторасположению. Оно может различаться по температуре, давлению, плотности и пространственных пределах ощущения. Оно может быть поверхностным тактильным ощущением или внутренним эмоциональным ощущением. Вспоминаемое ощущение - сильное, движущееся и вовлекающее все тело, будет оказывать гораздо большее влияние, чем ощущение слабое, спокойное, затрагивающее лишь малую часть вашего тела. И снова вы можете попробовать это в вашем собственном опыте, вспоминая одно и то же ощущение разными способами, чтобы убедиться в правоте этих слов.

Модальности предоставляют три альтернативных способа репрезентации опыта, предлагая выбор. Субмодальности предлагают сотни различных альтернатив, которые можно сочетать различными способами, создавая сотни тысяч различных альтернатив для еще большего выбора. Давайте рассмотрим несколько практических применений этой методологии.

Применяем методологию субмодальностей к технологии

Потрясение . Когда мы что-то не делает нас счастливыми в жизни и мы приходим к заключению, что «у нас проблема», зачастую главное, что происходит, – это потрясение или замешательство, являющееся результатом информационной перегрузки. Вокруг нас очень много информации, она приходит слишком быстро, чтобы мы успевали ее хорошо обрабатывать. Представьте попытку уделять внимание шести людям, говорящим с вами, одновременно, и вы почувствуете подобное потрясение, но у некоторых людей все даже хуже. Зачастую человек может иметь пять-шесть кинофильмов, которые проигрываются в его голове одновременно - крупные, близкие, в ярких тонах и с громким звуком. Это также справедливо для тех, кто страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и других сложностей с обучением. Со всеми этими кинофильмами, которые проигрываются все одновременно, невозможно обрабатывать их и очень сложно замечать, что происходит вокруг, или пытаться что-то совершить.

Достаточно просто научиться фокусироваться на каком-то одном из этих внутренних кинофильмов, позволяя другим удалиться от вас на расстояние и стать меньше, тусклее, черно-белыми и более тихими. Когда на переднем фоне лишь один ролик, которому вы уделяете внимание, вы можете легче обрабатывать информацию, а потом можете позволить ему удалиться достаточно для того, чтобы на переднем фоне появился другой кинофильм, и вы начали обрабатывать его.

Фобия/насилие. Любой, у кого есть фобия, или другая травма, ПТСР, переживание насилия и др. – вспоминает ужасный опыт, находясь внутри него, словно испытывая его снова и снова. В результате, они испытывают все ужасные ощущения, которые они испытывали в действительности. Другие люди, которые также пережили ужасные события, могут вспоминать их без дискомфорта, потому что они видят их как наблюдатель, смотрящий кино на экране кинотеатра, словно это происходит с кем-то еще. Поскольку они снаружи этого опыта, они не испытывают тех чувств, которые имели, находясь внутри его. Они либо чувствуют себя нейтрально, либо испытывают те чувства, которыми мог бы обладать сочувствующий наблюдатель. Можно л егко научить фобика взять воспоминания об ужасном событии и спроецировать их на киноэкран, чтобы человек мог реагировать на эти воспоминания нейтрально, см. «Сердце разума», гл.

Горе. Структура горя прямо противоположна фобии или травме. При фобии человек вспоминает ужасные переживания, находясь внутри них, и испытывает ужасные чувства снова. В случаях горя человек вспоминает замечательные переживания, находясь снаружи них, и таким образом не может переживать драгоценные ощущения, которые он переживал совместно с ушедшим человеком. Поскольку структура горя противоположна фобии, разрешение горя следует выполнять обратным образом - вспоминая пребывание с ушедшим человеком, находясь внутри особенных воспоминаний об этом человеке, таким образом имея возможность заново испытывать все хорошие чувства, которые когда-то были пережиты совместно. См. «Сердце разума», гл. 11.

Эпистемология

3. Эпистемология НЛП зиждется на тех же основах, что и эпистемология физики и всей науки в целом. Мы обнаруживаем истинность чего-то посредством экспериментов и проверок, и это процесс, который может приостановиться, но который никогда не останавливается полностью, и который постоянно расширяет, пересматривает, обогащает всю область знаний. Любой паттерн или метод в НЛП включает способы проверки, является ли каждый шаг успешным или нет, используя невербальные сигналы как первичную обратную связь, наряду с вербальным раппортом.

Даже несмотря на то, что НЛП еще во младенческом возрасте - ему всего 35 лет - оно уже включает в себя широкое разнообразие практических процессов и последовательную и связную методологию, лежащую в основе конкретных методов. Эти расширенные понятия задают рабочую рамку для развития новых методов и их оценки. Эту методологию также можно использовать для понимания работы и исправления тех методов, которые уже разработаны другими людьми - интуитивно, или же в рамках других направлений.

Я учу процессам НЛП участников национальных конференций по психотерапии уже много лет, а наблюдаю за всеми демонстрациями работ других психотерапевтов, насколько это возможно, особенно, когда они хотят действительно продемонстрировать то, что они делают. Практически во всех случаях, та работа, которую я могу сделать с помощью НЛП, - намного превосходит другие подходы и гораздо целостнее их. Поскольку область знаний НЛП продолжает развиваться и обретать новые различия, мы способны делать с каждым годом все больше.

И сформированные еще в детстве установки очень живучи. К тому же часто человек просто не знает, что и как надо исправить, чтобы изменить жизнь к лучшему.

Мечта об управлении собственным сознанием и отношением к миру воплотилась в разработке различных психологических и психотерапевтических практик. Одной из самых популярных из них в настоящее время является НЛП – нейролингвистическое программирование.

Первые разработки в этой области появились в 60-70-х годах прошлого века. Основоположниками НЛП считаются американский лингвист Джон Гриндер и американский психолог Ричард Бэндлер. Создавая теоретическую основу нейролингвистического программирования, они исходили из следующего положения: вся информация, получаемая нами из окружающего мира, преобразуется при помощи логических и лингвистических (языковых) механизмов. И происходит это еще до осмысления данных, полученных нами от органов чувств. Поэтому человек имеет дело не с объективной реальностью, а со своими субъективными представлениями об этой реальности. Следовательно, и изменение человека и его жизни возможны только через изменение этих представлений при помощи нейролингвистических механизмов и формирования моделей сознания.

НЛП изначально не являлось самостоятельным направлением или школой в психологии, как, например, гуманистическая психология или психоанализ. Его разработчики использовали техники и вербальные приемы представителей трех психотерапевтических направлений: эриксоновского гипноза М. Эриксона, семейной терапии В. Сатир и гештальтпсихологии Ф. Пёрлза.

В настоящее время у НЛП много как последователей, так и критиков. Осторожное отношение классических психологов к нейролингвистическому программированию привело к тому, что эта система методик редко применяется в психотерапии, зато широко используется в различных тренингах по профессиональной подготовке персонала, особенно менеджеров по рекламе и по продажам.

НЛП – что это за методика

Как уже было отмечено, отношение к НЛП противоречивое: наряду с восторженными отзывами немало и скептических, а некоторые психологи вообще считают нейролингвистическое программирование чуть ли не шарлатанством, а не связанные с психологией обыватели часто отождествляют техники НЛП с фокусами экстрасенсов или зомбированием (ну, раз это программирование).

Однако НЛП признано официально как направление практической психологии, а скептицизм зачастую связан со спецификой приемов и техник, которые используют силу слова.

В чем суть методики НЛП

Нейролингвистическое программирование основано на следующих объективных законах человеческой психики и особенностях поведения людей:

  • Человеческое сознание – это продукт взаимодействия индивида со средой, когда внешние воздействия преобразуются, трансформируются в психические процессы.
  • Важную роль в формировании стереотипов сознания и основанных на них моделей поведения играет язык, точнее, речевые или лингвистические формулы.
  • Анализируя свой опыт и опыт других людей, добившихся успеха, человек с помощью речевых формул способен программировать свое отношение к миру и свое поведение.
  • Для успешного управления жизнью и поведением необходимы специально разработанные стратегии и лингвистические модели. Разработка их – задача практикующего психолога – специалиста НЛП.

Как вы уже, думаю, поняли, ничего сверхъестественного или паранормального в нейролингвистическом программировании нет. Сила человеческого слова и самоубеждения давно известны, так же как и один из основополагающих принципов НЛП: «Если не можешь изменить ситуацию, то измени отношение к ней». Однако кажущаяся простота практик нейролингвистического программирования приводит к тому, что им начинают заниматься плохо подготовленные люди, не знающие базовых основ психологии. Попытки этих горе-специалистов изобрести собственные методики, которые не приносят желаемого результата – одна из причин скептического отношения к НЛП.

Аудиалы, визуалы и кинестетики: три подхода к воздействию в НЛП

Люди по-разному воспринимают и обрабатывают информацию в зависимости от того, какой канал восприятия у них доминирует: зрительный, кинестетический или слуховой. Да и характер этой информации разный. Доминирование одного канала или репрезентативной системы приводит к «фильтрованию» данных органов чувств, то есть то, что слышат одни, могут не видеть и не чувствовать другие. Поэтому важное условие эффективности практик НЛП – ориентация на доминирующий канал и, соответственно, на психологические особенности кинестетиков, визуалов и аудиалов.

Это же стоит учитывать людям, которые хотели бы использовать приемы нейролингвистического программирования для управления собственной жизнью. Определить, какая репрезентативная система доминирует у человека, можно по особенностям его поведения и речи.

  • Визуалы ориентированы на зрительные образы, для них имеет большое значение форма, размер и цвет предметов. Для этих людей важна упорядоченность вещей, гармония окружающего пространства, поэтому их раздражают, например, не на месте валяющаяся одежда, книга, не стоящая на полке в шкафу, а лежащая на диване, а асимметричность логотипа фирмы может заставить их отказаться от покупки. Реальность они описывают в визуальных терминах, в их речи присутствует много слов, связанных со зрением: «посмотрите», «видите». Они «смутно понимают», «ясно представляют», «видят перспективы», а достижения у них «зримые».
  • Кинестетики – люди, живущие ощущениями тела. Для них важно тактильное восприятие, чувство движения, скорость автомобиля или комфорт мягкого дивана. Они придают значение не цвету, а удобству вещей. Поэтому ничто их не раздражает сильнее, чем тугой воротничок или крошки печенья в постели. Надежность делового партнера они оценивают по пожатию руки или по запаху парфюма. Так как мышление кинестетиков ориентировано на телесные ощущения, то и в речи у них много соответствующих слов и вербальных формул: «почувствуйте», «такое ощущение, что…», «мягкий», «грубый», «трогательный», «твердый взгляд», «жесткое решение», «неудобное положение».
  • Аудиалы воспринимают мир как сочетание звуков. Они и информацию лучше запоминают на слух. Для них важен тембр голоса собеседника, они предпочитают общение с деловыми партнерами по мобильному телефону или по скайпу. В речи аудиалы часто употребляют слова и фразы, связанные со слуховым восприятием: «послушайте», «это как-то не звучит», «шумный», «тихий», «звонкий»; они ждут «объяснения», которое часто им «ни о чем не говорит», а сами «берут слово».

Техники НЛП

В настоящее время существует множество разнообразных техник НЛП. Их преимущество в том, что, в отличие от других направлений психотерапии, методы нейролингвистического программирования можно применять самостоятельно и почувствовать их эффективность на себе. Для этого достаточно небольшого обучающего семинара у специалиста или даже подробной инструкции. Есть, конечно, приемы разной степени сложности, но здесь мы познакомимся с наиболее доступными и популярными.

Техника «якоря»

В жизни каждого из нас есть ситуации, которые являются знаковыми, так как оказали на нашу жизнь серьезное влияние. Они могут быть связаны и с отрицательными , но нас в данном случае интересуют только позитивные, те, что вызывают воспоминания об ощущении блаженства, незамутненного счастья.

Образы таких наполненных счастьем ситуаций вспоминаются спонтанно, но этот процесс можно сделать осознанным и организованным. Для подобной цели и служит «якорь». Выбрав наиболее привлекательную ситуацию, которая есть в памяти (встреча с любимым, сочетание ощущения свободы, теплого солнца и ласкового моря и т. д.), нужно связать ее с конкретным действием. Это может быть хлопок в ладоши, щелчок пальцами, потирание мочки уха и т. д. Эта связь и будет «якорем». В качестве «якоря» можно использовать и какой-то материальный предмет: брелок для ключей, кольцо на пальце, сувенир или талисман. А если этот предмет изначально связан с выбранной ситуацией, еще лучше.

Связь воспоминания с «якорем» нужно закрепить, мысленно повторяя про себя несколько раз. Это приведет к выработке условного рефлекса, который можно «включать» в любое время, достаточно совершить действие или посмотреть на выбранный в качестве «якоря» предмет.

Та ситуация, на которую мы поставили «якорь», называется «ресурсной» - из нее мы будем черпать позитивное настроение, силы и заряжаться положительной энергией в любое время. Техника «якоря» очень помогает в , когда нужно решать сложные проблемы или когда кажется, что ничего позитивного вокруг нас не происходит.

SMART – техника постановки целей

Одна из главных проблем многих современных людей – размытость целей или вообще отсутствие четкого представления о них. Поэтому эти люди, ни о чем не задумываясь, как бы плывут по течению и очень удивляются, когда их выносит на камни проблем и неприятностей.

Цель – это необходимый ориентир для движения вперед, да и вообще для любого движения. Поэтому очень важно научиться ставить правильные цели, чему посвящена одна из техник нейролингвистического программирования – SMART. Это аббревиатура 5 правил, которым нужно следовать при постановке цели.

  • S – specific – точность и конкретность. Намечая цель, точно и в деталях обозначайте конкретный результат, которого вы хотите достигнуть. Так, «хочу быть богатым» - это слишком размытая и нечеткая цель, поэтому она не способна стимулировать вашу активность. А вот «хочу заработать на покупку новой квартиры» - уже более конкретно.
  • M – measurable – измеримость. Четко представляйте, сколько времени и какие ресурсы потребуются для достижения цели.
  • A – attainable - достижимость и реалистичность. Отдавайте себе отчет в возможности достижения цели и не стремитесь к заведомо невозможному. Это приведет вас только к разочарованиям и утрате веры в себя.
  • R – relevant – важность, значимость и соответствие вашим требованиям. Цель должна быть значима для вас, и ее достижение должно качественно поменять что-то в вашей жизни или в вас самих.
  • T – time-bounded – временное ограничение. Установите жесткие сроки достижения желаемого. Цель, теряющаяся в далекой туманной перспективе, никогда не будет стимулом к активности.

Следуя этим правилам, вы сможете не только научиться ставить значимые для вас цели, но и достигнуть их и реализовать свои мечты.

Рефрейминг

Согласно теории НЛП, для человека важна не только и не столько объективная реальность, сколько собственное отношение к ней. Именно восприятие и оценка ситуации формируют поведение и определяют наше эмоциональное состояние. Если мы расстроились из-за поступка близкого человека, то дело не в нем и не в самом поступке, а в нашем отношении к этому. Эмоциональная оценка – это своеобразная рамка, в которую мы вставляем события реальности. Достаточно изменить рамку, и реальность будет восприниматься уже по-другому.

В этом суть техники рефрейминга. Frame – это «рамка», а рефрейминг – это смена рамки. С помощью рефрейминга можно не только изменить свое отношение к тому, что случилось, но и избавиться от шаблонов мышления, которые оказывают травмирующее действие на нас.

Рефрейминг контекста

С точки зрения НЛП, изменение восприятия ситуации возможно с помощью вербальных формул, по-другому описывающих событие. Это так называемый рефрейминг контекста, ставший популярным в последнее время. Кстати, это совсем не новое изобретение. Пример рефрейминга контекста мы можем найти в басне слепого древнегреческого сказителя Эзопа, переведенной И. А. Крыловым. Басня называется «Лисица и виноград». Лиса, которая как ни прыгала, так и не смогла достать гроздь винограда, заявляет, что он еще зелен, поэтому не стоит и расстраиваться.

А вот еще пример «народного» рефрейминга. Когда невеста перед свадьбой сбегает с другим мужчиной, это, конечно, очень неприятная ситуация. Но народная мудрость словами известной песни учит: «Если невеста уходит к другому, то не известно, кому повезло». Согласитесь, восприятие ситуации от этого в корне меняется.

Иногда для изменения оценки события, своего поведения достаточно лишь немного поменять фразу, описывающую событие. Вот, например, 3 варианта вербальных формул, по сути, с одним и тем же смыслом, но как они по-разному влияют на эмоциональное состояние и отношение к ситуации:

  1. «Я хочу достичь результата, но у меня есть проблемы».
  2. «Я хочу достичь результата, хоть у меня есть проблемы».
  3. «Я хочу достичь результата, несмотря на то что у меня есть проблемы».

Наряду с рефреймингом контекста есть и другие виды рефрейминга: рефрейминг содержания, рефрейминг результата. Но одним из самых сложных считается рефрейминг «шести шагов», который появился самым первым из всех видов этой техники.

Рефрейминг «шести шагов»

Его цель – изменение нежелательного шаблона поведения или привычки, которые в НЛП называются паттернами. Состоит этот вид рефрейминга из 6 этапов или шагов:

  • 1 этап. Определитесь с проблемой, то есть уточните для себя, что конкретно вас не устраивает в вашем поведении.
  • 2 этап. Обозначьте эту вашу черту или стереотип поведение каким-то символом, цветом, буквой, то есть создайте визуальный образ и четко закрепите в сознании связь его и нежелательного паттерна. Представьте этот образ частью себя и почувствуйте свое отношение к нему.
  • 3 этап. Почему вы следуете этому шаблону поведения? За этим должна быть какая-то позитивная причина или намерение. Выявите их и четко осознайте сущность этих намерений.
  • 4 этап. Придумайте набор альтернативных форм поведения, которые также удовлетворяют позитивному намерению и смогут без ущерба для вас заменить нежелательный паттерн.
  • 5 этап. Обратитесь к своему подсознанию с пожеланием замены ненужного стереотипа одним из альтернативных вариантов поведения.
  • 6 этап. Проверьте, все ли части вашего «Я» согласны с предложенным альтернативным вариантом. Этот последний этап называется «Экологическая проверка».

Общение с частями своего Я, со своим подсознанием, обращение к ним с просьбой или с благодарностью на первый взгляд кажется странным. Однако, в соответствии с теорией НЛП и психологией в целом, мы не всегда отдаем себе отчет в деятельности разных сфер и уровней сознания и подсознания, и уж тем более не всегда их контролируем. Поэтому установление контакта с этими областями нашей психики не только полезно, но и необходимо, чтобы научиться управлять своей жизнью.

Использование вербального воздействия в НЛП побуждает последователей этого направления не только развивать речевые навыки, но и очень серьезно и внимательно относиться к собственной речи, в том числе к внутренней, к тем формулировкам, которые мы используем. Ведь недаром говорится: «Как корабль назовешь, так он и поплывет».

Что такое НЛП (нейролингвистическое программирование)? Это довольно-таки широко трактующийся способ воздействия на людей, включающий в себя моделирование поведения, программирование мышления и контроль над разумом. А еще НЛП - это специфическое направление психологии. Вообще, рассказать об этом можно многое, но сейчас заострить внимание стоит на самых интересных аспектах данной темы.

История и предпосылки возникновения метода

Перед тем как в подробностях рассказать о том, что такое НЛП, стоит обратиться к истории. Само направление было разработано в 60-70-х годах американскими учеными - лингвистом Джоном Гриндером и психологом Ричардом Бендлером.

Специалисты доступно объясняют принцип нейролингвистического программирования. Ученые говорят, что в этом методе воплощена основная идея Альфреда Коржибски - американского исследователя и основателя общей семантики. Звучит она так: все наши модели мира и когнитивные карты (образы знакомого пространственного окружения) - это репрезентации, искаженные из-за особенностей неврологического функционирования, а также из-за ограничений, которые с ним связаны.

Ученые уверяют - после того как информация попадает в рецепторы пяти чувств, она подвергается лингвистическим и нейрологическим трансформациям. Причем до того, как человек (точнее, его мозг, сознание) сам получит к ней доступ. Это говорит лишь об одном - на опыте никто из нас никогда не переживает объективную реальность. В любом случае она изменяется нейрологией и языком.

Основа метода

Без ее непосредственного изучения довольно-таки сложно понять, что такое НЛП. Сам метод подразумевает, в первую очередь, исследование структуры субъективного опыта. То есть того, что пережил только тот или иной конкретный человек.

Нейролингвистических программистов в первую очередь интересует то, как люди пропускают через себя реальность и конструируют ее. Ученые признают, что, возможно, пресловутая объективная реальность (мир, существующий независимо от человека и его сознания) существует. Но никому не дано узнать, что она собой представляет, иначе, чем через восприятие и последовательно формирующиеся о ней убеждения.

Во всех книгах по НЛП сказано, что у субъективного опыта имеется своя структура и организация. То есть, для каждого человека его убеждения, идеи и восприятие собираются, согласно имеющейся между ними взаимосвязи. Они структурированы и организованы. И это проявляется как на микро-, так и на макроуровне.

Ученые утверждают - все поведенческие акты и общение (как вербальное, так и невербальное), отражают то, как человек внутренне структурирует понятия и убеждения, свойственные ему. И опытному наблюдателю подвластно работать с этими процессами.

В этом однозначно есть доля истины. Субъективная природа человеческих переживаний не даст нам обхватить объективный мир никогда. У людей нет доступа к абсолютному познанию реальности. Все что у них есть - набор убеждений о ней, который создается в течение жизни.

Принципы метода

Изучив их хотя бы вкратце, можно примерно понять, что такое НЛП. И один из принципов звучит так - что бы ни делал человек, им движет позитивное намерение, которое зачастую даже не осознается. То есть поведение, демонстрируемое им в тот или иной момент, является лучшим из доступных или самым правильным. Сторонники НЛП считают - поиск новых альтернатив может быть полезным, так как они помогают изменить поведение, не желаемое для других людей.

Еще в данной теме имеет место быть такое понятие, как раппорт. Оно обозначает качественную связь, установленную между двумя людьми. Характеризуется легкостью общения, обоюдным доверием, беспрепятственным течением речи. В сфере психологии и психиатрии уделяется особое внимание раппортам между врачами и пациентами. Так как их наличие влияет на исход психотерапии. Поэтому специалисты НЛП акцентируют внимание на том, что именно составляет раппорт, а также какие факторы позволяют его добиться и поддерживать в дальнейшем.

Третий принцип звучит так: «Нет поражения. Есть лишь обратная связь». В НЛП коммуникация никогда не рассматривается в контексте неудачи и успеха. Только с точки зрения эффективности. Если результаты оказываются неэффективными, то это для исследователей - повод не разочаровываться, а искать обратную связь. Она и определит успешность выполняемых действий. Этот принцип, кстати, заимствован из теории информации английского психиатра Уильяма Росса Эшби.

Четвертый принцип: «Наличие выбора лучше, чем его отсутствие». Вот, что важно усвоить для начинающих - НЛП направлено на распознание «застоев» и на выявление новых вариантов действия в любой ситуации. Сторонники метода говорят - более эффективно повлиять на что-то может индивид, для которого характерна не сила, а гибкость в спектре проявляемых реакций.

Пятый принцип: «Смысл коммуникации - получаемая реакция». Как уже говорилось вначале, НЛП - манипулирование людьми в каком-то смысле. Так вот, главное в коммуникации - не намерение, которое стоит за посылаемым сообщением, а реакция, вызванная им у оппонента. Если начать руководствоваться данным принципом, то можно стать в общении более эффективным. Ведь по визуальной реакции оппонента можно проследить, как до него доходит та или иная информация.

Сознание и тело оказывают взаимовлияние

Это - одно из правил НЛП. И с его истинностью сложно спорить. Когда человек танцует под любимую музыку - его настроение улучшается. Если принимает таблетку снотворного - мозг отключается. Когда человека толкают в спину в час пик в метро, его ЦНС моментально реагирует раздражением на это.

Во всех случаях происходящее с телом влияет на сознание. В обратную сторону принцип тоже работают. Человек готовится к выступлению перед массой - его сердцебиение учащается. Ему делают комплимент - щеки розовеют, возникает улыбка. Сообщают плохую новость - возникает перепад давления, слезы.

При чем тут НЛП? В расшифровке аббревиатуры присутствует термин «программирование», под которым в данном контексте подразумевается закладывание в сознание определенной функции. Так вот, в этом случае человек должен осознать силу своей мысли над телом. Заложить это в своем сознании, запрограммировать себя на данный принцип. И тогда он поймет, насколько велики его возможности.

Конечно, многие скептически относятся к этому принципу. Но сторонники НЛП считают, что люди, живущие в соответствии с ним, могут отдавать своему телу приказы. Заставить себя похудеть или выздороветь без таблеток, повысить настроение.

Скептицизм развеял эффект плацебо. Был эксперимент: исследователи собрали больных людей и, разделив их на две группы, стали лечить. Одним давали лекарственные препараты. Другим - «пустышки», таблетки-плацебо. Но те об этом не знали. Врачи хотели выяснить, что влияет на людей - химические вещества, или же их вера в получаемое лечение. По итогам эксперимента оказалось, что «пустышки» подействовали наравне с медикаментами, и в некоторых случаях даже оказались эффективнее их.

Внутренние ресурсы безграничны

Так звучит следующее правило НЛП. Каждый человек обладает фантастическими ресурсами, но в полной мере их практически не использует. Почему? Из-за природной лени.

Зачем читать и заниматься самообразованием, если можно достать смартфон и быстро загуглить то, что интересует? Зачем пытаться овладеть навыком управления своим телом, давлением и температурой, когда есть аспирин, жаропонижающие?

НЛП - это сфера знаний и методов, в которой огромное внимание уделяется именно скрытому потенциалу. Одной из главных задач является обнаружение в глубине души необходимых ресурсов для достижения тех или иных целей, нахождения талантов, быстрого усвоения навыков и знаний. В общем, всего того, что способно облегчить существование.

И вот правило НЛП на каждый день: нужно приучить себя обращать особое внимание на людей, способности которых восхищают. Это - самый простой способ выявить и развить свои скрытые таланты. Ведь человек замечает в других те качества, которые свойственны ему самому! Только он об этом, порой, не догадывается. Сторонники НЛП уверены: если человек отметил чью-то одаренность или способность, порадовался за ее обладателя - значит, у него имеются такие же склонности. Просто он не позволял их себе проявить раньше.

Но и к недостаткам это тоже относится. Человек обвиняет кого-то в зависти, подлости, злости, подлости? А не свойственны ли они и ему тоже? Вероятно, да. Особенно раздражают те качества, которые люди подсознательно не принимают в самих себе.

Кем быть в этом мире - решение индивидуальное

Наверное, каждый слышал фразы, наподобие: «Все зависит от нас самих» или «Ты - хозяин своей жизни». Вот только, как оно обычно бывает, мало кто вдумывается в такие слова, осознает их смысл. А в НЛП одно из ключевых правил именно так и звучит: «Кем человек будет - победителем или побежденным - зависит лишь от него».

Каждый - творец своей Вселенной. Правитель собственной Судьбы. Тот, кто может «заказывать» себе богатство или бедность, здоровье или болезни, удачу или крах. Иногда «заказы» делаются бессознательно.

Одни скептически усмехнутся, другие найдут сотни опровержений и аргументов против данного утверждения, остальные задумаются. Но нужно помнить, что речь идет про НЛП - технику манипулирования людьми и собственным сознанием. Порой, некоторые люди так азартно и даже агрессивно начинают устраивать свою жизнь, что фраза «Я могу!» становится ежечасно сопровождающим их девизом. И они добиваются воистину поразительных результатов.

Потому что эти люди верят в собственные силы и в себя, принимают ответственность за свою Судьбу на себя (понимая, что ни творят ее, а не карма, начальство, высшие силы, правительство или обстоятельства), а также занимаются раскрытием внутреннего потенциала. Они проводят над собой капитальную работу каждый день. На НЛП не нужно смотреть, как на псевдонаучную методику. Это - мотивации, установки, изучение своего сознания, постоянный процесс самосовершенствования. Здесь нужна сила.

Прием № 1: создание якоря

Многие люди увлекаются НЛП и манипулированием собственным сознанием. В основном потому, что ни хотят быть… счастливыми. Люди приходят к нейролингвистическому программированию с надеждой, что смогут себя «настроить» на хорошую жизнь. И это возможно.

У подавляющего большинства из нас были/есть моменты, когда мы абсолютно счастливы. Вершина блаженства, так сказать. Жизнь идет как по маслу, все получается, отсутствуют всякие преграды, желания исполняются. Жаль, что так не всегда. Но что мешает запомнить это состояние, и постоянно в него возвращаться мысленно?

Это один из ключевых приемов НЛП. Надо вспомнить свое блаженное состояние, именуемое «ресурсным», представить гамму чувств, испытываемую в тот момент. Когда они станут максимально яркими, нужно поставить «якорь». Это может быть что угодно - щелчок пальцами, легкое оттягивание мочки уха, мягкое сдавливание ладонью плеча. В общем-то, главное, дабы это был жест, доступный для осуществления в любой ситуации.

Упражнение надо повторять. Вспоминать свои чувства и блаженно время и на пике ставить выбранный «якорь». Тут цель простая - сформировать некий условный рефлекс. Когда ее удастся добиться, то человек при помощи своего якоря будет испытывать всю гамму тех эмоций и чувств. И этот навык действительно улучшает психологическое состояние при тоскливых, грустных, неблагоприятных жизненных обстоятельствах.

Кстати, «якорь» можно заменить предметом. Рефлекс добавочно выработается еще и на основе ассоциаций. Но тогда нужно будет носить его с собой постоянно.

Прием № 2: воздействие на других

Многие люди желают при помощи нейролингвистического программирования освоить манипулирование. НЛП-техник, помогающих воздействовать на других, существует множество. Но все они основываются на специфике речи, построении предложений, обращении, отношении к человеку. Итак, вот лишь некоторые приемы НЛП, помогающие воздействовать на людей:

  • Метод трех согласий. В основу положена инерционность психики. Принцип таков: перед тем, как озвучить важный вопрос, на который нужно получить твердое «да» от собеседника, надо задать ему три незначительных, легких, стопроцентно подразумевающих положительный ответ. Несколько раз согласившись, он продолжит это делать инерционно.
  • Иллюзия выбора. Хитрая техника манипулирования НЛП. С одной стороны человек предлагает выбор. С другой - стимулирует ответчика сделать то, что ему нужно. Например: «Вы приобретете весь комплект либо его часть?».
  • Слова-ловушки. Они цепко «ловят» сознание практически каждого человека в сети. Например: «Вы чувствуете уверенность после наших занятий?». И совершенно неважно, что человек этого не заметил. Его сознание в ловушку уже попало, и он задумался, начал искать подтверждение заданному вопросу.
  • Утверждение позитивной действительности, принимаемой на веру. Например: «Ну ты ведь умный человек, ты согласишься с этим». И оппонент уже не заинтересован спорить, так как этим он подставит под сомнение факт о том, что он умен.
  • Вопросы-команды. То, чему мало кто перечит. Например, не «Сделай тише музыку», а «Не затруднит тебя немного приглушить звук?». Первый вариант звучит честнее, но выглядит как приказ. При озвучивании второго создается иллюзия, что человек считается с мнением оппонента, раз спрашивает его в вежливой форме, а не заставляет. Такому нельзя отказать.
  • Оборот «чем… тем…». Связка того, что нужно самому манипулятору. К примеру: «Чем дольше вы находитесь за рулем этой машины, тем больше понимаете, что хотите стать ее владельцем».

И это - лишь некоторые оказываемые воздействие на человека НЛП-приемы. Но им всем может противостоять человек, разбирающийся в этой теме, и знающий, что манипуляторы есть везде. Достаточно лишь задать себе вопрос: «А мне действительно это нужно?». Сознание тут же отреагирует приведением аргументов.

Сфера рекламы

В ней можно найти массу примеров НЛП. Хорошие ролики, лозунги, билборды, вызывают такую реакцию у потребителя: вижу à хочу à покупаю. В их основу могут закладываться ценности - то, что представляет святость для целевой аудитории. Образы пожилых родителей, бабушек и дедушек, семьи, возлюбленных, домашнего комфорта… это все давит на чувственность потребителя.

Субмодальности - тоже одна из основ рекламных приемов НЛП. Акцент делается на кинестическое, аудиальное и визуальное восприятие. Все знают такие ролики. Удачно подобранные ракурсы, эффект отдаления и приближения, динамичное развитие сюжета, будоражащая сознание музыка… используется все, лишь бы потребитель почувствовал себя частью рекламы. Такой контекст легко пробуждает аппетит, призывает к действию, позволяет почувствовать себя обладателем рекламируемой вещи наяву.

Еще эффективной техникой является трюизм. То, что взято из авторитетных источников, можно сказать. То, что не вызовет недоверия. Например: «Одобрено всемирной ассоциацией…», «Медики рекомендуют…», «Сделано в Германии» и т. д.

Постановка целей по SMART

Данный метод тоже имеет прямое отношение к НЛП. Аббревиатура SMART отражает критерии, которым должна соответствовать цель, намеченная человеком к достижению. Итак, это:

  • S - specific (конкретика).
  • M - measurable (измеримость).
  • А - attainable (достижимость).
  • R - relevant (значимость).
  • Т - time-bounded (соотношение с конкретными сроками).

Человек, расписывая цель по SMART, программирует себя самым непосредственным образом. Вот пример, как может выглядеть продуманная установка: «Что я хочу? Собственный бизнес, открыть свое заведение. Что для этого нужно? Заработать стартовый капитал, расписать план, возможно взять кредит на развитие. Какие у меня возможности для этого? Амбиции, перспективная работа и ранние успехи - значит, можно ставить цель выше предела возможностей. Зачем мне свой бизнес? Это - давняя мечта, а желания должны сбываться, плюс ко всему, я буду работать на себя, и иметь перспективу развития сферы в дальнейшем. Сколько у меня времени на подготовку? 2 года».

Это лишь один из примеров. В любом случае соответствие цели данным критериям увеличит вероятность ее реализации. Говоря простым языком, чтобы что-то изменить в жизни, надо иметь четкое представление о том, чего хочется конкретно.

Кстати, не будет лишним почитать некоторые книги по НЛП. В частности те, которые были написаны основателями метода. Рекомендуется к прочтению их труд под названием «Структура магии» в двух томах (1975 и 1976 годы). А еще можно прочитать книгу «Изменения в семье», написанный совместно с американским психологом Вирджинией Сатир.

Также стоящим трудом является «НЛП-практик». Авторы - Боб Боденхамер и Майкл Холл. Данная книга интересна как новичкам в теме НЛП, так и людям с навыками в данной сфере, желающим их улучшить.

gastroguru © 2017