Выбор читателей
Популярные статьи
" Ильин Е. П. - СПб.: Питер, 2012. - 640 c.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов Особое внимание уделено психологическим сведениям. актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.
Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога». «Психология обучения», «Психология воспитания». «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога». В конце книги дано приложение, в котором имеются два раздела методики изучения особенностей деятельности и личности педагогов и методики изучения психологических особенностей воспитанников и учащихся. Издание содержит обширный список литературы, относящейся к данной проблематике.
Предисловие...................................................... 9
Введение, или Зачем педагогу психологические знания.................12
Раздел первый
Психология деятельности педагога
Глава 1. Деятельность педагога ......................................20
1.1. Педагогическая деятельность и ее структура...................................20
1.2. Этапы педагогической деятельности...........................................21
1.3. Педагогические задачи и их решение...........................................22
1.4. Функции педагога.............................................................23
1.5. Формирование мотивов учебной деятельности.................................25
1.6. Создание адекватного педагогической задаче эмоционального фона.............27
1.7. Этапы организации учебной деятельности.....................................30
1.8. Изучение педагогом личностей учащихся......................................31
Глава 2. Педагогическое общение ....................................33
2.1. Понятие «общение», его виды.................................................33
2.2. Характеристики педагогического общения.....................................34
2.3. Средства общения.............................................................38
2.4. Факторы, обусловливающие эффективность педагогического общения.........41
2.5. Умения педагога, влияющие на эффективность общения.......................47
2.6. Педагогический такт..........................................................49
2.7. Культура речи педагога........................................................50
2.8. Личностные особенности педагогов, затрудняющие общение с учащимися......53
2.9. Общение и взаимоотношения учителей с родителями учащихся................57
Глава 3. Установление взаимопонимания педагога и учащихся ............60
3.1. Сущность взаимопонимания и этапы его установления.........................60
3.2. Восприятие педагогами учащихся и возникновение первою впечатления о них.....61
3.3. Изучение и понимание педагогом учеников....................................66
3.4. Особенности восприятия педагогов учащимися................................70
3.5. Обеспечение педагогом понимания его учащимися.............................74
3.6. Сближение позиций педагога и учащихся......................................75
3.7. Установление взаимопонимания педагога и учащихся..........................76
3.8. Сотрудничество педагога с учащимися.........................................82
3.9. Типизация учащихся педагогами..............................................83
Глава 4. Виды и формы воздействий педагога на учащихся ...............84
4.1. Виды воздействий.............................................................84
4.2. Проявление внимания к учащемуся............................................85
4.3. Просьбы и требования педагога................................................85
4.4. Убеждение и внушение........................................................88
4.5. Разъяснение..................................................................89
4.6. Принуждение.................................................................90
4.7. Оценка действий, поступков учащихся и успешности выполнения ими учебных заданий.........91
4.8. Поощрение....................................................................96
4.9. Наказание....................................................................98
4.10. Использование юмора, шутки.............................................. 102
Глава 5. Поведение педагога в конфликтных ситуациях ................104
5.1. Конфликтные ситуации и конфликты........................................ 104
5.2. Причины возникновения конфликтов педагога с учащимися.................. 105
5.3. Условия, способствующие возникновению конфликтов...................... 108
5.4. Фазы развития конфликта................................................... 109
5.5. Исходы конфликтных ситуаций............................................. 110
5.6. Основные правила поведения педагога в конфликтной ситуации.............. 113
5.7. Педагогическое управление конфликтом между учащимися.................. 116
Раздел второй
Психология обучения и воспитания
Глава 6. Психологические основы обучения ..........................118
6.1. Обучение и его психологические закономерности............................ 119
6.2. Дидактические принципы................................................... 120
6.3. Психолого-педагогические характеристики учебного материала.............. 123
6.4. Виды обучающих воздействий............................................... 125
6.5. Контроль за деятельностью учащихся........................................ 126
6.6. Опрос учащихся и его психологические особенности......................... 127
6.7. Отметка и ее психологическое воздействие................................... 129
6.8. Психологическая характеристика различных систем обучения................ 134
Глава 7. Психологические особенности активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ........145
7.1. Активизация познавательной деятельности учащихся........................ 145
7.2. Способы поддержания устойчивого внимания на уроке....................... 150
7.3. Невнимательность учащихся, ее причины и последствия..................... 151
7.4. Организация эффективного восприятия учебного материала на уроке........ 152
7.5. Организация условий для лучшего запоминания учебного материала учащимися......... 154
Раздел третий
Психология воспитания
Глава 8. Социально-психологические закономерности формирования коллектива и воспитания в нем учащихся ...............168
8.1. Понятие о социальной группе и коллективе.......................................168
8.2. Социальный статус учащихся в учебной группе...................................172
8.3. Стадии развития коллектива учащихся...............................................179
8.4. Психологические особенности воспитания учащихся в коллективе......................181
8.5. Общественное мнение ученического коллектива н психологические особенности его формирования...................184
Глава 9. Психологические аспекты формирования нравственности учащихся .............192
9.1. Что такое нравственность и нравственное воспитание........................ 192
9.2. Дисциплинированность как нравственное качество............................ 193
9.3. Ответственность (чувство долга) ............................................ 196
9.4. Психолого-педагогические условия формирования нравственности........... 198
9.5. Этапы формирования нравственного поведения учащихся....................203
9.6. Смысловой барьер в воспитании.............................................204
9.7. Учет возрастных особенностей личности учащихся в процессе нравственного воспитания.....................207
9.8. Психология воспитания учащихся с отклоняющимся (девиантным) поведением..........213
Глава 10. Психологические аспекты воспитания у учащихся стремления к самосовершенствованию .......217
10.1. Психологические особенности развития самостоятельности учащихся.......218
10.2. Формирование эталона (идеала)............................................222
10.3. Самопознание и самооценка как побудители самосовершенствования.......224
10.4. Этапы и средства самовоспитания подростков и старших школьников.......231
10.5. Возрастные особенности самовоспитания...................................236
10.6. Типичные ошибки самовоспитания.........................................237
Глава 11. Трудовое воспитание и профориентация учащихся ............239
11.1. Воспитание положительного отношения к труду............................239
11.2. Самоопределение учащихся и выбор ими профессии........................242
11.3. Возрастные этапы становления профессиональных интересов школьников.......245
11.4. Профессиональное самоопределение школьников разного пола..............246
11.5. Профориентационная работа учителя.......................................249
Раздел четвертый
Психологическая характеристика педагогов
Глава 12. Компоненты профессионального мастерства педагога ..........253
12.1. Педагогическая направленность (призвание)................................253
12.2. Знания (эрудиция) педагога................................................255
12.3. Умения педагога...........................................................258
12.4. Способности н профессионально важные качества педагога.................261
Глава 13. Индивидные и личностные особенности современных педагогов .....279
13.1. Особенности личности людей, избравших учительскую профессию..........279
13.2. Особенности мотивационной сферы педагогов..............................285
13.3. Особенности эмоциональной сферы педагогов..............................287
13.4. Стрессоустойчивость педагогов.............................................293
13.5. Агрессивность педагогов...................................................293
13.6. Психофизиологические особенности учителей..............................296
13.7. Возможности использования некоторых тестов для профотбора педагогов........297
13.8. Психологические особенности педагогов-руководителей....................299
13.9. Имидж педагогов...........................................................305
Глава 14. Стилевые особенности педагогов ...........................309
14.1. Стнли деятельности воспитателей детского сада............................310
14.2. Стили деятельности учителей..............................................311
14.3. Стиль деятельности и свойства нервной системы и темперамента............317
14.4. Стили педагогического руководства и их восприятие учащимися............319
14.5. Стили педагогического общения............................................325
14.6. Психолого-педагогические особенности опроса учащихся учителями с различными стилями руководства............333
14.7. Особенности оценивания учащихся педагогами с разными стилями руководства....................334
14.8. Типы учителей.............................................................336
14.9. Гендерные различия деятельности и личности педагогов....................340
Глава 15. Психологические аспекты становления профессионального мастерства педагога .............343
15.1. Этапы профессионального развития педагога...............................343
15.2. Различия между молодыми и опытными педагогами.........................345
15.3. Трудности в работе молодых учителей......................................351
15.4. Особенности продуктивных и непродуктивных педагогов...................354
15.5. Психологические особенности преподавателей вузов разного уровня мастерства.............360
15.6. Критерии оценки педагогического мастерства...............................365
Е. П. Ильин
Психология воли
Предисловие ко второму изданию
За время, прошедшее после первого издания этой книги (2000 г.), существенных сдвигов в исследовании проблемы психологии воли не произошло. По-прежнему некоторые физиологи с нескрываемой иронией спрашивают: «А что такое воля?» По-прежнему В. А. Иванников пишет, что «понятие воли не означает какую-то реальность, а является теоретическим конструктом, введенным в науку для объяснения этой реальности» . По-прежнему утверждается, что «неправомерно переходить к обобщениям в плане понимания воли вообще» (Ю. Б. Гиппенрейтер ) и что волевые функции являются частным случаем произвольных функций. Однако при этом не объясняется, что же такое произвольные функции и чем они отличаются от волевых [там же, с. 16].
По-прежнему количество публикаций о воле можно пересчитать по пальцам одной руки, а само понятие «воля» является редким гостем в фундаментальных трудах не только российских, но и западных психологов. Правда, есть и признаки возрождения интереса к этой проблеме. Так, в переиздании книги Х. Хекхаузена «Мотивация и деятельность» (2003) появилась глава «Волевые процессы: реализация интенций». Однако это оказалось нужным автору не для того, чтобы включить мотивацию в структуру волевого (произвольного) поведения, а для того, чтобы отделить мотивацию от волевых процессов. Между тем Б. Раш писал, что воля без мотивов так же невозможна, как зрение без света или слух без звука [цит. по: Ярошевский, 1986, с. 156].
Поэтому в двух моих книгах, «Психология воли» и «Мотивация и мотивы» (как частично и в третьей – «Эмоции и чувства»), рассматривается одна и та же проблема – психология произвольного (волевого) управления поведением и деятельностью человека. Изложение этой проблемы в одной книге нереально из-за чрезмерно большого ее масштаба. Если же пойти по пути сокращения материала, то потеряется много интересной и важной информации, относящейся к волевой, мотивационной и эмоциональной сферам человека, изучение каждой из которых может представлять самостоятельный интерес.
Во второе издание данной книги включены некоторые новые теоретические и экспериментальные данные о воле, а параграф «Безвольное поведение» первого издания расширен за счет обсуждения вопроса о лени и выделен в самостоятельную главу. В приложении приводятся методики выявления лености.
Предисловие к первому изданию
Когда после сражения у Бородино в 1812 г. прославленный кавалерист наполеоновской армии маршал Мюрат укорял своих генералов в недостаточной энергичности кавалерийских атак, один из генералов ответил: «Во всем виноваты лошади – они недостаточно патриотичны. Наши солдаты воюют блестяще, если у них нет даже хлеба, но лошади без сена не трогаются с места» [Роковые решения вермахта, 1999, с. 126–127].
В этом диалоге отразилось главное отличие поведения человека от поведения животных – у человека имеются мотивация и «сила воли».
Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом. Этот дуализм в той или иной форме сохранился и до сего времени.
Несмотря на то что за последнюю четверть века защищено несколько докторских диссертаций по этой проблеме, она все еще далека от разрешения. До сих пор взгляды психологов резко расходятся даже по самым узловым вопросам, связанным с данной темой. Одни отрицают наличие воли как самостоятельного психологического явления, ставят под сомнение ценность самого понятия «воля» (Г. Инглиш, А. Инглиш ), другие, отстаивая самостоятельность воли, видят только одну ее сторону – способность преодолевать затруднения и препятствия (А. Ц. Пуни ). И нередко в научных работах произвольная регуляция оказывается оторванной от воли.
Физиологами же проблема воли и произвольного управления попросту игнорируется. Ни в одном из учебных пособий по высшей нервной деятельности, вышедшем за последние десятилетия, эта проблема даже не упоминается, как будто ее нет вообще.
Все это вызывает значительные трудности при изложении проблемы воли как в процессе преподавания психологии, так и при поиске адекватных методов диагностики степени развития «силы воли».
Одной из задач данной монографии является критическое рассмотрение проблемы воли как произвольного, т. е. сознательного и преднамеренного (мотивированного) управления со стороны человека своим поведением, деятельностью, эмоциями.
Вопрос о сущности воли с самого начала оказался тесно связанным с проблемой мотивации, с объяснением причин и механизмов активности человека. Изучая волю, ученые неизбежно затрагивали вопросы мотивации, а изучая мотивацию – непременно касались и волевой регуляции. И это не случайно, так как оба этих направления в психологии обсуждают одну и ту же проблему – механизмы сознательного целесообразного поведения. Однако это не мешает ученым в одном случае отождествлять волю и мотивацию, а в другом – отрывать их друг от друга. И то и другое приводит в итоге к тому, что мотивация в большинстве случаев исследуется как самостоятельная проблема. Вследствие этого воля и мотивация в качестве побудителей и регуляторов деятельности рассматриваются как самостоятельные психические феномены. Например, В. И. Селиванов заметил, что «несомненной заслугой научной психологии является установление тесной связи воли человека с его системой побуждений» . Моя же позиция состоит в том, что необходимо говорить не просто о связи воли и мотивации, а о включенности мотивации человека в его волю. Еще Н. Ах писал, что из двух сторон проблемы воли – осуществление намерения и детерминация – в научных работах изучалась только вторая сторона. Тем самым он включил мотивацию в волю.
Особенностью моего подхода к изложению вопроса о волевой сфере является то, что я рассматриваю не волю как мотивацию (точнее, волю – не только как мотивацию), но, наоборот, мотивацию – как волевую (произвольную) интеллектуальную активность человека, как существенную часть произвольного управления.
Однако пусть читателя не удивляет, что данная книга не касается вопросов мотивации. Этой обширной и относительно самостоятельной проблеме посвящена другая моя книга (Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000). В то же время по замыслу обе книги составляют единое целое, и в книге «Мотивация и мотивы» лишь подробно рассматривается одна из функций произвольного управления (воли).
Несмотря на то что мотивация составляет с волей единое целое – так как без мотивации нет воли, – функции воли не сводятся только к побуждению активности человека (самодетерминации). Она проявляет себя и в инициации (запуске) действий, и в сознательном контроле за ними, и в преодолении возникающих по ходу деятельности затруднений. В связи с этим в книге рассматриваются вопросы самоинициации действий, самоконтроля и самомобилизации. Здесь подробно анализируются соотношения между произвольным управлением и волевой регуляцией; вскрывается, что стоит за понятием «сила воли»; по-новому раскрывается сущность и структура волевых качеств; дается описание способов развития волевой сферы человека и ее нарушение при различных патологиях. В конце книги приведены научный и бытовой волевой словарь терминов и фраз, а также методы и методики изучения волевой регуляции.
При написании данной книги я опирался не только на литературные источники, малодоступные для широкого круга читателей, но и на обширные экспериментальные данные, полученные моими учениками.
Ильин Евгений Павлович - профессор кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Доктор психологических наук, кандидат биологических наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Патриарх российской психологии (2006), член Большого Жюри конкурса. За цикл работ по фундаментальным проблемам психологии награжден золотой медалью Всероссийского выставочного центра (2003 г.). Награжден юбилейной медалью в честь 300-летия Санкт-Петербурга.
Евгений Павлович в 1957 году окончил Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт, затем в 1962 году – аспирантуру Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры по специальности физиология спорта, защитив кандидатскую диссертацию по теме «О симметрии и асимметрии в деятельности двигательного анализатора человека».
Область научных исследований Е. П. Ильина: общая и возрастная психология, дифференциальная психофизиология, психология физической культуры и спорта, психология труда.
С 1963 по 1969 гг. Евгений Павлович Ильин работал в Ленинградском государственном университете: сначала в лаборатории физиологии труда при биологическом факультете, а затем в лаборатории инженерной психологии и на кафедре эргономики инженерной психологии факультета психологии. В 1968 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора психологических наук на тему «Оптимальные характеристики работоспособности человека».
С 1969 года Е. П. Ильин работает в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена: с 1969 по 1992 гг. - профессор кафедры теоретических основ физического воспитания факультета физической культуры; с 1992 г. - профессор кафедры общей психологии, впоследствии преобразованной в кафедру психологии развития и образования психолого-педагогического факультета.
В течение многих лет Е. П. Ильин был заместителем председателя научно-методического совета по физическому воспитанию при Министерстве просвещения СССР. За участие в работе этого совета награжден значком «Отличник просвещения СССР». В настоящее время является членом диссертационных советов в Российском государственном педагогическом университете и Санкт-Петербургском государственном университете, председателем Государственной аттестационной комиссии на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
За годы научно-исследовательской работы Евгений Павлович Ильин создал научную школу по общей и дифференциальной психофизиологии спортивной и трудовой деятельности. Разработанные им экспресс-методики диагностики типологических особенностей свойств нервной системы (теппинг-тест и кинематометрические методики) известны каждому психологу и широко используются в научных исследованиях и в практической работе.
Особую роль в профессиональной деятельности Е. П. Ильина играет его многолетняя преподавательская работа, в которой он щедро делится своими достижениями с коллегами и студентами. Евгений Павлович подготовил 6 докторов и 41 кандидата наук. Составил 11 сборников научных трудов, в которых его учениками опубликовано свыше 150 статей.
Вклад Евгения Павловича Ильина в развитие современной психологии давно получил безоговорочное признание профессионального психологического сообщества.
Мы искренне желаем Евгению Павловичу получать от своей работы внутреннее душевное удовлетворение, без которого немыслима психолого-педагогическая деятельность! И пусть рядом всегда будут увлеченные, заинтересованные и успешные ученики и последователи!
Тексты книг на сайте не размещены
и не доступны для чтения или скачивания.
Приводится только содержание книги и ссылки на онлайн-версии соответствующих тестовых методик.
Онлайн-версии тестов не обязательно сделаны по тексту именно этой книги и могут отличаться от печатного варианта.
Е. П. Ильин
. Психология индивидуальных различий СПб.: Питер, 2004, ISBN 978-5-4237-0032-4 В книге приведены основные сведения по психологии индивидуальных различий, которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Особое внимание уделено: различным подходам к обобщенным индивидуальным характеристикам человека – типам темперамента и личности; особенностям проявления свойств нервной системы; индивидуальным различиям в поведении; эффективности деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей; связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям. В приложение включены методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в книге вопросы. Издание адресовано практическим психологам, медикам, преподавателям психологии в вузах. Оно заинтересует физиологов, а также педагогов, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, необходимость индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания. |
Психология индивидуальных различий
Предисловие
Глава 1. Краткий экскурс в историю изучения различий между людьми
Часть первая. Типы темперамента и личности
Глава 2. Учение о темпераменте
Глава 3. Новые подходы к изучению типологических различий между людьми
Часть вторая. Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий
Глава 4. Общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления
Глава 5. Характеристика отдельных свойств нервной системы
Глава 6. Методические вопросы изучения свойств нервной системы
Часть третья. Индивидуальные различия в поведении
Глава 7. Различия в проявлении свойств темперамента
Глава 8. Различия в эмоциональных проявлениях
Глава 9. Мотивационные различия
Глава 10. Различия в проявлении «силы воли»
Глава 11. Индивидуальность человека
Часть четвертая. Индивидуальные особенности и деятельность
Глава 12. Два подхода к рассмотрению способностей
Глава 13. Способности и одаренность
Глава 14. Общие представления о стиле деятельности
Глава 15. Стили профессиональной и учебной деятельности
Глава 16. Информационные (познавательные) стили и типы личности
Глава 17. Стили руководства и общения
Глава 18. Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности
Глава 19. Дифференциально-психофизиологические аспекты становления профессионала
Глава 20. Успешность учебной деятельности и типологические особенности
Глава 21. Методология изучения связи эффективности деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента
Часть пятая. Здоровье и индивидуальные особенности
Глава 22. Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов
Глава 23. Индивидуальные особенности и патология
Приложение I. Словарь основных психологических и физиологических понятий
Приложение II. Методики изучения индивидуальных особенностей
1. Методики выявления типов и свойств темперамента
Методика «Определение преобладающего типа темперамента»
Методика «Шкала оценок для измерения реактивности ученика» (Я. Стреляу)
Методика «Свойства и формула темперамента»
Опросник Гекса для определения характерологических особенностей личности
Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс)
Опросник для оценки уровня инфантильности (психопатии) личности
2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы
Четырехмодальностный эмоциональный опросник
Методика «Оптимист – пессимист»
Тест «Пессимист или оптимист»
Шкала оптимизма – активности
3. Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы
Методика «Импульсивность»
Методика «Измерение рациональности»
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)
Вопросник для диагностики игровой аддикции (азартности)
4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения
Методика измерения застенчивости
Методика «Склонность к экзальтированности» (В. В. Бойко)
Тест «Эгоцентрические ассоциации»
Методика «Шкала совестливости»
Опросник «Ауто- и гетероагрессия»
Методика «Конфликтная личность»
Методика «Агрессивное поведение»
Экспериментально-психологическая методика изучения типа фрустрационных реакций
Методика «Шкала робость – стеснительность»
5. Методики выявления связей между индивидуальными особенностями и болезнями
Диагностика типов отношения к болезни (ТОБОЛ)
6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы
Опросник для самооценки терпеливости
Методики экспериментального изучения упорства, смелости, решительности
Опросник для самооценки упорства
Опросник для самооценки настойчивости
Шкала «Социальная смелость»
7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы
8. Методики выявления стилей перцептивно-интеллектуальной деятельности
Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности»
Методики выявления когнитивных стилей
Опросник Б. Кадырова для выявления соотношения двух сигнальных систем
9. Методики изучения стилей руководства
Методика «Самооценка стиля управления»
Методика «Стиль руководства»
Методика «Склонность к определенному стилю руководства»
Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам
Методика «Стиль управления»
Статьи по теме: | |
"Духота и трупный запах": детские воспоминания о Сталинградской битве Воспоминания участников сталинградской битвы читать
В начале 70-х годов поздней осенью, когда уже выпал первый снег, мне... Трубецкой дети. Биографии декабристок. Биография Екатерины
Ивановны Трубецкой
План Введение 1 Биография 2 Жена декабриста 3 Произведения,... Анализ рассказа «Жизнь Василия Фивейского» Андреева Л
Жизнь Василия Фивейского Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел... |