Представление в психологии определение. Теоретико-методические основания влияния материнских представлений об индивидуально-психологических особенностях ребенка на детско-родительское эмоциональное взаимодействие. Бессознательное как предмет психологии

Основные теоретические направления и подходы в психологии

Методы психологического исследования

Общие положения о методах психологического исследования

В психологии, как и в других науках для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования.

Классификация методов:

1. классификация по Б.Ананьеву,

2. классификация по Г.Д.Пирьеву;

3. методы объяснительной психологии,

4. методы описательной психологии,

5. методы практической психологии

Б.Г. Ананьев предлагает все применяемые в психологическом исследовании методы разделить на четыре группы:

1) организационные

2) эмпирические (способы добывания научных знаний);

3) методы обработки данных;

4) интерпретационные (теоретические) методы.

Основные подходы:

1. субъективный (интроспективный метод) -

2. объективный (объективный метод) – проявления нашей личности, наши действия совершаются по строгим законам и не зависят от вмешательства какой-то «внешней бестелесной силы».

Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др. На протяжении всего развития психологической науки разные направления развивались в ней параллельно.

Основные направления современной психологии:

· психоаналитическое – З.Фрейд, А.Фрейд и др.

· бихевиористское – Э. Торндайк, Дж.Уотсон, Б.Скиннер, А.Бандура и др.

· гештальтпсихология – М.Вертгеймер, В.Келлер, Ф.Перлз и др.

· гуманистическая психология – А.Маслоу, К.Роджерс, Г. Олпорт, Ф. Бэррон, Р. Мэй и др.

· трансперсональная психология – К.Г.Юнг, Ассаджиоли, Ч.Тойч, С.Гроф и др.

· генетическая психология (когнитивная) – Ж.Пиаже и др.

· деятельностное направление – Л.Выготский, А.Леонтьев, Д.Эльконин, В.Лурия и др.

· интегративная психология – В.Криндач, Е.Соловьева и др.

Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе.

Вопросы к семинару 1 - тема «Методологические основы психологии»:

1. Происхождение термина «психология»

2. Проблема человека в современной науке (Б.Ананьев)

3. Место психологии в системе наук (схема Кедрова)

4. Дать определение понятиям «психология», «психика», «психические явления».

5. Определение предмета и объекта психологии



6. Этапы развития психологических знаний (динамика и трансформация понимания предмета психологии в истории)

7. Основные принципы психологических исследований

Тезаурус: интроспекция, интериоризация, психика

Литература:

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, 2-е изд., СПб., 2001, с. 9-38.

Маклаков А.Г. Общая психология

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика – стр. 12

Психолог и медицинский работник – это профессии, связанные с взаимодействием человек-человек. Огромное значение имеет ориентация на Другого как равноправного участника взаимодействия.
Сегодня существует немного профессий, в которых профессиональная деятельность оказывала бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. особенно важная способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности медицинского работника. И медицина, и психология – человеческие науки не могут существовать без определенных нравственно-этических принципов, норм и критериев. Нравственная модель поведения – это объективная необходимость, связанная с многообразием ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности. Эти ситуации требуют быстрого принятия нестандартного решения, проявления инициативы, взятия на себя ответственности. Моральные и этические требования, возложенные на специалиста – это лишь символы, которые нужны, но которые нельзя проконтролировать. Т.е. они определяют сферу деятельности, сферу воздействия пациента, но они могут оказаться очень зыбкими, неустойчивыми образованиями в личности профессионала. Поэтому необходимы нормативные и правовые акты, регламентирующие этические отношения специалиста и пациента /клиента.
Ведущими общепринятыми принципами медицины и психологии являются:
Уважение личностиy
Оказание поддержки в трудных ситуацияхy
Предоставление личности необходимой информацииy
Возможность выбора из альтернативных вариантовy
Самостоятельность личности в принятии решенияy
Не причинение вредаy
Справедливостьy
Приватность (не вторгаться в личную жизнь пациентов или клиентов)y
Уважать свободу и независимость личностиy
Конфиденциальностьy
Компетентностьy
Соблюдение прав пациентаy
Сотрудничество с пациентами \ клиентами основано на взаимном согласии, доверии, правдивости, взаимной ответственности.y
Еще одна сторона соединения научных знаний – норма в деятельности. В медицинском познании и в психологическом существуют не только ценности, но и оценки. Одна из наиболее противоречивых и субъективных оценок – это норма. Норма в медицине – это здоровье. Норма в психологии – это что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из толпы, массы, наиболее приспособлено, адаптированное к окружающей среде. Норма – это отсутствие патологии.
Соединение профессий в отраслях науки: психолог в медицине и медицинский работник в психологии.
Психолог в отличие от медицинского работника мысли нематериальными категориями, но он способен сблизить профессиональные позиции, препятствовать функциональному подходу и осуществлять совместно с врачом психогигиенические и психопрофилактические мероприятия.
Не так давно в медицинских учреждениях России стали появляться клинические психологии (медицинские психологи). Одним из основных аспектов деятельности медицинского психолога является его участие в диагностическом процессе, использовании результатов психологических исследований для уточнения различных болезней, их течении, компенсации и декомпенсации. Чаще психолог выполняет диагностические функции. Участвует в диагностике неврозов, пограничных состояний, шизофрений, корригирует эмоциональные состояния пациентов (особенно детей), депрессий и т.д.

Современное понимание термина «представление», в целом, сложилось к середине XX в. Вместе с тем конкретизация, уточнение, перенос, встраивание фундаментальных идей первой половины XX в. в новые теоретические контексты активно продолжается до сих пор. На мой взгляд, наиболее интересными в этом смысле являются работы Э.В. Ильенкова, Б.М. Теплова, Л.Ю. Тихомирова, А.В. Басова, А.А. Гостева, Е.Л. Агаевой, А.В. Брушлинского, Л.М. Гуровой, Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.С. Немова, Е.Л. Пороцкой, В.П. Зинченко, А.Г. Рузской, П.А. Рудика, Е.А. Климова, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, Л.Ф. Обуховой, А.В. Петровского.

В психологии известно около 40 определений содержания понятия «представление». Приведем примеры нескольких.

Согласно Е.П. Ильину, представления - это субъективные образы объективно существующего, воссозданные памятью (представления памяти) или созданные воображением (творческие образы), возникающие, когда нечто материальное, породившее эти образы, непосредственно не воздействует на органы чувств субъекта .

По определению Р.С. Немова, представление -- это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта .

Представление наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении.

Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.

С.Л. Рубинштейн выделил несколько типов представлений.

Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления .

Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление .

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, -- они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления .

По мнению Е.П. Ильина, основными характеристиками представлений являются:

1. Наглядность

Представления -- это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления -- это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом .

2. Фрагментарность

Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие -- очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

3. Неустойчивость и непостоянство

Любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля сознания. Представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа .

Е.Е. Сапагова отмечат, что представления -- это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов .

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции:

1. Сигнальная

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

2. Регулирующая

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

3. Настроечная

Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности .

4. Обобщенность

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна.

Классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам:

  • 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.;
  • 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представления (частные представления -- это представления, основанные на наблюдении одного предмета; общие представления -- это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов);
  • 3) на основе классификации видов ощущения и восприятия: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические;
  • 4) по степени проявления волевых усилий: произвольные и непроизвольные (непроизвольные представления -- это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека; произвольные представления -- это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели).

Все основные типы наших представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно.

В отдельную группу можно отнести представления о другом человеке. Общее представление о человеке Е.П. Ильин разбил на два направления исследования. К первому направлению исследования он относит все индивидуальные особенности человека. Ко второму направлению исследования - описание прошедших и намеченных событий, поступков .

Таким образом, представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека. Основными характеристиками представлений являются: наглядность, обобщенность, фрагментарность, неустойчивость и непостоянство.

Предмет психология. Различные представления о предмете психологии.

Душа (все исследователи до начала XVIII века)
Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология - Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, А. Бэн, Герберт Спенсер)
Непосредственный опыт субъекта (структурализм - Вильгельм Вундт)
Интенциональные акты сознания (функционализм - Франц Брентано)
Происхождение психических деятельностей (психофизиология - Иван Михайлович Сеченов)
Поведение (бихевиоризм - Джон Уотсон)
Бессознательное (психоанализ - Зигмунд Фрейд)
Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология - Макс Вертгеймер)
Личный опыт человека (Гуманистическая психология - Абрахам Маслоу, К. Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй)

Душа как предмет изучения

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа.

Явления сознания как предмет психологии

В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками

Непосредственный опыт как предмет психологии

Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В. Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции.

Интенциональные акты сознания как предмет психологии

Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты «действия», которые производит субъект, когда он превращает ничто в объект осознания. Вне акта объект не существует.

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии

И. М. Сеченов принял постулат о родственности психического и физиологического «по способу происхождения», то есть по механизму совершения. Основной мыслью Сеченов считал понимание психического акта как процесса, движения, имеющего определенное начало, течение и конец.

Поведение как предмет психологии

Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», – поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

Бессознательное как предмет психологии

Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т. д. Корни поведения человека – в его детстве.

Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии

Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения.

Личный опыт человека как предмет психологии

Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации). Субъективность этого подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть на самом деле. Идеи этого подхода оказались полезными для психологической практики, но ничего не внесли в теорию психологии. Более того, предмет исследования в рамках этого направления почти исчез.

В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

2 Методы психологии. Основные требования, предъявляемые каждому методу.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

1. Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

2. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

3. Эксперимент является главным методом психологического исследования – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий.

Наблюдение как метод психологического исследования.

Наблюдение (в психологии) - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, - в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века - в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть очень различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет.

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

· непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

· пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

· сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть: Объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Эксперимент в психологии.

Психологический эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент , наблюдение, опрос, тестирование) . Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

Психологический эксперимент (в рамках психологического консультирования) - специально созданная ситуация, предназначенная для более целостного (в различных модальностях)переживания клиентом собственного опыта.

Основные виды деятельности.

Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивиду-ального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном уча-стии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели уста-новления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Обще-ние может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невер-бальным.

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исклю-чением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии осла-бить иным путем.

Осязательное восприятие

Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как

элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода,

тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и

давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются

«луковички», разбросанные в толще кожи. Аппаратом болевых ощущений являются

свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые сигналы,

периферическим аппаратом ощущений прикосновения и давления – своеобразные

нервные образования, известные как тельца Лейснера, тельца Фатер-Паччини,

также расположенные в толще кожи. Только что перечисленные рецепторные

аппараты распределены по поверхности кожи неравномерно: чем более тонкая

чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более густо

расположены на его поверхности соответствующие рецепторные компоненты и тем

более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе

говоря, тем более высока их чувствительность. Тонкость чувствительности

различных поверхностей тела обеспечена не только густотой распределения

периферических рецепторов в соответствующих участках кожи, но и относительной

площадью тех областей постцентральных отделов коры головного мозга, куда

приходят волокна от соответствующих участков периферии. Чем более тонкую

функцию выполняет тот или иной участок кожи, тем большую площадь занимает его

проекция в коре головного мозга. Наиболее сложные формы осязательной

чувствительности – ощущение локализации прикосновения, различительная

чувствительность (ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким

участкам кожи), ощущения направления натяжения кожи (если кожу предплечья

ведут к кисти или от нее), ощущения формы, которая наносится прикосновением

острия делающего на коже фигуру круга или изображение цифры. К сложным формам

относится и глубокая чувствительность, позволяющая опознать, в каком

положении находятся пассивно огибаемая рука или придать правой руке то

положение, которое пассивно придается левой руке. В осуществлении этих видов

чувствительности принимают участие сложные вторичные зоны постцентральных

отделов коры. Для исследования различных видов чувствительности используют

разные приемы, например: опыт Тэйбера, при котором исследующий одновременно

прикасается к двум симметричным точкам груди или лица. Поражение одного из

полушарий выявляется в том, что больной, хорошо улавливающий каждое отдельное

прикосновение, игнорирует одно из прикосновений к симметричным точкам, если

оба прикосновения даются одновременно.

При этом обычно выпадает ощущение прикосновения к точке, противоположной

пораженному полушарию. Исследование «двумерно-пространственного чувства»

производится следующим образом: исследующий рисует острием иглы фигуру на

коже предплечья и предлагает определить, какая фигура была нарисована.

Невозможность выполнить эту задачу указывает на поражение вторичных отделов

теменной коры противоположного полушария (N8 с.55-56).

Однако существуют и более сложные формы осязательного восприятия, при котором

человек на ощупь может определить формы предмета, а иногда и узнать сам

предмет. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному

восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилось в движении, то

есть пассивное осязательное восприятие заменилось активным ощупыванием

предмета. Наиболее интересным в осязательном восприятии предмета является

факт постепенного превращения последовательно (сукцессивно) поступающей

информации об отдельных признаках предмета в его целостный (симультанный)

Например, при ощупывании ключа сначала мы получаем впечатление о том, что мы

имеем дело с чем-то холодным, гладким и длинным. На этой фазе возникает

предположение, что мы ощупываем металлический стержень или трубку; или

металлический карандаш. Затем наша рука ощупывает кольцо ключа; первая группа

предположений сразу отбрасывается. Ощупывание продолжается, и ощупывающий

палец перемещается к бородке ключа с характерной для нее изрезанностью. Тут

происходит выделение наиболее информационных точек, объединение всех

последовательно воспринимавшихся признаков, и возникает гипотеза «это ключ!»

(N8 с.74). Видно, что процесс узнавания образа предмета, который в зрении

происходит сразу, в осязании носит развернутый характер, и происходит путем

последовательной цепи проб, с выделением отдельных признаков, созданием ряда

альтернатив и формированием окончательной гипотезы. Процесс осязательного

восприятия был подробно изучен советскими психологами Б.Г. Ананьевым, Б.Ф.

Ломовым, Л.М. Веккером. Исследования этих авторов показали ряд факторов. Рука

испытуемого должна активно ощупывать предмет. Пассивное проведение предметом

по руке или руки по предмету, не приводит к нужному результату. Активное

ощупывание предмета производится, как правило, при участии обеих рук. По мере

упражнения процесс ощупывания может постепенно сокращаться, и если на первых

его этапах для узнавания было необходимо слияние многих выделенных признаков,

то при повторном ощупывании число признаков, необходимых для опознания

предмета, сокращается, так что под конец одного наиболее информативного

признаке достаточно, чтобы предмет мог быть опознан.

Методы изучения внимания.

Виды запоминания

Запоминание бывает осознанным или неосознанным.

Неосознанное запоминание различают двух видов: запечатление и непроизвольное запоминание.

Запечатление - это сохранение в памяти событий, образа, ощущения на долгое время (часто навсегда) при коротком с ним контакте. .

Непроизвольное запоминание - сохранение в памяти событий в результате случайного повторения.

Осознанное запоминание - это целенаправленное сохранение в памяти нужного материала.

Осознанное запоминание еще называют произвольным. У человека - это основной вид запоминания.

Осознанное запоминание - основа учебы и обучения. Произвольное запоминание бывает двух видов: механическое запоминание (заучивание) и смысловое запоминание (понимание).

Произвольное запоминание

Механическое запоминание - заучивание - это целенаправленное повторение одного и того же материала.

Смысловое запоминание - это сохранение в памяти не самого материала - а отношения между основными блоками материала, логики, связывающей эти блоки.

Условия эффективного запоминания:

Для установки долговременной памяти нужно минимум 30 минут. Обычно продолжительность этой памяти связанно с количеством и интенсивностью повторений запомненного материала. Кроме того, не последнюю роль играет эмоциональный фон - резко отрицательные или положительные эмоции позволяют запомнить материал раз и навсегда без всяких повторений. Кстати и стремление, желание запомнить ту или иную информацию улучшают процесс запоминания.

Лучший вариант запоминания - это проработка материала, разбивка его на блоки (не более 7 блоков), логический анализ текста, подбор ассоциаций, запоминание в сравнениии с чем-то и так далее - в этом случае память сохраняется на более долгий срок. Есть классный способ зафиксировать что-то в памяти - это связь тезисов с хорошо знакомыми зрительными образами (так делали древнегреческие ораторы) - например есть дорога домой и есть тезисы, которые нужно запомнить - и первый тезис например ассоциируется с выходом из метро, второй с деревом, третий с вывеской магазина и так далее.Самый нежелательный вариант - это выучивание, запоминание. Обычно учится долго, забывается быстро (это знают все студенты - выучил-сдал, через три дня - как будто и не учил никогда).

24 Сохранение: виды и условия эффективного сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения
материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания.
Ряд факторов способствует сохранению информации:

o глубина понимания;

o установка (значимость информации);

o применение усвоенных знаний;

o повторение (степень использования материала в деятельности личности).

Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре
после заучивания, пока материал не забыт.
Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что
воспроизведение, отсроченное на 2 - 3 дня, оказывается лучше, чем
непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко,
если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С
физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после
заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем
оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и
статическим.

Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а
статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал
изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается
реконструкции и определенной переработке.
Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением
и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре
головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных
формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их
надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует
мыслительная активность, снижается интерес к заучиванию, а поэтому и не
создается условий для прочного сохранения. Еще большее значение для
сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они
запоминаются непроизвольно

Виды мышления

Наглядно-действенное, наглядно-образное, образно-ассоциативное, сценарийное и понятийное мышление. Оно же - отвлеченное (абстрактное) мышление.

Продуктивное мышление и мышление как внутренняя болтовня.

Продуктивное мышление - нахождение связи между предметами и явлениями, решающее жизненную задачу. Внутренняя болтовня - это относительно связное, иногда даже логичное, но нецелесообразное мышление заполняет пустоту души, создает иллюзию, что жизнь чем-то наполнена.

Рациональное и иррациональное мышление

Рациональное мышление - мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели. Противоположно иррациональному, а иногда и просто бессвязному мышлению, течению мыслей вне логики и цели.

Примитивное и развитое мышление

В развитом варианте мышление - это анализ, сопоставление, нахождение новых связий и другие операции с мыслеобразами с целью нахождения продуктивных, полезных мыслеобразов.

Развернутое (дискурсивное) и свернутое мышление: интуиция.

В развернутом виде внутренняя речь, внутренние действия, образы и ощущения слышатся, видятся и ощущаются, в автоматическом и свернутом - мелькают и исчезают из поля сознания. Развернутое мышление называется по науке дискурсивным мышлением, по жизни - размышлением. Свернутое и мгновенное осмысление чаще называют интуицией, схватыванием, видением сути.

Шаблонное и самостоятельное мышление

Шаблонное мышление - это не мышление, в котором не используются шаблоны: такое, похоже, невозможно в принципе, шаблоны используются везде. Шаблонное мышление не использует ничего, кроме шаблонов, остается в рамках исключительно шаблонов. Выходит за рамки шаблонов и перестает быть шаблонным мышлением мышление самостоятельное. Его основные разновидности - проектное и творческое мышление.

Автоматическое и управляемое мышление

Автоматическое мышление происходит само, осуществляясь, как программа, начинаясь и завершаясь самостоятельно, без воли, ведома и контроля человека. Приятнее, когда человек все-таки сам управляет своим мышлением.

Свободное и творческое мышление

Свободное мышление - мышление, не зажатое в рамки ограничивающих шаблонов. Свободно мыслящий человек не обязательно тот, кто не был воспитан - это может быть и тот, кого воспитали в формате внутренне свободного мышления. Творческое мышление - мышление, порождающее из известных посылок новый, неизвестный - и ценный – результат.

Функции мышления

1. Решение задач опосредованным путем, т. е. таким способом, при котором используются разнообразные вспомогательные приемы и средства, рассчитанные на получение нужных знаний. Человек прибегает к помощи мышления тогда, когда непосредственное познание либо невозможно (люди не воспринимают ультразвук, инфракрасное излучение, рентгеновские лучи, химический состав звезд, расстояние от Земли до других планет, физиологические процессы в коре головного мозга и т. п.), либо в принципе возможно, но не в современных условиях (археология, палеонтология, геология и т. п.), либо возможно, но нерационально. Решить задачу опосредованным путем – это значит решить ее в том числе и с помощью мыслительных операций. Например, когда, проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые, а на земле – лужи, он делает умозаключение: ночью шел дождь. Человек непосредственно не воспринимал дождь, а узнал о нем косвенным путем, через посредство других фактов. Другие примеры: о наличии в организме больного воспалительного процесса врач узнает, используя дополнительные средства – термометр, результаты анализов, рентгена и т. п.; учитель может оценить степень прилежания ученика по его ответу у доски; узнать, какова температура воздуха на улице, можно по-разному: непосредственно, высунув руку в форточку, и опосредованно – с помощью термометра. Опосредованное познание предметов и явлений осуществляется при помощи восприятия других предметов или явлений, закономерно связанных с первым. Эти связи и отношения обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно и для их выявления прибегают к мыслительным операциям.

2. Обобщенное отражение действительности. Непосредственно воспринимать можно только конкретные предметы: это дерево, этот стол, эту книгу, этого человека. Мыслить же можно о предмете вообще («Любите книгу – источник знаний»; «Человек произошел от обезьяны»). Именно мысль позволяет улавливать сходство в различном и различное в сходном, открывать закономерные связи между явлениями и событиями.

Предвидеть, что произойдет в каком-то конкретном случае, человек может потому, что он отражает общие свойства предметов и явлений. Но мало заметить связь между двумя фактами, необходимо еще осознать, что она имеет общий характер и определяется общими свойствами вещей, т. е. свойствами, относящимися к целой группе сходных предметов и явлений. Такое обобщенное отражение позволяет предсказать будущее, представить его в виде образов, которых в действительности не существует.

3. Отражение наиболее существенных свойств и связей действительности. В явлениях или предметах мы выделяем общее, не беря во внимание несущественное, неглавное. Так, любые часы – это механизм для определения времени, и это главный их признак. Ни форма, ни размер, ни цвет, ни материал, из которого они изготовлены, не имеют существенного значения.

4. Основной особенностью человеческого мышления является то, что оно неразрывно связано с речью: словом обозначается то общее, что есть у предметов и явлений. Язык, речь – это материальная оболочка мысли. Только в речевой форме мысль человека становится доступной другим людям. У человека нет иных способов отражения соответствующих связей внешнего мира, кроме тех речевых форм, которые закрепились в его родном языке. Мысль не может ни возникать, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи.

Речь – орудие мышления. При помощи слов человек мыслит. Но отсюда не следует, что процесс мышления сводится к речи, что мыслить – значит говорить вслух или про себя. Различие между самой мыслью и ее словесным выражением состоит в том, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках или при помощи разных слов («Будущее лето ожидается жарким» – «Предстоящий сезон между весной и осенью будет знойным»). Одна и та же мысль имеет разную речевую форму, но без какой-либо речевой формы она не существует.

«Знаю, но не могу передать словами» – это состояние, когда человек не может перейти от выражения мысли во внутренней речи к речи внешней, затрудняется выразить ее способом, понятным другим людям.

28. Мышление как процесс решения задач. Проблемные ситуации и мышление.

Нахождение задачи и ее формулирование.

С формулирования вопроса в проблемной ситуации и начинается процесс решения задачи. Такое формулирование вопроса является одним из наиболее сложных этапов в процессе решения задачи. Для формулирования вопроса нужно увидеть противоречивость проблемной ситуации, в той или иной форме сформулировать эти противоречия.

В процессе формулирования вопроса осознается то, что должно быть найдено,

определено. Но при этом не менее важно достаточно четко выделить в проблемной

ситуации исходные, известные данные, т. е. то, на что можно опереться,

преобразовать, так или иначе использовать для нахождения неизвестного.

Выдвижение и анализ гипотез. Как успех решения задачи, так и создание благоприятных

условий для развития мышления зависят от многообразия выдвинутых гипотез. Именно

широкая вариативность гипотез позволяет с различных сторон, в различных системах

связей рассмотреть один и тот же объект, найти наиболее правильный и экономичный

путь решения. Выдвижение гипотез как бы предвосхищает будущую деятельность

человека, позволяет предвидеть пути решения и возможные результаты, и поэтому

приобретаемый человеком опыт выдвижения гипотез имеет существенное значение для

развития прогнозирующей функции мышления.

Решение мыслительной задачи. Дальнейшая проверка оставшихся гипотез является

третьим этапом решения задачи. И на этом этапе иногда возникает необходимость

дополнительного уточнения условия задачи, получения какой-то новой информации,

дальнейшего уточнения, переформулирования вопроса.

Решение может быть основано на пассивном использовании алгоритма, т. е. как прямое

выполнение уже известного предписания. Более творческим подходом к решению мыслительной задачи будет активное использование алгоритма, которое может найти свое

выражение либо в приспособлении его к содержанию задачи, либо в трансформации

Проверка решения задачи. Здесь важно еще раз соотнести условия задачи, ее вопрос

и полученные результаты. Процесс проверки решения важен еще и потому, что в ходе

ее человеку удается переосмыслить задачу. Такое переосмысление оказывается

возможным потому, что здесь главные усилия человека могут быть направлены не на

то, как решать данную задачу, а на значение ее решения, на те следствия, которые

могут возникнуть в результате решения задачи. В процессе проверки можно увидеть

ту же задачу в другой системе связи, можно обнаружить новые, не решенные еще

Проблемные ситуации в мышлении:

В случае неудачи:

3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность: "период инкубационного отдыха" – "созревание идей", озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). Факторы, способствующие "озарению":

a. высокая увлеченность проблемой;

b. вера в успех, в возможность решения проблемы;

c. высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;

d. высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

2. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

3. Реализация решения.

4. Проверка найденного решения.

5. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт "складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели".

Основные формы

1. Понятие- отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам;

2. Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике;

3. Умозаключение - вывод.

Методы изучения мышления.

Метод наблюдения. На первый взгляд этот метод не имеет отношения к изучению мышления. Однако это не так. Наблюдая за действиями человека в различных естественных ситуациях, за его мимикой и пантомимикой в процессе решения задачи, за особенностями его взаимодействия с другими людьми, можно многое узнать и о мышлении. Например, наблюдая за учебной деятельностью школьника в домашних условиях, можно зафиксировать, насколько регулярно он решает предложенные ему задачи, сколько времени затрачивает на решение, каковы результаты его усилий. Результаты такого рода наблюдений могут быть основанием для суждений об отношении ребенка к учебе, влияющем на решение конкретных задач, об организованности его мыслительной деятельности, о степени сформированности отдельных умственных навыков. Наблюдая за игровой деятельностью дошкольника, можно констатировать, каков тип игр, используемых ребенком, и высказать предположение о степени развития его образного мышления.

1) в узком смысле - появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или явления, после того как представляемое объективно уже не присутствует, а также образ, созданный продуктивным воображением; 2) в широком, более точном, смысле - предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто воспринимаемое.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

наглядный чувственный образ предметов и ситуаций действительности, данный сознанию, и, в отличие от восприятия, сопровождающийся чувством отсутствия того, что представляется. Различают представления памяти и воображения. Наиболее известны визуальные представления. Существуют также и представления осязательные (играющие особую роль в жизни слепых), слуховые, обонятельные и др. Представления могут относиться к индивидуальному предмету или событию, но могут быть и общими. При этом степень их общности может быть весьма различной.

Философию представления интересовали в двух отношениях. Во-первых, как яркое выражение специфического внутреннего мира сознания. Считалось, что в отличие от ощущений и восприятия, которые всегда относятся субъектом (может быть, и ошибочно) к внешней реальности, представления существуют как особые идеальные образования, обладающие собственным содержанием, которому может что-то соответствовать в действительности, а может и не соответствовать. В любом случае содержание представления с этой точки зрения непосредственно дано, в нем нельзя усомниться как в факте сознания. В рамках такого понимания представления - это что-то вроде картин, размещенных в галерее индивидуального сознания. Субъект имеет непосредственный доступ к этим картинам, может их рассматривать, разглядывать «внутренним взором» - это и есть интроспекция. (В философии И. Канта и А Шопенгауэра представление понимается предельно широко - как включающее все содержание сознания.) Во-вторых, представления анализировались в философии с точки зрения их роли в получении знания о мире. Философы-эмпирики (Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, Э. Кондильяк, Э. Мах и др.) считали, что именно представления обеспечивают возможность мышления. Согласно их взглядам, все содержание знания дано в ощущении и восприятии. Но мышление имеет дело с такими предметами, которые выходят за эти рамки. Этот факт можно объяснить, считали они, только учитывая существование представлений, которые есть не что иное, как следы, «копии» прошлых восприятий, и которые отличаются от вызвавших их восприятий только большей расплывчатостью и неустойчивостью. Известно, напр., что математика имеет дело с такими предметами, которые не только не даны в ощущении и восприятии, но не могут быть также и представлены. Так, напр., нельзя представить «треугольник вообще», который не был бы либо равносторонним, либо разносторонним, один из углов которого может быть либо косым, либо прямым, либо тупым и т. д. Однако теоремы геометрии доказываются именно для «треугольника вообще». Беркли видит решение этой проблемы в том, что представление какого-то конкретного треугольника играет роль представителя всех других треугольников. Т. о. понятое представление (содержание которого в этом случае становится значением соответствующего слова) начинает играть роль понятия. Мышление с этой точки зрения есть не что иное, как сравнение и анализ различных восприятий и комбинирование представлений.

Философы-рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Гегель, неокантианцы и др.) подчеркивали принципиальное отличие представлений от понятия, приводя примеры таких понятий, которые нельзя представить ни в общем, ни в конкретном виде: мнимые числа и бесконечность в математике, понятия истины, блага, красоты и др. Мышление с этой точки зрения не имеет дела с представлениями. Экспериментальное изучение мышления, предпринятое в нач. 20 в. Вюрцбургской школой в теихолоши, существенно подтвердило это мнение: было выяснено, что многие процессы мышления не сопровождаются никакими наглядными образами.

В 20 в. философский и психологический анализ представлений изменил многое в их традиционном понимании. Л. Витгенпггейн, а затем Дж. Райл подвергли критике взгляд на представления как на «картины», находящиеся во внутреннем мире сознания. Во-первых, неясно, кто может воспринимать эти «картины». В случае обычного восприятия предметов реального мира или даже настоящих картин субъект использует свои органы чувств, доставляющие ему сенсорную информацию. Однако как можно воспринимать «внутренние картины», обитающие только в мире сознания? Какие органы чувств можно использовать в этом случае? И кому принадлежат эти органы? Во-вторых, очень существенно, что настоящие картины могут рассматриваться. Это рассмотрение может выявить в них такие детали, которые не были ясны в начале процесса их восприятия. Напр., если мы имеем дело с изображением (картиной или фотографией) тигра, то можно пересчитать количество полос на его теле. Однако мы принципиально не можем вглядываться в наши представления, поэтому вопрос о том, сколько полос имеет тело представленного нами тигра, лишен всякого смысла. С этой точки зрения в действительности представлений не существует. То, что переживается нами как представление, на самом деле скрывает другие процессы: осмысление прошлых событий, мышление о том, что могло бы быть в случае существования таких-то и таких-то условий (когда мы имеем дело с тем, что в психологии традиционно считалось представлением воображения). Никакого внутреннего мира сознания как особого не существует. Все психические процессы связаны с ориентацией субъекта в реальном мире и с деятельностью в нем.

Однако такое понимание представлений было поставлено под вопрос фактами, полученными в когнитивной психологии в 1970-х гг. Р. Шепард, Л. Купер и др. поставили эксперименты, в которых испытуемые для решения некоторой задачи должны были вращать в воображении наглядные образы определенных объектов. Было показано, что скорость воображаемого вращения прямо зависит от его характера и сложности. Эти факты нельзя понять, считают экспериментаторы, если не допустить, что испытуемые разглядывают «умственным взором» воображаемые предметы, т. е. свои представления; значит, последние все-таки существую! В связи с этими фактами в философской и психологической литературе возникла острая дискуссия о существовании наглядных представлений и их природе. Ряд теоретиков современной когнитивной науки (Дж. Федор, С. Косслин и др.) отстаивают мнение о реальности наглядных представлений как самостоятельных образований (хотя мнение о принадлежности представлений миру сознания как особому обычно не принимается). Другие (Д. Деннет, 3. Пылишин и др.) считают, что то, что субъект переживает как наглядное представление, есть некоторая иллюзия сознания. Реальные процессы, превратным образом являющиеся субъекту в виде представлений, вдействительности это особого рода осмысление, и находятся они ближе к дискурсивному описанию (хотя и не словесному), чем к перцептивному разглядыванию. Эксперименты Р. Шепарда и Л. Купера могут быть истолкованы как интеллектуальные задачи на осмысление особого рода, в которых быстрота получения решения зависит от сложности задачи.

Оригинальное решение этой проблемы дает У. Найссер. С его точки зрения, представления - это не что иное, как схемы (когнитивные карты) сбора перцептивной информации, вычлененные из перцептивного цикла воспринимающим для использования их в других целях. Схема действительно не является «умственной картиной» в мире сознания, ее нельзя разглядывать в отличие от объекта восприятия. Ее роль состоит в том, что она представляет собою план, направляющий собирание информации о реальном мире. В то же время она связана с процессом восприятия, ибо есть не что иное, как перцептивное предвосхищение (в т. ч. и предвосхищение восприятия того, что было бы дано в нашем опыте, если бы были выполнены такие-то и такие-то условия - в случае представления воображения). Однако представление не есть просто бледная «копия», отпечаток предшествующих восприятий, как считали представители старого философского эмпиризма. Дело туг в том, что, во-первых, восприятие, по У. Найссеру (он разделяет в этом пункте позицию Дж. Гибсона), не есть некий образ, идеальный предмет, который может оставлять «следы», а сам процесс собирания перцептивной информации; во-вторых, перцептивные схемы, т. е. представления, будучи в основном результатом эмпирического опыта, в то же время частично являются врожденными, т. е. доопытными. Степень наглядной переживаемости этих схем весьма различна. Одно дело перцептивная схема (т. е. представление) конкретного человека или прошлого события; другое дело - амодальная схема мира, лежащая в основе всех иных перцептивных схем. Очень трудно считать наглядными осязательные представления. Однако истолкование их как перцептивных схем или когнитивных карт дает ключ к их пониманию. Современный философский и психологический анализ представлений приводит к следующим выводам: 1) представление не может быть противопоставлено мышлению (хотя и не в том смысле, который имел в виду философский эмпиризм). Мышление может осуществляться и без участия представлений. Однако представление так или иначе предполагает мыслительную деятельность, в которую оно включено как перцептивная схема и как способ решения определенных задач на осмысление. Поэтому распространенная формула о том, что представление (наряду с ощущением и восприятием) относится к низшей, чувственной ступени познания, противопоставляемой мышлению, совершенно неосновательна; 2) представления не наглядные «картины», существующие в внутреннем мире сознания и разглядываемые «умственным взором», а формы готовности к активной познавательной деятельности во внешнем мире. Их содержание не есть нечто лишь внутренне им присущее, а совпадает с предполагаемыми характеристиками предметов и событий реального мира. Лит.: Беркли Д. Соч. М-, 1973; МахЭ. Анализ ощущений и отношение фиэического к психическому. М., 1908; Твардовский К. К учению о содержании и предмете представлений.- В кн.: Он же. Логикофилософские и психологические исследования. М., 1997; Арнхеим Р. Визуальное мышление,- В кн.: Хрестоматия по обшей психологии. Психология мышления. М., 1981; Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982; Найссер У. Познание и реальность. М., 1981; RyleG. The Concept of Mind. L., 1945; Dennett D. Content and Consciousness. L., 1969; Idem. Two Approaches to Mental Images.- Idem. Brainstorms. Philosophical Essays on Mind and Psychology. Cambr. (Mass.), 1978; FodorJ. Imagistic Representation.- Idem. The language of Thought. N. Y., 1975; PylishinZ. Imagery and Artificial Intelligence.- Readings in Philosophy of Psychology, ed. by Ned Block, vol. 2. L, 1981.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что является предметом психологии очень сложный вопрос. В дословном переводе психология – наука о душе. Что такое душа (или психика)? Ответа на вопрос нет. Существование души несомненно для одних и условно для других, ее невозможно увидеть, ухватить, измерить. И в этом одна из специфик психологии как науки. Приходится искать другие объекты, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой. Выбор «вторичного объекта» (например, поведения, деятельности) зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, т.е. того объяснительного принципа, который той или иной научной школой. Чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо проследить, как изменялся предмет психологии на протяжении всей истории науки.
Психика – это свойство вы-сокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Донаучный этап психологии включает: 1. Психологию как учение о душе, такое определение психологии дано более двух тысяч лет назад; 2. Психологию как науку о сознании (начинается в 17 в. с развитием естественных наук); 3. Ассоциативная психология (основана Дж. Локком в 18 в. в связи с развитием опытной психологии до 19 в. включительно).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что является предметом психологии очень сложный вопрос. В дословном переводе психология – наука о душе. Что такое душа (или психика)? Ответа на вопрос нет. Существование души несомненно для одних и условно для других, ее невозможно увидеть, ухватить, измерить. И в этом одна из специфик психологии как науки. Приходится искать другие объекты, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой. Выбор «вторичного объекта» (например, поведения, деятельности) зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, т.е. того объяснительного принципа, который той или иной научной школой. Чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо проследить, как изменялся предмет психологии на протяжении всей истории науки.
Психика – это свойство вы-сокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Донаучный этап психологии включает: 1. Психологию как учение о душе, такое определение психологии дано более двух тысяч лет назад; 2. Психологию как науку о сознании (начинается в 17 в. с развитием естественных наук); 3. Ассоциативная психология (основана Дж. Локком в 18 в. в связи с развитием опытной психологии до 19 в. включительно).
1. Психология как учение о душе: Первые представления о душе носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой
А. Первобытный человек, осмысляя явления смерти, сна, считал, что душа – двойник человека: ее потребности и привычки те же, что и у живых людей. Это породило первоначальные формы религии.
Б. Идеи о материальной природе души принадлежали натурфилософам: Фалес, Анаксимен, Гераклит. Душа – оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь); всеобщая одушевленность материи (гилозоизм) – своеобразная форма материализма. Атомисты развили эту идею: Демокрит, Эпикур, Лукреций. Душа – материально оживляющий тело орган, руководимый также материальным началом – духом, разумом, несущим функцию руководства всем процессом жизни, они и сами телесны и образованы из атомов – материалистическое течение в психологии.
В. Платон ввел понятие о частях души выделив: а) разум; б) мужество; в) вожделение – и разместил их в а) голове; б) груди; в) брюшной полости. Он является родоначальник дуализма в психологии – учение трактующее тело и психику (материальное и духовное), как два самостоятельных и антагонистических начала – идеалистическое течение в психологии.
Г. Аристотель (4 вв. до н.э.) – трактат «О душе», родоначальник психологии. Он отстаивал опытный, объективный метод изучения душевной деятельности, впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Распространил понятие психического на все органические процессы, выделял растительную, животную и разумную души. Выдвинул теорию о формировании характера в реальной деятельности.
2. Психология как учение о сознании: Внутри самой категории психического зарождается понятие о сознании. Человек способен не только иметь восприятие и мысли, но и замечать, что они принадлежат ему, не только совершать произвольные действия, но и знать, что они от него исходят. В 15 в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания.
Основной метод изучения – интроспекция (наблюдение за самим собой) и описание фактов.
А. Декарт – «Страсти души». Приверженец дуализма – признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. Тело обладает свойствами протяженности; душа – свойствами мышления. Дал основу двум разным учениям. Считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействие из вне. Человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Душу = сознанию, сознание, есть мышление.
Б. Спиноза – был «монистом» - утверждал наличие единой субстанции; в его системе таковой была природа, вездесущая и вечная. Человек познает природу через ее атрибуты (свойства); их много, но человеку доступны лишь два: мышление и протяженность. Все вещи, все процессы – это состояния субстанции или ее модусы. Человек – это сложный модус, образуемый модусомдушой и модусом-телом. Душа – это ум, как модус мышления и состоит из модусовидей. Часть духа бессмертна, но индивидуальность гибнет с телом. Положил начало закону ассоциаций, т.е. специфической связи, устанавливаемой между идеями.
3. Ассоциативная психология: Термин «ассоциация» ввел *Дж. Локк, у него ассоциация – один из механизмов мышления, причем главный. По Локку знания – есть опыт, его источники: ощущения и рефлексия (восприятие и суждение); из этих источников получает идеи все, что является объектом человеческого мышления. Врожденных идей нет. В разуме не ничего, чтобы не прошло через органы чувств. Выдвинул принцип атомистического анализа сознания, где ощущения неразложимые элементы и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.
Принципы ассоцианизма: 1. Душа есть сознание, в его познавательной части; 2. В основе душевной жизни лежат простые элементы – ощущения; 3. Более сложные образования возникают как «сложение» более простых на основе принципа ассоциации. 4. Источник знаний – самонаблюдение. Ассоцианизм выработал ценные представления в области психологии памяти и мышления, но не объясняла всех психических процессов.
Научный этап психологии начинается с 1867 г. с открытия экспериментальной лаборатории в Лейпциге Вундом. Вунд считается родоначальником психологии как самостоятельной науки. Начало экспериментальной психологии – психология сознания, делал упор на исследование сознания с точки зрения структуры. Конец 19 – начало 20 века – кризис психологии сознания, обусловленный с одной стороны тем, что в рамках той парадигмы, в которой работали ученные, они не отвечали на насущные вопросы действительности. Шло развитие производства, и необходимы были знания психологии в этой сфере, особенно в США. Практически одновременно возникли три больших течения психологии, каждый из которых посвоему рассматривал свой предмет.
1. Бихевиоризм – направление в психологи, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику и личность к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Возникает в 30-е гг.
направления – понятие ста-новления личности, представление о необходимости творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье. В противовес бихевиоризму подчеркивается непригодность исследований животных для понимания человека, и личность рассматривается как интегративное целое. Интерес направлен на здоровую личность, в отличие от психоанализа. Предметом психологии является процесс личностного роста.
5. Трансперсональная психология – появившаяся в 60-е годы 20 века рассматривает предельные возможности человеческой психики («мистические переживания», «космическое сознание»), т.е. формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда на человека с нетрадиционной стороны. С центре – измененное состояние сознания, переживание которых может привести человека к духовному перерождению и обретению целостности. Лидер направления * Ст. Гроф, разработавший метод хлотропного дыхания. Предметом психологии является измененное состояние сознания.
1. Отечественная психология долгое время была во многом обособлена, развивалась с учетом идеологии и политического состояния страны в то время. Многое идеи марксизма легли в основу работ отечественных психологов. * Леонтьев в частности исследовал проблему деятельности в психологии.
2. На современном этапе предметом психологии является: психические явления. Психические явления можно разделить на 3 основных класса:
- психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые);
- психические состояния (подъем, угнетение, страх, бодрость и пр.);
- психические свойства личности (темперамент, характер, способности, направленность).

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос или Либидо) – суть его в развертывании сексуальных инстинктов; инстинкт смерти (Танатос или Мортидо). Инстинкт имеет 4 основные параметра: источник, цель, объект и стимул. Две противоположные силы: сексуальная и агрессивная (деструктивная) всегда находятся в противоборстве. Стремление к удовлетворению – это энергетическая основа человека.
3. Гештальтпсихология - (приблизительный перевод с немец. – психология формы) еще одно важное направление периода «открытого кризиса», связано с именами *Вертгеймера, Коффки и Келера. Предметом психологии здесь оказались целостные структуры (гештальты). В противовес теории ассоцианистов (образ создается через синтез отдельных частей), выдвинута идея целостного образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (восприятие не сводится к сумме ощущений). Классическим является открытый Вертгеймером фифиномен: восприятие движения возможно в отсутствии самого движения. Они показали, что в нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основании отношений, к самим элементам не сводящихся и механизмы эти врожденные. Гештальтпсихологи пытались обнаружить законы по которым фигура выделяется из фона, к этим законам относятся: закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость и др. Законы фигуры и фона выступают в рассмотрении двойственных изображений. Был открыт новый способ психологического мышления. Однако в чистом виде это направление в современной психологии не представлено. Ряд положений теории оказали влияние на другие направления.
* Курт Левин, например, привнес эти идеи в «теорию поля». Понятие «поля» связывается с системой объектов побудителей человеческой активности, существующих «здесь и сейчас» в его психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено, когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Напряжение нуждается в разрядке (в реализации намерений), после чего потребности теряют побудительную силу.
4. Гуманистическая психология – одно из ведущих направлений психологии за рубежом. Основатель *А. Маслоу – 60-е гг. 20 века. В центре
Поведение – (в бихевиоризме) система реакций в связи с научением организма в процессе приспособления к середе.
Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма постоянной выработки форм поведения, направленных на восстановление нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря процессам, которые в эволюции живого усложнились от рефлексов до мышления. Если рефлексы и инстинкты не могут претерпевать значительные изменения, то приобретенные поведенческие реакции могут существенно и стойко меняться. Эти изменения поведения возникают в результате научения.
Бихевиоризм подразделяется в зависимости от интерпретации самого процесса научения: 1. классическое обуславливание (Павлов, Вольпе и др.); 2. инструментальное или оперантное обуславливание (Торндайк и Скинер); 3. познавательные концепции или когнитивные теории научения (Толмен и Бандура).
2. Психоанализ - область психического шире области сознательного, это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Развитие проблемы бессознательного было связано с психоанализом. * З. Фрейд разработал теорию психоанализа.
Фрейд выделил 3 уровня сознания: сознание, предсознание и бессознательное – с целью описания степени доступности психических процессов осознаванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности). Личность человека по Фрейду включает 3 структурных компонента:
Ид – представляет собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовольствия инстинктивных побуждений.
Эго – представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям Ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума.
Суперэго – формируется последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур: совести и эго-идеала

Душа как предмет психологии.


Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на её структуру. Эти представления возникли в системе первобытных верований, в мифологии, они отражались в древней поэзии, художественном искусстве, сказках, позднее развивались в религии. Душа считалась чем-то сверхъестественным, тем, что заставляет человека действовать, быть активным. Древние люди иногда представляли себе душу в виде зверька или маленького человечка, находящегося в теле человека. Сон или транс они воспринимали как временное отсутствие души в теле, а смерть – исчезновение души навсегда.
С возникновением философии психологические знания начинают развиваться научно. Происходит это в Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции и в Древнем Риме. Психологические вопросы были частью философии. От донаучных представлений первобытных людей эти знания отличаются несколькими важными свойствами: они направлены на объяснение души и её функций, изучение её структуры - в отличие от мифологических представлений, не требовавших объяснения. Так как в те времена происходило постоянное взаимодействие народов и различных культур, многие представления о душе созвучны в философских школах Древней Греции и Древнего Востока.
Античная психология, которая развивалась в философских школах Древней Греции и Древнего Рима, во многом повлияла на дальнейшее развитие психологического знания и заложила его основы. В период античности были сформулированы основные проблемы психологии, которые решались потом на протяжении веков.
Первые античные мыслители искали первооснову мира, и с помощью неё объясняли всё существующее и в том числе душу. Например, Фалес (7-6 века до н.э.) считал, что первоосновой мира является вода, и душа человека состоит из воды. Анаксимандр (7-6 века до н.э.) тоже считал воду началом жизни. Гераклит (6-5 века до н.э.) назвал первоосновой огонь. Мир в его учении является «вечно живым огнём», а души людей – «его искорками». Анаксагор (5 век до н.э.) считал, что мир состоит из гомеомерий – различных веществ, которые упорядочены разумом – «нусом». Душа, по его мнению, является сотканной из самых тонких гомеомерий. Таким образом, первые античные мыслители считали, что душа состоит из того же, из чего и весь мир.
В классической античности самыми яркими и важными для развития предмета психологии были следующие философы: Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель.
В 4-5 веках до н.э. Демокрит проанализировал взгляды философов и обобщил их. Он пришёл к выводу, что существуют атомы, которые движутся по неизменным законам. Из атомов состоит весь мир. Душа представляет собой самые подвижные атомы – атомы огня. Демокрит считал, что душа состоит из частей, которые располагаются в разных частях тела: в голове (разумная часть), груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности тела и могут соприкасаться с микроскопическими копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе. Когда эйдол попадает в орган чувств, человек получает ощущение (зрительное, слуховое, тактильное и пр.) предмета, копией которого был этот эйдол. Эти копии отделяются (истекают) от всех предметов внешнего мира, а потому данная теория познания называется теорией истечений. Кроме ощущений, по Демокриту, душа человека обладает ещё мышлением. Мышление даёт большее количество знаний, чем ощущение. Развиваются мышление и ощущение параллельно.
Одним из важнейших философов античности был Сократ (470-399 до н. э.). Сократ понимал под душой прежде всего психические качества человека, его совесть и стремление к возвышенным целям. Душа, как считал Сократ, не является материальной и не состоит из элементов первоосновы мира. Человек должен стремиться к познанию истины, а истина заключена в абстрактных понятиях. Чтобы её познать, человек должен размышлять (при помощи своей души). Сократ изобрёл метод, помогающий человеку познать истину, и пользовался им, когда учил своих учеников. Этот метод представляет собой ряд наводящих вопросов, которые подталкивают человека к решению какой-либо задачи. Таким образом, Сократ связал душу не с физической активностью тела, как это делалось до него, а с разумом и способностью мыслить в абстрактных понятиях.
Следующий важнейший мыслитель античного периода - Платон (ок. 428 – 347 годов до н. э.). Платон продолжал идеи Сократа и связывал душу с разумом. По Платону, существует царство идей, которое недоступно органам чувств, и познать его можно только с помощью размышлений души. Идеи вечны и представляют собой идеальное отражение всех вещей. Вещи, которые мы можем видеть и ощущать в окружающем мире – лишь затемнённые копии настоящих идей. Душа является идеей, но перенесшейся в мир вещей и забывшей свой мир. Кроме того, Платон представлял душу не цельной, а состоящей из частей, которые находятся в постоянном конфликте, эти части - вожделеющая, страстная и разумная.
Ученик Платона Аристотель (384-322 годы до н.э.) переосмыслил его теорию и открыл новое понимание души как предмета психологии. Душа по Аристотелю не самостоятельная вещь, а форма, способ организации живого тела. Душа не может быть материальной. Душа – это сущность живого тела, по аналогии с тем, как острота является сущностью ножа. Аристотель предложил различные виды души в зависимости от того, сущностью какого организма она является. Так существует растительная душа, животная душа и разумная душа. Разумная душа присуща только человеку.
У Демокрита, Платона и Аристотеля было множество последователей. Атомисты – ученики и продолжатели Демокрита, развивали идею мира, состоящего из многочисленных атомов, элементарных частиц, и связывали с атомами душу. Последователи Платона – платонисты и неоплатонисты, развивали свои идеи в период поздней античности и в средневековье. Основная их идея заключалась в представлении об идеальном мире идей, который может познать душа. Учениками Аристотеля являются перипатетики. Их школа была очень организованной и активно развивалась. Они занимались изучением и преподаванием многих наук, в том числе естествознания, истории, этики; комментировали труды Аристотеля.
Кроме философии, предмет психологии рассматривался в эпоху античности в рамках медицины того времени. Самыми известными учёными-врачами были Алкмеон, Гиппократ и Гален.
Алкмеон (6 век до н.э.) известен тем, что впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу. Гиппократ (460-377 годы до н.э.) придерживался идей Демокрита и был согласен с Алкмеоном, что мозг отвечает проявления души, а именно мышление, разум, этические ценности и ощущения. Гиппократ стал известным благодаря разработанной им теории темпераментов. В соответствии с его учением, люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Гален (2 век до н.э.) сделал несколько открытий о строении и функциях головного и спинного мозга. Гален развил учение Гиппократа о темпераментах и описал 13 типов темперамента, из которых только один является нормой, а все остальные – отклонениями.
Завершение античного периода истории предмета психологии принято связывать с Аврелием Августином (354 – 430 годы н.э.), названным в православной традиции «Блаженным». Августин был философом, проповедником, известен как христианский богослов и политик. Он изучал неоплатонизм, продолжал идеи Платона и в своем творчестве связал их с идеями христианства. Августина принято считать основоположником христианской философии. Основная идея Августина, важная для развития предмета психологии, это учение об особом познании. Августин учил, что познание должно быть направлено не на внешний мир, а внутрь себя, в свою душу. Погружаясь в себя, человек должен преодолеть всё индивидуальное и найти истину. Чтобы добраться до этой истины, человеку необходима воля. Её Августин считал ядром человеческой души.
Душа являлась предметом психологии не только в период античности, но и в Средние века (5 – 13 века). Этот период истории характеризуется господством над философией и другими науками религии, становлением феодального общества. Некоторые учёные считают Средневековье временем тьмы и невежества, однако в эту эпоху трудились многие великие мыслители, были созданы разнообразные учения и сделаны знаменитые открытия. Психология в Средние века приобретает этико-теологический и мистический характер. В западных странах большое внимание начинает уделяться духовной жизни, этическим проблемам; и хотя происходит некоторое замедление изучения структуры, функций души и познавательных процессов, эти вопросы остаются активными в психологии стран Востока. Самыми известными исследователями средневекового Востока считаются Авиценна, Альгазен, Аверроэс. Они развивают учения античности вместе с активным исследованием физиологии человека и соотношением психологического с биологическим.
В европейской науке процветают другие ветви философии. Два важных направления, которые находились в борьбе между собой – реализм и номинализм. Реализм произошёл от идей Платона. Согласно этому учению, существуют общности, или универсалии, это идеи всех предметов. Важным в учении реалистов является то, что они представляли эти общности отдельно существующими предметами, находящимися в мире идей. Душа, как и в учении Платона, занимается их познанием. Номиналисты придерживались противоположной позиции. Они считали, что общности – это имена, абстрактные понятия, и в качестве отдельных предметов они не существуют. Номиналисты считали, что уделять внимание нужно самим предметам, изучать чувственный опыт, получаемый от них. Этот спор скрывает за собой важную для психологического знания проблему: происходит ли человеческое познание от ощущений или от идей, абстрактных понятий? Во времена наибольшего влияния на науку религии предпочтение отдавалось той позиции, в которой идеи оказывались первичными - реализму. Однако позднее роль религии снижается, этому способствуют многочисленные открытия в естественных науках – в исследовании природы, астрономии, математики. Номинализм становится всё более влиятельным направлением.
В разгар этого спора возникают противоречащие друг другу учения двух известных мыслителей – Фомы Аквинского и Роджера Бэкона.
Фома Аквинский (1225 – 1274 годы). Это самый известный представитель схоластики – религиозно-философского направления, сочетавшего христианские учения с трудами античных мыслителей, прежде всего Платона, Аристотеля, Августина. Фома Аквинский учил, что душа обладает бытием, отдельным от тела человека, хотя и помещается в теле. У души есть способности, часть из которых нуждаются в теле (это вегетативные и животные функции), а часть присущи только самой душе (разум, воля). Душа занимается познанием, и познание имеет два уровня: уровень познавательных органов и интеллектуальный уровень. Уровень познавательных процессов Фома Аквинский считает низшим, и утверждает, что душа должна заниматься интеллектуальным познанием. Интеллект обладает способностью находить всё более широкие обобщения, вершиной которых является Бог. Бог есть высшая и конечная цель познания. Чтобы дойти до этой цели, душа человека имеет ряд врождённых понятий – математические аксиомы, логические принципы познания. Эти врождённые знания, по Фоме Аквинскому, заложены в душу человека самим Богом, поэтому самая важная деятельность принадлежит разуму.
Совсем другую позицию поддерживал Роджер Бэкон (1214 – 1292) (не путать с Фрэнсисом Бэконом, английским философом 17 века!). Роджер Бэкон спорил со схоластами и превозносил значение опытов и наблюдения в познании, в отличие от чистой деятельности разума и интеллекта. Он считал, что невозможно игнорировать ощущения, и что без них интеллект не сможет развиваться. Чтобы познать душу, как считал Р.Бэкон, опыта недостаточно, но он необходим. Развитый через опыт интеллект способен испытывать некое внутреннее просветление, подобное озарению, через которое и открывается сущность души.
В 14 веке начинается эпоха Возрождения. Интерес к психологии возрастает на фоне возвращения к классическим идеям античности, развития естественнонаучных исследований. Философия постепенно отделяется от религии, и возникает множество новых учений, прежде не возникавших, хотя и нельзя ещё сказать, что в них совершенно не было религиозного влияния. Но всё же открытий становится всё больше, и особенно в медицине и физиологии. Учёные узнавали всё больше о человеческом теле, в котором, как известно, находится душа, и их представления о душе менялись. Учёные отказываются от описания общих вопросов и переходят к конкретному изучению души и её функций. Одним из первых исследователей, совершивших такой переход, был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). Он начал исследовать способности души, процессы, которые в ней происходят. Ф. Бэкон разделил душу на боговдохновленную (рациональную) и чувствующую. Способностями рациональной части души он назвал разум, рассудок, воображение, память, желание (или влечение), волю. К способностям чувствующей души относятся ощущение, выбор (стремление к благоприятным обстоятельствам и избегание неблагоприятных), произвольные движения.
Фрэнсис Бэкон подготовил почву для развития учений о сознании, так как отказался от изучения души в качестве особого предмета и предложил исследование её функций. Кроме того, он сделал многое для становления экспериментального метода в науке, в противовес доверию одним только органам чувств. Это послужило началом прогрессивного развития наук, в том числе и психологического знания, прикрепившегося к естественнонаучным исследованиям.

gastroguru © 2017