Выбор читателей
Популярные статьи
Задание 16: В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением «Мы теперь уходим понемногу»?
Не только в стихотворении Есенина прослеживается тема жизни и смерти, но и в других произведениях русских поэтов.
В первую очередь, хочется отметить стихотворение Пушкина «Элегия», где явно преобладает оптимизм. Подобно есенинскому лирическому субъекту, герой Пушкина сожалеет о прошлом и настоящем: «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе». Сходство нарисованных образов выражается в размышлениях героев о грядущей смерти, они принимают жизнь с любыми трудностями. Пушкин, безусловно, хочет «жить, чтоб мыслить и страдать».
Кроме того, стоит обратиться к стихотворению Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Тема жизни и смерти типична для лермонтовской лирики, здесь присутствует мотив разочарования: «Уж не жду от жизни ничего я». Но в отличие от мысли Есенина, герой Лермонтова отдает предпочтение смерти, именно она приблизит героя к гармонии, «покою и свободе».
В творчестве Есенина данная тема является сквозной, и в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» герой понимает, что “не будет больше молодым”, и он трезво осмысливает перспективу уйти в мир иной: “Все мы в этом мире тленны”. В этом произведении присутствует то смирение, что отсутствует в лирическом стихотворении «Мы теперь уходим понемногу».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Тема жизни и смерти -- вечная во всей литературе -- является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например, "И скучно и грустно", "Любовь мертвеца", "Эпитафия" ("Простосердечный сын свободы..."), "1830. Мая. 16 числа" ("Боюсь не смерти я. О нет!.."), "Могила бойца", "Смерть", "Валерик", "Завещание", "Сон".
Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы "Героя нашего времени", будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.
В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим "я" гармонии с миром оказываются тщетным: нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни "в шумном граде", ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.
В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает "чужое" сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни -- это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в бессмертие и человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?
Философская тема в лирике
Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, одиночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы - темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.
Уже в ранней лирике отражается мотив одиночества. Лирический герой испытывает разобщенность с действительностью, с землей и небом «Земля и небо», «Я не для ангелов и рая» он замкнут, угрюм, любовь его чаще безответна. Все это обусловило нарастающее чувство безысходного одиночества. Лермонтов создает горькие, проникнутые пессимизмом строки: «Гляжу назад - прошедшее ужасно; Гляжу вперед - так нет души родной». И парус, ставший символом лермонтовской лирики, отнюдь не случайно «одинокий». Даже в программном для автора стихотворении «Дума» уже звучит эта тема. Осуждая свое поколение, сознательно раскрывая его «грядущее», которое «иль пусто, иль темно», Лермонтов еще не отделяет и себя от сверстников, но уже смотрит на них несколько со стороны.
Белинский, отмечавший, что «эти стихи написаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав. И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества. В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен... этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».
Обращенность к ней обусловлена самой программой символистов, их обостренным мировосприятием. Современное общество и вся действительность воспринималась символистами в состоянии глубокого кризиса. Д. Мережковский, например, считал, что "современные люди стоят, беззащитные, лицом к лицу с несказанным мраком, на пограничной черте света и тени, и уже более ничто не ограждает их сердца от страшного холода, веющего из бездны… Мы свободны и одиноки!.." . "Современное искусство обращено к будущему, но это будущее в нас таится; мы подслушиваем в себе трепет нового человека; и мы подслушиваем в себе смерть и разложение; мы - мертвецы, разлагающие старую жизнь, но мы же еще не рожденные к новой жизни; наша душа чревата будущим: вырождение и возрождение в ней борются", - писал А.Белый . Жизнь и смерть воспринималась символистами как два взаимообусловленных понятия, находящихся в вечном противоречии и единстве одновременно. Объясняя сущность нового литературного течения, А.Белый декларировал: "Только в тот момент, когда мы выдвинем вопрос о жизни и смерти человечества во всей его неумолимой жестокости, когда поставим его в центр наших жизненных устремлений, когда скажем твердое "да" возможной жизни или смерти, - только в этот момент мы приблизимся к тому, что движет новым искусством: содержание символов его или окончательная победа над смертью возрожденного человечества, или беспросветная тьма, разложение, смерть" . Поэты-символисты выступали в своем творчестве предвозвестниками то жизни, то смерти. Одни из них вступали в открытую борьбу с жизнью, другие - со смертью, но ни те, ни другие не принимали неопределенности, не мирились с позицией благополучной середины между жизнью и смертью.
Мир, в котором творили поэты, виделся им пространством вечных сумерек. "Мы живем в мире сумерек, ни свет, ни тьма - серый полумрак; бессолнечный день или не вовсе черная ночь. Образ победной жизни, как и образ гибели, одинаково не содержится в содержании нашего сознания".
Воссоздавая полноту жизни или полноту смерти, поэты-символисты обратились к символам, позволяющим сгущать краски, создавать необычные образы и картины.
Окружающая жизнь воспринималась символистами как бледное отражение борьбы жизненных сил человеческих с роком. Символизм стремился углубить либо мрак, либо свет. Художник выступал в поэзии символистов в роли определенного борца (за жизнь либо смерть), не способного вместе с тем "видоизменить самый образ видимости; ведь в образе том жизнь и смерть соединены; видоизмененный образ есть символ".
Наиболее характерными выразителями эстетских принципов символизма были В. Брюсов, К. Бальмонт и И. Анненский. Символизм создал свою философию искусства, выработал свои эстетические принципы. Философская программа символизма исходит из идеалистического тезиса о том, что окружающая, видимая действительность мнима, иллюзорна, а подлинная сущность скрыта. Учение философов-идеалистов, начиная с Платона и кончая Кантом и его последователями, прокладывает путь символистской теории о двух мирах, в которой символу отводится роль связующего звена, посредника между этими двумя мирами. Отсюда идут утверждения символистов о двойственности произведений искусства, о выражении в поэзии "таинственных намеков", смутных ожиданий, о преобладании звука над смыслом, о приеме иносказаний, недомолвок и т.д. Символисты во главу угла своей творческой платформы поставили теорию "символа", в которой раскрывается их отношение к поэзии и изображаемой в ней действительности. Противопоставление личности "толпе" стало одним из распространенных мотивов декадентской поэзии. "Я не умею жить с Людьми", "мне нужно то, чего нет на свете", - писала 3. Гиппиус, подчеркивая свою "надземность".
Брюсов так мотивирует устремление к потустороннему миру: "Искусство то, - что в других областях мы называем откровением, создание искусства - это приоткрытие двери в Вечность. Мы живем среди вечной исконной лжи. Мысль, а, следовательно, и наука, бессильна разоблачить эту ложь. Но... есть просветы. Эти просветы - те мгновения экстаза, сверхчувственных интуиций, которые дают иные постижения мировых явлений, глубины, проникающие за их внешнюю кору, в их сердцевину" . Всеми характерными признаками символизма отмечено стихотворение Брюсова "Прощальный взгляд" (типичное для его раннего пера). Конкретные предметы, изображенные в этом стихотворении, заключают в себе какую-то отвлеченную идею и кажутся призрачными.
Я сквозь незапертые двери
Вошел в давно знакомый дом,
Как в замок сказочных поверий,
Постостигнутый волшебным сном.
Сквозь спущенные занавески
Чуть проникали тени дня,
И люстры тонкие подвески
Сверкали бледно, не звеня.
Я встретил взгляд без выраженья
Остановившихся часов.
Полузасохшие растенья
Стояли стражей мертвецов.
Я заглянул... Она смотрелся,
Как тихо догорал камин,
Зола каких-то писем тлела,
Но в воздухе дышал жасмин.
Бросали угли отсвет свой.
Она вдыхала запах светский,
Клонясь все ниже головой.
И невеселый, непечальный,
Я скрылся, как вошел, без слов,
Приняв в гостиной взгляд прощальный
Остановившихся часов .
Поэт нарочито создает настроение смутности, избегает четких характеристик явлений. Вот почему у него превалируют "тени", "туманности", "темнота" и т.д. Тени - чрезвычайно характерный художественный атрибут поэзии символистов. Брюсов во многих стихах прибегает к этому образу. Вспомним: "Тень несозданных созданий колыхается во сне, словно лопасти латаний на эмалевой стене". Мережковский мотивирует причину симпатий символистов к "теням" в стихотворении "Последняя чаша": "Последним ароматом чаши Лишь тенью тени мы живем И в страхе думаем о том, Чем будут жить потомки наши".
"Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа",- писал Гумилев .
В поэзии символистов настоящая действительность изображается в крайне неприглядном виде. Очень характерно в этом смысле стихотворение 3. Гиппиус "Все кругом": "Страшное, грубое, липкое, грязное, жестко-тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно-довольное, тайно-блудливое, Плослоско-смешное и тошно-трусливое, Вязко, болотно и тинно-застойное, жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское, гнойное, черное, Изредка серое, в сером упорное, Вечно лежачее, дьявольски косное, Глупое, сохлое, сонное, злостное, Трупно-холодное, жалко-ничтожное, Непереносное, ложное, ложное!" [Цит. по: 23, с.46]
Если одни символисты (Мережковский, Гиппиус) видели смысл поэзии только в воплощении мистической, потусторонней действительности, то другие символисты стремились к гармоническому сочетанию в изображении существующего и потустороннего миров.
Вот как определяет символическую поэзию К. Бальмонт: "Это поэзия, в которой органически, не насильственно, сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота, сливаются так же легко и естественно, как в летнее утро воды реки гармонически слиты с солнечным светом" . Однако, несмотря на скрытый смысл того и другого символического произведения, непосредственное, конкретное его содержание всегда законченно само по себе, оно имеет в символической поэзии самостоятельное существование, богатое оттенками. "Уход из этого мира, "где истин нет", взлеты в поднебесную высь, падение ниц пред образом "сущего", возвеличение себя до сверхчеловека, стоящего над миром, проповедь крайнего индивидуализма и "чистого искусства", прославление смерти "мечтания о воле свободной" - таков внешне многообразный, а по существу субъективно ограниченный мир ранней поэзии декадентов" . Недаром Бальмонт писал:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество
Моя пустынная душа .
Таким образом, символизм в русской литературе Х1Х - ХХ в. представлял собой сложное и неоднозначное явление. В нём выразилось предчувствие и ожидание грандиозных социальных исторических перемен и одновременно - страх перед ними, острое неприятие буржуазного миропорядка ("страшного мира") и мотивы декадентства, принятие революции и религиозно-мистические устремления. Духовные искания символистов выразились в обращении к "вечным" вопросам бытия, среди которых проблема жизни и смерти занимает одно из ведущих мест. Влияние С. испытали разнообразные художественные течения ХХ в. Его эстетическая доктрина осталась достоянием истории; но художественная практика крупных поэтов-символистов вошла живым наследием в искусство ХХ в.
Внутренний мир лирического героя предстаёт читателю разнообразным, в нём можно выделить несколько аспектов. Рассуждая о смерти и подводя итоги жизни, С. Есенин первым делом вспоминает природу, землю; именно прощаясь с «берёзовыми чащами» и родной землёй автор «не в силах скрыть тоски», именно природа занимает наибольшее место во внутреннем мире лирического героя.
Любовь к женщинам также занимает немалую роль в жизни лирического героя; он рад тому, что за жизнь ему приходилось любить.
Ещё одним составляющим внутреннего мира лирического героя является любовь к животным, автор заявляет, что в течение жизни бережно относился к животным:
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Тема жизни и смерти звучит в стихотворении А.С. Пушкина «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). Пушкинское стихотворение созвучно с есенинским в том, что оба поэта исполнены любви к жизни. Однако если Есенин подводит итоги своей жизни и думает о скорой смерти, то Пушкин, наоборот, не желает смиряться с её неизбежностью: «Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;». Также мы можем заметить, что Пушкин смотрит в будущее, надеется, что светлые и прекрасные моменты ещё будут в его жизни, в то время как Есенин рассуждает о том, что будет после смерти.
Данную тему также поднимает в своём стихотворении «Дума» М.Ю. Лермонтов. Лирический герой этого поэта считает, что его поколение, как и он сам, не умеет жить, наслаждаясь жизнью. В отличие от позиции Есенина, Лермонтов утверждает, что жизнь скучна, что люди не умеют жить искренне: «И ненавидим мы, и любим мы случайно». В отношении к смерти поэты солидарны: оба лирических героя не боятся смерти и относятся к ней со спокойствием.
Обновлено: 2018-08-14
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем,
Под стол ученых дураков!
Статьи по теме: | |
Конспект урока по основам православной культуры "защита отечества"
Муниципальный фестиваль открытых уроков "К вершинам мастерства" Конспект... Основные свойства гиперболы
1. Гипербола лежит за полосой со сторонами x = ± a . Действительно,... Презентация на тему михаил илларионович кутузов спаситель Фотографии с подписями для презентации кутузов
краткое содержание других презентаций «Россия во 2 четверти XIX века» -... |