Последовательность и способы разрешения конфликта. Стадии развития конфликта Правильный порядок этапов конфликта

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению отражены в табл. 2.3.

Соотношение фаз и этапов конфликта

Таблица 2.3

Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.

Игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников*.

Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам - руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.


Каждому из нас прекрасно известно такое понятие, как конфликт. Им обозначаются обострённые, противоречивые ситуации, в которых каждая из сторон занимает позицию, противоположную интересам оппонента. Конечно же, не на пустом месте возникает конфликт. Этапы конфликта, впрочем, представляют собой отдельный интерес в сфере психологии. А вообще, данная тема сама по себе очень обширна. Так что стоит её рассмотреть чуть более подробно, уделив внимание каждому важному нюансу.

Причины возникновения

Каким бы ни был конфликт, основной предпосылкой его возникновения является столкновение противоположных интересов, целей или мнений. Однако существуют объективные факторы, обуславливающие причины противоречий. Но они столь разнообразны, что их невозможно сгруппировать в соответствии с какой-либо классификацией.

Естественные причины возникновения конфликтов встречаются наиболее часто. Люди социальны, они живут в обществе. Им свойственно отстаивать свою точку зрения. Ведь так они защищают то, что им дорого - личные ценности. Но только одним удаётся держать ситуацию под контролем, а другим - нет. Вследствие чего начинает проявляться вспыльчивость, агрессия, и всё перерастает в острую, противоречивую ситуацию.

Иные предпосылки

Социально-психологические причины возникновения конфликтов многочисленны. Нередко они кроются в индивидуальной несовместимости оппонентов. Люди с несочетаемыми темпераментами и характерами будут конфликтовать. Как и те личности, у которых расходятся понятия о жизненных идеалах, ценностях и целях.

А бывают и индивидуальные причины. Один человек, например, будет конфликтовать с другим, если его поведение ему кажется недопустимым. Или если у них отличается уровень интеллектуального развития, разные представления о мире, его восприятие. Отсутствие эмпатии, кстати, тоже может быть причиной противоречий.

Начальная стадия

Предконфликтная ситуация - вот с чего всё начинается. Это, можно сказать, нулевая ступень. Но именно с неё может начаться развитие конфликта. Это некий риск возникновения противоречивой ситуации. Обычно его «пресекают на корню». Оппоненты понимают, что если продолжить развивать тему, которая вызвала твёрдый спор, то закончится это плохо. И обычно все решают остаться при своём мнении.

Но это лишь единичный пример. Ситуации, подобные описанной, могут возникнуть в процессе беседы или дискуссии. А бывает и так, что предконфликтная стадия длится очень долго. Сопровождается она напряжённостью в отношениях оппонентов, которая не находит выхода и решения, поскольку в открытое столкновение не переходит. Обычно помогает расстановка всех точек над «i». Однако порой даже нечего расставлять. Иногда один человек может даже не знать о том, что он - потенциальный участник конфликта с той или иной личностью, которой тот просто не пришёлся по душе. Отсутствие взаимной симпатии - нередкий фактор, провоцирующий противоречия.

Инцидент

Если не справиться с начальной стадией, то именно в него перерастёт конфликт. Этапы конфликта, следующие за «нулевой» ступенью, - это инцидент и эскалация. Они развиваются стремительно. Инцидент подразумевает завязку противоречия. Иногда может казаться, что он возник из ниоткуда. Но так не бывает. В большинстве случае это просто оказывается «последняя капля», которая в чаше начальной стадии уже не умещается. И вспыхивает конфликт.

Этапы конфликта, следующие за инцидентом, подразумевают накал страстей. Оппоненты спорят, выдвигают аргументы, ругаются, а напряжение между ними всё усиливается. Данный процесс называется эскалацией. Сколько она будет длиться - зависит от причины, из-за которой всё началось, и от самих участников противоречия. У одних спор разрешается за час. А некоторые способны враждовать годами, десятилетиями и даже поколениями. Вспомнить хотя бы знаменитую трагедию Уильяма Шекспира, в которой раскрывалась тема конфликта между старинными родами Монтекки и Капулетти, тянущегося испокон веков.

Кульминация

Ею обычно завершается конфликт. Этапы конфликта, перечисленные ранее, нередко делятся на ещё несколько стадий, но заканчивается всё так называемой «мёртвой точкой». Кульминация отнюдь не всегда означает перемирие обеих сторон. Наоборот, чаще всего она подразумевает свершение такого события, разрушительная сила которого так велика, что продолжать развивать противоречие становится просто небезопасно.

Для примера можно вновь обратиться к трагедии «Ромео и Джульетта». Почему семьи Монтекки и Капулетти прекратили вражду? Потому что именно из-за неё погибли их дети. Они осознали бессмысленность своего конфликта, допустив гибель Ромео и Джульетты. Только смерть детей донесли до них, что доброта и любовь должны править миром, а не злость и вражда. Перемирие стало раскаянием и попыткой попросить прощения у погибших за жестокость, гордость и непонимание.

Впрочем, в реальной жизни участники конфликта не всегда приходят к выводу о прекращении обострения отношений. Некоторые лишь усиливают враждебные действия, и это губит не только оппонента, ставшего уже противником, но и их самих.

К чему всё приводит?

Последствия конфликтов, которые не удалось вовремя разрешить, очень печальны. Человек, по причине своей эмоциональной уязвимости, становится подвержен стрессам. Они копятся, могут даже перерасти в депрессию. Если оппонент проявляет себя в споре с новой, худшей стороны, то также пропадает мотивация к разрешению противоречивой ситуации. Человек испытывает разочарование в том, кто был ему дорог, которое нередко перерастает в ненависть. Чем сильнее обостряется ситуация, тем динамичнее ухудшаются отношения между людьми. Может появиться желание отомстить, выплеснуть свою агрессию в плохом поступке.

Естественно, всё заканчивается плохо. Последствия конфликтов неутешительны. И многим сложно поверить, что из них можно извлечь пользу. А ведь так и есть. Без межличностных противоречий отношений не существует. И это нормально. А умелое разрешение спорта способно укрепить связь между людьми, доверие и чувство справедливости. Вот только для этого необходимо знать, как вести себя в подобных ситуациях.

Как выйти из ситуации?

Итак, выше была вкратце описана последовательность этапов конфликта. Теперь пару слов можно сказать про самые популярные способы, к которым прибегают люди для того, чтобы выйти из противоречивой ситуации как можно быстрее.

Удивительно, но многие решают просто избегать оппонента и самого конфликта. Эти люди, как правило, очень эмоциональные, страдающие фрустрацией. Порой некоторым проще отказаться от отношений, чем решить назревшую проблему.

Метод покорности популярен среди мягких людей. Они спокойно идут на односторонние уступки ради оппонента, отказываясь от своих личных интересов и желаний. Покорность может быть оправдана. Но только в том случае, если она сочетается с хитростью. Человек, играющий роль покорного, должен знать, что проблема действительно будет таким образом ликвидирована. Иначе он может предстать просто в виде бесхарактерной, слабой личности. А это повлечёт за собой претензии в будущем.

Другие методы

Есть ещё три известных способа, с помощью которых можно разрешить конфликт. Первый - конкуренция. И практикуется он не только в случаях возникновения противоречий в бизнес-сфере. В межличностных отношениях конкуренция тоже имеет место быть.

Допустим, жена хочет взять ипотеку, а муж нет. Они живут у свекрови. Невестка рассказывает той о своей задумке, и та переходит на её сторону, поскольку идея о покупке молодыми собственного жилья не так уж плоха. И вот, помимо жены, на мужчину ещё «давит» его мама. Хотя логично, что изначально она, так сказать, представляла интересы своего сына. В общем, принцип конкуренции прост. Другие люди воспринимаются участниками конфликта в качестве инструментов в борьбе за личные интересы.

Но чаще всё-таки практикуются компромисс и сотрудничество. Первый метод подразумевает отказ обеими сторонами от некоторых своих требований ради удовлетворения друг друга. А второй способ заключается в кооперации оппонентов для выработки совместного решения, которое устроило бы их обоих. Самый эффективный, между прочим.

Рациональный подход к проблеме

Пожалуй, лучшая система решения межличностных противоречий принадлежит американскому психологу Томасу Гордону. Он на протяжение долгого времени изучал основные этапы конфликта и в итоге разработал несколько ступеней конструктивного решения спорных ситуаций.

В первую очередь оппоненты должны выявить проблему. Надо конкретизировать её, назвать, дать точную формулировку. Затем необходимо поговорить о взаимных чувствах, ожиданиях и потребностях. Участники конфликта должны услышать и понять друг друга. А потом - вместе придумать способы решения ситуации. Чем их будет больше, тем лучше. Всё равно на следующем этапе каждый вариант придется рассмотреть с логической точки зрения и неподходящие отбросить в сторону. А из оставшихся выбрать такой, который устроил бы каждую сторону. И воплотить его в действительность.

Удивительно, но многие конфликты в отношениях именно так и решаются. Экспрессивные споры ничем не помогут. То ли дело взаимное уважение и практичный подход к ситуации.

смешенный конфликт - конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина конфликта скрыта

неверно приписанный конфликт - это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие отношения к конфликту.

Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.

Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития: предконфликтную, собственно конфликт (стадию развития конфликта), стадию разрешения конфликта, послеконфликтную стадию:

Предконфликтная стадия

Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной напряженности и конфликтам.

Социальная напряженность тоже не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть самые различные. Вот некоторые наиболее характерные из причин, вызывающих рост социальной напряженности:

а) реальные «ущемления» интересов, потребностей и ценностей людей;

б) неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях изменений;

в) неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д.3

Социальная напряженность по сути представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период являются групповые эмоции.

Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является также «неудовлетворенность». Накопление неудовлетворенности существующим положением дел и ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности.

Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:

Возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий, уменьшение контактов и накопление обид;

— стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере;

— разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование образа «врага» и установка на борьбу.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент - это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон:

Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;

Одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произошло» (уход от конфликта);

Инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния.

Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий) сторон.

Стадия развития конфликта

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Выделяют несколько форм конфликтного поведения:

а) активно-конфликтное поведение (вызов);

б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

в) конфликтно-компромиссное поведение;

г) компромиссное поведение.

В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения сторон конфликт приобретает свою собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания.

Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта:

1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами.

2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым.

3. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

Стадия разрешения конфликта

Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

На определенной стадии развития конфликта у конфликтующих сторон могут существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях противника. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми, возникшими в результате конфликта отношениями, новой расстановкой сил, осознанием невозможности достичь целей или непомерной цены успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из конфликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития событий:

1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;

3)недостаток ресурсов борьба принимает затяжной, вялотекущий характер;

4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте;

5) конфликт может быть также остановлен под давлением третьей силы.

Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся очевидные, четкие условия его прекращения. В конфликте такие условия могут быть определены еще до начала противоборства (например, как в игре, где существуют правила ее завершения), а могут быть выработаны и взаимно согласованы уже в ходе развития конфликта. Но могут возникать дополнительные проблемы его завершения. Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников.

Существует много способов для завершения конфликта. В основном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами.

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают «боевых действий», но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующими сторонами и включают следующие возможные процедуры:

Признание наличия конфликта;

Утверждение процедурных правил и норм;

Выявление основных спорных вопросов (оформление протокола разногласий);

Исследование возможных вариантов решения проблем;

Поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулированию конфликта в целом;

Документальное оформление всех достигнутых договоренностей;

Выполнение всех принятых взаимных обязательств.

Переговоры могут отличаться друг от друга как уровнем договаривающихся сторон, так и существующими между ними разногласиями. Но основные процедуры (элементы) переговоров остаются неизменными.

Послеконфликтная стадия

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Динамика конфликта

Важной характеристикой конфликта является его динамика.

Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта – отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически.

Например, после фазы спада в 1–м цикле может начаться фаза подъема 2–го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3–й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению отражены в табл. 2.3.

Рис. 2.3. Фазы конфликта

Таблица 2.3. Соотношение фаз и этапов конфликта

Также выделяют следующие три основные стадии развития конфликта:

1) латентную стадию(предконфликтная ситуация),

2) стадию открытого конфликта,

3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.

На этой “инкубационной” стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.

2. Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:

  • расширение числа участников;
  • нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;
  • смещение эмоциональной окраски конфликтов сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;
  • возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.

Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта.

Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции сторон, особенно той, которая имеет большие ресурсы, силы, могут быть двух видов.

В случае несовместимости сторон, стремления к уничтожению другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или даже к уничтожению одной из сторон.

Выделяют несколько стадий конфликтной ситуации – динамика С.К. – процесс изменения и развития конфликта.

1. ПРЕДКОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ. Рассматриваются ситуации на кануне конфликта. Предпосылки: интриги, слухи. Намечаются противоречия, но столкновения нет.

2. СОБСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО ЭТАПЫ.

— Этап открытого противоборства:

— инцидент (начало конфликта),

— случай (имитирующий конфликт) стычка, стороны делятся на своих и чужих. Возникает непонятная ситуация. Возможно решить конфликт мирным путем.

— Эскалация, действия направлены на достижения целей, установка на борьбу. Создается негативный образ врага. Демонстрируется сила в целях устранения оппонента, используется насилие.

— Расширение и поведение конфликта.

3. ЗАВЕРШЕНИЕ.

Характерно ослабление одной или двух сторон, когда исчерпаны ресурсы.

Основные стадии развития конфликта

Осознание бесперспективности. Преобладание одной из сторонни ее возможность подавить оппонента. Появление третьей стороны способной подавить противостояние.

  1. Управление социальными конфликтами. Способы их разрешения..

Если конфликт игнорировать или разрешать его словесно, он будет развертываться стихийно объединяясь с другими конфликтами и завершится разрушением. Под управлением понимается подавление С.К. в интересах общества в целом или отдельного субъекта. В широком смысле управление конфликтом, связано с воздействиями на конфликт.

1) предупреждение о К. т.е. не допустить его развертывание.

2) Профилактика, т.е. преодоление противоречий.

3) Предотвращение, устранение причин противостояний. Если не удается «задушить конфликт», то задача сводится к локализации противоборства.

4) Регулирование динамики К. т.е. устранение и разрешение К. Устранение предполагает:

— победу одной стороны, и уничтожение другой.

— уничтожение обеих сторон;

— перерастание одного конфликта в другой.

Методы разрешения:

— сглаживание (убеждение);

— быстрое разрешение, за короткие сроки;

— метод скрытых действий;

— метод компромисса (путем переговоров);

— сотрудничество;

— метод насилия (навязывание одной из сторон своей позиции).

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 155 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Стадии развития конфликта

Процесс развития конфликта проходит несколько стадий, каждая из которых может отличаться напряженностью между конфликтующими и степенью изменения их отношений друг к другу.

Некоторые авторы предлагают рассматривать целостно конфликт и процесс его разрешения, выделяя при этом следующие моменты: 1) предконфликтная стадия; 2) собственно конфликт; 3) разрешение конфликта; 4) послеконфликтная стадия .

Несколько иного подхода к развитию конфликта придерживается В.Ю. Питюков, описывающий именно стадии конфликта.

На первой стадии хотя бы у одного из партнеров возникает недовольство , т.е. ощущение неудовлетворенности чем-то или кем-то. Оно может выражаться недовольными взглядами, соответствующей мимикой, интонацией голоса, позой и, конечно же, словами несогласия, отрицания, раздражения или эдакого бурчания. При этом знаки недовольства могут и не доходить до партнера, не задевать его.

Стадии развития конфликта

На этой стадии происходит своеобразное личное возбуждение одного из потенциальных участников конфликта (а возможно, что и обоих участников), являющееся признаком того, что между субъектами назревает противоречие. Недовольство может длиться довольно долго и необязательно развиться в обострение отношений. Особенно если партнеры не имеют возможности выразить свое состояние непосредственно или через посредников друг другу.

Однако если партнеры получают возможность для взаимного предъявления своего недовольства, то наступит новая стадия — разногласие , т.е. разные гласы, различные голоса. На этой стадии субъекты предъявляют друг другу свои различные мнения и будут, прежде всего, заботиться о том, чтобы их мнения, их взгляды были высказаны партнеру, доведены до него.

Если каждая из сторон проявляет настойчивость, то разногласие перерастает в противодействие , т.е. действие, создающее помеху действию партнера. Здесь любые доводы и аргументы противоположной стороны будут натыкаться на своеобразные препятствия в виде язвительных реплик, контраргументов и примеров решения конфликтного вопроса в свою пользу.

В случае неспособности найти способы примирения конфликт может затянуться и перейти в стадию противостояния . Стоя на своем, каждая из сторон будет демонстрировать непоколебимость своей позиции, свою особую "принципиальность". "Все равно будет по-моему!", "Ни за что не уступлю!", "Пусть я потеряю то-то и то-то, но я ему докажу" — примерно такие "формулы самовнушения" довольно часто используют партнеры. Подобное упрямство свидетельствует о еще большем нарастании напряженности между субъектами, которые все упорнее загоняют себя в безвыходное положение.

Противостояние часто перерастает в противоборство , т.е. в борьбу против кого-то или чего-то. Стремясь достигнуть своих интересов, субъекты не стесняются в выборе способов подавления своего противника, пуская в ход всевозможные словесные оскорбления, применение физической силы.

Противоборство сторон может перерасти в одну из двух форм: разрыв отношений или принуждение . Разрыв отношений, как правило, происходит, когда соперники обладают примерно одинаковыми силами либо занимают равные позиции. Если же один из соперников значительно превосходит другого, то их противоборство заканчивается принуждением более слабой стороны.

Например, конфликт между двумя учениками, не желающими идти на примирение, обычно завершается разрывом их отношений, поскольку каждый из них имеет практически одинаковый статус в школе.

Конфликт между директором и учителем либо между директором и учеником может завершиться принуждением со стороны директора, который обладает большими, нежели учитель и ученик, "рычагами" воздействия на своих подчиненных.

Рассмотренные формы развития конфликта иногда представляют в виде своеобразной "лесенки" конфликта :

  • разрыв или принуждение
  • противоборство
  • противостояние
  • противодействие
  • разногласие
  • недовольство

Чем выше конфликтующие стороны поднимаются по этой "лесенке", тем больше нарастает напряженность в их отношениях, тем ближе они к разрыву отношений между собой. Это тот случай, когда развитие конфликта идет по деструктивному пути.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Причины возникновения конфликтов в процессе общения. Этапы развития конфликтов

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 28Следующая ⇒

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Основу любого конфликта составляет ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо спорные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах или несовпадение интересов, желаний, наконец, удерживает субъектов возможного конфликта и его объект. Однако для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта:

стороны (участники, субъекты) конфликта;

условия прохождения конфликта;

образы конфликтной ситуации;

возможные действия участников конфликта.

Причины конфликтов

В основном основные причины возникновения конфликтов — это разные аксиологические (ценностные) установки коммуникантов. А.П. Егидес предлагает определять два основных типа коммуникативного поведения — конфликтогенных и синтонных.

Конфликтогенное поведение провоцирует конфликт, который возникает, когда потребности одного человека мешают удовлетворению потребностей другого.

Конфликтогенные ситуации возникают на каждом шагу. Например, двое разговаривают, подходит третий. Собеседники умолкли (конфликтогенная ситуация) или включили его в свой разговор (синтонная ситуация).

Или: я даю человеку совет, когда она меня просит (синтонно ситуация) я даю совет, когда она этого у меня не просит (конфликтогенна ситуация). Когда с вами переходят на «ты» без разрешения, это может стать началом конфликтной ситуации — там, где люди чувствуют равными, скажем, в очереди («я с тобой свиней не пас!"). Но даже если вы должны терпеть такое хамство со стороны или начальника, то искреннего друга, в вашем лице он, согласитесь, не приобретет себе единомышленника. Правильным путем до начала конфликта является притворно доброжелательные фразы вроде «Как бы это вам объяснить?», «Ты не понимаешь …».

Немало конфликтов возникает из-за того, что люди по-разному понимают одно и то же слово или болезненно воспринимают логические и языковые ошибки (нелогичность изложения или употребление слова в неверном смысле). В свое время известный философ Б. Рассел создал «семантическую философию»: она утверждала, что все конфликты, вплоть до войн включительно, возникают исключительно из-за неадекватного восприятия и толкования чужого языка и чужих слов. Например, в украинском, русском и польском языках существует различное семантическое насыщение слова «жалко». В украинском и польском языках «сожаление» — это эмпатия, понимание проблем собеседника как собственных. В русском же языке слово «пожалеть» воспринимается как унижение.

Особенно горячо разгорается конфликт, когда наблюдается вербальная агрессия — недвусмысленные образы и унижения собеседника или одиозное отрицание его утверждений (особенно без аргументации). Если вы хотите быть благородным, никогда не надо опускаться в конфликте к такого рода вещам.

Однако для создания конфликтогенной ситуации не надо особых обидных слов. Нейтральное слово или предложение могут создать как синтонно, так и конфликтогенную ситуацию, если включаются невербальные факторы. Например, «спасибо» можно сказать таким ледяным тоном, что у собеседника пропадет всякое желание продолжать разговор. Таким образом, кофликтогенные ситуации формируются не только в русле собственно речевой деятельности. Скажем, демонстративно не замечать или не слушать человека, когда он к вам обращается, не отвечать на приветствие (такая себе примитивная имитация «аристократизма», как его себе представляет данный субъект) — конфликтогенная ситуация. И даже такой фактор, как угрюмое выражение лица, тоже может привести к ссоре.

Синтонное поведение (от лат. «Тон» — «звук») — это поведение, которое соответствует ожиданиям собеседника. Это любые формы благодарности, улыбки, дружеские жесты и т.д. — то, что в упоминавшейся выше методике нейролингвистического программирования (НЛП) называется «подстройкой" под собеседника. Пример: жена разбила чашку, я, человек, виню ее — и это конфликтогенна ситуация, но если я виню себя в том, что собственноручно поставил чашку на край стола, — это ситуация синтонная.

Большинство людей в большинстве случаев придерживаются нейтральной поведения. Так, если взять выполнение требований закона, здесь можно выделить 3 варианта поведения: не обязан, а сделал (синтонно) обязан, а не сделал (конфликтогенная) обязан и сделал (нейтральная). Соблюсти нейтральную линию не всегда удается: например, только моральный урод, может спокойно слушать, как оскорбляют близкого ей человека.

Этапы развития конфликта

Первый этап — зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т.п. Есть точка отсчета, вокруг которой в дальнейшем может развиваться конфликт; это общий интерес, новые связи, отношения, общее пространство и т.п. Поэтому любой человек является потенциальным противником в будущем конфликте.

Второй этап – созревание.

Стадии развития конфликта:

Из многочисленных связей и отношений субъект начинает выбирать те, которые он считает приемлемыми или неприемлемыми. Это может быть все что угодно: работа, секс, форма поведения, деньги, власть, процесс познания и т.п. Конкретно выделяется субъект (группа) как носитель той или иной притягательной или отталкивающей черты, и вокруг него начинает концентрироваться определенная информация. Идет поиск людей, симпатизирующих конкретной группе или человеку. Второй этап характеризуется:

Выделением конкретного оппонента;

Накапливанием определенной негативной информации о субъекте;

Четким выделением сферы конфликтной ситуации;

Концентрацией групп сторонников и противников;

Усилением и осознанием психологического напряжения между оппозициями.

Третий этап – инцидент. Часто перед ним наблюдается некоторое затишье, выжидание. Выделяются позиции «провокатора», «жертвы», «судьи», «базарной бабы», борца за справедливость». Как бы осторожно ни вела себя оппозиция, повод для инцидента найдется. Это может быть все, что угодно: не тем тоном сказано, не так взглянул, не предупредил или наоборот накричал, сделал замечание – это лишь «зацепка». Сам инцидент – «мелкий камешек», могущий вызвать обвал, приведя в действие всю мощь стихии. Его фиксация не позволяет увидеть основные противоречия и предмет конфликта между субъектами, однако он является отправной точкой для столкновения. Участники ситуации созрели для открытого противостояния, и начинается столкновение, т.е. конфликт.

Четвертый этап – столкновение (конфликт). Его можно сравнить со взрывом, в результате которого на поверхность выбрасывается как»пустая» порода, так и «ценная». Прямое столкновение проявляется на нескольких уровнях: эмоционально – психологическом, физическом, политическом, физическом, политическом, экономическом и т.д.

Требования, претензии, обвинения, эмоции, стрессы, скандалы вызывают борьбу, противостояние и конфронтацию. Способность определить «ценную породу» от «пустой» зависит от того, по какому пути пойдет конфликт: рациональному или иррациональному. Этот этап характеризуется:

Ярко выраженными противостояниями;

Выделением предмета конфликта, осознанного субъектами;

определением масштаба и границ конфликта;

Появлением третей стороны (наблюдателей, групп поддержки, и пр.);

Определением масштаба и границ конфликтной ситуации;

Предъявлением средств управления и манипулирования субъектами в конфликте;

Появлением факторов, подтверждающих необходимость столкновения.

Конфликт становится событием для окружающих, его видят, о нем говорят, к нему вырабатывается определенное отношение.

Пятый этап – развитие конфликта. Говоря о развитии мы имеем в виду изменение некоторых элементов и характеристик, которые присутствуют в ситуации, а также факторов, оказывающих то или иное влияние на конфликт. На этом этапе есть факторы, которые не развиваются и не меняются, т.е. статичны, постоянны: предмет конфликта; социальные факторы; базовые ценности; стратегические цели.

Элементы, которые частично меняются: связи и отношения между субъектами (группами); интерпретация фактов; интересы; потребности; тактические задачи; представления о конфликте, субъектах отношениях. Элементы, которые могут быть заменены другими: смысловой контекст; позиции, роли; средства борьбы; социальные нормы, принципы взаимодействия; реакции; чувства; эмоции. Именно здесь происходит развитее конфликта. Действия конфликтующих сторон определяются этими элементами.

Шестой этап – пост конфликтная ситуация, последствия конфликта. С точки зрения выделения этапов конфликта необходимо отметить, что часто конфликтующие стороны начинают осознавать ситуацию с третьего и четвертого этапов, когда конфликт созрел и многие процессы вышли из под контроля. Иными словами субъекты, уже находятся внутри конфликта и действуют в соответствии с его логикой борьбы и противостояния, уничтожения и подавления.

На основании выделения этапов развития конфликтной ситуации и выделения специфических характеристик можно;

Сформулировать задачи для осуществления целенаправленного вмешательства в конфликты на разных этапах;

Применять закономерности в практике управления и в учебном процессе;

Применять схему для диагностики конфликтной ситуации;

Профессионально управлять конфликтной ситуацией посредством изменения основных характеристик и элементов;

Профессионально «встраиваться в конфликт» с целью управления ситуацией изнутри и т.д.;

Таким образом, методически «расщепляя» конфликт и определяя место конфликта, мы строим некоторую конструкцию, позволяющую приблизиться к богатству содержания и распознать тончайшие нюансы этого социального феномена.

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Не каждый владеет искусством вести бесконфликтные переговоры, беседы. Но причины конфликтов бывают крайне разнообразными, но единое общее, что присуще каждому разногласию – его этапы возникновения и разрешения.

Основные этапы конфликта

  1. Прежде всего, существует момент зарождения конфликтной ситуации. Так, ее возникновение может спровоцировать своими действиями один или несколько человек.
  2. Далее происходит осознание имеющейся ситуации одним из «виновников торжества». Затем отмечается его эмоциональное переживание, реакция на данный факт. Так, оно может выражаться изменением , ограничением контактов с противником, критическими высказываниями в его адрес и т.п.
  3. Следующий этап возникновения конфликта перерастает в период открытого противостояния. Он выражен тем, что тот, кто первым осознал конфликтность в ситуации, переходит к активным действиям. Последнее может быть в виде предупреждения, какого-либо заявления. Это действие осуществляется с целью обидеть, нанести ущерб противоположной стороне, собеседнику.
  4. Тот, в свою очередь, принимает к сведению, что действия его оппонента направлены против него. Предпринимаются также активные действия, но уже в сторону инициатора конфликтной ситуации.
  5. Происходит развитие конфликта, имеющего открытый характер, потому как участники смело заявляют о занятых ими позициях. Ими выдвигаются определенные требования. Но важно учесть тот факт, что не всегда участники способны полностью осознать личные интересы и понять причину зарождения конфликта.
  6. Этап разрешения, финала разногласий. Оно достигается или посредством разговора, просьбы, убеждения, или административным методом (решение суда, увольнение и пр.)

Этапы разрешения конфликта

  1. Создание дружеской атмосферы путем проведения неофициальной беседы, длящейся пару минут перед основным разговором.
  2. Стремление обеих сторон внести ясность в общение друг с другом. К переговорам подготавливается необходимый материал. Бывают случаи, когда противники договариваются о единой терминологии, с целью исключить двусмысленное значение одних и тех же слов.
  3. Хотя бы одна сторона признает наличие конфликта. Это способно открыть путь к мирным переговорам.
  4. Обе стороны обсуждают все детали, способствующие разрешению конфликтной ситуации (место, время и при каких условиях начнется перемирие). Оговаривается, кто именно будет принимать участие в обсуждениях.
  5. Определяются границы разногласия. Каждая сторона озвучивает свою точку зрения относительно того, в чем именно для них проявляется этот , что она признает, а что – нет.
  6. Анализируются всевозможные варианты разрешения недопонимания. Отсутствует критика предложенных противником способов мирного заключения.
  7. Этап регулирования конфликта характеризуется найденным обеими сторонами соглашением. Обсуждаются предложения, способные улучшить взаимоотношения бывших противников.

Этапы семейных конфликтов

Конфликтные ситуации в социуме являются нормой. Социологи говорят, что даже когда отношения выстраиваются гармонично и с учётом общественных правил и норм поведения, всё равно иногда невозможно избежать разногласий. Они были во все времена и есть сейчас. «Популярно о здоровье» расскажет об основных стадиях конфликта и приведёт примеры, облегчающие понимание.

Для чего нужно знать основные стадии развития конфликта ?

Понимание того, как зарождается критическая ситуация, помогает избежать или максимально гладко разрешить её. Это необходимо для защиты социальных отношений и всего общества в целом. Психологи настоятельно рекомендуют научиться анализировать конфликт, что поможет идентифицировать самого себя и собственную роль в любом споре и конфликте и правильно разрешить его.

Основные стадии развития конфликта

Социологи и психологи выделяют 4 стадии развития конфликтных ситуаций. Рассмотрим их:

* Предконфликтная;
* Непосредственно сам конфликт (точка кипения);
* Разрешение ситуации;
* Постконфликтная стадия.

Для предконфликтной стадии характерно нарастающее напряжение. Оно всегда возникает, когда нарушаются ценности и интересы человека или группы людей.

Психологическое напряжение растёт из-за неудовлетворённости каких-либо потребностей индивидов. Ощущение недовольства и напряжённости вызывает желание искать виновных в сложившейся ситуации, причём, не всегда удаётся найти реальных виновников, иногда их роль присваивается предполагаемым или вымышленным субъектам.

Осознание неразрешимости проблемы приводит к ещё большему недовольству. Такая напряжённость может сохраняться длительное время, пока, наконец, она не перерастёт непосредственно в сам конфликт. Однако для перехода первой стадии во вторую необходим толчок, инцидент. Иногда его провоцируют сами участники конфликта, иногда он возникает случайно, на фоне естественного течения событий.

Вторая стадия – непосредственно само столкновение. Оно начинается по-разному – может быть спровоцировано одной из сторон или возникнуть спонтанно в результате обстоятельств. Противодействие нередко является ответной реакцией на вызов оппонента или группы лиц. Не всегда конфликт протекает явно, поскольку его проявление напрямую зависит от стиля поведения и реакции участников. Каждое противодействие является уникальным в своём роде. Не редки случаи, когда при противодействии удаётся избежать эскалации, то есть, активной фазы противоборства.

В подавляющем большинстве случаев всё же конфликты входят в стадию эскалации. Сопротивление достигает «точки кипения», перерастает в открытое противоборство. Если участники продолжают подогревать конфликт, он достигает таких масштабов, что в него могут быть вовлечены субъекты, которые ранее не были к нему причастны. Развивающееся противостояние порой настолько затягивает оппонентов, что они забывают о первичных причинах недовольства и целиком сосредотачиваются на конфликте, не гнушаясь никакими средствами борьбы. Главной целью противоборствующих сил является причинить оппонентам наибольший вред. По такому сценарию нередко протекают народные восстания, национальные конфликты, а также ссоры между обычными людьми.

Разрешение конфликта – следующий этап. Продолжительность противостояния зависит от различных факторов и внешних условий, а также от поведения самих участников процесса. Нередки случаи, когда оппоненты переосмысливают ситуацию, а также свои собственные ресурсы и потенциал других участников. Приходит понимание невозможности решить проблему силовым путём, необходимо искать другие методы решения. Разрешение конфликта возможно, благодаря нейтральной стороне, вмешательству извне. Постепенно «накал страстей» утихает, что всё же не исключает возможности нового противостояния в будущем.

Для постконфликтной стадии характерно полное затухание противостояния сторон. Однако отношения конфликтующих субъектов могут быть оставаться напряжёнными ещё долгое время. Это зависит от того, насколько удовлетворены их цели и потребности, какими методами воздействия они пользовались во время конфликта, какой ущерб нанесён сторонам.

Примеры развития конфликта

Простой пример – разлад семейных отношений. Если муж и жена долгое время накапливают недовольство, то со временем произойдёт ситуация, когда назреет конфликт. Одна из сторон может заявить о своих претензиях, а другая станет отстаивать свои интересы. Есть два пути решения проблемы – сесть за стол переговоров или разрушить семью. Если никто из супругов не встанет на путь примирения, то вскоре пойдут в ход оскорбления, а иногда и рукоприкладство, что в итоге разрешится разводом.

Для школьников более понятен пример двух парней, влюблённых в одну девочку. На почве ревности они конфликтуют, дерутся, после чего либо понимают бессмысленность этой ситуации, либо переоценивают свои возможности и потенциал оппонента. Конфликт затухает, но вскоре может обостриться снова.

Любая конфликтная ситуация имеет 4 стадии развития. То же самое касается националистических противостояний, политических разногласий. Важно понимать, что предшествует развитию противоборства и на этом этапе стараться не допустить его дальнейшего прогрессирования.

gastroguru © 2017