Факторы обуславливающие многообразие технологий социальной работы. Понятие социальной технологии; виды социальных технологий. Сущность и классификация социальных технологий

Термин «технология» известен более всего из материально-производственной практики, и, прежде всего, из промышленного применения технологий. Первоначально под технологией подразумевалась не только деятельность по преобразованию природных объектов, но также и общетехническая дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда и сырья, материалов. В тоже время этот термин никогда не означал понятия техники в смысле совокупности искусственных материальных средств человеческой деятельности и уже с древнейших времен означал искусство, мастерство, умение.

Достаточно широкая трактовка понятия «технология» дана болгарским философом Н. Стефановым, который отмечал: «Там, где человек активно и целенаправленно относится к окружающим его процессам, где он стремится сознательно и планомерно изменять природную и социальную среду, там, в принципе, возможна технология».

В общем смысле слова технология представляет собой «совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта». Таким образом, технология - это не просто комплекс знаний о способах и средствах, не просто совокупность инструментов, но совокупность упорядоченная, укорененная в некоторой методологии, в некотором системном принципе, включающим указание на общую и конкретную цели.

Технология алгоритмизирует деятельность, поэтому может быть многократно использована, воспроизведена и тиражирована для решения сходных задач и создается, в том числе, для дальнейшего «перенесения» в другие области. Создание технологии гарантирует заданные свойства продукта, обеспечивает рациональность самого процесса деятельности. Такое прочтение термина, пришедшего из сферы материального производства, изначально акцентирует внимание на ее преобразующем характере (в отличие от чисто познавательного). Но при этом из поля зрения ускользает тот факт, что объектом технологизации выступает не столько система инструментальных технических средств, сколько сам человек, осуществляющий деятельность. В таком случае технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной степени - мерой развития человека. Это можно объяснить тем, что технология выступает в виде стандартов-запретов, правил, норм, а также апробированных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов.

Технология воплощает в себе социальную форму практики, способы регулирования, контроля и управления взаимодействием между предметом труда и орудием труда, его технологическим содержанием. Причем, если объективной природной предпосылкой технологии являются природные процессы, которые обусловливают ее «вещественный каркас», то соответствующим социальным аналогом технологии выступает коллективная общественная практика, где материально-вещественные компоненты проявляют свою технологическую силу и раскрывают свое социальное значение. Общественная практика объединяет их в определенное целое, которое образует технологический способ освоения социального пространства.

В ходе развертывания научно-технической и информационной революций значительно усилилось внимание к социальным компонентам технологий и появилась возможность распространить технологический подход на все стороны общественной жизни: экономику, социальное управление, образование, воспитание, политику и др. Причем в каждой из них, разработка технологии основывается не просто на обобщении эмпирического опыта, а на новейших достижениях современной науки и техники.

Социальная технология - совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть, по сути социальная технология - это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации. Также социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата.

Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.

В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.

Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.

Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.

Но существует множество определений и трактовок самого термина «социальные технологии». Наиболее основополагающими можно назвать следующие характеристики:

1. Социальные технологии являются научной дисциплиной из многообразного цикла управленческих и социологических дисциплин. Это специально организованная область знаний о способах, процедурах и методах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях все нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.

2. С другой стороны, социальные технологии представляют собой способ осуществления деятельности на основе ее рационального и оптимального расчленения на процедуры, операции с их последующей координацией и синхронизацией выбора основных средств, методов и методик их выполнения.

3. Социальные технологии – это метод управления социальными процессами и явлениями, который обеспечивает систему их воспроизводства в определенных параметрах – свойства, качества, объемов, целостности деятельности.

Социальные технологии – элемент человеческой культуры, зависящий от менталитета народа и его языка. Социальные технологии возникают в процессе эволюции человеческого общества или создаются искусственно. Социальная технология - совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть по сути социальная технология - это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации. Социальные технологии различают в тесной зависимости от сфер общественной деятельности, в которых используются.

Социальные технологии могут быть:

Собственно социальными (достижение социальной справедливости «кто не работает, тот не ест»; защита незащищённых слоёв населения);

Экономическими (оценка способностей человека; интеллектуальная оптимизация труда работника; «рядовой выходит в управленцы», иными словами, персонал получает власть и ответственность);

Управленческими (развитие управленческих систем и порядка коллективной деятельности организаций; выделение личной стратегии);

Политической (гарантии дальновидности и взвешенности политических решений);

Духовной сфере (культурные запросы и интересы людей; реагирование на тенденции, связанные с общественной и культурной жизнью; наличие экономических предпосылок для решения существующих проблем).

Социальные технологии, которым все более уделяется внимание на государственном уровне, могут быть связаны с работой с обществом в целом, с семьёй, подрастающим поколением, женщинами, пенсионерами, с технологиями социального предвидения, адаптации, творческого развития, профилактического значения и экономической поддержке людей, а также социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские.

Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах. Социальные технологии, являясь связующим звеном между социологической теорией и методологией, с одной стороны, и социальной практикой - с другой, обеспечивают научно обоснованный выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на объект с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Объектом социальной технологии выступают: работники, с их социальными качествами, мотивами поведения, социальными ролями, целями и ценностями, малые и большие социальные группы, различные организации и социальные институты общества, а также социальная реальность (как «моментальный фотоснимок», конструируемый участниками в соответствии с их взаимными ожиданиями).

Предметом являются социальные процессы:

Внутриличностные процессы (например, процесс самовоспитания);

Процессы, происходящие непосредственно между двумя или несколькими индивидами (например, процесс лидерства);

Процессы, происходящие в отношениях между индивидом и группой (например, процессы адаптации или дезадаптации);

Процессы, происходящие внутри группы (например, процессы организации или дезорганизации);

Процессы, происходящие в отношениях между группами (например, процессы национального самоопределения или интернационализации);

Процессы, происходящие внутри отдельного общества (например, процессы социальной мобильности, дифференциации и ассимиляции);

Процессы, происходящие внутри человечества или глобального общества (например, процессы демилитаризации или межгосударственной интеграции).

Как видим, нижнюю границу образуют внутриличностные процессы, которые соприкасаются непосредственно с психическими и психофизиологическими процессами, верхнюю - глобальные социальные процессы.

Таким образом, можно констатировать, что термин «социальная технология» еще не завершил свое становления. Различные подходы к его определению отражают соответствующие значимые аспекты социоинженерной деятельности.

Использование социальных технологий определяет эффективность процесса управления малыми группами, крупными коллективами, обществами, позволяет эффективно влиять на развитие социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. Социальные технологии определяются типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных и революционных процессов, национальным менталитетом, представленным лингвистическими концептами, типами коллективов, социально-психологическими группами объектов социальных технологий.

Социальные технологии должны рассматриваться с разных сторон.

С одной стороны, как средство практического достижения поставленных целей, как системное и направленное целеполагание, основанное на социологическом анализе материала, упорядочиваемого императивами технологичности. Здесь выявляется незавершенность феномена многофакторности социологического упорядочивания, оптимизации и организации, процесс и объект не только трансформируется в нужном направлении, но и показывают исследователю новые грани, свойства, качества и отношения. А это означает реальный процесс трансформации социального и социологического знания.

Однако и этим процесс превращения знания не исчерпывается. Он продолжается при приме нении результатов социального моделирования, анализа эффективности, учета разных форм обратной связи, внесения корректив и поправок. Дальнейший процесс, связанный с генерализацией моде лей, выражения их в языке математики, информатики, логики, дает новый уровень превращения знания, характеризуя исходную социальную и социологическую информацию об объекте под новым углом зрения. Достигнутая экспликация характерологических черт объекта «запускает» новый виток. И так виток за витком происходит наслоение новой информации.

С другой стороны, социальные технологии - это деятельность людей, реализация их социальной энергии, интеллекта, выражения способностей, умений и даже желания делать что-либо определенным образом. Эти социальные действия осуществляются в конкретных социальных условиях, реализация - через специфические социальные институты и социальные организации. Здесь социальные технологии выступают как разновидность социального менеджмента, форма выражения социального управления.

С третьей стороны, социальные технологии - вид операционального социального самосознания. Этакая операционально-прагматическая социальная рефлексия. Она выражается в осмыслении тех технологических законов, которые позволяют обществу найти внутреннее социальное измерение оптимальности метаморфоз. Можно сказать, что социальные технологии - это социальный институт инноваций и социального творчества, организации и самоорганизации, диагностики, тактики и стратегии развития.

Социальные технологии выступают как интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позволяет не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь с помощью регулирования заработной платы, повышения мотивации труда, а также получать эффективный прогнозируемый социальный результат.

(Курсовая)

  • Махова Н.П., Филатов В.А. Профессионально-этические основы социальной работы (Документ)
  • Щукина Н.П. Технология социальной работы Часть 2 (Документ)
  • Щукина Н.П. Технология социальной работы Часть 1 (Документ)
  • Гуслова М.Н.Теория и методика социальной работы (Документ)
  • Зайнышев И.Г. Теория и методика социальной работы. Часть 1 (Документ)
  • Филатова Е.В. Теория социальной работы (Документ)
  • Заяц О.В. Технология социальной работы (Документ)
  • Качан Г.А. Теория социальной работы (Документ)
  • Холостова Е.И. Технология социальной работы (Документ)
  • Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы (Документ)
  • Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы (курс лекций) (Документ)
  • n1.doc

    Тема 3. Типология технологий социальной работы

    3.1. Сущность типологии как научного метода.
    Факторы, обусловливающие многообразие технологий
    социальной работы

    Многообразие социальных технологий, по мнению И.Г. Зайнышева, обусловлено: обширностью социальных отношений и видов социального действия; системным, сложным характером объектов социальных технологий; разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия; различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий . Кроме указанных, к факторам, обусловливающим многообразие технологий социальной работы, относятся: междисциплинарный характер социальной работы; иерархичность системы управления и др. Упорядочить накопившееся знание о технологиях социальной работы, выявить сходства и различия, связи и соотношения между различными видами технологий позволяет типологический анализ.

    Типология является одним из научных методов, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Суть этого метода заключается в классификации предметов или явлений по общности каких-либо признаков . Необходимость использования этого метода возникает во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по своему составу объектами и процессами. Типология может основываться на понятии типа как основной логической единице членения изучаемой реальности, либо использовать другие логические формы: классификацию, систематику или таксономию.

    3.2. Типологии технологий, используемых в социальной работе

    Вопрос о типологии технологий социальной работы является дискуссионным. Типология производится по различным основаниям.

    Е.И. Холостова, В.И. Курбатов и П.Д. Павленок выделяют: технологии социальной работы как науки – способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы; технологии социальной работы как учебной дисциплины – имеют обучающий, информационный характер; технологии социальной работы как особого вида деятельности – совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание уязвимым слоям и группам населения помощи, поддержки и защиты [См. 5; с. 27–28; 6; с. 18–19].

    П.Д. Павленок отмечает, что социальная работа представляет собой целостную систему. Каждый ее элемент: объект, субъект, содержание, цель, средства, функции, управление – может служить основанием для типологии технологий социальной работы. Например, по объекту социальной работы выделяют: технологии социальной работы с молодежью, технологии социальной работы с инвалидами, технологии социальной работы с пожилыми людьми, технологии социальной работы с семьей, технологии социальной работы с вынужденными переселенцами, технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства и занятий, технологии социальной работы с военнослужащими и др. По уровню квалификации субъекта социальной работы: простые (доступные неспециалистам), сложные (требующие наличия квалификации у специалиста) и комплексные (требующие наличия квалификации у специалистов разных областей) технологии. В зависимости от уровня управления: технологии государственные, региональные, местного самоуправления, трудового коллектива .

    В.И. Курбатов, выделяет следующие типы технологий социальной работы: функциональные технологии (социальная адаптация, социальная диагностика, социальная профилактика, социальная коррекция, социальное посредничество, социальная опека и попечительство и др.) и частные технологии (технологии социальной работы с семьей, с безработными, с молодежью, детьми и др.). Кроме того, им выделяются социономические технологии (информационные, правового обеспечения, политические и др.) .

    Е.И. Холостова технологии социальной работы делит на три группы: технологии диагностики; технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов и технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций. Указанным ученым отмечается, что возможно выделить технологии, цель которых – возвращение индивидам способности к социальному функционированию (технологии социальной реабилитации и адаптации). Каждая из указанных технологий может применяться в работе с определенной категорией клиентов (семьи, военнослужащие, дезадаптированные дети и подростки и т.д.). Как отдельный тип выделяются технологии деятельности в специфических обстоятельствах (в условиях межнационального конфликта, предстоящего развода супругов и т.д.) .

    Технологии социальной работы можно классифицировать и по степени новизны: инновационные и рутинные. По сфере применения: образовательные, медицинские, информационные, управленческие и др. Наиболее распространенным является разделение технологий социальной работы на следующие группы: общие (базовые, функциональные) :социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация, социальное консультирование, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальное проектирование, социальное прогнозирование и др. (содержание указанных технологий будет рассмотрено в последующих темах) и конкретные (частные) – технологии социальной работы с семьей, с пожилыми людьми, с дезадаптированными детьми и подростками, с инвалидами, с молодежью и др. (изучаются в рамках других дисциплин). Отдельно: междисциплинарные технологии социальной работы – психологические, организационно-управленческие, медико-социальные, социологические, социально-экономические, социально-педагогические и др. (подробно будут изучаться в рамках других дисциплин) [См. 5].

    Таким образом, вследствие разнообразия социальной жизни многообразны и технологии социальной работы. Типология технологий социальной работы может быть осуществлена по сфере применения, по объекту, по субъекту и т.д. Она базируется как на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, так и на дифференциации объектов воздействия. Единой, универсальной типологии технологий социальной работы пока не разработано.
    Контрольные вопросы

    1. Какие факторы обусловливают многообразие технологий социальной работы?

    2. В чем состоит сущность типологии как научного метода?

    3. Какие основания могут быть положены в основу типологий технологий социальной работы?

    4. Какие технологии, согласно классификации В.И. Курбатова, являются функциональными?

    5. Е.И. Холостова считает, что «единая типология технологий социальной работы принципиально невозможна, т.к. любой принцип классификации выбирается произвольно, в соответствии с целями социального работника. Он имеет значение для научного исследования, для учебных целей; в реальной же действительности обращение к тому или иному виду технологий зависит от сути социальной проблемы» . Возможно ли, на Ваш взгляд, создание единой типологии технологий социальной работы?
    План семинара

    1. Методологические принципы типологии технологий социальной работы.

    2. Основные подходы к типологии технологий социальной работы.
    Методические указания

    Цели семинара: во-первых, основываясь на принципах типологии социальных технологий, выделенных В.Н. Ивановым и В.И. Патрушевым, сформулировать методологические принципы типологии технологий социальной работы; во-вторых, рассмотреть основные подходы к типологизации технологий социальной работы (системный, функциональный и структурный) и выявить их отличия. Кроме того, необходимо установить разницу типологий технологий социальной работы, выделяемых в России и за рубежом, и определить причины различий. Изучение темы дает студентам представление о многообразии технологий социальной работы и об их основных типологиях. Ключевые понятия: типология, классификация, общие, конкретные и междисциплинарные технологии.
    Контрольные вопросы и задания

    1. В чем суть системного, функционального и структурного подходов к классификации технологий социальной работы?

    2. Как типологизирует практики социальной работы С. Шардлоу?

    3. Раскройте содержание эволюционной модели практик социальной работы Ю. Гриза.

    4. Разработайте свою типологию технологий социальной работы.
    Темы рефератов

    1. Значение типологии как научного метода для социальной работы.

    2. Общие технологии социальной работы.

    3. Частные технологии социальной работы.

    4. Междисциплинарные технологии социальной работы.

    5. Зарубежные и отечественные подходы к типологии технологий социальной работы: сходства и различия.

    Основная литература


    1. Основы социальной работы: учеб. пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с.

    2. Павленок, П.Д. Введение в профессию «Социальная работа»: курс лекций / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 174 с.

    3. Социальная работа: учеб. пособие / В.И. Курбатов, В.Д. Альперович, П.Я. Циткилов, Л.А. Кайгородова; под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 480 с.

    4. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: ИНФРА·М-НОРМА, 1998. – 488 с.

    5. Технологии социальной работы: учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.

    6. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие / Под ред. П.Д. Павленка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2006. – 596 с.

    7. Технология социальной работы: учеб. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

    8. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие /
      М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – 432 с.

    Дополнительная литература


    1. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: учебник /
      С.И. Гри­горьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гардарики, 2006. – 204 с.

    2. Иванов, В.Н. Социальные технологии: курс лекций / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. – М.: Союз, 1999. – 432 с.

    3. Солнышкина, М.Г. Роль социальных технологий в становлении и развитии теории и практики социальной работы / М.Г. Солнышкина // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. – № 2. – С. 30–33.

    4. Холостова, Е.И. Социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. – 5-е изд. – М.: Дашков и К, 2007. – 668 с.

    Основным инструментом практической социальной работы выступают так называемые социальные технологии.

    Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение + logos – учение) - наука о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

    Технология понимается как совокупность процессов обработки или переработки материалов. Одновременно технология может быть определена как совокупность основных характеристик и элементов (составляющих) процесса производства того или иного продукта.

    Технология может быть определена еще и как оптимальная последовательность использования средств воздействия на предмет труда с целью достижения результатов в определенный срок.

    Технология выступает заключительным звеном деятельности, практическим воплощением задуманного и осуществляемого. В этом особенность функционирования технологии и значимость для любого вида деятельности, в том числе и для социальной работы. Сегодня понятие «технология» получило широкое применение, благодаря чему оно используется во всех сферах жизнедеятельности человека и прочно утверждается в социальной и духовной сфере.

    Мы живем в эпоху технологизации всех сфер жизнедеятельности человека, являющейся с одной стороны результатом проникновения техники во все элементы профессиональной деятельности и быта, а, с другой стороны, результатом усиления влияния науки и научного точного знания на социальную действительность, на систему социальных коммуникаций. Следовательно, вольно или невольно, мы сталкиваемся с необходимостью технологизации социальных процессов, которая сводится к: разграничению, разделению, расчленению процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции; координации и поэтапности действий, направленных на достижение искомого результата; однозначности выполнения включенных в технологию процедур и операции.



    Технологизация - это процесс, т.е. устойчивая, повторяющаяся, последовательная по времени смена содержания деятельности с единым замыслом. Понятие «процесс» рассматривается так же, как синоним понятий «изменение», «развитие», «переход объектов из одного состояния в другое». Важно подчеркнуть отличие социальных процессов от экономических, политических и других общественных процессов. Оно состоит в том, что субъектом движения здесь является социальное качество человека и общества. Своеобразие социальных процессов состоит в том, что они пронизывают все процессы общественной жизни, так как изменение личности, семьи, класса, других социальных групп (с точки зрения их социального положения, реализации потребностей и интересов) затрагивает все стороны их жизнедеятельности.

    Основу технологического процесса составляют три компонента: 1) алгоритм действий (операций), т.е. точное соответствие последовательности операций, которые преобразуют объект (в том числе объект социальной работы) и переводят его в искомое состояние; 2) операции как простейшие действия, направленные на достижение конкретной цели; совокупность операций, объединенных общей целью, составляют процедуру технологического процесса; 3) инструментарий как арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность, социальную группу, общность.

    Для технологического процесса характерны следующие основные процедурные этапы: 1) формулирование цели воздействия на основе сбора информации и определения проблемы; 2) выработка и выбор способов воздействия; 3) организация воздействия; 4) оценка и анализ результатов воздействия

    В настоящее время все активнее используется понятие «социальная технология».

    Теоретическим основанием социальных технологий считаются эмпирический опыт и закономерности, открытые социальными науками. К. Поппер трактует социальную технологию как способ применения теоретических выводов социологии в практических целях. По К. Манхейму, социальная технология – это система научно обусловленных социально-политических акций, призванных рационально регулировать конкретные социальные процессы. Объектом воздействия социальной технологии должны быть главным образом социальные группы, групповое сознание, групповые отношения, ценности, нормы.

    Герасимова Е. Ю. определяет социальную технологию как:

    · специально организованную область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях возрастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов;

    · способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения;

    · метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах качества, свойства; объемы; целостность деятельности.

    Зайнышев И. Г. выделяет два аспекта понимания социальной технологии. Во-первых, в широком плане – как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы.

    Таким образом, социальную технологию следует трактовать как совокупность методов определения, диагностирования и преобразования социального объекта с целью достижения заданного результата . Особенностью социальной технологии является возможность ее многократного использования для решения сходных задач.

    Социальные технологии можно трактовать двояко: во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач; во-вторых, как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем.

    Выделяют два компонента социальных технологий: 1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности); 2) сама деятельность, построенная в соответствии с этими программами.

    Социальные технологии можно рассматривать как конкретизацию, своеобразное следствие технологизации в социальной сфере. В этом случае их можно интерпретировать как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

    Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований . К числу наиболее значимых оснований относятся:

    По масштабам решаемых социальных проблем:

    Универсальные социальные технологии;

    Частные социальные технологии.

    2. По уровню социальной деятельности:

    Глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества; - региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;

    Национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;

    Государственные технологии, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;

    Муниципальные и пр.

    3. По характеру решаемых задач:

    Функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

    Инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;

    Технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

    4. По характеру воздействия на социальные процессы:

    Формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;

    Стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

    Сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

    Разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какойлибо его части.

    5. По характеру и содержанию используемых средств:

    Организационно-распорядительные и административные социальные технологии;

    Социально правовые технологии;

    Медико-социальные технологии

    Психологические технологии;

    Педагогические технологии и т.п.

    Именно социальная работа как системная трудовая деятельность выступает сугубо специфической областью реализации и применения социальных технологий.

    2. Технологии социальной работы: их содержание, составляющие, виды

    В литературе чаще всего рассматриваются «практические» технологии социальной работы, т.е. технологии, применяемые к практике социальной работы. Это касается, в том числе, учебной деятельности и технологий учебного процесса. Однако надо иметь в виду, что эти технологии (практические и учебные) основываются на накопленном опыте, систематизации знаний в этой области.

    В соответствии с таким подходом можно классифицировать технологии, применяемые в социальной работе . При этом имеются в виду три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (практическая деятельность). Технологии социальной работы можно разделить на три большие группы:

    1) общие и частные технологии (нередко называемые в литературе функциями, направлениями социальной работы). Это социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание в сфере быта, социальное посредничество, социальное попечительство. Каждая из них включает как научный (теория), так и практический и учебный компоненты.

    2) технологии социальной работы с разными группами, слоями, общностями, а также с отдельной личностью. Теоретическое их содержание сводится к выявлению особенностей применения технологий первой группы с учетом знания специфики данной группы объектов социальной работы;

    3) технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, которые представляют собой систему знаний применения общих и частных технологий с учетом особенностей каждой сферы жизнедеятельности социальной направленности (образования, здравоохранения и др.) и структуры этих сфер.

    Существует классификация технологий с учетом уровней социальной работы: индивидуально-личностный, социально-групповой и социетальный (местный, региональный, федеральный, а также континентальный и мировой). Несомненно, что теоретическая компонента в каждой из них различна.

    По-разному определяются технологии социальной работы в профессиональной и непрофессиональной деятельности. Интересующий нас компонент - теория - здесь представлен, естественно, прежде всего, в профессиональной социальной работе.

    Технологии социальной работы (с учетом всех трех ее компонентов) классифицируются в зависимости от преобладания тех или иных сторон. Так, в социально-экономических, социально-правовых, социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских технологиях имеет место сочетание теоретических знаний социальной работы в целом и знаний в области экономики, права, педагогики, психологии и медицины.

    Технология социальной работы и ее теоретический компонент, самым органическим способом связаны с социальными технологиями в целом: глобальными (знание глобальных проблем современности и «выход» технологий за рамки национально-государственных образований); инновационными и рутинными (знание новых и старых методов решения проблем); историческими (знание решения социальных проблем на разных этапах истории своей страны и других стран) и др. Теоретический компонент технологий в социальной работе особенно наглядно представлен и выражен в информационных социальных технологиях. Это объясняется значимостью информации в современном обществе, получившем название информационного.

    Конкретная технология социальной терапии с индивидом вырабатывается на уровне индивидуального взаимодействия, а в последующем и групповой работы. Методы социальной терапии предполагают определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником (психосоциальным терапевтом) и клиентом.

    В практической деятельности специалист социальной работы постоянно сталкивается с соматическими и психологическими проблемами клиентов. Владение методами социальной терапии помогает выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его поведения.

    Существуют различные варианты технологического решения проблем в индивидуальной социальной работе: Так, еще в 1928 г. на Милфордской конференции были определены факторы, обусловливающие правильный выбор технологического решения социальных проблем: знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни; ознакомление с подробностями жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении; применение общепринятых методов изучения и оказания помощи людям, которые нуждаются в социальной поддержке; использование средств и ресурсов местных органов (общественных организаций); применение знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода; понимание теоретических основ, определяющих цели, этику и особенности адресной помощи в социальной работе.

    Социальные технологии, применяемые в практике социальной работы, представляют собой зафиксированные знания и навыки, выраженные, хранимые и передаваемые в вербальной или письменной форме, благодаря чему их можно передавать от поколения к поколению, от одного социума к другому.

    Однако практика показывает, что во многом социальная работа профессионалов основана, по существу, на методе «проб и ошибок», интуиции, упорстве, выдержке, готовности понять проблемы индивида, пойти на определенное самопожертвование. Это прекрасно, но сегодня этого недостаточно.

    Факторы, обуславливающие многообразие социальных технологий. В социальной работе в качестве внешних факторов рассматриваются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренними факторами выступают нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека или группы людей. На результат действий, как известно, могут оказывать влияние неконтролируемые факторы, связанные со спецификой социальной среды. Среди них можно выделить экономическое положение, господствующие социально-психологические явления, а также субъективные факторы, обусловленные особенностями личности или социальной группы. К социальной среде относят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей. Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и многих других качеств, которыми должны обладать специалисты разработки и исполнения социальных технологий.

    Классификация социальных технологий и ее значение. технологии поиска стратегии управления;

    Технологии социального моделирования и прогнозирования;

    Информационные технологии;

    Внедренческие технологии;

    Обучающие инновационные технологии;

    Технологии прошлого опыта. По сфере использования можно различать следующие социальные технологии:

    Социально-экономические;

    Социально-политические;

    Социальные;

    Духовные.

    Критерии для классификации: масштабность воздействия социальных технологий, область общественной жизни, степень новизны, сфера применения и пр. Вопрос о классификации социальных технологиях является сложным и дискуссионным. Как в разработке, так и типизации существуют различные подходы. Они диктуются как различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, так и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.

    Принципы классификации социальных технологий работы с молодежью. К технологиям социальной работы с молодежью относят: Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости. Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения; Арт-терапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений; Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий; Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы; Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций; Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества; Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях..



    Структурная модель типов технологий и технологий социальной работы с молодежью (диагностико-прогностический этап это этап диагностики объекта, определе­ния его социально-педагогических проблем и построения прогноза вероятного раз­вития, воспитания, изменения, этап выбора оптимальной технологии следует после диагностико-прогностического этапа. Имея необходимую информацию об индивиду­альности клиента и его социально-педагогических проблемах, социальный педагог определяет цель социально-педагогической работы с ним и выбирает технологию.
    Эта технология должна обеспечить наиболее полное достижение прогнозируемой цели. Не случайно такие технологии называют целевыми., этап подготовки к реализации выбранной технологии, технологии необходим для выявления материальных, технических, организационных и методи­ческих аспектов, возникающих в связи с необходимостью обеспечения эффективно­сти реализации выбранной (разработанной) социально-педагогической технологии.реализационный это основной этап, ради которого предусматривает­ся и проводится весь комплекс предшествующих мер, экспертно-оценочный это этап, позволяющий оценить результат реализа­ции социально-педагогической технологии и всей выполненной работы.).

    Любая социальная технология, будучи конкретно направленной на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.

    Все это вместе взятое определяет содержание социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. Технологизация любого процесса возможна при наличии следующих условий: во-первых, процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволяет расчленить его на относительно обособленные части; во-вторых, должны иметься средства, позволяющие так оптимизировать действия социального работника, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.

    Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий, дифференциации может быть достаточно большим, что определяется как сложностью индивидуального объекта социальной работы, так и ее творческим характером, по сути эти различия не затрагивают общего алгоритма, фиксирующего предельные границы дифференциации, переход за которые чреват игнорированием опыта, последовательности, закономерности и правил, что приводит к снижению эффективности социального действия.

    Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.

    В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.

    Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных повторяющихся и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если стереотипность процедур предпочтительна в производственных технологиях, то в социальных технологиях она применима в основном лишь на организационном уровне, тогда как в частных технологиях, в конкретных условиях, она невозможна и даже вредна.

    Любая социальная технология используется адресно и сопровождается теми или иными нюансами. Она не может быть спроектирована или внедрена без учета особенностей как объектов, так и субъектов социальной деятельности. Для решения даже одной и той же социальной проблемы не только возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять «набор» социальных технологий. Примером может служить разнообразие технологий медицинского обслуживания населения, обусловленное спецификой медучреждений. Это государственная и муниципальная системы медучреждений, это страховая и частная, с точки зрения источников финансирования медучреждений, это технология оказания срочной медицинской помощи, медицинской реабилитации, лечения различных заболеваний, их профилактики и т.д. Кроме того, разнообразие технологий медицинского обслуживания обусловливается тем, что каждый больной - это своя технология решения его проблем со здоровьем.


    Еще более конкретно и наглядно можно представить специфику социальных технологий на следующем примере. Чтобы решить задачу социальной защиты семей с детьми-инвалидами, необходимы определенные объективные и субъективные предпосылки и условия. Речь идет о таких случаях и предпосылках, без которых невозможно ни поставить, ни решить проблему. Если представить три семьи, имеющие детей инвалидов, то в каждой из них свои особые условия: заболеваемость ребенка, его возраст, степень обеспеченности жильем, материальный уровень, полнота или неполнота семьи, психологический климат, помощь других родственников и т.д.

    У всех таких семей проблема общая - инвалидность ребенка, но условия у всех разные, поэтому процесс работы с этими семьями не может быть одинаков. В одном случае нужна психотерапия, в другом - медико-социальная реабилитация, в третьем - материальная помощь.

    Таким образом, высоко значимы не только технологии, предназначенные для решения одной и той же проблемы, но и те, которые обеспечивают решение проблемы каждой конкретной семьи.

    Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и многих других качеств, которыми должны обладать специалисты разработки и исполнения социальных технологий.

    Итак, многообразие социальных технологий обусловлено:

    Обширностью социальных отношений и видов социального действия;

    Системным, сложным характером объектов социальных технологий;

    Разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;

    Различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

    gastroguru © 2017