1 развитие общества. Развитие общества. Основные понятия. Закон ускорения исторического времени

Развитие общества. Основные понятия

Общество - Э Дюркгейм рассматривал оощество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Саморазвивающаяся система - это целостное образовавне, освоввым элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Открытая система - система, ориентирующаяся на события окружающей среды.

Закрытая система - система, ориентирующаяся на свои собственные проблемы.

Цивилизация - уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый данной общественно-экономичес-кой формацией.

Страна - одна из высших таксономических единиц физико-географического районирования, в пределах которой существуют в разные периоды различные типы общества.

Государство - всеохватывающая политическая организация общества, обладающая организованным концентрированным принуждением (т.е. политической властью).

Социальный прогресс - переход общества на более высокую ступень развития.

Социальный регресс - переход общества от более высоких форм развития к низшим, движение назад.

Застой - замедление и прекращение процесса развития общественных процессов.

Стагнация - фактически синоним "застоя", иногда термин "стагнация" используется в смысле стабилизации, но все же стагнация имеет в отличие от стабилизации негативный оттенок.

Революция - коренное, качественное изменение, скачкообразный переход от одного состояния к другому.

Эволюция - одна из форм движения в природе и обществе - непрерывное, постепенное изменение в отличие от революции.

Индустриальное общество - теория «индустриального общества» описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого аграрнаго «традиционного» общества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия к передовому, промышленно развитому, «индустриальному» обществу. Для индустриального общества характерны:

1) развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управления;

2) массовое производство товаров на широкий рынок;

3) механизация и автоматизация производств и управления;

4) научно-техническая революция.

Постиндустриальное общество - в идустриальном - деньги, в постиндустриальном - знание, обладание знанием является главным, престижным фактором. Каждой из этих трех стадий (сельское хозяйство - промышленность - сфера услуг) присущи специфические формы социальной организации: в аграрном обществе - это церковь и армия, в индустриальном - корпорация, в постиндустриальном - университеты. В соответствии с этим находится и социальная структура: в аграрном обществе господствующую роль играют священники и феодалы, в индустриальном - бизнесмены, в постиндустриальном - ученые и менеджеры-консультанты.

Информационное общество - этап, который наступает как следствие постиндустриального (современная Зап. Европа, например).

Кризис - перелом, тяжелое переходное состояние

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

д/з: 1. Параграф 2, вопросы устно. 2. Учить термины и понятия. 3. Выполнить задание из слайда № 21. 4. Тест

1. Традиционное (аграрное) 1). Господство сельского натурального хозяйства, ремесленного производства; 2). Сословная иерархия; 3). Решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа (жрецам) и армии. 4) Зависимость распределения социальных благ от положения человека в обществе; 5) Семья – основная производственная ячейка 6) Господство общинной собственности, традиций и обычаев 7) Основная масса населения проживает в деревнях. Ступени развития общества

2. Индустриальное общество 1) Преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство; 2) Формирование классов – капиталистовпредпринимателей и наёмных рабочих; 3) В центре социальной организации находятся корпорации – крупные объединения и организации; 4) Использование научных достижений в производстве; 5) Рост численности городского населения 6) Экологические кризисы и катастрофы. Ступени развития общества

3. Постиндустриальное (информационное) общество 1) Производство ориентировано не на объёмы, а на качество продукции, на потребителя; 2) Повышение творческого потенциала личности и её информационной среды; 3.)Информатизация 4) Компьютеризация 5) Научно-технический прогресс главный фактор производства 6) Сфера услуг преобладает над производством товаров Ступени развития общества

1. Изменчивость и стабильность 2. Реформы и реформаторы 3. Развитие человечества в XXI веке 4. Глобальные проблемы современности План урока

1. Изменчивость и стабильность Пути (способы) изменений революция эволюция Найти, что собой представляют оба пути стр 27 -28 Революция – коренной скачок в развитии общества, в ходе которого происходит переход от одного общества к другому. Эволюция - постепенное, взаимосвязанное развитие, проходящее в обществе путём реформ

1. Изменчивость и стабильность Какие бывают революции? 1) Научно-техническая 2) Социальная Причины социальных революций Как называется революция, причиной которой стал конфликт между старыми феодальными отношениями, которые мешали развитию страны и новыми капиталистическими? Буржуазная

1. Изменчивость и стабильность Верны ли следующие суждения? А. Революционный путь изменений наиболее болезненен для общества и приводит к разрушению его отдельных звеньев. Б. Общество может изменяться как постепенным, эволюционным путем, так и скачкообразно, посредством революций.

1. Изменчивость и стабильность 1. Общественное развитие – это процесс изменений в обществе, который может носить реформистский или революционный характер. 2. Реформа – это какая-либо степень усовершенствования в какойлибо сфере жизни, проводимая одновременно через ряд постепенных преобразований, изменений. Реформы проводит правительство, находящееся у власти. Могут быть радикальными (достаточно резкими, кардинальными), могут быть постепенными.

1. Изменчивость и стабильность Отличия революций от реформ 1. Реформа имеет мягкий характер воздействия на общественные отношения, а революция коренным образом меняет сложившийся порядок. 2. Революция – это движение «снизу» , в то время как реформы проводятся «сверху» группой людей входящих во властные органы. 3. Революция невозможна без применения насилия

1. Изменчивость и стабильность Два направления развития общества Общественный прогресс – это направление общественного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Общественный регресс - направление движения, для которого характерно движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам

1. Изменчивость и стабильность Процесс ускорения общественного развития Стр 29 раздел «Мнения» Стр 34 задание 3

2. Развитие человечества в 21 веке. Стр 30 -31 - найти и выписать особенности развития человечества в XXIвеке 1. Ускорение темпов социального развития 2. Глобализация 3. Информационная революция

2. Развитие человечества в 21 веке. 1. Что такое глобализация? стадия планетарного развития, характеризующаяся взаимовлиянием стран и народов. 2. В каких сферах жизни проявляется глобализация? Экономика, политика, культура, социальная сфера. 3. К каким последствиям ведёт глобализация? 1) развитие производства, научно-технический прогресс; 2) увеличение числа стран, в которых признаются права человека 3) возрастает разрыв в уровнях развития развитых и развивающихся стран; 4) доступность достижений мировой художественной культуры; 5) агрессивное навязывание отрицательных образцов культуры на умы людей Стр 34 задание 4

2. Развитие человечества в 21 веке. 1. Что такое информационная революция радикальное изменение в XX веке инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Информационная революция создает технологическую основу для объединения интеллектуальных способностей человечества. 2. Как взаимосвязаны глобализация и информационная революция?

2. Развитие человечества в 21 веке. 1. Какие проблемы называются глобальными? проблемы, актуальные для всего человечества, создающие угрозу выживания человечества как биологического вида, смягчение остроты которых возможно только совместными усилиями всего человечества.

д/з: 1. п. 3, повторить вопросы 1 -7, знать новые слова 2. Устно ответить на вопрос 8. 3. прочитать Выводы к главе, ответить на вопросы 4. Подготовиться к письменному опросу по пп. 1 -3

На данном уроке мы поговорим об изменчивости общества и раскроем понятие «развитие общества». Ознакомимся с эволюционной и революционной теориями развития общества, выясним их суть и спорные моменты. Также в ходе урока мы выясним, каковы темпы развития общества.

Тема: Личность и общество

Урок: Развитие общества

Как уже было оговорено в предыдущих уроках, существуют такие этапы развития общества, как аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Однако остаётся открытым вопрос о том, как осуществляется переход от одного этапа общества к другому, каким образом усложняются общественные отношения в рамках данных этапов.

Рис. 1. Этапы общественного развития ()

Из курса истории вам известно, что для последнего тысячелетия упрощение общественных отношений характерным не было, так как с течением времени интенсивность связей в обществе лишь увеличивалась. Это свидетельствует о том, что общество находится в постоянном развитии . Однако общественные отношения могут как улучшаться, так и ухудшаться. В связи с этим упоминают такие термины, как «прогресс» и «регресс». Прогресс - направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперёд, к лучшему. Регресс же, в противоположность прогрессу, представляет собой движение от высшего к низшему, деградацию общества.

Внутри общества существуют принципы, которые являются основами общественного саморазвития. На представлениях об этом основаны идеи о двух основных способах развития общественных отношений - теории развития общества. Выделяют две основные теории: эволюционную и революционную.

Если под термином «эволюция» понимают постепенное развитие без ярко выраженных скачков, то революция - это скачок, явление, прямо противоположное эволюции. Таким образом, две теории развития общества, по сути, прямо противоположны друг другу. Такая противоположность взглядов вызвана тем, что, как правило, экстремумы наиболее очевидны для человеческого восприятия, а некие усреднённые понятия и теории гораздо более сложны по своей структуре и менее очевидны. Итак, рассмотрим данные теории.

Эволюционная теория развития утверждает, что общество имеет внутри себя некую заложенную изначально традиционную черту, которая выступает основой для постоянно совершенствующихся общественных отношений. Структура общества при этом меняется последовательно, постепенно. Члены общества цепляются за традиции, социальные нормы, которые выступают в роли ценного регулятора. В теории эволюционного развития подобного рода явления, по сути, являются определяющими. Многие учёные, философы, мыслители рассматривали эволюционную теорию как естественную теорию общественного развития.

Действительно, отрицать постепенный, эволюционный характер многих изменений в обществе не приходится.

Вместе с тем проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений. Так, вряд ли к обществу в полной мере применимо положение о необратимости изменений. Начиная с середины XIX века, немецкая классическая философская школа начала исследование кардинально иного типа мышления в данном вопросе. Огромный вклад в развитие данного направления внёс Карл Маркс.

Карл Маркс исследовал особенности развития европейской цивилизации и указал на важнейшие из них. Немецкий учёный считал, что именно революции, то есть скачкообразный переход от одного состояния общества к другому (такие состояния общества он называл общественно-экономическими формациями), делают возможным смену состояний общества, его развития. Именно Карл Маркс считается основоположником революционной теории развития общества.

Рис. 3. Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ ()

Революционная теория имеет под собой основания. Если рассмотреть мировую историю, то выяснится, что действительно множество революций изменило общественную жизнь. Очень важным моментом является то, что мы можем задать вопрос: а были ли изменения, вызванные революциями, положительными явлениями? К лучшему ли меняли революции общественную жизнь? Данные вопросы, безусловно, являются дискуссионными, и невозможно дать на них однозначный ответ.

Рис. 4. Спорность последствий революций ()

Общественное развитие имеет определённые темпы , которые определяют то, сколько времени длится тот или иной этап развития общества. Если рассмотреть историю человечества, то выяснится, что аграрный период был довольно долог и длился несколько тысячелетий. Сменивший его индустриальный период начался в Европе в конце 15 века и длится до настоящего времени в некоторых странах, включая Российскую Федерацию. Постиндустриальный период по историческим меркам - миг, он начинается при жизни ныне живущего поколения.

Социологи иллюстрируют тенденцию к ускорению социальных изменений следующими расчётами: если представить себе историю человечества как одни сутки (т. е. 24 ч), то окажется, что земледелие было изобретено в 23 ч 36 мин, цивилизация появилась в 23 ч 57 мин, а современные общества - в 23 ч 59 мин 30 с.

Таким образом, можно сделать вывод, что историческое время обществ постоянно сжимается, а темпы исторического развития стремительно увеличиваются.

Дать ответ на вопрос, почему это происходит, с уверенностью невозможно. На следующем уроке мы обсудим эту тему, а также поговорим о влиянии революций на развитие общества, их цене, выясним, кто такие реформаторы.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание 8 / под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - М.: Просвещение.

Домашнее задание

1. Какие теории развития общества существуют? Кратко охарактеризуйте каждую из них.

2. Что характерно для темпов развития общества: ускорение или замедление? Поясните, используя конкретные примеры.

3. *Карл Маркс назвал социальные революции «локомотивами истории». Как вы понимаете данное утверждение? Свои мысли изложите в виде эссе.

(наименование ВУЗа)

Специальность _______________________________________________

(наименование специальности)

РЕФЕРАТ

по «СОЦИОЛОГИИ»

Тема: «Развитие общества»

Студента__________________

__________________________

Группа ___________________

Руководитель______________

_________________________

МОСКВА 200__год


1. Введение.

2. Развитие общества.

2.1. Закон ускорения исторического времени.

2.2. Закон неравномерности.

3. Типология обществ.

4. Список литературы.


1. ВВЕДЕНИЕ

Мы живем уже в. ХХI веке - эпохе невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. Его называют также веком информационного общества. А это означает, что расширение кругозора, пополнение, знаний, овладение смежными и профессиями станут моделью поведения для будущих поколений: Мгновенное переключение с одной области знаний на другую, постоянная смена места работы и своевременное реагирование на изменение ситyaции на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение, наконец, обязательное высшее образование - все это очерчивает контуры того мира, в котором нам вскоре придется жить.

Когда общество находится в кризисной точке своего развития, но обладает мощным интеллектуальным потенциалом, в нем происходит активная мыслительная работа по анализу причин и законов общественного развития. Каждая дисциплина со своей точки зрения, раскрывает свой очень, узкий фрагмент реальности. Психологи способны раскрыть внутренний мир индивида, экономисты дать рекомендации по оздоровлению производства, a политологи - описать происходящие во властных структурах противоречия. Но когда мы касаемся фундаментальных процессов и законов развития общества в целом; мы не способны всесторонне раскрыть проблему, не обращаясь к категориям социальной структуры, социальным институтам, изменениям классовой системы общества, уровню жизни, проблемам бедности и богатства и множеству других, которые относятся к компетенции социологии. Именно ей по плечу решать все вопросы в комплексе и дать общую картину мира

Рассматривать индивида как клеточку в социальной структуре общecтвa, функционально связанную c дpyгими, - это одно, а считать его формирующимся проектом, полным внутренних противоречий постоянно находящимся во внутреннем диалоге с самим собой, - это нечто иное.


2. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

2.1 Закон ускорения исторического времени

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество; порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что есть большие различия между социальной структурой древнего и современного общества.

Если расположить вce множество пустых ячеек, скрепленных друг с другом, на плоскocти, получим социальную структуру общества. В примитивном обществе немного статусов: мужчина, женщина, ребенок, взрослый, старик, вождь, рядовой член, муж, жена, несколько родственных статусов, воин, охотник. В современном обществе статусов сотни тысяч. Одних только профессиональных статусов десятки тысяч. Таким образом, социальная структура строится по принципу «один статус - одна ячейка». Когда ячейки заполняются индивидами, мы получаем для каждого статуса по одной большой социальной группе. В современном обществе миллионы водителей, инженеров, почтальонов, тысячи профессоров, врачей и т д.

Сравнивая количество статусов в социальной cтpyктypе древнего и современного общества, можно видеть, какой гигантский прогpесс претерпело чeловечеcтво c тex пор.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик. B принципе, их можно пересчитать по пальцам. A в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 тысяч, семейно-брачно-родственных отношений бoлee 200 (деверь, сноха, кузина - вы можете продолжить перечень), многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3 тысячи языков, за каждым из них стоит этническая группа: нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами.

Как и у индивида, у любого общества в любой исторический момент есть характерный только для него статусный портрет - совокупность всех статусов, существующих их в нем. Более четко его определение звучит так:

Статусный портрет общества – совокупность всех статусов, существующих в данное историческое время в данной стране.

У первобытного общecтвa их не бoлee двух десятков. Российское общество в 1913 г. имело в своей социальной структуре такие статусы, которые исчезли y нee пocле 1917 г., например полицейский, царь, дворянин.

Не только у индивида, но и y человеческого общecтвa статусный портрет изменяется во времени. Социальная структура общества набирает свои статусы по мере углубления общественного разделения труда, которое выступает также движущей силой социального и научно-технического прогресса.

Чем ближе к современности, тем резче возрастает количество статусов.

Как можно интерпретировать данную тенденцию? Только одним способом: noмере приближения к современности скорость социального и научно-технического прогресса возрастает. Одновременно это означает, что по мере приближения к современности нарастает деление общественного труда, которое, подобно мощной фабрике, наращивает темпы производства. «Фабрика», как известно, изготовляет социальные статусы.

Доказательством служит открытый учеными закон ускорения исторического вpeмени. Ero суть заключается в следующем.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них; можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше, времени, чем на предыдущую.

Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем, сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.

Технический и культурный; прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу. Около 2 миллионов лет назад появились первые орудия труда, c которых и бeрeт начало технический прогресс. Примерно 15 тысяч лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры. Около 8-10 тысяч лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Приблизительно 6 тысяч лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.

2.2 Закон неравномерности

Закон ускорения исторического времени позволяет в новом свете взглянуть на привычные вещи, в частности на изменение социальной структуры общества, или его статусного портрета.

Динамика статусного портрета общества связана с динамикой социальной структуры и динамикой социального прогресса. Механизмом развития социальной структуры общества и одновременно механизмом его социального прогресса выступает разделение общественного труда. С появлением новых отраслей народного хозяйства растет количество статусов.

Возьмем две страны - Францию в Россию в XVIIIвеке. Они находятся примерно на одном уровне социального и экономического развития. Следовательно, в их социальной структуре приблизительно поровну статусных ячеек и обе они находятся в одном и том же реальном времени. Но если мы возьмем Монголию в том же XVIII веке, то убедимся, что количество статусных ячеек в ее социальной структуре, намного меньше. Действительно, в XVIП; как и в ХХ, веке Монголия представляла собой, по сравнению c Россией или Францией, гораздо более отcтaлое общество. Она только еще переходила в стадию развитого феодального общества. У нее и сегодня нет разветвленной сети отраслей народного хозяйства, a, стало быть, вместо 40 тысяч профессиональных статусов y нее, возможно, не наберется и одной тысячи.

Формально Монголия, Франция и Россия находятся в одной и той же исторической эпохе - в XVIII веке. Но реально, по уровню своего социального развития, монгольское общество находится еще в XII веке. У этой страны формальное и реальное время существенно расходятся. О любом другом отставшем в своем историческом развитии обществе можно сказать то же самое.

Таким образом, благодаря знанию o социальной структуре (совокупности пустых, не заполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее социального развития. Иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать гораздо больше, нежели определить уровень исторического отставания.

Таким образом, коллективный статусный портрет (социальная структура общества), как и индивидуальный статусный портрет (статусный набор) неповторимы. Они рассказывают буквально все о данном обществе, его культуре и экономике, уровне развития в данный исторический момент. Сравнивая коллективные портреты разных обществ в одну эпоху, скажем Франции и России XVII века, или одного общества в разные эпохи, например Московской и Киевской Руси, можно сделать множество интересных наблюдений.

В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в лю­бой момент. Для этого необходимо выбрать определенный проме­жуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д., т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изме­нение» понимается процесс движения и взаимодействия предме­тов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появ­ления у них новых свойств, функций и отношений.

Особый тип изменения - развитие. Если изменение характе­ризует любое явление действительности и является универсаль­ным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое, Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода - пар - вода» не считается развити­ем, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.

Развитие всегда предполагает качественные изменения, про­исходящие в относительно больших интервалах времени. Приме­рами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое раз­витие человечества, научно-технический прогресс и т.д.

Развитие общества - это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики дви­жения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует опреде­ленный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но су­ществует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный пе­риод. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охва­тывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.

Таким образом, понятием «социальные изменения» обознача­ются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, органи­зациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с инди­видами. Такие изменения могут происходить на уровне межлич­ностных отношений (например, изменения в структуре и функ­циях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержа­ния, и в плане их организации), на уровне малых и больших со­циальных групп.

Можно выделить четыре вида социальных изменений :

1) структурные изменения, касающиеся структур различных
социальных образований (например, семьи, любой другой общ­ности, общества в целом);

2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отноше­ния солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);

3) функциональные социальные изменения, касающиеся функ­ций различных социальных систем (в соответствии с Конститу­цией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель­ной и исполнительной власти);

4) мотивационные социальные изменения (в последнее время
у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влия­ние па их поведение, мышление, сознание).

Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения од­ного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.

Изучением развития занимается диалектика . Это понятие воз­никло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дис­куссиям философов древности.

Античные диалектики представляли мир постоянно движу­щимся, изменчивым, а все явления - взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и по­добно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».

Понятие развития как процесса качественных изменений по­явилось в средневековой христианской философии. Августин Бла­женный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходя­щей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный суд) - со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности дви­жении и неповторимости событий.

В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития , выдвинутая известными французскими просветителя­ми Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.

Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многооб­разные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной куль­туре. Гегель выявил основные принципы диалектики : универсаль­ная связь явлений, единство противоположностей, развитие че­рез отрицание.

Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть - без целого, следствие - без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например болезнь и здоровье, материальное и ду­ховное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником раз­вития выступают внутренние противоречия.

Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количествен­ных и качественных изменений. Любой предмет обладает каче­ством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изме­нения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недоволь­ство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.

Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возни­кая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.

Концепция Гегеля основывается на реальной действительно­сти, обобщает огромный исторический материал. Однако на пер­вое место Гегель ставил духовные процессы общественной жиз­ни, считая, что история народов является воплощением развития идей.

Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалисти­ческую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влеку­щее за собой изменение общественных отношений. Развитие рас­сматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый законо­мерный процесс, ход которого осуществляется не прямолиней­но, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Пе­реход количества в качество, внутренние противоречия, столкно­вение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.

Однако процесс развития нельзя понимать как неукоснитель­ное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы раз­вивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобла­дали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволю­ционное и революционное развитие.

Эволюция - это постепенные, медленные количественные изме­нения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.Эволюция жизни на Земле - наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.

Революция - это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции - коренные качественные изменения всей обществен­ной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в Росси (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция . Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей эконо­мики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотовод­ству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во мно­гих странах мира в XVIII -XIX вв., стала промышленная револю­ция , в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позво­лившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.

В характеристике процесса развития применительно к эконо­мике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути разви­тия. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных пло­щадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения науч­но-технического прогресса. Экстенсивный путь развития не беско­нечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напро­тив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.

Развитие общества - сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования чело­вечества. Он начался с момента выделения человека из мира жи­вотных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс раз­вития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы разви­тия человечества можно связывать только с концом существова­ния солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселе­ния других планет, звездных систем, галактик может снять во­прос о пределе развития общества.

Вопросы и задания

1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды измене­ний вы можете назвать?

2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

5. Как изменялись представления о развитии истории философии?

6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.

7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

9. Прочитайте высказывание Н.А.Бердяева:

«История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завер­шению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, ко­торая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая...».

В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?

10.Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человече­ства?»

gastroguru © 2017