Выбор читателей
Популярные статьи
«Чтение – ничто;
Осмысленное чтение – кое-что;
Чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство».
А.С.Пушкин
Сегодня мы поговорим о чтении. Тема нашего выступления «Как организовать домашнее чтение в начальной, основной, старшей школах.»
Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Поэтому уроки домашнего чтения необходимы в учебном процессе. Эти уроки бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям. Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления. Как сделать уроки домашнего чтения увлекательными и познавательными для учащихся?
Но для начала хотелось бы немного остановиться на теории.
Речевая компетенция чтение рассматривается как средство обучения и как вид речевой деятельности. Чтение как средство обучения подразумевает формирование следующих навыков: чтение отдельных слов, предложений; чтение с соблюдением интонации; выразительное чтение знакомого текста. Чтение как вид речевой деятельности предполагает чтение с извлечением информации.
Хотелось бы остановиться на различных видах чтения (стратегии чтения) и их роли в процессе реального общения и обучения иностранным языкам. Характер чтения определяется целью, которую мы в каждом конкретном случае преследуем. В отечественной методике выделяются четыре вида чтения:
Изучающее (предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом изучения является информация в тексте, но не языковой материал);
Поисковое (ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель быстрое нахождение в тексте определенных данных);
Ознакомительное (представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение без установки на получение определенной информации. Это чтение для себя).
В зарубежной методике выделяют несколько видов или умений чтения:
Skimming (ознакомительное чтение) (определение основной темы/ идеи текста);
Scanning (поисковое чтение) (поиск конкретной информации в тексте, чтение по диагонали по ключевым словам);
Reading for detail (изучающее чтение) (детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и смысла).
Таким образом, можно сказать, что в отечественной и зарубежной методике нет серьезных разногласий в понимании того, какими видами чтения необходимо овладеть в процессе изучения иностранного языка.
Домашнее чтение сочетает в себе все виды чтения, помогает развивать и совершенствовать этот навык.
Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать навыки, о которых уже говорилось выше:
Игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;
Вычленять смысловую информацию;
Работать со словарем;
Использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;
Интерпретировать и трансформировать текст.
Перейдем к критериям отбора текстов для домашнего чтения. Здесь следует учитывать следующие особенности учащихся:
Их интересы, определяемые возрастом, культурным уровнем;
Степень овладения языком.
Основополагающим требованием к текстам для чтения является их посильность и доступность для обучающихся.
Итак, учитывая все вышеперечисленные требования, можно отметить, что перед учителем стоит ответственная и серьезная задача в выборе литературы для домашнего чтения. Однако издательство Macmillan во многом облегчает задачи учителя, выпуская огромное количество книг, адаптированных для учащихся с разным уровнем овладения языка. Более того, для нас представлены книги разных жанров, от классики до современных писателей. Еще одно преимущество книг в том, что к ним разработаны различные задания, на которых мы остановимся сегодня подробнее.
Издательство Macmillan выпустило несколько серий книг для чтения: Macmillan Readers, Macmillan Children ’ s Readers , Macmillan English Explorers . Здесь представлены книги по интересам учащихся, в зависимости от этапа обучения. Практически каждая книга имеет аудио сопровождение, что немаловажно. Таким образом, уроки домашнего чтения помогают развивать все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.
Как уже было сказано выше обучение чтению на разных этапах различно. Поэтому мы хотим подробнее остановиться на всех этапах обучения.
Начнем с начальной школы . Обучение чтению на английском языке на начальном этапе подразумевает освоение этого вида деятельности с самых азов. Хорошей основой для продуктивного чтения служит отменное знание всех букв со звуками, сочетаний этих звуков в различных комбинациях. Обучение чтению на английском языке невозможно без накопления лексики в пассивном словарном запасе. На первых порах обучение чтению на английском языке должно проходить лишь с наглядной демонстрацией правильного варианта этого процесса. Необходимо обратить внимание на произношение, интонацию, паузы, ритмику речи, а также технику чтения. Обучение чтению на английском языке предполагает также понимание того, о чем идет речь в тексте. Преодолеть все эти трудности и привить учащимся любовь к чтению, а также развивать и совершенствовать навык чтения на английском языке помогают серии книг для начальной школы Macmillan Children ’ s Reader и Macmillan English Explorers Reading Series . Яркие, красочные книги помогают нам, учителям, легко приобщить детей к чтению. Тематика книг очень обширна, здесь включены книги лингво-страноведческого характера, что помогает расширять кругозор учащихся, узнавать интересные факты о древнем мире, космосе, стране изучаемого языка. Они поделены на несколько уровней (от самых маленьких до уверенных читателей). Эти книги помогают развивать технику чтения, произношение, интонацию, благодаря CD дискам; расширять словарный запас, развивать различные виды чтения, благодаря заданиям в Comprehension and Vocabulary Workbooks . Таким образом, лексический материал получит свое достойное усовершенствование. А книга для учителя содержит всю необходимую информацию о том, как обучить основным видам чтения, а также разработанные уроки. От того, насколько глубоко и детально понятен материал, зависит, сможет ли человек, его прочитавший, использовать его в других областях своей жизни. Таким образом, все виды речевой деятельности задействованы на уроках домашнего чтения.
Адрес сайта, где можно найти более подробную информацию Там же на сайте Вы можете найти книги этой серии, примеры-странички с заданиями, аудио материал.
Давайте перейдем теперь к обучению чтению на среднем этапе . На этом этапе мы читаем книги серии Macmillan Readers . Здесь также представлена литература разных жанров и авторов от современных до классиков. Книги этой серии поделены на 6 уровней от начинающего до продвинутого (starter – advanced ). Здесь также включены дополнительные задания на отработку лексического и грамматического материала, есть информация об истории и авторе книги, вопросы на контроль понимания текста, глоссарий, многие книги имеют аудио приложение. Кроме того, на сайте www . macmillanreaders . com Вы можете найти дополнительные ресурсы: различные варианты заданий, тесты, для некоторых книг есть аудио материалы для скачивания бесплатно. Вашему вниманию мы представили несколько страничек заданий к книгам The Wizard of Oz и Robinson Crusoe .
Итак, на среднем этапе мы продолжаем развивать и совершенствовать навык чтения, его различные виды, а также развиваем и совершенствуем другие виды речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо).
Исходя от интересов учащихся, мы выбрали следующие книги для домашнего чтения. С учениками 5 классов мы читаем Treasure Island by Robert Louis Stevenson, 6 класс Robinson Crusoe by Daniel Defoe, 7 класс The Wizard of Oz by L.Frank Baum.
Как мы уже говорили, ценность уроков домашнего чтения заключается в том, что развиваются все виды речевой деятельности, мы бы хотели подробнее остановиться на том, как мы на уроках домашнего чтения добиваемся поставленных нами задач.
Работа над книгой состоит из нескольких этапов. Целью первого этапа является сообщение учащимся предварительной информации о книге: о писателе, времени и эпохи, в которых происходят описываемые события, об основной идеи книги, чтобы пробудить их интерес к книге, помочь им быстрее ориентироваться в ее содержании и снять, если есть, трудности, вызываемые незнанием фактов лингво-страновеческого характера. На этом этапе мы, как правило, смотрим небольшой фильм-биографию об авторе, после которого поводится беседа, задаются вопросы для проверки правильности понимания полученной информации. Либо можно попросить группу учащихся подготовить информационный проект о биографии писателя, заранее приготовив задания на проверку понимания. Как правило, этот этап работы занимает один урок.
Цель второго этапа – комплексная . Это контроль понимания прочитанного и его углубление, проверка умения осмыслить содержать и дать свою оценку, с одной стороны. С другой стороны, целью этого этапа является обучение высказыванию на основе текста, развитию умения активно использовать этот материал не только при передаче данного содержания, но и при выражении мыслей о прочитанном и вообще в любой другой ситуации общения. Этот этап работы над книгой состоит из обсуждения главы книги и упражнений, направленных на закрепление нового языкового и речевого материала. На этом этапе применяются такие виды работ, которые обеспечивают как контроль, так и обучение пониманию и говорению.
Прежде чем приступить к обсуждению главы учащиеся выполняют различные задания на лексику, грамматику, перевод. Эти упражнения предваряют обсуждение соответствующих глав книги.
Теперь хотелось бы подробнее остановиться на этапах работы над каждой главой книги.
Цели дотекстового этапа работы:
Сформулировать речевую задачу для первого прочтения;
Поддержать необходимый уровень мотивации у учащихся, он уже создан, ведь ребятам интересно узнать, что произойдет с героями дальше;
Затем мы работаем с заголовком главы, учащиеся пытаются предугадать ход событий по заголовку и иллюстрациям данным к той или иной главе.
Снять языковые и речевые трудности;
Читаем вопросы или утверждения на контроль понимания главы, пытаемся ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
Его цели:
Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.
Как правило, на этом этапе учащиеся читают и аудируют текст одновременно. Подобный вид работы способствует развитию зрительного и слухового восприятия речи, закреплению навыков интонирования, произносительные навыки. Ритм и темп чтения зависит от говорящего (учащиеся одновременно закончат читать главу).
Упражнения и задания для контроля понимания текста:
Ответить на вопросы; верные/ неверные утверждения. К книге
Robinson
Crusoe
нами были разработаны задания к каждой главе.
К этому этапу учащимся были предложены
следующие упражнения.
Интересные задания предложены издательством Macmillan на сайте.
На этом же этапе идет работа с лексикой и грамматикой. Она нужна для детального понимания текста. Этот раздел мы назвали Word Study и Grammar Study . Мы составляли разные задания на отработку активной лексики и грамматических конструкций той или иной главы. Также сюда включены задания на перевод. Вот несколько примеров заданий.
Лексика в этих заданиях отбиралась с учетом ее дальнейшего использования в устной речи.
Последний этап работы над главой послетекстовый . Он рассчитан на развитие навыков говорения (монологической и диалогической речи). В заданиях мы назвали его Speech Practice .
Вот примеры заданий.
Вот пример заданий, разработанный к главам 8, 10
После обсуждения книги по главам необходим еще один, третий этап работы. Этот этап нужен для повторения пройденной лексики и контроля ее усвоения, а также для обсуждения содержания всей книги. Для этой цели представлены замечательные упражнения в конце каждой книги для чтения. (3 слайда Moby Dick , The Legend of Sleepy Hollow ). Планируется, что третий этап должен готовить учащихся к написанию сочинения по прочитанной книге. По книге Robinson Crusoe учащимся было предложено написать отзыв о прочитанной книге.
Конечно же, работа над книгой на этом может быть продолжена. Можно посмотреть фильм на языке и обсудить его, сравнить фильм с книгой, выразить свое мнение, что понравилось, а что нет.
Также в нашей школе проводятся читательские конференции по прочитанной книге, учащиеся готовят спектакль по книге.
Все это определенно мотивирует ребят на дальнейшее чтение литературы не только на уроках домашнего чтения, но и самостоятельно.
Обучение чтению на английском языке невозможно и без самостоятельной работы. Читать нужно по возможности так часто, как позволяет время. Брать можно любую литературу, лишь бы она была вам по душе. Ребята в нашей школе с удовольствием читают дополнительно литературу и участвуют в конкурсах Macmillan . (сертификаты, фото)
Но мы не останавливаемся на достигнутом. Наши перспективы.
Создание творческой лаборатории:
1. Создание своей собственной книги(Activity book). Это книга упражнений, которая создается каждым ребенком в группе, поэтому дает большой набор упражнений. Сделав свою собственную книгу, учащиеся обмениваются книгами для выполнения упражнений. Создавая книгу, учащийся работает с грамматическим и лексическим материалом, а выполняя упражнения других учащихся еще раз упражняется. Каждый учащийся ищет информацию об авторе книги. Перед ним стоит задача оформить свою Activity book в виде книги. А это помогает нам развивать умственный и творческий потенциал учащихся, развивать хороший вкус, умение работать с бумагами и пользоваться современными технологиями.
2. Создание проектов.
Проект- интернет страница о любимой книге и др.
3. Создание книги мудрых мыслей.
Ученики выписывают «мудры мысли» из произведения и оформляют в виде книги. Все «мысли» обсуждаем и обязательно обсуждаем и связываем со своей жизнью. Учащиеся объясняют, почему он выбрал эту «мысль», почему она ему близка. Такие задания способствуют развитию устной речи, снятию психологической напряжённости, раскрытию учащегося.
4. Сравнение персонажей книги с персонажами ранее прочитанной книги.
5. Конкурс спикеров.
6. Дебаты.
При любом подходе уроки домашнего чтения бесценны, т.к. учащиеся имеют возможность соприкоснуться с современным живым языком, а также познакомиться с культурой страны изучаемого языка. Проделывая эту работу регулярно, мы можем сказать, что наше учебное заведение является культурным полем для формирования гуманитарной среды и посредником между семьей и школьником.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Основные сведения о фонетическом строе английского языка, правилах чтения букв и буквосочетаний в различных позициях и английской интонации. Совершенствование и закрепление навыков речевой деятельности и чтения с помощью тренировочных упражнений.
методичка , добавлен 21.12.2011
Психологическая природа чтения на иностранном языке. Выделение механизмов, подлежащих формированию в процессе обучения чтению. Приемы использования различных видов текстов на уроках английского языка. Разработка упражнений, формирующих механизмы чтения.
дипломная работа , добавлен 01.07.2014
Понятие самостоятельного и личностного чтения. Принцип отбора литературы для самостоятельного чтения. Самостоятельность интеллектуального труда учащегося в процессе овладения иностранным языком. Лингвострановедческий подход к отбору литературы.
контрольная работа , добавлен 06.05.2009
Рассмотрение теоретических аспектов говорения как средства общения и продукта речевой деятельности человека. Характеристика понятия и видов монологической и диалогической устной речи. Определение роли и места говорения на уроках английского языка.
дипломная работа , добавлен 28.10.2011
Три основные причины знания английского языка. Значение формирования умений и навыков чтения и понимания литературы на английском языке для инженера-строителя. Роль английской лексики в сфере инновационных технологий и познания для современного студента.
доклад , добавлен 12.12.2015
Теоретические основы методов обучения чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в школе. Понятие о чтение. Виды чтения. Особенности развития младших школьников. Обучение чтению вслух. Обучение чтению про себя. Упражнения для обучения чтению.
курсовая работа , добавлен 19.09.2007
Анализ учебно-методического комплекса "Happy English 2". Наиболее распространенные виды чтения: с общим охватом содержания, с детальным пониманием прочитанного, поисковое чтение. Требования к текстам. Основные техники чтения. Упражнения для обучения.
курсовая работа , добавлен 18.04.2011
Совершенствование навыков изучающего и поискового чтения на базе текстов о социальной и культурной жизни Великобритании. Упражнения на расширение кругозора студентов о культурных особенностях страны изучаемого языка и обогащение их лексического запаса.
учебное пособие , добавлен 24.09.2012
Разделы: Иностранные языки
Чтение на иностранном языке – один из важнейших обучающих элементов. Оно расширяет кругозор учащихся, знакомит их с произведениями зарубежных авторов, развивает мышление и воображение, создает дополнительную мотивацию к изучению языка и многое другое. Всего этого можно достичь, введя регулярные уроки домашнего чтения в процесс обучения. Такие уроки позволят учителю разнообразить формы работы, обеспечить практическое применение изученного на традиционных уроках иностранного языка, развивать навыки устной речи при обсуждении текста, формировать различные навыки чтения, существенно расширять лексический запас учащихся. Однако для этого недостаточно подобрать интересную детям и соответствующую их уровню языка книгу. Необходима продуманная система заданий к каждой главе, направленных на отработку новой лексики, формирование разнообразных навыков, а также обобщающие игры и творческие задания. К сожалению, несмотря на богатый ассортимент разноуровневых книг для чтения, большинство их не предназначено авторами для работы в рамках урочной системы и содержат лишь несколько небольших заданий, как правило, направленных на проверку общего понимания текста.
Нам бы хотелось предложить коллегам составленные нами разработки к двум книгам и некоторые методические рекомендации по работе с ними. Мы апробировали ‘The Sunbird Mystery’ и ‘Swiss Family Robinson’ (из серии книг для чтения к учебнику Way Ahead издательства Macmillan Publishers Ltd) в 5-х классах школы с углубленным изучением английского языка. Хотя книги для чтения к учебнику Way Ahead предназначены для самостоятельного внеклассного чтения, они идеально подходят и для уроков домашнего чтения на английском языке. Они увлекательны по содержанию, написаны для детей и соответствуют их интересам. Книги богаты лексикой, но не трудны для понимания, поэтому их чтение остается удовольствием, а не превращается в тяжкий труд. Книги поделены на небольшие главы, прекрасно подходящие для порционного чтения и обсуждения. Наконец, обилие красочных иллюстраций облегчает понимание содержания и усиливает мотивацию к чтению.
При чтении дома и одном уроке в неделю, посвященном работе с текстом и обсуждению, на одну книгу потребуется полгода.
Для удобства пользования и повышения эффективности мы выделили ключевую лексику каждой главы и разработали ряд заданий. Эти материалы поделены на 3 части:
Как правило, 5-й класс – первый год классического домашнего чтения, и мы ставили перед собой задачу научить ребят основным приемам работы с книгой и с текстом. Вот некоторые основные принципы, которыми мы руководствовались:
Swiss Family Robinson (Часть I – листок ученика)
Chapter 1 Shipwreck (p.3 – 5)
Answer these questions
Chapter 2 Safe on land (p.6 – 9)
Chapter 3 Happy to be alive (p.10 – 11)
планировать –
выяснить (где мы находимся) –
(отправиться) исследовать –
заметить (множество фруктов) –
бежать впереди –
бросать (кокосы) в … –
остров –
с одной стороны –
с другой стороны –
отдохнуть и пойти обратно в лагерь –
нести (обезьянку) –
Write 5 sentences about this chapter – some of them true and some false.
Chapter 4 A new home (p.12 – 15)
Chapter 5 Daily life (p.16 – 19)
be homesick – | … didn’t matter – |
plant (v,n) – | be busy – |
vegetables – | healthy – |
look after – | field – |
dive – | sew – |
Complete these sentences
Chapter 6 Thanksgiving (p.20 – 23)
сделать отметку (засечку) ножом –
во время обеда –
удивиться –
время прошло очень быстро –
выигрывать призы –
накрыть на стол –
передать (телескоп) кому-то –
поднять (голову) –
в опасности –
трястись (Наши ноги тряслись) –
исчезнуть (в траве) –
застрелить (змею) насмерть
Ask questions to match these answers
|
|
Chapter 7 Rescue (p.24 – 28)
rescue (n,v) – | farm – |
set off – | a box full of pearls – |
hit the sail – | |
tear (tore, torn) a piece of cloth from the sail – | |
follow – | wave (v,n) – |
The sunbird mystery (Часть I – листок ученика)
Introduction (p.2 – 3)
Chapter 1 Steven’s accident (p.4 – 7)
Answer these questions about Chapter 1:
a) Laura, b) Steven, c) the old man, d) a kingfisher, e) a sunbird, f) the blue notebook, g) Kenya
Chapter 2 The house in Cairndale Avenue (p.8-9)
войти в сад –
идти по тропинке –
в кармане –
позвонить в колокольчик –
дотронуться до двери –
быть похожим на орла, выглядеть как орел –
пустой –
комната была в беспорядке –
быть напуганным –
вызвать скорую помощь –
набрать (номер) –
вломиться в дом –
True or False? Correct false statements
Chapter 2 The house in Cairndale Avenue (p.10 – 13)
Ask questions to match these answers
|
|
Chapter 4 The secret visit (p.18 – 21)
Chapter 5 Karidian (p.22 – 23)
Chapter 6 Airport rescue (p.24 – 26)
Ask questions to match these answers
Was Karidian really a journalist or was he a criminal? Explain your answer.
Chapter 7 The present
wait for sb – | arrest (v, n) – |
real adventure – | imagine – |
envelope – | reward – |
be wanted by the police – |
Как известно, в обычной школе отводится слишком мало часов для иностранных языков. Обычно это два, в лучшем случае, три-четыре часа в неделю. Но чтобы эффективно усваивать иностранный язык, надо комплексно заниматься каждый день. Если у вас нет достаточно свободного времени, чтобы каждый день уделить изучению английского полтора-два часа, то лучшая практика языка — это домашнее чтение.
Как эффективно изучать английский язык, читая на английском?Этот метод изучения английского языка превосходно подходит как для новичков, для школьников средних и старших классов, так и для тех, кто хорошо владеет языком, но хочет просто держать себя в форме. Для преподавателей это отличная возможность проверить своих учащихся на прочитанный материал, на закрепление новых слов. К тому же, чтение — это всегда увлекательно и интересно!
На самом деле, польза такого способа изучения английского языка действительно велика. Читая одну-две странички на английском, вы практикуетесь в языке самостоятельно. Чтение вслух, помогает запомнить произношение слов, ваша зрительная память откладывает в голове их написание.
Также, параллельно с чтением, вы работаете с новой лексикой, встречаете устойчивые идиомы и выражения, авторские высказывания.
Уделяйте домашнему чтению хотя бы 7−10 минут в день, и вы очень скоро увидите отличные результаты!
Даже если такого метода нет в программе образования, вы все равно можете его использовать. Ведь учитель всегда имеет право на творческий полет в своей деятельности.
Выберете произведение на английском языке, уровень сложности которого будет соответствовать возрасту ваших учеников. Для начала, пусть это будут рассказы (short stories) или сказки (если это младшие классы) с несложной лексикой, постепенно можно усложнять задачу.
Задайте ребятам прочесть определенное количество страниц (на ваше усмотрение) к следующему уроку, поработать над незнакомыми словами, извлечь интересные цитаты.
Если у вас нет возможности уделить целый урок на обсуждение прочитанного, то вы можете уделить этому 5−7 минут на каждом занятии. Пусть ребята перескажут на английском то, что они прочитали, выскажут свое мнение о персонажах, составят предложения с новыми словами, зачитают и обсудят цитаты.
Это можно делать быстрее, применяя метод брейнсторминга: учитель задает вопросы по главе, ученики дают точные ответы.
Если же вы недавно начали изучать английский или вы являетесь школьником, то способ с домашним чтением поможет вам быстрее и эффективнее освоить английский язык.
Если вы учащийся, то придерживайтесь тех рекомендаций и заданий по домашнему чтению, которые вам предложил преподаватель. Но если вы самостоятельно изучаете язык, то позвольте предложить вам несколько пунктов, по которым вы можете заниматься домашним чтением.
Как мы уже говорили, для начала возьмите рассказы или новеллы, небольшие истории, даже сказки. Это могут быть рассказы Агаты Кристи или Артура Конан Дойла. Не намечайте себе большой объем за одно занятие. Пусть это будут одна-две страницы, но проведите полное осмысление прочитанного. Переведите каждое незнакомое слово, посмотрите, в каком значении оно употреблено в контексте предложения.
Да, поначалу вы будете двигаться не так быстро, как хотелось бы. Но уже через несколько занятий вы улучшите результаты! Такое чтение войдет в привычку, и вы заметите, как все меньше незнакомых слов вы встречаете, все больше понимаете сюжет и развитие событий, все быстрее читаете.
Словарная работа — это очень важно! Не оставляйте ни одного незнакомого вам слова без перевода, иначе эти пробелы в изучении языка так и останутся. Работайте с лексикой, употребляйте ее в диалогах и предложениях.
Пересказывайте прочитанные страницы, характеризуйте персонажей вслух, объясните себе или другу, почему вам нравится/не нравится тот или иной герой.
Используя этот метод в изучении английского, вы очень скоро убедитесь в его эффективности. Главное, выполнять все добросовестно и качественно. Желаем вам успехов и увлекательного чтения с пользой!
Статьи по теме: | |
"Духота и трупный запах": детские воспоминания о Сталинградской битве Воспоминания участников сталинградской битвы читать
В начале 70-х годов поздней осенью, когда уже выпал первый снег, мне... Трубецкой дети. Биографии декабристок. Биография Екатерины
Ивановны Трубецкой
План Введение 1 Биография 2 Жена декабриста 3 Произведения,... Анализ рассказа «Жизнь Василия Фивейского» Андреева Л
Жизнь Василия Фивейского Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел... |