Конспект урока по литературному чтению на тему «Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Весёлый старичок», «Небывальщина»» (2 класс). Все стихи даниила хармса Д хармс все наоборот читать

Воздушные шары

Маланьины дети

Маленький народ

Игра проводится с подгруппой детей. Ее содержательную основу составляет стихотворение Д. Хармса. Педагог просит детей заранее обдумать, какого дядю и какую тетю они будут изображать, затем предлагает в процессе прослушивания текста разыграть небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.

Тра‑та‑та, тра‑та‑та

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот,

Вышел маленький народ.

Один дядя – вот такой!

Другой дядя – вот такой!

Третий дядя – вот такой!

А четвертый – вот такой!

Одна тетя – вот такая!

А вторая – вот такая!

Третья тетя – вот такая!

А четвертая – вот такая…

Д. Хармс

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Дети имитационными движениями передают содержание народной потешки, которую читает педагог:

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так…

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям «превратиться в воздушные шары». Для этого, подходя к каждому ребенку, он имитирует процесс накачивания шаров, затем «скручивает» из каждого «шарика» различных животных (например, Саша становится лошадкой, Вика – зайцем, Оля – обезьянкой и т. д.). Педагог предлагает детям изобразить «воздушные шарики», летящие по небу, и читает стихи:

Шарики воздушные

По небу летят.

Шарики воздушные

Похожи на зверят.

Разноцветные шары

Очень ярки, посмотри!

Дети стремятся передать движениями особенности формы своего шарика. При повторении игры педагог изменяет форму «шаров».

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог просит детей произносить предложения с различной интонацией, выражая радость, удивление, страх, злость, грусть, обиду, удовольствие и т. д. Например: «Кате подарили щенка», «Дети играют с мячом», «Мама увидела рисунок сына», «Мы идем в парк» и т. д.

Педагог делит детей на две команды: одна – «зрители», другая – «животные» разных стран. Педагог в роли ведущего телевизионной передачи предлагает «зрителям» понаблюдать за «животными».

Педагог. Уважаемые телезрители! Начинаем передачу «В мире животных». Давайте посмотрим, кто живет в жарких странах.

Перед вами индийский слон. Это крупное животное, питается листьями. В жаркую погоду любит обливать себя водой из хобота. Это доставляет ему массу удовольствия. Он бережно охраняет своих детей, а когда им грозит опасность, приходит в яростное, злобное состояние.



Ребенок из команды «животных» изображает слона: как питается, как обливается водой, как отдыхает в жаркую погоду, как заботится о своих слонятах.

А вот обезьяна – быстрое, ловкое животное. Посмотрите, как она смело прыгает с одного дерева на другое! Большую помощь в этом ей оказывает длинный хвост. Обратите внимание на веселый, озорной нрав обезьяны. Она может рассмешить каждого, посмотрите как! Огорчает обезьяну появление хищников: тигра, пантеры и т. п. Она начинает тревожиться и старается быстро спрятаться.

Другой ребенок изображает повадки обезьяны, способы ее передвижения и т. д.

Таким образом представляются самые различные животные.

Даниила крестили 5 (18) января 1906 года в церкви собора Пресвятой Богородицы при «Убежище принцессы Ольденбургской». Крестными были его дядя Петр Павлович Ювачев и тетя Наталья Ивановна (сестра Надежды Ивановны).

Отец Даниила по служебным делам был в постоянных разъездах, и за воспитанием сына следил в основном в письмах, которыми регулярно обменивался с женой. Таким образом голос отца постоянно был слышен, что создавало, как можно полагать, достаточно фантастический эффект зримого отсутствия при постоянном ощущении участия в реальной жизни. Отец стал для Хармса неким высшим существом, уважение к которому, по рассказам современников, воплощалось, например, в том, что сын, до конца жизни отца, вставал в его присутствии и разговаривал с отцом только стоя. Можно предположить, что «седой старик» в очках и с книгой, являющийся в нескольких текстах Хармса, навеян обликом отца.

По этим письмам можно получить некоторое представление о том, как Даниил рос и воспитывался. В одном из писем Надежда Ивановна пишет мужу: «Сегодня получили 3 твоих письма, от 10 и 11, и открытку. Данюк в восторге, все время носит это письмо и всем читает, но никто ничего не понимает». 16 июня 1910 года: «Даня всем рассказывает, что у него папа студент и учит гимнастике, откуда он это взял, неизвестно, вообще врет много».

Достаточно рано Даниил познакомился с православной символикой. 4 февраля 1907 года его мать пишет: «Научился он креститься и все крестится и кланяется», а 22 октября 1910 года: «Сегодня был молебен. Данила все время стоял, молился и, когда клал земной поклон, то руки на полу складывал так, как делаешь это ты, и следил, чтобы и все так делали».

Отец в письмах давал советы по воспитанию сына. Сам он был аскетом, питался очень скромно, не любил никаких излишеств и обычно довольствовался самым малым. Сына он тоже советовал воспитывать в строгости, однако мать не очень старалась выполнять эти указания. Она очень любила Даню и частенько его баловала.

Даня был способным ребенком. Очень рано научился читать (ему не было еще и пяти лет). В письме мужу от 18 октября 1910 года Надежда Ивановна рассказывает, что сын «ужасно занят книгами, теперь это его более всего занимает, но я не позволяю ему много читать, а то по ночам во сне все болтает, если ему много читать. Наизусть катает целые рассказы».

1 ноября 1910 года она продолжает эту тему: «Данилка страшно увлекается опять книгами и даже просит меня ничего ему на именины не дарить, кроме книг». Наверное, поэтому в 1912 году она отвечает Ивану Павловичу на его пожелания интенсивнее развивать сына: «Развивать Даню нечего, он для своих лет развит слишком много. Занимается прекрасно, с таким вниманием, глаз не поднимет, пока идет урок, на что-либо, не касающееся урока, так чего еще от него ты хочешь?»

В письме мужу от 27 июня 1911 года Надежда Ивановна сообщает, что сын «все время строит какие-то машины, водопроводы, фантазия у него так разыгрывается, что он без конца рассказывает, какая для чего у него машина состроена». Вероятно, любовь Ювачева-Хармса к созданию не имеющих явного прикладного смысла «сооружений», о которой писали впоследствии многие знавшие его мемуаристы, закладывалась именно в первое десятилетие его жизни.

Даниил получил неплохое домашнее образование. Немецкому языку его обучала учительница-немка, а отец учил английскому. В 1912 году, то есть в шесть лет, он уже не только свободно читал, но и писал, причем, как отмечала мать, «очень грамотно». В 1915 году он поступил в первый класс реального училища (Невский проспект, 22а), которое входило в состав Главного немецкого училища святого Петра в Петрограде (Петришуле или по-немецки - St. Petrischule). Он был старательным учеником, хотя впоследствии одноклассники вспоминали о его любви к розыгрышам: то он играл во время уроков на валторне (!), то упрашивал учителя не ставить ему двойку, изображая «сироту», и т. п. На первые годы его учебы в реальном училище приходится и первое свидетельство о том, что Даниил пытался писать что-то самостоятельное. Его тетка Наталья Ивановна Колюбакина в письме от 3 марта 1916 года рассказывает, что «Данила сидит рядом со мной и пишет какую-то сказку для Наташи - произведение собственной фантазии».

Революция и Гражданская война изменили уклад семьи. В Петрограде начались голод, разруха и болезни, с занятиями в школе было покончено. Сначала Ювачевы еще пытались продолжать учить сына дома. Но в 1918 году, когда стало понятно, что речь идет уже не об обучении, а о спасении жизни, родители увозят сына в Хвалынский уезд Саратовской губернии, к родственникам Надежды Ивановны.

В 1919 году они возвращаются, и Даниил проводит лето в Детском Селе (так стало называться Царское Село после революции) у Натальи Ивановны Колюбакиной - своей тетки и крестной.

В январе 1920 года его мать поступила на работу - она стала кастеляншей в Барачной больнице им. С.П. Боткина, чуть позднее туда же устроили 14-летнего Даниила. С 13 августа 1920-го по 15 августа 1921-го он числится «подручным монтера» в этой же больнице.

В 1920 году семья Ювачевых поселилась в здании бывшей больничной прачечной по адресу: Миргородская улица, д. 3/4, кв. 25, где и прожили до конца 1925 года. Отец продолжал служить «по финансовой части»: после февраля 1917 года он работал старшим ревизором Государственных сберегательных касс, а после октября - старшим инспектором Центрального бюджетно-расчетного управления Наркомата финансов. В 1923-1924 годах он уже был заведующим счетным отделением рабочего комитета на строительстве Волховской ГЭС.

Примерно в 1921-1922 годах Даниил Ювачев выбирает себе псевдоним «Хармс», который постепенно настолько «прирос» к нему, что превратился в часть фамилии. В 1930-е годы, когда всем советским гражданам выдали паспорта, он приписал в паспорте к своей фамилии через дефис вторую часть, так что получилось «Ювачев-Хармс».

В дальнейшем Хармс подписывался и другими именами. (Подробнее в статье «Псевдонимы Хармса»)

Ч. 1
Урок внеклассного чтения

во 2 классе
«Всё наоборот». Весёлые стихи Ю. Мориц, Д. Хармса,

Ю. Владимирова, Г. Сапгира.

Учитель: Кудряшова Н.А.


(2009 – 2010 уч. год)


Тема урока: «Всё наоборот». Весёлые стихи Ю.Мориц, Д.Хармса, Ю. Владимирова, Г. Сапгира.

Цель урока : познакомить с творчеством поэтов – обериутов, обратить внимание на словотворчество поэтов; развивать наблюдательность, фантазию, воображение; воспитывать интерес к поэзии, поэтическому творчеству.

Оборудование: портреты поэтов – обериутов, выставка книг с поэзией для детей, записи песен на стихи поэтов и мультфильмов.

Ход урока


  1. Организационный момент.
Кому – то сказки надоели, а кто- то сказками пленён.

Но сейчас урок особый: стихам весёлым посвящён.


  1. Актуализация знаний.
Ребята, я знаю, что вы все любите читать. А какие произведения вам больше нравятся: весёлые или грустные? Давайте сегодня мы поговорим о весёлом в детской литературе.

На уроках классного и внеклассного чтения вы узнали, что начало творческого пути многих поэтов связано с изучением фольклора. К.И. Чуковский писал: «Поэзия для детей – это такой жанр, что к овладению им нужно готовиться многие годы» По признанию многих детских поэтов компасом на их пути была народная поэзия. Считалки, потешки, дразнилки, частушки теперь можно прочитать в поэзии детских писателей. Чуковский изучал речь детей для того, чтобы ответить на вопрос: «Как надо писать хорошие детские стихи?» Оказалось, что дети любят придумывать новые слова, сочинять считалки, играть словами. К. И. Чуковский написал книгу «От двух до пяти», это сборник высказываний детей от 2 до 5 лет. Эта книга очень помогла поэтам, которые писали детские стихи.

Послушайте, как говорят дети: - Трудился, трудился и вытрудил пароходик! - Никак не могу распознать, что нарисовано на этой картинке. – Я помнил, помнил, а потом отпомнил. – Мама сердится, но быстро удобряется.


  1. Постановка цели урока.
- Посмотрите на выставку книг. Назовите фамилии поэтов, стихи которых вы видите на нашей выставке.

Какие стихи этих поэтов вы читали?

Чем интересны эти стихи?

Сегодня мы познакомимся с весёлыми стихами детских поэтов, в произведениях которых происходят невероятные превращения слов.

4. Изучение нового материала.

а) Почти 90 лет тому назад в городе Ленинграде (ныне Санкт – Петербурге) несколько талантливых поэтов объединились в группу, которую назвали ОБЭРИУ. Это расшифровывается так: общество реального (невыдуманного) искусства.

Какая буква осталась нерасшифрованной? (у) На вопрос «Почему У?» участники этой группы отвечали: «Потому что кончается на У. Для веселья». Вот такими же весёлыми, без фантазии, но иногда непонятными были стихи поэтов – обериутов. В эту группу вошли Д. Хармс, А. Введенский, Ю. Владимиров, Н. Заболоцкий. Они придумывали новые слова, звукосочетания, создавали из необычного реальное. Они считали, что стихи для детей должны быть весёлыми, похожими на игру. Сегодня на уроке мы понаблюдаем, как играют словами поэты, как они меняют значение слов. Многие стихотворения помнят ваши бабушки дедушки, ваши родители. Давайте послушаем, какие стихи вы прочитали. К сегодняшнему уроку некоторые ребята выучили стихи наизусть и нарисовали рисунок к своему стихотворению.

1. Юринова Зоя: А. Введенский «О рыбаке и чудаке»

Яруткина Валерия Ю. Владимиров «Ниночкины покупки»

Это стихи поэтов – обериутов. Детям в то время больше всего нравились стихи Д. Хармса. Послушайте стих. Д.Хармса « Как Володя быстро под гору летел.»

На какой жанр устного народного творчества похожи эти стихи?

Какие интересные слова вам запомнились? Понравились? Какие нереальные события стали в стихах реальными?

б) Многие современные детские поэты тоже используют в своих стихах игры со словами. Давайте послушаем стихи некоторых поэтов:

Юнны Мориц:

Брумм Кристина: «Крыша ехала домой»

Коротяева Алина «Ленивая кошка»

Дементьева Екатерина «Хохотальная путаница»

Сафонов Дмитрий «Баллада о фокусах шоколада»

Дементьева Екатерина «Повар»

Г. Сапгира:

Борзихина Полина «Людоед и принцесса или всё наоборот»

Коклюхин Александр и Пучко Вадим: «Небылицы»


  1. Закрепление.
а) Литературная игра. Подберите рифму к стихам:

А завтра старушке придётся опять

По реке плывёт кораблик, он плывёт издалека ,

На кораблике четыре очень храбрых …. (моряка)

А вы знаете, что У, а вы знаете, что Па

А вы знаете, что ПЫ? Что у папы моего было сорок….(сыновей)

Жили в квартире сорок четыре,

Сорок четыре весёлых ….(чижа)

Лошадку похвалили, купили ей сухарь,

А после подарили тетрадку и ….(букварь)

б) чтение стихов детьми (по книгам, подобранным самостоятельно)

5. Итог урока

Наше знакомство с поэзией для детей не заканчивается. На уроках чтения мы узнаем более подробно об их творчестве, познакомимся с новыми стихами и более подробно побеседуем по их содержанию.

6. Задание на дом: стихи Маршака, Барто, Михалкова, Заходера и др. поэтов.

Вы сегодня много читали, и мне тоже хочется прочитать вам стихотворение поэта Тима Собакина, который тоже может писать весело и играя. Стихотворение

«Сетный як»:

Чтобы наши мысли не постиг

Соперник неприятный,

Давай придумаем язык,

Лишь нам двоим понятный.

Мы буквы в середине слов

Отбросим незаметно-

И будет через день готов

Язык вполне секретный.
Вот мы хотим сказать ПЕЛЬМЕНЬ,

Но сократим вначале.

И будем знать, что слово ПЕНЬ

ПЕЛЬМЕНЬ обозначает.

Слова не трудно сократить!

Запомним непременно:

ВЫТЬ – значит ВЫХОДИТЬ,

А ПЕНА - ПЕРЕМЕНА.

Компот, пожалуй будет КОТ,

А НОС – насос хороший!

Никто на свете не поймёт,

Что КАША есть калоша.

Мы начинаем говорить

Друг с другом постепенно:

« Из класса нужно быстро ВЫТЬ,

Когда большая ПЕНА»

Накачивает НОС мячи…

В стакане КОТ из дыни…

А КАША сохнет на печи…

А ПЕНЬ в тарелке стынет…

Что значит КОТ? Что значит ПЕНЬ?

Соображаем туго!..

И я боюсь, что через день

Мы не поймём друг друга.


- Что значит «Сетный як»?

Расшифруйте предложение: Вы УДИТЕ ОТДАТЬ. (вы уходите отдыхать)


Спасибо вам, ребята, за урок. Вы сегодня были не просто моими помощниками, а моими коллегами. Наши художники получают награду – «палитру», а чтецы – фото «мудрой Совы.»
ч. 1

Даниил Хармс. Стихи для детей

Широко известен как детский писатель и автор сатирической прозы. С 1928 по 1941 г. он постоянно сотрудничает в детских журналах Еж, Чиж, Сверчок, Октябрята. У Хармса выходит около 20 детских книг. Стихи и проза для детей дают своеобразный выход игровой стихии Хармса, но писались они исключительно для заработка и особого значения автор им не придавал. Отношение же к ним официальной партийной критики было однозначно отрицательным. В нашей стране долгое время Хармс был известен, прежде всего, как детский писатель. К. Чуковский и С. Маршак высоко ценили эту ипостась его творчества, даже в какой-то степени считали Хармса предтечей детской литературы. Переход на творчество для детей (и феноменальный успех у детской читательской аудитории) был обусловлен не только вынужденными внешними обстоятельствами, но более всего тем, что детское мышление, не связанное привычными логическими схемами, более склонно к восприятию свободных и произвольных ассоциаций. Неологизмы Хармса напоминают исковерканные ребенком слова или сознательные аграмматизмы («скаска», «песенька», «щекалатка», «валеньки», «сабачка» и т.д.).

gastroguru © 2017