Факторы и источники информационно психологического воздействия. Информационная безопасность войск и защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия. Приёмы манипуляции в процессе убеждения

Информационно-психологическое воздействие состоит из двух основных видов: побуждение и принуждение.

Побуждение объекта информационно-психологического воздействия к совершению каких-либо действий (изменения жизненной активности) – такое открытое (для сознания объекта) воздействие на сознание объекта, в результате которого в сознании происходит формирование мотивации к совершению определенных поступков.

Основные способы формирования мотивации в результате открытого (явного для объекта воздействия) информационно-психологического воздействия: убеждение; разъяснение; информирование; обсуждение, согласование; сравнение; воспитание; содействие, поддержка; изменение настроения (психологического состояния); формирование психологического фона и др.

Побуждение реализуется как в процессе субъект-субъектного, так и в процессе объект-субъектного взаимодействия, и является основной движущей силой процесса коммуникации. Побуждение является основным открытым методом управления как в межличностном взаимодействии, так и в процессах взаимодействия личности и общества, личности и государства, государства и общественных организаций и т.д.

Принуждение как вид информационно-психологического воздействия – такое воздействие на сознание объекта, в результате которого в сознании объекта происходит формирование мотивации обязательному совершению определенных поступков вопреки собственной воле или желанию.

По отношению к сознанию объекта информационно-психологического воздействия принуждение может быть открытым и скрытым (тайным). К формам открытого принуждения относятся такие виды принуждения, как государственное принуждение и принуждение общественное, основанное на действии норм социального поведения – морали и нравственности, а также юридически оформленных отношений между социальными субъектами. К формам тайного принуждения относятся: психологические манипуляции, дезинформирование, агрессивная пропаганда, лоббирование, шантаж, технологии антикризисного управления, широко используемые в современных операциях информационно-психологической войны. Остановимся на них более подробно.

    1. Психологические манипуляции

В исследование манипулятивных технологий как социального явления и определении форм противодействия манипуляциям огромный вклад внесли видные ученые Г.В. Грачев и И.К. Мельник, В.Г. Крысько.

Манипуляция – это способ психологического воздействия, цель которого – изменение направленности активности (психической и иной) других людей, осуществляемое незаметно для них.

Манипуляция может рассматриваться как вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое от них ожидает.

Манипуляция сознанием – это управление путем навязывания людям идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия.

Выделяют три уровня манипулирования:

    первый уровень – усиление существующих в сознании людей нужных идей, установок, мотивов, ценностей, норм;

    второй уровень связан с частными, малыми изменениями взглядов на то или иное событие, процесс, факт, что также оказывает воздействие на эмоциональное и практическое отношение к конкретному явлению;

    третий уровень – коренное, кардинальное изменение жизненных установок путем сообщения объекту новых, сенсационных, необычных, драматических, необычайно важных для него сведений (данных).

С помощью манипулирования можно добиться изменения жизненных установок на первых двух уровнях воздействия. Кардинальные изменения взглядов отдельного человека, группы людей или социальной общности требуют комплексного воздействия на сознание человека всеми имеющимися методами и способами в течение длительного времени.

Практикой установлено, что чем более осведомленными будут люди, тем труднее манипулировать ими, поэтому объектов психологического воздействия нужно снабжать суррогатом информации – урезанной и усеченной, т.е. такой, которая отвечает целям психологического воздействия. Сначала людям пытаются навязать такие стереотипы, которые способны вызывать нужные реакции, поступки и поведение. При этом особо ориентируются (или специально выбирают) на тех, кто как бы против своей воли верит в мифы, штампы, слухи. Затем используется ряд приемов, позволяющих повышать эффективность воздействия:

    преподнесение "нужной" в данный момент, зачастую грубо сфабрикованной информации;

    преднамеренное утаивание истинных, соответствующих действительности сведений;

    обеспечение информационной перегрузки, затрудняющей возможность объекту воздействия разобраться в истинном существе дела.

В случае, если обман раскрывается, предполагается, что с течением времени острота ситуации спадает, и многое воспринимается уже как нечто естественное, необходимое или, в крайнем случае, вынужденное.

Манипулирование информацией включает в себя ряд приемов.

    Информационная перегрузка. Сообщается гигантское количество информации, основную часть которой составляют абстрактные рассуждения, ненужные подробности, различные пустяки и т.п. "мусор". В результате объект не может разобраться в истинной сути проблемы.

    Дозирование информации. Сообщается только часть сведений, а остальные тщательно скрываются. Это приводит к тому, что картина реальности искажается в ту или иную сторону, либо вообще становится непонятной.

    Большая ложь. Любимый прием министра пропаганды нацистской Германии Й. Геббельса. Он утверждал, что чем наглее и неправдоподобнее ложь, тем скорее в нее поверят, главное – подавать ее максимально серьезно.

    Смешивание истинных фактов со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами. В результате становится невозможным отличить правду от вымысла.

    Затягивание времени. Этот способ сводится к тому, чтобы под различными предлогами оттягивать обнародование действительно важных сведений до того момента, когда будет уже поздно что-то изменить.

    Возвратный удар. Суть этого способа в том, что вымышленную (естественно, выгодную для себя) версию тех или иных событий через подставных лиц распространяют в органах СМИ, нейтральных по отношению к обеим конфликтующим сторонам. Пресса конкурирующей стороны (противника) обычно повторяет эту версию, ибо она считается более "объективной", чем мнения прямых участников конфликта.

    Своевременная ложь. Способ заключается в сообщении совершенно лживой, но чрезвычайно ожидаемой в данный момент ("горячей") информации. Чем больше содержание сообщения отвечает настроениям объекта, тем эффективнее его результат. Потом обман раскрывается, но за это время острота ситуации спадает, либо определенный процесс принимает необратимый характер.

Манипулятивное воздействие на психику людей как объектов пропагандистских акций осуществляется, как правило, в виде двух относительно самостоятельных этапов, дополняющих или сменяющих друг друга. Это обусловлено общей закономерностью внушающего воздействия, на основе которого, прежде всего, базируются манипулятивные стратегии и тактики, и для которого характерно использование в процессе внушения двух основных этапов – подготовительного и основного. В соответствии с выделенными закономерностями и соответствующими механизмами информационного воздействия, функции первого подготовительного этапа заключаются в облегчении восприятия последующих затем пропагандистских материалов. Его основное назначение – создание атмосферы доверия между коммуникатором (источником информации) и аудиторией воздействия. В связи с тем, что информация воспринимается легче, если для этого создана благоприятная почва, в задачи первого этапа входит разрушение у адресата (объекта воздействия) имеющихся психологических установок, барьеров к восприятию последующей информации независимо от того, покажется ли она адресату неприятной или даже чудовищной.

На втором этапе осуществляется привлечение внимания и возбуждения интереса к передаваемым сообщениям, на основании некритического восприятия и усвоения аудиторией (слушателями, читателями, зрителями) получаемой информации, что позволяет в значительной степени увеличить внушающий эффект воздействия информации в ущерб ее рациональной оценке. На этом этапе также активно используется техника и специальные приемы манипулятивного воздействия.

Деление на указанные выше этапы является относительно условным и не следует это рассматривать так, что сначала идет серия информационных сообщений, решающих лишь задачи первого этапа, а затем следуют пропагандистские материалы в соответствии со вторым этапом манипулятивного воздействия. Задачи первого и второго этапов психологического воздействия решаются постоянно в процессе практически всех осуществляемых пропагандистских акций. В определенные периоды времени может осуществляться лишь некоторое преобладание в сообщениях материалов, свойственных для одного из данных этапов, что соответствует решаемым задачам в конкретный период времени (например, укрепление доверия к источнику или доведение нужной информации в соответствующей форме).

В современных условиях в информационно-коммуникативных процессах используются не просто отдельные приемы, а специальные манипулятивные технологии.

Технология – совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей, в частности, как способ осуществления деятельности на основе рационального ее расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

Манипулятивная технология представляет собой совокупность приемов, методов и средств манипуляции сознанием и информационно-психологического воздействия, используемых для достижения целей манипулятора.

Манипулятивные технологии складываются из определенных сочетаний конкретных структурных элементов, по своим специфическим закономерностям. Могут быть различные сочетания этих элементов, оригинальные решения последовательности и частоты их применения в конкретных информационно-коммуникативных ситуациях.

Применение манипулятивных технологий в качестве способа управления поведением людей и влияния на их индивидуальное и массовое сознание осуществляется на нескольких уровнях.

    Организованное влияние и психологические операции, осуществляемые в ходе реализации межгосударственной политики.

    Использования различных средств и технологий манипулятивного характера в внутриполитической борьбе, экономической конкуренции и деятельности организаций, находящихся в состоянии конфликтного противоборства.

    Манипулирование людей друг с другом в процессе межличностного взаимодействия.

Одним из важнейших инструментов, определяющих достижение стратегических преимуществ в современном мире, является арсенал сил и средств информационного воздействия. Развитие мировой ци­вилизации создало ряд исторических предпосылок для формирования современного качества и роли этих сил и средств. Современные информационные и телекоммуникационные средст­ва и технологии, возрастающая роль информации в современном по­стиндустриальном обществе, находящемся на этапе перехода к качест­венно новой форме организации - информационному обществу, объ­ективно способствуют дальнейшему росту масштабов и степени эф­фективности информационно-психологического воздействия, оказы­ваемого странами с наиболее развитой информационной инфраструк­турой в глобальных (стратегических) интересах с использованием ка­налов распространения информации.

Если изначально информационное воздействие явля­лось второстепенным по отношению к основным компонентам, определяв­шим влияние и возможности государства, таким как территория, насе­ление, экономический потенциал, вооруженные силы, финансы, то в условиях информационного общества информационно-психологическое воздействие приобретает решающее значение.

Информационное воздействие - воздействие, которое осуществляется с применением информационного оружия, т. е. таких средств, которые позволяют осуществлять с передаваемой, обрабатываемой, создаваемой, уничтожаемой и воспринимаемой информацией задуманные действия. Информационно-психологичес­кое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное) на функционирование и развитие информационно-психологической сре­ды общества, психику и поведение населения, руководство страны, военнослужащих.

Разви­тие информационных технологий и телекоммуникационных систем создало современную триаду элементов информационного простран­ства: человек, информация, технические средства (средства доставки, обработки, преобразования и распределения информации). Информационное пространство вначале связало, а теперь начинает главенство­вать над всеми сферами деятельности личности, общества и государ­ства. В этих условиях методы и технологии информационно-психоло­гического воздействия в сочетании с современными информационны­ми технологиями, информационными и телекоммуникационными сис­темами обретают новые, беспрецедентные возможности и высокую эффективность применения. Тенденции общественного развития и противоборства в международной сфере развиваются в сторону су­щественного качественного повышения роли использования информа­ционно-психологических факторов, в частности, при реализации ком­плекса мероприятий по подготовке к ведению так называемых «инфор­мационных войн».


Термин «информационная война» появился приблизительно в середине 70-х гг. XX века. На Западе отцом термина «ин­формационная война» называют ученого-физика Томаса Рона, кото­рый назвал информацию самым сла­бым звеном вооруженных сил и обороны.

Быстрое совершенствование средств и методов целенаправленного информационно-психологического воздействия способно не только влиять на сложившийся баланс сил, но и изменять сами ныне сущест­вующие критерии оценки такого баланса на основе соотношения гео­политических, экономических, военных и информационных факторов.

В настоящее время в мире накоплен и систематизирован значительный опыт ведения информационно-психологической войны, про­ведения информационно-психологических операций, разработан и оп­робован на практике широкий спектр средств и методов оказания информационного (информационно-психологического) воздействия. Практически все стороны, осуществляющие информационно-психологическое воздействие в своих интересах, формируют стратегию и так­тику психологической войны, конкретное содержание информацион­но-психологических операций в соответствии со своими интересами, целями, задачами и имеющимися возможностями.

Опыт, средства и методы информационно-психологического воздействия используются не только в интересах военно-политического руководства иностранных государств, но и в практике деятельности СМИ, политической борьбы, экономической конкуренции, рас­пространении политических, религиозных и иных взглядов и идей, групповых и межличностных отношений. В этих сферах зачастую они включены в долговременные и широкомасштабные операции с использованием разнообразных организационных форм и имеют комплексный характер.

Кроме межгосударственных отношений и военной сферы, наиболее массированно и рельефно средства и методы (технологии) инфор­мационно-психологического воздействия и психологические операции применяются в политической борьбе и экономической конкуренции. В этих сферах, зачастую, они включены в долговременные и широко­масштабные операции с использованием разнообразных организаци­онных форм и имеют комплексный характер. Причем, негативные по­следствия использования средств и методов информационно-психоло­гического воздействия, в том числе в рамках психологических опера­ций, в политической борьбе и экономической конкуренции хотя и мо­гут затрагивать интересы значительных групп людей, но в малой сте­пени зависят от воли и действий большинства из них, так как актив­ными участниками, от деятельности которых зависит исход конку­рентной борьбы, является ограниченный круг политической элиты, собственников и управленцев определенных финансово-экономичес­ких структур и команд профессионалов, которые специализируются в сфере использования специальных технологий конкурентной борьбы.

В то же время при политическом и экономическом выборе его последствия имеют массовый и долговременный характер и затрагивают интересы большинства населения, вовлекая их в эти процессы не толь­ко и не столько как активных и сознательных участников, но преиму­щественно как объект манипуляций, управляемый и используемый ис­кусными манипуляторами в своих интересах.

В настоящее время ведущие страны мира находятся в состоянии переходного периода от индустриального этапа своего развития к индустриально-информационному, на котором главным стратегическим национальным ресурсом становятся информация, сетевая инфраструктура и информационные технологии. Завершение этого перехода ожи­дается во втором десятилетии XXI века, но уже сегодня информацион­ная зависимость всех сфер жизнедеятельности личности, общества и государства чрезвычайно велика. Так, нарушение работы компью­терных и иных телекоммуникационных сетей, используемых в систе­мах управления государственными и банковскими структурами США, путем вывода из строя вычислительных средств и средств связи или унич­тожения хранящейся в сетях информации, способно нанести экономике страны, занимающей лидирующие позиции в сфере информацион­ных технологий, настолько серьезный ущерб, что его можно сравни­вать с ущербом от военного вторжения .

В военном ведомстве США разработана концепция развития сухопутных сил до 2010 года - Army Vision-2010, согласно которой основ­ным смыслом боевой деятельности войск становится достижение ин­формационного превосходства. По мнению американских экспертов, завоевание или достижение информационного превосходства позволяет собирать, обрабатывать и передавать непрерывный поток информа­ции, одновременно лишив противника способности делать то же са­мое. По концепции Army Vision-2010, для достижения информацион­ного господства проводятся информационные операции .

В конце 80-х годов XX века американские специалисты пришли к выводу, что бурное развитие информационных технологий, насыще­ние ими органов государственного управления, силовых структур и социальных институтов существенно расширяет возможности реше­ния политических, экономических и военных задач за счет направлен­ного информационного воздействия на эти структуры. Накопленный за годы «холодной войны» опыт межгосударственного взаимодействия в духе конфронтации, значительный прогресс в области кибернетики, психологии и информатики привели к вовлечению политических, эко­номических и специальных структур большинства промышленно раз­витых стран мира в новый вид противоборства - противоборство в ин­формационно-технической и информационно-психологической сфе­рах, получившее название «информационная война».

Наряду с использованием вооруженными силами, специальными службами и различными национальными вооруженными формированиями государств, обладающих наиболее развитыми информационны­ми технологиями и сетевой инфраструктурой, с целью про­ведения боевых операций на каналах открытых информационно-телекоммуникационных сетей или ином оказании содействия боевым действиям сухопутных сил, авиации и флота, открытые информационные сети и сетевые информационные технологии актив­но используются частными лицами и организациями (в том числе пре­ступными группировками, сепаратистами и экстремистами всех кате­горий) для оказания воздейст­вия на массовое и индивидуальное сознание граждан и общества в це­лом, реализации собственной политики, оказания давления на конку­рентов и даже на структуры государственной власти. Открытые информационно-телекоммуникационные сети являются хорошим «инструментом» для обработки общест­венного мнения, инициирования и ведения «войны компроматов», внедрения и доведения до широких масс населения дезинформации (в том числе дезинформации, распространяемой для нагнетания социальной напряженности, создания атмосферы паники), запугивания и иного оказания психологического давления на население страны в мирное время в условиях отсутствия классического вооруженного конфликта. «Войны компроматов» также можно отнести к войнам ин­формационным, так как основным оружием здесь является информа­ция, информационная инфраструктура и информационные технологии.

Таким образом, операции информационной войны не обязательно должны проводиться только вооруженными силами и быть направле­ны против военных объектов. Другие правительственные ведомства, агентства и организации, промышленные и коммерческие структурыдолжны принимать в них участие и самостоятельно проводить информационные операции, которые могут существенно влиять на ход и итог любого конфликта. Такие операции, проводимые не вооруженными силами, объединяются понятием «невоенная информационная вой­на» или «информационная борьба». Это значит, что любой взрослый (военный или гражданский) человек может участвовать в информаци­онной войне (борьбе) в той или иной форме.

В настоящем пособии будем придерживаться следующего определения: информационная война (англ. – Information Warfare, ИВ) - это открытые и скрытые целенаправ­ленные информационные воздействия социальных, политических, эт­нических и иных систем друг на друга с целью получения определен­ного выигрыша в материальной сфере .

Информационную войну также можно определить как комплекс мероприятий и операций, проводимых вооруженными силами государств и другими (как правительственными, так и частны­ми) организациями, направленных на обеспечение информационного превосходства над противником и нанесения ему материального, идеологического или иного ущерба. В информационной войне информация является одно­временно оружием, ресурсом и целью.

Информационная война может включать в себя комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство. Это воздействие должно за­благовременно приводить к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе кон­фликта полностью парализовать функционирование инфраструктуры управления противника. Одно из определений информационной войны, данное представителем Пентагона, гласит: «Информационная война состоит из дейст­вий, предпринимаемых для достижения информационного превосход­ства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздейст­вия на информацию и информационные системы противника с одно­временным укреплением и защитой нашей собственной информации и информационных систем» .

Основными формами информационной войны являются (классификация предложена американским теоретиком информационного противоборства М. Либики):

§ Командно-управленческая война –война, нацеленная на каналы связи между командованием и исполнителями. Перерезая «шею» (каналы связи), нападающий изолирует «голову» от «туловища». Кстати, Интернет родился как оборонный вариант этой войны («рассредоточенная шея»).

§ Разведывательная война – сбор важной в военном отношении информации (как нападение) и защита собственной.

§ Электронная война – действия против средств электронных коммуникаций, радиосвязи, радаров, компьютерных сетей. Ее важный раздел – криптография (шифровка-расшифровка электронной информации). Сюда же входит и кибервойна (компьютерный терроризм), которая подразумевает диверсионные действия против гражданских объектов противника, такие, как тотальный паралич сетей, перебои связи, введение случайных ошибок в пересылку данных, тайный мониторинг сетей, несанкционированный доступ к закрытым данным. Оружием в этой войне являются компьютерные вирусы и др. программное обеспечение.

§ Психологическая война – пропаганда, «промывание мозгов», информационная обработка населения. Эта форма войны имеет три составляющие - подрыв гражданского духа, деморализация вооруженных сил, дезориентация командования.

§ Экономическая информационная война – нанесение ущерба экономической (производственной, финансовой, коммерческой и т.д.) сфере противника, создание предпосылок для кризисных ситуаций.

С точки зрения Министерства обороны США, под информационной войной понимается ведение дейст­вий против технических информационных систем и современных ин­формационных технологий, а также социальных систем путем информационного воздействия с помощью информационных сис­тем и технологий, методов дезинформации и пропаганды (психологи­ческих операций) (рис. 2.1).

Одной из основных целей информационной войны является воздействие на системы знаний и представлений противника. Причем под знаниями понимается объ­ективная информация, общая для всех, а под представлениями - ин­формация, носящая субъективный, индивидуальный характер.

По некоторым прогнозам, быстрое совершенствование методов целенаправленного воздействия на информационные процессы в системах государственного управления «противника» способно не только повлиять на сложившийся в мире стратегический баланс сил, но и из­менить ныне существующие критерии оценки такого баланса на основе соотношения геополитических, экономических и военных факторов.

Рис. 2.1. Составляющие информационного противоборства

Наряду с использованием традиционных средств (печатные и электронные средства массовой информации) идет активная разработка и апробирование специальных средств воздействия на человека через СМИ и через компьютерные сети: средства информационно-психологического (психофизического) воздействия (программы МК-Ультра - ультрамозговой контроль; МК-Дельта - дистанционное изменение поведения человека; «Блюберд», «Артишок»). Примерами разработок, уже получивших применение, являются голографические изображения в пространстве, вирус № 666 (выдает на экране ЭВМ особую цветовую комбинацию, вызывающую изменение состояния психики человека, вплоть до блокирования сосудов головного мозга у оператора ЭВМ) Лопатин В.Н. Политика и право при обеспечении информационно-психологической безопасности // Право и политика. 2001. № 10..

Средства воздействия на людей и их психику в зависимости от целей их применения в психологической войне Там же.:

психологическая обработка населения;

идеологические диверсии и дезинформация;

формирование благоприятного общественного мнения в заранее заданном направлении;

организация массовых демонстраций под ложными лозунгами;

пропаганда и распространение ложных слухов;

изменение и управление индивидуальным и коллективным поведением.

Эти факты свидетельствуют о необходимости совершенствования национального законодательства и норм международного права, направленных на защиту психики человека от неосознаваемых деструктивных информационных воздействий.

Информационно-психологические воздействия могут приводить к серьезным негативным последствиям в духовной и социально-политической жизни страны. Отдельные виды воздействий, обращенные к населению в целом или адресованные конкретным лицам, социальным слоям и группам, политическим партиям и движениям, способны серьезно нарушить нормальное функционирование и жизнедеятельность социальных институтов, государственных структур, общественных организаций.

Источники информационно-психологических воздействий:

государственные и негосударственные СМИ (печать, радио, телевидение, информационные и рекламные агентства);

политические партии и движения, оказывающие влияние на формирование общественного мнения и осуществляющие манипулирование информацией, имеющей социально-политическое значение.

Негативные информационно-психологические воздейст-вия вызывают искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию, психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. Отдаленные последствия такого воздействия проявляются в глубокой трансформации индивидуального, группового и массового сознания, в устойчивом изменении морально-политического и социально-психологического климата в обществе.

Негативное информационно-психологическое воздействие - воздействие на человека или группу лиц (в том числе помимо их воли), осуществляемое с использованием специальных средств и методов воздействия на психику человека и приводящее к негативным последствиям для личности, общества и государстваПроект Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности», 1999..

Специальными средствами воздействия являются технические и программные средства, используемые для негативного информационно-психологического воздействия на человека или группу лиц.

Специальные методы воздействия - последовательность приемов воздействия на психику человека, применение которых приводит к негативным последствиям для личности, общества и государства.

Негативные информационно-психологические воздействия представляют собой манипулятивные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу, на групповое и массовое сознание, инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения субъектов к действиям в ущерб собственным интересам в интересах отдельных лиц, групп или организаций, осуществляющих эти воздействия Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность субъектов дипломатической деятельности. - М., 2003. С. 233..

Данное воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. - М., 2009. С. 25..

Основными субъектами информационно-психологического воздействия на человека являются Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. - М.: ПЕРСЭ, 2003.:

государство (в том числе иностранные), орган власти и управления и другие государственные структуры и учреждения;

общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные);

различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые, по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и проведению досуга и т.д.);

отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).

Последствиями негативных информационно-психологических воздействий являются Там же.:

· искажение информационно-ориентировочной основы жизнедеятельности - знания (представления) об окружающем мире, людях и другие разнообразные сведения, которые являются информационным обеспечением активности человека;

· групповых и социальных норм, потребностей, интересов, склонностей;

· самооценки (в том числе чувство собственного достоинства, самоуважение, гордость), субъективных отношений личности, мировоззрения, убеждений, верований, смысловых, целевых, операциональных установок и т.д.;

· психических состояний; способов мышления, стиля поведения и общения, привычек, умений, навыков.

Виды негативных воздействий:

информационно-психологическое воздействие - информация, со средствами ее производства, презентации и распространения, структурированная для обеспечения ее некритического восприятия в качестве побудителя и регулятора поведения объектами воздействия;

психотропное воздействие - фармакологические препараты, наркотические вещества, химические составы, воздействующие на биохимические процессы в нервной системе человека и задающие уровни его бодрствования, активности, качества восприятия обстановки, характеристики психического здоровья;

техно-психологическое воздействие - технические устройства, способные генерировать и направленно излучать электромагнитные волны с спектром частот, нарушающих биоэлектрические процессы головного мозга и периферической нервной системы и вызывающих сбои в психической деятельности человека;

сомато-психологическое воздействие - технические устройства, химические составы и биологические рецептуры, вызывающие изменение в соматическом состоянии и физической активности людей и стимулирующие развитие астенических психических состояний и импульсивных моделей поведения;

психотронное воздействие - люди, обладающие паранормальными способностями, технические устройства (психотронные генераторы, резонаторы и др.), позволяющие управлять психическими процессами, состояниями и поведением других людей.

Средства информационно-психологического воздействия:

Печатные средства - листовки, плакаты, газеты, информационные бюллетени и др., средства их производства (полиграфическая база) и распространения.

Радио и телевидение, стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры.

Кино-, видеофильмы, аудиоматериалы и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанные как на убеждающее, так и на внушающее воздействие.

Звуковещание, осуществляемое с помощью звуковещательных станций и других средств усиления голоса, в том числе переносных, смонтированных на джипах, грузовиках, танках, БТР, вертолетах, самолетах.

Компьютерные средства, глобальная компьютерная информационная сеть Интернет.

Предметы повседневного обихода (в зоне боевых действий), продукты питания, игрушки, спортивные принадлежности с соответствующим информационным сопровождением.

Синтезаторы (генераторы) голографических и звуковых эффектов в атмосфере. По данным зарубежных средств массовой информации в ряде стран разрабатываются проекты установки на действующих спутниках лазерно-световых комплексов, способных проецировать на облака различные изображения. Как известно, облака являются прекрасным естественным экраном, расположенным на высоте 60-80 км от поверхности земли. Спроецированное на них изображение будет отчетливо видно на удалении 100-150 км. Первая попытка проекции на облака была предпринята еще в 1915 г. Тогда на одном из участков российско-германского фронта над позициями наших войск с помощью прожекторов на облака проецировалось изображение Богоматери. Очевидцы этих событий рассказывали о сильном психологическом эффекте этой акции.

Вспомогательная деятельность (демонстрация силы, повышение степени готовности войск или их переброска в «кризисные» районы, программы гражданских действий, инициация гражданского неповиновения, митингов, демонстраций в «стане» противника, программы в области образования, сельского хозяйства, медицины на территории противника).

Средства технопсихологического воздействия:

СВЧ-генераторы - устройства, предназначенные для формирования излучений сверхвысокой частоты, воздействие которых на мозг вызывает ощущение тяжело переносимых шумов и свиста и ведет к временной утрате человеком способности ориентироваться в обстановке, взаимодействовать с окружающими, управлять собственным поведением.

Генераторы инфразвука - устройства, генерирующие упругие волны низкой частоты (ниже 16 Гц), которые при воздействии на ЦНС вызывают расстройство координации движений, судороги, рвоту, поражение внутренних органов, безотчетное чувство страха.

Источники некогерентного света - устройства, предназначенные для формирования ярких световых вспышек с заданными частотными и амплитудными характеристиками, которые при воздействии на человека ведут к ухудшению общего самочувствия, появлению симптомов, предшествующих эпилептическому припадку, временному ослеплению.

Средства психотропного воздействия Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В. Психологическая безопасность. - М., 2008. С.28.:

нейролептики обладают выраженным успокаивающим эффектом, подавляют бред, галлюцинации, чувство страха, психомоторное возбуждение, агрессивность;

транквилизаторы снижаются возбудимость подкорковых отделов мозга, ответственных за эмоциональное состояние, уменьшают эмоциональную напряженность, чувство тревоги;

седативные средства снижают процессы возбуждения, усиливают действие снотворных, анальгезирующих препаратов;

антидепрессанты тонизируют центральную нервную систему,

психостимуляторы усиливают процессы возбуждения в коре головного мозга, повышают умственную и физическую работоспособность, уменьшают утомляемость и сонливость,

психотомиметики вызывают разнообразные галлю-цинации, бредовые расстройства.

В современном обществе информационная безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности. От нее в значительной степени зависит уровень экономической, оборонной, социальной, политической и других видов безопасности.

Информационно-психологическая война - открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия социальных, политических, этнических и иных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере, направленные на обеспечение информационного превосходства над противником и нанесение ему материального, идеологического или иного ущерба Гафнер В.В. Информационная безопасность. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2010. С.267..

Негативное информационно-психологическое воздействие представляет собой воздействие на человека или группу лиц, осуществляемое с использованием специальных средств и методов воздействия на психику человека и приводящее к негативным последствиям для личности, общества и государства. Основными субъектами информационно-психологического воздействия на человека являются государство, общество, социальные группы, отдельные личности. Последствиями негативных информационно-психологических воздействий являются искажение представлений об окружающем мире, групповых, социальных норм, самооценки.

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННАЯБЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯБЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / ИНТЕРНЕТ / САМОЧУВСТВИЕ / НАСТРОЕНИЕ / INFORMATION SECURITY / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY OF PERSONALITY / ANXIETY / NEGATIVE EMOTIONS / INTERNET / WELL-BEING AND MOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы - Камнева Елена Владимировна

В статье рассматривается феномен негативного информационно-психологического воздействия, его виды и сферы влияния. Проанализированы его обуславливающие психологические ситуативные и внеситуативные факторы. Негативное информационно-психологическое воздействие рассматривается в контексте информационной безопасности, ее психолого-педагогического аспекта, когда в защите нуждается не только информация, но и личность, которой предназначена информация. Особое внимание должно быть обращено на информационно-психологическую безопасность личности молодых людей в возрастеот 18 до 24 лет, которыеявляясьпользователямиглобальнойсетииособенносоциальныхсетей, наиболееуязвимыкдеструктивнымвоздействиям. Деструктивныевоздействия, являясьстрессогенными факторами, повышают уровень личностной тревожности , провоцируют насилие, немотивированную агрессию, враждебность, цинизм, правовой негативизм, правовой нигилизм, отказ от традиционных общечеловеческих ценностей… В результате проведенного психологического эксперимента с участием 100 респондентов в возрасте от 17 до 19 лет получены данные влияния негативной информации на психическое состояние респондентов, а именно, на самочувствие , настроение и ситуационную тревожность . Отмечается необходимость проведения дальнейших исследований с учетом личностных характеристик испытуемых с целью разработки действенных методов противодействия негативному воздействию на психическое состояние молодых людей, проводящих значительное время в интернете .

Похожие темы научных работ по социологическим наукам, автор научной работы - Камнева Елена Владимировна

  • Влияние информационных технологийи кибермоббинга на суицидальные тенденции в подростковой среде

    2016 / Чепелева Л.М., Дружинина Э.Л.
  • 2011 / Федорова Ольга Николаевна
  • Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе

    2009 / Федорова Ольга Николаевна
  • Толерантное поведение как критерий психологического здоровья личности

    2014 / Белашева И. В.
  • Средства массовой информации как детерминанта психологической тревожности людей пожилого возраста

    2017 / Глущенко Ольга Павловна, Петрова Нина Васильевна
  • Феномен конфликтной ситуации в Российской семье как дескриптивное явление

    2014 / Камнева Нина Анатольевна
  • На пороге жизни: отношение к деньгам и карьерная ориентация

    2014 / Камнева Елена Владимировна, Анненкова Наталия Викторовна
  • Специфика негативного воздействия современных информационных технологий на личность старшеклассника в контексте трансформации характера социального взаимодействия

    2016 / Смирнов В.М., Коповой А.С.
  • Информационный и эмоциональный аспекты взаимодействия с компьютером у интернет-зависимой личности

    2017 / Иванова Анжелика Юрьевна, Малышкина Мария Викторовна

Information and Psychological Impact of Mass Media on the Mental State (on the Example of the Student Sample)

The article deals with the phenomenon of negative information and psychological impact, its types and spheres of influence. Analyzed its causing psychological and situational factors outsituative. The negative information and psychological impact is considered in the context of information security , its psychological and pedagogical aspects, when the protection needs not only information, but also the person, which is information. Particular attention should be paid to information-psychological security of the person of young people aged 18 to 24 years, which being Internet users, especially social networks, the most vulnerable to destructive influences. The destructive effects, as stressors, improve the level of personal anxiety , provoke violence, unmotivated aggression, hostility, cynicism, negativism law, legal nihilism, rejection of traditional human values... As a result of the psychological experiment involving 100 respondents aged 17 to 19 years received data the impact of negative information on the mental state of the respondents, namely, state of health, mood, and situational anxiety . The need for further research, taking into account the personal characteristics of the subjects in order to develop effective methods to counter the negative effects on the mental state of young people who spend a lot of time on the Internet .

Текст научной работы на тему «Информационно-психологическое воздействие средств массовой коммуникации на психическое состояние (на примере студенческой выборки)»

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВЫБОРКИ)1

Камнева Е.В.2

В статье рассматривается феномен негативного информационно-психологического воздействия, его виды и сферы влияния. Проанализированы его обуславливающие психологические ситуативные и внеситуативные факторы. Негативное информационно-психологическое воздействие рассматривается в контексте информационной безопасности, ее психолого-педагогического аспекта, когда в защите нуждается не только информация, но и личность, которой предназначена информация. Особое внимание должно быть обращено на информационно-психологическую безопасность личности молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, которые являясь пользователями глобальной сети и особенно социальных сетей, наиболееуязвимы к деструктивным воздействиям. Деструктивные воздействия, являясь стрессогенными факторами, повышают уровень личностной тревожности, провоцируют насилие, немотивированную агрессию, враждебность, цинизм, правовой негативизм, правовой нигилизм, отказ от традиционных общечеловеческих ценностей... В результате проведенного психологического эксперимента с участием 100 респондентов в возрасте от 17 до 19 лет получены данные влияния негативной информации на психическое состояние респондентов, а именно, на самочувствие, настроение и ситуационную тревожность. Отмечается необходимость проведения дальнейших исследований с учетом личностных характеристик испытуемых с целью разработки действенных методов противодействия негативному воздействию на психическое состояние молодых людей, проводящих значительное время в интернете.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационно-психологическая безопасность личности, тревожность, отрицательные эмоции, интернет, самочувствие, настроение.

Введение

В современное время, которое характеризуется интенсивным применением разнообразных методов информационного, психологического, технологического прессинга, что особенно связано с развитием современных технологий, позволяющих оказывать влияние на сознание, на психику большого количества людей одновременно без взаимодействия и прямого контакта с ними актуальной становится проблема психологического воздействия на сознание людей в различных сферах жизнедеятельности общества .

Особую тревогу вызывает влияние информационно-психологического воздействия современных средств массовой коммуникации (СМК) на молодых людей. С тем, что это воздействие имеет и негативный аспект сегодня во многом негативно, уже признают большинство исследователей этой проблемы. Насилие, немотивированная агрессия, враждебность, цинизм, правовой негативизм, правовой нигилизм, отказ от традиционных обще-

DOI:10.21581/2311-3456-2016-5-51-55

человеческих ценностей и т. п. - не в последнюю очередь детерминируется современным состоянием СМК .

Проблема психологического воздействия на массовое сознание является междисциплинарной, исследования в данной области ведутся философами, психологами, культурологами, социологами, политологами, экономистами, юристами, учеными в области информационной безопасности и информационного противоборства .

Основные понятия информационно-психологического воздействия

Информационно-психологическое воздействие является видом психологического воздействия, которое определяется, как способ оказывать влияния на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемого для изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определен-

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2016 года.

2 Камнева Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, email:ekamneva@yandеx.ru

ных типов поведения с применением различных способов явного и скрытого психологического принуждения .

Информационно-психологическим воздействием затрагиваются следующие сферы психики отдельного индивида, социальных групп людей и общества в целом:

Потребностно-мотивационная сфера (ценностные ориентации, желания, влечения, убеждения, знания);

Интеллектуально-познавательная сфера (ощущения, восприятие, представления, воображение, мышление и память);

Эмоционально-волевая сфера (настроения, эмоции, чувства, воля);

Коммуникативно-поведенческая сфера (характер и специфика межличностного восприятия и взаимодействия, общения).

Таким образом, только при учете присущих указанным сферам особенностей функционирования индивидуального, группового и общественного сознания информационно-психологическое воздействие дает наибольший реальный эффект.

Следует отметить, что любое воздействие, которое ставит своей целью изменение поведения объекта в нужном для субъекта направлении, даже если это воздействие осуществляется с пользой для объекта, но без его согласия, считается манипулятивным воздействием .

Относительно последствий информационно-психологического воздействия для его объекта (объектов), следует выделить еще два вида информационно-психологического воздействия: положительного и негативного. В данном исследовании нас будет интересовать негативное информационно-психологическое воздействие.

Авторами научных исследований данного направления выделяется значительное количество видов негативного информационно-психологического воздействия: фальсификация (подтасовка) и дезинформация; «зомбирование» или целевое программирование на выполнение тех или иных, в том числе и негативных действий; причинение вреда жизни и здоровью ; астро-терфинг, определяемое как намеренное централизованное манипулирование общественным мнением в сети Интернет с целью дезинформации, искажения статистических сведений и злоупотребления общественным мнением; троллинг - размещение провокационных сообщений в целях склонения пользователей к дискуссии определенного направления или создания конфликтной ситуации и т. п.

Факторы информационно-психологического воздействия

Среди факторов, обуславливающих подверженность негативному информационно-психологическому воздействию психологические факторы, к которым относят ситуативные и внеситуативные. Ситуативные факторы обусловлены конкретной информационно-коммуникативной ситуацией, (психические состояния, различные стрессоген-ные факторы, экстремальные условия и т.п.). К внеситуативным факторам относятся личностные особенности человека, подвергаемого негативному информационно-психологическому воздействию и оказывающие влияние на его подверженность психологическим манипуляциям и т. д.).

Информационная среда, приобретая характер второй, субъективной реальности, в той части, содержащей информацию, которая неадекватно отражает окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, затрудняющие или препятствующие адекватности восприятия и понимания индивидом окружающего мира и себя, несмотря на свою иллюзорность и скорее в силу своей иллюзорности, но воспринимаемая как реальность, становится существенным внешним источником угроз информационно-психологической безопасности личности .

Таким образом, на наш взгляд, негативное информационно-психологическое воздействие следует рассматривать в контексте информационной безопасности, которая определяется как «состояние (свойство) защищенности ресурсов информационной системы в условиях наличия угроз в информационной сфере» , когда в защите нуждается не только информация, но и личность, которой предназначена информация.

Результаты исследований показывают, что до 90% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, являясь пользователями глобальной сети и особенно социальных сетей, наиболее уязвимы к деструктивным воздействиям и более «удобона-страиваемы» для негативного информационно-психологического воздействия .

Цель и организация исследования

Целью нашего исследования стало выявление влияния информационно-психологического воздействия средств массовой коммуникации на психическое состояние студентов с учетом их личностных особенностей. В исследовании приняли участие 100 студентов первого курса Финансового университета. Возраст респондентов -от 17 до 19 лет.

В исследовании проводился эксперимент, студентам предлагался видеоролик длительностью 20 минут, составленный из видеороликов, представленных в социальных сетях, содержание которых демонстрировало насилие, агрессию и негативную информацию.

Перед проведением эксперимента проводился социологический опрос, целью которого было определение предпочитаемого источника информации, какие именно негативные информационно-психологические воздействия беспокоят наших респондентов, а также вопрос о том, какие чувства испытывают респонденты, находясь в интернете.

В ходе исследования применялись следующие методики:

1. Методика САН для диагностики самочувствия, активности и настроения респондентов. Тестирование проводилось два раза: до и после просмотра видеоролика.

2. Тест на уровень тревожности Спилбергера-Ханина, который предназначен для самооценки уровня тревожности в момент тестирования, т. е. ситуативной (реактивной) тревожности как психического состояния и личностной тревожности, представляющей устойчивую характеристику индивида. Ситуативная тревожность измерялась два раза: до и после просмотра видеоролика.

Результаты исследования

Согласно полученным данным интернет в качестве наиболее предпочитаемого источника информации отмечается большинством студентов (98% респондентов).

На вопрос: какие именно негативные информационно-психологические воздействия угрозы беспокоят наших респондентов, на первом месте по значимости указывается риск агрессии (78 % респондентов), что связано с общением в социальных сетях, в первую очередь кибербуллинг, проявляющийся в неоднократном умышленном агрессивном поведении в интернете или с помощью мобильного телефона, направленном против кого-то, кто по каким-либо причинам считается слабее, с целью унижения его достоинства (оскорбление, унижение, преследование). На втором и третьем местах респонденты отмечают экстремизм (61% респондентов) и психологическое давление (57% респондентов), что вполне сопоставимо с данными, полученными в исследованиях других авторов .

Подавляющее большинство респондентов отмечают, что по отношению к интернету они ис-

пытывают положительные эмоции (78% респондентов). Положительные чувства, вызываемые интернетом, можно объединить в три комплекса: познавательный (78% респондентов), коммуникационный (74% респондентов) и удовольствия (67 % респондентов).

Среди отрицательных эмоций, вызываемых «нахождением» в интернете, можно выделить следующие комплексы «страха и враждебности», «стыда» и «несбывшихся надежд».

Анализ результатов по методике САН до показа видеоролика свидетельствует о благоприятном состоянии респондентов (показатели по всем шкалам находятся в интервале от 5 до 9, что вполне говорит о нормальном состоянии всех респондентов).

Показатели личностной тревожности по шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина свидетельствуют, что среди респондентов представлены студенты с низким уровнем (31%), средней (28 %) и высокой (41 %) личностной тревожности.

По показателям реактивной тревожности до показа видеоролика можно отметить отсутствие респондентов с высоким уровнем ситуативной тревожности (0%), в группе присутствуют респонденты со средним уровнем (62%) и низким уровнем (38%).

Повторное измерение после показа видеоролика по методике САН показало, что показатели самочувствия, активности и настроения достоверно не изменились лишь у 30 % респондентов (различия проверялись с помощью критерия Стьюдента), у остальных респондентов (70 %) достоверно уменьшились показатели самочувствия и настроения, уровень активности уменьшился у 25 % респондентов. Статистическая обработка данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона выявила взаимосвязь показателей личностной тревожности самочувствия (0,6832 р<0,01) и настроения (0,5341 р<0,01).

Повторное измерение после показа видеоролика по ситуативной тревожности по шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина показало, что показатели достоверно не изменились лишь у 32 % респондентов (различия проверялись с помощью критерия Стьюдента), у остальных респондентов (68 %) уровень реактивной тревожности достоверно увеличился, то есть такое состояние респондентов можно охарактеризовать как напряженное, беспокойное, сопровождаемое озабоченностью, нервозностью и т. п.

Данное исследование показало, что даже 20-минутное негативное информационно-психологическое воздействие негативно изменяет психическое состояние человека, ухудшается настроение, самочувствие, повышается уровень реактивной тревожности, то есть появляется типичная реакция на стрессовую ситуацию. Таким образом, речь о информационно-психологической безопасности личности, то есть о защищенности жизненно важных интересов личности в информационной сфере, а также о понимании человеком негативного информационно-психологического воздействия и овладении методами противодействия , что является психолого-

педагогическим аспектом обеспечения информационной безопасности.

Данное исследование является пилотажным, необходимо проведение исследования влияния других личностных качеств на подверженность негативному информационно-психологическому воздействию с целью поиска действенных методов противодействия негативному воздействию на психическое состояние молодых людей, проводящих значительное время в интернете. Но даже результаты этого исследования заставляют задуматься о том, какая психологическая помощь необходима молодым людям, проводящим в интернете не 20 минут, а несколько часов подряд.

Рецензент: Пряжников Николай Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова, email: [email protected]

Литература:

1. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. - Санкт-Петербург: Скифия, 2008. 403 с.

2. Камнева Е.В., Борчашвили И.Ш. Взаимосвязь цинизма, агрессивности и враждебности в студенческом возрасте // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 февраля 2016 г., г. Уфа). В 2ч. Ч.1 -Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С.111-113.

3. Анненкова Н.В., Камнева Е.В. Специфика российского менталитета в период нестабильности // Научный вестник МГИИТ. 2011. № 2 (10). С. 101-116.

4. Камнева Е.В. Связь ценностных ориентаций и личной социальной ответственности в юношеском возрасте//Прикладная психология и психоанализ. 2015. № 1.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2014. 363 с.

6. Анникова В.А. Общественное мнение как фактор формирования массового политического сознания // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2007. № 4. С. 53-65.

7. Виноградова Л.В. Сущностные признаки массового сознания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 104-110.

8. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. 2003. №6. С.63-70.

9. Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2002. 368 с.

10. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). - Минск: Харвест, 1999. 448 с.

11. Науменко Т.В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на аудиторию // Философия и общество. 2004. №1(34). С. 101-119.

12. Дворянкин С.В. Противодействие негативным мультимедийным негативным информационно-психологическим воздействиям // Известия ЮФУ. Технические науки. 2003. № 4 (33). С. 339-342.

13. Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в контексте информационно-психологической безопасности личности: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012.

15. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой. - М., 2011. 176 с.

16. Дорофеев А.В. Марков А.С. Менеджмент информационной безопасности: основные концепции // Вопросы кибербезопасности. 2014. № 1(2). С.67-73.

17. Писарь О.В., Пугачева Н.Б. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦ БЖД. 2010. № 1 (3). С. 36-44.

INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT OF MASS MEDIA ON THE MENTAL STATE (ON THE EXAMPLE OF THE STUDENT SAMPLE)

The article deals with the phenomenon of negative information and psychological impact, its types and spheres of influence. Analyzed its causing psychological and situational factors outsituative. The negative information and psychological impact is considered in the context of information security, its psychological and pedagogical aspects, when the protection needs not only information, but also the person, which is information. Particular attention should be paid to information-psychological security of the person of young people aged 18 to 24 years, which being Internet users, especially social networks, the most vulnerable to destructive influences. The destructive effects, as stressors, improve the level of personal anxiety, provoke violence, unmotivated aggression, hostility, cynicism, negativism law, legal nihilism, rejection of traditional human values ... As a result of the psychological experiment involving 100 respondents aged 17 to 19 years received data the impact of negative information on the mental state of the respondents, namely, state of health, mood, and situational anxiety. The need for further research, taking into account the personal characteristics of the subjects in order to develop effective methods to counter the negative effects on the mental state of young people who spend a lot of time on the Internet.

Keywords: information security, information and psychological security of personality, anxiety, negative emotions, internet, well-being and mood.

1. Zelinskiy S.A. Informatsionno-psihologicheskoe vozdeystvie na massovoe soznanie. - Sankt-Peterburg: Skifiya, 2008. 403 s.

2. Kamneva E.V., Borchashvili I.Sh. Vzaimosvyaz tsinizma, agressivnosti i vrazhdebnosti v studencheskom vozraste // Lichnost kak ob>ekt psihologicheskogo i pedagogicheskogo vozdeystviya: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (10 fevralya 2016 g., g. Ufa). V 2ch. Ch.1 -Ufa: AETERNA, 2016. S.111-113.

3. Annenkova N.V., Kamneva E.V. Spetsifika rossiyskogo mentaliteta v period nestabilnosti // Nauchnyiy vestnik MGIIT. 2011. № 2 (10). S. 101-116.

4. Kamneva E.V. Svyaz tsennostnyih orientatsiy i lichnoy sotsialnoy otvetstvennosti v yunosheskom vozraste//Prikladnaya psihologiya i psihoanaliz. 2015. № 1.

5. Andreeva G.M. Sotsialnaya psihologiya. - M.: Aspekt-Press, 2014. 363 s.

6. Annikova V.A. Obschestvennoe mnenie kak faktor formirovaniya massovogo politicheskogo soznaniya // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhbyi narodov. Seriya: Politologiya. 2007. № 4. S. 53-65.

7. Vinogradova L.V. Suschnostnyie priznaki massovogo soznaniya // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2008. № 73-1. S. 104-110.

8. Naumenko T.V. Psihologicheskie metodyi vozdeystviya na massovuyu auditoriyu // Voprosyi psihologii. 2003. № 6. S.63-70.

9. Olshanskiy D.V. Psihologiya mass. - SPb.: Piter, 2002. 368 s.

10. Kryisko V.G. Sekretyi psihologicheskoy voynyi (tseli, zadachi, metodyi, formyi, opyit). - Minsk: Harvest, 1999. 448 s.

11. Naumenko T.V. Massovaya kommunikatsiya i metodyi ee vozdeystviya na auditoriyu // Filosofiya i obschestvo. 2004. № 1(34). S. 101-119.

12. Dvoryankin S.V. Protivodeystvie negativnyim multimediynyim negativnyim informatsionno-psihologicheskim vozdeystviyam // Izvestiya YuFU. Tehnicheskie nauki. 2003.№ 4 (33). S. 339-342.

13. Manyanina T.V. Emotsionalnyiy intellekt v kontekste informatsionno-psihologicheskoy bezopasnosti lichnosti: uchebnoe posobie. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2012.

14. Yavon S.V. Sotsialnyie seti i molodezh // Sociologie cloveka. 2016. № 1. S. 28-32.

15. Soldatova G.V., Zotova E.Yu., Chekalina A.I., Gostimskaya O.S. Poymannyie odnoy setyu: sotsialno-psihologicheskoe issledovanie predstavleniy detey i vzroslyih ob internete / Pod red. G.V. Soldatovoy. - M., 2011. 176 s.

16. Dorofeev A.V. Markov A.S. Menedzhment informatsionnoy bezopasnosti: osnovnyie kontseptsii // Voprosyi kiberbezopasnosti. 2014. № 1(2). S.67-73.

17. Pisar O.V., Pugacheva N.B. Tehnologiya formirovaniya lichnoy bezopasnosti studentov tehnicheskogo vuza na osnove kompetentnostnogo podhoda // Vestnik NTs BZhD. 2010. № 1 (3). S. 36-44.

3 Elena Kamneva, Ph.D. in psychology, Docent, Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow, email:[email protected]

Информационная безопасность войск и защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия

Высокие темпы формирования глобального информационного пространства и информатизация большинства государств в конце XX - начале XXI веков создали предпосылки для интенсивного использования информационной сферы при разрешении межгосударственных противоречий, что привело к обострению межгосударственного информационного противоборства на качественно новом уровне.

Информационная безопасность войск (сил)

Вооруженные Силы РФ становятся объектом информационного воздействия со стороны вероятного противника. В этих условиях они должны обеспечивать на достаточном уровне собственную информационную безопасность, которая является залогом успешного решения задач по нейтрализации угроз в информационной сфере государства в целом.
На основе анализа источников угроз в информационной сфере можно выделить их внутреннюю и внешнюю составляющие (схема 1).

Очевидно, что в информационную среду общества сознательно вводятся потоки агрессивной и даже антигосударственной (антиармейской) информации. При этом искажаются история, традиции страны и ее Вооруженных Сил, совершаются попытки втянуть военнослужащих в политическое противостояние. Тем самым создаются предпосылки ухудшения общественно-политической обстановки в регионах и местах дислокации воинских частей, снижения морально-психологического состояния личного состава. Нерегулируемое обращение с информацией ведет к росту социальной напряженности. Увеличивается опасность манипулирования общественным сознанием недобросовестными субъектами информационной деятельности.

Также существует угроза нарушения функционирования автоматических систем управления, других информационных систем, применяемых в Вооруженных Силах, и информационного режима жизнедеятельности войск (сил). Несоблюдение требований к работе с закрытой информацией создает предпосылки для ее утечки. Итогом безответственного отношения к аппаратуре ограниченного доступа в воинских частях может стать ее порча или даже утрата. Поэтому никогда не надо забывать, что в армейских условиях необходимо постоянно быть бдительным.

Следует отметить и усиливающуюся вероятность применения противником нового информационно-психологического оружия, в развитии которого определились два основных направления: создание средств, предназначенных для воздействия на психику и здоровье военнослужащих, и средств, направленных на поражение информационных систем.

Первое основано на применении инфразвука, микроволн, воздействия электромагнитных полей, медико-биологических и химических средств. Все это может быть использовано для контроля психики военнослужащих и целенаправленного воздействия на их поведение в боевой обстановке.

Второе связано с поражением (уничтожением) систем связи и управления, радиоэлектронной разведки, радиоэлектронного подавления и т.д.

Личный состав должен быть готов противостоять попыткам воздействия на сознание с помощью средств массовой информации. Они способны вырабатывать негативное (выгодное противостоящей стороне) общественное мнение, искажать представление о национальных интересах государства, дезинформировать общественность, влиять на морально-психологическое состояние войск (сил).

Таким образом, информационная безопасность Вооруженных Сил содержит две основные составляющие (схема 2).

Информационная безопасность войск предполагает защиту информации, содержащей государственную и военную тайну; информационных систем и средств связи от огневого поражения или проникновения в них противника; радиоэлектронную защиту, а также предохранение здоровья и психики личного состава от информационно-психологического воздействия противника.

Вместе с тем информационная защита своих войск (сил) должна сочетаться с эффективным информационным воздействием на информационные объекты противоборствующей стороны. Оно может включать в себя не только радиоэлектронное подавление и огневое поражение информационных систем противника, но и мероприятия, направленные на введение его в заблуждение относительно собственных планов, а также на подрыв морально-психологической устойчивости его личного состава.

Защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия

В современных условиях возможности воздействия на морально-психологическое состояние как индивида, так и общества значительно расширились. В научных центрах ведущих зарубежных государств проводятся интенсивные исследования в области психологии, психотроники, психоэнергетической безопасности и т.д. В вооруженных силах наиболее развитых стран существуют специальные органы для осуществления морально-психологического воздействия на войска и местное население противника.
Защита войск (сил) от негативного информационно-психологического воздействия является одним из видов морально-психологического обеспечения (МПО) и представляет собой комплекс мероприятий, проводимых в мирное и военное время командованием, штабами, органами воспитательной работы и другими должностными лицами по предотвращению, нейтрализации (ослаблению), блокированию и устранению негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих и население страны (схема 3).

Однако МПО как самостоятельный вид информационно-психологической защиты не располагает собственными силами и средствами. Его основная задача состоит в организации выполнения мероприятий по обеспечению информационной безопасности войск (сил) с использованием всех возможных сил и средств: информационно-пропагандистской, психологической, военно-социальной, культурно-досуговой работы путем эффективного применения технических средств воспитания и использования потенциала военных средств массовой информации.

Иными словами, задача информационно-психологической защиты -через информацию таким образом воздействовать на психику и психологию личного состава, чтобы обеспечить достаточный уровень его морально-психологического состояния.

При этом под негативным информационно-психологическим воздействием на войска (силы) следует понимать распространение информации, ведущей:

К ослаблению чувства гордости за свою страну, за принадлежность к ее Вооруженным Силам, к подрыву убежденности военнослужащих в необходимости выполнять конституционный долг по защите своей Отчизны;

К снижению морального духа, созданию обстановки неуверенности и беспокойства личного состава относительно своего будущего, будущего Вооруженных Сил и государства, ослаблению воли к проведению конструктивных реформ, а в военное время к вооруженному сопротивлению;

К расколу воинских коллективов по политическим, религиозным, этническим, служебным и другим факторам;

К снижению боеспособности, то есть понижению служебной активности, к уклонению от военной службы, симуляции болезней, уклонению от выполнения приказов командиров, сомнениям в надежности вверенного оружия, подавлению воли, созданию искаженной картины боевых действий, боевой обстановки;

Неверному восприятию военнослужащими существующих угроз национальной безопасности, истинных планов и намерений вероятного противника, развитию обстановки благодушия.

Организация информационно-психологической защиты войск (сил) предполагает действия органов воспитательной работы совместно с другими органами военного управления, направленные на прогнозирование возможного информационно-психологического воздействия на военнослужащих, предупреждение, срыв и ликвидацию последствий такого воздействия на войска (силы).

Осуществляя прогнозирование возможного информационно-психологического воздействия, командиры, их заместители, военные психологи должны оценить, какие силы и средства могут быть применены противником.

Исходя из опыта применения сил и средств психологических операций в вооруженных конфликтах, можно предположить, что личный состав наших соединений и воинских частей подвергнется массированному информационно-психологическому воздействию посредством организации в районах сосредоточения активного телевизионного, радио- и звукового вещания, распространения листовок, буклетов и другой печатной продукции, содержащей специально подготовленную информацию.

Важным моментом прогнозирования является определение вероятной тематики и символики психологических операций противника с целью упреждения, снижения их эффективности или нейтрализации. Так, по мнению военных психологов, наибольший ущерб моральному духу войск наносят такие факторы, как недостаток пищи, отсутствие боевого опыта, негативное отношение к целям и действиям политического руководства, недовольство командованием. Следовательно, именно эти моменты и будут активно использоваться противником в ходе ведения психологических операций.

Предупреждение эффективного «срабатывания» психологических операций предполагает надежное перекрытие каналов психологического воздействия на личный состав. С этой целью следует особое внимание уделять разъяснению военнослужащим истинных целей, задач, тематики, форм, методов и технических средств осуществления психологических операций.

Как показывает опыт, хороший эффект дает ознакомление военнослужащих с конкретными фактами, свидетельствующими о приемах, методах и последствиях психологических операций.

Необходимо держать под постоянным контролем военнослужащих, чья профессиональная деятельность связана с приемом и передачей информации (связистов, посыльных, операторов АСУ и т.п.). Они могут стать первым объектом, а затем и передаточным звеном дезинформации. Практика показывает, что в боевых условиях целесообразно выдавать военнослужащим вместо личных радиоприемников радиоприемники с фиксированными частотами, способные принимать передачи только официальных государственных радиостанций.

Опыт Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике подтвердил необходимость назначения в каждом подразделении ответственных лиц, в воинских частях -специальных команд по сбору и уничтожению листовок противника, так как именно они являются наиболее эффективным средством информационно-психологического воздействия. Это позволит снизить эффективность психологических операций противника.

Особое внимание командиры, офицеры-воспитатели и военные психологи должны уделить военнослужащим, наиболее подверженным психологическому воздействию: людям с заметной нервно-психической неустойчивостью, высокой тревожностью, в сложных ситуациях именно они становятся инициаторами паники. Формами проявления такого крайне опасного психологического явления в кризисной ситуации могут быть симуляция недомогания, членовредительство, вывод из строя боевой техники, самовольное оставление поля боя под различными предлогами.

Эффективными способами предупреждения негативных последствий в этом случае являются:

1) назначение наставников из числа опытных, психологически устойчивых воинов к военнослужащим, потенциально податливым психологическому воздействию;

2) включение военнослужащих с низкой психологической устойчивостью в «тройки» и «пятерки» воинов, выделенные для решения конкретных задач;

3) проведение с ними индивидуальной работы, обучение приемам психической саморегуляции.

Срыв информационно-психологического воздействия противника на личный состав войск (сил) может достигаться:

Непрерывным, объективным информированием военнослужащих об изменениях обстановки, о применении противником новых видов оружия и средств информационно-психологического воздействия в сочетании с индивидуальной и групповой разъяснительной работой. С этой целью должны активно использоваться оперативное и плановое информирование личного состава, в том числе проведение единых дней информирования с обязательным участием руководящего состава, занятия в системе общественно-государственной подготовки, часы воспитательной работы, военные СМИ (печатные и электронные), а также различные формы индивидуально-воспитательной работы. Это даст возможность не только реализовать закон «первых истин» (первый сообщивший актуальную информацию заслуживает большего доверия), но и упредить действия неформальных каналов информирования;

Оперативным сбором и анализом печатных пропагандистских материалов, имеющих целью негативное информационно-психологическое воздействие на личный состав;- своевременным выявлением и уничтожением сил и средств психологических операций противника;

Дискредитацией замыслов и действий противника в ходе боевых действий, а также его психологических операций;

Решительным пресечением слухов, паники и других негативных действий;

Координацией и контролем деятельности средств массовой информации (военных и гражданских) по освещению происходящих событий в районе боевых действий.

Ликвидация последствий негативного информационно-психологического воздействия на личный состав ведется путем:

Выявления лиц (подразделений), подвергшихся деморализации, и проведение с ними реабилитационных мероприятий;

Анализа и оценки результатов работы по информационно-психологической защите, причин ее неэффективности;

Применения мер воздействия к распространителям деморализующих слухов, паникерам, предателям;

Восстановления организованности и боеспособности дезорганизованных подразделений и частей;

Определения задач по оптимизации всей системы информационно-психологической защиты войск (сил).

Таким образом, защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника как составная часть морально-психологического обеспечения осуществляется как в мирное время, так и в особый период. Эффективность защиты войск (сил) при этом достигается всесторонним учетом особенностей психологических операций противника, реального морально-психологического состояния личного состава и складывающейся обстановки, непрерывностью и комплексным проведением мероприятий морально-психологического обеспечения. Крайне важными также являются учет психологических закономерностей восприятия военнослужащими внешней информации и оснащенность соединений и воинских частей техническими средствами воспитания.

Основные усилия при этом сосредотачивать на создании благоприятной морально-психологической и информационной обстановки в районах дислокации войск (сил).

1. Черкасов А. Оружие, которое не убивает, но побеждает. // Ориентир. -1997.-№1.

2. Самсонов В. Война и политика. // Ориентир. -1997. - № 4.

3. Чернышев И. Получат ли повелители «зомби» власть над миром? // Ориентир. - 1997. - № 2.

4. Поздняков А. Информационная безопасность страны и вооруженные силы: сущность, структура, актуальные проблемы обеспечения. Вестник МГУ, Серия 12- 2004. - №2

5. Организация информационно-психологической защиты войск (сил) (проект), ГУВР, 2003.

старший офицер ГУВР Вооруженных Сил РФ, Подполковник
Алексей Колесников

gastroguru © 2017