Особенности методики преподавания исторических юридических дисциплин. Методологические и методические проблемы организации юридического образования. Для очной формы обучения

Преподавание криминалистики

Криминалистика (от латинского criminalis - преступный, относящийся к преступлению) – самостоятельная научная отрасль знаний о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, сбора, исследования, оценки и использования доказательств.

Криминалистика тесно связана с криминологией, логикой, уголовным и уголовно-процессуальным правом, философией.

Данная дисциплина имеет немаловажное значение в системе юридических наук, а познание её основ позволяет будущему специалисту владеть информацией о тактических приемах производства процессуальных действий; форме организации и методике расследования отдельных видов преступлений; структуре заключения эксперта; порядке оформления результатов исследований и экспертиз и др.

При проведении семинаров и практических занятий студент может:

Получить информацию об использовании информационно-поисковых систем криминалистической регистрации;

Овладеть методиками предварительного изучения объектов, имеющих значение для административных, гражданских и уголовных дел, с целью получения информации;

Научиться использовать технико-криминалистические методы и средства собирания объектов, имеющих значение по административным, гражданским и уголовным делам;

Научиться назначению судебных экспертиз, давать оценку и применять результаты исследований.

Лекционные занятия в обязательном порядке включают демонстрацию слайдов с информацией и изображениями современных устройств, применяемых экспертами-криминалистами. Такой подход особенно удобен, учитывая, что не каждое высшее учебное заведение владеет современными криминалистическими аппаратами и преподавателями-специалистами в данной области.К тому же не каждый ВУЗ имеет свою криминалистическую лабораторию, оснащенную современными технологиями. Семинарские занятия желательно проводить по отдельности для студентов каждой группы. На практических занятиях особенно полезно проведение лабораторных работ.

На первых семинарских занятиях, как правило, посвященных теоретическим познаниям, возможно проведение коллоквиума по таким темам как: "Этапы развития отечественной криминалистики", "Задачи криминалистики". Что касается более "практических" тем ("Идентификационные признаки", "Виды и стадии криминалистической идентификации", "Классификация технико-криминалистических средств"), то здесь оптимально проведение дискуссий, диспутов, круглых столов.

При изучении тематических разделов "Баллистика", "Дактилоскопия" и "Трасология" можно проводить лабораторные работы, а в ходе семинаров по "Фотопортретной экспертизе" при наличии компьютеров для каждого студента давать задания по составлению портрета: так студенты хорошо усваивают правила описания признаков внешности, заставляют активно работать мышление. При недостаточном количестве компьютеров на каждого студента возможно создать парные группы, один из которых займется составлением портрета, а другой по врученной ему фотографии (изображению) попытается описать внешние признаки личности, при этом не предъявляя изображение "эксперту". Так оба задействованных студента, вынужденные работать в паре, оба будут стремиться к одной цели: отображение наиболее правильного портрета описываемого лица; такой способ дает возможность активного обучения всех студентов – и тех, кто занимается описанием, и тех, кто прилагает усилия к составлению портрета.



Преподавание криминологии

Криминология (от латинского crime - "преступление" и греческого logos - "учение") – это самостоятельная, междисциплинарная, социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, её предупреждение, причины и условия, личность преступника.

В криминологии используются следующие общенаучные методы познания:

Восхождение от абстрактного к конкретному;

Гипотеза;

Динамический и статистический методы;

Исторический метод;

Системно-структурный анализ;

Сравнение.

Кроме того, подлежат применению конкретно-социологические методы:

Изучение документов;

Опросы в форме анкетирования (индивидуального и группового) и интервью;

Наблюдение;

Эксперимент.

Используются следующие специальные научные методы:

Анализ молекул ДНК;

Анализ крови, физиологических жидкостей и выделений;

Биохимический и химический анализ;

Качественный и количественный анализ;

Методы масс-спектрометрии, хроматографии, ядерного-магнитного резонанса и др.

Практические занятия проводятся в целях закрепления теоретических положений, рассмотренных в лекционном курсе и изученных студентами в ходе самостоятельной работы. На практических занятиях студенты должны научиться работать с нормативной документацией и выявить практические навыки использования правовых актов и технических норм, регламентирующих деятельность органов государственного управления, исполнительной власти. Среди особых методов преподавания можно выделить модерирование (деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей).

В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего студента к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала студента, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения.

Основными методами работы преподавателя-модератора являются методы, которые побуждают студента к деятельности и активизируют их; выявляют существующие у них проблемы и ожидания; организовывают процесс участия в дискуссии; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.

Преподаватель-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между студентами. К каждому практическому занятию целесообразно выдавать список литературы и нормативных документов, а также вопросы для самоконтроля.

Преподавание судебной медицины

Судебная медицина - наука, использующая медицинские и биологические знания, применяющаяся в юриспруденции с целью правосудия.

Это самостоятельная медицинская наука, имеющая свои методы исследования.

Студент в процессе обучения на юридическом факультете должен знать о том, что существует большое количество проводимых в России в связи с расследованием административных, гражданских и уголовных дел судебно-медицинских экспертиз, и в науке предлагается расширить их перечень.

В настоящее время можно говорить о следующих используемых видах судебно-медицинских экспертиз:

Живых лиц;

Гистологическая;

Биологическая;

Трасологическая;

Антропологическая;

Баллистическая;

Химическая;

Биохимическая;

Медицинской деятельности.

Лекции по судебной медицине могут сопровождаться демонстрацией слайдов, так как данный курс более специфичен по сравнению с иными юридическими дисциплинами, содержит большой объем информации,а знания в этой области необходимы для раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

По изучению данного курса студенты приобретают довольно широкие навыки и умения: правильное применение полученных знаний о возможностях судебной медицины позволяют будущему специалисту свободно ориентироваться в этой сфере и разбираться в многочисленных профессиональных тонкостях.

На практических занятиях представляется вполне целесообразным ознакомить студентов с образцами следующих документов:

Протокол осмотра места происшествия;

Протокол осмотра трупа;

Постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы;

Постановление о назначении повторной (дополнительной) судебно-медицинской экспертизы;

Направление на судебно-медицинское исследование трупа и др.

Методика преподавания судебной психиатрии

Судебная психиатрия – медицинская наука, которая находится на стыке медицины и юриспруденции и служит правосудию, устанавливая психическое состояние подэкспертных с целью определения их возможности нести ответственность за свои действия (или бездействия), а также их способность правильно воспринимать происходящие события и совершать гражданские акты. Судебная психиатрия как предмет в высшем учебном заведении изучается в основном на лекционных и семинарских (практических) занятиях, в ходе которых студент и приобретает необходимые ему в последующем знания, навыки и умения.

Что касается приобретенных компетенций, то среди них можно отметить следующие: студент должен знать правила назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы; правовое и медицинское значение установления невменяемости у лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Относительно правил назначения и проведения экспертизы – студент должен знать основания назначения экспертизы в рамках административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Оптимальный и наиболее эффективный вариант для проведения семинарских занятий – разъяснение студенту правил составления постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы в рамках расследования уголовного дела, содержащей информацию об обстоятельствах совершенного преступления и основания (причины) направления лица на проведение такого мероприятия.

Важным является разъяснение преподавателем о постановке вопросов эксперту (экспертам).

Например, в постановлении можно поставить перед экспертом следующие вопросы:

Страдал ли (указываются фамилия, имя, отчество лица) в момент совершения преступления каким-либо душевным заболеванием и если да, то каким именно?

Лишало ли это душевное заболевание способности (указываются фамилия, имя, отчество лица) отдавать отчет своим действиям и руководить ими?

Страдает ли (указываются фамилия, имя, отчество лица) каким-либо душевным заболеванием в настоящее время и если да, то каким именно?

Нуждается ли (указываются фамилия, имя, отчество лица) в применении мер медицинского характера и каких именно?

Необходимо объяснить студенту, что от правильности постановки вопросов эксперту в большинстве случаев зависит исход уголовного дела, поскольку в случае признания лица (подозреваемого, обвиняемого) невменяемым преступление не признается таковым, а лицо, совершившее его, не будет признано преступником.

Студенту надлежит разъяснить моменты, касающиеся использования нормативной базы, в которую кроме Уголовно-процессуального кодекса РФ (ст. 79), входят также иные документы различных государственных органов:

Закон Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации";

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07 апреля 2011 года № 6 "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера";

Кассационное определение Московского городского суда от 30 мая 2012 года по делу № 22-6814;

Кассационное определение Суда Ненецкого автономного округа от 08 ноября 2012 года по делу № 22К-69/2012;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 мая 2005 года № 370 "Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений".

Преподавание судебной экспертизы

Судебная экспертиза как наука и преподаваемая в высшей школе учебная дисциплина связана с иными дисциплинами – криминалистикой, логикой, математикой, психологией, судебной медициной, этикой.

Судебная экспертиза - процессуальное действие, проводимое на основе использования современных научных и технических достижений, в целях получения заключения сведущего лица по вопросам, связанным с установлением обстоятельств, составляющих предмет доказывания.

Судебная экспертиза как наука стоит на пороге юриспруденции, а также значительного количества иных дисциплин самых различных направлений.

Студенты, изучающие судебную экспертизу, должны иметь представление о значении и содержании конкретных видов экспертиз, логику и психологию выводов, заключений и мышления эксперта, методику и стадии экспертных исследований, предмет, объекты, задачи и цели экспертиз, причины экспертных ошибок, их последствия и методы предупреждения.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные методы изучения конституционного права.

2. Перечислите основные характеристики вводной лекции по административному праву.

3. Что представляет собой контрольно-обучающий семинар по уголовному праву?

4. В чем заключаются особенности преподавания экологического права?

5. Существуют ли различия в методике преподавания международного публичного и международного частного права?

6. В чем заключаются особенности методики преподавания специальных юридических дисциплин?

7. Какие общенаучные методы познания используются в криминологии?

Список литературы

Основная литература

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: "Феникс", 1999. – 416 с.

2. Беляева И.М., Галюкова М.И. Методика преподавания уголовного права: учебное пособие. Челябинск, 2011. – 92 с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2003.

4. Уман А.И., Федорова М.А. Проблемы развития дидактических систем. Монография. Орел, 2012. – 193 с.

Дополнительная литература

1. Дистанционный образовательный процесс: сущность, структура, особенности организации: учебное пособие / Е.Л. Сырцова, О.В. Токмаков; Федеральное агентство по образованию, Вятский гос. гуманитарный ун-т. Киров: Изд-во Вятского гос. гуманитарного ун-та, 2009.

2. Еременко В.И. Активные и интерактивные методы обучения юриспруденции: монография. Барнаул, 2012. – 192 с.

3. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Ольховая Т.А., Смирных Е.В. Технология "дебаты" в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие. Оренбург, 2011.- 119 с.

4. Лагунова М.В., Юрченко Т.В. Организация учебно-познавательной деятельности студентов с применением технологий электронного обучения. Монография. Н.Новгород: НГПУ, 2012. – 158 с.

5. Лекция как активный метод обучения. Методические рекомендации // Подгот. В.П. Чихачевым. Киев: О-во "Знание" УССР, 1990.

6. Образовательная функция лекции / В.Е. Панасовский. М.: Знание, 1982.

7. Плоцкая О.А., Иванова Ж.Б., Князев А.И. Инновационное преподавание юридических дисциплин в вузе: активные и интерактивные формы проведения занятий: учебное пособие. Сыктывкар, 2012. – 92 с.

8. Полемика - диспут - дискуссия / С.А. Минеева. М.: Знание, 1990.

9. Техники ведения беседы / Аня фон Канитц; пер. с нем. О. Е. Ефимцевой. Москва: ОМЕГА-Л: Smart book, 2008.

профессиональные лагеря; профильные смены в каникулярный период; технопарки; малые инновационные предприятия в системе высшего и среднего профессионального образования, и другие.

Список литературы

1. Зверева И.А., Жданкина И.Ю. Состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 55-64.

2. Овчинников Я.Л., Сычева И.Н. Трудоустройство выпускников как фактор конкурентоспособности вуза // В книге: Гарантии качества профессионального образования Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. 2013. С. 63-65.

3. Чистякова С. Н., Ашихмина Л. П., Рабинович О. Т. Профессиональное самоопределение: словарь терминов / под ред. С. Н. Чистяковой. - 2-е изд., пепераб. и доп. - Москва: Академия, 2014. -128 с.

4. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. - Москва: ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. - 38 с.

5. Килина И.А., Рылова Н.Т. Организация и проведение профессиональных проб для старшеклассников: метод. рекомендации / под ред. Е. А. Пахомовой. - Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. -66 с.

6. Сибиряев А.С., Филимонов Д.А. Возможные направления профилактики экстремизма в молодежной среде // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 4. С. 73-78.

Кузнецова С.П.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: юриспруденция, право, преподавательство, учебный процесс, учебные заведения.

Аннотация: в настоящей статье представлены правовые, юридические и практические аспекты реализации юридических

дисциплин, правовые аспекты проблематики и практическое применение правовых норм.

Keywords: jurisprudence, law, teaching, educational process and educational institutions.

Abstract: this article presents the legal and practical aspects of the implementation of legal disciplines, legal aspects of the issues and the practical application of legal norms.

Важнейшим элементом общественно-государственной системы являлось и является образование, значимость которого признается во многих развитых странах. В последние десятилетия система высшего образования и в России, и в мире существенно эволюционировала: возросла численность вузов, изменился и расширился круг предложенных специальностей, стала более значимой миссия высшей школы, высшего образования . Закон Российской Федерации "Об образовании" дал импульс для развития негосударственных вузов, организовавших, в первую очередь, подготовку юристов. Подобный "всплеск" юридического образования обусловлен, с одной стороны, нехваткой качественных юридических кадров для развивающейся России, с другой, - кажущейся простотой обучения, которое ассоциируется в основном с запоминанием законов и иных нормативно-правовых актов.

По данным Росстата, в Российской Федерации более чем 1200 вузов, реализующих программу высшего юридического образования и выпускающих ежегодно до 150 тысяч молодых юристов. Ценность профессии из-за большого количества предложений на рынке труда значительно снижена, но главная проблема - низкое качество подготовки юриста. Главный вывод продолжающихся дискуссий относительно содержания реформ в сфере образования -необходимость тщательного осмысления внутреннего содержания процесса профессиональной подготовки специалистов.

Важно понимать, что идеи, заложенные в базовые образовательные документы, сами по себе не обеспечивают успех, часто испытывая деформации на пути к практической реализации . Традиционная (классическая) модель профессионального образования развивалась долгое время в русле так называемой парадигмы знаний, ориентированной на усвоение как можно большего объема информации о предмете обучения. Согласно концепции традиционализма, главная цель - формирование базовых знаний, умений и навыков, позволяющих далее перейти к усвоению ценностей и умений более высокого уровня . Общеизвестно, однако, что в

современных условиях юридические знания устаревают каждые 3 - 5 лет (в некоторых отраслях права еще чаще!). Очевидны проблемы традиционного подхода в образовании: приобретение главным образом теоретических знаний (при вспомогательной роли умений и навыков); преобладание методов, направленных на работу памяти, над методами, направленными на развитие творческого мышления; ориентация методов контроля главным образом на оценку знаний.

Ускоренные темпы социальных и технологических изменений, интеграция с европейской системой образования определили необходимость инновационного, так называемого контекстного обучения (соПех^ - тесная связь, сцепление, сплетение), в соответствии с которым должен устанавливаться динамичный переход от учебной деятельности к учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности . Учебные предметы в контекстном обучении преподносятся не как научные догмы, представленные в виде текстов учебников, а включают (или должны включать) в себя решение профессиональных задач. Анализ научных исследований позволяет определить "компетентность" как результат формального и неформального образовательного воздействия, выражающегося в способности и готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной профессиональной цели.

Современные образовательные технологии должны базироваться на четко сформулированных результатах обучения в компетентностном формате, практикоориентированном подходе и использовании активных и интерактивных методов обучения . Для модернизации процесса подготовки юриста необходимо больше внимания уделять самостоятельной образовательной деятельности студента, осуществлять профессионально ориентированное преподавание всех учебных дисциплин.

Качество подготовки - это не абстракция, а система составляющих, куда входят: овладение научными знаниями, навыками и умениями, лежащими в основе общих и профессиональных компетенций; формирование профессионального опыта в учебном процессе; воспитание личности специалиста и средствами изучаемой дисциплины, и творческим потенциалом преподавателя. Взаимодействие преподавателя и студента начинается уже на лекции. Важно понимать, что активность методики состоит в степени заинтересованности студентов, в их включенности в процесс обучения. В этом смысле огромный потенциал имеет такая дисциплина, как «Теория государства и права», «Конституционное право». Главное

правило преподавательской деятельности, на наш взгляд, -всестороннее изучение предмета исследования, научная и яркая форма изложения - без многозначительности и неопределенности. Остается по-прежнему актуальным наставление всегда современного В.О. Ключевского: "Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую". Выполнить эту задачу может преподаватель, стремящийся к самосовершенствованию: "По сути дела, учебный процесс складывается из творчества конкретных преподавателей". Назначение лекции - формирование основы для дальнейшей самостоятельной работы над проблемой; это - способ активизации мыслительной деятельности студента, средство развития всех видов памяти: слуховой, зрительной, эмоциональной и даже механической. «Пробуждает» мысль студентов проблемная лекция, лекция-диалог, лекция-конференция, лекция - презентация, которые хорошо вписываются в преподавание юридических дисциплин.

Построение сценария проблемной лекции возможно через обозначение одной или комплекса проблем и обращение преподавателя к слушателям по поводу способов их преодоления. Надо иметь в виду, что такая лекция удачно проходит в подготовленной и немногочисленной аудитории. Лекция -конференция (семинар), как правило, посвящена актуальной и дискуссионной проблеме, стимулирует активность студентов не только интерес к теме, но и выставление оценок студентам за наиболее удачные вопросы, их обсуждение.

Привычным элементом сопровождения традиционной лекции стала презентация, но, к сожалению, нередко такое средство используется только как дополнительная доска с набранным заранее текстом, схемой, таблицей, повторяющими слова лектора. Проблема поиска актуализации этой технологии очевидна: в лихорадочности и не всегда продуманном использовании электронной техники модернизации немного. Активное обучение в наиболее выраженном варианте реализуется на семинарских занятиях, что позволяет развивать: навыки самостоятельной работы с литературой (для студентов юридической специальности это работа и с нормативно-правовой базой); навыки анализа; умение реально оценивать конкретные жизненные ситуации, с которыми приходится сталкиваться юристу в практической деятельности; обратную связь преподавателя со студентами; творческое, профессиональное мышление; речь студентов.

По роду своей деятельности юристу придется решать вопросы, опираясь на законы, ему необходимо разъяснять и объяснять, доказывать и убеждать. Главное оружие юриста - язык, умение

осуществлять коммуникацию в форме юридических понятий, положений, ситуаций. Рекомендации "рыцаря права" А.Ф. Кони сохраняют свою непреходящую ценность и сегодня: "Нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности... нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами..." Творческий потенциал студентов максимально используется на основе их активного включения в процесс самостоятельной работы над проблемами, имеющими важное теоретическое и практическое значение. Комплекс самостоятельных работ, заданий, упражнений по юридическим дисциплинам позволяет моделировать предметное и социальное содержание их будущий профессиональной деятельности.

Практикум по теории государства и права, конституционному праву, в частности, ориентирует на изучение текстов важнейших правовых документов, работ известных авторов, новейших публикаций, создающих основу для сопоставления различных точек зрения и собственных выводов. Для глубокого усвоения учебного материала имеет значение выполнение творческих заданий, составление схем, анализ фрагментов источников, написание эссе, знакомство с официальными тексами нормативных правовых актов и т.д. Семинарские занятия разнообразны по характеру: семинар-дискуссия, проблемный семинар, теоретический семинар, семинар-конференция.

Выбор формы занятия зависит от специфики темы семинара, состава студенческой группы и ее уровня, но в любом варианте необходимо формировать у студентов критическое мышление, то есть умение определять свою позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировать ее, различать обоснованные и необоснованные выводы и оценки, выделять причинно-следственные связи, "пересматривать" имеющиеся знания в соответствии с новой информацией и т.д. Творческие задания требуют не воспроизводства информации, а, в первую очередь, осмысления. Примерами таких заданий может быть написание эссе, создание студентами презентаций по теме семинара, сравнительный анализ содержания памятников права и т.д. Основным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента юриста является его умение самостоятельно разрешать возможные правовые ситуации. Главная задача - выработка навыков в применении на практике законодательных положений. Эффективнее всего эта цель достигается путем использования конкретных юридических казусов (юридических задач).

Студенты гораздо активнее вникают в содержание нормативных правовых актов тогда, когда сталкиваются с необходимостью применить их для решения конкретного казуса. В таком случае норма закона усваивается практически навсегда, так как она была не просто заучена, а "пропущена через себя". Решая практический казус, студент сам "творит право", создавая модель правового решения проблемы.

Решение задач может проходить как в аудитории, в ходе практического занятия, так и дома. В обоих случаях решение задачи выступает как форма контроля самостоятельной работы, так как иллюстрирует способность студента к применению теоретических знаний для решения конкретной жизненной ситуации. При оценке решения задачи учитываются: понимание логики конкретного документа; способность в нем ориентироваться; степень владения нормативным материалом и, что важно, способность провести грамотную юридическую квалификацию ситуации. Для студентов представляет интерес и составление собственных задач по темам курса. В результате объект педагогической деятельности становится ее активным субъектом. Сущностными характеристиками юридического образования являются не только личностная направленность, но и комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер его. Важно помнить, что новые формы (методы), направленные на формирование профессионально важных качеств студента, должны применяться, во-первых, в системе, во-вторых, в комплексе всех изучаемых дисциплин. "Фрагментарность" и "выборочность" могут нивелировать смысл и значение применяемой модели обучения. Усовершенствование системы профессионально образования на основе контекстного обучения - процесс многогранный, сложный и проявляется в умелом сочетании традиционных и инновационных методических приемов. Критерий эффективности отбора - уровень сформированности общих и профессиональных компетенций студентов, способных творчески действовать в современных условиях. Полагаю, что на данный момент студенты нашего института могут пользоваться достаточно широким спектром лекционного материала, а также непосредственный контакт с преподавателями - практиками, что имеет очень большой вклад в формировании практических навыков у будущих специалистов, а нынешних - студентов.

Список литературы 1. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Ресурсное обеспечение российского образования в условиях новых вызовов // В книге: Сценарии развития социальной сферы в условиях новых

вызовов Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Тезисы докладов и выступлений. Научные редакторы: Егоров Е.В., Ломанов П.Н., Беляева Т.Б.. 2014. С. 108-111.

2. Кротовская М.А. Использование информационных ресурсов интернета в работе со студентами // Педагогические науки. 2016. № 6 (81). С. 34-36.

3. Можаев Э.Л., Бикмухаметов Р.К. Игра в структуре человеческой деятельности // Теория и практика физической культуры. 2010. № 12. С. 18.

4. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Теория и практика проектно-исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов. Научно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2011. -167 с.

5. Свердлова Н.А. Лингвокультурная интерференция в коммуникативном поведении билингвов // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 3 (332). С. 89-94.

6. Уколова Л.И., Грибкова О.В., Мерабова К.С. Певческая культура как часть образовательного пространства в воспитании духовной культуры личности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 132-135.

Кузьменко Н.И.

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: корпоративная культура, образовательная организация, внешние факторы среды, внутренние факторы среды.

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы формирования корпоративной культуры образовательной организации. В современных условиях развития эффективность деятельности образовательных организаций зависит от правильно выбранной корпоративной культуры. Несмотря на уникальность образовательных организаций в современном мире они вправе формировать собственные корпоративные культуры. Выбор эффективной корпоративной культуры зависит от цели, миссии, стратегии и этапа развития образовательной организации, а также от особенностей внутренней культуры организации.

Keywords: corporate culture, educational organization, external environmental factors, internal environmental factors.

знать

Технологии постановки и достижения образовательных целей;

Основные компоненты педагогической системы и пути их совершенствования;

Теорию и практику вхождения российских вузов в Болонский процесс;

Проблемы юридического образования в историческом развитии;

Современные тенденции и перспективы развития юридического образования в России;

Методы воспитания на юридическом факультете;

Схему управления познавательной деятельностью студентов;

Аспекты формирования мотивов учебной деятельности;

Проблемы взаимодействия субъектов педагогического процесса;

Способы разрешения конфликтов в образовательном процессе;

Основы профессионально-педагогической компетентности преподавателя.

уметь

- преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

Ставить цель преподавания конкретной темы из курса любой изучаемой дисциплины по направлению юриспруденция;

Отбирать и строить содержание обучения;

Контролировать качество усвоенных правовых знаний;

Определять оптимальную логику построения правового знания;

владеть

Навыками применения современного педагогического инструментария для преподавания юридических дисциплин в высшей школе;

Навыками управления самостоятельной работой студентов;

Методикой построения, анализа и применения педагогических моделей;

Навыками организации и проведения педагогических исследований;

Способами самосовершенствования личности педагога.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Вид промежуточной аттестации – зачет.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ и модулям для очной формы обучения

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ и семестрам для заочной формы обучения

Форма текущего контроля – домашнее творческое задание.

5.1 Программа дисциплины

Тема 1. Преподавание юриспруденции как педагогическая система и профессиональная деятельность

Понятие системы образования.

Юридическое образование как система, как процесс, как результат.

Основные компоненты педагогической системы: цели обучения; содержание обучения; технология обучения; организационные формы; субъекты педагогического процесса.

Интеграция педагогической культуры в юридическое образование.

Государственные образовательные стандарты по направлению «Юриспруденция».

Роль преподавателя юридических дисциплин в правовом просвещении.

Тема 2. Дидактика и методики преподавания юриспруденции

Методологические и методические проблемы организации юридического образования.

Педагогические технологии в юриспруденции.

Концепции обучения:

1. Информационный подход в обу­чении;

2. Деятельностный подход в обучении;

3. Личностно-ориентированный подход в обучении.

Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на юридическом факультете.

Характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов.

Тема 3. Методика подготовки и проведения лекции

Роль лекции в учебном процессе.

Основные функции лекции: информационная, ориентирующая, объясняющая, убеждающая, увлекающая.

Чтение лекции как особая дидактическая деятельность.

Познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала.

Роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов.

Виды лекций: информационная, проблемная.

Различные стили чтения лекции.

Задача вводимых научных понятий. Приемы раскрытия содержания понятий. Цельность и структурность лекции.

Методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический.

Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарского занятия

Значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения. Роль овладения теоретическими знаниями для практической деятельности юриста.

Различные формы проведения семинаров.

Дискуссия как вид семинарского занятия, особенности его подготовки и проверки.

Тема 5. Методика подготовки и проведения практических и лабораторных занятий

Цель и задачи практических занятий.

Формы и методы подготовки и проведения практических занятий. Связь содержания практических занятий с будущей профессией студентов и способы ее обеспечения.

Решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний.

Лабораторные занятия, их отличие от практических и семинарских занятий. Цель и задачи лабораторных занятий, их специфика и особенности подготовки к ним.

Тема 6. Активные и интерактивные формы проведения занятий по юриспруденции

Игровые моменты в преподавании юриспруденции и их дидактическая ценность.

Игра как средство овладения фундаментальными теоретическими юридическими знаниями.

Игра как форма и метод контекстного обучения.

Тема 7. Контроль качества усвоения знаний студентов

Проблема организации контроля качества усвоения знаний студентов. Основные функции, виды и формы контроля. Особенности контроля качества усвоения знаний студентов-юристов. Рейтинговая система оценки знаний.

Методы педагогического контроля. Оценка и отметка. Тестирование как разновидность контроля. Самоконтроль студентов.

Итоговая государственная аттестация и подготовка к ней преподавателя.

Тема 8. Деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов

Роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний.

Понятие и виды самостоятельной работы студентов.

Умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой.

Руководство преподавателя самостоятельной работой студентов.

Тема 9. Методика преподавания отдельных юридических дисциплин

Общие методические принципы преподавания юриспруденции.

Особенности преподавания исторических юридических дисциплин: истории государства и права России, истории государства и права зарубежных стран, истории политических и правовых учений.

Особенности преподавания отраслевых юридических дисциплин: конституционного права, административного права, финансового права, гражданского права, трудового права, уголовного права, гражданского процессуального права, уголовного процессуального права и др.

Особенности преподавания специальных юридических дисциплин: правоохранительных органов, криминологии, криминалистики, судебной медицины, судебной психиатрии и др. Общее и специфическое в преподавании этих групп дисциплин.

Тема 10. Организация деятельности преподавателя юриспруденции

Личность лектора и ее влияние на качество лекции.

5. 2 Новое в профессиональной сфере

Одним из эффективных методов обучения методики преподавания юридических наук, является использование метода проблемного обучения, который предусматривает формирование навыков у магистрантов для решения проблемных задач и выработку умений применять обретенные знания и использовать их в учебной практике.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в образовательных организациях высшего образования предусматривают методы, приоритетом которых являются моральные ценности. Они способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение.

5.3 Разделы и темы дисциплины, виды учебных занятий

(учебно-тематический план)

Для очной формы обучения

Наименование темы

дисциплины

Трудоёмкость в часах

Всего

Аудиторная работа

Самостоя-тельная работа

Общая

Лекции

Семинары или практические занятия

Преподавание юриспруденции как педагогическая система и профессиональная деятельность

Дидактика и методики преподавания юриспруденции

Методика подготовки и проведения лекции

Методика подготовки и проведения семинарского занятия

Методика подготовки и проведения практических и лабораторных занятий

Активные и интерактивные формы проведения занятий по юриспруденции

Контроль качества усвоения знаний студентов

Деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов

Методика преподавания отдельных юридических дисциплин

Организация деятельности преподавателя юриспруденции

Итого

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

Институт интегрированных форм обучения

Кафедра «Гражданское, предпринимательское и транспортное право»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина:Методика препод. юриспр. в высшей школе

Тема:Методологические и методические проблемы организации юридического образования

Выполнил: студент Анацкий К.Ю.

направление: Юриспруденция

Проверил: преподаватель кафедры

Проценко С.В.

Хабаровск

План

Введение

1. Актуальность исследования проблем организации юридического образования

2. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин

3. Проблемы юридического образования

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Развитие политической, экономической и социальной сфер жизни общества побудили законодателя и практических работников обратить внимание на качество подготовки специалистов с высшим образованием, и,в первую очередь, юристов. Это происходит несмотря на существенные шаги государства в проведении административной реформы и организации на хорошем уровне систем лицензирования, аттестации и аккредитации вузов. В оценку качества высшего образования вовлечены и профессорско-преподавательский состав, студенчество.

Однако непреодоленные экономические проблемы с финансированием, определенный кадровый голод на необходимую численность квалифицированного профессорско-преподавательского состава, и как следствие, недостаточный уровень и качество (в связи с изменившейся ситуацией и повышением уровня требований - например, раньше многие правоохранительные органы брали на работу бакалавров, а сейчас уже нет) подготовки специалистов заставили общество говорить о повышении уровня подготовки юридических кадров. Сказанное обуславливает интерес к методологическим и методическим проблемам организации юридического образования.

Целью реферата является исследование методологических и методических проблем организации юридического образования на основе анализа его правового регулирования, а также научной литературы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать актуальность проблем организации юридического образования; исследовать компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин; определить проблемы юридического образования.

1. Актуальность исследования проблем организации юридического образования

Важнейшим элементом общественно-государственной системы являлось и является образование, значимость которого признается во многих развитых странах. В последние десятилетия система высшего образования и в России, и в мире существенно эволюционировала: возросла численность вузов, изменился и расширился круг предложенных специальностей, стала более значимой миссия высшей школы.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) дал импульс для развития негосударственных вузов, организовавших в первую очередь подготовку юристов. Подобный «всплеск» юридического образования обусловлен, с одной стороны, нехваткой качественных юридических кадров для развивающейся России, с другой - кажущейся простотой обучения, которое ассоциируется в основном с запоминанием законов и иных нормативно-правовых актов.

Важно понимать, что идеи, заложенные в базовые образовательные документы, сами по себе не обеспечивают успех, часто испытывая деформации на пути к практической реализации. Весьма красноречиво «обновление» отечественного образования в последние годы Данилов С.Ю. О современных проблемах юриспруденции в контексте научного и образовательного компонентов // История и современность. Минск: Бизнес-офсет, 2012. С. 94.

В российском обществе в настоящее время наблюдается усиление критического интереса к заметно обострившимся проблемам высшего профессионального образования, что, видимо, связано с довольно значительными изменениями общей социально-экономической ситуации в нашей стране и мире. Они нашли отражение, в частности, в новых федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, в том числе по направлению «Юриспруденция», и в новом Федеральном законе«Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (Ч. I). Ст. 7598. .

Одна из ключевых задач - это повышение качества образования.Под качеством образования в п. 29 ст. 2 данного Федерального закона понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Проблема качества юридического образования сегодня становится все более актуальной в силу следующих факторов:

крупные преобразования в социально-экономической и правовой сферах, требующие от системы юридического образования эффективных реакций на вызовы времени;

массовость юридического образования в ущерб качеству профессиональной подготовки юристов;

низкий входной общеобразовательный уровень абитуриентов, что требует существенной перестройки содержания и методов высшего юридического образования;

дефицит юристов, способных эффективно работать в быстро меняющихся условиях рыночной экономики при избыточном количестве традиционно обученных специалистов, поточно подготовленных по старым «образовательным лекалам»;

диверсификация юридического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура) и возникшая в связи с этим задача обеспечения качества на каждом из этих уровней;

недостаточный уровень профессионально-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава многих юридических вузов;

смена образовательной парадигмы (вместо«образование на всю жизнь» - «образование в течение всей жизни»), что требует корректировки целей, содержания, технологического обеспечения высшего юридического образования и критериев его результативности, в том числе связанных с языковой личностью выпускника как субъекта общения и деятельности, способного эффективно существовать в социокультурном пространстве профессионального дискурса;

ухудшение условий финансирования юридических вузов, которое делает проблему их выживания чрезвычайно острой и ставит ее в прямую зависимость от качества образования.

Понятие качества образования сформировалось и получило международное признание на состоявшейся в Париже в 1998 г. Всемирной конференции по высшему образованию, которая констатировала, что повышение качественного уровня становится одной из главных задач вузов на длительную перспективу. Нельзя забывать и о том, что именно качество высшего образования в решающей степени определяет уровень развития государств, становится стратегической областью, обеспечивающей их национальную безопасность и научно-экономический потенциал.

Проблема качества стала активно изучаться в 1970 - 1980-е гг., преимущественно в работах по менеджменту. Это было во многом обусловлено тем, что количество произведенной продукции перестало гарантировать успех на рынке, что в конечном счете не позволяло обеспечивать качество жизни и безопасность страны.

Стали предъявляться более высокие требования к качеству профессиональной подготовки специалистов, поскольку некачественное и недобросовестное исполнение ими своих функциональных обязанностей могло привести к негативным социально-материальным последствиям, таким как упущенная выгода, коррупция, финансовые потери, политическая и экономическая дестабилизация, ущерб или вред, наносимый конкретному гражданину, группе людей или обществу в целом.

Поскольку качество всегда определяется как соответствие чему-либо, то целесообразнее устранять дефекты и ошибки как несоответствия элементов системы, а не бороться с их последствиями. Необходимо требовать высокого качества от каждого элемента системы. Только качественная работа всех элементов может обеспечить действительно высокое качество продукции. Управление качеством основывается на том, что качество системы складывается из качества ее элементов. В любой системе образования это цель, содержание, процесс его передачи и усвоения, результат. С этих позиций попытаемся выявить и проанализировать дидактические проблемы современного юридического образования.

Качество юридического образования относится к категориям социального качества и понимается нами как адекватность (соответствие) системы юридического образования актуальным нуждам социума и потребностям личности, получающей данное образование. Результирующее качество в интегральной форме отражается в определенном уровне профессиональной компетентности юриста, т.е. профессиональных знаний, умений и навыков, интеллектуального, нравственного и физического развития, которого достигают выпускники вузов в соответствии с образовательными целями. Качество обучения оценивают по таким показателям, как полнота, системность, глубина, действенность, прочность усвоенного обучающимся содержания юридического образования. Показателями высокого качества юридического образования являются профессиональное критическое мышление, способность и готовность выпускников вуза самостоятельно формулировать и решать профессионально значимые задачи, быть конкурентоспособным на внутреннем и международном рынках труда.

Конкурентоспособность юриста определяется как уровень общей и речевой культуры личности, охватывающей мышление, эмоционально-волевые проявления, способы профессиональной деятельности и поведения, ценности и ценностные ориентации, знания, опыт, традиции, нормы и профессионально-личностные свойства. Если качество юридического образования трактовать как степень удовлетворения содержанием и результатами образовательной деятельности нужд социума и потребностей личности, то управление качеством образования можно определить как вид управленческой деятельности по достижению и поддержанию оптимальных показателей качества функционирования отдельных элементов и всей системы юридического образования в целомЛевитан К.М. Дидактические проблемы современного юридического образования // Российский юридический журнал. 2013. N 6. С. 172. .

При этом следует всегда помнить о традиционной духовной и культурологической миссии вузов, заключающейся в их функционировании в качестве научных и интеллектуальных центров развития любого общества, где происходит становление демократической, профессионально и социально зрелой личности юриста, призванного искоренять правовой нигилизм в обществе через утверждение и распространение правовой культуры Левитан К.М., Югова М.А. Становление демократической личности юриста в вузе // Юрид. образование и наука. 2004. N 3. С. 6 - 9. .

2. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин

Традиционная (классическая) модель профессионального образования развивалась долгое время в русле так называемой парадигмы знаний, ориентированной на усвоение как можно большего объема информации о предмете обучения. Согласно концепции традиционализма, главная цель - формирование базовых знаний, умений и навыков, позволяющих далее перейти к усвоению ценностей и умений более высокого уровня. Общеизвестно, однако, что в современных условиях юридические знания устаревают каждые 3 - 5 лет (в некоторых отраслях права еще чаще). Очевидны проблемы традиционного подхода в образовании: приобретение главным образом теоретических знаний (при вспомогательной роли умений и навыков); преобладание методов, направленных на работу памяти, над методами, направленными на развитие творческого мышления; ориентация методов контроля главным образом на оценку знаний.

Ускоренные темпы социальных и технологических изменений, интеграция с европейской системой образования определили необходимость инновационного, так называемого контекстного обучения (contextus - тесная связь, сцепление, сплетение), в соответствии с которым должен устанавливаться динамичный переход от учебной деятельности к учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности. Учебные предметы в контекстном обучении преподносятся не как научные догмы, представленные в виде текстов учебников, а включают (или должны включать) в себя решение профессиональных задач.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) по направлению подготовки «030900» (2010 г.) наметил конкретное направление модернизации профиля юридической специальности, определив главную задачу - обновление содержания образования путем усиления его практической направленности, реализуемой в рамках так называемого компетентностного подхода.

Анализ научных исследований позволяет определить «компетентность» как результат формального и неформального образовательного воздействия, выражающегося в способности и готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной профессиональной целиТимофеева А.А. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации // Юридическое образование и наука. 2015. N 2. С. 12. .

Оптимальный путь формирования компетенций студентов при реализации ФГОС-3 заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы, и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных преподавателей и современный зарубежный опыт. Современные образовательные технологии должны базироваться на четко сформулированных результатах обучения в компетентностном формате, практикоориентированном подходе и использовании активных и интерактивных методов обученияНосов С.И. О некоторых проблемах юридического образования и аттестации научных кадров высшей квалификации // Юрист. 2013. N 14. С. 37. .

Для модернизации процесса подготовки юриста необходимо больше внимания уделять самостоятельной образовательной деятельности студента, осуществлять профессионально ориентированное преподавание всех учебных дисциплин.

Качество подготовки - это не абстракция, а система составляющих, куда входят: овладение научными знаниями, навыками и умениями, лежащими в основе общих и профессиональных компетенций; формирование профессионального опыта в учебном процессе; воспитание личности специалиста и средствами изучаемой дисциплины, и творческим потенциалом преподавателя.

Взаимодействие преподавателя и студента начинается уже на лекции. Активность методики состоит в степени заинтересованности студентов, в их включенности в процесс обучения. В этом смысле огромный потенциал имеет такая дисциплина, как «История отечественного государства и права». Описание и анализ государственных институтов, норм, отношений «подается» на фоне исторического материала, создавая органический сплав юриспруденции и истории, важного и второстепенного.

Главное правило преподавательской деятельности - всестороннее изучение предмета исследования, научная и яркая форма изложения - без многозначительности и «новояза». Остается по-прежнему актуальным наставление всегда современного В.О. Ключевского: «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую». Выполнить эту задачу может преподаватель, стремящийся к самосовершенствованию: «По сути дела, учебный процесс складывается из творчества конкретных преподавателей»Немытина М.В. Эффективные модели обучения праву // Современные формы и методы обучения праву: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Саратов: Научная книга, 2008. С. 19. .

Назначение лекции - формирование основы для дальнейшей самостоятельной работы над проблемой; это - способ активизации мыслительной деятельности студента, средство развития всех видов памяти: слуховой, зрительной, эмоциональной и даже механической.

«Будит» мысль студентов проблемная лекция, лекция-диалог, лекция-конференция, которые хорошо вписываются в преподавание юридических дисциплин.

Построение сценария проблемной лекции возможно через обозначение одной или комплекса проблем и обращение преподавателя к слушателям по поводу способов их преодоления. Надо иметь в виду, что такая лекция удачно проходит в подготовленной и немногочисленной аудитории.

Лекция - пресс-конференция, как правило, посвящена актуальной и дискуссионной проблеме (например, «Особенности становления и развития российской государственности»). Стимулирует активность студентов не только интерес к теме, но и выставление оценок студентам за наиболее удачные вопросыШевелева Н.А., Лаврикова М.Ю. Некоторые проблемы нового этапа развития юридического образования // Закон. 2014. N 1. С. 42. .

Привычным элементом сопровождения традиционной лекции стала презентация, но, к сожалению, нередко такое средство используется только как дополнительная доска с набранным заранее текстом, схемой, таблицей, повторяющими слова лектора. Проблема поиска актуализации этой технологии очевидна: в лихорадочности и не всегда продуманном использовании электронной техники модернизации немного.

Активное обучение в наиболее выраженном варианте реализуется на семинарских занятиях, что позволяет развивать: навыки самостоятельной работы с литературой (для студентов юридической специальности это работа и с нормативно-правовой базой); навыки анализа; умение реально оценивать конкретные жизненные ситуации, с которыми приходится сталкиваться юристу в практической деятельности; обратную связь преподавателя со студентами; творческое, профессиональное мышление; речь студентов. По роду своей деятельности юристу придется решать вопросы, опираясь на законы, ему необходимо разъяснять и объяснять, доказывать и убеждать. Главное оружие юриста - язык, умение осуществлять коммуникацию в форме юридических понятий, положений, ситуаций. Рекомендации А.Ф. Кони сохраняют свою непреходящую ценность и сегодня: «Нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности... нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами...» Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т. 5. М.: Юридическая литература, 1967. С. 8. .

Творческий потенциал студентов максимально используется на основе их активного включения в процесс самостоятельной работы над проблемами, имеющими важное теоретическое и практическое значение. Комплекс самостоятельных работ, заданий, упражнений по юридическим дисциплинам позволяет моделировать предметное и социальное содержание их будущий профессиональной деятельности.

Семинарские занятия разнообразны по характеру: семинар-дискуссия, проблемный семинар, теоретический итоговый семинар, семинар-конференция, коллоквиум.

Выбор формы занятия зависит от специфики темы семинара, состава студенческой группы и ее уровня, но в любом варианте необходимо формировать у студентов критическое мышление, то есть умение определять свою позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировать ее, различать обоснованные и необоснованные выводы и оценки, выделять причинно-следственные связи, «пересматривать» имеющиеся знания в соответствии с новой информацией и т.д.Иванова С.А., Петровская О.В. Проблемы развития высшего юридического образования в условиях финансово-экономической модернизации // Юридическое образование и наука. 2013. N 4. С. 23.

Творческие задания требуют не воспроизводства информации, а в первую очередь осмысления. Примерами таких заданий может быть написание эссе, создание студентами презентаций по теме семинара, сравнительный анализ содержания памятников права и т.д.

Основным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента юриста является его умение самостоятельно разрешать возможные правовые ситуации. Главная задача - выработка навыков в применении на практике законодательных положений. Эффективнее всего эта цель достигается путем использования конкретных юридических казусов (юридических задач).

Студенты гораздо активнее вникают в содержание нормативных правовых актов тогда, когда сталкиваются с необходимостью применить их для решения конкретного казуса. В таком случае норма закона усваивается практически навсегда, так как она была не просто заучена, а «пропущена через себя». Решая практический казус, студент сам «творит право», создавая модель правового решения проблемы.

Решение задач может проходить как в аудитории, в ходе практического занятия, так и дома. В обоих случаях решение задачи выступает как форма контроля самостоятельной работы, так как иллюстрирует способность студента к применению теоретических знаний для решения конкретной жизненной ситуации.

При оценке решения задачи учитываются: понимание логики конкретного документа; способность в нем ориентироваться; степень владения нормативным материалом и, что важно, способность провести грамотную юридическую квалификацию ситуации.

Сущностными характеристиками юридического образования являются не только личностная направленность, но и комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер его. Важно помнить, что новые формы (методы), направленные на формирование профессионально важных качеств студента, должны применяться, во-первых, в системе, во-вторых, в комплексе всех изучаемых дисциплин.

3. Проблемы юридического образования

юридический образование компетентностный

В последние два-три года в средствах массовой информации все чаще появляются выступления, в основном руководителей, в том числе и министра образования и науки, в которых обществу пытаются навязать некоторые идеи, связанные с подготовкой юристов в высших учебных заведениях России:

1. В стране перепроизводство юристов. Многие специалисты с дипломом не могут трудоустроиться по специальности. В связи с этим количество мест для студентов-юристов, в первую очередь бюджетных, надо сокращать.

2. Уровень подготовки юристов во многих учебных заведениях крайне низкий, поэтому такие учебные заведения необходимо закрывать.

3. Особенно много нареканий в отношении непрофильных вузов - аграрных, медицинских и др., в которых подготовку юристов ведут якобы не специалисты, а в основном юристы-практики из местных правоохранительных органов.

4. Особенно много претензий к филиалам, в которых обучение практически не ведется, а дипломы просто оформляются. Тем более это относится к дистанционному обучению.

5. Все эти недостатки усугубляются при оценке качества подготовки в негосударственных вузах.

Наряду с внедрением этих идей стали приниматься и практические меры. Вначале уменьшили бюджетное финансирование для многих государственных вузов, а потом в ряде непрофильных вузов прекращают бюджетное финансирование подготовки юристов.

Во многих учебных заведениях органы прокуратуры провели проверки оценки качества подготовки юристов.

Все это вызывает тревогу не только среди юристов, особенно работающих в вузах, но и у студентов, обучающихся в таких вузах и филиалах, и особенно у их родителей, которые оплачивают обучение детей.

Представляется, что можно сказать о том, что у нас две основные ветви подготовки юристов.

Первая - это подготовка специалистов для правоохранительных органов в специализированных учебных заведениях. Там тоже есть проблемы. Это в первую очередь необходимость специализации обучения с учетом решаемых ведомством задач. До сих пор существует и проблема увольнения молодых специалистов, подготовка которых дорого обходится государству, - нередко сразу после получения диплома или в первые 1 - 2 года, так как зарплата этих специалистов существенно ниже, чем в других сферах.

Вторая ветвь - это подготовка юристов в гражданских вузах (которые готовят специалистов и для правоохранительных органов).

Перепроизводства юристов не может быть в принципе. К сожалению, у нас до сих пор адвокатов в стране в 5 - 7 раз меньше (относительно количества населения), чем в странах ЕвропыСокольская Л.В. Проблемы высшего юридического образования в контексте социокультурных изменений общества // Юридическое образование и наука. 2013. N 3. С. 16. . О «семейных» юристах можно лишь говорить. Много раз говорилось и писалось на конференциях, в средствах массовой информации, что не все следователи МВД вообще имеют юридического образования.

Кроме того, чем больше граждан нашего государства будут знать право, тем вероятнее реализация идеи «правового государства».

Многие из выпускников-юристов не могут найти работу, в том числе и по вине государства, менявшего свою политику. Объявляя, что бакалавриат является высшим образованием, государство запретило поступление бакалавров в аспирантуру.

В большинстве государственных структур четко реализуются установки: бакалавров на работу, особенно в правоохранительные органы, не брать. Сейчас срочно организуют дополнительные обучения в ряде правоохранительных органов, чтобы работники, имеющие диплом бакалавров, получили диплом специалиста.

Если часть выпускников юридических вузов, получивших диплом специалиста или магистра, не может работать в силу своей недостаточной подготовки, у них есть возможность повысить этот уровень путем самостоятельной работы. Это основа любого обучения.

Нельзя забывать и о том, что поступали в вузы преимущественно 16 - 17-летние юноши и девушки, следовавшие нередко моде на это образование. Ничего страшного в этом нет, если, разочаровавшись в своем первоначальном выборе, они изменят его и уже с других позиций, сформировавшегося к 21 - 22 годам человека, сделают другой выбор, благо возможностей для этого стало достаточно.

Нельзя не учитывать еще один аспект - социальный. Обучаясь, пусть и в «плохих» вузах, молодежь отвлекается от улицы, занимается делом, повышает свой общий уровень и пусть на недостаточном уровне, но впитывает правовые идеи. Эти юноши и девушки в период обучения проходят этап социализации, и после окончания даже такого вуза они не совершат преступления по недомыслию и уже могут четко определиться в своих желаниях.

Отдельно стоит сказать о роли негосударственного образования. Наряду с подготовкой специалистов оно решает и другую задачу, может быть, и более важную, - отвлекает молодежь от улицы, способствует ее социализации, пусть и на разном уровне, но решает и воспитательную функцию. И делается это в основном за счет средств родителей, а не государства, которое до сих пор не может обеспечить своим гражданам достойную оплату их труда.

Если государство полагает, что уровень образования в ряде вузов недостаточен, надо помочь повысить его, а не закрывать вуз.

Одной из причин отзыва лицензий и прекращения деятельности вузов является некачественная библиотека. Учебники сейчас стоят 400 -600 рублей (при значительно меньшей себестоимости и том, что издательская деятельность - одна из самых доходных). Государство может и должно организовать издание дешевых учебников, а может быть, и бесплатно обеспечить библиотеки одним-двумя наименованиями основных учебников.

Вопрос о непрофильных вузах скорее надуманный. Законы не могут в достаточной мере обеспечить должный уровень правового регулирования. По каждому закону принимаются десятки подзаконных нормативных актов, обеспечивающих применение закона, реализацию его в жизнь. И юристы, разрабатывающие эти подзаконные акты, должны хоть в какой-то мере разбираться в специфике регулируемых вопросов.

Одной из причин плохого медицинского обслуживания, недостатков организации сельхозпроизводства и т.п. является и то, что ведомственные нормативные акты разрабатывают «чистые» юристы.

Вопрос о якобы некачественном образовании в этих вузах, мягко говоря, преувеличен. И по уровню остепененности, и качеству специалистов эти факультеты превосходят многие столичные профильные вузы. Кроме того, эти вузы прошли государственную аккредитацию. А это, при всех нюансах, означает, что основные требования государственного стандарта к условиям и качеству образования в них соблюдены.

То же можно сказать и о негосударственных вузах. Оплата ведущих специалистов в большинстве из них выше, чем в государственных вузах, и они могут позволить себе переманить известного профессора из государственного, да еще и купив ему квартиру. Это тоже одна из причин нередко огульной критики.

Юридическое образование и дальше надо развивать и расширять. Если человек, особенно за свой счет (или родителей), хочет иметь юридическое образование, ему надо дать такую возможность в интересах и общества, и государства, так как каждый гражданин страны должен знать ее законы.

К сожалению, проблема образования усугубляется с введением ЕГЭ, недостатками в его организации и незначительными возможностями вузов корректировать ситуацию при наборе абитуриентов.

Представляется, что это общее следствие имеющихся и не преодоленных до сих пор социально-экономических проблем. Их и надо решать в первую очередь, не забывая, конечно, и реальных проблем организации и качества подготовки специалистов в юридических вузах.

Заключение

Проведенное исследование методологических и методических проблем организации юридического образования позволяет сделать ряд выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение.

Проблема качества юридического образования сегодня становится все более актуальной в силу следующих факторов: крупные преобразования в социально-экономической и правовой сферах, требующие от системы юридического образования эффективных реакций на вызовы времени; массовость юридического образования в ущерб качеству профессиональной подготовки юристов; низкий входной общеобразовательный уровень абитуриентов, что требует существенной перестройки содержания и методов высшего юридического образования; дефицит юристов, способных эффективно работать в быстро меняющихся условиях рыночной экономики при избыточном количестве традиционно обученных специалистов; диверсификация юридического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура) и возникшая в связи с этим задача обеспечения качества на каждом из этих уровней; недостаточный уровень профессионально-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава многих юридических вузов; смена образовательной парадигмы (вместо «образование на всю жизнь» - «образование в течение всей жизни»); ухудшение условий финансирования юридических вузов, которое делает проблему их выживания чрезвычайно острой и ставит ее в прямую зависимость от качества образования.

Следует всегда помнить о традиционной духовной и культурологической миссии вузов, заключающейся в их функционировании в качестве научных и интеллектуальных центров развития любого общества, где происходит становление демократической, профессионально и социально зрелой личности юриста, призванного искоренять правовой нигилизм в обществе через утверждение и распространение правовой культуры.

Перепроизводства юристов не может быть в принципе. У нас до сих пор адвокатов в стране в 5 - 7 раз меньше (относительно количества населения), чем в странах Европы. Нет, к примеру, «семейных» юристов.

Многие из выпускников-юристов не могут найти работу, в том числе и по вине государства, менявшего свою политику. Объявляя, что бакалавриат является высшим образованием, государство запретило поступление бакалавров в аспирантуру. В большинстве государственных структур четко реализуются установки: бакалавров на работу, особенно в правоохранительные органы, не брать.

Юридическое образование следует дальше развивать и расширять. Если человек, особенно за свой счет (или родителей), хочет иметь юридическое образование, ему надо дать такую возможность в интересах и общества, и государства, так как каждый гражданин страны должен знать ее законы. К сожалению, проблема образования усугубляется с введением ЕГЭ, недостатками в его организации и незначительными возможностями вузов корректировать ситуацию при наборе абитуриентов.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (Ч. I). Ст. 7598

2. Данилов С.Ю. О современных проблемах юриспруденции в контексте научного и образовательного компонентов // История и современность. Минск: Бизнес-офсет, 2012.

3. Иванова С.А., Петровская О.В. Проблемы развития высшего юридического образования в условиях финансово-экономической модернизации // Юридическое образование и наука. 2013. N 4. С. 22 - 24.

4. Кони А.Ф. Собрание соч.. Т. 5. М.: Юридическая литература, 1967. С. 8.

5. Левитан К.М. Дидактические проблемы современного юридического образования // Российский юридический журнал. 2013. N 6. С. 164 - 173.

6. Левитан К.М., Югова М.А. Становление демократической личности юриста в вузе // Юрид. образование и наука. 2004. N 3. С. 6 - 9.

7. Немытина М.В. Эффективные модели обучения праву // Современные формы и методы обучения праву: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Саратов: Научная книга, 2008.

8. Носов С.И. О некоторых проблемах юр. образования и аттестации науч. кадров высшей квалификации // Юрист. 2013. N 14. С. 37 - 41.

9. Сокольская Л.В. Проблемы высшего юридического образования в контексте социокультурных изменений общества // Юридическое образование и наука. 2013. N 3. С. 15 - 17.

10. Тимофеева А.А. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации // Юридическое образование и наука. 2015. N 2. С. 12 - 14.

11. Шевелева Н.А., Лаврикова М.Ю. Некоторые проблемы нового этапа развития юридического образования // Закон. 2014. N 1. С. 41 - 45.

Приложение

Факторы, влияющие на актуальности юридического образования

ь крупные преобразования в социально-экономической и правовой сферах, требующие от системы юридического образования эффективных реакций на вызовы времени;

ь массовость юридического образования в ущерб качеству профессиональной подготовки юристов;

ь низкий входной общеобразовательный уровень абитуриентов, что требует существенной перестройки содержания и методов высшего юридического образования;

ь дефицит юристов, способных эффективно работать в быстро меняющихся условиях рыночной экономики при избыточном количестве традиционно обученных специалистов;

ь диверсификация юридического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура) и возникшая в связи с этим задача обеспечения качества на каждом из этих уровней;

ь недостаточный уровень профессионально-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава многих юридических вузов;

ь смена образовательной парадигмы (вместо «образование на всю жизнь» - «образование в течение всей жизни»), что требует корректировки целей, содержания, технологического обеспечения высшего юридического образования и критериев его результативности;

ь ухудшение условий финансирования юридических вузов, которое делает проблему их выживания чрезвычайно острой и ставит ее в прямую зависимость от качества образования.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, функции, типы и формы семинарского занятия, факторы выбора его форм и типов. Методические особенности разработки, организации и проведения семинарского занятия, его структура и критерии оценки. Процесс подготовки преподавателя и студента.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Преподавание русского языка в условиях модернизации общего образования. Опытно-экспериментальная работа по внедрению компетентностного подхода на уроках. Конспекты занятий.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2014

    Концепция модернизации образования и формирование ключевых компетенций, определяющих качество образования. Принципы и требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода. Использование экономических и социальных ситуаций в обучении.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2010

    Факторы, обуславливающие переход на компетентностную модель образования, ее структура и компоненты. Понятие компетентностного подхода, его формы и типы: ключевые и конкретные. Отличия компетенции от системы предметных знаний, предметов и навыков.

    презентация , добавлен 04.04.2016

    Общемировой кризис высшего образования. Инертность, приверженность классическим формам и типам образования. Проблемы уровня и качества образования. Суть нынешнего кризиса высшего образования в России. Необходимость перехода к новой парадигме образования.

    реферат , добавлен 23.12.2015

    Современное состояние специального образования в России, его проблемы и перспективы развития. Особенности реформирования системы образования в условиях формирующейся рыночной экономики. Сущность тенденции сближения общего и специального образования.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Социология образования: основные парадигмы. Влияние глобализационных процессов на систему высшего образования(ВО). Социологический подход как возможность моделирования качества ВО. Основные проблемы управления качеством ВО в Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2017

    Трансформация высшего образования в США в условиях формирования информационной экономики. Влияние экономического развития в период последней трети XX–начала XXI в. на систему американского высшего образования. Характер изменений в высшем образовании.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2017

    Проблемы развития творческих способностей и креативности в условиях инклюзивного образования. Основные формы и методы работы над развитием творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2017

    Основная ценность компетентностного подхода и применение в преподавании. Обобщенное описание (модель) системы работы педагога. Этапы осуществления содержательной части учебного занятия. Принципы, методы, приёмы и формы педагогической деятельности.

gastroguru © 2017