Коммуникативная компетентность мастера производственного обучения. Доклад на тему: "Профессиональная компетенция мастера производственного обучения". Применение компетенций — оценка персонала

Введение

Науч­но-технический и социальный прогресс приводят к измене­нию профессионализма рабочих и их квалификации. Различа­ют понятия «квалифицированный рабочий», «рабочий широ­кого профиля», «рабочий высокой квалификации».

В своей работе мне бы хотелось рассмотреть вопрос профессиональной компетенции, так как на современном этапе развития общества необходимо, чтобы молодой специалист после окончания образовательного учреждения владел не только знанием и умением, но и компетенциями. В ФГОС прописаны общие и профессиональные компетенции, которые необходимы для дальнейшей работы.

Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической его готовности к осуществлению педагогической деятельности. По отношению к мастеру производственного обучения можно говорить о профессионально-педагогической компетентности.

Компетентность и компетенции мастера производственного обучения

1.1 Профессиональная компетентность специалиста

Одним из важных понятий, определяющих качество профессионального образования, является профессиональная компетентность специалиста.

Компетентность различается в зависимости от сферы деятельности человека. Так, понятие «профессиональная компетентность» понимают как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний и умений, достаточной для осуществления цели данного рода деятельности.

Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической его готовности к осуществлению педагогической деятельности (В.А. Сластенин). По отношению к мастеру производственного обучения можно говорить о профессионально-педагогической компетентности.

Профессионально-педагогическую компетентность будущего мастера производственного обучения будем понимать как результат профессионально-педагогического образования, заключающийся в достижении необходимого уровня подготовленности, для которого характерны профессиональное самосознание, целостное ведение профессионально-педагогической деятельности, наличие системы потребностей, способностей к самоопределению и творческой самореализации в жизненных и профессиональных ситуациях(Г. М. Романцев). В результате самосовершенствования и самостоятельной работы профессионально-педагогическая компетентность постепенно трансформируется в профессионализм, отличающийся высоким уровнем профессионального мастерства, творчества, владение профессией.



Сегодня наряду с понятием «компетентность» особую актуальность приобрело понятие компетенция . Так, известный психолог А. Н. Леонтьев отмечал, что реальное основание личности человека заключается не в глубине приобретённых знаний, умений и навыков, а в системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями. С деятельностным процессом и связанно понятие «компетенция».

В словаре иностранных слов «компетенция» (от лат. competere – добиваться, соответствовать, подходить) толкуется как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Словарь синонимов русского языка термин «компетенция» ставит в один раз с понятиями «полномочие», «власть», «право». Обладать компетенцией означает уметь, быть способным мобилизовать в данной ситуации полученные профессиональные знания и опыт.

Многие работодатели считают, что профессиональная компетенция – это умение осуществлять деятельность на рабочем месте в соответствии с профессиональным стандартом. Образовательный стандарт определяет «компетентность» специалиста в целом, в процессе профессиональной подготовки. таким образом, компетенция – это компетентность в действии.

Профессионально-педагогическая компетенция мастера производственного обучения есть совокупность свойств его личности, обеспечивающая самостоятельное выполнение профессионально - педагогической деятельность в профессиональном образовательном учреждении.

В педагогическом плане компетенцию можно рассматривать как совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе.

1.2 Взаимосвязь компетентности и компетенций

С профессионально-педагогических позиций компетенций рассматривается как совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций.

Компетентность – это проявленная компетенция человека, достигаемая самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления жизненного и профессионального опыта, который формируется в виде различных компетенций. Компетентность включает в себя набор компетенций, которые определяют конкретные виды деятельности, установленные профессиональным образовательным стандартами.

Актуальность компетентностного подхода обусловлена не определенностью окружающей среды и динамизмом протекания процессов, которые диктуют необходимость формирования «нового профессионала», не только владеющего профессиональной деятельностью на высоком уровне, но и умеющего жить и реализоваться в условиях неопределенности.

Совокупность различных качеств личности трактуется как компетентность в профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность специалиста представляет собой качественную характеристику, содержащую систему ключевых (надпредметных), общепредметных и предметных компетенций.

Перечисленные компетенции образуют иерархическую структуру: ключевые компетенции формируются на межпредметном (надпредметном) уровне содержания образования, общепредметные – определенной группой учебных предметов и образовательных областей, а предметные компетенции имеют частный характер, связанный с особенностями конкретных дисциплин.

Общепредметные и предметные компетенции принято относить к профессиональным компетенциям в конкретной сфере деятельности и дополнить их общими компетенциями, которые включают ряд ключевых компетенций (наиболее актуальных в определенный, конкретный период времени).

Профессионально – педагогическая компетентность мастера производственного обучения включает много составляющих (компетенций). Однако выделяют, как правило, те которые носят доминирующий, системообразующий характер. Так, ФГОС третьего поколения определяет два основных вида компетенций

Рисунок. 1 Компетенции мастера производственного обучения

Общие (ОК) – компетенции, необходимые для успешный деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах;

Профессиональные (ПК) – компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности.

Кроме общих и профессиональных компетенций приведённых в ФГОС третьего поколения, выделяют наиболее значимые, ключевые компетенции, которые являются «ключом» основанием для других более конкретных и предметно-ориентированных (профессиональных) компетенций. К ним относится компетенции: когнитивная (познавательная), социальная, правовая, коммуникативная, информационная, креативная и др. В квалификационных характеристиках специалистов чаще приводят правовую, коммуникативную и информационную компетенции.

Приведем общие компетенции мастера производственного обучения, данные ФГОС третьего поколения:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будующей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу, принимая на себя ответственность за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития, занимаясь самообразованием, осознанно планировать повышение классификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Общие компетенции мастера производственного обучения могут быть с группированы в четыре направления (корме ОК 12): компетенции, направленные на самоорганизующуюся деятельность и работу в коллективе (ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 8); компетенции, связанные с собственной профессиональной деятельностью (ОК 1, ОК 9, ОК 11); компетенции, имеющие информационно-коммуникативную направленность, (ОК 4, ОК 5); компетенции, имеющие мотивационно-организаторскую направленность на работу с обучающимися (ОК 7, ОК 10)


Заключение

Отметим, что современные работодатели при приеме спе­циалистов на работу обращают большое внимание не только на профессиональные компетенции, но и надпрофессиональные компетенции - совокупность компетенций, связанных с коммуникативными, социально-мотивационными, образо­вательными и другими аспектами профессиональной дея­тельности, определяющими компетентность выпускника. Иными словами, сегодня требуются компетентные работни­ки качественно нового уровня образованности, восприимчи­вые к инновациям, целеустремленные, коммуникабельные, умеющие работать как самостоятельно, так и в команде (кол­лективе), обладающие профессиональной мобильностью, высоким потенциалом для дальнейшего карьерного роста. В качестве основных компонентов конкурентоспособности современного выпускника выделяют: профессионализм (профессиональная компетентность) по специальности; лич­ностную составляющую компетентности - коммуникатив­ные умения, необходимые как при трудоустройстве, так и ра­боте в трудовом коллективе, и способность добиваться про­фессионального и карьерного роста.


Список литературы:

1. Жуков Г. Н. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения: учеб. пособие. М. : НОУ ИСОМ, 2005, 248 с.

2. Жуков Г. Н. Матросов П.Г., Каплан С. Л. Основы общей или профессиональной педагогики: учеб. пособие: под общей ред. Г. П. Скаминикой. М. : Гардарики, 2005. 382 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М. : Изд-во Моск. психолого-социального института, 2003.

4. Климов. Е. А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. М. Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998, 350 с.

5. Кузнецов В.В. Ведение в профессионально-педагогическую специальность: учеб. пособие М. : Академия, 2007. 176 с.

6. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М. : Академия, 1997.

7. Профессионально-педагогическая компетентность мастера профессионального обучения / В. В. Евдокимов, Т. В. Исполитова, И. В. Исипова, О. В. Тарасюк. М. : МГИУ, 2005. 156 с.

8. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович. М. ФИРО, 2009.

Введение-постановка задачи

Одним из требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Профессионального Образования по профессии 230102.02 Мастер по обработке цифровой информации является________________________

___________________________________________________________________

(в данной строчке укажите, что должны УМЕТЬ из выписки ФГОСа , в соответствие с выбранной темой. Например, Тема ВКР: «Технология создания и трансляции видеофильма», следовательно, требования ФГОС - 1)создавать видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов, 2) подключать периферийные устройства и мультимедийное оборудование к персональному компьютеру и настраивать режимы их работы)

Темой моей выпускной квалификационной работы является: «Технология _______________________________________________________»(укажите тему ВКР)

Цель моей выпускной квалификационной работы заключается в подробном изучении процесса __________________________________________________________________________

(укажите, что необходимо выполнить в процессе самой работы)

Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:

____________________________________________________________________________________

(укажите 5-6 пунктов алгоритма выполнения ВКР.Например:

1) Изучить минимальные технические требования компьютера, на котором будет выполняться работа.

2) Изучить минимальные технические требования графического редактора Adobe Photoshop (версия?)

3) Сопоставить изученные требования для получения полного доступа к программе

4) Подобрать необходимый материал для работы

5) Изучить детали процесса разработки коллажа

6) Продемонстрировать выполненную работу)


Правила, обуславливающие производственную деятельность
Мастера по обработке цифровой информации

Общие положения

· Назначение профессии: ввод, обработка информации на ЭВМ, вывод на различные типы носителей информации.

· Мастер по обработке цифровой информации – должность, относящаяся к категории технических исполнителей.

· Вся трудовая деятельность мастера по обработке цифровой информации регламентируется Трудовым договором с Работодателем и Общими положениями КЗОТа (кодекса законов о труде).

· Присвоение и изменение тарифно - квалификационного разряда оператору ЭВМ производятся в соответствии с Тарифной сеткой КЗОТа и трудовым соглашением с Работодателем.

Общие компетенции Мастера по обработке цифровой информации

· ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

· ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

· ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

· ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

· ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

· ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

· ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Профессиональные компетенции Мастера по обработке цифровой информации

ПМ.01.Ввод и обработка цифровой информации.

· ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.

· ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.

· ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.

· ПК 1.4. Обрабатывать аудио- и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов.

· ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.

ПМ02.Хранение, передача и публикация цифровой информации.

· ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации.

· ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.

· ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации.

· ПК 2.4. Публиковать мультимедиа контент в сети Интернет.


Профессиональная компетенция мастера производственного обучения

Понятие «компетентность», компетентностный подход в образовании получило широкое распространение с 1960-1970 г.г. в западной, а в конце 1980-х г.г в отечественной литературе. Авторы толкового словаря под редакцией Д.И.Ушакова объясняет «компетентность – как осведомленность, авторитетность, компетенция-круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности».

В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как: совокупность знаний, умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойства; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять культуросообразные виды действий.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение разрешить проблемы.

Компетенция мастера производственного обучения во многом зависит от наличия психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения, умелого использования эффективных технологий, искусства передачи и трансформации опыта, от эффективной оценки своих сильных и слабых сторон, от способности совершенствовать личностные и профессиональные качества.

При рассмотрении компетенции мастера производственного обучения следует выделить прежде всего ведущий фактор- это мотивация мастера производственного обучения следует выделить прежде всего ведущий фактор-это мотивация мастера производственного обучения к профессиональной деятельности: потребность в самоутверждении, в изучении запросов студентов, отсутствие удовлетворенности результатами своего труда.

Последующие факторы:

    это деятельность мастера, направленная на развитие мыслительных функций студентов и их интеллектуальных способностей;

    результаты деятельности, полученные мастером при освоении новых технологий, позволяющие приобретать профессиональные умения будущим специалистам.

Трудно переценить значение эмоционального контакта мастера производственного обучения с студентами, так как это позволяет создать условия, при которых они не бездействуют на занятиях создать условия, при которых они не бездействуют на занятиях, а испытывают потребность в углубленном изучении предмета, самостоятельном поиске дополнительной информации, развитии своих творческих способностей, повышении качества знаний, в усвоении приемов эффективной учебной деятельности.

Освоение учебных технологий обучения- процесс сложный и длительный. Как правило мастера производственного обучения с большим стажем работы относятся к ним с большими опасениями.

Успехов в использовании инновационных форм и методов организации учебного процесса добиваются. Такими качествами обладают мастера производственного обучения в Орлова А.В., Шарипова Ж.И., Айтмухомбетов Д.С., Жансеитова К.С.

Критериями оценки эффективности освоения мастерами производственного обучения новых педагогических технологий могут быть следующие: соответствие дидактических возможностей целям и задачам обучения, освоение инновационных технологий, наличие эмоционального контакта с студентами, личностно-ориентированный характер обучения.

Практика показывает, что реализация современных приоритетов образования в Республике Казахстан и переход к новой модели образования, ориентированного на результат, требует от мастеров производственного обучения новый профессиональной компетенции.

Мастер производственноо обучения

Жансеитова К.С

Выдающийся скрам-мастер - кто он? Как он мыслит? Что определяет качество работы скрам-мастера? Какие навыки ему необходимы? Давайте найдём ответы на эти вопросы вместе с книгой «Путь скрам-мастера» .

Метанавыки

Метанавыки - это намеренно выбранные варианты отношения к ситуации, философия или позиция. Они представляют собой когнитивные стратегии, которые человек применяет к новым ситуациям, исходя из опыта предыдущих. Вот самые важные метанавыки, которые необходимо иметь любому scrum-мастеру:

Обучение
- Слушание
- Любопытство
- Уважение
- Экспериментаторство
- Терпение

Разные повороты ситуации требуют своих метанавыков, и вы не должны на протяжении всей ситуации придерживаться того, что было выбрано в начале. Но менять ведущий метанавык нужно преднамеренно, а не под влиянием импульса, побуждающего делать то, что привычней.

Компетенции

Давайте рассмотрим компетенции и сферы опыта, необходимые каждому scrum-мастеру. Существуют три основные компетенции scrum-мастера. При этом ему необязательно иметь глубокие знания по каждой - экспертная эрудиция может помешать scrum-мастеру быть хорошим фасилитатором и коучем, - но он должен пользоваться всеми тремя, как повар специями. Эти компетенции столь различны, что трудно достичь глубин опыта сразу во всех. Однако иметь представление о каждой - чрезвычайно полезно.

Понимание бизнеса может быть не так уж важно для scrum-мастера на начальных этапах, потому что за соответствующие вопросы здесь несет ответственность Владелец продукта. Однако в дальнейшем scrum-мастер уже должен уметь учить и консультировать Владельца продукта по проблемам гибкого управления продуктами и вводить новые практики и концепции управления продуктовым портфелем.

Управление изменениями особенно полезно, потому что scrum-мастер - это как раз тот, кто внедряет изменения в компании. Причем изменение может быть либо громадным - японцы называют это Кайкаку, либо небольшим - Кайдзен.

Кайкаку - это радикальное, прорывное изменение, которое возможно лишь время от времени. Оно труднореализуемо и потому вызывает достаточно большое сопротивление, например переход от традиционного управления к agile-методам. С другой стороны, можно осуществить небольшое эволюционное, постепенное улучшение, именуемое Кайдзен. Такова, например, цель Ретроспектив в Scrum. Нужно лишь определить первый шаг, который немедленно повысит эффективность текущей работы: например, применить правило «одна пользовательская история в каждый момент времени».

Технические знания - тоже хорошее подспорье, но не потому, что scrum-мастер может рассказать команде, как лучше писать код, или даже сделать это за нее, а потому, что он готов посоветовать нечто важное на уровне практики разработок. Акцент здесь делается на практиках Экстремального программирования, таких как общий код, простота, непрерывный рефакторинг, парное программирование, непрерывная интеграция, автоматизация тестирования или разработка, основанная на тестах. Техническая подготовка scrum-мастера может оказаться чрезвычайно полезной при использовании таких технических методов.

Упражнение: какие компетенции у вас есть?

Изучите следующие два примера, а затем используйте пустую диаграмму, чтобы определить вашу текущую ситуацию. Во-первых, оцените реальность: насколько хорошо вы сейчас практикуете каждую из компетенций, - и затеняйте соответствующий сектор. Затем другим цветом обозначьте области, в которых хотели бы улучшить ситуацию. Середина круга соответствует оценке «не хорошо»; края - «великолепно».



Подсказки для выдающегося scrum-мастера

Рассматривайте организацию как систему.

Создавайте настоящую команду scrum-мастеров для преодоления организационной сложности.

Намеренно привносите в повседневные ситуации метанавыки любопытства, экспериментаторства, уважения и терпения.

Scrum-мастер никогда не прекращает учиться. Следите за блогами, читайте книги, смотрите видео и ежегодно выбирайте для себя один учебный курс, чтобы повысить ту или иную компетенцию.

«Путь скрам-мастера» пока не поступила в продажу. Подпишитесь , чтобы первым узнать о выходе книги и купить её со скидкой.

gastroguru © 2017