Выбор читателей
Популярные статьи
Николай Семёнович Лесков (1831-1895) - русский писатель. Фамилия его происходит от деда священнослужителя из села Лески. Детство Николая прошло в родовом хуторе Панино, где много времени он играл с крестьянскими детьми. Отсюда он узнал быт русского народа до мельчайших подробностей, что нашло отражение в творчестве. Как говорил сам писатель позднее: «…я вырос в народе… я с народом был свой человек…».
На счету писателя множество романов, повестей, рассказов, пьес и очерков:
Н. С. Лесков рассказ «Левша» написал в 1881 г. и стилизовал его под сатирическую легенду. На прочтение оригинала рассказа потребуется от 45 до 60 мин. Прочтение обзора «Левша» (краткое содержание) занимает примерно 10 мин. Повествование в произведении идет от человека из народа, который не обучен грамоте и коверкает слова. Автор специально конструирует новые слова так. В рассказе поднимается проблема тяжести быта, самодержавия и невероятно трудных условий жизни простых русских людей того времени. Даже истинный талант, коим является Левша, Лесков не в силах наделить какими-либо благами на Родине. Давайте разбираться с произведением.
Император России Александр I (с 1801 по 1825 года) после победы в войне с Наполеоном решил поехать по странам Европы и посмотреть достижения науки и техники союзных держав. Государя сопровождал генерал, видный полководец Отечественной войны 1812 года Платов (в рассказе - донской казак). Каждый раз, когда император начинал восхищаться чем-то ему показанным, то Платов уверял государя, что и у себя дома не хуже есть.
Однажды Платов с государем отправились в кунсткамеру редкое оружие смотреть. Платов сильно сконфузил англичан, продемонстрировав всем внутренний механизм показанного пистолета на котором с внутренней стороны красовалась надпись: «Иван Москвин во граде Туле».
В последней кунсткамере английские мастера подали императору поднос. На нем была маленькая заводная блоха с ключиком. В микроскоп можно было разглядеть, как блоха кадриль танцует. Император, не раздумывая, заплатил за блоху миллион серебром и увез ее в Россию в футляре из цельного бриллианта размером с грецкий орех. Платов до самого Петербурга молчал и курил, пребывая в сильной досаде.
После кончины Александра I блоха перешла к государю Николаю I. Когда он решил ее пересмотреть,то обнаружил блоху недвижимой. Полководец Платов рассказал императору все, что знал. Государь Николай Павлович был в восторге от увиденного танца кованой блохи, но в таланты русского народа не уверовал. А Платову поручил доказать превосходство отечественных мастеров над английским умением.
За работу взялись три самых искусных оружейных дел мастера из Тулы. Характеристика Левши дается автором очень скудная. Говорится лишь, что он был косой, с родимым пятном на щеке и редкими на висках волосами, которые были выдраны еще во времена учения. Перед ответственным делом отправились мастера помолиться иконе и совершить молебен. После вернулись домой, заперлись и две недели не выходили из избы, только молоточками по наковальням стучали в полной секретности при свете лампадки.
На обратном пути в Петербург Платов не смог завести блоху, так как имел толстые пальцы. Разозленный атаман запрыгнул в карету, а первого попавшегося оружейника бросил себе в ноги и повез его ответ перед государем держать.
После завода блохи ключиком ничего не произошло. Она продолжала недвижимо лежать на боку. Приволокли тульского оружейника, который все это время под охраной находился, и велели ответ держать за содеянный ущерб.
Принесли микроскоп и Левша показал государю, что тульские умельцы блоху подковали на все ноги подковками, да подписали на них свои имена. Оружейники с самого начала имели такой план. Левша же изготовил маленькие гвоздики, которыми подковы прибивали. Государь Левшу, как был он весь в пыли, обнял и поцеловал и велел отвезти обратно в Англию подкованную блоху, чтобы доказать, что русские мастера лучше английских.
Англичане приняли косого мастера очень хорошо. Они объяснили Левше, что не учли тульские мастера по неграмотности вес подков. Оттого-то блоха и не смогла кадриль танцевать. Предлагали Левше выучиться, остаться и жениться. Но верный Отчизне Левша через переводчика отвечал, что на чужбине не останется и иностранная жена ему не нужна. Ходил мастер и все удивлялся, как хорошо работается людям на английских заводах и какой хороший уход они от этого имеют. Долго водили Левшу по заводам и мануфактурам, пока в один день он спешно не стал в Россию проситься. Увидел он у англичан что-то такое, что непременно должен был государю сообщить.
На обратно пути из Лондона плыл Левша на корабле и в даль глядел, Родину высматривал. Заскучал Левша и стал пить наперегонки со шкипером корабля. Да так много пили они, что черта морского каждый увидел в пене за кормой. Чуть было не прыгнули с чертом обниматься. Пришлось их обоих в трюме запереть до самого возвращения.
Англичанин с корабля в больном виде попал в посольство, где имел уход и лекаря. А Левшу бросили на телегу и отвезли в бедняцкий район. Там его больного после плавания и перепоя обокрали и стали по бесплатным больницам на телеге возить по холоду. Но нигде не принимали человека без документов. Перекладывали с телеги на телегу и все роняли и роняли.
Когда англичанин пришел в себя, отыскал друга Левшу на полу в больничном коридоре. Одно только мастер просил - два слова государю сказать. Пока лекаря ждали, помирать Левша стал. Только успел он прошептать доктору, чтобы передали его слова государю - чтобы не чистили наши ружья битым кирпичом. Иначе они стрелять не годными станут. Англичане так не делают. Но доктору не позволили с государем увидеться. А ружья так и продолжали чистить кирпичной крошкой, что послужило одной из причин поражения в Крымской войне.
В своем самом известном произведении «Левша» Лесков пытался донести, что в России всегда было много небывалых умельцев. Но как трудно жилось крестьянам и талантливым людям, как трагично заканчивалась их бесславная жизнь. Яркий этому пример - Левша. Краткое содержание не передает всей красоты русского языка и подчеркнутости обозначенной проблемы. Для полного понимания всех принижений, несправедливости и забитости простых людей в царское время рекомендуется прочитать рассказ «Левша» в оригинале.
Во все времена, независимо от уровня социальной жизни, перемен в духовном и культурном развитии человека, тема русской души всегда будет подниматься в русской литературе. До сих пор современные авторы продолжают традиции русских классиков, стараясь все глубже раскрыть эту тематику.
Но даже в наше время данный феномен полностью не исследован. В творчестве Лескова проблематика раскрытия национальной сущности занимает значительное место. Одним из ярких примеров рассказ « Левша». Произведение основано на легенде, которая бытовала среди русского населения в XIX веке.
В начале произведения описывается путешествие русского императора Александра I по европейским странам. Представители различных государств показывают ему разные уникальные вещи, сделанные народными умельцами, среди них крошечная блоха из металла, которая умеет прыгать и танцевать.
Император был поражен такой работой и выкупил блоху, чтобы показать у себя в России, на что способны европейские мастера. Николай Павлович, сменивший на троне Александра I, бережно хранит блоху, однако мысль о том, что русские умельцы не хуже иностранцев справились бы с подобной работой, не дает ему покоя.
Император отправляет своего приближенного в Тулу к известным мастерам с просьбой улучшить это изделие. Через некоторое время один из умельцев Левша, привез блоху обратно в Петербург, но ни император, ни его окружение никаких изменений в ней не заметили. Мастер посоветовал посмотреть блоху под микроскопом.
Ножка блохи была подкована настоящей маленькой подковкой, на которой было выгравировано имя мастера Левши. Восторженный император отправил умельца, создавшего столь уникальную вещь в Европу, чтобы он лично показал английскому правительству, на что способны русские люди.
Англичане были немало удивлены работой и Левши, и просили его остаться в их стране. Но Левша, как истинный патриот отказался от столь выгодного предложения, и, невзирая на бурю, отправился назад в Россию. Прибыв домой, Левша спивается, так и не ощутив настоящий вкус славы. Его начинают лечить известные доктора, но, к сожалению, Левша медленно начал покидать этот мир.
Последняя просьба мастера была передать императору, чтобы в русской армии не чистили ружья при помощи кирпича, так как это делают в Англии. Естественно, императору это не сказали, приняв просьбу Левши за предсмертный бред. Согласно истории, одной из причин поражения русской армии в Кавказской войне было то, что солдаты именно кирпичами чистили свои ружья, и они быстро выходили из строя.
Левша настоящий русский человек, обладающий золотыми руками, патриотизмом, ведь даже в последний момент жизни думал о родине, которому не были чужды также национальные пороки.
Но все рано он вызывает уважение, так как дал понять всему миру то, что именно в России живут люди, которые способны сотворить на первый взгляд невозможные вещи. Имя героя стало нарицательным в русской среде, и обозначает человека с золотыми руками, великолепного мастера, равных которому нет.
Время создания
Произведение Николая Семеновича Лескова создано в 1881 году. Замысел возник тремя годами раньше, когда писатель гостил у работника одного из оружейных заводов в окрестностях Петербурга. По словам современников писателя, как-то за столом в общей беседе вспомнили прибаутку о косом левше, который английскую блоху подковал да и обратно англичанам отправил. Возможно, это послужило отправной точкой для создания произведения.
Жанр произведения
Исследователи относят его к жанру сказа: повествование ведется от лица человека из народа со свойственными ему оборотами речи, искажениями иностранных, слов и соответствующей оценкой изображаемого.
Сюжет
Император Александр, побывав в Англии, привез оттуда подарок английских мастеров – серебряную миниатюрную блоху, которая заводится ключиком и исполняет танец. Один из приближенных императора, генерал Платов уверен, что русские мастера способны выполнить еще более тонкую работу. Он отвозит блоху тульским мастерам. Через две недели он забрал блоху, в которой, на первый взгляд, ничего не изменилось. Однако мастера сумели поставить ее на подковки. Платов привозит блоху и мастера Левшу в Петербург к императору. Все восхищаются тонкостью работы, но подковки сделали ножки блохи более тяжелыми, и она больше не может исполнять танец.
Левшу отправляют учиться в Англию. Там он видит уважительное отношение к образованным рабочим. Левше предлагают остаться за границей, но он не может оставить без попечения престарелых родителей и не может изменить православной вере.
Левша возвращается на корабле в Санкт- Петербург. По пути он простудился и тяжело заболел. Находясь при смерти, он очень стремится сообщить императору, что англичане ружья кирпичом не чистят. Один из докторов, услышавший эти слова, передает их кому-то из военных, но тот считает, что генералам виднее, и до императора эти слова не доходят.
Проблематика
В своем произведении Н.С. лесков ставит и решает широкий круг проблем
Тематика
В рассказ об удивительном таланте тульского мастера входят равноправными действующими лицами российские императоры Александр Павлович, Николай I, императрица Елизавета генерал Платов – вполне реальные исторические личности. Но главным предметом изображения служит талант народного мастера, и многие персонажи так или иначе проявляют своё отношение к дарованиям простых мастеров. Одни склонны преклоняться перед иностранным и недооценивать своих умельцев, а другие, напротив, верят в превосходство русских мастеров.
Система образов
Центральным героем произведения является безымянный русский мастер, который проделал необычайно тонкую работу: он и его товарищи сумели выковать миниатюрные подковки для стальной блохи, которую подарили русскому императору, когда он был за границей. Левша же сделал крохотные гвоздики, с помощью которых подковки крепились на лапки механической игрушки. Лесков не описывает процесс выполнения этой тончайшей работы, говорит только, что творится она в необычайной тайне: мастера работают углублённо, сосредоточенно, с полным самоотречением, кажется, даже пожар не мог бы заставить их прерваться. Они простые русские люди, не привыкшие хвастаться, не обещающие превосходного результата. Перед ответственным делом они идут поклониться чудотворной иконе, просить Божьего благословения. Патриотизм Левши проявляется во время его пребывания в Англии, где он узнает об условиях труда иностранных рабочих, об их подготовке, о том, как проводят они свои выходные дни. Он отвечает отказом на все просьбы остаться за границей, жениться, пройти обучение. С другой стороны, он жадно впитывает всё, что можно и нужно перенести на русскую почву, всё, что может пригодиться в России.
Среди других образов сказа можно выделить донского казака Платова, очень переживающего, когда император Александр восхищается умением иностранных мастеров. Платов уверен, что в России могут и умеют выполнять тонкую работу, делать оружие ничуть не хуже. Он делает всё, чтобы доказать это англичанам.
Император Александр Павлович полон восторга перед иностранными мастерами и их работой. Он считает, что русским следует учиться у них, готов платить огромные суммы за бриллиантовый орех, в котором находится стальная блоха и ее ключик.
Николай Павлович, напротив, верит в мастерство тульских оружейников и просит Платова отвезти блоху, изделие английских мастеров, нашим умельцам.
Левша превосходно находит общий язык с английским полшкипером, с которым вместе отправляется на корабле в Россию. Простой, дружелюбный моряк становится приятелем Левши.
Невозможно не почувствовать симпатии автора талантливому русскому мастеру, сочувствия его тяжелому положению. Повествователь так же, как главный герой произведения болеет душой за интересы страны, с сожалением говорит о том, что последние слова Левши так и не дошли до русского императора.
Актуальность произведения
Вопросы личности и власти, отношение представителей власти к народу и незаурядным, талантливым его представителям остаются актуальными по сей день. Произведение учит ответственному отношению к своим обязанностям, честности и любви к Отечеству.
Основной темой произведения является творческая одаренность обычного русского мужика, представленная писателем в образе тульского оружейника, наделенного не только талантом, но и духовным стержнем и нравственной человеческой силой.
Ключевым персонажем повести является Левша, изображенный в качестве неказистого нищего мужичонки, кузнечного дела мастером, отличающего сильным характером, уверенностью в себе не только относительно жизни, но и в отношении выполняемой им работы и ее качестве.
Герой с достоинством и смелостью общается не только с русским государем, но и с представителями иностранных держав. Будучи отправленным на чужбину, он с увлечением изучает диковинные изделия заграничных мастеров, стремясь постичь их премудрости, а также продемонстрировать собственную смекалку и умение с целью доказать великие возможности своей отчизны.
Произведение представляет собой повествование в виде сказания, но имеющего отличия от традиционного жанра сказа, который нацелен на устную речь и ведение рассказа от имени непосредственного участника, происходящего.
Лесковская повесть использует в своем содержании неповторимое авторское своеобразие, выражающееся в использовании баснословия, смены манеры изложения событий на протяжении повествования, а также применение различных художественно-литературных приемов, которые передают мотивы народного поэтического творчества (тавтологии, глаголы с приставкой, уменьшительно-ласкательные слова и выражения, видоизмененные поговорки).
Кроме того, писатель использует в произведении многочисленные неологизмы, заключенные в описании предметов, действий, состояния. Эмоций, которые позволяют продемонстрировать особенную литературную игру.
Написанная народным языком повесть наполняется тонкой авторской иронией, созвучной русского национальному характеру.
Данное произведение Николая Лескова является самым популярным в его творчестве. Сочинение увидело свет в 1891 году, было представлено в сборнике «Праведники». Полное название имеет несколько больше слов. А именно «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе».
Стоит отметить, что Николай Лесков в этом произведении затрагивает жизнь простого человека. Сам автор предлагает воспринимать это сочинение как народное произведение. Внимание читателя концентрируется на сюжете, в том числе главный персонаж произведения выступает в роли героя, как в старых былинах. Эта компоновка подтверждает «народность» сочинения. Автор старается избегать своего мнения, чтобы добавить реализма как в народных повествованиях.
Жанровая принадлежность произведения. Многие относят «Левшу» к жанру критического реализма. Но не все так просто. Автор повести использует иногда сказочные мотивы. Хотя они не являются главным критерием оценки жанра. Реализм произведение в полной мере раскрывает автор, упоминая русский народ, его традиции и характер. Здесь повествуется о простом рабочем люде, который подобно главному герою, в некоторых ситуациях проявляет свою самобытность и навыки. В повествовании также затрагивается роль единодержавия как основной формы правления государством. Читателю предстоит увидеть две стороны медали. Два мира, монархический и Западный в сравнении. Где царь всячески старается противостоять современным принципам правления. Очень ярким литературным приёмом данного произведения является переплетение трагических мотивов с комедией, реальности со сказкой.
Стоит подробно отметить стилистические приёмы в сочинении. Автор не скупаться на сравнения. Практически все произведение построено на данных литературных композициях. С одной стороны выступает жизнь в России и Англии, также проводится параллель между простым и влиятельным населением. Напряжении всего повествования автор раскрывает образ главного лица государства. Небольшими зарисовками чётко передаётся вся требуемая информация.
Будет не правильно оставить без внимания главного персонажа. В произведении он представлен как трудолюбивый и шибко талантливый человек. Автор очень подробно и красочно представил читателю главного персонажа. Выступает он в исключительно положительном образе. Практически национальный герой и человек верный своему Отечеству. Очень сильно акцентируется внимание на его патриотизме и праведности. Человек который не продаст Родину никаким англичанам, как подмечено в повести были такие предложения.
Произведение ярко показывает истинного патриота своего государства. Который при любых обстоятельствах и условиях не предаёт и не теряет любви к родной земле. Чувствуется глубокая любовь и преданность интересам своего государства. Даже находясь на волоске от смерти, этот человек думал, как передать своему правителю секрет лучшего хранения оружие, заботясь о своём государстве с искренним энтузиазмом. Автор старается убедить всех, что простые люди создают государство и благодаря им оно существует.
Главным героем является мужчина, у которого имеются способности. С виду это обычный парень и занимается он в своей кузнице с утра до позднего вечера. Если он взялся за дело, то пока его не доделает до конца, не успокаивается.
К нему съезжаются с разных стран и городов, а все, потому что все знают о том, что у него просто золотые руки. Также к нему приехал государь для того чтобы посмотреть что он создает при помощи своих рук.
И даже когда он оказался в чужом краю, то не перестает заниматься своим любимым делом и внедряет свои идеи в новые технологии, которые потом используются людьми. Кроме этого в чужих краях он старается постичь их таланты и научиться ими. Но про свою родину не забывает и постоянно скучает по ней. Больше всего на свете ему хочется вернуться обратно и поэтому он просит императора отпустить его домой.
Домой он отправился на корабле. Там он встретился с одним полшкипером, который умел прекрасно говорить по-русски, а также понимал все что ему говорят на этом языке. Закончилось все большой пьянкой и они оба попали в больницу. Там у него из карманов вытаскивают все что можно, а потом оставляют его умирать. Напоследок Левша старается сделать так, чтобы все его слова добрались до императора, ведь это важная информация, вот только его никто слушать не хочет.
Умирает наш главный герой прямо в больнице на полу, а мысли его находятся на своей родине, которую они никогда больше не увидит и приехать туда больше никогда не сможет.
За все время на Левшу упало огромное количество проблем и несчастья, но мужчина с честью и высоко поднятой головой выдерживает все это.
В произведении встречается не только волшебные приключения и басня, но еще и различные крылатые выражения, а также фольклорная сатира.
Из данного произведения можно сделать вывод, что страна совсем не думает о своих героях и не может оценить их таланты по достоинству. А вот в других странах его принимают совсем по-другому.
Вот так император, узнав о том, что Левша создал блоху, лишь некоторое время об этом помнил, а потом забыл. А когда об этом узнали в других странах, то они приказали своим мастерам придумать, а потом создать что-нибудь такое, что намного лучше будет, чем блоха, но у них ничего не получилось.
Повесть под названием Левша, за авторством Лескова представляет собой сказ, то есть легенду, которая основана на подлинных событиях. В действительности не совсем известно является ли произведение стилизацией или действительно основано на какими-то подлинных событиях. Есть основания полагать будто Лесков многое выдумал, но при этом снабдил повесть подлинными историческими фигурами и также добавил собственное глубокое знание народа.
Произведения Лескова характеризуются довольно точным пониманием различных сообществ, ясным видением людей, но нередко во всем этом наблюдается какая-то рафинированность смешанная с тоской. Ведь Левша (имеется в виду здесь и далее герой повести) – фигура трагическая, а он является олицетворением всего народа. В рваных лохмотьях, сохраняющий достоинство и трудящийся только для страны.
Эта муравьиная гордость и самоотверженность воспринимается Лесковым как нечто естественное, также как Платов у него именно такой каким хочется видеть читателю казачьих генералов. Эти фигуры немного гипертрофированные и слишком стереотипные, хотя, перед нами сказ. Поэтому следует сделать некоторую скидку в этом смысле.
Автор пытается представить читателю идею безраздельной преданности народу. Во многом его мысли выражаются и через Платова и через Левшу. Платов – суровый атаман, который верит во все русское и обладает собачьей преданностью царю.
Конечно, возможно, современные чиновники просто измельчали и лицемерие стало более распространенным, но нечто подсказывает – и раньше не было таких чистых Платовых, были только внешне Платовы. Также и в Левшу поверить трудно в такого самоотверженного представителя народа, который на уровне святого забывает о себе и трудится только ради собственной страны, подковывает блоху, для того чтобы страна была лучше других, да и царь порадовался.
Вот такое веселое и складное отечество выходит у Лескова и ничем иным как своеобразной пропагандой или, как сейчас принято говорить, работой на Кремль (хотя во времена Лескова столица была в Петербурге) подобное произведение не назовешь. Однако, на самом деле в этом весь Лесков, он просто многое идеализировал, старался писать честно и открыто, насколько было возможно именно для него. Поэтому лесковская правда про народ в стране и про вышестоящих выглядит такой печальной и тоскливой.
Его Левша – Александр Матросов, который с улыбкой лезет на амбразуру, хотя Дзот возможно взять и без этого, его Левша – искреннее доверие лицемерию властьимущих. Его Платов – туполобый патриотизм чиновника в стране, которая хочет быть лучше Европы, но плюет на собственных людей и растит интеллигенцию, которая с детства говори по-французски. И смысл этой повести весьма грустен.
Ярким второстепенным персонажем произведения является один из гостей главного героя романа в образе господина Судьбинского, представленного писателем в качестве бывшего канцелярского сослуживца Обломова Ильи Ильича.
У Лермонтова существует очень много разных произведений, но одно из них является значимым для всего народа и называется оно «Бородино». И этим произведением он старается показать всем читателям
Портрет - одна из повестей Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести». На мой взгляд «Портрет» выделяется на фоне остальных повестей не только оригинальным сюжетом, но и необычными героями.
Сейчас тема антиутопий в моде. Постоянно пишутся новые книги, снимаются фильмы. И люди идут смотреть в кинотеатры очередных «Соек», где обязательно показывают жестокий мир будущего
Над своим романом Пушкин работал целый год. Однако так его и не закончил. Даже название произведению не дал. В заглавии поставил только дату начала работы 21-е октября 1932-й год
Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.
Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.
В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.
Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.
(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )
Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».
(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )
Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет
Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).
(Левша "безымянный" мастер за работой )
Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.
Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.
Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.
(Блоха, подкованная Левшой )
Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.
Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.
Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.
Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.
«Левша» — трогательная история о мастере, всю свою жизнь посвятившем работе на благо родины. Лесков создаёт множество литературных образов, живущих и действующих в обстановке давно минувших дней.
В 1881 году в журнале «Русь» публикуется «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе». Позже автор включит произведение в сборник «Праведники».
Вымышленное и действительное переплетаются в едином целом. В основу сюжета положены правдивые события, позволяющие адекватно воспринимать описанные в произведении характеры.
Так, император Александр I, сопровождаемый казаком Матвеем Платовым, действительно посещал Англию. В соответствии с его саном ему были оказаны должные почести.
Правдивая история Левши разворачивалась в 1785 году, когда два тульских оружейника, Сурнин и Леонтьев, по распоряжению императора отправляются в Англию с целью ознакомления с оружейным производством. Сурнин неутомим в приобретении новых знаний, а Леонтьев «погружается» в беспорядочную жизнь и «теряется» на чужбине. Спустя семь лет первый мастер возвращается домой, в Россию, и внедряет новшества с целью усовершенствования оружейного производства.
Считается, что мастер Сурнин является прототипом главного героя произведения.
Лесков широко использует фольклорный пласт. Так, фельетон о чудо-мастере Илье Юницыне, создающем крохотные замочки, по размеру не превышающие блохи, положен в основу образа Левши.
Реальный исторический материал гармонично встраивается в повествование.
По поводу жанровой принадлежности существуют разночтения. Одни авторы отдают предпочтение повести, другие – сказу. Что касается Н. С. Лескова, он настаивает, чтобы произведение определялось как сказ.
«Левшу» также характеризуют как «оружейную» или «цеховую» легенду, которая сложилась среди людей данной профессии.
По словам Николая Семеновича, истоком сказа является «баснословие», услышанное им в 1878 году от какого-то оружейного мастера в Сестрорецке. Легенда стала той отправной точкой, которая легла в основу замысла книги.
Любовь писателя к народу, восхищение его талантами, смекалкой нашло своё воплощение в рельефных персонажах. Произведение насыщено элементами волшебной сказки, крылатыми словами и выражениями, фольклорной сатирой.
Сюжет книги заставляет задумываться о том, может ли Россия по достоинству оценить своих талантов. Основные события произведения явно указывают на то, что и власть, чернь одинаково слепы и равнодушны по отношению к мастерам своего дела. Государь Александр I посещает Англию. Ему показывают изумительную работу «аглицких» мастеров — танцующую металлическую блоху. Он приобретает «диковину» и привозит её в Россию. На некоторое время о «нимфозории» забывают. Затем «шедевром» англичан заинтересовался император Николай I. Он отправляет к тульским оружейникам генерала Платова.
В Туле «мужественный старик» приказывает трем мастерам сделать что-нибудь более искусное, нежели «аглицкая» блоха. Умельцы благодарят его за государево доверие и приступают к работе.
Спустя две недели приехавший за готовым изделием Платов, не разобравшись, что именно сделали оружейники, хватает Левшу и везет его во дворец к царю. Представ перед Николаем Павловичем, Левша показывает, какую работу они выполнили. Оказалось, что оружейники подковали «аглицкую» блоху. Император счастлив, что русские молодцы его не подвели.
Затем следует распоряжение государя отослать блоху обратно в Англию, дабы продемонстрировать мастерство русских оружейников. Левша сопровождает «нимфозорию». Англичане радушно его принимают. Заинтересовавшись его талантом, делают все возможное, чтобы русский умелец остался на чужбине. Но Левша отказывается. Он тоскует по родине и просит отправить его домой. Англичанам жалко его отпускать, но силой не удержишь.
На корабле мастер знакомится с полшкипером, говорящим по-русски. Знакомство заканчивается попойкой. В Петербурге полшкипера отправляют в госпиталь для иностранцев, а Левшу, больного, заключают в «холодный квартал» и обворовывают. Позже привозят умирать в простонародную Обуховскую больницу. Левша, доживая последние часы, просит доктора Мартын-Сольского сообщить государю важную информацию. Но до Николая I она не доходит, так как граф Чернышев слушать ничего об этом не желает. Вот, о чем говорится в произведении.
Левша – символ талантливости русского народа. Еще один яркий образ из галереи «праведников» Лескова. Как бы ни было тяжело, праведник всегда выполняет обещанное, до последней капли отдает себя отечеству, ничего не требуя взамен. Любовь к родной земле, к государю творит чудеса и заставляет поверить в невозможное. Праведники возвышаются над чертою простой нравственности и бескорыстно делают добро – в этом их нравственная идея, их основная мысль.
Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа всегда остаются примеры самоотверженного поведения и искренних, бескорыстных поступков тех людей, которые жили не ради себя, а ради славы и благополучия своего Отечества. Смысл их жизни – в процветании Отчизны.
Собрав воедино яркие вспышки народного юмора и народной мудрости, создатель «Сказа» написал художественное произведение, отразившее целую эпоху русской жизни.
Местами в «Левше» сложно определить, где заканчивается добро и начинается зло. В этом проявляется «коварство» стиля писателя. Он создает характеры подчас противоречивые, несущие в себе положительные и отрицательные черты. Так, мужественный старик Платов, являясь натурой героической, мог ни за что поднять руку на «маленького» человека.
«Волшебник слова» — так назвал Горький Лескова после прочтения книги. Народный язык героев произведения – их яркая и точная характеристика. Речь каждого персонажа образная и самобытная. Она существует в унисон с его характером, помогая понять персонажа, его поступки. Русскому человеку свойственна изобретательность, поэтому он придумывает необычные неологизмы в духе «народной этимологии»: «пустяковина», «бюстры», «потюкивают», «валдахин», «мелкоскоп», «нимфозория» и т. д.
Н. С. Лесков учит справедливому отношению к людям. Все равны перед Богом. Нужно судить о каждом человеке не по его социальной принадлежности, а по христианским поступкам и душевным качествам.
Только тогда можно найти бриллиант, светящийся праведными лучами тепла и искренности.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Статьи по теме: | |
Функции и графики. Понятие функции. Способы задания функции Табличный способ задания функции
Что означают слова "задать функцию"? Они означают: объяснить всем... "Духота и трупный запах": детские воспоминания о Сталинградской битве Воспоминания участников сталинградской битвы читать
В начале 70-х годов поздней осенью, когда уже выпал первый снег, мне... Трубецкой дети. Биографии декабристок. Биография Екатерины
Ивановны Трубецкой
План Введение 1 Биография 2 Жена декабриста 3 Произведения,... |