«Политическая система США может повести нас в очень опасном направлении. Фишер, стэнли - биография Что написал Фишер, за что вошел в историю

Принять участие в проводах известного экономиста прибыли управляющие Центральными банками многих стран, включая председателя Европейского центробанка Марио Драги, и нет сомнений, что их приезд - особый знак уважения и признания заслуг израильского коллеги не только перед экономикой нашей страны, но и перед экономикой всего мира. Кто знает, быть может, работа в Израиле станет последним местом службы Стэнли Фишера, и многочисленные гости воспользовались случаем, чтобы выразить признательность человеку, который долгие годы оказывал влияние на ход и развитие как экономической науки, так и экономической практики.

Но прежде всего этому человеку признательны мы, израильтяне, поскольку убедились в том, насколько точным и, без преувеличения, судьбоносным оказалось присутствие Фишера на посту главы Центробанка. Как утверждают специалисты, сам Банк претерпел такие изменения, которые еще долго будут отражаться на всем израильском хозяйстве.

Нельзя не вспомнить, какой путь проделал этот человек, прежде чем совершил, так сказать, рабочую алию на историческую родину. Стэнли Фишер родился в октябре 1943 года в Северной Родезии (нынешняя Замбия). Родители, уроженцы Литвы, дали ему чисто еврейское имя - Шломо Бен Песах Хакоэн. Среднюю школу он окончил в Южной Родезии (ныне Зимбабве), особенно преуспев в математике, физике и химии. По рекомендации друзей родители отправили молодого человека учиться в Лондонскую школу экономики, где он получил первую и вторую академические степени. А докторат Фишер защищал уже в Массачусетском технологическом институте, профессором которого вскоре стал сам.

Автор целого ряда трудов по макроэкономике, Фишер за годы своей карьеры постепенно занимал все более высокие должности: главный экономист Всемирного банка, первый заместитель главы Международного валютного фонда, вице-президент крупнейшей в мире инвестиционно-финансовой компании "Citigroup", в которой занято 300 тысяч сотрудников и чей капитал приближается к двум триллионам долларов. Нередко именно Фишер решал вопросы, связанные с оказанием финансовой помощи тому или иному государству, с инвестициями в национальные экономики стран третьего мира.

Казалось бы, что еще нужно человеку, вошедшему в экономическую и политическую элиту мирового сообщества? Чем можно привлечь в Израиль такого человека - специалиста мирового уровня, работающего в самых престижных учреждениях планеты и живущего в самой передовой державе?

Можно понять молодых ребят из Америки, Франции или Англии, которые, исполненные сионистских чувств, приезжают в Израиль, чтобы служить в ЦАХАЛе. Но что заставило далеко не молодого, умудренного жизнью ученого-практика с мировым именем перелететь через океан и обосноваться не на один и не на два года в государстве, которое, мягко говоря, не лучшим образом отвечает стандартам развитого экономического общества?

Как ни странно это звучит, но именно последняя фраза и стала решающим моментом в принятии Фишером своего решения. Зачем ему ехать во Францию или Англию возглавлять Национальный банк? Даже если бы очень хорошо пригласили, он бы сто раз подумал, прежде чем дать согласие, и вряд ли дал бы его. Израиль привлек его именно тем, что здесь перед ним открывалось широкое поле деятельности. Здесь он мог принести конкретную пользу и осуществить такие реформы, которые сделали бы нашу страну членом клуба крепких, процветающих экономик.

И, несомненно, здесь не могли не сыграть роль его национальные корни. В юности он успел поработать в одном из израильских кибуцев, среди его друзей, в том числе и студенческих, было немало людей, занявших в Израиле высокие места в экономике. И каких бы высот Фишер ни добивался, он всегда ощущал свою принадлежность к еврейскому народу. Многие американские евреи тем или иным образом поддерживают Израиль. На склоне лет Фишер решил сделать свой шаг, и этот шаг оказался более чем впечатляющим.

За банк западного типа

Он так быстро сделал свой выбор, что, кажется, только и ждал этого момента, этого приглашения с той стороны океана. Он зарабатывал в год по 10 миллионов долларов. В Израиле на государственной службе о таких заработках речь вообще не шла. Но он - впрочем, как и всегда, - думал не о деньгах, а о деле.

В числе центральных фигур, принимавших участие в приглашении Стэнли Фишера в Иерусалим, был посол Израиля в ООН Дани Гилерман. Он вспоминает, что как-то, думая на одной из конференций о том, что хозяйство Израиля нуждается в значимой фигуре, которая могла бы поднять престиж страны в мировой экономике, спросил, чуть ли не в шутку, присутствующего в зале Фишера, не согласится ли он занять пост председателя Госбанка Израиля. Гилерман ни с кем не согласовывал этот вопрос, он прозвучал как его личное мнение, но, к его удивлению, Фишер вдруг совершенно серьезно ответил, что должен посоветоваться с женой. Через полтора часа он позвонил и сказал: "Да".

Гилерман сперва не поверил своим ушам. Фишер занимал более чем высокую должность в "Сити-групп", сидел "на крыше мира", и невозможно было даже подумать о том, что он может с этой крыши спуститься. Но, услышав неожиданное "да", посол тотчас позвонил генеральному директору министерства главы правительства Илану Коэну, и тот тоже поначалу не поверил, сказал, что Фишер никогда не приедет в Израиль. Но когда новость дошла до Ариэля Шарона, тот сразу понял серьезность намерений знаменитого экономиста.

Вскоре Фишер оставил свой пост в "Сити-групп" и продал принадлежащие ему здесь акции по 180 долларов за каждую. Почему я упоминаю об этом? Потому что в наступившем спустя три года экономическом кризисе стоимость этой акции упала до 90 центов. Что сказать… Этот человек действительно имеет поддержку свыше. Сделав выбор в пользу Израиля, он совершенно неожиданным образом спас свои накопления…

Первое знакомство с членами израильского правительства и с сотрудниками банка шло на английском языке. На этом языке он выступал впервые и перед депутатами кнессета - членами финансовой комиссии. Многие тогда интересовались, как долго новый управляющий будет разговаривать только на английском, ведь вся внутренняя документация главного банка страны выходит на иврите. Но уже через несколько месяцев Фишер начал говорить на вполне внятном иврите, а вскоре стал общаться с коллегами и политиками полностью на этом языке.

Приходилось только удивляться, как быстро и легко освоил он новый для него язык. Но самое главное - он быстро понял местные реалии и приучил собеседников прислушиваться к своему мнению, а когда требовалось, умел твердо отстаивать его. Невзирая, так сказать, на лица.

Тот же Илан Коэн вспоминает, например, как однажды на совещании с Шароном и Нетаниягу, тогда министром финансов, речь шла о приватизации банка "Леуми". Нетаниягу настаивал на распродаже банковских акций, но Фишер заявил, что это не самый лучший выход, и, несмотря на противодействие министра финансов, настоял на принятии своей позиции.

Одно из главных достижений Стэнли Фишера - упрочение независимости руководимого им банка. По его инициативе был принят Закон о Банке Израиля, который четко оговорил его самостоятельность и независимость перед другими структурами власти в деле проведения экономической политики. Согласно новому закону, Банк Израиля отвечает, в первую очередь, за стабильность цен на внутреннем рынке, но должен руководствоваться также задачами ускорения экономического роста, сокращения безработицы и социального неравенства. Кроме того, не боясь ограничения своих полномочий, управляющий обезопасил и банк, и страну от принятия неверных решений, настояв на создании специальной комиссии по монетарным вопросам, членами которой стали самые известные ученые-финансисты. Теперь даже сам управляющий не может решать эти вопросы единолично, без обсуждения с членами этой комиссии.

Покидая свой пост, Фишер оставляет за собой более модернизированный, по-настоящему современный банк, способный решать самые сложные проблемы национальной экономики. Те, кто придет впоследствии на его место, смогут более спокойно, взвешенно, без оглядки на политиков вести ту монетарную линию, которая больше всего отвечает национальным интересам на данный момент.

Не желая утомлять читателя специфическими деталями, приведу наиболее яркие примеры фишеровской политики. В 2008 году глава Банка объявил о программе пополнения валютных запасов страны за счет приобретения 10 миллиардов долларов. Делалось это для того чтобы привести наш золотовалютный резерв в соответствие с западными стандартами, но совсем скоро, с наступлением экономического кризиса, выяснилось, что этот шаг способствовал и стабилизации экономики Израиля. При этом не грех вспомнить, что некоторые ведущие финансисты страны, и среди них бывший директор аналитического отдела Банка Израиля профессор Лео Лидерман, раскритиковали решение Фишера. Однако многие аналитики сошлись во мнении, что подобным шагом ему удалось одним выстрелом подстрелить трех зайцев. Увеличив валютный запас страны, Фишер поддержал одновременно находящийся в свободном падении доллар и сделал это задешево, когда курс американской валюты упал до уровня десятилетней давности. Кроме того, скупкой долларов Фишер помог отечественным экспортерам.

Подобную политику он реализовал и совсем недавно - когда в мае курс доллара упал ниже отметки 3,6 шекеля, он скупил за одну неделю 400 миллионов долларов. А всего за последние 5 лет наш Банк приобрел 50 (!) миллиардов долларов США, увеличив почти втрое, до 78 миллиардов, валютные запасы страны.

Другой пример... В начале 2009 года управляющий Банком провел экстраординарную пресс-конференцию, на которой ознакомил журналистов с нелегкой экономической ситуацией в стране и в мире, а также с планом финансовых мер по спасению израильской экономики. Самое пикантное заключалось в том, что подготовка такого плана представляла собой явное нарушение принятых правил игры: бюджетным планированием занимается обычно министерство финансов, а не Банк Израиля. Но авторитет Фишера не позволил минфину пойти на конфронтацию с главой Банка.

Фишер сообщил, что в условиях кризиса Банк считает необходимым пойти на непопулярную меру - резкое увеличение дефицита бюджета за счет выпуска облигаций государственного займа. Он предлагает правительству, невзирая на сокращение налоговых поступлений в бюджет, сохранить объем расходов на прежнем уровне и таким образом профинансировать за счет дефицита поддержание экономики. Антикризисная программа предусматривала увеличение государственных инвестиций в инфраструктуру и в программы расширения рабочих мест, а также смягчение критериев предоставления пособий по безработице и продление сроков их выплаты. Эти рекомендации были приняты к исполнению, благодаря чему общество не ощутило всей тяжести кризиса.

Вперед, в OECD!

Надо сказать, американский профессор оказался очень чувствительным к социальным проблемам израильского общества. Он поддержал требования, которые выдвигали участники протеста, критично высказывался о непомерной бюрократии, раздутых монопольных ценах, совершенно недопустимого уровня бедности и социального неравенства. И в качестве поучительного примера с той же американской твердостью осуществил реформу заработной платы в своем же Банке. Не боясь реакции коллег, он пересмотрел многие, по его мнению, неоправданные привилегии своих сотрудников, обнаружил незаконные пенсионные выплаты ушедшим специалистам, и вернул, таким образом, в государственную казну миллионы шекелей.

Одно из самых весомых достижений Стэнли Фишера - прием Израиля в сообщество развитых государств (OECD). Насколько трудна была эта задача, говорят сегодня отчеты этой организации: чуть ли не по каждому аспекту экономической и социальной жизни мы оказываемся в этих отчетах на последних местах. Но Фишер понимал, что принятие Израиля в этот престижный клуб окажет благотворное влияние на развитие страны, и выступил ее главным ходатаем и адвокатом перед OECD. Авторитет всемирного известного финансиста сыграл свою роль, и мы, став членом этой организации, вынуждены подтягивать сегодня запущенные за многие десятилетия "хвосты", чтобы привести в соответствие с мировыми стандартами нашу экономику и социальную сферу.

В условиях мирового кризиса Фишер проявил необыкновенную интуицию. Как правило, Госбанки строят свою монетарную политику на основе отчетов, поступающих спустя несколько месяцев после свершения тех или иных изменений в экономике. Понятно, что при таком положении дел решения запаздывают подчас на полгода-год и бывают нередко уже неэффективны. Управляющий израильским Банком не дожидался отчетов и, тщательно отслеживая экономические процессы, вовремя вмешивался в тревожившую его ситуацию.

То, что Израиль сравнительно легко пережил экономический кризис пятилетней давности и продолжает оставаться одной из немногих развитых стран, наращивающих в посткризисный период производство валового продукта, есть и заслуга Фишера. Не случайно за минувшие 8 лет он четыре раза был признан, по версии самых популярных среди специалистов журналов "Global Finance" и "Euromoney" - лучшим главой Центробанка в мире.

Подпись на банкноте

Новый глава Банка Израиля еще не назначен. Среди кандидатов на этот пост - три уважаемых и многоопытных специалиста, один из которых также американец, профессор экономики. Трудно спрогнозировать, насколько успешной будет каденция того или иного из них. Одно несомненно: их предшественник Стэнли Фишер подготовил благодатную почву для работы любого будущего руководителя Госбанка и преподал немало уроков коллегам, политикам, обществу в целом, которые необходимо будет тщательно изучить.

В истории Израиля еще не было случая, чтобы управляющему Центральным банком предлагали остаться в этой должности на второй срок. Стэнли Фишер стал первым и здесь, и если бы не его собственное решение, мог, без сомнения, окончить вторую каденцию и претендовать на третью. Юваль Штайниц, в бытность свою министром финансов, сказал однажды: "Стэнли Фишер - чудо израильской экономики. В каждой стране наблюдаются напряженные отношения между Центральным банком и министерством финансов, однако между нашим Банком и минфином существует, несмотря на возникающие порой трения, плодотворное сотрудничество". Это сотрудничество обеспечивал прежде всего сам Фишер - его опыт, вера в правоту своих действий, дар убеждения.

Стэнли Фишер возвращается в США, где живут трое его сыновей, также сделавших удачную жизненную карьеру. В октябре этого года он отметит свое 70-летие. До последнего времени его сухощавую, спортивную фигуру часто можно было видеть на герцлийском пляже: в шортах и кроссовках он совершал утренний моцион под первыми лучами восходящего солнца.

Он любит делать покупки. Однажды, принимая протянутую Фишером кредитную карточку, молодая продавщица попросила его предъявить удостоверение личности. "Ты что, не знаешь этого человека?! - воскликнул стоящий за Фишером покупатель. - Да его подпись стоит на каждой банкноте, которая находится в твоей кассе!"

Да, и эта подпись дорогого стоит. Она гарантирует твердость и покупательную способность израильской национальной валюты. И за это мы тоже должны быть благодарны нашему знаменитому соплеменнику Стэнли Фишеру.

Родился Стэнли в Северной Родезии (Northern Rhodesia); учился он в Лондонской Экономической Школе (London School of Economics). Получив сначала степень бакалавра, а затем и магистра, он перебрался в Массачусетский Технологический Институт (Massachusetts Institute of Technology). В 1969-м Стэнли стал кандидатом экономических наук (PhD).

В период с 1977-го по 1988-й Фишер преподавал в Слоановской школе управления при Массачусетском Технологическом Институте (MIT Sloan School of Management). За это время он успел опубликовать два крупных учебных труда по экономике: книга "Макроэкономика" ("Macroeconomics") была написана в соавторстве с Рудигером Дорнбушем (Rüdiger Dornbusch) и Ричардом Старцем (Richard Startz), а "Лекции по макроэкономике" ("Lectures on Macroeconomics") – вместе с Оливье Бланшаром (Olivier Blanchard). Известно также, что Стэнли был научным руководителем известного американского экономиста Бена Бернанке (Ben Bernanke).



С января 1988-го по август 1990-го Фишер занимал пост вице-президента и ведущего экономиста по вопросам развития (Vice President, Development Economics and Chief Economist) во Всемирном банке. В дальнейшем Стэнли стал первым заместителем управляющего директора (First Deputy Managing Director) Международного валютного фонда (International Monetary Fund); на этой должности он трудился с сентября 1994-го по август 2001-го. В конце 2001-го Фишер вступил в довольно влиятельную вашингтонскую консультационную финансовую группу "Group of Thirty". Покинув МВФ, Стэн перебрался в кресло вице-председателя "Citigroup", президента "Citigroup International" и главы общественного сектора клиентского подразделения компании. Проработал в "Citigroup" Фишер с февраля 2002-го по апрель 2005-го.

В 2002-м Стэнли Фишер стал лауреатом вручающейся раз в два года премии и медали имени Бернарда Хармса (Bernhard-Harms-Preis und Medaille).

В 2006-м Фишер получил почетную докторскую степень в Еврейском Университете (Hebrew University).

Банк Израиля Стэнли возглавил 1-го мая 2005-го, сменив на этом посту Дэвида Клейна (David Klein). Одним из требований для вступления на должность стало получение израильского гражданства. Фишер и раньше работал с Банком Израиля – еще в бытность свою советником американского правительства и участником программы экономической стабилизации Израиля. 2-го мая 2010-го Стэнли заступил на второй срок.

Под руководством Фишера Банк Израиля стал лучшим из центральных банков; его эффективное функционирование было отмечено даже в ежегодном издании Международного института управления развитием (International Institute for Management Development).

Грамотные действия Фишера в борьбе с экономическим кризисом получали высочайшую отметку со стороны различных аналитических групп. В сентябре 2009-го именно Банк Израиля стал первым в мире банком, сумевшим поднять свои процентные ставки.

Лучшие дня

34 года на поиски пропавшей девочки
Посетило:511

Такое заявление из уст высокопоставленного должностного лица США производит сильное впечатление, но Фишер однажды уже видел, как разыгрывалась подобная драма. Родившись в 1940-е гг. в Северной Родезии (ныне – Замбия), находившейся под протекторатом Великобритании, Фишер вырос на закате Британской империи. Америка сейчас теряет свой статус мировой державы-гегемона, как когда-то его потеряла Британия, предполагает Фишер.

Мы говорим о его детстве. И я думаю о том, что, если бы существовала плеяда экономистов – граждан мира, то Фишер, безусловно, был бы одним из них. У него двойное гражданство – США и Израиля, и за свою жизнь он имел множество паспортов, в том числе ныне не существующих государств Северной и Южной Родезии и на протяжении короткого времени – Великобритании, когда там учился.

Отец Фишера Филип был иммигрантом из Латвии. Он владел сельским магазином в Мазабуке, в Южной Замбии. Его жена Энн родилась в Кейптауне в семье литовских иммигрантов. Они приехали в Южную Африку, пойдя по стопам родственников и став частью волны еврейской эмиграции из Северной Европы. Стэнли рос, окруженный фермерами. Он вспоминает, что в детстве редко встречал африканцев, которые могли позволить себе ботинки.

Влияние Великобритании ощущалось очень сильно. Фишер до сих пор помнит волнение, которое он и его одноклассники испытали, когда их школу посетил британский губернатор, щеголявший в шляпе с пером. «Я продукт британской империи, это несомненно», – говорит Фишер. В 2000 г. он вернулся в Африку с двумя из трех своих сыновей и был поражен контрастом с той нищетой, которой был окружен в детстве.

Когда Фишер был подростком, его семья переехала в Южную Родезию. Там, участвуя в работе сионистского молодежного движения Habonim, он познакомился со своей будущей женой Родой. Израиль и в дальнейшем играл важную роль в жизни Фишера. Сейчас он явно встревожен состоянием отношений между израильтянами и палестинцами. В 1980-е гг. Фишер участвовал в работе над экономической программой будущего для обеих сторон конфликта и текущее положение дел считает очень печальным. «Ситуация развивается очень и очень плохо, а я знаю людей с обеих сторон, которые, будь у них соответствующие полномочия на ведение переговоров, могли бы добиться прорыва», – говорит он.

Брат одного из друзей Фишера, приехавший в Африку на каникулы из Англии, где учился в Лондонской школе экономики (LSE), познакомил Стэнли с работой Джона Мейнарда Кейнса. Фишер вспоминает, что тогда был еще подростком: «Это была чуть ли не первая книга по экономике, которую я прочитал, – «Общая теория занятости, процента и денег». Я ничего не понял».

Он решил это исправить: переехал в Лондон, учился в LSE, начал карьеру экономиста и стал одним из самых известных специалистов конца XX в. В 1970-е гг. Фишер считался enfant terrible в экономической среде, поскольку продвигал идею, что центробанки своей политикой могут стимулировать экономическую активность. Впоследствии эти взгляды приобрели огромное влияние. Одним из аспирантов Фишера в Массачусетском технологическом институте в Бостоне был Бен Бернанке, позже ставший председателем ФРС и накачавший рынки триллионами долларов для борьбы с финансовым кризисом, начавшимся в 2007 г.

Сейчас в ФРС Фишер возглавляет комитет финансовой стабильности, который был основан с целью предотвратить повторение циклов бума и краха. Однако американские фондовые индексы бьют рекорд за рекордом, реальные долгосрочные процентные ставки чрезвычайно низки, а бывший председатель ФРС Алан Гринспэн недавно предупредил, что на рынке облигаций, возможно, сформировался пузырь.

Люди, говорит Фишер, вспоминая слова экономиста Милтона Фридмана, не разумные существа, но отлично поднаторели в придумывании разумных объяснений окружающей их действительности. Он согласен с Гринспэном, который как-то назвал сохранение реальных долгосрочных процентных ставок на низком уровне с середины прошлого десятилетия загадкой. О стремительном росте рынка акций он говорит так: «Я не чувствую, что вполне понимаю этот феномен, и поэтому ощущаю себя неуютно». Ралли на фондовом рынке после избрания Трампа президентом частично объяснялось надеждами на то, что он проведет налоговую реформу и увеличит расходы на инфраструктуру. Надежды эти испарились, т. е. обоснование для продолжения роста котировок вроде как исчезло, указывает Фишер (см. график). «Правда заключается в том, что наша политическая система, похоже, не даст того, на что мы надеялись после 8 ноября 2016 г.», – говорит он.

Вместе с тем контролирующие обе палаты конгресса и Белый дом республиканцы, похоже, готовы активно двигаться по пути дерегулирования. Недавно министерство финансов представило документ, в котором изложены возможные способы смягчения требований к капиталу банков. Кроме того, некоторые конгрессмены призывают ограничить независимость ФРС.

У Фишера, по его словам, «не укладывается в голове», как можно пытаться разрушить выстроенную после кризиса систему более жесткого регулирования финансового сектора. «Политическая система США может повести нас в очень опасном направлении», – говорит он. Например, после того как все крупные банки США смогли пройти ежегодные стресс-тесты, все громче стали звучать призывы снизить требования к их капиталу или сделать стресс-тесты более прозрачными.

«После 1930-х гг. прошло почти 80 лет, прежде чем разразился аналогичный по масштабам финансовый кризис. А теперь, через 10 лет после нового кризиса, все хотят вернуться к существовавшему до него статус-кво. Я нахожу это крайне опасным и исключительно близоруким. Можно понять политические причины этих призывов, но нельзя понять, почему взрослые, разумные люди делают вывод, что нужно избавиться от всего того, что было реализовано за последние 10 лет», – говорит Фишер.

Даже если министерство финансов хочет смягчить регулирование, у ФРС остаются огромные возможности по надзору за мегабанками, указываю я. «Да, у нас значительная автономия, но то, что происходит в Вашингтоне, так отличается от происходящего в Великобритании, – отвечает Фишер. – Во всем этом активно участвует конгресс, и оказывается сильное давление с целью смягчить регулирование. Я абсолютно не против того, чтобы смягчить его для небольших банков. Но давление с целью смягчить регулирование крупных банков представляется мне крайне опасным».

Поскольку Фишер затронул Великобританию, я спрашиваю его о тамошних политических перипетиях. Экономисты склоняются к тому, что выход страны из Евросоюза нанесет ущерб британской экономике, отвечает он. «Неожиданные исходы различных референдумов могут свидетельствовать о сложностях, связанных с принятием решений подобным образом», – дипломатично добавляет Фишер. После Второй мировой войны США и их союзникам, включая Великобританию, удалось собрать воедино глобальную систему, которая «работала чертовски хорошо», говорит экономист. А сейчас непонятно, сохранится ли она. Фишер обеспокоен нападками законодателей на глобальных регуляторов, таких как Совет по финансовой стабильности (FSB). Предлагаемые такими организациями правила хороши для всего мира, только если все им следуют, настаивает он.

«Системе нужен гегемон. Очень долгое время им была Великобритания. Затем довольно быстро эта роль перешла к США, – говорит Фишер. – Если ситуация в США не изменится, мы останемся в мире, где нет страны-опоры, или гегемона, или называйте это, как хотите».

Покинув научные круги, Фишер продолжил карьеру в качестве борца за либеральный экономический порядок, который сейчас, по его мнению, находится под угрозой исчезновения. Он был главным экономистом Всемирного банка, первым заместителем директора-распорядителя МВФ, заместителем председателя совета директоров Citigroup и руководил Банком Израиля. Когда в 2014 г. стало ясно, что Фишер будет работать в ФРС, ее сотрудники готовились к его приходу как к появлению полубога.

Как выяснилось, у Йеллен часто возникают разногласия с заместителем, который в большей степени является ястребом в области денежно-кредитной политики, чем она. «Она выглядит, как может выглядеть ваша бабушка. Но она намного жестче», – описывает Йеллен Фишер, говоря, что она «упряма, когда есть основания». Когда кто-то идет против нее, она тут же отвечает, добавляет Фишер. Я спрашиваю, почувствовал ли он это на собственном опыте. «Мы не ведем дискуссий в таком стиле, но по существу – да, она поступала так со мной», – отвечает экономист.

Сегодня политика ФРС в области процентных ставок снова вызывает бесконечные дискуссии из-за по-прежнему низкой инфляции. Фишер признает, что среди руководителей ФРС есть разногласия по поводу того, как поступить: «У обеих сторон есть свои аргументы. Я не уверен, к чему приведет эта дискуссия. Сохранение инфляции на более низком, чем ожидалось, уровне – это то, о чем нам приходится думать».

В ближайшие месяцы будет много разговоров о будущем руководстве ФРС, так как полномочия Йеллен на посту председателя истекают в феврале. Трамп сейчас обрисовывает ситуацию так, что борьба за эту должность будет идти между Йеллен и Гэри Коном, директором Национального экономического совета при президенте США. По словам Фишера, Йеллен была бы «превосходным выбором». Он отмечает, каким спокойным она сделала процесс сворачивания денежного стимулирования экономики, хотя он мог бы потрясти рынки. «Она справилась с этим очень хорошо», – говорит Фишер.

При этом Фишеру нравится и Кон, с которым он сидел рядом на ужинах, устраиваемых Goldman Sachs во время ежегодных заседаний МВФ. Фишера не беспокоит тот факт, что Кон не экономист. «Одно из основных качеств, которым должен обладать председатель такой организации, как ФРС, – способность оценивать советы, которые ему дают», – утверждает он.

Что касается самого Фишера, то его срок на посту заместителя председателя ФРС должен закончиться в середине 2018 г., хотя его полномочия в совете управляющих истекут только через два года после этого. Фишер отказывается обсуждать возможное получение повторного назначения: «Я повторяю себе: тебе в этом вопросе ничего решать не приходится».

Вероятно, Фишер не будет назначен еще на один срок. Если он уйдет, это будет еще одним признаком исчезновения старого режима – уход серого кардинала из рядов людей, определяющих экономику Запада.

После нашего прощания Фишер садится в ожидающий его черный седан с работающим кондиционером, обретя временный отдых от знойного вашингтонского лета. Для ФРС же политический зной еще не скоро ослабнет.

Перевели Михаил Оверченко, Надежда Беличенко, Алексей Невельский

] Перевод с английского со 2-го издания. Авторы: Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш, Ричард Шмалензи (Stanley Fischer, Rudiger Dombusch, Richard Schmalensee). Перевод с английского Е.Е. Балашовой, Т.Н. Золотухиной, Е.В. Танхилевича, Н.Г. Горюшиной. Общая редакция и предисловие Г.Г. Сапова. Компьютерная подготовка рисунков И.И. Усачев, А.В. Багинин, В.Н. Папков.
(Москва: «Дело», 1993)
Скан, OCR, обработка, формат Djv: waleriy, 2017

  • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
    Предисловие (XXIV).
    Предисловие к русскому изданию (XXXI).
    Предисловие научного редактора (XXXII).
    Часть 1. ВВЕДЕНИЕ (1).
    Глава 1. Введение в экономику (1).
    Глава 2. Основные понятия и методы (20).
    Глава 3. Спрос, предложение и рынок (40).
    Глава 4. Государство в смешанной экономике (57).
    Часть 2. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНКИ ТОВАРОВ (74).
    Глава 5. Эластичность и процесс адаптации рынка (74).
    Глава 6. Потребительское поведение и рыночный спрос (96).
    Глава 7. Организация предпринимательской деятельности и поведение производителей (119).
    Глава 8. Производство и издержки (135).
    Глава 9. Предложение в условиях совершенно конкурентной отрасли (155).
    Глава 10. Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность (175).
    Часть 3. НЕСОВЕРШЕНСТВО РЫНКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (191).
    Глава 11. Несовершенная конкуренция: монополия (91).
    Глава 12. Олигополия и монополистическая конкуренция (211).
    Глава 13. Регулирование экономической деятельности (231).
    Глава 14. Государство и проблема монополий (252).
    Часть 4. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ (271).
    Глава 15. Производство и производный спрос (271).
    Глава 16. Предложение на рынке труда и определение уровня заработной платы (286).
    Глава 17. Человеческий капитал и профсоюзы (302).
    Глава 18. Вещественное богатство: капитал и земля (322).
    Глава 19. Факторы неопределенности в экономике (342).
    Глава 20. Неравенство, бедность и дискриминация в Соединенных Штатах (358).
    Часть 5. НАЛОГИ, ТРАНСФЕРТЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ (377).
    Глава 21. Налоги и государственные расходы (377).
    Глава 22. Вэлфер, бедность и распределение доходов (396).
    Часть 6. совокупный СПРОС И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ (412).
    Глава 23. Введение в макроэкономику, схема «совокупный спрос - совокупное предложение» (412).
    Глава 24. Измерения в макроэкономике (434).
    Глава 25. Определение уровня национального дохода (451).
    Глава 26. Деньги и банковское дело (473).
    Глава 27. Центральные банки и денежная система (491).
    Глава 28. Бюджет, фискальная политика и совокупный спрос (512).
    Глава 29. Экономика и деньги (541).
    Часть 7. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ (562).
    Глава 30. Совокупное предложение и уровень цен (562).
    Глава 31. Приспособление к колебаниям спроса и предложения: экономический цикл (580).
    Глава 32. Безработица (597).
    Глава 33. Проблема инфляции (613).
    Глава 34. Деньги, дефицит и инфляция (635).
    Глава 35. Экономический рост (653).
    Часть 8. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА (671).
    Глава 36. Международная торговля и платежные балансы (671).
    Глава 37. Выгоды международной торговли и связанные с ней проблемы (687).
    Глава 38. Обменные курсы валют и международные финансы (711).
    Глава 39. Развивающиеся страны в мировой экономике (733).
    Глава 40. Альтернативные экономические системы (751).
    Глоссарий (770).
    Индекс (782).

Аннотация издательства: Книга всемирно известных американских экономистов является сегодня самым популярным в мире учебником, содержащим полный свод знаний по современной рыночной экономике. Прекрасно написанная, богато иллюстрированная, она продолжает традиции классического учебника П. Самуэльсона.

gastroguru © 2017