Дополнительный материал по опк защита отечества. Конспект урока по основам православной культуры "защита отечества". Нельзя трогать безоружных

Муниципальный фестиваль открытых уроков

"К вершинам мастерства"

Конспект урока по Основам православной культуры

в 4 классе

"Защита Отечества"

Веретенникова Ирина Павловна,

Учитель начальных классов

МБОУ СШ г. Горбатов

2018 год

Тема урока: Защита Отечества.

Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Познакомиться с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.

Усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие нет.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Ключевые понятия: Родина, героизм, справедливая война, воинский долг, миротворец.

Справедливая война – это оборонительная война, которая направлена на защиту Родины, семьи и веры.

Воинский долг - почетная обязанность солдата защищать свою Родину.

Героизм – это отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Миротворец - тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
  3. Ознакомление с новым материалом (восприятие, осмысление, закрепление)
  4. Обобщение и систематизация изучаемого материала
  5. Подведение итогов.
  6. Объяснение домашнего задания

Планируемые результаты:

Личностные результаты :

Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Развитие этических чувств;

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты :

Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;

Осуществлять информационный поиск;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты :

Знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

Знакомство с основами религиозной морали;

Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, музыкальное сопровождение, раздаточный материал, оценочный лист.

Место проведения : учебный кабинет.

Методы и приёмы:

1. Приём "Разрезанная открытка"

2. Приём "Установи соответствие"

3. Приём "Создай паспорт"

4. Рабочий лист

5. Приём "Диаманта"

6. Интерактивный тест

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

Слайд 2 Звучит музыка

Учитель: Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, т.е. внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки так как вы сидите, закрыть глаза, и вместе с теплом руки передать друг другу самые лучшие и добрые пожелания.

Дети берутся за руки, закрывают глаза и передают свои пожелания.

Посчитайтесь по порядку. чей порядковый номер я называю, встаёт и говорит "Доброго здоровья", а все остальные отвечают: "Спасибо!"

Слайд 3

Дети с помощью приёма "Разрезанная открытка" делятся на группы.

2. Актуализация знаний (4 мин)

Учитель: Склейте открытки. Кто изображён на открытках?

Дети работают в группах.

Дети: Богатыри: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Слайды по порядку 4,5,6,7

Учитель: Что вы знаете о них? Почему их называют богатырями?

Дети: Это воины, они сильные, смелые, защищали Родину.

Учитель: Назовите синонимы слова Родина

Дети: мать, Отечество, Русь

Учитель: Богатыри-защитники Отечества?

Дети: Да.

Учитель: Только ли богатыри защищают нашу Родину?

Ответы детей.

Учитель: Определите тему нашего урока

Дети: Тема нашего урока: Защита Отечества.

Слайд 8

3. Усвоение новых знаний (7 мин)

Учитель: Почему люди воюют?

Дети: желание обогатиться, присвоить, завладеть

Учитель: Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости, ненависти! Когда же на Земле закончатся войны.

Учитель: Какие бывают войны?

Слайд 9

Работа в группах. Установи соответствие

Слайд 10

Проверка работы в группах. Дети объясняют выполненное задание.

Учитель: Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам

А что на войне самое страшное?

Дети: Убийства

Слайд 11

Учитель: Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?

Дети: Отрицательно. Заповедь гласит: Не убий.

Слайд 12

Учитель: Война особенно способствует развитию ненависти, жестокости, грабительства, насилия, всему тому, что калечит душу и тело человека. Но человек предназначен к вечности, и вся его земная жизнь оценивается с точки зрения достижения спасения. Т.е. как проходит его духовное развитие, насколько здорова душа.

Учитель: Объясните, как вы понимаете эти цитаты?

Слайд 13

Учитель: В условиях войны или в условиях мира возможно правильное духовное развитие человека?

Дети: В условиях мира.

Учитель: Конечно в условиях мира. Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми. И поэтому миротворцы будут названы сынами Божиими. А защита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом.

Слайд 14

Помните 7-ю Заповедь блаженств: «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».

Слайд 15

А кого называют миротворцами?

Дети: Тех, кто решает ссору мирным путём.

Учитель: Одна из мер, предотвращающих войну, как и при любой ссоре – это переговоры. И наше правительство, которое несет ответственность за состояние страны, чтобы создать дружественные связи, старается заключать различные мирные договоры с другими странами.

Слайд 16

И Русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и других иерархов также проводит международные встречи. И не только с представителями других церквей, но и с правителями стран.

Такая деятельность относится к миротворческой.

Среди православных святых было много воинов. Назовите их.

Слайд 17

Дети: Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский, богатыри русские.

Слайд 18

Физкультминутка (1 мин)

(музыкальное сопровождение «Богатыри» группа С.Намина)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Слайд 19

Работа с учебником по группам. (15 мин)

Учитель: Давайте познакомимся поближе с жизнью русских воинов, ставших святыми.

Подготовьте краткое выступление по теме (по типу приёма"Создай паспорт")

1 группа с. 134-136 о Д.Донском, 2 группа с. 136 об А.Невском, 3 группа о Ф.Ушакове.

Дети создают "паспорт" русского воина, ставшего святым по плану (в приложении):

1. Кто?

2. Когда?

3. Где?

4. С кем?

5. Что делает?

6.Почему?

7. Зачем?

Учитель: Давайте послушаем ответы групп.

Слайды 20,21,22

Учитель: Почему эти люди стали святыми?

Дети: Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество

Учитель: Кто такие святые?

Дети: Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.

Слайд 23

Учитель: Какие поступки недопустимы даже на войне?

Дети: Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны

Слайд 24

Учитель: Вспомните, какую великую войну прошёл наш народ 73 года назад.

Слайд 25

Чем закончилась эта война?

Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?

Можно ли сказать, что наши воины исполняли свой воинский долг и проявляли героизм в борьбе с врагом?

Кто участвовал, воевал на той войне?

Можно ли назвать их защитниками земли русской?

Назовите ветеранов из Горбатова

Ответы детей

Слайд 26

4. Обобщение и систематизация изучаемого материала (10 мин)

Учитель: Мы много сегодня говорили о защите Отечества. Давайте обобщим пройденное и заполним рабочий лист

Слайд 27

Дети заполняют рабочий лист (в приложении)

5. Итог урока. (5 мин)

Слайд 28

Приём «Диаманта»

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Учитель: Подберите антоним к слову защитник

Дети: захватчик

Учитель: Составьте диаманту к этим словам (фронтальная работа)

Дети:

1. защитник

2 сильный, стойкий

3 защищает, обороняется, освобождает

4 справедливый защитник, несправедливый захватчик

5разрушает, убивает, пугает

6 разрушающий, истребляющий

7захватчик

Слайд 29

Учитель: Заполните табличку. Подчеркните слово, соответствующее вашему настроению в конце урока.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

6. Домашнее задание (1 мин)

Слайд 30

Выполнить тест в дистанционном курсе по теме урока, форум рефлексию заполнить.

Полезные ресурсы:

  1. С.Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991.
  2. С.Алексеев. Сто рассказов из русской истории. - М.: Юридическая литература,1991.
  3. С.Григорьев. Рассказы о Кутузове. - Н.:1990
  4. История Отечества. Справочник школьника. - М.: Слово, 1996
  5. Каким должен быть современный урок. http://www.openklass.ru
  6. Кураев. "Основы православной культуры" https://docs.google.com/open?id=0B4daI27c_9Nld21vbkZYQ01UeEdZQS16VmVLdnJOUQ
  7. Первое сентября, 2011, №19
  8. Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.
  9. Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru .
  10. Школьная энциклопедия «История Росии XX век». - М.: Олма-Пресс образование,2003

Приложение

Рабочий лист___________________________(Ф.И.)

ТЕМА:__________________________________________________________

Задание №1. Святые воины Руси-

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание №2. Найдите толкование к каждому слову.(соедини линиями)

Смелость проявление храбрости, самопожертвование

Героизм героический поступок

Подвиг решительность, бесстрашие

Задание №3

Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина:
смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный

Задание №4 Закончи пословицы:

1. С другом по-братски, с врагом – _________________________.

2. После драки __________________________________________.

3. Важен тот пост, на который _____________________________.

4. Командир без воли, что _________________________________

5. Где тревога, туда ______________________________________.

Слова-подсказки: птица без крыльев; ты поставлен; по-солдатски; и дорога; кулаками не машут.

1. Кто? Дмитрий Донской- святой московский князь

2. Когда? в 1380 году

3. Где? на поле Куликовом

4. С кем? с войском монгольского хана Мамая

5. Что делали? Сражались

6. Почему? Не смогли договориться

7. Зачем? Освободить Родину от врагов.

Паспорт русского воина, святого

1. Кто? Князь Александр Невский- великий воин

2. Когда? в 1262 году

3. Где? в Персии

4. С кем? с Ордой

5. Что делали?. сражались

6. Почему? не смогли договориться

7. Зачем? чтобы спасти 1000 жизней

Паспорт русского воина, святого

1. Кто? Фёдор Фёдорович Ушаков, русский флотоводец, адмирал

2. Когда? во время службы на флоте

3. Где? в морских сражениях

4. С кем? с захватчиками

5. Что делал? защищал свою Родину

5. Почему? любовь и уважение к Отечеству, чувство долга

6. Зачем? освободить родину от захватчиков

Приём "Разрезная открытка"


Основы православной культуры ведутся в 5-х классах школы как спецкурс (поставлен в расписание). Так как школа работает как Региональная экспериментальная площадка «Проектирование образовательной среды на основе принципа индивидуализации: внутриорганизационный и сетевой ресурс», утвержден приказом министерства образования и науки Волгоградской области от 28.04.2014 года № 518.

Спецкурс разработал в рамках проекта с целью индивидуализации образовательного проекта (индивидуализацию понимаем-как «дойти до каждого» с использованием тьютерских технологий) Спецкурс - это продолжение ОРКСЭ, которой велся в 4 классе, учитель, используя учебник А.В. Кураева другую дополнительную литературу создал авторскую программу. Урок «Защита Отечества» урок-диалог с привлечением исторического материала: нашествие монголо-татар на Русь, 1240 год война со шведами, 1242 год война с немцами, война Ф. Ушакова; а также о православных защитниках Руси Д. Донском, А. Невском, Русских богатырях, Ф. Ушакове. Стихами Ф.И. Тютчева, философа Ильина. Суть урока была в том, чтобы сделать экскурс в историю и разобравшись с критериями «справедливых войн», попытаться увидеть являются ли парадоксальными высказывания, взятые из христианских заповедей: 1) «Не противиться злому: но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших и благотворите ненавидящих вас»; 2) «Всякий гневающий на брата своего напрасно, подлежит суду»; 3) «Нет больше той любви, как если кто-то положит душу свою за ближних своих». Обучающиеся пришли к общему мнению, что противоречий в высказываниях нет, так в первой и второй заповедях речь идет о личностном, а третье посвящено защите Отечества.

Основы православия

Учитель: Ребята, посмотрите на предложенный фоторяд.

‒ Какие мысли возникают у вас по поводу этих фотографий?

‒ Что такое война?

‒ Какие причины войны?

‒ Какие войны вы знаете?

‒ К чему приводят войны в экономическом плане, в социальном и духовном?

‒ На какие категории можно разделить войны?

‒ Приведите примеры агрессивных войн.

‒ Приведите примеры оборонительных войн.

‒ Как можно назвать оборонительную войну? (справедливой)

Учитель: А справедливую войну можно назвать Защитой Отечества? Так как мы назовем тему урока?

Тема: «Защита Отечества».

Учитель: Войны - это есть отношения между людьми, где каждый играет разные социальные роли: воины, военноначальники, духовные наставники. Так какая же наша цель урока?

Обучающиеся: выяснить критерии справедливых войн, узнать о защитниках, в том числе и о святых.

Учитель: Я вам дам несколько библейский высказываний:

1) «Не противиться злому: но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших и благотворите ненавидящих вас»

2) «Всякий гневающий на брата своего напрасно, подлежит суду»

3) «Нет больше той любви, как если кто-то положит душу свою за ближних своих»

4) «Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны»

Учитель: Посмотрите на вопросы. Секунду подумайте и оставим их пока.

Обучающиеся: Захватнической войной можно назвать нашествие монлого-татар на Русь в XII веке. Это были кочевые племена. Один за другим исчезали в огне пожаров деревянные русские города; были убиты десятки тысяч людей. Вся Русь была завоевана на 240 лет монголами. Они собирали с Руси огромную дань, настраивали князей друг на друга. Убивали их. Монголо-татары контролировали всю жизнь Руси. Русские князья всячески сопротивлялись.

Ученик. Дмитрий Донской.

Он был первым московским князем, возглавившим борьбу против татар. В 1380 году Дмитрий выступил навстречу полчищам Мамая, двигавшимся на Русь. Сражение произошло на Куликовском поле, он подошел к реке Дон и сжег за собой мосты. Он дал понять, что назад дороги нет. Он одержал победу, за что получил прозвище Донской. Дмитрий Донской поехал за благословением к Сергию Радонежскому.

Кто такой Сергий Радонежский?

Ученица. Сергий Радонежский.

Ученица. После смерти родителей он начал жизнь отшельника-монаха около местечка Радонеж. Он молился, учил других христианским заповедям. Он основал Троице-Сергиевский монастырь. Он обладал высоким нравственным авторитетом, у него было много учеников и они основали около 30 монастырей. Он считается заступником земли русской. Именно к нему за благословением приехал Дмитрий Донской. Послал своих монахов (бывших) воинов - Пересвета и Осляблю. Участие монахов в боевых действиях было нарушением церковных канонов, но Сергий взял на себя грех. Сергий уговаривал князя избежать кровопролития, решить вопрос мирно. Князь ответил, что все возможности исчерпаны. Путей к миру нет и тогда Святой Сергий тихо сказал ему: «Ступай с Богом! Ты победишь» И послал своих бывших воинов, теперь монахов Пересвета и Осляблю, которые вышли на Куликово поле.

Учитель: Какой вывод сделаем?

Ученики: Борьба с монголо-татарами была справедливой, так как была направлена на защиту своих алтарей, сестер, матерей, своей Родины. Защитники одержали победу, потому что были благословлены и глубоко верили в победу.

Учитель: Другим защитником Руси был Александр Невский.

Обучающиеся. В 1240 году шведы начали наступление на новгородские земли. Их корабли с многочисленным войском вошли в реку Неву. Новгородский князь Александр со своей конной дружиной выступил в поход. Он напал внезапно. Но шведы оказались стойкими бойцами, битва затихла лишь с наступлением темноты. Враг отступил к своим кораблям. Еще одно славное имя - Александр Невский. А. Невскому принадлежат слова «Не в силе Бог, а в правде».

Обучающиеся дали пояснение, как поняли слова: нас меньше, но мы выступаем за правое дело.

Ученик. В 1242 году немецкие рыцари крестоносцы наступают вновь на Псков. Александр со своим войском выступил к Чудскому озеру. Немцы выстроились свиньей, при этом были тяжело вооружены. Подтаявший лед начал давать трещины. Рыцари обратились в бегство. Здесь тоже А. Невский обращается к Богу. «Суди меня Боже и рассуди распрю мою с высокомерным народом».

Обучающиеся дали пояснения. Суди Боже, война - это грех, но нет другого пути, как сражаться за Родину свою, потому что враг напал на Русь.

Учитель: А. Невский был князь миротворец. Он был дипломатом, и в результате его диалога с монлого-татарами на Руси установилось спокойствие.

Учитель: Обратимся к стихам А. Майкова, который описывает последние часы перед смертью.

«Тихо лампада пред образом Спаса горит

Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит.

Снится ему Ярославов в Новгороде двор

В шумной толпе и мятеж, и раздор,

Все собралися концы и шумят.

«Все постоим за святую Софию, - вопят, -

Дань ей несут от Угорской земли до Ганзы

Немцам и шведам страшней нет грозы.

Сам ты водил нас, и Биргер твое

Помнит досель на лице, чай, копье!

Рыцари, - памятен им пооттаявший лед!

Конница, словно как в море летит кровяном!

Бейте, колите, берите живьем

Лживый, коварный, пришельческий род!

Нам ли баскаков пустить

Грабить казну, на правеж нас водить?

Злата и серебра горы нас в погребах, -

Нам ли валяться у хана в ногах!

Бей их, руби их, баскаков поганых, татар!»

И разлилася река, взволновался пожар.

Князь приподнялся на ложе своем,

Очи сверкнули огнем,

Грозно сверкнули всем гневом высокой души, -

Крикнул: «Эй, вы, торгаши!

Бог на всю землю послал злую музду.

Вы ли одни не хотите его покориться суду?

Ломятся тьмами ордынцы на Русь - я себя не щажу…»

Учитель: О чем идет речь в стихотворении? (О переосмыслении жизни, о том, что делал не так, что много грешил). А. Невский принимает схимну. Он отрекается от мирского и посвящает себя Богу.

Учитель: Прочитайте отрывок из моей книги о смерти А. Невского «Зашло солнце земли русской…» (Энциклопедия «Герои Русской истории»). Здесь произошло чудесное явление. Князь умер, в его руку митрополит должен был вложить грамоту, но навеки взял ее сам.

Учитель: И еще об одном военноначальнике - молитвеннике Ушакове давайте поговорим.

Ученики: Великий полководец, не проиграл ни одного сражения, не потерял ни одного солдата. Получил все возможные почести, но в конце жизни ушел в монахи, дабы понимал, какие грехи на нем: всю жизнь воевал.

Учитель: А теперь прочитаем стихотворение Федора Тютчева «Славянам», в котором показано, как сражались славяне, не жалея жизни в справедливых войнах.

Man mu? Die Slaven an die Mauer drucken?

Они стоят, они грозятся:

«Вот к стенке мы славян прижмем!»

Ну как бы им не оборваться

В задорном натиске своем!...

Да, стенка есть - стена большая, -

И нас не трудно к ней прижать.

Да польза-то для них какая?

Вот, вот что трудно угадать.

Ужасно та стена упруга,

Хоть и гранитная скала, -

Шестую часть земного круга

Она давно уж обошла.

Ее не раз и штурмовали

Кой-где сорвали камня три,

Но напоследок отступали

С разбитым лбом богатыри…

Стоит она, как и стояла,

Твердыней смотрит боевой.

Она не то, чтоб угрожала, но

Каждый камень в ней живой…

Так пусть же бешеным напором

Теснят вас немцы и прижмут

К ее бойницам и затворам,

Посмотрим, что они возьмут!

Как ни бесись вражда слепая,

Как ни грози вам буйство их,

Не выдаст вас страна родная,

Не оттолкнет она своих.

Она расступится пред вами

И, как живой для вас оплот,

Меж вами станет и врагами

И к ним поближе подойдет.

Учитель: О чем говорит этот отрывок?

Ученики: Не только русские воины сражались, не щадя своей жизни, но и Родина помогала им, с Божьей помощью.

Учитель: Прочтите последнюю строчку «Не выдаст вас страна родная, не оттолкнет она своих».

Сделаем вывод.

Обучающиеся: Войны, которые велись, были справедливыми, так как были направлены на защиту сестер, матерей, алтарей, защиту Родины. Защитники - это были люди, любящие свою Родину, глубоко верующие, не щадившие свою жизнь, причисленные к лику святых.

Учитель: А вот теперь вернемся к нашим вопросам, которые написаны на доске. Они взяты их христианских заповедей. Не противоречат ли они тому, о чем мы только что говорили? Нет ли парадокса между 1, 2 и 3 высказываниями?


Тезис №1
«Не противиться злому: но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую… Любите врагов ваших и благотворите ненавидящих вас».

Учащиеся:

Ученик 1 . Если отвечать на зло, то зло накопится в человеке и разрушит его внутренний мир, зло станет естественным и человек будет видеть белое черным.

Ученик 2. Зло будет расти. Чтобы жизнь людей не превратилась в войну всех против всех, кто-то должен отказываться от защиты своих личных интересов. Именно отказ от мести кладет предел разрастанию зла. Поэтому даже мастера боевых искусств говорят: «Лучший бой - это тот бой, которого удалось избежать».

Ученик 3. Можно всех сокрушать, идти к вершине власти. Таких героев надо бояться. (Немецко-фашистские захватчики, Гитлер, Наполеон)

Ученик 4. Человеку сделали зло, он должен перестроиться внутри себя, научиться бороться со злом внутри себя. Когда дашь гневу вырваться, надо понять, что это плохо, укрепиться в добре, а значит духовно вырасти. Надо просто изменить свой внутренний мир.


Тезис №2.
«Всякий гневающий на брата своего напрасно, подлежит суду».

Учитель: Прочитайте в моей Библии высказывание «Не судите брата».

Учитель: Что можем сказать об этом?

Обучающиеся: 1. Эта заповедь близка первой. Суть та же: не отвечать злом на зло, прежде всего обратить внимание на себя. Нужно быть самим глубоко нравственным человеком, чтобы судить других.

2-й ученик. Не совсем согласен, так как бывает гнев уместный. У нас в учебнике есть рассказ о семье Табаковых: бандит ворвался в дом, где были дети; стал издеваться над сестрой; мальчик ударил бандита ножом, защищая сестру. Бандит детей убил, а мальчик посмертно был награжден президентом за геройский поступок.

3-й ученик. Я приведу еще один пример философа из учебника: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практических последствий ненависти к врагам». Если мы думаем, что, оскорбив друг друга - конфликт исчерпан, то не всегда так бывает. Некоторые люди могут продолжить конфликт и в него могут быть вовлечены дети, родители, прокуратура.

4-й ученик. Я согласен. Возьмем пример из истории. Был убит наследник австро-венгерского престола, и так как государства взаимосвязаны друг с другом: они стали объявлять друг другу войну. Началась первая мировая война, в которой приняли участие 39 государств.

Учитель: какой вывод сделаем?

У вас на партах лежат на партах тексты философа Ильина «О самопредании злу». Прочитайте.

«Слабые люди с трудом выносят опасность гибели, быстро деморализуются и предаются постыдным влечениям, однако люди сильные духом, отвечают на внешние бедствия обратным процессом - духовным очищением и укреплением в добре…»

«Когда делаешь добро, душа исцеляется вся и вся, сияет светом и уже по-новому обращается к Богу, к людям и к миру».


Тезис №3.
«Нет больше той любви, как если кто-то положит душу свою за ближних своих». Если зло поднято на штыках и направлено против государства, то Родину свою защищать нужно. Есть ли парадокс между 1 и 2 тезисом и 3?

Ответы разные. Но пришли к единому мнению: первые 2 вопроса носят личностный характер, христианские заповеди обращены к каждому конкретному человеку, а вот в третьем вопросе речь идет о наступлении врагов на Родину. То есть мы рассматриваем библейские высказывания в широком смысле слова. Поэтому защитники не щадили жизни, так как война есть уничтожение, разрушение, гибель. Здесь нет противоречий, когда речь идет о тебе, то нельзя отвечать злом на зло, но если зло поднято на ружье, на нашу страну, то нужно защищать Родину.


Тезис №4.
«Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны».

Учитель : О чем идет речь?

Так как войны занимают половину из тысячелетия, то мы должны решать вопросы мирно. Если война закончилась, нельзя относиться плохо к людям, воевавших на стороне врага. Нельзя добивать раненых во время войны, нельзя издеваться над людьми. Только мир делает людей добрее и справедливее.


Вывод:
Надо бороться со злом, надо стремиться к добру, нельзя осуждать людей, делать им плохо. Все плохое вернется к тебе. Но если враги напали - надо жизнь свою не щадить. И все-таки стараться решать все вопросы путем дипломатии. Родина превыше всего. Мы должны гордиться ею и славить Отечество своими делами. Закончим соборным пением «Славься Отечество», автор музыки Глинка

Рефлексия.

1) Что было познавательное в уроке?

2) Что вы получили в личностном плане?

Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идёт во имя защиты добра и справедливости.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

Помочь учащимся объяснить понятие “справедливая война”;

Познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;

Способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом.

Ход урока

I. Введение в тему. <Слайд 2>. Презентация

Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете.

За правое дело стой смело.

Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Как вы думаете, какова тема нашего урока? <Слайд 3>

(Защита Отечества)

II. Работа со словарём.

Вспомните, что обозначает слово Отечество. Прочтите определение по словарю В. Даля, К.Д. Ушинского.<Слайд 4>

Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит. (В. Даль)

Отечество – земля наших отцов и дедов. (К.Д. Ушинский)

III. Работа с понятиями: “справедливая и несправедливая война”.

Испокон веков на Руси православные люди бережно относились к родной земле, оберегали её, хранили границы и православную веру, которая в самые лихие времена давала силы выстоять и перенести самые тяжёлые испытания.

Как вы думаете, как можно назвать такую войну? (Учебник стр. 89)

Какова цель справедливой войны? <Слайд 5>

Если есть справедливая война, то есть и какая?

Какова цель несправедливой войны?

IV. Знакомство с русскими воинами, ставшими святыми.

Мы с вами говорили о нашем Отечестве, о его защитниках. Кто такой защитник Отечества? Подберите слова-синонимы к слову “защитник”. <Слайд 6>

Каких богатырей вы знаете?

Илья Муромец.

(Рассматривание картины В. Васнецова “Богатыри”. <Слайд 7>

Как звали этих богатырей? Что мы можем сказать о них? Где мы можем прочитать об их жизни и подвигах? Что вы уже знаете об Илье Муромце?

(Чтение отрывка из былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник ”)

Из того ли города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как чёрна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживает,
Птица чёрный ворон не пролётывает,
Серый зверь да не проскакивает.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конём топтать да стал копьём колоть,
А й побил он эту силу всю великую.

Каким вы увидели Илью Муромца?

Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов, стал монахом. После смерти был причислен к лику святых. День памяти Св. Ильи Муромца отмечают 1 января. Его останки – “мощи” - хранятся в Киево-Печерской Лавре.

<Слайд 8>

Александр Невский

Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Многие русские князья тоже были защитниками нашего Отечества. Посмотрите на картину. <Слайд 9>

Какой князь изображён на этом портрете? За что князя Александра прозвали Невским? Где мы можем прочитать о его жизни?

(Чтение отрывка из Житие Александра Невского )

В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу, и даже Новгород. Для того он отправил на реку Неву множество судов со шведами и норвежцами под начальством зятя своего Биргера. Биргер, привыкший к победам, велел гордо сказать князю новгородскому: “Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже в земле твоей!” Александр не устрашился, не показал послам шведским досады, а спокойно отвечал им, что готов к сражению. Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошёл в Софийскую церковь и там усердно помолился Богу, прося святой его помощи. Усердная молитва имеет чудесную силу над душой христианина: Александр, который не мог в такое короткое время ожидать помощи от отца своего, не мог даже собрать всё войско своё, вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал: “Нас немного, и враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!” Надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. Они приблизились к берегам Невы, где стояли шведы, дружно бросились на многочисленных врагов и одержали полную победу. Эта славная победа, одержанная в то время, когда бедные предки наши терпели столько горя и унижения от злых татар, обрадовала унылые сердца их и доставила храброму Александру название Невского.

Объясните, как вы понимаете слова: “Бог не в силе, а в правде?”

После этой битвы Александр Невский произнёс ещё одну историческую фразу. Какую?

Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.

Как вы понимаете эти слова?

Но сила христианского духа Александра Невского проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Его называли “миротворцем”. Что обозначает это слово? Почему его так называли? (Учебник стр. 91)

Александр Невский после смерти был тоже причислен к лику святых, в нашей стране много храмов построено в честь Св. Александра Невского, в Санкт-Петербурге находится Александра-Невская Лавра, где хранятся “мощи” Александра Невского. В России был учреждён орден Александра Невского. <Слайд 10>

Дмитрий Донской.

Православные люди, защищая Отечество, всегда помнили слова Христа: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих”. <Слайд 11>

Эти слова хорошо помнили и Александр Пересвет, и Андрей Ослябя. Вспомните, кто это такие? В дружине какого князя они сражались? Как они попали в дружину князя Дмитрия? Чем прославился князь Дмитрий Донской? (Учебник стр. 89-90)

К кому за благословлением отправился Дмитрий Донской? <Слайд 12>

Почему Сергий Радонежский не сразу дал своё благословление?

Он не только благословил на битву, но и предсказал Дмитрию донскому победу и дал двух монахов.

Чем прославился Александр Пересвет? <Слайд 8>

Рассматривание картины В. Васнецова “Поединок Пересвета с Челубеем”

Пересвет и Ослябя были причислены к лику святых. На месте сражения Дмитрий Донской построил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в память всех воинов, погибших в битве. Христианское благочестие сочеталось в Дмитрии Донском с мудростью правителя. После смерти он тоже был причислен к лику святых.

V. Работа в группах.

Воины-христиане не боялись смертельной угрозы, так как верили, что их душа бессмертна. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком. И на смену законам войны должны прийти законы милосердия и справедливости.

Поработайте в группах и сформулируйте законы справедливости и милосердия к врагу.

<Слайд 14>

VI. Рефлексия. Подведение итогов. <Слайд 15>

Какова была тема нашего урока? О чём мы с вами говорили? Продолжите предложения:

Я уже знал…

Я узнал…

Мне осталось непонятно…

VII. Задание на дом.

Параграф 28, задание 1, 2 в тетради, найти материал о святых защитниках Отечества.

МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”

Методическая разработка

урока основ православной культуры в 4 классе.

УМК “Школа России”

по теме:

“ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА”

Педагог: Быстрых Н.А.

г.Гатчина

2013

Цель урока: познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу перед Отечеством.

Задачи урока:

  1. Предметные:
  • познакомить с библейскими изречениями об обязательной для христианина защите близких, Родины.
  • проанализировать содержание понятий “справедливая война”, “законы милосердия и справедливости”;
  • представить учащимся исторические примеры верного служения Отечеству: Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков.
  1. Метапредметные:
  1. Познавательные УУД:
  • Развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, строить логическую цепь размышлений.
  • Учить применять общеучебные умения (операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи).
  • Формировать умение осмысленного чтения, извлечения из прочитанного нужной информации.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Создавать условия для сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, интеграции в группу сверстников (работа в паре, группе, т.д.).
  • Формировать умение слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.
  1. Регулятивные УУД:
  • Формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  1. Личностные

Создать условия для формирования у учащихся уважительного отношения к христианскому отношению к войне и воинскому долгу (выбор нравственной позиции), возникновения чувства сопереживания и патриотического настроя.

Форма урока: традиционная.

Оборудование:

  1. Учебник:

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений с прил. На электронном носителе – М.: Просвещение, 2012.

  1. Листы с исследовательскими заданиями.
  2. Мультимедийная презентация.
  3. Видеозапись отрывков мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов)
  4. ПК, проектор.

Тема: Защита Отечества.

Цель : формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло

современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и

справедливости.

Знать: какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет.

Уметь: объяснять основные понятия: духовный подвиг, воины Христовы, Отечество земное, Отечество небесное, ратный подвиг, подвиг веры, враги Отечества. Называть имена воинов, защитников Отечества.

Ход урока

    Актуализация опорных знаний

(работа в группах)

Составление кластера - Семь Я.(2 слайд)

Почему дом сравнили с крепостью?

Скажите, что еще необходимо защищать?

Тема: Защита Отечества .(3слайд)

    Открытие новых знаний.

Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам.

Почему люди воюют?”( 4 слайд)

У чащиеся высказывают предположения.

Какой сложный и вечный вопрос! И как много на него ответов: по принуждению, за нефть, за деньги, за землю, за родину, за веру, за идею, за свободу, за счастье, просто из желания убивать - список можно продолжать и продолжать... Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет!!! (5слайд)

- А что на войне самое страшное?

При этом нарушается одна из заповедей Христа, какая? (нарушение заповеди Не убий. Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую)

-Что же тогда заставляло христиан нарушать эту заповедь?

Когда речь идет об обидах, причиненных тебе, ты можешь простить свою обиду. Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие. Поэтому убийство на войне святая Церковь не рассматривает как частный грех человека, тем более, что каждый воин готов, по учению Христа, «положить душу свою (отдать жизнь), за друзей своих» , для защиты веры и Отечества.(слайд6)

- В каких случаях война бывает справедливой ?(слайд7)

С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.

Формула справедливой войны известна издревле – «за алтари и очаги», то есть за душу (алтарь здесь синоним святыни и родной культуры) и за семью.(слайд8)

- Какими качествами должен обладать защитник? (обсуждение в группах)(слайд9)

- А как помогает ответить на этот вопрос народная мудрость?

Кто храбро сражается в бою,… (тот честно защищает Родину свою)

Тот герой, … (кто за Родину стоит горой)

Умелый воин не … (дрогнет в бою)

За край родной иди … (бесстрашно в бой)

Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим)

- В какой из этих пословиц, на ваш взгляд, наиболее точно отражена тема нашего урока?

Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. В памяти хранится много имен святых героев. Герой всегда самоотвержен, полагая душу свою за ближних. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает ее от врагов.

(слайд 10) Христиане считают, что рождение в народе героя – это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена. Каждый народ знает их по именам, хранит о них память веками и обращается за помощью в тяжёлые годины испытаний. Каких христианских воинов знаете вы?

Каждой группе предлагается выполнить небольшое исследование на тему «Святые защитники Руси», в ходе которого вы должны подготовить ответ на вопрос «Почему именно эти защитники были причислены к лику святых ?» (слайд11)

- Кто были первые защитники на Руси?

- Как вы думаете, это былинные герои или реальные исторические личности ?

(слайд12)

проект

Воин-христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой долг, не боясь смертельной угрозы. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком.

- Какие поступки недопустимы даже на войне ? (карточка с заданием) (слайд)

(Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны)

- Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как? ( 2 воп. На слайде )

- Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? ( предательство, дезертирство, мародерство и т.д.)

(Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).

- Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)

- Может ли человек во время войны измениться в лучшую сторону? Как?

Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться.

Какие же чувств вызывают эти великие самоотверженные люди, для которых чужая жизнь дороже своей?

(слайд) Люди, о которых мы сегодня говорили, отдавали свою жизнь за Родину, не думая о славе, о наградах, о деньгах. Они любили свою Родину, жили с ней одной жизнью. Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день. Радоваться, когда у Родины праздник, и страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину, беречь, как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием… Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.

(слайд ) Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый,
Тот отдал ей сердце и душу свою.
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России, я песню пою

Рефлексия

Продолжи: ( слайд)

Сегодня на уроке мы говорили о ……

Теперь мы знаем …….

Задание 2.

Подумай и напиши, как должен вести себя воин

    С ранеными? ______________________________________________

    с безоружными? _____________________________________________________

___________________________________________________________________________

    с жителями? ______________________________________________________________

    с пленными? ____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Георгий Победоносец

Георгий служил в древнеримской армии. В сражениях, которые он прошел, он показал свою храбрость и смекалку. Именно за эти качества он получил звание старшего военачальника во дворе императора. Но правивший в то время Диоклетиан был язычником, и при нем жестоко истреблялись христиане. Георгий не смог терпеть такого отношения и заявил о своей вере христианина, хотя понимал, что его ждет мученическая смерть. Но Победоносец не только объявил о своей вере, но и обвинил императора в несправедливости и жестокости перед Сенатом. Так же он призывал к вере истинной, христианской! Император предлагал Георгию образумиться, но мужчина твердо стоял на своей позиции. После Диоклетиан приказал солдатам, чтобы те вытолкали военачальника из Сената копьями. Но при всех усилиях этого не удавалось сделать, копья гнулись о тело святого. В темнице мужчину пытали, но он смог выдержать все трудности ради веры.

Император приказал колесовать христианина, но Бог услышал мольбы Георгия и спас его. Со временем многие люди стали отказываться от язычества, и приходить к Георгию. Он лечил больных святой водой и обещал им жизнь в раю за признание веры истиной.

Георгия стали называть Победонос­цем за терпение и мужество, с которым он победил все страдания. Великомученик Святой Георгий стал покровителем православных воинов. В честь него установили знаки отличия - Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Эти знаки были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались только за подвиги.

Спустя много веков, в России, в честь великого святого Георгия Победоносца, был установлен почетный орден «За службу и храбрость». Ими награждались солдаты за подвиги совершенные в защиту Отечества.

В честь Георгия Победоносца возглавлялся бой под предводительством Жукова в годы Великой Отечественной войны. Образ Георгия Победоносца призывал людей к военным действиям и, в конце концов, и вера людей помогала победить фашистов. Как Георгий преодолевал все испытания посланные судьбой, так и наши солдаты храбро сражались за свою территорию, за свои жизни, за свою веру. И 6 мая было названо Днем святого Георгия Победоносца в честь еще одной его заслуги, помощи русским солдатам в бою.

Александр Невский

ХІІІ век – в истории нашего народа время, когда князья правили своими вотчинами и вели междоусобные войны. Все это сделало Русскую землю беспомощной перед надвигавшейся опасностью в лице татаро-монгол. В это трудное для Руси время в 1231 году Великим князем Новгорода становится Александр. Но реальной властью обладал его отец, Ярослав Всеволодович, Александр же принимал участие в военных походах вместе с отцом.

В 1236 году, когда отец занимает киевский престол, Александр становится полноправным правителем Новгорода. Было ему тогда 16 лет. Уже в 1237-1238 годах орды Батыя разрушили многие русские города: Владимир, Рязань, Суздаль. Особого труда установить свою власть над разрозненными русскими княжествами татаро-монголам не составило. При этом Новгород уцелел, а главную угрозу для него представляли литовские и немецкие рыцари, нападавшие с запада, и шведы – с севера. Уже в двадцатилетнем возрасте Александр возглавил войско в битве со шведами на Неве, состоявшейся 15 июля 1240 г.

Перед битвой князь долго молился в церкви Святой Софии, потом получил благословение и сказал воинам такие слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» Так за правду, за Русь, за Бога вышел молодой князь на битву и одержал победу, ставшую первой в долгой череде побед великого полководца. С того времени князь Александр стал называться Невским. Как полководец он считался по праву великим, так как не проиграл ни единого сражения.

Но не только за военные заслуги он был любим в народе. Его отвага и военная гениальность сочетались с благородством: ни разу Александр не поднял меча на своих русских собратьев и не участвовал в княжеских разборках. Он умел сказать такое пламенное слово своему народу, которое объединяло, вселяло веру и поднимало дух.

Этот воин-молитвенник проявил себя как дальновидный и мудрый государственный деятель. Он защищал интересы не только Новгородского княжества, но и всех северо-восточных земель. Александр так выстраивал свою внутреннюю и внешнюю политику, чтобы уберечь русские земли от разрушения. Для этого он не раз выступал послом к хану Батыю от всех русских князей. Он заключал соответствующие мирные договоры как с татаро-монголами, так и с норвегами. Его ясный ум, точные просчеты, желание созидать оказались крайне важны для будущего объединения русских земель вокруг Московского княжества.

Умер он 14 ноября 1263 года. Учитывая заслуги князя перед отечеством, царь Петр І в 1724 году приказал перенести его мощи в Санкт-Петербург, где они и хранятся в Александро-Невской Лавре. После смерти великого князя Александра Невского он был причислен к лику святых.

Фёдор Ушаков

Фёдор Ушаков родился в феврале 1745 в Ярославской области в семье людей благочестивых и глубоко верующих. Главным условием воспитания детей родители Фёдора считали развитие в них религиозных чувств и высокой нравственности. Этому же способствовал пример родного дяди – монаха Феодора.

Ушаков не проиграл ни одного сражения и всегда заботился и берег жизни своих матросов. Войны, в которых участвовал адмирал Фёдор Ушаков, были направлены на защиту православного Отечества. Воевал не числом, а умением и перед каждым боем адмирал напутствовал своих моряков: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы. И вас не возьмут ни пуля, ни сабля!» Да и на кораблях, которыми он командовал, им был заведен порядок, подобный монастырскому... После каждого боя он приносил Всевышнему моления в церкви святого Николая Чудотворца в Севастополе, в строительстве которого Ушаков принимал непосредственное участие – личным примером и пожертвованиями. За заслуги перед Отечеством Фёдора Ушакова наградили золотым складень - крестом с мощами святых угодников, с которым он никогда с тех пор не расставался. Везде, где удавалось, он устраивал Господу Богу благодарственные молебны. Адмирал Ушаков проявлял милосердие к военнопленным. Он благодарил Бога за то, что во всех боях он не потерял ни одного судна и пленными ни один человек врагу не достался. В его дом всегда приходили за помощью: одних он снабжал деньгами, одеждой, за других особо нуждающихся, хлопотал перед начальством, взял на себя заботу об осиротевших племянниках.

Отдав всю жизнь службе, Федор Ушаков никогда не имел ни семьи, ни детей, а это является одним из правил монашеской жизни. После отставки он поселился в тихой деревушке Алексеевка. Во время Отечественной войны 1812 года он на свои средства устроил госпиталь для раненых, внес две тысячи рублей на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. Все, что имел, отдавал он нуждающимся. Остаток своих дней адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви». 2 октября 1817 года похоронен по его желанию в монастыре.

Вся его жизнь была посвящена искреннему, честному и бесстрашному служению Господу Богу и православному Отечеству.

Дмитрий Донской

Благоверный великий князь московский Дмитрий, прозванный Донским, родился в 1350 г. О детстве великого князя известно совсем немного. Воспитан был в благочестии. Детство его прошло под непосредственным влиянием св. митрополита Алексия, друга и советника отца.

С самого начала своей жизни великий князь Дмитрий Донской учился терпению и мужеству. Среди русских князей шли междоусобные войны. В междоусобице благоверный князь постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. Дмитрий уже в начале своего правления начинает работу по объединению Московской земли. В многотрудной деятельности по собиранию земли Русской св. князю Дмитрию Донскому на протяжении всей жизни пришлось вести войны с многочисленными врагами: Орда и Литва извне, княжества Нижегородское, Рязанское и Тверское изнутри.

В 70-е гг. включился великий князь Дмитрий в борьбу с Золотой Ордой. В 1376 г. состоялся победный поход на Волжскую Булгарию, в 1378 г. русскими было разбито посланное ханом Мамаем войско на Рязань. Еще через два года - Куликовская битва. Готовясь выступить в поход, св. князь Дмитрий посетил обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу и принять напутственное благословение от преподобного Сергия. Среди иноков Троицкой обители были два инока-боярина: Александр Пересвет и Андрей Ослябя; их мужество и воинское искусство были еще в памяти, так как до принятия монашества были они доблестными воинами. Этих иноков-богатырей благословил преподобный присоединиться к войску русскому.

Перед битвой благоверный князь Дмитрий напутствовал ратников своих воодушевляющими словами: «... Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная...» Много доблестных русских воинов полегло на поле брани. В Троицком монастыре по погибшим служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Дмитриевской субботой. Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва.

Не только ратные и мужественные поступки характеризуют жизнь князя в эти годы. В похвалу Дмитрию в его житии сказано: «С Богом все творящий и за Него борющийся», «Царским саном облаченный, жил он по-ангельски...»

Последние годы жизни были многотрудными для великого князя: новые неприятельские нашествия, разорение Москвы, возобновление вражды с Тверью, болезнь.

19 мая 1389 г. великий князь Дмитрий Иоаннович скончался. Кончина эта поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил русский народ.

Великий князь московский Дмитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних.

gastroguru © 2017