Выбор читателей
Популярные статьи
Вода - самое распространенное на Земле вещество. Водная оболочка Земли развивалась вместе с литосферой, атмосферой и живой природой. Почти все процессы на нашей планете протекают при участии воды. Гидросфера состоит из Мирового океана, вод суши и подземных вод. Основная масса воды сосредоточена в океанах.
Мировой океан - голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. В нем не только прошлое, но и будущее нашей планеты. Чтобы понять великую роль океана, необходимо знать особенности его природы: свойства водных масс, понимать роль течений, значение взаимодействия океана с атмосферой и сушей. Обо всем этом вы узнаете, изучив эту тему.
Роль океана в жизни Земли. Океан занимает почти 3/4 поверхности нашей планеты (рис. 22). Вода - одно из самых удивительных веществ на Земле, драгоценная жидкость, дар природы нашей планете. В таком количестве, как на Земле, ее нет нигде в Солнечной системе.
Рис. 22. Площадь суши и океана: а) в целом на Земле; б) в Северном полушарии; в) в Южном полушарии
Океан... Трудно представить, как велико его значение в жизни Земли. Облака на небе, дождь и снег, реки и озера, родники - все это частицы океана, лишь временно покинувшие его.
Океан определяет многие черты природы Земли: отдает атмосфере накопленное тепло, питает ее влагой, часть которой переносится на сушу. Он оказывает большое влияние на климат, почву, растительный и животный мир суши. Велика его роль в хозяйственной деятельности человека. Океан - целитель, дающий лекарства и принимающий на свои берега миллионы отдыхающих. Он - источник морепродуктов, многих полезных ископаемых, энергии; он и «кухня погоды», и самая просторная в мире дорога, связывающая материки. Благодаря работе бактерий океан обладает способностью (до определенного предела) самоочищаться, и поэтому многие отходы, образовавшиеся на Земле, уничтожаются в нем.
История человечества неразрывно связана с изучением и освоением океана. Познание его началось в глубокой древности. (Когда? Кем?) Особенно много новых данных получено за последние десятилетия с помощью новейшей техники. Исследования, проведенные на научных судах, собранные автоматическими океанографическими станциями, а также искусственными спутниками Земли, помогли обнаружить вихри в водах океана, глубинные противотечения, доказать существование жизни на больших глубинах. Изучение строения дна океана позволило создать теорию движения литосферных плит.
Происхождение вод Мирового океана. Океан - главный хранитель воды, самого распространенного вещества на Земле, давно поражающего исследователей необычностью своих свойств. Только вода в нормальных земных условиях может находиться в трех состояниях. Это свойство обеспечивает вездесущность воды. Она пронизывает всю географическую оболочку и производит в ней разнообразную работу.
Как же появилась вода на Земле? Окончательно этот «опрос наукой еще не решен. Предполагают, что вода или выделилась сразу при образовании литосферы из верхней мантии, или накапливалась постепенно. Вода и сейчас выделяется из магмы, попадая на поверхность планеты при извержении вулканов, при образовании океанической коры в зонах растяжения литосферных плит. Так будет происходить еще многие миллионы лет. Часть воды поступает на Землю из космоса.
Свойства вод океана. Самые характерные их свойства - соленость и температура - вам уже известны. (Вспомните их основные показатели из курса 6 класса.) Океаническая мода - это слабый раствор, в котором обнаружены почти нес химические вещества. В ней растворены газы, минеральные и органические вещества, образующиеся в результате жизнедеятельности организмов.
Основные изменения солености наблюдаются в поверхностном слое. Соленость вод зависит главным образом от соотношения атмосферных осадков и испарения, которое изменяется в зависимости от географической широты. У экватора соленость около 34%.., близ тропиков - 36%, а в умеренных и полярных широтах - около 33%. Меньше соленость там, где количество осадков превышает испарение, где велик приток речных вод, где тают льды.
Вам известно, что воды океана нагреваются, как и суша, от притока солнечного тепла на его поверхность. Занимая большую площадь, океан получает больше тепла, чем суша. Температура поверхностных вод неодинакова и распределяется в зависимости от широты (рис. 23). В отдельных районах океана эта закономерность нарушается океаническими течениями, а в прибрежных частях - стоком более теплых вод с материков. Температура воды в океане изменяется и с глубиной. Сначала понижение ее очень значительно, а затем оно замедляется. На глубинах более 3-4 тыс. м температура обычно колеблется от +2 до О °С.
Рис. 23. Среднегодовая температура воды на поверхности Мирового океана. Сравните температуру воды на одних и тех же широтах. Объясните полученный результат
Льды в океане. От температуры океанских вод зависит образование льда. Вы уже знаете, что морская вода замерзает при температуре -2 °С. При охлаждении плотность соленой воды увеличивается, верхний слой ее оказывается тяжелее и погружается вниз, а к поверхности поднимаются более теплые слои воды. Такое перемешивание воды препятствует образованию льда. Льды образуются только в арктических и субарктических широтах, где зима долгая и очень холодная. Замерзают и некоторые неглубокие моря, рмеположенные в умеренном поясе. Различают однолетние и многолетние льды. Океанический лед может быть неподвижным, если он связан с сушей, или плавучим, т. е. дрейфующим. В океане встречаются льды, отколовшиеся от ледников суши и спустившиеся в океан, - айсберги (рис. 24).
Рис. 24. Тающие айсберги в океане
Ледовый покров океана оказывает огромное влияние на климат Земли, на жизнь в нем самом. Льды отражают солнечные лучи, охлаждают воздух, способствуют образованию туманов. Они затрудняют судоходство и морские промыслы.
Водные массы. Вода - основной компонент природы океана. Большие объемы воды, образующиеся в определенных частях океана и отличающиеся друг от друга температурой, соленостью, плотностью, прозрачностью, количеством кислорода, наличием определенных живых организмов, называют водными массами. Эти свойства сохраняются на всем пространстве, которое занимает та или и иная водная масса.
В океане различают поверхностные, промежуточные, глубинные, придонные водные массы. В поверхностных модных массах до глубины 200 м выделяют экваториальные. тропические, умеренные и полярные водные массы. Они образуются в результате неравномерного поступления солнечного тепла на разных широтах и влияния атмосферы. В одних и тех же широтах свойства поверхностных водных масс могут различаться, поэтому выделяют еще прибрежные и внутриокеанические массы.
Водные массы активно взаимодействуют с атмосферой: отдают ей тепло и влагу, поглощают из нее углекислый газ, выделяют кислород. Перемешиваясь, они изменяют свои свойства.
Роль Мирового океана в функционировании биосферы как единой системы очень велика. Водная поверхность океанов и морей покрывает большую часть планеты. При взаимодействии с атмосферой океанские течения в значительной мере определяют формирование климата и погоды на Земле. Все океаны, включая замкнутые и полузамкнутые моря, имеют огромное значение в глобальном жизнеобеспечении населения земного шара продуктами питания.
Океану, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль в поддержании жизни на Земле, поскольку около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктона.
Роль океана в жизни земли
Роль Мирового океана в функционировании биосферы как единой системы очень велика. Водная поверхность океанов и морей покрывает большую часть планеты. При взаимодействии с атмосферой океанские течения в значительной мере определяют формирование климата и погоды на Земле. Все океаны, включая замкнутые и полузамкнутые моря, имеют огромное значение в глобальном жизнеобеспечении населения земного шара продуктами питания.
Океану, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль в поддержании жизни на Земле, поскольку около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктона.
Мировой океан покрывает 3/4 поверхности нашей планеты и дает 1/6 часть всех белков животного происхождения, потребляемых населением в пищу.
Океан и моря испытывают нарастающий экологический стресс из-за загрязнения, хищнического вылова рыбы и моллюсков, разрушения исторически сложившихся нерестилищ рыбы, ухудшения состояния берегов и коралловых рифов.
Особые опасения вызывает загрязнение Мирового океана вредными и токсичными веществами, в том числе нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными веществами.
Несмотря на то, что принят целый ряд международных документов, основной целью которых является охрана Мирового океана, большую угрозу проникновения радиоактивности в воды Мирового океана представляют течи атомных реакторов и атомных боеголовок, затонувших вместе с атомными подводными лодками.
Следовательно, несмотря на предпринимаемые меры, радиоактивное загрязнение Мирового океана вызывает большую тревогу.
Еще большую тревогу вызывает попадание в океанскую воду сточных вод, содержащих пестициды, которые способны накапливаться в тканях живых организмов. В настоящее время даже не известны отдаленные последствия применения таких химикатов.
Губительно для обитателей океана, и вещество широко применяемое для покраски килей кораблей и препятствующие их обрастанию ракушками и водорослями.
Еше одна распространенная проблема для океанов - цветение воды. оно вызвано разрастанием водорослей. В свою очередь, это цветение вод приводит к серьезному сокращению промысла лосося. Считают, что быстрое размножение водорослей связано с промышленными выбросами большого количества микроэлементов, служащих для них питанием.
От загрязнения страдают все океанские воды, но загрязненность прибрежных вод выше, чем в открытом океане. Прежде всего это объясняется намного большим числом источников загрязнения. Их источники - промышленные и сельскохозяйственные предприятия, коммунальные организации, а также 360 млн людей, живущих или проводящих отпуск в 20 средиземноморских странах. Наиболее загрязнены морские побережья Испании, Франции и Италии, что объясняется наплывом туристов и работой промышленных предприятий.
Охрана океанских вод - одна из актуальнейших проблем человечества на данный отрезок времени.
В этой связи особое значение приобретают борьба с загрязнением и охрана природных ресурсов океана.
В настоящее время практикуется новый метод исследования Мирового океана - дистанционное зондирование. На основании его данных принимаются решения о правильном использовании ресурсов Мирового океана и охране его вод.
Моря и океаны играют решающую роль в сохранении среды, влияют на климат земного шара и обеспечивают баланс мировой гидрологической системы. Океаны и моря - главный поставщик кислорода, вырабатываемого фитопланктоном. Если бы вода не обладала особой способностью удерживать тепло, большая часть Земли была бы необитаемой. Океаны охлаждают тропики, несут тепло в холодные районы, регулируют температуру на всей планете. Мировой океан не без основания называют «легкими земли». Вырабатывая более половины кислорода, океан способствует постоянству в атмосфере кислородно-углекислого баланса, необходимого для существования жизни на нашей планете.[ ...]
Огромно рекреационное значение морей и океанов. На морских берегах расположены курорты, где лечатся и отдыхают люди. В СССР только черноморские санатории, дома отдыха и туристические базы посещают за год миллионы людей. Лечение и обслуживание людей в условиях морского климата превратились в особую отрасль курортной и туристской индустрии. Много людей занимается морским спортом.[ ...]
Сегодня человек все чаще слово «океан» связывает с освоением минерально-химических, энергетических и пищевых ресурсов. Богатства океана поистине неисчислимы. Грандиозные запасы некоторых элементов периодической системы сосредоточены в железомарганцевых конкрециях, выстилающих громадные площади дна Тихого, Атлантического и Индийского океанов.[ ...]
Во многих районах Мирового океана дно буквально устлано крупными железо-марганцевыми конкрециями. Подчас они лежат так плотно, что внешне дно напоминает булыжную мостовую. Специалисты подсчитали, что запасы этих конкреций выражаются астрономическими цифрами - 300-350 млрд. т. Ежегодный прирост запасов превышает всю годовую потребность мировой экономики в марганце, кобальте и многих других элементах. И хотя конкреции обычно залегают на глубинах 4-6 км, специалисты все чаще приходят к выводу, что в будущем их добыча будет вполне рентабельной.[ ...]
В 1975 г. Япония первая в мире предприняла практические шаги для извлечения урана из морской воды в промышленных масштабах. Министерство финансов выделило для этих целей из государственного бюджета 1975 г. 130 млн. иен. Опытная установка должна быть сдана в эксплуатацию в 1981 г. Специалисты предполагают, что уже в 1990 г. из морской воды будет добыто 2250 т урана, т. е. примерно 15% всего ядерного горючего, необходимого для атомных электростанции Японии. И хотя добыча растворенного в морской воде урана обходится в два-три раза дороже извлечения этого вида топлива из земных недр, Япония в связи с энергетическим кризисом готова пойти на эти затраты.[ ...]
В настоящее время на дне морей и океанов добывают около 20% всей получаемой нефти. Особенно богаты нефтью некоторые континентальные шельфы.[ ...]
В водах Мирового океана живут тысячи съедобных видов водорослей, моллюсков, ракообразных, рыб, ценные млекопитающие. В морской растительности содержатся весьма ценные биологические вещества, являющиеся сырьем для медицинской промышленности.[ ...]
В результате исследований советских океанологов, а также по данным, полученным учеными других стран, установлено, что ежегодная продукция в океане традиционных объектов рыболовства равна 90-100 млн. т, и такое количество можно вылавливать, не нарушая естественного воспроизводства, восстановления запасов. Если в 1975 г. мировой вылов был равен 70 млн. т, то, следовательно, возможно дальнейшее увеличение вылова на 20-30 млн. т.[ ...]
Быстрый рост мирового вылова рыбы и других объектов промысла вызван тем, что многие страны испытывают недостаток в белковых продуктах питания, который и пытаются восполнить развитием океанического и морского рыболовства.[ ...]
Выше упоминалось, что в 1977 г. численность населения Земли составила более 4 млрд. человек, а к 2000 г., по расчетам ООН, она достигнет 6,5-7,0 млрд. человек. Рост производства продуктов питания и особенно белковых продуктов отстает от роста населения планеты. По данным ФАО (Организация по продовольствию и сельскому хозяйству ООН), только 1-1,5 млрд. человек имеют в рационе питания достаточное количество белка, а 2,5- 3,0 млрд. человек испытывают белковый голод, причем значительная часть - в очень сильной степени. В этих условиях закономерно стремление все в большей степени использовать биологические ресурсы океана.
«Урок географии Мировой океан» - Оборудование: Острова- небольшие участки суши,окруженные со всех сторон водой. Во всех океанах есть моря- обособленные островами, полуостровами. Работа с атласами: показать острова. Итог урока. Задание: подпишите на карте название материков. Части Мирового океана. Изучение нового материала. Цели урока:
«Проблемы мирового океана» - Окружающая среда подверглась беспрецедентному за всю историю человечества загрязнению. Цели и задачи программ освоения Мирового океана. Воды Балтийского и Северного морей таят в себе и иную опасность. Мировой океан. Более неясные проблемы могут возникнуть вследствие потепления климата Земли. Операции по затоплению проводились в большой спешке и с серьезными нарушениями норм экологической безопасности.
«Тайны океана» - Золото. Водолазы. Главное богатство - огромные природные ресурсы. Порты. Все дары моря можно использовать на благо человек. На дне океана. Но главные потребители воды – промышленность и хозяйство. Остров Мадагаскар, Индийский Океан. Уровень воды считался одинаковым для всех открытых морей и океанов.
«Мировой океан и его части» - Мексиканский залив. п-ов Сомали. Части мирового океана. Тихий океан. Южная америка. Мировой океан: - океаны - моря - заливы - проливы. Часть береговой линии России. Атлантический океан. О. Гренландия. Мировой океан = все вместе взятые океаны Земли. Средиземное море. Северная америка. Гибралтарский пролив.
«Описание океана» - Не имеет связи с Северным Ледовитым океаном. Самый глубокий океан? Занимает 1/3 планеты. Был освоен в древности арабами. На какие океаны разделен материками Мировой океан? Дайте описание географического положения Северного Ледовитого океана. Северный Ледовитый океан. Один из островов Тихого океана. Самый мелкий океан.
«Изучение Мирового океана» - И вот мы выяснили, что… Нас привлекает океан потому, что: На нашей планете возможна жизнь без света и кислорода. Мы не расстроились… И сразу - наше смелое предположение: Ответили подводники… Книгам Журналам Ресурсам Интернет Рассказам учёных. Океан состоит из воды и мы на 90 процентов состоим из воды.
Из космоса Земля была описана как «синий мрамор». Знаете почему? Потому что большая часть нашей планеты покрыта Мировым океаном. Фактически, почти три четверти (71%, или 362 млн км²) Земли - океан. Следовательно, здоровые океаны жизненно важны для нашей планеты.
Океан неравномерно распределяется между Северным и Южным полушариями. содержит около 39% суши, а в Южном полушарии земли занимают приблизительно 19%.
Конечно, океан возник задолго до появления человечества, поэтому никто точно не знает, каким образом это произошло, однако полагают, что он образовался благодаря водяному пару, присутствующему на Земле. Когда Земля остыла, этот водяной пар в конечном итоге испарился, образовал облака и выпал в виде дождя. В течение долгого времени дождь затапливал низменности, создавая первые океаны. Когда вода стекала с суши, она захватывала минералы, в том числе соли, которые образовали соленую воду.
Океан чрезвычайно важен для человечества и всей Земли, при этом некоторые вещи более очевидны, чем другие:
Карта всех океанов и континентов Земли
Основной частью гидросферы нашей планеты считается Мировой океан, который связывает между собой все океаны. Есть течения, ветры, приливы и волны, которые постоянно циркулируют вокруг этого океана. Но чтобы упростить , Мировой океан был разделен на части. Ниже представлены названия океанов с кратким описанием и характеристикой, от самых больших до самых маленьких:
Соленость (содержание соли) воды может быть разной в различных частях океана, но в среднем составляет около 3,5%. Чтобы воссоздать морскую воду в домашних условиях, необходимо чайную ложку поваренной соли развести в стакане воды.
Однако соль в морской воде отличается от поваренной соли. Наша пищевая соль состоит из элементов натрия и хлора, а соль в морской воде содержит более 100 элементов, включая магний, калий и кальций.
Температура воды в океане может сильно различаться и варьируется от -2 до +30°С.
Изучая морскую жизнь и места обитания, вы узнаете, что различные морские организмы могут жить в разных зонах, однако двумя основными выступают:
Океан также разделен на зоны в зависимости от того, сколько солнечного света каждая из них получает. Существует , которая получает достаточное количество света, чтобы обеспечить процесс фотосинтеза. В дисфотической зоне есть только небольшое количество света, а в афотической зоне нет солнечного света вообще.
Некоторые животные, такие как киты, морские черепахи и рыбы, могут занимать несколько зон на протяжении всей их жизни или в разные сезоны. Другие животные, такие как усоногие, способны находиться в одной зоне почти всю свою жизнь.
Места обитания в океане варьируются от теплых, неглубоких, заполненных светом вод до глубоких, темных, холодных районов. Основными местами обитания выступают:
Ученые лучше исследовали поверхности Луны, Марса и Венеры, чем океанического дна Земли. Однако причина этому вовсе не равнодушие к океанографии. На самом деле сложнее изучить поверхность дна океана, с измерением гравитационных аномалий и использованием гидролокатора на близких расстояниях, чем поверхность близлежащей Луны или планеты, что может быть сделано с помощью спутника.
Излишне говорить, что океан Земли не изучен. Это затрудняет работу ученых и, в свою очередь, не позволяет в полном объеме осознать жителям нашей планеты на сколько это мощный и важный ресурс. Люди должны понимать свое влияние на океан и влияние океана на них - человечеству необходима океаническая грамотность.
Статьи по теме: | |
Функции и графики. Понятие функции. Способы задания функции Табличный способ задания функции
Что означают слова "задать функцию"? Они означают: объяснить всем... "Духота и трупный запах": детские воспоминания о Сталинградской битве Воспоминания участников сталинградской битвы читать
В начале 70-х годов поздней осенью, когда уже выпал первый снег, мне... Трубецкой дети. Биографии декабристок. Биография Екатерины
Ивановны Трубецкой
План Введение 1 Биография 2 Жена декабриста 3 Произведения,... |