Ребенок неправильно произносит звук с и другие свистящие звуки. Что делать? Обучение ребёнка звукам Обучение звукам в детском саду

Мама играет или поет мелодию, сосредотачивая на ней внимание ребенка. Затем она перемещается в другое место и вновь исполняет ту же мелодию, следя за реакцией малыша.

Ориентация тела (подготовка к вертикальному положению)

Мама поет звуки в восходящем движении, одновременно придавая малышу вертикальное положение. Напевая звуки в нисходящем движении, медленно переводит его в горизонтальное положение.

Стресс-звук

Сначала мама воспроизводит внезапные резкие, но не громкие звуки. К концу месяца сила звучания может достигнуть 50-60 децибел. Имитация ударов грома на барабане.

Пугающие звукосочетания: УУУ, РРРР, ДЗЗЗ, УРШУХ, ВЫРШ, ШР, ЖЫРЛ и т. п.

Различные виды свистков, которые даются ребенку вместо соски утром или днем: милицейский, спортивный, охотничий и т. п. Сигналы автомобиля.

Ладовые ощущения

Давая малышу музыкальную соску, мама подыгрывает ее звуку на фортепиано, либо подбирает аккорд соответствующий звуку голоса малыша.

Ощущение диссонанса и консонанса

Ощущение диссонанса;

  • 1-я неделя - малая и большая секунды;
  • 2-я неделя - увеличенная кварта;
  • 3-я неделя - увеличенное трезвучие;
  • 4-я неделя - увеличенный септаккорд.

Ощущение консонанса:

  • 1-я неделя - большая и малая терции;
  • 2-я неделя - минорное и мажорное трезвучие;
  • 3-я неделя - квартсекстаккорд;
  • 4-я неделя - доминатсептаккорд. Уменьшенный вводный аккорд.

Модуляция

Мелодия играется и поется, затем исполняется на 1/2 тона выше и ниже. На следующей неделе модуляция составит целый тон, через неделю - полтора тона вверх и вниз и т. д. Исполняются мажорно-моторные пьесы и песни с яркоконтрастными красками мажора и минора.

Звуки речи

С помощью фонендоскопа мама поет ребенку 3 звука в день в определенное время.

  • Утром - вибрационные звуки речи - в, ж, з, н, м, р.
  • Днем - диафрагмальные звуки речи - а, к, и, у, э, ю, я.
  • Вечером - расслабляющие звуки речи - с, ф, ч, ш, щ.

Глава II. Перед тем, как приступать к чтению и письму

Обучение английским звукам


П о окончании подготовительного этапа изучения английских звуков вы с ребенком должны прийти к следующему минимуму его умений, создающих первую необходимую почву для изучения языка:

1. Ребенок имеет представление о том, как образуется звук.

другими словами, знает, «чем мы шевелим», чтобы получился звук; умеет понять, что он делает, когда произносит тот или иной звук. Об этом можно прочитать в любом понравившемся вам пособии по английскому произношению, а также в главе «Первые шаги на пути к английскому произношению» следующего раздела этой книги.

Я обычно не жалею времени и сил для того, чтобы объяснить ребенку, как образуются звуки. Во-первых, после этих объяснений ребенка легче обучить произнесению новых для него звуков и специфике произнесения знакомых ему звуков. А во-вторых, это дает возможность в будущем корректировать и улучшать произношение, не возвращаясь более к «теоретическим» объяснениям.

Формулировки и способ объяснений найти довольно просто, и дети обычно легко и беспрепятственно понимают азы науки об артикуляции. Когда я объясняю, я задаю вопросы, чередуя те, на которые ребенок заведомо не знает ответ, и те, на которые ребенок может ответить или заведомо легко ответит. Такая форма объяснений обычно не утомляет ребенка и превращает занятие в разговор, где есть место и для того, чтобы ребенок говорил сам. Эта форма занятий также позволяет каждую минуту контролировать, движется ли вперед объяснение или это только кажется; видеть каждую запинку в понимании ребенка и каждую неточность в объяснении.

Вопросы должны казаться ребенку простыми и очевидными, нужно обязательно поддерживать иллюзию простоты и одновременно магию новизны. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше говорил сам, ваша роль – задавать вопросы, провоцировать ответы и подводить итоги.

Может показаться, что гораздо легче все объяснить ребенку и не мучиться и не хитрить с наводящими вопросами, однако то, к чему ребенок пришел «сам», понимается легче и запоминается прочнее. Объяснения могут сэкономить время, но привести не к пониманию, а к тому, что ребенок кивнет, ничего не поняв.

Начинаю я обычно «от Адама» и выспрашиваю у ребенка все, что он знает о звуках вообще.

Какие он знает звуки?

Какие звуки можно получить, не выходя из комнаты? Ребенок поразит вас изобретательностью, ему только нужно дать «наводку», например, постучать по столу. Он поймет, что речь идет обо всех звуках вообще.

Как получаются звуки? Например, похлопайте в ладоши и спросите: «Почему сейчас получился звук?», «Что нужно сделать, чтобы получился такой звук?». Обсудите с ним, как получаются всевозможные звуки.

Какие звуки можно произнести при помощи рта? Здесь дети обычно тоже чувствуют полное раздолье: чмокают, чавкают, дуют, кашляют, хрипят, кричат, изображают животных…

Как мы произносим звук поцелуя? Как мы цокаем? Свистим? Кашляем?.. Такие вопросы учат ребенка наблюдать над органами речи. Не касайтесь пока звуков речи, дайте ребенку возможность потренироваться в наблюдении за собой, чтобы затем успешнее самому отвечать на вопросы о тех звуках, при помощи которых мы разговариваем. Часто ребенок не отвечает на вопрос (сформулировать ответ довольно трудно), а очень медленно и утрированно произносит звук, «показывая», что он делает. Этого уже достаточно, чтобы он научился фиксировать свое внимание на том, как он произносит звуки. Далее ему просто нужно помочь сформулировать то, что он понял.

Что есть у нас во рту? При помощи чего мы может произносить звуки? До чего мы может дотрагиваться во рту языком? До чего мы можем дотрагиваться губами?

Какие звуки мы произносим, когда разговариваем? Если ребенок еще вообще не знаком с этим вопросом, на нем придется остановиться подробно. «Один или много звуков в слове «мыло»? Медленно произносите слова вместе с ребенком столько раз, сколько потребуется, чтобы определить, сколько в них звуков и какие они.

Как мы произносим звуки? Попросите, например, ребенка объяснить, как мы произносим звуки [м] (смыкаем губы), [л] (дотрагиваемся языком до неба), [а] (открываем рот), [у] (вытягиваем губы).

Можем ли мы говорить не дыша? На этот вопрос дети редко отвечают. Попросите его минуту быстро-быстро
произносить слово «да» и засеките часы. Через какое-то время ребенок выдохнется, и ему потребуется шумный вдох. Остановите его на этом вдохе, обратите на него внимание
и попросите опять быстро-быстро говорить слово «да», но не допускать вдохов.

Ваша задача путем наводящих вопросов подвести ребенка к тому, что, когда человек говорит, он выдыхает. После этого вспомните с ним те случаи, когда трудно говорить из-за того, что трудно дышать: кашель, бег, мороз…

Конечно, все эти вопросы, их количество и последовательность очень приблизительны. Логика вашего разговора может быть совсем иной. Я обратила внимание на принципиальные, с моей точки зрения, моменты. Может показаться, что этот этап очень затянутый, но, во-первых, все это происходит быстрее, чем кажется, а во-вторых, лучше сделать основательный «замес», не оставляя ничего непонятного. Кроме того, это занятие обычно очень увлекает ребенка и расковывает его.

2. Ребенок умеет осмысленно и легко различать гласные и согласные звуки.

Даже если ребенок к этому моменту умеет читать и писать на родном языке, проверьте, понимает ли он, в чем разница между гласными и согласными звуками.

Некоторые дети пребывают в счастливой уверенности, что гласные звуки «тянутся», а согласные – «не тянутся». Объяснить, почему, например, звук [с] – согласный, хотя его можно «тянуть», ребенок, естественно, затрудняется и, как правило, в глубине души недоумевает, почему [с] – не гласный. Другие дети просто постепенно выучивают, какие звуки – гласные, а какие – согласные. Они чувствуют разницу между звуками, но критерий различения этих звуков – туманный и не сформулированный.

Конечно, для того чтобы объяснить, в чем разница между гласными и согласными, вам нужно иметь более или менее четкое представление о гласных и согласных звуках (подробнее в главе «Первые шаги на пути к английскому произношению»). При образовании гласного звука воздух выходит через рот, не встречая на своем пути никаких препятствий, например, в виде сомкнутых губ или дотрагивающегося до неба языка. При образовании согласного воздух, напротив, встречает это препятствие. Проверьте, действительно ли ребенок понимает, чем различаются гласные и согласные. Я обычно произношу не существующие в русском языке звуки и прошу определить, какие это звуки. Конечно, при этом важно не ставить ребенка в тупик «неочевидными» случаями, когда сложно определить, гласный звук или согласный вы произносите (например, при помощи звука [ w ] лучше не тренироваться).

3. Ребенок понимает, что в английском языке есть и такие звуки, которые похожи на русские, и такие, которые совсем не похожи на русские ; он умеет отличить похожие на русские звуки от тех, которых в русском языке нет.

Произнесите английские слова и просите ребенка определять, какие звуки в этих словах есть в русском языке и каких нет.

Например, в слове “this” последние два звука похожи на русские, а первый звук – чисто английский. В слове же “lemon” все звуки похожи на русские.

4. Ребенок умеет артикулировать специфичные для английского языка звуки. Другими словами, у ребенка получается более или менее внятно произносить английские звуки.

Именно для того, чтобы у ребенка все получилось, и нужны все теоретические знания. Можно, конечно, обойтись и без такой основательной теоретической подготовки: ребенок будет просто имитировать то, что произносите вы. Однако при таком подходе можно наткнуться на массу неприятных препятствий.

Во-первых, если вы не разговариваете с ребенком на иностранном языке, сымитировать звуки для него будет не так просто, как это может показаться.

Во-вторых, если какой-то из звуков «не получится», вам все равно придется делать теоретический экскурс, при этом логика занятий будет сбита.

В-третьих, в дальнейшем от ребенка трудно будет требовать «правильного» произношения, равно как и корректировать его.

Итак, научите ребенка произносить не существующие в русским языке звуки.

Произнесите звук, расскажите, «чем нужно шевельнуть», попросите ребенка произносить звук. Обычно я начинаю со звука [t] и заканчиваю звуком [ŋ]. Как только у ребенка получится более или менее внятно произнести звук, обязательно скажите: «Теперь ты умеешь произносить этот звук. Теперь его нужно всегда произносить так и стараться произносить еще лучше ». Это позволяет ребенку почувствовать, что он движется вперед, и проясняет ему его цели.

Я очень много хвалю детей на этом этапе. Психологический нюанс часто состоит в том, что ребенок стесняется и думает, что он выглядит смешно и занимается ерундой. Очень важно рассеять эти опасения.

Ребенок должен чувствовать себя абсолютно раскованно, понимать серьезность происходящего, иначе его артикуляция будет невнятной, он не будет экспериментировать, и результат ваших занятий фонетикой будет менее радостным, чем вам бы хотелось. Я обычно рассказываю детям, какие мучения меня постигли, когда я училась выговаривать английские звуки. Детей это вдохновляет.

Ребенку важно понять, что он в принципе способен научиться выговаривать новые звуки. То, что у ребенка не получаются какие-то звуки, его обычно не смущает, главное, чтобы получился хотя бы один, желательно, первый. Умение произносить один или несколько звуков дети часто воспринимают как способность научиться разговаривать на английском языке . Убедите вашего ребенка в том, что он справляется с новыми звуками блестяще.

У малышей-дошкольников и первоклассников может возникнуть проблема с произнесением межзубных звуков (то есть тех звуков, во время произношения которых язык находится между зубами, этих звуков два, на письме они обозначаются сочетанием th ). Если у ребенка еще не произошла смена передних зубов, не форсируйте четкое произнесение этих звуков, отложите до того момента, когда передние зубы сменятся и он к ним привыкнет.

5. Ребенок умеет распознавать на слух английские звуки и их сочетания и воспроизводить их , то есть умеет повторять за вами английские звуки и слоги.

6. Ребенок не путает на слух близкие по звучанию звуки.

Очень часто бывает, что малыши умеют артикулировать звуки, но не различают на слух «похожие»: если проблемные звуки произносятся один за другим, разница в звучании для малышей очевидна, а если в слове только один звук из «капризной» пары, малыш не опознает, какой именно это звук.

Эта проблема может показаться безобидной, однако она куда более коварна, чем это может показаться. Неразличение на слух «похожих» звуков очень часто мешает процессу обучения языку. Не проходите мимо этой проблемы, она может долго мешать вам идти вперед. Если ребенок путает два звука, значит, в вашем арсенале на два английских звука меньше.

Среди проблемных пар, по моим наблюдениям, первое место занимают [ d ] – [ G ] (d – j ) и [v] – [ w ] (v – w ). Однако могут возникнуть и любые другие пары, в том числе, самые, казалось бы, неожиданные: [h] – [S] (h – sh ) – все зависит от индивидуального слуха малыша и вашего индивидуального произношения.

Скорее всего, вам придется не раз возвращаться к «капризным» звукам, так как развить слух ребенка – это не то же самое, что объяснить разницу между звуками и научить их артикулировать. Кстати, если вы не пожалели времени на занятия по артикуляции, это вам очень поможет, так как разница между звуками уже будет для ребенка очевидной: он будет знать, что они по-разному произносятся.

Если вы заметили, что ребенок путает звуки на слух, скажите ему об этом: «Ты путаешь два звука. Они капризничают. Давай-ка ими займемся как следует».

Несколько раз малыши, которым я объявляла эту новость, сопротивлялись и говорили, что они ничего не путают, и были искренне в этом уверены, так как артикуляционная разница была действительно для них очевидна. Очевидной была и разница звуков, если их произносили один за другим. Глазами ребенка проблема может выглядеть действительно странно, если не диковато: при нем произносят два звука, он отчетливо слышит между ними разницу, а ему пытаются доказать, что он этой разницы не слышит. Не стоит доверять ребенку в его уверенности, если вы заметили ошибки несколько раз, и не стоит доказывать ему недоказуемое.

Просто объясните ему, что он очень хорошо различает звуки «языком», но еще иногда плохо различает «ушами», особенно тогда, когда эти звуки не вместе, а по отдельности. Расскажите ему о знакомых вам близнецах, которых никто не путал, если они были вместе, но все путали, если они были поодиночке. Вам нужно обязательно убедить ребенка внимательно отнестись к упражнениям и одновременно дать понять ему, что он, конечно же, быстро и легко научится не путать звуки. Ведь все остальные он уже не путает. Осталось-то только урезонить какие-то там две штуки!

По моим наблюдениям, упражнения «вслепую» – без озвучивания проблемы – менее эффективны, так как ребенок начинает скучать или недоумевает, почему от него требуют какие-то глупости.

Итак, еще раз вспомните вместе с ребенком, как произносятся эти два звука. Попросите его произносить их, чередуя: пусть он попробует расслышать разницу между ними.

Звукам нужно дать условное название или описание, чтобы вам с малышом можно было друг друга понимать.
Ведь пока вы не можете попросить его: «Скажи [d]», так как малыш не слышит, что же именно он должен сказать.
Например, если проблема в паре [ d ] – [ G ], можно различить их как «звук, который мы произносим кончиком языка», и «звук, который мы произносим серединкой языка».

Затем можно плавно и осторожно развивать слух ребенка. Упражнение должно быть предельно простым. Например: «Сейчас мы будем учить тебя слышать [d] – это тот, который произносится кончиком языка. Я буду произносить разные английские слова, а ты будешь кивать (стучать по столу, прыгать, хлопать и т. д.), если его услышишь».

Сначала полностью исключите слова с другим звуком, [ G ], и произносите слова, чередуя в случайном порядке те слова (или слоги), где есть звук [d], и те, где его нет. Затем подключите слова со вторым звуком, продолжая произносить и те, которые не содержат ни того, ни другого звука. И только затем, если все прошло успешно, переходите к словам или слогам, которые содержат оба звука.

Обязательно каждый раз говорите ребенку, прав ли он, и останавливайтесь на слове, где он сделал ошибку: у ребенка должен быть ориентир, ведь он только ищет ключ к распознаванию звуков на слух, и опровержение правоты не менее важно для него, чем ее подтверждение.

На следующем занятии попросите его расслышать второй звук из пары. Только тогда, когда ребенок будет безошибочно делать это упражнение, можно переходить к упражнению, построенному на повторении: вы говорите слово или слог, а ребенок повторяет.

Иногда искоренение этой проблемы затягивается, однако не стоит все занятия посвящать только этому. Во-первых, у ребенка может возникнуть ощущение, что на его пути встала какая-то неодолимая преграда, и он может охладеть к занятиям. Во-вторых, «нахрапом» эту проблему не всегда можно решить – развитие слуха требует времени.

Очень желательно избежать напряжения между вами и малышом: его неспособность различать очевидное может раздражать вас, и малыш будет это чувствовать. Помните, что если что-то очевидно для вас, это совсем не означает, что это так же очевидно для ребенка. Далеко не все взрослые могут определить музыкальную ноту на слух, хотя музыкант это сделает с легкостью. Просто учитывайте эту проблему на дальнейших занятиях: например, не начинайте обучение чтению со слов, которые содержат эти звуки.

7. Наконец, ребенок знает, что английские звуки нужно произносить «по-английски», «правильно» , понимает, почему его исправляют, когда он подменяет звук на русский или невнятно его произносит.

Если у вас возникли проблемы с тем, как объяснить ребенку, почему нужно выговаривать слова «правильно», отсылаю вас к главе «Приручите язык через артикуляцию» следующего раздела этой книги. Там рассказывается о том, каким приемом я часто пользуюсь, чтобы мотивировать ребенка или взрослого быть внимательным к фонетике иностранного языка.

Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.

Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ... или Бы, Вы, Гы..., иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: "Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?" Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких "уроков", построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.

gastroguru © 2017