Команда в образовательной организации презентация. Педагогическая команда - главный инновационный ресурс развития образовательного учреждения. «Эксклюзивность»: модель команды не всегда пригодна для «тиражирования», каждую новую команду нужно создавать с

Тема:Формирование команды. Роли в команде

Цели:Цели:
1.Согласование и уточнение представлений о закономерностях формирование команды на основе полученных знаний.
2. Отработка умений применения полученных знаний в условиях тренингов.
3. Развитие коммуникативных способностей для работы в команде.
4. Проектирование заказа на совместную деятельность командного типа.
Форма обучения: Деловая игра
Модель обучения:
Оценка - Обучение - Анализ - Упражнение - Применение

Малые группы – это небольшие объединения людей (от 2-3 до 30 чел.), занятых общим делом и находящихся в непосредственных контактах между собойМалые группы – это небольшие объединения людей (от 2-3 до 30 чел.), занятых общим делом и находящихся в непосредственных контактах между собой

Характеристика малой группыПсихологическая и поведенческая общность ее членов
Динамичность развития и жизнедеятельность группы (от фазы становления до фазы распада)
Морально-нравственные нормы группы
Непосредственный контакт между членами группы
Размер группы
Композиция группы (индивидуальный состав)
Морально-нравстственный тон
Направленность деятельности

Классификация малых группреферентные – нереферентые
естественные – условные
слаборазвитие – высокоразвитие

КОМАНДА – это такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения принято называть коллективистскими (коллектив единомышленников).

Требования к командеУспешно справляться с возложенными на нее задачами
Иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения
Создавать для каждого своего члена возможность развития личности
Быть способной к творчеству., т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сума того же количества индивидов, работающих в отдельности

Признаки командыНаличие:
Руководителя и лидера
Определенной системы отношений в группе
Конформность
Нравственные ценности и нормы
Каналы коммуникации
Позиция и статус
Внутренние установки
Ролевые позиции
Композиция

Этапы формирования команды
(А.Г. Кирпичник)Взаимная ориентация. Это этап невысокой работоспособности группы (самопрезентация, наблюдение других членов группы, понимание и отбор важных для себя свойств партнера).
Эмоциональный подъем. Определяется преимуществом контактов, оживленных новизной ситуации.
Спад психологического контакта. Возникает в следствии начала совместной деятельности, в которой обнаруживаются не только достоинства, но и проблемы, отсюда ситуация взаимной неудовлетворенности.
Подъем психологического контакта. Связан с получением результатов совместной деятельности, согласовании в ролевых функциях, выявляющих сильные стороны каждого члена команды.

Слайд №10

Структуры внутригрупповых каналов коммуникацииЦентрализованные (вертикаль):
Фронтальная
Радиальная
Иерархическая
Децентрализованная
(горизонталь, «коммуникативное равенство»):
4. Цепная
5. Круговая
6. Полная или неограниченная структура коммуникации (нет препятствий для свободного общения)

Ограниченная в
разной мере
структуры

Слайд №11

Фронтальная структураУчастники непосредственно находятся рядом и, вступая в прямые контакты, могут видеть друг друга, что позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности

Слайд №12

Радиальная структураУчастники деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и обмениваться информацией только через «центральное лицо». Это затрудняет возможность учитывать поведение и реакции остальных, зато позволяет работать самостоятельно независимо, до конца выявляя собственную, индивидуальную позицию.

Слайд №13

Иерархическая структураИмеется несколько (не менее 2) уровней соподчинения, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет. Межличностное общение ограниченно, коммуникации могут осуществляться в основном между двумя располагающимися рядом уровнями соподчиненности.

Слайд №14

Цепной вариант структурыМежличностное взаимодействие осуществляется как бы по цепочке, где каждый из участников за исключением двух крайних взаимодействуют с двумя соседними. Крайние позиции взаимодействуют только с одним членом группы.

Слайд №15

Круговая структураОдинаковыми возможностями располагают все члены группы.
Имеющаяся информация может циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться.
Участники коммуникации могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.

Слайд №16

Полная или неограниченная структураВ ней нет никаких препятствий для свободного межличностного общения. Каждый из членов группы может совершено свободно взаимодействовать с другими.

Слайд №17

Позиционные роли в коммуникацииЗаконы коммуникации предполагают последовательное прохождение следующих позиций:
«Автор»
«Понимающий»
«Критик»
«Организатор коммуникации»
«Арбитр»

Простая
коммуникация

Сложная
коммуникация

Слайд №18

Роли в командеI вариант. Классификация Белбина:
«Председатель» – спокойный, уверенный в себе, контролирующий себя.
«Поставщик» - активный, динамичный, напрягшийся, возбужденный.
«Человек команды» - социально-ориентированный, ласковый, чуткий.
«Уточняющий» - экстраверт, любопытный, общительный, энтузиаст.
«Оценивающий» - серьезный, осторожный.
«Исполнитель» - предсказуемый, управляемый.
«Растущий» - творчески-настроенный индивидуалист, не всем приемлем. Потенциальный «председатель» новой команды.

Слайд №19

Роли в командеII вариант. Классификация Крейган, Райт.
«Лидер выполнения задания» – несущий ответственность за выполнение работ.
«Социально-эмоциональный лидер» - создает благоприятную атмосферу и поощряет анализ в группе.
«Нейтрализатор» - поддерживает хорошее настроение команды.
«Доставляющий» - общается с нужными источниками.
«Главный отрицающий» - оценивает идеи, составляет порядок работ, приветствует конфликт.
«Активный слушатель» - спрашивающий, ищущий идеи, не выражающий поддержки какой-либо определенной позиции.

Экспериментирующая команда пытается избежать притворной вежливости. «Нам не нужна наша дурацкая вежливость», - говорят они; а это означает большую открытость команды и готовность столкнуться с трудностями.
Объединяющаяся команда от общей работы получает больше пользы. На этом этапе выявляются больше усилий для создания структуры работы команды: объясняются цели команды; определяются задания, которые нужно выполнить; более точно и аккуратно проводится планирование и анализ результатов.
Зрелом команде свойственна методологическая работа очень высокого уровня и развивающаяся деятельность (в широком смысле). Лояльность команды является естественной и само собой разумеющейся и не подлежит дискуссиям. Развитие команды становится образом жизни.

Проектная команда. Это многофункциональная группа, в которой могут работать учителя разных учебных дисциплин, если это необходимо для реализации педагогического проекта. Для того чтобы выполнить проект, все члены команды должны тесно сотрудничать друг с другом. Обычно такие команды расформировываются по завершении проекта. Но в научно-исследовательской работе один проект может сменяться другим, а значит, члены команды могут работать многие годы. Команда по оперативному решению задачи. Их можно назвать целевыми командами, опе­ративными группами. Обычно это кратковременные группы. Квалификация членов команды связана со спецификой выполняемого задания: их привлекают для совместного изучения сложных или кри­тических ситуаций, для выработки рекомендаций и их внедрения. Команда по вопросам усовершенствования. Как ясно из названия, эти команды занимаются оптимизацией учебно-воспитательного процесса. Команда управления. В некоторых учебных заведениях их называют управленческими командами. Но если каждый член администрации просто четко выполняет свои обязанности и не выходит за рамки их выполнения, то это еще не команда

Разделы: Администрирование школы

Каждый директор школы стремится создать эффективную команду, члены которой обладали бы инициативой, чувством ответственности, высокой работоспособностью. И это понятно: не может даже самый талантливый руководитель в одиночку управлять школой, решать все проблемы, находить ответы на все вопросы, возникающие в процессе работы педагогического коллектива. Инициатором создания управленческой команды должен быть директор школы.

В каких случаях у директора школы возникает необходимость создать управленческую команду? Разумеется, это совершенно неизбежно при реализации инновационного проекта. В этих целях формируется специальная группа для решения стратегических задач. Так, в нашей школе, приступая к разработке, а затем к реализации инновационного проекта «Школа самоопределения и самореализации», встал вопрос о создании управленческой команды. Мы понимали, что самый серьезный, с точки зрения повышения эффективности деятельности образовательного учреждения, является командный ресурс. Команда – это временная инициативная группа учителей, которая в тесном сотрудничестве добивается максимального успеха в достижении целей. Создавать управленческую команду мы начали с повышения профессиональной квалификации. В состав группы вошли управленцы, учителя, школьные психологи, социальный педагог, воспитатели, вожатые, библиотекари. Опыт показал, что если весь педагогический коллектив включен в процесс поиска путей решения проблем, то цель будет достигнута. Учебный план формирования единой команды был направлен на воспитание и достижение общности в понимании целей деятельности команды, на определение проблем и путей их разрешения, на оценку прошлого опыта, разработку планов и способов их реализации. Занятия носили практико-ориентированную направленность. Основными формами изучения этих тем были – рефлексия, деловые игры, элементы социально-психологического тренинга, разработка проектов, анкетирование, тестирование, мозговой штурм.

Процесс формирования команд предполагает хорошее знание руководителем возглавляемого коллектива, лидеров первичных контактных групп, педагогических склонностей, организаторских способностей каждой личности, а также умения объединить их в психологически совместимые группы, способные обеспечить успех будущего дела, положительную реакцию каждого члена команды. Любая команда объединяется для общего дела.

Мы понимали, что эффективность работы команды во многом обуславливается ясностью перед ней целей, знанием форм и методов организации работы. Смысл формирования команды состоял в том, чтобы свести вместе учителей и наладить их личные взаимоотношения, чтобы они могли согласованно двигаться к единой цели. С одной стороны, это относится к группам, членам которых поручается выполнение определенных поручений, заданий, с другой – в более широком смысле слова – ко всем педагогам, совместно преследующим общие цели образовательного учреждения. В целях эффективной работы команды мы ввели в ее состав учителей разных характеров и способностей так, чтобы слабые стороны одних в конкретном деле компенсировались превосходством других.

Таким образом, процесс создания команды и организация командной работы предполагают баланс целей, индивидуальных интересов членов группы и коллективных интересов всей школы. По мере нашего продвижения вперед стали формироваться уровни управленческой команды. Рассмотрим подробнее обозначенные в таблице формирование уровней управленческой команды в условиях развития нашего образовательного учреждения.

Формирование уровней управленческой команды в условиях развития образовательного учреждения

Содержание деятельности образовательного учреждения в инновационном режиме Управленческие команды Результат
1 Изучение сущности элементов педагогической технологии Ситуативные группы из мотивированных на развитие учителей под руководством зам. директора по УВР 1.Члены ситуативных групп, глубоко изучив элементы педагогической технологии, включились в подготовку и проведение семинаров для учителей.

2.Учителя получили представление о педагогической технологии, её элементах, ощутили противоречие между современными требованиями к владению педагогической технологии и отсутствием этого в своей практике

2 Разработка программы развития (инновационный проект «Школа самоопределения и самореализации»)

Ведущий инновационный компонент – технология метода проектов

1.Проектная группа

2.Инициативные группы (временно существующие для разработки путей решения какой либо проблемы)

Разработка проблемно-ориентированного анализа, концепции, стратегического плана развития, плана реализации этапов проекта.

Разработка:

  • моделей выпускника (I-III ступеней обучения);
  • критериев оценки трудовой деятельности педагогических кадров;
  • системы стимулирования трудовой активности учителей
3 Реализация программы развития («Школа самоопределения и самореализации»)

Ведущий инновационный компонент – технология метода проектов

1.Совет по стратегии и планированию развития школы

2. ШМО учителей: технология метода проектов и обучение в сотрудничестве

3.Годичные команды (команды учителей, обучающих детей одного возраста – одна параллель классов)

4.Инициативная группа №1

5.Инициативная группа №2

Координирование инновационной деятельности на всех уровнях (учитель > МО > годичная команда > инициативные группы)

Анализ результатов введения новшеств в методику преподавания предметов, принятие решения об устранении недостатков

Анализ результатов освоения новшеств в учебно-воспитательном процессе в одной параллели. Разработка и осуществление плана реализации решений по устранению недостатка при внедрении технологии метода проектов и обучения в сотрудничестве.

Разработка путей решения проблемы гуманизации межличностных отношений в системах «учитель – ученик», «ученик-ученик»

Разработка алгоритмов самостоятельной деятельности учащихся

4 Разработка программы развития (Инновационный проект «Школа личностного и профессионального самоопределения»)

Ведущий инновационный компонент – компетентностный подход, метод аутентичного оценивания.

Усиление акцента на воспитании в учебно-воспитательном процессе.

Проектная группа

МО учителей

Инициативная группа №1

Инициативная группа №2

Разработка проблемно-ориентированного анализа, концепции развития, программы ОЭР «Формирование у учащихся ответственности за выбор форм и видов деятельности и её результаты»

Проведение семинаров по изучению теоретических основ новшеств

Управление повышением уровня квалификации учителей, самообразовательной работой по освоению концептуальных основ развития школы

Разработка методики применения компетентностного подхода в обучении

Разработка путей повышения корпоративной культуры общения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик»

Сформированные ситуативные группы глубоко и основательно изучили элементы педагогической технологии и включились в подготовку и проведение семинаров для учителей школы. В результате работы группы учителя получили представление о педагогической технологии, её элементах, ощутили противоречие между современными требованиями к владению педагогической технологии и отсутствием этого в своей практике. Таким образом, был сформирован еще один уровень управленческой команды.

Создание программы развития школы началось с анализа результатов обучения. В этой работе приняли участие все учителя, что позволило каждому критически отнестись к личному вкладу в общее дело, а также расширить знания о требованиях к результатам обучения. Рассогласование между требуемыми результатами обучения и действительными позволило приступить к разработке проблемно- ориентированного анализа. Всей работой на этапе перехода школы в режим развития руководила проектная группа, возглавляемая директором школы. К созданию проблемно-ориентированного анализа были привлечены все члены педагогического коллектива. Выявив главный недостаток в работе школы – отсутствие условий для формирования личности, способной к самоопределению и самореализации, группой проведен анализ результатов, процесса и ресурсов работы школы, чтобы установить причины недостаточности результатов и определить пути решения проблемы. В этой связи наиболее эффективной оказалась следующая последовательность в работе: проектная группа > методический совет > ШМО > методический совет > проектная группа.

Создание проблемно-ориентированного анализа послужило мощным толчком к пересмотру образовательной парадигмы, заставило каждого учителя задуматься о том, кого должна выпускать школа, какими средствами этого можно добиться, каков уровень владения педагогическими средствами у самого учителя. Работа над созданием программы развития школы явилась двигателем глубокого самоанализа педагогической деятельности каждого учителя, а значит, служила определенной точкой отсчета в развитии профессионального стиля деятельности.

Над созданием концепции развития, в которой была основана смена традиционной парадигмы обучения учитель-ученик-учебник на новую парадигму ученик-учебник-учитель, трудилась проектная группа, но при этом информация о содержании документа поступала к каждому учителю по схеме: проектная группа > методический совет > заседание ШМО. Это делалось для того, чтобы ориентировать учителя на самообразование в нужном для школы направлении. Так, на заседаниях ШМО обсуждались вопросы о сущности технологии метода проектов, обучения в сотрудничестве, концептуальные основы личностно-ориентированного обучения.

Методическая работа в школе на данном этапе велась более активно с использованием разнообразных форм: групповая (проектная группа, методический совет, ШМО), индивидуальная (самообразование), коллективная (педагогический совет), что положительно сказывалось на развитии профессионального стиля деятельности педагогических работников. Кроме того, большую роль в решении данной проблемы (развития профессионального стиля деятельности педагогов) сыграло обучение учителей на курсах повышения квалификации (37% учителей повысили квалификацию на курсах).

Таким образом, данный уровень управленческой команды позволил разработать проблемно-ориентированный анализ, концепцию, стратегический план развития, план реализации этапов инновационного проекта «Школа самоопределения и самореализации», моделей выпускника (I-III ступеней обучения), критериев оценки трудовой деятельности педагогических кадров, системы стимулирования трудовой активности учителей.

Следующий уровень управленческой команды был сформирован и ориентирован на реализацию инновационного проекта «Школа самоопределения и самореализации». Сознавая необходимость смены парадигмы, педагогический коллектив отдавал себе отчет, насколько трудным является переход к новой парадигме образования, провозглашающий ученика субъектом учебной деятельности. Управленческой команде предстояло создать целый ряд ресурсов (нормативно-правовых, научно-методических, организационных, кадровых и др.) которые позволили бы реализовать стратегический план инновационного проекта. Благодаря слаженной работы управленческой команды успешно и в срок были созданы нормативно-правовые ресурсы: изданы регулирующие инновационную деятельность приказы, разработана программа опытно-экспериментальной работы по проблеме инновации, положение о научно-исследовательской работе, опытно-экспериментальной деятельности педагогических работников школы, созданы годичные команды учителей, внутри которых затем образовались целевые группы, успешно справившиеся с решением проблемы создания алгоритмов учебной деятельности. Данные алгоритмы должны были в соответствии с возрастными особенностями учащихся обеспечить организацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Следует отметить, что проектной группой были приложены все усилия для обеспечения каждого учителя, участвовавшего в реализации инновационного проекта, методическими материалами, содержащими подробное описание сути технологии метода обучения в сотрудничестве и технологии метода проектов, а также рекомендации по их применению на практике.

Приступая к разработке инновационного проекта «Школа личностного и профессионального самоопределения» был сформирован еще один уровень управленческой команды – проектная и инициативные группы. В результате работы управленческой команды на данном этапе развития школы был разработан проблемно-ориентированный анализ, концепция развития школы, программа опытно-экспериментальной работы «Формирование у учащихся ответственности за выбор форм и видов деятельности и её результаты». Инициативные группы разработали методики применения компетентстного подхода в обучении и путей повышения корпоративной культуры общения в системах учитель-ученик и ученик-учитель.

Таким образом, преимущества коллективного управления нам уже очевидны. Управленческая команда является основой успеха организации в целом. Выросло взаимное доверие в коллективе. Участие в разработке и принятии решений – сильнейшее средство трудовой мотивации учителей. Коллективно рождается значительно больше идей, идет наращивание индивидуального потенциала каждого из числа коллектива, решения становятся более обоснованными, повышается ответственность каждого за их принятие и реализацию. Все это формирует чувство причастности достижению общей цели. При этом уточняются и ценности индивидуальные, улучшаются межличностные отношения, снижаются стрессы, растет сплоченность коллектива.

Педагогическая команда - главный инновационный ресурс развития образовательного учреждения.

Педагогическая команда - группа педагогов, организованных для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты.

Педагогическая команда – один из главных инновационных ресурсов развития школы.


Потенциал педагогической команды складывается из нескольких составляющих:
1.Согласованность целей и ценностей содержания обучения, воспитания.
2. Степень развития профессиональных отношений:

Умение быстро решать задачи;

Генерация нестандартных решений (креативность);

Кодекс чести профессионала.


3. Превращение педколлектива в команду единомышленников, объединенных общим видением, миссией, ценностями.

Назвать группу педагогов командой не означает создать ее формально, по приказу, и только одного желания директора школы заставить их работать в команде недостаточно. Чтобы лучше понять основные различия между рабочими группами и командами, предлагаем следующую таблицу.

Типы педагогических команд

В зависимости от поставленных задач одни педагогические команды работают в течение длительного времени, другие - короткий период и по завершении работы расформировываются.

Проектная команда . Это многофункциональная группа, в которой могут работать учителя разных учебных дисциплин, если это необходимо для реализации педагогического проекта. Чтобы выполнить проект, все члены команды должны тесно сотрудничать друг с другом. Обычно такие команды расформировываются по завершении проекта. Но в научно-исследовательской работе один проект может сменяться другим, а значит, члены команды могут работать многие годы.

Команда по оперативному решению задачи . Их можно назвать целевыми командами, оперативными группами. Обычно это кратковременные группы. Квалификация членов команды связана со спецификой выполняемого задания: их привлекают для совместного изучения сложных или критических ситуаций, для выработки рекомендаций и их внедрения.

Команда по вопросам усовершенствования . Как ясно из названия, эти команды занимаются оптимизацией учебно-воспитательного процесса.

Команда управления . В некоторых учебных заведениях их называют управленческими командами. Но если каждый член администрации просто четко выполняет свои обязанности и не выходит за рамки их выполнения, то это еще не команда.

Различия между рабочими группами и командами

Рабочие группы

Команды

Цели и задачи в работе определяются директором образовательного учреждения.

Цели и задачи определяются руководителем команды совместно с ее членами.

Определение индивидуальных функций, обязанностей и задач.

Определение индивидуальных функций, обязанностей и задач для достижения командного результата.

Основная деятельность направлена на выполнение индивидуальных заданий.

Основная деятельность направлена на выполнение командных задач.

Личная ответственность.

Личная и взаимная ответственность.

Забота о результатах индивидуальной деятельности и преодоление личных трудностей.

Забота о результатах деятельности каждого члена команды и коллективное преодоление трудностей, стоящих перед командой.

Коллектив – это ценностно-организационное единство людей, порожденное и объединенное совместной деятельностью по достижению общих целей, имеющее внутреннюю структуру, образованную за счет установления прочных внутриколлективных деловых и неформальных связей. А команда – это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач.

Положительные стороны командной работы.

«Плюс»

Показатель

Профессиональный

Время

Команда профессионалов способна быстро и эффективно решать задачу, на которую обычно уходит значительное время.

Креативность

Команда профессионалов способна генерировать нестандартные решения, создавая «копилку решений».

Качество

«Кодекс чести» профессионала не позволит делать работу некачественно.

Коммуникативный

Стиль

В команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки.

Координация

Каждый из членов команды гибко участвует в координации работ.

Социальный

Имидж

Наличие команды создает школе выгодный имидж, вызывая у партнеров доверие.

Перспектива

При наличии команды школа имеет преимущества при реализации стратегического плана.

Духовный

Ценности

Работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена.

Рост

Работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом.

Литература

  1. Жуковский В. Особенности создания педагогической команды. – ucheba.com
  2. Лексина З.В. Педагогическая команда - главный инновационный ресурс развития ОУ. – mashared.ru

Слайд 2

Цели: 1.Согласование и уточнение представлений о закономерностях формирование команды на основе полученных знаний. 2. Отработка умений применения полученных знаний в условиях тренингов. 3. Развитие коммуникативных способностей для работы в команде. 4. Проектирование заказа на совместную деятельность командного типа. Форма обучения: Деловая игра Модель обучения: Оценка - Обучение - Анализ - Упражнение - Применение

Слайд 3

Малые группы – это небольшие объединения людей (от 2-3 до 30 чел.), занятых общим делом и находящихся в непосредственных контактах между собой

Слайд 4

Характеристика малой группы

Психологическая и поведенческая общность ее членов Динамичность развития и жизнедеятельность группы (от фазы становления до фазы распада) Морально-нравственные нормы группы Непосредственный контакт между членами группы Размер группы Композиция группы (индивидуальный состав) Морально-нравстственный тон Направленность деятельности

Слайд 5

Классификация малых групп

референтные – нереферентые естественные – условные слаборазвитие – высокоразвитие

Слайд 6

КОМАНДА – это такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения принято называть коллективистскими (коллектив единомышленников).

Слайд 7

Требования к команде

Успешно справляться с возложенными на нее задачами Иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения Создавать для каждого своего члена возможность развития личности Быть способной к творчеству., т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сума того же количества индивидов, работающих в отдельности

Слайд 8

Признаки команды

Наличие: Руководителя и лидера Определенной системы отношений в группе Конформность Нравственные ценности и нормы Каналы коммуникации Позиция и статус Внутренние установки Ролевые позиции Композиция

Слайд 9

Этапы формирования команды(А.Г. Кирпичник)

Взаимная ориентация. Это этап невысокой работоспособности группы (самопрезентация, наблюдение других членов группы, понимание и отбор важных для себя свойств партнера). Эмоциональный подъем. Определяется преимуществом контактов, оживленных новизной ситуации. Спад психологического контакта. Возникает в следствии начала совместной деятельности, в которой обнаруживаются не только достоинства, но и проблемы, отсюда ситуация взаимной неудовлетворенности. Подъем психологического контакта. Связан с получением результатов совместной деятельности, согласовании в ролевых функциях, выявляющих сильные стороны каждого члена команды.

Слайд 10

Структуры внутригрупповых каналов коммуникации

Централизованные (вертикаль): Фронтальная Радиальная Иерархическая Децентрализованная (горизонталь, «коммуникативное равенство»): 4. Цепная 5. Круговая 6. Полная или неограниченная структура коммуникации (нет препятствий для свободного общения) Ограниченная в разной мере структуры

Слайд 11

Фронтальная структура

Участники непосредственно находятся рядом и, вступая в прямые контакты, могут видеть друг друга, что позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности

Слайд 12

Радиальная структура

Участники деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и обмениваться информацией только через «центральное лицо». Это затрудняет возможность учитывать поведение и реакции остальных, зато позволяет работать самостоятельно независимо, до конца выявляя собственную, индивидуальную позицию.

Слайд 13

Иерархическая структура

Имеется несколько (не менее 2) уровней соподчинения, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет. Межличностное общение ограниченно, коммуникации могут осуществляться в основном между двумя располагающимися рядом уровнями соподчиненности. 3 3 3 1 2

Слайд 14

Цепной вариант структуры

Межличностное взаимодействие осуществляется как бы по цепочке, где каждый из участников за исключением двух крайних взаимодействуют с двумя соседними. Крайние позиции взаимодействуют только с одним членом группы.

Слайд 15

Круговая структура

Одинаковыми возможностями располагают все члены группы. Имеющаяся информация может циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. Участники коммуникации могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.

Слайд 16

Полная или неограниченная структура

В ней нет никаких препятствий для свободного межличностного общения. Каждый из членов группы может совершено свободно взаимодействовать с другими.

Слайд 17

Позиционные роли в коммуникации

Законы коммуникации предполагают последовательное прохождение следующих позиций: «Автор» «Понимающий» «Критик» «Организатор коммуникации» «Арбитр» Простая коммуникация Сложная коммуникация ОК А П К Арб

Слайд 18

Роли в команде

I вариант. Классификация Белбина: «Председатель» – спокойный, уверенный в себе, контролирующий себя. «Поставщик» - активный, динамичный, напрягшийся, возбужденный. «Человек команды» - социально-ориентированный, ласковый, чуткий. «Уточняющий» - экстраверт, любопытный, общительный, энтузиаст. «Оценивающий» - серьезный, осторожный. «Исполнитель» - предсказуемый, управляемый. «Растущий» - творчески-настроенный индивидуалист, не всем приемлем. Потенциальный «председатель» новой команды.

Слайд 19

Роли в команде

II вариант. Классификация Крейган, Райт. «Лидер выполнения задания» – несущий ответственность за выполнение работ. «Социально-эмоциональный лидер» - создает благоприятную атмосферу и поощряет анализ в группе. «Нейтрализатор» - поддерживает хорошее настроение команды. «Доставляющий» - общается с нужными источниками. «Главный отрицающий» - оценивает идеи, составляет порядок работ, приветствует конфликт. «Активный слушатель» - спрашивающий, ищущий идеи, не выражающий поддержки какой-либо определенной позиции.

Слайд 20

III вариант. Классификация по Вудкоку. «Лидер команды» - ставит вопрос. «Дипломат» - участник переговоров, влиятелен, ориентируется на всю команду. «Посол» - развивает внешние связи, заводит новые знакомства, полезные для команды. «Контролер» - заботится о качестве продукта, «голос совести» команды. «Судья» - стимулирует справедливость в группе, избегает спешки. «Приспособленец» - наблюдает, не допускает конфликтов.

Слайд 21

Типы команд

Несформировавшаяся команда чаще всего характеризуется как «король и придворные», где «король» делает то, что хочет, а придворные должны ему подчиняться. Иногда «король» тяжело и много работает, но это не помогает формироваться команде, потому что все предложения, дискуссии и решения предлагаются и принимаются им самим. Экспериментирующая команда пытается избежать притворной вежливости. «Нам не нужна наша дурацкая вежливость», - говорят они; а это означает большую открытость команды и готовность столкнуться с трудностями. Объединяющаяся команда от общей работы получает больше пользы. На этом этапе выявляются больше усилий для создания структуры работы команды: объясняются цели команды; определяются задания, которые нужно выполнить; более точно и аккуратно проводится планирование и анализ результатов. Зрелом команде свойственна методологическая работа очень высокого уровня и развивающаяся деятельность (в широком смысле). Лояльность команды является естественной и само собой разумеющейся и не подлежит дискуссиям. Развитие команды становится образом жизни.

Посмотреть все слайды

gastroguru © 2017