Грамматические нормы. Русский язык и культура речи (нормативный и коммуникативный аспекты) Учебное пособие

ЗАДАНИЕ 1. Определите род имен существительных, составьте с ними словосочетания "существительное + прилагательное".

Aвеню, аэрозоль, бандероль, безе, боржоми, бра, буржуа, вуаль, галифе, домишко, жюри, иваси, инженю, какаду, кольраби, контральто, кофе, леди, лосось, меню, мозоль, мокко, моль, пемоксоль, пенальти, пони, портмоне, салями, травести, тюль, фламинго, фойе, фрау, цеце, шампунь.

ЗАДАНИЕ 2. Из приведенных ниже существительных выпишите несклоняемые, определите их род. У каких слов наблюдаются колебания в роде? Какие слова имеют только форму множественного числа?

Бигуди, бикини, бьеннале, бюро, виски, гастроли, гетто, депо, дитя, домино, жалюзи, желе, иваси, канифоль, коала, кофе, манго, метро, пальто, панки, повидло, подмастерье, пюре, рагу, саго, самбо, ситро, соль (нота), соль (поваренная), сопрано, спагетти, трюмо, филе, хачапури, хиппи, Бологое, Сочи, "Жигули", "Караданахи".

ЗАДАНИЕ 3. Разделите существительные на три группы: 1) существительные женского рода; 2) существительные мужского рода; 3) существительные общего рода.

Aтташе, балда, бездарь, брюзга, визави, воротила, врач, голова, громила, денди, жадина, жертва, забияка, зазнайка, заправила, змея, импресарио, инкгонито, какаду, колибри, конферансье, крупье, маэстро, недотрога, повеса, портье, протеже, простофиля, свинья, сластена, слуга, сорвиголова, староста, судья, тамада, травести, умница, шимпанзе, ябеда.

ЗАДАНИЕ 4. Определите род аббревиатур.

МХАТ, ООН, МИД, США, РУВД, МВФ, МАГАТЭ, ГЭС, ЖЭК, ЖСК, РГПУ, роэ, СНГ, СБСЕ, НИИ, вуз.

ЗАДАНИЕ 5. Словосочетания, приведенные в форме множественного числа, поставьте в форму единственного числа. В тех случаях, где это возможно, дайте два варианта.

Изящные жирафы, русские идиомы, ужасные неряхи, распахнутые ставни, красные георгины, удобные стулья, белые клавиши, грязные манжеты, новые туфли, строгие старосты, театральные занавесы, измятые банкноты, черные пожарища, высокие ботфорты, крахмальные простыни, серые домины, детские коленки, концертные залы, старые мозоли, стальные рельсы, новые санатории, старые рояли, кудрявые бакенбарды, ранние овощи, дешевые плацкарты, веселые запевалы, противные ябеды.

ЗАДАНИЕ 6. Образуйте, если это возможно, форму именительного падежа единственного числа приведенных ниже имен существительных. Есть ли здесь слова с колебаниями в роде?

а) Битки, зразы, вафли, галеты, гренки, клецки, куры, лангеты, меренги, оладьи, пельмени, тефтели, шпроты;

б) ботинки, босоножки, гамаши, гетры, кеды, котурны, кроссовки, сандалеты, сандалии, тапки, тапочки, туфли, чешки, шлепанцы.

ЗАДАНИЕ 7. Составьте словосочетания с каждой из приведенных ниже форм слов.

В быте - в быту, в цвете - в цвету, в ряде - в ряду, в круге - в кругу, в угле - в углу, на крае - на краю.

ЗАДАНИЕ 8. Поставьте приведенные ниже слова и словосочетания в форму предложного падежа с предлогами НА или В.

"Пир" Платона, пышный пир; Лисий Нос, нос; "Лес" А.Островского, лиственный лес; "Дым" И.Тургенева, едкий дым; "Аэропорт" А.Хейли, московский аэропорт; "Вишненвый сад" А.Чехова, вишневый сад.

ЗАДАНИЕ 9. Для каждой группы существительных сформулируйте заголовок, определяющий, какое окончание у этих существительных в форме именительного падежа множественного числа.

а) адрес, веер, директор, доктор, катер, купол, мастер, обшлаг, отпуск, сторож, паспорт, профессор;

б) бухгалтер, возраст, выговор, выпуск, герб, госпиталь, диспетчер, договор, инженер, контейнер, крем, лектор, маклер, месяц, офицер, очередь, полис, почерк, прибыль, cлог, столяр, токарь, торт, фронт, шофер;

в) ворох, гроздь, дядя, шурин, инспектор, инструктор, крейсер, плинтус, прожектор, пудель, свитер, сектор, слесарь, тополь, трактор, трюфель, флигель, цех, штабель, штемпель, шторм, якорь.

ЗАДАНИЕ 10. Образуйте форму именительного падежа множественного числа данных имен существительных.

Бухгалтер, веер, возраст, ворох, выговор, герб, госпиталь, диспетчер, договор, крем, маклер, месяц, округ, отпуск, очередь, паспорт, порт, почерк, прибыль, сторож, трюфель, шофер, штемпель, штабель.

ЗАДАНИЕ 11. Составьте словосочетания с каждой из приведенных ниже форм слов.

Верхи - верха, зубы - зубья, корпусы - корпуса, крендели - кренделя, лагери - лагеря, образы - образа, ордены - ордена, ордеры - ордера, проводы- провода, соболи - соболя, счеты - счета, тоны - тона, тормозы - тормоза, учители - учителя, хлебы - хлеба.

ЗАДАНИЕ 12. Образуйте форму родительного падежа множественного числа данных существительных.

а) валенки, кеды, носки, погоны, сандалии, сапоги, туфли, чулки;

б) антресоли, бубны, джинсы, кальсоны, консервы, лыжи, макароны, очки, панталоны, шаровары, шахматы, шорты, ясли;

в) абрикосы, апельсины, бананы, лимоны, мандарины, помидоры, яблоки;

г) амперы, ватты, гектары, граммы;

д) гренадеры, гусары, партизаны, солдаты,

e) армяне, казахи, карелы, осетины, туркмены, хорваты, цыгане;

ж) брызги, вафли, клешни, кухни, ноздри, свечи, сопли;

з) блюдца, воскресенья, дела, коленца, кладбища, места, полотенца, увечья, ущелья, щупальца.

ЗАДАНИЕ 13. Разделите слова на 4 группы: 1) имеющие в родительном падеже множественного числа окончание -ОВ; 2) имеющие в этой форме окончание -ЕЙ; 3) имеющие нулевое окончание; 4) не имеющие формы родительного падежа множественнного числа.

Aфиша, банан, башка, башкир, блюдце, бредни, брюзга, будни, бурят, ведьма, грабли, гусар, дядя, кастрюля, каторга, килограмм, консервы, кочерга, макароны, мечта, носок, оладья, пальтецо, патиссон, пельмень, платье, платьице, помидор, простыня, ремесло, ретген, серьга, сходни, тамада, тапка, тахта, туфля, ханжа.

ЗАДАНИЕ 14. Раскройте скобки, правильно склоняя имена и фамилии художников и скульпторов.

"Амур и Психея" (Антонио Канова), "Апостолы Петр и Павел" (Доменико Эль Греко), "Венера и Адонис" (Питер Пауль Рубенс), "Лот с дочерьми" (Франсуа де Труа), "Нимфа и сатир" (Анри Матисс), "Одиссей и Навзикая" (Сальватор Роза), "Отдых на пути в Египет" (Антонис ван Дейк), "Поклонение младенцу Христу" (Филиппино Липпи), "Прощание Абеляра и Элоизы" (Анжелика Кауфман), "Святое семейство" (Никола Пуссен), "Флора" (Этьен Морис Фальконе), "Юнона у Эола" (Жан Ресту), "Явление Христа Марии Магдалине" (Пьетро да Кортона).

ЗАДАНИЕ 15. Образуйте краткие формы имен прилагательных (все возможные варианты). Поставьте ударение.

Безукоризненный, бессмысленный, голый, длинный, добрый, древний, искренний, мужественный, острый, полный, сильный, таинственный, теплый, хитрый, хриплый, щуплый.

ЗАДАНИЕ 16. Образуйте сравнительную степень имен прилагательных. Прокомментируйте те случаи, когда сделать это невозможно.

Ветхий, громкий, деловой, дешевый, емкий, жестокий, звонкий, зябкий, крепкий, младший, передовой, плоский, тонкий, топкий, соленый, старый, узкий, хороший.

ЗАДАНИЕ 17. Следуя орфоэпическим и акцентологическим нормам русского языка, прочитайте вслух предложения. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти. Самое наибольшее количество пуделей и сеттеров было представлено на выставке более передового клуба кинологов. Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие. Эверест - самая высочайшая точка планеты, а Марианская впадина - самое глубочайшее место. Сосиски показались ему более вкуснее, чем пельмени. Как более деловой менеджер, Эпштейн добился выгодного сбыта свеклы в самый наикороткий срок. Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивейшим.

ЗАДАНИЕ 18. Просклоняйте приведенные словосочетания с именами числительными.

Полтора яблока, четверо мальчиков, 1741 год, 492 года, 167 вагонов.

ЗАДАНИЕ 19. Прочитайте правильно предложения из сказок для детей.

1. Около 400 лет тому назад оно [маленькое привидение] помогло графине найти драгоценные золотые серьги, которые стащила с подоконника сорока. (О.Пройслер. Маленькое привидение). 2. Так вот, в те времена хозяйничал на горах Брендах знаменитый и грозный разбойник Мерзавио, самый страшный злодей из всех злодеев, со своими 21 подручным, 50 ворами, 30 воришками и 200 пособниками и укрывателями. (К.Чапек. Разбойничья сказка). 3. А вот, к примеру, у ратиборжского водяного не меньше 200 тысяч карпов да еще вдобавок лини, сазаны, караси и, глядишь, здоровенная щука... (К.Чапек. Сказка про водяных). 4. Итак, когда прошел ровно год и один день, снова предстал Франтишек Король перед судом по обвинению в убийстве неизвестного человека и похищении 1 367 815 крон 92 геллеров и сверх того зубной щетки. (К.Чапек. Бродяжья сказка).

ЗАДАНИЕ 20. Прочитайте, употребляя числительные и заключенные в скобки существительные в форме нужного падежа.

В 1739 году 38-летнему механику Анри Котюа из французского городка Ламбера, что в 245 милях от Парижа, удалось создать и расположить на плате длиной не более 299,3 (сантиметр), а шириной, равной 4148,67 (сантиметр), макет своего родного города в 3/236 натуральной величины. На ней механик разместил 23601 дом, более 340 церквей с 276 колокольнями, около 94 кузниц. На 167 шпилях красовалось не менее 152 флюгеров. В игрушечном городе нашлось место 6584 амбарам, 3849 лавкам, а на 687 улицах и 226 переулках, наполненных 4787 человеческими фигурами, "росло" не менее 2857 деревьев и 456 кустов, только на изготовление которых ушло 22 (сутки). Макет экспонировался в (полторы мили) от Парижа, в первый же день павильон был посещен 1471 посетителем, сфотографирован 346 корреспондентами.


Похожая информация.


«Грамматические нормы Задание 1. Определите род имен существительных. Визави, домишко, кофе, шампунь, инкогнито, сирота, староста, жюри, умница. Задание 2. Определите...»

Грамматические нормы

Задание 1. Определите род имен существительных.

Визави, домишко, кофе, шампунь, инкогнито, сирота, староста, жюри, умница.

Задание 2. Определите род аббревиатур.

УВД – управление внутренних дел

МГУ – Московский Государственный университет

МХАТ- Московский Художественный Академический театр

ООН - Организация Объединённых Наций

МИД – Министерство иностранных дел

ГЭС - гидроэлектростанция

ЭВМ – электронно-вычислительная машина

СНГ – Союз Независимых государств

ГАИ – гражданская автоинспекция

ЖСК – жилищно-строительный кооператив

НИИ – научно-исследовательский институт

Задание 3. Выпишите слова женского рода.

Тюль, фрау, иваси, тушь, неженка, бремя, авеню, мозоль, глупышка, рояль, вуаль, мадемуазель, бра, табель, кенгуру.Задание 4. Выпишите слова мужского рода.

Воевода, юноша, хвастунишка, лакомка, глупышка, рантье, умишко, шимпанзе, подмастерье, сапожище, гений, толь, пони, отель, неряха.Задание 5. Выпишите слова среднего рода.

Знамя, носище, маслице, городишко, пьяница, кольраби, пепелище, безе, купе, клише, декольте, атташе, желе, жюри, кафе, неженка.Задание 6. Выпишите несклоняемые имена существительные, определите их род.

Жалюзи, бигуди, сопрано, депо, бюро, гастроли, хиппи, спагетти, метро, пальто, иваси, гетто, портмоне, бубны, домино, манго, бикини, желе, виски, рагу, пюре.Задание 7. Распределите существительные на три группы: женского, мужского и общего рода.



Конферансье, протеже, крупье, змея, судья, староста, свинья, врач, портье, зазнайка, умница, ябеда, воротила, тамада, голова, домина, недотрога, маэстро, брюзга, забияка, простофиля, какаду, денди, сластена, повеса, колибри, жадина, бродяга, коллега, малютка, невежа, невидимка, одиночка, пьяница, сирота, убийца.Задание 8. Определите род заимствованных существительных.

Мадам, кредо, пенальти, атташе, денди, салями, буржуа, леди, мисс, фламинго.

Задание 9. Разделите существительные на три группы: женского, мужского и среднего рода.

Безе, денди, мозоль, иваси, какаду, ора, желе, лосось, моль, кольраби, пони, жюри, меню, тюль, пери, пемоксоль, фламинго, резюме, шампунь, филе, фойе.Задание 10. Словосочетания, приведенные во множественном числе, поставьте в форму единственного числа.

Высокие жирафы - жираф

ужасные неряхи - неряха красные георгины - георгин

белые клавиши – клавиша

грязные манжеты – манжета

новые туфли – туфля

строгие старосты – староста

театральные занавесы – занавес

измятые банкноты – банкнота

черные пожарища – пожарище

высокие ботфорты – ботфорт

домашние тапочки – тапочка

белые босоножки – босоножка

огромные домины – домина

узкие ботинки – ботинок

детские коленки – коленка

концертные залы – зал

старые мозоли – мозоль

стальные рельсы – рельс

новые санатории – санаторий

старые рояли – рояль

ранние овощи - овощ

железнодорожные плацкарты – плацкарта

веселые запевалы – запевала

Задание 11. Определите закономерность употребления окончаний а-ы в формах множественного числа именительного падежа имен существительных.

а) адрес -, директор-, доктор-, купол-, мастер-, паспорт-, профессор- ;

б) договор-, инженер-, лектор-, месяц-, токарь-, торт-, офицер-, слог- ;

в) инспектор-, инструктор-, лагерь-, прожектор-, сектор-, хлеб-, цех-, якорь-.

Задание 12. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

адрес - адреса

директор - директора

купол - купола

бухгалтер - бухгалтеры

флигель - флигели

редактор - редакторы

паспорт – паспорта

профессор – профессора

договор - договоры

инженер - инженеры

лектор – лекторы

токарь – токари

торт – торты

Задание 13. Разделите приведенные существительные на три группы: с окончанием во множественном числе -а(-я), с окончанием во множественном числе -ы(-и), с вариативным окончанием.

Бухгалтеры, выборы, борта, буфера, цех, инструкторы, инспектора, герб, шофер, образы- а, адреса- ы, цвета - ы, крендель, инженеры, контейнеры, директора, инспектора, свитер, штабелья, маклер, офицеры, купола, округа, ордера, порты, токарьи, трактор.

Задание 14. Образуйте именительный падеж единственного числа приведенных имен существительных.

Пельмени - пельмень

Банкноты - банкнота

Клавиши – клавиша

Курицы – курица

Манжет – манжета

Оладьи – оладья

санатории – санаторий

ставни - ставня

шпроты – шпрота

тапки – тапка

туфли – туфля

клипсы – клипс

вафли – вафля

Задание 15. Составьте словосочетание прилагательное + существительное со следующими словами:

визави, судья, жюри, желе, госпиталь, тополь, такси, тюль, кофе,. кафе, пони, леди, мозоль, шампунь, бандероль, сирота; староста, умница, какаду, белоручка, зазнайка, кенгуру, колибри, моль, бра.

Задание 16. Образуйте родительный падеж множественного числа данных существительных.

Носков, грузин, килограммов, апельсинов, баклажанов, мандаринов, джинсов, макарон, помидоров, очков, плечи, войск, мест, яблок, валенок, шпрот, шаровар, чулок, тапок, сапог, сандалий, партизан, солдат, туфель, брызг, дел, дрязг, копий, шорт, вафель, погон, гейш, сходней, яслей, судей, простынь, абрикосов, бананов, ботфортов, клипсов, колесиков, консервов, лампас, гектаров, георгиныов, гольфов, граммов, кроссовок, манжет, мест, ведомостей, кухонь.

Задание 3. Составьте с приведенными словами словосочетания «существительное + прилагательное», самостоятельно подобрав прилагательные соответствующего рода.

10. Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного языка.

5. Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов.

1. Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию. 2. Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек. 3. Сейчас наши студенты начинают постигать первые институтские трудности. 4. Его деятельность по распространению билетов была отмечена. 5. Подобно многим другим произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет.

6. Спишите предложения, заменяя цифры словами в нужном падеже.

Частное от деления 6884 на 6 равно 1144. Библиотека института ежемесячно пополняется 300 книгами. Разность между 87 и 58 составит двадцать девять. Это небольшой старинный город с 4675 жителями.

7. Найдите в приведенных предложениях нарушения норм литературного языка, дайте правильный вариант, определите тип ошибки.

А. В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.

Б. Владельцы участков вносят в казну города , устанавливающий в соответствии с законодательством.

В. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.

Г. Существует немало произведений, посвященных теме люби, в мировой литературе.

Д. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.

Е. Действия романа разворачиваются как в мирное время, так и во время войны.

8. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.

Патриот своей родины, экспонаты выставки, книга, свободная , прейскурант цен, народный фольклор, жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, частная собственность.

9. Составьте словосочетания с данными :

хозяйский – хозяйственный

техничный – технический

удачный – удачливый

командированный – командировочный.

10. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях; произведите, где нужно, синонимические замены.

Среди собравшихся превалировали представители молодежи. Кардинальный пункт расхождений между участниками дискуссии путем компромисса был сведен на нет. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. Характеризуя роль отдельных видов искусства в жизни общества, нельзя игнорировать специфические их особенности. Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика, и никакие аргументы не могли его переубедить.

11. Прочитайте предложения, используя правильную форму .

42. Прочитайте стихотворения Э.Успенского. Понаблюдайте, какие из отмеченных Э.Успенским ошибок встречаются в речи окружающих.

Веселый урок «Радионяни»

Кто с правилами дружен, тот твердо убежден: ФарфоJр нам очень нужен, а фаJрфор не нужён! Нельзя сказать «алфаJвит», а можно – «алфавиJт». Кто говорит «алфаJвит», неверно говорит!

Не говори «катаJлог», а только «каталоJг».

А «твоJрог»? Можно «твоJрог», а можно и «твороJг».

А если в магазиJн вдруг портфеJли завезли – Только не в «магаJзин»: не купишь «портфелиJ»!

Когда мы на машине летим во весь опор, То нас везет не шоJфер, а нас везет шофёр. Шофёр – он любит дело, профессию свою, А с шоJфером мы сразу влетим в авариюJ!

И пусть теперь не будет секретом для ребят, Что в парке не статуJи, а стаJтуи стоят.

А если вы в театр придeте, например,

Вас не пропустят в паJртер - пожалуйте в партеJр!

Ты, школьник, к удареньям внимательнее будь И наши наставленья, мы просим, не забудь.

А будешь несерьезно их ставить, кое-как, То рано или поздно ты попадешь впросак!

Отрывок песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона»

Послушайте, ворона,

А может быть, собака,

А может быть, корова, Ну, как Вы хороша!

У Вас такие перья, У Вас рога такие,

Копыта очень стройные И добрая душа!

А если вы споете,

А может быть, залаете,

А может, замычите, Коровы ведь мычат, То вам седло большое,

Ковер и телевизор

В подарок сразу вруJчат,

«Что едят дети?»

А может быть, вручаJт!

<…> В наш колхоз «Передовик»

Как-то въехал грузовик.

Мы товары разгружали,

Тут ребята прибежали,

Все объели до колес.

ШоJфер пролил море слез.

– Но не шоJфер, а шофёр.

– Он от слез чуть не помёр.

– Не помёр, а поJмер!

– Я же вам не ГоJмер!

– Да не ГоJмер, а ГомеJр!

– У меня от вас тремеJр.

– Не тремеJр, а треJмер!

– Приведите преJмер.

– Но не преJмер, а примеJр.

– Я ж сказал, я – не ГoмеJр.

– Не ГoмеJр, а ГоJмер...

– Тьфу ты! Что б ты поJмер!

Методическое пособие к практическим занятиям

Морфологические нормы русского литературного языка

Имя существительное

1. Выпишите несклоняемые существительные, определите их род: мужской, женский, средний, общий, парный (для существительных, не имеющих формы единственного числа). Отметьте, в каких случаях возможны варианты.

а) Авеню, бигуди, бикини, боржоми, бьеннале, бренди, бюро, виски, гастроли, гетто, дитя, домино, жалюзи, иваси, какао, коала, конфетти, кофе, метро, мюсли, пальто, пенальти, повидло, подмастерье, рагу, самбо, соль (нота), сопрано, спагетти, травести, филе, хачапури, хиппи, эхо;

б) Афины, Дели, Жигули, Миссисипи, Сочи, Тбилиси, Фивы, Хельсинки, Чебоксары, Чили; Бологое, Колпино, Купчино, Репино, Рощино; Садко.

2. Определите род имен существительных, составьте с ними словосочетания «существительное + прилагательное».

Бибабо, галифе, евро, жако, иваси, какао, кенгуру, колибри, кофе, кураре, монпансье, ноу-хау, окапи, паспарту, пенсне, пианино, реноме, сирокко, сольфеджио, сулугуни, суши, такси, урду, фортепьяно, харчо, хинди, цеце, эскимо.

Т. Культура речи: сборник упражнений

3. Разделите существительные на 3 группы: существительные мужского рода; существительные женского рода; существительные общего рода. Составьте предложения и словосочетания, согласуя данные существительные с прилагательными и глаголами в форме прошедшего времени.

Атташе, балда, бездарь, брюзга, визави, ворона, выскочка, громила, жадина, жертва, забияка, зазнайка, змея, импресарио, инженю, инка, инкогнито, какаду, кенгуру, колибри, коллега, контральто, конферансье, кровопийца, крупье, манси, молодчина, недотрога, одиночка, папарацци, побирушка, повеса, пони, попрошайка, портье, прислуга, протеже, простофиля, пьяница, работяга, самоучка, свинья, сластена, слуга, сорвиголова, стрекоза, судья, тамада, тезка, умница, чукча, шимпанзе, юла, ябеда, янки.

4. Подберите к существительным, обозначающим специальности, соответствующие существительные женского или мужского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи отсутствия родового коррелята.

а) Агроном, адвокат, аспирант, бригадир, воспитатель, врач, губернатор, директор, заведующий детским садом, защитник, инженер, инспектор, корректор, корреспондент, космонавт, лаборант, машинист, научный сотрудник, педагог, поэт, профессор, редактор, руководитель, секретарь, следователь, студент, управляющий трестом, учитель, языковед;

б) акушерка, балерина, доярка, консьержка, маникюрша, машинистка, медсестра, няня, санитарка, свинарка, сиделка, судомойка, уборщица, укладчица.

Методическое пособие к практическим занятиям

5. Подберите к названиям животных соответствующие существительные мужского или женского рода, дайте их функционально-стилисти- ческую характеристику. Определите, какими способами образуются родовые корреляты, отметьте случаи их отсутствия.

Баран, боров, бык, верблюд, вол, волк, воробей, гусак, гусь, жираф, змея, индюк, ишак, кабан, канарейка, кобыла, кошка, кролик, лошадь, медведь, мерин, мул, орел, осел, перепел, собака, соболь, соловей, слон, тетерев, тигр.

6. Разбейте приведенные ниже существительные на 2 группы: существительные мужского рода 2 склонения; существительные женского рода 3-го склонения. Образуйте форму творительного падежа единственного числа. Подумайте, какое существительное допускает вариантные формы.

Аэрозоль, антресоль, бандероль, вермишель, вуаль, выхухоль, мозоль, моль, нашатырь, овощ, тюль, канифоль, пемоксоль, псалтирь, табель, толь, шампунь.

7. Поставьте приведенные ниже существительные в форму единственного числа, определите их род и тип склонения.

Кудрявые бакенбарды (бакены, бачки), поджаристые гренки, большие домины, маленькие домишки, африканские жирафы, противные заусеницы, белые георгины, черные клавиши, детские коленки, накрахмаленные манжеты, отважные мангусты, больные мозоли, румяные оладьи, бабушкины оладушки, китайские пельмени, дешевые плацкарты, офицерские погоны, бумажные полотенца, свежие простыни, стальные рельсы, железные ставни, домашние тапки, новые туфли, дорогие шампуни, спелые яблоки.

Т. А. Круглякова, М. Б. Елисеева. Культура речи: сборник упражнений

8. Определите род аббревиатур. Объясните свою точку зрения.

АЭС, БДТ, ВЧК, вуз, ГИБДД, ГУЛаг, ГЭС, ЕГЭ, ЕС, ИНН, КГБ, КПРФ, ЛДПР, МВД, МВФ, МХАТ, МЧС, МРОТ, НТВ, ОМОН, ООН, ОРТ, РГПУ, РТР, РСФСР, СКВ, СМИ, СНГ, СОЭ, СПС,

СССР, США, ТСО, ФСБ, ЮНЕСКО.

9. Определите род сложных существительных. Составьте предложения, используя приведенные ниже существительные в формах косвенных падежей.

Альма-матер, вагон-ресторан, генерал-губернатор, диван-кро- вать, идея-фикс, имя-отчество, музей-квартира, музей-усадьба, опе- ра-буфф, планета-гигант, театр-студия, крем-сода, кресло-качалка, луна-парк, плащ-палатка, ракета-носитель, счет-фактура, школа-ин- тернат, штаб-квартира, ясли-сад.

10. Определите, являются ли выделенные существительные одушевленными или неодушевленными, вставьте пропущенные окончания.

Читать «Рудин…» , слушать«Евгени… Онегин…» , вспоминать «Варяг…» , листать«Уолт… Дисне…» , смотреть наЮпитер… , наблюдатьПлутон…, уничтожатьмикроб… , исследоватьзародыш… , обнаружитьбацилл… , подкинутьтуз… , открытьвалет… , отдатьферз… , переставить

пеш(е)к…, кормить кук(о)л…, сшить марионет(о)к…, играть в казак…- разбойник…, верить в привидени…, поймать 3 бабоч(е)к…, поймать 33

бабоч(е)к… , пригласить 2человек… , пригласить 22человек… .

11. Прочитайте фрагменты газетных статей. Определите, где допущены ошибки в образовании форм числа и с чем они связаны.

Методическое пособие к практическим занятиям

1. Детские дома не могут существовать без финансовых поддержек.

2. На качеле сидел подросток и дымил в рукав. 3. У депутатов возникли озабоченности, на которые они не всегда адекватно отвечали.

4. В последнее время кассир может отказаться принять у вас к оплате большую деньгу, мотивируя это отсутствием сдачи. 5. Из-за поздних заморозков урожай черешен, слив и абрикосов может сильно пострадать.6. На столе давно уже стояла открытая консерва.7. Долгие годы И.Н.Матвеева воспитывала в детях правильные отношения к явлениям окружающей нас жизни.

12. Образуйте, если это возможно, форму именительного падежа единственного числа приведенных ниже существительных. По толковому словарю определите значение неизвестных вам слов.

Баретки, бахилы, босоножки, ботинки, ботики, ботфорты, бутсы, гамаши, гетры, кеды, котурны, кроссовки, мокасины, онучи, пуанты, сандалеты, сандалии, тапки, тапочки, туфли, унты, черевики, чешки, шлепанцы, штиблеты.

13. Определите, какие изменения происходят в основах приведенных ниже существительных при образовании форм множественного числа.

Армянин, гроздь, дно, курица, масленок, мусульманин, опенок, римлянин, судно, стремя, щенок.

14. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных. Определите, в чем заключается сходство между словами каждой группы.

а) Бухгалтер, возраст, выговор, выпуск, герб, госпиталь, диспетчер, инженер, кондитер, конструктор, контейнер, крем, лектор, месяц, офицер, очередь, полис, почерк, прибыль, прииск, свитер, торт, фронт, шофер;

Т. А. Круглякова, М. Б. Елисеева.

б) веер, директор, доктор, желоб, катер, купол, мастер, обшлаг, сторож, паспорт, профессор, череп;

в) ворох, договор, инспектор, инструктор, крейсер, отпуск, плинтус, прожектор, пудель, сектор, тополь, трактор, флигель, флюгер, цех, штабель, якорь.

Колени – колена, колы – колья, корни – коренья, корпусы – корпуса, лагери – лагеря, образы – образа, ордены – ордена, ордеры

– ордера, поясы – пояса, проводы – провода, пропуски – пропуска, соболи – соболя, счеты – счета, сыны – сыновья, тоны – тона, тормозы – тормоза, учители – учителя, хлебы – хлеба.

16. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных; проверьте по словарям, правильно ли вы это делаете, запомните слова, в которых вы делали ошибки.

Авиаконструктор, аэропорт, бампер, брокер, бухгалтер, бюстгальтер, возраст, колер, контейнер, крем, лекарь, месяц, отрасль, очередь, паспорт, полис, почерк, профиль, редактор, ректор, сторож, шафер, шофер.

17. Выпишите существительные, не образующие в литературном языке особых форм предложного падежа в местном значении (с окончанием -у% ). Определите стилистическую окраску вариантных форм с окончанием -е и -у% .

Бой, ветер, дуб, зуб, квас, отпуск, пар, пляж, полк, порт, рай, снег, спирт, сук, суп, таз, терем, труд, уголок, хлев, холод, холм, чай, шкаф.

Методическое пособие к практическим занятиям

18. Поставьте приведенные ниже собственные и нарицательные имена существительные в форму предложного падежа с предлогом В или

НА.

Пир, «Пир» Платона; нос, «Нос» Н. В. Гоголя, Лисий Нос; лес, «Лес» А. Н. Островского; бор, Сосновый бор; дым, «Дым» И. С. Тургенева; аэропорт, «Аэропорт» А.Хейли; сад, «Вишневый сад» А. П. Чехова.

19. Определите значение приведенных словоформ, составьте с ними словосочетания или предложения.

В быте – в быту, в цвете – в цвету, на корне – на корню, в ряде – в ряду, в круге – в кругу, в угле – в углу, на крае – на краю.

20. Из «Фразеологического словаря русского языка» выпишите фразеологические обороты, в которых используется форма родительного и предложного падежа единственного числа существительных мужского рода с окончанием -у7 , растолкуйте значение данных оборотов.

21. Поставьте заключенные в скобки существительные в форму творительного падежа, объясните причины возможных ошибок.

1. И вот на площади (глашатай) был прочитан указ. 2. Спала Марья

с (дети) в столовой, а муж один в кабинете. 3. Федор только улыбался, встречаясь со знакомыми (люди).4. Он, казалось, уже сотню лет не сиживал за этим столом, не разговаривал с родным (дядя), не ел теткиных пирогов с капустой да с (повидло).5. Ирина так и ходила при госте с (бигуди) на влажной челке.6. Мало кто поверил, что Наташа гуляет с таким видным (юноша).7. Жена честила его бездельником, (бездарь), (пьяница), но ничего не помогало.8. Дрова в печке вспыхнули ярким (пламя).

Т. А. Круглякова, М. Б. Елисеева. Культура речи: сборник упражнений

22. Образуйте форму родительного падежа множественного числа приведенных ниже существительных. Сформулируйте правило, позволяющее правильно образовать данную форму для каждой группы слов.

а) Валенки, погоны, сандалии, сапоги, туфли, чулки – гольфы, кеды, носки;

б) кальсоны, каникулы, макароны, панталоны, шахматы – консервы, ясли;

в) абрикосы, апельсины, бананы, лимоны, мандарины, помидоры

– яблоки; г) гренадеры, гусары, драгуны, кирасиры, партизаны, солдаты;

д) амперы, ватты, вольты, рентгены – гектары, граммы, килограммы, центнеры;

е) армяне, башкиры, болгары, карелы, осетины, туркмены, цыгане

– буряты, казахи, французы, хорваты; ж) вафли, кухни, свечи, туфли – клешни, ноздри, сопли;

з) болотца, блюдца, коленца, полотенца, щупальца;и) воскресенья, дела, кладбища, места, увечья, ущелья.

23. Разделите слова на четыре группы: имеющие в форме родительного падежа множественного числа окончание -ов(-ев) ; нулевое окончание; окончание -ей ; не образующие формы родительного падежа множественного числа.

Англичанин, афиша, банан, башка, башкир, блюдце, бредни, брюзга, будни, бурят, вафля, ведьма, воскресенье, грабли, гусар, дядя, кастрюля, каторга, кед, каторга, килограмм, консервы, кочерга, макароны, мечта, носок, оладья, пальтецо, патиссон, пельмень, платье, платьице, помидор, простыня, ремесло, сапог, серьга, солдат, тамада, тапка, тахта, тетя, туфля, ханжа, чипсы, ясли.

24. Раскройте скобки, правильно склоняя имена художников и скульпторов, произведения которых хранятся в Эрмитаже.

Грамматические нормы

Задание 1. Определите род имен существительных.

Визави, домишко, кофе, шампунь, инкогнито, сирота, старо­ста, жюри, умница.

УВД – управление внутренних дел

МГУ – Московский Государственный университет

МХАТ - Московский Художественный Академический театр

ООН - Организация Объединённых Наций

МИД – Министерство иностранных дел

ГЭС - гидроэлектростанция

ЭВМ – электронно-вычислительная машина

СНГ – Союз Независимых государств

ГАИ – гражданская автоинспекция

ЖСК – жилищно-строительный кооператив

НИИ – научно-исследовательский институт

Тюль, фрау, иваси, тушь, неженка, бремя, мозоль, глупышка, рояль, вуаль, мадемуазель, бра, табель, кенгуру.

Воевода, юноша, хвастунишка, лакомка, глупышка, умишко, шимпанзе, подмастерье, сапожище, гений, толь, пони, отель, неряха.

Задание 5. Выпишите слова среднего рода.

Знамя, носище, маслице, городишко, пьяница, кольраби, пепе­лище, безе, купе, клише, декольте, желе, жюри, кафе, неженка.

Задание 6. Выпишите несклоняемые имена существительные, определите их род.

Высокие жирафы - жираф

ужасные неряхи - неряха

красные георгины - георгин

белые клавиши – клавиша

грязные манжеты – манжета

новые туфли – туфля

строгие старосты – староста

теат­ральные занавесы – занавес

измятые – банкнота

черные пожарища – пожарище

высокие ботфорты – ботфорт

домашние тапочки – тапочка

белые босоножки – босоножка

огромные доми­ны – домина

узкие ботинки – ботинок

детские коленки – коленка

концертные залы – зал

старые мозо­ли – мозоль

стальные рельсы – рельс

новые санатории – санаторий

старые рояли – рояль

ранние ово­щи - овощ

железнодорожные плацкарты – плацкарта

веселые запевалы – запевала

Задание 11. Определите закономерность употребления окон­чаний а-ы в формах именительного па­дежа имен существительных.

а) адрес - , директор- , доктор- , купол- , мастер- , паспорт- , профессор- ;

б) договор- , инженер- , лектор- , месяц- , токарь- , торт- , офицер- , слог- ;

в) инспектор- , инструктор- , лагерь- , прожектор- , сектор- , хлеб- , цех- , якорь- .

Задание 12. Образуйте множественно­го числа данных имен существительных.

адрес - адреса

директор - директора

купол - купола

бухгалтер - бухгалтеры

фли­гель - флигели

редактор - редакторы

паспорт – паспорта

профессор – профессора

договор - договоры

инже­нер - инженеры

лектор – лекторы

токарь – токари

торт – торты

Задание 13. Разделите приведенные существительные на три группы: с окончанием во множественном числе - а(-я), с окончани­ем во множественном числе - ы(-и), с окончанием.

Бухгалтеры, выборы, борта, цех, инструкторы, инспектора, герб, шофер, образы - а, адреса - ы, цвета - ы, крендель, инженеры, контейнеры, ди­ректора, инспектора, свитер, штабелья, маклер, офицеры, купола, округа, ордера, порты, токарьи, трактор.

Задание 14. Образуйте именительный падеж единственного числа приведенных имен существительных.

Пельмени - пельмень

Банкноты - банкнота

Клавиши – клавиша

Курицы – курица

Манжет – манжета

Оладьи – оладья

са­натории – санаторий

ставни - ставня

шпроты – шпрота

тапки – тапка

туфли – туфля

клипсы – клипс

вафли – вафля

Задание 15. Составьте словосочетание прилагательное + существительное со следующими словами:

Судья, жюри, желе, госпиталь, тополь, такси, тюль, кофе, . кафе, пони, леди, мозоль, шампунь, бандероль, сирота; староста, умница, какаду, белоручка, зазнайка, кенгуру, колибри, моль, бра.

Задание 16. Образуйте множественного числа данных существительных.

Носков, грузин, килограммов, апельсинов, баклажанов, ман­даринов, джинсов, макарон, помидоров, очков, плечи, войск, мес­т, яблок, валенок, шпрот, шаровар, чулок, тапок, сапог, сан­далий, партизан, солдат, туфель, брызг, дел, дрязг, копий, шорт, вафель, погон, гейш, сходней, яслей, судей, простынь, аб­рикосов, бананов, ботфортов, клипсов, колесиков, консервов, лампас, гектаров, георгиныов, гольфов, граммов, кроссовок, манжет, мест, кухонь.


gastroguru © 2017