Цветы для элджернона. Рецензия на спектакль «Эффект Чарли Гордона», Такой театр. Нормальных людей не бывает Киз цветы для элджернона описание

«Цветы для Элджернона» – научно-фантастическая драма американского прозаика Дэниела Киза. Это история об умственно отсталом мужчине по имени Чарли Гордон и его приятеле мышке Элджерноне. Человек и зверек стали объектами эксперимента по искусственному увеличению интеллекта. Чудо произошло – еще недавно умственно отсталый Чарли стал умным. Пожалуй, слишком умным для этого мира.

В 1959 году начинающий писатель Дэниел Киз опубликовал на страницах культового американского журнала «F & SF» фантастический рассказ «Цветы для Элджернона». В нем впечатляло все – нетривиальный сюжет, необычная лексика, яркие персонажи, глубокий психологизм. Год спустя автора наградили престижной читательской премией «Хьюго», что ежегодно присуждается лучшим фантастам, пишущим на английском языке.

История Чарли Гордона показалась Кизу достойной крупного жанра. Он углубляется в психологию главного героя, выразительнее прописывает любовную линию, насыщает текст ретроспективами, отсылающими к прошлому Чарли, и в 1966 году публикует одноименный роман. Произведение не разочаровало поклонников и критиков. В год публикации Киза вновь награждают. На этот раз это «Небьюла» – престижная премия от ассоциации писателей-фантастов. Надо отметить, что Дниэл Киз является единственным автором, который был удостоен двух почетных литературных премий за произведения с одинаковым названием, героями и фабулой.

Идею своего главного творения автор вынашивал больше десятилетия. Киза всегда занимали вопросы, связанные с возможностями человеческого мозга, темными местами в науке, что изучает этот важнейший орган человеческого тела. Некоторое время Киз преподавал английский в школе для детей с ограниченными умственными способностями. Чарли Гордон – собирательный образ, в нем есть понемногу от каждого из юных учеников Дэниела Киза.

Жизненный путь
Американский фантаст ушел из жизни совсем недавно – в июне 2014 года. Его дебютный роман и одноименный рассказ всегда пользовались неизменной популярностью и продолжают переиздаваться до сих пор.

В 1968 году на большие экраны вышла первая экранизация «Цветов» под названием «Чарли» (режиссер Ральф Нельсон). Фильм был показан на Берлинаре, получил Золотой глобус и Оскар. В 2000-м историю Чарли Гордона интерпретировал Джефф Блекер, а 2006-м – француз Дэвид Дельрие. Кроме того, «Цветы для Элджернона» не раз ставились на подмостках театров, в том числе, отечественных.

Вспомним сюжет одного из самых трогательных фантастических произведений современной литературы.

«Доктор Штраус говорит что с севодняшнего дня я должен записывать все что я думаю и что со мною случаица… Мисс Каниен говорит может они сделают меня умным. Меня зовут Чарли Гордон. Мне 37 лет и две недели назад был мой день раждения. Сейчас мне больше писать нечего и на севодня я кончаю».

Так начинается дневник воспитанника специализированной школы для людей с ограниченными умственными способностями. Чарли Гордон – один из самых старательных учеников своего класса. Заветная мечта Чарли – стать умным. Сегодня она кажется недосягаемой. Чарли с трудом овладел грамотой, он пишет с ошибками, его речь скудна и примитивна, большинство книг для него – непонятная абракадабра.

«Я не знаю о чем думать, – как всегда, честно признается Чарли, – О чем думают умные люди. Наверное чтонибудь придумывают. Я бы хотел уже уметь придумывать».

Искреннее стремление Гордона улучшить свои умственные способности привлекает внимание двух ученых – Штраусса и Немюра. Недавно доктора нашли способ по искусственному увеличению IQ. Опыты на животных дали успешные результаты – лабораторная мышь по кличке Элджернон научилась проходить сложный лабиринт. Теперь пришло время человека. И Чарли Гордон – отличная кандидатура для эксперимента.

Проснувшись после операции, Чарли так и не почувствовал себя умным. Доктора заверили своего подопечного, что изменения будут происходить постепенно. Чтобы проследить динамику развития интеллектуальных способностей подопытного, ему приказали вести подобие личного дневника – так называемый «отчет о происходящем».

Чарли с детской непосредственностью описывает свои дни. Рассказывает о «друзьях» на фабрике, где он уже много лет работает уборщиком. Сотрудники открыто насмехаются над слабоумным, просят его показать девушкам, как он моет пол в уборной, спаивают до беспамятства во время посиделки в местном баре. В цеху даже ходит поговорка «свалять Чарли Гордона», то есть «свалять дурака». Однако несчастный Чарли ничего не понимает. Он рад, что может доставить радость приятелям, считает их самыми веселыми и добродушными людьми.

Особое место в описаниях Чарли отведено учительнице из его школы –мисс Кинниен. Она для него – недосягаемый идеал, совокупность всех человеческих добродетелей. Алиса Кинниен в самом деле одна из немногих, кто относится к Чарли с искренней симпатией. Она видит в своем воспитаннике то, чего не замечают другие, – душевную доброту, человечность, искренность.

А еще Чарли знакомится с мышонком Элджерноном, перенесшим аналогичную операцию на головном мозге. Зверек с легкостью проходит лабиринт от Старта до Финиша. Задача Гордона заключается в том, чтобы обыграть своего маленького соперника. Однако пока что лабиринт для Чарли слишком сложен, и Элджерном постоянно побеждает человека. Несчастный Гордон злится на лабиринт и свою глупость, но Элджернона не винит, а лишь испытывает к нему сострадание, ведь мышонок работает за еду.

«Я думаю это неправильно заставлять кавонибудь проходить испытание за еду. Как бы это понравилось доктору Немюру если бы он должен был проходить испытание всякий раз когда ему хочеца кушать», – рассуждает Чарли. Да, да Чарли Гордон уже рассуждает! И как благородны и правильны его умозаключения.

Умственно отсталый парень, ставший гением

Эксперимент начинает давать положительные результаты. Все началось в тот день, когда Чарли впервые обыграл Элджернона. Потом он с стал с легкостью проходить лабиринт, всякий раз побеждая своего маленького соперника. Постепенно Гордон овладевает орфографией и пунктуацией, начинает понимать смысл книг, который еще недавно оставался загадкой. А однажды в разгар рабочего дня, когда сотрудники, по обыкновению, подтрунивали над недалеким Гордоном, ему открылась жуткая истина – все просто-напросто смеются над ним! Люди, которых он считал друзьями, малодушно издевались над его неполноценностью. Увы, теперь он это понимает.

Вскоре Чарли ожидало еще одно неожиданное открытие – он впервые заметил, как красива мисс Кинниен. Ей всего 34 года, у нее карие глаза и густые пышные волосы. Раньше она казалась ему недостижимой, гениальной и почему-то очень старой. Теперь Гордон испытал новое чувство – влечение мужчины к женщине.

Во время ужина, на который Чарли пригласил Алису, та с грустью намекает, что жалеет о метаморфозе, случившейся с ее бывшим учеником. У них нет будущего, потому что Гордон продолжает стремительно развиваться. Очень скоро он оставит ее позади.

Так и происходит. Для того чтобы выучить новый язык, Чарли нужно всего несколько дней, он запросто читает научную литературу и теперь критически судит о Штрауссе и Немюре, которые оказываются далеко не такими гениальными, как их нечаянно сотворенное детище. С каждым днем Чарли все больше удаляется от мира людей. Он, как и прежде, одинок. Только раньше Гордон имел привилегию пребывать в сладостном неведении, теперь же он с горечью осознает свое положение.

Гордон уединяется на съемной квартире и решает заняться наукой. Он посвятит жизнь исследованию функций головного мозга, усовершенствует разработки Штраусса и Немюра. Именно Чарли Гордон, идиот в недалеком прошлом, ставший гением, имеет право и возможность в этом разобраться.

Эффект Элджернона–Гордона

Поведение мыши Элджернона начинает меняться. Наблюдая за зверьком, Чарли приходит к шокирующему выводу – Элджернон деградирует. Когда мышь умирает, Гордон проводит вскрытие и подтверждает свои самые страшные опасения – искусственно повышенный интеллект понижается с прямо пропорциональной скоростью былого развития. Открытие Штраусса–Немюра обречено на поражении. Процесс необратим. Вскоре Чарли Гордон снова станет прежним.

Ночи напролет Гордон пишет научную работу. У него совсем мало времени. Первые признаки деградации уже дают о себе знать – он становится медлителен, забывчив, с трудом формулирует умозаключения. Наконец, доклад готов. Исследуемый феномен Чарли назвал «Эффектом Элджернона–Гордона». Быть может, в дальнейшем он поможет ученым, которые вновь обратятся к теме исследования человеческого интеллекта.

Мышку Элджернона, своего маленького друга и товарища по несчастью, Чарли не сжег, как это обыкновенно делают с подопытными животными, а похоронил на заднем дворе.

«Положите немного цветов на могилу Элджернона…»

Последняя дневниковая запись Гордона сделана уже после его «выздоровления». Она практически не отличается от первых страниц «отчета». Забыв, что больше не является учеником класса мисс Кинниен, Чарли приходит на урок и усаживается за первую парту. Он приносит извинения за то, что забыл книгу и не подготовился к занятию. Мисс Кинниен почему-то плачет и выбегает из классной комнаты.

И тут Чарли смутно припоминает об операции, о том, что когда-то был умным и любил свою учительницу. Чтобы больше не заставлять ее плакать, он принимает решение навсегда покинуть Нью-Йорк. Путешественник берет с собой несколько книг, которые еще недавно читал с таким упоением. Сейчас их смысл вновь недостижим для бедного Чарли. Однако он с прежним рвением к знаниям обещает старательно заниматься, чтобы стать хоть чуточку умнее.

В послесловии Чарли Гордон, которому довелось побывать гением – просит лишь об одном: «Если у вас будет возможность положите пожалуйста немного цветов на могилу Элджернона которая на заднем дворе…»

Как из этого видно сюжет и идея произведения очень понравились литературным критикам. По мотивам книги сняли художественные фильмы, телесериалы, в театре ставились мюзиклы. Читатели приняли роман «Цветы для Элджернона» с интересом.

Коротко об авторе

Родился в 1927 году в Бруклине в семье эмигрантов из России (по отцовской линии) и Украины (по материнской). В возрасте 23 лет окончил колледж, получив степень бакалавра по психологии. В 1957 году он преподавал в школе для детей с ограниченными умственными способностями.

После выхода романа «Цветы для Элджернона» его имя стало известным. Кстати, идею произведения он вынашивал 14 лет. Дэниэл часто задумывался о развитии как своего интеллекта, так и других. Работая с умственно отсталыми детьми, он размышлял о том, какими бы они стали и чего добились, если б у них появилась возможность стать более интеллектуальными.

Некоторые образы персонажей он списал с людей, с которыми встречался по жизни. Концовку как рассказа, так и романа просили заменить многие издательства, но писатель был не умолим и оставил всё, как посчитал нужным. Жанр книги — научная фантастика.

Двое учёных доктор Штраусс и доктор Немюр разработали уникальную методику повышения интеллекта хирургическим путём. Удачный опыт с лабораторной мышью по кличке Элджернон побудил их проэкспериментировать над умственно отсталым человеком.

Их выбор пал на мойщика полов Чарли 32 лет. Он всегда показывал стремление стать умнее. Итак, отчёт о том, как повлияла операция на его способности идёт от лица Чарли. Сначала в его рассказах видны множественные орфографические ошибки и путаница мыслей в голове.

По мере повышения его интеллекта в тексте всё меньше ошибок, стилистика усложняется. Чарли начинает осознавать, что мнимое хорошее отношение к нему окружающих ни что иное как насмешки. Единственной привязанностью для него становится мышонок Элджернон.

С ним он чувствует связь в отношении судеб. Через некоторое время Чарли смог выучить несколько иностранных языков, читает классику, изучает науки. На своей работе в хлебопекарне он больше не может общаться с рабочими, понимая как они к нему относились, да, и они также сторонятся сильно поумневшего Чарли.

«Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза - это дневник 32-летнего Чарли Гордона, слабоумного уборщика в пекарне, который соглашается принять участие в уникальном эксперименте по повышению интеллекта. Это трогательная история о принятии, любви и ответственности . Чарли проходит путь от радужного непонимания действительности, когда он мечтает быть таким же умным, как окружающие его люди, к мучительному ее осознанию, когда он становится умнее их всех вместе взятых. Жизнь его рушится - он вспоминает, как мать стыдилась его, била и запирала, понимает, что на работе всегда смеялись над ним, что курирующий эксперимент профессор относится к нему как к собственному созданию, которое до его вмешательства не имело души... Но смешон человек, возомнивший себя Богом: откат неизбежен, начинается деградация. Подопытная мышь, Элджернон, пережившая точно такую же операцию, умирает. Чарли отчаянно цепляется за остатки ускользающего интеллекта, болезненно переживает жалость окружающих и мечтает не забыть хотя бы как писать и читать.

Пожалуста если с можите положыте на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе.

«Эффект Чарли Гордона» Вари Светловой и Игоря Сергеева - это скорее не постановка по, а фантазия на тему.

Во-первых, их Чарли (Александр Худяков ) не выглядит слабоумным. Он скорее блаженный - чистый, простой и безумно наивный, этакий большой ребенок с удивленно раскрытыми глазами. Его устами подчас глаголет истина - возможно, поэтому у него не получается то, что удалось книжному персонажу - показать процесс развития интеллекта, вхождения его в полную силу и постепенного угасания. Он с самого начала не кажется глупее окружающих, он скорее другой. И умнеет как-то вдруг - что выражается в геометрической прогрессии количества знаний, - а его научные достижения показаны таким тонким пунктиром, что связь высокого IQ и психологических проблем частично утрачивается.


Во-вторых, у них Элджернон из статиста превращается в полноценного персонажа: выбеленная Ниёле Мейлуте издевается над Чарли, паясничает и ведет пародийное ток-шоу «Мышиный взгляд», во время которого саркастично цитирует Библию и расстреливает «ненормальных» детей. Причем под конец выбор о том, кому жить, а кому нет, принимает один из зрителей - получается вариация на тему «Поздравляем, вы только что убили Бетховена».


Именно понятие нормы в постановке становится центральным . Что это вообще такое? Кто устанавливает, что есть норма, а что - нет? Чарли страстно желает стать нормальным, а когда он приближается к оптимальному значению по шкале социально одобряемого, оказывается, что ненормальные - все вокруг! Его мать, помешанная на чистоте, его жестокая сестра, его спивающийся отец, его агрессивные коллеги, псевдотворческая соседка-алкоголичка, истеричная дурочка мисс Кинниан... А профессор Немур, травмированный в детстве собственной матерью, и вовсе галлюцинирует, да еще и на рабочем месте.


К слову, еще одна важная тема, поддержанная постмодернистскими отсылками к «Франкенштейну», «Пиноккио» и «Моей прекрасной леди» - это взаимоотношения создания и создателя как ребенка и родителя , в которых второй вместе с жизнью дает первому драму той или иной степени болезненности. Насколько он ответственен за того, кого создал и имеет ли право отказаться от него? А наоборот?


Этот спектакль - манифест искренности . Он утверждает ценность индивидуальности в квадратно-гнездовом мире строгих стандартов, под которые люди пытаются себя подогнать, игнорируя свои странности и боли и переделывая внутренних Чарли. Впрочем, такая концепция, как и сам эксперимент, имеет фундаментальный изъян: возможно ли функционирование общества без стандартов и норм? Можно сказать, что профессор Немур выпускает в конце своего внутреннего Чарли, который полностью отключает его от реальности. Получается, что «эффект Чарли Гордона» - это возвращение к собственной правде с заведомо печальным исходом.

Несмотря на то, что постановка проигрывает роману в глубине и пронзительности, она представляет интересный и актуальный взгляд на него. Все это стильно и кинематографично, в духе Такого театра, оформлено и бодро сыграно. Особенно хороши нервная и пластичная Мейлуте-Элджернон и Грабузов, который исполняет роли отца Чарли и профессора Немура - и именно пиковые точки существования этих персонажей в спектакле способны вызвать слезы.

Режиссеры: Игорь Сергеев и Варя Светлова
Художник: Елена Беккер
В ролях: Александра Бостон/Ниеле Мейлуте, Игорь Грабузов, Юлия Гришаева, Анна Кочеткова/Ниеле Мейлуте, Владиммр Кузнецов/Леон Словиций, Лидия Марковских, Александр Худяков

Место: «Такой театр», площадка «Скороход»
Продолжительность: 3 часа с одним антрактом.

32-летний умственно отсталый Чарли Гордон живет в Нью-Йорке и работает уборщиком в частной пекарне, куда его устроил дядя. Своих родителей и младшую сестру он почти не помнит. Чарли ходит в спецшколу, где учительница Алиса Кинниан учит его читать и писать.

Однажды мисс Кинниан приводит его к профессору Немуру и доктору Штраусу. Они проводят эксперимент по повышению интеллекта, и им нужен доброволец. Мисс Кинниан предлагает кандидатуру Чарли, самого способного ученика ее группы. Чарли с детства мечтает стать умным и охотно соглашается, хотя

Эксперимент связан с рискованной операцией. Психиатр и нейрохирург Штраус велит ему записывать свои мысли и ощущения в виде отчетов. В первых отчетах Чарли много ошибок.

Чарли начинает проходить стандартные психологические тесты, но у него ничего не получается. Чарли боится, что не подойдет профессору. Гордон знакомится с мышью Элджерноном, которому уже сделали операцию. Подопытные наперегонки проходят лабиринт, и Элджернон каждый раз оказывается быстрее.

Седьмого марта Чарли делают операцию. Некоторое время ничего не происходит. Он продолжает работать в пекарне и уже не верит, что станет умным. Работники пекарни

Издеваются над Чарли, но тот ничего не понимает, и смеется вместе с теми, кого считает друзьями. Об операции он никому не рассказывает, и каждый день ходит в лабораторию делать тесты. 29 марта Чарли впервые проходит лабиринт быстрее Элджернона. Мисс Кинниан начинает заниматься с ним индивидуально.

1 апреля работники пекарни решают подшутить над Чарли и заставляют его включить тестосмеситель. Неожиданно у Чарли получается, и хозяин повышает его в должности. Постепенно Чарли начинает понимать, что для «друзей» он всего лишь клоун, над которым можно безнаказанно и зло пошутить.

Я достиг нового уровня развития. Но гнев и подозрительность стали первыми чувствами, которые я испытал к окружающему меня миру.

Он вспоминает самые обидные случаи, ожесточается и перестает доверять людям. Доктор Штраус проводит с Чарли сеансы психотерапии. Хотя интеллект Гордона и повышается, о себе он знает очень мало и в эмоциональном плане все еще остается ребенком.

Прошлое Чарли, раньше скрытое от него, начинает проясняться.

Я похож на человека, который проспал полжизни, а теперь пытается узнать, кем он был, пока спал.

К концу апреля Чарли меняется настолько, что работники пекарни начинают относиться к нему подозрительно и враждебно. Чарли вспоминает о своей матери. Она не хотела признавать, что ее сын родился умственно отсталым, била мальчика, заставляла учиться в обычной школе. Отец Чарли безуспешно пытался защитить сына.

Чарли влюблен в свою бывшую учительницу Алису Кинниан. Она совсем не так стара, как казалось Чарли до операции. Алиса младше его, и он начинает неумелые ухаживания. Мысль об отношениях с женщиной приводит Чарли в ужас. Виной этому мать, которая боялась, что ее умственно отсталый сын причинит зло младшей сестре. Она вбила мальчику в голову, что к женщинам прикасаться нельзя. Чарли изменился, но засевший в подсознании запрет все еще действует.

Чарли замечает, что старший повар пекарни обкрадывает хозяина. Чарли предупреждает его, угрожая рассказать хозяину, воровство прекращается, но отношения портятся окончательно. Это первое важное решение, принятое Чарли самостоятельно. Он учится доверять себе. К принятию решения Чарли подталкивает Алиса. Он признается ей в любви, но она понимает, что время таких отношений еще не наступило.

Хозяин пекарни был другом дяди, обещал заботиться о Чарли и выполнил свое обещание. Однако теперь Чарли странно изменился, рабочие боятся его и грозятся уволиться, если Чарли останется. Хозяин просит его уйти. Чарли пытается поговорить с бывшими друзьями, но те ненавидят дурачка, который вдруг стал умнее их всех.

Разум вбил клин между мной и всеми, кого я знал и любил, выгнал меня из дома. Никогда еще я не чувствовал себя таким одиноким.

Чарли не работает уже две недели. Он пробует спастись от одиночества в объятиях Алисы, но у них ничего не выходит. Гордон словно видит себя и Алису со стороны, глазами прежнего Чарли, который приходит в ужас и не позволяет им окончательно сблизиться. Гордон вспоминает, как сестра ненавидела и стыдилась его.

Чарли становится все умнее. Вскоре окружающие перестают его понимать. Из-за этого он ссорится с Алисой - та чувствует себя рядом с ним полной дурой. Чарли отдаляется ото всех, кого знал, и погружается в учебу.

10 июня профессор Немур и доктор Штраус вылетают на медицинский симпозиум в Чикаго. Главными «экспонатами» на этом крупном мероприятии станут Чарли и мышь Элджернон. В самолете Чарли вспоминает, как мать безрезультатно пыталась вылечить его, сделать умнее. Она потратила почти все семейные сбережения, на которые отец, продавец парикмахерского оборудования, хотел открыть собственную парикмахерскую. Мать оставила Чарли в покое, родив еще раз и доказав, что способна иметь здоровых детей. Чарли же мечтал превратиться в нормального человека, чтобы мать наконец-то полюбила его.

Каждый день я узнаю о себе что-то новое, и воспоминания, начавшиеся с небольшой ряби, захлестывают меня десятибалльным штормом.

На симпозиуме Чарли обнаруживает такие обширные знания и высокий интеллект, что профессора и академики бледнеют на его фоне. Это не мешает профессору Немуру называть его «своим созданием» приравнивая Чарли к мыши Элджернону. Профессор уверен, что до операции Чарли был «пустой оболочкой» и не существовал как личность. Многие считают Чарли надменным и нетерпимым, но он просто не может найти свое место в жизни. На докладе, посвященном операции по повышению интеллекта Гордон чувствует себя подопытным животным. В знак протеста он выпускает Элджернона из клетки, потом первым находит его и улетает домой.

В Нью-Йорке Гордон видит газету с фотографией матери и сестры. Он вспоминает, как мать заставила отца отвезти его в приют. После рождения здоровой дочери умственно отсталый сын вызывал в ней лишь отвращение.

Чарли снимает четырехкомнатную меблированную квартиру недалеко от библиотеки. В одной из комнат он устраивает трехмерный лабиринт для Элджернона. О своем местонахождении Чарли не сообщает даже Алисе Кинниган. Вскоре он знакомится с соседкой - свободной художницей. Чтобы избавиться от одиночества и убедиться в своей способности быть с женщиной Чарли вступает с соседкой в связь. Прежний Чарли не мешает отношениям, поскольку эта женщина ему безразлична, он только наблюдает за происходящим со стороны.

Чарли находит отца, который развелся с женой и открыл парикмахерский салон в бедном квартале. Он не узнает сына, а тот не решается открыться. Гордон обнаруживает, что сильно выпив, он превращается в умственно отсталого Чарли. Алкоголь выпускает на свободу его подсознание, которое все еще не догнало стремительно растущий IQ.

Ничто в нас не исчезает без следа. Операция прикрыла Чарли тонким слоем культуры и образования, но он остался. Он смотрит и ждет.

Теперь Чарли старается не напиваться. Он подолгу гуляет, заходит в кафе. Однажды он видит, как официант, умственно отсталый парень, роняет поднос с тарелками, и посетители начинают над ним потешаться.

Удивительно, как люди высоких моральных принципов. никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рожденным без рук, ног или глаз. легко и бездумно потешаются над человеком, рожденным без разума.

Это побуждает Гордона продолжить научную деятельность, чтобы принести пользу таким людям. Приняв решение, он встречается с Алисой. Он объясняет, что любит ее, но между ними встает маленький мальчик Чарли, который боится женщин, потому что мама била его.

Чарли начинает работать в лаборатории. У него нет времени на любовницу, и она от него уходит. У Элджернона начинаются непонятные приступы агрессии. Временами он не может пройти свой лабиринт. Чарли относит мышь в лабораторию. Он спрашивает профессора Немура, что они собирались делать с ним в случае неудачи. Оказалось, что для Чарли предназначалось место в государственной социальной школе и лечебнице «Уоррен». Гордон посещает это заведение, чтобы знать, что его ждет.

Элджернону становится хуже, он отказывается от еды. Чарли же достигает пика умственной активности.

Словно все знания, приобретенные мной в последние месяцы, соединились и вознесли меня на вершину света и понимания.

26 августа Гордон находит ошибку в расчетах профессора Немура. Чарли понимает, что вскоре у него начнется умственная регрессия, такая же, как и у Элджернона. 15 сентября Элджернон умирает. Чарли хоронит его на заднем дворе. 22 сентября Гордон навещает свою мать и сестру. Он обнаруживает, что у матери старческий маразм. Сестре тяжело с ней, она рада, что Чарли их нашел. Сестра не подозревала, что мать избавилась от Чарли ради нее. Гордон обещает помогать им, пока сможет.

IQ Гордона стремительно снижается, он становится забывчивым. Книги, раньше любимые, теперь ему непонятны. К Гордону приходит Алиса. На этот раз прежний Чарли не препятствует их любви. Она остается на несколько недель, ухаживает за Чарли. Вскоре он прогоняет Алису - она напоминает ему о способностях, которые нельзя вернуть. В отчетах, которые по-прежнему пишет Чарли, появляется все больше ошибок. В конце концов они становятся такими же, как и до операции.

20 ноября Чарли возвращается в пекарню. Работники, которые раньше издевались над ним, теперь опекают и защищают его. Однако Чарли еще помнит, что был умным. Он не хочет, чтобы его жалели, и отправляется в «Уоррен». Он пишет прощальное письмо мисс Кинниан, в котором просит положить цветы на могилку Элджернона.

Роман Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» , созданный автором на основе одноименного рассказа, получившего немало литературных наград, уже на протяжении многих лет уверенно входит в список лучших произведений двадцатого столетия. Не стоит лишний раз говорить, как любима мной эта история. По моему мнению, каждый из нас хотя бы раз в жизни должен прочесть эту книгу. Да, многим стиль повествования Киза кажется суховатым, но неужели невозможно высечь на бумаге по-настоящему рвущую душу историю, не используя приевшихся клише и ярких метафор?

Экранизаций этого романа существует не так уж и много, часть из них и вовсе превращает главного героя Чарли Гордона (люблю вспоминать, как в книге он сам писал свое имя «Чярли») то во француза, то и вовсе в японца. Для меня этот герой не может быть изменен, он должен оставаться таким, каким его создал гениальный автор. Так я и решилась на просмотр этого фильма, не питая особых надежд на то, что он может оказаться настолько замечательным.

Стоит сказать, что из всех воплощений «Цветов для Элджернона» на экране, именно эта картина наиболее точна и приближена к первоисточнику. Сохраняются характеры персонажей, детали образов, внешность и даже то самое преображение Чарли, встречающегося лицом к лицу с недоброжелательной реальность. Но обо всем стоит говорить по порядку.

Сюжет. Как я уже упоминала, сюжет фильма очень близок к сюжету книги (начиная от последовательности событий и заканчивая фразами и диалогами между героями). Молодой человек Чарли (признаться, я представляла его несколько моложе, ведь в книге Гордону всего 32 года) решается на научный эксперимент: чудесная операция на мозге позволит ему, умственно отсталому работнику пекарни, развивать свои способности, даст возможность учиться и узнавать мир, который ранее был ему недоступен. В этом фильме сохранено все: долгие кропотливые испытания Чарли, его обучение, старания, прикладываемые героем, чтобы просто стать нормальным , таким, как все, чтобы мама могла им гордиться. Сохранены и его трепетные отношения с подопытной белой мышкой Элджерноном , который, буквально, повторил судьбу главного героя. Показана создателями фильма и нежная, по-детски чистая любовь Чарли к учительнице мисс Кинниан , с каждый новым этапом его жизни перерастающая в глубокое искреннее чувство.

Немалая роль в картине отведена музыкальному сопровождению : именно оно помогает зрителю полностью прочувствовать происходящее на экране, где-то улыбнуться от щемящей сердце трогательности, где-то смахнуть навязчивую слезу. Особенно хотелось бы отметить музыку в последние минуты фильма, именно она позволила сделать финал картины таким же печальным и до боли трогательным, как и финал книги.

Актеры в этом фильме справились со своей задачей прекрасно. Они сумели передать сложные, порою противоречивые характеры своих персонажей, где-то заставили нас сочувствовать, где-то с пониманием опустить глаза, а где-то задумать и о собственном отношении к особенным людям. Мэттью Модайн , исполнивший в фильме главную роль, поначалу не впечатлил меня — мне казалось, что Чарли, тот самый маленький мальчик во взрослом теле, должен быть другим, но стоило событиям набрать свой оборот, стоило Чарли по-новому взглянуть на мир, я увидела в Мэттью именно того, кого я так полюбила в книге: разочарованного во всем окружающем мире, отчасти циничного и жесткого в выражениях молодого человека, который очень любил своих близких. Повзрослевшему Чарли было сложно, практически непосильно довериться миру, и актер блестяще выполнил свою задачу, показав мистера Гордона таким, каким он должен быть. Приятно было увидеть в роли Алисы/Элис Кинниан прекрасную Келли Уильямс . Ей удалось создать образ чуткой, очень нежной и преданной женщины, которая действительно не жалела Чарли, а по-настоящему его любила . Некоторым персонажам было уделено, на мой взгляд, слишком мало времени, некоторых в фильме и вовсе не было, но все это легко объясняется хронометражем картины.

«Цветы для Элджернона» — это невероятно глубокий, драматичный и красивый в своей простоте фильм. В нем мы можем увидеть пороки общества и живущих в нем людей, можем переосмыслить собственные поступки и поверить, что каждый из нас может заполучить второй шанс. За прекрасную историю любимого Чарли Гордона, за чудесную музыку и очень точную актерскую игру 10/10 .

Закончить хотелось бы цитатой из романа:

«Эскалатор идет вниз. Если я буду стоять на одной ступеньке, наверняка спущусь до самого дна. Если побегу вверх, то не исключено, что останусь на том же самом месте. Значит — вверх, чего бы это ни стоило».

gastroguru © 2017