Знаки препинания перед союзом и в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью. Вводные упражнения по синтаксису и пунктуации Запятая чаще всего может

Она называла себя Мавет, и Бран так никогда и не узнал, было ли это имя настоящим. В ту ночь, когда он пошел за ней в убогую конуру, которую она снимала тут же, в трущобах, в такой же крысьей норе, только в три этажа – таковы были местные доходные дома, они же притоны, они же убежища для тех, кто меньше боялся ворья и чумы, чем стражи префекта и сборщиков налогов, – она вкратце рассказала ему, как получилось, что она выжила. Она родилась незадолго до войны, но мирного времени не помнила, а в тот день в Нааме ей было восемь лет.

Все дети, сказала она, отлично знали, что ждет их после последнего штурма. Знали давно, потому что известия о том, что случилось после захвата Шемеша, главного города Нептары (Нептарой до войны называлась Восточная провинция), успели дойти прежде, чем кольцо осады сомкнулось вокруг крепости. А участь защитников Наамы, смевших сопротивляться, когда пала уже вся страна, должна была стать еще ужасней. Поэтому они спокойно согласились с решением взрослых умереть от собственных рук, по обычаю нокэмов. Единственное послабление, которое было сделано детям, – умертвить их должны были легкой смертью. Несколько женщин, занимавшихся в Нааме врачеванием, в том числе мать Мавет, изготовили отвар, коим и напоили детей. Она, Мавет, в точности не знает, из чего отвар этот состоял, но предполагает, что он содержал в себе сильное сонное зелье, потому что все дети после этого уснули и не должны были просыпаться. Однако она была последней из тех, кто пил, ей достались самые остатки отвара, и, видимо, этого оказалось слишком мало. Но тогда она крепко уснула и не видела того, что было дальше. Очнулась же от страшного удара по лицу и хотела закричать от боли – и не смогла. Вероятно, сухо предположила она, когда ее бросали в могилу, то повредили горло, а может, связки сжег яд, – но с тех пор она не может говорить громко. Итак, она лежала в могиле на трупах родных и близких, а на ее рассеченное лицо, залитое кровью, сыпалась земля. Она стала выбираться наверх, не сознавая, что делает, ее бы добили, если б увидели, но она выбиралась, потому что задыхалась в могиле. Ей повезло. Хоронили их наспех, расселину в ущелье Нун едва присыпали землей, чтобы избежать заразы, и к тому времени, когда она выползла из могилы, была ночь и похоронная команда ушла.

Бран слушал и кивал – он видел, как трупы волокли из крепости к расселине. Ущелье Нун было довольно далеко от лагеря, успевшего превратиться, как всякий большой имперский военный лагерь, за месяцы осады в настоящий город с валами, рвами и ровными рядами палаток. Положенных уставом солдатских бараков не понастроили исключительно потому, что в окрестностях было мало дерева, и все оно шло для кухонных надобностей… Командующий Аммон любил порядок и ценил удобства, а потому не желал, чтобы до него долетал трупный смрад – ведь тогда стояла жестокая жара. И часовых в ущелье не выставляли – на трупах не было ничего ценного, а если до них доберутся стервятники и шакалы, кому какое до этого дело?

Да, так было, так могло быть.

Ей повезло, сказала Мавет. Она знала, что к югу от ущелья есть пещера, скрытая в скалах, и там – источник воды. Откуда она знала о пещере, Мавет не сказала. Она поползла наверх, но за ночь доползти не успела. Была очень слаба и вдобавок истекала кровью. Из-за слабости ей пришлось добираться целый день, хотя расстояние было не так уж велико. Несколько раз она скатывалась со склона, и приходилось ползти по нему снова. Кровь остановилась и запеклась коркой. Притом ее то и дело рвало остатками яда и желчью. Было очень жарко, и совсем низко кружили стервятники – ждали. К ночи она доползла до пещеры, промыла рану и напилась воды. Сколько-то дней пролежала в пещере, сколько – она не знала. Ее трепала лихорадка, но рана не загноилась. Есть было нечего, но она все равно не могла бы есть. Только пила воду – когда есть вода, можно и без еды долго продержаться. Когда она выползла из пещеры, крепость уже была разрушена баллистами Аммона и армия покинула предгорья…

– Хватит на сегодня. – Она достала из ниши в стене краюху черствого хлеба, бросила ему, не вставая с места. – Ешь, спи. Я должна подумать. Не мешай мне.

Он сделал, как она сказала. Сжевал хлеб с жадностью – не ел двое суток, что бы там ни было, а есть надо. Растянулся на полу, покрытом какой-то дырявой тряпкой, и мигом уснул. Его унизили, он запродался в рабство, вдобавок к женщине, женщине уродливой, и он знал, что поступил правильно. Он знал это, потому что первую ночь за много лет спал спокойно. Он больше не видел стервятников Наамы. Может быть, потому, что рядом с ним их видели другие глаза.

Поутру Мавет сказала, что уходит в порт. Брану отправляться с собой не приказывала, но и не запретила. А он решил, что, раз уж определился в службу, должен следовать за этой женщиной, хотя бы для того, чтобы ее защищать. Правда, судя по экипировке Мавет, в телохранителе она не особенно нуждалась. Вчера Бран правильно определил причину, по которой она таскала этот плащ. Ее правую руку до локтя охватывало несколько цепей, скрепленных так, что получалось нечто вроде кольчужного рукава, а кисть защищала бронзовая пластина. Такое оружие было строжайшим образом запрещено, как «жестокое и бесчеловечное», но Бран несколько раз видел подобную штуковину среди вооружения столичного ворья и знал, что при ударе из-под пластины выскакивают когти. Защита для левой руки была проще – всего лишь браслет с шипами. На поясе она носила два ножа – длинный, рубящий, и короткий, метательный. Похоже, это было все, так как в головную повязку и сандалии вроде спрятать было нечего, но при умелом использовании и таким набором оружия много чего можно было натворить, и Бран не сомневался, что Мавет умеет пользоваться своими игрушками. Да и сама она, при крайней худобе и невеликом росте, не производила впечатления слабого создания. Но так или иначе, он должен был ей служить, обойдется она без него или нет.

Они вышли на улицу – на прогнившей лестнице не хватало половины ступеней и отсутствовали перила, но в доходных домах отроду никого не заботили подобные мелочи. Снаружи никто не обратил на них внимания, хотя, казалось бы, их внешность просто взывала к этому. Но в здешнем квартале не принято было проявлять излишнего внимания к себе подобным, а тот, кто не усваивал этого правила, рисковал не задержаться на земле. А кроме того, в столичных трущобах скапливалось отребье со всей империи, всех оттенков кожи и цветов волос, а также украшенное всевозможными видами калечеств, шрамов, ожогов, клейм, язв и парши. Поэтому и Мавет с ее изуродованным лицом, и Бран с его ростом и сложением выглядели на этих улицах вполне уместно и незатейливо. То же самое относилась и к гавани, где шлялся люд еще разнообразнее.

Был ясный солнечный день. Огромная гавань, начинавшаяся за триумфальной аркой императора Максимина, шумела и галдела. Народ был везде – на верфи работали плотники, грузчики толпились у лебедок, носильщики и комиссионеры сновали между складами, доками и купеческими конторами. Множество кораблей стояло на якоре – от легких одномачтовых парусников до мощных боевых галер. И надо всем этим на молу возвышался огромный маяк, прозываемый Глазом Империи.

Мавет не сообщила Брану цели своего пребывания здесь, но он не сомневался, что какая-то цель была. Она толкалась в толпе, разглядывала корабли, иногда что-то спрашивала у прохожих, нередко – на разных языках, по-прежнему не объясняя Брану что и зачем. Около полудня она купила у разносчика козьего сыру и две кружки воды, и они перекусили. А потом снова началось это смутное кружение по гавани, обмен двумя-тремя словами, порой на непонятном языке, порой на вполне понятном, но неясном по смыслу. Через пару часов, когда стало уже совсем жарко и толчея в порту замерла, они выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна была гавань. Мавет уселась на склоне. Бран встал у нее за спиной. Военные привычки ожили в нем, и он осознавал – пусть Мавет вооружена, спину ее он прикрывать обязан. Небо над ними было яркосиним и словно бы густым, ничем не напоминая небо над Наамой, жесткая синева которого отливала закаленной сталью.

1 . В текстах ЕГЭ есть несколько заданий, связанных с умением расставлять знаки препинания, опирающимся на знание синтаксической структуры предложения. Перепишите предложения, расставляя знаки и объясняя их расстановку .

  1. Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
  2. Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись (4) поражающие взгляд путника (5) поля.
  3. Фигурные (1) цветные изображения украшают тексты (2) и поля рукописей (3) и вместе с текстом составляют красочное (4) и тонкое декоративное (5) целое.
  4. Вскоре (1) однако (2) Николай был произведён в ротмистры (3) и (4) когда полк был поставлен на военное положение (5) и появились новые боевые задачи (6) опять получил свой прежний эскадрон (7) в котором (8) разумеется (9) его помнили и любили.
  5. Люся была настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) старушка постепенно рассказала (4) как было дело.
  6. К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
  7. Как приятно издалека смотреть на корабль с белыми парусами (1) и (2) когда попадёшь в эту паутину снастей (3) от которых (4) проходу нет (5) и увидишь всё изнутри (6) то сразу призна́ешь превосходство парохода над парусником.
  8. Лес (1) который со всех сторон окружал шахматовскую усадьбу (2) и (3) который сдерживался человеческой деятельностью (4) двинулся со всех сторон (5) и поглотил поляну (6) словно сомкнулись над ней зелёные волны.
  9. В почтовом ящике (1) оказалось (2) сразу несколько писем (3) и (4) если бы не строгий запрет командира (5) вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения немедленно проверить (6) нет ли весточки из дома.
  10. Когда в Подмосковье (1) гонимые холодным ветром (2) клочья серых туч (3) бежали по беспросветному небу (4) и (5) раскачиваясь (6) стонали берёзы и сосны (7) я воспользовался отпуском (8) и поехал в Крым.
  11. А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших (5) тёще Ипполита Матвеевича.
  12. Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) подошла к клетке с птицами (4) и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (5) хотя они были полны.

2. Расставьте знаки препинания (в соответствии с правилами пунктуации, а не в соответствии с тем, как это написано у автора). Выделите грамматические основы. Дайте синтаксическую характеристику каждому предложению с точки зрения структуры: простое, сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное сложное или сложное с разными видами связи.

Из произведений Агнии Львовны Барто

1) Зайку бросила хозяйка под дождём остался зайка.

2) Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик. Тише Танечка не плачь не утонет в речке мяч.

3) Нет напрасно мы решили прокатить кота в машине кот кататься не привык опрокинул грузовик.

4) Я люблю свою лошадку причешу ей шёрстку гладко гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.

5) Уронили мишку на пол оторвали мишке лапу всё равно его не брошу потому что он хороший.

Из произведений Самуила Яковлевича Маршака

6) Был однажды на обеде у мохнатого медведя а зубастый крокодил чуть меня не проглотил.

7) Взявши под мышку дочь и мартышку мчится вприпрыжку по «Англетер» мистер Твистер бывший министр мистер Твистер миллионер.

8) Ни перинки ни простынки ни подушки не видать а усатый-полосатый перебрался под кровать.

9) В гостях медведь нельзя реветь нельзя грубить и чваниться знакомым надо кланяться.

10) Ищут пожарные ищет милиция ищут фотографы в нашей столице ищут давно но не могут найти парня какого-то лет двадцати.

11) Пенятся волны и мчится вперёд многоэтажный дворец-пароход.

12) В белых каютах дворца-парохода вы не найдёте цветного народа негров малайцев и прочий народ в море качает другой пароход.

Из произведений Владимира Владимировича Маяковского

13) Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку я такого не хочу даже вставить в книжку.

14) Я планов наших люблю громадьё размаха шаги саженьи я радуюсь маршу которым идём в работу и в сраженье.

15) Мой стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо грубо зримо как в наши дни вошёл водопровод сработанный ещё рабами Рима.

3 . Укажите грамматически верное продолжение предложения. Запишите верный вариант, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

  • Усевшись на земляной насыпи

а) зрителям хорошо был вид..н весь ст..дион;

б) игры проходили под восторже..ые крики б..лельщиков;

в) зрителям открылся пр..крас..ный обзор всего поля;

г) зрители могли наблюдать за ходом проходивших уже вторую неделю сор..внований;

д) у болельщиков появилась зам..чательная возможность отслеживать ход игры.

  • Переводя текст

а) мне понадоб..лся содержащий техническую лексику словарь;

б) должны учитыват..ся и тип и стиль речи;

в) меня пор..зило (не)сходство эмоциональной окраски близких по значению слов;

г) обдумывает..ся его структура и стил..стические особе..ости;

д) учитывайте (не)только лексическое но и гра..атическое значение слов.

  • Поднявшись на смотровую площадку

а) охватывает в..лнение от открывающихся видов;

б) город вид..н как на ладони;

в) сможете увид..ть все достопр..мечательности города;

г) открывает..ся вел..колепный вид на город;

д) голова кружит..ся от (не)обыкнове..ой красоты.

Пунктуация в союзном сложном предложении

1. Простые предложения в сложном предложении разделяются или выделяются запятыми:

[Солнце, (когда пришёл я), садилось].

[Садилось солнце], и [кончался день].

2. При однородных придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения:

[Он не слышал], (КАК повернулся ключ в замке) или (КАК лязгнул засов).

[Он злится] И (когда о нём забывают), И (когда слишком хорошо его помнят).

3. Если союз сложный (ПОТОМУ ЧТО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕХ ПОР КАК и др.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации один раз: или перед всем союзом, или перед его частью ЧТО, ЧТОБЫ, КАК:

Он не был на занятиях, ПОТОМУ ЧТО заболел.

Он не был на занятиях ПОТОМУ, ЧТО заболел.

4. Не разбиваются запятой союзы ТАК КАК, ТОГДА КАК, ЛИШЬ КОГДА, ДАЖЕ ЕСЛИ:

Он не явился, ТАК КАК заболел.

5. Запятые при стечении союзов И ЕСЛИ, И ХОТЯ, И КОГДА, ЧТО ПОКА, ЧТО ЕСЛИ и др.

При стечении двух союзов запятая ставится, если нет второй части двойного союза ТО, ТАК, НО, ОДНАКО.

Январь выдался студёный, И, (ХОТЯ жарко топили печь), окна обмёрзли.(Нет второй части союза.)

Январь выдался студёный, И (ХОТЯ жарко топили печь), НО окна обмёрзли. (Есть НО.)

Ученику сказали, (ЧТО, (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), вызовут родителей. (Нет второй части союза.)

Ученику заявили, (ЧТО (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), ТО вызовут родителей). (Есть ТО.)

РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ 20

1. Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

(1) - союз И соединяет части сложного предложения - запятая ставится.

(2) между И и ДАЖЕ ЕСЛИ ставится запятая, потому что нет второй части союза.

(3,4) - границы придаточных в сложноподчинённом предложении - запятые ставятся.

ОТВЕТ: 1,2,3,4

2. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

(1) - нет запятой, так как обстоятельство здесь не выделяется.

(2) - нет запятой, потому что союз И соединяет однородные сказуемые ОБЕССИЛЕЛ И ЗАПЛАКАЛ.

(3) - есть запятая, потому что нет второй части союза.

(4,5) - эти запятые выделяют придаточное предложение.

ОТВЕТ: 3,4,5

3. Через пару часов, (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла, (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

(2) - не ставится, потому что союз И связывает однородные придаточные.

(4) - не ставится, потому что союз И связывает однородные сказуемые.

ОТВЕТ: 1,3,5

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Простые предложения в сложном предложении разделяются или выделяются запятыми:

[Солнце, (когда пришёл я), садилось].

[Садилось солнце], и [кончался день].

2. При однородных придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения:

[Он не слышал], (КАК повернулся ключ в замке) или (КАК лязгнул засов).

[Он злится] И (когда о нём забывают), И (когда слишком хорошо его помнят).

3. Если союз сложный (ПОТОМУ ЧТО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕХ ПОР КАК и др.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации один раз: или перед всем союзом, или перед его частью ЧТО, ЧТОБЫ, КАК:

Он не был на занятиях, ПОТОМУ ЧТО заболел.

Он не был на занятиях ПОТОМУ, ЧТО заболел.

4. Не разбиваются запятой союзы ТАК КАК, ТОГДА КАК, ЛИШЬ КОГДА, ДАЖЕ ЕСЛИ:

Он не явился, ТАК КАК заболел.

5. Запятые при стечении союзов И ЕСЛИ, И ХОТЯ, И КОГДА, ЧТО ПОКА, ЧТО ЕСЛИ и др.

При стечении двух союзов запятая ставится, если нет второй части двойного союза ТО, ТАК, НО, ОДНАКО.

Январь выдался студёный, И, (ХОТЯ жарко топили печь), окна обмёрзли.(Нет второй части союза.)

Январь выдался студёный, И (ХОТЯ жарко топили печь), НО окна обмёрзли. (Есть НО.)

Ученику сказали, (ЧТО, (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), вызовут родителей. (Нет второй части союза.)

Ученику заявили, (ЧТО (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), ТО вызовут родителей). (Есть ТО.)

РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ А26.

1. Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

(1) – союз И соединяет части сложного предложения - запятая ставится.

(2) между И и ДАЖЕ ЕСЛИ ставится запятая, потому что нет второй части союза.

(3,4) – границы придаточных в сложноподчинённом предложении - запятые ставятся.

ОТВЕТ: 1,2,3,4

2. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

(1) – нет запятой, так как обстоятельство здесь не выделяется.

(2) - нет запятой, потому что союз И соединяет однородные сказуемые ОБЕССИЛЕЛ И ЗАПЛАКАЛ.

(3) – есть запятая, потому что нет второй части союза.

(4,5) - эти запятые выделяют придаточное предложение.

ОТВЕТ: 3,4,5

3. Через пару часов, (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла, (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

(2) - не ставится, потому что союз И связывает однородные придаточные.

(4) - не ставится, потому что союз И связывает однородные сказуемые.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Через пару часов, когда стало уже совсем жарко и толчея в порту замерла, мальчики выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна гавань.

Запятые 1 и 3 выделяют придаточные части «когда стало уже совсем жарко и толчея в порту замерла».

Перед И запятая не нужна, потому что у этих двух придаточных есть общая главная часть.

Запятая 5 выделяет придаточную часть «с которого видна гавань».

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 5.

Ответ: 135

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

gastroguru © 2017