Радикальные общественные движения 1860 1870 презентация. Презентация на тему "народническое движение". г) «Южное общество»

1 слайд

2 слайд

Особенности общественного движения 30-50 гг. Оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов; Произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством; Впервые консервативное направление получило собственную идеологию; Оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли; Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.

3 слайд

4 слайд

Консервативное направление – отстаивающее неизменность политического строя, быта и т.д.

5 слайд

Консервативное движение. Считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Самодержавие как единство царя и народа. Под православием понимал традиционную ориентацию русского человека. Народность как единство объединенного вокруг царя народа без его разделения. Между народом и монархом существует духовное единство, гарант успешного развития России. Соратники: Н.Г.Устрялов, М.П.Погодин, Н.В.Кукольник, Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч. С.С.Уваров.

6 слайд

7 слайд

Либеральное движение. Западники *Ограниченная монархия, парламентский строй, демократические свободы. *Выступали за отмену крепостного права сверху. *Возвеличивание Петра, который «спас» Россию, обновил страну. *Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития. Представители: Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин. Славянофилы * Монархия + совещательное народное представительство – земское собрание; демократические права и свободы. *Выступали за отмену крепостного права сверху. *Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с «истинного», самобытного пути. *Можно заимствовать у запада полезное – фабрики, ж/д. *Община – основа России основанное на началах равенства. Представители: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский.

8 слайд

Идеи революционного протеста соединились с требованиями национального освободительного движения. Выступали за отмену крепостного права и сословных привилегий. За создание федерации (равноправного объединения) славянских республик.

9 слайд

Представители идеологии русского революционного движения. А.И.Герцен и Н.П.Огарев. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина должны стать основой построения социалистического общества. Главными условиями для этого Герцен считал освобождение крестьян и ликвидацию самодержавного политического строя.

КОНПЕКТ УРОКА

Радикальные общественные движения 1860-х – начала 80-х гг.

(Всеобщая история, 8 класс)

МБОУ СШ № 1

г. Володарск

Бароненко Елена Юрьевна

Радикальные общественные движения 1870-х – начала 80-х гг.

(§ 26. Революционное народничество второй половины 60 – начала 80-х гг.)

Цели урока:

    Продолжить изучение радикального движения.

    Выяснить причины перехода к терроризму, как методу борьбы с властью, показать опасность и

целесообразность этого метода.

    Развивать навыки работы с документами, анализировать с исторической точки зрения иллюстрации

картин, умение ставить и решать проблемы, определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

План урока.

I. Актуализация темы « Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг. § 25. ».

II. Изучение материала урока.

1.«Хождение в народ».

2.«Земля и воля» 70-х гг..

3. «Народная воля» и «Черный предел».

III. Рефлексия.

Работа с репродукциями картин И.Е. Репина. «Народнический цикл картин И.Е. Репина»

IV. Домашнее задание.

Термины: революционер, «Хождение в народ», народничество (три течения: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое), «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел».

Оборудование и материалы:

Компьютер, мультимедийный проектор.

Материалы урока в PowerPoint.

I . Актуализация темы « Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг. ».

1).Выполните задание. Представьте себя революционером - народником. Какую тактику действий вы бы избрали и что бы вы говорили крестьянам?

2) Найдите правильное соответствие.

Народники

Основные идеи

1.М. А. Бакунин

2.П. Л. Лавров

3.П. Н. Ткачев

Ответ: 1 – В; 2 – А; 3 – Б.

II . Изучение материала урока.

1.«Хождение в народ».

Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ».

1874 – 1875 гг. – «хождение в народ».

В этом движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к этому походу послужил тяжелый голод 1873 – 1874 гг. Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание.

***Предположите, насколько результативна была подобная тактика?

Эта тактика не была результативной:

    Крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар»;

    В деревне, где все друг друга знают, на пришедших смотрели с опаской и недоверием;

    Речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим встречалось

с ироническими усмешками;

    Хотя разговоры о малоземелье и тяжести выкупных платежей были близки и понятны крестьянам.

«Раз идем мы с товарищем по дороге. Нагоняет нас мужик на дровнях. Я стал толковать ему, что податей платить не следует, что чиновники грабят народ и что по писанию выходит, что надо бунтовать. Мужик стеганул коня, но и мы прибавили шагу. Он погнал лошадь трусцой. Но и мы побежали вслед, и все время продолжал я ему втолковывать насчет податей и бунта. Наконец мужик пустил коня вскачь, но лошаденка была дрянная, так что мы не отстаивали от саней и пропагандировали крестьянина, покуда совсем перехватило дыханье». (Сергей Кравчинский. Из воспоминаний П.А. Кропоткина )

Хождение в народ довольно скоро породило мысль о необходимости устраивать в деревне поселения. Народники - пропагандисты оседали в деревнях, занимая места волостных писарей, учителей, фельдшеров, пытались вести беседы о повседневных, насущных нуждах крестьянства, исподволь внушая им в доступной форме свои идеи. Однако и такой способ действий не приносил ощутимых результатов, поскольку тезис о том, что крестьянин по своей природе социалист и бунтарь не находило подтверждения, крестьяне оказывались собственниками, причем достаточно консервативными.

Неудача «хождения в народ» заставила народников задуматься о пересмотре своей тактики. Возникла мысль о создании централизованной, законспирированной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой.

2.«Земля и воля» 70-х гг..

«Земля и воля» 1860-х гг.

«Земля и воля» 70-х гг.

Годы сущ.

1861 – 1864 гг.

1876 – 1879 гг.

Участники

Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, Н.А. Обручев.

М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М.Кравчинский

1)созыв народного собрания, свободные выборы в него

2)установление демократической республики; широкого местного самоуправления

3)освобождение крестьян с достаточным количеством земли; передача всей земли во владение крестьянским общинам

4)объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины

1)переход всей власти в руки трудового крестьянства

2)организация жизни обществ анна принципах общинного самоуправления

3)введение демократических свобод

4)отказ от захвата политической власти и политической борьбы

1)издание и распространение революционной литературы

2)содействие побегам революционеров, материальная помощь ссыльным

3)подготовки открытого выступления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восстания

1)пропаганда среди крестьян и рабочих

2)зарождение тактики индивидуального террора

Преемственность в названии. Передача земли крестьянам. Введение демократических свобод. Распространение принципов общинного самоуправления

Различие

«Земля и воля» 70-х гг. отказалось от захвата политической власти и политической борьбы; зарождается тактика индивидуального террора

Разногласия среди членов «земли и воли» по вопросам тактики привели к ее расколу. Одни были убежденными сторонниками террористической борьбы. Другие осуждали тактику террора и видели в нем политическую борьбу, которая противоречила изначальным программным установкам, указывали на неэффективность подобной тактики (убитый государь будет замене новым).

В 1879 г. «Земля и воля» раскололась.

3. «Народная воля» и «Черный предел».

«Народная воля» (1879 – 1883 гг.)

«Черный передел» (1879 – 1881 гг.)

Представители

А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, В.Н. Фигнер,

С.Л. Перовская, Н.А. Морозов

Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч,

В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод

Установление социализма, всеобщего равенства.

Политический переворот для передачи власти народу.

Созыв Учредительного собрания, избранного свободно, на основе всеобщего голосования.

Установление социализма.

Свободное общинное самоуправление.

1)деятельность пропагандистская и агитационная;

2)деятельность разрушительная и террористическая;

3)организация тайных обществ;

4)приобретение связей в администрации, войске;

5)организация и совершение переворота.

1)противники тактики заговора и террора;

2)пропаганда среди рабочих, агитация за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, демократические свободы

***Беседа по вопросам к таблице.

Что общего было в программах и методах борьбы у «Народной воли» и «Черного предела»?

(Установление социализма, общества всеобщего равенства и справедливости; пропагандистская и агитационная деятельность. )

Что вы можете сказать на основании данной таблицы о тенденциях революционного развития?

(Процесс раскола революционного движения и его радикализация. )

Как вы думаете, почему революционеры обратились к тактике террора?

(Все предыдущие методы борьбы не приносили ощутимого результата. Тактика террора оказывала очень сильный психологический эффект на общество; казалось, что она может устранить правительство, дезорганизовать его. Правительство станет слабым и с ним будет легко бороться. )

Главной задачей «Народной воли» становится подготовка покушения на императора Александра II.

Попытки покушений предпринимались еще с 1866 года, когда Д.В. Каракозов стрелял в Александра II во время прогулки императора в Летнем саду. Пуля пролетела мимо, потому что человек, оказавшийся рядом с Каракозовым, успел толкнуть его.

В июле 1878 г. в Липецке активные члены группы «Земля и воля» вынесли смертный приговор Александру II. Они были искренне убеждены в том, что удачное покушение на царя послужит сигналом для крестьянской революции.

Народовольцами было решено организовать покушение на царя при его возвращении из Крыма в Петербург в ноябре 1879 г. Первая группа – М. Фроленко и Т. Лебедева – устроились на работу в качестве железнодорожных сторожей близ Одессы. Поезд проследовал не через Одессу, а на Александровск. Вторая группа во главе с А. Желябовым заложила бомбу при прохождении царского поезда, но бомба не взорвалась. Третья группа во главе с С. Перовской подготовила подкоп железнодорожного полотна в семи километрах от Москвы, но был взорван не тот поезд.

Зимой 1879-1980 гг. народовольцы начали подготовку нового покушения – взрыва в Зимнем дворце. С. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. Взрыв был назначен на день, когда вся императорская семья должна была собраться на обед. Начало обеда перенесли на позднее время. Во время взрыва пострадала только охрана и прислуга: убито 10 человек, ранено – 53.

Новый взрыв запланировали на дороге, по которой следовала карета царя с железнодорожного вокзала в Зимний дворец. Готовил операцию А. Желябов. За Александром установили ежедневное наблюдение, выясняли маршруты его поездок. В конце февраля 1881 г. Желябов был арестован.

1 марта 1881 года Александр II направился на развод войск в Михайловский замок. На всем пути возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Император был смертельно ранен бомбой, брошенной И. Греневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва царь скончался.

Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.И. Кибальчич, Н.И. Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.

Цареубийство не стало началом крестьянской революции. Народ был ошеломлен дерзким убийством императора, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.

III . Рефлексия.

***Вспомните три течения в революционном народничестве и укажите, на каком этапе происходит обращение революционеров к каждому из этих направлений.

Первый этап «хождения в народ»

Идеи Бакунина о готовности крестьянина к бунту

Второй этап «хождения в народ» и создание «Земли и воли»

Идеи Лаврова о необходимости длительной подготовки и создание революционной организации для координации усилий

«Народная воля»

Идеи Ткачева о захвате власти, использование наиболее радикальных методов борьбы.

1. Что изображено на картине?

2. Что происходит на картине?

«Сходка» (1883).

1. Где происходит сходка?

1. Где происходит действие картины?

2. Кто заключенный?

Священник: …Я мир душе твоей несу.

Осужденный (указывая на палача ):…А этот – телу?

Ты сперва простишь,

Услышь же ты, старик,

Предсмертное раскаянье мое!

…Я кафедру создам из эшафота

И проповедь могучую безмолвно

Но покажу, как надо умирать.

«Не ждали» (1884).

IV . Домашнее задание.

2. Выполните задание.

Окажись вы на месте народников, какие бы плакаты вы нарисовали: а) призывающие крестьян к революции; б) призывающие молодежь идти в народ?

Если вам не нравится «быть народником», то представьте себя их политическим противником и предложите плакаты, критикующие народничество.

Найдите правильное соответствие.

Народники

Основные идеи

1.М. А. Бакунин

А. Революция требует долгой и кропотливой подготовки, выработки четкой программы и разъяснительной работы среди народа; она должна свестись к минимуму насилия. Движущаяся сила революции – интеллигентный пропагандист.

2.П. Л. Лавров

Б. Революция возможна, как государственный переворот, осуществленный сплоченной, хорошо законспирированной и дисциплинированной группой. Движущаяся сила революции – подпольная партия заговорщиков.

3.П. Н. Ткачев

В. Революция – народный бунт, призванный разрушить до основания подавляющее свободу человека государство, создать федерацию самоуправляющихся общин.

***Работа с репродукциями картин И.Е. Репина. «Народнический цикл картин И.Е. Репина»

«По грязной дороге» или «Под конвоем» (1877).

1. Что изображено на картине?

2. Реконструируйте историю человека, которого сейчас везут под конвоем.

3. Предположите, что ждет его в недалеком будущем.

4. Как вы думаете, с какой целью Репин написал эту картину? Обратите внимание на ее год создания и место в цикле картин, посвященных народнической тематике.

«Арест пропагандиста» (1880-1892).

1. Где происходит действие картины?

2. Что происходит на картине?

3. Кто, по вашему мнению, главное действующее лицо картины пропагандист? Полицейские? Крестьяне? Какими изобразительными средствами это подчеркнуто? На чьей стороне симпатии Репина?

4. Как относятся к происходящему крестьяне? Чем можно объяснить подобное отношение к ходоку в народ?

5. Можно ли по сюжету картины предположить, как полиция узнала о пропагандисте?

6. Есть ли на картине люди, которые сочувствуют пропагандисту и, возможно, готовы продолжить его дело?

«Сходка» (1883).

1. Где происходит сходка?

2. В каких условиях она проходит? Почему так?

3. Кто собрался на сходку? К каким слоям российского общества принадлежат собравшиеся?

4. Какой вопрос, по-вашему мнению, обсуждают собравшиеся?

«Отказ от исповеди»(1879-1885).

1. Где происходит действие картины?

2. Кто заключенный?

3. С какой целью в камеру вошел священник?

4. Можно ли, не зная названия картины, определить, как относится к священнику заключенный? Что он ему отвечает?

5. Почему картина не была пропущена на передвижную выставку 1884 г.?

Священник: …Я мир душе твоей несу.

Осужденный (указывая на палача ):…А этот – телу?

Ты сперва простишь,

А он потом казнит меня – не так ли?

Услышь же ты, старик,

Предсмертное раскаянье мое!

«Прости господь, что бедных и голодных

Я горячо, как братьев, полюбил…

…Прости, господь, что родине несчастной

И в смертный час я верен остаюсь.

Что я, рабом родившись меж рабами,

Среди рабов – свободный умираю.

Прости, господь, что я к врагам народным

Всю жизнь пылал священною враждой…

…Я кафедру создам из эшафота

И проповедь могучую безмолвно

В последний раз скажу пред толпой!

Как надо жить тебя не научил я,

Но покажу, как надо умирать.

Н. М. Минский (Виленкин) «Последняя исповедь» (1879)

«Не ждали» (1884).

1. Кто изображен на картине? Что происходит?

2. К какому слою общества принадлежит семья изображенная на картине?

3. Что мы можем предполагать о судьбе человека, входящего в комнату? Откуда, по вашему мнению, он вернулся?

4. Какое отношение к нему выражено на лицах каждого из присутствующих?

  • 8 класс
  • История
  • России
  • XIX век
  • Либералы и консерваторы 60-70
Проверка домашнего задания.
  • Назовите феодальные и капиталистические черты в сельском хозяйстве и промышленности пореформенной России.
Цели урока: Новые термины и даты:
  • Либералы.
  • Консерваторы.
  • Тверской адрес.
План.
  • Либералы и консерваторы.
  • Либеральное движение в России.
  • Русские консерваторы. М. Н. Катков.
  • Земское движение.
  • Дайте определение двум направлениям общественного движения: либеральному и консервативному
  • Консервативное направление - отстаивающее неизменность политического строя, быта и т. д.
  • Либерально-оппозиционное направление - сторонники демократических свобод.
1. Либералы и консерваторы.
  • Каких демократических свобод могли требовать деятели либерального движения?
  • Вспомните, какие реформы были проведены Александром II?
  • Отмена крепостного права.
  • судебная реформа.
  • земская реформа.
  • ослабление цензуры.
  • военная реформа.
  • 3. Как деятели либерального и консервативного движений восприняли начало проведения Великих реформ?
1. Либералы и консерваторы.
  • Великие реформы по своей сути были либеральными. Поэтому одной из своих задач либералы считали поддержку правительства в проведении реформ, активно участвовали в подготовке крестьянской реформы.
  • Консерваторы же стремились не столько выступать противниками проведения реформ, сколько ограждать императора от влияния либералов, не допускать ущемления прав дворянства.
  • К.Д.Кавелин
  • Какую еще реформу необходимо было провести, по мнению представителей либерального движения?
  • Работа с документом на стр. 156-157
  • Как относились деятели либерального движения к необходимости принять конституцию?
  • Предположите, как представители либерального движения оценивали итоги Великих реформ?
  • Б.Н.Чичерин
Одна часть либералов была удовлетворена реформами и поддерживала правительство. Другая же часть либералов понимала ограниченность реформ, пыталась добиваться их про-должения. Так, молодое поколение земских деятелей требовало расширения своих прав, расширения гражданских свобод, создание центральных представительных учреждение, но не находили понимания у властей. Это спо-собствовало дальнейшему размежеванию либерального движения.
  • Одна часть либералов была удовлетворена реформами и поддерживала правительство. Другая же часть либералов понимала ограниченность реформ, пыталась добиваться их про-должения. Так, молодое поколение земских деятелей требовало расширения своих прав, расширения гражданских свобод, создание центральных представительных учреждение, но не находили понимания у властей. Это спо-собствовало дальнейшему размежеванию либерального движения.
  • А.А.Краевский
  • 2. Либеральное движение в России
Известно, что после реформы именно земства стали центрами сосре-доточения либеральных сил, как вы думаете почему?
  • Известно, что после реформы именно земства стали центрами сосре-доточения либеральных сил, как вы думаете почему?
  • Земства при всей своей ограниченности функций были либеральным учреждением, формировавшимся в результате выборов. Так как главной деятельностью земств было помощь бывшим крепостным крестьянам (устройство школ, больниц, ветеринарных пунктов), то деятелей либерального движения это привлекало.
  • 2. Либеральное движение в России
Уже в начале 60-х гг. произошел раскол в либеральном движении. Часть либералов отказалась от безоговорочной поддержки действий правительства. Сначала группа петербургских профессоров, недовольная строгими мерами правительства против студенческих беспорядков, вышла в отставку. В 1866 г. ими был основан журнал «Вестник Европы», который стал самым влиятельным органом либералов западнического толка.
  • Уже в начале 60-х гг. произошел раскол в либеральном движении. Часть либералов отказалась от безоговорочной поддержки действий правительства. Сначала группа петербургских профессоров, недовольная строгими мерами правительства против студенческих беспорядков, вышла в отставку. В 1866 г. ими был основан журнал «Вестник Европы», который стал самым влиятельным органом либералов западнического толка.
  • 2. Либеральное движение в России
Сильный разлад в либеральное движение внесло очередное польское восстание 1863-1864 гг., сурово подавленное правительственными войсками. Часть либералов с осуждением отнеслось к столь жестокой расправе, однако другая часть, наоборот, решительно встала на сторону правительства в столь ответственный момент. Наиболее ярким представителем второй группы либералов стал М. Н. Катков, который с тех пор становится лидером консервативного общественного движения. Именно благодаря ярким статьям Каткова, который резко критиковал сторонников независимости Польши в русском обществе, была подорвана популярность знаменитого «Колокола» А. И. Герцена, и его популярность вскоре сошла на нет.
  • Сильный разлад в либеральное движение внесло очередное польское восстание 1863-1864 гг., сурово подавленное правительственными войсками. Часть либералов с осуждением отнеслось к столь жестокой расправе, однако другая часть, наоборот, решительно встала на сторону правительства в столь ответственный момент. Наиболее ярким представителем второй группы либералов стал М. Н. Катков, который с тех пор становится лидером консервативного общественного движения. Именно благодаря ярким статьям Каткова, который резко критиковал сторонников независимости Польши в русском обществе, была подорвана популярность знаменитого «Колокола» А. И. Герцена, и его популярность вскоре сошла на нет.
  • 2. Либеральное движение в России
Вспомните, какой была официальная идеология при Николае I?
  • Вспомните, какой была официальная идеология при Николае I?
  • Кем она была разработана, каковы были ее основные положения?
  • При Александре II главным идеологом и вдохновителем консервативного курса был М. Н. Катков. Главной задачей этого направления общественной мысли было доказательство губительности либеральных и уж тем более радикальных идей, которые разрушают «народность» и ведут к революции.
Катков доказывал также губительность для России
  • Катков доказывал также губительность для России
  • даже проводимых ре-форм. Главным органом
  • консерваторов стал журнал «Русский вестник».
  • Интересы какого сословия отражало консервативное движение?
  • Той части дворянства, которая стремилась к возвращению прежних времен - времен крепостничества
  • 3. Русские консерваторы. М. Н. Катков
Кто такие земцы?
  • Кто такие земцы?
  • Запись в тетради:
  • Конец 70-х - начало 80-х гг. - подъем земского движения.
  • После того как земства были созданы и окрепли, часть деятелей земского движения влилась в ряды либералов. В конце 70-х - начале 80-х гг. именно с их деятельностью был связан новый подъем либерального движения. Земства активно добивались от правительства не только расширения своих прав, но и создания центральных органов народного представительства, расширения гражданских свобод.
  • 4. Земское движение.
Запись в тетради:
  • Запись в тетради:
  • 1879 г. - тайный съезд земских деятелей в Москве.
  • Съезд принял решение организовать выступления земств с требованием продолжения политических реформ. В целом земское движение в России не стало народным движением. Его сторонниками была интеллигенция и часть дворянства. Народ не понимал чаяний либералов. Значительная часть просвещенного общества была настроена либо значительно радикальнее, либо консервативнее земцев. Кроме того, земское движение было слишком раздроблено. С приходом к власти Александра III надежда земцев наладить диалог с властью исчезла окончательно.
  • 4. Земское движение.
Кто являлся идеологом консервативного направления общественной мысли при Александре II?
  • Кто являлся идеологом консервативного направления общественной мысли при Александре II?
  • Какие вопросы вызвали раскол в либеральном движении? Какие события способствовали этому расколу?
  • Закрепление.
Решены ли цели?!
  • Решены ли цели?!
  • Выяснить особенности либерального движения в 60-70 гг.
  • Основные идеи консервативного движения.
  • Развивать умение выделять главное, определять и объяснять понятия.
  • Закрепление.
Решены ли цели?!
  • Решены ли цели?!
  • §24 и вопросы 1-5 в конце параграфа.
  • Домашнее задание.

Новые веяния русской общественной мысли в 60-70 годах стали основой всех последующих политических течений в России в бурном ХХ веке.

Основные направления общественной мысли

В советской историографии (Э. Виленская, В. Твардовская, Н. Эйдельман) и в ряде современных научных работ (Н. Троицкий) , при изучении истории общественного движения пореформенной России всегда преднамеренно акцентировалось внимание на развитии радикального или революционно-демократического движения. Между тем в этот период продолжали существовать и динамично развиваться и консервативное, и либеральное направления общественной мысли.

а) Консервативное направление. В пореформенный период это направление общественной мысли, которое активно поддерживал император Николай I , по-прежнемуоставалось в идеологических рамках теории «официальной народности» , основные постулаты которой были сформулированы графом С.С. Уваровым еще в 1832 г. Новые идеологи этого направления, среди которых были Константин Петрович Победоносцев, Дмитрий Андреевич Толстой , Михаил Никифорович Катков и Владимир Петрович Мещерский, по-прежнему рассматривали самодержавие как единственно возможную форму правления в России, православие провозглашали основой духовной жизни всей нации, а народность трактовали как отсутствие социальных противоречий в стране и единение православного русского народа с царем.

Рис. 1. Заседание государственного совета. Репин И.Е. ()

Если во внутренней политике консерваторы оставались апологетами самодержавия и несколько позднее стали идеологами контрреформ, то во внешней политике они всячески культивировали и отстаивали идеи панславизма , т. е. единения всех славянских народов под скипетром российского монарха.

Социальной базой консервативного движения являлись многие представители высшей правящей элиты и верхушки православного духовенства, консервативно настроенная часть дворянства и купечества, а также подавляющая часть русского крестьянства. Поэтому взгляды консерваторов во многом отражали настроения подавляющей части русского общества , что в нашей историографии традиционно замалчивалось.

б) Либерально-оппозиционное направление. В рамках этого направления общественной мысли существенное место по-прежнему занимали славянофилы. Надо сказать, что в настоящее время целый ряд авторов (В. Шелохаев, Л. Ляшенко, Е. Дудзинская) опровергают сложившийся в советской историографии стереотип, что в пореформенное время наступил период заката и распада славянофильства и превращение его в исключительно реакционное направление.

На арену общественно-политической жизни России в то время выдвинулись такие видные славянофилы , как князь В.А. Черкасский, А.И. Кошелев, И.С. Аксаков и Ю.Ф. Самарин (рис. 2), которые принимали самые активное участие в подготовке и проведении крестьянской, судебной и земской реформ. В пореформенную эпоху дальнейшее развитие получила славянофильская идея созыва общероссийского всесословного законосовещательного органа - Земского Собора - как выразителя широкого общественного мнения. По мнению славянофилов , именно Земский Собор , не ограничивая самодержавной власти монарха, должен был стать инструментом единения царя с народом и гарантом от любых революционных потрясений в стране. Однако защита славянофилами самодержавия как политического института вполне уживалась у них с острой критикой самих российских самодержцев и их политического курса. При этом славянофилы не отрицали возможности введения конституционного правления в России, но считали его преждевременным.

Рис. 2. Славянофил Самарин ()

Позднее, со второй половины 1870-х гг., получило свое развитие земское либерально-оппозиционное движение и его идея о созыве всероссийского земского органа в виде «Общей земской думы» или «Земского собора». Кроме того, в своих многочисленных «адресах» и «записках» на имя царя, земцы требовали ввести в Государственный Совет представителей губернских и уездных земств. Основными печатными органами славянофилов были журналы «День», «Москва» и «Русь».

В 1870-х гг. заметно оживилась и деятельность западников , вождями которых в пореформенный период были Борис Николаевич Чичерин , Федор Иванович Родичев , Константин Дмитриевич Кавелин , Дмитрий Иванович Шаховской и другие видные общественные деятели страны. В отличие от славянофилов, западники, исповедовавшие идею общего цивилизационного развития России и Запада , были сторонниками конституционной монархии и выступали за введение Конституции, созыв законодательного выборного органа власти, значительное расширение полномочий земств и городских дум и за продолжение либеральных реформ. Основными печатными органами западников были два научно-популярных журнала - «Вестник Европы» (рис. 3)и «Русская мысль».

Рис. 3. Журнал «Вестник Европы» ()

При этом и западники, и славянофилы выступали за сохранение сильной исполнительной власти и создание в России правового государства и категорически отвергали любые насильственные методы борьбы и ратовали за эволюционный путь развития страны через механизм реформ.

в) Революционно-демократическое направление. 1860-1870-е гг. стали временем расцвета революционно-демократического или радикального направления русской общественной мысли и зарождения движения революционных народников.

В свое время лидер российских большевиков В.И. Ульянов (Ленин) (рис. 4), проанализировав их политическую программу, писал, что отличительной особенностью революционных народников было: 1. Признание капитализма регрессом и упадком в развитии общества; 2. Убежденность в том, что в России отсутствуют какие-либо объективные предпосылки для становления и развития капитализма; 3. Признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянской поземельной общины в частности; 4. Убежденность в том, что в России существуют объективные предпосылки для строительства социализма, поскольку здесь сохранилась его готовая ячейка - крестьянская поземельная община, основанная на принципах коллективизма.

Рис. 4. Фото В.И. Ленина ()

В отечественной исторической науке традиционно выделяют три основных этапа в развитии революционного движения в России во второй половине XIX в.: а) 1860-е гг. - создание революционно-демократической идеологии и первых тайных организаций радикалов; б) 1870 - начало 1880-х гг. - окончательное оформление народнической идеологии и деятельность организаций революционных народников; в) 1880-1890-е гг. - разгром движения революционных народников и становление движения либерального народничества , а также начало распространения идей марксизма и первых социал-демократических организаций.

Освободительное (революционное) движение в 1861-1864 гг.

В начале 1860-х гг. в России возникло сразу два идейных центра революционно-демократического движения: первый - вокруг редакции журнала «Колокол» , который издавался в Лондоне А. Герценым и Н. Огаревым, и второй - вокруг журнала «Современник» , издателями которого были Н.А. Некрасов и Н.Г. Чернышевский. Именно на базе этих идей в 1861-1863 гг. получил свое развитие так называемый «прокламационный период» освободительного движения. Свое название он получил благодаря тому, что именно в этот период основной формой пропаганды революционных идей стали многочисленные прокламации: «Барским крестьянам от их благожелателей поклон» и «Великоросс» , авторство которых до сих пор не установлено, «Письма без адреса» Н. Чернышевского, «Молодая Россия» П. Заичневского, «К молодому поколению» и «К крестьянам» Н. Шелгунова и многие другие. Основные идеи этих прокламаций были далеко не одинаковы. Так, «Великоросс» предлагал образованным классам русского общества организовать широкую антиправительственную кампанию с требованием введения конституционного правления в России. Прокламация «К молодому поколению» требовала полного и незамедлительного обновления страны мирным путем и введения парламентарной республики, а «Молодая Россия» безоговорочно ратовала за неумолимую кровавую революцию, которая должна была уничтожить самодержавие и всех представителей дома Романовых, ликвидировать помещичье землевладение, конфисковать все церковное и монастырское имущество и т. д. Последняя прокламация не только озлобила царскую власть, но и шокировала многих радикалов, в том числе А. Герцена, Н. Огарева, Н. Чернышевского и М. Бакунина, которые решительно отмежевались от ее «кровавых сентенций».

Тем временем Н. Чернышевский при активной финансовой поддержке А. Герцена и Н. Огарева занялся объединением радикальных сил, сочетая легальные и нелегальные методы работы. В конце 1861 г. в Петербурге сложилась первая революционно-народническая организация - «Земля и воля» (рис. 5). Ее вдохновителями были А. Герцен и Н. Чернышевский , а организаторами стали братья Н.А и А.А. Серно-Соловьевич , А.А. Слепцов , Н.Н. Обручев , С.С. Рымаренко и В.С. Курочкин , которые вошли в ее Центральный Комитет.


Рис. 5. Газета «Земля и Воля» ()

«Земля и воля» строилась как федерация кружков, созданных в 14 городах страны - Петербурге, Москве, Твери, Саратове, Вологде, Астрахани, Полтаве и ряде других. Самыми крупными отделениями были московский и петербургский кружки , первый кружок возглавлял Н.И. Утин , сын купца-миллионера, а второй кружок опекали Ю.М. Масолов и Н.М. Шатилов , которые были учениками Н. Чернышевского по саратовской гимназии. «Земля и воля» имела и свою военную организацию - «Комитет русских офицеров в Польше» , которую возглавлял подпоручик А.А. Потребня.

Первоначально программным документом «Земли и воли» стала статья Н. Огарева «Что нужно народу?» , опубликованная в июле 1861 г. в эмигрантском журнале «Колокол». Изложенная в этой статье программа действий была рассчитана на сплочение всех оппозиционных и революционных сил и носила в основном умеренный характер. В частности, в ней выдвигались требования безвозмездной передачи крестьянам всей земли, которой они владели до реформы, замены правительственных чиновников выборными волостными, уездными и губернскими органами самоуправления, создание общероссийского органа представительной власти и т. д.

В дальнейшем, по мере прихода к руководству этой организации более радикальных деятелей, в частности Н. Утина и Г. Благосветова , программа «Земли и воли» претерпела серьезные изменения. В феврале 1863 г. в первом номере своей нелегальной газеты «Свобода» землевольцы провозгласили новые положения своей программы: свержение самодержавия и созыв Учредительного Земского собора путем народной революции, которую совместно с польскими революционерами они собирались начать весной 1863 г.

Дело в том, что еще осенью 1861 г. в Варшаве возникла тайная организация «красных революционеров» во главе с Центральным национальным комитетом , которая ставила своей задачей полное восстановление польской государственности в границах 1772 г. Наиболее видными руководителями этой антироссийской националистической группировки были популярные лидеры «красных» - генерал Я. Домбровский, С. Сераковский, З. Падлевский, С. Бобровский и В. Врублевский , которые были самым тесным образом связаны с русскими революционерами. В декабре 1862 г. на встрече лидеров «Земли и воли» с польскими «красными» была достигнута договоренность о совместном выступлении весной 1863 г. Однако после ареста Я. Домбровского польские националисты решили не откладывать выступление, и в январе 1863 г. в Царстве Польском вспыхнул мятеж,вызвавший неописуемый восторг у всех предателей русских национальных интересов, рядившихся в революционные рясы. После подавления польского восстания настал конец и самой «Земле и воле» , которая, полностью обанкротившись, прекратила свое существование летом 1864 г.

Революционные организации и кружки 1860 - начала 1870-х гг.

Радикальное направление в русском освободительном движении середины 1860 - начала 1870-х гг. было представлено деятельностью различных нелегальных и полулегальных кружков и организаций, среди которых обычно выделяют следующие кружки:

а) «Кружок ишутинцев» (1863-1866). Он возник в Москве осенью 1863 г. по инициативе саратовского разночинца и вольнослушателя Московского университета Николая Ишутина . Основное ядро этой подпольной организации составили сам Н. Ишутин , его двоюродный брат Д. Каракозов, П. Ермолов, Д. Юрасов, П. Николаев и другие члены пензенского землячества, учившиеся в Москве. Филиал ишутинского кружка в северной столице возглавлял Иван Худяков. Первоначально деятельность ишутинцев не выходила за рамки пропагандистской работы и обсуждения всевозможных проектов реформирования страны. Но в феврале 1865 г. , разочаровавшись в итогах своей пропагандистской работы, наиболее радикальные члены «Кружка» создали в его недрах тайное общество под названием «Организация» и стали вынашивать планы государственного переворота и цареубийства. 4 апреля 1866 г. Дмитрий Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II , которое привело к разгрому ишутинского кружка.

б) «Кружок нечаевцев» (1868-1869). Эта тайная организация революционеров возникла в Петербурге по инициативе очередного недоучки Сергея Геннадьевича Нечаева (рис. 6) и его приятеля журналиста Петра Никитича Ткачева. В процессе создания организации они разработали «Программу революционных действий» , которая в основном предусматривала пропаганду идеи народного восстания, которое, по мнению должно начаться весной 1870 г. Однако, так и не успев встать на ноги, эта очередная контора радикальных революционеров была разгромлена полицией в марте 1869 г.

в) «Народная расправа» (1869-1870). После разгрома «нечаевского кружка» его руководитель успел улизнуть за границу, и, выдав себя за эмиссара мифического Революционного центра , выклянчил у А. Герцена и Н. Огарева крупную сумму денег в размере 20 тысяч франков . Затем он сблизился с теоретиком русских анархистов М. Бакуниным , и они решили создать в России новое тайное общество. С этой целью они написали печально знаменитый «Катехизис революционера» , ставшей своеобразной «этикой» революционного экстремизма.

Летом 1869 г. , вернувшись в Россию с мандатом официального представителя русского отдела «Всемирного революционного центра» , приступил к созданию нового тайного общества - «Народной расправы». В течение нескольких месяцев быласоздана преступная террористическая организация с железной, по сути, диктаторской дисциплиной и строго конспиративной структурой. Как лидер-диктатор этой организации, намеревался к лету 1870 г. создать боевые отряды из уголовных элементов и посредством террора начать уничтожение государственной машины Российской империи и ее наиболее видных представителей. Однако его наполеоновские планы лопнули как мыльный пузырь. После убийства студента И. Иванова , совершенного по личному указанию , полиция напала на след «Народной расправы» и в начале 1870 г. разгромила эту террористическую организацию. в очередной раз улизнул за границу, но в 1872 г. онбыл выдан царским властям как уголовный преступник и заключен в Петропавловскую крепость , где и умер от помешательства в 1882 г.

Надо сказать, что даже сегодня находятся специалисты (Н. Троицкий) , которые, осуждая сам «феномен нечаевщины» , оправдывают ее тем, что она была «порождена крайностями правительственной реакции».

г) или «Кружок чайковцев» (1871-1874). После разгрома «Народной расправы» многие революционеры, отвергнув нечаевский радикализм, густо замешанный на уголовщине, ударились в другую крайность и отбросили саму идею централизованной организации, которая так уродливо преломилась в нечаевщине. Кружковцы того периода не признавали ни централизма, ни дисциплины, ни каких-либо уставов и т. д. Только две народнические организации, в условиях всеобщей анархии, сохранили некое подобие организованных структур: «Кружок М. Натансона - П. Кропоткина» и «Кружок С. Перовской». Летом 1871 г. эти организации объединились в «Большое общество пропаганды» , которое иногда, не вполне правомерно, называют «Кружком чайковцев». В рамках этой организации существовало несколько региональных отделений в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Херсоне , объединявших около 100 членов , в том числе таких известных террористов, как С. Кравчинский, А. Желябов, С. Перовская, Н. Морозов и других, которые затем составят костяк народовольцев (рис. 7).

Рис. 7. Русские террористы ()

В духе того времени «чайковцы» не имели устава, но у них была железная дисциплина, основанная на принципах подчинения личности организации, а меньшинства - большинству. Программа «чайковцев» , написанная будущим теоретиком русского анархизма Петром Александровичем Кропоткиным , предусматривала тактику пропаганды и длительной подготовки народного бунта, которая затем станет теоретической основой знаменитого «хождения в народ».

д) «Кружок долгушенцев» (1872-1873) . Эта организация, возникшая в Петербурге по инициативе очередного студента-недоучки А.В. Долгушина, состояла всего из 20 человек , но была на редкость амбициозной. Они не только пропагандировали тактику немедленных революционных действий, но и смогли создать подпольную типографию и отпечатать несколько прокламаций, в том числе «Русскому народу». Однако, как только «долгушинцы» попытались начать пропаганду своих идей, на их след напала полиция и «Кружок долгушинцев» был разгромлен.

Список литературы для изучения темы "Общественное движение России в 1860 - 1870-х гг.":

  1. Виленская Э.С. Революционное подполье в России в 60-х гг. XIX в. - М., 1965.
  2. Дудзинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. - М., 1994.
  3. Леонтович В.В. История либерализма в России. - М., 1995.
  4. Ляшенко Л.М. Революционные народники. - М., 1989.
  5. Троицкий Н.А. Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма. - М., 1978.
  6. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. - М., 1996.
  7. Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия. - М., 1973.
  1. Хронос ().
  2. Интернет-портал Histak.ru ().
gastroguru © 2017