Мое настроение (оцени по шкале). Мое настроение (оцени по шкале) Чередующиеся гласные в корне

Чередующиеся гласные в корне.

Практическое занятие № 2 (подготовка к заданию А5)

Задание: Укажите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня" : 1) наберут 2) вышивать 3) ровняют 4) закрепить

Без знания классификации корней с чередованием гласных это задание выполнить будет непросто.

Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы:

1 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от УДАРЕНИЯ:

Гор-,-гар-; -клон-, -клан-; -твор-, -твар- (без ударения пиши О);

Зор-, -зар-; -плов-, -плав- (без ударения пиши А)

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:

утвАрь, выгАрки, изгАрь, пригАрь, зОревать, зОрянка, плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвун

2 группа . В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СОГЛАСНОЙ НА КОНЦЕ КОРНЯ:

Лаг-, -лож-;

Скак-, -скоч-;

Раст-, -ращ-, -рос-

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:

полОг, РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, рОстовой, на вырОст, подрОстковый, отрАсль, скАчок

3 группа . В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СУФФИКСА А:

Лож-, -лагА-;

КОс-, -касА-;

Бер-, -бирА-; -дер-, -дирА-; -блест-, -блистА-; -тер-, -тирА-; -пер-, -пирА-; -мер-, -мирА-; -стел-, -стилА-; -жег-, -жигА-; -чет-, -читА-; -нимА-, -минА-, -жимА-

МинА-, -нимА-, -жимА-, -чинА-

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта

4 группа . В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ корня:

Равн- (= равный, одинаковый), -ровн- (=ровный, гладкий);

Мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:

рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение

От чего зависит написание гласной?
От ударения От согласной на конце корня От суффикса А От лексического значения
Под ударением Без ударения Перед Г -лАг- Перед Ж -лОж- После корня Имеет значение
Есть А Нет А Ровный, гладкий Одинаковый, равный
Пиши: -лАг- -кАс- -бИр- -дИр- -блИст- -тИр- -пИр- -мИр- -стИл- -жИг- -чИт- -нИм- -мИн- -жИм- Пиши: -лОж- -кОс- -бЕр- -дЕр- -блЕст- -тЕр- пЕр- -мЕр- -стЕл- -жЕг- -чЕт-
Пиши: -рОвн- Пиши: -рАвн-
Пиши: -гАр- -клАн- -твАр- -зОр- плОвец плОвчиха плОвцы Пиши: -гОр- -клОн- -твОр- -зАр- -плАв- Перед К -скАк- Перед Ч -скОч-
Исключения: рОвесник урОвень рАвнина рАвняйсь рАвнение
Перед СТ, Щ -рАст- -рАщ- Перед С -рОс-
Исключения: утвАрь выгАрки зОревать зОрянка
Становиться влажным Погружать в жидкость
Исключения: полОг РОстов РОстислав рОсток рОстовщик вырОст отрАсль Пиши -мОк- Пиши -мАк-
Исключения: сочЕтать сочЕтание чЕта

Можно также заглянуть на сайт Грамота.РУ.


Материал для закрепления

Задание 1. Распределить слова в 4 группы: 1 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения; 2 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от согласной на конце корня; 3 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от суффикса А; 4 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня. Корень выделить.


предлагать

выбирать

заскочить

загорелся

растение

прикосновение

сложение

сотворение

подровнять

непромокаемый

наклонился

обмакнуть

протирать

выращенный

сплавлять

сравнять


Задание 2. Найти в каждой группе слов лишнее с точки зрения выбора чередующейся гласной в корне. Ответ аргументировать.

отдеру, блистательный, растение

заскочил, намочил, выровненный

коснуться, зажигать, загорается

перила, озарение, наклонился

выплавлять, вытирать, вытворять

Задание 3. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.

2. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза.

3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.

4. Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза загорались радостным блеском и щёки озарялись ещё сильнее пылающим румянцем.

5. Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага поднимался растущий туман.

6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам.

7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.

8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатой, чтобы уровнять, и прибавил ещё.

9. На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет: даже по вспыхнувшей спичке стреляли.

10. Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него "духовный навигационный прибор" - совесть - и пустил человека в самостоятельное плавание.

Задание 4. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной на конце корня.

1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.

2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.

3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.

4. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.

5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.

6. Всё, к чему приходилось прикасаться, - топор, котелок, ветки, - было ледяное и обжигало пальцы.

7. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок.

8. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.

9. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.

10. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.

Задание 5 . Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса А.

1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.

2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и - прыг, зарывается в снег.

3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.

4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.

6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.

7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.

8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.

9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.

10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного света.

Задание 6. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения.

1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.

2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго присматривается.

3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне, хоть разочек, хоть немножко погрустите обо мне.

4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.

5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками.

6. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.

7. И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей.

8. Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России.

9. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предлагает его направо и налево.

10. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выровнялся.

Цели урока:

  • раскрыть значение суффикса А в глаголах;
  • познакомить с правописанием Е-И в корнях с чередованием;
  • отработать навыки написания Е-И в корнях с чередованием;
  • выработать умение видеть орфограмму в тексте;
  • повторить типы и стили речи;
  • отработать навыки составления предложений определённой конструкции;
  • закрепить умение отличать словосочетания от грамматической основы предложения.

I. Организационный момент

II. Повторение. Лингвистическая разминка

Что такое глагол? Приведите примеры. Определить вид глагола: встречаться, рисовать, встретиться, рассмотреть, рассматривать, подрисовать, прогуляться, прогуливаться.

III. Объяснение нового материала

Образовать однокоренные глаголы при помощи суффикса а.

Даны глаголы: вытереть, выжечь, выстелить, блестеть, замереть, запереть.

Каким способом вы образовали глаголы? (Суффиксальным )

Как называются такие пары глаголов? (Видовые )

Что изменилось у глаголов при появлении суффикса а? (Вид, написание гласной в корне )

Глаголы однокоренные, а гласные в корне разные.Как называется это явление? (Чередование )

Выводы:

1) О написании гласных в корнях глаголов с чередованием;

2) О роли суффикса а в глаголах. (Если после корня есть суффикс А, то в корне пишется буква И, а если суффикса А нет – Е. Также суффикс А изменяет вид глагола.)

Если в правильном порядке расставить слова, то можно узнать тему сегодняшнего урока.

А, корнем, суффикс, управляет, как. (Как суффикс А управляет корнем )

Чтение правила в учебнике, стр. 257.

Обратить внимание на корни, их надо запомнить.

Здесь не хватает корня чет – чит . Подпишите.

А также запомните слова исключения: сочетать, сочетание, словосочетание.

Шуточно эту орфограмму называют Ира. Кто догадался почему?

(Многие корни с чередованием содержат это сочетание букв. Так будет легче запомнить)

Чтение и запоминание стихотворения.

Если после корня – а,
В корне будет и всегда!
Вот пример, запоминай:
“Ноги вытер? Вытирай!”

Выписать слова с чередованием, объяснить написание.

IV. Закрепление

Устное упражнение (работает весь класс, отвечают по цепочке или по желанию).

Объяснить выбор гласной в словах, написанных на доске.

Выж..чь, пост..лить, прот..рать, отд..рать, заб..рут, изб..рать, нат..реть, соч..тать.

Предупредительный диктант. (У доски работает 1 человек, сначала проговаривает написание, а потом делает запись.)

Зажигаются огни, замирать от восторга, вытерла руки, собирают мёд, блистательная победа, блеснуло озеро, выбирать марки, расстелить ковёр, стереть с доски.

Все ли сочетания слов в диктовке являются словосочетаниями? Почему?

Составить с любым сочетанием слов по 1 предложению:

1 ряд – с однородными членами,

2 ряд – с обращением,

3 ряд – сложное предложение.

Найти ошибку (слова выведены через кодоскоп), объяснить написание.

постелить, запиреть, блестит, избирать; (запиреть)

обдирает, стереть, берут, поджегает; (поджегает)

умереть, напирает, вытирает, блестает; (блестает)

Линейный диктант на 12слов.

Блистать, расстелить, замирать, удирать, постелить, вытереть, собираю, блестеть, расстилать, прибирать, замереть, соберу.

И, е, и, и, е, е, и, е, и, и, е, е.

Найти 4 лишнее.

примерять, отмирать, замереть, вымирать;

мирный, помирились, мир, умирать ;

умереть, замерять, отмерить, размерять.

Как называются такие слова? (Слова с омонимичными корнями )

Прослушать отрывок.

Является ли он текстом? Доказать.(Детям раздается текст на парты, см. Приложение 1)

Из-за горизонта показалось солнце, и вся природа как будто замерла в ожидании чуда.

Перед нами расстилалась широкая равнина, которая всё больше становилась похожей на необыкновенный цветочный ковёр. Капельки росы на растениях блистали от ласковых прикосновений тёплых лучей солнца, словно волшебник рассыпал миллионы алмазов. Вдали заблестело гладкое зеркало большого озера, от него низко над лугом начал стелиться туман, придавая загадочности пробуждению природы. От такой красоты замирало сердце.

  • Определить стиль, тип речи, озаглавить текст. (Художественный, т.к. в тексте есть сравнения, эпитеты, олицетворение. Тип – описание.)
  • Объяснить недостающие знаки препинания.
  • Какие слова с чередующимися гласными встречаются в тексте? Выписать, объяснить написание.
  • Выписать остальные слова с пропущенными буквами, объяснить написание.

V. Подведение итогов урока.

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

VI. Д/з. Упр.653, параграф 113.

Литература

1. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.- 23-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 239 с.

2. Русский язык. Тренинг. Дидактические материалы для закрепления знаний. 5 класс / О. Л. Брынцева. – М.:Айрис-пресс, 2005. – 240 с. – (Экспресс-проверка знаний).

Бароян Лиля

В презентации содержится справочный материал с практическим заданием. Используется при подготовке к ЕГЭ: задание №8. Возможно использование на этапах изучения, закрепления, повторения темы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Чередующиеся гласные в корне ЕГЭ, задание № 8 Автор: Бароян Лиля, 11 класс МБОУ СОШ № 7 им. П.Д.Стерняевой город-курорт Геленджик Руководитель: Маркитанова Наталья Николаевна

Справочный материал Правописание корней Правописание гласных в корне

В русском языке в частях речи имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными:

1. В корне гар - – гор- под ударением пишется а, без ударения – о: загáр – загорéлый, угорéть. Исключения: выгарки, úзгарь, прúгарь (специальные и диалектные слова). 2. В корне зар - – зор - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: зáрево, зóрька – зарнúца, озарять. Исключения: зорянка, зоревáть. 3. В корне кас - – кос- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях – а: касаться, касательная – коснуться, прикосновение.

4. В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: клáняться, поклóн – поклонúться, поклонéние. 5. В безударном корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед ж – о: предлагáть, прилагáтельное – предложúть, обложéние. Исключение: пóлог (семантически уже не связывается с корнем лаг- – лож-).

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ. 7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: плáвать, плавýчесть, поплавóк. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв - – в слове плывуны.

8. Корень равн - имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн - – в словах со значением « ровный, прямой, гладкий »: заровнять, ровесник, сровнять, уровень. 9. В корне рас- – рос- пишется а, если дальше следует согласная т (также перед щ); в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов и др.

10. В безударном корне скак- – скоч - перед к пишется а, перед ч – о: подскакáть – подскочúть. Исключения: скачóк, скачý . 11. В корне твар - – твор - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: твáрь, твóрчество – творить, творец. Исключение: ýтварь (семантически уже не связывается с корнем твар - – твор -).

12. В корнях бер - – бир -, дер- – дир -, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест - – блист -, жег- – жиг-, стел- – стил -, чет- – чит - пишется и, если дальше следует суффикс -а- : собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в остальных случаях пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить. Исключения: сочетать, сочетание.

13. В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а -: сжать – сжимать, прижать – прижимать, разнять – разнимать, поднять – поднимать, подмять – подминать, пожать – пожимать, понять – понимать, начать – начинать.

Проверь себя

1 вариант: г_реть, м_кать в сметану р_внять грядки заг_релый, непром_каемый плащ ур_вень заг_р, вым_кнуть под дождем р_весник г_релый, обм_кнуть кисть пор_вну уг_реть, обувь пром_кает подр_внять волосы разг_раться, ур_внять условия подг_рать, ср_внение; дог_реть, ср_внить числа уг_рный газ, р_вносторонний заг_реть, все р_вно выг_реть, р_вняйтесь перег_реть, р_внина наг_р Задание: вставьте пропущенные буквы

2 вариант Отл_жить, сл_гаемые, недор_сль пол_жить, пол_г, подр_сти прил_жить, предпол_жить; возр_ст предпол_гать, выр_сли, подр_стать изл_гать, зар_стать, р_стения распол_житься, зар_сло, р_стущий вл_дение, р_сток, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться,;

1 вариант гореть, макать в сметану равнина загорелый, непромокаемый плащ ровнять грядки загар вымокнуть под дождем горелый обмакнуть кисть уровень угореть, обувь промокает, ровесник разгораться, сравнить числа, поровну подгорать равносторонний, подровнять волосы угарный газ, все равно, уровнять условия загореть, равняйтесь, сравнение; выгореть, перегореть, нагар; Ответы:

Ответы: 2 вариант Отложить, положить, приложить, предполагать, излагать, расположиться, владение, слагаемые, полог, предположить; выросли, зарастать, заросло, росток, недоросль, подрасти, возраст, подрастать, растения, растущий, выращенный, отрасль, Ростов, водоросли; запирать, замереть, собирать, расстилаться, вытереть, блеснуть, придираться,

Спасибо за внимание!

Пригород, столик, шёпот, лесной, садовый, заговорить

Для правильного написания этих слов нужно уметь выделять значимые части слова.

Что такое морфема? Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают?

Постановка цели и задач урока

Тема: Состав слова

Повторение и обобщение изученного материала

Морфемика (определение) Морфемика (греч. morph - форма) - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова
Словообразование (определение) Раздел языкознания, изучающий словообразовательную структуру слов и законы образования слов.
Морфема (определение) (греч) наименьшая, неделимая, значимая часть слова. Она не подлежит дальнейшему членению.
Чем отличается морфема от слова? 1.Слово существует самостоятельно, а морфема существует только в составе слова; 2.морфема строительный материал для слова, а слово строительный материал для предложения; 3.слово принадлежит к какой-то части речи, а морфема - нет
Состав слова Слова состоят из морфем
Как делятся морфемы? На корневые и аффиксальные
Корневая морфема (корень) Эт о общая часть родственных слов, в корне заключено основное лексическое значение.(вода, водовоз, подводник, водяной) -к корню могут присоединяться другие морфемы; -в корне могут происходить различные чередования гласных и согласных. Без корня слова нет
Аффиксальные морфемы Помимо корня есть аффиксы: - приставка (префикс)–стоит перед корнем и служит для образования новых слов или для грамматических форм слова (писать -списать); -суффикс стоит после корня и служит для образования новых слов или для грамматических форм слова (писать- писал); -окончание (флексия) это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. Это всегда формообразующий аффикс.; -соединительные гласные о,е (интерфиксы –выполняют функцию соединительных элементов. Это словообразующие аффиксы.); --ся,- сь (постфикс) служит для образования новых слов или грамматических форм слова
Как делятся аффиксы? На словообразующие(служат для образования новых слов) и формообразующие(служат для образования формы слова)
Основа слова Это часть слова без окончания. Основы делятся на -непроизводные (состоит только из корня, например-вода) и -производные (включает корень, приставки и суффиксы)
Морфемный разбор слова 1.выделить основу и окончание; 2.определить производная или непроизводная основа; 3.определить окончание, его значение; 4.подбирать родственные слова и определить корень; 5. выделить приставки и суффиксы. 6. сделать вывод о морфемном составе слова.

Образец разбора. Привокзальный

1.Изменяем слово и находим основу и окончание.

2.основа слова производная, простая

3. окончание –ый передает значение формы

И.п., ед. ч., м.р.

4.находим родственные слова (вокзал, вокзальный, находим корень)

5.выделяем приставку, суффиес.

6.вывод: При-вокзаль –н-ый

Закрепление

6.1.«Это интересно!»

В процессе исторического развития языка некоторые приставки и суффиксы слились с корнем и перестали выделяться. Таким образом мог измениться морфемный состав слова.

Например, слова дар и пир когда-то были образованы с помощью суффикса-р от глаголов дать и пить . В современном языке этот суффикс уже не вычленяется, и мы выделяем корни дар- и пир -. От этих существительных теперь образованы новые глаголы: дарить и пировать . Иногда полезно выделить бывшие морфемы, чтобы объяснить правописание слова.

Например, в словах торговля и торжество в современном языке выделяют разные корни, произошлиэти слова от одного корня торг -: на торгах по традиции устраивались народные гулянья . Отсюда и торжество . Зная историческуюсвязь этих слов, мы не ошибёмся в написании безударного

гласного в слове торжество .

В словах подъём и съёмка мы пишем твёрдый знак после прежде выделявшихся приставок, хотя в современном языке эти бывшие приставки уже входят в состав

Упражнение № 73

Упражнение №79

6.4. Объяснительное письмо по цепочке

1. Отметьте слова, в которых пишется буква а .

1) Оза рение 2) прико сновение, 3) выскочка, 4) ростовщичество, 5) склонение, 6) зоренька, 7) погорелец, 8) неприкосновенность, 9) пловчиха, 10) творение, 11) вскакивать, 12) зарастание, 13) равнина, 14) откл.а.няться, 15) разгореться, 16) макание, 17) сплавлять, 18) равноденствие, 19) утварь, 20) росток.

2. Отметьте слова, в которых пишется буква и .

1) Расстелить, 2) оттирать, 3) блестеть, 4) разбирать, 5) цирк, 6) цыган, 7) умереть, 8) сжигать, 9) скворцы, 10) панцирь, 11) цыплёнок, 12) обжигание, 13) станция, 14) сестрицын, 15) вычитать.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква ё .

1) Чёрт, 2) мажор, 3) стажёр, 4) ночёвка, 5) сгущёнка, 6) сильный ожог, 7) мальчонка, 8) испечён, 9) плащом, 10) горячо, 11) ещё, 12) камышовый, 13) поджог дом, 14) княжон, 15) копчёный.

4. Отметьте слова, в которых пишется буква е .

1) Предобрый, 2) прикрыть, 3) пригород, 4) привилегия, 7) приоритет, 8) приступить (закон), 9) претворить в жизнь, 10) блестящий, 11) замочил 12) пальчик, 13) платочек, 14) ситечко, 15) луковичка.

5. Отметьте слова, в которых пишется буква ъ .

1) Безъядерный, 2) варьировать, 3) кабальеро, 4) въявь, 5) инъекция, 6) изъян, 7) почтальон, 8) мышьяковый, 9) фельетон, 10) межъязыковый, 11) разъединённый, 12) съёмочный, 13) фельдъегерь, 14) четырехъярусный, 15) каньон.

6. Отметьте слова, в которых пишется буква з .

1) Безболезненный, 2) бестрепетный, 3) разлагать, 4) безграничный, 5) бесцензурный, 6) исключить, 7) раскаиваться, 8) безжизненный, 9) распознавать, 10) бесшабашный.

Рефлексия

Правописание каких орфограмм мы сегодня повторили?

Что такое морфема?

Какой раздел науки о языке изучает состав слова?

В конце урока

Мое настроение (оцени по шкале).

gastroguru © 2017