Калмыцкие ханы. Калмыцкое ханство в составе россии цюрюмов александр викторович. История калмыцких ханов

Лет пять назад активно обсуждался проект выпуска Астраханской энциклопедии. Том «Природа» успели выпустить. Том «История» сгинул в лету. Меня позвали туда и материал я подготовил. Теперь лежит в архиве. Опубликую в сети

кочевое государственное образование, существовавшее на территории Астраханского края с 50-х гг. XVII в. по 1771 г. Откочевка улусов торгоутского тайши Хо-Урлюка с территории Джунгарии на Нижнюю Волгу в 30-е гг. XVII в. положила начало новому государственному образованию. В процессе освоения территории Нижнего Поволжья калмыками, внешнеполитического взаимодействия с Джунгарским ханством и Россией формируются политическая и административно-территориальная система Калмыцкого ханства. Отношения ханства с Россией строились на основании договоров-шертей, заключаемых с астраханскими воеводами, позднее - губернаторами и носили вассальный характер - ханские войска участвовали в военных операциях России за предоставление кочевий и право торговли в российских городах. Процесс добровольного вхождения калмыков в Российское государство был закреплен шертями от 4 февраля и 30 марта 1657 г. - с этого периода началась военная служба калмыков и регулярная выдача российским правительством жалования калмыцкой аристократии. Складывание общекалмыцкой государственности и оформление ханской власти начинается в 50-60-е годы XVII в., завершившись к 70-80-м гг. XVII в. в годы правления хана Аюки. Окончательный вассалитет Калмыцкого ханства по отношению к России формируется в первой четверти XVIII в. Территорию ханства определяли границы калмыцких кочевий: на севере - по Большому Иргису - до Саратова; на юге - вдоль р. Кумы, по побережью Каспия; на востоке - до Яицкого казачьего и Гурьева городков; на западе - до междуречья Дона и Маныча. Самые ранние свидетельства о численности населения ханства относятся к 1733 г. По данным российских чиновников в ханстве насчитывалось до 300-320 тыс. чел (65 тыс. кибиток). Главой государства являлся хан из рода торгоутов, обладавший единоличной наследственной властью. Судебная власть в ханстве была представлена судом Зарго В распоряжении хана находился большой штат придворных и общеулусных чиновников: дарги (сборщики податей, управляющие финансовыми делами хана), демчеи (сборщик податей, управляющий делами улусов), бичачи (писцы), элчи (посланцы), бодогчеи (судьи). Войско ханства, формировавшееся ополчением подвластного населения улусов, делилось на конные полки - сотни - полусотни.

В административном плане ханство делилось на улусы , аймаки и хотоны, имевшие свой аппарат управления. Улусы Калмыцкого ханства делились на большие (уделы) и малые (наследственные), имевшие этнические названия (Цохоровский). В первой четверти XVIII в. существовало три удела, делившиеся по традиционному для монголов военно-административному принципу: на левый (Зюновский), центральный (Ханский) и правый (Баруновский). Крупнейшим уделом являлся Ханский удел - владение правителя, в который входили Эркетеневский, Багутовский, Цохоровский, Кобен-Ноюновский, Хабучиневский, Баруновский улусы, улусы Больших и Малых зюнгаров. В Зюновский удел входили Кереитский, Цаатановский, Ногайский улусы. В Баруновский удел входили улусы хабучинов, барунов и хошоутов.

Социальная структура калмыцкого общества включала привилегированное сословие (нойоны, зайсанги , духовенство) и простолюдинов (албату, абганеры кеточинеры , шабинеры ).

Основой хозяйственной жизни населения Калмыцкого ханства было экстенсивное скотоводство, вспомогательную функцию выполняли рыболовство и домашнее ремесленное производство.

Результатом формировавшихся на протяжении XVIII в. политических, административно-территориальных, религиозных противоречий между элитой Калмыцкого ханства и российским правительством становится откочевка в январе 1771 г. значительной части улусов ханства (30909 кибиток - 70% населения) во главе с наместником Убуши на территорию Синьцзянской провинции Китайской империи. Указом Екатерины II от 19 октября 1771 г. Калмыцкое ханство было ликвидировано.

Лит.:

Батмаев М.М. Калмыки в XVII - XVIII веках. События, люди, быт. Элиста: Джангар, 1993.

Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в составе России: проблемы политических взаимоотношений. Элиста, Джангар, 2007

Нынешние калмыки - это в общем маленький народ (189 тысяч человек) с огромным прошлым. Единственный буддийский народ в географической Европе - и пожалуй самые кочевые кочевники, чья география - от Лхасы до Парижа.

О калмыках я не раз писал в контексте Казахстана - только там они назывались джунгары. Общее название - ойраты, или просто западные монголы. От "обычных" монголов они были обособлены всегда, даже сейчас числятся отдельным народом (640 тыс. человек, по трети в Китае, Монголии и России), к тому же в ойратский союз входили и тюркские племена - их потомками стали алтайцы и тувинцы. Но может именно поэтому к концу 16 века, когда от былого величия монголов осталась лишь смутная память, у ойратов случился классический (по Гумилёву) "пассионарный взрыв", начавшийся в 1578 году с войны против халха-монголов и обособления от последних. К 1640-м годам ойраты создали три ханства - Джунгарское (где сейчас Турфан и Урумчи), Кукунорское, или Хошеутское (в предгорьях Куньлуня) и Калмыцкое - в нескольких тысячах километров западнее, на Волге.
Вот (по клику ссылка на оригинал) карта ойратских переселений, переснятая в элистинском музее:

А родина ойратов выглядела примерно так - это ещё не она сама, а её казахстанское преддверье: высокий мрачный хребет Джунгарского Алатау как большой остров в степи, да пыльная буря над степью.

Переселения части ойратов на запад началось где-то в конце 16 века, и в основе его были племена торгоутов и хошеутов. Особенно интересны вторые - их нойоны возводили свою родословную к командирам, как сказали бы сейчас, элитного спецподразделения "Хошеут" ("Клин") - авангард личной гвардии Чингисхана, куда отбирали лучших из лучших. Однако большинство хошеутов, как уже говорилось, создали своё ханство вокруг высокогорного озера Кукунор, поэтому в основе калмыцкого исхода были именно не столь прославленные торгоуты. Знаковое место - , узкий (около 40 километров) проход между горных хребтов, которым из монгольской степи на запад выходили и гунны, и Чингисхан, и джунгары.

Дальше калмыки (а этим словом всех ойратов прозвали мусульмане) отправились на север, возможно надеясь поселиться на руинах Сибирского ханства, и пару десятков лет кочевали в западно-сибирских лесостепях, периодически беспокоя русские остроги, в первую очередь Тару (на севере нынешней Омской области).

В 1608 году торгоутский тайша Хо-Урлюк прибыл в Тарский острог для переговоров, и в следующем году русские заключили с калмыками мир и предложили им занять степи в низовьях Волги и Яика. Вообще, переселение калмыков сложно назвать походом - кочевая жизнь была для них естественна, просто периодически их кочевья смещались на один сезонный переход западнее. К 1613 году калмыки достигли Яика:

Где, думаю, быстро поняли, почему хитрые русские предложили им переселиться именно туда: у прикаспийских степей был хозяин - одряхлевшая Ногайская Орда, осколок Золотой Орды, и возможный предок Казахстана. Около 20 лет длилась война калмыков с ногайцами, и к 1630 году Хо-Урлюк захватил Нижнее Поволжье... вернее, не саму Волгу, которая оставалась русским владением, а окрестные степи.

Однако, калмыком здесь явно понравилось, что немудрено после гиблых степей Джунгарии и морозной Сибири - относительно мягкий климат, близость огромной реки. Если считать Великую Степь сухим океаном, то юго-восток Европы от Дуная до Волги всегда был для кочевников чем-то вроде Америки. Калмыки нашли здесь даже священную гору - Большое Богдо (171м), что над озером - на её вершине, по калмыцкому поверью, жил Цаган-Аав, или Белый Старец - покровитель всего живого, а по одной из легенд калмыки принесли эту гору сюда на своих плечах, но чуть-чуть не донесли до Волги, так как один из каравана поддался греховной мысли и был задавлен враз отяжелевшей горой.

Не теряли времени и джунгары, оставшиеся на прежнем месте, где тайша племени чоросов Хара-Хула объединил другие племена (), а его сын Хото-Хоцин в 1635 году провозгласил Джунгарское ханство (дословно - "ханство Левой руки", то есть Западное ханство). Калмыцкое ханство было провозглашено даже чуть раньше (хотя первые его правители носили титул тайши), в 1630-м году, а в 1640-м Хо-Урлюк уехал в Джунгарию на курултай всех ойратских племён трёх ханств, по сути образовавших конфедерацию. На курултае был принят общий для них свод законов Степное Уложение, утверждён религией ойратов тибетский буддизм и принят алфавит "тодо-бичиг" ("ясное письмо"), разработанный опять же тибетским монахом Зая-Пандида. Социальное устройство ойратских государств можно изучить на этой схеме из элистинского музея (по клику - ссылка на оригинал):

Дальше судьбы трёх государств сложились по-разному. О Хошеутском ханстве ничего толком не нашёл, а вот Джунгария показала себя достойной наследницей гуннов и чингизидов - последующие сто лет ни Китай, ни Туркестан, ни русская Сибирь не могли спать спокойно: джунгары брали Лхасу и Ташкент и сибирские остроги, пленённый в одном из которых 1717 году шведский инженер Густав-Юхан Ренат наладил кочевникам производство огнестрельного оружия. Джунгары удерживали Кузнецкую котловину, поэтому имели вдосталь железа. Впрочем, России это всё было скорее на руку: джунгаро-казахские войны, шедшие с попеременным успехом, толкнули Младший и Средний казахские жузы на сближение с Белым царём. Памятник тех времён - руины джунгарского дацана в Карагандинской области ( и историю Джунгарского ханства), ещё один дацан Аблайкит раскопан под Усть-Каменногорском, да и "семь палат" Семипалатинска - руины буддийских храмов джунгарского города Доржинкита.

Калмыкам же воевать было осбенно некуда. Их кочевья простирались от Дона до Яика, от Самарской Луки до Терека, им хватало земли - торгоуты жили на правом берегу Волги, хошеуты - на левом. Хо-Урлюк в 1644 году попытался покорить Кавказ и там погиб. С Крымским ханством калмыки воевать не решались, разве только в союзе с донскими казаками, и в общем начали потихоньку интегрироваться в Россию, в 1649 году Дайчин (сын Хо-Урлюка) заключил с ней первый союзный договор. Вообще, вопреки расхожему мнению, придти и всех тупо завоевать - не наш метод, чаще всего в состав России новые территории входили через медленное, растянутое на сотню-полторы лет приручение, когда каждое следующее поколение имеет не критически меньше независимости, чем предыдущее: из союзника - в сателлиты, из сателлита - в протекторат, из протектората - в прямое владение, а дальше лишь ассимиляция. Расцвет Калмыцкого ханства пришёлся на эпоху правления хана Аюки (1690-1724), чья ставка располагалась напротив Саратова, где сейчас город .

При этом двуединое ханство постоянно взаимодействовало между собой. В 1701 году из-за династических конфликтов один из сыновей Аюки бежал в Джунгарию, и его потомки стали там важной политической силой (а Джунгария, надо сказать, после смерти каждого хана на несколько лет вновь распадалась, и за это время потрёпанные набегами казахи успевали собраться с силами и отыграть все джунгарские завоевания обратно). В 1731 году в Калмыкию ушёл со своими людьми нойон Лозон-Цэрэн, зять хана Галдан-Цэрэна - это существенно подорвало военную мощь Джунгарии, вдобавок стоял Лозон на важном ташкентском направлении. В 1750-е, когда Джунгарское ханство уничтожил наконец Китай, и на Волгу потянулись беженцы, в первую очередь племя дербетов, западнее торгоутских кочевий.

В 1761 году к власти пришёл восьмой по счёту правитель хан Убаши, которому бросил вызов другой потомок Аюки Цебек-Доржи. Первого поддержали русские войска, второй бежал на Кубань, которую тогда ещё удерживала Османская империя. Для предупреждения следующих смут русская администрация учредила "зарго" - народный совет, обладавший едва ли не большими полномочиями, чем хан. Возмущённый таким раскладом Убаши помирился с Цебек-Доржи, и понимая, что война с Россией безнадёжна, решил поступить как дальние предки - уйти и основать новое ханство. Зимой 1770-71 годов начался грандиозный исход - с места снялось 2/3 калмыцких кибиток (в том числе большая часть левобережных хошеутов) и отправилась обратно в Джунгарию через казахскую степь, сметая по дороге казачьи станицы и угоняя с собой их обитателей:

Однако это была не перекочёвка, а именно исход - бросок по голодным степям, населённым вдобавок казахами, ещё не забывшими джунгарских войн. От голода, холода и стычек с казахами погибо не менее половины ушедших, но к концу лета Убаши и выжившие калмыки достигли бывшей Джунгарии, которая теперь называлась Синьцзян, и приняли китайское подданство - но ничего особенного этим не добились: ханский титул, как и под Россией, остался в Китае формальностью.

Калмыцкое ханство же после этого было упразднено и включено в Астраханскую губернию как особое образование Калмыцкая степь, разбитая на 9 улусов, каждым из которых руководил тандем калмыцкого тайши и русского чиновника - этот порядок не менялся вплоть до 1917 года. Часть калмыков, жившая за Манычем, вошла в состав Донского казачества (где появились как буддийские калмыцкие станицы, так и бузавы - крещённые калмыки с русскими именами, ныне весьма заметный в жизни республики), остальные также стали чем-то вроде казачьего войска - калмыцкая конница участвовала во многих российских войнах, в том числе в походе на Париж.

Вообще, калмыки в дореволюционных текстах упоминаются очень часто, куда чаще, чем киргизы (казахи) или башкиры, не говоря уж про каких-нибудь бурят. Всё ж таки остров монгольской степи, со всех сторон окружённый русскими землями с городами, сёлами и казачьими станицами, сложно было не заметить, а кибитки служилых калмыков порой удивляли прохожих и в Петербурге. От былого калмыцкого колорита осталось в ХХ веке немногое, но он неплохо задокументирован в музеях. Кибитки (то есть юрты), как и в Казахстане, тут чаще всего служат кафе национальной кухни:

Калмыцкая кибитка - это юрта монгольской конструкции, то есть её купол образован прямыми, а не изогнутыми (как в ) жердями. В остальном юрточная культура едина для всей Великой Степи - мужская и женская стороны, цветастые украшения, очаг под шаныраком (или не знаю, как это окно в потолке называется у калмыков), типичная утварь вроде расписных сундуков, ступы для взбивания кумыса или хитроумного самогонного аппарата.

Калмыцкким "фирменным знаком" была улан-зала - красная кисть, украшавшая головые уборы. Также читал, что калмыки носили серьгу в правом ухе и длинную косу (в том числе мужчины). Вот женские костюмы из того же музея. Слева - подаренное музею одеяние дальней наследницы Убаши (имя её я забыл), которая до сих пор остаётся уважаемым человеком в Китае и несколько лет назад приезжала на родину предков. Справа костюм замужней женщины из двух платьев - нижнего "терлг" и верхнего безрукавного "цегдг", и шапки халвнг с красной бахромой. Слева сверху вниз девичьи шапки камчатка, тамша и джатг, а также всякие украшения.

Мужская одежда - скорее казачья, чем монгольская, не считая всё тех же красных кистей: бешмет (бюшмюд), шапка махла, пояс бюс с кинжалом утх. Посредине - шапка-хаджилга да всякие мужские атрибуты от чаши для молочной водки (привет самогонному аппарату в кибитке!) до щипчиков для усов.

Украшения от девичьих серёжек до навершия знамени:

Вторая калмыцкая "визитка" после красной кисточки - гравированные металлические бюсы (пояса). Здесь же мужская серьга синк, плётка и амулетница с каким-нибудь буддийским заступником:

Курительные трубки (вот явно казаки научили!) гааз и музыкальные инструменты от степняцкой домбры до русской гармошки. Фольклор у калмыков был не то чтобы богат, но интересен, включал например благожелания йорял (часто исполнялись на праздниках как тосты) и проклятия харал (для чтения которых натирали язык чёрным, поэтому заклинание для их нейтрализации называли "молитва чёрного языка"). Или гурвн - шутливые четверостишия из вопроса и трёх ответов. Самый, пожалуй, экзотический жанр - кемялген , стихи-импровизации с "наглядным пособием" из последнего позвонка овцы (он был устроен крайне сложно, и каждая деталь имела своё название - Серая гора, Лоб богатыря и другие).

Был у калмыков и эпос "Джангар ", повествующий о райской стране Бумба и её защитниках (что, кстати, весьма неожиданно, учитывая "наступательную" политику ойратов). Считается, что старообрядческая легенда о Беловодье возникла именно на периферии бывшего Джунгарского ханства, в предпгорьях Алтая, куда бежали многие староверы - и не была ли прототипом Беловодья именно Бумба? Как и , "Джангар" исполняла особая каста сказителей-джангарчи , многие из которых стали живыми легендами, в первую очередь Ээлян Овла, со слов которого в 1908 году эпос и был записан.

А вместе с буддизмом среди джунгар распространился и "Гэсэр", связь которого с "Джангаром", говорят, довольно прозрачная. Гэсэр изображался и на калмыцких знамёнах, в том числе тех, под которыми они входили в Париж... и ведь получается, что это был самый западный город, знавший поступь степняков. Доспехи справа, впрочем - реплика куда как более старых:

Ещё интересна и вполне себе популярна калмыцкая кухня. Кайнары (пирожки, хотя вроде как "калмыцкими" они стали лишь в ХХ веке) и борцоки (пышки) встречаются во многих забегаловках, реже попадаются бёреки (пельмени), дотур (тушёные мелко нарезанные внутренности), хюрсн (типа лагмана), а в ресторанах на заказ подают кюр - баранина, запечанные в бараньем желудке (!) в земле. Впрочем, "визитная карточка" местной кухни - джомбо, калмыцкий чай с молоком, маслом, солью, а иногда ещё лавровым листом, мускатным орехом и жарённой мукой. Но у меня, к великому сожалению, не задалось: в забегаловках я всем этим пренебрёг, рассчитывая серьёзно отведать национальной кухни в ресторане... однако как оказалось, все подобные заведения в Элисте работают до 18 часов, а после остаются лишь пошлые кабаки да пиццерии, и я не успел.

Но (кроме кухни) всё это в прошлом - советская власть к калмыкам оказалась безжалостна как мало к какому другому народу. В принципе кочевое прошлое стало размываться ещё в середине 19 века, когда в степи появилось множество русских сёл (в том числе Элиста) и система лесополос. Калмыки отличились в гражданской войне - в основном они воевали за белых вместе с донскими казаками и после ушли в Югославию, но были и красные - в первую очередь военачальник Ока Городовиков. В 1920 Калмыцкая степь превратилась в Калмыцкую автономную область в центром (как и до революции) в Астрахани. В 1928 центром стала Элиста, а в 1935 автономную область повысили до АССР. Для калмыков это было время радикальных перемен - как положительных (ликбез, создание современной медицины), так и отрицательных - коллективизация (а кочевники переживали её едва ли не хуже пахарей), тотальное (и это не гипербола) уничтожение буддийских храмов. Однако самое страшное началось в 1943 году:

Депортация ... здесь это слово звучит очень страшно. В войну немцы заняли большую часть Калмыкии и подошли на сотню километров к Астрахани, и установили временную национальную администрацию, которую возглавили калмыцкие белоэмигранты. И хотя среди калмыков были и Герои Советского Союза, и военачальники (например, Басанг Городовиков, племянник Оки), после войны они попали в список народов, обвинённых в пособничества фашистам и в ходе так называемой операции "Улусы" депортированы. В Казахстан их депортировать не стали - всё же родная стихия, и потому раскидали по Уралу и Сибири - крупнейшие общины (около 20 тыс. человек каждая) оказались в Краяноярском и Алтайском краях, Омской и Новосибирской областях. Депортировали их зимой, в почти не отапливаемых вагонах, многим давали на сборы по полчаса - в первые месяцы депортаций погибло около четверти калмыков (из 97 тысяч). На новом месте им тоже не всегда были рады - например, девушка-гид в музее рассказывал, что там, куда сослали её бабушку, накануне прошёл слух, якобы калмыки - людоеды, и как к ним относились поначалу, представить нетрудно. Когда в 1956 году Хрущёв реабилитировал депортантов, в живых оставалось 77 тысяч калмыков, многие из которых к тому же не стали возвращаться на родину. Но чтобы понять масштаб беды - депортации подвергли всех калмыков: сначала - в самой Калмыкии (которая упразднялась в 1944-57 годах), затем - в других регионах вплоть до столиц, затем - в смешанных браках. То есть, нет такого калмыка, чьих предков не задела эта катастрофа...

И в общем, прямо сказать, вид современных калмыков печален. Во-первых, почти не услышать живую калмыцкую речь - в депортации выросло целое русскоязычное поколение, ходившее в русские школы по месту жительства. Во-вторых, в рассуждениях интеллигентных калмыков чувствуется та же национал-виктимность, что у прибалтийцев или украинцев, да опасение "нас скоро не станет". У тех, кто попроще - осознание бедности и неустроенности в своей республике: таксист в Элисте сравнивал Калмыкию с Киргизией, очень завидовал Казахстану, но при этом считал, что без России регион скатится в окончательный и бесповоротный бардак..Ещё калмыки очень не любят, когда их валят в одну кучу с Кавказом, обижаются на утверждения, якобы у них там притесняют русских, и сильно недовольны, что в Москве на них реагируют как на тех же гастрбайтеров. В общем, какое-то чувство сломленности... хотя это всё мои личные впечатления за пару дней, на глубину ни в коем случае не претендую.

Но хватит теории! Из Астрахани в Элисту я ехал на стареньком, но просторном автобусе, который идёт по степной дороге 4,5 часа. Калмыцкая степь по сравнению с казахской куда как теплее и плодороднее, я бы сказал, в сравнении она кажется маленькой и домашней. И очень, к тому же, богатой жизнью - помимо бесконечных стад я видел и журавлей, и чуть ли не дрофу (по крайней мере здоровенная нелетающая птица пялилась на нас из травы), а на кочках у дороги кое-где россыпи красных тюльпанов.

Местами - солёные озёра:

Местами - пресные ильмени:

Кое-где - одинокие песчаные гряды, причём если справа от дороги (где сидел я) они в основном довольно далеко, слева попадаются прямо у шоссе, так что из окна автобуса прекрасна видна текстура жёлтого песка.

Въезд в Калмыкию - я почему-то ожидал увидеть буддийскую арку... Кстати, в Калмыкии парламент называет Народный Хурал, конституция - Степное Уложение, а Глава Республики - не президент, а просто Глава Республики. Был тут и свой хан в 1990-е Кирсан Илюмжинов - но славы Назарбаева он не достиг и народную память о себе оставил примерно как Ельцин - брезгливую (хотя сделал Калмыкию интересной туристу именно он!).

Первый собственно калмыцкий посёлок Хулхута:

За которым над степью возвышается воинский мемориал, а мелкие памятники попадаются вдоль дороги добрый десяток километров. Примерно досюда, оккупировав 5 улусов целиком и 3 частично, дошёл в 1942-43 годах вермахт. Чуть ближе к Астрахани сохранились (я, впрочем, не заметил) противотанковые рвы недостроенного укрепрайона, надобность в котором к великому счастью отпала.

Кладбище в степи, кажется у следующего посёлка Утта (где есть свой Поющий бархан - встречаться в Казахстане). Справа христианские кресты, а слева кирпичные и кованные надгробия - первые популярны у казахов, вторые у киргизов, то есть буддисты-калмыки позаимствовали это у соседей по Степи.

Юго-запад Калмыкии занимает опять же единственная в Европе пустыня Чёрные Земли, возникшая вроде как от перевыпаса. В основном она южнее трассы, но кое-где "захлёстывает" и сюда:

Основной скот у дороги - коровы, а коз, овец и даже лошадей я видел существенно меньше. Кое-где из земли торчат едва заметные прямые палки - видимо, коновязи.

Попадаются в Калмыкии и верблюды - но редко, с Южным Казахстаном не сравнить:

34.

А вообще, гордость калмыцкой степи наряду с тюльпаном - сайгак, здесь единственная их популяция в Европе. Да и та почти что уничтожена браконьерами, и сейчас этих чудных антилоп разводят несколько сайгачьих питомников.

35. из ставропольского музея.

По дороге из Астрахани в Элисту пейзаж медленно меняется - плоский Прикаспий уступает место холмистым Ергеням, исчезают пески и солёные озёра, трава становитчя выше, а местами даже появляются деревья... но общее безлюдие остаётся.

Ещё одна особенность Калмыцкой степи, которая не даёт спутать её с Казахстаном - всякие буддийские атрибуты:

Нечто похожее на сетку для большого тенниса - скорее всего, на ней висели буддийские флаги:

А калмыцкие сёла удручающе невзрачны, как впрочем и у всех кочевников, привязанных к земле в ХХ веке. Неприметные домики за высокими заборами, чаще всего из вертикальной доски - как например райцентр Яшкуль, где у нас была получасовая остановка на трассе.

Или село Приютное, бывший Амтя-Нур ("Сладкое озеро", так как правда стоит на озере с известковой водой), у выезда на Ставрополь - тут нормальные атрибуты райцентра типа управы с мозаикой на стене или непонятной инсталляции на площади. Жалею, что не сумел заснять ни один из сельских хурулов и ступ , коих теперь по Калмыкии построено немало. Помимо Элисты в Калмыкии два города - Городовиковск за Манычем и Лагань близ Каспия, а ещё одно стратегическое место - село Цаган-Аман на Волге, которая течёт по Калмыкии около 20 километров, но слышал, что именно на этом участке самое наглое икряное браконьерство. Впрочем, самыми неспокойными местами Калмыкии считается юг у границы с Дагестаном - там много пастухов из чеченцев и даргинцев, и говорят, практикуется рабство... Но всё это в стороне от моего пути.

А за Приютным - Маныч-Гудило, которое я проезжал без остановок в маршрутке с тонированными стёклами, поэтому сделал лишь несколько кадров ужасного качества. Большое (с треть Москвы), длинное (около 150км, то есть больше похоже на широкую реку), солёное (17-29%, то есть как Азовское море) мелководное (в среднем менее 1м), до постройки водохранилищ пересыхавшее к концу лета озеро - на самом деле одно из интереснейших мест мировой географии. Дело в том, что вместе со множеством (более 170) солёных и пресных озёр Кумо-Манычской впадины он является остатком древнего Манычского пролива, соединявшего Азовское море с Каспийским: ведь последнее - не озеро, а "оторвавшийся" кусочек Мирового океана. Чёрное и Каспийское море обособились друг от друга около 10 миллионов лет назад, после чего пролив постепенно сужался, и окончательно исчез уже на памяти людей, порядка 12 тысяч лет назад - к тому времени он напоминал гигантскую реку длиной 500 километров и шириной от 2 до 40. Причём он не "закрылся" - просто Каспий, доходивший в те времена до нынешнего Саратова и сообщавшийся с Аралом, обмелел на нынешний уровень, и вода ушла из пролива. Осталась лишь его горловина в виде Азовского моря да озёр Кумо-Манычской впадины - . Однако именно это, а не кавказские горы - граница Европы и Азии на юге:

Что же до Маныч-Гудила (местные говорят с ударением на первый слог - Ма ныч), то ныне он больше славится девственными степями на берегах и островах . Там , там обилие птиц, там пасутся мустанги, а через неделю после моего приезда проходил фестиваль национальной культуры "Гимн Тюльпану". В общем, я жалею, что не нашёл подходящего способа увидеть Маныч вблизи.... хотя сами по себе его берега не слишком впечатляют.

А напоследок - просто портерты калмыков, снятые без спросу на улицах Элисты:

О своём общении с калмыками ничего определённого сказать не могу - впечатление от них осталось ровное и нейтральное. Говорят, калмыки в нетрезвом виде звереют, как такая light-версия тувинцев, но я не замечал и вообще пьяных видел мало. Ещё говорят, что у многих калмыков врождённые способности к математике, и приводят в пример якобы высказывание Садовничего - "если образование оставить целиком бесплатным, у нас в вузах скоро одни евреи и калмыки останутся" (сильно сомневаюсь. что это не легенда). Встречавшиеся мне калмыки - дружелюбные, открытые, скромные, но - другие .

И в целом, я так и не разобрался, что в Калмыкии, кроме Элисты, заслуживает поездки в моём формате - города и веси или невзрачны и однообразны, или требуют более журналистского, чем путешественнического, подхода - скажем, сделать репортаж о сайгачьем питомнике в Яшкуле. Однако если бы не "воинствующий атеизм", в Калмыкии можно было бы задержаться на несколько дней - ведь сто лет назад тут были десятки красивейших буддийских храмов. О которых, а также о последнем уцелевшем из них в Астраханской области - в следующей части.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
.
.
Астрахань .
.
. Три двора, казаки и калмыки.
. От немцев до дагестанцев.
.
.
Центр. .
Центр.
. Между кремлём и Волгой.
.
Махалля. .
Селение. .
.
Калмыкия .
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь .
Кавказские Минеральные Воды .

Западные монголы (ойраты)

Западные монголы (ойраты) делились на несколько крупных племён: чоросов, торгоутов, хошоутов и дербетов. Первое ойратское ханство во главе с правителями из племени чоросов возникло в 1-й половине XV века, но после смерти хана Эсена в 1455/6 году 

оно распалось. Отдельными племенами теперь управляли тайши, которые время от времени собирались на чулган, созывавшийся чулган-дарги. На чулганах разбирались внутренние проблемы ойратов, конфликты отдельных тайшей.

Новое ойратское ханство, и опять с чоросским правящим домом во главе, возникло в конце XVI века. Тогдашний чоросский владетель Хара-Хула в многолетней борьбе победил других претендентов на власть, в особенности своего главного соперника, правителя хошоутов Байбагаса, и создал в Джунгарии своё ханство. Вскоре после этого события большая часть хошоутов переселилась на юго-восток в район озера Кукунор, а торгоуты, дербеты и некоторое количество хошоутов - на запад, в низовья Волги, где стали известны под именем калмыков.

Хошоуты с Кукунора в середине XVII века захватили политическую власть в Тибете.

Джунгарское ханство

Тогон 1418-1440

Эсен 1440-1455/56

После смерти Эсена раннее ханство распалось.

Хара-Хула 1580-е гг. - 1634

Хото-Хоцин-Батур 1634-1653

Сенге-тайша 1653-1670

Галдан-Бошокту-хан 1670-1697

Цэван-Рабдан 1697-1727

Галдан-Церен 1727-1746

Цеван-Доржи-Аджа-Намжил 1746-1749

Лама-Доржи 1749-1753

Даваци-хан 1753-1755

Немеху-Жиргал 1755

Амурсана (из племени хойтов) 1755-1757

Ханство уничтожено войсками цинского Китая. Население его было вырезано почти поголовно. Амурсана бежал в Россию. Его поселили в окрестностях Тобольска, где он вскоре заболел и умер.

Калмыцкое ханство

В 1627-1628 гг. часть ойратских племён торгоутов, хошоутов и дербетов, каждая во главе со своими предводителями, тайшами, переселилась из Джунгарии в низовья Волги. Там они стали известны под названием калмыков. Первую группу переселенцев возглавил предводитель торгоутов Хо-Урлюк.

Калмыцкое ханство возникло на новом месте проживания во второй половине XVII века. Первым ханом калмыков был сын Хо-Урлюка Дайчин. Очень скоро ханство попало в зависимость от Русского государства.

Дайчин 1650-е гг. - 1664

Мончак 1664-1669

Аюка 1) 1669-1724

Церен-Дондук 2) 1724-1735

Дондук-Омбо 3) 1735-1741

Дондук-Даши 4) 1741-1761

Убаши 5) 1761-1771

В 1771 году наместник ханства Убаши увёл большую часть калмыков обратно в Джунгарию и перешёл в подданство Цинского Китая. Вместе с ним ушла практически и вся знать торгоутов и хошоутов. От маньчжурского императора Убаши получил титул Зо- рикту-хан и Унэнсудзуктукский мэн в управление. Другие владетели также получили громкие титулы и земли для расселения.

В подданстве России осталась меньшая (небольшая) часть калмыков. Поэтому в 1771 году указом императрицы Екатерины II Калмыцкое ханство было упразднено.

В 1800 году император Павел I даровал «Всемилостивейшую грамоту Калмыцкому народу», в которой дербетский владелец Чучей Тайши Тундутов назначался наместником калмыцкого народа. Он умер в 1803 году и завещал должность наместника своему сыну. Но другие нойоны стали оспаривать завещание. В результате ханская власть в Калмыкии была ликвидирована окончательно.

Примечания

1) С 1669 г. - первенствующий тайша, с 1690 г. - хан.

2) В 1724 - 1731 гг. - наместник ханства, с 1731 г. - хан.

3) В 1735 - 1737 гг. - наместник ханства, с 1737 г. - хан.

4) В 1741-1757 гг. - наместник ханства, с 1757 г. - хан.

5) Наместник ханства.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 692-694.

Джунгарское ханство (иначе Ойратское ханство, или Калмыкия) - государство, располагавшееся к северу от гор Тянь-Шаня. В 1-й пол. XVIII в. его границы определялись линией, идущей от оз. Балхаш у устья р. Лягуз на север до р. Иртыш, по Иртышу до его истоков, далее на юг до вост. оконечности хребта ТяньШань, на запад по этому хребту до р. Алай, далее по Ферганскому хребту до его сев.- зап. конца, затем к совр. г. Алма-Ата в Казахстане, пересекая сред. течение р. Чу и идя вверх по ней до юж. берега оз. Балхаш. В нач. XIV в. у кочевых племён, населявших сев. земли бывшего Джагатаева улуса, стало появляться стремление к самостоятельности, к-рая проявлялась пока в ожесточённую борьбе с соседями - китайцами и ойратами. Последние, теснимые с востока монголами, после неудачной попытки завладеть юж. областью Джунгарии, двинулись вниз по долине р. Чёрный Иртыш и на юг в Куку-нор. В 1- й пол. XVII в. ойраты, объединённые в руках Хара-Хула и его сына Батур Хунтайши (1634-1653) в Д. х., распространили свою власть на западе до р. Чу. В 1660 ханство под властью Сенге, расширило свои владения на севере до рус. г. Красноярск. После смерти Сенге, убитого своими братьями (1671), его родной брат Галдан Бошокту отомстил убийцам, затем изгнал своих дядьёв из пределов Джунгарии и овладел Вост. Туркестаном (1679) и Ала-Шанем (1676-1678). В 1686 Галдан покорил тянь-шаньских кара-киргизов и проник в Фергану до Сарыкола, а в 1688 двинулся на Халху, к-рая, не имея возможности бороться самостоятельно, запросила помощи у Китая, решив отдаться в подданство кит. императору. Последний принял на себя удары джунгар, и в сражении в урочище Улан-бутун Галдан был разбит войсками богдыхана Кан-си и бежал на север. 2-й поход Галдана был более удачным, но когда во главе кит. войск появился сам Кан-си, Галдан был вновь разбит, бежал и вскоре погиб (1697). После поражения Галдана в Халхе все земли до Иртыша перешли в руки его восставшего племянника Цевен-Равдана, к-рый, признав сначала подданство Китая, вслед за этим начал против него войну, разбил китайцев и взял город Хами, пытался захватить Тибет, но, после неудачных попыток, должен был вновь признать себя вассалом Кан-си.

КАЛМЫЦКОЕ ХАНСТВО - автономное государственное образование в составе Русского государства, России и Российской империи в 1630-1650-е годы по 1771 год.

В ре-зуль-та-те борь-бы ме-ж-ду различными пле-ме-на-ми ой-ра-тов пле-мя тор-гу-тов и часть пле-ме-ни дэр-бэ-тов от-ко-че-ва-ли из Джун-га-рии и поя-ви-лись у гра-ниц Русского государства в Западной Си-би-ри в коце XVI - начале XVII веков.. В русских ис-точ-ни-ках они на-зы-ва-лись кал-мы-ка-ми . В 1607, 1608, 1610, 1615, 1616 годах их пра-ви-те-ли Хо-Ур-люк, Да-лай-Ба-тыр и др. че-рез сво-их пред-ста-ви-те-лей при-ся-га-ли русскому ца-рю, при-ни-мая русское под-дан-ст-во. Со-дер-жа-ние шер-тей (при-сяг) сви-де-тель-ст-ву-ет о при-ня-тии обеи-ми сто-ро-на-ми ря-да обя-за-тельств. Русское государство обя-зы-ва-лось за-щи-щать ин-те-ре-сы кал-мы-ков, ока-зы-вать вся-че-скую по-мощь, обо-ро-нять их от на-па-де-ний мон-го-лов (под управ-ле-ни-ем Ал-тын-ха-нов), но-га-ев и ка-за-хов; в свою оче-редь, калмыцкие пра-ви-те-ли бра-ли обя-за-тель-ст-во уп-ла-чи-вать дань ско-том и при-сы-лать за-лож-ни-ков (ама-на-тов) в ка-че-ст-ве га-ран-тии вер-но-сти русскому ца-рю. При этом кал-мы-кам пре-дос-тав-ля-лось пра-во ко-че-вать на зем-лях близ рек Ка-мыш-лов, Ишим, Ир-тыш и Омь и бес-по-шлин-но тор-го-вать в рай-оне Та-ры и Том-ска.

По-сте-пен-но кал-мы-ки про-дви-га-лись на за-пад, в При-ура-лье, где, стре-мясь за-хва-тить тер-ри-то-рию бывшего Си-бир-ско-го хан-ст-ва, под-чи-ни-ли улу-сы Но-гай-ской Ор-ды. В 1630-е годы кал-мы-ки впер-вые поя-ви-лись в ме-ж-ду-ре-чье Яи-ка и Вол-ги. В 1630-1640-е годы они пе-рио-ди-че-ски со-вер-ша-ли на-бе-ги на русские го-ро-да - Са-ма-ру (1639 год) и Ас-т-ра-хань (1644 год). В 1640 году Хо-Ур-люк с сы-новь-я-ми уча-ст-во-вал в т. н. Джун-гар-ском съез-де, при-няв-шем «Их ца-аз» («Ве-ли-кое уло-же-ние») - ко-декс за-ко-нов, став-ший пра-вовой ос-но-вой жиз-ни для всех ой-ра-тов, в т. ч. и кал-мы-ков. В середине 1650-х годов царь Алек-сей Ми-хай-ло-вич за-кре-пил по-лу-пус-тую-щие степ-ные про-стран-ст-ва По-вол-жья в ка-че-ст-ве ко-че-вий кал-мы-ков. К 1658 году за-вер-ши-лась на-чав-шая-ся в середине 1640-х годов борь-ба за власть внут-ри ди-на-стии Хо-Ур-лю-ка, еди-но-вла-ст-ным пра-ви-те-лем над все-ми волж-ски-ми кал-мы-ка-ми и при-со-еди-нён-ны-ми но-гая-ми стал его стар-ший сын Дай-чин. Пре-ем-ни-ка-ми Дай-чи-на бы-ли его сын Мон-чак (1661-1669 годы) и внук Аю-ка (1669-1724 годы; в 1690 году воз-ве-дён в хан-ское дос-то-ин-ст-во от име-ни Да-лай-ла-мы V).

В шер-тях Дай-чи-на (1655, 1657 годы) и Мон-ча-ка (1661 год) ца-рю Алек-сею Ми-хай-ло-ви-чу наи-бо-лее пол-но обо-зна-че-на тер-ри-то-рия ко-че-вий кал-мы-ков: на за-па-де она до-хо-ди-ла до при-дон-ских сте-пей, на вос-то-ке - до реки Яик, на юге - до пред-горий Северного Кав-ка-за; на се-ве-ре ог-ра-ни-чи-ва-лась ли-ни-ей Ца-ри-цын - Са-ра-тов - Гурь-ев. Основными обя-за-тель-ст-ва-ми кал-мы-ков ста-ли во-енная служ-ба русскому ца-рю и от-каз от кон-так-тов с Крым-ским хан-ст-вом и его со-юз-ни-ка-ми на Северном Кав-ка-зе.

С 1657 года калмыцкая кон-ни-ца ре-гу-ляр-но уча-ст-во-ва-ла в во-енных дей-ст-ви-ях в со-ста-ве русских войск. Ханство сыг-ра-ло важ-ную роль в ох-ра-не южных гра-ниц Русского государства, а впо-след-ст-вии Российской им-пе-рии, и в рас-ши-ре-нии российских вла-де-ний на Северном Кав-ка-зе. Ак-тив-ные на-сту-па-тель-ные дей-ст-вия кал-мыц-кой кон-ни-цы на крым-ском на-прав-ле-нии по-зво-ли-ли русскому пра-ви-тель-ст-ву ис-поль-зо-вать основную часть ар-мии на западном на-прав-ле-нии, од-но-вре-мен-но вы-ну-ж-дая крым-ских ха-нов дер-жать круп-ные си-лы под Азо-вом и на Ку-ба-ни. Кал-мы-ки при-ни-ма-ли уча-стие в русско-польской вой-не 1654-1667 годов. Они уча-ст-во-ва-ли в по-дав-ле-нии ря-да ан-ти-пра-ви-тель-ст-вен-ных вы-сту-п-ле-ний в По-вол-жье: их ак-тив-ные дей-ст-вия по-зво-ли-ли ло-ка-ли-зо-вать тер-ри-то-рию рас-про-стра-не-ния Ра-зи-на вос-ста-ния 1670-1671 годы (при этом часть кал-мы-ков при-ни-ма-ла уча-стие в нём на сто-ро-не пов-стан-цев), а так-же по-да-вить вы-сту-п-ле-ния баш-кир в 1662 и 1682-1683 годах. Уез-жая за гра-ни-цу в со-ста-ве «Ве-ли-ко-го по-соль-ст-ва» 1697-1698 годов, царь Пётр I по-ру-чил Аю-ке ох-ра-ну южных гра-ниц Рос-сии.

В начале XVIII века ханство ста-ло од-ним из круп-ных эт-но-по-ли-тических об-ра-зо-ва-ний в со-ста-ве Российской им-пе-рии. В хан-ст-ве от-сут-ст-во-вал раз-ветв-лён-ный бю-ро-кра-тический ап-па-рат, но при ха-не су-ще-ст-во-вал дос-та-точ-но боль-шой штат чи-нов-ни-ков и слу-жи-те-лей. Улус-ная сис-те-ма строи-лась по тра-диционному три-ад-но-му прин-ци-пу (улу-сы ад-ми-ни-ст-ра-тив-но рас-пре-де-ля-лись на центр и два кры-ла - ле-вое и пра-вое), основная мас-са под-вла-ст-но-го на-се-ле-ния бы-ла со-сре-до-то-че-на во вла-де-ни-ях ха-на и его на-след-ни-ков. Хан про-во-дил дос-та-точ-но са-мо-сто-ятельную внеш-нюю по-ли-ти-ку, на-прав-лен-ную на под-дер-жа-ние мир-ных от-но-ше-ний кал-мы-ков с Ки-та-ем и Джун-гар-ским хан-ст-вом.

По-сле смер-ти Аю-ки (1724 год) российское пра-ви-тель-ст-во ус-та-но-ви-ло прак-ти-ку пря-мо-го на-зна-че-ния пра-ви-те-ля Калмыцкого ханства в ста-ту-се на-ме-ст-ни-ка. Пер-вым на-ме-ст-ни-ком стал сын Аю-ки Це-рен-Дон-дук (1724-1735 годы, с 1731 года хан). В 1732-1734 годах на-се-ле-ние круп-ной груп-пи-ров-ки улу-сов, не под-чи-няв-ших-ся ха-ну, от-ко-че-ва-ло на Ку-бань. Стре-мясь ста-би-ли-зи-ро-вать по-ли-тическое по-ло-же-ние в Калмыцком ханстве в пред-две-рии русско-турецкой вой-ны, российское пра-ви-тель-ст-во на-зна-чи-ло но-вым на-ме-ст-ни-ком вну-ка Аю-ки и пле-мян-ни-ка Це-рен-Дон-ду-ка Дон-дук-Ом-бо (пра-вил до 1741 года, с 1737 года хан), став-ше-го ро-до-на-чаль-ни-ком российского кня-же-ско-го ро-да Дон-ду-ко-вых (смотритн в статье Дон-ду-ко-вы-Кор-са-ко-вы). Во вре-мя русско-турецкой вой-ны 1735-1739 годов 40-ты-сяч-ное калмыцкое вой-ско под пред-во-ди-тель-ст-вом Дон-дук-Ом-бо сыг-ра-ло ре-шаю-щую роль на се-ве-ро-кав-каз-ском те-ат-ре во-енных дей-ст-вий.

В 1741 году по-сле смер-ти Дон-дук-Ом-бо во гла-ве ханства был по-став-лен его двою-род-ный брат - наи-бо-лее ло-яль-ный российскому пра-ви-тель-ст-ву ной-он Дон-дук-Да-ши (пра-вил до 1761 года, с 1757 года хан). В пе-ри-од его прав-ле-ния кал-мы-ки при-ня-ли уча-стие в русско-шведдской вой-не 1741-1743 годов и Се-ми-лет-ней вой-не 1756-1763 годов. При Дон-дук-Да-ши ин-сти-тут на-ме-ст-ни-ка Калмыцкого ханства был вклю-чён в сис-те-му административного управ-ле-ния Ас-т-ра-хан-ской губернии. Клю-че-вые во-про-сы управ-ле-ния Калмыцкого ханства рас-смат-ри-ва-лись и ре-ша-лись в Се-на-те и Кол-ле-гии иностранных дел, а не-по-средственное управ-ле-ние осу-ще-ст-в-ля-ли гу-бер-на-тор Ас-т-ра-хан-ской губернии и на-хо-див-ший-ся в став-ке на-ме-ст-ни-ка российский чи-нов-ник - ру-ко-во-ди-тель «кал-мыц-ких дел».

По-след-ним на-ме-ст-ни-ком ханства стал сын Дон-дук-Да-ши - Уба-ши (1761-1771 годы). При нём по пла-ну Кол-ле-гии иностранных дел про-ве-де-на ре-фор-ма тра-диционного су-деб-но-административного ор-га-на - зар-го (1762 год). Из ор-га-на, под-чи-няв-ше-го-ся не-по-сред-ст-вен-но на-ме-ст-ни-ку (ха-ну), он пре-вра-тил-ся в ор-ган, в ко-то-ром бы-ли про-пор-цио-наль-но пред-став-ле-ны все круп-ные ной-он-ские (вла-дель-че-ские) вла-де-ния, часть из ко-то-рых не вхо-ди-ла в до-мен на-ме-ст-ни-ка. В ито-ге на-ме-ст-ник по-те-рял зна-чительный объ-ём су-деб-ной и по-ли-тической вла-сти в ханстве, по-лу-чив рав-ный ему по ста-ту-су пред-ста-ви-тель-ный ор-ган вла-сти. Круп-ные кон-тин-ген-ты калмыцкой кон-ни-цы (до 20 тыс. человек) уча-ст-во-ва-ли в русско-турецкой вой-не 1768-1774 годов.

Не-об-хо-ди-мость при-вле-че-ния боль-ших люд-ских ре-сур-сов за-став-ля-ла российское пра-ви-тель-ст-во уве-ли-чить чис-лен-ность калмыцкой кон-ни-цы. Од-на-ко во-енные по-хо-ды уже не толь-ко не при-но-си-ли кал-мы-кам бы-лую до-бы-чу, но и при-ве-ли к со-кра-ще-нию по-го-ло-вья ло-ша-дей. Хри-стиа-ни-за-ция кал-мы-ков и ко-ло-ни-за-ция Кал-мыц-кой сте-пи не-га-тив-но вос-при-ни-ма-лись ной-о-на-ми. В ре-зуль-та-те б. ч. кал-мы-ков от-ко-че-ва-ла из Рос-сии. По дан-ным от-чё-тов чи-нов-ни-ков Ас-т-ра-хан-ской губернии (ве-ро-ят-но, за-ни-жен-ным), пред-став-лен-ных в Кол-ле-гию иностранных дел, в январе 1771 года Уба-ши направил на вос-ток че-рез ка-захские сте-пи 30909 ки-би-ток (11198 ос-та-лись). В ию-ле то-го же го-да, по-те-ряв по-ло-ви-ну от-ко-че-вав-ше-го на-се-ле-ния и весь скот, кал-мы-ки дос-тиг-ли Ки-тая и под-чи-ни-лись ме-ст-но-му во-ен. ко-ман-до-ва-нию. 19(30).10.1771 года ука-зом императрицы Ека-те-ри-ны II Калмыцкое ханство бы-ло уп-разд-не-но, а его тер-ри-то-рия на пра-вах ав-то-ном-ной административной еди-ни-цы под названием Кал-мыц-кая степь вклю-че-на в со-став Ас-т-ра-хан-ской гу-бер-нии.

Разработка урока по истории и культуре родного края для 7 класса

Тема: «Образование Калмыцкого ханства».

ФИО участника: Герасимова Галина Алексеевна, учитель истории и обществознания МКОУ «Садовская СОШ № 2».

Номер телефона: 88474122131

Адрес школы: 359410 РК Сарпинский район с. Садовое ул. Бабичева, 13 МКОУ «Садовская СОШ № 2».

2015 г.

Тема урока, план изучения новой темы.

Образование Калмыцкого ханства.

    Централизаторские устремления Дайчина.

    Начало активной военной службы калмыков.

    Шертные грамоты 1661 г. и их значение.

    Образование калмыцкого ханства.

Планируемые результаты изучения материала.

Учащиеся узнают о существующих в калмыцком обществе точках зрения на становление калмыцкой государственности; о том, что возвышение Дайчина привело к централизации власти; о роли военной службы калмыков для Российского государства; как происходит процесс образования Калмыцкого ханства (государства) в составе многонационального централизованного Российского государства.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Форма урока: комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя: объяснение, сюжетный повествовательный рассказ, организация работы с документами, презентация, анализ литературного произведения.

Обсуждение проблемных вопросов:

    Почему в период 50-х г.г. 17 в. созрели предпосылки для централизации власти?

    Почему власть хана была неограниченной и русский царь не вмешивался в дела ханства?

    Существует мнение, что «калмыки не были побеждены силой русского оружия, но добровольно признали над собой государственную власть страны, где поселились».

Основные понятия и термины.

Ханство, централизация власти, условия образования ханства, шертные грамоты.

Имена.

Дайчин, Мончак.

Даты.

50-60-е г.г. 17 в. –образование Калмыцкого ханства; 1661 г.- подписание шертных грамот; 1771 г.- откочевка части калмыков в Джунгарию.

Источники информации.

Калмыкия в истории СССР. Пособие для изучающих историю родного края. Элиста, 1968.

Кичиков М.Л. Образование Калмыцкого ханства: Пособие для учителя по изучению курса истории Калмыкии. Элиста, 1994.

Максимов К.Н. История национальной государственности Калмыкии. Москва, 2000.

Моисеев А.И, Моисеева Н.И. История и культура калмыцкого народа (17-18 в.в.). Элиста, 2002.

Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста, 1985.

Цель урока: определить условия, в которых образовалось Калмыцкое ханство в составе России в середине 17 века.

ХОД УРОКА

ВСПОМНИ

О значении добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Что получила при этом Россия, а что приобрел калмыцкий народ?

Вводное слово учителя. Сообщение темы урока, цели, основных проблем.

ЦЕНТРАЛИЗАТОРСКИЕ УСТРЕМЛЕНИЯ ДАЙЧИНА.

ВСПОМНИ – введение в изучение первого вопроса.

Что такое централизация власти? Как проходило образование централизованного Древнерусского государства?

Как в свое время для Российского государства, так и для успешного экономического и политического положения калмыков централизация была необходима. Словарная работа: ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ- процесс сосредоточения власти в едином политическом центре.

Определяем в ходе беседы почему:

    Обстоятельства требовали сосредоточения власти в руках сильного лица, которое могло бы вступать, как представитель народа, в сношения с русскими властями.

    Способного преодолеть сопротивление отдельных местных тайшей.

    Обеспечило выполнение повинностей в пользу Российского государства.

    Облегчило бы царскому правительству окончательное решение вопроса о предоставлении калмыкам территории для кочевий.

Таким видным правителем Поволжских калмыков становится в середине 17 века сын Хо- Орлюка – Дайчин- тайша (Слайд 2- биография Дайчина ).

Какие методы использовал Дайчин для усиления личной власти? (работа по материалам учебника П.5 с.59-60).

Записи в тетради:

    Дайчин заинтересовал выделенными кочевьями, налаженным торговым обменом с Россией не только калмыцких феодалов, но и ногайских и едисанских мурз.

    Дайчин образовал калмыцко- татарскую группировку, которая освободила его от родительской воли Хо- Орлюка и стала его социальной опорой в централизаторских устремлениях.

    Дайчин привлекал сподвижников даря им титулы «зайсанг», либо звание «дархан». А противников разорял и изгонял из пределов Поволжья и Приуралья.

? Почему власть хана была неограниченной и русский царь не вмешивался в дела ханства? Ответы учащихся.

НАЧАЛО АКТИВНОЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.

Рассказ учителя о начале военной службе калмыков (Слайд 3 ) на примере трех исторических событий в военной истории России:

Турецко- крымской экспансии в южные регионы России в середине 17 в.;

Русско- польской войны;

Поход Мончака – тайши против Крымского ханства совместно с донскими казаками.

Сообщение ученика «Вооружение ойратов (калмыков) в 16-17 в.в.».

Несмотря, что военная служба калмыков пока еще не носила систематический и упорядоченный характер можно говорить о «вечном послушании и подданстве России» (ответ Дайчина и Мончака крымскому хану о предложении вступить в антирусскую коалицию). И это были не просто слова, а доказанные военные успехи калмыцких воинов в защите рубежей России.

ШЕРТНЫЕ ГРАМОТЫ 1661 Г. И ИХ ЗНАЧЕНИЕ.

166о г. международная ситуация осложнилась:

с запада с юга на Дону

польский король крымский хан турецкий султан

Украина (Малоросия)

Летом 1661 г. создан Калмыцкий приказ. Дьяк Иван Горохов ведет переговоры с калмыцкими правителями. Мончак- тайши (Слайд 4- биография Мончака) подписал шертную грамоту.

Словарная работа: ШЕРТЬ- присяга на верность договорным отношениям с Русским государством.

Какие обязательства взяли на себя тайши? (работа с документом). (Слайд 5- письмо Дайчина царю Алексею Михайловичу, 1661 г.).

Отправить свои войска на крымские улусы и помогать русским людям;

Не вступать в союзы с крымским ханом и помогать русским людям;

Всех пленных, захваченных в Крыму, присылать в Москву;

Военную добычу оставлять у себя;

Освобожденных пленников отправлять в Астрахань.

Что гарантирует царское правительство со своей стороны?

Безопасность калмыцких улусов от набегов русских подданных.

Во время второго посольства 9 декабря 1661 г. Мончак подписал новую шерть и от имени всех тайшей обязался быть у царя «в вечном подданстве и послушании и добра ему, великому государю, хотети во всем вправду безо всякие шалости и хитрости» (Слайд 6- хан Мончак).

После подписания шертных грамот 1661 г. военная служба калмыков стала упорядоченной и систематизированной. Тайши, включенные в разряд государственных чиновников, получали государственное жалованье. Гарантом выполнения принятых калмыками обязательств стало фактическое их участие в военных походах, а также клятва, данная по буддийской вере .

ОБРАЗОВАНИЕ КАЛМЫЦКОГО ХАНСТВА.

Работа по составлению карты- схемы «Территория Калмыцкого ханства в 17 веке» (Слайд 7).

Власть калмыцкого хана и его тайшей во владениях ханства была неограниченной. Русский царь не вмешивался в дела ханства. Главной задачей его была защита южных границ Российского государства, участие в войнах России с ее врагами.

Что же позволило калмыкам сравнительно быстро заселить обширные степи на юго- востоке России и образовать свое ханство?

Словарная работа: ХАНСТВО- государство у тюркских народов.

Предполагаемы ответы учащихся:

Калмыки прочно заняли территорию, необходимую для создания ханства, подходившую им по их роду занятий;

Царское правительство не вмешивалось в политику ханов, т.к. было заинтересовано в централизации власти калмыцкого хана и в военной помощи;

Т.о. русскому правительству выгодно было иметь централизованное ханство, способное защитить и свою землю, и русские земли.

И если в 1655-1657 г.г. решился территориальный вопрос, то с получением Мончаком царской булавы и знамени юридически завершилось образование Калмыцкого ханства (государства) в составе многонационального централизованного Российского государства в форме вассального государственного образования.

Рассказ учителя:

В 1771 г. часть тайшей во главе с ханом Убуши двинулись обратно в далекую Джунгарию. Причины ухода части калмыков:

Войны, в которых участвовали калмыки, потребовали немало материальных и людских затрат;

Калмыцкое ханство, после смерти Аюки- хана, стало ареной жестоких междоусобных войн;

Усиливается гнет русского царизма;

Сократились территории пастбищ.

Последствия ухода были тяжелыми. Народ оказался рассеян на пространстве от Нижней Волги до Западного Китая. В поэме С. Есенина «Пугачев» есть глава «Бегство калмыков», в которой поэт воспроизводит историю и характер этого бегства (Слайд 8- анализ литературного произведения) . Учащиеся высказываю собственное мнение об этом событии.

Калмыцкие феодалы скрыли от народа цель похода. Лишь за Уралом простые калмыки узнали, что их ведут в Джунгарию. В пути погибло много людей, погиб скот. На обжитых степных просторах Поволжья, Дона и Кубани осталось немногим более 11000 кибиток. (Слайд 9). После откочевки части калмыков за пределы России царское правительство лишило калмыков самоуправления.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОБОБЩЕНИЕ.

Окончательное формирование ханства произошло в 1690 г., когда далай- лама прислал на Волгу атрибуты ханской власти и Аюка- хан их принял. И поэтому, существует точка зрения, что ханом считается тот, кто получил благословение от далай- ламы.

? Существует мнение, что «калмыки не были побеждены силой русского оружия, но добровольно признали над собой государственную власть страны, где поселились». Опираясь на полученные знания докажите эту точку зрения. (Слайд 10).

Т.о. в пределах юго- востока России сложилось государственное образование калмыков.

- Правительство Калмыцкого ханства сохранило самостоятельность.

- Первыми правителями были Дайчин и Мончак – как первые основатели ханства.

- Со времени образования Калмыцкого ханства стала складываться и развиваться новая общность людей- калмыцкая народность.

- Утверждается новое географическое и административно- политическое понятие- Калмыкия в России.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

    Почему в рассматриваемый период времени созрели предпосылки для централизации власти в руках конкретного правителя?

    Какие особенности формирования Калмыцкого ханства вы можете назвать?

    Представь себе, что ты - дьяк Калмыцкого приказа. Расскажи, какие депеши пришли в приказ за последний год и о чем в них говорилось.

    Определи, какие государственные порядки, традиции, символы калмыков сохранились сегодня в современной истории.

ОЦЕНИВАНИЕ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ.

gastroguru © 2017