Выбор читателей
Популярные статьи
В девятнадцатом столетии Российская империя находилась в состоянии еще неявного, но глубокого кризиса. Причины заключались в том, что страна сильно отставала от более развитых соседей в социальном и административном плане. Существовали серьезные проблемы в управлении и в использовании ресурсов, росло народное недовольство, даже дворянство начинало требовать перемен.
Александр II предпринял попытку решить все эти проблемы. Его реформы не предотвратили революцию, все-таки случившуюся позднее, но улучшили жизнь страны на несколько десятилетий.
Изучить реформы императора во всех деталях невозможно в кратком обзоре. Но даже простое их перечисление позволяет хорошо представить, насколько прогрессивными и своевременными были действия правителя.
Александр II провел:
Реформы Александра II часто называют либеральными. И с этим термином нельзя не согласиться. На фоне своих предшественников император стал настоящим «освободителем» для народа, позволил развиваться гражданскому обществу, улучшил жизнь нижних слоев населения.
В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.
Ленин Владимир Ильич
Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.
Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:
Большинство преобразований проводились в период 1860 - 1870 гг. В историю они вошли под названием «либеральные реформы Александра 2». Сегодня слово «либеральный» часто пугает людей, но по факту именно в эту эпоху были заложены те основные принципы функционирования государства, которые просуществовали вплоть до окончания существования Российской Империи. Здесь важно также понимать, что хоть предыдущую эпоху и называли «апогеем самодержавия», это было лесть. Николай 1 упивался победой в Отечественной войне, и кажущимся господством над европейскими странами. Он боялся проводить существенные перемены в России. Поэтому страна фактически зашла в тупик, и его сын Александр 2 был вынужден решать гигантские проблемы Империи.
Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.
Финансовая реформа 1860 - 1864 года . Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.
Земская реформа 1864 года . С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.
Судебная реформа 1864 года . После реформы суд стал более "законным". При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.
Реформа образования 1864 года . Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся ограничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.
Реформа цензуры 1865 года . Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.
Городская реформа 1870 года . Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.
Военная реформа 1874 года . Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.
Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:
Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:
Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.
Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.
В статье кратко изложены реформы Александра II - коренные преобразования в России, в значительной мере повлиявшие на ее развитие. Реформы сопровождались ломкой многих устоявшихся понятий. Главным событием, безусловно, является отмена крепостного права в тысяча восемьсот шестьдесят первом году.
Крестьянская реформа первая в нашем списке и ее основное событие это крепостного права год 1861
Крепостничество являлось особой формой рабства, которая справедливо осуждаемой видными общественными деятелями. Крепостной строй задерживал развитие страна, служил опорой ее отсталого положения. Необходимость отмены крепостного права признавалась многими. Трудности возникали при разработке методов осуществления этого проекта.
При Александре II работа над разработкой проекта началась с 1857 г. В результате в 1861 г. произошло, наконец, эпохальное событие - отмена крепостничества. Крестьяне обретали свободу, однако земельные наделы были обязаны выкупать у помещиков, внося в виде первого взноса четверть стоимости. Остальную сумму вносило государство, а крестьяне выплачивали долг на протяжении 49 лет. До окончательного выкупа крестьянин получал статус временнообязанного и продолжал работать на помещика и платить оброк. Личная свобода давала возможность заниматься любыми видами деятельности и менять сословный статус.
Государство, таким образом, создавало определенный компромисс между помещиками и крестьянами и выступало его гарантом. Однако, интересы крестьян были учтены в наименьшей степени. Несмотря на это, реформа стала огромным шагом вперед. Россия могла сбросить с себя прозвище "страны рабов". Огромные массы освобожденного крестьянства послужили источником рабочей силы для развития капиталистического производства.
Финансовые реформы (с 1863 года)
Характер выкупа крестьян, где государственные финансы играли огромную роль, потребовал значительных расходов. Общий темп развития России во время реформ также требовал больших капиталовложений. Между тем, состояние было далеко не благополучным. Существенный ущерб казне наносило пресловутое российское казнокрадство, а также скрытое перемещение финансов и злоупотребление государственными средствами Главным направлением финансовой реформы стало упорядочивание работы финансового аппарат, четкий государственный контроль за его деятельностью. На все государственные учреждения было наложено обязательное требование составления смет по расходам. Информация собиралась в министерстве финансов, а затем публиковалась государственная смета. В государственном казначействе сосредотачивались все доходы, вводился жесткий контроль над их распределением.
Прогрессивные изменения произошли в налоговой системе
Налогообложение было разделено на косвенные и прямые налоги. Вводился особый акциз вместо существующей системы винных откупов. В итоге реформы устанавливалась прозрачность бюджета и четкий контроль над финансами.
Следующая реформа - 1863 год Реформа образования
Общественное развитие России сильно сдерживалось из-за не высокого образования людей. С целью исправления этой ситуации вводится положение о начальных народных училищах, что означало понимание необходимости всеобщего образования. Устав гимназий открывал доступ для получения среднего образования всем сословиям. Классические гимназии занимались подготовкой к поступлению в университеты, реальные - к высшие технические заведения.
Главным в реформе образования являлось принятие нового Университетского устава. Университеты получали широкие права, профессора и студенты самостоятельно занимались решением вопросов внутри заведений. Была отменена предварительная цензура для большого количества периодических изданий и книг. Цензура могла подвергать наказанию только за уже опубликованные материалы. Это было огромным шагом вперед для самодержавного государства.
Земская реформа
Ход данной реформы - "в России создается система местного самоуправления ", которое самостоятельно занималось вопросами промышленности, образованием, здравоохранением и т. п. Были организованы выборные уездные и губернские земства во главе с предводителями дворянства. Земства носили сословный характер, где преимущество отводилось дворянам. В то же время у других сословий появилась возможность принимать участие в общественной жизни. Земства быстро набирали силу и активно занимались самоуправлением.
1864 - год - Городская реформа
Городовое положение предусматривало введение самоуправления в городах посредством учреждения городских Дум. Эти органы власти, так же, как и земства, были всесословными, и также для депутатов существовал ценз, определявшийся владением недвижимостью и уплатой налогов. Таким образом, от участия в выборах были полностью отстранены наемные рабочие и представители умственного труда, не имеющие собственного жилья в городах. Преобладающее значение в Думах заняли дворяне и буржуазия. Из среды депутатов избиралась городская управа во главе с городским головой. Думы непосредственно подчинялись Сенату и самостоятельно решали хозяйственные вопросы городского развития.
1864 год - Судебная реформа
Данная реформа была одна из самых радикальных реформ Александра II, так как была основана на последних достижениях правосудия в ведущих державах. В основе судебной реформы было следующиее: бессословность законодательства, независимость судопроизводства и несменяемость судей. Были введены суд присяжных и институт адвокатов. Судебные работники были обязаны иметь высшее юридическое образование или большую юридическую практику.
Создавалась совершенно новая судебная система. Низшей инстанцией становились мировые суды, рассматривающие мелкие уголовные и гражданские дела. Следующей ступенью был коронный суд, разделявшийся на окружной суд и судебную палату. В судебные округа входило несколько губерний. Окружные суда занимались большей частью уголовных преступлений и проходили с участием присяжных заседателей. Судебные палаты занимались делами, касающимися государственных преступлений.
Последней кассационной инстанцией становился Сенат
1874 год - Военная реформа
Острая необходимость в военной реформе была осознана в русском обществе после Крымской войны. Война продемонстрировала несостоятельность России в военном отношении по сравнению с ведущими державами. Требовалось введение нового порядка управления войсками и их комплектации. Наращивание мирового военного потенциала позволяло делать выводы о неизбежности новых военных конфликтов с обязательным участием России.
Россия была поделена на военные округа во главе с генерал-губернаторами. Была реорганизована структура военного командования. С целью повышения военного образования создавались юнкерские и военные училища. Ввиду явной бесполезности упразднялись военные поселения.
Основным мероприятием стало введение в 1874 году всеобщей воинской повинности с двадцати лет.
Итоги реформ Александра II
Реформы Александра II представляют собой значительный шаг в развитии и модернизации Российской империи. Охватив собой практически все области жизни, реформы радикальным образом повлияли на общество и на престиж России на мировой арене. В преобразованиях был учтен весь накопленный опыт государственного устройства в других странах и, по возможности, использован в российских условиях.
Это и послужило источником недовольства для тех общественно-политических движений, которые стремились к полной реорганизации государства без учета реальности. Россия оставалась самодержавной империей с ведущим положением дворянства. Сохранение дворянских привилегий и стремление максимально обезопасить их от воздействия реформ наложило негативный отпечаток на всю деятельность Александра II.
Он подвергался острой критике как со стороны консерваторов, не терпящих сам факт каких-либо изменений, так и стороны радикалов, заявляющих о половинчатости и недостаточности реформ. На самом деле Александр II проявил себя очень гибким и умелым государственным деятелем, понимая, что преобразования необходимы, но должны быть постепенны и не ломать сразу же всю государственную систему.
Александр II стал одной из самых трагических фигур русской истории. Названный царем-освободителем, он был убит теми, кого он собственно освобождал.
Таблица содержит реформы Александра 2 (1855-1881) и контрреформы Александра 3 (1881-1894)
Александр 2 Освободитель |
Александр 3 Миротворец |
1. Отмена крепостного права (1861), освобождение крестьян с землёй, но за большой выкуп и с сохранением временнообязанного состояния |
1. Прекращение временнообязанного состояния крестьян (1883), запрет земельных переделов, введение института земских начальников, консервация общины (1893), отмена подушной подати (1882) |
2. Земская (1864) и городская реформы (1870), создавшие первые органы народною представительства на местном уровне, проект Лорнс-Меликова о Всероссийском совещании земств |
2. Манифест о незыблемости самодержавия (1881), отказ от созыва Всероссийского совещания земств (1882), ограничение полномочий земств (1890) и городских дум (1892) |
3. Судебная реформа (1864), утвердившая гласность и бессословность судопроизводства, суд присяжных и состязательность судебного процесса |
3. Введение положения о чрезвычайной и усиленной охране, изъятие политических дел из ведения суда присяжных, предоставление губернаторам права на административную высылку (1884) |
4. Военная реформа (1874), переход к мобилизационной системе и отказ от рекрутчины, образование военных округов |
4. Усиление корпоративного духа в офицерском корпусе (право на дуэль), внедрение национальных моментов в обмундирование и внешний вид солдат |
5. Либеральный университетский устав (1863), предоставивший широкую автономию высшим учебным заведениям |
5. Новый университетский устав (1884), свёртывание автономии высших учебных заведений |
б. Совершенствование системы среднего образования (1864), появление частных и земских учебных заведений, упор на классические и реальные гимназии |
6. Циркуляр о «кухаркиных детях» (1887), запрещавший приём в гимназию лиц неблагородных сословии, широкое строительство церковноприходских школ для крестьян |
7. Реформа печати, смягчение цензуры, развитие «гласности» |
7. Усиление цензуры печати (1882), закрытие ряда издании. |
Хронология
1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.
Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.
Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.
Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет — вплоть до создания Государственной думы.
Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.
Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.
Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.
На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).
Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством . Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.
Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.
При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей . Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.
Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата,
имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.
Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты . Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.
Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.
Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.
Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.
20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.
При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.
Первые изменения были произведены в армии уже в конце 50-х — начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.
С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.
В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.
Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения — 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.
1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности . Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота — 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.
Армия стала современной — по структуре, вооружению, образованию.
Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах , согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий , провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав , возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.
Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 60 — 70-х годов позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это — несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.
Статьи по теме: | |
Функции и графики. Понятие функции. Способы задания функции Табличный способ задания функции
Что означают слова "задать функцию"? Они означают: объяснить всем... "Духота и трупный запах": детские воспоминания о Сталинградской битве Воспоминания участников сталинградской битвы читать
В начале 70-х годов поздней осенью, когда уже выпал первый снег, мне... Трубецкой дети. Биографии декабристок. Биография Екатерины
Ивановны Трубецкой
План Введение 1 Биография 2 Жена декабриста 3 Произведения,... |