Инсценировки по сказкам бажова для начальной школы. Сценарий киновечера "тайны малахитовой шкатулки". П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки»

Развлечение на тему «Волшебные сказы П.П. Бажова»

Подготовительная группа

Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы поговорить об уральском сказочнике, или еще как его называли «дедушка Бажов».

Бажов Павел Петрович – знаменитый уральский сказочник , прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов .

Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами , с его богатейшим языком.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" - ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище - Колдунков.

Какие произведения П. П. Бажова вы знаете? Назовите их.

Дети : «Серебряное копытце» , «Огневушка – поскакушка» , «Синюшкин колодец» , «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок» .

Ведущий: Какой камень воспел Павел Петрович Бажов в своих сказах?

Дети : Малахит!

Ведущий: Правильно! Посмотрите, какой красивый и необычный этот камень- малахит! Самое время и в игру с ним поиграть, свою ловкость показать.

Игра «Малахит»

Дети под музыку передают самоцвет, на ком музыка обрывается, тот – говорит прилагательное о камне и танцует

Ведущий: Вот посмотрите, какой у меня есть короб. Он не простой, в нём лежат очень интересные предметы. И вы сейчас назовёте эти предметы, и скажите, из какого они сказа .

    Малахитовая шкатулка (Сказ «Малахитовая шкатулка» ).

Ведущий: А в малахитовой шкатулке драгоценности, эти драгоценности добывают старатели(геологи), у них очень тяжелый труд (ходят по горам, чтобы добыть камень нужна сила и сноровка) и мы проверим, кто у нас самый быстрый и ловкий.

Эстафета- Перенеси камень

2. Оранжевый платочек (Огневушка-поскакушка)

Танец с платочками -девочки

    Кошка Мурёнка (Сказ «Серебряное копытце» )

Серебряное копытце копытцем постучал и набросал разных камней, но вот беда, они упали в снег и теперь нам надо найти, кто самый быстрый.

Эстафета: «Добытчики»- в обруче лежат в перемешку кубики и камни, надо выбрать именно камни.

    Ящерка (Сказ «Хозяйка Медной горы» ).

Ящерка у нас очень быстрая и ловкая, непросто по камням бегать. Может и нам попробовать.

Эстафета: «Преодолей препятствия» - проползти по мату, обежать вокруг обручей и предать эстафету.

Ведущий: Любите, ребята, сказки? Вижу, заблестели глазки. Сядьте тихо, посидите, мою сказку не вспугните.

Показ сказки «Серебряное копытце»: кукольный театр.

Ведущий: А теперь отгадайте загадку:

Сироткой рос мальчишечка: голубеньки глазёнки.

Волосики кудрявеньки, а сам наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича малахитову делу обучался

И с самой хозяйкой Медной, говорят в народе, знался. (Данило-мастер)

Ведущий: Мы с вами станем тоже горными мастерами и сами сделаем красивый камень. Перед вами пластилин разных цветов, вы можете по своему желанию перемешать пластилин и создать свой драгоценный камень.

МБОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»

Провела: Каткова е.П.

с. Ширингуши

2017 г.

Задачи:

1. Познакомить детей с великим сказочником Урала П.П. Бажова

2. Раскрыть творчество П.П. Бажова

3. Способствовать передаче духовного опыта предков, который учит добру, щедрости, трудолюбию.

4. Прививать интерес и любовь к богатой природе Урала.

5. Воспитывать уважение к людям труда.

Предварительная работа:

Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков;

Рассматривание иллюстраций;

Организация развивающей среды:

Компьютерная презентация;

Иллюстрации к сказам;

Портрет П. П. Бажова;

Шкатулка с камнями.

Место проведения: летний оздоровительный лагерь «Цветик – семицветик»

Ход мероприятия

Ведущий: Мы с вами познакомились с некоторыми сказами Бажова, а сегодня я хочу вас познакомить со сказочником Павлом Петровичем Бажовым. Показ портрета писателя.

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в ту пору был горнозаводским мастером, мать - искусной кружевницей. Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов.

Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Вечерами, после тяжёлого трудового дня, заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали «тайные сказы» - народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых «тайной силой» - Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и Павел Бажов.

У П. П. Бажова рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. Но на гимназию для сына у родителей денег не было.

Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет.

А после окончания Бажов работал учителем в начальной школе. В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

В 1939 г. (когда П. П. Бажову уже было 60 лет) выходит самое знаменитое произведение - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию.

Сказы были так хороши, что "Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк (1939! Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике. На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. "Малахитовую шкатулку" перевели на 80 языков мира!

В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках-южноуральцах, от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.

Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года (в 71 год) (61 год назад) в Кремлевской больнице от рака легких. А похоронен в Екатеринбурге на Ивановском кладбище. Теперь там на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.

Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.

В Копейске есть поселок его имени.

По Волге ходит пароход «Павел Бажов».

В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера «Каменный цветок») .

По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

Ведущий: А сейчас я вас приглашаю в картинную галерею по сказам Бажова.

В нашей галерее находятся картины - иллюстрации к сказам. А узнаете ли вы сказ по картинам - это мы сейчас проверим.

(Картины показываются по - порядку. Дети рассматривают, называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет.)

1. «Серебряное копытце»: «Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.»

2. «Малахитовая шкатулка»: «Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»

4. «Синюшкин колодец»: «Хотел на ноги подняться, а не может. Отполз всё же таки сажени две ко взгорочку, шапку под голову. Да растянулся. Глядит – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платишко на ней сине, платок на голове синий, и сама вся синёхонька, …

5. «Голубая змейка»: «одно показалось им непривычным: идёт, как плывёт, совсем, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от неё золотое облачко колышется, с левой – чёрное.»

6. «Серебряное копытце»: «Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит – старик весёлый да ласковый. Она и говорит: - Пойду. Только ты эту кошку Мурёнку тоже возьми: гляди, какая хорошая.»

7. «Малахитовая шкатулка»: «Как выдался такой часок, Танюшка и позвала ту женщину в голубец. Достала Танюшка шкатулку, показывает, а женщина поглядела маленько, да и говорит: - Наденько на себя – виднее будет.»

Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Понравились вам картины?

Ведущий: А теперь я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы.

«Отгадайте загадки»:

    Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка …

(Дарёнка)

    Шапочка Лейка

Говорит: «Смелей-ка,

С горки катится на нас

(Золотая Змейка)

    Круглое окошко, - как в ключе, водица.

Возле той водицы старушонка злится.

Синенькая, тощая: дунь - и нет её,

Охраняет старая сокровище своё.

(Синюшкин колодец)

«Из какого сказа эти строки?»

    «Змейка всё же их перехитрила – меж ног у ребят прокатила. У каждого одна штанина золочёной оказалась, другая как дёгтем вымазана.» («Голубая змейка»)

2. «Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку.» («Синюшкин колодец»)

3. «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.» («Серебряное копытце»)

4. «Потом, когда подросла Танюша, она и сама стала шкатулку доставать. Уедет мать со старшими парнишечками на покос или ещё куда, Танюшка останется домовничать» («Малахитовая шкатулка»)

«Ответьте правильно на вопросы»

    Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)

    Как звали друга Ланко Пужанко? (Лейко Шапочка)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)

4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

5. Чьи это слова: «Пр-равильно говоришь, пр-равильно.» (Кошка Мурёнка)

6. Что попросили у Голубой Змейки Ланко и Лейко?

Ведущий: Ну что, ребята, вы порадовали своими ответами. Давайте ещё раз повторим, какие сказы Бажова вы знаете?

Я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к сказу, который вам больше всего понравился.

Тематический вечер "Путешествие в сказы Бажова"

для детей старшего дошкольного возраста

Цели:

1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.

2. Прививать любовь к чтению.

Задачи:

1.Знакомить детей с биографией уральского сказочника П. П. Бажова;

2. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.

3. Развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы;

1. Вводная часть.

Дети заходят в зал. Их встречает Хозяйка Медной горы (воспитатель)

Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники

А меня вы узнали?

Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться?

Ну, коли учиться, так другой разговор. Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю.

Дети ведут хоровод под русскую народную.

Дети садятся на скамеечки.

2. Рассказ Хозяйки Медной горы о сказочнике П.П.Бажове.

В чьих сказах вы про меня слышали?

Верно, это - Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется слайд 2 с портретом писателя.)

Его друзья писатели говорили о нем так:

«Человек он очень простой, скромный, спокойный, добрый.»

«Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

Бажов Павел Петрович – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года (136 года назад) в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга.

На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.

Мы уже знаем произведения П. П. Бажова: "Серебряное копытце", "Огневушка - поскакушка", "Синюшкин колодец", "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок".

Павел Петрович Бажов был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в разных городах: Сысерть (родился), Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург.

В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи. (слайды 3-4)

По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

3. Путешествие в картинную галерею.

А сейчас я вас приглашаю в мою картинную галерею по сказам Бажова.(слайд 5)

Дети идут к центральной стене, где установлен мультимедийный экран.

В нашей галерее находятся картины - иллюстрации к сказам П. П. Бажова. А узнаете ли вы сказ по картинам - это мы сейчас проверим.

Картины показываются по - порядку. Дети рассматривают, называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет.

1.- "Серебряное копытце": "Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. "(слайд 6)

2.-"Огневушка -Поскакушка": "У меня тепло!, У меня светло! Красно летичко! Обошла круг - тепло Федюньке стало, а Поскакушка шире да шире круг берет, сама подрастает. " (слайд 7)

3."Малахитовая шкатулка": "Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила… " (слайд 8)

4."Синюшкин колодец": "Поворотился Илюха в ту сторону. Видит - девчонка подходит. Простая девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так 18. Платьишко на ней синее, платок на голове синий. А пригожа эта девчонка - и сказать нельзя… " (слайд 9)

5."Медной горы хозяйка": "Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа - то. Из шёлкового малахиту платье. " (слайд 10)

Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Понравились вам картины?

4. Путешествие в "Комнату Знаний"

А теперь я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы.

1 - 2 - 3 - повернись

В комнате Знаний окажись!

Дети снова идут и присаживаются на скамеечки.

"Отгадайте загадки":

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка.

(Дарёнка) (слайд 12)

2. Как куклёнка, девочка

Спляшет вам с припевочкой!

Появляется в огне.

Как зовут? Скажите мне!

(Огневушка - Поскакушка) (слайд 13)

"Из какого сказа эти строки? "

1. "Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку. "

("Синюшкин колодец") (слайд 14)

2. "Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает. " ("Серебряное копытце") (слайд 15)

"Ответьте правильно на вопросы"

1. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов) (слайд 11)

2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)

4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

5. Чьи это слова: "Пр-равильно говоришь, пр-равильно. " (Кошка Мурёнка)

Молодцы, порадовали меня знаниями.

5. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».

Приглашаю вас в кинозал посмотреть мультфильм по сказу П.П.Бажова.

6. Подведение итогов работы.

Ну что, ребята вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы хорошо потрудились и за это я награжу вас.

Из шкатулки дарит детям картинки-раскраски по сказам. (Приложение)

Прощается и уходит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического занятия, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий тематического занятия, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возрастаЦель: 1. Формировать у детей чувство патриотизма, воспитывать любовь...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Литературно-познавательная игра по страницам сказов П.П. Бажова

До проведения мероприятия проведите подбор игроков: ребятам предлагаются листы с вопросами по сказам П.П. Бажова. Первые 9 человек, сдавшие правильные письменные ответы, становятся участниками игры, по три человека в группе.

Сделайте, из картона «Ордена Умников» на тонкой атласной ленте. Приготовьте листы цветной бумаги для обозначения дорожек — 4 зеленых, 3 желтых, 2 красных и конверты с квадратами цвета дорожек для выбора.

Предложите игрокам перед началом игры перечитать сказы «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка», «Ермаковы лебеди», «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», а также биографию Павла Петровича Бажова.

Пригласите старшеклассников в качестве членов жюри.

Ведущий: Я рад приветствовать всех присутствующих на нашей игре «Умники и Умницы»! Тема игры — «По страницам сказов Бажова».

Перед нами девять участников игры, мы их будем называть агонистами, от греческого слова «агон», что означает «соревнование». Если агонисты не смогут ответить на вопрос, то это право предоставляется «теоретикам», ребятам из зала. За верный ответ «теоретик» получает «Орден Умника». Судьи будут внимательно следить, кто из «теоретиков» первым поднял руку для ответа.

Итак, я вызываю участников первого агона.

I агон

Ведущий: Перед началом конкурса мы распределим дорожки.

Ребята выбирают конверты с квадратами. Квадраты в каждом конверте имеют один цвет.

Дорожки выбраны. Напомню их свойства. Красная — самая короткая; на ней нельзя ошибаться. Желтая — на ней можно ошибиться один раз. Зеленая — самая длинная, но на ней можно ошибиться два раза. Агон заканчивается, как только один из участников пройдет до конца свою дорожку. На обдумывание вопроса дается 30 секунд, об истечении которых жюри напомнит звонком колокольчика.

1 ЭТАП

1. Чей это портрет?

а) «Вдруг из самой середки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький, и в руке платочек тоже сголуба». (Огневушка)

б) На чем девчоночка плясала?

2. Послушайте отрывок:

«— Ну, прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне. — А у самой слезы. Она это руку подставила, а слезы кап-кап

и на руке зернышками застывают. Полнехонька горсть. — На-ка, возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают. Богатый будешь, — и подает ему».

Что имела в виду Хозяйка Медной горы?

3. Как звали рассказчика, прототипа дедушки Слышко? (Василий Алексеевич Хмелинин)

2 ЭТАП

1. Старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце» узнал, как зовут девчушку, с первого раза. Он сказал: «Подаренка Григорьева не у вас ли живет?». Слово «подаренка» созвучно с именем девочки. Как же ее звали? (Даренка) Что имел в виду Кокованя?

2. «Тут приказали Степана на цепь посадить. Известное время было — крепость». Назовите сказ. Дайте объяснение выражению «время — крепость». (Сказ «Медной горы Хозяйка»)

3. Послушайте отрывок и ответьте на вопрос:

«Один-то молодой парень был неженатикта уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный». Что значит «изробленный»? Как называется сказ?

3 ЭТАП

1. В каком городе родился П.П. Бажов? {В Сысерти.)

2. Где Бажов познакомился с прототипом дедушки Слышко? (В Полевском заводе.)

3. Где происходит действие бажовских сказов? (На Урале.)

4 ЭТАП

1. Из какого материала была сделана знаменитая бажовская шкатулка? (Из малахита.)

2. Как звали кошку, которую Даренка взяла с собой в дом к Ко- коване? (Муренка.)

Победитель I агона занимает почетное место на стульях победителей.

II агон

Вызываются следующие три участника. Проходит розыгрыш дорожек.

1 ЭТАП

1. Назовите сказ и главного героя.

а) «С той поры стал он чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Людей в то время на покосах было много. Спрашивают они его — не потерял ли чего? Он улыбался этак невесело, да и говорит: «Потерять не потерял, а найти не могу». (Данила, сказ «Каменный цветок».)

б) «Проснулся он на другой день и видит — на вчерашнем огневище большая яма вырыта, а старатели стоят у четырех сосен и говорят одно:

— На этом месте в землю ушла!» (Федюнька, сказ «Огневушка- поскакушка»)

2. Вспомните, как звали мастера, который обучал Данилку. В каком сказе это было? (Прокопьич, сказ «Каменный цветок».)

2 ЭТАП

1. На каком музыкальном инструменте играл Данилка из сказа «Каменный цветок»? (На рожке.)

2. Объясните, как вы понимаете выражение «Расправа тогда известно, какая была. За всякую вину спину кажи».

3. Почему Данилку звали Недормышем? (Сирота. Матери не помнил, а отца вовсе не знал.)

3 ЭТАП

1. Донской казак Ермак из сказа «Ермаковы лебеди» плыл по этим рекам. (Кама, Иртыш.)

2. Какую реку прошел Василий из сказа «Ермаковы лебеди» с лебедями? (Чусовую.)

3. Как стали называть Катю, когда Данила исчез? (Мертвякова невеста.)

4 ЭТАП

1. Как звали Данилу за его тихий нрав? (Тихоход. Блаженный.)

2. К кому в дом ушла Катерина после ссоры с родственниками? (К Прокопьичу.)

Победитель II агона занимает место на стульях победителей.

III агон

Вызывается следующая тройка игроков. Проводится розыгрыш дорожек.

1 ЭТАП

1. Кем был старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце»? (Охотником.)

2. На какой драгоценный металл есть знак «пляшущая девочка»? (На золото, сказ «Огневушка-поскакушка».)

3. Что говорили люди о том, как Данилушка из сказа «Каменный цветок» исчез? (Кто говорил, что ума лишился, в лесу сгинул, а кто, что Хозяйка Медной горы взяла его в горные мастера.)

2 ЭТАП

1. Объясните смысл фразы из сказа «Горный мастер»: «Так и ушла Катя из дома. Родные не крепко вязались. Лишний из семьи — шуму меньше».

2. Чем стала заниматься Катя после исчезновения Данилы и смерти Прокопьича? (Обрабатывать малахит. Нехитрый товар для продажи на базаре.)

3. Где Катя брала камень малахит для своей работы? (На Змеиной горе.)

3 ЭТАП

1. Как назывался пруд, который находился за две версты от Змеиной горы? (Северский пруд.)

2. Где происходит действие сказа «Огневушка-поскакушка»? (Полевской завод.)

3. Как звали бабушку, которая поставила на ноги Данилушку после избиения? (Вихориха.)

4 ЭТАП

1. В какой свой юбилей Бажов выпустил книгу «Малахитовая шкатулка»? (В 60-летие.)

2. Сколько лет было Бажову, когда он приехал в Свердловск? (10 лет.)

Подводятся итоги, определяется третий победитель. Победители награждаются книгами со сказами П.П. Бажова и грамотами. «Теоретики», у которых оказалось больше орденов, награждаются дипломами.

В сценарии киновечера включены фрагменты из фильмов и мультфильмов по сказам Бажова, а также инсценированные отрывки из сказов писателя.

Сценарий киновечера

«Тайны малахитовой шкатулки»

по сказам уральского писателя П.П.Бажова

Цель: - познакомить учащихся с творчеством П.П.Бажова;

Показать красоту и нравственную сторону сказов П.П.Бажова

Задачи: - знакомство с творчеством писателя – сказочника П.П.Бажова;

Приобщение детей к чтению сказов П.П.Бажова;

Пробуждение интереса детей к просмотру фильмов, снятых по произведениям

П.П.Бажова;

Воспитание любви к родному краю, его богатствам;

Социализация детей средствами театрального искусства;

Развитие эмоциональной сферы ребёнка через театральные постановки;

Знакомство с ремеслом камнерезов;

Знакомство с разнообразием самоцветных камней;

Воспитание чувства достоинства, порядочности, доброты, благородства и других

нравственных качеств человека;

Развитие творческих способностей учащихся;

Оформление:

портрет П.П.Бажова; выставка работ детей «Шкатулка сказов» в стиле аппликация; картины из пластилина «Каменный цветок», фигурки из пластилина «Хозяйка Медной горы», выставка книг П.П.Бажова, выставка дисков с фильмами и мультфильмами, снятыми по сказам П.П.Бажова, коллекция камней – самоцветов, малахитовая шкатулка, картины из самоцветных камней в малахитовых рамках;

Музыкальное оформление:

1. Песня из мультфильма «Малахитовая шкатулка» 2. В.Городовская, Сказ, (исп. О.Алексеева, альбом «Музыкальные вечера в Гнесинке, гусли) 3. Л. Половинкин, музыка из советских сказок 4. Фрагмент из русской плясовой «Чеботуха» 5. Композиция «Русские гусли» (альбом Славянский фольклор) 6. Классическая музыка для детей «Сказка» (Аренский) 7. Сочинение 118 «Сказ о каменном цветке в 4 действиях с прологом и эпилогом (исп. Симфонический оркестр Государственного академического Большого театра СССР, дир. Г. Рождественский 8. Песня «Не бойся сказки..» из мультфильма «Дом для Кузьки» 9. Е.Стрельников «Гусли»

Мультимедийное сопровождение:

1. презентация слайдов в программе Microsoft PowerPoint ;

2. диафильм «Огневушка-поскакушка», выполненный по детским рисункам в программе Pinnacle Studio

3. компьютерная анимация «Голубая змейка» выполненная в программе Adobe Photoshop и Pinnacle Studio .

4. Фрагменты из х/ф «Каменный цветок» (Хозяйка Медной горы показывает Даниле цветок), короткометражного фильма «Синюшкин колодец» (Бабка-Синюшка преподносит решето с драгоценными камнями)

5. Фрагменты из м/ф «Серебряное копытце» (Дарёнка знакомиться с Серебряным копытцем), «Хозяйка Медной горы» (Хозяйка дарит шкатулку).

Звучит музыка из м/ф «Малахитовая шкатулка».

Девочки танцуют хоровод с бусами.

В конце танца закрывают занавес.

Действие происходит перед занавесом.

Сценка из сказки «Каменный цветок»

Действующие лица:

Хозяйка медной горы

Данило:

Перед занавесом на пеньке сидит спиной к занавесу Данило, обхватив голову.

Выходит Хозяйка Медной горы.

Малахитница обходит его и начинает разговор.

Малахитница. Ну, что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?

Данило. Не вышла.

Малахитница. А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.

Данило. Нет, не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.

Малахитница. Показать-то, просто, да потом жалеть будешь.

Данило. Не отпустишь из горы?

Малахитница. Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются.

Данило. Покажи, сделай милость!

Малахитница. Может, еще попытаешь сам добиться! Прокопьич вот тебя пожалел, теперь твой черед его пожалеть. Да и невеста твоя - души в тебе девка не чает, а ты на сторону глядишь.

Данило. Знаю я, а только без цветка мне жизни нет. Покажи!

Малахитница. Когда так, пойдем, Данило-мастер, в мой сад.

Малахитница идёт, за ней Данило.

Раскрывается занавес.

Отрывок из сказки «Каменный цветок»

(Хозяйка Медной горы показывает Каменный цветок)

Выходит ведущая под музыку (Л. Половинкин, музыка из советских сказок)

читает стихотворение.

На дворе пурга стучится,

В комнате уютно и темно.

Мне сегодня что-то вдруг не спится,

Ночь уж на дворе стоит давно.

Начинает мама тихо сказы

О Хозяйке, что живет в горе,

Вижу я Данилушку – и сразу

Ящерки мелькнули на заре…

Вижу я, как девочка Татьяна

На шкатулку новую глядит,

Как горы Хозяйка Северьяна

Заковала в древний малахит…

И от этих сказов стало снова

На душе так чисто и светло.

В дальний домик дедушки Бажова

На Урал меня перенесло!

Вед. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня на нашем киновечере мы побываем в удивительном мире сказов дедушки Бажова, попытаемся узнать тайны его «Малахитовой шкатулки». В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. Это был Павел Петрович Бажов. Вот он – то и рассказал миру об Уральских умельцах, прославил в своих сказах родной край.

На Урале, что ни слово,

Что ни речь – то целый клад!

Сказы дедушки Бажова

Должен знать стар и млад!

Презентация слайдов

под музыку Е. Стрельникова «Гусли»

1. Павел Петрович Бажов: годы жизни 1879 – 1950.

Давайте посмотрим на карту России – видите, по самой ее середине расположена горная страна под названием Урал. Она словно делит Россию пополам – на Европу и Азию.

3. Богатства Уральских гор неисчеслимы: здесь и уголь, и медь, и золото, и драгоценные камни.

4. Это малахит, аметист, яшма, изумруд, топаз, берилл, аквамарин.

5. Уральские умельцы всегда славились своим мастерством. Да и как можно было не создавать красивые вещи, если ты живёшь среди красоты?

6. Всюду величественные леса, зеркальная гладь озёр и синие горы. Многообразию легенд и сказаний, написанных об Урале, может позавидовать любой край.

7. Вот здесь-то, в конце XIX века, 28 января 1879 года, в городе Сысерть, на Урале, под Екатеринбургом, и родился будущий сказочник Бажов.

8. Мать, Августа Стефановна, была искусной кружевницей. Отец писателя, Пётр Васильевич, был рабочим, опытным мастером.

9. Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода - на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

10. «Колдун уральский бородатый», - сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов - Колдунков Егорша. А без бороды - что за колдун?

11. Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. В детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы прибежать к дедушке Хмелинину (сторожу завода) и послушать его сказы. А этих сказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество.

12. Павел вырос. В 14 лет поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет.

13. Прошли годы… Стал Павел Петрович учителем, обучал ребятишек грамоте, а в летнюю пору путешествовал по родному краю, что видел, что слышал – записывал.. А когда стал писателем, рассказал об этом в своих сказах.

Он раздвинул железные скалы.

Глянул в душу дремучих лесов.

И оправлены в мудрые сказы

Самоцветы немеркнущих слов.

Взял цветы на таинственном камне,

Что невидимы нам до поры,

И устлал к нам тропу лепестками,

Пред Хозяйкою Медной горы.

14. Был Павел Петрович уже немолод, подросли его дети, серебряной стала борода, поэтому и назвали его сразу ласково «дедушка Бажов». Как добрый волшебник, подарил людям чудо – « Малахитовую шкатулку» - книгу сказов-самоцветов.

15. День и ночь работал старый сказочник: крупица к крупице, слово к слову, жемчужина к жемчужине – лист за листом оживали сказы Бажова.

Распускались на белых листах неувядаемые каменные цветы, оживали злые и добрые чудища, золотые полозы, голубые змейки, веселый козлик с серебряным копытцем, юркие ящерки, верные лебеди…

16. Наполнялась сокровищами « Малахитовая шкатулка», засверкала всеми гранями, словно камень-самоцвет.

17. В Екатеринбурге, в этом доме, уральский сказочник Павел Петрович Бажов и хранил свою «Малахитовую шкатулку» сказов.

Недалеко от Исети –

Старый дом и сад густой…

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След копытца серебрится,

Вьется змейкою в ночи,

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данила над Цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется бажовский дом.

(Уральская писательница Елена Хоринская)

18. В «Малахитовой шкатулке» Павла Бажова собраны самые разные сказы. Это и «Горный мастер», и «Медной горы хозяйка», «Огневушка – поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка» и много других.

19. Давайте сегодня приоткроем малахитовую шкатулку бажовских сказов, может быть и нам она доверит свои тайны – Тайны Малахитовой шкатулки.

Звучит музыка (Л. Половинкин, музыка из советских сказок)

Ведущая подходит к столику и приоткрывает шкутулку.

Достаёт оттуда несколько камешков.

Вед. В сказках Бажова много героев, которые дарят людям богатства земли Уральской. Это и Огневушка – поскакушка, и Голубая змейка, и Великий полоз, и бабка Синющка. А вот и первая тайна Малахитовой шкатулки: все эти герои богатства свои открывают только добрым, работящим и не жадным. Не верите? Давайте проверим?

Вот, например, какая-то девчонка из огня вынырнет и давай плясать. А где в землю уйдёт, там и ищи золото.

Тёмной ночью у костра появляется она –

Мастерица петь, плясать, самородок указать.

Звали эту веселушку – Огневушка – поскакушка.

Звучит музыка (Фрагмент из русской плясовой «Чеботуха»)

Танец Огневушки – поскакушки.

Вед. А вот чтобы узнать о ней поподробней, давайте посмотрим диафильм, который ребята сделали сами.

Диафильм «Огневушка-поскакушка».

Вед. Есть ещё один герой – Илюха из сказки «Синюшкин колодец». Жил он один, о богатстве и не мечтал. Бабка его оставила ему в наследство всего три перышка, да про Синюшку рассказала. Вот и захотелось Илюхе увидать, как бабка Синюшка красной девкой оборачивается.

Отрывок из короткометражного фильма

«Синюшкин колодец»

(Бабка Синюшка преподносит решето с драгоценными камнями)

Сценка из сказки «Синюшкин колодец»

Действующие лица:

Синюшка:

Илюха:

Звучит музыка (Сочинение 118 «Сказ о каменном цветке в 4 действиях с прологом и эпилогом (исп. Симфонический оркестр Государственного академического Большого театра СССР, дир. Г. Рождественский)

Появляется Илюха. Оглядывается. Видит прямо на него идёт девчонка в синем платье с синим платком, в косе лента синяя. Подходит девчонка к Илюхе, подаёт решето с драгоценными камнями, а сверху три перышка.

Синюшка. Прими-ка, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца.

Илюха принял решето и стоит улыбается.

Илюха. Ты чья, красна девица? Скажись, как тебя звать величать?

Синюшка. Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь.

Илюха берёт три пёрышка сверху.

Илюха. А пёрышка у тебя откуда?

Синюшка. Да вот, Двоерылко за богатством приходил. Сам в колодец угодил и кошели свои утопил, а твои-то пёрышки выплыли. Простой, видно, ты души парень.

Илюха не зная о чём говорить, переминается с ноги на ногу. Синюшка обходит его, улыбается, ленточку в косе перебирает.

Синюшка. Так-то, мил друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешнему богатству навеки приставлена.

Наклоняется и подбирает самоцветные камни и кладёт ему в решето.

Илюшка. Значит верно бабка Лукерья говорила. Из земельного богатства одно чисто да крепко, это когда бабка Синюшка красной девкой обернётся да сама своими рученьками подаст.

Синюшка. Ну, нагляделся? Хватит поди, а то как бы во сне не привиделась. А богатством-то откупись от барина, дом себе справь хороший, лошадь купи, да женись смотри, а меня не вспоминай!

Синюшка взмахнула платочком и исчезла. Илюха смотрит на решето, потом на место, где была Синюшка и растерянный уходит.

Звучит музыка(Л. Половинкин, музыка из советских сказок).

Ведущая подходит к шкатулке и достаёт

мешочек « с золотом».

Вед. Пришло время узнать ещё одну тайну Малахитовой шкатулки. Ни золотом, ни камениями самоцветными не разрушить дружбы настоящей. А пример тому, дружба Ланко Пужанко да Лейко Шапочки из сказки «Голубая змейка».

Компьютерная анимация «Голубая змейка».

Вед. Есть в Уральских горах такая Голубая змейка, что людям показывает, где золото искать. Одному увидеть - прямо счастье – наверняка золото верховое золото окажется. Но если лишку захватишь- всё в камень обернётся. А вот если двоим или троим голубая змейка покажется – то тогда чёрная беда: все перессоряться, передеруться, может и до смертоубийства дойти. Раз показалась голубая змейка Ланко Пужанко и Лейко Шапочке. Подрались они, да только не из-за золота, а друг друга выручая. За это их Голубая змейка и наградила.

Сценка из сказки «Голубая змейка»

Действующие лица:

1-й мальчик

2-ой мальчик

Голубая змейка

Звучит музыка (Композиция «Русские гусли» , альбом Славянский фольклор)

На сцену спиной выходят двое мальчиков с корзинами, смотрят вперёд. Навстречу им девица в синем платье с жёлтым шарфом. Шарфом рисует круги на полу.

1-й мальчик. Смотри какая девица к нам идёт!

2-ой мальчик. Ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнуться.

1-й. Так ведь это Голубая змейка!

2-ой. Отвернёмся. Не будем смотреть! А то опять до драки доведет.

Поворачиваются спинами к Голубой змейке и глаза зажмуривают. Открывают глаза, а она перед ними стоит и улыбается. Вокруг мальчиков лежит жёлтая ленточка. Они пытаются уйти, а из круга выйти не могут.

Змейка. Из моих кругов никто не выйдет, если сама не уберу.

Мальчики вместе. Тетенька, мы тебя не звали.

Змейка. А я, сама пришла поглядеть на охотников добыть золото без работы.

1-й. Отпусти, тетенька, мы больше не будем. И без того два раза подрались

Из- за тебя!

Змейка. Не всякая, драка человеку в покор, за иную и наградить можно. Вы по-хорошему дрались. Не из-за корысти либо жадности, а друг дружку охраняли. Недаром золотым обручем от черной беды вас отгородила. Хочу еще испытать.

Достаёт плитку и разламывает на две части. Отдаёт мальчикам.

Змейка. Коли который хорошее другому задумает, у того плиточка золотой станет, коли - пустяк, выйдет бросовый камешок.

Мальчики расходятся в разные стороны и говорят в зал.

1-й. Хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось и вышла бы

Марьюшка замуж!

2-й. Пусть Марьюшка простит нас и замуж поскорее выйдет!

Поворачивают плитки, а они золотые стали.

Змейка . Хорошо подумали. Вот вам за это награда.

Подает им по маленькому мешочку.

gastroguru © 2017