Санскрит хинди. Древний язык богов и провидцев. Цифры в деванагари

Статья написана в Москва.

Санскрит — язык устного общения, и эта традиционная форма характерна для всего периода ранней классической литературы санскрита. Индия не была знакома с письменностью до тех пор, пока санскрит не превратился в пракриты; выбор системы письма в то время происходил под влиянием различных вариантов региональной письменности, применявшихся авторами того времени. Собственно говоря, фактически все основные системы письма Южной Азии использовались для создания манускриптов на санскрите. С конца XIX века алфавит деванагари считался фактически действующим письмом языка санскрит — возможно, из-за того, что европейцы печатали тексты на санскрите с использованием данного письма. В деванагари отсутствует деление на строчные и прописные, он читается слева направо и узнаваем по горизонтальной линии над буквами, которая словно соединяет их.

Ниже представлен стандартный алфавит деванагари:

Деванагари — слоговое письмо, то есть каждый знак для согласного читается как слог с гласным а .Для обозначения одного и того же согласного, за которым следует другой гласный, к букве добавляются дополнительные штрихи, что видно в следующем примере:

Кроме того, в санскрите используются и несколько других диакритических знаков на конце слов. Для обозначения носового [-am] над буквой ставится точка, больше похоже на букву /am/. Аналогично этому, чтобы написать [-ah], справа от буквы ставятся две точки, как буква /ah/.

Если согласный стоит на конце слова, необходимо обозначить, что последняя буква не имеет гласного звука. Для этого под буквами проводится диагональная черточка — вирама. Такая буква называется халант.

Для обозначения группы согласных буквы объединяются друг с другом различными способами, данный процесс называется самйога (в переводе с санскрита «соединенные друг с другом»). Иногда в таких соединениях можно распознать отдельные буквы, несмотря на то что сочетания порой образуют новые формы. Диапазон возможностей достаточно велик. Ниже представлен пример, иллюстрирующий данный принцип.

Санскрит принадлежит к индо-европейской языковой группе и является одним из самых древних языков мира, это язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр и ритуалов индуизма, джайнизма, а также частично буддизма.
Санскритский алфавит деванагари является также алфавитом хинди и других современных языков северной Индии.

Санскрит также является одним из 22 официальных языков Индии. Не смотря на заблуждение санскрит не "мертвый" язык на говорят не только высокородные брамины, но и простые жители, так в Керале и Карнатаке (в южной Индии) есть деревни, жители которых общаются на санскрите между собой, на санскрите в Индии издаются газеты.

Санскрит по праву считался языком образованного населения, использовавшимся для религиозного и научного диспута и литургики, и подобно латыни в Европе санскрит так же является научным языком, на его основе построена вся терминология джйотиша, аюрведы, иных ведических наук, которые дожили и до сего дня. Предполагается также, что на основе смешения санксрита и пракритов (местянх языков) сложились современные языки северной Индии, такие как хинди, бенгали, гуджарати и т.д.

Само слово "Санскрит" означает "обогащенный", "очищенный" и "освященный" в противоположность пракритам - диалектам.
Как любой язык санскрит развивался и претерпевал изменения, так и санскрит в ходе развития прошел несколько периодов от гимнов Риг Веды, датированных примерно 2 тысячелетием до нашей эры до Упанишад ( период) к эпическому, которым была написана , к классическому - современному нам санскриту, сложившемуся в результате деятельности древнеиндийского ученого лингвиста Панини (около 5 в. до н. э.), систематизировавшего санскрит и издавшего учебник грамматики, который используется до наших дней.
В своем развитии санскрит использовал несколько видов письменности, основанные на пра-языке брахми, именно на брахми были сделаны надписи на колоннах императора Ашоки.

Санскрит использует алфавит деванагари , которая также используется в современных языках хинди, маратхи, радхастхани и т.д., пали (буддийский язык), непали (официальный язык Непала) и других.

Вот на алфавите деванагари, который означает "письменность Богов" или "городское письмо" мы и остановимся.

Мне захотелось написать статью о деванагари, по ряду причин:

1. есть расхожее мнение, что все, что написано деванагари - это санскрит, а это не так;

3. овладев деванагари вы сможете приблизиться к изучению как санскрита, так и других языков северной Индии, южно-индийские языки (дравидские) используют другую систему письма, хотя она тоже произошла от древнего брахми разница в графемах (написании букв) так велика, что читать не получается;

4. и наконец, деванагари просто красивый алфавит, и выучив его вы испытаете сумасшедший восторг от того, что вы можете читать;)

Я не ставлю целью научить вас читать, я хочу просто заинтересовать этим удивительным алфавитом. Впрочем, если вы просто распечатаете эту статью с графемами - это вам может помочь в пути. Я сама всегда распечатываю алфавиты штатов по которым я путешествую, иногда они спасают в затруднительных ситуациях.

Алфавит деванагари.

Самое страшное , то есть непривычное для русского человека:

1. в деванагари классического санскрита 36 букв-фонем , некоторые из них имеют разную длительность и сочетания, в деванагари хинди есть еще несколько добавочных буковок, точнее буквы с точками сбоку.

2. в деванагари есть лигатуры - сочетания букв, изображаемые самостоятельным символом, которые используются часто и которые тоже нужно знать наряду с согласными, и таких лигатур довольно много;

3. деванагари использует слоговое письмо , то есть когда за согласной не написана гласная все равно предполагается, что есть "а", если только нет значка вирама, этакой горизонтальной запятушки внизу палочки-основания буквы. В хинди это правило не распространяется на последнюю согласную в слове, то есть после нее по умолчанию ничего не следует, в санскрите умолчание есть, если нет вирамы.
Остальные гласные могут стоять не только после согласной в рядок, как в русском, хотя есть и такое, например долгая "и", но и над или под согласной тоже.

4. в деванагари есть еще 3 значка - анусвара и анусаика - точка и точка над полумесяцем, последняя известна всем, кто видел священный слог ауМ. В разных ситуациях точка может читаться как "м" или "н", хотя разница не очень существенна, и люди понимают и саНскара и саМкара.
Третий значок - выглядит как двоеточие в конце слова - это висарга , она читается как придыхательное, глухое х, то есть выдох почти без звука.
Висарга, вирама, анусаика и анусвара выглядят почти привычно;)

Согласные располагаются группами в зависимости от их произношения

Гласные деваганагари

Гласные, перечислены в 1 строке, во втором ряду изображено как изменяется согласная "па" от присоединения к ней гласной

Слогообразование и фонемы деванагари

На этом рисунке изображено построение звуков, точнее слогообразование, в зависимости от положения гласной и согласной - штришок сверху обозначает долгую гласную, имхо, очень наглядно

Есть несколько вариантов фонем , с которыми вы можете столкнуться в словарях

Алфавит деванагари использует следующие основные лигатуры

Цифры в деванагари

Цифры по правилам чтения на санскрите, на хинди они читаются иначе

Вот собственно и все премудрости;)

Простенький текст на санскрите - это 1 статья декларации прав и свобод человека


выглядит в английской транслитерации как
Sarvē mānavāḥ svatantratāḥ samutpannāḥ vartantē api cha, gauravadr̥śā adhikāradr̥śā ca samānāḥ ēva vartantē. Ētē sarvē cētanā-tarka-śaktibhyāṁ susampannāḥ santi. Api ca, sarvē’pi bandhutva-bhāvanayā parasparaṁ vyavaharantu.

Прослушать текст на санскрите можно в гугл транслейте.

По ключевому слову Санскрит на индонете есть еще несколько интересных статей на тему санскрита и общности с русским, и т.д.

PS А внизу под этой статьей вы можете сказать алфавит кириллицы (русский), стилизованный под санскритский алфавит деванагари.

Получился очень большой пост про санскрит, деванагари и каллиграфию. Если не лень читать много букв и смотреть просто огромное количество картинок, то жмем

Санскрит является религиозным и литературным языком Индии, на нем написаны большинство ключевых текстов по йоге. Санскрит является литургическим языком таким религий как Буддизм, Индуизм и Джайнизм и одним из 22 официальных языков Индии. Несмотря на то, что является первоосновой нескольких современных языков Индии, санскрит сейчас в разговорной форме практически не используется, однако продолжает оставаться браминским языком. По сути он занял место латыни и древнегреческого в европейской культуре. Следует отметить, что в последнее время предпринимаются попытки возродить его как разговорный язык, например, в Маттуре. Для тех кто не знает, Маттур — это деревня недалеко от города Шимога в южноиндийском штате Карнатака. Она расположена на берегу реки Тунга и известна как центр изучения санскрита, большинство деревенских семей используют санскрит как язык повседневного общения. Эта деревня известна также своей школой по изучению вед и веданты.

Записывается санскрит с помощью алфавита Деванагари. Деванагари (буквально «письменность города богов») — разновидность индийского письма, произошедшая от древнеиндийского письма брахми. Сложилась между VIII и XII веками. Кроме санскрита, применяется в таких языках как хинди, маратхи, синдхи, бихари, бхили, марвари, конкани, бходжпури, непали, неварском языке, а также иногда в кашмири и романи. Характерной особенностью письма деванагари является верхняя (базовая) горизонтальная черта, к которой прикреплены «свисающие» вниз буквы.

В деванагари каждый знак для согласного по умолчанию содержит и обозначение гласного звука (a). Чтобы обозначить согласный без гласного, нужно добавить специальный подстрочный значок — халант (вирама). Для обозначения других гласных, как и в семитских письменных системах, используются диакритики (это разные значочки для изменения или уточнения значения других знаков, ставятся над буквой). Специальные обозначения используются для гласных в начале слова. Согласные могут образовывать сочетания, в которых соответствующие гласные пропускаются. Сочетания согласных обычно записываются как слитные, или составные знаки (лигатуры).

Сейчас приведу весь алфавит санскрита. В деванагари буквы расположены в соответствии с их произношением.
Первый ряд составляют гласные. Выглядят они так (при нажатии картинка увеличится)

Буквы довольно сложные и существуют специальные правила из написания, что роднит их написание с китайской каллиграфией. Дальше я приведу непосредственно буковки и правила их написания.

С согласными несколько сложнее. Первый ряд согласных составляют задненебные по месту образования и смычные по способу. Итак, вот буковки

Все согласные этого ряда произносятся так же, как и в русском.

Следующий ряд - полугласные

Санскрит , один из основных древнеиндийских языков индоевропейской языковой семьи, получивший литературную обработку. Распространён в Северной Индии с 1 в. до н. э. Отличается строго нормализованной грамматикой, унифицированной системой правил. Санскрит противостоит пракритам как язык, доведённый до формального совершенства (самскрта, буквально - обработанный), ведийскому языку, архаичному и мало унифицированному, а также другим древнеиндийским диалектам, давшим начало пракритам. На санскрите написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Восточной и Центральной Азии и Западной Европы.

Примечание : Если у Вас не отображаются те или иные символы санскритского языка - значит нужно сменить кодировку или браузер.

Санскрит (написание на санскрите): संस्कृतम्

Санскрит повлиял на развитие языков Индии (главным образом в лексике) и на некоторые другие языки, оказавшиеся в сфере санскритской или буддийской культуры (язык кави, тибетский язык). В Индии санскрит используется как язык гуманитарных наук и культа, в узком кругу - как разговорный язык.Различают эпический санскрит (язык "Махабхараты" и "Рамаяны", архаичный и менее нормализованный), классический санскрит (унифицированный язык обширной литературы, описанный древнеиндийскими грамматиками и занимающий центральное место среди других видов санскрита), ведийский санскрит (язык поздних ведийских текстов, подвергшийся влиянию современного ему санскрита), буддийский гибридный санскрит и джайнский санскрит (среднеиндийские языки буддийских, соответственно джайнских текстов).

Санскрит использует разные типы письменности, восходящие к брахми: кхароштхи, кушанское письмо, гупта, нагари, деванагари и др. Фонетика и фонология характеризуются тремя чистыми гласными ("а", "е", "о"), двумя фонемами, имеющими гласные и согласные аллофоны (i/y, u/v), и двумя плавными (r, l), которые могли выступать в слоговой функции. Сильно упорядочена система согласных (5 блоков - губные, переднеязычные, церебральные, заднеязычные и палатальные фонемы; каждый из блоков образуется противопоставлением звонких/глухих и придыхательных/непридыхательных). Из просодических признаков характерны различия по месту ударения, высоте тона ударного слога и долготе - краткости. Многочисленные правила сандхи определяют поведение фонем на стыках морфем и слов. Морфонологическая особенность - наличие 3 видов корня в зависимости от количества гласного. Для морфологии характерна восьмипадежная система имени, 3 рода и 3 числа. Глагол имеет развитую систему времён и наклонений.

Синтаксис зависит от характера текстов: в одних - богатство флективных форм, в других преобладают сложные слова, аналитические формы времени и залога. Лексика богата и стилистически многообразна. Изучение санскрита в Европе началось с конца 18 в. Знакомство с санскритом сыграло в начале 19 в. решающую роль в создании сравнительно-исторического языкознания.

Гласные (vowels)
a aa i ii u uu
e ai o au
RRi RRI LLi LLI
Первая группа (sparsha)
Согласные (consonants) Глухие Звонкие Носовые
Заднеязычные (Guttural)
ka kha ga gha ~Na
Палатальные (Palatal)
ca cha ja jha ~na
Церебральные (Cerebral)
Ta Tha Da Dha Na
Зубные (Dental)
ta tha da dha na
Губные (Labial)
pa pha ba bha ma

Вторая группа согласных
неносовые сонанты (antaHstha)
ya ra la va

Третья группа согласных
шумные фрикативные (uShman)
sha Sha sa ha

В санскрите имеются особые обозначения для так называемых ослабленных согласных:

  • visarga - графическое изображение звука H, возникающего из s (реже r) в конце предложения и в конце слова или префикса перед некоторыми согласными: taH तः, maH मः, vaH वः.
  • AnusvAra - графическое изображение носового призвука.n, возникающего после гласной из m или после гласных в конце слова перед словом, начинающимся с согласной, кроме согласных губного ряда: taM तं, naM नं, paM पं.
  • AnunAsika - графическое изображение назализованного долгого гласного: tA.N ताँ, vA.N वाँ, dA.N दाँ (встречается редко).
  • virAma - остановка, eсли слово оканчивается на согласный звук, то в конце ставится знак ् (.h), указывающий на отсутствие a.

Алфавит Деванагари

Деванагари Латинские Русские Internal
a а a^
a_ а_ a~
i и i^
i_ и_ i~
u у u^
u_ у_ u~
r. ри r`
r._ рр R
l. л. l~
l._ л._ L
e э e^
ai ай y~
o о o^
au ау w~
m~ м~ x
h. h. q`
k ка k
kh кhа k^
g га g
gh гhа g^
N. Н. N
c ча c
ch чhа c^
j джа j
jh джhа jh
n~ н~а n~
t. т.а t`
t.h т.hа t~
d. д.а d`
d.h д.hа d~
n. н.а n^I
t та t
th тhа t^
d да d
dh дhа d~
n на n
p па p
ph пhа p^
b ба b
bh бhа b^
m ма m
y йа y
r ра r
l ла l
v ва v
s` ша s^
s`. ш.а s~
s са s
h h

Дополнительные буквы и знаки

Деванагари Латинские Русские Internal
nukta нукта x`
a_ аа a`
ि i и i
i_ ии i`
u у u
u_ уу u`
r р r`
rr рр R`
e э e
ai ай y`
o о o
au ау w`
halant вирама a

Примеры

Окончания: न и क - присоединяемые к основе слова, изменяют его значение в первом случае на некую «совокупность», а во втором случае указывают на принадлежность к чему-либо.

जन jana - человек .
जनन janana - создание, творение .
जनक janaka - создатель, творец .

गण gan.a - множество.
गणन gan.ana - счет.
गणक gan.aka - математик.

राजीव rājiva синий лотос.
राजन् rājan раджа, царь
महा mahā (в сочетании с другими словами) большой, сильный, благородный.

महाराज mahā-rāja махараджа, великий царь. Более значительный или более почтительный титул, чем просто राजन् rājan.

िपतर् pitar отец .
मातर् mātar мать .
सुत suta сын .
सुता sutā дочь .

В санскрите приставка सु su- придает слову высшую степень качества.
Поэтому:

सुजन хороший человек.
सुसुत хороший сын.

При внимательном рассмотрении хинди и санскрита - обнаруживается, что отличие заключается только в том, что в санскрите все слова пишутся единой строкой, а в хинди разделяются пробелом. Поэтому можно совместить изучение этих двух языков и рассматривать их в комплексе.

Согласные, которые не вызывают затруднений:

Й М П Б К Т Д Н Л Р В Г Ч ДЖ С Ш Ш Х

य म प ब क त द न ल र व ग च ज स श ष ह

Примечание: Ш и Ш - два разных звука, но различие в их произношении практически несущественно.

ПХ БХ КХ ГХ ЧХ ДЖХ ТХ ДХ

फ भ ख घ छ झ भ ध

Согласные (только в хинди), которые служат для транскрипции заимствованных слов: З Ф (ничем не отличаются по написание от ДЖ и ПХ) кроме точки внизу:

Церебральные:

Т ТХ Д ДХ Р РХ

ट ठ ड ढ ड़ ढ़

Церебральные не имеют аналогов в русском языке, поэтому их можно просто причислить к одному из вариантов написания уже рассмотренных выше букв.

Еще одно «неудобство» алфавитов санскрита и хинди состоит в том, что в них существуют несколько фонетических вариантов звука Н:

ङ ञ ण

Итак, окончательный вариант соответствий русско-деванагарийского алфавита:

А अआ
Е
И इई
О
У उऊ
Б
БХ
В
Г
ГХ
Д दड

ДХ धढ
ДЖ
ДЖХ
З
Й
К
КХ
Л
М
Н नङ ञ ण
П
ПХ

Р रड़
РХ
С
Т तट
ТХ भठ
Ф
Х
Ч
ЧХ
Ш शष

Произношение:

अ|प| - |a|a| Безударное а (шва), как о в вода.
आ|पा - |ā|A| как ударное а в собака, палка, только долгое.
इ|पि| - |i|i| Более закрытый,чем русское и, короткий.
ई|पी| - |ī|I| Долгий вариант предыдущего.
उ|पु| - |u|u| Как русское у, короткий.
ऊ|पू| - |ū|U| Долгий вариант предыдущего.
ऋ|पृ| - |R| Как английский r в red, bread.
ॠ|पॄ| - |RR| удвоенный вариант предыдущего.
ऌ|पॢ| - |LR| Л с выгнутым назад языком. Экзотический звук, встречается в телугу, норвежском.
ॡ|पॣ| - |LRR| Удвоенный вариант предыдущего.
ए|पे| - |e|e| дифтонг как aв английском bane. (эи).
ऐ|पै| - |ai|ai| Дифтонг как i в английском mite (аи).
ओ|पो| - |o|o| Дифтонг как o в английском bone (оу).
औ|पौ| - |au|au| Дифтонг как ou в английском house (ау).

प्रेम (прем) - любовь (санскр.)

Санскрит – древний классический язык Индии, язык богослужений в индуизме, буддизме и джайнизме, а также один из 22 официальных языков Индии. Санскрит занимает в Индии и Юго-Восточной Азии такое же место, как латынь и греческий язык – в Европе.

В древности бытовой разговорный язык назывался бхаша, тогда как облагороженную, очищенную, доведенную до совершенства форму языка называли самскрита («очищенная, освященная» речь). Т.е. санскрит всегда был возвышенным языком философии, религии и науки. Владение санскритом являлось показателем высокого социального уровня и образованности человека.

Ведийский язык

История изучения санскрита насчитывает пять тысячелетий. Древнейшую форма этого языка называют ведийским языком, так как он ассоциируется с Ведами (веда – «священное знание») – священными текстами индуизма. Впервые ведийский язык встречается в Ригведе, составленной предположительно в 1500 году до нашей эры. Всего Вед четыре: Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда мелодий, звучаний), Яджурведа (веда заклинаний) и Атхарваведа (веда атхарвана – жреца огня). К Ведам были созданы дополнения (Упаведы), описывающие некоторые прикладные науки, основные из которых: Аюрведа (медицина), Дханурведа (боевые искусства), Стхапатьяведа (архитектура) и Гандхарваведа (музыка, поэзия, танец). Также на ведийском языке существуют различные Брахманы – жреческие книги и Араньяки – книги лесных отшельников. Заканчивается ведийский период Упанишадами, которые являются вершиной мудрости Вед, квинтэссенцией их философского наследия.

Веды называют также Шрути – «услышанные», проявившиеся тексты. Они составленны в поэтической форме. Последователи индуизма верят, что Веды существовали вечно, они не были созданы каким-либо пророком, а были услышаны различными йогинами-риши во время глубокой медитации. В Упанишадах сказано, что Веды – это «дыхание Бога». Веды считаются «языком реальности». Даже Бог и святые провидцы-риши не являются авторами Вед, провидцам лишь была дарована способность воспринимать эти вечные звуки реальности. В начале каждой эпохи мироздания Господь «вспоминает» порядок слов в Ведах и передает их людям через святых. Каждое слово Вед имеет свое особое неизменное и вечное значение. Произнесенные правильно, эти слова обладают огромной мистической силой. Поэтому неправильное чтение Вед считается тяжким грехом, который может привести к немедленным негативным последствиям. По этой причине люди из высшей касты – брахманы, для которых изучение Вед является обязательным, часто заучивают тексты наизусть механически, не понимая смысла. Впрочем, мантры продолжают «работать» вне зависимости от того, понимает человек смысл произносимого или нет.

После-ведийский санскрит

Санскрит относится к более позднему хронологическому периоду, чем ведийский язык. Ученые иногда рассматривают ведийский и санскрит как различные диалекты одного языка, который относится к индоарийской группе индоевропейских языков. Различия между ведийским и санскритом незначительны, они касаются в основном произношения и словарного запаса. Кроме того, некоторые грамматические формы ведийского не сохранились в санскрите.

Эпический санскрит

В истории существования санскрита выделяют несколько периодов. Язык более раннего периода принято называть эпическим санскритом, так как это язык древнеиндийских героических эпосов «Рамаяна» («Странствия Рамы») и «Махабхарата» («Великая битва потомков Бхараты»). «Бхагавад Гита» («Песнь Господа»), которая является частью «Махабхараты», также написана на эпическом санскрите. К этому же периоду относятся Пураны (пурана – «древний, старый») – повествования о божествах, святых мудрецах-риши и царях, а также Тантры (тантра – «правило») – тексты религиозного и магического содержания. Эти книги называют также Смрити – «припомненные».

Классический санскрит

Появление в 5 веке до нашей эры книги «Аштадхьяи» («Восьмикнижие») грамматиста Панини открывает новую эпоху в существовании санскрита. «Аштадьяи» содержит 3959 правил, которые полностью описывают грамматику классического санскрита. В наши дни язык продолжают изучать по этой книге – заучивая наизусть правила из «Аштадхьяи».

Интересно, что так и не выяснено, записал ли сам Панини свою грамматику. Некоторые исследователи считают, что труд такой сложности невозможно проделать без письменных заметок. В то время как другие предполагают, что Панини использовал для своей работы группу учеников, память которых служила ему своеобразными «блокнотами». Дело в том, что письменность появилась в Индии около 5 века до нашей эры в форме алфавита брахми, так что Панини вполне мог владеть письменностью. С другой стороны эти первые образцы индийской письменности были найдены на юге Индии в штате Тамил Наду, т.е. довольно далеко от государства Гандхара (это север современного Пакистана и восток Афганистана), где проживал Панини. А точно не известно, существовала ли письменность на севере полуострова Индостан до 3 века до н.э.

В наше время еще можно говорить о том, что у индийских брахманов совершенно поразительная память. Традиционно индийская система образования включает запоминание очень большого объема информации, гораздо больше, чем учат наизусть на Западе. Так что вполне объяснима прекрасная память образованных людей. Но бывают также случаи, когда необразованные люди или маленькие дети, которые, естественно, совершенно не владеют санскритом, услышав 1-2 раза могут затем воспроизводить по памяти санскритские тексты, произнесение которых занимает более часа.

С «Аштадхьяи» Панини собственно и начинается язык, который обычно называют классическим санскритом. Различия между эпическим и классическим санскритом объясняются тем, что древние авторы эпосов (риши) часто заимствовали формы из местных разговорных диалектов (пракритов).

На классическом санскрите была создана художественная литература различных жанров: проза, поэзия и драматургия. На этом языке сочинял свои поэмы знаменитый индийский поэт Калидаса. На санскрите сохранилась разнообразная научная литература (шастры) по социальным наукам, риторике, логике, физиологии, астронимии, астрологии, химии, математике, медицине и сексологии. Также на санскрите изложены шесть ортодоксальных систем индийской философии (даршана): санкхья, йога, ньяя, вайшешика, пурва мимамса и веданта.

Йога

Йога – одна из систем индийской философии. Кроме того, под йогой понимают древние духовные практики, также берущие начало в Индии, целью которых является духовное освобождение. Наиболее употребимый перевод слова «йога» – «соединение, связывание». Традиционно в индуизме йога – это практика, ведущая к соединению человеческой души с Высшим Духом (Параматма). Основными видами йоги являются карма-йога (йога действия), бхакти-йога (йога преданности), джняна-йога (йога знания) и раджа-йога (царская йога), но существуют также и другие виды. В наше время, особенно на Западе, под йогой часто стали понимать систему физических упражнений (асаны) и рассматривать их отдельно от философских и этических составляющих практики.

Основополагающие тексты учения йоги: Упанишады, «Йога Сутра» Патанджали, «Бхагавад Гита», а также «Хатха-Йога Прадипика» («Светоч хатха-йоги») Свами Сватмарамы. Все эти тексты составлены на санскрите.

«Йога Сутра» Патанджали

«Йога Сутра» Патанджали датируется примерно 150 годом до нашей эры. В своем труде Патанджали описал восьмиступенчатую (аштанга) систему йоги, следуя которой человек может успокоить свой ум и достичь единства с Вечной Сущностью (Брахман). Восемь ступеней йоги таковы: яма (нравственные нормы), нияма (само-очищение и само-воспитание), асана (позы), пранаяма (контроль дыхания), пратьяхара (контроль чувств), дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация), самадхи (погруженность, растворение).

Патанджали иногда называют основоположником йоги, хотя на самом деле «Йога Сутра» базируется на философии санкхья. Основные идеи этого учения уже были изложены в Ведах, Упанишадах, Пуранах и «Бхагавад Гите», а Патанджали изложил их в своей сутре.
Сам стиль сутр возник в глубокой древности. Традиционно знания передавались устно, т.е. ученики запоминали то, что говорил учитель. Это привело к возникновению особого стиля изложения – в виде предельно сжатых афоризмов (сутр). В буквальном переводе слово «сутра» означает «нить». Текст, написанный в стиле сутр, – это нить четок, на которую нанизаны драгоценные бусы афоризмов. В «Падма Пуране» сказано: «Сутра должна быть краткой, полной смысла, иметь недвусмысленно выраженное значение. Ее следует произносить лишь после того, как взвешены все доводы «за» и «против». В сутре не должно быть ошибок или изъянов.»
Существует легенда, что Патанджали – воплощение мифического змея Ананты («бесконечного»). В индийской мифологии это тысячеглавый змей, на котором восседает Господь Вишну. Этот змей охраняет богатства мира. Чтобы передать учение йоги людям, он пал (санскритский корень «пат») с небес в ладони («анджали») женщины.

Патанджали, несомненно, является выдающимся индийским мыслителем и «отцом» раджа-йоги.

«Хатха-Йога Прадипика» Свами Сватмарамы

Основным текстом по хатха-йоге является «Хатха-Йога Прадипика» («Светоч хатха-йоги») Свами Сватмарамы, ученика Свами Горакшанатха. Этот санскритский текст считается древнейшим из сохранившихся трактатов по хатха-йоге, он был написан в 15 веке нашей эры. «Хатха-Йога Прадипика» базируется на более древних санскритских текстах, а также собственном мистическом опыте Свами Сватмарамы. Книга содержит информацию об асанах, пранаяме, чакрах, кундалини, бандхах, криях, шакти, нади, мудрах и другом.

Хатха-йога в изложении Сватмарамы и его последователей отличается от раджа-йоги Патанджали. В хатха-йоге большое внимание уделяется очищению физического тела (шаткармам), что ведет к очищению ума («ха») и жизненной энергии («тха»). А раджа-йога Патанджали начинается с очищения ума (яма) и духа (нияма), а затем уже происходит работа с телом (асана) и дыханием (пранаяма).

Алфавит санскрита

Санскрит не имеет определенного алфавита, так как тексты на санскрите не записывались вплоть до того времени, когда санскрит перестал широко использоваться как разговорный язык. Для записи санскрита использовались местные алфавиты – были найдены записи с использованием алфавитов брахми, кхаростхи, гупта, шарада. Бенгали и другие алфавиты также использовались в соответствующих районах Индии. Но с конца 19 века наиболее широко используется и международно принят алфавит деванагари.

Деванагари

अआइईउऊऋॠऌॡ
एऐओऔ अं अः

Согласные:

कखगघङ
चछजझञ
टठडढण
तथदधन
पफबभम
यरलळव
शषसह

Примеры написания слов

Хатха – हठ
Йога – योग
Асана – आसन

Взаимодействие санскрита с другими языками

Санскрит на протяжении веков взаимодействовал с другими индийскими языками. В результате взаимодействия санскрита с языком пали, на котором проповедовался буддизм, возник так называемый «буддийский гибридный санскрит». В целом санскрит повлиял на большинство современных языков Индии – все они содержат множество слов как прямо заимствованных из санскрита, так и образованных по его правилам.

Роль санскрита в современном мире

На санскрите проводятся богослужения в индуистских храмах. Также санскрит широко используется как язык ученых – на нем проводят научные конференции, ученые ведут переписку на санскрите. В современной Индии санскрит входит в традиционную систему образования. В Варанаси (штат Уттар Прадеш) существует санскритский университет (Sampoornand Sanskrit University). Но сами санскритологи из Варанаси признают, что сейчас основная работа по изучению и распространению санскрита проводится в Южной Индии – в Пуне (штат Махараштра), Бангалоре (штат Карнатака), Дхарваре (штат Карнатака). Южноиндийские санскритологи распространяют санскрит именно как разговорный язык: выпускается много учебных курсов с диалогами на бытовые темы, публикуются журналы. Студентов, изучающих санскрит, поощряют больше говорить на этом языке.

Знание санскрита не только расширяет практику йоги за счет использования мантр. Владение санскритом позволяет более глубоко изучать классические тексты по йоге, так как появляется возможность самостоятельно разбираться, что же хотел сказать автор текста, а не полагаться на мнение переводчика. К тому же все классические тексты сопровождаются комментариями, которые не менее важны, чем сам текст, но могут очень сильно отличаться в зависимости от автора. Так что бывает полезно хотя бы приблизительно понимать текст первоисточника, чтобы разобраться, откуда же возникли такие расхождения в комментариях, и сформировать свое мнение о прочитанном. Изучение текстов, а также анализ прочитанного также являются одним из методов йоги.

Таким образом санскрит помогает углубить понимание того, каковы же цели, к чему йога ведет человека. А тот, кто решил достичь цели йоги, получает в свое распоряжение большее количество эффективных методов достижения цели.

На страницах журнала мы предполагаем давать базовую информацию о санскрите, которая, как мы надеемся, будет интересна практикующим йогу и, возможно, побудит более серьезно заняться изучением древнего языка богов и провидцев – санскрита.

gastroguru © 2017