Выбор читателей
Популярные статьи
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Программа развития ОО как вектор обновления деятельности образовательной организации
Структура программы развития ОО, описанная в рекомендациях, действующих до 2016 года Структура, рекомендуемая ФЦПРО на 2016 – 2020 годы
Что представляет собой образовательный заказ (стандарт), предъявляемый к деятельности образовательного учреждения, зафиксированный в нормативно-правовых документах? Что представляет собой модель образовательного учреждения в содержании законодательных документов, включая нормативные акты? Возможности развития ОО?
Чтобы разработать Программу развития ОУ необходимо последовательно ответить на следующие вопросы: Что мы хотим изменить? Что не устраивает в полученных образовательных результатах учащихся? Цель Что хотим достичь и через какие изменения образовательного процесса, образовательной среды? Ключевая проектная идея Что для этого у нас есть и что потребуется? SWOT -анализ сильных и слабых сторон Как мы это будем изменять? Что мы будем делать? Предполагаемая управленческая модель изменений и поэтапный план Как мы будем оценивать достижение поставленных целей? Измеримые критерии и показатели диагностики новых образовательных результатов учащихся, оценки деятельности учителя, реализации образовательного процесса Что может нам помешать в достижении целей? Как это можно предупредить? Риски и мероприятия по их минимизации Какие финансовые средства для реализации Программы развития потребуются? Финансовый план
Основные этапы разработки Программы развития и ожидаемые результаты (основа «дорожной карты») Этапы принятия управленческого решения при разработке программы развития ОО
Паспорт программы Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа. Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения. Мероприятия Программы и комплексные проекты, обеспечивающие реализацию задач Программы Обоснование ресурсного обеспечения Программы Механизм реализации Программы Оценка социально-экономической эффективности Программы
Требования к программе развития ОО и пути их обеспечения
Спасибо за внимание!
Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа. ТРЕБОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ противоречия АНАЛИЗ соответствие деятельности ОО целям государственной политики выявление причин, снижающих эффективность выявление несоответствия результатов деятельности ОО ожиданиям внешней среды
SWOT - стратегия Внешняя среда Возможности (O) Угрозы (T) Вну-трен-няя среда Сильные стороны (S) I . Стратегия развития II . Стратегия эксперимента Слабые стороны (W) III . Стратегия компенсации IV . Стратегия защиты
ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы"
Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения. Стратегия развития школы. Цель и задачи программы развития Сроки и этапы реализации программы Индикаторы и показатели, отражающие ход выполнения программы
Цель программы развития ……….. Для достижения поставленной цели выделим направления программы развития и определим задачи по каждому направлению: Направление «…………» Задача 1 ….. Задача 2 ….. Направление «…………» Задача 1 ….. Задача 2 …..
Мероприятия Программы и комплексные проекты, обеспечивающие реализацию задач Программы Структура проекта: ключевые проблемы, замысел, социальный эффект, цель и задачи, этапы, календарный план мероприятий, критерии оценки и инструментарий, финансирование, орган контроля.
Обоснование ресурсного обеспечения Программы Таблица целевых индикаторов государственных программ в сфере общего образования Возможные мероприятия (проекты)
Оценка социально-экономической эффективности Программы эффективность Отношение результатов к….. ценностям современного образования потребностям ребенка, общества, экономики целям, поставленным перед ним государственной образовательной политикой затратам
Программа развития ОО как вектор обновления деятельности образовательной организации»
Дробот Н. В., заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №5 (МО «Алданский район»)
РС (Я)
Сложившееся в настоящее время положение российской системы образования можно охарактеризовать как вступление в период постоянных изменений образовательных и управленческих практик.
Происходящие изменения закрепляются в законодательстве и нормативно-правовом поле.
В частности, в соответствии со ст. 28 ч. 3 п. 7 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся …разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации ...».
Перед каждым начинающим (и не только начинающим) современным руководителем образовательной организации встает множество вопросов, связанных с данной компетенцией. К таким вопросам, в частности, можно отнести следующие:
Программа развития ОО – продукт коллективного творчества и не подлежит нормированию. Таким образом, нельзя выдвинуть жесткие нормативы и требования к ее структуре. Однако накопленные управленческие знания позволяют обозначить несколько компонентов программы развития, которые в той или иной степени должны быть ей присущи.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 №497 (ред. от 14.09.2016) предложена иная структура Программы развития.
Составим сравнительную таблицу структуры Программы развития, описанную в рекомендациях, действующих до 2016 года, и структуру, рекомендуемую в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы:
Структура программы развития ОО, описанная в рекомендациях, действующих до 2016 года | |
|
|
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа развития. | |
Раздел 2. Основные цели и задачи целевой программы, сроки и этапы ее реализации, перечень индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения. |
|
Раздел 3. Мероприятия программы развития. |
|
Раздел 4. Описание ресурсного обеспечения программы. |
|
Раздел 5. Оценка эффективности целевой программы (ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы – измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам. |
|
Таким образом, в сложившейся ситуации институциональных преобразований деятельности образовательного учреждения Программа его развития должна являться по форме проектно – целевой программой.
Проектирование программы развития образовательной организации на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» начинается с дифференциации образовательной программы и собственно программы развития.
В свою очередь, Программа развития образовательного учреждения описывает изменения в инфраструктуре ОО, обеспечивающие выполнение образовательной программы. Такое разделение позволяет не смешивать в содержании одного документа компоненты, относящиеся к разным сторонам образовательной деятельности ОО (рис.1).
В настоящее время социальное окружение рассматривает образовательную организацию как условие и/или инструмент выполнения своего образовательного задания, поэтому к ОО предъявляются требования как к инструменту – максимально соответствовать выполнению предназначенной функции. Особенно это заметно в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), которые можно рассматривать как государственное задание, т.е. систему требований к образовательному учреждению.
Таким образом, приступая к анализу возможностей развития образовательного учреждения, необходимо ответить на вопросы:
Чтобы разработать Программу развития образовательного учреждения необходимо последовательно ответить на следующие вопросы:
С управленческой точки зрения Программа является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения.
Действия на каждом этапе процесса принятия управленческого решения представлены в таблице:
Таблица 1. Этапы принятия управленческого решения при разработке программы развития ОО
Фаза | |
| Наблюдение за внутренней средой организации Наблюдение за внешней средой |
| Описание проблемной ситуации Выявление организационного звена, где возникла проблема Формулировка проблемы Оценка ее важности Выявление причин возникновения проблемы |
| Определение целей организации Формулировка целей решения проблемы |
| Детальное описание объекта Определение области изменения переменных факторов Определение требований к решению Определение критериев эффективности решения Определение ограничений |
| Декомпозиция задачи на подзадачи Поиски идей решения по каждой подзадаче Построение моделей и проведение расчетов Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме Обобщение результатов по каждой подзадаче Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче Разработка вариантов решения всей задачи |
| Анализ эффективности вариантов решения Оценка влияния неуправляемых параметров |
| Проработка решения с исполнителями Согласование решения с функционально взаимодействующими службами Утверждение решения |
| Подготовка рабочего плана реализации Реализация рабочего плана Внесение изменений в решение в ходе реализации Оценка эффективности принятого и реализованного решения |
Подготовительный этап. | Готовность разработчиков и ресурсов к началу работы над программой (результаты). |
|
1.1. | Принятие решения о необходимости и сроках подготовки программы. | Принятие решения, его оформление и доведение до всего коллектива. |
1.2. | Создание и запуск системы управления проектом по разработке программы. | Определение и распределение ответственности за разработку программы, планирование работы, запуск системы стимулирования и контроля. |
1.3. | Работа по выявлению, учету и вовлечению в работу возможных партнеров внутри и вне школы. | Расширение числа разработчиков программы и её исполнителей. |
1.4. | Организация рабочих групп по разработке программы, их обучение и обеспечение ресурсами. | Готовность разработчиков к действиям. |
1.5. | Подготовка необходимых ресурсов и материалов, создание условий для работы. | Готовность условий и ресурсов. |
1.6. | Поиск дополнительных ресурсов, дополнительный инструктаж для сотрудников. | Полная готовность к работе. |
Основной этап: этап разработки программы как документа. | ||
2.1. | Подготовка аннотации и введения к программе. | Аннотация и введение к программе. |
2.2. | Описание объективных биографических данных о школе: история школы, современное состояние, констатация достигнутого уровня развития. | Информационная справка о школе. |
2.3. | Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды школы. | Данные анализа и прогноза. Выводы об условиях жизнедеятельности школы и влияниях среды на школу в будущем. |
2.4. | Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа школе. | Данные анализа и прогноза. Выводы об исходном социальном заказе. |
2.5. | Анализ состояния и прогноз тенденций изменения в ресурсном обеспечении школы. | Данные анализа и прогноза. Соотнесение нового заказа и ресурсных возможностей школы по его выполнению. Выводы о социальном заказе, принимаемом к исполнению. |
2.6. | Анализ и оценка достижений школы. | Данные анализа и оценки. Вывод о главных достижениях школы за годы и достоинствах, лежащих в их основе. |
2.7. | Анализ и оценка инновационной среды и потенциала школы. Прогноз отношения к изменениям со стороны работников школы и её партнеров. | Данные анализа и оценки. Выводы о возможностях развития школы, «точках роста», о силах поддержки изменений в школе и силах сопротивления новому. Действия руководителя школы по расширению сил поддержки нововведений в школе. Расширение базы для успешного развития школы. |
2.8. | Проблемный анализ состояния дел в школе. | Система ключевых проблем в школе и их причин. |
2.9. | Разработка образа желаемого будущего состояния школы и её результатов. | Концепция нового состояния школы как общего желаемого результата инновационных процессов в школе. |
2.10. | Разработка и описание стратегии перехода школы в новое состояние. | Области, направления, способы, этапы и задачи перехода школы в новое состояние. |
2.11. | Конкретизация целей ближайшего этапа развития школы. | Формулировка целей ближайшего этапа для образовательной и других подсистем школы. |
2.12. | Разработка и описание плана действий по реализации идей программы. | Конкретный и контролируемый план действий. |
2.13. | Сборка и первичное редактирование текста программы. | Готовность первого варианта программы. |
Этап экспертизы, подведения итогов и принятия решений. | Утверждение программы и принятие решения о переходе к её выполнению. |
|
3.1. | Оценка и первичная коррекция программы развития в школе. | Внесение изменений и поправок в первый вариант текста. |
3.2. | Передача программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка программы экспертами. | Получение заключений независимых внешних экспертов, и корректировка программы в случае необходимости по результатам этих заключений. |
3.3. | Информирование коллектива о ходе работы, организация обсуждения и утверждения программы. | Согласованное понимание целей программы и работ, которые надо выполнить. Согласование (утверждение) программы развития органом государственно-общественного управления школой. Принятие и утверждение программы школьным коллективом. |
3.4. | Передача программы на согласование и официальную экспертизу. Представление и защита программы руководством школы. Принятие решений по программе. | Итоговое решение об утверждении программы и переходе к её выполнению, о дополнительном финансировании и поддержке программы органами управления. |
Представленный вариант «дорожной карты» разработчики программы развития самостоятельно дополняют полями «сроки» и «ответственные (или исполнители)».
Паспорт Программы
Паспорт
Программы развития______________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения по Уставу)
на _________/_________ годы
(заполняется в виде таблицы)
Наименование программы | «________________________________________» |
|
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | ||
Основания для разработки программы развития. | Указываются нормативные документы, на основании которых разработана Программа |
|
Заказчик Программы | ||
Основные разработчики Программы | Разрабатывает программу развития педагогический коллектив ОО, программа может быть принята на заседании педагогического совета или совета трудового коллектива (в соответствии с Уставом). Программа может быть согласована с различными партнерскими организациями ОО. Учредитель ОО утверждает (согласовывает) программу развития. Согласование представляется особо значимым в тех случаях, когда ОО планирует в целях реализации Программы запрашивать у Учредителя дополнительные ресурсы. |
|
Цели и задачи Программы | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | ||
Сроки и этапы реализации программы (подпрограмм, проектов) | Наиболее эффективным является применение формата Программы для решения комплексных отраслевых задач в области развития образования в среднесрочном 5-летнем периоде планирования деятельности». |
|
Перечень подпрограмм (проектов) и основных мероприятий | ||
Объем и источники финансирования | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и ее социально-экономическая эффективность | ||
Система организации контроля реализации Программы |
Потребность в Программе развития возникает в случае, если выполнена предыдущая Программа развития, либо тогда, когда перед ОО появляется проблема, решить которую невозможно в рамках текущей деятельности. Иными словами, общество инициирует процесс изменений в образовательной деятельности, нормативно не определив роль ОО в этом процессе. Пытаясь самостоятельно определить свою роль в этом процессе, ОО формулирует свое собственное видение проблем и способов их решения в Программе развития.
Поэтому структура Целевой программы предполагает, что ключевую позицию в содержании Программы развития образовательного учреждения занимает проблема (или проблемы), затрудняющая развитие образовательного учреждения.
Как же выявить эти проблемы? На современном этапе институциональных преобразований развитие образовательного учреждения рассматривается как развитие эффективной образовательной организации в условиях реформирования бюджетной сферы государства. Это означает, что основное противоречие в развитии образовательного учреждения находится между требованиями государственной политики в сфере образования к ОО и его возможностями этим требованиям соответствовать. Таким образом, процесс выявления проблемы развития образовательного учреждения является:
Инструменты SWOT и другие общеуправленческие методы анализа рекомендуем считать обязательными для использования, т.к. они удобны для осмысления программы развития.
Кроме того, как уже говорилось выше, разработка программ развития ОО должна проходить в контексте государственной образовательной политики.
ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
В разделе «Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа развития» желательно осветить два вопроса:
На основе проведенного анализа определяютсяключевые понятия Программы, например, «качество образования» в условиях конкретнойобразовательной организации.
С использованием введённых понятий формулируется цель (цели) программы развития. Для достижения поставленной цели (целей) выделяются направления программы развития и определяются задачи по каждому направлению :
Задача 1
Задача 2
….
Задача 1
Задача 2
….
По направлению «….» отслеживание результативности проводится по следующим параметрам:
Система индикаторов и показателей, отражающих ход выполнения программы, а также их количественные показатели, могут уточняться в процессе реализации программы развития.
Целесообразный горизонт планирования программы развития – 5 лет. Этот срок обусловлен опытом проектирования и реализации программ развития в РФ. Для вновь создаваемых ОО возможно проектирование программы развития на более короткий период, но не менее 3 лет.
В данном разделе описываются основные сферы стратегических изменений. Каждый путь изменений расписан в форме проекта или программы: качество образовательных результатов, доступность качественного образования, качество образовательного процесса, воспитание и система дополнительного образования, здоровье и безопасность учащихся, управление, финансирование и др.
Их описание можно оформить в виде таблицы
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Цель: Создание … |
|||
Решаемые проблемы: |
|||
Задача_1: ………. |
|||
Мероприятие 1. ……… | |||
Мероприятие 2. ……... | |||
Задача_2: ……... |
|||
Мероприятие 1. ………. | |||
Мероприятие 2. ………. | |||
Мероприятие 3. ………. | |||
Мероприятие 4. ………. |
Проекты, разработанные по каждому направлению, целесообразно оформить в виде приложений.
Структура проекта:
Проект всегда имеет цель, но в отличие от цели программы, цель проекта – гораздо конкретнее. Это может быть, например, отдельная задача.
Проект обязательно ограничен во времени. Отдельные проекты в рамках программы имеют собственную продолжительность, которая определяется не столько общей временной рамкой, а содержанием данного конкретного проекта, временем на достижение его результата.
При разработке проектов, особое внимание следует уделить ответам на следующие вопросы:
В данном разделе должны быть описаны механизмы и источники привлечения внебюджетных средств и средств бюджетов разных уровней, технология работы руководителя учреждения по привлечению дополнительных источников.
Стратегические программы развития должны основываться на федеральных и региональных законах, нормативах, программах. Одной из таких программ является Федеральная целевая программа развития образования.
Для финансового обеспечения мероприятий (проектов), разработанных в рамках Программы развития ОО, рекомендуем обратить внимание на различные целевые программы федерального и регионального уровней в сфере образования и науки. В частности, на целевые индикаторы, прописанные в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы и в Государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы".
Составим таблицу целевых индикаторов программ, указанных выше, в сфере общего образования, по которым возможно привлечение дополнительных средств на развитие ОО:
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" | Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы |
Разработка и реализация комплекса мер по созданию сети дошкольных образовательных учреждений различных типов и видов:
| Развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования:
|
Предоставление государственных услуг государственными учреждениями. Развитие общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Развитие системы оценки качества образования:
| Реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи:
|
Возможные мероприятия (проекты), разработанные в рамках Программы развития, финансирование которых предусмотрено Федеральной целевой программой развития образования:
При разработке проектов, на которые планируется привлечение финансирования из федерального бюджета необходимо руководствоваться Приложением № 7 к Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы «Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы»
Термин «механизм» в данном случае употребляется в значении «система, определяющая порядок какого-нибудь вида деятельности».
В данном разделе необходимо, например, пояснить механизмы привлечения родительской общественности и заинтересованных организаций к участию в реализации Программы, каким образом будет организован учет их мнений и интересов, а также процедуры обеспечения публичности информации о ходе выполнения Программы и т. д.
Например,
Руководителем Программы является …., который:
В целях привлечения общественности к управлению Программой создается …... в составе ….
Основными задачами ……. являются:
Программа разрабатывается рабочей группой, состав которой утверждается приказом руководителя образовательной организации.
Состав рабочей группы формируется из представителей администрации, педагогического коллектива и органов общественно-государственного управления, а также научных и других организаций, приглашаемых образовательной организацией в качестве независимых экспертов.
На стадии разработки Программы проект подлежит размещению на официальном сайте учреждения для публичного обсуждения. Предложения и замечания, поступающие к проекту Программы в ходе публичного обсуждения, носят рекомендательный характер.
Программа обсуждается и рассматривается на заседании коллегиального органа управления образовательной организации, по итогам которого принимается соответствующее решение.
Проект Программы подлежит обязательному согласованию с учредителем.
Для согласования программы с учредителем необходимо предоставить Программу развития, которая прошла стадию согласования и утверждения на уровне образовательной организации, в департамент образования (на бумажном и электронном носителе)
Программа размещается на официальном сайте организации. Организацией должен быть обеспечен открытый доступ родителей (законных представителей) обучающих данного учреждения к информации о ходе и результатах реализации Программы.
В настоящее время социальное окружение рассматривает образовательную организацию как условие и/или инструмент выполнения своего образовательного задания, поэтому к ОО предъявляются требования как к инструменту – максимально соответствовать выполнению предназначенной функции. Особенно это заметно в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), которые можно рассматривать как государственное задание, т.е. систему требований к образовательному учреждению. В условиях перехода на ФГОС предметом управления в Программе развития образовательного учреждения выступает повышение эффективности реализации государственного задания . Поэтому понятие «обновление школы» мы понимаем, как процесс создание условий для повышения эффективности реализации государственного задания.
Управление эффективностью предполагает единое понимание термина эффективность .
В современном менеджменте эффективность как характеристика деятельности отражает отношение результата как одного из «элементов» деятельности системы образования ко всем ее другим «элементам» – ценностям, потребностям, целям и средствам (затратам).
Таким образом, эффективность деятельности ОО может рассматриваться как отношение результатов его деятельности к ценностям современного образования . Под образованием понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (статья 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации»). В этом случае оценка эффективности ОО позволяет говорить об инновационности его образовательной деятельности.
Отношение образовательной деятельности ОО к потребностям ребенка, общества, экономики позволяет судить о востребованности ОО как показателе его эффективности.
Отношение результатов образовательной деятельности ОО к целям, поставленным перед ним государственной образовательной политикой , позволяет выявить степень его устойчивости и надежности.
Наконец, отношение результатов образовательной деятельности к затратам позволяет говорить об экономической (в широком контексте) рациональности ОО как социальной системы, что является еще одним показателем ее эффективности.
Требования к программе развития ОО и пути их обеспечения
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ | ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
|
Актуальность Программы, нацеленность на решение ключевых проблем данного ОО | Специальным проблемно-ориентированным анализом состояния дел |
|
Прогностичность Программы, ориентация на удовлетворение социального заказа | Осуществлением прогнозирования изменений внешней среды, социального заказа, внутреннего потенциала сообщества ОО, последствий планируемых нововведений |
|
Напряженность Программы, нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов | ||
Реалистичность и реализуемость Программы, соответствие требуемых и имеющихся (в том числе возникающих в процессе выполнения Программы) возможностей | Обязательным просчетом всех возможностей, включая финансовые ресурсы, нацеленностью на реализацию Программы, а не на использование ее в качестве декларации или формального документа, который «требует начальство» |
|
Полнота и системность Программы, отражение в ней системного характера ОО, охват всех подсистем и связей между ними и с внешней средой | ||
Стратегичность Программы, движение от общего и концептуального - к конкретике и детализации | Отказом от преждевременной детализации программных решений, выработкой стратегий обновления ОО |
|
Контролируемость Программы | Максимально возможной точностью и операциональностью целей, задач, рубежей, ориентиров |
|
Чувствительность к сбоям, гибкость Программы | Введением в Программу промежуточных контрольных точек для внесения в случае необходимости оперативных коррективов |
|
Привлекательность Программы | Вовлеченностью в разработку Программы многих членов сообщества ОО, привлекательностью, разумной амбициозностью целей Программы, ясностью намерений руководства и последствий реализации Программы для подчиненных, всего коллектива |
|
Интегрирующая, консолидирующая направленность Программы (по отношению к сообществу ОО) | Вовлеченностью членов сообществ в разработку Программы, принятием на себя части ответственности за выполнение Программы, интенсификацией общения и коммуникации в коллективе в ходе творческой работы над Программой, отказом от келейности в подготовке документа |
|
Индивидуальность Программы, ее соответствие специфике ОО, его коллектива, авторский характер документа | Нацеленностью на решение специфических (а не глобальных) проблем ОО при максимальном учете и отражении особенностей ОО, отказом от практики написания Программ внешними специалистами без участия работников ОО |
|
Информативность Программы | Полнотой структуры Программы и содержательностью описания нововведений |
|
Логичность построения, обозримость, понятность для читателя | Четкой логической структурой, наличием оглавления, связок, шрифтовых выделений, языковой культурой, корректностью терминологии |
|
Культура оформления Программы | Вниманием к единству содержания и внешней формы Программы, использованием современных технических средств |
Краткие итоги:
Программа развития образовательного учреждения выстроена в логике программно-целевого подхода, на основе проблемно-ориентированного анализа внутренней и внешней среды образовательного учреждения и направлена на разрешение ключевых проблем школы, требующих неотложного решения в ближайшее время, а также на модернизацию ресурсных возможностей, прежде всего кадровых, информационных, материально-технических и временных, которыми она обладает.
Программа должна быть нацелена на удовлетворение завтрашнего социального заказа, в ней должны быть учтены направления развития муниципальной системы образования.
Задачи Программы развития определяют веер проектов, которые будут реализованы. Представлены ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели реализации Программы. Программа развития ставит перед собой именно ту цель и те задачи, которые коллектив реально может решить, на основе имеющихся ресурсов. Она управляема, контролируема, открыта.
В Программе развития необходимо сосредоточиться на изменении правовых, организационных, финансовых, управленческих и материальных условий обеспечения образовательного процесса в направлении повышения качества, доступности и эффективности.
В ходе процесса разработки Программы руководитель выявляет собственную позицию к происходящим изменениям в социальном контексте, анализирует потенциал развития своего образовательного учреждения в новых условиях и берет на себя ответственность за новые цели развития и способы их достижения.
Юго-Восточное управление МОиН СО
по разработке программы развития
образовательного учреждения
Составил:
методист ГБОУ ДПО ЦПК
Нефтегорский РЦ
Бережнова А.П.
г.Нефтегорск,
2013 г.
В 2012 году на основании распоряжения Юго-Восточного управления МОиН СО ГБОУ ДПО ЦПК «Нефтегорский РЦ» проводил экспертизу программ развития ОУ округа. Данная экспертиза проводилась с целью анализа и определения качества программы развития образовательных учреждений и выявления затруднений, возникающих у проектировщиков этих программ. В результате проведённой экспертизы было выяснено, что в большинстве случаев разработчики Программ имеют общее, недостаточное представление о том, как правильно разрабатывать Программу развития образовательного учреждения. Поэтому, возникла необходимость в составлении данных методических рекомендаций по написанию программы развития образовательного учреждения.
Программа развития - это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, которое переходит или уже перешло в инновационный режим жизнедеятельности, способный эффективно понижать неопределённость будущего развития для различных субъектов образовательного процесса.
Программа развития существенно отличается от традиционного плана работы школы. Эти отличия связаны, прежде всего, с ее ярко выраженной инновационной направленностью. В то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения текущей работы школы, программа развития выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в образовательном учреждении. Итак, Программа развития образовательного учреждения – документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, сопровождающиеся программно-целевым управлением.
В начале разработки программы определим, в какой последовательности будем писать текст программы:
1.Констатация существующего положения дел (проблемно-ориентированный анализ)
2. Определение желаемого будущего (концепция)
3. Определение стратегии и тактики изменений (выражается в формулировке темы, описании проблем, цели, составления проектов и планов мероприятий)
Существует несколько подходов к структуре написания программы развития. Приведём здесь наиболее распространённые варианты авторитетных деятелей образования:
При констатации существующего положения дел обычно начинают с информационной справке о школе, которая должна содержать данные, раскрывающие особенности территории, на которой школа действует, специфику контингента учащихся, родителей, формальные показатели результативности, описание структуры управления, специфика педагогического коллектива, внешние связи. Анализ результативности деятельности учреждения необходимо проводить не только в связке планировали – получили, а в контексте внешних вызовов и требований: выявление несоответствия между внешними требованиями и внутренним состоянием. Анализируется только та информация , которая позволяет выявить основные тенденции развития образовательного учреждения за последние три-четыре года.
При подготовке анализа должны быть выявлены противоречия, обозначены проблемы, сформулирована тема программы.
Противоречие – это несоответствие между желаемым и действительным состоянием учебно-воспитательного процесса школы. Требования к формулировке противоречий:
Реальность, т.е. брать для работы противоречия, которые можно решить педагогическими средствами и в рамках школьных возможностей;
Позитивность – разрешение противоречий должно способствовать положительному преобразованию практики.
Проблема – это требующий решения вопрос, который формулируется и выявляется из противоречия. Определить наличие проблемы можно по признакам:
Требования к формулировке проблемы: актуальность проблемы (возможность влияния на результаты учебно-воспитательного процесса, наличие объективных средств, условий для решения проблемы)
Проблема может формулироваться в виде
Наиболее распространенные ошибки при анализе проблем: произвольность выбора проблем, неполнота выявления проблем, отсутствие ранжирования проблем (какие являются приоритетными и требуют решения в первую очередь, какие реально решить в обозреваемом будущем, на решение каких проблем будет сосредоточена программа развития), ориентация проблем на требования сегодняшнего дня без учёта требований, идущих из будущего. Выявленные проблемы должны не просто констатироваться, но получать объяснение, позволяющее понять их причины, прогнозировать, что может произойти, если проблема не будет устранена в будущем.
Проблема определяет формулировку названия программы. Тема программы развития ОУ – это выраженное одним предложением содержание изменения. Требования к формулировке темы:
Типы формулировок тем: изменение качества А у В в условиях С ; условия изменения качества А у В (или факторы, принципы, подходы); А как В (в качестве А может быть любой педагогический феномен, а в качестве В лишь функция, средство, принцип, форма, фактор, результат).
Определившись с проблемами и темой можно приступать к разработке концепции, целей и задач программы, проектировании результатов.
Концепция – формулировка видения. Видение – сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внутренних и внешних условиях - образ наиболее совершенного состояния школы. Конечно, описание будущей педагогической системы школы не должно быть очень детальным, но все принципиальные моменты должны быть в нём отражены: в каких основных компонентах и как желаемая педагогическая система отличается от существующей. Здесь нужно определиться – что и какими способами хочется изменить.
Приступая к разработке стратегического планирования, необходимо, исходя из выявленных на аналитическом этапе проблем, грамотно определить цель.
Цель – это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Обычно касается нового качества, которое мы хотим получить по окончании программы. Важно, чтобы цель, которая сформулирована в программе была понятна всем участникам программы, чётко сформулирована.
Требования к постановке целей:
Деление цели на задачи – неизбежный процесс, делается это для того, чтобы выделить более простые и доступные для выполнения операции, создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности и временит выполнения, смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы. Задачи – это конкретизированные или более частные цели; желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных и параметров этого результата.
Технология формирования задач состоит в расщеплении цели на составляющие, дающие представления о том, каким путём будет достигнута цель. Поэтому задачи формируются в виде перечисления: изучить, описать, выяснить, сформулировать, установить и т.д. как правило, задач не бывает более 4-5.
Требования к представлению задач программы:
Критерием успешности разработки всей программы является её результат . Именно ожидаемый результат определяет цель программы, так как цель программы и её результат взаимосвязаны. Формулируя цель нужно сразу определить возможные результаты. Причём, чем конкретнее результаты (точнее сформулированные), тем понятнее становиться цель программы и тем легче она будет реализовываться. Необходимо понять, в чём конкретно они будут измеряться: где их будет видно, насколько они изменят ситуацию в обучении.
Основные ошибки разработчиков:
Для того чтобы достичь результата, запланированного в программе развития образовательного учреждения, необходимо осуществлять мониторинг предпринимаемых стратегических инициатив на основе сбалансированной системы критериев, показателей и индикаторов .
Критерии задают лишь общее направление оценки (например, достижение целей, удовлетворение групп потребителей, приобретение и развитие ресурсов и т.д.) поэтому их требуется конкретизировать через показатели. Показатели бывают количественными (статистика, частота, коэффициенты и т. д.) и качественными (изменения в подходах, поведении, навыках, представлениях, свойствах, уровне понимания и т. д.). Показатели, в свою очередь, конкретизируются через индикаторы, которым присваиваются целевые значения (как правило, в динамике).
В ОУ индикаторы анализируется по итогам учебного года.Для фиксации и проведения анализа показателей и индикаторов рекомендуется заполнять специальную форму:
Одной из основных проблем разработки системы мониторинга является подбор адекватных показателей. Некоторые аспекты деятельности учреждения, в принципе, трудно поддаются какому-либо измерению – например, готовность персонала к изменениям. Другая проблема – сбор информации для расчета значения того или иного показателя может оказаться чрезмерно трудозатратным и дорогим. Например, для расчета коэффициента удовлетворенности какой-либо целевой группы потребителей потребуется провести анкетирование. Тем не менее, отказываться от его проведения нельзя. Именно полученные таким образом показатели помогают оценить, насколько правильно выстроена маркетинговая стратегия ОУ.
При разработке системы мониторинга необходимо соблюдать следующие правила:
План действий – это главная часть программы развития, поскольку ради неё необходимы были все предшествующие части. План представляет собой систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения. Обычно это матрица, в колонках которой даются конкретные ответы на вопросы: Что? Как? Когда? Где? Кто? Сколько средств?
Тщательно разработанный план – залог его успешного исполнения. При разработке плана должны быть чётко отражены следующие вопросы:
Требования к представлению мероприятий программы:
При разработке финансового плана программы развития ОУ определяются: целевые ориентиры и приоритетные задачи развития учреждения, доходная часть, структура расходов, отражающая приоритетные направления расходования финансовых средств, обеспечивающих достижение поставленных целей.
В организации программы развития главное согласованность её элементов. Первое – цель и результат программы должны быть взаимосвязаны и отражать друг друга. Следующий момент – согласование целей и задач программы. Повторим, составляя программу необходимо обязательно сразу проектировать ожидаемые результаты по каждому отдельному действию и соотносить эти результаты с поставленными целями и задачами. Именно внутренняя согласованность программы – одно из важнейших условий её успешной реализации.
Важно обратить внимание и на оценку результативности программы (степень соответствия поставленных целей и полученных результатов). Качество оценки будет зависеть от наличия в программе мониторинга и обратной связи, позволяющей своевременно реагировать и вносить изменения в содержание программы.
Литература:
Несколько лет назад группа специалистов под руководством А.А. Пинского работала в проекте Британского Совета. Итогом явилась вышедшая в 2006 году первая книга для непрофессиональных школьных управляющих. Позднее на ее базе начал создаваться модульный курс для тьюторов, которые станут их обучать. И к 2007-му году были опубликованы первые
9 модулей из задуманных 20-ти. Сегодня с любезного разрешения авторов мы публикуем фрагменты модуля о программе развития образовательного учреждения, в составлении которой принимает участие управляющий совет школы.
Программа развития является важнейшим школьным документом. Следует отметить, что законодательство в сфере образования не обязывает ее создавать. Однако, по нашему мнению, уважающей себя, учащихся и их родителей школе просто необходимо иметь этот документ. Поэтому во многих регионах и муниципалитетах приняты нормативные акты, предписывающие формирование программы развития ОУ.
В тех учреждениях, где есть управляющий совет, обсуждение и утверждение (согласование) программы развития школы находится, согласно положению, в его компетенции. Поэтому члены совета должны иметь четкое представление о том, что это за документ, в каком виде он может существовать, кто и как имеет право и обязан участвовать в его разработке и что необходимо сделать, чтобы он не стал фиктивным и формальным.
Возникает вопрос: почему программа развития так важна для образовательного учреждения? Попробуем пояснить. Окружающая любую школу среда достаточно быстро меняется. Преобразованиям подвержены демографическая ситуация, образовательные потребности детей и их родителей, система финансирования образования, приоритеты образовательной политики, пожелания учредителя и т.п.
Успешная школа должна своевременно и адекватно реагировать на внешнее переустройство. Это может проявляться в изменениях содержания образования, в предложении каких-то дополнительных услуг, курсов и дисциплин, в оборудовании школьных кабинетов в соответствии с требованиями времени, в формировании других, более конструктивных отношений с субъектами внешней среды и др. От адекватности и своевременности этих реакций во многом зависит авторитет образовательного учреждения и его будущее.
Для того чтобы отклики на вызовы внешней среды не были хаотичными и спонтанными, необходимо серьезно анализировать тенденции, пытаться их предугадать (вернее, спрогнозировать), предвосхитить и, конечно же, учитывать при планировании деятельности школы.
Отсутствие (несвоевременность, неадекватность) реакции образовательного учреждения на изменение внешней среды свидетельствует о наступлении крайне нежелательного для школы состояния – стагнации. Как правило, учреждение перестает реагировать на запросы родителей обучающихся и самих школьников. Это первый шаг к резкому снижению его авторитета среди местного сообщества.
Кстати, мудрый и квалифицированный управляющий совет своей деятельностью не допустит подобного.
Чтобы школа была успешной в настоящем и будущем, а качество образования выпускников отвечало требованиям времени, ей необходимо меняться. Осуществить целенаправленные и планомерные сдвиги в образовательном учреждении призвана программа его развития, которая является проектом преобразований. То есть это инструмент, с помощью которого школа строит свое будущее.
Кроме того, в настоящее время на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления образованием проводятся различные конкурсы, объявляются гранты, а одним из условий участия в них ОУ является наличие программы развития. Яркий пример тому – Приоритетный национальный проект «Образование».
Следует отметить, что на некоторых территориях РФ этот школьный документ является обязательным условием аттестации членов школьной администрации на высшую квалификационную категорию.
Наконец, еще один аргумент в пользу программы развития: авторитет и значимость школьной администрации и управляющего совета будут весьма существенными, если образовательное учреждение имеет изложенную в текстовом выражении стратегию развития.
1. Под развитием мы будем понимать целенаправленные и управляемые изменения самого ОУ (содержания школьного образования, устройства школьной жизни и управления ею, обеспечивающие высокие образовательные результаты, успешное выживание, авторитет местного сообщества и обучающихся).
2. Под программой развития , исходя из вышеизложенного, подразумевается программа изменений , которые необходимо осуществить в образовательном учреждении для его успешного выживания и удовлетворения меняющихся потребностей государства, общества и личности.
Итак, мы договорились о том, что развитие – это изменение , а программа развития – программа изменений .
Компетенция управляющего совета – утверждение программы развития образовательного учреждения. Как это может происходить? Рассмотрим как минимум два варианта.
Вариант первый – программа формируется администрацией образовательного учреждения, и о ее направлениях и даже существовании может не знать ни педагогический коллектив, ни управляющий совет, по крайней мере до того, как она будет представлена совету.
В этом случае программа есть не что иное, как фиктивно-демонстративный продукт. Ее можно показать проверяющим, она может служить основанием для участия школы в различных конкурсах и грантах. Но назвать ее стратегическим документом, безусловно, нельзя! Тем более что реальные изменения в образовательном учреждении происходят вовсе не в соответствии с теми мероприятиями, которые изложены в сформированном подобным образом документе.
Программу совету обычно представляет директор школы. Управляющий совет будет вынужден либо с ней согласиться, либо по каким-то причинам не утвердить ее. Однако нам представляется, что члены УС не должны и не могут просто бездумно принять предлагаемый текст хотя бы потому, что, утвердив его, они берут на себя ответственность за будущее школы.
Вариант второй предполагает формирование программы развития как реальной стратегии учреждения с последующим текстовым оформлением, вовлечение в эту процедуру членов управляющего совета, представителей участников образовательного процесса и партнеров ОУ, совместное формирование видения «образа будущего» школы и путей к его достижению.
Этот подход более сложен и трудоемок, требует значительных ресурсов и усилий со стороны администрации и педагогического коллектива. Но в результате оформленная стратегия развития школы действительно станет руководством к действию.
Кроме того, она будет достаточно понятна и прозрачна для тех, кто прямо или косвенно заинтересован в изменениях в образовательном учреждении, поскольку члены совета входят в команду разработчиков программы и имеют возможность реально влиять на планируемые изменения. В этом случае управляющий совет имеет шанс гораздо глубже понять этот важнейший документ школы и, соответственно, более компетентно и квалифицированно вести его обсуждение на совете.
Управляющий совет, на наш взгляд, в обязательном порядке должен иметь свою позицию и по отношению к способу формирования программы развития школы, и по отношению к ее содержанию. В отдельных случаях он может и должен выступить инициатором ее создания. Однако как разработка, так, впрочем, и оценка программы развития (особенно хорошей программы) школы требует специальных знаний и навыков от членов УС.
Именно поэтому, если в плане работы совета есть пункт «Утверждение программы развития школы», его члены задолго до этого момента должны познакомиться и с самой программой, и со способом ее разработки. Может быть, имеет смысл сначала рассмотреть на совете вопрос не об утверждении, а о формировании программы развития.
Самое время поговорить о субъектах, которые заинтересованы в программе развития школы. На первый взгляд это все участники образовательного процесса и школьная администрация. Но наше предположение будет не совсем верно, поскольку многие преобразования в ОУ потребуют изменения деятельности и от педагогических работников, и от администрации. А они, как все нормальные люди, тяготеют к постоянству и стабильности и не очень-то хотят менять привычный для них ритм жизнедеятельности. Поэтому может возникнуть ситуация, когда переустройство в школе только декларируется, хотя на самом деле ничего существенного и значимого для достижения современного качества образования не происходит.
Отсюда вытекает важное следствие: для разработки программы развития школы необходимо сформировать команду . Будет правильно, если в ее состав будут включены и администрация, и учителя, и родители, и партнеры школы. Организовать деятельность такой группы весьма непросто, и особенно на первом этапе лучше пригласить внешнего модератора – специалиста по организации групповой работы.
Найти такого человека можно с помощью органа управления образованием или методической службы системы образования. Благодаря их содействию команда разработчиков гораздо быстрее продвинется к намеченной цели. Вовлечение людей в процесс разработки программы – не менее важная задача, чем ее реализация.
Хотелось бы предостеречь членов управляющего совета от соблазна нанять специалиста не для организации работы команды, а для написания самой программы. Такая практика тоже существует в образовательных учреждениях. В этом случае текст может быть весьма хорош и гладок, однако идеи, заложенные в документе, никогда не будут разделяться непосредственными участниками их реализации. Шансы на успех у такой программы окажутся невелики.
Теперь несколько слов о том, какие требования могут быть предъявлены к программе развития школы.
1. Логика и стройность изложения. Каждый последующий раздел должен «вытекать» из предыдущего.
2. Простота и ясность написанного для непрофессиональных управляющих.
3. Хорошая, добротная аналитическая часть, в которой объясняется, почему конкретная школа собирается двигаться именно в заданном направлении.
4. Описание ожидаемых результатов. На наш взгляд, это очень важное требование. Отдельные программы развития ОУ «грешат» тем, что в них прописано большое количество мероприятий (действий), реализация которых не ведет ни к каким изменениям.
6. Наличие бюджета, определяющего необходимые ресурсы для реализации программы.
7. Наличие механизмов реализации.
8. Указание способа измерения ожидаемых результатов.
9. Реалистичность. Нет нужды строить «замки на песке», т.е. планировать то, что никогда не сможет быть реализовано.
10. В разработке программы должны принимать участие представители всех заинтересованных в ее развитии групп.
11. Для того чтобы программа как документ приобрела реальную силу, она должна быть соответствующим образом утверждена.
Естественно, что эти требования к программе весьма условны, однако было бы неплохо, если бы разработчики их придерживались.
То же самое можно сказать и по отношению к структуре программы развития . Ее примерная структура может, например, выглядеть так:
1. Паспорт программы.
2. Анализ ситуации.
3. Образ будущего школы.
4. Основные сферы стратегических изменений.
5. Ожидаемые результаты реализации программы.
6. План действий по достижению результатов.
7. Механизм реализации.
8. Бюджет программы.
Разработчики могут добавить в программу и другие разделы .
Теперь самое главное.
Программа развития школы должна ответить на три важных вопроса:
Чего достигла наша школа сегодня, каковы ее сильные и слабые стороны, достижения и проблемы?
Какой мы хотим видеть нашу школу и ее выпускников через два-три года?
Что и как мы сделаем, чтобы школа успешно перешла от своего сегодняшнего состояния к желаемому будущему?
Сформулированные с позиции стратегического менеджмента эти вопросы звучат так:
1. Где мы (наша организация) находимся сейчас?
2. Где мы должны находиться в будущем?
3. Что необходимо сделать, для того чтобы школа из настоящего состояния «переместилась» в будущее?
Ответы на эти вопросы порой найти достаточно сложно, но разработчики программы должны быть готовыми отвечать и на них. В некоторых случаях помогают графические схемы и рисунки.
Паспорт программы – чрезвычайно важный раздел. Естественно, что он формируется по завершении всех остальных. В нем в сжатом виде представлена фактически вся программа, начиная от целей и результатов, заканчивая бюджетом.
Посмотрев паспорт, любой человек (в том числе и член управляющего совета) должен получить представление обо всей программе развития ОУ. Поэтому, на наш взгляд, разработчикам не стоит им пренебрегать.
Анализ ситуации предполагает аналитическую оценку как внешней по отношению к образовательному учреждению среды, так и того, что происходит внутри него. Многим знакомы инструменты, с помощью которых анализируется внешняя среда ОУ: это, прежде всего, PEST- и SWOT-анализы.
Название инструмента PEST говорит само за себя.
P – политика;
Е – экономика;
S – социум;
T – технологии.
Необходимо проанализировать, какие изменения в политике, экономике, технологиях и социуме происходят и должны произойти в ближайшее время, как они могут повлиять на деятельность образовательного учреждения и каким образом оно должно на эти изменения отреагировать. С помощью инструмента PEST можно провести анализ макросреды и окружения образовательного учреждения.
Нам кажется целесообразным анализ экономики и политики, особенно в сфере образования. Обычно эти направления обозначаются в концептуальных и нормативных и правовых документах федерального и регионального уровней.
SWOT-анализ представляет собой изучение сильных и слабых сторон образовательного учреждения, а также внешних возможностей и угроз, которые для него потенциально открываются при реализации программы развития.
Здесь мы позволим себе сформулировать конкретные вопросы. Их можно использовать в матрице SWOT-анализа.
Кроме анализа внешней среды, необходим и анализ образовательных результатов. Эта проблема – ключевая для разработки программы. Под образовательными результатами мы будем понимать те изменения (трансформации) в личности обучающихся, которые происходят благодаря специально организованному образовательному процессу.
Несколько вспомогательных вопросов помогут членам совета: какие результаты сегодня имеет наша школа? устраивают ли эти результаты государство, родителей обучающихся и, наконец, их самих? насколько эти результаты соответствуют ожиданиям членов совета, местного сообщества?
Далее необходимо сравнить реальные результаты образовательного учреждения с требуемыми, то есть выявить разрывы между ожидаемыми и реально полученными результатами. Минимизации этого разрыва, собственно, и будет подчинена программа развития образовательного учреждения.
Есть еще один важный аспект анализа – внутренняя среда школы. Объектами анализа внутренней среды ОУ могут быть образовательный процесс, учебно-материальная база, уровень профессионализма кадров и т.д.
Естественно, что анализ ситуации должен завершиться выводами.
Образ будущего учреждения. Раздел, качественно описывающий будущее школы. Его нельзя передать конкретно и детально (и не нужно к этому стремиться), но контуры перспективы, образы выпускников и завтрашних образовательных услуг должны быть обязательно «выложены» на бумаге.
В работе над этим разделом помогут ответы на следующие вопросы: какова миссия (основное предназначение) нашего образовательного учреждения? какими качествами должны обладать наши выпускники через 3–5 лет, чтобы стать успешными в жизни? какой должна быть наша школа, чтобы сформировать у выпускников эти качества? как следует организовать образовательный процесс? какие общие ценности необходимо сформировать у педагогического коллектива?
В разработке этого раздела должны, по нашему мнению, принимать участие представители всех заинтересованных в развитии школы групп и, естественно, члены школьного управляющего совета. При этом важно не только коллективно сформировать образ будущего образовательного учреждения, но и изложить его в виде текста. Целесообразно в том же разделе сформулировать основные положения «педагогического кредо» школы.
Основные сферы стратегических изменений. Уже отмечалось, что путь в будущее школы лежит через изменения. Мы помним, все они осуществляются в учреждении ради достижения иных, востребованных временем образовательных результатов. В ОУ гипотетически существуют пять сфер, в которых можно (и, вероятно, нужно) что-то менять. Иногда их называют «сферами качества».
Предлагаем при разработке программ развития иметь в виду следующие сферы качества:
сфера учения и обучения – пожалуй, самая важная в школьной жизни. Под «учением» мы понимаем деятельность ученика, а под «обучением» деятельность учителя (педагога). Разработчики программы должны обсудить и отметить, что и как необходимо изменить в этой сфере, чтобы выпускники школы смогли приобрести столь необходимые им в дальнейшей жизни качества.
сфера жизненного пространства школы – все, что находится в пределах границ образовательного учреждения: здания (классы, кабинеты, спортивные залы, мастерские и т.п.), территория школьного двора;
сфера отношений школы и внешнего окружения подразумевает все организации и субъекты, с которыми школа строит свои отношения (сюда же относятся и связи с родителями обучающихся);
сфера школьного менеджмента – управление школой. В каждом ОУ оно имеет свои особенности, например, по порядку (стилю, способу) принятия управленческих решений;
сфера профессионализма кадров – важнейшая в школе, не имеющая предела совершенства и развития.
На этом этапе необходимо понять и оформить в текстовом варианте, что конкретно необходимо изменить в каждой из этих сфер, чтобы образовательное учреждение «переместилось» в новое (будущее) состояние. Ответ на эти вопросы поможет дать предварительно проведенный анализ.
Ожидаемые результаты реализации программы. В этом разделе в текстовом варианте формируются ожидаемые результаты реализации программы. Или, в соответствии с нашей договоренностью, результаты изменений в какой-то из обозначенных выше сфер.
Необходимо перечислить все, что будет гарантировано теми, кто отвечает за менеджмент программы, например: оборудован кабинет физики, 50 процентов педагогов школы владеют технологией Power Point, проектные технологии используют не менее 30 процентов учителей, в 11-м классе введен курс «Эффективное поведение на рынке труда» и т.д. и т.п.
План действий по достижению результатов, обозначенных в предыдущем пункте (см. табл. 1 ). Под каждый ожидаемый результат необходимо выработать план действий. Это очень важно, поскольку все перечисленные шаги могут подвергаться достаточно точной ресурсной оценке. Таким образом, создавая этот раздел, разработчики формируют бюджет будущей программы.
Таблица 1
Действия |
Стоимость |
Ответственный |
||
Закупка кабинета физики |
||||
Разработка спецификации и условий поставки |
Апрель 2007 г. |
Замдиректора по АХЧ |
||
Размещение объявления о конкурсе |
Замдиректора |
|||
Проведение конкурса и подписание договора |
Замдиректора по АХЧ |
|||
Однако это возможно лишь в том случае, если ожидаемые результаты сформулированы конкретно. Поэтому еще раз призываем членов управляющих советов избегать лозунговых формулировок. Как потом оказывается, с ними ничего нельзя сделать. Конкретика и еще раз конкретика. Это сложно, но, к счастью, возможно.
Естественно, что действия должны быть сориентированы во времени, а для выполнения каждого из них обязательно ставится ответственный исполнитель. Не следует назначать нескольких человек на одно и то же действие, это может привести к «размыванию» ответственности.
Механизм реализации программы. Здесь необходимо указать, каким образом (через что) программа будет реализована. Это могут быть и годовые планы работы образовательного учреждения и система проектов. Важно соблюсти одно правило: чем ближе по времени событие или действие, обозначенное в программе, тем конкретнее оно должно быть спланировано.
В этом же разделе можно говорить о мониторинге программы. Необходимо предусмотреть, где и как будут подводиться промежуточные итоги ее реализации. Возможно, одной из форм отчета УС по этому вопросу будет публичный доклад управляющего совета или публичный отчет школы о своей работе.
Бюджет программы – обязательный раздел. Для реализации любой (!) из программ требуются ресурсы, так как каждая имеет стоимость. Она может быть обсчитана как в финансовых, так и в других ресурсах.
При формировании этого раздела важно соблюсти принцип стратегичности программы – ресурсы должны планироваться под цели или ожидаемые результаты. Ни в коем случае нельзя поступать наоборот, когда разработчикам известен бюджет программы, и они планируют, как им лучше распорядиться.
Бюджет программы может выглядеть так, как в таблице 2 .
Таблица 2
Годы реализации |
В том числе за счет норматива бюджетного финансирования |
В том числе за счет муниципального бюджета |
В том числе за счет других источников |
|
Члены УС имеют возможность оценить весь бюджет программы развития образовательного учреждения. Самый последний столбец таблицы реально показывает его дефицит. Естественно, что он может быть разбит более детально, например: за счет благотворительности, доходов от реализации платных образовательных услуг и т.п.
Мы помним о том, что с управляющим советом согласуется бюджетная заявка школы, поэтому у членов совета есть вполне законная возможность поинтересоваться, насколько в ней предусмотрены расходы, связанные с реализаций программы развития.
А также |
Попробуйте свои силыОтветьте с коллегами на следующие вопросы: 1. Что такое развитие школы? Ваше мнение… Директор школы на заседании
управляющего совета, посвященном программе
развития школы, сообщил бюджет школы на
очередной год. |
Программа развития – не только средство формирования будущего учреждения. Это еще и способ консолидации всех заинтересованных в образовательных результатах субъектов и, прежде всего, педагогического коллектива.
Итак, предположим, что управляющий совет детально разобрался с программой развития и принял решение о ее утверждении. Она приобрела силу законного документа, а члены совета приняли на себя ответственность и за результаты, и за бюджет, и за план действий по реализации. Мы считаем, это очень важный момент, поскольку после принятия программы члены совета не могут оставаться пассивными наблюдателями.
Представляется целесообразным участие членов управляющего совета в PR-сопровождении программы: в создании у общественности ее позитивного образа, положительной репутации, доброго имени.
Может быть, перед утверждением программы стоит провести ее обсуждение более широким кругом на школьной конференции или общем собрании родителей. Если у школы есть свой сайт, то программу было бы разумно разместить на нем. Через него можно также информировать всех заинтересованных лиц о том, как она претворяется в жизнь.
В заключение хотелось бы сказать, что программа развития – не догма, она при необходимости может и должна меняться, дополняться и пересматриваться.
____________________
Здесь мы несколько упрощаем толкование термина «развитие».
Разумеется, программа может содержать и иные части, однако предложенные нами разделы рассматриваются как инвариантные.
Настольные книги |
1. Руководство для членов школьных
Управляющих советов. Методическое пособие. – М.:
Вердана, 2006. |
Программа развития
образовательного учреждения
(целевая комплексная программа развития образовательного учреждения)
А.М. Моисеев, кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Программа развития - это важнейший стратегичес-кий документ образовательного учреждения, перехо-дящего (перешедшего) в инновационный режим жиз-недеятельности и принявшего за основу програм-мно-целевую идеологию развития. Программа развития может рассматриваться как особая разновидность общешкольного плана ра-боты. Как и другие общешкольные планы, програм-ма развития в обязательном порядке должна со-держать такие составляющие, как аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и за-дач, выбор средств достижения целей, планиро-вание важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение цели в ус-тановленные сроки, определенность и последова-тельность этих действий, ответственных исполни-телей. Как и другие документы, связанные с планировани-ем, программа развития способствует преодолению неопределенности и упорядочению совместной дея-тельности. В то же время программа развития доста-точно существенно отличается от традиционного пла-на работы общеобразовательного учреждения. Эти отличия связаны прежде всего:
Таблица N 1.
Основные этапы разработки программы развития и их ожидаемые результаты
№ п/п | Название этапа | Ожидаемые результаты этапов | |
1 | 2 | 3 | |
Подготовительный этап | Готовность команды разработчиков к работе над программой | ||
Принятие решения о необходимости и сроках подготовки программы развития | Принятие решения, его оформление и всего коллектива | ||
Создание и запуск системы управления проектом (имеется в виду проект разработки программы) | Создание структуры управления проектом, распределение ролей и функциональных обязанностей, начало работы по управленческому обеспечению и сопровождению разработки программы | ||
Организация рабочих групп по созданию программы, их обучение и обеспечение | Готовность разработчиков к | ||
Подготовка необходимых ресурсов и условий для работы | Готовность условий и ресурсов | ||
Поиск дополнительных ресурсов, дополнительная работа с кадрами (в случае необходимости) | Полная готовность к работе (см. результаты первого этапа) | ||
Основной этап - этап разработки программы | Готовность первого варианта программы развития | ||
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды | |||
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа | Данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента программы | ||
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсного потенциала | Данные анализа и прогноза. Готовность соответст-вующего фрагмента программы | ||
Анализ и оценка достижений и конкурентных пре-имуществ школы | |||
Анализ и оценка инновационной среды и потен-циала школы | Данные анализа и оценки. Готовность соответствую-щего фрагмента программы | ||
Прогноз восприятия предполагаемых нововведений | Учет результатов прогноза | ||
Проблемный анализ состояния дел в школе | Структурированный перечень основных проблем школы | ||
Разработка и формулирование концепции (кон-цептуального проекта) желаемого будущего со-стояния образовательного учреждения | Концепция (концептуальный проект) нового состояния школы | ||
Разработка стратегии перехода к новому состоя-нию школы | Стратегия, основные направления, этапы и задачи перехода к новой школе | ||
Конкретизация целей ближайшего этапа развития школы | Формулировки целей ближайшего этапа развития школы | ||
Разработка плана действий по реализации про-граммы | Конкретный план действий | ||
«Сборка» и первичное редактирование получен-ного текста | Готовность первого варианта текста программы разви-тия (см. результаты второго этапа) | ||
Этап экспертизы, подведения итогов и принятия решения об исполнении программы развития | Принятие решения о переходе к выполнению про-граммы развития | ||
Оценка программы развития в школе, внесение корректив | Внесение поправок в текст программы развития | ||
Передача программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка программы экспертами | Экспертное заключение. Внесение поправок в текст программы развития на основе экспертных заключений | ||
Организация обсуждения и утверждения про-граммы в школе | Принятие программы развития коллективом | ||
Передача программы на официальную экспертизу (в случае необходимости). Представление и за-щита программы в органах управления образова-нием. Принятие решения по программе | Принятие окончательного решения о программе разви-тия и ее финансировании. При негативной оценке про-граммы - возврат ее на доработку (см. результаты третьего этапа) |
Программа развития образовательной организации - важный стратегический документ. К сожалению, часто его создают не для того, чтобы использовать в работе, а формально - чтобы выполнить распоряжение учредителя или поднять престиж организации в глазах общественности - «вот, смотрите, какая у нас программа». Если цель такова, то эта статья вряд ли вам будет интересна. Но если вы действительно озадачились созданием эффективной стратегии развития образовательной организации, рекомендуем прислушаться к нашим советам.
Обязательно укажите, что образовательная организация должна сделать для учащихся, предложите модель выпускника.
Подумайте о модернизации материально-технической базы и повышении квалификации кадров.
Не забудьте и про качество школьной жизни, атмосферу в коллективе - чтобы инновационная деятельность была успешной, администрация организации, педагоги и родители учащихся должны быть единой командой.
Определиться, на каких условиях организация будет сотрудничать с партнерами, с социумом, также нужно в этой части программы. Возможно, есть предложения развивать волонтерскую работу, участвовать в благотворительных проектах.
Ответьте также на вопрос, какой вклад внесет ваша организация в развитие региональной системы образования.
Если вы хотите войти в топ-500 лучших российский школ, впишите этот пункт.
Действия по переходу образовательной организации в новое состояние
В этом разделе программы развития образовательной организации необходимо прописать детальный план реализации концепции желаемого будущего образовательной организации с указанием мероприятий и сроков.
Если вы хотите усилить гуманитарную составляющую образовательного процесса, напишите, что в августе следующего учебного года возьмете в штат кандидата исторических и кандидата филологических наук, а если мечтаете создать школьный театр, - что в январе этого года пригласите на работу режиссера детских спектаклей.
Работая над разделом, не забудьте о мониторинге реализации программы. Заранее продумайте систему критериев и показателей. Помните, что критерии задают общее направление оценки, показатели - их конкретизируют. Например, вы планируете повысить качество подготовки выпускников. Соответственно, средний балл сдачи ЕГЭ по основным предметам в вашей организации в следующем году должен увеличиться на 10%.
Сбор информации для расчета значения того или иного показателя может оказаться трудозатратным. Например, для расчета коэффициента удовлетворенности какой-либо целевой группы потребителей потребуется провести анкетирование. Однако эта процедура необходима, поскольку поможет оценить, правильно ли выстроена маркетинговая стратегия организации.
Система мониторинга - продукт работы команды, а не только руководителя образовательной организации. Разработать ее удастся не сразу, а только после неоднократных уточнений и корректировок. Действующим механизмом она станет только в том случае, если предусмотреть процедуру ее внедрения в рабочий процесс, поэтому заранее подумайте о ресурсах, которые для этого понадобятся.
Результатами работы на заключительном этапе должны стать экспертиза и утверждение программы развития образовательной организации.
В экспертную группу можно включить представителей администрации образовательной организации, членов коллегиальных органов управления, специалистов института повышения квалификации и т. д.
После того как программа развития образовательной организации будет готова и согласована с учредителем, руководитель организации должен издать приказ о ее утверждении.
В рамках экспертного исследования следует ответить на две группы вопросов. Первая направлена на то, чтобы выяснить, является ли данный документ на самом деле программой развития, т. е. соблюдены ли требования к ее оформлению, структуре и содержанию.
Отвечая на вторую группу вопросов, эксперты должны установить, насколько программа эффективна, т. е. поможет ли она образовательной организации выйти на новый уровень развития (иными словами, не составлена ли она формально).
После того как программа развития образовательной организации пройдет экспертизу и будет согласована учредителем, отдайте ее на корректуру. Помните, что этот документ будет с вами и вашим коллективом не один год, и лучше, если он будет сделан качественно во всех отношениях.
Статьи по теме: | |
Функции и графики. Понятие функции. Способы задания функции Табличный способ задания функции
Что означают слова "задать функцию"? Они означают: объяснить всем... "Духота и трупный запах": детские воспоминания о Сталинградской битве Воспоминания участников сталинградской битвы читать
В начале 70-х годов поздней осенью, когда уже выпал первый снег, мне... Трубецкой дети. Биографии декабристок. Биография Екатерины
Ивановны Трубецкой
План Введение 1 Биография 2 Жена декабриста 3 Произведения,... |