Классный час "О патриотизме. О Родине…". О любви к родине, патриотизме и национализме Заключительное слово учителя

Вопрос года: можно ли быть патриотом, но при этом не одобрять «свинцовые мерзости русской жизни», с которыми мы каждый день сталкиваемся?

Эта коллизия всплыла не только в связи с недопуском РФ на Олимпийские игры. Ею пронизана история с так называемыми «иностранными агентами». Многие из них приносят больше пользы родине, чем любой властный бюрократ. Да и яростные споры вокруг украинской войны — тоже в сущности споры о патриотизме. Интеллигентные, умные, порядочные люди оказались перед выбором: или одобрить злодейские действия власти, или записаться в пятую колонну, признаться в ненависти к отечеству.

Расхожий мем: патриотизм — последнее прибежище негодяев. Категоричное высказывание. Язык не поворачивается отнести его ко всем, кто любит родину. Так не пора ли отделить казенный патриотизм от нормального, человеческого? Зачем отдавать такую хорошую вещь государству, она нам и самим пригодится.

Разве правильно стыдиться государственного флага, гимна, а саму страну презрительно называть «сраной Рашкой», как многие с удовольствием сейчас делают? Чем пещерный антипатриотизм лучше пещерного патриотизма?

Сегодня выросло целое поколение, которое утверждает, что ему все равно, где жить, а родина — это там, где хорошо, а не там, где родился: «Я не просил меня здесь рожать». Но зачем тогда бороться за свои права, сопротивляться беззаконию и вообще делать жизнь лучше, если место не имеет значения? Не означает ли такая позиция презрения не к власти, а прежде всего к своим соотечественникам, к тем, кто тебя окружает?

Вопросов много. Мы попросили ответить на них людей, которых с полным правом можно считать патриотами. Не в казенном смысле, а в человеческом.

Евгений Ройзман

мэр Екатеринбурга

издал в 2017-м книгу «Икона и человек»

— Появилось много людей, которые вдруг решили, что могут обучать нас патриотизму. Меня, например, не надо учить: мне родители и без них привили правильное отношение к родине. Это отношение, эта любовь у меня в сердце, а патриотизм — лишь демонстрация любви к родине.

Ходят и говорят: мы хотим заниматься военно-патриотическим воспитанием молодежи. Миленькие мои, а мирно-патриотическим воспитанием вы не хотите заняться?

Не хотят, потому что у них патриотизм напрямую связан с милитаризмом. Это полное замещение понятий: говорят, что любят родину, а на самом деле хотят воевать.

Такая подмена очень на руку власти: смотрите, идет война, ситуация сложная. А значит, все, кто думает иначе, чем мы — враги России. Простая логическая цепочка: если не согласен с официозом, значит, не любишь родину. То есть, предатель. Хотя на самом деле все ровно наоборот.

Любовь к родине невозможна без свободы, зачем противопоставлять их? Патриотизм в истинном его значении — проявление свободного человека. Только свободный может быть гражданином.

Кирилл Медведев

поэт, музыкант

на протяжении всего года поддерживал выступлениями бастующих дальнобойщиков, выпустил книгу «Антифашизм для всех»

— В истории каждого народа есть и достижения, и позорные страницы. Зачастую это неразделимые вещи. Октябрьская революция, победа над фашизмом — все это наше великолепное наследие, именно им мы по-прежнему интересны миру, а отказ от него превращает нас в унылых провинциалов.

И не надо нам рассказывать про европейские ценности ни со знаком плюс, ни со знаком минус. Это мы раньше большинства так называемых цивилизованных стран дали избирательные права женщинам и декриминализировали гомосексуальность после революции, к ужасу западных правительств и русских патриотов с французской булкой в бороде.

Но это у нас был ГУЛАГ, переселение народов, насильственный раздел послевоенного мира, совместный с США, была позорная интервенция в Чехословакию 1968 года — и это поводы уже не для гордости, а для смирения и рефлексии.

Точно так же как великая демократическая идея Америки, которую воспевал Уитмен, в 20 веке оказалась неотделима от атомных бомбежек и чудовищных интервенций. Но прогрессивная ее сторона всегда жила в профсоюзном, антирасистском, антивоенном движении, в поэзии битников, в борьбе за гражданские права и за свободу слова. Именно такими борцами уникальна и прекрасна Америка, а туполобые ксенофобы и милитаристы везде одинаковы.

Нормальный патриотизм и интернационализм неразделимы. Настоящий интернационализм — способность уважать культурные различия, но не абсолютизировать их, видеть за всеми различиями ту человеческую и социальную материю, которая объединяет всех нас. Видеть бедность, угнетение, бесправие вокруг, а не забалтывать все это разговорами о национальных ценностях и менталитете.

Для большой части молодежи, выходящей сегодня на уличные акции, патриотизм — нечто естественное. Если собираешься жить в своей стране, странно молча смотреть, как псевдопатриоты с миллиардными счетами, особняками и детьми за рубежом используют ее как личную бензоколонку. Упертый антисоветизм, западоцентризм, элитизм в одном флаконе — все это скорее свойственно поколению за сорок и во многом поколению диссидентов. Но мы любим их не за это.

Вася Обломов

музыкант

выпустил в этом году альбом «Долгая и несчастливая жизнь» — как раз о патриотизме

— Я сторонник идеи открытого мира, в котором человек не обязан жить там, где родился, исходя из какого-то навязанного ему чувства долга. Жизнь одна, и неправильно осуждать человека за то, что он хочет уехать на другой конец страны/земли, где ему не придется терпеть того, что он терпит, находясь там, где родился. В конце концов место рождения — это стечение обстоятельств, которое от родившегося не зависит.

Нет ничего плохого в том, чтобы любить свою страну или край, но это не должно превращаться в ненависть к соседям. Патриотизм нередко используется правящим социальным классом для эксплуатации низших. «Идите, убивайте, жертвуйте собой, Родина в опасности!»— скажет циничная власть, сидя в уютном кабинете, отправляя на очередную развязанную ей бессмысленную войну невинных доверчивых людей.

Обнаружение и признание ошибок — первый шаг к тому, чтобы их исправить. «Враги России» — это не те, кто ее критикует, а как раз те, которые твердят, что все у нас нормально. Если ты десять раз повторишь человеку с гангреной, что у него просто синяк, это никак не решит вопрос, а в будущем может привести к летальному исходу.

Я родился в России, прожил здесь 33 года и имею полное право говорить про свою страну что угодно, а не внимать, как чиновник, получающий налоговые деньги, учит нас любить ее недостатки.

Если не любишь грязь, тупость, хамство и невежество — это не значит, что ты не любишь Россию. Не любят Россию как раз те, кто считает это нашей неотъемлемой частью,

хвалят любое действующее начальство и призывают нормальных людей с этим мириться.

Юрий Быков

режиссер

снял в этом году нашумевший сериал «Спящие», за который потом принес публичные извинения:

— Любовь к родине — чувство естественное, вшитое в ткань человеческого духа, как любовь к матери. Другое дело, что со временем взрослеешь и понимаешь все недостатки и достоинства того пространства, в котором ты появился на свет, и которое обречён любить. А патриотизм — слово архаичное, девальвированное по многим причинам. В основном потому, что многие приспособленцы и трусы прикрываются патриотизмом, чтоб сохранять ту систему, в которой им комфортно существовать.

Преклоняюсь перед Андреем Боголюбским, Иваном III, которые создали наше государство. Но сейчас цивилизация осознала, что главное благо — это счастье человека, а не лозунги. И всё, что мешает простому счастью человека, неизбежно сгинет само собой. В том числе и границы государств, как это не раз уже было в истории даже с самыми большими империями. Посмотрите, современные молодые люди, не чувствуя никаких угрызений, оставляют то место, где им плохо, поскольку для них главное — желание реализовать собственный потенциал. И тут неизбежно выигрывает та общественная формация, где это максимально процветает.

Неизменной останется любовь к малой родине, к конкретной земле, где ты родился и вырос. Но мне трудно туда приезжать и видеть, как тоскливо и несчастливо живут люди. Патриот ли я? Да. Но мне трудно отказаться от понятия государства, которое мне привили в юности. А будущее за другими людьми с другим мировоззрением.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отческим гробам.

А.Пушкин

О любви к Родине

«Любовь к родному пепелищу» - это, конечно, любовь и интерес к отечественной истории, преданиям старины глубокой. Без памяти нет нормального человека, как нет и нормального народа. «Любовь к отеческим гробам» - это, конечно, любовь к предкам: к матери и отцу, к бабушкам и дедушкам, словом, ко всем пращурам.

Любовь к Родине - то, что естественно присутствует в душе каждого нормального человека. Любовь не может возникнуть по принуждению, но она может быть скрыта суетой повседневности, например, потребительским мышлением. Поэтому точнее, наверное, говорить о воскрешении естественного благоговения к земле, на которой человек родился и вырос.

Мы есть преемственная часть нашей родословной, и не любить родителей и Родину - это также ненормально, как не любить самого себя. Как сказано, «возлюби ближнего твоего, как самого себя» [Мф. 22:39], то есть если мы не любим себя, то у нас нет внутреннего ориентира для любви к другим людям. Что касается любви к другим народам, то здесь также первична любовь к своему народу. Не умея любить свой народ и себя вместе с ним, не сможешь полюбить и другой народ.

Пятая заповедь Библии: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будешь на земли» наводит на мысль: Чти Родину, и будут благо и долгие дни и для нее, и для тебя.

Только любовь к Родине может преодолевать путы мелкобуржуазного потребительского космополитического мышления, которое делает человека кочевником от чего-то материально хорошего к чему-то материально лучшему.

Гоголь так связывал понятия «Россия» и «любовь»: «Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви».

Жизнь в родном культурном окружении - национальные песни и танцы, кушанья и напитки, народные герои и святые места, «дым отечества»... Кто-то может жить вне всего этого, но это пресная жизнь без того жизнеутверждающего и прекрасного, что дает хотя бы один только фольклор. На концерте хора имени Митрофана Пятницкого такой человек увидит только хореографическое мастерство и услышит лишь профессиональное хоровое пение, но не сможет почувствовать самого важного - как в целостном представлении дышит и живет вся Россия.

Во всех словах наших поэтов есть любовь к отчизне, которая никак не связана с какими-либо благами, полученными от нее, их любовь бескорыстна сострадательна.

Михаил Лермонтов

РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень...

Александр Блок

РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Анна Ахматова

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно - своею.

Вероника Тушнова

СТИХИ О ДОМЕ

Косое деревянное крыльцо,

облитое зеленым светом.

У дома было доброе лицо,

и дом всегда встречал меня приветом.

Какой суровый, необычный быт!

Здесь все не так, все трудно по-иному...

Но здесь мой кров.

Здесь мой ребенок спит.

Здесь мы живем.

За все спасибо дому.

Дым ел глаза...

Но то был добрый дым,

Дым очага! Добра не позабудем.

Спасибо стенам, тесным и простым,

Теплу, огню, хорошим русским людям!

Символы и выразители русской идеи - гении, герои, святые места

Столица государства всегда является символом нации. Для нашего государства в исторической последовательности это - Киев, Москва, Санкт-Петербург и вновь Москва. Когда мы думаем о России, Пушкин всегда рядом:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Примечание. Наша столица и ее обитатели не всегда являла собой образцы гражданского сознания и патриотизма. Смутные времена российской истории показали, что основой национальной безопасности России является не столица, а вся Россия.

Процесс духовно-нравственного и государственно-политического объединения России символически связан с именами святого равноапостольного князя Владимира и преподобного Сергия Радонежского. Киевская Русь в лице святого равноапостольного князя Владимира дала русским христианство, Московская Русь в лице преподобного Сергия Радонежского дала русским духовное возрождение и национальную свободу. Святой равноапостольный князь Владимир и преподобный Сергий Радонежский - это не только символы российского единства, но они и сами по себе суть Идея России в онтологическом понимании.

Лавра, основанная преподобным Сергием Радонежским, является одним из духовных центров России. Лавра в лице преподобного вдохновила на ратный подвиг русских на Куликовом поле. В лавре находится церковь святой Троицы с боговдохновенной архитектурой. Лавра и Сергий Радонежский вдохновили Андрея Рублева на творение иконы «Троица». Таким образом, лавра и преподобный Сергий Радонежский, «Троица» и преподобный Андрей Рублев - первый и второй символы русского духа.

Помимо фольклора как хранителя национального духа есть и гениальные (напомню, «гений» в переводе с латинского - дух, покровительствующий народу) носители и выразители национальной идеи: Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Федор Михайлович Достоевский, многие драматурги, композиторы, философы. Есть герои - защитники Отечества: Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Павел Нахимов. Есть святые - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Можно долго называть имена выдающихся людей России. Национальный дух выражается также во многих городах, храмах, теремах и палатах, дворцах и усадьбах и, конечно, в срубах с резными наличниками.

Имена носителей и выразителей национального духа - гениальных писателей, поэтов, композиторов, художников, выдающихся защитников России, святых людей и мест - становятся неотъемлемыми символами, связанными со смыслами национального самосознания. Предание их забвению, к чему обычно прибегали захватчики в нашей стране - западничество и космополитизм, - ослабляло российское самосознание, а вместе с этим приводило к ослаблению чувства национальной идентичности.

О патриотизме, патриотическом воспитании и национализме

Патриотизм - это, конечно, любовь к Родине. Удачное, на мой взгляд, дополнительное разъяснение понятия «патриотизм» дал Гегель в «Философии права». Он заметил, что обычно под патриотизмом понимают чувство, проявляющееся в критических для государства ситуациях, когда дают о себе знать героические составляющие народного характера. На самом деле патриотизм, кроме таких крайних случаев, есть особое повседневное умонастроение. Это умонастроение выражает дух единого государства, его онтологические основы.

Часто путают понятия «национальная гордость» и «национализм». Национальная гордость - благородное патриотическое чувство любви и уважения к достижениям своей нации, своего государства. Национализм - убежденность части представителей какого-либо народа в том, что уже только по генетическому признаку или этническому родству его народ превосходит другие народы по интеллекту, доброте, чувству прекрасного, трудолюбию, чистоплотности и т.п. Национализм имеет отнюдь не этническое и религиозное основания - это способ самоутверждения людей, далеких от духовных ценностей - истины, добра и красоты. Национализм является основой вражды между народами и причиной конфликтов вплоть до кровопролития. Борьба с национализмом - одно из направлений поддержания стабильности государственной жизни.

Для национальной гордости ключевое слово - достоинство, а для национализма - превосходство.

Национализм как явление определяется тремя основными факторами.

Первый фактор - индивидуально-психологический: националистами становятся люди, не проявившие себя ни в какой достойной и уважаемой области деятельности (неважно в чем: в портновском деле, науке, искусстве, политике), и им не остается ничего иного, как твердить о достоинствах своей нации.

Второй фактор связан с первым: национальная идентичность определяется такими людьми только по генетическому (биологическому, «кровному») - словом, животному - признаку.

Третий фактор определяется предыдущими (ограниченные люди создают миф-идеологию с преувеличением достоинств своей нации со сравнительными характеристиками превосходства своей нации по отношению к другим).

Как написано в «Философском словаре» под редакцией Эрнеста Радлова, изданном еще в 1914 году, «Понятие «национальность», узко понятое, ведет к национализму, противоречащему лучшим идеалам человечества».

Генетическая характеристика не имеет существенного отношения к национальной идентичности. Можно привести примеры, когда люди, имеющие чужеродные корни, но родившиеся или выросшие в соответствующем национальном окружении, являются подлинными представителями этого окружения. Африканская кровь Пушкина не помешала ему стать великим русским национальным поэтом и одним из творцов русского литературного языка.

Необходимо различать генетический код биологической наследственности и культурный код историко-культурной преемственности.

Высокие этические нормы и уровень интеллекта не могут быть свойственными только отдельным нациям, они присущи всем народам в равной степени. Эта установка дезавуирует шовинизм. Национальная идентичность не может выражаться в превосходстве одного народа над другим по умственным способностям и по умению нести добро. Более и менее умными, более и менее добрыми могут быть только отдельные люди, и то только могут , поскольку «не судите, да не судимы будете» [Мф. 7:1].

Непредосудительно выделение не превосходств, а особенностей народа, например, по направлениям интеллектуальной деятельности, по предпочтениям жанров, техники и форм изобразительных средств в искусстве, по традициям жизнеустройства, взаимоотношениям в семье, взаимоотношениям подданных и власть имущих, отношению к власти и политике, по приверженности к строгому укладу или к свободному жизнеустройству.

О воспитании воспитателей, т.е. преподавателей средней школы и высшей школ. Самое главное - это воспитание самих воспитателей. Много ли у них знаний об отечественной политической и интеллектуально-творческой истории? Что патриотического в их убеждениях и жизни, чтобы они могли быть учителями и живым примером? Посещают ли они Байкал, Соловецкие острова, Крым или только увлечены заграничным туризмом? Будут ли они предпочтительно покупать продукцию отечественных производителей, поддерживаю их в трудные времена санкций, если даже она пока уступает по качеству импортным товарам? Несколько десятилетий назад в США распространили удачный национально ориентированный вопрос: «Когда вы в последний раз покупали машину «Форд»?» Такие же слова следует теперь доносить нашим гражданам в отношении отечественных товаров.

Военно-патриотическое воспитание - это проверенное, важное и продуктивное направление решения проблемы национальной безопасности и здоровья нации. Хорошие организационные формы такого воспитания ОСОАВИАХИМ (1927-1948) - «Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству» и ДОСААФ (1951 - н. вр.) - «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту». Это же относится физкультуре и спорту, что в бывшем СССР было хорошо организовано в рамках движения «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Что же касается спортивно-патриотического воспитания, то это направление не существенный фактор воспитания патриотизма. Проигрыш команды - это еще не признак угрозы национальной безопасности, хотя таковой часто усугубляется противоправным поведением фанатов. Проигрыш же в военном сражении - это действительно плохой признак состояния национальной безопасности.

Заключительные афоризмы

Тот не вполне русский, кто ни разу не пил водки и не закусывал ее квашеной капустой.

Тот не вполне русский, кто в детстве не слушал русских народных волшебных сказок.

Тот не вполне русский, кто стремится к власти не как к средству, а как к цели.

Россия - одна из лучших стран для душевного комфорта человека, следовательно, вообще для человеческой жизни. То есть Россия при всех ее бедах и неустроенности, является землей, благоприятной для жизни в душевно-духовных измерениях.

Владимир Игнатьевич Курашов , профессор, зав. кафедрой философии и истории науки Казанского национального исследовательского технологического университета

Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопр. философии.-1995. N 3.-С.29-36. (Kurashov V.I. Ecology and Eschatology // Russian Studies in Philosophy, Winter 1998-99.-Vol. 37, N 3. - P.8-19).

Курашов В.И. Философия и российская ментальность.- Казань: КГТУ, 1999.-300 с.

Курашов В.И. Философия: Человек и смысл его жизни.- Казань: КГТУ, 2001.- 351 с.

Курашов В.И Начала философии. - Москва: Издательство «Книжный дом Университет», 2007. - 344 с.

Курашов В.И Начала прагматической антропологии - М.: КДУ, 2007 - 304 с.

Курашов В.И. Философия: избранные главы. Учебное пособие для Православных Духовных учебных заведений //Православный собеседник. Альманах Казанской Духовной Семинарии, 2011. - 248 с.

Курашов В.И. Что есть Россия? //Развитие и экономика, N 9, 2014. - С. 12-25. (статья также есть в Internet см.:

Курашов В.И. «Я» народа и духовные основы национального самосознания // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом - М.: КДУ, 2015. - С. 245-252.

Курашов В.И. Мысли о старой Казани и о проблемах сохранения духовных ценностей отечества // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом - М.: КДУ, 2015. - С. 8-19.

Курашов В.И. Теоретическая, социальная и практическая философия: учебное пособие / В.И. Курашов. - М: КДУ, «Университетская книга», 2016. - 450 с.

Видеолекции и публикации Курашова В. И. в Internet

(для нахождения набрать в поисковой системе указанные данные)

Видеолекции:

Курашов Уроки патриотизма. 70 лет со дня победы под Сталинградом

Курашов Патриотизм, или с чего начинается Родина

Публикации:

Курашов Что есть Россия? (статья в журнале «Развитие и экономика», N9, 2014).

Курашов Основы светской этики: базовые понятия

Любовь к родине и патриотизм - это понятия разные.

Любовь - это чувство, которое мы можем испытывать к разным объектам и субъектам. Мы можем любить (или не любить) одновременно родину, женщину, маму, ребёнка, бога, свой дом, музыку, красное вино, мясо, ананасы, путешествия, свои или другие города и страны и так далее…

Этому чувству не нужны жертвенность или страдания во имя кого-то или чего-то. Как только в любовь примешивают ревность или жертвенность она приобретает болезненные формы. Жертвенность же в патриотизме - его важная часть.

Мы можем что-то любить, а что-то - нет в любом явлении и человеке. Мы также выбираем кого и что любить. Но, как известно, «Родину не выбирают». Где родился - то и люби. Выбор минимален.

Патриотизм - это не только любовь, но и, что важно, демонстрация любви к Родине. Патриотическое поведение - это когда мы не только любим, но и показываем это, навязываем это чувство другим, считаем отсутствие любви к нашему объекту недостатком или даже преступлением.

Из любви выгоду не извлекают. Само чувство уже достаточно. Демонстрация же чувства - в данном случае патриотизма - имеет целью ещё и извлечение какой-то выгоды, моральной или физической, так как сакрализация этого чувства повышает значимость тех, кто его испытывает. Под эгидой и маркой патриотизма творить можно что угодно, и это не осуждаемо.

Под «родиной» каждый понимает своё: кто-то государство, кто-то язык, кто-то пейзаж детства, а кто-то воспоминания или свою семью - и потому любовь к родине у разных людей разная. Другие это всё равно не почувствуют так, как я. И не нужно. Патриотизм же - это форма, как правило, групповой любви и разделённых представлений и ценностей.

Есть любовь избирательная. Конкретная: это люблю, а это нет. А есть любовь подобная эйфории, к образу - когда кажется, что любишь «всё» и «целиком». Патриотизм подразумевает любовь к Родине в целом. Любить её такой, какая есть, «во что бы то ни стало», «несмотря ни на что». Конечно иногда, патриот может и ругать Любимую, но не позволяет это делать другим. Люблю её, какой бы она ни была. За то, что она есть.

Любовь к кому-то или чему-то не порождает ненависть к тем, кто это не любит. Это моё личное чувство. Патриотизму же необходимо, чтобы и другие разделали это чувство, а ненависть к врагам Родины обычно прибавляет силы и страсти.

Чувство любви приятно и полезно тем, что в объект любви хочется вкладываться, о нём заботиться и помогать ему в развитии. Любящий родину или часть её может быть и чувствующим, и действующим, исходя из этого понимания любви. Это не требуется от других, и другим не сообщается - это наше личное дело. Деятельность же патриота требует вовлечения в неё других. Патриотизм становится общим делом и требует объединения.

То есть каждый из нас может любить родину и при этом не быть патриотом. Можно рассматривать патриотизм как частный случай и необязательный вариант любви к родине. При этом, демонстративность, жертвенность, массовость, нетерпимость, навязчивость и активность этого явления и чувства часто придают ему нездоровый характер, приводя к серьёзным и опасным заболеваниям на этой почве. Что угрожает благополучию как самого любящего, так и объекта его любви.

P. S. Написал год назад. И за прошедший период, знакомясь с российским, украинским, американским и прочими патриотизмами, убедился их общем характере, и точности данных наблюдений.

Странно, отчего любовь к Родине и Патриотизм считают синонимами. Ведь на самом деле это совершенно разные понятия, так, как и государственная символика и создание позитивного образа страны внешнего и позитивного образа страны внутреннего. Всё это абсолютно разные вещи, процедуры, методы, которые несомненно пересекаются, но от этого ими нельзя оперировать как одним целым, и говорить о этих понятиях как об одном явлении.

Наблюдая диалог довольно заурядного конъюнктурщика Сванидзе (журналист там и не ночевал) и Вероникой Крашенинниковой, возникает ощущение, что люди говорят сами с собой, каждый вкладывая в понятия которыми они оперируют свой смысл, это равносильно если бы они обсуждали аэродинамику подводной лодки и машины, в принципе про одно, но в тоже время каждый про своё.

Любовь к Родине - это чувство человека которое начинается с любви к матери и отцу, а заканчивается ощущением единства со всей своей страной, и как любое проявление любви оно не может быть ничем обусловлено. Это чувство возникает не как реакция на окружающую среду, а как внутреннее духовное свойство человека. Любовь к Родине нельзя воспитать, привить, научить и.т.д., к ней можно прийти через путь внутреннего духовного развития. Этот путь несомненно можно пройти осознано, принимая на себя религиозное сознание или принимая на себя скорби направляющие душу человека по истинному пути - это дело выбора. Любовь к Родине несомненно связана с внутренней свободой человека и является одним из её проявлений, но именно внутренней свободой, которая не зависит ни от действий властей страны, ни от катастроф космического масштаба, и она не может быть предметом спекуляции, так как не зависит от внешних факторов.

Патриотизм - это чисто материальное чувство, связанное с общими целями, ценностями интересами и традициями традиционного общества страны, государства. Это разумный и рациональный подход, исходящий из того, что совместные усилия людей всегда более действенны чем одиночные. Люди ищут друг друга, находят общее и держатся друг за друга, и чем больше общность скреплённая общими интересами, традициями, языком, культурой и.т.д. тем более она стабильна, и тем более востребован в ней каждый индивид, т.е. каждый человек в ней может найти призвание. Непонимание различия общих духовных скреп (да, да - тех самых скреп) - это профанация, которая соединяет несоединимое, которая даёт повод для многочисленных спекуляций на тему любви к Родине и к Патриотизму. Показывать то, что вы заинтересованы материально в том, чтобы в нашей стране был мир, и в том чтобы она была едина, не стыдно. Экономический интерес так же важен, как и любовь, вера и честь человека, так как он одно из проявлений его сути. Смешением духовного и материального, когда хотели соблазнить фарисеи Христа спросив его кому надо подавать подать Богу или Кесарю, и он ответил то, что надо запомнить, как «Отче наш», всем нашим специалистам по патриотизму - «Богу Богово, а Кесарю Кесарево».

Государственная символика, Флаг, Гимн и.т.д.- это как имя у человека, это метод идентификации, как любой мастер ставит своё клеймо на изделие, так и гражданин определяет символами территорию, статус, порядок полномочий и.т.д., это никакого отношения (прямого к идеологии) не имеет, но чем более разработана, понятна и обширна система символов государственной власти, тем проще формальные процедуры и порядок приоритетов. К примеру, если вы приходите в офис международной компании, а там Флаг России поставлен выше других, Вы знаете, что отношение с Россией важно для компании либо компания национальная, но так или иначе отношение к России в приоритете. Если учитель ставит флаг России на видное место, значит он уважает и ценит Родину и этим же могут проникнуться ученики. Но это система знаков и не более!

Создание позитивного образа России никакого отношения не к Любви к Родине, не Патриотизму, не к знакам государственной власти не имеет. Если у Вас комната выходит на солнечную сторону, Вы можете сказать, что она жаркая, а можете сказать, что на солнечная. Так и информационный фон одни и те же события может описывать совершенно по разному иногда с диаметральных точек зрения. К примеру, подготовка олимпиады в Сочи может быть описано как строительство прекрасных зданий и дорог в горах, умными и трудолюбивыми людьми достойными уважения, как прекрасный образец сотрудничества разных наций нашего многонационального народа, как проявление тенденции стремления нашего народа к здоровому образу жизни и это будет правда, и ясно, что тот кто это говорит работает на интересы нации так как построенный бетон камень и стекло окаймляет позитивным образом который увеличивает стоимость того, во что многие тысячи людей вложили силы.

А можно рассказать про многочисленные факты воровства, нарушения технологии и сроков строительства, смерти рабочих, про притеснение иммигрантов и про национальную преступность на стройке, и это тоже будет правдой, но только ясно и то, что человек так преподносящий информацию сводит на нет усилия тысяч людей строивших эти замечательные здания, а значит он не работает на общество, а вредит ему. Но подача информации, отсеивание вредной информации конечно связано с патриотизмом но это не одно и тоже, там существуют свои законы и правила, используя которые многие умудряются перекрасить черное в белое не меняя цвета предмета.

Создание внешнего позитивного образа России, чем сейчас занимаются В.В. Путин и С.В. Лавров, и делают это очень эффективно, на самом деле - это создание образа сплочённой нации. Наши национальные особенности, культура и многое другое вне нашего общества по настоявшему никого не интересуют, это наша среда. Едут к нам для бизнеса и развлечения, интерес же к другой нации может быть по большей части практический, торговый или научный. Никто не будет даже пытаться сделать цветную революцию в сплочённой нации, это дороже выйдет, и даст более поводов для укрепления нации чем наоборот. В деле формирования позитивного образа очень важны и любовь к Родине, и патриотизм, и символы государственной власти, и внутренний образ страны, но это и несколько другое. Внешний образ строится по совершенно другим законам и представлениям, где важны совершенно иные акценты, так как оставлять этот образ в себя в сознании будут иные люди, не такие как мы!

Но всё что выше сказано, абсолютно бессмысленно без возникновения у человека я социального и нравственного «Я», которое возникает не благодаря возможностям, а благодаря преодолимым барьерам и препятствиям которое общество должно ставить постепенно поднимая планку этих препятствий. Препятствия и понимание родовой преемственности как проявление рода и личности дают человеку осознать свою значимость и ценность!

Недавно мной была опубликована коротенькая заметка на тему патриотизма, в результате её публикации выяснилось, что множество моих комментаторов так и не поняло разницы между патриотизмом настоящим и тем, который справедливо зовут последним прибежищем негодяев. Это заставило меня доработать тему до конца, причём в ходе работы и мои взгляды на этот вопрос несколько изменились.

Общепринято, что патриотизм – это любовь к Родине. Но слово любовь сейчас так затёрто, что нужно определить его истинный смысл. Все живые люди испытывают определённые привязанности, но и животные тоже. Кошки, например, к дому привязаны, но нельзя это считать любовью к Родине, даже если дом очень большой и дорогой. Аналогично – с какой-то конкретной местностью. Понятие Родина намного шире. Но прежде, чем говорить любви к Родине, нужно всё же разобраться, что есть любовь в широком смысле этого слова. И тут нам поможет апостол Павел, учивший, что Любовь есть совокупность совершенства. И умри, а лучше не скажешь, поскольку такая трактовка объясняет всё.

Итак, совокупность совершенства. Варианты перевода с оригинала следующие: σύνδεσμος -связь, союз, соединение, связка, т.е. совершенство во всём. Из сказанного должно быть понятно, что любовь не эмоция и не привязанность к кому-либо или к чему-либо, а именно - совокупность совершенства благих качеств личности, гармонично сочетающихся. Следовательно, Любовь не возникает сама по себе, способность к Любви следует обрести путём совершенствования себя самого, но удаётся это не всем. Отсюда и употребление слова не к месту, что приводит к искажению его смысла.

Например, половое влечение присуще каждому здоровому человеку, но в норме человек себя контролирует. Если же нет, он теряет волю, поддавшись страсти, доходящей до одержимости. Напротив, обретая Любовь, человек освобождается, поскольку привязанности перестают его сковывать, вместе с Любовью человек обретает и свободу воли. Помните, у Киплинга: «И если ты своей владеешь страстью, а не тобою властвует она…» Тут стоит напомнить, что воля есть способность подчинять себя самого и внешние обстоятельства собственным целям, действовать исходя из собственной целесообразности. Но свободы воли без Любви не бывает, есть лишь свобода выбора и возможность проявить силу воли в борьбе с диктатом инстинктов, страстями, возникшими под воздействием разного рода привязанностей, давлением обстоятельств и т.п.

Любовь самодостаточна, поскольку содержит свои основания и цели (смысл своего бытия) в себе само́й, поэтому она никогда не требует награды. Она неповторима и неподражаема, вследствие чего её невозможно продать-купить как товар, в готовом к употреблению виде.

Любовь есть свободный и щедрый дар, который по отношению к избранному объекту проявляется в помощи в выявлении и разрешении именно его своеобразных проблем, прежде всего нравственного характера, не создавая одновременно проблем новых. Таким образом, избранный объект тоже совершенствуется, а при взаимной Любви – совершенствуются оба. Но для этого нужна и дееспособность, не в строго юридическом смысле, а как соответствующие знания и умения.

Разница между Любовью и страстью в том, что первая бескорыстна и самодостаточна, это идущее от щедрости души вдохновенное Свыше творчество, ведущее к развитию. Что касается страстей, то за них всегда надо платить, а результат - всегда деградация, разложение личности, часто ниже животного уровня. Отсутствие Любви как совокупности совершенства проявляется во всём:

Обязанность без любви - раздражительность.

Справедливость без любви - жестокость.

Правда без любви - критиканство.

Ум без любви - хитрость.

Приветливость без любви - лицемерие.

Богатство без любви - жадность.

Вера без любви - фанатизм.

Дар без любви – подачка.

Список можно продолжить, но нам достаточно, перейдём к любви к Родине. Но для этого следует понять, что такое Родина. Конечно, это некая территория, но это ли главное? Ведь любовь к Родине остаётся с человеком, когда он её покидает. Значит, есть что-то ещё, что-то главное. Это - менталитет, культура, родной язык и ещё множество нематериальных сущностей. Но все они имеют смысл только в рамках конкретного общества, точнее, общественных отношений. Именно они и определяют ту среду, которую принято называть Родиной, Отечеством.

Любое общество состоит из семей - не из отдельных людей, которые живут вместе в одном большом доме, на одной территории, а из семей, которые участвуют в едином труде друг для друга. Внутри семьи невозможен никакой рынок, там коммунизм: от каждого по способности, каждому по потребности (в рамках семейного бюджета). Конечно, в «развитых» странах уже не так, но пока мы до этого не дошли и обсуждать что там у них не будем. Однако за пределами семьи отношения уже другие, тем не менее, людей что-то связывает. Конечно, это общность исторического пути, языка, культуры но главное, что делает из людей общество - экономика. СССР распался не сразу, а только тогда, когда появились таможни и национальные валюты. Экономика является главным общим делом для всего населения страны. Конечно, не все это сознают, просто плавают, как рыбки в бассейне, в какой-то среде, но она и определяет образ жизни большинства населения.

Надо также понимать, что при наличии такой идеи много законов не нужно и в СССР, например, их было как минимум в сотни раз меньше. Но именно наличие общей идеи позволяло без судей и прокуроров понять, кто тут патриот, а кто нет. Но главное не это, а то, что любой чиновник в таких условиях вынужден действовать на благо страны, даже если это прямо не предусмотрено его должностной инструкцией или законом, поскольку он понимал, что бездействие во вред стране может быть легко пресечено окружающими. И наказание неотвратимо последует.

А теперь взял власть – гуляй всласть. Цель перестройки достигнута. К чему это неизбежно приведёт, мы видим на примере Пиндостана, под которым я понимаю не конкретную страну, а всю их цивилизацию. Но начну с того, что где-то до 80-х во всех этих странах, включая США, те или иные идеи в сознание масс внедрялись и весьма активно, например, Великая американская мечта, американский образ жизни. Но всё это было нужно исключительно как противовес СССР. Как только его не стало, то быстренько изобрели права меньшинств, мультикультурализм и т.д. Результат мы сегодня видим. О каком патриотизме может идти речь в этих странах, где все друг – друга ненавидят? А если выключить на пару часов свет, то они и перережут друг друга, что доказано на опыте. Произошла полная атомизация населения, как нации они уже перестали существовать. Идёт окончательное разрушение семьи. Но права личности – превыше всего. Надо полагать, им теперь хорошо. И вот глядя на них, мы уверенно идём тем же путём, потихоньку утрачиваем русскую ментальность и становимся европейской нацией, как украинцы. Ментально, разумеется. И не все сразу - кто уже европеец, а кто-то никак не перестроится.

Причина банальна – подавление Любви к Родине, невозможность её реализации. Да, вы можете проявлять величайшую Любовь к Отечеству и беззаветно трудится на его благо. Но результат вашего труда будет присвоен и вывезен в оффшор, поскольку сегодня цель любой экономической деятельности - прибыль, а она присваивается в частном порядке, вас туда не звали. Иначе говоря, от вашего труда страна не станет лучше или богаче, поскольку общественное благо никого не интересует вообще. Важен только личный доход. И тут нам объясняют, что патриотизм – это больше работать и больше зарабатывать. Кто больше заработал, тот и патриот. Понятно, что при таком подходе лучшие патриоты России – это Абрамович, Дерипаска и неутомимая труженица Настя Рыбка. Ладно, ещё Приходько. Но в чём же они проявили свою Любовь к Родине в изложенном выше смысле?

Ну хорошо, примем на минуту эту логику. Но вот вам город Струнино Владимирской области. Это где на прямой линии с президентом больницу закрывали. Там найти работу на 10 тыс. в месяц – за счастье. Так они, значит, не патриоты? И как они могут реализовать свою любовь к Родине? Может, они недостойны, не там родились? А сколько ещё таких городков в России? Какой-то странный патриотизм получается. Избирательный. Но он страну раскалывает и никакой Любви в нём нет, однако именно такой патриотизм навязывает народу российская элита. Этакий суррогат, как пивной напиток. Что, у вас от него рвотный рефлекс? Подавляйте, вы же патриоты!

Но и в такой ситуации Любовь к Отечеству может быть реализована. Например, в 1917 году российская элита свергла царя, развалила фронт, организовала экономический хаос. Оставалось нарезать страну на кусочки и уже приступили, но тут появился Ленин, который даже в таких условиях сумел страну собрать заново. Но он-то и предложил стране идею, в которой люди увидели для себя возможность реализации, в том числе – вчерашняя опора трона, офицеры императорской армии. А что могла предложить народу старая элита? Ничего, как и сегодня. И надо сказать, народ сделал правильный выбор. Большевики конечно попетляли, но в итоге вышли на путь строительства государства, в котором каждому была предоставлена возможность свою Любовь к Отечеству проявить на деле. И люди проявляли. Это – главная причина экономического взлёта СССР и его военных побед.

Этот пример я привёл чтобы показать разницу между государством и государственностью, т.е. конкретной культурой управления. И Любовь к стране просто обязывает каждого к работе по совершенствованию государственности , а не к демонстрации любви к начальству. Сказанное не означает, что не надо любить свой дом, город, быть патриотом предприятия или другого места работы. Но лозунг «Что хорошо для General Motors, хорошо для Америки» не может считаться патриотическим, поскольку очевидно, что на остальную Америку таким плевать. В силу сказанного Любовь к Отечеству требует формулирования идеи, на основе которой будут согласованы интересы всего населения и каждому будет предоставлена возможность творческого и свободного труда на своё и общее благо. Для простых людей важно то, что идея позволяет формулировать интересы, выявлять их конфликт и находить выход из них. Но главное, что при наличии идеи это можно делать в простой и общепонятной форме. Напомню: Любовь разрешает проблемы (конфликты интересов), не порождая новых.

Совсем не так с суррогатами патриотизма, однако тут надо подробнее. Я о двух механизмах власти: естественном и сучьем. Если есть сплачивающая общество идея, власть осуществляется через общественное согласие, что естественно. Во втором случае механизмом власти является захват (силой или обманом) и контроль ресурсов. Но в этом случае власть не способна сформулировать приемлемый для народа образ будущего, т.е. идею общего блага, и подсовывает ему погремушку, называемую патриотизмом. Сама же она любит не страну, а деньги, народ же презирает. Этот кастрированный (без Любви) или суррогатный патриотизм для элиты не более чем средство удержания власти. И тут совершенно прав Лев Толстой, написавший:

Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своём есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых - отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.

Не бывает патриотизма за чей-то счёт и народ у нас не настолько глуп, чтобы этого не понимать. Вот и статистика порадовала: по данным ВЦИОМ с 2014 года доля россиян, которые связывают патриотизм со стремлением к изменению положения дел в государстве, выросла на 5% и составила 39%. То есть людей, любящих Россию, становится больше. И их станет ещё больше, как только будет найдена идея, достойная нашей великой страны. Но не надо думать, что такая идея нужна элите. Понятно, что идея должна быть такой, чтобы за неё можно было отдать жизнь, поскольку без неё и жить незачем. Такая идея становится всепобеждающей «мягкой силой», которая была у СССР при жизни Сталина. Как пишет в своих мемуарах Судоплатов, зарубежная агентура работала на СССР бесплатно. Может ли сегодня невнятная идея «русского мира» вдохновить кого-то за рубежом на помощь России? Нет, только за деньги. Но мягкая сила проявлялась не только в этом, но и в том, что в парламентах Франции и Италии коммунисты занимали второе по численности место. Где прорусская партия в парламентах Европы? Вот в чём разница между наличием идеи и её отсутствием. И ещё. Есть ли у России сегодня союзники? На чём этот союз основан, на общности интересов или на получаемых из России дотациях?

В завершение надо сказать, что Любовь в человеческой душе убить нельзя. Проблема в том, что многие люди любить не научились, а потому и патриотами быть не могут. Они любят Родину также, как любят пиво. И их патриотизм без Любви – показной, как бы на продажу. На АШ таких полно. В недавней статье А. Хуршудов назвал их провластными пропагандистами с дефицитом мозгов. Это явление подтвердили и другие камрады в комментариях к той статье. Подобно бандарлогам, они скачут из темы в тему и визжат о своём патриотизме, порождая бесконечный срач. Но задайте им один вопрос: как они реализуют свою Любовь к стране? Какие проблемы страны они предлагают разрешить и как? Где они это написали? Конечно, внятных ответов вы не получите. Поскольку их показной патриотизм – форма истерии. Люди, любящие свою страну, о своём патриотизме не орут.

Почему я здесь это пишу? По той простой причине, что в комментариях к своим статьям я не раз получал благодарность от людей, которые мысли которых текут в общем со мной русле, но испытывают затруднения при их формулировании. Всегда рад помочь единомышленникам.

Второе. Вся эта буйнопомешанная масса суррогатных патриотов создаёт впечатление, что их большинство. На самом деле это не так, вменяемых людей на ресурсе существенно больше, но они незаметны на этом фоне. Я бы посоветовал им активнее выражать свою позицию, хотя бы знаками. С другой стороны, этих пропагандистов следует чмырить и троллить всеми доступными способами, поскольку они – просто фашисты. Почему? Не будем заморачиваться всевозможными исследованиями происхождения слова фашизм, важна его суть. Фашизм - это когда какой-то мелкий гадёныш возомнит себя элитой и на этом основании считает возможным грабить или даже убивать других ради собственного благополучия. И немецкий фашизм в это определение вполне вписывается, как и украинский. Разница лишь в том, как определяется группа «неполноценного» населения, подлежащего уничтожению во имя благополучия той или иной элиты. Когда эти гадёныши собираются в стаю, у них появляется вождь и приходит фашизм. Да, местные суррогатные патриоты пока никого не призывают убивать, но своё исключительное право на подлинный патриотизм активно декларируют. То есть это российская разновидность свидомости. Если их не останавливать, результат будет таким же.

А всем нормальным людям хочу сказать: у нас такая страна, какая есть, на другую не меняем. Наша задача - понять, как нам её обустроить и сделать лучшей в мире. А для этого нужно работать, в первую очередь - головой. И не ждите этого от правительства или Путина. Любовь к Родине обязывает брать ответственность за её судьбу.

Недавно С. Е. Кургинян совершенно правильно (с моей точки зрения) сравнил Путина с человеком, прилагающим огромные усилия чтобы вырваться из элитного террариума единомышленников (картинка наверху). Может, ему нужно помочь? Ведь и у народа проблемы такие же.

gastroguru © 2017