Методические основы организации адаптационного процесса. Организация обучения первоклассников Подготовка к новому учебному дню

Поступление в школу - не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для него мир. От того, насколько эффективно пройдет процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс общение со сверстниками и педагогами. В случае дезадаптации школа превращается для ребенка в безрадостную повинность.

Особенно остро дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в кризисные моменты жизни. Первый год учебы в школе требует от ребенка мобилизации всех ресурсов и активизирует проблему его сопровождения сквозь «тернии» образовательного процесса .

В литературе по проблеме сопровождения ребенка в период адаптации в качестве ее основного критерия принято рассматривать успешность школьника в учебной деятельности.

Однако мы считаем, что работа по организации адаптации первоклассника не ограничивается помощью в овладении учебными навыками. Ведь ребенок, придя в первый класс, вынужден привыкать к непривычным для себя нагрузкам, прежде всего статическим, к новому социальному окружению, правилам и традициям, которые приняты в данной школе, наконец, к системе оценивания его труда.

В первые дни в школе обучение первоклассников строится на доступном практически всем детям дошкольном материале: игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. Домашние задания в первом классе не задаются.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представлены два структурных элемента: оргмомент и основная часть.

Оргмомент используется для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе котopoй лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

  • * задания разной степени трудности;
  • * специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитиебольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;
  • * предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Итак, в последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижения при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных способностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.

Наиболее существенным для педагогической деятельности является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причем такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем, чтобы использовать данные, полученные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.

Задания диагностики должно максимально учитывать особенности и возможности 7-летних детей, обеспечивать адекватное понимание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других предметных знаний, которые входят в программу первого класса.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку основной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребенку в процессе выполнения работы, так как именно это позволит определить те педагогические средства, которые следует применить, чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень.

Для исследования педагогической готовности первоклассников к школе можно использовать методику Л.Е. Журовой. Данная диагностика включает в себя пять заданий, предложенных детям на рабочих листах, в ходе котopoй выявляется умение передавать форму фигуры, ориентироваться на плоскости (листе бумаги), способности правильно понимать высказывания, сравнивать множества по числу элементов, умение копировать заданный образец.

Для выявления психологической и эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе можно использовать методику А.Е. Хасанова «Готов ли я стать школьником». Ребенок отвечает на 12 вопросов, определяющих отношение к ситуации школьного обучения.

Для изучения уровня учебной мотивации первоклассников - анкету Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации первоклассников». В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из уровней школьной мотивации.

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битяновой направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассников к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты их ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.

Кроме того, психолог может использовать специальные методы диагностики для определения готовности ребенка к школьному обучению.

Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление:

  • 1) уровня психического развития;
  • 2) наличия необходимых навыков и умений;
  • 3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

Особенности интеллектуального развития

Особенности развития мышления

протекание мыслительного процесса, активность, последовательность, доказательность, критичность суждений

установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей

затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений

особенности оперирования знаниями: дифференцированность, подмена признаков, выделение существенного

состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления

индивидуальные качества мышления

Особенности развития памяти

протекание запоминаний и воспроизведения

значение волевой установки в запоминании

развитие зрительной и слуховой памяти

соотношение образной и словесной памяти

состояние оперативной слуховой памяти

Особенности развития фонематического слуха

понимание детской обращенной речи. Речевое общение

состояние аналитико-синтетической фонематической деятельности

нарушение речи. Общее недоразвитие речи

Развитие математических представлений

умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом)

выполнение элементарных операций с предметами

владение представлений равенства, «больше», «меньше»

Особенности развития эмоционально-волевой сферы

Особенности эмоций

эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная выраженность в поведении, действии. Уступчивость, неустойчивость эмоционального отношения

индивидуальный эмоциональный статус

Особенности волевой регуляции

волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Настойчивость, склонность к завершению деятельности. Колебания в волевой установки. Работоспособность, инициативность

Особенности развития мотивационной сферы личности ребенка

Особенности мотивации отношения к школьному обучению

интерес к школе. Наличие собственного желания. Личностные ожидания. Интерпретация собственного отношения к школьному обучению. Осознанность мотивов школьного обучения.

До начала психологической диагностики психологу необходимо тщательно ознакомиться с характеристикой на ребенка из дошкольного учреждения, рисунками, поделками ребенка. Исследование начинается со знакомства с деятельностью ребенка в естественных условиях (во время игр, занятий, при выполнении трудовых поручений и т.д.).

Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения к психологу необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с помощью его любимых игр, занятий. В случае ухода от вопросов, отказа от общения можно предложить интересную книгу, игрушку, постепенно входя в контакт с ребенком.

В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.

При обучении первоклассников в их первые дни обучения в школе необходимо придерживаться следующих методических приемов и предложений:

  • - создать методическую копилку игр, которые помогли бы во время перемены снять статическое напряжение, испытываемое детьми во время урока. Важно подобрать игры, которые будут травмобезопасны, позволяющие задействовать различные группы мышц, снять усталость;
  • - регулярно проводить во время урока физкультминутки, подбирая такой материал, чтобы он вызывал оживление, улыбку;
  • - разрешить детям при появлении признаков усталости встать из-за парт или сесть так, как им удобно;
  • - в первые три месяца сократить продолжительность урока до 30 минут, затем постепенно увеличивая ее;
  • - оборудовать кабинет для первоклассников с игровым пространством, игрушками, ковром на полу, где можно полежать и отдохнуть;
  • - до начала учебного года провести беседу с родителями на тему «Учебные нагрузки первоклассника, режим дня» и «Развитие ребенка до поступления в школу», ознакомить их с рекомендациями по организации дня, рабочего места, системе питания первоклассника;
  • - создать благоприятные эргономические условия в классной комнате. Снизить напряжение помогут красивые растения, чистота и порядок в классе.

При организации социально-психологической адаптации первоклассников могут быть задействованы следующие приемы и формы работы:

  • 1. Межличностные контакты. Они предполагают знакомство друг с другом. Однако дети даже имена своих одноклассников не сразу могут запомнить, поэтому все педагоги и работники школы обязаны носить бейджики. Учитывая, что большинство детей идут в школу уже читающими, первоклассники в течение сентября тоже должны носить бейджики с крупно написанной фамилией, именем, номером класса.
  • 2. Рассказ о себе. «Раскрыть» каждого ребенка, показать одноклассникам его достоинства, приподнять ребенка в его собственных глазах помогут адаптационные тренинги.
  • 3. Вхождение в коллектив. Детей, которые испытывают трудности межличностного общения (застенчивые, малообщительные, агрессивные, несдержанные, эгоистичные и т.п.), необходимо адаптировать к системе межличностных отношений, проведя с ними тренинг по формированию навыков коммуникативной компетентности.
  • 4. Заочное знакомство. Дети часто стесняются подойти и завязать знакомство, вступить в игру с понравившимся им одноклассником. Это гораздо легче сделать, пообщавшись вначале по телефону или электронной почте. В первые же учебные дни предлагается детям обменяться телефонными номерами и электронными адресами. Важно подвести каждого ребенка к мысли, что одиноко и тревожно может быть не только ему, но и его одноклассникам. Телефонный звонок поможет справиться с этими неприятными чувствами.
  • 5. Общее дело. Ничто так не сплачивает коллектив, как общие дела. Необходимо продумать их перечень, направленность, целесообразность и регулярно проводить коллективные дела для создания классного содружества.

Процедура социометрии позволяет установить статус ребенка в группе, его симпатии и антипатии при выборе партнера по общению. Результаты социометрии использую как основу для работы с детьми, которые не являются успешными в общении.

Будущие первоклассники получат блестящую возможность присмотреться друг к другу, установить контакты, если для них организована воскресная школа.

Доверие к педагогу, отсутствие скованности, страха перед учителем придет при организации неформально общения с ним. Адаптацию проходит не только ребенок, но и вся семья. Поэтому можно предложить родителям новую школьную традицию - семья может пригласить педагога в гости. В подобной ситуации не только педагог имеет возможность познакомиться с ребенком и его родителями, но и семья может ближе узнать учителя. Поход в гости предполагает общение на территории ребенка, а значит в более комфортных для него условиях. Это позволит ребенку полнее раскрыться, а впоследствии - легче принять особенности школьного общения.

Комплекс организационной адаптации первоклассников включает в себя следующие мероприятия:

  • 1. Создание буклетов, где будет помещена информация о школе, её традициях, истории, правилах внутреннего распорядка, даны контактные телефоны лиц, отвечающих за ключевые позиции школьной жизни. Буклеты предполагается дарить родителям первоклассников, когда они приносят заявление о приеме ребенка в школу.
  • 2. Создание сайта «Моя родная школа», где будут публиковаться материалы о важных школьных, традициях, о проблемах школы.
  • 3. Сегодня важно объяснять как родителям, так и детям причины принятия тех или иных административных решений. Важно, чтобы ребенок и семья не только подчинялись требованиям школы, но и понимали их.
  • 4. Оценка - новое явление в жизни первоклассника. Важно, чтобы ребенок правильно реагировал на нее. Помочь адаптировать ребенка к оценке могут родители, однако их необходимо нацелить на подобную работу, подсказать им эффективные приемы восприятия оценки. Эта работа проводится в первые дни сентября.

Современная начальная школа не только для ребенка, но и для его родителей . Легко и успешно овладеть программой, не прибегая к их участию в учебном процессе, вряд ли возможно. Для родителей, заинтересованных в успехе своего ребенка нужно проводить индивидуальные консультации.

У нас в доме завёлся первоклассник. Этот факт заставил разработать флай-приёмы для начинающего школьника. Имея опыт работы в школе и зная слабые места в организационных вопросах, стараюсь оптимизировать процессы и сформировать привычку действовать рационально и эффективно.

Выделила три этапа-процесса, которые необходимо оптимизировать:

  • возвращение из школы;
  • подготовка к новому учебному дню;
  • утренние сборы.

Как ни странно, начну я с процесса "возвращение из школы", потому что именно сбой в этом процессе приводит к нервотрёпке на всех остальных этапах. Итак,

Возвращение из школы

По пути из школы беседуем о том, что было на уроках. Нужно получить ответы на следующие вопросы:

  1. Какие уроки сегодня были? Что было на каждом из них (коротенько - о чём говорилось на уроке)
  2. Какой урок понравился больше всего? Почему? Что сегодня узнал самое интересное? Было ли что-то необычное, забавное?
  3. Что показалось трудным? непонятным? неприятным?
  4. Что задано на дом? Сколько будет завтра уроков и какие? Во сколько закончатся?

Это не допрос, это беседа, из которой можно понять в целом, насколько ребёнок привык слушать и запоминать важное, на какие события реагирует острее всего, что упускает из виду. Заодно оценить масштабы домашней работы.

Все дальнейшие действия стараемся делать не вместо ребёнка, а вместе с ним. Пусть он проделывает манипуляции сам - вынимает, вытирает, складывает. Если получилось не слишком аккуратно - лучше направить, подсказать, помочь, но не делать за него полностью всю работу.

Дома переодеваемся в домашнюю одежду. Школьную форму (или то, что служит заменой школьной формой) осматриваем вместе на предмет степени загрязнённости, наличия оторванных пуговиц. лопнувших швов и прочих повреждений. Если повреждения обнаружены - оцениваем, можно ли их ликвидировать прямо сегодня (и резервируем под это время) или нужно будет подобрать другой вариант одежды на завтра. Одежду убираем или в стирку, или на вешалку.

Дальше принимаемся за рюкзак. Выкладываем из него ВСЁ. Заглядываем в пустой рюкзак, не забывая про кармашки. Если там есть крошки, мусор - вытряхиваем. Если появились загрязнения - протираем. (Кстати, вы можете одновременно то же самое проделать со своей сумкой). Разбираем то, что выложили из рюкзака.

Проверяем пенал на предмет сломанных или потерянных вещей. Восполняем утраченное. Смотрим в расписание уроков, откладываем в стопку тетради и учебники, которые понадобятся завтра. Сверяемся с расписанием, что всё необходимое для уроков собрано в стопочку. Укладываем пенал, тетради и учебники в рюкзак.
После этого с чистой совестью можно отдохнуть, отвлечься, заняться домашними делами.

Подготовка к новому учебному дню.

Если нужно выполнить домашнее задание - тетради и учебники вынимаются из рюкзака, выполняется домашняя работа, потом все вещи убираются обратно в рюкзак.

Тут хочу пояснить: кажется более логичным не укладывать учебники и тетради в ранец до тех пор, пока не сделано домашнее задание. Но по опыту - если сразу по приходу домой прочитано расписание на завтра, отобраны и сложены нужные тетради и учебники, гораздо меньше шансов что на ночь глядя вспомнится, что завтра английский, ИЗО или физкультура. И вам не придётся в ночи решать возникшие проблемы.

Если просто отложить нужные учебники и тетради в стопку на стол - большая вероятность, что за время "свободного времени" часть из них перемешается с другими, свалится за стол, перекочует на полку и так далее.

Проверяем готовность одежды. Если нужно чистое бельё или замена одежде, в которой ребёнок пришёл из школы - подготавливаем вечером.

Перед сном ещё раз проверяем расписание, всё ли подготовили, выучили.

Если по дороге из школы ребёнок говорил о трудностях, проблемах, неприятностях, проговариваем их ещё раз, чтобы негатив не закреплялся и не накапливался.

Утро

Утром хорошо бы обеспечить запас в 10 минут, чтобы не было необходимости резко вскакивать с постели, а можно было потянуться, поздороваться, сделать 2-3 простых упражнения.
Одежда и рюкзак уже готовы. Умыться, причесаться, одеться. Если надо - позавтракать (способ оптимизации завтраков у каждого свой - можно это обсудить отдельно). Ну и непременно в хорошем настроении отправиться навстречу новому учебному дню.

Инструкция

Идеальный вариант, естественно, если у ребенка есть отдельная комната. В этом случае пространство следует разделить на зоны: игровая зона, рабочая зона и зона сна. Для рабочей зоны лучше всего подходит место у окна. Чтобы ребенок во время работы не отвлекался на происходящие на улице события, стол нужно поставить справа. Стены вокруг рабочего места нужно оформить в спокойных нейтральных тонах, яркие пестрые акценты будут постоянно отвлекать внимание ученика. В интерьере рабочей зоны не должно быть ничего лишнего, только все необходимое для учебы. Кроме стола и стула нужны стеллаж для книг, навесной шкафчик или полка. Не стоит располагать навесную мебель прямо над столом - это создаст ощущение дискомфорта. На этой стене лучше обустроить ученический органайзер в виде пробковой доски и нескольких кармашков из ткани неяркого оттенка для всяких школьных мелочей. А такие отвлекающие факторы, как любимые игрушки, компьютер и телевизор, должны находиться далеко за пределами рабочей зоны. Если же в комнате нет другого места для компьютера, тогда стоит приобрести угловой стол и расположить монитор в стороне, а не на рабочей поверхности.

Что же делать, когда квартира маленькая и нет детской? В этом случае в общей комнате нужно выделить место для рабочего уголка, где бы ребенок мог уединиться. Создать комфортное закрытое пространство можно с помощью разного рода выдвижных перегородок, стеллажей, и даже шкафа. В данной ситуации главное обеспечить для ребенка тишину и спокойствие во время работы.

Необходимый комплект состоит из ученического стола, удобного стула и какого-либо места для учебников и тетрадей (выдвижные ящики, стеллажи, полки, шкафчики). Будущий школьник обязательно должен принимать участие в выборе мебели для своего рабочего уголка. Можно смело покупать стол и стульчик для ребенка, если: спина удобно опирается на спинку стула; ноги, согнутые под углом, не висят, а стоят на полу; размер рабочей поверхности стола в пределах 60-80 см (глубина), и 120-160 см (ширина); расположение рабочей поверхности стола на уровне груди ребенка. Поверхность стола, расположена под наклоном, будет дополнительным удобством для осанки ученика.

Очень важно правильно продумать освещение рабочей зоны для работы в вечернее время. Естественно, на рабочей поверхности слева должна быть настольная лампа, но всего лишь в качестве дополнительного, но ни в коем случае не единственного источника света! Следует продумать комбинированное освещение комнаты, без резких перепадов, которые способствуют ухудшению зрения. Свет от настольной лампы должен равномерно рассеиваться по рабочей поверхности стола, и ни в коем случае не попадать ребенку прямо в глаза. Грамотная организация рабочего пространства для будущего школьника станет залогом его успешного обучения и позволит избежать серьезных проблем, возникающих в учебном процессе.

СТАТЬЯ

«Формы и методы, используемые учителем для адаптации первоклассников»

Учитель

2012

Сотвори для ребенка маленькое чудо, и он ответит большой волшебной сказкой.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учиться ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Януш Корчак

Формы и методы, используемые учителем для адаптации первоклассников .

Большинство детей, поступающих в первый класс, достаточно подготовлены к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т. п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.

Как правило, опытный учитель и родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требование соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения. Учитель должен с самого начала разъяснить детям, что от них требуется. Важно сразу показать ученику отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы.
От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель – ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе.


Проблема адаптации первоклассников к школе волнует многих педагогов-практиков. Каждый находит свое решение данной проблемы, исходя из особенностей детей своего класса.

Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.

На сегодняшний день во многих школах сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников – в первую очередь, это программа «Подготовка к школе». Главная цель, помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Занятия проводит будущий учитель, в стенах школы, чтобы дети чувствовали себя более комфортно при поступлении в 1 класс . Содержание занятий носит развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволяет дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Занятия проходят в игровой форме, решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение, мышление, речь. В свою очередь, учитель ведет наблюдение за индивидуальным развитием детей , через общение с их родителями накапливает богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогает подготовиться ему к началу учебного года.

Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому предусмотрена работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Это беседы, консультации на темы: «В игре готовимся к школе», «Готов ли мой ребенок пойти в школу?», «Портрет будущего первоклассника».

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения – уроки по 35 минут, обязательными являются 3 первых урока, родители могут забрать ребёнка после третьего урока, в уроки обязательно включаются элементы игры, физминутки, а четвёртый урок проходит в игровой форме, а если есть возможность, то на свежем воздухе

Например, организация уроков математики.

Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период).

Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т. д. Большое место на занятиях математикой отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников используются разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы, фишки, счётные палочки, счётный веер , мяч и пр.)


Очень нравится ребятам работать с компьютерными программами «математическими тренажёрами».

Больше внимания уделяется здоровьесберегающим принципам организации уроков. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок на уроках окружающего мира, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувст венного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Но замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку может значительно снизиться их эффективность. Проведенные наблюдения осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире, а это возможно именно на уроке. Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой , по которой обучаются школьники .

В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения урокам ИЗО и технологии принадлежит особая роль.

Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые фор мы общения.

Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных занятий; экскурсии в музеи; игры.

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения.

Основные направления работы на первых уроках технологии включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Так же как и другие уроки, часть уроков технологии проводится в форме экскурсий или игр: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах; сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа – художник и скульптор» («Что дарит нам природа?»), которая включает в себя игры-соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно сделать фигурки лисички», «Кого напоминает эта веточка»?», «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и т. д.; уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок (театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», урок-игра «Бумажная авиация» и т. д.

Учитель обращает внимание на особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представлены три структурных элемента: оргмомент, основная часть урока и рефлексия.

Оргмомент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т. п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока – «дробная» т. е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактиче ских игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности – учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение.

Особое внимание педагоги уделяют организации учебного сотрудничества на уроках, как важнейшей части социальной адаптации. Так работая в «микро коллективе » (паре, группе) дети осваивают технологию групповой работы на уроках, осознают значение сплоченности в момент выполнения заданий. Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в со ответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырех летней начальной школы» от 01.01.2001 г. № 000/11-13: исключается система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств, среди которых распространены такие, как линеечка Рубинштейна-Дембо, листы индивидуальных достижений и т. д.

Большое значение уделяется рефлексии на различных этапах урока и в конце урока.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нрав ственно-волевого развития.

Можно использовать формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

Задания разной степени трудности;

Специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие
мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не
большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объеди няются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;

Предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т. к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности .

Большое значение для педагогической поддержки адаптации ребенка к школе играет внеурочная деятельность первоклассников в режиме ГПД. Она организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.

Процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуации взаимодействия с учителем и одноклассниками. Специальные игровые упражнения помогают детям быстрее войти в непривычный мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника. Учитель должен создать в классе атмосферу доброжелательного и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

Проектирование системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни

Особенности работы с первоклассниками.

Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.

Обучение первоклассников должно строиться с учетом особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.

Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности), обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость предоставления детям разных по сложности учебных заданий и, что особенно важно, разную долю участия учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности уровень «школьной зрелости».

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те, и другие требуют различных форм доброжелательно и терпеливой работы учителя.

Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения - обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз повторять необходимое правило.

Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя - поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Очень важно специально подготовить такого ребенка к ответу - стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи активность. Нельзя спешить вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему «на ушко», чтобы не демонстрировать классу ошибки ребенка.

В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например, убрать учебник или тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу и т.п.). Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая что и как делать («открыли кассу букв», «нашли кармашек для данной буквы», «убираем ее», «закрываем кассу.»).

При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия. Это нужно делать не только на уроках родного языка и математики, но и на всех остальных уроках. Особенно эффективно использовать для этого уроки художественного труда, когда дети анализируют образец будущего изделия, выделяют последовательность действий. Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Причем, формулировку требования лучше высказывать не в категорической форме, а в мягкой («Мне кажется, ты здесь ошибся», «Проверь, пожалуйста, нет ли у тебя ошибки вот здесь» и т.п.).

Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть «дробной», т.е. включать несколько (желательно связанных темой) видов деятельности. Как уже было подчеркнуто выше, недопустимо строить весь урок на одном виде деятельности, например, все тридцать пять минут читать, писать или решать арифметические задачи. Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке.

Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать ее из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться - основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр - ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

Игры с правилами так же, как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения (особенно в первые недели учебы) игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке (дидактические), заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные).

Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов - этических, сенсорных, практических и др. При использовании игры как метода обучения необходимо выполнять ряд условий: учебная задача должна совпадать с игровой; наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую; необходимо сохранять гровую ситуацию; игра обязательно должна включать игровое правило (если, то.) и игровое действие.

Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения. Большие возможности для развития сюжетно-ролевых игр предоставляют уроки литературного чтения, математики, окружающего мира, искусства, в процессе которых дети могут разыгрывать различные роли реальных лиц или воображаемых героев.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т.п. При этом раздаточный материал, который находится перед каждым ребенком, должен полностью совпадать с демонстрационным. Необходимо помнить, сто использование только демонстрационного, зачастую иллюстративного материала, привлекающего ребенка своей формой, а не содержанием, нередко приводит к обратному результату: внимание детей фиксируется на ярких, но несущественных для решения учебной задачи деталях и свойствах. В этом случае работа не дает желаемого результата, не способствует развитию мышления. Опора на наглядно- образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления.

gastroguru © 2017