Словесное ударение. различные способы выделения подударного слога в разных языках. Место словесного ударения в словоформе. Проклитики и энклитики. Коррекционная работа по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей дошкольного возраста Форм

В статье предлагается схема реализации одного из методов восстановления речи у больных с эфферентной моторной афазией. Представлен практический материал.

«Восстановление звуко–слоговой структуры слова у пациентов с эфферентной моторной афазией».

Эфферентная моторная афазия – это системное нарушение речи, которое выражается в полной или частичной ее потере, обусловленное поражением вторичных полей коры нижних отделов премоторной зоны левого доминантного (у правшей) полушария головного мозга.

Центральным механизмом этой формы афазии является нарушение возможности быстро и плавно переключаться с одного звена артикулируемой речи к последующему из-за патологической инертности артикуляторных актов. Это выражается в том, что больной, хорошо произносящий отдельный звук, не может перейти к последующему, в результате персеверирует прежний звук, либо дает контаминацию предшествующего звука с нужным.

У пациентов наблюдаются дефекты артикуляции слов: литеральные парафазии, пропуски, перестановки звуков, персевераторные добавления лишних звуков, антиципации. При повторении слов сложных по звуковому составу и слоговой структуре отмечается послоговое произнесение (водопровод – за – да – га – вод), часто — сокращение слоговой структуры.

Поэтому одним из приемов восстановления речи при эфферентной моторной афазии является ритмико–мелодический прием , который «работает» на восстановление звуко–ритмической структуры слова.

Он заключается в том, что подбираются группы слов с одинаковой слого–ритмической структурой (примеры слов в приложении). В каждой группе выделяются подгруппы (5 –7 слов) одинаковой модели (с похожими гласными, количеством слогов, одинаковым ударным слогом) и записаны на диктофон.

Работа начинается со слов с простой звуко-слоговой структурой (односложные слова, двухсложные слова из открытых слогов с ударением на первом слоге, двухсложные слова из открытых слогов с ударением на втором слоге и т.д.).

Работа с каждой подгруппой слов рассчитана на несколько занятий.

1 занятие. Прослушивание слов.

Прослушивание слов с «прохлопыванием».

Сопряженное проговаривание слов с «прохлопыванием».

Составление слов из букв разрезной азбуки, запись их в тетрадь.

Заканчивание фраз с жестким контекстом этими словами.

2 занятие. Сопряженное чтение отрабатываемых слов с «прохлопыванием».

Самостоятельное чтение (по возможности) отрабатываемых слов с

«прохлопыванием».

Деление написанных слов на слоги, списывание этих слов по слогам.

Сопряженное проговаривание слов с выделением ударного слога.

3 занятие. Проговаривание отработанных слов с выделением ударного слога.

Заполнение пропущенных букв и слогов в этих словах.

Запись отработанных слов под диктовку.

Составление с этими словами словосочетаний.

Параллельно необходимо проводить работу по сопряженно–отраженному проговариванию фраз бытового содержания, также записанных на диктофон, которые проговариваются также с «прохлопыванием»; прочитываются, используются в диалогах.

Такой способ предъявления материала позволяет больному проговаривать речевой материал в домашних условиях как можно чаще, самостоятельно, без помощи логопеда, без визуальной опоры на артикуляторный рисунок слов, при необходимости дает возможность постоянно возвращаться к началу пройденного материала.

В процессе такой работы отмечались улучшения в состоянии речевой функции пациентов: расширялся активный словарь больных, в спонтанной речи появлялись отдельные фразы бытового содержания, примитивные по логической структуре. Больные более уверенно начинали участвовать в диалоге, хотя ответы чаще всего оставались односложными. В отработанных словах и некоторых новых, схожих с ними по звуко-слоговой структуре, значительно сокращалось количество ошибок.

Положительные изменения отмечались и в письме: отработанные слова больные достаточно легко составлял из букв, заполняли пропуски в этих словах, прочитывали их вслух, записывали их под диктовку, хотя при этом и отмечались литеральные парафазии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Односложные слова.

МАК СОК ВОТ ЛУК МИР ЛЕС

БАК НОС РОТ СУК ПИР ВЕЩЬ

ЛАК ДОМ ПОТ БУК МИЛ ДЕНЬ

РАК СОМ БОР ДУШ МЫЛ ЩЕЛЬ

ТАЗ ЛОМ КОМ ГУСЬ ТИР СЕМЬ

2. Двухсложные слова из открытых слогов с ударением на первом слоге.

ЛАПА МУХА ДЫНЯ КОЖА

МАМА ДУМА ДЫРА ЛОЖА

ВАЗА ЛУЖА ЛИПА МОДА

ПАПА ЛУПА ШИНА РОЩА

РАНА ТУЧА ПИЩА СОНЯ

МАША СУША ПИЛА НОТА

КАША ШУБА ЛИСА СОДА

3. Двухсложные слова из открытых слогов с ударением на втором слоге.

САМА РУКА ДЕПО ЗИМА

НОГА МУКА ПЕРО ЛИСА

КОЗА КУМА СЕЛО ПИЛА

ВОДА ДУГА КУПЕ ДИТЯ

ГОРА ЛУНА ПЮРЕ ЖЕНА

ЗАРЯ ГУБА ТИРЕ ЦЕНА

4. Двухсложные слова с закрытым слогом с ударением на первом слоге.

УГОЛ ЗАПАХ ГОЛОД БЕРЕГ

УЗЕЛ САХАР ВОРОТ ВЕТЕР

УЛЕЙ ПАЛЕЦ ГОРОД ВЕЧЕР

УЖИН ТАНЕЦ КОЛОС СЕВЕР

5. Двухсложные слова с закрытым слогом с ударением на втором слоге.

ОРЕЛ УГОН ВАГОН БАГАЖ

ОВЕС УБОР БАТОН БАЗАР

ОСЕЛ УЗОР ЗАБОР БАРАН

ОТЕЦ УРОК НАРОД БАНАН

ОРЕХ УТЕС ФАСОН ГАРАЖ

6. Двухсложные слова со стечением в середине слова с ударением на первом, на втором слоге. (Примеры одной подгруппы из каждой группы слов)

РАМКА ВЕДРО

ЛАМПА ВЕСЛО

ЛАВКА ЗЕРНО

ПАЛКА МЕТРО

ПАЧКА ПЯТНО

7. Трехсложные слова из открытых слогов с ударением на первом, на втором, на третьем слоге. (Примеры одной подгруппы из каждой группы слов)

КУРИЦА МАШИНА ПОЛОСА

МУЗЫКА КАБИНА БОРОДА

РОДИНА МАЛИНА ГОЛОВА

РОЩИЦА ДОЛИНА ХОЛОДА

ЛУЖИЦА ЛАВИНА ДУХОТА

В дальнейшем звуко-слоговая структура слов усложняется.

Литература:

  • Цветкова Л.С. «Нейропсихологическая реабилитация больных», 1985.
  • Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии», 2005 г.
  • Шкловский В.М., Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии», 2000 г.

Сулимова Наталья Юрьевна,
логопед-нейродефектолог
отделения «Стационар на дому».
Центр патологии речи и нейрореабилитации,
г. Москва

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе "старыми"), а Московская совершенно иначе ("новые правила").

Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .

На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

"Старые" правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В

1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.

3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.

4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.

5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз - дник, солн-це.

"Новые" правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)

1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать, а деление слова для переноса - уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц]. При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.

Если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер.

Если обобщить правило более доходчиво:

Слова "разрубаются" на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.

НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь и за ними есть еще парная согласная, они (сонорные и сонорные с ь) отходят к предыдущему слогу; если после й есть любой другой согласный, й отходит к предыдущему слогу.

Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл... , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.

Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.
Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.
Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.
Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.
Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Потренируемся в делении на слоги?

Сколько слогов в слове ЗВУК? 1 гласная, значит 1 слог звук.

Сколько слогов в слове ОГУРЕЦ? 3 гласных, значит 3 слога: о|гу|рец, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове УЧИТЕЛЬ? 3 гласные, значит 3 слога: у|чи|тель, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове ОТВЕТ? 2 гласных, значит 2 слога. По теории Щербы делим на слоги как от|вет, по Аванесову о|твет.

Сколько слогов в слове ГЛАСНЫЙ? 2 гласных, значит 2 слога. По Щербе делим глас|ный, по Аванесову гла|сный.

С удовольствием поможем разделить на слоги любое слово. Свои вопросы задавайте в комментариях.

Используются приемы отхлопывания, отстукивания, протоптывания слоговой структуры слова, выделение го­лосом ударного слога.

Последовательность знакомства детей с ударением:

1. Двусложные слова с одинаковыми слогами: мама, Тата, дядя.

2. Двусложные слова из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Тома, Таня.

3. Односложные слова: дом, дым, мак, суп.

4. Двусложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, лиса.

5. Трехсложные слова с ударением на среднем слоге: машина, собака, корова.

6. Трехсложные слова с ударением на первом слоге: кубики, дерево.

7. Трехсложные слова с ударением на последнем сло­ге: молоко, голова, самолет.

Важно, чтобы дети в речи сохраняли ударный слог сло­ва, чтобы слово было узнаваемым.

Построение и употребление обиходных словосочетаний

Задание 1. Научить детей объединять слова:

а) глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже.

дай + мяч (шарик, грибок)

б) дай + ложку (Катю, зайку). Задание 2. Подскажи нужное слово.

Вова, вымой...

Ната, вытри...

Таня, причеши...

Задание 3. Угадай, кто что будет делать. (Разные куклы. Что будет делать кукла Даша? А Маша?) Активизация глаголов в начальной форме: рисовать, гулять.

Задание 4. Использование в общении словосочетаний, выражающих желание:

дай (хлеба, воды, зайку);

налей (супу, молока);

хочу есть, пить, спать, гулять, и т. п.

Употребление в речи однословных и двусловных предложений

Задание. Употребление предложений типа:

а) Это Катя. Это киса. Это гуси. Вот киса. Тут утка. И т. п.

б) Дай утку Дай ложку. Дай воды.

в) Хочу спать. Хочу гулять Хочу есть.

г) Можно кушать? Можно идти?

д) Нина, лови. Лежи, Катя. Пей, киса.

Грамматические структуры желательно отрабатывать в активном общении с детьми, используя предметную де­ятельность. От детей не требуется точного различения слов: это, вот, здесь, там, тут, допустимо также искажение звуко-слоговой структуры слов.

Развитие речевой подражательности

Эффективно использование кукольного театра, игр-драматизаций, дидактических игр и упражнений.

Задание 1. Два клоуна. Активизация в общении слова­ря и первых грамматических форм.

Задание 2. «Колобок» (игра-драматизация).

Игры

«Шоферы и строители», «Что мы делали - не ска­жем...», «Кто сказал «мяу»», «Покорми животных», «Посмотри и назови», «Куда пойдешь, что найдешь», «Кто как кричит», «Гуси - гуси», «Волк, пастух и гуси», «Кому что нужно», «Магазин», «К кому пришел, от кого ушел волк», «День рождения куклы Тани», «Кто что делает», «Отгадай, кто к нам пришел», «Высоко - низко», «Кто что ест», «Кто где сидит», «Угадай, что это».


Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения

Задачи:

Научить понимать простые нераспространенные предложения;

Учить выполнять простые действия по речевой инст­рукции;

Учить понимать и строить словосочетания типа гла­гол в повелительном наклонении + существительное в ви­нительном падеже;

Учить употреблять в речи словосочетания типа гла­гол + существительное в винительном падеже; глагол + существительное в творительном падеже; прилагательное + существительное; глагол + наречие;

Учить употреблять в общении предложения типа под­лежащее + сказуемое, выраженное глаголом настоящего времени 3 лица;

Учить понимать и употреблять предложения типа подлежащее + сказуемое + дополнение; подлежащее + ска­зуемое + обстоятельство;

Учить различать некоторые формы словоизменения и число существительных;

Учить некоторым продуктивным способам словооб­разования существительных и глаголов;

Учить воспроизводить слого-ритмическую структу­ру двусложных и трехсложных слов.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на Ш этапе.

Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте особую сложность для коррекции представляет собой такое проявление речевой патологии, как нарушение звукослоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произношения слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, добавление слогов и звуков).

Вопрос об усвоении звукослоговой структуры слов в условиях задержанного речевого развития является очень важным. Затруднения воспроизведения звукослоговой структуры слов препятствуют усвоению словарного запаса и грамматического строя речи. Нарушение звукослоговой структуры слов сопутствует детям с патологий речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи оно может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребёнок сталкивается с новой звукослоговой и морфологической структурой слова. Это нарушение, существенно затрудняющее овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью, вызывающее появление вторичных психических наслоений, является достаточно стойким и преодолевается с трудом.

Анализируя сведения, имеющиеся в литературных источниках, мы пришли к выводу, что нарушение звукослоговой структуры слова является характерной особенностью речи детей с её общим недоразвитием. Нарушение звукослоговой структуры по-разному изменяет звукослоговой состав слова.

Прежде чем говорить о характере искажений звукослоговой структуры слова, необходимо уточнить, что, употребляя термин «структура слова», мы вкладываем в это понятие вслед за языковедами следующие признаки: количество слогов в слове и ударность, последовательность слогов в слове, строение отдельных слогов (прямой и обратный, открытый и закрытый, слог со стечением согласных и без него).

При нормальном речевом развитии широко распространены искажения слов , сводящиеся к их упрощению (сокращение и уподобление слогов, сокращение стечений согласных). Добавления слогов , наблюдающиеся при общем недоразвитии речи, в норме единичны.

Трудности при воспроизведении другого признака слогового состава – ударения – малохарактерны для детей с общим недоразвитием речи.

Особое место занимают такие искажения, как перестановка слогов , что необычайно типично для детей с недоразвитием речи (потенатик – полотенце, типыхата – черепаха, рижебёнок – жеребёнок ). В результате перестановок слогов дети нередко усложняют структуру слова (читиртга – кочерга ), что не позволяет считать причиной перестановок артикуляционные затруднения. Анализ ошибок показывает также, что из всех слогов слова дети более чем в половине всех случаев переставляли ударный слог, стремясь как бы поставить его ближе к началу слова или начать с него произнесение слова (патенатик – полотенце, выгланат – виноград, чепенье – печенье ).

Необходимо упомянуть ещё об одном виде слоговых искажений – уподоблении слогов внутри слова (тутурар – тротуар, билиблитека – библиотека, яширшир – ящерица ).

Существенно искажают слово сокращение стечений согласных , которые считаются едва ли не самыми распространёнными дефектами произносительной стороны речи детей с её общим недоразвитием, и которые в ряде случаев затрудняют понимание и употребление речи. Под сокращением стечений согласных принято понимать такое явление, когда звуки, доступные произношению ребёнка и употребляемые им в ряде слов, в местах стечений согласных пропускаются (катит – скатерть, оно – окно, веда – звезда ).

Нарушая звукослоговой состав слова или строение отдельного слога, все названные выше искажения в той или иной мере распространяются и на ЗВУКОВОЙ СОСТАВ СЛОВА. Что в свою очередь может привести к различным нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии.

Затруднения в произношении звукослоговой структуры слов оказываются очень стойкими. Они, например, возобновляются в усвоенном уже и правильно произносимом слове, если это слово включается во фразу. Чаще всего эти искажения сводятся к сокращению звукослоговой структуры отдельных слов.

Структурные искажения, устранённые из устной речи, нередко вновь обнаруживаются в письме. Так, ребёнок может допускать искажения слов, которые в устной речи произносит верно: кростра, кострюра – кастрюля, зезда – звезда, кузечк – кузнечик, гртусик – градусник, мил, мили, милизанер – милиционер. Здесь мы опять встречаем сокращение числа слогов, их перестановки, сокращение стечений согласных, то есть ошибки, уже устранённые из устной речи. Это подчеркивает важность усвоения слогового состава слова для овладения грамотой.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов

Наша методика состоит из нескольких блоков, причём работа должна вестись параллельно над каждым из блоков. Так как конечная цель логопедической работы будет заключаться в правильном оформлении слова с точки зрения его произношения у детей с общим недоразвитием речи, то, очевидно, при создании единой комплексной методики следует работать над фонетической системой в целом. Вся логопедическая работа над фонетической стороной речи представляет собой работу над словом, но она варьируется на разных этапах развития речи. Необходимо целенаправленно воздействовать на все стороны речи, в том числе на звуковую, слоговую, на грамматический строй, работу над фразой, развитием фонематических, а также психических функций.

Итак, при овладении детьми правильным произношением каждой группы слов нового звукослогового состава выделяется несколько взаимообусловленных разделов коррекционной работы:

  1. Формирование слогового контура слова.
  2. Усвоение звукового строения слогов и их определённой последовательности.
  3. Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением переключаться с одного слога на другой.
  4. Преодоление трудности стечений согласных.
  5. Устранение перестановки слогов.

1. Формирование слогового контура слова.

На первом этапе, как и на всех последующих занятиях, работа по овладению звукослоговой структуры слова включала в себя упражнения, способствующие различению, и упражнения, направленные на воспроизведение слова. Другими словами, задача этого раздела работы состоит в том, чтобы научить детей чёткомувосприятию и воспроизведению нужного количества слогов.

Для этого детям предлагаются упражнения, направленные на развитие слухового восприятия.

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?» ).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание ладонью по столу, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона.

Виды работ :

  1. сравнение ритмов: / //, //…..// /;
  2. узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком;
  3. воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
  4. задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка ///; ////;
  5. произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символами;
  6. воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка – символ –) и коротких (барабан, бубен – символ +). Ритмический рисунок может быть следующим: – – +, ++-, и т.д.;
  7. формирование общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, ходьба, легкий бег. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения;
  8. упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, подсчет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь;
  9. упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение одновременных движений: кулак (левая рука) – ребро (правая рука) и т.д.

Одновременно с описанными упражнениями проводится работа по различению и воспроизведению слогового контура слов. Внимание ребёнка привлекается, прежде всего, к разнице между словами по слоговому размеру, то есть по количеству слогов. Так, проводится игра «Длинные и короткие слова» . Логопед объясняет детям, что слова бывают «большие, длинные, которые мы говорим долго», и «маленькие, короткие которые мы произносим быстро», и приводим примеры их (паутина, комната и мак, пух); затем логопед называет ряд слов (мак, пух, ком, кот, паутина) и просит детей поднять руку, когда он назовёт самое длинное слово. При этом в такт произнесению логопед отстукивает (или прохлопывает) число слогов слова, чтобы сделать рельефной разницу в длине этих слов. Затем это упражнение проводится в другом варианте: дети должны узнать самое короткое слово из предъявленных.

Для сравнения лучше брать слова более контрастные, затем менее контрастные. Так, вначале используются слова одно- и четырёх-, пятисложные; затем одно- и трёхсложные; одно- и двусложные; двух- и трёхсложные и, наконец, наиболее трудные для сравнения трёх- и четырёхсложные. Постепенно для таких упражнений подбирается материал более сложного состава. Даются слова с обратными и закрытыми слогами, а в дальнейшем слова сходного звукового состава: арбуз – абрикос; парта – перчатка.

Сравнение слов производится попарно, затем задания можно менять. Например, можно предложить детям из слов, называемых логопедом, выбрать такие, которые состоят из одной части, двух частей и т.д. Такие упражнения проводятся параллельно с работой над усвоением звукового состава слова и являются подготовкой к произнесению слов, состоящих из определённого количества слогов.

Логопедом могут быть использованы следующие приёмы работы :

1) Логопед выставляет ряд картинок, на которых изображены слова различной звукослоговой структуры. Сначала дети произносят слова пройденной ими звукослоговой структуры и определяют, из какого количества слогов они состоят. Количество слогов в остальных словах определяется с помощью отхлопывания или дирижирования вслед за произнесением их логопедом. Затем картинки распределяются по количеству слогов в словах.

2) В дальнейшем применяются такие приёмы, как нахождение среди ряда предметных картинок таких, названия которых состоят из заданного количества слогов.

3) Нахождение на сюжетной картинке предметов, обозначаемых словами, содержащими заданное количество слогов.

4) Запоминание и самостоятельное называние слов, содержащих нужное количество слогов (без наглядной опоры).

5) Одним из упражнений может быть игра в лото. Детям раздаются карточки с изображением нескольких предметов. Дети закрывают картинки, название которых содержит указываемое логопедом количество частей (на начальном этапе работы над слоговым составом слов понятие «слог» следует заменять на «часть» ). Выигрывает тот, кто первым безошибочно выполняет задание.

6) В дальнейшем задача упражнений постепенно усложняется: логопед предлагает детям показать или назвать слова, в которых столько же слогов, сколько в слове дом, пила, малина и т.д.

Кроме того, работая над звукослоговой структурой слова, можно одновременно обучать детей отдельным грамматическим формам слова, а также построению фразы. В речевой материал для занятий необходимо включать притяжательные прилагательные – мамина, Вовина и т.д., слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом -очк- в сопоставлении с основной формой именительного падежа единственного числа: Вова – Вовочка, лодка – лодочка и т.д. (при этом отрабатывались понятия «большой – маленький»); сопоставление единственного – множественного числа: белка – белки, сопоставление существительных в разных падежах: вот белка, нет белки, дай белку и т.д. Внимание детей обращалось на правильное произношение окончаний слов, на изменение значения слова в зависимости от изменения окончания.

От общего задания – отличить длинное слово от короткого – подводим ребёнка к следующему заданию, более конкретному и трудному – отличить ряд из двух слогов от одного слога. Желательно сделать это в игровой ситуации. При этом важно учитывать следующее: игра будет обучающей в том случае, если выполнение или невыполнение речевого задания будет непосредственно связана с выигрышем или проигрышем в игре.

Наше исследование показало, что для детей с общим недоразвитием речи характерны нарушения ритмической организации не только на уровне предложений, но также и на уровне отдельных слов, поэтому для воспитания представлений о ритмических структурах слов целесообразно использовать упражнения на отстукивание ритма хорошо известных детских песен (в доступной форме, на доступном материале). При этом логопед несколько раз напевает, и отхлопывал ритм этих песен, затем дети узнают эти песни только по их мелодии и ритму и сами подключаются к его воспроизведению.

В правильной организации контура слова большое значение имеет выделение ударного слога. Поэтому можно использовать виды работ, направленные на развитие этого умения, например, когда логопед читает детям несложное стихотворение, а дети при произнесении ударного слога выполняют совместно с логопедом какое-либо условное движение.

После того как дети научатся различать разные ритмы и слова различного слогового размера, а также воспроизводить неречевые ритмы (число отстукиваний), можно переходить к воспроизведению слоговых рядов.

2. Усвоение звукового строения слогов и их определённой последовательности.

Упражнения должны чередоваться с тренировкой чёткого произношения рядов гласных, которые в начальном периоде обучения выполняют роль скороговорок: произносятся сначала в обычном, а затем в ускоренном темпе, плавно и отрывисто (ауиауиауи).

Л.Б. Есечко подчёркивает необходимость уделения большого внимания на всём протяжении обучения на работу над гласными звуками в плане, как восприятия, так и произношения. Умение слышать и чётко артикулировать гласные является основой правильного воспроизведения количества слогов в слове. Одновременно упражнения в воспроизведении звукового ряда, тренирующие чёткое переключение от звука к звуку, предупреждают многочисленные ошибки уподобления и перестановок гласных звуков, отмечающиеся в речи детей с общим недоразвитием речи: «висилёк», «виласок» – василёк, «голоби» – голуби и т.д.

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Виды работ, способы предъявления заданий выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребёнка:

  1. сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
  2. назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
  3. наращивание слогов: «скажи на 1 слог больше, чем я» (са-со…);
  4. уменьшение слогов: «скажи на 1 слог меньше, чем я» (са-со-су…);
  5. чтение цепочек слогов: са-со-су-сы, са-са-со, са-ас-са;
  6. чтение и повторение серии слогов: а-са, а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы, о-са, о-со, о-су, о-сы, у-са, у-со, у-су, у-сы;
  7. запомнить и повторить: са-со-со, со-са-са, си-са-со, ca co -си, (аналогично - с ударением на каком-то слоге);
  8. повторение, чтение слогов со стечением согласных:
    ста, сто, сту, сты;
    аст, ост, уст, ист;
    а-ста, а-сто, а-сту, а-сты и т.п.
  9. «придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их»;
  10. придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
  11. «скажи наоборот» (игра с мячом): са-«ас»;
  12. беглое чтение слоговых таблиц с прямыми, обратными слогами, со стечением согласных.

Во всех этих упражнениях на данном этапе обучения широко используются: отстукивание, ритмическое помахивание логопедом рукой в такт произношению, кивки головой, ибо всё это фиксирует внимание детей на количество слогов ряда.

На протяжении всего периода обучения проводятся упражнения, направленные на различение слов по их звуковому составу. При этом внимание детей обращают на то, как изменяется смысл слова при опускании отдельных слогов или изменении их последовательности. Для упражнений подбираются слова, отличающиеся одним слогом или его местом в слове: сок – песок, чай – чайка, насос – сосна и т.д.

3. Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением переключаться с одного слога на другой.

Следующей задачей в отработке звукослоговой структуры слова является устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением переключаться с одного слога на другой.

Как отмечала Л.Б. Есечко, усвоению правильного произношения очень помогает звуковой анализ и синтез. Работа над воспитанием навыка расчленения слов на слоги и выделения ударного слога может быть начата только после того, как дети научатся определять место фонемы в слове по признакам «в начале слова», «в середине», «в конце». Наиболее широко этот приём применяется при усвоении правильного произношения закрытых слогов, слогов со стеченьями согласных. Такие упражнения опираются на навыки, которые формируются у детей в процессе подготовки к обучению письму и чтению.

Таким образом, конечным этапом этого отрезка работы является заучивание двусложных и трёхсложных слов из открытых слогов, отличающихся как разными гласными, так и разными согласными. Опорой в упражнениях на переключение является зрительное восприятие артикуляции логопеда.

Вначале логопед просит ребёнка сказать всё слово вместе с ним, по слогам. При этом он чётко артикулирует каждый слог и показывает ребёнку положение языка, губ для каждого из них. Это даётся для того, чтобы ребёнок мог потом лучше следить за артикуляцией логопеда. Затем то же повторяется с зеркалом. Ребёнок смотрит в зеркало и ставит язык, губы так, как объясняет ему логопед.

После этих предварительных объяснений начинаем, сопряжено с ребёнком, произносить всё слово, чётко артикулируя слоги. Затем (без перерыва) логопед переходит на беззвучное артикулирование слова, обращая и теперь внимание ребёнка на свою артикуляцию. Затем помогает ребёнку только взмахом руки в такт произнесению, что после многократного повторения оказывается достаточной опорой для произнесения слова.

Случается, что трудности переключения с одного слога на другой вызывает сокращение слова . Тогда бывает достаточно повторить с ребёнком такой же сложности звукослоговой контур из одинаковых слогов (например, при заучивании слова панама – мамама) и на фоне этого контура дать зрительный образ артикуляции заучиваемого слова.

В упражнениях на переключение артикуляционной позиции от слога к слогу мы применяем послоговое (расчленённое) произнесение слов.

4. Преодоление трудности стечений согласных.

После овладения ребёнком этими умениями – воспроизведение контура слова и переключение с одного слога на другой – становится возможным перейти к преодолению следующей трудности – стечении согласных.

Стечения согласных берутся вначале в середине слова , ибо в этом случае возможно распределение стечения между двумя слогами. Основная роль принадлежит артикуляционным упражнениям.

Для заучивания берутся слова: тыква, папка, утка, лента, ветка, туфли, кофта, тапки, нитка, копна, вафли, пальто, камни. Вначале надо проверить умение ребёнка произносить закрытые слоги и обучить их этому на словах (кот, мак, пух, ком).

Затем применяем тот же приём: послоговое произнесение двух слогов слова, при этом первый слог произносится логопедом (тык), а второй – ребёнком (ва).

При работе над стечением согласных также широко используется объяснение правильной артикуляции стечении и зрительная опора на артикуляцию учителя и свою в зеркале. Потом это упражнение можно провести с детьми: первый слог произносит более сильный ребёнок, другой заканчивает, а логопед указывает порядок произнесения, касаясь рукой то одного, то другого.

При отборе слов со стеченьями согласных в середине слова надо стараться, прежде всего, брать слова, где в стечении оба звука или второй является смычным (п, т, к ), ибо наличие такого звука позволяет резко разграничить один слог от другого: пап-ка, тап-ки, нит-ка, вет-ка.

При отработке стечении согласных в начале слова важно учитывать особенности последних. Так, например, сонорные звуки являются наиболее благоприятными в качестве второго компонента стечения, ибо они по артикуляции имеют сходство с гласными звуками и приближают стечение согласных к более лёгкой для ребёнка структуре прямого слога. Таковы некоторые этапы и приёмы, которые намечены нами при работе над стеченьями согласных.

5. Устранение перестановки слогов.

Затем наступает следующий этап в работе – устранение перестановки слогов. Этот вид ошибки появляется у детей лишь на определённом уровне овладения звукослоговой структурой слова. Поэтому и работа над последовательностью слогов возможна лишь на определённом этапе. Если ребёнка затрудняет даже переключение с одного слога на другой, то, конечно, не может быть и речи об установлении нужной их последовательности, пока это задание недоступно.

В работе над последовательностью слогов главный упор делается на слуховые упражнения, ибо в случае перестановок ребёнка затрудняет не произношение слогов, а именно порядок их воспроизведения.

Мы обращаем внимание ребёнка на то, что смысл слова меняется, если слоги меняются местами. Можно привести примеры таких слов, как гора – рога, лопата – палата, банка – кабан, сосна – насос, и показать соответствующие картинки. Объяснить, что если в слове сосна сказать сначала слог на, а потом слог сос, то получится совсем другое слово; следует показать, как перестановка слогов делает слово бессмысленным. «Так не говорят» – дети это хорошо воспринимают.

На этом этапе дети могут узнать, есть ли определённый слог в том или ином слове: «Ребята, послушайте, в каких словах есть му, поднимите руку, когда услышите му».

После того, как дети могут различить наличие и место слогов в слове, мы переходим к выделению их из слова и осознанному определению места слогов в слове. Сначала учим детей практически овладеть слогоделением. Логопед произносит всё слово по слогам, отхлопывая каждый слог, четко отделяя эти хлопки друг от друга. При этом говорит: «Вот мы разделили слово на части». Затем дети вместе с логопедом повторяют слово и также отхлопывают количество слогов. Если они не могут этого сделать, то логопед берёт их руки в свои и отхлопывает вместе с ними.

Деление слов на слоги можно облегчить ребёнку, если одну часть слова будет выделять педагог, а другую – ребёнок. Когда ребёнок научится подсчитывать число слогов в слове и выделять их последовательно, можно давать более сложные упражнения:

  • игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов);
  • игры на деление слов на слоги: ударить мячом об пол столько раз, сколько слов в слове, удары сопровождаются четким произнесением слогов;
  • деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия (нанизывание колец на стержни), сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее;
  • ребёнок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед);
  • разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового состава;
  • разбор слова по схеме: сколько слогов, какой первый, последний, какой слог стоит перед слогом, после слога, между слогами;
  • «разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог;
  • «рассели животных по домам»: одноэтажный - кот, двухэтажный - лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома);
  • игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова;
  • Придумать слова со слогом (па, ва, му и т.д.).
  • Придумать слова, состоящие из 1 (2, 3) слога.
  • Сложить слово из слогов, данных в нарушенной последовательности: ха, му; в качестве опоры предъявляется картинка.
  • Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (полено – колено, нитки – тапки, кофта – муфта).
  • Добавление или уменьшение числа слогов в слове с изменением
  • смысла слова (по показанной картинке).
  • объяснить значение слова пароход’, из каких 2 слов оно образовано;
  • исправить ошибку в словах: макало а) слова написаны неправильно; б) слова произносятся логопедом неправильно. Если трудно, то в помощь дается предметная картинка;
  • назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил;
  • что изменилось в слове: лис-лиса-лисица;
  • ребёнку предлагается ряд картинок (слов), из них выбрать самое длинное слово, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова;
  • логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах;
  • анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука): низ - вниз, шил – сшил;
  • чтение слов, лишенных смысла, отхлопывание ритмической структуры слова (например, аорикадаора);
  • какие слова рифмуются, а какие - нет? Анализ количества слогов в них (рак - бак, зайка - зазнайка) и т.п.

В дальнейшем звукослоговая структура слов отрабатывается на материале чистоговорок, предложений, стихов, текстов. Детям можно предложить следующие виды работ в зависимости от этапа коррекционной работы:

  • заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах): Ша – ша – ша наша Маша хороша; Аш – аш – аш - дайте карандаш. Детям предлагается хлопать в ладоши на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи);
  • придумать чистоговорку самому: са-са-са-…;
  • заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи;
  • чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено со взрослым, и т.п.

Приведенные выше слогоритмические упражнения направлены на коррекцию звукослоговой структуры слов, а конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребёнка, его возраста и вида речевой патологии.

Вся работа над овладением звукослоговой структурой слова увязывается с усвоением отдельных звуков. Это выражается в том, что вся первоначальная работа по воспроизведению структуры слова ведётся только на сохранных звуках.

Одновременно с этой работой начинается и постановка звуков. При этом соблюдается строгая последовательность слоговых рядов и слов, которые используются для автоматизации звука. Так, нельзя давать для автоматизации нового звука слова со стечением согласных, если они не усвоены ребёнком на сохранных звуках.

Упражнениям по произнесению различных элементов слова всегда предшествует различение этих элементов. Кроме того, на разных этапах работы делается упор то на слуховые, то на артикуляционные упражнения. Если слуховой контроль у ребёнка необходимо развивать в случае перестановки и добавления слогов, то все случаи упрощения структуры слова требуют, прежде всего, артикуляционных упражнений.

Все этапы работы тесно переплетаются между собой. Так, если на трёхсложных словах мы ещё отрабатываем контур слова, то на двусложных словах уже начинаем работать над стечением согласных.

Все вышеприведённые упражнения направлены на то, чтобы максимально расчленить для ребёнка стоящие перед ним трудности. Так, последовательно отрабатываются все те элементы, которые вызывают у ребёнка затруднения (воспроизведение контура слова, переключение с одного слога на другой, произнесение стечении согласных и т.д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агранович З.Е. Система коррекционной работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей.// Проблемы патологии развития и распада речевой функции. Сборник статей. – СПб., 1999.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвитие речи у дошкольников. – М., 1990.
  3. Есечко Л.Б. Формирование правильного слогового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи в приготовительном классе. // Дефектология, 1974 – №3.
  4. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. СПб., 1994.
  5. Логопедия / Л.С. Волковой -М., 1995.
  6. Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте анартриков и моторных алаликов // Развитие мышления и речи у аномальных детей. –Л., 1963. С. 271-294.
  7. Ткаченко Т.Д. Логопедическая тетрадь. -СПб., 1998.
  8. Тумакова Г.А. Методы и приёмы работы при ознакомлении со слоговым составом слова // Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991. С. 62-80.
  9. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. -М., 1989.

Учитель-логопед ГБОУ ЦППРиК
Голубева Елена Викторовна

В потоке речи выделяются единицы, представленные линейными отрезками (сегментами) той или иной протяженности, расположенными последовательно друг за другом. Речевой поток характеризуется также наличием фонетических явлений, которые наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц. Их называют суперсегментными (супрасегментными) элементами, или просодическими явлениями (от греч. prosodia – ‘припев’). Эти явления не могут существовать сами по себе, независимо от линейных (сегментных) единиц. Они реализуются одновременно с сегментными единицами. К суперсегментным явлениям относятся акцентные и мелодические характеристики речи, в первую очередь, – ударение (изучается акцентологией) и интонация (изучается интонологией).

Ударение – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Физическим носителем ударения является слог, контрастирующий с другими слогами по степени выделенности. Функциональным носителем ударения является слово (словоформа), фонетическое слово. Под словесным ударением понимают звуковое выделение (подчеркивание) одного слога в слове (группе слогов) теми или иными фонетическими средствами. Ударение характеризует весь слог, а не только гласные звуки ударного слога, но все же основной акцент делается на гласный звук. Ударение является обязательным элементом слова. Опознание слова тесно связано с правильным восприятием ударного слога.

В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному. На основе учета фонетических коррелятов различают три основных способа выделения ударного слога:

1) Выделение силой голоса, интенсивностью артикуляции, усилением мускульного напряжения (силовое, динамическое ударение). При этом ударный слог не только произносится с большей силой или интенсивностью артикуляции, но происходит иногда и удлинение слога. Такое ударение характерно для тюркских языков.

2) Выделение движением голосового тона, изменением высоты тона (мелодическое, музыкальное, тоническое ударение). Ударный слог выделяется повышением основного тона. Музыкальным является словесное ударение в китайском, корейском, японском языках. Оно наблюдается в норвежском, шведском языках. Музыкальное ударение может быть политоническим. Для политонического ударения характерно, что ударный слог может выделяться несколькими способами. Например, в шведском языке слова re gel – ‘правило’ и re gel – ‘задвижка’ не омонимы, хотя в обоих случаях ударение падает на первый слог: в первом слове ударный слог характеризуется ровным тоном, а во втором – понижением тона. Тон слога – это высота звучания слога и движение тона в пределах слога.

3) Выделение долготой произношения (количественное, долготное ударение). Ударный слог удлиняется, но не усиливается. Такое ударение встречается редко (в новогреческом, индонезийском, яванском языках).

В большинстве случаев ударение имеет смешанный характер. Каждый вид ударения характеризуется комплексом средств, но доминирующим обычно выступает какой-то один способ выделения слога. В некоторых языках все явления соединены вместе или в их различных комбинациях. К числу таких языков относится и русский язык. В русском языке ударение долготное + силовое (квантитативно-силовое). Ударный слог в русском языке характеризуется удлинением гласного и произносится с большей силой. С акустической точки зрения, ударный слог отличается от безударных слогов большей громкостью, а с физиологической – усилением мускульного напряжения. Ударный слог в русском языке отличается и качественно. Он произносится более отчетливо, гласные не редуцируются. В безударных слогах гласные подвергаются редукции.

Согласно данным экспериментальной фонетики, русское ударение ближе к количественному (долготному). Длительность ударного гласного является для русского языка основным признаком ударного слога. По исследованию Л.В.Щербы, всякий ударный гласный длиннее первого предударного в полтора раза. Длительность используется в русском языке как основное качество ударения потому, что в русском языке не существует фонологически долгих гласных. В тех языках, где долгота гласного создает особые фонемы, это свойство не может быть использовано как основное в ударении.

В некоторых языках словесное ударение отсутствует. К таким языкам относят палеоазиатские языки (языки северо-востока Азии и Северной Америки) и некоторые языки тунгусо-маньчжурской группы.

Ударения классифицируются также по структурным признакам, выделяются структурные типы ударения. В зависимости от места ударного слога в слове выделяют ударение свободное (нефиксированное) и связанное (фиксированное). Свободное ударение – это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова и даже уходить за пределы слова: голова , голо вка, го лову, на голову . В русском языке ударение свободное: я щерица (ударный – первый слог), абонеме нт (ударный – последний слог), адмиралте йство (ударный – второй слог от конца, предпоследний) и т.д. В языках со свободным ударением каждое слово и каждая грамматическая форма имеет свое закрепленное ударение, то есть ударение для всей лексики языка не фиксируется на каком-то одном по счету слоге или нескольких слогах. Место ударения в слове в таких языках определяется традицией, ударение считается традиционным: мо лод, мо лодость, молоде жь, молоде ть, молодо й.

Свободное ударение свойственно большинству славянских языков, литовскому, немецкому, английскому, скандинавским языкам и некоторым другим.

Связанное ударение – это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове. Связанное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка, в которых оно падает на определенный по счету слог. Так, во французском, турецком языках ударным является последний слог слова, в чешском, венгерском, латышском – первый слог, в лезгинском – второй, в польском – предпоследний. Это языки с фиксированным одноместным ударением, которое падает в любых словах на один и тот же по счету слог.

Промежуточную группу между языками со свободным и связанным ударением занимают языки с полусвязанным ударением. Такое ударение является фиксированным, но разноместным. Полусвязанное ударение свойственно латинскому языку, где ударным является предпоследний слог, если он долгий: medici na и третий с конца, если предпоследний слог краткий me dicus . Аналогично устанавливается место ударения в арабском языке. В языках с полусвязанным ударением место ударения зависит от: а) места границы слова; б) от фонетических особенностей этого слова.

В итальянском языке полусвязанное ударение может быть на предпоследнем, последнем слоге, третьем с конце.

В языках с фиксированным ударением место ударения не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова.

В языках со свободным ударением применительно к морфологической структуре слова различают подвижное (переходящее) и неподвижное (непереходящее) ударение. При образовании форм слова или производных слов от данного слова свободное ударение может быть неподвижным или подвижным. Подвижное свободное ударение – это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме. Ударение может быть то на основе, то на окончании. В русском языке, характеризующемся свободным ударением, одни слова могут иметь постоянное ударение: соба ка, соба чий, соба ке , другие – подвижное: са д – сады – посади ть поса дка и т.п.

Подвижное свободное ударение характерно для тех языков, в которых ударение характеризует некорневые морфемы (окончания, суффиксы, приставки: пили ть – вы пилить, смотре ть – вы смотреть и т.д.

Подвижное ударение можно наблюдать и в языках со связанным ударением. Например, в польском языке ударение связанное, но подвижное: po lski, polski ego. Ударение перемещается на предпоследний слог, оно уже не выделяет корневой слог, как в первом слове.

Неподвижное свободное ударение – это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ одного слова: кни га – кни гу – кни гой – кни жный и т.д.

В английском языке ударение неподвижное. Место ударения в слове не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе.

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает второе, так называемое побочное ударение: ле йкопла стырь, де монетиза ция и др. Второстепенное ударение обладает теми же признаками, что и главное, только в более слабой степени.

Каждое знаменательное слово имеет свое ударение. Некоторые слова в потоке речи всегда являются безударными (предлоги, союзы, связки, вспомогательные глаголы, частицы, артикли и т.д.). Безударные слова называются клитиками. Среди клитик различаются проклитики и энклитики. Проклитики (от греч. proklino – ‘наклоняю вперед’) – это безударные слова, предшествующие ударному и примыкающие к нему (слова, примыкающие к ударным словам спереди): в школу, со мной и др. Энклитики (от греч. enklino – ‘склоняюсь’) – это безударные служебные слова, следующие за ударным словом и примыкающие к нему (примыкающие к ударным сзади): сказал бы , скажи же и др.

Иногда в потоке речи служебные слова (обычно проклитики) могут «перетягивать» ударение на себя: из дому , на слово и др. Клитиками становятся знаменательные слова. Ударение некоторых слов во фразе может ослабевать до полного исчезновения: Город наш очень красивый. Слово наш в этой фразе теряет ударение (ср. Наш город очень красивый ).

Основной функцией словесного ударения является функция фонетического объединения слова, обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его интонационного центра.

Иногда ударение может выполнять словоразличительную функцию (замо к – за мок ) или функцию различения форм слов (окна о кна ). Ударение может выполнять также экспрессивную функцию, когда с помощью ударения создается эмоционально-экспрессивная окрашенность слова (о-очень далеко ).

В языках со связанным ударением оно выполняет разграничительную функцию, отмечая границы слов.

По характеру единиц, в рамках которых происходит подчеркивание слогов, выделяются следующие типы ударений: словесное, синтагматическое (фразовое), логическое и эмфатическое. Функция ударения заключается в объединении слогов в слово, слов в синтагму или нескольких синтагм во фразу.

Синтагматическое ударение свойственно синтагме, группе слов, представляющих единое смысловое целое для данного контекста, для данной ситуации. Синтагма – это группа слов, объединенных соседством в речевой цепи и тесной смысловой связью: Постепенно //мы привыкли // к новым условиям жизни. В приведенной фразе три синтагмы. Некоторые фонетисты называют синтагмы «дыхательными группами», «речевыми тактами».

Для определения синтагмы важен, прежде всего, семантический критерий. Членение фразы на синтагмы отражает мысль говорящего в данной ситуации. Синтагма может быть подвижной, так как она зависит от ситуации, от мысли, вкладываемой в нее говорящим. При членении фразы на синтагмы учитывается также синтаксический критерий: Недавно // приехавший доктор // выступил в печати. Недавно приехавший доктор // выступил в печати.

Синтагматическое ударение – это более сильное выделение ударного слога последнего слова в синтагме (усиление ударения на последнем слоге): Маленький серый воробе й // бойко прыгал по доро жке . Синтагматическое ударение наслаивается на обычное словесное ударение последнего слова в синтагме. Ударный слог этого слова выделяется в большей степени, чем ударные слоги других слов синтагмы.

Фразовое ударение – это интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме. Но юмор этот // почему-то никого не вселит. В большинстве языков фразовое ударение реализуется в зоне последнего ударного слога фразы. В нейтральном произношении фразовое ударение не воспринимается как особое ударение.

Иногда фразовое ударение переносится с последнего слова последней синтагмы на любое другое слово фразы. Такой вид фразового ударения носит название выделительного ударения. Различают два вида выделительного ударения: логическое и эмфатическое. Логическое ударение дает возможность выражать различные оттенки мысли: Его поразили слова брата ; Егопоразили слова брата.

Различие между логическим и эмфатическим ударением Л.В. Щерба сформулировал следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое ударение делает его эмоционально насыщенным. В первом случае выражается намерение говорящего, а во втором выражается непосредственно чувство. Положительные эмоции связаны с удлинением гласного, а отрицательные – с удлинением согласного.

gastroguru © 2017