Формирование исследовательских способностей младших школьников. Формирование исследовательских умений у младших школьников Данные об абсолютной и качественной успеваемости

Развитие исследовательских умений у детей

младшего школьного возраста

Выполнила Виноградова Лариса Николаевна,

Учитель начальных классов

МОУ « Средняя школа № 5»

Торжок 2011 г.

Глава I

Роль исследовательских умений в развитии личности школьника.

а) Исследовательская деятельность младших школьников;

б) Проблемно-диалогическая технология;

в) Развитие исследовательских способностей школьников.

^ 1.2. Организация исследовательской деятельности младших школьников.

^ Глава II Исследовательская работа.

Исследовательская деятельность младших школьников - условие для развития духовности, для развития личности. Необходимо развивать способность смотреть и видеть, наблюдать.

Начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста. С началом обучения в школе этот процесс становится системным и целенаправленным благодаря перспективам школьной программы. Очень часто от младшего школьника можно услышать просьбу: « Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться». Мало кто из взрослых осознает

Значимость подобных ситуаций. А ведь в этом возрасте важно не оттолкнуть ребенка равнодушием, не погасить горящие любознательностью детские глаза и огромное желание самому совершить свое маленькое открытие.

Таким образом, стремление ребенка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в этих знаниях – с другой, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.

Одна из главных их особенностей – наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание взгляд взрослого человека.

Часто школьники находят опечатки в своих учебниках, оговорки в словах учителя, логические нестыковки в книгах и рисунках. Развитию исследовательских умений способствуют вопросы, направленные на анализ текста, рисунков, заданий. Учитель, поощряющий исследования постоянно задает вопрос: « Что интересного вы здесь заметили?».

Другой особенностью маленьких исследователей являются их аккуратность и исполнительность. При постановке учебного эксперимента они не признают никаких погрешностей, не отступают от намеченного плана. Например, если необходимо отмечать температуру воздуха ежедневно в 7 часов утра на протяжении месяца, такие дети будут рано просыпаться и в выходные дни, они готовы отказаться от интересной поездки, если из-за нее под угрозой окажется продолжение наблюдений. Таким образом, самопожертвование ради науки свойственно не только великим ученым.

Младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны отыскать и прочитать кучу книг на интересующую их тему.

Следующей характеристикой исследовательской деятельности учеников младших классов является недостаточность знаний, умений и навыков для правильного оформления своих исследований. У детей этого возраста еще не очень хорошо развиты навыки письменной речи. Они не умеют грамотно составлять тексты, допускают орфографические и стилистические ошибки.

Ребятам необходима помощь взрослых – учителей, родителей, старшеклассников.

^ Проблемно – диалогическая технология.

Большое значение для исследовательской деятельности школьников имеет то, по каким программам и учебникам занимается класс, какие технологии использует учитель.

В рамках образовательной системы « Школа 2100» разработана проблемно- диалогическая технология. Умелое и последовательное применение данной технологии позволяет развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развивает творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения, необходимые каждому человеку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в современной действительности.

Технологию проблемно-диалогического обучения можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего – на уроках изучения нового материала. Больше всего «открытий» новых знаний в 1-2 классе происходит, по моему мнению, на уроках математики. На уроках русского языка, чтения, окружающего мира накопление знаний происходит постепенно, они как бы наслаиваются друг на друга, и создать проблемную ситуацию бывает сложно. Кроме того, мало только создать проблему, важно найти правильные пути поиска ее решения. Лично для меня это наиболее сложный момент, над которым я постоянно работаю.

^ Пример фрагмента урока русского языка с постановкой проблемы и поиском решения в 1 классе.

Тема « Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы».

Минутка чистописания.

Словарная работа. Игра « Шифровальщики».

Зашифровано слово собака:

Ксокбакка

Как можно назвать собаку? Какие клички вы знаете?

^ 3. Постановка проблемы.

Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик.

Дети пишут в тетрадях, один ученик - на доске.

Поднимите руку, кто написал так же, как на доске. А кто написал по-другому? Какое слово? (Шарик - в одном случае со строчной буквы, в другом - с прописной.)

Оба варианта записываются на доске.

Смотрите, одно и то же слово написано по - разному. Какой у вас возникает вопрос?

Чему мы будем сегодня учиться?

(Распознавание, когда слово пишется с большой буквы, а когда – с маленькой.)

Поиск решения.

Давайте выясним значение слова шарик. Это может быть:

А) воздушный шарик;

Б) кличка собаки;

В) круглый предмет.

Вернемся к нашему предложению. От чего зависит, какую букву мы выберем?

На доске две картинки: воздушный шарик и собака.

Посмотрите на картинку с воздушным шариком. (Маленькая буква.)

А теперь - на картинку с собакой. (Большая буква.)

От чего зависит выбор буквы? (От значения слова.)

^ Урок математики. 2 класс.

Тема» Сложение и вычитание двузначных чисел вида 32+8».

Актуализация.

Постановка проблемы.

Самостоятельная работа. Время выполнения -2 минуты.

7+5= 31+56= 8+62=

6+8= Смотрите, одно и то же слово написано по- разному. в другом- с прописной.0 шой буквы».я друг на друга, и создать проблемную 93+5= 81+9=

Кто справился со всеми выражениями?

У кого возникли затруднения?

Чем последние два выражения не похожи на предыдущие? Чего мы еще не знаем?

Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (Сложение однозначных и двузначных чисел, когда в сумме получается 10 единиц).

3. Поиск решения.

Работа в группах. Каждая группа получает листочек с выражениями 52+8 и 71+9 и предлагает все возможные способы решения этих примеров:

А) графические модели;

Б) в строчку в виде суммы удобных слагаемых;

В) в столбик.

Каждая группа объясняет свои способы решения (отвечает один человек).

Если есть ошибочные версии, решение проверяется и находится ошибка.

Вывод:

При сложении получается 10 единиц. На месте единиц записываем 0, а количество десятков увеличиваем на один.

^ Развитие исследовательских способностей школьников.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Ребенок – исследователь по своей природе.

^ Качества исследователя:

Любознательность;

Способность видеть проблемы;

Оригинальность мышления;

Высокая концентрация внимания;

Отличная память;

Способность к оценке.

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать различные методики.

^ Развитие умения видеть проблемы.

Проблема- это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие разрешения, т.е. действий, направленных на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Поиск проблемы – дело непростое. Найти проблему порой бывает не менее трудно, чем решить ее. Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогут в этом несложные упражнения.

- « Посмотри на мир чужими глазами».

Читаем детям неоконченный рассказ:

А) С утра небо покрылось черными тучами, и пошел снег, Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…

Продолжи рассказ: представь себя гуляющим во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.

- « Составь рассказ от имени другого персонажа».

Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате; камешком на дороге, животным (домашним или диким); человеком определенной профессии.

Опиши один день этой воображаемой жизни.

Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы.

- « Составь рассказ, используя данную концовку».

А) … нам так и не удалось выехать на дачу.

Б)… прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски.

Подумай и расскажи о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оценивается логичность и оригинальность изложения.

- « Тема одна – сюжетов много».

Придумай и нарисуй как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, например: « Осень», « Город», « Лес».

^ 2. Развития умения выдвигать гипотезы.

Гипотеза- это предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что они видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если опровергнуть – превращается в ложное предположение.

Обычно используются два способа проверки гипотез - теоретический и эмпирический. Первый опирается на логику и анализ других теорий, в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирический способ предполагает наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Делая предположения, обычно используют слова: может быть, предположим, допустим, возможно, если, наверное.

- « Давайте вместе подумаем».

Как птицы узнают дорогу на юг?

Гипотезы:

а) Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.

Б) Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т.д.), которые указывают им направление полета.

В) Предположим, что птиц ведут за собой те, кто уже летал на юг и знает дорогу.

Г) Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.

Д) А может быть, у них есть внутренний компас – такой, как в самолете или на корабле.

Упражнение на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным?

Можешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?

Письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет ромашек, охотничья собака.

Упражнение, предполагающее обратное действие.

При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

- « Найди возможную причину события».

а) Трава во дворе пожелтела.

Б) Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.

В) Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

^ Развитие умений задавать вопросы.

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы. По сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру - образно говоря, она имеет больше « пустот», которые нужно заполнить.

Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, побуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Вопросы можно поделить на две группы:

Уточняющие (прямые или «ли» вопросы) – верно ли, что…; надо ли создавать…; должен ли …- могут быть простыми и сложными. Сложный вопрос состоит из нескольких простых, например: Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен?

Восполняющие (неопределенные, непрямые или « к» - вопросы) включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда, и где может построить этот дом? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных (простых) вопроса.

- « Найди загадочное слово».

Дети задают друг другу вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов что, как, почему, зачем. Обязательное правило: вопрос не должен явно наводить на ответ. Например, вопрос об апельсине звучит не « Что это за фрукт?», а « Что это за предмет?».

Возможен и более сложный вариант этого упражнения. Ведущий загадывает слово, но сообщает всем только первую букву(звук) . Остальные задают ему вопросы, например: « Это то, что находится в доме?»; « Этот предмет оранжевого цвета?»; « Это не животное?».

Ребенок, загадавший слово, отвечает « да» или « нет».

Игра « Угадай, о чем спросили».

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: « Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, предупредить отвечающих у доски детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Почему совы охотятся ночью?

Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?

Почему весной разливаются реки?

^ 4. Развитие умений и навыков экспериментирования.

Эксперимент (проба, опыт) - важнейший из методов исследования и самый главный метод познания в большинстве наук. Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких – либо практических действий с целью проверки и сравнения. Однако эксперименты бывают и мысленные, т.е. такие, которые можно проводить только в уме.

Мысленный эксперимент.

В ходе мысленных экспериментов ребенок представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия и яснее может увидеть результаты этих действий. На уроке изобразительного искусства в ходе рисования геометрических тел был проведен такой эксперимент: « Правильно ли нарисованы тени?». На рисунке изображены солнце и геометрические тела.

Правильно ли нарисованы их тени?

Какая тень соответствует каждому из изображённых геометрических тел?

- « Определяем плавучесть предметов».

Дети выбирают для исследования десять самых разных предметов, например: блюдце, пластилиновый шарик, камешек, яблоко, деревянный брусок, чайная ложка, металлический болт, пластмассовая игрушка, картонная коробочка.

Затем дети выдвигают гипотезы, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Эти гипотезы надо проверить. Дети не всегда могут предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко, или пластилин; кроме того,

Блюдце будет плавать, если его аккуратно опустить на воду, но если в него

Попадает вода, то блюдце тонет.

После того как первый опыт будет закончен, продолжим эксперимент.

Изучим плавающие предметы.

Все ли они лёгкие?

^ Организация исследовательской деятельности младших школьников.

Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников.

В Образовательной системе « Перспективная начальная школа » применятся технология проектной деятельности. Это позволяет учителю успешно руководить исследовательской деятельностью детей. Все учебники и учебные пособия составлены в соответствии с данными технологиями. На уроках создаются условия для того чтобы дети самостоятельно открывали для себя новые знания, учились выполнять задания в группах. Работа по этим учебникам максимально развивает в детях качества, необходимые для исследовательской деятельности. Среди образовательных технологий, которые лучше всего отвечают новым задачам, особое место занимает метод проектов. Разработчиками данного метода считаются Джон Дьюи и его ученик –В.Х.Килпатрик. Метод создавался в период экономической перестройки в Америке, когда стало понятно, что судьба человека в его собственных руках. В России метод проекта связан с именем С.Т.Шацкого. Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса РСФСР,

Руководимая С.Т.Шацким, может служить уникальным примером создания

Педагогической системы, в которой особое место принадлежит исследова-тельской деятельности. Исследовательской деятельностью активно занимался не только весь коллектив Опытной станции, но и школьники.

В первую очередь учащиеся активно исследовали окружающую среду:

Социально-экономическую, физико-географическую.

Основная идея метода проекта в том, что обучение школьников должно

Строиться на активной основе, через познавательную деятельность, сообразуясь с личным интересом ученика именно в этом знании. Важно показывать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях,

Которые могут и должны им пригодиться в жизни. Суть метода проекта в

Следующем: стимулировать интерес детей к определенным проблемам через

Проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение новых знаний. Проект организует творческую деятельность школьников, имеющую внутренние мотивы осуществления. Вот почему этот метод раскрывается как уникальное учебное средство. В отличие от традиционных педагогических технологий, основанных преимущественно на репродуктивной познавательной деятельности, метод проектов учит детей самостоятельно ставить цели и находить средства их достижения, учит ответственности за свои действия.

Работая над проектом, школьник сталкивается и с запланированными, и с незапланированными ситуациями. Они вынуждают его что-то менять в своем первоначальном замысле, в результате школьник учится работать творчески

И не бояться трудностей. Метод проектов - это технология выстраивания какого-либо вида деятельности. Известно о существовании разных видов деятельности (интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, общественно-полезной, художественной, физкультурно-спортивной, игровой, досуговой). Личность школьника, развивается во всех её видах, но особое место занимает учебно-познавательная деятельность.

Не случайно в последние годы активно обсуждаются вопросы определения сущности исследований в учебном процессе, методике их организации.

Учебно-исследовательская деятельность-это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях науки, техники, искусства) и

Предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. Важно понимать, что цель такой деятельности видится в развитии личности школьника, а не в получении нового (научного) знания.

Исследование любого вида основывается на любознательности младшего школьника. Школьник, работающий над исследовательским проектом,

Решает свою, личностно значимую, проблему, поэтому есть интерес.

Интерес - это сосредоточённость на определённом предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения (С.Л.Рубинштейн).

Учебно-исследовательская деятельность не предполагает достижения

Определённого заданного результата, что определяет возможности погружения в творческую деятельность и создания ситуаций успеха

(положительные эмоции).

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти

Знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проектный метод обучения – это определённым образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижения того или иного результата оформленного в виде конкретного практического выхода, но организационный процесс достижения этого результата с обязательной презентацией этих результатов.

Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры. Учителю очень важно не упустить этот период и при этом поддержать интерес и зажечь увлеченность детей. Большую помощь на первом этапе приобщения детей к исследовательской деятельности оказывает технология

Проектного обучения. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Проект (лат) – брошенный вперед.

Совокупность документов, расчётов;

Предварительный текст документа;

Замысел, план.

Главная идея метода проекта:

Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проекта

*Определяет цель деятельности

* Открывает новые знания

Экспериментирует

Выбирает пути решения

Активен

Субъект обучения

Несёт ответственность за свою деятельность

Учитель

*Раскрывает возможные формы работы

Содействует прогнозированию результатов

Создает условия для активности школьника

Партнёр ученика

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Группы умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

Исследовательские;

Коммуникативные;

Оценочные;

Информационные;

Презентационные;

Рефлексивные;

Менеджерские

Исследовательские умения

Генерировать идеи;

Выбирать лучшее решение;

Коммуникативные умения

Сотрудничать в процессе деятельности,

Оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из

Конфликтных ситуаций.

Оценочные умения

Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.

Информационные умения

Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;

Структурировать информацию;

Сохранять информацию.

Презентационные умения

Выступать перед аудиторией;

Отвечать на незапланированные вопросы;

Использовать различные средства наглядности;

Демонстрировать артистические возможности.

Рефлексивные умения

Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;

Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

Менеджерские умения

Проектировать процесс;

Планировать деятельность- время, ресурсы;

Принимать решения;

Распределять обязанности при выполнении коллективного дела.

Тема проекта

Выбирается из содержания учебных предметов;

Близка и понятна детям;

Находится в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта

1-2 урока;

1-2 недели в режиме урочно-внеурочных занятий при участии родителей.

Виды проектов

Творческие

Информационные

Фантастические

Исследовательские

Возможные результаты («выходы»)

Проектной деятельности младших школьников

Реферат;

Альбом, газета, гербарий;

Журнал, книжка-раскладушка;

Костюм, макет, модель, сувенир;

Сценарий праздника;

Учебное пособие.

Критерии успеха работы над проектом

Достигнут конечный результат.

Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

Результат проекта может быть использован другим коллективом.

Получено удовольствие от самой деятельности.

Этапы работы

Подготовительный

Исполнительский

Итоговый

Я хочу остановиться на творческом проекте. Творчество- способность человека создавать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствует

Развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Творческие возможности зависят не только от умственных способностей, но и от определённых черт характера.

Если в раннем возрасте процесс творчества ярче всего выражается в

Рисовании - любимом занятии детей раннего школьного возраста, то для более старших школьников самым характерным становится литературное творчество. Ребёнок раннего школьного возраста ещё не обладает ни опытом, ни умениями, и поэтому литературному творчеству его надо учить.

Основная трудность младших школьников заключается в том, что они не могут правильно выразить своё мнение, понимание. Одна из причин неумения облечь свою мысль в слово – это бедный словарный запас. В этом и должен помочь старший наставник-учитель. Задача учителя - расширять, обогащать словарный запас детей, учить их пользоваться языковыми знаками. Ученик должен сам в тексте замечать незнакомые слова и предпринимать усилия для выяснения их значений, находить понравившиеся ему выражения – только при интересе к чтению, при общем эмоционально положительном отношении к работе над словом можно рассчитывать, что это повлияет на качество речи детей. С воспитанием интереса к слову мы связываем успешность обучения умелому использованию языковых средств. Внимательное отношение к слову развивает языковое чутье, культуру речи учащихся, прививает им любовь к родному языку, способствует воспитанию сознательного читателя.

Достижению этих целей, как нельзя лучше способствуют сказки, обладающие не только познавательно-дидактическим зарядом, но и большой художественной выразительностью. Младшие школьники уже в процессе первичного чтения проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам,

Искренне радуются, что побеждает добро и справедливость – в этом состоит ценность сказки: чёткостью нравственной оценки положительного и отрицательного героя современная литература не может сравниться с ней. Вот почему я решила провести творческую работу по сказке.

Заключение.

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой.

Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения. Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Литература:

1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников.

Начальная школа плюс До и После, - 2005.-№2.

Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе. Начальная школа плюс До и После. -2004.-№5.

3. Кравей Т.Н. Младшие школьники проводят исследование.

Начальное образование.-2005.-№6.

4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –М, : Изд. дом « Фёдоров», 2006.

Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от

Других видов творческой деятельности.Завуч.-2001.-№1

Важными и возможно самым сложным в проектно- исследовательской деятельности является диагностика сформированности УУД младших школьников. Учитель, вовлекая ребенка в исследовательскую деятельность, должен быть нацелен на результат прописанный в ФГОС. А чтобы увидеть результаты, педагогу необходимо не только знать методы диагностики, но и уметь ими пользоваться, знать их плюсы и минусы, использовать различные методы в совокупности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я представляю опыт работы по теме «Диагностика сформированности УУД младших школьников в процессе проектно- исследовательской деятельности»

В условиях внедрения и реализации новых образовательных стандартов в системе образования произошли глобальные изменения: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения, а наиболее востребованной в современной начальной школе становится проектно – исследовательская деятельность.

Под проектно-исследовательской деятельностью подразумевается специально организованная совместная учебно-познавательная деятельность педагога и учащихся по проектированию индивидуального или коллективного исследования, которая предполагает:

  1. Постановку личностно значимых образовательных задач;
  2. Планирование хода и способов исследования в рамках каждого этапа;
  3. Определение ожидаемых результатов и продуктов;
  4. Развёртывание деятельности по решению образовательных задач (инициатив);
  5. Создание конкретного продукта;
  6. Рефлексию относительно результатов деятельности.

Каждый этап в организации проектно – исследовательской деятельности предполагает формирование определённых универсальных действий, которые помогают ребёнку организовывать процесс познания самостоятельно.

Важными и возможно самым сложным в проектно- исследовательской деятельности является диагностика сформированности УУД младших школьников. Учитель, вовлекая ребенка в исследовательскую деятельность, должен быть нацелен на результат прописанный в ФГОС. А чтобы увидеть результаты, педагогу необходимо не только знать методы диагностики, но и уметь ими пользоваться, знать их плюсы и минусы, использовать различные методы в совокупности.

  1. Самоопределение, мотивация к учебной деятельности.

Мы начинаем работу нашего кружка «Юный краевед- исследователь».

Предлагаю порассуждать на тему «Исследование».

Какие мысли возникают?

(Исследование- это поиск истины, познание неизвестного.)

Какими качествами обладает настоящий исследователь? (наблюдательность, умение рассуждать, задавать вопросы, выделять главное…)

Какими из этих качеств обладаете вы?

Какие качества в себе хотите сформировать.

Что для этого нужно?

  1. Актуализация опорных знаний.

Упражнения для исследователя.

1.Задания для развития умения видеть проблемы.

Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Продолжите рассказ, представив себя в роли

А) учителя

Б) первоклассника

Г) родителя

Почему получились разные рассказы?

2. Развитие умений выдвигать гипотезы.

Задание «Давайте вместе подумаем».

Что такое гипотеза?

Опорные слова для гипотезы:

Может быть…. Предположим….

Допустим…. Возможно…. Что если …..

III. Постановка цели занятия.

На данном этапе урока задаю следующие вопросы:

Чему посвящены занятия?

Прочитайте тему нашего занятия.

Что предстоит исследовать?

Определим проблему

Объект исследования:

Предмет исследования:

Гипотеза:

Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи, поэтому достаточно сложно определить сформированность у младшего школьника познавательных и регулятивных УУД, так как трудно определить степень его самостоятельности в исследовании.

Исследователь А.И. Савенков, касаясь диагностики исследовательских умений, которая, по его мнению, «может успешно осуществляться в ходе наблюдений», считает, что наблюдая за поведением детей в ситуациях, требующих исследовательского поведения, необходимо ориентироваться на следующие критерии:

Умение видеть проблемы;

Умение ставить вопросы;

Умение выдвигать гипотезы;

Умение давать определение понятиям;

Умение классифицировать;

Умения наблюдать;

Умения и навыки проведения экспериментов;

Умение делать выводы и умозаключения;

Умение структурировать материал;

Умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Также можно использовать опросники, позволяющие выявить уровень сформированности исследовательских умений:

Степень самостоятельности;

Заинтересованность в исследовательской деятельности;

Проявление креативности.

Но здесь результат может явиться ошибочным, так как в тестах ребенок захочет «приукрасить» действительность. Лучше всего использовать все методы комбинированно.

Интерпритация результатов наблюдений по сформированности исследовательских умений и навыков основывается на исследованиях А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова. Ими выделено 3 уровня сформированности исследовательских умений и соответственно сформированности познавательных и регулятивных УУД у младших школьников:

1 уровень: ученик не может самостоятельно увидеть проблему, найти пути решения, но по указаниям учителя могут прийти к решению проблемы.

2 уровень: ученик уже самостоятельно может найти методы решения поставленной проблемы и прийти к самому решению, но без помощи учителя не может увидеть проблему

3 (высший) уровень: ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Именно последний уровень определяет умение учиться, в основе которого лежат практически все виды универсальных учебных действий. И задача учителя довести ребенка именно до этого уровня.

Но можно ошибочно приписать высокий уровень исследовательских умений ребенку с невысоким уровнем, так как ему могут помогать родители, учитель. Поэтому следует очень тщательно проводить наблюдение за ребенком. Ведь из-за предписания не соответствующего уровня ребенку, он может оказаться в ситуации не успешности, когда учитель даст ему задание, не соответствующее его уровню развития исследовательских умений.

Уровень развития исследовательских умений у младших школьников так же определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. У ученика, у которого исследовательские умения сформированы достаточно хорошо, не возникает следующих трудностей:

Неумение выбирать объект исследования, адекватное решение;

Недостаточное умение работать с гипотезами;

Несформированность общеучебных умений и навыков (чтение, письмо и др.);

Желание работать в группе и при этом неумение «слышать» другого, распределять деятельность между собой;

Недостаточность деятельностного подхода и принятие учебной задачи как внешней.

Понятия «начальный уровень развития» и «высокий уровень развития» достаточно условны, но нужны для обозначения моментов внимания к этапу обучения. Для обеспечения и диагностики отдельных инструментальных исследовательских умений можно обозначить диапазон их развития, который представлен в буклете.

(Буклет) Диапазон развития исследовательских умений.

Исследовательские умения

Начальный уровень развития

Высокий уровень развития

Умение видеть проблему

Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зрения

Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему

Умение классифицировать

Умение распределять предметы на группы по определенным признакам

Умение составлять классификационные и структурные таблицы, схемы

Умение задавать вопросы

Умение задавать описательные, каузальные, субъективные вопросы

Умение ставить корректные воображаемые, оценочные и ориентированные на будущее вопросы

Умение определить понятие

Умение дать описание предмета, разъяснить посредством примера

Умение сознательно применять логические приемы мышления: аналогию, сравнение, анализ, синтез

Умение представить понятие на языке символов

Умение придумать понятный значок для обозначения предмета

Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта

Целеполагание

Умение сформулировать цель исследования

Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности

Рефлексия

Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности

Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-комплексном образовательном процессе

Для того, чтобы определить уровень сформированности исследовательских умений, учащимся предлагается критериально-ориентированный тест, направленный на проверку степени достижения ими исследовательских умений. Тест состоит из 3-х частей и представляет собой ряд заданий, имитирующих учебное исследование, поэтому выполнять их необходимо в строго определенной последовательности.

Критериально-ориентированный тест.

Ребятам был предложен тест, состоящий из 3-х частей:

1часть – позволяет выявить умение выводить следствия;

2 часть – умение находить проблему;

3часть – умение представлять последствия событий.

Тест № 1: Дай полные и оригинальные ответы:

1.Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?

2.Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?

3.Что произойдёт, если все. горы вдруг превратятся в сахарные?

4. Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?

5. Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?

Тест № 2: Поставь необычную проблему, связывающую два указанных

понятия. Например, пара жук – кресло. Проблема: «Жук купил кресло. Как он его доставит к себе домой?»

Компас – клей. Синица – сестра. Мухомор – диван. Учитель – ветер. Шляпа –пчела.

Тест № 3: Продолжи предложения:

В горах нельзя громко кричать потому, что…

Птицы начали вить гнёзда потому, что…

Ласточки начали летать низко над землёй потому, что…

Зимой у деревьев образуется более плотная древесина, чем летом, потому, что…

Птицы полетели на юг потому, что…

Оценка: каждый удачный ответ оценивается в 1 балл, подсчитывается сумма

баллов, переводится в проценты.

Критериями результатов теста послужили:

Умение выводить следствия,

Умение находить проблему.

Умение представлять последствия событий.

В соответствии с критериями выделены уровни развития исследовательских навыков у младших школьников:

80-100 % - высокий уровень развития исследовательских навыков характеризуется умением выводить следствия, находить проблему, умением представлять последствия событий.

60-80 % - средний уровень развития исследовательских навыков характеризуется тем, что ребёнок не всегда видит проблему, в некоторых случаях не может вывести следствие и представить последствие событий.

Менее 60 % - низкий уровень развития исследовательских навыков характеризуется тем, что ребёнок не умеет видеть проблему, не умеет вывести следствие и представить последствие событий.

На основе полученных результатов составляется сводная таблица, по которой выясняется уровень сформированности проверяемых умений каждого ученика класса.

Результаты стартовой диагностики развития исследовательских навыков

ФИ учащегося

Следствия

Проблемы

События

% , уровень

*****

67% - средний

Следующий этап занятия:

IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач.

Каждой группе экологов пришли телеграммы.

  1. Экологической группе учёных “Земля” – “Кругом мусор! Помогите!” Вспомните, почему появляется мусор. Как с ним бороться?.
  2. Экологической группе учёных “Вода ”– “Погибает рыба! Помогите!” Вспомните, почему может погибнуть рыба. Как её спасти?
  3. Экологической группе учёных “Воздух”– “Трудно дышать в городе! Помогите!” Вспомните, почему в городе бывает трудно дышать. Как сохранить чистый воздух?
  4. Экологической группе учёных “Животный мир ”– “На лугу исчезли бабочки! Помогите ” Вспомните, почему могут исчезнуть бабочки и на лугах. Как их защитить?
  5. Экологической группе учёных “Растительный мир”– “На лугу исчезли цветы! Помогите ” Вспомните, почему могут исчезнуть цветы на лугах. Как их защитить?

Решите экологическую проблему и выпустите экологический знак по вашей проблеме.

При выполнении данного задания диагностирую способность ребёнка к творчеству и изобретательству. С этой целью можно провести тест креативности П. Торранса «Фигурная форма».

Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей обучающихся.

Для интерпретации результатов могут быть использованы разные подходы:

Экспертная оценка (экспертами выступают обучающиеся или педагоги);

Методика Н.В. Шайдуровой « Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей младшего школьного возраста» , в которой обозначены показатели развития, по уровням (высокий, средний, низкий)

(Буклет)

Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых)

Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства

Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.

Разработанность содержания изображения

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)

Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого

Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Яркая эмоциональная выразительность.

Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности

Изображение лишено эмоциональной выразительности

Самостоятельность и оригинальность замысла

Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно

Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями

Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности.

Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём

Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём

Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём

Уровень развития воображения

Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа.

Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа

Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.

Средний уровень (14 - 10 баллов): ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью учителя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью учителя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.

На этапе « Рефлексия» предлагаю ответить на следующие вопросы:

Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим исследователем»?

Назови качества хорошего исследователя.

А можно ли тебя назвать хорошим исследователем?

Чем ты отличаешься от хорошего исследователя?

Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший исследователь»?

(Буклет)

Данная диагностика рефлексивной самооценки учебной деятельности основана на методике «Хороший ученик»

Цель: выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Показатели и уровни рефлексивной самооценки :

Адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)

Уровни:

1 – называет только 1 сферу школьной жизни,

2 – называет 2 сферы,

3 – называет более 2 сфер.

Адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»

Уровни:

1 - называет только успеваемость,

2 - называет успеваемость + поведение,

3 – дает характеристику по нескольким сферам

Адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:

1 – нет ответа, 2 – называет достижения; 3 – указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.

Интерпретацию результатов исследования провожу после каждого занятия.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что проектно- исследовательская деятельность способствует формированию УУД младших школьников. В процессе работы дети учатся самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, что является одним из критериев достижения высокого уровня творческого саморазвития и самореализации личности.

Но на сегодняшний день не достаточно разработаны критерии и уровни сформированности исследовательских умений детей младшего школьного возраста, что, соответственно, затрудняет процедуру диагностики исследовательских умений младших школьников. Эта проблема остается актуальной и мало проработанной.


Исследовательская практика школьников основана на овладении детьми исследовательскими умениями и навыками. Существует несколько взглядов на классификацию исследовательских умений и навыков. Н. А. Семенова предложила все умения и навыки, которыми должен овладеть ученик для осуществления исследовательской деятельности, разделить на четыре блока:

1. Умения и навыки организации своей работы. Ученики должны уметь: организовать свое рабочее место; планировать предстоящую работу.

2. Умения и навыки исследовательского характера. Учащиеся должны: уметь выбирать тему исследования; осуществлять целеполагание как этап деятельности; выстраивать структуру исследования; осуществлять поиск информации; владеть методами исследования и общелогическими методами.

3. Умения и навыки работы с информацией. Учащиеся должны: знать виды информации; определять ее источники; уметь работать с научным текстом; выделять термины, понятия; делить текст на смысловые части: абзацы, главы, параграфы; уметь выделять главное; кратко и логично излагать материал, используя цитаты, ссылки; формулировать выводы, определения; приводить доказательства, основываясь на аргументах и фактах.

4. Умения и навыки представления результата своей работы. Учащиеся должны: владеть формами представления результатов своей работы; знать требования к докладу и речи докладчика.

Наиболее удобную классификацию умений и навыков для младшего школьного возраста, которой удалось преодолеть недостатки предыдущих, предложил А. И. Савенков. Автор считает, что общие исследовательские умения и навыки для учащихся начальной школы включают в себя:

Умение видеть проблемы;

Умение ставить вопросы;

Умение выдвигать гипотезы;

Умение давать определение понятиям;

Умение классифицировать;

Умение наблюдать;

Умения и навыки проведения экспериментов;

Умение делать выводы и умозаключения;

Умение структурировать материал;

Умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Овладение в определенной степени указанными умениями позволяет индивиду осуществлять исследовательскую деятельность в любой области знаний.

Критерии, необходимые для оценки уровня сформированности исследовательских умений учащихся:

1. Практическая готовность учащегося – это основной критерий оценки уровня развития исследовательских умений.

2. Мотивация учащегося по отношению к исследовательской деятельности

3. Проявление креативности учащихся в осуществлении исследовательской деятельности.

4. Проявление самостоятельности учащихся при осуществлении исследовательской деятельности.

Уровни развития исследовательских умений:



· Исходный уровень . Обладает следующими характеристиками: низкий уровень проявления интереса к ведению учебной исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, об использовании умений учебной исследовательской деятельности. При выполнении любой самостоятельной работы опора на помощь учителя либо родителей на любом этапе исследования. Ученик редко проявляет оригинальный подход к осуществлению исследования, не высказывает идей, предложений по работе.

· Начальный уровень. Характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью находить проблему с помощью учителя, предлагать различные варианты решения проблем. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные, кратковременные исследования по заданию, совершая действия самостоятельно, по аналогии с коллективным выполнением такого же задания или при помощи взрослых на определённых этапах, вызывающих затруднение. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы.

· Продуктивный уровень . Он обладает следующими характеристиками: присутствуют устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (или с небольшой группой) исследование. Учащийся имеет знания и умения осуществлять учебное исследование (умение самостоятельно определить тему, возможность постановки цели и задач исследования с помощью педагога или самостоятельно, умение работать с источниками информации); демонстрирует реализацию оригинального подхода к решению проблемы, умение представлять результат своей деятельности.

· Креативный уровень можно определить следующим образом: существует постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить решение поставленных задач, высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Ниже представлена таблица (Таблица 1) диапазона развития исследовательских умений.

Диапазон развития исследовательских умений. Таблица 1.

Исследовательские умения Начальный уровень развития Высокий уровень развития
Умение видеть проблему Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зрения Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему
Умение классифицировать Умение распределять предметы на группы по определенным признакам Умение составлять классификационные и структурные таблицы, схемы
Умение задавать вопросы Умение задавать описательные, каузальные, субъективные вопросы Умение ставить корректные воображаемые, оценочные и ориентированные на будущее вопросы
Умение определить понятие Умение сознательно применять логические приемы мышления: аналогию, сравнение, анализ, синтез
Умение представить понятие на языке символов Умение дать описание предмета, разъяснить посредством примера Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта
Целеполагание Умение сформулировать цель исследования Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности
Рефлексия Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-комплексном образовательном процессе

Важной и очень сложной задачей в исследовательском обучении выступает задача формирования высокой мотивации исследовательской деятельности. В особенности важна работа по активизации мышления учащегося по выявлению проблем. Именно от уровня исследуемой проблемы, от ее масштаба в основном зависит дидактическая ценность детских исследований. От того как педагог обеспечивает целенаправленный и систематический процесс развития исследовательских умений младших школьников зависит уровень развития познавательных способностей учащихся.

Развитие исследовательских умений младших школьников

В настоящее время проблема развития исследовательских умений является особенно актуальной. Актуальность определена социальным заказом. В условиях модернизации современного российского образования уделяется пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств личности.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени и современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Исследовательская деятельность же является средством развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности. А данные исследований педагогов современников (Л.П.Виноградовой, А.В.Леонтовича, А.Н. Поддьякова, А.И.Савенкова) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Ж.Ж. Руссо, Я.Коменского, Дж.Локка, И.Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута Н.И. Новиковым во второй половине ХVIII в. Великие деятели и педагоги России К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е. Райков. В 50-70 годах ХХ века в России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов: С.Г. Шаповаленко, М.Н.Скаткина, И.Я. Лернера и др.

Раскроем основные понятия.

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников - специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре напоминающая научную деятельность. Характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования.

Субъектами учебно-исследовательской деятельности могут являться: ученик, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель.

Объектами учебно-исследовательской деятельности учащихся младших классов могут служить объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои).

Цели учебно-исследовательской деятельности учащихся могут быть связаны с установлением эмпирических свойств изучаемых объектов; изучением истории их возникновения и развития; конкретных данных об изучаемом объекте на основе широкого круга информации; выявления возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных детьми) и др.

Процесс самой учебно-исследовательской деятельности включает следующие этапы:

    выбор темы;

    постановка цели и задач исследования;

    выдвижение гипотез;

    планирование исследования и выбор методов;

    поиск информации, проведение опытов, опросов, создание графиков и диаграмм;

    формулирование выводов, представление результатов, анализ своей деятельности и самооценка.

Результатом учебно-исследовательской деятельности является личностное развитие ученика, формирование социальных, познавательных мотивов, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, исследовательских умений.

У чебно-исследовательские умения детей младшего школьного

возраста определяются как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Можно выделить пять групп исследовательских умений младших школьников:

    умения организовать свою работу (организационные);

    умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

    умения работать с информацией, текстом (информационные);

    умения оформить и представить результат своей работы.

    умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Мною выделены следующие педагогические условия , способствующие развитию исследовательских умений младших школьников:

    Учёт возрастных особенностей.

    Обучение должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне;

    понятия, связанные с исследовательской деятельностью должны быть адаптированы;

    формы и методы проводимых исследований должны быть доступными, соответствовать тематике исследования, возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников;

    исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития;

    необходимо учитывать способности, возможности, темп работы каждого учащегося;

    регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.

    Мотивированность.

Необходимо помогать видеть учащимся смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

    Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения; поддерживать интерес к исследовательской работе, способствовать самореализации учащихся, проявлению их самостоятельности и инициативности.

    Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допускать ошибку, воздерживаться от негативных оценок.

    Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности. При этом необходимо использовать материал различных уроков.

Отмечу, что учебным планом отдельных занятий, посвящённых исследовательской деятельности не предусмотрено, но в ходе работы над проблемой сложилась определенная система.

В 1 классе в уроки и внеклассные занятия включаю задания, направленные на овладение общелогическими умениями анализа, синтеза, классификации, обобщения и сравнения. Даю общее представление об исследовательской деятельности, знакомлю с основными понятиями: «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др.. Учу определять свойства предметов, составлять предметные модели, высказывать предположения, наблюдать, описывать, работать с учебным текстом, привлекаю к выполнению творческих заданий.

С первых дней занятий в школе мы с детьми рассматриваем методы исследования. Например, в ходе беседы выясняем, что получить информацию можно разными способами: спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в интернете, просмотреть познавательную телепередачу и т. д.

Подвожу ребят к тому, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Затем, предлагаю задание - вопрос (Почему у пингвина белое брюшко? Кого боятся пчелы? Почему у глобуса белая шапка? Почему у белого медведя нос черный? Почему у человека пять пальцев? Зачем слону хобот?) Такая работа заканчивается уроком – презентацией работ учащихся. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даю слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности.

У учащихся первого класса нет навыка письма, поэтому учу информацию фиксировать с помощью схем-рисунков, кластеров. Дети вместе с родителями составляют фото - отчеты о проделанной работе. Подобная работа проводится на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики.

Начиная со второго класса, работаю над развитием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др. Примеры заданий на развитие тех или иных умений представлены в папке «Задания, направленные на развитие исследовательских умений младших школьников».

Для развития исследовательских умений использую материалы личной библиотеки, задания учебников. Привлекаю учащихся к написанию рефератов, мини – проектов, проведению домашних исследований. С огромным удовольствием дети анализируют и инсценируют литературные произведения, включаются в ролевые игры. Например, на уроке окружающего мира во 2 классе учащимся было предложено представить себя в роли и рассказать о Солнце от лица астронома, врача, биолога, садовода, поэта и художника.

В 3 - 4 классах провожу уроки – проекты и исследования, привлекаю учащихся к выполнению исследовательских работ. М ногие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования. Я только направ ляю их к правильному выбору с помощью вопросов и осуществляю педагогическое руководство учебными исследованиями на всех этапах выполнения работы (слайд – этапы исследовательской работы).

В практике своей работы использую технологии , помогающие организовать исследовательскую деятельность:

    элементы гуманно – личностной технологии Ш.А. Амоношвили;

    здоровьесберегающая технология;

    технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (организация проблемного диалога) ;

    технология развития критического мышления;

    технология проблемного обучения;

компьютерные технологии.

разные формы проведения уроков:

    уроки - путешествия,

    проблематизации,

    игры,

    презентации,

    уроки взаимного обучения,

    дискуссии,

    уроки с элементами исследования и уроки исследования.

В игре ребёнок активизируется как личность, познаёт окружающий мир. На уроках взаимного обучения первые, справившиеся с заданием, начинают помогать остальным, так как зачастую ребёнку легче принимать помощь не от взрослого, а от сверстника. Моим ученикам такая работа очень нравится, каждый стремиться выполнить задание в более быстром темпе и качественно. На уроках – презентациях ученики выступают в роли научных консультантов, деятелей искусства, исследователей, археологов, историков геологов. На уроках – дискуссиях создаю педагогические ситуации общения учителя и учащихся, в ходе которых каждый ученик может проявить инициативу, творчество, субъективную избирательность при переработке учебного материала. Дискуссия позволяет сделать эмоциональным и ценным для ребёнка сам путь поиска верного решения.

На уроках с элементами исследования учащиеся обучаются и отрабатывают отдельные исследовательские приёмы:

    планирование деятельности;

    наблюдение;

    выбор метода исследования

    выделение главного в событиях, явлениях;

    проведение анализа, сравнения, синтеза;

    постановка простых опытов;

    обобщение;

    создание образа;

    проектирование, моделирование и др.

На уроках - исследованиях учащиеся овладевают методикой научного исследования, осваивают этапы научного познания. Учитель выполняет роль консультанта, а ученики сами добывают знания.

В структуре урока-исследования выделяю несколько этапов, которые соответствуют общему алгоритму исследовательской деятельности:

    актуализация знаний;

    мотивация;

    создание проблемной ситуации;

    постановка проблемы исследования;

    определение темы исследования;

    формулирование цели исследования;

    выдвижение гипотез;

    проверка гипотезы;

    интерпретация полученных данных;

    вывод по результатам исследовательской работы;

    применение новых знаний в учебной деятельности;

    подведение итогов урока;

    домашнее задание.

В практике своей работы использую разные формы организации деятельности. Предпочтение отдаю групповой, парной и индивидуальной формам работы, так как данные формы предполагают отсутствие вмешательства со стороны взрослого, у ребёнка появляется возможность находиться в группе равных (т.е. сверстников), при этом дети испытывают максимальную комфортность.

Немаловажным считаю и использование разных приемов оценивания. В своей практике использую следующие:

    словесная оценка (считаю, что она является краткой характеристикой труда школьника и позволяет раскрыть динамику развития и продвижения ученика);

    взаимооценка (критерии оценивания вырабатываются совместно);

    отметка;

    самооценка, саморефлексия (шкалированная, сигнальная; как устная, так и письменная рефлексия совместной деятельности).

На первых порах большую помощь оказывают родители. Они совместно с детьми подбирают литературу, помогают выбирать информацию по теме, оформлять работу.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы: о рганизованная мною учебно-исследовательская деятельность обеспечила развитие как предметных, так и обще-учебных умений и навыков, рефлексивных умений, самостоятельности в достижении знаний; способствовала результативности образовательного процесса.

Учащиеся показывают стабильный уровень качества знаний по основным предметам, хорошо адаптируются к новым условиям школьной жизни. На протяжении всех лет обучения в начальной школе и при переходе в 5 класс сохраняют высокий уровень мотивации. С удовольствием принимают участие в творческих и интеллектуальных конкурсах на разном уровне и достигают высоких результатов .

Сущность исследовательских умений младших школьников

Для того чтобы правильно выстроить процесс формирования исследовательских умений учащихся, необходимо выяснить содержание и структуру исследовательских умений младших школьников, нужно установить их дидактическую суть. При обосновании понятия «исследовательские умения младших школьников» будем придерживаться дедуктивного метода исследования. Выделим сначала содержание родовых понятий: «умение», «учебное умение», «исследовательские умения младших школьников». Таким образом, уточним сущность базовых понятий.

Исследовательские умения необходимо рассматривать с позиции психологической теории деятельности, так как формирование умений предусматривает овладение определёнными видами деятельности в учебном процессе. А.Н. Леонтьев указывает, что умение есть сложное устойчивое образование, сплав системы знаний и навыков .

В научной литературе существует достаточно большое количество определений понятия «умение». Рассмотрим это понятие с точки зрения сущности, структуры и особенностей его функционирования.

В определении сущности многие учёные придерживаются мнения, что это знания в действиях. Сущность понятия «умение» в педагогической энциклопедии определяется, как возможность эффективно выполнять действие; при этом оно может быть как теоретическим, так и практическим.

В современной психолого-педагогической литературе нет единого толкования термина «умение». Выделяют два основных подхода к рассмотрению этого понятия:

    умение – это процесс деятельности, отдельные действия, которые усвоил человек и выполняет сознательно (И.Я. Лернер, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);

    умение – это готовность и способность выполнять определённые виды деятельности (В.А Петровский, П.Б. Гурвич, Г.И. Щукина).

Функциональность понятия «умение» обнаруживается в успешном использовании знаний и навыков, правильном применении их в новых сложных ситуациях. В отличие от навыка, умение предусматривает активность сознания, чёткий самоконтроль, овладение обобщёнными способами выполнения действий.

В учебной деятельности ведущая роль принадлежит учебным умениям, при помощи этих умений, учащийся познаёт действительность, обогащает опыт. Существуют различные классификации умений. Т.И. Шамова выделяет общие, интеллектуальные и специальные умения, называя их способами учения. К интеллектуальным она относит овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение). В группу общих умений включены умения планировать, познавательная деятельность, рациональная её организация и контроль за выполнением. Специальные умения выделяются по направленности деятельности на усвоение содержания учебного предмета . А.В. Усова подразделяет все умения на две большие категории: умения познавательного характера и умения практического характера .

В результате анализа психолого-педагогических исследований, выяснили, что в определении сущности понятия «умение» единого мнения не представлено. В то же время выделяются основные характеристики умения. Это умственные действия, практические и опыт осуществления операций и действий. В структурную характеристику умений входят система умственных, практических действий. Среди основных свойств умений выделены разносторонность, гибкость, качество, скорость функционирования и обобщённость. Учитывая все вышеперечисленные характеристики «умение» следует рассматривать как владение сложной системой действий и операций, которые подчиняются осознанной цели и используются человеком в новых для него условиях посредством переноса приобретённых знаний и навыков.

Сущность умений по И.Я. Лернеру состоит в подготовке учащихся к самоорганизации учения и соответствующей ему познавательной деятельности . Он разделяет их в 3 группы в зависимости от их роли в учебном процессе. Первая группа – предметные. Это умения по отдельным учебным предметам. Умения второй группы – есть способы усвоения разных видов содержания (восприятие, осознание, запоминание, проявление творческого поиска). К третьей группе относятся умения, которые являются способами организации своих действий по усвоению предметного содержания. К учебным умениям И.Я. Лернер отнёс умения третьей группы. Так как они выступают как умения, которые содействуют усвоению предметного содержания.

Учебные умения в зависимости от их функций подразделяют на четыре группы: организационные, практические, интеллектуальные, психолого-характерологические. В большей степени в исследовании внимание уделяется интеллектуальным умениям, так как в них главенствующая роль принадлежит мышлению и воображению.

Исследования, которые проводят учащиеся, являются учебными, значит и формируемые исследовательские умения также будут учебными.

Проблема формирования исследовательских умений возникла в 60-х годах. Она связана с разработкой теории и методики развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков) и теории проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов). Также связана с проблемой познавательной самостоятельности (П.И.Пидкасистый, Т.И. Шамова), проблемой развития творческих способностей (А.М. Матюшкин, Н.С. Лейтес, Л.А. Венгер).

Исследовательские умения широко освещены в литературе, но единого, конкретного определения этого понятия нет.

Чтобы охарактеризовать «учебные исследовательские» умения необходимо дополнительное уточнение структуры и сущности. Одни считают, что надо выделить исследовательские умения в отдельную группу. Это объясняется ростом темпов развития техники, технологий, науки. Знания, полученные на основе поиска и исследования, способствуют развитию творческого мышления, умственных способностей и повышению качества знаний. При описании уровней развития умений учебной исследовательской деятельности А.Г. Иодко перечисляет умения, которые необходимы при проведении исследования . Это умение сравнивать, наблюдать, находить причинно-следственные связи. Но, чтобы провести исследование, недостаточно обладать отдельными исследовательскими умениями. Нужно научить пользоваться ими в совокупности.

В.П. Ушачёв даёт следующее определение исследовательским умениям: «Учебные исследовательские умения – это способность учеников выполнять теоретические и практические действия, которые соответствуют научно-исследовательской деятельности, подчиняющиеся логике научного исследования, на основе знаний и умений и приобретаются в процессе изучения основ наук».

В.Н. Литовченко придерживается такого мнения, что исследовательские умения – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков личности, взглядов и убеждений, с помощью которых определяется функциональная готовность учащихся к творческому решению познавательных задач.

    Операционные исследовательские умения. К ним относят умственные приёмы и операции, используемые в исследовательской деятельности (анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение, сопоставление, выдвижение гипотезы).

    Организационные исследовательские умения. Они включают в себя применение приёмов организации научно-исследовательской деятельности, планирование исследовательской деятельности, проведения самоанализа, регуляции в процессе исследовательской деятельности.

    Практические исследовательские умения. К этим умениям относится обработка литературных источников, проведение экспериментальных исследований, наблюдение фактов, событий, обработка наблюдений, внедрение результатов в практическую деятельность.

    Коммуникативные исследовательские умения. Они предусматривают применение приёмов сотрудничества в процессе исследовательской деятельности, для осуществления взаимопомощи, взаимоконтроля.

Д.Г.Левитес определил следующую структуру исследовательских умений: умение формулировать цель, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезы.

Опираясь на исследования А.Н. Поддьякова, А.В.Леонтовича, А.И. Савенкова, исследовательские умения рассматриваются как способность к организации собственной исследовательской деятельности, отбор и анализ информации, самостоятельный выбор и применение методов исследования, которые обеспечивают желаемый результат .

В качестве исследовательских умений младших школьников А.И. Савенков называет: умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, сравнивать, задавать вопросы, наблюдать, сравнивать, проводить эксперименты, добывать информацию, давать определение понятиям, проводить самостоятельное исследование, структурировать материал, делать сравнения, давать оценку, составлять внутренний план действий, доказывать правильность точки зрения.

Выше перечисленные исследовательские умения выделяют большинство авторов. (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер).

Исследовательские умения, формируемые в младшем школьном возрасте можно разделить на четыре группы:

    организационно-практические (умение планировать работу, задавать вопросы и отвечать на них, преобразовывать полученные данные, выдвигать предположения, уметь использовать различные формы представлении результатов исследования);

    поисковые (умение выбрать тему исследования, увидеть проблему и поставить цель исследования, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать и применять доступные методы исследования);

    информационные (умение находить источники информации, пользоваться ими, работать с определениями, терминами, понятиями, понимать и интерпретировать письменный и устный текст, фиксировать информацию в виде символов, условных знаков, формулировать выводы);

    оценочные (умение оценивать свою работу, определять её достоинства и недостатки, формулировать оценочные суждения, обосновывать свою оценку, давать отзывы и рекомендации).

Исследовательские умения являются сложными и обобщёнными, так как обладают свойством переноса в новые условия, применяются к различному предметному содержанию, способствуют творческому применению полученных знаний на практике.

Проанализировав различные литературные источники, можно прийти к выводу, что ученые не имеют единого мнения о структуре исследовательских умений. Несмотря на неоднозначность мнений, исследовательские умения должны соответствовать основным этапам исследовательской деятельности. Любое структурирование будет носить условный характер, и изменяться в зависимости от поставленной цели и предмета исследования.

gastroguru © 2017