Эстетические чувства примеры из жизни. Виды чувств. Что такое эстетическое суждение

Посмотрев на человека — его внешний вид, поведение, разговор, можно понять, развиты ли у него эстетические чувства прекрасного и возвышенного.

Есть ли у него чувство вкуса и стиля, чувство красоты и прекрасного, эстетического…

Все люди ведут себя и выглядят по-разному, у всех разный вкус и чувство стиля (как говорят: «на вкус и цвет товарищей нет»), у каждого воспитали свои эстетические чувства прекрасного…

Вам предложено пройти онлайн тест на чувство стиля , чтобы понять развито ли у вас эстетическое чувство вкуса прекрасного или нет.

И не просто понять, но и научиться развить в себе чувство вкуса, т.к. если у человека видны развитые эстетические чувства, то это о многом говорит…

Тест на чувство стиля, эстетические чувства вкуса прекрасного

Прежде чем пройти тест на чувство стиля и вкуса прекрасного, т.е. определить насколько у вас развиты эстетические чувства, вам следует понимать, о чем идет речь (маленький экскурс перед тестированием).


По словам немецкого философа Иммануила Канта, вкус — это способность судить о прекрасном.
Только развитое чувство вкуса в человеке способно привести личность к гармонии с собой, другими людьми, миром и вселенной.

Например , принято считать наличием чувства эстетического вкуса у человека во внешности, т.е. если мужчина или женщина одеты со вкусом и стильно, когда у них одежда, другие аксессуары и элементы внешнего облика (включая макияж, запахи духов, украшения, прическа…) подобраны с учетом особенностей фигуры, лица и пр. — т.е подчеркивают достоинства и скрывают недостатки.

Эстетический вкус и стиль предполагает избирательность человека, его приверженность к какому-либо направлению, и личные предпочтения с собственным мнением о вещах (подчеркиваю — с собственным, а не взятым с кого-то).

Те, кто не предпочитают чего-то конкретного, не имеют собственного «Я» (подражает, копирует кого-то), кто всеяден и неразборчив — не имеют чувства вкуса и стиля. У них не развиты эстетические чувства.

Посмотрите сами на окружающих людей на улице. У многих ли есть чувство вкуса и стиля? А значит — многие ли гармоничны внутри, в жизни, в отношениях?

Психологический аспект эстетического вкуса прекрасного

Еще пару слов, и вы сможете пройти тест на чувство стиля и вкуса.

Вы, наверное, видели людей одетых со вкусом, а у других отсутствие эстетического вкуса, безвкусицу в стиле, нет ощущения прекрасного.

Например , приятно смотреть на красивую девушку с прекрасной фигурой, у которой облегающая одежда подчеркивает ее достоинства — ее одежда, аксессуары, украшения, хороший макияж, маникюр, легкий приятный запах духов показывает ее чувство вкуса.

Или, девушку со складками, растяжками на животе, целлюлитом и не в меру полными ногами, так же одетую в обтягивающее или эти части тела открыты, плюс запах ее духов режет нос, а макияж искусственно ярок и не гармоничен — явно говорит о дисгармонии в душе и отсутствии чувства вкуса и прекрасного.

Та и другая могут быть одеты в стильную и модную одежду одного бренда, но показатель ли у обоих чувства стиля?

Наверное, если у девушки не очень точеная фигура, то ей бы стоило одеть вещи нивелирующие ее недостатки, а не показывать их…

Психологический аспект чувства вкуса и стиля , или его отсутствия, как раз не в самой одежде, аксессуарах, духах и макияже.

И даже не в том, что человек умеет подчеркивать достоинства и скрывать недостатки, за счет умения правильно одеваться и накладывать макияж.

Эстетический вкус внутри человека, в его голове, в душе (в психике) — чувство вкуса закладывается еще в детстве, в процессе воспитания и социализации.

С психологической точки зрения, мы может несколько перевернуть (но не исказить) мнения философов о чувстве вкуса прекрасного.

Т.е. не развитое чувство вкуса приводит человека к гармонии внутри себя и во внешнем мире, а немного наоборот — чувство гармонии внутри себя приводит к развитию эстетического вкуса и гармонии в мире и вселенной.

Это легко проверить. Посмотрите сами. Если девушка прекрасна и телом и в душе, то как ее не «накрась», как не наряди, как не надуши — хоть никак, хоть одень ее летом в валенки, телогрейку и шапку ушанку — она все равно прекрасна, гармонична, обаятельна и притягивает.., от нее веет чем-то теплым, прекрасным, хорошим…

Ее чувство вкуса и прекрасного внутри нее, а не в одежде и других аксессуарах

Взгляните на другую красивую девушку стильно и со вкусом одетую и ухоженную.

Если у нее дисгармония и пустота в душе, то какой бы ни был ее внешний лоск и эстетический вкус, от нее веет холодом, негативом, глаза пусты, она отталкивает духовно… (притянуть может, разве что физически…по-похоти…).

Резюме , перед тестом на на стиль и вкус:
Вы в праве одеваться и украшать себя так, как вы лично считаете хорошо. Вы можете придерживаться любого направления в моде и стиле. Чувство вкуса не врожденное — его приобретают, вы всегда можете развить и изменить эстетический вкус.
Главное, что вам нужно знать это то, что ваше личное чувство вкуса и стиля у вас в голове, а не на теле. Будьте гармоничны в душе, а остальное приложится…

Итак, пройти тест на стиль и эстетический вкус прекрасного онлайн

Возможно вас заинтересует.., или вы хотите избавиться

ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ следствие субъективной эмоциональной реакции человека на объективные выразительные формы природной и общественной реальности, которая оценивается и переживается в соответствии с представлениями субъекта о красоте. В тех случаях, когда красота объекта, так же как и слияние его содержания с выразительной формой, совпадает с представлениями субъекта о должном, у него возникает то особое эстетическое наслаждение, которое и закрепляет соответствующее чувство. Эстетическое чувство — основной компонент исторически обусловленного общественного эстетического сознания, которое, в свою очередь, оказывает непосредственное воздействие на формирование индивидуальных эстетических чувств. В силу этого в классовом мире эстетические чувства оказываются классовыми, хотя и включают в себя, благодаря своей многогранности и многозначимости, объективное общезначимое, общечеловеческое начало.

Сложившееся в творческом труде по освоению и преобразованию природы эстетическое чувство помогло облагородить и социализировать сущностные природные инстинкты человека - прежде всего сохранение и поддержание жизни. В свое время К. Маркс, раскрывая природу научного коммунизма и приравнивая ее к гуманизму, уделил особое внимание процессу реализации сущностных сил человека, особенно наглядно выявляющихся в богатстве субъективной человеческой чувственности. Если грубые утилитарные чувства обладают «лишь ограниченным смыслом», то очеловеченные чувства, к которым прежде всего принадлежит далекое от узкого практицизма эстетические чувства, соответствуют «всему богатству человеческой и природной сущности». Это «такие чувства, писал Маркс, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы». В своем развитии и в непосредственной практике такие чувства «стали теоретиками».

В эстетическом чувстве концентрируется не только многосторонний чувственный опыт человека. Сверх того, в них находит свое отражение переживание освоенных личностью ценностей культуры. Поэтому сформировавшиеся эстетические чувства следует рассматривать как чувственно-теоретический срез реальных ценностей объективного мира и субъективных ценностных ориентаций человека, составляющих реальность сознания личности. Эстетическое чувство не только концентрирует, но и целенаправляет самые разнородные отношения человека к действительности с позиций сознания и даже неосознанных, в первую очередь чувственно опосредованных личностных представлений о прекрасном желаемом будущем. Вполне понятно что без действенного развития эстетическое чувства не может осуществиться процесс всестороннего и гармонического совершенствования человека. Только на их основе складываются эстетические потребности, вкусы и идеалы.

Переходя к изложению психологии эстетического чувства, мне хочется прежде всего отметить, что в настоящее время интерес к эстетике все более и более растет, в особенности по сравнению с тем безразличным и даже зачастую враждебным отношением, которое было так распространено еще недавно. В наше время, наоборот, эстетические чувства и эстетические потребности выдвигаются нередко чуть ли не на первый план, в обществе проявляется усиленный интерес к вопросам искусства, возникают целые миросозерцания, в основу которых кладется эстетическое миропонимание, идеалы создаются на основании эстетических критериев, и, таким образом, чувство прекрасного рассматривается как основная или, по крайней мере, одна из основных пружин, движущих развитие человечества. В воспитании эстетические элементы опять- таки выдвигаются усиленно за последнее время. Указывают на то, что и в школе, и в жизни ребенка должна окружать не рутиннооднообразная обстановка современной школы с ее коридорами и пустыми квадратными классами, а произведения искусства, изящная, хотя бы и простая обстановка, вообще такая среда, которая смолоду развивала бы в нем радость жизни и чувство прекрасного. Все это побуждает меня подробнее остановиться на психологии эстетического чувства.

Как и другие высшие чувствования, эстетическое чувство является сложным: в состав его входит целый ряд разнообразных элементов. Начнем с простейших.

Если мы подвергнем анализу свои эстетические переживания, то очень часть встретимся с тем обстоятельством, что уже отдельные ощущения, взятые сами по себе, доставляют нам удовольствие. Пам нравятся яркие или нежные краски на картине, мягкий звук валторны, чистый звук человеческого голоса. Вы вышли из ком наты в солнечный летний день: голубой цвет неба, ярко-зеленая листва деревьев, чириканье птиц, аромат воздуха, напоенного запахом трав, все эти ощущения - зрительные, слуховые и обонятельные - нравятся вам, входят составными элементами в общее эстетическое переживание. Почему нам нравится глядеть на бархат и мрамор? Потому что вид их возбуждает в нас воспоминание о том ощущении, которое получалось, когда мы проводили рукой по мягкому бархату и гладкому мрамору. Таким образом, хотя зрительные и слуховые ощущения играют преимущественную роль в эстетических переживаниях, тем не менее немалое значение имеют здесь также и другие роды ощущений. Интересно в этом отношении заявление, сделанное слепоглухонемой девушкой Элен Келлер. Лишенная от рождения зрения и слуха и потому не имевшая возможности выучиться речи, она тем не менее научилась читать, прошла курс среднего учебного заведения, окончила даже университет, и все это при помощи одного только осязания. Эстетическое чувство у Э. Келлер основано также на осязательных и отчасти на обонятельных ощущениях: она рассказывает, что, ощупывая статуэтку Венеры Милосской, испытывала чрезвычайное наслаждение. У нормальных людей, обладающих всеми органами чувств, обонятельные и вкусовые ощущения имеют, конечно, значительно меньшее эстетическое значение. Гастрономия и парфюмерия не могут быть названы самостоятельными искусствами. Но это не мешает осязательным, обонятельным и вкусовым ощущениям играть важную вспомогательную роль, входя в сложное эстетическое переживание в качестве добавочных элементов.

Гораздо более существенную роль играют в произведениях искусства сочетания различных ощущений и отношения между различными родами ощущений. Какой-нибудь орнамент, в котором обычные цвета - красный, желтый, зеленый и синий - и обычные линии - прямые, ломаные, кривые - переплетены и скомбинированы в сложное сочетание, может произвести чарующее впечатление, гораздо более сильное, чем произвели бы эти краски и линии, взятые порознь.

Приятность или неприятность отдельных ощущений и их простейших комбинаций зависит в значительной степени от условий чисто физиологических. Возьмем для примера эстетическое впечатление, производимое различного рода линиями.

Аудитории предлагаются две нарисованные на таблице линии - ломаная и кривая, сходные по своему общему виду. Из опроса оказывается, что большинству нравится кривая.

Вообще говоря, кривые линии, округлые формы обычно нравятся нам больше, чем ломаные, угловатые. Причина, быть может, заключается в том, что наши члены движутся по кругу, благодаря выпукло-вогнутому устройству суставов. Для того чтобы совершить ломаное движение, нужно употребить известное усилие, необычное и потому неприятное. С другой стороны, тут могут примешиваться и другие, ассоциативные элементы, которые усиливают или, наоборот, ослабляют данное впечатление. Так, например, округлые формы человеческого тела нравятся больше, чем костлявые, еще и потому, что с округлостью соединено представление о здоровье. Иногда ассоциативные факторы перемешиваются, и тогда нам начинают нравиться прямые линии (широкая, прямая аллея), острые углы (шпиль колокольни) и т. п.

Известны, далее, физические и физиологические условия, лежащие в основе приятности звуковых интервалов и музыкальных аккордов: те интервалы, в которых количества колебаний тонов относятся друг к другу как простые числа (1:2, 2:3 и пр.), нравятся нам, и наоборот.

Важное значение имеет также известная правильность или порядок (иногда, правда, очень своеобразный) в сочетании внешних впечатлений. В зрительных восприятиях нам нравится симметрия: впечатления располагаются в правильном порядке, таким обрг.зом, что направо и налево мы имеем одинаковые группы. Сюда же относится удовольствие ритма, т. е. от правильно, равномерно чередующихся впечатлений, каковы бы они ни были по своему содержанию: слуховые - в музыкальных произведениях, осязательные - в ритмических движениях танца или бега, зрительные - когда вы смотрите на танцующего или плавно движущегося человека и т. д. Цейзингом был проделан целый ряд измерений над различными произведениями искусства, над архитектурными памятниками, скульптурными произведениями и т. д., и он установил, что в значительном большинстве случаев красота известного сооружения или гармонические размеры какой-нибудь фигуры обусловливаются математическими соотношениями частей в этих объектах. Особенно важную роль здесь играет так называемое правило золотого деления, согласно которому целое должно так относиться к большей части, как большая часть относится к меньшей. Несомненно, что многие отношения между элементами, входящими в состав эстетических переживаний, подчинены известной математически формулируемой закономерности, и очень возможно, что со временем удастся найти более общий закон, объединяющий все эти отдельные виды эстетических переживаний в одно общее целое.

Сопоставляя между собой приведенные выше примеры эстетических возбудителей, мы можем вывести один принцип, играющий очень важную роль в эстетике: нам нравится единство в разнообразии. В самом деле, в симметрии две различные стороны объекта объединены своим одинаковым отношением к средней линии; в ритме объединение достигается благодаря равномерно повторяющимся промежутком между отдельными впечатлениями; в правиле золотого деления разнородные части также объединяются благодаря известному определенному отношению друг к другу. Еще более отчетливо выступает названный принцип в сложных эстетических переживаниях, о чем будет речь дальше.

Однако приятными ощущениями и их гармоническими сочетаниями еще не исчерпывается чувство прекрасного. Лучшим доказательством этого служит то, что зачастую безобразное входит в произведения искусства. Достаточно вспомнить безобразные маски, украшающие наши здания (как хороши отвратительные химеры в соборе Парижской Богоматери!), вспомнить трагическое с его страданиями, дающими зачастую повод к созданию высоких произведений искусства, вспомнить, что говорит Толстой о модных картинках, несомненно красивых, но которые никто не назовет художественными произведениями, и т. д. Причина заключается в том, что в большинстве эстетических впечатлений наряду с объективными факторами, о которых я сейчас говорил и которые обусловливают собой приятные ощущения и сочетания этих ощущений, приходится отметить также и другие - ассоциативные, или субъективные, факторы, к рассмотрению которых мы сейчас и перейдем.

Возьмем, например, приятное впечатление, производимое видом апельсина. Вам нравится его желтый цвет, круглая форма, приятный запах. Но ко всему этому присоединяется также не менее приятное воспоминание о его вкусе. Наконец, апельсин может навести вас на мысль о том крае, где он вырос, и когда вы представляете себе Италию с ее голубым небом, рощами, морем и т. д., то эти представления сливаются с видом апельсина, находящегося у вас перед глазами, в одно общее целое. Когда мы видим старинный замок, то его формы могут быть не живописны, не изящны, его запах - гнили и разрушения - может быть прямо неприятен, и тем не менее общий вид замка может вызывать художественное наслаждение, благодаря тому, что к внешним впечатлениям (ощущениям и их комбинациям) присоединяются воспоминания о прошлом этого замка, героических подвигах и трагических происшествиях, свидетелем которых он был; все это вместе, окутанное той дымкой мечтательности, которая свойственна воспоминаниям о прошлом, дает сложное эстетическое переживание, тесно связанное с видом замка, возбудившего все эти поэтические воспоминания.

Спрашивается теперь, насколько велика должна быть роль этого ассоциативного фактора в эстетических чувствах, и не становимся ли мы здесь на неверный путь? В самом деле, если идти по этому пути дальше, то можно прийти к выводу, что эстетические наслаждения вызываются не формой художественных произведений, а тем смыслом, содержанием, которое в них вложено. В конце концов мы придем к утилитарному взгляду на искусство, согласно которому значение произведения искусства заключается только в той пользе, которую оно может принести человечеству, причем, конечно, эту пользу можно рассматривать самым различным образом, соответственно разного рода миросозсрцаниям. Так, утилитаристы-шестидесятники признавали за художественными произведениями значение лишь постольку, поскольку они могли способствовать улучшению общественных отношений. Толстой ценит художественное произведение только тогда, когда оно с особенной силой и яркостью вызывает чувство любви к ближним и к Богу; специфически же эстетические стороны произведения отодвигаются здесь на второй план и в лучшем случае сводятся к некоторым формам, благодаря которым особенно удобно возбуждать в людях известные чувства. По мнению Толстого, художественное дарование сводится к уменью возбуждать в других то настроение, которое сам художник в данный момент переживает, или как он говорит, заражать другого своим собственным чувством и настроением; раз эта цель достигнута, то со стороны формы от художественного произведения больше ничего не требуется.

С этим взглядом, однако, едва ли можно согласиться. Анализируя художественные произведения и возбуждаемые ими эмоции, можно в них отметить такие стороны, которые присущи эстетическому чувству самому по себе и не могут быть сведены к другим чувствованиям и другим, побочным целям. Здесь прежде всего приходится отметить тот самый принцип, на который я уже указывал, говоря об элементарных составных частях эстетического чувства, именно единство в разнообразии, гармония частей, объединенных в одно общее целое. Этот принцип можно видоизменить или, вернее, расширить, включив сюда гармонию между формой и содержанием или соответствие цели и средств. Когда какая-нибудь поэма слишком растянута, когда художник употребляет слишком сильные средства там, где можно было бы достигнуть эффекта более простыми приемами, вы говорите, что произведение не художественно. Когда произведение искусства не соответствует предназначенной цели, например, человек строит дачный дом, а между тем придает ему такую величину и массивность, которые не соответствуют дачным потребностям, то здесь вы опять-таки находите антихудожественным отсутствие соответствия между основным назначением объекта и теми средствами, которые употреблены для достижения этого. Когда слишком громоздкие, толстые, тяжелые колонны поддерживают легкий навес или тонкая, стройная колоннада несет непосильный груз, то и здесь возникает у вас впечатление нехудожественности. Таким образом, и в более сложных художественных произведениях вы встречаете тот закон единства и соразмерности, который уже встречался на более элементарных ступенях.

Соответствие между целью и средствами заставляет нас испытывать при созерцании художественного произведения впечатление целесообразности, причем, однако, эта целесообразность носит совершенно своеобразный характер: какая бы то ни было побочная цель зачастую совершенно отсутствует, художественное произведение само по себе уже является целью. Поэтому говорят нередко, что эстетическому чувству присуща «целесообразность без сознания цели». Этим эстетическое чувство отличается, например, от волевых действий, в которых человек всегда к чему-нибудь стремится, чего-нибудь старается достигнуть. Правда, художественные произведения могут служить также и общежитейским целям, потому что в нашей жизни все так переплетено, что отдельные стороны нашей психики находятся в тесной связи с другими сторонами, но нельзя эстетические чувства всецело сводить к другим чувствам, совершенно отрицая их самостоятельное значение.

ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ -не посредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех ее видах, включая худож. творчество, и сопутствующее им в качестве активного энергетического основания. Как только это переживание утрачивается, человека к действительности гаснет либо переходит в план рефлективного суждения. В Ч. э. в снятом виде представлен весь духовный мир человека, его и социальный опыт. Оно всегда имеет избирательно-оценочный характер. Несмотря на Ч. э. (нравится - не нравится), в нем всегда преобладает положительная эмоция, даже в отношении к ужасному и безобразному. Превалирование же негативного эмоционального тона гасит его. Ч. э. присущ предметно-ситуационный характер. Оно всегда направлено на предмет и эстетически воспроизводит его и воображении как образ желаемой действительности. В глубине и интенсивности эстетического переживания и творческой работе воображения, «достраивающего» ситуацию до желаемой, находит проявление описанный Выготским закон двойного выражения Ч. э., когда Ч. перетекает в план воображения, а воображение индуцирует его. Ч. э. может иметь различную степень осознанности: может быть и бессознательным, и рефлектирующим, возвышаясь до развернутого суждения вкуса (Суждение ). Будучи эмоциональным планом эстетического отношения и развиваясь синхронно с ним, Ч. э. имеет и собственную доминанту развития. Оно начинается с предварительной эмоции, непроизвольной эстетической реакции («ах!», «вдруг!»), к-рая выводит сознание человека за пределы обыденности и включает его в эстетическое отношение. На его базе формируется устойчивое, положительно окрашенное чувство радости, духовного комфорта. Своей кульминации Ч. э. достигает в катарсисе. Обладая врожденными предпосылками и будучи субъектным, Ч. э. социально обусловлено. Оно продукт как целенаправленного, так и непреднамеренного эстетического воспитания. Отсюда отмеченная Кантом его всеобщность: то, что нравится мне, является предметом всеобщего удовольствия. Социальная детерминированность Ч. э. определяет и его историчность: для каждой исторической эпохи характерен свой исторический тип Ч. э., находящий выражение в т. ч. и в иск-ве (слезливый , героически-иронический , рефлективный и т. п.). Устойчивость и социальная значимость Ч. э. закрепляется в эстетической потребности, к-рая, сформировавшись, находит выход в различные виды деятельности и отношения человека к действительности. В этом смысле Луначарский говорил, что «эстетическое чувство - это чувство наслаждения жизнью».

Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат . Под общ. ред. А. А. Беляева . 1989 .

Смотреть что такое "ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ" в других словарях:

    чувство - беспокойное (Авсеенко); блаженное (Даль); бодрое (Ропшин); вдохновенное (Пушкин); возвышенное (Козлов, Пушкин); восторженное (Л.Толстой); всепожирающее (Орлов); горькое (Немир. Данченко); горячее (Лермонтов, Надсон); жуткое (Андреев);… … Словарь эпитетов

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - (от греч. aisthesis ощущение, понимание) развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Э. р. имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной… … Большая психологическая энциклопедия

    Эстетическое развитие - развитие способности воспринимать эстетические аспекты происходящего и создавать их самому (красивое, безобразное, торжественное, величавое, гармоничное и т.д.) Дети, отмечает К.Чуковский, любят музыку, петь, танцевать, декламировать,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    чувство - сущ., с., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? чувства, чему? чувству, (вижу) что? чувство, чем? чувством, о чём? о чувстве; мн. что? чувства, (нет) чего? чувств, чему? чувствам, (вижу) что? чувства, чем? чувствами, о чём? о чувствах 1.… … Толковый словарь Дмитриева

    чувство - [у/ств], а, с. 1) Способность живого существа ощущать, воспринимать окружающий мир, внешние воздействия. Органы чувств. Чувство боли. Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус чувства, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. 2) Состояние,… … Популярный словарь русского языка

    Эстетическое воспитание - одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - процесс формирования и развития эстетич. эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и… … Российская педагогическая энциклопедия

    - (от греч. aistheti kos чувствующий, чувственный) исходная категория эстетики как науки, давшая ей имя и определяющая специфику ее предмета во всех его проявлениях: Э. чувство, Э. отношение, Э. вкус, Э. идеал, Э. ценность, иск во как вид… … Эстетика: Словарь

    чувство - а; ср. 1. Способность живого существа воспринимать психофизические ощущения, реагировать на внешние раздражители. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Ч. голода. Ч. боли. Ч. озноба. Испытывать ч. страха. Ч. ориентировки у птиц … Энциклопедический словарь

    чувство - а; ср. 1) Способность живого существа воспринимать психофизические ощущения, реагировать на внешние раздражители. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) Чу/вство голода. Чу/вство боли. Чу/вство озноба. Испытывать чу/вство страха … Словарь многих выражений

Книги

  • Эстетическое чувство и произведение искусства , Л.Г.Юлдашев. Эстетическое чувство и произведение искусства…

Чувства человека многообразны и зависят от нашего взаимодействия с существующей действительностью. Огромное количество испытываемых нами эмоций объясняется еще и тем, что, близкие по своему характеру, они отличаются друг от друга степенью интенсивности переживания и оттенками экспрессивной окраски. Многообразие чувств приводит к настойчивым попыткам их систематизировать и классифицировать. Нужно упомянуть и о часто повторяющихся попытках сгруппировать чувства с точки зрения эмоционального тона и интенсивности переживания, а также и по характеру отношения человека к объекту чувства. Речь идет о легкой или бурной радости, негодовании, ненависти, скорби, печали, стыде, восхищении, сочувствии, любви и так далее.

Эта классификация дает возможность произвести некоторую систематизацию чувств человека. Но она является принципиально неполной. В ней есть отвлечение от конкретного содержания, которое имеет очень большое значение для характеристики чувств. Например, очень отличаются друг от друга радость в связи с победой любимой футбольной команды и радость от встречи со знакомым или связанная с прослушиванием музыкального произведения. Также различны по эмоциональной окраске некоторые виды беспокойства: за судьбу героя романа или фильма, при катании на лодке в сильный ветер, вызванные мнением людей при совершении нами какого-то поступка и так далее. Отвлечение от конкретного содержания чувства, имеющее место быть в подобной классификации, привело к созданию групп, учитывающих их содержательную сторону.

Принципы классификации чувств

Прежде всего следует исходить из принципа материалистической психологии. Он говорит о том, что психика человека представляет собой отражение им объективной действительности, существующей независимо от него. Поэтому вопрос может быть поставлен так: как отражается в сфере чувств индивидуума та реальность, в которой он живет, действует, с которой он многообразно связан?

Действительность понимается нами в самом широком смысле. Это - природа, человеческое общество, отдельно взятые люди, социальные институты (государство, семья и так далее), процесс и продукты человеческого труда, выступающие в различных формах, нормы морали и так далее. В индивидуальном сознании человека отражены те черты общественного сознания, которые присущи данному обществу, эпохе с ее кругом воззрений на мир, жизнью, правилами и нормами поведения и взаимоотношений между людьми.

Действительность в ее конкретных проявлениях каждая личность воспринимает, руководствуясь общественным сознанием своего времени. Мы все живем в этих реалиях и действуем согласно развившимся в нас потребностям, оценкам, взглядам на вещи и явления, представлениям о моральном и прекрасном, приобретенным в процессе нашей жизни в обществе. Эта действительность отражается в индивидуальном сознании каждого конкретного человека, в том числе и в эмоциональной сфере.

Исходя из этого, чувства различаются: во-первых, по объекту действительности, на который они направлены (реальный, воображаемый, настоящий, прошлый и так далее, обладающий определенными свойствами и качествами с точки зрения общественной практики); во-вторых, по своей сути и содержанию. Под содержанием следует подразумевать направленность чувства, характер эмоционального отношения к объекту (принимается объект чувства или отвергается и так далее) и особенности возникающего при этом субъективного состояния. Связь человека с действительностью, выступающая в процессе его жизни и деятельности в сложных многообразных сочетаниях, делает до некоторой степени условной ту классификацию чувств, которую можно установить.

Тем не менее, некоторые виды чувств следует выделить. И прежде всего, это те из них, которые с достаточным основанием называют высшими чувствами: моральные, эстетические, интеллектуальные. Они связаны с восприятием и осознанием людьми многообразных явлений социальной жизни и культуры. Эмоциональное отношение человека, проявляющееся в этих переживаниях, может распространяться как на относительно простые, так и на сложнейшие формы отношений, на социальные институты и создания культуры. Такие виды эмоций и чувств обладают рядом характерных особенностей.

Во-первых, они в своих развитых формах могут достигать большой степени обобщенности. Во-вторых, что очень существенно, они всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или другой стороне действительности. Эти высшие чувства, благодаря тому, что в них в известной мере раскрывается отношение человека в целом к миру и к жизни, иногда называют мировоззренческими чувствами. В конкретном переживании личности, относящемся к сложному явлению действительности, они могут выступать в слитном комплексе и в различных сочетаниях, но для более точного выяснения их качеств стоит рассмотреть их в отдельности.

Эстетические чувства

Под этим видом чувств подразумеваются те эмоции и ощущения человека, которые он испытывает, глядя на красоту или, наоборот, на ее отсутствие – уродство. Объектом восприятия в этом случае могут быть произведения искусства (музыка, скульптура, поэзия и проза, живопись и так далее), разнообразные природные явления, а также сами люди, их действия и поступки.

Действительно, многое вызывает у человека эстетическое наслаждение: красоты живых пейзажей, чтение книг и стихов, прослушивание музыкальных произведений. Мы получаем удовольствие от приобретаемой одежды, создаваемого интерьера, современной мебели и даже от новой кухонной утвари. То же касается и поступков, совершаемых окружающими нас людьми, ведь мы оцениваем их с точки зрения тех общепринятых норм морали, которые существуют в социуме.

Нужно сказать, что эстетические виды чувств могут быть как созерцательными, так и активными. В первом случае это вызвано простым наблюдением за объектами, составляющими реальность человека, во втором варианте такие эмоции способны придавать эстетические черты нашим действиям. Поэтому индивидууму свойственно наслаждаться и в процессе того, как он сам поет или танцует. Особенно важна роль эстетических ощущений для творческих натур, стремящихся передать свое мировосприятие через создаваемые ими произведения искусства, литературы, живописи и многое другое.

Если говорить более конкретно об этом виде человеческих эмоций, то в представляемом им разнообразии ощущений стоит выделить несколько наиболее важных. Эти переживания знакомы любому человеку, без них невозможно представить себе полноценную духовную жизнь каждого индивидуума и общества в целом. Итак, наиболее значимыми чувствами описываемого вида являются следующие.

Эстетическое наслаждение

В его основе лежит ощущение удовольствия, которое испытывает человек в момент восприятия им цвета, форм, звуков и других особенностей объектов или явлений. Именно благодаря этому чувству мы можем предпочитать одни оттенки красок другим, выделять те или иные отдельные ноты, восхищаться особенно понравившимся элементами архитектурных сооружений. Это наиболее простая форма эстетического наслаждения. Что касается его более сложных проявлений, то в этом случае речь пойдет уже не об отдельно взятых частях, а о их сочетаниях при восприятии целого предмета или явления.

Например, если представить себе образ чистокровного рысака, то в нем человеку может нравиться все - масть, порода, стремительность движений и даже горделивое ржание. Потому что все эти присущие коню черты находятся в гармонии друг с другом и создают целостный завершенный образ. Если говорить о звуках, то эстетическое наслаждение мы получим от консонанса, а вот диссонанс вызывает противоположные эмоции. То же относится и к движениям, ведь их ритмичность нравится больше, чем ее отсутствие.

Ощущение красоты

Это чувство свойственно испытывать человеку в тот момент, когда он воспринимает видимую и осязаемую красоту природы и людей. Такие ощущения и эмоции вызывают у нас прекрасные цветы, грациозные животные, живописные ландшафты и так далее. Чувство прекрасного мы переживаем и тогда, когда благородные поступки какого-либо человека заставляют задуматься о широте его души и правильных жизненных установках.

Нужно сказать, что красота явлений и предметов существует сама по себе и не зависит от того, воспринимает ли ее наше сознание. Она соединяет в себе все части, из которых состоит нечто целое. Например, облик человека - это не просто очертания фигуры. Мы воспринимаем каждую черту лица, цвет глаз, кожи и волос, гармоничность и пропорциональность фигуры, тембр голоса и так далее.

И, что особенно важно, красота не может состоять только из чисто внешних факторов. Форма обязательно должна соответствовать содержанию. Ведь часто бывает так, что в лице человека заметна асимметрия и ему далеко до классических канонов, но оно настолько гармонично соответствует душе и ярко выражает характер, что воспринимается нами как по-настоящему прекрасное.

Чувственное восприятие трагического

Эти эмоции связаны с сильными душевными переживаниями. Например, особенно удачная актерская игра в создании определенного человеческого образа способна вызывать в нас целую цепочку таких трагических чувств, как сострадание, негодование, сочувствие. Эти ощущения облагораживают людей, заставляют задуматься о высоком, придавая мыслям особенную глубину и тонкость восприятия.

Сила аффективных состояний оказывает своего рода очищающее влияние на человека. Наблюдая за развитием особенно драматического сюжета в театре, кино или читая книгу, мы в своих нарастающих ощущениях все ближе подходим к развязке. А когда она в конце концов наступает, то человека охватывает буря эмоций и переживаний, после которых он находит успокоение и умиротворение. Но для этого само произведение должно быть воистину прекрасным и необыкновенно впечатляющим.

Чувство комического

Эти эмоции, пожалуй, можно назвать наиболее противоречивыми из всех видов эстетических чувств. Действительно, мы смеемся иногда над совершенно полярными вещами, над тем, что, казалось бы, должно вызывать скорее слезы. Но так устроен человек - по утверждениям великих философов, он состоит из сплошных противоречий. Мы смеемся над всякого рода несоответствиями: например, высокий толстый мужчина за рулем крошечного авто, трехлетняя малышка в маминых туфлях «на шпильке» и так далее.

Что же касается смеха сквозь слезы, то это часто происходит с людьми, склонными к рефлексии. Именно они обычно многого ждут от действительности, склонны идеализировать окружающий мир и хотят видеть высокий смысл там, где его нет. А когда оказывается, что многообещающие формы скрывают под собой пустоту, то мы смеемся, иногда над собой же. И это очень хорошее качество, которое развивает в нас именно чувство здравого юмора, ведь оно позволяет задуматься над несовершенством мира и направить свои усилия для того, чтобы как-то повлиять на него. Например, знакомые всем из журналов иллюстрации, высмеивающие те или иные человеческие пороки (курение, алкоголизм, супружеская неверность, лень, жадность и так далее) заставляют вести борьбу с ними в собственной реальной жизни.

Нравственные или моральные чувства

Этими видами чувств характеризуются переживания, которые человек испытывает в своих отношениях с другими людьми, с социумом, а также в процессе выполнения тех или иных обязанностей, налагаемых обществом. Здесь имеют смысл нравственные ценности и понятия личности - именно они формируют в каждом из нас облик морали и нравственности. Ведь что такое, например, совесть? Это мера ответственности за тот или иной поступок человека перед обществом.

К моральным чувствам можно отнести все те эмоции, которые мы переживаем в процессе общения с людьми: доверие, искреннее расположение, привязанность, дружба, любовь. Не стоит забывать и о чувстве долга, национальной гордости, любви к Родине, солидарности и так далее. Роль этого вида чувств очень велика, ведь человеку важно уметь не только раствориться в толпе, то есть отстоять собственное «я», но и вовремя консолидироваться с себе подобными, обретая нравственное «мы».

Гуманизм

Именно с чувством гуманности связана наша любовь к Родине, к людям, патриотизм и национальное самосознание. В этом случае работает целая система жизненных установок человека, задействованы все его нравственные нормы и ценности. Они выражаются в сопереживаниях, направленных на общение, помощь, взаимовыручку. Именно благодаря гуманизму мы с уважением относимся к правам и свободам других людей, стараемся не нанести ущерба их чести и не оскорбить достоинство.

Чувство чести и достоинства

Этим видам высоких чувств свойственно определять отношение человека к самому себе и то, как его воспринимают окружающие. Простыми словами, честь - это признание другими людьми ваших достижений. Именно эти чувства вызывают в нас самих желание создать достойную репутацию, определенный уровень престижа, доброе имя среди себе подобных.

Достоинство - это общественное признание прав того или иного человека на уважение и независимость со стороны социального окружения. Но мы и сами должны осознавать все это, оценивать свои поступки с точки зрения морали и нравственности и отвергать то, что может унизить или оскорбить нас. Непредвзятая оценка человеком своих действий и отношений к другим людям является еще одними определениями совести. Чем выше наше моральное и нравственное самосознание, тем ответственнее и совестливее мы поступаем.

Чувства вины и стыда

Эти не совсем приятные эмоции также относятся к нравственным чувствам, формирующим образ любого нормального человека. Они являются своеобразными стражами, которые охраняют нас самих от пагубного действия наших пороков. Вина является более зрелой эмоцией - она выражена ярче, нежели стыд. Чувство вины возникает в том случае, если человек совершает что-либо, идущее вразрез с его моральными убеждениями и принципами. Именно такие ощущения не позволяют нам выходить за рамки жизни в социуме.

Что же касается стыда, то его часто путают с виной. Однако это разные ощущения. Распространенными проявлениями стыда являются дискомфорт, растерянность, сожаление, испытываемые человеком в том случае, если он не соответствует требованиям других людей. В этом случае он ждет презрения или насмешек. Так чувствует себя неопытная стриптизерша, переживающая дебютное выступление на сцене в мужском клубе. Ведь она боится обмануть ожидания толпы и стыдится своей обнаженности и беззащитности.

Интеллектуальные чувства

И, наконец, пришла пора поговорить о третьем виде высоких человеческих чувств - об интеллектуальных. Их основой является любая познавательная деятельность, осуществляющаяся нами во время учебы, работы и творческих изысканий в науке или искусстве. Именно интеллектуальные чувства отвечают за поиск истины, то есть единственно правильного ответа на множество важнейших общечеловеческих вопросов.

Существует неразрывная связь между процессами познания и интеллектуальными эмоциями. Первое невозможно без второго. Умственная деятельность человека, которая возникает в процессе научной работы, принесет ощутимые плоды только в том случае, если он по-настоящему заинтересован в объекте своего изучения. А те из нас, кто учится или трудится просто из чувства необходимости, часто не достигают успеха в этом и разочаровываются.

Чувство удивления

Это ощущение возникает, когда человек знакомится с чем-то новым и неизвестным. Нас удивляют необычайные события, о которых мы лишь могли догадываться. Успешный процесс познания вообще невозможен без этой эмоции с ее радостным оттенком. Удивление, которое вызывается той или иной неожиданностью, заставляет человека обратить пристальное внимание на неизвестный ему объект или явление, тем самым побуждая узнавать все новые и новые грани мира.

Чувство сомнения

Практический любой человек испытывает его, если на пути к истине сталкивается с противоречиями. Именно сомнение побуждает нас искать новые доказательства правоты и верности взглядов и теорий, всесторонне проверять их и лишь тогда отпускать в мир. Без этих эмоций трудно представить себе хотя бы одно научное открытие, да и вообще человеческую жизнь во всех ее проявлениях.

Чувство смутности или ясности мысли

Эти ощущения проявляются в нас беспокойством и неудовлетворенностью, если объект нашего познания видится нами неясно, если мы не можем сориентироваться в его чертах и связях. Такие чувства принуждают человека глубже разбираться в тех или иных вопросах, связанных с учебой или работой. Как только наши мысли из смутных и неопределенных превращаются в ясные, наступает так называемое прозрение и удовлетворенность собой, мысли упорядочиваются и обретают логическую последовательность.

Чувство недоумения

Такие ощущения связаны с невозможностью дать четкое объяснение какому-либо факту, объекту или явлению. Случается, что мы в своих исследованиях и изысканиях попадаем в ситуацию, когда существующие связи и определения чего-либо не устраивают нас. Тогда мы вновь вынуждены начинать все сначала и искать ошибки в своих действиях. Недоумение заставляет человека возвращаться, чтобы выбрать правильное направление.

Чувства догадки и уверенности

На этих ощущениях основывается построение научных гипотез и их доказательство. Вначале человек еще не может с точностью установить и проследить связи между исследуемыми объектами, но догадывается об их характере. В процессе дальнейшей умственной деятельности появляются логичные умозаключения, которые подтверждаются на практике. Именно тогда мы чувствуем уверенность в правильности своих действий.

Испытываемые людьми чувства, описанные выше, и многие другие, будучи личным «откликом» на окружающую действительность, порождены в своем содержании, прежде всего, характером того явления, на которое они направлены. Затем они определяются тем отношением, которое выработалось у каждого из нас к данной стороне действительности в процессе длительной общественной практики. И, наконец, они во многом зависят от природы индивидуальных потребностей человека, развивающихся и преображающихся в процессе развития общества.

gastroguru © 2017