Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и наша реальность. Двухуровневая система образования. Справка Характеристики этапа магистратуры



ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотированный список литературы



Самара

© Миницер Е.Д, 2012

© Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Самарский государственный технический университет, 2012

ВСТУПЛЕНИЕ

Официальной датой начала перехода на двухуровневую систему образования, получившего название «Болонский процесс», принято считать 19 июня 1999 года. Тогда на конференции в городе Болонья министры образования 29 европейских государств с целью создания единого европейского пространства высшего образования приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию.


Именно по такой схеме - сначала бакалавриат, а потом, по желанию, либо магистратура, либо трудоустройство - уже давно учатся студенты в западных вузах. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в 2003г. на Берлинской Конференции министров образования стран Европы.
В России новая двухступенчатая форма образования официально утверждена с сентября 2009 года. С 2015 года выпускники российских вузов смогут получать дипломы международного образца. Совместные степени или совместные дипломы присуждаются студентам по завершении образовательных программ, предлагаемых совместно университетами из разных стран.
П люс ы и минус ы новой образовательной модели, проблем ы ее становления и развития в российском высшем образовании освещены в документах, включенных в аннотированный список литературы « Двухуровневая система высшего образования ».
Список содержит библиографические описания книг и статей из периодических изданий. Звездочкой (*) помечены статьи из журналов, отсутствующих в фонде библиотеки, которые можно заказать по ЭДД (электронная доставка документов) - обращаться в 1-й корпус, ауд.125 (абонемент научной литературы).
Библиографические описания книг снабжены сиглами хранения, которые подскажут вам, в какое подразделение библиотеки необходимо за ними обращаться (в приложении дается список сокращений.)
Список содержит также перечень полезных ресурсов Интернета по вопросам двухуровневой системы высшего образования.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УРОВНЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


1. Долженко, О. Закон о двухуровневой системе высшего образования принят / О. Долженко // Альма матер. Вестник высшей школы. -2007.- №8. -С. 3-4.


2. *Кирилловых, А.А. Правовые аспекты модернизации системы высшего образования / А.А. Кирилловых //Право и образование.-2009.-N 3.- С. 64-75.

Реформирование системы высшего образования России и образовательное законодательство.
3. *Матушанский,Г.У. Нормативно-правовые основы регулирования высшего образования России при вхождении в Болонский процесс /Г.У.Матушанский, Л.В.Борзилова //Образование и наука.-2010.-№8.-С.42-52.

Дан анализ основополагающих нормативно-правовых документов, формирующих правовое поле единого образовательного пространства в Европе при реализации Болонского процесса. Рассмотрены варианты систематизации нормативно-правовых актов области высшего образования, среди которых выделяются кодификация, инкорпорация, консолидация.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию (Рособразование) Приказ 10 февраля 2010 г. N 109 “О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования”:[Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.ed.gov.ru/actual/urobr/12552/
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования) от 24 октября 2007 г. №232-ФЗ. Принят Государственной Думой 11 октября 2007 г. Одобрен Советом Федерации 17 октября 2007 года:федеральный закон РФ // Вестник образования России. - 2007. - №22(нояб). С. 3 –13.

6. *О внесении изменений в перечни головных вузов и организаций в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузов, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией, утвержденный приказом Минобрнауки России от 25.04. 2005 № 126: приказ М-ва образования и науки РФ от 25.11.2005 № 291 // Офиц. док. в образовании . – 2006. - № 2. – С. 92-93; Бюл. М-ва образования и науки РФ. – 2006. - № 2. – С. 55-56.


7. *О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузах, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией: приказ М-ва образования и науки от 25.04.2005 № 126 // Офиц. док. в образовании. – 2005. - № 17. – С. 67-72.
8. О разработке государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки магистров по направлениям высшего профессионального образования: приказ Гос. ком. Рос. Федерации по высш. образованию от 15 апр.1996 г. N 667 // Бюл. Гос. ком. Рос. Федерации по высш. образованию. -1996. -N 6. -С. 12.
9. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации: приказ М-ва образования и науки РФ от 15 февр. 2005 г. № 40 // Бюл. М-ва образования РФ. Высш. и сред. проф. образование. - 2005. – № 4. – С. 21-27; Офиц. док. в образовании.–2005. -№ 13. - С.83-90.
10. О федеральном законе “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ” в части установления уровней высшего профессионального образования // Альма матер. Вестник высшей школы. - 2007. - №8. -С. 16-20.
11. *Петровас, Р.Й. Современные проблемы развития законодательства Российской Федерации об образовании / Р. Й. Петровас //Юрист ВУЗа.-2010 .-N10 .-С. 39-44.

Рассмотрены основные актуальные проблемы систематизации российского законодательства об образовании, а также его развития с учетом присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу.
12. Шудегов, В. Образовательное законодательство: состояние и проблемы / В. Шудегов // Альма матер. Вестник высшей школы. - 2007. - №9. - С. 3-6.

РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

КНИГИ
13. Ч448.4(2) А-807 Арефьев, А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг / А. Л. Арефьев.- М. : Центр соц.прогнозирования, 2007. -699 с.

ЧЗН (1)

14. Ч448я73 Б-181 Байденко В.И. Болонский процесс : Курс лекций.-М.:Логос,2004.-207 с.

Имеются экземпляры в отделах: всего 5: ЧЗГ (3), ЧЗН (1), КХ (1)

15. Ч448 Б-181 Байденко, В.И. Болонский процесс:структурная реформа высшего образования Европы / В. И. Байденко.-М. : [б. и.], 2002. - 127 с.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1: ЧЗН (1)
16. Ч44 В-385 Вестник Российского общественного совета по развитию образования / ред. Т. В. Пискарева. - М.: ГУ ВШЭ, 2003 - .Вып.8. - 66 с.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1: ЧЗН (1)

СТАТЬИ
17. Аржанова, И.В. География и арифметика Болонского процесса / И.В.Аржанова // Аккредитация в образовании.-2007. - №18. -С.40–45.

Автор статьи знакомит читателей с кратким историческим обзором, сравнительными характеристиками основных положений национальных докладов, а также обозначает задачи и пути их решения в контексте участия России в дальнейшем формировании общеевропейского образовательного пространства.
18. Байденко, В.И. Болонские преобразования: проблемы и противоречия (статья четвертая) / В. И. Байденко //Высшее образование в России.-2009 .-N11.-С. 26-40.

Рассматриваются проблемные аспекты болонских преобразований.
19. Байденко, В.И. Гуманистическая направленность подлинных болонских реформ / В. И. Байденко // Высшее образование в России. -2009. - №10. -С. 116-126.

Предпринята попытка раскрыть три главных аспекта гуманистической направленности Болонского процесса: социальное измерение; студентоцентрированную ориентацию как миссию высшего образования; нравственно-этические императивы, предъявляемые современностью высшим учебным заведениям.
20. Байденко, В. И. Многоплановый и системный характер Болонского процесса / В. И. Байденко // Высшее образование в России.-2009.-№9. -С. 120–132.

Раскрывается многоплановый, целостный, системный и динамичный характер Болонского процесса, в сжатой и описательной форме развертывается панорама его концептуально-методологических установок и нормативно-методических документов.
21. Байденко, В. И. Мониторинговое исследование Болонского процесса: некоторые результаты и взгляд в будущее / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2009. - №7. - С. 147-155.
22. *Белянский В.П. Интеграция России в единое европейское образовательное сообщество / В.П.Белянский,А.В.Пономаренко //Вестн.Рос. экон. а кад.-2007.-N4.- С . 26-29, 122.
Рассмотрены такие аспекты, как темпы хода Болонского процесса в европейских вузах и вузах России , формирование единого европейского образовательного пространства, а также перспективы эволюции рынка международных аккредитующих организаций в сфере высшего образования.
23. Бердыклычева Н.М. Руководители и преподаватели вузов о Болонском процессе /Н.М.Бердыклычева, А.А.Григорьева //Вестн. РАН.-2006.-76, N 1.-С.59-62.
Россия входит в процесс, который детально обусловлен Болонской декларацией. Ученые лаборатории современных образовательных технологий социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова опросили в рамках социологического мониторинга вхождения российских университетов в Болонский процесс научно-педагогическую общественность. Судя по опросу, научно-образовательная общественность России к Болонскому процессу готова, правда, о единой позиции пока говорить не приходится: конкретные положения Болонской декларации получают разные оценки и интерпретации.
24. *Болонская декларация : Европейское пространство высшего образования: Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года // Вестн. Рос. филос. о-ва. - 2005. - № 1 (33). -С. 74-77.
25. Болонский "Светофор":[развитие Болонского процесса] // Аккредитация в образовании. -2007. -№17. - С. 12 – 16.
26. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии:Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование Левен / Лувен-ла-Нев, 28-29 апр.2009 г. //Высшее образование в России.-2009 .-N 7 .- С. 156-162.

Приводится Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование в 46 странах-участницах Болонского процесса, которые собрались, чтобы оценить успехи в реализации Болонского процесса и определить приоритеты для Европейского пространства высшего образования на следующее десятилетие.
27. Болонскому процессу в России быть? ! //Аккредитация в образовании.-2008.-N 20. -Февраль.-С. 50.

О плюсах и минусах новой образовательной модели (двухуровневая система высшего образования), проблемах и путях решения говорили 12 декабря 2007 в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) участники круглого стола "Повышение качества высшего профессионального образования в свете принципов Болонского процесса и компетентностного подхода".
28. Вербицкий, А.А. Реформирование образования в России и Болонский процесс / А.А. Вербицкий // Высшее образование сегодня. -2008. - №11. -С. 51– 55.
29. Гитман, М. Перспективы внедрения дуальных программ в контексте Болонского процесса / М. Гитман, Е. Гитман, В. Столбов // Альма матер. Вестник высшей школы. - 2006. - № 8. - С.36 – 41.
30. Гребнев, Л. Лондонское коммюнике: завершающий этап Болонского процесса: [с приложением] / Л. Гребнев // Высшее образование в России. - 2007. - №9. - С. 3–20.
31. Добренькова, Е. В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс / Е.В. Добренькова // Социологические исследования. - 2007. - №6. - С. 102-106.
32. Добрынин, М.А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства / М. А. Добрынин // Педагогика.-2006.- №9.-С.103 – 108.
33. Желтов, В. Болонская декларация и российское образование / В.Желтов // Педагогика.-2007. - №9. - С.107–113.


  1. Зиятдинова, Ф.В Болонский процесс - с ворохом проблем? / Ф. Зиятдинова // Вопросы культурологии.-2006.-№9. -С.49-50.
35. Игнатьев, В.П. Болонский процесс: опасения и надежды / В.П. Игнатьев, Л.Ф. Варламова // Высшее образование в России.-2009. -№4. - С. 138-140.

Рассматриваются позитивные и негативные моменты перехода российской высшей школы на двухуровневую систему профессионального образования.
36. Ильин, Г.Л. Изменения в отечественном образовании в свете Болонского процесса / Г. Л. Ильин // Высшее образование в России. -2009. - №8.- С.40–46.

Реформы, происходящие в сфере образования, рассматриваются в контексте глобального мирового развития.
37. Интеграция системы образования России в единое европейское пространство // Аккредитация в образовании. -2009. -№31(июнь). -С. 26 –31.
38. *Ловецкий, Н. Вхождение в Болонский процесс: экономический аспект / Н.Ловецкий // Российское образование.-2008 .-N1 .-С. 40-45 .

Развитие экономики современного мира можно охарактеризовать так: "рычаг - технологии, точка опоры - бизнес и высшее образование". Интеграция России в европейское образовательное пространство требует тесного соотношения реформы высшего образования с происходящими изменениями в европейском образовательном пространстве.
39. Макарова, М.Н. Болонский процесс: мнения и ожидания /М.Н.Макарова, В.С.Соломенников //Социологические исследования.-2007.-N 6.-С. 106-109.
О неоднозначности оценок Болонского процесса для России, о стратегии действий в сложившейся ситуации сегодня говорится достаточно много. Наша страна, подписав Болонское соглашение, не может оставаться в стороне от европейской образовательной интеграции. Вместе с тем российское высшее образование, имея уникальную историю развития, являясь по многим направлениям конкурентоспособным, должно стремиться к тому, чтобы лучшие традиции были сохранены и получили дальнейшее развитие.
40. Медведев, С. Болонский процесс, Россия и глобализация /С.Медведев //Высшее образование в России. -2006.-N 3.-С.31-36.
Проблематика Болонского процесса не ограничивается рамками высшего образования. Это одна из многих форм глобализации, такая же, как мировые рынки, мировые СМИ или международной терроризм. В широком смысле слова Болонский процесс- это часть общего сценария, в котором люди, идеи и информация свободно перемещаются через границы государств. Одна из ключевых сфер национальной идентичности - высшее образование - все более интернационализуется по мере того, как государства адаптируют свою политику к этому нововведению.
41. Медведенко, Н.В. Совершенствование контроля знаний и учета успеваемости студентов в контексте Болонского процесса / Н. В. Медведенко, С.Ю. Рубцова // Высшее образование сегодня. -2008.- №3. -С. 93– 96.

42. Миронов В.В. Россия в глобальном мире: отечественное образование и Болонский процесс:[Электронный ресурс].- Режим доступа:http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/43/mironov.htm


43. Мотова, Г.Н. Болонский процесс и национальные приоритеты: в поиске моделей адаптации / Г. Н. Мотова // Аккредитация в образовании. -2008.- №26 (нояб.).-С.56 – 57.
44. *Николаев, Д.В. Россия в Болонском процессе / Д.В. Николаев, Д.В. Суслова // Вопросы образования.-2010.-№ 1. - С. 6-24.
45. *Протопопова, А.Б. Морально-нравственные принципы Болонской образовательной модели /А.Б.Протопопова// Философия образования.-2008.-№3. -С.153-157.
46. Рыжкова, Н.В. Присоединение России к Болонскому процессу и совершенствование учебного процесса / Н.В. Рыжкова //Информатика и образование.-2007.- №6.-С.14-16.
47. Садлак, Я. Болонский процесс: региональный ответ на глобальные проблемы / Я. Садлак // Высшее образование сегодня.-2007. - №10. -С.16–20.
48. Сенашенко, В. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций / В. Сенашенко, Г. Ткач // Высш. образование в России. -2003.-N 3.-С. 25-34.
49. Сенашенко, В.С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В.С. Сенашенко // Альма матер. Вестник высшей школы. - 2008. - №9.-С. 11–19.
50. Силичев, Д.А. Болонский процесс и модернизация образования в России / Д.А. Силичев // Вопросы философии.-2009.- №8. -С. 81–91.
51. Состояние, тенденции и перспективы отечественного образования. Круглый стол: образование и общество // Философские науки.-2007.-№5.-С. 5–100.
52. Титов, В.Т. Актуальные проблемы реализации болонских инициатив в системе высшего образования России / В.Т. Титов, О.В. Гришаев, М.В. Щербаков // Аккредитация в образовании. - 2009. - №32. - С. 38-41.
53. Финишная прямая на пути к Болонскому процессу // Аккредитация в образовании.-2010.-№ 1.-С. 3-7.
54. Цырук, С.А. Высшее образование в России в русле Болонского процесса/С. А.Цырук, М. А. Рашевская // Электрика.-2008.-N 10.-С. 27-30.

Взгляд на перспективы перестройки отечественного высшего образования в соответствии с Болонской декларацией.
55. Чиркова, А.В. Проблемы реформирования национальных систем подготовки научных кадров в условиях Болонского процесса /А.В.Чиркова //Экономические науки. -2009.-N 12.-С. 471-473, 507.
Рассматриваются проблемы и траектории реформирования системы подготовки научных кадров высшей квалификации в европейских странах в рамках Болонского процесса.
56. Филиппов, В.М. Болонский процесс и “Дорожная карта Россия – Евросоюз” / В.М. Филиппов // Высшее образование сегодня.-2008.- №1.-С. 5-9.
57. *Шендерова, С.В. Особенности развития статистики высшего образования в ходе Болонского процесса (на примере России и Германии) / С.В. Шендерова, И.В. Котляревская //Университетское управление: практика и анализ.-2011 .-№ 6.- С. 11-14.

Проведен сравнительный анализ некоторых аспектов статистики, связанной с динамикой внедрения многоуровневого высшего образования. Выявлены особенности российского и германского подходов к реорганизации системы высшего образования. Выдвинуты предложения по совершенствованию отечественной статистики высшего образования.

ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ


КНИГИ
58. Ч448.0(2)я73 Н 561 Нестеров, А.А. Принципы организации высшего образования: учеб.пособие / А. А. Нестеров; Самар.гос.техн.ун-т. - Самара: [б. и.], 2011. - 108 с.

Имеются экземпляры в отделах: всего 40 : ЧЗГ (1), ЧЗА (3), Учеб. (35)
59. Ч448.0(2) Ч-492 Черниченко, В.И. Дидактика высшей школы: История и соврем.пробл.-2-е изд.-М.:Вуз. кн., 2007.-136 с.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1: ЧЗН (1)
СТАТЬИ
60. *Арефьев, И.Б. Высшее образование в России: бакалавр, специалист, магистр? / И.Б. Арефьев, А.Л.Степанов //Ученый совет.-2011.-N 4.-С.22-35.

Ориентируясь на Болонское соглашение, Россия должна сохранить свою специфику образовательной системы в контексте задач модернизации экономики России.
61. Багдасарьян, Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе / Н.Г. Багдасарьян // Педагогика. -2008. - №5. -С.3–9.
62. Балицкий, И.И. Модернизация образования как фактор реформирования России / И.И. Балицкий // Социально-гуманитарные знания. -2007. -№1. -С.180-187.
63. Барановский, А. Корпоративные проекты в МОК:[многоуровневые образовательные комплексы] / А.Барановский // Высшее образование в России.-2006. -№12. -С.103–105.
64. Блинов, П.Н. Принципы оптимизации обучения инженера профессиональным дисциплинам в системе многоуровневого образования / П. Н. Блинов, О.Ф. Пиралова //Высшее образование сегодня.-2010 .-N 7.-С. 71-72.

Рассмотрена проблема модернизации высшего инженерного образования путем его оптимизации. Выделены принципы оптимизации профессионального обучения инженеров в технических вузах.
65. Вайнер, Э. Н. Переход на уровневую систему высшего образования. Готовы ли мы к нему? / Э. Н. Вайнер // Университетская книга.- 2009. -№7.-С.62-63.

Необходимо формирование государственных образовательных стандартов бакалавров и магистров, а также государственный заказ на разработку учебно-методического обеспечения.
66. Ветров, В. В. А надо ли отстаивать моноуровневую подготовку? / В. В. Ветров, С. А. Руднев, И. С. Бляхеров // Аккредитация в образовании.-2008 .-N 23. Май.-С. 83-85.

Принято официальное решение о реформировании высшего профессионального образования - переходе на многоуровневую подготовку, согласно которой вузы будут готовить бакалавров и магистров, и лишь в некоторых случаях, сохраняя моноуровневую подготовку, - традиционных дипломированных специалистов.
67. *Владимиров, В. Что скажет бакалавр магистру? / В.Владимиров //Инженер.- 2008 .- N 12 .-С. 5 .

О переходе высших учебных заведений на двухуровневую систему образования.
68. Гаязова, Э.Б. Проблемное поле реализации двухуровневой подготовки: теоретико-методологический аспект /Э.Б.Гаязова //Вестник Университета Российской академии образования. -2009.-№ 1. -С. 155-156.
69. Гильмиярова, С. Многоуровневое высшее образование:американский опыт и российские перспективы / С. Гильмиярова // Альма матер. Вестник высшей школы. - 2008. - №1. - С. 26-28.
70. Гитман, М. Организация приема в аспирантуру в условиях двухступенчатого образования / М. Гитман, Е. Гитман // Высшее образование в России. -2007.- №7. - С. 19 –25.
71. Гоник, И.Л. Формирование инновационной системы подготовки инженерных кадров в России: проблемы и противоречия /И. Л.Гоник, Е. Г. Гущина //Alma mater: Вестник высшей школы.-2008.-N 4. - С. 20-25.
72. Грешилов, А.А. Об уровневом образовании: размышления по поводу очередной реформы / А. А. Грешилов, Б.П. Назаренко //Высшее образование сегодня.-2007.-N 11 .- С. 86-89.

В России официально введено уровневое высшее образование: бакалавр-магистр. Эта система должна быть полностью введена в России не позднее 2010 года.
73. *Двухуровневая система высшего образования в странах СНГ // Аккредитация в образовании.- 2010. - № 1. -С. 44-45.
74. Девисилов, В.А. Компетенции в области безопасности в структуре новых образовательных стандартов высшего образования:[компетенции бакалавра, специалиста, магистра] / В.А. Девисилов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. -№5.-С. 37-40.
75. Девисилов, В.А. Стандарты высшего профессионального компетентностного формата: вопросы структуры и содержания [при разделении образования на 2 уровня – традиционный перечень подготовки специалистов] / В.А. Девисилов // Высшее образование сегодня.-2008.-№9. - С. 18-22.
76. Денисов, О. По поводу перевода российского высшего образования на двухуровневую систему /О.Денисов //Российский экономический журнал.-2007.-№ 9-10.-С. 98-102.
77. Дьяконов, С. Концепция перехода к двухуровневой подготовке кадров / С.Дьяконов, Р. Зинурова // Высшее образование в России. - 2008. - №2. - С. 64 – 69.
78. Добренькова, Е.В. Образование как инструмент российского прорыва / Е. Добренькова // Аккредитация в образовании. - 2008. - № 26. - С. 26-28.
79. Дружилов, С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность /С.А.Дружилов //Педагогика.-2010.-№ 6. -С. 51-58.

Приступая к введению многоуровневой системы высшего образования в России, важно понимать, что она собой представляет и как построена в странах, для которых является традиционной.
80. Иванова, В.Н. Двухуровневая система не "принудиловка". Все как раз наоборот / Иванова В. Н. ; беседовал кор. журнала //Аккредитация в образовании.-2007 .-N19. Декабрь.-С. 8-11.

В октябре Государственная Дума РФ одобрила федеральный закон о введении двухуровневой системы подготовки специалистов ВПО.

81. Иншаков, О.Н. Не надо нас стричь под западную гребенку/О. В. Иншаков; беседовал В.Портнов //Студенчество: Диалоги о воспитании.-2008.-N 4 (40). - С.2-4.

О качестве воспитания и обучения в Волгоградском государственном уни верситете, об обязательном двухуровневом образовании, которое внедряется в России.
82. Ковтунов, А.В. Наш "локомотив" встает на европейские рельсы: [интервью] / Ковтунов Александр Владимирович; беседовал кор. журнала //Аккредитация в образовании.-2007 .- N 14. Апрель.-С.16-17.

К отраслевым вузам всегда предъявлялись особые требования со стороны государства и работодателя. Переход на единые европейские образовательные стандарты не должен разрушить то лучшее, что накоплено отечественной высшей школой. Подготовку к переходу на двухуровневую систему высшего образования Самарская государственная академия путей сообщения начала еще несколько лет назад.
83. Колесов, В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов “за” / В. Колесов // Высшее образование в России. - 2006. -№3. -С.24-31.
84. Колесов, Н. Повышать уровень теоретической и методологической подготовки бакалавров и магистров /Н. Колесов //Высшее образование в России.-2008.-N12. -С. 41-45.

Рассматриваются факторы, способствующие падению уровня экономической теоретической подготовки студентов, поднимается проблема повышения уровня теоретической и методологической подготовки бакалавров и магистров.
85. Лазарев, Г. Куда ведут ступени профессионального образования / Г.Лазарев // Высшее образование в России. - 2008. -№ 7.-С. 3-12.
86. Матушанский, Г. Послевузовская подготовка научно-педагогических кадров в России: ретроспективный взгляд / Г. Матушанский, Г. Завада // Высшее образование в России.-2008. - №5. - С. 48 – 58.
87. *Митяева, А.М. Проектирование многоуровневого образования на компетентностной основе / А.М. Митяева, С.Л. Ахромеева, Н.Ю. Капитан // Образование и общество.- 2009 .- N 3 .- С. 17-21 .

В статье рассматриваются актуальные вопросы перехода образования на компетентностный подход. Дается разграничение понятий «компетенция» и «компетентность». Автор акцентирует внимание на необходимости развития у студентов ключевых, базовых и специальных компетентностей, которые, пронизывая друг друга, проявляются в процессе решения жизненно важных профессиональных задач разного уровня сложности, в разных контекстах в многоуровневом образовательном пространстве.
88. Митяева, А.М. Содержание многоуровневого высшего образования в условиях реализации компетентностной модели / А. М. Митяева // Педагогика.-2008. -№8.-С. 57 – 64.

Рассматриваются особенности формирующейся в российском высшем образо вании многоуровневой системы подготовки на примере развития учебно-иссле довательской компетентности бакалавров и магистров.
89. Многоступенчатое высшее профессиональное образование: профильный подход / И. Бляхеров, С. Руднев, Э. Соколов, Н. Фролов //Высшее образование в России.-2003 .- N 4 .- С. 27-38.

Опыт Тульского государственного университета (ТулГУ) по переходу на многоступенчатую подготовку профессионального образования. Спецификой ТулГУ является широкий спектр направлений и специальностей высшего профессионального образования. Предлагается профильный подход для организации высшего профессионального образования. Приводится подробное описание профильного подхода.
90. *Направления подготовки: бакалавр или магистр /фотограф С. Шахиджанян //Ректор ВУЗа.-2011.-N6.-С.34-36.

В статье приводятся мнения экспертов по вопросу введения уровневой подготовки студентов в вузах.
91. Нуриев, Н. Двухуровневая образовательная система: благо или вред? / Н.Нуриев, Л. Журбенко, С. Старыгина // Высшее образование в России.-2008. -№2.-С. 83-91.

С дидактической точки зрения предлагается методика переформатирования учебного материала из традиционного учебного формата в метрический компетентностный формат для инженера (бакалавра, магистра).
92. О многоуровневой системе образования в техническом вузе / Ю.Ф. Гортышов [и др.] // Альма матер. Вестник высшей школы. -2008.- №7.-С. 35-37.

Предложенная двухступенчатая система образовательного процесса технического вуза является адаптированной к довузовскому, послевузовскому образованию и себе подобной; отвечает критериям оптимизации; благодаря блочной структуре может динамично изменяться в соответствии с требованиями ГОСов.
93. Пискунова, Е.В. Исследовательская деятельность обучающихся: бакалавриат, магистратура, аспирантура /Е.В.Пискунова //Педагогика.-2010.-№ 7.-С. 58-65.
94. *Поспелов, В.К. Проблемы перехода к уровневой системе подготовки / В.К. Поспелов, Н. Н. Комиссарова //Высшее образование в России.-2011 .-№ 10.-С. 3-11.

Рассматриваются вопросы организации методического обеспечения перехода на уровневую систему подготовки.
95. Проблемы подготовки педагогов в условиях двухуровневой системы высшего профессионального образования //Педагогика.-2012.№ 1. С. 74-96.
96. Пустовой, Н. Формирование компетенций современного инженера в условиях перехода на двухуровневую систему/Н. Пустовой,Е. Зима //Высшее образование в России.-2008.-N 10. -С. 3-7 .

Рассматриваются принципы проектирования образовательных программ и организации процесса подготовки инженеров на основе компетентностного подхода, реализуемого в рамках инновационной образовательной программы "Высокие технологии".
97. Рабаданов, М.Х. Организационно-методические аспекты оптимизации подготовки специалистов и инновационного развития Дагестанского государственного университета /М.Х.Рабаданов, М.М.Гасанов //Инновации в образовании.-2011.-№ 10.-С. 5-13.

В статье рассматриваются проблемы формирования системы инновационного образования в региональном вузе на примере Дагестанского государственного университета, характеризуются проблемы деятельности, связанные с переходом на уровневое образование, обосновываются пути и средства обеспечения качества образования и перспектив развития образовательного рынка региона.
98. Рублева, Л. Многоуровневая система подготовки / Л.Рублева //Высшее образование в России.-2005 .-N 12 .-С.56-59.

Представлена многоуровневая система подготовки специалистов в Сахалинском государственном университете.
99. Сальников, Н. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы / Н. Сальников, С. Барухин // Высшее образование в России.-2008. -№ 8. -С. 3-13.
100. *Сафаралиев, Г.К. Особенности реформирования высшего образования в России / Г.Сафаралиев //Ученый совет.-2012 .- № 4 .- С. 10-17 .

Высшее образование в России нуждается в реформировании. Реформа всегда связана с желанием сделать лучше, чем было. Мы двигаемся вперед, совершаем ошибки, поправляем их и надеемся, что здравый смысл возобладает - и российская система образования в обновленном виде будет успешно справляться со стоящими перед ней задачами.
101. Сенашенко, В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования /В. Сенашенко //Высшее образование в России.-2002 .-N 2 .-С.28-36.

В статье обсуждается проблема многоуровневой структуры высшего профессионального образования. Становление многоуровневой структуры высшего профессионального образования требует новых методических усилий, дополнительного кадрового обеспечения и целенаправленной финансовой поддержки.

102. *Скаковская, Л.Н. По пути модернизации образовательного процесса / Л.Н. Скаковская, Н. А. Лучинина, В. В. Мигаль // Высшее образование в России.-2010.-N 3 .-С. 61-67 .

Описаны основные направления модернизации образовательного процесса в Тверском государственном университете.
103. Соловьев, В.П. Разработка требований к результатам освоения основных образовательных программ двухуровневой подготовки/В.П. Соловьев, Н.М. Золотарева, Р. Н. Азарова //Вестник образования России.-2008.-N 23. - С. 66-78.

Экспериментальная разработка Государственного технологического университета "Московский институт стали и сплавов", реализующего внедрение двухуровневой системы инженерного образования в России. Данный материал является авторским на основе проведенной работы в 2006-2008 гг. по государственному заданию Минобрнауки России.
104. Стажков, С. Некоторые аспекты реформирования российской инженерной высшей школы /С.Стажков //Высшее образование в России.-2008.-N 3. -С.50-54 .

Рассматриваются проблемы, связанные с реформированием российской инженерной высшей школы.
105. Траубенберг, С.Е. Подготовка бакалавров и магистров не за горами / С.Е.Траубенберг, З.В.Попова //Аккредитация в образовании.-2007.-N19.Декабрь.-С.15.

Авторы статьи рассказывают о переходе на двухступенчатую структуру инженерного образования в области пищевых технологий.
106. Тузиков, А. Особенности социального заказа на двухуровневую профессиональную подготовку / А. Тузиков // Высшее образование в России.-2008. -№5. -С.113–121.

Приведены результаты социологического исследования, посвященного особенностям социального заказа работодателей на многоуровневую подготовку выпускников высшей квалификации.
107. Федоров, И.Б. Структура подготовки в высшей школе: анализ изменений в законодательстве РФ / И.Б. Федоров, С.В. Коршунов, Е.В. Караваева // Высшее образование в России. - 2009. -№5. -С. 3-14.
108. *Филатова, О. В. Формирование профессиональной компетентности бакалавра и магистра социальной работы: (теоретико-методологический аспект) / О. В. Филатова, Ю. И. Ильина // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2010 .- N 7 .-С. 54-59 .

БАКАЛАВРИАТ


109. *Блинов, В.И. Прикладной бакалавриат: новый вид программ уровневого высшего образования в России / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина // Администратор образования. -2010.-№ 12.-С.74-82.
110. Голованова, Н.Ф. Бакалавриат как педагогическая проблема / Н. Ф. Голованова // Высшее образование в России.-2009 .-N 6 .-С. 36-40 .

Подготовка бакалавра в двухуровневой модели высшего профессионального образования представлена как педагогическая проблема, подчеркивается решающая роль воспитания в личностном и профессиональном самоопределении бакалавра.
111. Грибов, Л. О некоторых концептуальных проблемах введения бакалавриата / Л. Грибов // Высшее образование в России.-2007.- №8. -С. 26 – 29.
112. Думная, Н.Н. Экономика знаний выдвигает революционные требования к высшему экономическому образованию:[бакалавр-экономист] / Н.Н. Думная, В.А. Юрга // Альма матер. Вестник высшей школы. - 2009. - №11. - С. 24-28.
113. Дьяков, А.Ф. О компетенции и уровне подготовки бакалавров в области электроэнергетики и электротехники / А.Ф. Дьяков, В.В. Платонов // Энергетик. - 2011 .- N 11 .- С. 2-8 .

Рассмотрены процедуры формирования профессиональных компетенций бакалавров в области электроэнергетики и электротехники.
114. *Лебедева, Е.М. Прикладной бакалавриат как зеркало российского профессионального образования / Е. Лебедева //Ученый совет.-2012 .- № 2 .-С. 9-22.

Перспективы модернизации системы высшего профессионального образования с целью достижения выпускниками вузов необходимой квалификации, востребованной на рынке труда. Эксперимент по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в 2009-2014 гг.
115. *Миронова Л.И. Технологическая карта процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности бакалавров / Л.И. Миронова // Образование и общество. -2010. -№ 1. - С. 74-76.
116. Никитин, М.В. Практикоориентированный бакалавриат в довузовском профессиональном образовании: перспективы, этапы, барьеры / М. В. Никитин // Аккредитация в образовании. - 2009. - №32. - С. 32-33.
117. Околелов, О.П. О модернизации учебно-воспитательного процесса на основе ФГОС ВПО: [бакалавриат] / О.П. Околелов, О. Д. Дячкин, Г. В. Китаева // Высшее образование в России. - 2009. -№8. - С.18-22.
118. *Окорокова, Г.П. Бакалавр - профи или недоучившийся специалист? / Г.П. Окорокова // Ученый совет. - 2008. - № 6. - С. 28-29.
119. Панина, Г.В. К вопросу о компетенциях и статусе бакалавра / Г.В. Панина // Высшее образование в России. -2009.-№6.-С. 40– 46.

Рассматриваются требования к подготовке современного бакалавра, определяющие развитие новых образовательных технологий.
120. *Пашкевич, А.В. Исследование формирования профессионального самоопределения студентов бакалавриата / А.В. Пашкевич //Психология обучения.-2012 .-№ 6.-С. 70-80.

Формирование профессионального самоопределения студентов бакалавриата в условиях перехода на двухуровневое высшее профессиональное образование "бакалавриат-магистратура".
121. *Прикладной бакалавриат: эксперимент начинается / Н. Л. Гунявина [и др.] // Ректор ВУЗа. - 2010. - № 9. - С. 64-67.
122. *Сенашенко, В.С. О проблемах и трудностях становления бакалавриата в структуре высшего профессионального образования России / В.С. Сенашенко //Высшее образование в России.-2011.-№ 12 .-С. 77-84.

Анализируются особенности перехода высшей профессиональной школы России на многоуровневую систему подготовки кадров, особое внимание уделяется проблеме организации бакалавриата в технических вузах.

123. Смирнова, М. От специалиста к бакалавру? / М. Смирнова //Высшее образование в России. -2007.-N 11 .-С.139-141 .

Обсуждаются проблемы, связанные с переходом на уровневую систему высшего образования.
124. Эм, Г.А. Особенности применения информационных технологий при подготовке бакалавров инженерного профиля /Г.А.Эм, Н.В.Макаренко, К.К.Смагулова //Инновации в образовании.-2012.-№ 5.-С. 131-142.

Рассмотрены некоторые аспекты внедрения информационных технологий в учебный процесс в условиях технического вуза. Приведен опыт преподавания специальных дисциплин на кафедре «Автоматизация производственных процессов» Карагандинского государственного технического университета. На примере учебно-практического мультимедийного комплекса рассмотрены основные особенности создания мультимедийных обучающих средств для подготовки специалистов инженерного профиля.

МАГИСТРАТУРА


125. *Абанкина, И.В. Сколько магистров нужно России / И.В. Абанкина, Н.Я. Осовецкая // Платное образование. - 2008. - № 7/8. - С. 24-30.


126. Бойко, И. Магистратура в Санкт-Петербургском государственном университете /И. Бойко //Высшее образование в России.-2008.-N 12. -С. 28-33.

Представлен опыт Санкт-Петербургского государственного университета по реализации программ подготовки магистров.
127. Газалиев, А.М. Перспективы реализации магистерских программ и программ подготовки кадров с выдачей двойных дипломов в рамках пилотных проектов Университета Шанхайской организации сотрудничества /А.М.Газалиев, В.В.Егоров, И.В.Брейдо //Высшее образование сегодня.-2010.-№ 10.-С. 6-9.

Предложены принципы реализации образовательных программ двойных дипломов в магистратуре Университета Шанхайской организации сотрудничества при осуществлении пилотных проектов, основанных на использовании дистанционных технологий и электронного обучения. Проанализированы направления реализации программ двудипломного образования в бакалавриате Университета Шанхайской организации сотрудничества.
128. Ивахненко, Е.Н. Проблемы построения магистерских программ в современном российском вузе / Е. Н. Ивахненко // Альма матер. Вестник высшей школы.-2009.- №1. -С. 5-9.
129. Измайлов, И.В. Возможности интеллектуального развития магистрантов- слушателей курса «Современные проблемы физики» /И.В.Измайлов, Б.Н.Пойзнер //Известия высших учебных заведений. Физика.-2010. -Т. 53.- № 9.-С. 302-303.
130. Итоговый документ II Всероссийской научно-методической конференции "Магистратура: состояние и перспективы" //Высшее образование в России.-2008.-N 12. -С. 58-60.

Представлен итоговый документ II Всероссийской научно-методической конференции "Магистратура: состояние и перспективы", посвященной проблемам реализации магистерских программ в вузах России.
131. *Касамара, В. Возрождение магистратуры / В. Касамара // Ректор ВУЗа.-2009. -№ 10. -С.66-69.
132. *Колесов, Д.Н. О математической подготовке в магистерских программах по направлению "Экономика" / Д.Н.Колесов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5 Экономика.-2009. -Вып. 1.- С.155-158.
133. Королев, М.Ю. Метод моделирования в системе подготовки магистров образования / М.Ю.Королев // Физ. образ. в вузах.-2009.-15.-N 3.- С . 102-109, 124.
Развитие системы образования, ориентация образования на фундаментализацию его содержания предполагает создание интегрированных курсов. В статье представлена магистерская программа "Современное естественнонаучное образование" для направления 540 200 "Физико-математическое образование". Основное внимание уделено структуре и содержанию дисциплины "Моделирование в естествознании". Рассмотрен метод моделирования и его применение при подготовке магистров образования.

134. *Красовский, Ю. Плюсы и минусы обучающего процесса в магистратурах / Ю. Красовский // Ученый совет. - 2009. - № 2. - С. 37-43.
135. *Кузнецова, В.Н. Магистратура: проблемы становления / В.Н.Кузнецова //Высшее образование в России.-2011.-N1.-С.45-48.

Рассматриваются проблемы подготовки магистров техники и технологии в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.
136. *Кузьминов, Я. Что такое магистратура, и зачем она нужна / Я.Кузьминов, Г. Кантрович, С. Рощин // Ученый совет.-2009. -№ 7. -С.12-16.
137. Лисицын, В. М. Уникальные исследовательские стенды – эффективная база для подготовки магистров / В. М. Лисицын, И. Ю. Зыков, А. Н. Яковлев // Альма матер. Вестник высшей школы. -2008. -№8.- С. 25-27.
138. Лукьянчук, Л.А. Программы формирования профессиональной педагогической компетентности у магистрантов технического вуза – будущих педагогов / Л.А. Лукьянчук // Высшее образование сегодня. -2008.- №1.- С. 20-22.
139. Магистратура: состояние и перспективы //Высшее образование в России.-2008.-N 12. - С. 27 .

Информация о проведении II Всероссийской научно-методической конференции "Магистратура: состояние и перспективы", посвященной проблемам реализации магистерских программ в вузах России.
140. *Майбуров, И.А. Учебник для магистратуры: необходимость и концептуальное видение / И. А. Майбуров // Университетское управление: практика и анализ. -2010. - № 3. - С. 41-47.
141. Маленков, И. Проблемы подготовки магистров с высокой добавленной ценностью/Ю. Маленков //Высшее образование в России.-2008.-N 12. -С.33-41.

Рассматриваются проблемы роста добавленной ценности выпускников магистратуры.
142. Микельсоне, И. Опыт разработки магистерских программ / И. Микельсоне // Высшее образование в России. -2009.- №8. -С.134 – 141.

На примере опыта разработки профессиональной магистерской программы "Консультант по карьере" показаны тенденции и перспективы развития многоуровневого образования, связанные с вариативным обеспечением поддержки при выборе профессии, карьерного роста, мобильности специалистов на международном рынке труда.

143. *Осовецкая, Н.Я. Подготовка магистров в технических вузах - как один из способов обеспечения конкурентоспособности России / Н.Я. Осовецкая // Ректор ВУЗа. -2008. - № 7. - С. 6-14.
144. Петров, В. Диверсификация российских программ подготовки магистров / В. Петров, Т. Кузнецова // Высшее образование в России. - 2007. - №11. - С. 17-23.
145. Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механизмы: [подготовка магистров, кандидатов и докторов наук] / Н. Матушкин [и др.] // Высшее образование в России. -2007. - №1. - С. 119-127.
146. Роботова, А. Методология магистерского исследования / А. Роботова // Высшее образование в России. - 2006. - №1. - С. 24-36.
147. Селетков, С. Вопросы подготовки магистерской диссертации / С. Селетков // Высшее образование в России. -2007. - №7. - С. 94-96.
148. Сенашенко, В. О тенденциях реформирования магистратуры в структуре российской высшей школы / В. Сенашенко // Высшее образование в России. - 2008. - №3. - С.9– 21.
149. *Сикорская, Г. Подготовка магистров в системе российского образования / Г. Сикорская // Учитель. - 2008. - № 4. - С. 7-10.
150. Смолянинова, О.Г. Е-портфолио в оценивании образовательных достижений в профессиональном развитии магистров / О.Г. Смолянинова // Информатика и образование. - 2009. - №12. - С. 121-122.
151. *Станкевич, П.В. Инновации в подготовке магистра естественнонаучного образования / П. В. Станкевич // Наука и школа. -2008.-№2.-С. 5 –7.
152. Телешова, И. Магистратура как новая форма подготовки кадров в области управления / И. Телешова // Проблемы теории и практики управления. -2006. -№ 8. - С.111 – 119.
153. Шаронова, С.А. Магистерские программы: перспективы и противоречия /С.А.Шаронова //Известия Российской академии образования.-2009.-№ 2.-С. 42-49.
154. Якимович, Б. Институт магистратуры: опыт и перспективы / Б. Якимович // Высшее образование в России. - 2008. - №2. - С. 21 – 25.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

● Федеральное агентство по образованию
http://www.ed.gov.ru/
● Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры

http://www.akkork.ru/r/index.php
● Болонский процесс в России

http://www.bologna.ntf.ru/
Национальный фонд подготовки кадров

http://www.ntf.ru/
● Учеба.Ру

http://www.ucheba.ru/
● Ассоциация школ Международного Бакалавриата Содружества Независимых Государств

http://www.ibsa.su/
● Журнал «Вестник магистратуры»

http://www.magisterjournal.ru/
● Журнал «Аккредитация в образовании»

http://www.akvobr.ru/

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
КХ - отдел хранения фондов
ЧЗА - отраслевой читальный зал ИЭФ, ФАИТ
ЧЗГ - гуманитарный читальный зал
ЧЗН - научный читальный зал
Учеб . - абонемент учебной литературы

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С 2011 года все вузы России перешли на двухуровневую систему высшего образования. Теперь высшее образование можно получить, потратив меньше времени, к тому же получив диплом международного образца.

В последние годы назрела необходимость сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса, получившего название «Болонский процесс», принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Одной из основных черт Болонского процесса является организация учебного процесса по принципу двухуровневой системы образования «Бакалавр - магистр».

Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 года. Цель создания единого образовательного пространства «Россия - Европа» ─ расширение возможностей как студентов в выборе «своих университетов», так и преподавателей, которые смогут читать свои курсы и участвовать в работе разных научных школ. Кроме того, это дает возможность российским выпускникам работать за рубежом, а выпускникам иностранных учебных заведений ─ в России. С введением двухуровневой системы образования российские студенты будут получать дипломы международного образца, с которыми при желании смогут повышать свою квалификацию в зарубежных университетах. Российские дипломы будут признаны на международном уровне при согласовании систем высшего образования в Европе в соответствии с Болонским процессом и при желании выпускник сможет не только продолжить обучение в других странах, но и также устраиваться на работу без дополнительной переаттестации.

Правительство РФ 9 марта 2007 года одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Законопроект предусматривает введение в России таких уровней высшего профессионального образования, как бакалавриат (первый уровень высшего образования, срок обучения 4 года), магистратура (второй уровень высшего образования, срок обучения 1-2 года) или подготовка специалиста по традиционной системе (не менее 5 лет). Закон о двухуровневой системе высшего образования вступит в силу со дня его официального опубликования. При этом со дня вступления федерального закона и до 1 сентября 2009 года обучение в вузах по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и магистратуры осуществляется по решению Ученого Совета образовательного учреждения в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.


24 октября 2007 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», принятый Государственной Думой 11 октября 2007 года и одобренный Советом Федерации 17 октября 2007 года. В том числе, принятый закон предусматривает предоставление отсрочки от службы в армии студентам обоих уровней.

С 2011 года программы бакалавриата и магистратуры охватывают практически весь спектр профессий.

Характеристики этапа бакалавриата

Бакалавриат – это первая академическая ступень в системе многоуровневого университетского образования. Согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском образовании» в России установлены следующие ступени высшего профессионального образования – «бакалавриат» и «магистратура» . Основная цель бакалавриата – удовлетворение образовательных потребностей личности и обеспечение общества и государства специалистами с базовым университетским образованием

Получения качественного инженерного образования в более сжатые сроки. Закончив бакалавриат (первая, 4-летняя ступень вузовского образования), выпускник получает общую фундаментальную и общетехническую подготовку и профильную практическую подготовку, достаточную для выполнения профессиональных задач. Диплом выдается только после выполнения выпускной работы, подтверждающей квалификацию. Сокращение срока обучения на этапе бакалавриата сопровождается повышением качества подготовки за счет применения передовых образовательных и информационных технологий.

Более широкие возможности при трудоустройстве достигаются отсутствием узкой специализации и ориентацией на профессиональную подготовку выпускников, приближенную к реальным условиям работы.

Программа подготовки бакалавра рассчитана на 4 года. Бакалавриат - это полноценное высшее образование. В дипломе такого выпускника будет написано: «присвоена квалификация (степень) бакалавра по направлению».

Характеристики этапа магистратуры

Углубленная подготовка в конкретной сфере деятельности и формирование на ее основе высокопрофессионального специалиста – исследователя, разработчика, аналитика, управленца. Вуз работает «на заказчика», осуществляя «тонкую настройку» выпускника магистратуры реальным потребностям экономики или специфическим условиям конкретного работодателя.

Обучение в магистратуре составил два года. Она предусмотрена для тех, кто серьезно хочет заниматься наукой или стать преподавателем, то есть максимально углубить знания в своей области.

Студент имеет возможность выбора направления подготовки в соответствии с потребностями рынка и собственными предпочтениями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в области социальной работы в конце XX в., влияние на них Болонского процесса. Мониторинг реализации Европейского проекта ТЕМПУС как инновационной образовательной модели.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2015

    Основополагающие принципы государственной политики в области образования. Приоритетный национальный проект "Образование": цели, проблемы и пути их решения. Федеральные государственные образовательные стандарты Высшего Профессионального Образования.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2014

    Получение образования по программе бакалавриата и магистратуры. Высшее техническое образование в Великобритании и России. Создание единого европейского пространства высшего образования. Цели Болонского процесса. Подготовка высших инженерных кадров.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2016

    Общая характеристика высшего и послевузовского профессионального образования: структура системы, государственные образовательные стандарты и программы, ступени, сроки получения, документы. Виды высших учебных заведений. Прием и подготовка специалистов.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Индивидуальное развитие каждого человека. Определяющие свойства Европейского высшего образования. Качество подготовки и конкурентоспособность высших учебных заведений Европы. Адаптация высшего образования Украины к Европейскому высшему образованию.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2010

    статья , добавлен 11.03.2010

    Создание единого европейского пространства высшего образования в России, этапы и направления данного процесса в связи с введением Болонской системы образования. Магистр как высшая академическая степень и квалификация, программа и этапы ее получения.

    В июне 1999 года в городе Болонья была подписана конвенция, которая положила начало так называемому Болонскому процессу. Его участниками стали тогда 29 государств Европы, сформулировавшие задачу создать к 2010 году Единое европейское пространство в сфере высшего образования. В сентябре 2003 года в состав государств-участников Болонского процесса вступила и Россия.

    Подписание конвенции означало, что дипломы отечественных вузов и европейских университетов будут уравнены в правах, и россиянам не придется сдавать дополнительные экзамены для легализации документа об образовании на Западе. Это произойдет только в том случае, если Россия приведет свою систему высшего образования в соответствие с европейскими стандартами.

    К 2010 году должна быть реализована многоуровневая система высшего образования типа системы бакалавр - магистр, введена система зачетных единиц (credit system) вместо системы зачета часов, а также единая форма приложения к диплому.

    17 октября 2007 года Совет Федерации одобрил закон, совершенствующий систему высшего профессионального образования в России, в соответствии с которым в России будет введена двухуровневая система высшего образования с отдельными госстандартами, вступительными экзаменами и итоговой аттестацией.

    Первый уровень - бакалавриат (3-4 года обучения), второй - магистратура (два года после бакалавриата), а по некоторым программам, в частности по медицинским, вузы продолжат готовить специалистов не менее пяти лет.

    Каждый из уровней является самостоятельным, для перехода на следующий необходимо сдать экзамены. Студентов-бакалавров будут учить базовым профессиям, предполагается, что бакалавры уже после четырех лет обучения смогут занимать должности, требующие высшего образования. То есть, первая ступень - бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере, например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и.т.д.

    Второй уровень высшего образования, с углубленной профспециализацией, - это магистратура или «специалитет». Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер-атомщик, журналист-телевизионщик) и.т.д. Магистров и специалистов будут готовить к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Срок обучения в магистратуре для граждан, окончивших бакалавриат, - два года, а по программам подготовки специалистов - не менее пяти лет.

    Правом поступления в аспирантуру или ординатуру наделяются граждане, получившие диплом специалиста или магистра. Лица, имеющие квалификацию «бакалавр», такого права иметь не будут.

    Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,
    г. Сибай

    ПЕРЕХОД НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

    В последние годы вузовскую общественность России интересуют проблемы, связанные с модернизацией российского высшего образования . Прошло достаточно много конференций и семинаров, посвященных данной проблематике, имеется целый ряд публикаций, создаются сайты, отражающие события Болонского процесса и перехода на двухуровневую систему обучения. И от того, насколько успешно будет реализован переход России к двухуровневой системе высшего образования, зависит будущее всей страны .

    Актуальность темы определяется необходимостью перехода российских вузов на двухуровневую систему образования. Данный переход требует организационно-управленческих и содержательных изменений традиционного образовательного процесса. Часто он бывает затруднен негативным отношением части профессорско-преподавательского состава, студентов к двухуровневой системе образования, и формальным подходом к ее реализации. Однако негативных оценок бакалавриата в последнее время становится все меньше.

    Двухуровневую систему образования необходимо проектировать одновременно как в контексте Болонского процесса, так и в контексте модернизации всей российской системы высшего образования. Систему образования нужно рассматривать как комплексную современную образовательную технологию, сочетающую педагогические, социально-психологические, организационные, экономические аспекты.


    В 2003 году Российская Федерация вступила в Болонский процесс - в единое Европейское пространство высшего образования. Согласно Болонской декларации, российские высшие учебные заведения осуществляют обучение на основе двух уровней с 1 сентября 2011 г. Первый уровень – это бакалавриат, является обязательным для всех студентов. Второй уровень – это магистратура - более высокая ступень образования, в неё смогут поступить те, кто хочет заниматься научной деятельностью . Важной положительной стороной Болонской системы является возможность получения приложения к диплому, узнаваемого во всем европейском образовательном пространстве. Данное приложение востребова­но, особенно теми студентами, которые намерены продолжать свое образование за рубежом. Болонский процесс призван стать пусковым механизмом преобразований, которые повысили бы качество нашего высшего образования, а Россия позиционировала себя конкурентоспособным игроком на мировом образовательном рынке.

    Двухуровневая система образования позволит воплотить парадигму - «образование через всю жизнь», которая ставит следующие задачи:

    · разработка и внедрение фундаментальных, интегративных учебных предметов, различных образовательных стратегий, обучение методам самообразования и др.;

    · направленность образования на личность обучаемого, ее всестороннее развитие, в том числе эмоциональное и интеллектуальное;

    · подготовка к непрерывному образованию;

    · ориентация на самообразование, мотивация к пополнению знаний и формирование готовности к переучиванию (переквалификации) в зависимости от потребностей рынка труда.

    Преимуществом получения высшего образования по двухуровневой системе является то, что она дает студенту возможность получить высшее образование «два в одном»: закончить бакалавриат по одному направлению, а магистерский диплом получить по-другому. Студент не ограничен в выборе магистратуры ни стенами вуза, ни географическими границами. Достоинством бакалавриата является тесное сотрудничество российских и европейских вузов в совместных проектах. Многие вузы уже давно с успехом делают это, их выпускники находят себе работу по специальности. Один из способов помочь бакалавриату занять достойное место в системе высшего образования - «повернуть к нему лицом» абитуриентов, родителей и работодателей.

    В Российской Федерации многие высшие учебные заведения начали готовить бакалавров уже с середины 1990-х годов. Такое решение было самостоятельным для каждого высшего учебного заведения. На сегодняшний день такая система стала обязательной почти для всех российских вузов. В соответствии с законом, человек с дипломом бакалавра – это квалифицированный специалист с высшим образованием, способный занимать определённые должности, требующие высшего профессионального образования .

    Двухуровневая система - это более гибкая модель, и даже самим преподавателям не так уж просто на неё перестроиться. Современная система высшего образования требует больших трудозатрат на подготовку методических материалов, а на уровне зарплаты это никак не отражается. Сегодня преподаватель вынужден менять содержание своих лекций, изменять учебно-методические комплексы, разрабатывать новые рабочие программы дисциплин и затрачивать на это большу ю часть своего рабочего времени , а раньше пользовались одними и теми же методическими комплексами в течение десятка лет.


    Бакалавр – это академическая степень или квалификация, которая присуждается студенту после окончания высшего учебного заведения базовой программы обучения . Бакалавр учится четыре года. Бакалавры на рынке труда адаптируются нисколько не хуже специалистов. Бакалавр имеет право бесплатно продолжать обучение в магистратуре, а затем поступать в аспирантуру. Степень бакалавра - это самодостаточный диплом высшего профессионального образования. Выпускники-бакалавры станут быстрее попадать в активную жизнь и в российскую экономику. Бакалавриат направлен на то, чтобы дать студенту определённую подготовку и научить пополнять знания, умения в большей степени самостоятельно.

    Магистр – это высшая академическая степень, которая необходима тем, кто стремится получить ученую степень. Для поступления в аспирантуру требуется магистерский диплом. Магистр должен иметь право занимать более высокие должности и получать более высокую зарплату. Магистр - это всё-таки профессионал, способный решить самые сложные задачи в своей сфере, обладающий аналитическим складом ума и умением прогнозировать, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу.

    Одной из основных положительных сторон данной системы является близость к европейскому образованию, мобильность. Как утверждают сторонники закона о двухуровневом образовании, в будущем любой бакалавр сможет закончить образование, например, в Германии или Великобритании. Бакалавриат предполагает целое направление, внутри которого выпускник, поработав и выяснив, что ему ближе, сможет получить узкую специальность. Кроме того, студент имеет возможность, уже имея высшее образование, на практике убедиться в правильности выбора им профессии.

    Стандартизация Российского образования гарантирует абитуриентам, студентам и выпускникам вузов, а также их родителям определенный уровень знаний учащихся и качество образования. Отличие федерального государственного стандарта третьего поколения от предшествующих стандартов, в том, что вузам предоставлена свобода выбора. Если раньше 70% учебного времени занимали обязательные дисциплины, а 30% отдавалось региональным и вузовским компонентам, то сейчас эта пропорция для бакалавров составляет 50 на 50, а в магистратуре вуз определяет уже 70% содержания учебных программ .

    Прежние государственные стандарты основывались на дисциплинарном принципе, студент должен был освоить определенный объем знаний по конкретным научным дисциплинам. В новых стандартах же главенствует компетентностный подход. Результат образовательного процесса описывается комплексом компетенций выпускника. Качество подготовки определяется степенью приобщения студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности . За время обучения студент должен освоить определенные компетенции, предусмотренные государственным стандартом. А при помощи, каких дисциплин формируются эти способности и трудовые навыки, министерством жестко не установлено.

    Особенность ФГОС ВПО в том, что 20% аудиторных занятий должны проходить в интерактивной форме, должны быть использованы новые технологии для того, чтобы включенность учащегося в дидактический процесс, его активность была выше. Лекционные занятия преподавателя должны составлять не более 40% учебных занятий. Новый федеральной государственный стандарт требует больше времени отводить на самостоятельную работу студентов, практические и лабораторные занятия, которые, в свою очередь, должны быть методически обеспечены.

    Старые стандарты ограничивали учебный процесс дисциплинами, в новом стандарте предусматривается наличие дидактических модулей, междисциплинарных комплексов. Студентам будет даваться синтетический материал, требующий знания нескольких дисциплин.

    В пространстве высшего образования на общеевропейском уровне особое внимание уделяется и развитию эффективных систем обеспечения качества образования. Ответственность за обеспечение качества лежит на каждом вузе в соответствии с принципом институциональной автономии. Это является важным условием успешного формирования национальных систем по обеспечению качества высшего образования, которые должны включать:

    1. определение обязанностей участвующих органов и учреждений;

    3. систему аккредитации, аттестации и сопоставимых процедур;

    4. международное партнерство, сотрудничество и создание сети агентств, специализирующихся на определении образования.

    Система зачетных единиц представляет собой эффективный механизм сравнения количественных и качественных показателей подготовки уровня студентов, позволяя на основе объективных критериев устанавливать по итогам обучения индивидуальный рейтинг каждого студента. При масштабном применении в образовательной практике высшей школы система зачетных единиц имеет многоцелевое назначение и составляет основу организации учебного процесса. Ее реальные достоинства в сочетании с инновационными образовательными технологиями проявляются в деятельности высших учебных заведений.

    Система зачетных единиц рассматривается как инструмент повышения качества образования. Ее введение существенным образом изменяет работу преподавателей, побуждая их к постоянному самосовершенствованию и самообучению, обновлению методического обеспечения учебного процесса, регулярному индивидуальному консультированию студентов.

    Переход на систему зачетных единиц в положительной степени скажется и на работе студентов. Увеличение самостоятельных занятий стимулирует студентов к освоению различных способов поиска и сбора информации по изучаемым дисциплинам. Формирование студентами на основе учебных планов индивидуальных образовательных программ существенно влияет на личную мотивацию в обучении, а развитие новых, эффективных методов текущего контроля знаний способствует повышению качества усвоения учебных предметов .

    Таким образом, переход на двухуровневую систему обучения сделает российское высшее образование более привлекательным, гибким, демократичным, позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, создать условия для наилучшей подготовки студентов, а также возможность продолжения учебы в любом вузе Европы. У российского студента появятся возможности учиться в зарубежных университетах, накапливать академические кредиты и использовать их для получения второго высшего образования и вообще для образования в течение всей жизни.

    Однако, в то же время, в бакалавриате есть и отрицательные стороны.

    Во-первых, невозможность для студента, разочаровавшегося в системе «бакалавриат-магистратура», перейти на обычную пятилетнюю систему обучения.

    Во-вторых, двухуровневая система приведет к разрушению традиционной советской модели высшего образования, которая отлично себя зарекомендовала;

    В-третьих, рынок труда не готов рассматривать бакалавров, как людей с законченным высшим образованием, и если российские дипломы будут признаваться на Западе, то это приведет к "утечке мозгов";

    В-четвёртых, диплом бакалавра признается как диплом о высшем образовании, однако работодатели относятся скептически и хотят видеть в своём штате лишь специалистов.

    Таким образом, юридически понятия бакалавр и специалист равнозначны и одинаковы. Но всё же в первое время некоторое преимущество будет у специалиста, так как специалист более узнаваем и привычен для работодателей. Степень бакалавра - это самодостаточный диплом высшего профессионального образования. Выпускники-бакалавры станут быстрее попадать в активную жизнь общества. Нужна разъяснительная работа как со студентами, так и работодателями. В связи с реорганизацией многих отраслей российского высшего образования специалитет уходит в прошлое и от этого никуда не деться. Перед высшими учебными заведениями стоят две взаимосвязанные проблемы: подготовка новых методических материалов по бакалавриату и разработка критериев оценки уровня подготовки студентов.

    Литература

    1. , Цыб процесс в вопросах и ответх.. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 20с. Бакалавриат и магистратура: чего больше – плюсов или минусов?: беседа с директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Н. Розиной // Обучение & карьера. – 2008. – №2. – С. 10-15.

    2. Сенашенко, В. Качество высшего образования и система зачетных единиц / В. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в РоссииN 5. - С. 14-18

    3.Еремина бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов. // Высшее образование в России. № С.144-146

    4. Вукович двухуровневая система образования в контексте усиления Европейских интеграционных процессов // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № – С.106-107.

gastroguru © 2017