Что такое психоанализ? Психоанализ: Основные понятия и идеи психоанализа Загадки современного психоанализа Современный взгляд на теорию

Психоанализ как метод психотерапии зародился в Европе в конце XIX в. и с самого начала подвергался жесточайшей критике современников З. Фрейда, в основном из-за ограниченного сведения личности человека к влечениям: Эросу (жизни) и Танатосу (смерти), но были и последователи и ученики, раскрывшие психоанализ с совершенно других сторон.

Что такое психоанализ?

Кто основал психоанализ – этим вопросом задаются разве что люди далекие от психологических знаний. Основатель психоанализа – австрийский психоаналитик З. Фрейд, явившийся для своего времени смелым новатором. Психоанализ (нем. Psychoanalyse, греч. psyche – душа, analysis – решение) – метод лечения пациентов с психическими расстройствами ( , истериями). Суть метода в вербализации мыслей, фантазий и снов, которые интерпретируются психоаналитиком.

Психоанализ в психологии

В период расцвета психоанализа (XIX – нач. XX в.) терапия длилась несколько лет и была по карману далеко не каждому, современный психоанализ – это относительно краткосрочный (15 – 30 сессий 1 – 2 р. в неделю) метод. Раньше психоанализ использовался только в медицинских учреждениях (психиатрической направленности) для лечения неврозов, в наши дни при помощи этого метода можно работать с разным спектром психологических проблем.

Основные положения психоанализа:

  • поведение индивида основывается на бессознательных иррациональных влечениях, часто берущих начало на раннем этапе развития (травматичные ситуации детства);
  • осознание этих влечений запускает защитные механизмы сопротивления;
  • конфликт между сознательным и вытесненным материалом в бессознательное приводит к неврозам, депрессии;
  • осознание того, что происходит в бессознательном, с помощью психотерапевта освобождает пациента от влияния бессознательного материала и ведет к выздоровлению.

Психоанализ Фрейда

В результате многолетнего наблюдения за своими пациентами З. Фрейд отметил насколько подавленное бессознательное влияет на психическое состояние, поведение человека. Фрейд разработал в 1932 г. схематическую структуру психики, выделив в ней следующие компоненты:

  1. Ид (оно) – область бессознательных влечений к жизни и смерти.
  2. Эго (Я) – сознательное мышление, выработка защитных механизмов).
  3. Суперэго (Сверх-Я) – область самонаблюдения, моральный цензор (интроекция системы ценностей родителей).

Методы психоанализа Фрейда на начальном этапе заключались в использовании гипноза для того, чтобы выявить бессознательные механизмы, впоследствии психиатр отказался от них и разработал другие, с успехом применяющиеся в современном психоанализе:

  • исследование мотивов поведения через свободные ассоциации пациента;
  • интерпретация;
  • анализ «сопротивления» и «переноса»;
  • проработка.

Психоанализ Юнга

Юнгианский психоанализ или аналитическая психология К.Г. Юнга (любимого ученика З. Фрейда, с которым произошел болезненный разрыв из-за взглядов на психоанализ) основана на следующих принципах:

  1. Бессознательное человека в нормальном состоянии находится в равновесии.
  2. Проблемы возникают из-за нарушения равновесия, это приводит к возникновению комплексов, несущих негативный эмоциональный заряд, который вытесняется психикой в бессознательное.
  3. Индивидуация – процесс осознания пациентом своей уникальности и (способствует исцелению), «путь к себе», осуществляется при помощи психоаналитика.

Лакановский психоанализ

Жак Лакан – французский психоаналитик, неоднозначная фигура в психоанализе. Лакан называл себя фрейдистом и постоянно делал акцент, что учение Фрейда не до конца раскрыто и важно постоянно перечитывать его труды, чтобы постичь его идеи. Обучение психоанализу Ж. Лакан предпочитал проводить в устном виде, на семинарах. Схему «Воображаемое – Символическое – Реальное» Лакан считал базовой:

  • воображаемое – самоидентификация человека (стадия зеркала);
  • символическое – различия, и осознание по другую сторону образа Другого, вмещающего в себя символическое;
  • реальное – Лакан считал, что встреча с реальным возможна через травму.

Экзистенциальный психоанализ

Классический психоанализ – основные идеи были подвергнуты французским философом и писателем Ж.П. Сартром, основателем экзистенциального психоанализа критике и фрейдовское либидо было заменено на первоначальный выбор. Основной смысл экзистенциального анализа заключен в том, что человек – целостность, с определенным смыслом, в каждую минуту совершающим выбор самого себя по отношению к бытию. Выбор – это и есть сама личность. Из выборов складывается судьба.

Методы психоанализа

Современный психоанализ претерпел изменения как в ведении пациентов, так и в применяемых видах терапии, но базовые методики с успехом продолжают использоваться:

  1. Метод свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке и озвучивает все пришедшие на ум мысли.
  2. Метод толкования сновидений. Любимый метод З. Фрейда, о котором он сказал, что сны – это царская дорога к бессознательному.
  3. Метод интерпретации. Эта методика позволяет вывести бессознательные процессы на уровень сознания. Пациент (анализанд) говорит, а психоаналитик анализирует и доносит смысл, который либо подтверждается, и вспоминаются какие-либо связанные со смыслом события, либо не принимается пациентом.

Классический психоанализ

Ортодоксальный психоанализ личности или фрейдизм строится на базовых методиках З. Фрейда. На современном этапе в чистом виде в терапии используется редко, в основном это неофрейдизм – синтез методик различных направлений. Цель классического психоанализа разрешить внутренние конфликты, комплексы, сформировавшиеся в раннем возрасте. Основной метод фрейдизма – поток свободных ассоциаций:

  • пациенту предлагается без участия логики говорить все, что придет ему в голову, даже те вещи, которые вызывают стыд;
  • терапевт расшифровывает дериваты бессознательного, и в понятной форме доносит истинный смысл пациенту.

Групповой психоанализ

Психоанализ в группе – эффективный вид терапии, использующий психоаналитические методы. Групповая психотерапия способствует:

  • развитию через сопереживание другим членам группы, делящимся своей болью и психологическими травмами;
  • душевному исцелению;
  • принятию человеком себя.

Групповой психоанализ – понятие было введено психоаналитиком Т. Барроу в 1925 г. Современная групповая психотерапия – это встречи раз в неделю по 1,5 – 2 часа. Цели групп-анализа:

  • создание безопасного пространства для членов группы, где можно свободно рассказать о наболевшем;
  • выявление скрытых аутентичных аффектов;
  • через глубину общения разрешение внутренних противоречий и конфликтов.

Системно-векторный психоанализ

Современный психоанализ личности с ходом времени претерпевает изменения. Советский психолог В.А. Ганзен разрабатывает системные матрицы восприятия, на основе которых его ученик В.К. Толкачев разрабатывает 8 векторов (типов) психики. На сегодняшний день, в этом направлении работает Ю. Бурлан. Исходя из системно-векторного психоанализа каждому человеку присущ преобладающий, один из 8 векторов:

  • мышечный;
  • оральный;
  • анальный;
  • зрительный;
  • обонятельный;
  • кожный;
  • звуковой;
  • уретральный.

Книги по психоанализу

Изучение психоаналитических приемов и техник невозможно без прочтения соответствующей литературы. Лучшие книги по психоанализу:

  1. «Гуманистический психоанализ » Э. Фромм. Хрестоматия, составленная немецким психоаналитиком будет интересна студентам гуманитарных ВУЗов, изучающих психоанализ. Э. Фромм пересматривает такие известные явления в психоанализе, как комплекс Электры и Эдипа, нарциссизм, мотивы бессознательных побуждений.
  2. «Эго и механизмы психологической защиты » А. Фрейд. Книга дочери знаменитого психоаналитика, продолжившей дело отца в сфере детского психоанализа. В произведении описан новый подход в раскрытии внутренних эмоциональных травм ребенка.
  3. «Архетип и символ » К.Г. Юнг. В каждом человеке скрыты архетипы коллективного бессознательного: Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость и Эго.
  4. «Бегущая с волками » Женский архетип в мифах и сказаниях.К.П. Эстес. Психоаналитическое направление, основанное на анализе сказок. Автор предлагает женщинам заглянуть внутрь себя и найти ту естественную, дикую и необузданную часть, которая была предана забвению.
  5. «Лжец на кушетке » И. Ялом. Талантливый психоаналитик успешен и в писательском ремесле. Тонкий юмор и драматические моменты, взятые из собственной практики – читатель видит, что психоаналитик такой же человек со своими проблемами.

Фильмы про психоанализ

Психоанализ – тема, интересная для многих именитых режиссеров и у любителей познать себя психологические киноленты вызывают немалый интерес, часто после просмотра таких фильмов возникают собственные инсайты, помогающие распутать клубок проблем. Фильмы о психоанализе, достойные внимания:

  1. «Комната сына / La stanza del figlio» . У итальянского психоаналитика Джованни в жизни все налажено, он востребован в своей профессии, но случилась беда – погиб сын, и Джованни пытается найти смысл.
  2. «Психоаналитик / Shrink» . Генри Картер преуспевающий психоаналитик, к нему на прием очередь из знаменитостей, но в личной жизни не все так гладко. Жена Генри кончает самоубийством, и психоаналитик приходит к выводу, что он не может больше помогать своим пациентам.
  3. «Опасный метод / A Dangerous Method» . Сценарий фильма основан на имевших место реальных и противоречивых отношениях между З. Фрейдом, его учеником К. Юнгом и пациенткой Сабиной Шпильрейн.
  4. «Пациенты / In Treatment» . Сериал, каждая серия в котором это сеанс психотерапии, с применением разных классических техник и психоанализ в их числе. Фильм будет полезен как для психологов, так и для людей интересующихся психологией.
  5. «Когда Ницше плакал / When Nietzsche Wept» . Фильм о становлении психоанализа в Европе, снят по одноименному роману известного венгерского психоаналитика Ирвина Ялома.

Разработанный Фрейдом метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Несмотря на, то что многие психоаналитики стремятся подчеркнуть научный (и в этом смысле нефилософский) статус П., учение Фрейда с момента своего возникновения не только претендовало на обобщения философского характера, но и включало в себя установку на создание своеобразной философии человека. Становление П. связано с попыткой найти выход из тупиков, в который вели философию, с одной стороны, позитивизм, ориентированный исключительно на естественнонаучное знание, и, с другой стороны, иррационализм, апеллирующий к интуитивным догадкам и внутриличностному постижению бытия. Организационное оформление П. началось в 1902 с образования маленького кружка единомышленников, затем переросло в Венское психоаналитическое общество и наконец завершилось распространением психоаналитического движения во многих странах Западной Европы и Америки. В П. исследуется не просто внутренний мир человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят наиболее существенные и значимые процессы и изменения, оказывающие воздействие на организацию всего человеческого бытия. Онтологическая проблематика смещается в плоскость психики. Реальностью признается психическое, имеющее свою собственную природу и подчиняющееся особым закономерностям развития, далеко не всегда имеющим аналог в физическом мире. Исследование психически реального, выявление закономерностей функционирования человеческой психики, изучение внутренних коллизий и драм, разыгрывающихся в глубинах человеческого бытия, - таковы существенные моменты психоаналитической философии. П. опирается на гипотезу о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная, но тем не менее реально значимая и заметно отличающаяся от процессов сферы сознания. Если в некоторых философских системах прошлого признание самостоятельного статуса бессознательного ограничивалось в лучшем случае попытками рассмотрения взаимоотношений между сознательными и бессознательными процессами, то в П. исследуются не только эти взаимоотношения, но и содержательные характеристики самого бессознательного психического. Бессознательное сравнивается с большой передней, где находятся все душевные порывы, а сознание - с примыкающей к ней узкой комнатой, салоном. На пороге между передней и салоном стоит страж, пристально разглядывающий каждое душевное движение и решающий вопрос о том, пропустить ли его из одной комнаты в другую. Если душевное движение допускается в салон, то оно может стать сознательным, когда привлечет к себе внимание сознания. Передняя комната - обитель бессознательного, салон - вместилище предсознательного, и только за ним расположена келья собственно сознательного. Таково одно из пространственных, или топических, представлений П. о человеческой психике. В 20-е годы в П. используется иное сравнение. Психика понимается как состоящая из трех слоев, или инстанций, - Оно, Я, Сверх-Я. Бессознательное Оно представлено в качестве унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого скрыты потаенные душевные движения, напоминающие старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека. Сознательное Я - посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия в деле оказания влияний этого мира на бессознательную деятельностьиндивида. Сверх-Я - инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокультурного характера. Я пытается подчинить себе Оно. Если это не удается, то Я подчиняется Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ним. Сверх-Я тоже может властвовать над Я, выступая в роли совести или бессознательного чувства вины. В итоге Я оказывается в тисках многообразных противоречий, являясь "несчастным", подверженным троякой угрозе: со стороны внешнего мира, вожделений Оно и строгости Сверх-Я. Учение о "несчастном Я" направлено против светских и религиозных иллюзий о человеке как внутренне непротиворечивом существе. Согласно Фрейду, на протяжении истории развития научной мысли человеческая самовлюбленность претерпела несколько ощутимых ударов - "космологический", нанесенный Коперником и сокрушивший представления человека о Земле как центре Вселенной; "биологический", нанесенный Дарвином, показавшим, что человек является лишь ступенькой в эволюции животного мира. Но наиболее ощутимым должен стать, согласно Фрейду, удар "психологический", исходящий из учения о "несчастном Я", не являющимся господином в своем собственном доме. Душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами. Их разрешение связано с защитными механизмами, позволяющими приспосабливаться к внешнему миру. Человек руководствуется в жизни двумя принципами. Первый из них - "принцип удовольствия" - внутренне присущая каждому индивиду программа функционирования психических процессов, в рамках которой бессознательные влечения автоматически направляются в русло получения максимального удовольствия. Второй - "принцип реальности", корректирующий ход протекания психических процессов в соответствии с требованиями окружения и задающий ориентиры, способствующие избежанию потрясений, связанных с невозможностью непосредственного и сиюминутного удовлетворения влечений. Однако защитные механизмы подобного рода, эффективные по отношению к внешней реальности, не всегда способствуют разрешению глубинных конфликтов, обусловленных психической реальностью. В лучшем случае происходит вытеснение социально неприемлемых порывов и желаний в сферу бессознательного. При этом создается лишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, ибо вытесненные в бессознательное желания человека в любой момент могут вырваться наружу, став причиной очередной драмы. Разрешение внутренних конфликтов должно достигаться путем сознательного овладения желаниями, непосредственного их удовлетворения или сублимацией. П. как раз и замышляется в качестве эффективного средства оказания помощи тем, кто нуждается в переводе бессознательного в сознание. Практика П. направлена на выявление и анализ патогенного материала, получаемого в процессе расшифровки "свободных ассоциаций", толкования сновидений, изучения ошибочных действий (описки, оговорки и т.д.) и тех "мелочей жизни", на которые, как правило, не обращают внимания. В теоретическом отношении это самым тесным образом связано с психоаналитической теорией познания, основывающейся на признании наличия в человеке такого знания, о котором самому ему ничего не известно до тех пор, пока не будет восстановлена цепь воспоминаний о реальных событиях прошлого, некогда имевших место в жизни отдельного индивида или в истории развития человечества. Познание бессознательного является в П. не чем иным, как припоминанием, восстановлением в памяти человека ранее существовавшего знания. Психоаналитически истолкованное сознание оказывается воскрешением знания-воспоминания, вытесненного в предсознательное в силу нежелания или неумения человека распознать за символическим языком бессознательного те его внутренние стремления и желания, которые нередко ассоциируются с какими-то скрытыми демоническими силами. П. объясняет настоящее, сводя его к прошлому, к детству человека, опираясь на постулат, согласно которому источником бессознательного является нечто, связанное с сексуальными отношениями в семье между детьми и их родителями. Познание бессознательного завершается обнаружением в нем Эдипова комплекса - тех первоначальных сексуальных влечений, под воздействием которых структурируется вся человеческая деятельность. Как в теоретическом, так и в практическом плане расшифровка "следов" бессознательного и выявление его смысла не решали окончательно вопроса о возможности понимания и осознания бессознательного психического, поскольку интерпретация бессознательных представлений допускает произвольное толкование и не исключает пристрастного отношения, проявляющегося в процессе познания бессознательного. В психоаналитической философии просматривается стремление к выявлению нравственных оснований человеческого бытия. Расшифровка символического языка бессознательного, толкование сновидений, обнаружение симптомов болезненного расщепления внутреннего мира личности - все это приводило к признанию "злого", "дурного" начала в человеке. Другой аспект состоит в том, что развертывание бессознательного психического сопровождается не только соскальзыванием к низшему, животному началу человеческого существа, но и деятельностью по созданию высших духовных ценностей жизни, будь то художественное, научное или иные виды творчества. В П. находит отражение кантовская идея о "категорическом императиве", рассматриваемом в качестве особого психического механизма, всецело предопределяющего или корректирующего деятельность человека. Этим императивом является совесть, вытесняющая и подавляющая природные влечения индивида. Таким образом, в психоаналитической философии фиксируется двойственность бытия человека в мире, связанная с естественной и нравственной детерминацией его жизнедеятельности. Акцентируя внимание на подавлении культурой сексуальных влечений человека и соотнося "культурную мораль" с ростом невротических заболеваний, Фрейд выражал надежду на то, что когда-нибудь проснется "совесть" буржуазного общества, в результате чего произойдет изменение нравственных норм, способствующее свободному развитию личности. В психоаналитической философии рассматривается комплекс проблем и культурного, и социального характера. Обсуждаются проблемы "коллективных неврозов" и "невротической культуры", а также такие темы, как антисоциальное поведение индивидов и психология масс, "социальноевлечение" и социальная справедливость, "культурное лицемерие" общества и регулирование человеческих отношений в нем, "корпоративный дух" и трудовая деятельность и т.д. Однако социокультурная проблематика преломляется, как правило, через семейно-сексуальные отношения, получает такую трактовку, которая легко вписывается в психоаналитическое толкование бытия человека в мире как непрекращающейся борьбы между "инстинктом жизни" (Эросом) и "инстинктом смерти" (Танатосом). Философское осмысление П. характерно для целого ряда направлений современной западной философии, о чем свидетельствует разработка таких концепций, как "психоаналитическая философская антропология" (Бинсвангер), "экзистенциальный П." (Фромм), "психоаналитическая герменевтика" (А. Лоренцер), а также ряда "синтетических" философско-антропологических учений, сочетающих отдельные идеи П. с "феноменологией духа" Гегеля (Рикёр) или феноменологией Гуссерля (Л. Раухала). В.М. Лейбин П., поначалу обозначавший метод лечения неврозов, по мере перенесения внимания Фрейда на исследование сновидений и ошибочных действий становится общим обозначением техники анализа психологических феноменов. Дальнейшая теоретическая разработка расширяет значение П. Он понимается уже не только как техника, но как самостоятельная научная дисциплина или проект, осознанно отграничивающий себя, с одной стороны, от метафизики, с другой - от классической психологии, что подчеркивается также его особым обозначением: "метапсихология" или "психология бессознательного". Фрейд предпринимает неоднократные попытки определить сущностные черты "мета-психологии", однако ни ему самому, ни его последователям не удается представить метапсихологию в виде особой системы, вывести основоположения психоаналитического метода. После первой серии метапсихологических статей Фрейда (последняя из которых датируется 1915) и многочисленных работ второго поколения психоаналитиков (Абрахама, Ференчи, Райха, Кляйн, Джоунса и др.), в 50-х годах происходит "пересмотр" концепции мета-психологии, связанный с именем Лакана. Используемая при этом техника заимствуется из лингвистики и общественных наук (Р. Якобсон, Леви-Строс), а образование понятий опирается на философскую традицию Гегеля и Гуссерля. По мысли Фрейда, предмет мета-психологии составляет описание того или иного психического процесса в его топографических, динамических и экономических аспектах. Топографический угол зрения фиксирует различие сознательных и бессознательных представлений, динамический - интенсивность протекания психических процессов и напряженность импульсов, а экономический устанавливает распределение психической энергии между структурными частями психики и определяет источник импульса. Структурная метапсихология постепенно отказывается от использования понятий психические "зоны", "силы" и "энергии", пришедших в П. из психофизики. Однако то, что Фрейд в свое время обозначал как "топика", "динамика" и "экономика", в современной: психоаналитической теории фактически полностью выражают ее четыре центральных концепта: "бессознательное", "влечение", "повторение" и "перенос". Основное понятие П. - бессознательное. Традиционное представление о бессознательном, служившее метафизической основой нейрофизиологической психологии, принимается Фрейдом вплоть до 1895. Последующая разработка концепции бесознательного приводит к его радикальной переинтерпретации. П. постулирует несводимость психического к сознательному. В теоретическом и методологическом отношении одинаковую ценность имеют как "манифестированные" (явленные) содержания психических процессов, так и "латентные" (неявные) содержания психического. Любое психическое содержание есть "запись". Вопрос при этом стоит не столько о том, являются ли элементы записи сознательными или пред-сознательными, сколько о том, при каких условиях они могут стать сознательными. Способность психического элемента стать сознательным определяется не его принадлежностью ассоциативному ряду (могущему состоять исключительно из бессознательных звеньев), а его значимостью в рамках определенной системы отношений, которое и есть бессознательное в строгом смысле слова. Бессознательное не исчерпывается своими содержаниями. Леви-Строс и Лакан, сравнивая структуру бессознательного со структурой речи, говорят в этой связи о "символической функции" или "символическом порядке". Структура бессознательного подвижна, в ней постоянно происходят изменения, в ходе которых отдельные элементы "субституируются" {замещаются другими), объединяются с другими в одно целое или "смещаются" (перемещаются в другой контекст). Два вида трансформации - "сгущение" и "смещение" - представляют собой первичные процессы бессознательного и подлежат обнаружению с помощью разработанного Фрейдом "метода свободной ассоциации". Последний состоит в свободном, непринужденном проговаривании пациентом всего, что приходит ему в голову во время психоаналитического сеанса, с последующим истолкованием этого аналитиком. Предполагается, что выявление и осознание пациентом скрытой связи между частями рассказа и вытесненными, бессознательными влечениями оказывает положительное терапевтическое воздействие. Структурная метапсихология подчеркивает аналогию между механизмами сгущения и смещения, с одной стороны, и такими риторическими фигурами, как метафора и метонимия, с другой. Если в динамической модели Фрейда отделению психического элемента от его символического места соответствовал процесс вытеснения, то структурная метапсихология Лакана и его последователей, ставя во главу угла связь элемента с его символическим местом (аналогичную связи означающего с означаемым), отказывается от допущения двойственности психологического места (то есть принадлежности элемента системе сознания и системе бессознательного), от которого отталкивалась первая топографическая модель. Соответственно, и вытеснение трактуется уже не через динамику двух противодействующих сил, а как символическое снятие вытесненного. Фундаментальная теоремапсихоанализа, сформулированная Фрейдом вначале применительно к сновидению (1900), а затем - к симптому (1905), гласит: в форме "исполнения" желаний и репрезентации влечений вытесненное представляет желание. Фрейд называл это "бессознательной фантазией"; Лакан ведет речь о "фантазме" как о "носителе желания". Устанавливаемая таким образом связь между понятиями бессознательного, желания и влечения, знаменующая переход от топико-динамического к "экономическому" подходу, образует сердцевину психоаналитической теории Лакана. Клаус Хамбергер (Вена) Фрейд 3. Лекции по психоанализу. М., 1989; Лейбин В.М. Фрейд. и современная западная философия. М., 1990; Psychoanalysis and Philosophy. N.Y., 1970; Лоренцер А. Археология психоанализа. М., 1996; М. Miri. Philosophy of Psychoanalysis. Simla, 1977; J. Lacan. Les quatre consepts de la psychanalyse. P., 1973; Ch. Hanly. Existentialism and Psychoanalysis. N.Y., 1979; B. Farrell. The Standing of Psychoanalysis. Oxford etc., 1981; A. Grunbaum. The Foundation of Psychoanalysis: A Philosophical Critique. Berkeley etc., 1984.

Как иронизируют ученые, Фрейд был на 50% прав и на 100% неправ. И действительно, в публикациях, кинофильмах, книгах о нем высказывают противоположные мнения, а психоанализ вообще называют лженаукой. Но при всем этом Фрейд был и остается центральной фигурой современной психотерапии. Мировая психология уже почти 100 лет ссылается на этого великого человека. А мы ежедневно употребляем связанные с его теорией слова: фаллический символ, Эдипов комплекс или «оговорочка по Фрейду».

В статье рассказываем о предыстории и истории психоанализа, его ключевых постулатах, этажах личности и о том, почему Фрейда называют гениальным пиарщиком.

Что такое психоанализ

Психоанализ - это основанная Зигмундом Фрейдом метапсихологическая теория, объединяющая несколько психотерапевтических школ и направлений. Базовые постулаты психоанализа сформировались в конце XIX века на границе практической медицины, психологической теории и ее практического применения. Сегодня термин «психоанализ» употребляется в тройственном смысле:

  • Как философское учение о структуре душевной жизни, взаимодействии отдельных подструктур.
  • Как психологическая теория об исследовании бессознательных процессов, которые невозможно изучить другим путем.
  • Как психотерапевтический метод лечения неврозов и оздоровления психики.

По Фрейду воспоминания о событиях раннего детства (особенно неприятных) прячутся глубоко-глубоко в нас. Мы не можем их вспомнить, но и забыть тоже не можем. Вытесненные события никогда не оставляют в покое, они ограничивают, отравляют жизнь, портят отношения, вызывают болезненные симптомы. Фрейд не просто выяснил причины повторяющихся психических проблем, но придумал метод, который помогает распутать клубок мучительных детских тайн и разобраться с «призраками» прошлого. И назвал этот метод психоанализом.

Ключевые постулаты психоанализа:

  1. Человек не есть полноправный хозяин своего ума – мысли, опыт, познание, мышление во многом предопределяются внутренними и иррациональными процессами, неподвластными сознанию.
  2. Как только человек пытается осознать эти влечения, психика включает защитные механизмы отрицания, переноса, вытеснения, проекции, рационализации.
  3. Конфликты между сознательным и бессознательным восприятием реальности способны спровоцировать психоэмоциональные нарушения, неврозы, фобии, сексуальные отклонения и расстройства (фригидность или импотенция, например).
  4. Сознательные и бессознательные желания, страхи, влечения напрямую воздействуют на наши сновидения.
  5. Индивидуальное развитие предопределяется не только , но и событиями раннего детства.
  6. Все пять фаз психосексуального развития оставляют свой отпечаток в виде болезненных переживаний, установок, черт характера, ценностей.

Психоанализ Фрейда стал первой в современной психологии системой, которая рассматривала не отдельные аспекты проблемы человека, а человека как целостную личность. Психоаналитический метод не гарантирует исцеления или исправления ситуации, но помогает:

  • Получить работающие инструменты того, чтобы проникнуть в свою психику и сделать бессознательные процессы более явными.
  • Проработать личные бессознательные и скорректировать психику.
  • Выявить ранее недоступный бессознательный материал так, чтобы изучить и изменить его с помощью сознания.
  • Расшифровать и истолковать все противоречия, возникающие в сознании, отношениях.
  • Исследовать и интегрировать свой собственный бессознательный опыт для того, чтобы перестать «наступать на те же грабли».
  • Исследовать клиентские запросы: Что со мной происходит? Почему это со мной происходит? И благодаря этому ответить на главный вопрос: Что с этим делать?

В XXI веке Зигмунд Фрейд признается одним из наиболее упоминаемых психоаналитиков, а психоанализ вызывает к себе всеобщий интерес. Причем одинаковый интерес в виде психотерапевтического опыта и в виде критики большинства постулатов.

Критика теории Фрейда

Академическая психология в XXI веке предпочитает не упоминать Фрейда в качестве надежного источника. Объясняется это тем, что весь психоанализ, по сути, построен на десятке клинических случаев из практики Фрейда. Но это не главное. Вот основные поводы для критики:

  • Свои наблюдения Фрейд вел бессистемно, работал на основании записей, сделанных через несколько часов после окончания сеанса терапии. Поэтому велика вероятность того, что при воспроизведении беседы ученый интерпретировал данные по своему усмотрению.
  • Нет научных подтверждений идеи о том, что мальчики подсознательно вожделеют матерей и недолюбливают отцов. Как и доказательств тому, что женщины завидуют мужским половым органам.
  • Взгляд ученого на активность «мужского» и пассивность всего «женского» вызывает гнев у настроенных общественных деятелей.
  • Считается, что ученый проигнорировал психические силы, не имеющие физиологического источника. Отсюда обращение Фрейда к сексуальности и всему, что с ней связано.
  • Фрейдизм называют «замкнутой системой», которая игнорирует любые опровержения.

Известными критиками психоаналитической теории считают В. Набокова, Пьера Жане, Эриха Фромма, В. Лейбина, Л. Стивенсона, Г. Айзенка. Психологическое направление вообще признает психоанализ лженаукой, а некоторые критики коверкают фамилию ученого, называют его « Fraud »-«Мошенник» (перевод с англ.).

Однако психоаналитическое направление в психологии сегодня считается самым мощным. Фрейд основал его и оставил после себя 24 тома научных работ. Его вклад в психологическую науку трудно переоценить. Недаром ведь А. Эйнштейн называл его «Коперником бессознательного».

Предыстория психоаналитической теории

Главным «пиар-ходом» Фрейда считают его авторство в открытии бессознательного. Но о том, что сознание не единолично «управляет» психикой, говорили еще ученые Античности. Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий целитель Гиппократ, наблюдая за эпилепсией, предположил присутствие внесознательной системы управления. В XI веке арабский ученый Аль-Хасан при изучении визуальных иллюзий описал умственную деятельность, которая не осознается человеком. Эти теории стали базой психоанализа.

Начиная с раннехристианского периода , темы женской , полового влечения, самоудовлетворения, сексуального воспитания замалчивались или изучались в рамках патологии. К концу XIX века религия перестала «успокаивать», а проблема невротичности и сексуальности стали захватывать мир. В это же время европейские психиатры стали активно публиковать работы о сексуальных аномалиях. Сама категория «секс» стала принципиально новой, поскольку с точки зрения религии все желания удовольствия сводились к грехам плоти. Иногда доходило до абсурда. К примеру, в светских салонах драпировались канделябры, ножки роялей – любые предметы, отдаленно напоминающие фаллические символы.

Фрейд не был новатором в теме исследования сексуальности или теории о бессознательном. Свои познания он почерпнул из трудов французского психиатра Пьера Жане, своего научного наставника – знаменитого невропатолога Ж. Шарко. Другими источниками для фрейдовской теории стали «учение о монадах» Вильгельма Лейбница эволюционное учение Дарвина, биоэнергетический закон Геккеля, теория сновидений К. Каруса.

Действительно, открытие психоанализа не было результатом исследований одного только Зигмунда Фрейда. Но в своих открытиях он пошел дальше своих учителей. Новаторской стала сама психоаналитическая теория. На ее основе были построены психодрамма, НЛП, транзактный анализ и другие направления, которые признают главенство бессознательного.

Фрейд разработал основные термины психоанализа и описал:

  • Структурную модель психики.
  • Психосексуальные фазы развития.
  • (у мальчиков), (у девочек).
  • Защитные механизмы психики.
  • Метод свободных ассоциаций.
  • Технику толкования сновидений.
  • переноса и контрпереноса.
  • Идеи детской сексуальности.

Известными последователями фрейдистских идей признаны австрийский врач Й. Брейер, австро-американский психоаналитик Т. Райк, американский психоаналитик Карен Хорни. Позже от психоаналитической базы «отпочковались» теория о «чувстве неполноценности» А. Адлера, «аффективные расстройства» В. Штекеля, аналитическая психология К. Юнга.

Революционная и скандальная для того времени теория Фрейда до сих пор влияет на развитие науки, подвергается критике, провоцирует новые разоблачения, вызывает споры и обсуждения. Ученого можно критиковать или восхищаться, но не уважать его вклад в науку невозможно.

Базовые идеи психоанализа

Главная идея психоанализа базируется на утверждении: в психической природе человека не бывает случайностей или непоследовательностей, а любые события прошлого влияют на будущее. Отсюда утверждение о том, что основная причина неврозов или взрослого человека – это бессознательные детские фантазии или забытые события детства.

Исходя из теории взаимосвязи прошлого и настоящего, Фрейд разделял психику на три области.

Три в одном: Ид, Эго, Супер-Эго

По фрейдовской теории личность человека – это взаимодействие трех психических инстанций:

Ид (в переводе с латыни – «Оно»): совокупность и влечений, подпитывающих энергией любые действия. Это архаичная структура психики, подконтрольная базовым инстинктам (основные – агрессия и секс) и базовым . Иррациональное Ид подчиняется «принципу удовольствия» и стремится получить максимальный кайф из каждого момента. Однако, если бы человеком управляло бы только Оно, он ничем бы не отличался от животных. Поэтому в период взросления и взаимодействия ребенка с окружающим миром формируется вторая структура личности – Эго.

Эго (в переводе с латыни – «Я»): рациональный посредник между «хочу» и «надо». Это сознательный психический мир человека, который защищает от вредного влияния извне и оттормаживает инстинкты, чтобы отвечать требованиям социума. Эго планирует, рассуждает, оценивает, запоминает, реагирует на физическое и социальное воздействие. То есть сознательная жизнь протекает именно в Эго. В отличие от природы Ид, Эго пытается отсрочить свои глубинные порывы до тех пор, пока не найдет подходящую возможность для разрядки. Эго по мнению Фрейда стремится к удовольствию. Но избегает неудовольствия.

Супер-Эго (в переводе с латыни – «сверх-Я »): внутренний ограничитель, не дающий желаниям проявиться напрямую. Это судья, цензор, хранилище моральных установок и системы ценностей, которые совместимы с общепринятыми нормами – «филиал» общественной морали в голове человека. Супер-Эго отсутствует в только что родившемся организме, но проявляется в момент, когда ребенок начинает отличать хорошее от плохого. Это двойственная структура, разделенная на Совесть и Эго-Идеал. Совесть формируется во время воспитания и связана с неодобрением всего, что принято считать «непослушанием». Эго-идеал связан с или , поскольку формируется из одобрения и высоких оценок значимых людей.

Такая многослойность психики делит психоанализ на два проблемно-теоретических направления. Первое связано с медицинской терапией неврозов, личностных расстройств. Во время клинического психоанализа добываются основные познания о больной или здоровой психике. Второе направление формируется на основе практического опыта, применяется в повседневной психотерапии и взаимодействует с другими терапевтическими теориями: , рефлексотерапией, телесной терапией.

Либидо, сексуальность и агрессия: основные мотивы наших действий

Сексуальность и агрессия издавна путешествовали из сказки в сказку под видом богинь, богов, королев, рыцарей, драконов, богатырей и красавиц. Но в научной теории они появились относительно недавно. Согласно идеям Фрейда человеком движут именно инстинкты:

Либидо (влечение, желание). Базовое психоаналитическое понятие первоначально использовалось как синоним неосознанного сексуального побуждения. Перенаправленная (сублимированная) энергия сексуальности может трансформироваться в полезную деятельность, а подавленная способна спровоцировать патологические изменения психики.

Агрессия (или инстинкт смерти). Проблема агрессивного поведения интересовала Фрейда меньше. Но подавленная агрессия подобно подавленной сексуальности способна вызвать , невротические заболевания, личностные расстройства.

Механизмы самозащиты

Психологическая защита – это механизмы самообмана, которые помогают нам «прятать» нежелательные воспоминания, уменьшать травматичные переживания, не осознавать собственные желания, которые противоречат нашему мнению о самих себе. К ним относятся:

  • Вытеснение: забываем то, что причиняет психологический дискомфорт.
  • Проекция: неосознанно приписываем собственные переживания, чувства, желания другим людям.
  • Сублимация: трансформируем нерастраченную энергию в разные виды деятельности (творчество, спорт).
  • Отрицание: игнорируем очевидные факты, защищая психику от травм.
  • Регрессия: приспосабливаемся к травмирующей ситуации, мысленно возвращаясь в детство (плачем, капризничаем, прячемся).
  • Рационализация: пытаемся разглядеть разумные доводы в ситуации провала или дискомфорта для того, чтобы сохранить .
  • Реактивное образование: подменяем поведения и чувства противоположными по смыслу (ненависть вместо ).

Психоанализ и психотерапия: в чем разница?

Психоанализ не является синонимом психотерапии. Это разные понятия. Более того, сторонники психоанализа называют его отдельной дисциплиной, не имеющей никакого отношения к психотерапии или психологии. А среди сходных дисциплин называют литературу, лингвистику, кибернетику, медиа.

Отец-основатель психоанализа подчеркивал его исследовательско-теоретическую природу. Позднее внутри этой теории образовалось несколько психотерапевтических школ и направлений. Но главная цель психоанализа не изменилась. Он дает возможность пациенту исследовать свою психику через погружение в бессознательное, открыть для себя внутренний мир.

Девять фактов о психоанализе:

  1. Сеанс психоанализа – таинство, в котором участвуют только клиент и психоаналитик.
  2. Личность психоаналитика – один из главных инструментов в психоаналитической работе. Он должен вызывать полное доверие у пациента, чтобы совместно переживать самые потаенные конфликты и трагедии.
  3. Положение пациента лежа на кушетке – еще одно отличие психоанализа от других методов психотерапии, где пациент и психолог располагаются лицом друг к другу.
  4. Психоанализ отличается личностной ориентированностью. В центре исследования находится личность в целом с ее «хорошими» и «плохими» проявлениями.
  5. Психоаналитический сеанс сразу не даст заметного облегчения пациенту. Наоборот, болезненные процессы могут обостряться и доставлять дополнительные страдания.
  6. Работа идет по всем направлениям: с личностными расстройствами, психологическими проблемами, со всеми, кто хочет получше понять себя. Психоаналитики не работают только с психически больными людьми, которые нуждаются в медикаментозном лечении.
  7. Опытный психоаналитик может реконструировать события прошлого по обрывочным воспоминаниям, фрагментам сновидений, поведенческим , оговоркам, забытым намерениям. Но на это понадобится время.
  8. Частота сеансов: 1-5 в неделю. Длительность терапии: от 4 до 7-10 лет.
  9. При длительном взаимодействии с психоаналитиком, пациент может испытывать разные чувства к аналитику (в том числе сексуальное влечение). Но это – один из важных этапов работы с бессознательным, описанный как реакция переноса и контрпереноса.

Сегодня доказано, что Фрейд во многом ошибался, и большинство его постулатов сегодня признаются несостоятельными. Признавать ученого гением или нет, личное дело каждого. Но нерационально делать две вещи: а) всерьез воспринимать все первоначальные теории; б) недооценивать вклад Фрейда в психологию, философию и медицину. Все же в свое время психоанализ стал революцией в психологии.

Психоанализ – одно из направлений в психологической науке, что основывается на определении тревог и внутренних конфликтов личности, скрытых в глубине подсознания. Такие конфликты могут являться одной из причин возникновения психоэмоциональных травм. Основоположником этого направления является Зигмунд Фрейд, который посвятил свою жизнь изучению бессознательных процессов. Благодаря его учению, психологи всего мира получили возможность работать с мотивами поведенческой модели, скрытыми в подсознании личности. Давайте узнаем, что такое психоанализ в психологии и поговорим об основах этого учения.

Психоанализ – психологическая теория, основанная австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также одноименный метод лечения психических расстройств

Основы психоанализа

Психоанализ – одно из психологических учений, рассматривающее человеческую личность в виде борьбы сознания с подсознанием. Данное противоборство оказывает влияние на уровень эмоционального восприятия и самооценки, а также определяет степень взаимодействия с окружающим миром. Чаще всего, источником конфликта между подсознанием и сознанием является негативный жизненный опыт, полученный человеком на протяжении его жизни. Человеческая природа устроена таким образом, что каждая личность старается избежать различных видов боли и нацелена на поиск наслаждения.

Психоанализ – направление, изучающее взаимодействие между бессознательной и сознательной областями.

Теория психоанализа построена на утверждении, что человеческая личность основывается на трех составляющих: бессознательная, предсознательная и сознательная части. Каждый из этих компонентов взаимозаменяем и зависим друг от друга. Предсознательная часть содержит в себе человеческие желания и фантастические идеи. Сосредоточение на таких стимулах, переправляет их из предсознательной части в область сознания. Мораль и нравственность – социальные ценности, определяющие человеческую личность. Их влияние на восприятие определенных жизненных событий, может заставить сознание воспринимать различные жизненные ситуации, как болезненные или допустимые. При болезненном восприятии, воспоминания о психотравмирующих обстоятельствах откладываются в бессознательной области.

Такой жизненный опыт, как бы отделяется от остальных, при помощи невидимых барьеров. Психоанализ человека основывается на двух аналитических механизмах:

  1. Изучение самопроизвольных поступков, что совершаются на протяжении всей жизни.
  2. Анализ личности, при помощи ассоциаций и интерпретаций сновидений.

Теория Фрейда

Человеческая поведенческая модель регулируется при помощи сознания. Исследования на эту тему, помогли Зигмунду Фрейду выявить существование некого слоя, который отвечает за различные похоти и наклонности. Так как Фрейд являлся практиком, в своих исследованиях он определил существование целого пласта мотивов, которые именуются неосознанными.


Целью психоаналитической терапии является возможность распутать личность человека, а не просто успокоить его

Согласно учению Фрейда, именно такие мотивы являются первопричиной возникновения заболеваний нервной системы и человеческой психики. Благодаря этому открытию, ученые получили возможность найти те средства, что смогут остановить борьбу внутри личности пациента. Одним из таких средств стал метод психоанализа, что является методикой разрешения внутренних конфликтов. Лечение невропатических патологий не являлось главной целью Фрейда. Этот великий ученый стремился найти методы, которые помогут максимально восстановить психическое здоровье пациента. Благодаря методу проб и ошибок, была разработана теория анализа личности пациента, которая широко применяется на сегодняшний день.

Уникальность и результативность методики Фрейда, получила высокое распространение и стала одним из самых известных «инструментов» восстановления психики. Классический вариант психоанализа следует рассматривать как своеобразную революцию в психологической науке.

Что таит в себе теория о психоанализе

Что изучает психоанализ? Основа этого учения строится на предположении, что поведенческая модель имеет в своей природе неосознанные мотивы, которые сокрыты глубоко внутри личности. Середину прошлого столетия можно охарактеризовать как революцию в психологической науке, поскольку миру были представлены методы, позволяющие взглянуть на внутреннее психологическое напряжение с новой точки зрения.

По мнению Фрейда, человеческая личность состоит из трех компонентов. Они получили названия «Сверх-Я», «Я» и «Оно». «Оно» - бессознательная часть личности, в которой сокрыты различные объекты тяготения. «Я» является продолжением «Оно» и возникает под влиянием внешних сил. «Я» - один из самых сложных механизмов, функциональность которого охватывает как сознательный, так и бессознательный уровни. Исходя из этого, следует, что «Я» является одним из инструментов защиты психики от внешнего воздействия.

Многие из механизмов, защищающих психику от повреждения, при рождении подготовлены к влиянию внешних раздражителей. Однако, нарушение процесса формирования личности и негативный микроклимат, царящий внутри семьи, может стать источником различных патологий. В этом случае, влияние объективной действительности приводит к ослаблению защитных механизмов и становится причиной искривлений. Именно сила искривления адаптационных механизмов защиты приводит к возникновению психических расстройств.


Психоанализ - это метод научного наблюдения, изучения личности: ее желаний, влечений, импульсов, фантазий, раннего развития и эмоциональных расстройств

Психоанализ как направление психологии

Определение особенностей человеческой психики, предложенное Фрейдом, получило высокое распространение в психологии. На сегодняшний день, на этой теории построено множество современных методов психотерапевтической коррекции. Аналитический психоанализ Юнга и индивидуальный психоанализ Адлера – одни из основных «инструментов» выявления внутренних конфликтов, являющихся источниками патологического восприятия.

В основе теорий вышеупомянутых ученых, лежат исследования Зигмунда Фрейда. Главным различием этих методик является ограниченность важности сексуальных мотивов. Благодаря последователям Фрейда, бессознательная часть личности получила новые характеристики. По мнению Адлера, проявление властолюбия является компенсацией комплекса неполноценности.
Исследования Юнга, основывались на изучении коллективного бессознательного. По мнению ученого, бессознательная часть психики индивида основывается на наследственных факторах. По мнению же самого Фрейда, бессознательный уровень заполнен явлениями, что были вытолкнуты из сознательной части психики.

Использование психоанализа в психологии

Метод психоанализа основывается на трех основных элементах, которые в полной мере раскрывают всю концепцию этого учения . Первый элемент является своеобразным этапом, на котором собирается материал для изучения. Второй элемент подразумевает тщательное изучение и анализ полученных данных. Третий элемент – взаимодействие при помощи данных, полученных в результате анализа. Для сбора информации применяются различные методики, включая метод противостояния, ассоциаций и переноса.

Метод построения свободных ассоциаций основывается на создании модели ситуаций, в точности повторяющих определенные жизненные события. Подобный подход позволяет выявить определенные процессы, происходящие на бессознательном уровне психики. Применение этого метода позволяет получить данные о патологических процессах, с целью дальнейшей коррекции психических расстройств. Коррекция осуществляется путем осознания внутренних конфликтов и причины их возникновения. Одним из важных условий в использовании этого метода, является создание прочной коммуникативной связи между психологом и пациентом, направленной на устранение психологического дискомфорта.


Психоанализ изучает внутренние, исходящие из подсознания, ведомые инстинктами и принципом удовольствия, напряжения человека

Для этого пациент должен озвучивать каждые мысли, которые рождаются в его голове. Эти мысли могут иметь непристойный характер или находиться на грани абсурдности. Для того чтобы достичь высокого результата, необходимо создать правильную связь между врачом и пациентом. Методика переноса подразумевает бессознательное перенесение характерных личностных черт родителей больного на лечащего врача. Таким образом, пациент относится к доктору так же, как относился к близким родственникам в раннем детстве. При этом замещающее лицо получает возможность выявить детские желания, обиды и психологические травмы, полученные во время становления личности.

Важно обратить внимание на то, что психотерапевтическое вмешательство часто сталкивается с феноменом внутреннего сопротивления, исходящего от больного. Оно проявляется в виде отказа осмысления причинно-следственных связей и нарушения процесса создания новой модели поведения. Причиной сопротивления является бессознательный отказ прикасаться к внутренним конфликтам, который сопровождается появлением препятствий на пути к выявлению причины возникновения психических расстройств.

Главной задачей анализа личности, является совершение четырех последовательных действий:

  • толкование;
  • отработка;
  • прояснение;
  • противопоставление.

Далее, совместные усилия пациента и психолога направляются на достижение определенной цели, которая была выявлена в результате проведенного анализа. Методика толкования сновидений подразумевает интерпретацию снов, что являются деформированной формой бессознательных мотивов.

Современная теория психоанализа

Такие представители психоанализа, как Альфред Адлер, Жак Лакан, Карен Хорни и Карл Юнг внесли неоценимый вклад в развитие этого направления психологии. Именно их видоизмененная теория классического психоанализа, позволила создать новые методы выявления скрытых свойств психики человека. На протяжении ста лет, прошедших с появления метода психоанализа, появлялись различные принципы, на основе которых была выстроена многоуровневая система, сочетающая в себе различные подходы к решению внутренних конфликтов.

Благодаря последователям Фрейда, появились целые комплексы психотерапевтической коррекции, которые содержат в себе методы исследования бессознательной части человеческой психики. Одним из таких методов, является высвобождение личности из тех ограничений, что созданы в подсознательной области и препятствуют личностному развитию.

На сегодняшний день методика психоанализа включает три главных ветви, которые являются взаимодополняющими и взаимосвязанными друг с другом:

  1. Прикладная форма психоанализа – используется для выявления и изучения общекультурных факторов, при помощи которых разрешаются определенные социальные вопросы.
  2. Клиническая форма психоанализа – методика терапевтической помощи людям, сталкивающимся с внутренними конфликтами, провоцирующими возникновение нервно-психических патологий.
  3. Психоаналитические идеи – являющиеся своеобразной почвой для возведения методов фактической коррекции.

Человек, прошедший психоанализ и психоаналитическую терапию сможет в корне изменить себя и свою жизнь

Психоанализ имеет высокую степень распространения в различных областях науки. Психоанализ в философии - это своеобразный метод интерпретации устоев и нравов, установленных в социуме. Классическая форма психоанализа стала одной из причин развития сексуальной революции, так как именно в ней концепция сексуального влечения выражена наиболее ярко. Сегодняшняя форма психоанализа основывается на эго-психологии и учениях, связанных с объектными отношениями.

На сегодняшний день применение метода анализа личности пациента помогает справиться, как с невротическими заболеваниями, так и сложными расстройствами психики. Благодаря постоянному совершенствованию этого направления, ученые каждый день выявляют новые способы устранения различных патологий. Огромный вклад в совершенствование этой ветви, внесли последователи Фрейда, учение которых получило название неофрейдизм. Однако, несмотря на высокую распространенность и применение в различных сферах, теория психоанализа часто сталкивается с критикой. По мнению некоторых ученых, данное направление является псевдонаукой и незаслуженно получило столь высокую популярность.

gastroguru © 2017