Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях Гласная после шипящих в суффиксах прилагательных

1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

Буквы ю и я допускаются после этих согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют .

2. После ж, ч, ш, щ под ударением в соответствии с произношением пишетсяо :

· в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, чужой, большой;

· в суффиксах имён существительных и прилагательных: -ок (рожок, петушок ); -онок (медвежонок, мышонок ); -онк-а (книжонка, ручонка );-ов (ежовый, грошовый ); -он- (смешон );

· на конце наречий, например: свежо, горячо, общо (но ещё ).

3. После ж, ч, ш, щ под ударением пишетсяе (ё), хотя произносится о:

· в глагольных окончаниях, например: лжёшь, лжёт и т.д., печёшь, печёт и т.д.;

· в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: затушёвывать, перекочёвывать ;

· в суффиксе отглагольных существительных -ёвк -, например: перекочёвка, размежёвка;

· в суффиксе существительных -ёр , например: дирижёр, стажёр;

· в суффиксе страдательных причастий -ённ- (-ён-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряжённый, напряжён, напряжённость, напряжённо;

· в словах, в корне которых под ударением произносится о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: жёлтый (желтеть), жёсткий (жестковатый), жёлудь (желудей);

· в предложном падеже местоимения что : о чём, на чём .

4. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о , без ударения – е , например: концом – танцем .

В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например: жокей, шоколад .

После ц в окончаниях и суффиксе - ын пишется ы : птицы, огурцы, белолицый, сестрицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и , например: станция, циновка, цинк, медицина .

Двойные согласные

Сочетание одинаковых согласных в слове создает определенную орфографическую трудность для их написания, так как в одних словах они произносятся как один долгий звук (вожжи ), в других – как один недолгий звук (класс ).



1. В корнях исконно русских слов двойные согласные встречаются редко, например: жжет, вожжи, дрожжи, можжевельник, ссора, Россия , одиннадцать .

2. Двойные согласные в корне, как правило, характерны для заимствованных слов: аллея, антенна, аппарат .

3. В первой части сложносокращённых слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грамзапись, групком.

Употребление прописных букв

1. С прописной буквы пишутся:

· имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища, клички животных, мифологические существа и божества, действующие лица художественных произведений, географические и астрономические названия, названия государств, республик, например: Александр Сергеевич Пушкин, Иван Грозный, Пётр Первый (Пётр I),Зевс, Марс, Подмосковье, Памир;

· названия высших правительственных организаций и учреждений, а также наименования высших государственных должностей и почетных званий: Государственная Дума, Президент Российской Федерации;

· буквенные и звуковые аббревиатуры, образованные от имен собственных: МХАТ, ВВЦ.

2. С прописной буквы пишется первое слово:

· в сложных названиях министерств, научных учреждений, высших учебных заведений, в названиях праздников, исторических эпох и событий: Московский педагогический университет, День учителя, Петровская эпоха;

· в притяжательных прилагательных с суффиксами –ов (-ев), -ин, -ск (Иваново детство) , а также в прилагательных с суффиксом –ск, если они входят в состав наименований со значением «имени такого-то»: Нобелевская премия ;

· общепринятые сокращения наименований: Большой театр – Государственный ордена Ленина Большой театр.

3. Со строчной буквы пишутся названия цветов, образованные от имен собственных; частицы, предлоги, входящие в состав имен и фамилий: иван-да-марья, Бодуэн де Куртенэ.

4. Собственные имена, употребляемые в значении нарицательных, пишутся с прописной буквы, если они не утратили признак индивидуальности.

Правописание Н и НН в именах прилагательных

1.Двойное н пишется

· в суффиксах -енн -, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, революционный;

· на стыке основы, оканчивающейся на н , и суффикса н (лунный, законный ).

2. Одно н пишется суффиксах -ан- , (-ян-) (кожаный, дровяной);-ин- (соловьиный, куриный). Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н .

3. С одним н пишутсяприлагательные: багряный, пьяный, румяный, юный, зеленый, ветреный (но безветренный, проветренный).

Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

1.В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется нн (как правило, эти причастия имеют приставки или пояснительные слова), в кратких – н : проверенные работы – работы проверены . В кратких отглагольных прилагательных сохраняется написание нн : ценное изобретение – изобретение ценно.

2. В прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, пишется н, если эти прилагательные не имеют приставки: учёные труды, раненые пограничники, копчёная колбаса, кипячёное молоко, вяленая рыба .

3. С нн пишутся прилагательные глагольного происхождения на -ованный , -еванный (кроме жёваный и кованый ), например: балованный ребенок, корчёванный участок .

4. Два нн пишется в некоторых прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов: данный, деланный, священный, невиданный, негаданный, нежданный, неслыханный.

Правописание местоимений

1. В отрицательных местоимениях под ударением пишется не , без ударения –ни. Частицы не и ни пишутся слитно при отсутствии предлога (никто ), раздельно при наличии предлога, который ставится между частицей и местоимением (ни в ком ).

2. Сочетания не кто иной (другой), как…, не что иное (другое), как имеют значение противопоставления, в силу чего в них пишется (отдельно) отрицательная частица не.

Местоименные сочетанияникто иной не…; ничто иное не… , не связаны с противопоставлением и, как правило, употребляются в предложениях, в которых имеется отрицание. В этих сочетаниях используется частица ни, которая пишется с местоимением слитно, например: никто иной не мог этого сказать ;

3. Суффиксы –то , -либо , -нибудь и приставка кое - в составе неопределенных местоимений пишутся через дефис (что-либо ). При наличии предлога после кое- последняя пишется раздельно: кое с кем.

Правописание глаголов

Глаголы с неударяемыми личными окончаниями распределяются по спряжениям следующим образом:

· все глаголы на -ить , а также 6 глаголов на -еть : вертеть, видеть, зависеть, обидеть, смотреть, терпеть - и 4 глагола на -ать : гнать, держать, дышать, слышать - относятся ко II спряжению, и в них пишутся окончания -ишь , -ит , -им , -ите , -ат (-ят) ;

· все прочие глаголы относятся к I спряжению, и в них пишутся окончания -ешь , -ет , -ем , -ете , -ут (-ют) .

Исключение : глаголы брить и зиждиться - I спряжения (бреешь, бреют; зиждется, зиждутся ).

Приставочные глаголы следуют спряжению бесприставочных глаголов, от которых они образованы, например: выпить, выпьешь (ср. пить, пьёшь ) - I спряжения; выспаться, выспишься (ср. спать, спишь ) - II спряжения.

Глагол хотеть в ед. ч. имеет окончания I спряжения (хочешь, хочет ), а во мн. ч. окончания II спряжения (хотим, хотите, хотят ).

Глагол стелить употребляется только в инфинитиве и прошедшем времени, личные формы образуются от глагола стлать I спряжения.

Правописание наречий

1. Наречия с приставками в -, на -, за- имеют на конце (вправо, наглухо ). Наречия с приставками до-, из -, с - имеют на конце –а (досуха, изредка ).

2. Слитно пишутся наречия:

· образованные соединением предлогов с наречиями, например: доныне, извне, навсегда, послезавтра, донельзя, задаром ;

От таких наречий следует отличать пишущиеся раздельно сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в этих случаях в значении существительных, например: до завтра , на авось , на нет (свести на нет), на ура ;

· образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными, например: вдвое, втрое, вчетверо и т.д., надвое, натрое , но: по двое, по трое.

· образованные соединением предлогов с краткими прилагательными, например: досуха, замертво, издалека, наскоро, понемногу, попусту, потихоньку, сгоряча;

· образованные соединением предлогов с полными прилагательными и местоимениями, например: вкрутую, вплотную, врукопашную, зачастую, напропалую, наудалую, впервые, наверное, вничью, вовсю.

Примечание . Пишутся раздельно наречия этого типа, составленные из предлога в и моему, по-птичьи , по-немецки;прилагательного , начинающегося с гласной, например: в открытую .

3. Через дефис пишутся наречия:

· оканчивающиеся на – ому , -ему , -цки , -ски, –ьи с приставкой по -, например: по-

· оканчивающиеся на –ых , -их с приставками в- , во -, например: во-первых, во-вторых;

· образованные повторением слов или основ слов, например: еле-еле, чуть-чуть ;

· неопределенные наречия с частицами кое- , -то , -либо , -нибудь , например: кое-как, куда-либо, когда-то.

4. Раздельно пишутся:

· сочетания имен существительных с предлогами без (без устали ), до (до упаду ), в (в обмен ), на (на ходу ), за (за полночь ), с (с ходу ), по (по старинке ), под (под шумок ), от (от силы );

· некоторые сочетания переносного, образного значения (в корне не прав, это мне на руку, попасть в тупик ).

Правописание предлогов

1. Пишутся через дефис сложные предлоги из-за, из-под, по-над, по-за ;

2. Пишутся слитно предлоги ввиду (в значении «по причине»), вроде (в значении «подобно»),вместо , вследствие , наподобие , насчёт , сверх .

3. Пишутся в два слова предлоги в виде , в связи , в деле , в отношении , в течение , в заключение , в продолжение , в силу , за счет .

4. Предлоги в течение , в заключение , в продолжение , вследствие имеют на концее;

5. Предлоги невзирая на , несмотря на следует отличать от деепричастия с частицей не (не взирая на, не смотря на )

Правописание союзов

Чтобы отличить союзы тоже , также , чтобы от созвучных сочетаний то же , так же, что бы, нужно руководствоваться следующим:

· если же является частицей, ее можно, как правило, опустить, например: работать так же, как все - работать так, как все ; если этого сделать нельзя, значит, же входит в состав союза (также , тоже ) и пишется слитно;

· если бы – частица, ее можно перенести в другую часть предложения или сочетания, например: что бы он ни сделал - что ни сделал бы он; если этого сделать нельзя, то бы является частью союза (чтобы ) и пишется слитно;

· союзы тоже и также можно заменить другими союзами, например: Студенты этой группы любят физику, я также (тоже) увлекаюсь ею. Студенты этой группы любят физику, и я увлекаюсь ею.

1. Написание е или о после ц в окончаниях и суффиксах определяется ударением: под ударением пишется о, без ударения - е: деревцо - деревце, крыльцо - рыльце, творцом - сердцем, хитрецой - дверцей, окольцованный - окольцевать, танцор - вытанцовывать - танцевать и др.

2. После ц в окончаниях пишется ы в соответствии с произношением: границы, знаменосцы, птицы, куцый, куцым, куцые, а также в словах на цын: сестрицын.

Примечание: В написании фамилий четких разграничений нет: Голицын, Спицын, Станицын, но: Вицин.

Упражнение 11. Образуйте имена существительные:

1. с суффиксом -ок- или -ек-: крюк, борщ, мужик, луг, боровик, овраг, сапог, рог;

2. с суффиксом -опок- или -ёнок-: ёж, бочка, мышь, лягушка, волк, гусь, грач, стриж;

3. с суффиксом -онк- и -еньк-: рука, нога, душа, собака.

Чем объясняется разное написание суффиксов?

Упражнение 12. Образуйте от данных существительных имена прилагательные с суффиксом -ов-, -ев-.

Алыча, баржа, вещь, грош, ерш, каланча, камыш, клещ, ключ, кулич, кумач, межа, плечо, спаржа, сторож, свеча.

Упражнение 13. Напишите имена существительные, данные в упражнении 12, в форме творительного падежа единственного числа.

Упражнение 14. Перепишите, расставляя ударения и вставляя пропущенные буквы. Устно объясните написание каждого слова.

1. Бараш...к - судач...к; борщ...к - горош...к; воротнич...к - звоноч...к; горш...к - пельмеш...к; запаш...к - камеш...к; колыш...к - кореш...к; подсолнуш...к - порош...к; простач...к - замоч...к; хлебуш...к - хомяч...к.

2. Бельч...нок, волч...нок, грач...нок, мальч...нка, мыш...нок, казач...нок.

3. Глянц...вая (бумага); вытанц...вывать (казачка); танц...вать (парами); (группа) комсомольц...в; лисиц...на (нора); (дело) с конц...м.

Упражнение 15. Подберите по 2-3 прилагательных с ударным о и безударным е в суффиксах. Составьте с ними предложения.

Упражнение 16. Составьте с приводимыми словами словосочетания, запишите их по образцу.

Образец: сморчок, волчонок, горячо, смешон, холщовый.

Алычовый, борщовый, душонка, дымочек, жеребеночек, зародышевый, пушок, неуклюже, звоночек, чесучовый, девчонка, ландышевый, малышок, общо, пастушонок, малышовый, кармашек, простачок, грошовый, гребешок, цыпленочек.

Упражнение 17. Вставьте пропущенные буквы и распределите слова в две колонки:, выбор гласных зависит 1) от чередования и 2) от ударения.

Ж...луди, ч...рствый, ш...пот, каланч...й, кирпич...м, неудач...й, ореш...к, лавч...нка, ковш...м, беч...вка, пощ...чина, прич...ска, рубаш...нка, саранч...й, горяч..., жгуч..., свеж..., зеркальц...м, юнц...м, ж...лтый, румянц...м, реш...тка, ж...сткий, уж...м, ремеш...к, финиш...м, реч...нька, реч...нка.

Упражнение 18. Объясните написание о или е после шипящих в следующих словах.

Вечёрка, жонглировать, смешон, исключён, нужен, крыжовник, обжёгший, пижон, схвачен, прожорливый, шорник, обучен, чащоба, мажор, кошёлка, отмечен, поражён, шоковый, чечётка, нежен, шофёрский, вымощен, боржоми, счёты, сморщен, расщёлкать, смущён, расчёсанный, шоколад.

Упражнение 19. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните значение слов.

Ц...ркуль, панц...рь, рец...див, ц...кнуть, ц...анистый, ц...вилизац...я, ц...клоп, ц...рюльник, ц...стерна, ц...почка, ц...трус, ц...ферблат, ц...тата, инц...дент, энциклопедия.

Упражнение 20 (повторительное). Перепишите, вставляя пропущенные буквы и группируя слова по правилам их написания.

Взбеш...нный, душ...нка, (купаться) голыш...м, смеш...н, бич...вать, больш...го, ещ..., пораж...н, кипуч..., ноч...вка, мякиш...м, смущ...нный, взбеш...н, уничтож...н, калач...м, распаш...нка, бесстыж...го, (остаться) неуч...м, суш...ный, старш...го, размеж...вка, плач...м, раскорч...вать, уничтож...нный, меньш...го.

Упражнение 21. Вставляя недостающие орфограммы, выпишите слова в три колонки: гласные е - о после шипящих 1) в корне; 2) в суффиксе; 3) в окончании.

1. Ож...гся на молоке - и на воду дует. 2. Шутил волк с жеребц...ом, да зубы в горсти унес. 3. Щ...голь ходит живот поджав. 4. Плач...м горю не поможешь. 5. Много есть - не велика честь: обж...рой назовут. 6. Хорош...го не купишь деш...во. 7. Хорош садовник, хорош и крыж...вник. 8. Не сердись- печ...онка лопнет. 9. Своя сторона по ш...рстке гладит, чужая - насупротив. 10. Кто деревц... посадит, тот человеку друг. 11. На хороший цветок и пч...лка летит. 12. Бережливый - что стыдливый: чуж...го не возьмет. 13. Хорош... жить в поч...те, да ответ велик. 14. Мысль с сердц...м, а речь с перц...м. 15. Лучше смолоду быть умным, чем под старость мудрец...м. 16. И на ш...ссе бывают ухабы. 17. С умелым бойц...м победа, дружит. 18. Не чванься отц...м, хвались сыном-молодц...м. 19. Лиц...м хорош, да душ...и непригож. 20. Не заслонить солнца рукавиц...и, не убить молодца небылиц...и. 21. Невелик сверч...к, да громко поет. 22. Есть сердц..., да закрыто дверц...й. 23. Русский ни с меч...м, ни с калач...м не шутит. 24. С вином поводишься, нагиш...м находишься. 25. Попался зверек, коль на рыльц... пуш...к.

(Пословицы и поговорки)

Упражнение 22. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов.

Старим...к, откоч...вывать, регуш...р, корч...вка, освеж...нный, чесуч...вый, со стаж...м, цариц...и, гарц...вать, танц...вщица, алыч...вый, внуш...нный, еж...нок, заверш...нный, заколь-ц...ванный, камеш...к, кварц...вый, каланч...вый, пальц...вый, распаш...нка, внуч...к, лавч...нка, молодц...ватый, моч...ный, свинц...вый, тысч...нка, отц...вский, отреш...нность, подворотнич...к, лисиц...н, светлолиц...и, груж...ный, заворож...нный.

Упражнение 23. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Отворив дверь, он [Чичиков] очутился в свету и был пораж...н представшим беспорядком (Г.). 2. Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, все было прочно, неуклюж... в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома (Г.). 3. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельниц... да на корабли (Г.). 4. Упругие глянц...витые листья молодых дубков свежи, как будто их только что обм...кнули в зеленый воск (Леск.). 5. Из чащ...бы на опушку выскочил полинялый заяц, но, сделав прыж...к, тотчас решил пойти на попятную и бросился наутек (Леск.). 6. Толстая бугристая кора, напоминающая ш...ррховатый бок выветренной скалы, местами обвалилась, обн...жив изъеденное к...роедами тело сосны (Тенд.). 7. Только на самой верхушке клоч...к ж...лтой старческой хвои (Тенд.). 8. Миновав дремучие зар...ели, мы перешли вброд реч...нку, на берегу которой заметили следы углеж...га (Фурм.). 9. Вскоре мы увидели домишко с крышей из оц...нкованного железа (Фурм.). 10. Робко... мы постучали в дверь, обитую ц...новкой (Фурм.). 11. Осиновые кусты впереме...ку с одинокими деревьями, брошенными там и сям, кажутся словно золоч...ными. 12. Небо покрыто легкими облаками, подернутыми багряным румянц...м. 13. Тихим ш...потом провожает тебя листва, и падающие звезды чертят небо огненными полосками (Бун.). 14. Вышел из избушки немолодой, но крепкий человек в холщ...вой рубахе, не торопясь пошел к разос...ланной едва ли не на всю длину отмели беч...вке с крепко-накрепко навязанными на ней крюч...чками и стал подтачивать их, протирая каждый промасленной тряпкой (Сер.). 15. Уже совсем стемнело, в ущелье стало холодно, когда, покинув позиц...ю, батал...оны отправились в путь (Эрт.). 16. А в развалинах жили ящериц... (Грош.). 17. Шутил волк с жеребц...м, да зубы в горсти унес (Посл.). 18. Плач...м горю не поможешь (Пог.). 19. Не жди от природы милости, сам садом...к р...сти, сам и выр...сти (Посл.).

ГЛАСНЫЕ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

П р а в и л а.

1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии

с произношением:

а) в окончаниях имен существительных, например: ножом,

мячом, межой, свечой (ср. безударные окончания: пейзажем,

плачем, продажей, дачей);

б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого,

большого (ср. безударные окончания: рыжего, хорошего);

в) в суффиксах имен существительных: -ок (пастушок),

Онок (волчонок), -онк-а (речонка);

г) в суффиксе имен прилагательных -ое- (грошовый, парчо-

д) беглое о в именах существительных (кишок) и прилага-

тельных (смешон);

е) на конце наречий, например: свежо, горячо, общо (но:

2. Пишется е (ё) под ударением, хотя произносится о:

а) в окончаниях глаголов, например: жжёт, печёт;

б) в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: разжёвывать,

выкорчёвывать;

в) в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-а, на-

пример: размежёвка, корчёвка (но: ножовка - от прилагательно-

го ножовый);

г) в суффиксе существительных -ёр, например: стажёр, ре-

д) в суффиксе страдательных причастий -ённ- (орошённый,

орошён), отглагольных прилагательных -ей- (жжёный, копчёный),

а также в производных словах (жжёнка, копчёности);

е) в предложном падеже местоимения что: о чём; в словах

причём, нипочём.

Упражнение 54. Образуйте от данных слов имена существи-

1) с суффиксом -OK: борщ, долг, друг, жук, крюк, луг, мужик,

петух, пятак, рог, сундук, сук;

2) с суффиксом -онок: верблюд, медведь, мышь, пастух;

3) с суффиксом -онк-а: бумага, душа, кляча, книга, нога, одеж-

да, рука, рубаха, собака, старуха.

Упражнение 55. Образуйте от данных существительных имена

прилагательные с суффиксами -ое- или -ев-.

Биржа, вече, вещь, грош, груша, гуж, душ, ёж, ёрш,

камыш, ковш, ключ, кулич, кумач, межа, морж, нож,

парча, плечо, плюш, саржа, сторож, холст.

Упражнение 56. Напишите данные существительные в форме

творительного падежа единственного числа.

Алыча, апаш, баржа, биржа, блиндаж, вожжа, га-

раж, гуж, душа, каланча, камыш, клещ, ковш, левша,



листаж, литраж, лихач, ловкач, малыш, метраж, ми-

раж, монтаж-, паж, паралич, парча, спаржа, сургуч,

типаж, тираж, тоннаж, тягач, уж, ханжа, хвощ, хроно-

метраж, чесуча, чиж, шалаш.

Упражнение 57. Вставьте пропущенные буквы. Объясните раз-

личие в написаниях.

АЛЫЧ...ВКЗ (настойка) - беч...вка, груш...вка - де-

ш...вка, деньж...нки - саж...нки, душ...нка - пш...нка,

ключ...м - прич...м, КНЯЖ...Н - пораж...н, ковш...вый -

деш...вый, луч...м - печ...м, нож...вая (пила) - но-

ж...вая (рана), нож...вка - размеж...вка, нож...н - ж...н,

обж...ры - стаж...ры, плеч...м - нипоч...м, рубаш...н-

ка - туш...нка, смеш...н - лиш...н, собач...нка-печ...н-

ка, стриж...м (птица) - стриж...м, трещ...тка - щ...тка,

этаж...м - стаж...м.

Упражнение 58. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. На утренней заре пастух не гонит уж коров из хле-

ва, и в час полуденный в круж...к их не зовет его рож...к

(П.). 2. Как призрак, юноша идет теперь к заветному

порогу; кинжал из кожаных нож...н уж вынимает по-

немногу (Л.). 3. Марина принесла бутылку рому, лимон,

сахар, и жж...нка запылала (Гонч.). 4. Герасим стал бо-

ком перед дверью, толкнул ее плеч...м и ввалился в дом

со своей нош...и (Т.). 5. Оба верили, что кредит возродит

земледелие и даст толч...к нашей заснувшей промыш-

ленности (С.-Щ.). 6. Выше пояса замочена одеж...нка

лесника (Н.). 7. Всякий труд был для него нипоч...м

(А. Остр.). 8. В полдень дождь перестал, и, что белый

пуш...к, на осеннюю грязь начал падать снеж...к (Ник.).

9. Дядя и Егорушка долго шли по мощ...ным улицам (Ч.).

10. Солдат был одет в красную кумач...вую рубаху (М. Г.).

11. Сквозь обнаж...нные бурые сучья деревьев мирно бе-

леет неподвижное небо (Сераф.). 12. Ветерок, отдував-

ший чесуч...вую штору, пахнул медовыми цветами

(А. Н. Т.). 13. На столе появлялись пш...нники, лапш...в-

ники, щи с наваром (Гладк.). 14. Под управлением дири-

ж...ра нашего оркестра красиво и густо пел ве-

ликолепный хор (Скиталец). 15. Григорий остановился в

одной небольшой деревушке на ноч...вку (Шол.). 16. При

свете часто вспыхивавших молний они увидели два гру-

ж...ных состава (Казак.). 17. Корж плыл саж...нками, гул-

ко хлопая ладонями по воде (Н. Диковский). IS. К утру

крашеный пол блестел, как БОЩ...НЫЙ (Мальц,). 19. На

нем была гимнастерка с отложным воротником, под-

поясанная круч...ным поясом с кисточками (Ант.), 20.

Сеюсь, как из сита, но не порош...к, залезаю в жито,

но не червяч...к (загадка). 21. Бережёного коня зверь не

берет (поел,). 22. Под сосенкой в бору стоит старич.„к,

красненький колпач...к (загадка).

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ Ц

П р а в и л а.

1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишет-

ся 0, без ударения - е. Ср.: концом - танцем, бойцов - комсо-

мольцев, пальтецо - платьице, торцовый - ситцевый, окольцо-

вывать - окольцевать.

"1. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы, а не и,

например; борцы, круглолицый, .сестрицын.

Упражнение 59. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. И на приветливы лисиц...ны слова ворона каркну-

ла во все воронье горло (Кр.). 2. Так деревц... свои листы

меняет с каждою весной (П.). 3. Один из наших собесед-

ников, молодой еще, бледнолиц...и человек, огляды-

вал нас всех с недоумением (Т.). 4. Берега и дно реки

усыпаны кварц...м (Мельн.-Печ.). 5. В куц...м сюртуке с

короткими рукавами Яков суетился, насыпая в чайни-

ки чай (М. Г.). 6. Старые зажившие язвы белели лоснящи-

мися рубц...ватыми пятнами (Купр.). 1. Молодых чаек

удобно колъц...вать в большом количестве и таким об-

разом узнавать воздушные пути перелетных птиц

(Пришв.). Я. Низкое солнце из-под ГЛЯНЦ...БОЙ листвы

пробивалось между корявыми стволами {А. Н. Т,). 9. Она

готовилась впервые танц...вать Золушку (Пауст.). 10. По

стволу, на равном расстоянии друг от друга, до самой

вершины правильными кольц...выми вырезами в два

сантиметра глубиной была снята древесина (Аре.). 11. Мы

стояли, прижимаясь к входу в трубу туннеля, обли-

ц...ванного снаружи плитами дикого камня (Кат.).

12. Батманов не сводил с начальника участка тяжелого,

СБИНЦ...ВОГО взгляда (Аж.).

Упражнение 60 (повторительное). Перепишите, вставляя про-

пущенные буквы в соответствии с правилами написания глас-

ных после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях.

1. Я опустил ц...новку, закутался в шубу и задремал

(77.). 2. Брякнули в бандуры, ц...мбалы - и пошла поте-

ха (Г.). 3. Англичане всюду умеют внести свою ч...пор-

ность (Гонч.). 4. Зашли в кондитерскую, выпили по чаш-

ке ш...колада (С.-Щ.). 5. Она начинает переделывать не-

сколько мою прич...ску и заставляет подойти к зеркалу

(Черн.). 6. Эдварде был отличным наездником, экви-

либристом, гимнастом, ж...нглером, мастером дресси-

ровать уч...ных лошадей (Григ.). 7. Ч...рт знает на что рас-

ходовался ум воспитанника! (Пом.). 8. Писарь, малень-

кий, куц...и человек с красным носиком и в ж...кейс-

ком картузе, входит в толпу (Ч.). 9. У дверей в зал раска-

чивался Лютов в парч...вом кафтане (М. Г.). 10. Все ста-

ли ч...каться с Катериной Андреевной и Ляховым (Ве-

рес.). II. Начались легочные и ц...нготкые заболевания

(7/. Морозов). 12. Довольно грош...вых истин (Маяк.).

13. Около другой фанзочки были нагромождены груды

панц...рей крабов, высохших и покрасневших на солн-

це (Аре.). 14. Наконец лодка С ш...рохом скользнула по

песчаному дну (А. Н. Т.). 15. Жуткий страх мчал их через

тьму и непролазную трущ...бу (Шишк.). 16. Нижние бревна

у мельницы подгнили, и ж...лоб, в который теч...т из

пруда вода на колесо, подгнил и накренился (Телеш.).

17. Она едва ли слышала мой восхищенный ш...пот

(Гладк.). 18. Пош...ссированному полотну для велосипе-

дистов проехал со скоростью двенадцать километров в

час старший ординатор (Фед.). 19. У вузовцев была горя-

чая пора: они сдавали зач...ты (Эренб.). 20. Сережа ярост-

но ш...ркал суконкой и щ...лкал затвором (Фад.). 21. Ста-

рич...к свирепо придирался к нам (Лауст.). 22. В вагон

вошла девушка в белом пуховом платке и ц...гейковом

жакете (Ант.). 23. Всем было ясно, что хлеб подржж...н и

что подж...г - дело рук своих людей (Буб.). 24. Сразу

после сильного толчка над ним развернулся купол па-

раш...та (Саян.). 25. Ш...фёрство у нас, особенно среди

молодежи, стало самой излюбленной профессией (Баб.).

26. Кое-где на снег с легким стуком падали тяж...лые

весенние капли (Полев.). 27. Сколько диких чащ...б, куда

люди еще и не проникали! (Аж.). 28. Кора на деревьях и

кустарниках стала глянц...витой, залоснилась (В. Пол-

торацкий). 29. На катере стояли матросы, здоровые, силь-

ные, вооруженные кинжалами и пистолетами (Пере.).

30. Свинья ж...луди ест, а дуба не примечает (поел.).

Упражнение 61 (повторительное). Перепишите, вставляя, где

нужно, пропущенные буквы. Написание слов иноязычного про-

исхождения проверяйте по словарю.

1.1. Компроме...тировать девушку не в моих правилах

(Л.). 2. В бурном ак...рмпан...менте слышались переливы

волн (Т.). 3. Кроме них, являлись и другие прете...денты

на руку сестрицы (С.-Щ.). 4. Можно найти очень поучи-

тельные преце...денты в крепостной практике (С.-Щ.).

5. Патрон Самгина особенно пр...страстен был к пе...и-

мистической лирике Голенищева-Кутузова (М. Г.).

6. Военные корабли, кончив летнюю к.,.мпанию, стя-

нулись на зимовку в гавань (Нов.-Пр.). 1. Советская ин-

тел...генция - неотьемл...мая часть народа (А. Н. Т.).

8. Время от времени возникали в нашей среде какие-

нибудь неприятности и инци...денты (Телеш.). 9. Непри-

ятель открыл ураганный арти...ерийский огонь и цепя-

ми пошел в наступление (Фурм.). 10. Впереди рысью

пошла кава...ерия (Фурм.). 11. После завтрака всей к...мпа-

нией уехали в дом отдыха (Доброе.). 12. С будущего года

Ольга хотела начать опыты по а...лиматизации новых

сортов яблонь, вишни, крыж...вника (Арам.).

II. 1. В социалистическом обществе нет ант...гонисти-

ческих противоречий. 2. Революция уничтожила при-

ь...л...гированные сословия. 3. На вечере поэзии с боль-

шим успехом выступила молодая поэте...а. 4. Линия, ко-

торая делит угол пополам, называется би...ектри...ой.

5. Дебютан...ка хорошо справилась с трудной ролью

опытной интриган...ки. 6. Население ряда заокеанских

стран возрастало благодаря и...миграции. 7. Заключи-

тельным а...ордом нар...ставшего революционного дви-

жения в 1905 году было декабрьское вооруженное во...-

тание. 8. Солнце высоко уже поднялось над гор...зонтом.

9. Закончились соревнования по настольному те...ису

(пин...-понгу). 10. Вся те...итория завода была а...уратно

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урахчинская основная общеобразовательная школа»

Рыбно-Слободского муниципального района

Республики Татарстан

«Написание О и Е после шипящих

в окончаниях и суффиксах

существительных и прилагательных»

(урок русского языка в 4 классе)

Подготовила и провела

учитель начальных классов Чугунова Любовь Николаевна

2016 год

Тема: Написание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

Цель: формирование правописания о, е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

Задачи: - выявить степень усвоения учащимися знаний о частях речи (существительные, прилагательные), морфем слова;

Создавать условия для развития навыков правильного написания букв О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных у младших школьников.

Развивать связную речь, творческое мышление, умение сопоставлять, анализировать и обобщать.

Тип урока : урок изучения нового материала.

УУД: предметные : применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

Личностные : освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

Метапредметные

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, карточки, таблицы).

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Планируемые результаты : обучающийся научится объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

Основные понятия: написание о, е после шипящих, имя существительное, имя прилагательное, суффикс, окончание

Ресурсы : Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник 1 ч.;

Байкова Т.А. Русский язык. 4класс: Тетрадь для самостоятельных работ №1; карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, таблицы с выводами и алгоритмом работы над написанием О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, план урока, презентация.

Формы работы : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Ход урока:

I . Организационный момент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

Начнем урок русского языка.

Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради, проверьте свою посадку, запишите число 12 декабря, классная работа.

Исследование языкового материала .

У: ребята. Обратите внимание на доску. На доске написаны словосочетания. Почему после шипящих поставлены разные гласные в следующих словах?

В дремуч е м лесу вышитый платоч е к

сторож е вой катер пушистый снеж о к

в больш о м доме теплым луч о м

еж о вые рукавицы огромной чаш е й

Вы можете воспользоваться подсказкой. (разобрать слова по составу)

Учитель: Запишите в тетрадь слова с орфограммами после шипящих, выделите морфему. (Гриша работает на листочке)

В какой морфеме встречаются орфограммы правописания гласных после шипящих? Одинаково ли они пишутся?

Предполагаемый ответ : гласные суффиксе, окончании и пишутся по-разному.

У: о чем будем говорить на уроке?

ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА

Правописание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

(Тему урока на доску)

ПОСТАНОВКА целей урока учениками с помощью приёма домысливания

(продолжить предложения) :

1. Познакомимся ………..

2. Закрепим правописание …………

3. Проверим свои ………….

II . Актуализация знаний учащихся о правописании О и Е после шипящих в суффиксах существительных

У: Сейчас мы проведём ФИНК - РАЙТ – РАУНД РОБИН

Ваша задача подумать. Вставить нужные буквы на листочках. Потом по очереди зачитать свой ответ с листочка. (работаем в группах)

Д: вставляют нужные буквы

У: Ребята , возникли трудности при написании слов.

Д: да

У: какие трудности?

Д: написание букв о-е после шипящих

Что же получается? Проблемная ситуация

Д: Возникает проблема: какую букву надо написать после шипящих в суффиксе О или Ё.

У: как же решить проблему? Посмотрим в какой части слова находится данная орфограмма?

Для этого необходимо узнать, от основы какого слова образованы данные слова.

Д: Слово бочок образовано от основы слова бок при помощи суффикса -ок. Значит эта орфограмма находится в суффиксе.

Запись в тетради столбиком слов: бок-, баран-, т.д.

Чтение плаката Летучей Мыши на с 135

В СУФФИКСАХ существительных под ударением пишется О, без ударения - Е, если эти существительные образованы от других существительных:

мужич о к – (от мужик);/

скворчонок – (скворец);/

овражек – (от овраг);/

У: Расставляем ударения в словах на листочках. Проверяем, правильно ли вставили пропущенные буквы после шипящих, используя правило. Записываем данные слова. Какое чередование видим? (к/ч, н/ш, т.д.)

III . Упражнения на закрепления написания О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных

    Упражнение 103, с 103

У: Прочитайте стихотворные строки.

Д: Нарезал горький луч(ё\о)к старич(ё\о)к

Поужинал им и залёг боч (ё\о)к.

У: Выпиши слова с суффиксом -ок- столбиком. Рядом с каждым из этих слов запиши слова, от основы которых они образованы. Покажи видимое на письме чередование согласных [к ] \ [ ч ].

Д: лу ч ок – лу к

стари ч ок- стари к

бо ч ок – бо к

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Наклонились вправо, влево

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

IV . МИКС ПЭА ШЭА (РЕЛЛИ РОБИН)

У: Что такое существительное?

Д: Имя существительное это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется под ударением?

Д: в суффиксах существительного под ударением пишется О.

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется в безударном положении?

Д: В безударном положении в суффиксах существительного пишется буква Е

У: Что такое имя прилагательное?

Д: Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?

У: А какие буквы пишутся в суффиксах прилагательных после шипящих?

V . Формирование знаний учащихся правописания О и Е после шипящих в суффиксах прилагательных

Правило летучей мыши стр.136.

У пражнение 105, с 137

А) У: Прочитайте задание про себя. Стол №… Участник №… , скажите, что нужно делать.

Д: От основ существительных нужно образовать прилагательные с помощью суффикса -ов- или -ев- и записать их. В получившихся словах нужно поставить ударение и выделить суффикс.

(взаимопроверка)

У: У вас на столах есть карточки со словами. У меня тоже есть карточки со словами. Я поднимаю карточку, а вы составляете словосочетание, выбрав из списка подходящие по смыслу существительные и поставив их в нужную форму.

1 группа слова прилагательные: ключ…, камыш…, морж…, ёж… .

2 группа слова существительные: вода, заросли, ус, семейка.

У: Составьте два предложения, в которых будут использованы все четыре словосочетания.

Д: например: Ежовая семейка пошла за ключевой водой. Вдруг из камышовых зарослей появился моржовый ус.

VI . Формирование знаний учащихся правописания О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных

Правило летучей мыши, стр.137

Выполнение упражнения 106, стр.137

VII . Итог урока Рефлексия. ( Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Наш урок подошёл к концу.

Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием.

Возьмите тот смайлик, который скажет о вашем настроении на уроке.

    Какую цель мы перед собой сегодня ставили в начале урока?

    Приложение

    В дремуч е м лесу вышитый платоч е к

    сторож е вой катер пушистый снеж о к

    в больш о м доме теплым луч о м

    еж о вые рукавицы огромной чаш е й

    Боч..к, бараш..к, снеж..к, барсуч..нок, веноч..к, платоч..ек, пастуш..к.

    ключ…

    камыш…

    морж…

    ёж…

    вода

    заросли

    ус

    семейка

  1. о , в соответствии с произношением:

    а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, кишмишом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вирáжем – в фотографии, пейзáжем, престúжем, типáжем, тоннáжем, хронометрáжем; плáчем; апáшем, плю́шем; óвощем; дáчей, нóшей, пúщей );

    б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужóго, большóго (ср. безударные окончания: ры́жего, хорóшего );

    в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок ), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок ), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка );

    г) в суффиксах имен прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый ), -он (с беглым о : смешон );

    д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо .

  2. После шипящих п о д у д а р е н и е м пишется е(ё) , хотя произносится о :

    а) в окончаниях глаголов, например: лжёт, течёт ;

    б) в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать ;

    в) в суффиксе -ёвк- отглагольных существительных, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка – от прилагательного ножовый );

    г) в суффиксе -ёр- существительных, например: стажёр, ретушёр ;

    д) в суффиксе -ённ-(-ён-) страдательных причастий, например: сражённый, орошённый, прекращённый; сражён, орошён, прекращён; в суффиксе -ён- отглагольных прилагательных, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость ;

    е) в предложном падеже местоимения что : о чём, на чём; в словах причём , нипочём .

§ 36. Гласные после ц

  1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о , без ударения – е . Например: концóм – пáльцем, купцóв – торгóвцев, пальтецó – плáтьице, берцóвый – сúтцевый, окольцóвывать – окольцевáть .
  2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в отличие от написания в корнях,
gastroguru © 2017