Почему важно изучать историю средних веков. Что и как изучает история Средних веков? Средневековье: предмет изучения

Средневековья Средневековье. Но уже много лет историки на могут выработать единый взгляд на проблему того, когда начинаются и заканчиваются Средние века.

Большинство авторов сходятся на том, что история европейского Средневековья начинается с распадом Римской Империи в V веке н.э. Однако и этот взгляд на проблемы нельзя считать универсальным. Политические и экономические изменения в Римской Империи стали происходить задолго до ее распада. Фактически экономическая история Средних веков началась раньше политической. К тому же, остается дискуссионным вопрос начала периода Средневековья вне Европы, например, в Китае.

Ряд исследователей считают Средневековье только европейским феноменом, исключая из него страны Азии.

Обозначить конец Средневековья еще сложнее. В марксистской историографии было принято мнение, что началом Нового времени можно считать революцию в Англии 1640 года, сопровождавшуюся свержением короля и приходом к власти Кромвеля. В то же время, ученые Европы и США предлагают другие даты - начало Великих географических открытий или начало религиозных войн в Европе, связанных с появлением протестантизма. В итоге все три точки зрения сосуществуют в работах различных авторов.

Специалисты по истории ментальности подчеркивают, что нельзя провести четкую границу конца Средневековья, так как преставления этого времени были сильны даже в людях XVIII века.

Основные разделы истории Средних веков

В XIX веке, во времена становления современной , исследователей интересовала прежде всего политическая история Средних веков - возникновение и исчезновение государств, их конфликты между собой, наиболее заметные политические деятели. Позднее спектр интересов исследователей расширился. На рубеже XIX-XX веков стало появляться все больше трудов по религиозной истории этого периода, которая была тесно связана с политической - например, папа в Средние века был одним из крупнейших землевладельцев и управлял своим государством.

Историки-марксисты стали уделять основное внимание экономической истории Средневековья, считая, что именно с эволюцией производства возникали изменения в общественных отношениях.

В то время, в двадцатые годы XX века появились историки, например, Марк Блок, которые начали комплексно изучать ментальность средневекового

Среди дисциплин, знакомство с которыми начинается еще в средней школе, следует назвать историю, которая позволяет школьникам понять, как жили люди прошлых эпох, какие события происходили столетия назад, к каким последствиям они привели. Рассмотрим, что изучает история, зачем нам знать о давно минувших событиях.

Описание дисциплины

Историческая наука позволяет узнать о прошлых эпохах, конкретных событиях, монархах, изобретениях. Однако такое понимание того, что изучает история, было бы упрощенным. Эта дисциплина работает не только с фактами, но и дает возможность выявить закономерности развития жизни, обозначить периоды, проанализировать ошибки прошлого, чтобы стараться их не повторять. В целом наука «история мира» постигает процесс развития человеческого общества.

Данная область знаний относится к числу гуманитарных. Являясь одной из самых древних наук (ее основоположником считается Геродот), она продолжает активно развиваться.

Предмет изучения

Что изучает история? Прежде всего, основным предметом этой науки является прошлое, то есть та совокупность событий, которая происходила в определенном государстве, обществе в целом. Эта дисциплина исследует войны, реформы, восстания и мятежи, взаимоотношения между разными государствами, деятельность исторических личностей. Чтобы лучше понять, что изучает история, составим таблицу.

Историческая периодизация

Что изучается

Первобытная

Особенности внешнего вида и жизни древнейших и древних охотников и собирателей, зарождение общественных отношений, появление искусства, устройство древнего общества, зарождение ремесел, специфика жизни общины

Древнего мира, Античность

Особенности первых государств, специфика внешней и внутренней политики первых монархов, социальные структуры древнейших обществ, первые законы и их значение, ведение хозяйственной деятельности

Средние века

Специфика ранних европейских королевств, отношение государственности и церкви, выделяемые в обществе классы и особенности жизни каждого из них, реформы, специфика внешней политики, рыцарство, набеги викингов, рыцарские ордены, крестовые походы, инквизиция, Столетняя война

Новое время

Технические открытия, развитие мирового хозяйства, колонизация, образование и многообразие политических партий, буржуазные революции, промышленные перевороты

Новейшая

Вторая мировая война, отношения России и мирового сообщества, особенности жизни, война в Афганистане, Чеченская кампания, переворот в Испании

Из таблицы видно, что в изучении исторической науки находится огромное число фактов, тенденций, особенностей, событий. Эта дисциплина помогает людям осознать прошлое своей страны или мирового сообщества в целом, не забыть эти бесценные знания, а сохранить их, проанализировать, осознать.

Эволюция термина

Слово «история» не всегда употреблялось в современном нам значении.

  • Изначально это слово с греческого языка переводилось как «узнавание», «расследование». Поэтому термин означал способ выявления определенного факта или события.
  • Во времена античного Рима слово стало использоваться в значении «пересказ событий минувшего».
  • В эпоху Возрождения под термином стало пониматься обобщенное значение - не только установление истины, но и письменное ее фиксирование. Это понимание вобрало в себя первое и второе.

Лишь в 17-м столетии историческая наука стала самостоятельной отраслью знаний и приобрела известное нам значение.

Позиция Ключевского

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский очень интересно высказался о предмете исторической науки, подчеркивая двоякую природу термина:

  • Это сам процесс движения вперед.
  • Изучение этого процесса.

Таким образом, все, что происходит в мире, является его историей. Наука при этом постигает особенности исторического процесса, то есть события, условия, результаты.

О роли этой науки Ключевский высказался очень кратко, но емко: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Вспомогательные дисциплины

История является многоотраслевой, сложной наукой, которой приходится иметь дело с большим числом фактов и событий. Именно поэтому и появился целый ряд вспомогательных дисциплин, информация о которых представлена в таблице.

Каждая из этих вспомогательных дисциплин очень важна для постижения исторического процесса в целом.

Отрасли

Развитие человека и общества - процесс сложный, многогранный, включающий в себя деятельность отдельных личностей, развитие социальной и культурно-бытовой сфер, внутреннюю и внешнюю политику государств.

В силу этого в самой науке принято выделять ряд основных направлений истории:

  • Военная.
  • Государственная.
  • Политическая.
  • История религии.
  • Права.
  • Экономическая.
  • Социальная.

Все эти направления в своей совокупности и представляют собой историю. Однако в рамках школьного курса изучаются лишь самые общие сведения из дисциплины, в учебниках по истории используется другое подразделение:

  • История Древнего мира.
  • Средневековая.
  • Новая.
  • Новейшая.

Отдельно выделяется мировая и отечественная история. Также в школьный курс включается и краеведение, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями развития родного края.

Основные методы

Прежде чем разбираться в вопросе, зачем изучать историю, следует рассмотреть ту совокупность методов, которую использует эта увлекательная наука:

  • Хронологический - изучение науки по периодам и датам. Например, изучая новую историю, очень важно понимать хронологию Великих географических открытий.
  • Синхронический - попытка выявить связь между процессами и явлениями.
  • Историко-генетический - проведение анализа исторического события, определение его причин, значения, связь с другими событиями. Например, Бостонское чаепитие и Первый Континентальный конгресс повлекли за собой Войну за независимость США.
  • Сравнительно-исторический - сравнение данного явления с другими. К примеру, сравнение особенностей периода Возрождения в различных европейских странах при изучении истории мира.
  • Статистический - сбор конкретных числовых данных для анализа. История - наука точная, поэтому такие сведения необходимы: какое число жертв унесло то или иное восстание, столкновение, война.
  • Историко-типологический - распределение событий и явлений на основе общности. Например, особенности промышленного переворота в новой истории у различных государств.

Все эти методы используются учеными для постижения особенностей и закономерностей пути развития общества.

Роль

Рассмотрим, зачем нужно изучать историю. Эта наука позволяет понять закономерности исторического развития человечества и общества, на основании этих сведений становится возможным понимать то, что нас ожидает в будущем.

Исторический путь сложен и противоречив, даже самые умные и дальновидные личности делали ошибки, которые приводили к ужасающим последствиям: мятежам, гражданским войнам, гибели сотен тысяч простых людей, переворотам. Мы сможем избежать этих ошибок только в том случае, если будем знать о них.

Без знания мировой и родной истории невозможно быть образованным грамотным человеком, патриотом, понимать свое место в мире. Именно поэтому с детских лет надо изучать эту увлекательную науку.

Как постигать науку

Чтобы понимать особенности развития общества, следует выбрать хороший учебник по истории и рабочую тетрадь. В средней школе для работы необходимы и контурные карты, заполнение которых позволяет визуально представить особенности протекания того или иного процесса.

Дополнительным плюсом станет чтение литературы по предмету, за счет которого можно существенно расширить свои знания и познакомиться с интересными фактами.

Трудности

Рассмотрев, что изучает история, разберемся в вопросе, с какими трудностями приходится сталкиваться при постижении этой гуманитарной дисциплины:

  • Многие события исторического пути имеют противоречивую и нередко субъективную оценку исследователей.
  • Новая история подвергается переосмыслению, поэтому те знания, которые всю жизнь преподносили на своих уроках педагоги «старой школы», оказались неактуальными.
  • При изучении древних периодов очень многие факты носят характер гипотез, пусть и подкрепленных доказательствами.
  • Наука стремится к точности, что не всегда возможно.
  • Необходимость держать в голове огромное количество дат, имен, реформ.

Именно поэтому знакомство с наукой истории нередко не вызывает у современных школьников энтузиазма. Чаще всего они просто не понимают огромного значения этой дисциплины, не видят в ней интереса, воспринимая предмет как скучный и требующий заучивания большого объема информации.

От педагога требуется донести до своих учеников роль этой увлекательной науки, помочь школьникам осознать ее ценность. Только в этом случае работа на уроках станет полезной и продуктивной.

Урок № 1. Введение. Что такое история Средних веков?

Цели урока по линиям развития личности.

1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях .

Сформировать представление об эпохе Средневековья как об одном из этапов развития человеческой цивилизации, связывая различные исторические факты, понятия в целостную картину мира.

3 ЛР. Историческое мышление .

Выявить варианты причин и следствий перехода человеческой цивилизации от Древности к Средневековью.

4–5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение .

Создать условия для осознания обучающимися роли Средневековья в историческом процессе.

Обязательный минимум содержания :

Цивилизация как ступень развития и как общность людей. V –XV вв. Средние века.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I . Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Придумайте, пожалуйста, словосочетания с определением «средний». 2

Какое значение часто вкладывается в это слово?

Посмотрите на название учебника, которым мы начинаем учебный год. Как он называется?

Прочитайте текст, с. 6, 1–2-й абзацы.

Сравни главные мысли абзацев, в чём главное противоречие? 1 2

Странное название, не правда ли?

Какая оценка Средних веков (положительная или отрицательная) содержится в первом абзаце (докажите, опираясь на текст)?

Исходя из этого, изучение Средних веков имеет смысл?

На доске фиксируем:

Средние века надо изучать.

Средние века – важное время.

Исходя из второго абзаца, какая оценка (положительная или отрицательная) даётся тому, что называют средним?

Исходя из этого, Средние века нужный или малоинтересный период?

Фиксируем на доске:

Средние – малоинтересный. Название «средний» – малозначительный.

Сравните два утверждения – в чём они противоречат друг другу?

Посовещайтесь в парах и предложите формулировки проблемного вопроса, который у нас возникает в начале изучения данного курса . 1 2

а) «Зачем изучать Средние века?» Нужно ли изучать Средние века»?

Это ожидаемое, если мы написали на доске: «надо» и «малоинтересно» .

б) «За что Средние века так назвали – средние?»

Ожидаем, только если мы написали такое противоречие: «Ср. века – значительны»; «Название «средние» – малозначительный». 2 4

Представьте, что про наше время потомки будут говорить: «Средние века!» – согласимся ли мы с такой формулировкой?

Как вы думаете, а люди того времени были бы согласны с определением «средние»?

Какой возникает вопрос?

Какую проблему урока мы будем с вами решать? 1

На доске фиксируем тему урока и проблему урока.

Учащиеся придумывают словосочетания .

Это слово означает промежуточный, посредственный.

Учебник называется «история Средних веков».

Ученик читает вслух текст.

Положительная (жизнь и труд 40 поколений, «великие памятники»). 2

Да.

Отрицательная – посредственные, неинтересны.

Малоинтересный.

Изучать надо, это жизнь стольких поколений, но название говорит, что это малоинтересно, незначительно.

Ученики совещаются 30 с. Слушаем разные варианты разных пар.

Мы не согласимся с формулировкой, так как в наше время происходит много интересного. 2

Нет.

Зачем изучать эпоху Средневековья? Что она принесла в современный мир?

Учащиеся вписывают тему урока и проблему в рабочую тетрадь, с. 4.

Регулятивные УУД

    Определять цель, проблемув учебной деятельности.

    Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

3 . Планировать деятельность в учебной ситуации.

4 . Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, карта).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны.

II. Версии.

Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? 2

Под учебной проблемой записываем ключевые слова, выделенные самими авторами версий:

1) это переходное время;

2) понять, что заставило отнести эти века к средним, не выдающимся временам;

3) Средние века – мрачные времена, ничем не отличились?

Так ли это? 4 3

Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная). 2 3

III . Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что мы знаем из истории Древнего мира. Откройте схему в рабочей тетради на с. 4, задание 1. Впишите в схему ключевые слова:

расслоение, первобытное общество, государство, города, письменность, цивилизация.

1 2 3 4 6

По итогам выполнения задания предлагаем провести алгоритм самооценки 4 . ТОУУ

Обсудите в парах, в каком значении слово «цивилизация» используется в данной схеме, дорисуйте схему так, чтобы было использовано и второе значение. Обратитесь к словарю на с. 287 учебника. 1 2

Учащиеся выполняют задание .

По итогам выполнения заслушиваем 1–2 пары учащихся .

IV. Планирование деятельности.

Прежде чем делать поспешные выводы, давайте попробуем разобраться, а что же вообще скрывается за словами «Эпоха Средневековья». Какие у вас будут гипотезы по решению проблемы?

Откройте учебник на с. 3. Попробуйте определить, что нового мы можем узнать о движении человечества от прошлого к настоящему?

С какими средневековыми сюжетами вы уже встречались в своей жизни, какие фильмы видели, читали книги, играли в компьютерные игры?

Предлагают свои версии.

V . Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Сравните карты на форзацах учебника. Найдите черты сходства и отличия.

Можно ли сказать, что в Средние века ничего не происходило?1 2

На доске рисуем ленту времени.

Учитель, обращая внимание на ленту времени и схему учебника на с. 10–11, выясняет временные рамки Средних веков . 6

Какое событие считается концом Древнего мира?

Могло ли разрушение Рима варварами повлиять на появление названия «Средние века»?

Дети рассматривают форзацы, в парах готовят ответы на вопросы. Выполнение задания ведётся коллективно. 1 2

Разница в картах большая, Средние века изменили политическую карту мира. Вывод: Средние века полны событий.

События V века считаются финалом истории Древнего мира. Падение Рима, гибель великой римской цивилизации привели к тому, что жизнь в Европе стала менее значительной. События привели к упадку. 2

VI . Выражение решения проблемы.

Итак, какой общий ответ на главный вопрос урока вы можете дать? 4

Разрушение варварами Рима привело к значительным трудностям, людям казалось, что пришли мрачные времена. Но Средние века – следующая ступень мировой цивилизации, в это время возникают новые государства, меняется политическая карта мира, главными становятся христианские ценности. Вывод: Средние века нельзя назвать мрачными и серыми, они насыщены событиями.4

VII . Домашнее задание.

Рассмотрим иллюстрации на с. 12–26. О чём говорят эти иллюстрации? 2

О новом мире варваров. Прочитайте. Ещё раз обращаю ваше внимание на с. 7 учебника, рассмотрите и повторите условные обозначения, знаки-символы, они вам уже известны из истории 5-го класса. 1

© ООО «Баласс», 2013 7

Вопросы и задания.

1. Для чего следует изучать историю Средних веков?

Средневековье изучено лучше истории Древнего мира, но оно по-прежнему хранит множество тайн и загадок. Изучать историю Средних веков надо потому, что в период Средневековья жизнь людей развивалась, изменялась и усложнялась. Изучение истории дает понимание исторических процессов, происходящих в обществе, способствует изучению культуры и общественного устройства. Изучая прошлое, люди строят свое будущее, руководствуясь богатым опытом поколений, жившим в данную историческую эпоху. Знание истории, в частности ошибок, помогает избежать их будущим поколениям.

2. Как ученые объясняют, когда началось и когда закончилось Средневековье? На какие периоды можно поделить Средние века?

По мнению ученых, Средневековье началось в 5 веке и закончилось примерно в 15-16 веке. Эти даты условны, т.к. переход от одного исторического периода к другому у разных народов проходил по-разному, не одновременно.

Средневековье можно разделить на три главных временных периода (этапа):

1. Раннее Средневековье - с конца 5 века до середины 11 века. Этап охватывает период от падения Западной Римской империи до складывания основных характерных черт эпохи.

2. Зрелое средневековье- с середины 11 века до конца 14 века, характеризующее формированием средневековых монархических государств.

3. Позднее Средневековье - с конца 14 века до 15 века, характеризующее формированием новых общественных отношений.

3. Познакомьтесь с оглавлением учебника. Какую периодизацию истории Средневековья использовали авторы учебника? Обратите внимание на различные страны и народы, историю которых вам предстоит изучить.

Авторы учебника использовали такую периодизацию: Средневековый мир в 5-11 веках и Средневековый мир в 11-14 веках. Нам предстоит изучить историю древних германцев, варварских королевств, историю Западной Европы, Византии, исламских стран, европейских государств, стран Азии, Африки, Америки в эпоху Средневековья.

4*. Почему, изучая историю Средневековья, нельзя обойтись рассмотрением лишь некоторых стран, а надо представить прошлое человечества в целом?

Изучая историю Средневековья, нельзя обойтись рассмотрением лишь некоторых стран, а надо представить прошлое человечества в целом потому, что только так можно получить наиболее целостную картину развития мира в ту эпоху. Все страны развивались по-разному и внесли свой вклад в общее развитии истории и построение средневекового мира, в формирование общественных отношений. Помимо этого, развитие любой страны, любой территории, континента определяется взаимодействием не только внутренних, но и внешних факторов.

История Средних веков – это вторая часть всемирной истории, которая следует за историей древнего мира, и охватывает период с конца античности до момента начала Нового времени. Так как период Средневековья в разных странах начинался и заканчивался в разное время, мы не можем установить четкие временные его границы.

Для большинства Европейских стран начало Средневековья следует сразу после падения Западной Римской империи в V веке, а конец связан с началом Английской буржуазной революции в XVII веке. История Средних веков состоит из трех частей: история Раннего, Среднего и Позднего Средневековья.

Предмет изучения истории Средних веков

Предметом изучения истории Средних веков являются особенности и закономерности развития общества в данный период. Это и становление феодальных отношений в Европе, и политическое и социальное развитие государств, и культурное развитие человечества. Изучение истории Средних веков является очень важным для современного человека, ведь не смотря на то, что нас со Средневековьем разделяет целое тысячелетие, следует знать, какое влияние этот период оказал на становление современного общества. Это период зарождения множества современных национальных культур и характеров.

История Средних веков рассказывает нам про героические войны, диктаторское влияние церкви на жизнь общественности, феодальный строй государств, первых путешественников – открывателей и несравненную самобытную культуру. История Средневековья дает нам возможность наблюдать за жизнью обычного человека, как части общества данной исторической эпохи.

Что дало человечеству Средневековье?

До наших времен сохранилось множество произведений искусства, письменных документов, монет, орудия труда этого периода. В некоторых Европейских городах сохранились средневековые дома и площади. А благодаря существованию таких знаменитых соборов, как Нотр-Дам де Пари во Франции, Винчестерскому собору в Англии, мы имеем возможность на наглядном примере буквально считывать Средневековье с их удивительных витражей и замысловатых архитектурных форм.

Благодаря изучению истории мы узнаем о тех тяжелейших испытаниях, которые выпали на судьбу современников этого периода. Это и ужасающая церковная инквизиция, пучина черной чумы, непрекращающиеся войны и противостояния, голод и стихийные бедствия (Осень Средневековья). Люди в прямом смысле героически боролись за свое существование.

Средневековье подарило миру ряд научных открытий, завораживающие своей эстетической насыщенностью предметы искусства. В эту эпоху творили Леонардо да Винчи, Ботичелли, Пуссен. Потрясали мир своими научными открытиями Никола Коперник и Галилео Галилей, которые чуть не поплатились жизнью за свои идеи. Влияние церкви направило философию и искусство Средневековья в состояние непрерывного поиска божественного проявления в окружающих вещах. Одним из важнейших элементов искусства была живопись, в своих полотнах художники отображали все идеологические принципы того времени.

Изучение истории Средневековья является неотъемлемой частью образовательного процесса, ведь без этого мы не сможем иметь полноценное представление о возникновении последующих исторических периодов: Нового и Новейшего времени. Средневековье стало своеобразным катализатором в истории общественного развития. Это время, когда человеческая жизнь не имела абсолютно никакой ценности, она погибала под гнетом церкви и феодалов, но все - таки в будущем смогла воскреснуть и преобразится с наступлением эпохи Ренессанса.

gastroguru © 2017