Мое представление об интеллигентном человеке. Интеллигентные люди. Характеристика и тренды современной интеллигенции

Интеллигентный человек

История слова интеллигенция хорошо известна с момента его заимствования из польского в 1862 году. Пореформенные русские журналы ухватились за слово, обозначавшее «мыслящий класс» своего времени, и в зависимости от классовой позиции то восхваляли, то всячески порицали «интеллигенцию». С одной стороны, это «люди критической мысли, люди интеллигенции» (П. Л. Лавров), с другой - «ничтожество людей, так называемых интеллигентных» (цензор А. В. Никитенко). Эти грани были важны в середине XIX века.

Исходный корень - латинское слово intellectus (разум, ум). Разум в отличие от чувства и духа. Интеллектуал , сказали бы мы сегодня об этом значении слова. Оно и воспринималось таким еще в конце прошлого века. Поэт Валерий Брюсов в 1899 году считает необходимым переводить новое слово известным ему французским: «общество интеллигентов (intellectuels ), которого не выношу». Историк В. О. Ключевский в 1897 году пишет:

Это слово недавно вошло у нас в употребление и держится пока только в газетном жаргоне. Оно некрасиво, хотя имеет классическое происхождение. Некрасиво потому, что неточно, значит не то, что хочет обозначать. Оно означает собственно человека разумеющего, понимающего, а им обыкновенно называют человека, обладающего научно-литературным образованием. Как видите, это понятия различные, хотя и не противоположные.

Профессору, знающему латынь, новое значение слова кажется диким: почему образованный , если сам корень указывает на значение понимающий ? Чужое слово, став термином русской общественной жизни, на страницах журналов не сразу приспосабливается к русской речи.

Над ним потешаются, намеренно понижая его смысл. Для Гончарова признак интеллигенции - писание стихов, для Салтыкова-Щедрина - безделье на общем фоне досуга, для модного писателя Боборыкина - умственность, особенно у дам.

Поначалу ясно только одно: интеллигенция противопоставлена простолюдинам. «А интеллигент, - разъясняет Шелгунов, - не всякий, кто думает. Надо знать, что думать, надо уметь думать». Знакомый мотив - знать и уметь! Слова, сказанные в 1875 году, выражают мнение прогрессивных людей России, которым представляется, что основной признак интеллигента - духовные искания, стремление к общественным идеалам, к делу.

В мемуарной литературе мы найдем множество указаний на то, как воспринимали интеллигента в отличие от «культурных людей» из аристократического салона. Мы говорили про кого-нибудь: «Это типичный интеллигент, он не бреется каждый день, ест с ножа и дамам не целует руки…» Или: «Это не настоящая дама, это интеллигентка, она называет свою фамилию, когда ей представляют мужчин».

Но такие, чисто внешние характеристики мало тревожили власть имущих, они понимали, что «в интеллигентных кружках шла умственная работа обличительная и даже раздраженная против порядка вещей» (из досье жандармского управления). Не заметить это - значило открыть дорогу революционным силам. И вот в начале 80-х годов «Новое время» - газета реакционная, охранительная - по прямому наущению правительства неожиданно взорвалась статьей, направленной против интеллигенции.

«Печать всполошилась, - писал Шелгунов, - и начались обсуждения, кого и что считать интеллигенцией, какая интеллигенция настоящая и какая ненастоящая. С тех пор этот вопрос так и не сходил со сцены и составлял центральную точку всего умственного движения восьмидесятых годов». Не только 80-х, но и дальше - вплоть до XX века.

В общественных столкновениях мужала и крепла та нравственная сила, пока не определяемая точным термином, которую уже ощущали сторожевые псы самодержавия. «Интеллигентностью была не наука, не знание, а какое-то высшее, всеразрешающее начало или источник, в котором сосредоточивалось все высшее и самое правильное разрешение всех неясностей жизни», - писал тогда же Н. В. Шелгунов.

Реакционеры требовали, а министр внутренних дел готов был исключить из употребления выражение русская интеллигенция . Важное уточнение: русская . Совсем не тот смысл, что в прежнем собирательном имени интеллигенция , новое выражение несет с собою социальный заряд большой силы. Исподволь созревало понятие об интеллигенте - русское слово и понятие русское. «Не всякий работник умственного труда, - правильно отметил К. Чуковский, - а только такой, быт и убеждения которого были окрашены идеей служения народу», - интеллигент. В словари других языков слово интеллигент в таком значении вошло как русское слово.

Слово постоянно изменяло не смысл свой - основное значение, а те неуловимые за давностью прошедших лет социальные и нравственные оттенки, которые единственно и составляли термин быстротекущей политической жизни - тогда, в горячке боя. Мы видим: сначала интеллигенция - всякое образованное общество, затем - средний, независимый от сословных границ класс, еще позже - культурная прослойка в обществе. И вся эта масса людей, сосредоточиваясь на одном общем деле, постепенно становилась воплощенной совестью своего времени, носителем высоких идеалов, обязательно связанных со служением своему народу. Чтобы уточнить понятие в таком именно смысле, поначалу использовали добавочные определения: передовая интеллигенция , пролетарская интеллигенция , рабочая интеллигенция .

Двойственный характер дореволюционной русской интеллигенции отразился и в появлении новых слов, производных, вторичных. Интеллигентный в смысле культурный появилось около 1870 года, а интеллигентский - принадлежащий интеллигенции - чуть позже, примерно в 1880 году. Выбор прилагательных оказался удачным. Мало того, что все они - уже чисто русские слова, между ними есть и смысловая разница. Интеллигентский - тот, кто принадлежит интеллигенции, а таких признаков может быть много, в том числе и не совсем достойных. Интеллигентный же - тот или то, что присуще интеллигенту, составляет основной его признак и является характеристикой лица, а не класса.

Потому-то появилось сочетание: интеллигентный человек , а не интеллигентский - качество личное, не принадлежность к социальной группе. Интеллигентными в прошлом веке прежде всего стали называть труд, профессии. Чехов говорил об интеллигентной жизни , Короленко - об интеллигентной совести . Всё в отвлеченном смысле, но всё о проявлениях умственной деятельности человека. По уже знакомому нам переносу значения с деятельности на человека возникают сочетания, последовательно сменявшие друг друга: люди интеллигенции , затем интеллигентные люди , а с конца XIX века и интеллигентный человек - отдельно, самостоятельно, как выражение личности. Один из ранних примеров - в публицистике Короленко: «Два интеллигентных человека и десять мужиков».

Как только стали образовываться разные прилагательные, их сразу же попытались расценить: что хорошо, а что и не очень.

Определение интеллигентский , как осуждаемое, не развивалось дальше. Из устойчивого сочетания интеллигентные люди , интеллигентный человек по общему закону русского языка, сжимаясь в одно слово, возникло сначала обозначение интеллигент , а с 80-х годов - интеллигентность , та самая интеллигентность, которая со временем и стала самым общим признаком интеллигентного человека. Но история непредсказуема. Из интеллигентного образовалось и слово интеллигентщина - узкие интересы кружка в ущерб интересам национальным.


| |

Интеллигентный человек

История слова интеллигенция хорошо известна с момента его заимствования из польского в 1862 году. Пореформенные русские журналы ухватились за слово, обозначавшее «мыслящий класс» своего времени, и в зависимости от классовой позиции то восхваляли, то всячески порицали «интеллигенцию». С одной стороны, это «люди критической мысли, люди интеллигенции» (П. Л. Лавров), с другой - «ничтожество людей, так называемых интеллигентных» (цензор А. В. Никитенко). Эти грани были важны в середине XIX века.

Исходный корень - латинское слово intellectus (разум, ум). Разум в отличие от чувства и духа. Интеллектуал , сказали бы мы сегодня об этом значении слова. Оно и воспринималось таким еще в конце прошлого века. Поэт Валерий Брюсов в 1899 году считает необходимым переводить новое слово известным ему французским: «общество интеллигентов (intellectuels ), которого не выношу». Историк В. О. Ключевский в 1897 году пишет:

Это слово недавно вошло у нас в употребление и держится пока только в газетном жаргоне. Оно некрасиво, хотя имеет классическое происхождение. Некрасиво потому, что неточно, значит не то, что хочет обозначать. Оно означает собственно человека разумеющего, понимающего, а им обыкновенно называют человека, обладающего научно-литературным образованием. Как видите, это понятия различные, хотя и не противоположные.

Профессору, знающему латынь, новое значение слова кажется диким: почему образованный , если сам корень указывает на значение понимающий ? Чужое слово, став термином русской общественной жизни, на страницах журналов не сразу приспосабливается к русской речи.

Над ним потешаются, намеренно понижая его смысл. Для Гончарова признак интеллигенции - писание стихов, для Салтыкова-Щедрина - безделье на общем фоне досуга, для модного писателя Боборыкина - умственность, особенно у дам.

Поначалу ясно только одно: интеллигенция противопоставлена простолюдинам. «А интеллигент, - разъясняет Шелгунов, - не всякий, кто думает. Надо знать, что думать, надо уметь думать». Знакомый мотив - знать и уметь! Слова, сказанные в 1875 году, выражают мнение прогрессивных людей России, которым представляется, что основной признак интеллигента - духовные искания, стремление к общественным идеалам, к делу.

В мемуарной литературе мы найдем множество указаний на то, как воспринимали интеллигента в отличие от «культурных людей» из аристократического салона. Мы говорили про кого-нибудь: «Это типичный интеллигент, он не бреется каждый день, ест с ножа и дамам не целует руки…» Или: «Это не настоящая дама, это интеллигентка, она называет свою фамилию, когда ей представляют мужчин».

Но такие, чисто внешние характеристики мало тревожили власть имущих, они понимали, что «в интеллигентных кружках шла умственная работа обличительная и даже раздраженная против порядка вещей» (из досье жандармского управления). Не заметить это - значило открыть дорогу революционным силам. И вот в начале 80-х годов «Новое время» - газета реакционная, охранительная - по прямому наущению правительства неожиданно взорвалась статьей, направленной против интеллигенции.

«Печать всполошилась, - писал Шелгунов, - и начались обсуждения, кого и что считать интеллигенцией, какая интеллигенция настоящая и какая ненастоящая. С тех пор этот вопрос так и не сходил со сцены и составлял центральную точку всего умственного движения восьмидесятых годов». Не только 80-х, но и дальше - вплоть до XX века.

В общественных столкновениях мужала и крепла та нравственная сила, пока не определяемая точным термином, которую уже ощущали сторожевые псы самодержавия. «Интеллигентностью была не наука, не знание, а какое-то высшее, всеразрешающее начало или источник, в котором сосредоточивалось все высшее и самое правильное разрешение всех неясностей жизни», - писал тогда же Н. В. Шелгунов.

Реакционеры требовали, а министр внутренних дел готов был исключить из употребления выражение русская интеллигенция . Важное уточнение: русская . Совсем не тот смысл, что в прежнем собирательном имени интеллигенция , новое выражение несет с собою социальный заряд большой силы. Исподволь созревало понятие об интеллигенте - русское слово и понятие русское. «Не всякий работник умственного труда, - правильно отметил К. Чуковский, - а только такой, быт и убеждения которого были окрашены идеей служения народу», - интеллигент. В словари других языков слово интеллигент в таком значении вошло как русское слово.

Слово постоянно изменяло не смысл свой - основное значение, а те неуловимые за давностью прошедших лет социальные и нравственные оттенки, которые единственно и составляли термин быстротекущей политической жизни - тогда, в горячке боя. Мы видим: сначала интеллигенция - всякое образованное общество, затем - средний, независимый от сословных границ класс, еще позже - культурная прослойка в обществе. И вся эта масса людей, сосредоточиваясь на одном общем деле, постепенно становилась воплощенной совестью своего времени, носителем высоких идеалов, обязательно связанных со служением своему народу. Чтобы уточнить понятие в таком именно смысле, поначалу использовали добавочные определения: передовая интеллигенция , пролетарская интеллигенция , рабочая интеллигенция .

Двойственный характер дореволюционной русской интеллигенции отразился и в появлении новых слов, производных, вторичных. Интеллигентный в смысле культурный появилось около 1870 года, а интеллигентский - принадлежащий интеллигенции - чуть позже, примерно в 1880 году. Выбор прилагательных оказался удачным. Мало того, что все они - уже чисто русские слова, между ними есть и смысловая разница. Интеллигентский - тот, кто принадлежит интеллигенции, а таких признаков может быть много, в том числе и не совсем достойных. Интеллигентный же - тот или то, что присуще интеллигенту, составляет основной его признак и является характеристикой лица, а не класса.

Потому-то появилось сочетание: интеллигентный человек , а не интеллигентский - качество личное, не принадлежность к социальной группе. Интеллигентными в прошлом веке прежде всего стали называть труд, профессии. Чехов говорил об интеллигентной жизни , Короленко - об интеллигентной совести . Всё в отвлеченном смысле, но всё о проявлениях умственной деятельности человека. По уже знакомому нам переносу значения с деятельности на человека возникают сочетания, последовательно сменявшие друг друга: люди интеллигенции , затем интеллигентные люди , а с конца XIX века и интеллигентный человек - отдельно, самостоятельно, как выражение личности. Один из ранних примеров - в публицистике Короленко: «Два интеллигентных человека и десять мужиков».

Как только стали образовываться разные прилагательные, их сразу же попытались расценить: что хорошо, а что и не очень.

Определение интеллигентский , как осуждаемое, не развивалось дальше. Из устойчивого сочетания интеллигентные люди , интеллигентный человек по общему закону русского языка, сжимаясь в одно слово, возникло сначала обозначение интеллигент , а с 80-х годов - интеллигентность , та самая интеллигентность, которая со временем и стала самым общим признаком интеллигентного человека. Но история непредсказуема. Из интеллигентного образовалось и слово интеллигентщина - узкие интересы кружка в ущерб интересам национальным.


| |

Бытует мнение, что каждый человек должен быть интеллигентным. Но какая от этого польза окружающим и самому индивиду часто не поясняется.

Какого человека можно назвать интеллигентным?

Если попросить респондентов ответить на данный вопрос, то есть большая вероятность, что единого мнения не будет — мнения разойдутся. Часть людей поставят во главу угла такие характеристики интеллигента как эрудиция и образованность в широком смысле слова. А, вот, по мнению остальных, интеллигентным можно признать такого человека, который будет непременно сдержан и аккуратен в словах в присутствии женщин, т. е. будет всегда вежлив.

Ответ и тех и других будет верным в то же время неверным. Все дело в том, что в понятие «интеллигентного человека» входят вышеназванные определения. Детально, что такое «интеллигентный человек» разобрал в своей статье под названием «Человек должен быть интеллигентен» ученый Д. С. Лихачев.

С точки зрения Лихачева, любой человек независимо от происхождения, уровня образования может быть интеллигентным. Это качество либо есть у человека, либо его нет, причем оно прививается с рождения родными и близкими,которые оказывают влияние на ребенка. Поэтому даже у простых рабочих может вырасти интеллигент. Это свойство личности не равняется количеству приобретенных знаний, а связывается с жаждой их познания.

Интеллигентному человеку свойственны чуткость по отношению к другим, бесконечный такт и терпение при общении с другими в любой ситуации. Конечно, такой человек никогда не будет употреблять бранных слов, совершать действий, которые могут нарушить гармонию с окружающими. Фанатизм в любой форме противоречит интеллигентности.

Безусловно, можно не ломать голову, а просто обратиться к энциклопедическому словарю, который называет интеллигентным человека, который занимает свое время умственным трудом. Вывод, кто такой интеллигентный человек, вам придется делать самостоятельно.

Почему человек должен быть интеллигентным?

В том случае, если отталкиваться от того определения интеллигента, которое закреплено в словаре, необязательно всем стремиться стать такими, ведь далеко не каждая профессия требует наличия высшего образования. Вполне можно обойтись и без этого. Но каждому хочется, чтобы с ним поступали хорошо. Для этого мы сами должны так себя вести с другими людьми, именно об этом сказано в статье академика Лихачева.

Интеллигентный человек, считающийся с позицией собеседника притягивает к себе куда больше людей, чем тот, который не желает понять оппонента, а только рьяно отстаивает свою точку зрения.

Как стать интеллигентным человеком?

Естественно это возможно и в любом возрасте. Некоторым повезло — интеллигентность в них воспитывали с рождения родители, а другим придется поработать над собой. Конечно, желательно знакомиться с образцами русской и зарубежной классической литературы, чтобы почерпнуть неповторимый стиль, который в дальнейшем можно применять в собственном лексиконе. Но не только это требуется, чтобы называться интеллигентным человеком.

На первом месте нравственные качества человека: его умение строить взаимоотношения с близкими и дальними к нему людьми, его способность с осторожностью и вниманием относиться ко всему, с чем он соприкасается по жизни.

Пускай кому-то все эти слова покажутся назидательной проповедью, но мир держится, в том числе, на бесценных образцах культуры и искусства, которые не могли бы быть созданы без высоконравственных душевных качествах их создателей. А их светлые произведения раскрашивают наши серые будни и поныне.

Некоторые могут возразить, что сейчас успешны наглые и эгоистичные люди, но каждый решает для себя сам.

Интеллигентность – это целый набор характерологических, умственных и социальных качеств личности, способствующих оправдыванию ожиданий социума, которые предъявляются к членам культурного общества и другим представителям его высшей части. Интеллигентность человека подразумевает высокую развитость мыслительных и познавательных процессов, что позволяет человеку оценивать и выносить собственные суждения о различных сферах человеческого проявления. Также это определенная личностная зрелость, отвечающая за умение самостоятельного принятия решения, наличия своей точки зрения на концепцию мироустройства. Из характерологических особенностей, интеллигентность человека проявляется в надежности и , благородстве, соответствии мыслей, слов и поступков, а также наличие активного интереса к культуре, истории и искусству.

Что такое интеллигентность

Интеллигентный человек проявляет свое личностное достоинство в профессиональной и социальной сфере, стремясь добиться лучших результатов и представлять своей деятельностью пользу для человечества в том масштабе, в котором это позволяет выбранная специализация. Понятие порядочности и чести неразрывно с интеллигентностью и проявляется в адекватности поступков, ориентации на собственные смыслы и ценности, неподверженность внешнему влиянию, корректность по отношению к окружающим, вне зависимости от их положения и поведения.

Интеллигенция представляет собой особую общность людей, занимающихся умственным трудом, стремящихся к накоплению и систематизации имеющихся знаний, а также дальнейшей их передачи и открытию нового опыта. Стремление человека поддавать собственный интеллектуальный и чувственный опыт рефлексивного анализу, способность замечать детали и закономерности, стремиться к познанию и не иссякающее любопытство могут характеризоваться как внутренняя интеллигентность. Сюда же стоит отнести наличие высоких внутренних ценностей в поддержании морально-этических качеств и проявлений человечества.

Внутренняя интеллигентность невозможна без широко кругозора и большого внутреннего опыта, а также постоянной открытости новому. Тут нет места диктаторству, что в поведении других людей, что в их предпочтениях, не осуждаются традиции и верования. Прежде чем сделать вывод о ком-либо интеллигентный человек постарается максимально понять в том или ином поступке, и если действие окажется за пределами допустимыми моралью, то порицанию будет подлежать именно поступок, а не личность.

Понятие интеллигентности появилось для характеристики определенной группы людей (интеллигенции), занимающихся умственным трудом, когда количество таких людей возросло по сравнению с древними временами, где преобладал труд физический. Когда деятельность, не приносящая видимого и быстрого результата, стала активно формировать общество и пути развития человечества, появились определенные маркеры для причисления человека к интеллигенции. Лишь интеллектуально трудиться мало, необходимо чтобы деятельность соответствовала поддержанию культурных ценностей и способствовала развития как отдельно взятого человека (что ярко представлено деятельностью преподавателей), так и больших человеческих объединений (чего касается установление законодательного государственного права).

Во многих обществах понятие интеллигенции заменяется понятием интеллектуалов, занимающихся все тем же видом деятельности, но не претендующих на несение нового благого смысла в массы. Эти люди характеризуются большей скромностью, меньшим стремлением к ранжированию людей по классам и заслугам, а также предоставляют каждому самостоятельно приоритеты, основываясь на своих суждениях. При этом они продолжают развиваться сами и развивать окружающее пространство собственным профессиональным вкладом.

И подобных разновидностей и ответвлений довольно много, что усложняет описание интеллигентности как однозначного понятия с четкими параметрами и характеристиками. Несколько столетий назад, например, даже интеллигенция делилась на определенные классы, где были представители: высшей интеллигенции, занимающиеся социальной и духовной сферой, имеющие довольно большое влияние на формирование моральных требований общества; средняя интеллигенция также находят себе применение в социальной сфере, но их деятельность уже более практична (если первые видят народ, то вторые видят конкретные лица и судьбы), эти люди занимаются непосредственным претворением в жизнь благих идей (учителя и врачи); низшая интеллигенция еще называется полуинтеллигенцией и занимается помощью средней, сочетая в себе физическую и социально-развивающую деятельность (это помощники врачей, ассистенты, техники, лаборанты).

Но, не смотря на такие грубые попытки разделить людей и саму интеллигентность на основании выполняемой деятельности, это оказалось неверным и отражающим лишь один аспект проявления, тогда как врожденная интеллигентность может проявиться и у человека физического труда и не высоких интеллектуальных способностей. Тут на первое место выступает поведение и способности анализировать происходящее, делать выводы, а также стиль взаимодействия с другими. Этот аспект тесно связан с воспитанием, которое может быть привито, а может быть следствием внутреннего мироощущения человека. И тогда признаками интеллигентности становится не выполняемая деятельность, а наличие у человека постоянного стремления к развитию, способность вести себя достойно, не зависимо от обстоятельств и того, кто перед ним.

Как стать интеллигентным человеком

Интеллигентный человек способен сдерживать свои эмоциональные проявления, негативные эмоции, умеет их перерабатывать, извлекать опыт из допущенных ошибок. Критика воспринимается как инструмент для самосовершенствования, а наличие уверенности в собственных силах, помогает уважительно и терпимо относиться к окружающим.

Интеллигенция, как общественная прослойка не всегда содержит исключительно интеллигентных людей. Часто встречаются врачи, грубящие людям, учителя, не уважающие личность, но с такой частотой можно встретить исключительно доброго и заботливого техника или культурную и обходительную девушку, не имеющую высшего образования. Смешивать эти понятия является серьезной ошибкой, ведь классовое разделение не может отражать совокупность личностных качеств.

Врожденная интеллигентность не является единственным фактором, обуславливающим наличие интеллигентных проявлений. Безусловно, какие-то особенности характера, врожденные механизмы нервной системы, отвечающие за тип реагирования, и среда воспитания влияют на личность, но это не данность, а лишь предпосылки, с которыми будет либо проще, либо сложнее впитать в себя принципы достойного поведения. При этом как происходить процесс зависит исключительно от человека и его мотивации, соответственно, если приложить усилия можно добиться чего угодно.

В основные понятия интеллигентности входит культурное поведение, доброжелательность и толерантность к людям и их проявлениям, а только на втором стоят широта кругозора и способность к глобальному или дивергентному мышлению. Поэтому развивать необходимо свое умение взаимодействовать с окружающими, начиная с доброжелательности, которая привлечет к вам больше внимательных и положительных взглядов. Посмотрите в зеркало и оцените свой взгляд (именно он создает первое впечатление при контакте), и если вы смотрите хмуро, агрессивно, холодно, если от вашего взгляда возникает желание защищаться или молчать, то следует потренировать другой. Открытый, теплый, с легкой улыбкой взгляд расположит к вам человека, покажет, что вы готовы взаимодействовать, а не нападать и конфликтовать. Доброжелательность в общении проявляется культурой общения, подразумевающей отсутствие нецензурных слов, соблюдение личностных границ (остерегайтесь неуместных вопросов или излишне прямых, особенно негативных комментариев). При общении ставьте себе целью сделать день человека немного лучше, а дальше действуйте по ситуации – кого-то нужно выслушать, кому-то помочь, а кому-то будет достаточно тактичности в не замечании промахов.

Толерантное отношение подразумевает допускать существование других точек зрения, но это не значит, что они должны перекраивать ваши убеждения. Если человек действует против ваших моральных ценностей, проявите терпимость и не упорствуйте в наставлении его на путь истинный, но сами отдаляйтесь, не позволяя собственным чувствам страдать. Уважайте чужие выборы и требуйте уважения к своим, но не истериками и гневом, а достойным отстранением от источника дискомфорта.

Расширяйте свои знания, и для этого не обязательно заучивать нудные учебники, мир значительно шире и многогранней, так что ищите, что будет вам интересно. Главное – это развиваться и узнавать новое хоть немного отовсюду, в таких случаях лучше сходить на концерт новой группы, чем пересматривать пятый раз сериал.

Скромность и искренность приведут вас к более качественной жизни, а способность жить по собственной совести развивает личность. Старайтесь не обвешивать себя лживыми заслугами (как искусственными бриллиантами), а найти и развивать свои сильные черты и .

Латинский глагол intellego подарил понятию «интеллигентность» его первое значение, которое широко использовалось до XIX века. Оно характеризовало интеллигента, как человека умного, деятельного, стремящегося к знаниям. Позже интеллигенцией стали называть целый класс общества, к которому относили людей, занимающихся умственным трудом. В советский период содержание слова «интеллигентность» было несколько искажено, даже некоторое время носило негативный смысл. Только к концу XX столетия определение, наконец, приобрело свою истинную окраску. Теперь интеллигентный человек – эталон, соответствовать которому стремится большинство культурных людей.

Каким должен быть культурный человек

Кто он, интеллигент наших дней? Достаточно ли иметь высокий уровень развития, отлично усваивать новую информацию, чтобы считаться культурным? Определённо, нет.

  • Интеллигентный человек образован и эрудирован, постоянно самосовершенствуется. Его разум не знает покоя.
  • Он соблюдает законы приличия, культурно ведёт себя в любой социальной среде, невзирая на уровень интеллекта, статус и материальный достаток окружающих. При общении с ним люди начинают подозревать, что нормы этикета он впитал с молоком матери.
  • Умеет владеть собой - сдерживать порывы и негативные эмоции. Объективно оценивает свои действия и спокойно признаёт ошибки.
  • Его никогда не служит орудием унижения других. Напротив, сочувствие, умение сопереживать руководят поступками. И, кстати, человеколюбие часто помогает ему получить общественное признание, хотя статусы и награды не являются целью его жизни.

Можно сказать, современная интеллигентность – сплав лучших интеллектуальных и морально-нравственных черт, собранных в одном человеке.

Как стать интеллигентным человеком

Некоторые психологи и педагоги считают, что интеллигентность - врождённая особенность. Во всяком случае, тем, кому повезло появиться на свет с определёнными чертами характера, задатками и склонностями, впоследствии на много легче достичь эталона развития. А в том случае, если ребёнок рождается в интеллигентной семье, где нормы, принципы и правила, усваиваются как естественный образ жизни, результат воспитания никого не удивляет – ребёнок, зачастую, вырастает прекрасным человеком.

Тем не менее, стать интеллигентными способны не только люди, рождённые в соответствующих условиях. Просто другим приходится приложить серьёзные усилия, постоянно работать над собой. Чего стоит одно умение держать себя в руках или способность позитивно воспринимать людей, без критики и осуждения. Если человек испытывает внутреннее горение, жажду знаний, старается , и при этом приятен окружающим, культурен и миролюбив, скорее всего, люди будут считать его интеллигентным, независимо от происхождения.Просто на основании того, какими качествами должен обладать человек интеллигентный.

А вот материальные блага к определению данного слова отношения не имеют. Наличие или отсутствие интеллигентности не зависит от количества нулей на банковском счёте.

Интеллигентность и интеллигенция

Сталкиваясь со смежными понятиями, стоит научиться чётко различать слой общества, называемый интеллигенцией, и интеллигентность, как сочетание черт личности. Не всякий представитель интеллигенции, на самом деле является культурным человеком. Старушка, когда-то получившая начальное образование в церковно-приходской школе, может обладать всеми достоинствами интеллигентного человека. И, напротив, врач, представитель профессии, традиционно относящейся к классу, упомянутому выше, может быть грубияном.

Честно отвечая на вопрос, «Какие качества ты ценишь в людях?», каждый определяет своё личное отношение к интеллигентности. И, в зависимости от ответа, отвергнет этот путь, как чуждый. Или начнёт работать над собой, чтобы через некоторое время и в свой адрес услышать: « Как приятно общаться с интеллигентным человеком!»

gastroguru © 2017