Морфологические способы словообразования. Способы словообразования слов в русском языке Существительные образованные приставочно суффиксальным способом

Как определить слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, за ответ буду оч признательна и получил лучший ответ

Ответ от Ѝлли[гуру]
если от слова отбросить приставку и суффикс (а они в слове образованном прист. -суфф. способом есть обязательно!) то должно получиться какое-нибудь однокоренное слово. НО: нельзя отдельно отбрасывать приставку, и отдельно суффикс, иначе слова не получится. например: подорожник. подорож - такого слова нету. дорожник тоже нету. а если отбросить суффикс и приставку, то получится дорога. => слово образовано прист. -суфф. способом

Ответ от Sailor [гуру]

< всухомятку) , в-...-((даль < вдаль) , на-...-у (встеча < навстречу) , на-...-(показ < напоказ) , в-...-у (верх < вверху) , в-...-е (начало < вначале) , в-...-и (даль < вдали) , на-...-у (верх < наверху) , с-...-у (бок < сбоку) и другие.
< по-новому, прежний < по-прежнему) , по-...-и (охотничий < по-охотничьи) , из-...-а (давний < издавна) , до-...-а (белый < добела) , с-...-а (новый < снова) , в-...-о (правый < вправо) , на-...-о (белый < набело) , по-...-у (пустой < попусту) , в-...-ую (пустой < впустую) , в-...-и (близкий < вблизи) , с-...-у (молодой < молоду) .
< в-третьих, второй < во-вторых) , в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером) , в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро) , на-...-о/-е (двое < надвое) .
< вскачь) , в-...-ку (догонять < вдогонку). От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу) , по-...-ку (нарочно < понарошку) .

< мимоходом.
Зайди на сайт может еще что-то нароешь.


Ответ от Ѐадич [гуру]
Многие существительные образованы приставочно - суффиксальным способом.
При образовании таких существительных от других существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: под-...-ник (снег < подснежник), на-...-ник (колено < наколенник), при-...-j (море < приморье), за-...-j (река < заречье), меж-...-j (гора < межгорье), без-...-j (деньги < безденежье), без-...-иц (работа < безработица).
При образовании существительных от прилагательных используются сочетания аффиксов за-...-j (полярный < заполярье), про-...-# (седой < проседь).
Иногда приставочно - суффиксальным способом существительные образуются и от глаголов, например: со-...-(в)ец (служить < сослуживец).


Ответ от хороший человек [гуру]
если закрыть приставку- бред, если суффикс - тоже бред... например ПРИ ВРАТ НИК


Ответ от Пользователь удален [гуру]
например,
приобретенный, образовано отглагола обрести с помощью приставки "при " и суффикса " енн"


Ответ от Виталий ляпейко [активный]
Там должен добавиться суффикс и прист.


Ответ от Пчелка [активный]
никак


Ответ от Їунаев Алексей [новичек]
Приставочно-суффиксальный способ наиболее активно используется при образовании наречий от существительных и прилагательных.
При образовании наречия от существительного бывают представлены следующие комбинации приставок и суффиксов: в-...-у (сухомятка < всухомятку) , в-...-((даль < вдаль) , на-...-у (встеча < навстречу) , на-...-(показ < напоказ) , в-...-у (верх < вверху) , в-...-е (начало < вначале) , в-...-и (даль < вдали) , на-...-у (верх < наверху) , с-...-у (бок < сбоку) и другие.
Наибольшее количество комбинаций представлено при образовании наречий от прилагательных. Это следующие сочетания аффиксов: по-...-ому/-ему (новый < по-новому, прежний < по-прежнему) , по-...-и (охотничий < по-охотничьи) , из-...-а (давний < издавна) , до-...-а (белый < добела) , с-...-а (новый < снова) , в-...-о (правый < вправо) , на-...-о (белый < набело) , по-...-у (пустой < попусту) , в-...-ую (пустой < впустую) , в-...-и (близкий < вблизи) , с-...-у (молодой < молоду) .
Наречия могут быть образованы приставочно-суффиксальным способом от числительных, при этом используются следующие приставки и суффиксы: в-/во-...-ых/-их (третий < в-третьих, второй < во-вторых) , в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером) , в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро) , на-...-о/-е (двое < надвое) .
От глаголов наречия образуются аффиксамив-...-((скакать < вскачь) , в-...-ку (догонять < вдогонку). От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу) , по-...-ку (нарочно < понарошку) .
Неаффиксальные способы образования у наречий не представлены.
Смешанные способы представлены незначительно. Так, некоторые наречия образованы сложением с суффиксацией, например: мимо + ходить < мимоходом.

Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов . Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.

1. Приставочный способ - образование новых слов с помощью приставок.

Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы -ть ← плы -ть ).

    Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.

    Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.

    Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи -ть ← ходи -ть ; сверх -одарённ -ый ← одарённ -ый ; по -ныне ← ныне .

Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.

Ср.: за -пе -ть ← пе -ть ; до -пе-ть ← пе -ть ; с -пе -ть ← пе -ть ; пере -пе -ть ← пе -ть .

2. Суффиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.

Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и -ть ← смол -а ).

    Суффиксальный способ - один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез-няк □ ← берёз -а ; перепис-ыва -ть ← перепис/а -ть ; сер-оват -ый ← сер -ый ), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер-е -ть ← сер -ый ; сер-ость □ ← сер -ый ; сер-о ← сер -ый ).

3. Постфиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.

    В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:

    а) возвратный постфикс -ся ;
    б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь .

    Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.

    Например: учи -ть -ся ← учи -ть ; как -ой -то ← как -ой ; когда-либо ← когда .

Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.

4. Нулевая суффиксация - образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.

Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным .

Например: высь -Ø□ («высокое пространство») ← выс/ок -ий ; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира -ть .

    Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.

    Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:

    1. восхожд-ениj -е ← восход/и -ть ; надрез-к -а ← надрез/а -ть ; удаль-ств -о ← удал -ой ;

    2. восход -Ø□ ← восход/и -ть ; надрез -Ø□ ← надрез/а -ть ; удаль -Ø□ ← удал -ой .

    В первом случае (восхождение, надрезка, удальство ) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход -Ø, надрез -Ø, удаль -Ø) - нулевая суффиксация.

Обратите внимание!

В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:

1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.

2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.

3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.

Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.

4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.

Задира ← задирать, рёва ← реветь.

5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.

Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.

6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.

Гуща ← густой, круча ← крутой.

7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.

Синь ← синий, глушь ← глухой.

    При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).

    Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и -ть ; рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; щебет -Ø□ ← щебет/а -ть .

5. Приставочно-суффиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.

    Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

    Например: под -стакан-ник □ ← стакан □ ; под -шеф-н -ый ← шеф □ ; обез -оруж-и -ть ← оружи-j -е ; по -сво-ему ← сво -й .

Обратите внимание!

1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.

Ср.: под -окон-ник □ («под окном») ← окн -о ; под -стакан-ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун-иj -е («без луны») ← лун -а .

2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:

без-людь- [ j ] -е ← люд -и .

3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:

а) от прилагательных - с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :

по-взрослому ← взросл ый ; по-хорошему ← хорош ий ; по -товарищески ← товарищеск ий ; по -волчь- [ j ] -и ← волч ий ;

б) от порядковых числительных - с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :

во-перв-ых ← перв ый ; в-треть-их ← трет ий .

4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:

без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног -а ; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .

Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:

без -билет-н -ый («без билета») ← билет □ ; без -вред-н -ый («без вреда») ← вред □ .

6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:

    приставочно-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;

    Вы -плака -ть -ся ← плака -ть ; в -чита -ть -ся ← чита -ть .

    суффиксально-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;

    Тема урока. Основные способы образования слов в русском языке:

    приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный

    способы

    Цель урока: знакомство с основными способами образования слов:

    приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным

    Цель учащихся: знать основные понятия словообразования и уметь определять способ образо­ вания слов

    Задачи: формировать знания об основных способах образования слов;

    дать представление о словообразовательной паре,

    словообразовательной цепочке;

    развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;

    Воспитывать интерес к изучению языка, слова.

    Тип урока: изучение нового материала

    Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный

    Билингвальный компонент:

    Ход урока

    I . Вводно-мотивационный.

    1. Организационный момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    2. Словообразовательная разминка: разобрать слова по составу.

    Подлить, отдать, льдина, майский, любитель, подписка, разыскание,

    снежинка.

    3. Наблюдение. Обращение к цели урока.

    1. Образуйте однокоренные слова от слова дарить.

    Подарить, дарёный, дарение.

    2. Какими способами были образованы новые слова?

    3. А какие ещё способы образования слов вам известны?

    Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

    Поупражняться в определении способа образования слов, узнать новые способы образования слов, закрепить навыки морфемного разбора.

    II . Операционно-познавательный.

    1. Наблюдение. Построение словообразовательной цепочки слов: вода и

    ехать .

    Дополнить словообразовательную цепочку.

    Водица (сущ.) поехать

    водник (сущ.) доехать

    вода водный (прил.) ехать выехать

    водяной (прил.) переехать

    водянистый приехать

    2. Знакомство с понятием «словообразование» и со способами словообразования.

    Словообразование раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.

    В русском языке слова образуются следующими способами :

      суффиксальный;

      приставочный;

      приставочно-суффиксальный;

      сложение;

      сложносокращенный.

    3. Слово учителя (объяснение).

    Способ образования слов с помощью приставок называется приставочным, а с помощью суффиксов - суффиксальным: от глагола читать образованы и прочитать, и читатель.

    Есть способ, соединяющий в себе два способа, - приставочно-суффиксальный. Так образованы, к примеру, слова подснежник, сотрудник. Нет же слов сотруд или трудник. Слово образовалось одновременным присоединением приставки и суффикса. Слово подснежник образованно от существительного с предлогом (под снегом) + суффикс.

      Работа по таблице «Способы словообразования в русском языке».

    Способ словообразования

    Что участвует в словообразовании?

    Примеры

    Суффиксальный

    Суффикс

    лес - лес ник

    Приставочный

    Приставка

    вез ти - увез ти

    Приставочно-суффиксальный

    Приставка и суффикс

    снег - подснеж ник

    Сложение

    Слова или основы слов;

    пеш ий, ход ить - пеш (е)ход

    Сложносокращенный

    слоги или начальные буквы, звуки слов

    в ысшее у чебное з аведение - вуз

    Беседа по таблице:

      Какие способы словообразования выделяются в русском языке?

      С помощью какой морфемы образуются слова при суффиксальном способе? При приставочном? При приставочно-суффиксальном?

      Почему способ сложения слов так называется?

    При словообразовательном анализе очень важно не просто найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которого и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразовательная цепочка: рассветать - светать - свет.

    Возьмём любое слово, состоящее из одного корня, и попро­буем построить небольшую словообразовательную цепочку, при­бавляя морфемы: снег - снежный - бесснежный. Если проследить обратный путь слова, мы увидим, что прилагательное бесснежный образовалось не от существительного снег, а от прилагательного снежный приставочным способом.

    5. Работа в группах. Дополнить таблицу: упр. 281.

    I группа – определить суффиксальный способ образования слов;

    II группа – определить приставочный способ образования слов;

    III группа – определить приставочно-суффиксальный способ образования слов;

    IV группа – определить способ образования слов – сложение.

    Способы образования слов

    Суффиксальный

    Приставочный

    Приставочно-суффиксальный

    Сложение

    внуч ка - внук ;

    ламп очка - ламп а;

    город ской - город

    зала ять - ла ять

    проговор ить - говор ить;

    антивирус ный - вирус ный

    подстакан ник - стакан

    СНГ - С одружество Н езависимых Г осударств;

    книг (о)люб - книг а, люб ить

    лед (о)руб - лёд , руб ить

    5. Упр. 289 (устно, по цепочке). Вставить пропущенные буквы.

    Указать значение суффиксов.

    На другой день в небе хо зяйничало сол нце. Это был пре хорошенький оле нёнок, с же лтым пушком и тоне нькими нож ками. Он вытягивал тонкую шейку вперёд, чтобы захватить веточку повыше.

    Хозяйничало - хозяйничать (суффиксальный) , прехорошенький - хорошенький (приставочный) , оленёнок - олень (суффиксальный) , пушок - пух (суффиксальный) , тоненький – тонкий (суффиксальный) , ножка - нога (суффиксальный) , шейка - шея (суффиксальный) .

    Прехорошенький – в значении очень.

    III . Контрольно-оценочный.

    1. Разноуровневая работа.

    I уровень – упр. 284.

    II уровень – упр. 295.

    III уровень – упр. 300.

    1. Упр. 284. Определить способ образования слов и слово, от которого и

    образовано данное слово.

    Календарик - календарь (ик) , камышинка - камыш (инк) , лучик - луч (ик) , канавка - канава (к) , золотишко - золото (ишк) , коврик - ковер (ик) , золотко - золото (к) , кабинетик - кабинет (ик) , каютка - каюта (к) , калачик - калач (ик) , кинжальчик - кинжал (чик) , шоколадка - шоколад (к) , кирпичик - кирпич (ик) , кисточка - кисть (очк) , клинышек - клин (ышек) , кабинка - кабина (к) , кнопочка - кнопка (очк) , ковшик - ковш (ик) , лапка - лапа (к) , лимончик - лимон (чик) , лисонька - лиса (оньк ), лобик - лоб (ик), магазинчик - магазин (чик), мармеладка - мармелад (к), ротик - рот (ик) .

    Способ образования слов – суффиксальный .

    2. Упр. 295. Списать, вставить пропущенные буквы.

    Определить слово, от которого образовано данное слово.

    Обозначить приставку.

    Без личный (личный) , раз рывать (рвать) , безы нтересный (интересный) , без вкусный (вкусный) , из влечь (влечь) , рас плескать (плескать) , без жалостный (жалостный) , рас колоть (колоть) , безы дейный (идейный) , pa с писать (писать) , из баловать (баловать) , безы скусный (искусный) , ис писать (писать) , разы грать (играть) , рас певать (петь) , раз гадать (гадать) , ис топтать (топтать ), бес честный (честный) , рас крутить (крутить) , сверхи зящный (изящный) , рас кусить (кусать) , бес корыстный (корыстный) , разъ единить (единить) , бес конечный (конечный) , из гнать (гнать) , раз гладить (гладить) , бес толковый (толковый) , ис печь (печь) , разъ ехаться (ехать) , сверхи нициативный (инициативный) , раз рубить (рубить) , бес срочный (срочный) .

    В приставках, оканчивающиеся на з- (с-), перед гласным и звонким согласным пишется з- , а перед глухим согласным с-.

    После приставок, которые оканчиваются на согласную, в соответствии с произношением вместо и пишется ы .

    Исключение: взимать .

    После приставок меж- и сверх- пишется буква и.

    3. Упр. 300. Определить способ образования слов.

    Мебельщик - мебель (суффиксальный) , зажужжать - жужжать (приставочный) , выжить - жить (приставочный) , смягчить - мягчить (приставочный) , кактусовый - кактус (суффиксальный) , задремать - дремать (приставочный) , гнёздышко - гнездо (суффиксальный) , прогнить - гнить (приставочный) , правнук - внук (приставочный) , внезапно - внезапный (суффиксальный) , знание - знать (суффиксальный) , зубной - зуб (суффиксальный) , беззубый - зуб (приставочный), зоркость - зоркий (суффиксальный) , казахский - казах (суффиксальный) , сверху - верх (приставочно-суффиксальный) , кадровый - кадр (суффиксальный) , лакировать - лак (суффиксальный) , налакировать - лакировать (приставочный) , лейтенантский - лейтенант (суффиксальный) .

    IV . Итог урока.

    Какие способы образования слов вам известны?

    Что такое морфемные способы образования слов?

    V . Рефлексия.

    Какую цель мы ставили в начале урока?

    Какие трудности возникали?

    VII . Задание на дом: §18, выучить правила, упр. 286, 297.

    Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в .

    Вконтакте

    Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов :

    • диахронический (историческое формирование);
    • синхронитический (собственно образование новых словоформ).

    Как уже было сказано ранее, создание новых базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования , глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.

    Цели и функции СО

    Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций , которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя). Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).

    Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции :

    1. Номинативная – обозначение, наименование каких-либо объектов и процессов.
    2. Компрессивная – создание аббревиатур из ряда слов, упрощение языка.
    3. Конструктивная – изменение слова с целью грамотного построения синтаксиса.
    4. Экспрессивная – передача субъективного, собственного отношения к чему-либо.
    5. Стилистическая – выражение стилистической окрашенности словоформы.

    Средства образования

    Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.

    Существует два типа основ в СО : производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.

    Важно! Производная всегда вторична и обоснована смыслом производящей.

    Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, ). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:

    • префикс (приставка) – элемент, находящийся перед корнем;
    • суффикс – элемент, находящийся после корня словоформы;
    • постфикс (-ся) – элемент, находящийся после суффикса и выражающий взаимность/возвратность.

    Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.

    Виды словообразования

    В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:

    1. Префиксальный (приставочный способ образования слов).
    2. Суффиксальный.
    3. Префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный).
    4. Постфиксальный.
    5. Бессуффиксный.
    6. Сращение (слов или их основ, аббревиация).
    7. Субстантивация (переход слова в другую часть речи).
    8. Сложные виды.

    Теперь подробно рассмотрим каждый из них.

    Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.

    Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.

    Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.

    Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.

    Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.

    Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.

    Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.

    Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.

    Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.

    Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:

    • сращение основ или целых слов с использованием соединительных гласных («о» и «е»);
    • аббревиация – формирование сложносокращенных слов путем соединения частей словосочетаний. Данный тип наиболее характерен для имен существительных.

    Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.

    Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.

    Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано.

    Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.

    Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом.

    Важно! Способы СО – это устойчивые модели, которые характерны для конкретных частей речи и применяются по фиксированному алгоритму.

    Словообразовательный разбор

    СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано , а также какие модели при этом применялись.

    СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:

    1. Поставить рассматриваемое слово в начальную форму.
    2. Определить лексемы, которые могли бы мотивировать создание исследуемого слова. Они должны быть связаны с ним по смыслу, а также значение разбираемого слова можно через них объяснить.
    3. Определить производную и производящую основы.
    4. Указать средство и способ СО в исследуемой лексеме.
    5. Определить, с какими процессами было связано формирование новой словоформы (усечение основы и т.п.).

    Пример словообразовательного разбора:

    1. Богатство – начальная форма «богатство».
    2. Богатство (сущ.) – произошло от прилагательного «богатый».
    3. Богатство (производная) ← богатый (производящая).
    4. Средство СО – суффикс –ство, способ СО – суффиксация.
    5. Другие процессы задействованы не были.

    Способы словообразования

    2 Основные способы образования слов в русском языке

    Выводы

    Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.

    Суффиксальный способ словообразования — это производство нового слова путем прибавления к производящей основе словообразовательного суффикса (рыб-а — рыб-ак, целин-а — целин-н -ый, семь — сем-ер -о, свет — - свет-и -ть, смел-ый — смел-о , дв-а — дв-ой -э, бродяг-а — бродяж-нича -ть, волк — волч-ий ). Иногда суффикс может присоединяться к целому производящему слову (вчера-шн -ий, женить — женить-б -а, расти — расти-тельн -ый, блюсти — блюсти-тель ).

    • Префиксальный (приставочный) способ

    Префиксальный способ словообразования — это образование нового слова путем прибавления к целому производящему слову словообразовательного префикса: группа — под -группа, опасный — без -опасный, веселый — не -веселый, кто — ни -кто, работать — за -работать, мобилизовать — от -мобилизовать, всегда — на -всегда, радостно — не -радостно.

    Префиксация занимает более скромное место (по сравнению с суффиксацией) в системе словообразования. Многие приставки имеют явные приметы иноязычного происхождения (а-, архи-, виц-, де-/дез-, дис-, контр-, обер-, прото-, псевдо-, ре-, суб-, супер-, ультра- экс- и др.). О приставках иноязычного происхождения вы можете прочитать

    • Префиксально-суффиксальный способ

    Префиксально-суффиксальный способ словообразования — это производство нового слова путем одновременного прибавления к производящей основе (или к производящему слову) и приставки, и суффикса: окн-о — под -окон-ник , дорог-а — по -дорож-ник , берег — при -бреж-н -ый, боль — обез -бол-и -ть, пуст-ой — в -пуст-ую , мор-е — вз -мор-э, красн-ый — до -красн-а .
    На практике часто бывает трудно определить, каким способом (префиксальным или префиксально-суффиксальным) образовано слов, имеющее в своем составе приставку и суффикс. Здесь необходимо опираться не только на смысловую мотивированность анализируемого слова, но и на использовать формальный критерий, который состоит в следующем. Слова, образованные префиксально-суффиксальным способом, не употребляются без приставки (нет слов "снежник", "дорожник", "бесдник", "бережье" и т.п., в то время как слова, образованные префиксальным способом, всегда могут употребляться самостоятельно, без приставки (антивоенный — военный, антиокислитель — окислитель, бесклассовый — классовый). Там, где возможно семантическая соотнесенность префиксально-суффиксальных слов с бесприставочными словами, возможно и понимание двоякой мотивации (словообразовательной соотнесенности, производности) и, значит, разных способов словообразования, ср.: до-школьное (образование) — школьное (образование), до школьн ый (возраст) — (возраст) до школы.

    • Безаффиксный // бессуфиксный способ // нулевая суффиксация
    Безаффиксный способ словообразования — это такой способ производства слов, при котором производящая основа без прибавления каких-либо аффиксов становиться основой для нового слова. При этом часто происходит усечение производящей основы (отбрасывание одного или двух суффиксов), изменение конечного согласного основы, чередование, перенос ударения. Безаффиксным способ образуются, как правило существительные от глаголов и прилагательных, например: вывозить, вывезти — вывоз, взорвать — взрыв, перехватывать, перехватить — перехват, сбрасывать, сбросить — сброс, высокий — высь, былой — быль, гладкий — гладь, глубокий — глубь и др. Существительные, образованные безаффиксным способом, обычно обозначают концентрацию признака (сушь ← сухой) или действия (выплата ← выплатить).
    • Сложение
    Сложение — это такой способ словообразования, при котором новое слово возникает в результате объединения в одно целое двух или более производящих основ или слов, в ряде случаев — частей слов. При сложении основ или слов образуются сложные слова, при сложении частей слов сложносокращенные слова: льноволокно, научно-технический, идейно-воспитательный, электросталеплавильный, электротепловентилятор, роман-газета, кресло-кровать, ООН, вуз.
    Существуют следующие формально-структурные разновидности сложения:
    1. Сложение основ в чистом виде при помощи соединительных согласных о/е: энергосбережение, хлебозавод, русско-английский.
    2. Сложение основ в сочетании с суффиксацией: Черно морец (ср.: Черное море), редколесь[й -э] (ср.: редкий лес), шестигранник (ср.: шесть граней).
    3. Сложение основ без соединительных гласных по модели "определяемое — определяющее": завод-автомат, школа-интернат, мать-героиня, кресло-кровать.
    4. Сложение частей основ (слов): сельмаг - сельский магазин, СМУ (строительно-монтажное управление), завуч (заведующий учебной частью), облоно (областной отдел народного образования).
    5. Сложение части основы слова с полным словом: физкультура, профсоюз, спортзал. Такого рода слова занимают промежуточное положение между собственно сложными словами и словами сложносокращенными, хотя многие следователи включают их в аббревиатуры.
    • Постфиксальный
    Постфиксальный способ словообразования — это образование нового слова путем прибавления к целому производящему слову постфикса. Здесь различают несколько разновидностей:
    Чисто постфиксальный: погрузить — погрузиться .
    Суффиксально-постфиксальный: ветвь — ветви ться .
    Суффиксально-постфиксальный-префиксальный: луна — при луни ться .
    Помогите блогу! Поделитесь материалом с друзьями!
gastroguru © 2017