Выбор читателей
Популярные статьи
Как определить слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, за ответ буду оч признательна и получил лучший ответ
Ответ от Ѝлли[гуру]
если от слова отбросить приставку и суффикс (а они в слове образованном прист. -суфф. способом есть обязательно!) то должно получиться какое-нибудь однокоренное слово. НО: нельзя отдельно отбрасывать приставку, и отдельно суффикс, иначе слова не получится. например: подорожник. подорож - такого слова нету. дорожник тоже нету. а если отбросить суффикс и приставку, то получится дорога. => слово образовано прист. -суфф. способом
Ответ от Sailor
[гуру]
< всухомятку) , в-...-((даль < вдаль) , на-...-у (встеча < навстречу) , на-...-(показ < напоказ) , в-...-у (верх < вверху) , в-...-е (начало < вначале) , в-...-и (даль < вдали) , на-...-у (верх < наверху) , с-...-у (бок < сбоку) и другие.
< по-новому, прежний < по-прежнему) , по-...-и (охотничий < по-охотничьи) , из-...-а (давний < издавна) , до-...-а (белый < добела) , с-...-а (новый < снова) , в-...-о (правый < вправо) , на-...-о (белый < набело) , по-...-у (пустой < попусту) , в-...-ую (пустой < впустую) , в-...-и (близкий < вблизи) , с-...-у (молодой < молоду) .
< в-третьих, второй < во-вторых) , в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером) , в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро) , на-...-о/-е (двое < надвое) .
< вскачь) , в-...-ку (догонять < вдогонку). От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу) , по-...-ку (нарочно < понарошку) .
< мимоходом.
Зайди на сайт может еще что-то нароешь.
Ответ от Ѐадич
[гуру]
Многие существительные образованы приставочно - суффиксальным способом.
При образовании таких существительных от других существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: под-...-ник (снег < подснежник), на-...-ник (колено < наколенник), при-...-j (море < приморье), за-...-j (река < заречье), меж-...-j (гора < межгорье), без-...-j (деньги < безденежье), без-...-иц (работа < безработица).
При образовании существительных от прилагательных используются сочетания аффиксов за-...-j (полярный < заполярье), про-...-# (седой < проседь).
Иногда приставочно - суффиксальным способом существительные образуются и от глаголов, например: со-...-(в)ец (служить < сослуживец).
Ответ от хороший человек
[гуру]
если закрыть приставку- бред, если суффикс - тоже бред... например ПРИ ВРАТ НИК
Ответ от Пользователь удален
[гуру]
например,
приобретенный, образовано отглагола обрести с помощью приставки "при " и суффикса " енн"
Ответ от Виталий ляпейко
[активный]
Там должен добавиться суффикс и прист.
Ответ от Пчелка
[активный]
никак
Ответ от Їунаев Алексей
[новичек]
Приставочно-суффиксальный способ наиболее активно используется при образовании наречий от существительных и прилагательных.
При образовании наречия от существительного бывают представлены следующие комбинации приставок и суффиксов: в-...-у (сухомятка < всухомятку) , в-...-((даль < вдаль) , на-...-у (встеча < навстречу) , на-...-(показ < напоказ) , в-...-у (верх < вверху) , в-...-е (начало < вначале) , в-...-и (даль < вдали) , на-...-у (верх < наверху) , с-...-у (бок < сбоку) и другие.
Наибольшее количество комбинаций представлено при образовании наречий от прилагательных. Это следующие сочетания аффиксов: по-...-ому/-ему (новый < по-новому, прежний < по-прежнему) , по-...-и (охотничий < по-охотничьи) , из-...-а (давний < издавна) , до-...-а (белый < добела) , с-...-а (новый < снова) , в-...-о (правый < вправо) , на-...-о (белый < набело) , по-...-у (пустой < попусту) , в-...-ую (пустой < впустую) , в-...-и (близкий < вблизи) , с-...-у (молодой < молоду) .
Наречия могут быть образованы приставочно-суффиксальным способом от числительных, при этом используются следующие приставки и суффиксы: в-/во-...-ых/-их (третий < в-третьих, второй < во-вторых) , в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером) , в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро) , на-...-о/-е (двое < надвое) .
От глаголов наречия образуются аффиксамив-...-((скакать < вскачь) , в-...-ку (догонять < вдогонку). От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу) , по-...-ку (нарочно < понарошку) .
Неаффиксальные способы образования у наречий не представлены.
Смешанные способы представлены незначительно. Так, некоторые наречия образованы сложением с суффиксацией, например: мимо + ходить < мимоходом.
Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов . Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.
1. Приставочный способ - образование новых слов с помощью приставок.
Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы -ть ← плы -ть ).
Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.
Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.
Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи -ть ← ходи -ть ; сверх -одарённ -ый ← одарённ -ый ; по -ныне ← ныне .
Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.
Ср.: за -пе -ть ← пе -ть ; до -пе-ть ← пе -ть ; с -пе -ть ← пе -ть ; пере -пе -ть ← пе -ть .
2. Суффиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.
Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и -ть ← смол -а ).
Суффиксальный способ - один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез-няк □ ← берёз -а ; перепис-ыва -ть ← перепис/а -ть ; сер-оват -ый ← сер -ый ), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер-е -ть ← сер -ый ; сер-ость □ ← сер -ый ; сер-о ← сер -ый ).
3. Постфиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.
В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:
а) возвратный постфикс -ся
;
б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь
.
Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.
Например: учи -ть -ся ← учи -ть ; как -ой -то ← как -ой ; когда-либо ← когда .
Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.
4. Нулевая суффиксация - образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.
Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным .
Например: высь -Ø□ («высокое пространство») ← выс/ок -ий ; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира -ть .
Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.
Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:
1. восхожд-ениj -е ← восход/и -ть ; надрез-к -а ← надрез/а -ть ; удаль-ств -о ← удал -ой ;
2. восход -Ø□ ← восход/и -ть ; надрез -Ø□ ← надрез/а -ть ; удаль -Ø□ ← удал -ой .
В первом случае (восхождение, надрезка, удальство ) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход -Ø, надрез -Ø, удаль -Ø) - нулевая суффиксация.
Обратите внимание!
В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:
1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.
2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.
3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.
Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.
4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.
Задира ← задирать, рёва ← реветь.
5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.
Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.
6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.
Гуща ← густой, круча ← крутой.
7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.
Синь ← синий, глушь ← глухой.
При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).
Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и -ть ; рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; щебет -Ø□ ← щебет/а -ть .
5. Приставочно-суффиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.
Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.
Например: под -стакан-ник □ ← стакан □ ; под -шеф-н -ый ← шеф □ ; обез -оруж-и -ть ← оружи-j -е ; по -сво-ему ← сво -й .
Обратите внимание!
1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.
Ср.: под -окон-ник □ («под окном») ← окн -о ; под -стакан-ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун-иj -е («без луны») ← лун -а .
2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:
без-людь- [ j ] -е ← люд -и .
3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:
а) от прилагательных - с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :
по-взрослому ← взросл ый ; по-хорошему ← хорош ий ; по -товарищески ← товарищеск ий ; по -волчь- [ j ] -и ← волч ий ;
б) от порядковых числительных - с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :
во-перв-ых ← перв ый ; в-треть-их ← трет ий .
4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:
без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног -а ; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .
Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:
без -билет-н -ый («без билета») ← билет □ ; без -вред-н -ый («без вреда») ← вред □ .
6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:
приставочно-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;
Вы -плака -ть -ся ← плака -ть ; в -чита -ть -ся ← чита -ть .
суффиксально-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;
Тема урока. Основные способы образования слов в русском языке:
приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный
способы
Цель урока: знакомство с основными способами образования слов:
приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным
Цель учащихся: знать основные понятия словообразования и уметь определять способ образо вания слов
Задачи: формировать знания об основных способах образования слов;
дать представление о словообразовательной паре,
словообразовательной цепочке;
развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
Воспитывать интерес к изучению языка, слова.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный
Билингвальный компонент:
Ход урока
I . Вводно-мотивационный.
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
2. Словообразовательная разминка: разобрать слова по составу.
Подлить, отдать, льдина, майский, любитель, подписка, разыскание,
снежинка.
3. Наблюдение. Обращение к цели урока.
1. Образуйте однокоренные слова от слова дарить.
Подарить, дарёный, дарение.
2. Какими способами были образованы новые слова?
3. А какие ещё способы образования слов вам известны?
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
Поупражняться в определении способа образования слов, узнать новые способы образования слов, закрепить навыки морфемного разбора.
II . Операционно-познавательный.
1. Наблюдение. Построение словообразовательной цепочки слов: вода и
ехать .
Дополнить словообразовательную цепочку.
Водица (сущ.) поехать
водник (сущ.) доехать
вода водный (прил.) ехать выехать
водяной (прил.) переехать
водянистый приехать
2. Знакомство с понятием «словообразование» и со способами словообразования.
Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.
В русском языке слова образуются следующими способами :
суффиксальный;
приставочный;
приставочно-суффиксальный;
сложение;
сложносокращенный.
3. Слово учителя (объяснение).
Способ образования слов с помощью приставок называется приставочным, а с помощью суффиксов - суффиксальным: от глагола читать образованы и прочитать, и читатель.
Есть способ, соединяющий в себе два способа, - приставочно-суффиксальный. Так образованы, к примеру, слова подснежник, сотрудник. Нет же слов сотруд или трудник. Слово образовалось одновременным присоединением приставки и суффикса. Слово подснежник образованно от существительного с предлогом (под снегом) + суффикс.
Работа по таблице «Способы словообразования в русском языке».
Способ словообразования
Что участвует в словообразовании?
Примеры
Суффиксальный
Суффикс
лес - лес ник
Приставочный
Приставка
вез ти - увез ти
Приставочно-суффиксальный
Приставка и суффикс
снег - подснеж ник
Сложение
Слова или основы слов;
пеш ий, ход ить - пеш (е)ход
Сложносокращенный
слоги или начальные буквы, звуки слов
в ысшее у чебное з аведение - вуз
Беседа по таблице:
Какие способы словообразования выделяются в русском языке?
С помощью какой морфемы образуются слова при суффиксальном способе? При приставочном? При приставочно-суффиксальном?
Почему способ сложения слов так называется?
При словообразовательном анализе очень важно не просто найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которого и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразовательная цепочка: рассветать - светать - свет.
Возьмём любое слово, состоящее из одного корня, и попробуем построить небольшую словообразовательную цепочку, прибавляя морфемы: снег - снежный - бесснежный. Если проследить обратный путь слова, мы увидим, что прилагательное бесснежный образовалось не от существительного снег, а от прилагательного снежный приставочным способом.
5. Работа в группах. Дополнить таблицу: упр. 281.
I группа – определить суффиксальный способ образования слов;
II группа – определить приставочный способ образования слов;
III группа – определить приставочно-суффиксальный способ образования слов;
IV группа – определить способ образования слов – сложение.
Способы образования слов
Суффиксальный
Приставочный
Приставочно-суффиксальный
Сложение
внуч ка - внук ;
ламп очка - ламп а;
город ской - город
зала ять - ла ять
проговор ить - говор ить;
антивирус ный - вирус ный
подстакан ник - стакан
СНГ - С одружество Н езависимых Г осударств;
книг (о)люб - книг а, люб ить
лед (о)руб - лёд , руб ить
5. Упр. 289 (устно, по цепочке). Вставить пропущенные буквы.
Указать значение суффиксов.
На другой день в небе хо зяйничало сол нце. Это был пре хорошенький оле нёнок, с же лтым пушком и тоне нькими нож ками. Он вытягивал тонкую шейку вперёд, чтобы захватить веточку повыше.
Хозяйничало - хозяйничать (суффиксальный) , прехорошенький - хорошенький (приставочный) , оленёнок - олень (суффиксальный) , пушок - пух (суффиксальный) , тоненький – тонкий (суффиксальный) , ножка - нога (суффиксальный) , шейка - шея (суффиксальный) .
Прехорошенький – в значении очень.
III . Контрольно-оценочный.
1. Разноуровневая работа.
I уровень – упр. 284.
II уровень – упр. 295.
III уровень – упр. 300.
1. Упр. 284. Определить способ образования слов и слово, от которого и
образовано данное слово.
Календарик - календарь (ик) , камышинка - камыш (инк) , лучик - луч (ик) , канавка - канава (к) , золотишко - золото (ишк) , коврик - ковер (ик) , золотко - золото (к) , кабинетик - кабинет (ик) , каютка - каюта (к) , калачик - калач (ик) , кинжальчик - кинжал (чик) , шоколадка - шоколад (к) , кирпичик - кирпич (ик) , кисточка - кисть (очк) , клинышек - клин (ышек) , кабинка - кабина (к) , кнопочка - кнопка (очк) , ковшик - ковш (ик) , лапка - лапа (к) , лимончик - лимон (чик) , лисонька - лиса (оньк ), лобик - лоб (ик), магазинчик - магазин (чик), мармеладка - мармелад (к), ротик - рот (ик) .
Способ образования слов – суффиксальный .
2. Упр. 295. Списать, вставить пропущенные буквы.
Определить слово, от которого образовано данное слово.
Обозначить приставку.
Без личный (личный) , раз рывать (рвать) , безы нтересный (интересный) , без вкусный (вкусный) , из влечь (влечь) , рас плескать (плескать) , без жалостный (жалостный) , рас колоть (колоть) , безы дейный (идейный) , pa с писать (писать) , из баловать (баловать) , безы скусный (искусный) , ис писать (писать) , разы грать (играть) , рас певать (петь) , раз гадать (гадать) , ис топтать (топтать ), бес честный (честный) , рас крутить (крутить) , сверхи зящный (изящный) , рас кусить (кусать) , бес корыстный (корыстный) , разъ единить (единить) , бес конечный (конечный) , из гнать (гнать) , раз гладить (гладить) , бес толковый (толковый) , ис печь (печь) , разъ ехаться (ехать) , сверхи нициативный (инициативный) , раз рубить (рубить) , бес срочный (срочный) .
В приставках, оканчивающиеся на з- (с-), перед гласным и звонким согласным пишется з- , а перед глухим согласным – с-.
После приставок, которые оканчиваются на согласную, в соответствии с произношением вместо и пишется ы .
Исключение: взимать .
После приставок меж- и сверх- пишется буква и.
3. Упр. 300. Определить способ образования слов.
Мебельщик - мебель (суффиксальный) , зажужжать - жужжать (приставочный) , выжить - жить (приставочный) , смягчить - мягчить (приставочный) , кактусовый - кактус (суффиксальный) , задремать - дремать (приставочный) , гнёздышко - гнездо (суффиксальный) , прогнить - гнить (приставочный) , правнук - внук (приставочный) , внезапно - внезапный (суффиксальный) , знание - знать (суффиксальный) , зубной - зуб (суффиксальный) , беззубый - зуб (приставочный), зоркость - зоркий (суффиксальный) , казахский - казах (суффиксальный) , сверху - верх (приставочно-суффиксальный) , кадровый - кадр (суффиксальный) , лакировать - лак (суффиксальный) , налакировать - лакировать (приставочный) , лейтенантский - лейтенант (суффиксальный) .
IV . Итог урока.
Какие способы образования слов вам известны?
Что такое морфемные способы образования слов?
V . Рефлексия.
Какую цель мы ставили в начале урока?
Какие трудности возникали?
VII . Задание на дом: §18, выучить правила, упр. 286, 297.
Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в .
Вконтакте
Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов :
Как уже было сказано ранее, создание новых базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования , глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.
Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций , которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя). Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).
Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции :
Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.
Существует два типа основ в СО : производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.
Важно! Производная всегда вторична и обоснована смыслом производящей.
Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, ). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:
Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.
В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:
Теперь подробно рассмотрим каждый из них.
Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.
Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.
Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.
Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.
Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.
Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.
Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.
Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.
Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.
Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:
Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.
Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.
Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано.
Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.
Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом.
Важно! Способы СО – это устойчивые модели, которые характерны для конкретных частей речи и применяются по фиксированному алгоритму.
СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано , а также какие модели при этом применялись.
СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:
Пример словообразовательного разбора:
Способы словообразования
2 Основные способы образования слов в русском языке
Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.
Суффиксальный способ словообразования — это производство нового слова путем прибавления к производящей основе словообразовательного суффикса (рыб-а — рыб-ак, целин-а — целин-н -ый, семь — сем-ер -о, свет — - свет-и -ть, смел-ый — смел-о , дв-а — дв-ой -э, бродяг-а — бродяж-нича -ть, волк — волч-ий ). Иногда суффикс может присоединяться к целому производящему слову (вчера-шн -ий, женить — женить-б -а, расти — расти-тельн -ый, блюсти — блюсти-тель ).
Префиксальный способ словообразования — это образование нового слова путем прибавления к целому производящему слову словообразовательного префикса: группа — под -группа, опасный — без -опасный, веселый — не -веселый, кто — ни -кто, работать — за -работать, мобилизовать — от -мобилизовать, всегда — на -всегда, радостно — не -радостно.
Префиксация занимает более скромное место (по сравнению с суффиксацией) в системе словообразования. Многие приставки имеют явные приметы иноязычного происхождения (а-, архи-, виц-, де-/дез-, дис-, контр-, обер-, прото-, псевдо-, ре-, суб-, супер-, ультра- экс- и др.). О приставках иноязычного происхождения вы можете прочитать
Префиксально-суффиксальный способ словообразования — это производство нового слова путем одновременного
прибавления к производящей основе (или к производящему слову) и приставки, и суффикса: окн-о — под
-окон-ник
, дорог-а — по
-дорож-ник
, берег — при
-бреж-н
-ый, боль — обез
-бол-и
-ть, пуст-ой — в
-пуст-ую
, мор-е — вз
-мор"й
-э, красн-ый — до
-красн-а
.
На практике часто бывает трудно определить, каким способом (префиксальным или префиксально-суффиксальным) образовано слов, имеющее в своем составе приставку и суффикс. Здесь необходимо опираться не только на смысловую мотивированность анализируемого слова, но и на использовать формальный критерий, который состоит в следующем. Слова, образованные префиксально-суффиксальным способом, не употребляются без приставки
(нет слов "снежник", "дорожник", "бесдник", "бережье" и т.п., в то время как слова, образованные префиксальным способом, всегда могут употребляться самостоятельно, без приставки (антивоенный — военный, антиокислитель — окислитель, бесклассовый — классовый). Там, где возможно семантическая соотнесенность префиксально-суффиксальных слов с бесприставочными словами, возможно и понимание двоякой мотивации (словообразовательной соотнесенности, производности) и, значит, разных способов словообразования, ср.: до-школьное (образование) — школьное (образование), до
школьн
ый (возраст) — (возраст) до школы.
Статьи по теме: | |
"Духота и трупный запах": детские воспоминания о Сталинградской битве Воспоминания участников сталинградской битвы читать
В начале 70-х годов поздней осенью, когда уже выпал первый снег, мне... Трубецкой дети. Биографии декабристок. Биография Екатерины
Ивановны Трубецкой
План Введение 1 Биография 2 Жена декабриста 3 Произведения,... Анализ рассказа «Жизнь Василия Фивейского» Андреева Л
Жизнь Василия Фивейского Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел... |