Презентация на тему "строение мира". Работа: Развитие представлений о Вселенной Тема урока: Развитие представлений о строении мира

Урок 8, 9 по календарно-тематическому планированию.

Задачи урока:

1) образовательные: а) формирование знаний о вкладе ученых в создание современной научной картины мира, б) формирование знаний информации, отражающей ценность астрономической науки и её результатов, в) активизация познавательной активности учащихся;

2) развивающие: а) продолжить развитие интеллектуальных умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, б) формировать умения самообразования, то есть работы с различными источниками учебной информации, в) продолжить формирование информационной компетентности; г)формировать умения работы в группах в медиацентре гимназии.

3) воспитательные: а) формирование научного мировоззрения на основе введения знаний о современной научной картине мира, б) духовно-нравственное воспитание учащихся на основе базовых национальных ценностей, в) индивидуально-личностное развитие и воспитание учащихся, г)воспитание ученика субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: мультимедийный урок, состоящий из двух стандартных уроков по 45 минут.

Методы: а) технология интеграции предметов и информационная технология; б) педагогика сотрудничества; в) прием выхода за рамки своего учебного предмета, использование поэзии, литературных произведений; г) форма работы: групповая.

Оборудование: а) компьютерный класс в медиацентре гимназии б) мультимедийное оборудование: проектор, интерактивная доска, лазерная указка, в) источники информации: Интернет, специальная литература по теме, г) дидактические средства обучения: рабочие листы для создания опоры нового учебного материала,перечень тем для презентаций с единым планом, листы защиты презентации, плакаты по разным системам мира, д) презентация учителя, е) модель планетной системы и самодельные приборы учащихся, ж) таблички с названиями ролей учеников.

Последовательность этапов урока:

  1. Организационный;
  2. Проверка домашнего задания;
  3. Усвоение и закрепление новых знаний;
  4. Рефлексия;
  5. Информация о домашнем задании, инструктаж.

Этап урока. Время

Приемы. Методы

Что делают ученики.

Что делает учитель

1)организационный Вход в урок: настройка на данный тип работы, вид деятельности с учетом работы всего класса по групам.

Выход с урока: “Урок завершен, всего вам хорошего! До свидания!”. Важно, чтобы фраза всегда обозначала конец урока.

Приветствие учителя; доклад дежурных об отсутствующих Самостоятельное деление на группы для работы в медиацентре. Выбор в группах ответственных лиц, условно названных:

а) “системный администратор,
б) “консультант”,
в) “сборщик информации”,
г) “оратор”.

Приветствие учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности детей к уроку. Определить цель: формирование знаний о вкладе ученых в создание современной научной картины мира. На доске запись: вклад ученых в создание современной научной картины мира.
2) проверка домашнего задания Устный опрос по цепочке. Ответы учащихся, которые сидят на своих местах. Если кто-то затрудняется в ответе, то право ответа переходит автоматически к другому ученику, рядом сидящему. Организация устного опроса по цепочке. Демонстрация модели планетной системы, прибора для рисования эллипса.
3) усвоение и закрепление новых знаний Частично поисковые, исследовательские методы обучения; эвристичес-кое обучение; самостоятель-ное добывание знаний. Межпредмет-ные связи с информати-кой, литерату-рой, поэзией. Записи на интерактив-ной доске. Прием выхода за рамки своего предмета для создания примера нравственности учителя, желания ему подражать. Работа с рабочими листами для создания опоры нового учебного материала. Самостоятельно решают, кто сдает на проверку рабочие листы из учеников группы. Отчет “сборщика информации” о ходе работы два раза за весь период урока. После окончания выступлений товарищей сдают рабочие листы на проверку, с учетом того, что оценка “отлично” будет выставлена ученикам, кто выполнит любое творческое задание дома. Инструктаж о работе с рабочими листами. Введение в новый материал через записи №1, 2, 3, 4 на интерактивной доске. Демонстрация плакатов по разным системам мира. Мои стихи. Задание группам: создание по конкретной теме презентации от каждой группы с использованием единого плана. Фиксация ответственных лиц в группах. Беседы с “консультантами” групп при необходимости теоретических консультаций по теме.Прием на проверку рабочих листов.
4) рефлексия Записи на интерактив-ной доске. Сотрудниче-ство и партнерство между учителем и учениками. Элементы ролевой игры. Презентации от каждой группы представляет “системный администратор”. Защищает продукт работы “оратор”, доказывает свою точку зрения, но и принимает, выслушивает чужую. Пользуясь своими опорами, осознают главные нравственные качества, характерные для всех ученых, помогают их записать на интерактивной доске учителю. Запись № 5 на интерактивной доске. Участие в просмотре презентаций от каждой группы. Фиксация результатов защиты в листах защиты презентации. Оценка неудовлетворительная не ставится. Устная оценка продукта работы для хорошей эмоциональной атмосферы урока. Фразы типа “Отлично поработали вместе!”, “Прекрасный ответ!”, “Хороший вопрос!”, “Ты сегодня очень внимательна!”, “Очень точный ответ! Тебя было приятно слушать!” Организация рефлексии дает возможность осознать базовые национальные ценности в духовно – нравственном воспитании учащихся.
5) информация о домашнем задании, инструктаж Самостоятельное добывание знаний при работе с различными источниками учебной информации. Ученик – субъект, конструктор своего образования, источник и организатор своих знаний. Создание ситуации успеха для ученика. Обязательная фиксация домашнего задания в своих тетрадях, причем не только традиционного задания, но и творческого задания. Конкретные ученики, которые создают презентации по теме “Ф.В.Бессель”, получают план, но могут по согласованию с учителем его изменить. Создание учениками личного опыта в приобретении знаний и продукта своей деятельности; Сообщение домашнего задания: а) традиционное задание: учить записи в тетради и изучить §8. Сделать самостоятельно записи о Ф.В.Бесселе. б) творческое задание (по желанию):1) найти стихи об ученых или свои написать; 2) создать презентацию о Ф.В.Бесселе.

Чаще всего домашнее задание формулируется в начале урока на организационном этапе урока.

Приложения: №1. Перечень вопросов для устного опроса по цепочке.

  1. Как вы понимаете выражение: “дети Солнца” и “внуки Солнца”? Уточнить, какие тела к ним относятся (модель планетной системы, самодельная модель, рисунок Юпитера).
  2. Кто создал законы, управляющие движением планет? Каковы формулировки этих законов (прибор рисования эллипса).
  3. Какой физический закон справедлив и для небесных тел? Кто его автор?
  4. Какое тело в центре нашей планетной системы? Откуда мы это знаем?

№2. Рабочий лист для создания опоры нового учебного материала.

Фамилия, имя ученика, класс_______________________________________________________________________

Тема урока: “Развитие представлений о Солнечной системе”

Цель урока: рассмотреть, каков вклад ученых в формирование современной научной картины мира.

Задание на урок:

  1. Внимательно прослушать выступления товарищей на уроке.
  2. Письменно ответить на вопросы единого плана (часть класса работает в своих тетрадях), заполнив таблицу.

Домашнее задание:1.Учить записи в тетради и изучить §8. 2.Сделать самостоятельно записи о Ф.В.Бесселе. 3. Творческая работа (по желанию):1) найти стихи об ученых или свои написать; 2) создать презентацию о Ф.В.Бесселе.

№3. Записи на интерактивной доске.

№1. Страница 1. “Но больше всего я удивился, когда совершенно случайно выяснилось, что он понятия не имеет о теории Коперника и о строении Солнечной системы. Чтобы цивилизованный человек, живущий в 19 веке, не ведал о том, что земля вращается вокруг Солнца, – мне это представлялось настолько невероятным…”. (Джон Уотсон из произведения А.К. Дойля). Фотография артистов, исполнявших главных героев в советском фильме (рисунок 1).

№2. Страница 2. Развитие представлений о Солнечной системе.

  1. Греческий ученый Аристарх Самосский Итальянские ученые Николай Кузанский и Леонардо да Винчи считали, что Земля вращается вокруг Солнца. Фотографии ученых (рисунок 2, 3,4).

№3. Страница 3. 2. Геоцентрическая система мира Птолемея (2 век н.э.) Фотография ученого (рисунок 5,6) (таблица на стенде).

№5. Страница 5.

“Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу”. (Леонардо да Винчи)

Нравственные качества ученых

(записи при обсуждении).

№4. Стихи собственного сочинения.

Солнце водит за руку своих “детей”, большие так планеты называем.
И “внуки” есть, конечно, у него. Астероиды, кометы мы не забываем.
Прошло веков немало с давних пор, как человек таким увидел мир.
Для многих знаменитых астрономов Коперник как ученый был кумир.
Мы вам расскажем про ученых, как все они науку развивали.
Своими взглядами и смелостью суждений научный мир, конечно, удивляли!

№5. Лист защиты презентации.

Группа №_: тема__________________________________________________________

Рис.1 Рис.2

Рис.4

Рис.5 Рис.6

63

Слайд 2

Слайд 3

Система мира Система мира-это представления о расположении в пространстве и движении Земли, Солнца, Луны, планет, звезд и других небесных тел. Уже в глубокой древности сложились первые представления о месте Земли во Вселенной. Эти системы мира были крайне наивны: плоская Земля, под которой находится подземный мир, а над ней возвышается небесный свод.

Слайд 4

Представления о мире древних египтян В своих представлениях об окружающем мире древние народы исходили прежде всего из показаний своих органов чувств: Земля казалась им плоской, а небо - громадным куполом, раскинувшимся над Землей. На картине показано, как небесный свод опирается на четыре высокие горы, расположенные где-то «на краю света». Египет находится в центре Земли (каждый народ ставил в центр мира свою страну). Небесные светила как бы подвешены на небесном своде.

Слайд 5

Близки к древнеегипетским были и представления о мире древних халдеев - народов, населявших Междуречье начиная с VII века до н. э. По их воззрениям, Вселенная была замкнутым миром, в центре которого находилась Земля. Небо халдеи считали большим куполом, возвышавшимся над миром и опиравшимся на «плотину небес». Он был сделан из твердого металла верховным богом Map ду ком. Днем небосвод отражал солнечный свет, а ночью служил темно-синим фоном для игры богов - планет, Луны и звезд. Представления о мире народов Междуречья

Слайд 6

Как и многие другие народы, древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. В золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу. Вселенная по представлению древних греков

Слайд 7

Великий греческий философ Аристотель понимал, что Земля имеет форму шара и приводил одно из сильнейших доказательств этого - круглую форму тени Земли на Луне во время лунных затмений. Но Аристотель считал Землю центром мира. Материю он полагал состоящей из четырех элементов, которые образуют как бы четыре сферы: сферу земли, воды, воздуха и огня. Земля неподвижна, а небесные светила обращаются вокруг нее. Система мира по Аристотелю

Слайд 8

В священных книгах древних индусов отражены их представления о строении мира, имеющие много общего с воззрениями египтян. Согласно этим представлениям, восходящим к третьему тысячелетию до нашей эры, плоская Земля с громадной горой в центре поддерживается четырьмя слонами, которые в свою очередь, стоят на огромной черепахе, плавающей в океане. Астрономические представления в Индии

Слайд 9

Астроном Клавдий Птолемей, работавший в Александрии во II веке н.э. подвел итоги работ древнегреческих астрономов, а также собственных астрономических наблюдений и построил наиболее совершенную теорию движения планет на основе геоцентрической системы мира Аристотеля. Чтобы объяснить наблюдаемые петлеобразные движения планет, Птолемей предположил, что планеты движутся по малым кругам вокруг некоторых точек, которые уже обращаются вокруг Земли. Система мира Птолемея

Слайд 10

В средние века под влиянием главным образом католической церкви произошел возврат к примитивным представлениям древности о плоской Земле и опирающемся на нее полушарии неба. Представления о мире в средневековье

Слайд 11

Согласно гелиоцентрической системе мира центром нашей планетной системы является Солнце. Вокруг него обращаются планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн. Единственным небесным телом, которое обращается вокруг Земли, является Луна. Николай Коперник Система мира по Копернику

Слайд 12

Учение Коперника было признано не сразу. Сторонники гелиоцентрической системы мира жестоко преследовались церковью. По приговору инквизиции в 1600 г. был сожжен в Риме выдающийся итальянский философ Джордано Бруно. В 1633 г. другой итальянский ученый Галилео Галилей предстал перед судом инквизиции. Престарелого ученого заставили подписать "отречение" от своих взглядов. За право распространять подлинные знания об устройстве Вселенной вел борьбу против церковников М.В.Ломоносов. Ломоносов в остроумной и привлекательной стихотворно-сатирической форме высмеивал мракобесов. Борьба за научное мировоззрение Г. Галилей Дж. Бруно М.В.Ломоносов

Посмотреть все слайды

Слайд 2: По Аристотелю мир является вечным и неизменным. Отрицал вращение Земли, считал звезды и планеты связанными с вращающимися вокруг общего центра хрустальными сферами. Вселенная из 56 хрустальных сфер, самая внешняя -звездная

Рафаэль Санти. Аристотель и Платон

Слайд 3: Клавдий Птолемей. Он разработал геоцентрическую систему мира, создал теорию видимого движения Луны и пяти известных планет

Клавдий Птолемей Представление о строении Вселенной.Иллюстрация Камиля Фламмариона


Слайд 4: ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПТОЛЕМЕЯ Планеты обращаются вокруг неподвижной Земли. Есть дополнительные круговые движения по эпициклам

Слайд 5: Система Птолемея изложена в его главном труде «Альмагест» («Великое математическое построение астрономии в XIII книгах»)- энциклопедии астрономических знаний древних

Титульный лист Альмагеста

Слайд 6

Научная революция- закономерный периодически повторяющийся процесс, качественного перехода от одного способа познания к другому, отражающему более глубинные связи и отношения природы.

Слайд 7: Выделяют:

Коперниканскую научную революцию Ньютоновскую Дарвиновскую научную революцию

Слайд 8: Первая научная революция

Первая научная революция произошла в 16 веке. Основоположник- Николай Коперник, автор Гелиоцентрической системы Мира

Слайд 9: Причины:

Необходимость усовершенствования Птолемеевской геоцентрической системы Необходимость реформы календаря Необходимость уточнения звёздных карт

10

Слайд 10: Николай Коперник (1473-1543), великий польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира

11

Слайд 11: Гелиоцентрическая система мира Коперника

12

Слайд 12

В центре Вселенной неподвижное Солнце Годичное Вращение Луны и Земли вокруг Солнца Планеты движутся по круговым орбитам равномерно

13

Слайд 13

Джордано Бруно (1548-1600), подхватил революционное начинание Коперника и довел его до логического конца - до концепции множественности миров в бесконечном пространстве.

14

Слайд 14: Галилео Галилей (1564 – 1642), итальянский физик и астроном, создатель телескопа, сделавший открытия, подтвердившие учение Коперника

15

Слайд 15: В России учение Коперника смело поддержал Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765). При наблюдении прохождения Венеры по диску Солнца в 1761 году открыл у нее атмосферу

16

Слайд 16: Вторая научная революция

Вторая научная революция произошла в 17 веке. Связана с именами: И. Кеплера, И. Ньютона. Кеплер (1571-1630): установил 3 закона движения планет вокруг Солнца, разработал теорию солнечных и лунных затмений, способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем.

17

Слайд 17: Иоганн Кеплер (1571-1630)-немецкий ученый, развив учение Коперника, открыл законы движения планет

18

Слайд 18: Законы небесной механики Кеплера:

19

Слайд 19: 1. Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце

20

Слайд 20: 2. Скорость движения планеты по орбите непостоянна, она тем больше, чем ближе планета к Солнцу

21

Слайд 21: 3. Квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их среднего расстояния до него

22

Слайд 22: Исаак Ньютон (1643-1727) открыл закон всемирного тяготения и три закона классической механики

Интегральное и дифференциальное исчисление Работы по оптике, открытие спектрального состава света

23

Слайд 23: Законы Ньютона

Тело находится в состоянии покоя или прямолинейно и равномерно движется, пока на него не действует сила. Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и направлено по направлению действия этой силы. Действию всегда есть равное и противоположное противодействие.

24

Слайд 24: Закон Всемирного тяготения

Для всех планет имеет место притяжение к Солнцу и друг к другу с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними и прямопропорциональной только их массе, независимо от других свойств тела. F тяж. = G * m 1 * m 2 / r 2

25

Слайд 25: механистическая картина мира

Все тела природы состоят из материальных частиц, жестких и обладающих весом, пренебрежимо малых размеров. Между материальными частицами действуют силы притяжения (закон всемирного тяготения Ньютона) и силы отталкивания. Материальные частицы подчиняются законам механики Ньютона. Пространство и время абсолютны, т.е. не зависят от материи.

26

Слайд 26: Третья научная революция

П роизошла в 1 9 веке. Механистическая картина мира утрачивает свое значение. Дифференциация наук. Возникают общая химия, физика, биология.

27

Слайд 27: Законы термодинамики

1. Всё тепло, получаемое телом, идёт на увеличение внутренней энергии тела и на совершение работы против внешних сил. 2. Невозможно полностью превратить тепло, отдаваемое телом, в работу. 3. Никаким естественным или искусственным способом нельзя достичь абсолютного нуля температур. Законы термодинамики

28

Слайд 28: Была разработана теория электромагнитных явлений (Майкл Фарадей, Дж. Максвелл)

29

Слайд 29: Достижения в химии

Развитие технической химии (металлургия, стеклоделие, бумага) и открытие новых химических веществ (висмут, платина, фосфор). Атомно-молекулярная теория строения вещества (М.В. Ломоносов). Теория строения химических соединений (А.М. Бутлеров), учение о валентности и химической связи. Стереохимия – теория пространственного строения органических соединений. Открытие Д.И. Менделеевым (1869) периодической системы хим.элементов и периодического закона.

30

Последний слайд презентации: Развитие представлений о строении мира: Достижения в биологии

Идея единства живой природы и единство плана строения живых существ. Концепция эволюции органического мира (Ж.Б. Ламарк) Теория эволюции (Ч. Дарвин) Клеточная теория (М. Шлейден, Т. Шванн) становление генетики (законы наследственности Г. Менделя)

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

астрономия

Развитие представлений о строении мира

Используемый учебник

Название

Класс

Астрономия

Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов.

устанавливать причинно-следственные связи смены представлений о строении мира; характеризовать вклад ученых в становление астрономической картины мира.

высказывать убежденность в возможности познания системы мира.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Таблица “Солнечная система”, к/ф "Астрономия" (ч.1, фр. 2 "Самая древняя наука")

Презентация к уроку

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

1 этап Инициация

Цель: Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад, формирование команд.

Формируется коммуникативная компетентность - способность вступать в общение, устанавливать контакты между участниками.

Коммуникативные УУД - умение вступать в общение, поддерживать его, что обеспечивает эффективность взаимодействия и работы учащихся в создаваемых группах.

Используется метод «Отправляемся в путешествие»

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проводим необычный урок. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и я вам предлагаю совершить путешествие. Правда не настоящее, а виртуальное. И это путешествие в прошлое. Средством передвижения будет машина времени.

Эпиграфам к нашему уроку я взяла высказывание французского писателя Антуана Сент-Экзюпери : «У каждого человека свои звезды. Одним тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить».

Перед вами находится книга отзывов и предложений. Составьте лозунг или девиз, который характеризует вашу команду. Запишите это в книгу отзывов и предложений.

При входе в класс каждый ученик выбирает карточку и подходит к тому, столу на котором находится трафаретка с данной карточкой (заготавливаются заранее) - это позволяет сформировать группы. На каждом столе находится книга отзывов. Объединившись, ученики должны будут придумать приветствие, цитату, девиз или лозунг своей работы на уроке и записать его в книгу отзывов.

2 мин

2 этап Погружение в тему

Цель: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Личностные УУД: ориентация на содержательные моменты учебной задачи

Познавательные УУД: активизация мыслительной деятельности обучающихся, включение логического мышления.

Необходимые материалы: презентация со слайдами, на которых изображены вопросы.

Технология проведения:

Во время демонстрации слайдов группы отвечают на вопросы, зарабатывая баллы Отвечает та команда, которая первой подняла сигнальную карточку. Если ответ неправильный, то ход переходит следующей команде. Команда, которая заработала больше всего баллов получает билет 1-го класса (это дает право первыми выдвинуться в путешествие и право на две ошибки), другие команды получают билеты 2-го класса (право на 1 ошибку) и 3-го класса (ошибаться при ответах нельзя) .

Чтобы наше путешествие началось нам надо приобрести билеты. Для этого вам надо ответить на вопросы (слайды 3-9):

Период обращения Сатурна вокруг Солнца около 30 лет. Найти промежуток времени между его противостоянием. [ 1/S=1/Т з - 1/Т , отсюда S=(1 . 30)/(30-1)=1,03 года]

Указать вид конфигурации в положении I, II, VIII. [противостояние, нижнее соединение, западная элонгация]

Найти период обращение Марса вокруг Солнца, если есть противостояние повторяется через 2,1 года. [ 1/S=1/Т з - 1/Т , отсюда Т= (Т з . S)/(S- Т з )= (1 . 2,1)/(2,1-1)=1,9лет]

Указать вид конфигурации в положении V, III, VII. [восточная элонгация, верхнее соединение, восточная квадратура]

Чему равен период обращение Юпитера вокруг Солнца, если его соединение повторяется через 1,1года. [ 1/S=1/Т з - 1/Т , отсюда Т= (Т з . S)/(S-Т з )= (1 . 1,1)/(1,1-1)=11 лет]

Указать вид конфигурации в положении IV, VI, II. [верхнее соединение, западная квадратура, нижнее соединение]

Указать вид конфигурации в положении VI, V, III. [западная квадратура, восточная элонгация, верхнее соединение]

Во время демонстрации слайдов группы отвечают на вопросы, зарабатывая баллы Цена вопроса 2 балла. Отвечает та команда, которая первой подняла сигнальную карточку. Если ответ неправильный, то ход переходит следующей команде. Команда, которая заработала больше всего баллов получает билет 1-го класса (это дает право первыми выдвинуться в путешествие и право на две ошибки), другие команды получают билеты 2-го класса (право на 1 ошибку) и 3-го класса (ошибаться при ответах нельзя) .

7 мин

3 этап Определение ожиданий и опасений

Цель: Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

Развивать способность понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.

Личностные - участники не только делятся своими желаниями, но и раскрывают мотивационную сферу своей личности, свои склонности, интересы; идентифицируют себя по отношению к профессии

Метод «Билет»

Готовы ли вы к путешествию и новым познаниям?

(Учитель вручает каждому участнику входной билет на транспортное средство)

Билет состоит из двух частей. На одной части ученики пишут свои ожидания от предстоящего путешествия, а на другой (зона контроля) - свои опасения. Учитель отрывает область контроля (опасения) и забирает себе, а часть билета, на которой написаны ожидания, остается у ученика.

2 мин

4 этап. Проработка содержания темы.

Цель: Обобщение и систематизация знаний, развитие знаний, умений и навыков по данной теме

Отрабатывать способность применять ранее полученные знания.

Познавательные УУД :

Формулирование гипотез и предположений,

- умение применять полученные ранее знания

Умение выбора и аргументации своей позиции.

Коммуникативные УУД : умение корректно защищать свою точку зрения, умение толерантно относиться к мнению других.

Личностные УУД : считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику.

Регулятивные УУД : оценивать весомость приводимых рассуждений

Презентация

Учитель обращается к детям:

Чтобы ничего не упустить в путешествии, мы все увиденное и услышанное будем фиксировать в маршрутные листы. (В маршрутных листах группы учащиеся оформляют задания, оценивают выполнение и в конце урока оценивается успешность продвижения группы ). На каждой станции вы выполняете предложенные задания и набираете баллы.

И так, путешествие началось и первая станция - это

станция «Заморочки из бочки».

Станция «Кинотеатр»

Учитель. Давайте просмотрим сейчас отрывок из фильма. И попытаемся понять тему нашего урока, чтобы попасть на станцию «Неизведанная»

Учитель. Первичное представление окружающего мира:
Первые высеченные в камне звездные карты были созданы 32-35 тысяч лет назад. Знание созвездий и положений некоторых звезд обеспечивало первобытным людям ориентацию на местности и приблизительное определение времени ночью. Более чем за 2000 лет до НЭ люди заметили, что некоторые звезды перемещаются по небу - их позже греки назвали “блуждающими” - планетами. Это послужило основой для создание первых наивных представлений об окружающем нас мире

Станция «Неизведанная» ( слайды 16-21 )

Приложение 1

Заполняют маршрутные листы для каждой группы.

Маршрутный лист группы № 1

Станция

Выполнение задания

Результат

Заморочки из бочки

Кинотеатр

Неизведанная

Применение

Книга отзывов и предложений

Технология проведения : На трех столах (столы можно пронумеровать) лежат маршрутные листы, у учителя листы заданиями по станциям, инструкции к выполнению заданий.

Отвечают на вопросы (слайды 10-15)

Просмотр фильма

Слушают лекцию и включаются в беседу

23 мин

5 этап Эмоциональная разрядка

(разминка)

Цель: Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии

Развивать умение соотносить общеучебные знания с реальными познаваемыми объектами, формирование логического мышления.

овладение креативными навыками продуктивной деятельности: выдвижение предположений, их анализ

Метод Станция "Применение"

Цель метода: снижение интенсивности работы,

Технология проведения:

Каждой группе выдается карточка с видом созвездий. Команде нужно представить это созвездие не произнося ни слова. Другим группам необходимо отгадать, что за созвездие изображено на карточке.

Учитель. Впереди у нас станция «Применение».

В литературе мы встречаем различные описания природы, вспомним Тютчева:

Не то, что мните вы природа:

не слепок, не бездушный лик-

в ней есть душа, в ней есть свобода,

в ней есть любовь, в ней есть язык…

Скажите, каким языком пользуется физика для описания законов природы? Верно математическим языком. Но Вам сейчас придется использовать язык жестов, чтобы показать созвездие. Вы получили карточки с различными созвездиями. Каждой команде нужно представить это созвездие, не произнося ни слова. Другим группам необходимо отгадать, что за созвездие изображено на карточке

Выполняют задания

3 мин

6 этап

Рефлексия

Цель: Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

Развивать умение проводить анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности.

Станция "Книга отзывов и предложений"

Учитель. Впереди у нас станция «Книга отзывов и предложений», т.е - конечная.

Перед вами книга "Отзывов и предложений" фирмы, которая организовала вам это путешествие. Вспомните еще раз урок, себя, свои эмоции и ощущения. Что вас удивило? Что заставило задуматься? А может, вы с чем-то были не согласны? А может, вы в чем-то отличились?

Задание: необходимо заполнить страничку данной книги.

Домашнее задание (слайд 22)

Каждый учащийся в данной книге, в спомнив еще раз урок, себя, свои эмоции и ощущения, выражает их любым способом (стихи, цитата или просто смайлик)

Подведение итогов соревнования ученики проводят самостоятельно по итоговой таблице на доске. Определяется уровень настроения на конец работы.

3 мин

Приложение 1

Геоцентрическая система строения мира (от Аристотеля до Птолемея).

Первая научно обоснованная теория строения мира была разработана Аристотелем и опубликована в 355г до НЭ в книге “О небе”. Признавая шарообразность Земли, Луны и небесных тел, отказывается от движения Земли и ставит ее в центр, так как считал, что звезды должны были бы описывать круги, а не находиться на месте (что было доказано лишь в 18 веке). Система получила название геоцентрической (Гея - Земля).

С развитием астрономии и получении более точных знаний о движении планет, система была доработана Гиппархом и окончательно кинематически разработана к 150г НЭ александрийским астрономом Клавдием Птолемеем (87-165) в сочинении, состоящем из 13 книг “Великое математическое построение астрономии” (Альмагест). Для объяснения движения планет, применив систему эпициклов и деферентов.

По теории Птолемея:

Земля неподвижна и находится в центре мира;

планеты вращаются по строго круговым орбитам;

движение планет равномерно.

Гелиоцентрическая система строения мира (Коперника).

Идея поместить в центр Солнечной системы не Землю а Солнце принадлежит Аристарху Самосскому (310-230) впервые определившему расстояние до Луны, Солнца и их размеры. Но заключений и доказательств о том, что Солнце больше и вокруг движутся планеты было явно недостаточно. "Он полагает, что неподвижные звезды и Солнце не меняют свои места в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в её центре" - писал Архимед. В работе "О размерах и взаимных расстояниях Солнца и Луны" Аристарх Самосский, принимая гипотезу о суточном вращении Земли, зная диаметр Земли (по Эратосфену) и считая Луну в 3 раза меньше Земли, на основе собственных наблюдений рассчитал, что Солнце - одна, ближайшая из звезд - в 20 раз дальше от Земли, нежели Луна (на самом деле - в 400 раз) и больше Земли по объему в 200-300 раз.

Только в эпоху Возрождения польский ученый Николай Коперник (1473-1543) обосновал гелиоцентрическую систему строения мира к 1539г в книге “Об обращении небесных сфер” (1543г), объяснив суточное движение светил вращением Земли и петлеобразное движение планет их обращением вокруг Солнца, рассчитав расстояния и периоды обращения планет. Однако сферу неподвижных звезд он оставил, отодвинув её в 1000 раз дальше, чем Солнце.

Подтверждение гелиоцентрической системы мира.

В трудах Галилео Галилея Галилей - открыл смену фаз Венеры, доказывающую ее вращение вокруг Солнца. Открыл 4 спутника Юпитера, доказав что не только Земля может быть центром.

В трудах Иоганна Кеплера открывает движение планет.

В трудах Исаака Ньютона опубликовывает закон всемирного тяготения.

В трудах М.В. Ломоносов не только высмеивает идеи геоцентризма в стихах, но и открывшего атмосферу на Венере.

gastroguru © 2017