История болгарии. Необходимость международного осуждения преступлений тоталитарных коммунистических режимов

доктрина, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества, основанного на уничтожении частной собственности и насаждении государственной собственности, ликвидации старой государственной машины, создании новых принципов управления, распределения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОММУНИЗМ

от лат. commи-nis - общий) - 1. Идеология, сторонники которой выступают за построение общества без государства, классовой эксплуатации и частной собственности. 2. Строй, грядущий, по мнению марксистов, на смену капиталистической общественно-экономической формации.

Идеи социальной справедливости уже в глубокой древности мотивировали деятельность целых групп, сословий, классов, определяли социальную психологию массовых движений, бунтов, восстаний и становились причинами появления ересей, сект, политических организаций.

Протокоммунистические идеи социального устройства проявлялись как в мифах о «золотом веке» человечества, об утраченном и взыскуемом рае в различных религиозных системах, так и в философских утопиях об идеальном строе - как у Платона, Т. Кампанеллы, Т. Мора, представителей социалистической мысли конца XVIII - нач. XIX вв.: А. СенСимона (1760–1825), Р. Оуэна (1771–1858), Ш. Фурье (1772–1837), Э. Кабе (1788–1856).

Позднее научно обосновать принципы устройства коммунистического общества попытались основатели марксизма. По мнению К. Маркса коммунизм - это закономерный этап в поступательном развитии человечества, общественно-экономическая формация, грядущая на смену капитализму, в недрах которого и вызревают ее социально-экономические предпосылки. Переход от старого строя к более прогрессивному произойдет в ходе пролетарской революции, после чего будет отменена частная собственность, упразднено буржуазное государство и возникнет бесклассовое общество. «На высшей фазе коммунистического общества, - писал К. Маркс, - после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

В основе марксистского понимания коммунизма как цели общественного развития, с достижением которой настанет подлинная история человечества, лежит убеждение в истинности, объективном характере законов общественного развития, впервые открытых и сформулированных К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895).

Система взглядов на общество, получившая название «научный коммунизм», основана на представлении об универсальном характере метода диалектического и исторического материализма, подходящего для объяснения всех феноменов социальной жизни. «Научный коммунизм», одна из «трех составных частей марксизма» (наряду с материалистической философией и политэкономией), с точки зрения его последователей теоретически обосновывает особую миссию пролетариата в истории и его право на революцию для ниспровержения господства капитала.

После ее победы на место разрушенного буржуазного государства приходит диктатура пролетариата, осуществляющая в интересах трудящихся революционное насилие. Это первый этап коммунистической формации - социализм; при нем, хотя и отменена частная собственность, все еще сохраняются классовые различия, существует необходимость борьбы со свергнутыми эксплуататорскими классами и защиты от внешних врагов.

К. Маркс, Ф. Энгельс и позднее В. Ленин (1870–1924), развивший идеи предшественников о двух фазах коммунистической формации, были убеждены, что переход к высшей стадии коммунизма произойдет, когда высокий уровень производительности труда при господстве общественной собственности на средства производства позволит воплотить распределительный принцип нового общества - по потребностям, а классы исчезнут. Тогда необходимость в государстве отпадет, но оно не будет отменено, как буржуазное, а постепенно отомрет само.

Еще при жизни создателей «научного коммунизма» их идеи подвергались серьезной критике даже со стороны единомышленников, не говоря уж об их откровенных противниках. Маркса осуждали за экономический детерминизм, обвиняли в том, что он сводит все разнообразие общественной жизни к конфликту между производительными силами и производственными отношениями. Последние, по Марксу, являясь экономическим базисом, определяют всю совокупность «надстроечных» отношений - не только политическую и социальноклассовую сферы, но и культурную, духовную жизнь общества, включая семейные связи, отношения между полами, религиозные чувства людей.

Критикуя Ф. Лассаля и других вождей немецкой социал-демократии, Маркс выступал против свободы совести: коммунисты должны бороться с правом человека верить как с «религиозным дурманом». Эту линию последовательно продолжили русские большевики, когда пришли к власти в 1917 г.

Среди марксистов было немало тех, кто, в отличие от основателя учения, видел в капиталистическом строе значительный потенциал развития и колоссальные резервы. Отсутствие объективных предпосылок для революции, промышленный рост в большинстве европейских государств, Америке, России, заметное улучшение материального положения рабочих, возможность для трудящихся участвовать в политической жизни легальными методами через партии, профсоюзы, используя парламентскую трибуну - все это повсеместно сделало неактуальным лозунг пролетарской революции уже к концу XIX в.

Пришедший на смену Международному товариществу рабочих, созданному К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине. XIX в., II Интернационал фактически отказался от лозунга немедленной пролетарской революции и выступил за проведение реформ с целью постепенного «врастания» буржуазного государства в социализм и коммунизм.

Наиболее убедительно предпочтительность такого пути для мирового коммунистического движения, для пролетариата доказывал Э. Бернштейн (1850–1932), позднее - К. Каутский (1854–1938).

В России ярым противником немедленного революционного захвата власти выступал Г. Плеханов (1856–1918). По его мнению, в стране еще не сложился сознательный пролетариат, и из-за недостаточного развития капитализма отсутствуют экономические предпосылки для социализма.

Его оппонентом был В. Ленин, который уже в одной из своих ранних работ пытался доказать, что развитие капитализма в России идет бурными темпами, а отсутствие многочисленного сознательного пролетариата не является препятствием для проведения революции. Главное условие ее успеха - наличие сильной организации революционеров, партии «нового типа». От социал-демократических парламентских партий Европы ее отличает крепкая дисциплина, базирующаяся на принципе «демократического централизма» (на практике - абсолютного подчинения рядовых членов решениям руководства).

С момента возникновения партии большевиков-коммунистов в России начался процесс подготовки революции, целью которой было свержение существующей власти и форсированное строительство коммунистического общества.

Октябрьская революция 1917 г. в России впервые в мировой истории привела к власти политическую силу, которая на практике стала претворять в жизнь теоретические установки марксизма и строить коммунистическое общество.

Сам Маркс первой пролетарской революцией называл захват власти в Париже коммунарами в 1871 г. Но этот коммунистический эксперимент не оказал сколько-нибудь серьезного воздействия ни на европейское рабочее движение, ни на исторические судьбы Франции.

Октябрьская же революция имела всемирно-историческое значение не только потому, что открыла первый в мировой истории опыт построения реального коммунизма в масштабах огромной страны, но и спровоцировала революционные процессы во многих странах. За относительно короткий период целый ряд стран Европы, Азии, Латинской Америки взял курс на строительство нового общества на основе марксистской теории научного коммунизма.

На протяжении многих десятилетий она оставалась официальной идеологией в этих государствах. Реально же правящие коммунистические партии по примеру большевиков «творчески развили» коммунистическую идеологию применительно к местным условиям, приспособив марксистские лозунги и схемы к потребностям правящих элит. Уже ленинизм радикально отличался от классического марксизма: большевики огромное значение придавали роли субъективного фактора в истории, фактически утверждая примат идеологии над экономикой. И. Сталин отказался от базового для научного коммунизма положения о необходимости победы революции во всемирном масштабе (на чем настаивал Л. Троцкий) и взял курс на фактическое построение государственного капитализма.

Коммунистическое государство должно было быть построено по принципу единой корпорации, где сам аппарат и правительство выступали менеджерами, а рабочие и весь народ - одновременно и наемными работниками и акционерами. Предполагалось, что дивиденды акционеры будут получать в форме бесплатного жилья, медицины, образования, за счет снижения цен на продукты питания и сокращение рабочего дня вплоть до 6 или 4 часов, остальное же время будет тратиться на культурное, духовное и спортивное развитие.

Со сходных позиций к коммунистическому строительству подходили и в Китае. Кроме того Мао Цзэдун (1893–1976) привнес в теорию коммунистического движения еще более волюнтаристский оттенок. Он придавал огромное значение проведению масштабных пропагандистских кампаний («народные коммуны», «большой скачок», «культурная революция») для мобилизации народа на решение экономических задач. То, что в стране на тот момент не было реальных возможностей для экономического рывка, в расчет не принималось.

В еще большей степени отход от марксизма проявился в КНДР, где теоретическим обоснованием особого пути страны к коммунизму были объявлены идеи корейского диктатора Ким Ир Сена (1912–94) - «чучхе», в основе которых лежит принцип «опоры на собственные силы».

Идеологический волюнтаризм, игнорирование экономических законов в той или иной мере проявлялись во всех странах социалистического лагеря. Характерно, что в большинстве из них (за исключением Чехословакии и Венгрии) капитализм был развит слабо или вовсе отсутствовал. Тогда была сформулирована теория о переходе отсталых стран к социализму и коммунизму, минуя капиталистическую стадию (например, в отношении Монголии). Единственным условием для возможности такого рывка объявлялась всемерная поддержка со стороны социалистического лагеря и мирового коммунистического движения.

Доктрина «некапиталистического пути развития», поддержка в отсталых государствах «социалистической ориентации» правящих режимов, использующих коммунистическую фразеологию, полностью противоречили марксизму. Не удивительно, что с октября 1917 г. и до начала 1990-х гг., когда рухнул социалистический лагерь, западная социалистическая мысль, включая марксистскую, категорически выступала против теории и практики коммунистического строительства в СССР и в других государствах народной демократии. Советских коммунистов критиковали за то, что вместо постепенного проведения экономических и политических реформ, которые должны привести к демократизации, в СССР был создан тоталитарный строй с подавлением инакомыслия.

В современной России действует несколько коммунистических партий и движений (прежде всего КПРФ). Однако серьезного влияния на политический процесс они уже не оказывают.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Предварительная версия

Комитет государственных дел

Докладчик Горан Линдблэд, Швеция

I. Предварительная резолюция

III. Пояснительная записка

I. Предварительная резолюция

1 . Ассамблея Европейского Парламента передаёт на рассмотрение Резолюцию 1096 (1996)по принятию мер, с целью разоблачения коммунистических тоталитарных систем.

2 . Тоталитарные коммунистические режимы, которые правили в Центральной и Восточной Европе в прошлом веке, и которые всё ещё находятся у власти в некоторых странах, все без исключения характеризуются массовыми нарушениями прав человека.

Эти нарушения различаются в зависимости от культуры, страны и исторического периода. Они включают отдельные и коллективные убийства, казни, гибель в концентрационных лагерях, голод депортации, пытки, рабский труд и другие формы массового физического террора.

3 . Оправдательным поводом для совершения преступлений являлась теория классовой борьбы и принцип диктатуры пролетариата. Интерпретация обоих принципов узаконила “ликвидацию” людей, которые считались вредными для строительства нового общества, по существу, врагами тоталитарных коммунистических режимов.

В странах с коммунистическим режимом было уничтожено громадное число людей собственной национальности. Особенно это касается народов бывшего Советского Союза, которые намного превосходили другие народы в показателях числа жертв.

4 . Ассамблея признаёт, что, несмотря на преступления тоталитарных коммунистических режимов, некоторые европейские коммунистические партии внесли вклад в достижение демократии.

5 .Падение тоталитарных режимов в Центральной и Восточной Европе не повлекло за собой международного расследования преступлений, совершённых этими режимами. Кроме того, авторы этих преступлений не были приведены к ответственности международным сообществом, как это было в случае с ужасающими преступлениями, совершёнными во имя национал социализма (нацизма).

6 . Следовательно, общественность мало осведомлена о преступлениях, совершённых тоталитарными коммунистическими режимами. Коммунистические партии активны и существуют на законных основаниях в некоторых странах, даже если они и не отделили себя от преступлений, совершённых тоталитарными коммунистическими режимами в прошлом.

7 . Ассамблея убеждена, что осознание истории является одной из предпосылок того, чтобы избежать подобных преступлений в будущем. Более того, моральная оценка и осуждение совершённых преступлений, сыграют важную роль в воспитании молодого поколения. Чёткая позиция международной общественности на события происшедшие в прошлом, имеет непосредственную связь с тем, как будут разворачиваться события в будущем.

8 .Кроме того, Ассамблея полагает, что жертвы преступлений, совершённых тоталитарными коммунистическими режимами, которые всё ещё живы или их семьи, заслуживают сочувствия и понимания за перенесённые ими страдания.

9 . Тоталитарные коммунистические режимы всё ещё активны в некоторых странах и преступления продолжают иметь место. Понятие национальные интересы не должно предотвратить страны от адекватной критики существующих в настоящее время тоталитарных коммунистических режимов. Ассамблея решительно осуждает все нарушения прав человека.

10 . Дебаты и осуждения, которые прошли пока на национальном уровне в некоторых государствах членах Совета Европы, не могут освободить международную общественность от обязательства занять чёткую позицию по отношению к преступлениям, совершённым тоталитарными коммунистическими режимами. Моральный долг международной общественности- осудить эти преступления, без какого- либо дальнейшего промедления.

11 . Совет Европы возлагает надежды на подобные дебаты на международном уровне. Все бывшие европейские коммунистические страны, за исключением Белоруссии, являются в настоящее время членами Совета Европы. Защита прав человека и правовой нормы являются основными ценностями. за которые выступает Совет Европы.

12 . Поэтому Парламентская Ассамблея решительно осуждает тяжелые нарушения прав человека, совершённые тоталитарными коммунистическими режимами и выражает сочувствие и понимание жертвам преступлений.

13 . К тому же, она обращается ко всем коммунистическим или пост коммунистическим партиям, которые до сих пор не сделали этого, пересмотреть историю коммунизма и своё собственное прошлое, чётко отделить себя от преступлений, совершённых тоталитарными коммунистическими режимами и осудить их.

14 . Ассамблея полагает, что такая чёткая позиция международной общественности подготовит почву для дальнейшего взаимодействия. К тому же, надо надеяться, что это окажет поддержку историкам во всём мире в их исследованиях, направленных на определение и объективное подтверждение того, что имело место.

1 . Парламентская Ассамблея передаёт на рассмотрение резолюцию 1096 (1996) по принятию мер с целью разоблачения коммунистических тоталитарных систем, и резолюцию о необходимости международного осуждения преступлений тоталитарных коммунистических режимов.

2 . Ассамблея придерживается мнения, что существует срочная необходимость в проведении всесторонних международных дебатов по поводу преступлений, совершённых коммунистическими тоталитарными режимами с той целью, чтобы выразить сочувствие и понимание всем тем, кто пострадал от этих преступлений.

3 . Должно быть понятно, что Совет Европы, являясь организацией, которая выступает за соблюдение норм права и защиту прав человека, должна принять чёткую позицию по отношению к преступлениям, совершенным коммунистическими режимами.

4 .Следовательно, Ассамблея настаивает на том, чтобы Комитет Министров:

i. учредил комитет, состоящий из независимых экспертов, задачей которого будет сбор и оценка информации и разработка законопроекта, имеющего отношение к нарушению прав человека в странах с различными тоталитарными коммунистическими режимами;

ii. принял официальную декларацию, по международному осуждению преступлений коммунизма, совершённых тоталитарными коммунистическими режимами, и отдал дань жертвам этих преступлений независимо от их национальности;

iii . развернул кампанию по общественному осознанию преступлений, совершённых тоталитарными коммунистическими режимами, на Европейском уровне;

iv . организовал международную конференцию по преступлениям, совершёнными тоталитарными коммунистическими режимами, с участием представителей правительств, парламентариев, академиков, экспертов и неправительственных организаций.

v . посоветовал государствам членам Совета Европы, которые находились под управлением тоталитарных коммунистических режимов:

a. учредить комитеты, состоящие из независимых экспертов, в задачу которых входит сбор и оценка информации, касающейся нарушений прав человека во времена господства тоталитарных коммунистических режимов на национальном уровне, с целью тесного сотрудничества с комитетом экспертов при Совете Европы;

b. переработать национальный законопроект для того, чтобы полностью осуществить рекомендацию (2000) 13 Кабинета Министров по поводу европейской политики получения доступа к архивам;

c. развернуть кампанию, направленную на национальное осознание преступлений, совершённых во имя коммунистической идеологии, включая пересмотр школьных учебников и введение дня памяти жертв коммунизма, и создание музеев.

d. поддержать местные власти в сооружении мемориалов, чтобы отдать дань памяти жертвам тоталитарных коммунистических режимов.

III. Пояснительная записка.

I.Введение.

1 . Падение коммунистических режимов в государствах центральной и восточной Европы в начале девяностых годов двадцатого века вызвало многочисленные дискуссии, касающиеся политической и правовой оценки действий и преступлений, совершённых во имя коммунистической идеологии.

Ответственность преступников и их вероятное судебное обвинение стало предметом спора. Во всех бывших коммунистических странах по этой теме были проведены дебаты, и в нескольких странах были приняты специальные законы по “декоммунизации” и/или моральном очищении.

2. Во всех заинтересованных странах этот вопрос рассматривался как часть более широкого процесса разоблачения бывшей системы и перехода к демократии. Он воспринимался в качестве внутренней проблемы, и руководство, исходящее от международного сообщества, и в частности от Совета Европы, сосредоточилось на предотвращении возможных нарушений прав человека.

3 В этом духе, два доклада Парламентской Ассамблеи, касающихся принятия мер, направленных на разоблачение коммунистических тоталитарных систем, были детально разработаны господином Эсперсен Mr Espersen и господином Севериным Mr Severin от имени Комитета по юридическим делам и правам человека, соответственно в 1995 и 1996, первый доклад был передан назад в Комитет, после обсуждений в Ассамблее, второй доклад имел результатом принятие резолюции 1096 (1996).

4 . Однако, до сих пор, ни Совет Европы, никакая другая международная организация не взяла на себя задачу дать общую оценку коммунистическим режимам, провести серьёзное обсуждение преступлений, совершённых во имя коммунизма, и публично осудить эти преступления.

В самом деле, как не трудно это понять, но не было ни одного серьёзного, всестороннего обсуждения этой идеологии, которая явилась первопричиной широко распространившегося террора, массовых нарушений прав человека, гибели многих миллионов людей, и бедственного положения целых наций.

Хотя другой тоталитарный режим 20 века, а именно, нацизм был расследован, осуждён в мировом масштабе, и преступники предстали перед судом. Подобные же преступления, совершенные во имя коммунизма, не были расследованы, и не получили никакого международного осуждения.

5 . Отсутствие такого международного осуждения может быть частично объяснимо существованием стран, в основе руководства которых, всё ещё лежит коммунистическая идеология. Желание сохранить хорошие отношения с некоторыми из них, может мешать неким политикам, приступить к рассмотрению этой трудной темы.

К тому же, многие политики, которые в настоящее время всё ещё являются очень активными, в той или иной степени поддерживают бывшие коммунистические режимы. По явным причинам они бы предпочли не брать на себя никакой ответственности.

Во многих европейских странах существуют коммунистические партии, которыми не были официально осуждены преступления коммунизма. Не менее важно то, что различные элементы коммунистической идеологии, такие, как равенство и социальная справедливость всё ещё пленяют многих политиков, которые боятся, что осуждение преступлений коммунизма будет отождествляться с осуждением коммунистической идеологии.

6 . Однако, докладчик придерживается такого мнения, что существует срочная необходимость в проведении открытого обсуждения преступлений коммунизма и их осуждение на международном уровне. Это должно быть сделано, без какого- либо дальнейшего промедления. На это существует несколько причин.

Во- первых, во имя общего осознания, должно быть понятно, что все преступления, включая и те, которые были совершены во имя идеологии, восхваляющей самые почитаемые идеи, такие, как равенство и справедливость, должны быть осуждены.

И в этом правиле не должно быть исключений. Это особенно важно для молодых поколений, которые лично не испытали на себе методы коммунистического руководства. Четкая позиция международного сообщества по отношению к прошлому, может стать поручительством для их будущей деятельности.

7 . По- видимому, в некоторых странах, ностальгия по коммунизму всё ещё жива. Это создаёт опасность пост коммунистического реванша. Данный доклад должен способствовать всеобщему осознанию истории этой идеологии.

8 . Во-вторых, до тех пор, пока жертвы коммунистических режимов или члены их семей всё ещё живы, не поздно оказать им моральное возмещение за пережитые ими страдания.

9. Не менее важно то, что коммунистические режимы всё ещё активны в некоторых странах и преступления, совершаемые во имя коммунистической идеологии, продолжают иметь место. По моему мнению, Совет Европы, организация, которая выступает в защиту прав человека, не имеет права оставаться безразличной и молчать, даже если те страны не являются членами Совета Европы.

Такое международное осуждение предоставит большую возможность, и больше аргументов внутренней оппозиции в этих странах, и может способствовать развитию некоторых позитивных действий.

Это является наименьшим, что Европа, колыбель коммунистической идеологии, может сделать для этих стран.

10. Следует подчеркнуть, что в этом докладе отсутствует вопрос о какой- либо финансовой компенсации жертвам коммунистических режимов, рекомендуется только лишь одна компенсация, носящая моральный характер.

11 . 15 годовщина падения коммунистических режимов во многих европейских странах предоставляет благоприятную возможность для таких действий. На Совет Европы возлагается обязательство выполнить эту задачу, так как почти половина государств- членов Совета Европы пережила коммунистическое правление.

12. В рамках подготовки этого доклада, Комитет организовал слушание с участием высокопоставленных лиц, чья компетентность по этой теме, в значительной степени способствовала подготовке данного доклада.

Я также привёл детали визитов в Болгарию (16 мая 2005), Латвию и Россию . Я хотел бы выразить признательность национальным парламентским делегациям этих стран за их помощь в подготовке этих визитов.

13 .Хочу подчеркнуть, что этот доклад ни в коей мере не предназначен стать всесторонней оценкой коммунистических преступлений. Историческое расследование должно быть оставлено историкам, и уже существует вполне солидное количество литературы по этой теме, которой я воспользовался, готовя данный доклад. Цель этого доклада- дать политическую оценку преступлений коммунизма.

2. Общее представление о коммунистических режимах.

Коммунистические режимы имеют общие характерные черты, такие как руководство, осуществляемое одной единственной партией, преданной коммунистической идеологии. Власть сосредоточена в руках небольшой группы партийных лидеров, которые выпадают из рамок закона.

Партия контролирует государство до такой степени, что граница между партией и государством приобретает неясные очертания. Кроме того, партия осуществляет свой контроль над населением в каждой из сторон повседневной жизни, в беспрецедентном масштабе.

Право на сотрудничество не существует, политический плюрализм упрощён, и любая оппозиция, как и все попытки независимых самоорганизаций сурово наказываются. С другой стороны массовое вступление в партию или дочерние организации поощряется, а иногда даже проводится в принудительном порядке.

Для того чтобы усилить свой контроль над обществом и предотвратить какие- либо действия, выходящие из- под этого контроля, такие коммунистические режимы увеличивают штат полицейских до беспримерных размеров, внедряют сеть информаторов, и поощряют доносы.

Количество полицейских структур и число секретных информаторов отличается в разное время и в разных странах, но оно всегда намного превосходит численность в любом другом демократическом государстве.

Средства массовой коммуникации монополизируются и контролируются государством. И как правило, применяется строгая превентивная цензура, право на доступ к информации нарушается, и не существует свободной прессы.

Национализация экономики, которая является неизменной чертой коммунистического руководства, и является результатом идеологии, накладывает ограничения на личную собственность и индивидуальную экономическую деятельность.

Вследствие чего граждане попадают в зависимость от государства, которое является монополизированным работодателем и единственным источником доходов.

Коммунистическое правление длилось более 80 лет в стране, в которой оно впервые возникло, а именно в России, переименованной затем в Советский Союз. В других европейских странах оно продолжалось около 45 лет.

За пределами Европы коммунистические партии стоят у власти более 50 лет в Китае, Северной Корее и Вьетнаме, более 40 лет на Кубе, и 30 лет в Лаосе. Коммунисты руководили в течение некоторого времени в различных африканских, азиатских и южно американских странах, находящихся под советским влиянием.

Более чем двадцать стран на четырёх континентах находились и находятся под коммунистическим управлением.

Кроме Советского Союза и его шести европейских государств сателлитов, в список входят; Афганистан, Албания, Ангола, Бенин, Кампучия, Китай, Конго, Эфиопия, Северная Корея, Лаос, Монголия, Мозамбик, Вьетнам, Южный Йемен, Югославия. До 1989 года число людей, живших под коммунистическим режимом, составляло более одного миллиарда.

Географическое положение, длительность по времени, предполагают различия и изменения в осуществлении на практике коммунистического правления в различных странах. Коммунистический режим развился исходя из внутренней динамики, или в ответ на международные обстоятельства. Трудно сравнить коммунистическое правление в России в 1930, Венгрии в 1960 или Польше в 1980.

Однако, не смотря на различия, можно чётко определить общие черты коммунистического режима, какой бы не была страна, культура или время. Одной из наиболее очевидных характеристик является ужасающее нарушение прав человека.

3. Преступления коммунизма

С самого начала, коммунистическое господство характеризуется массовым нарушением прав человека. Для того чтобы достичь и удержать власть, коммунистические режимы пошли дальше убийств отдельных лиц и резни на местном уровне, они интегрировали преступление в систему руководства.

Это правда, что спустя несколько лет после установления режима в большинстве европейских стран, террор потерял свою начальную силу, и нарушения прав человека стали менее ужасающими. Однако, память о терроре играет важную роль в обществе, и скрытая опасность замещает реальные жестокости.

К тому же, если это необходимо, режим вновь обратится к террору, как это было продемонстрировано в Чехословакии в 1968, Польше в 1971, 1976 и в 1981, или в Китае в 1989. Это правило применяется ко всем прошлым и настоящим коммунистическим режимам, независимо от страны.

Согласно приблизительным подсчётам, [точные данные не доступны] число людей, уничтоженных коммунистическими режимами в разных странах;

Советский Союз 20 миллионов жертв

Китай 65 миллионов

Вьетнам 1 миллион

Северная Корея 2 миллиона

Кампучия 2 миллиона

Восточная Европа 1 миллион

Латинская Америка 150,000

Африка 1,7 миллионов

Афганистан 1,5 миллионов

За этими цифрами стоят массовые казни и казни отдельных лиц, смерть людей в концентрационных лагерях, жертвы голода и депортаций.

Цифры, приведённые выше, документированы. Они являются приблизительными подсчётами, существует обоснованная причина для подозрения, что должны быть намного выше. К сожалению, ограниченный доступ к архивам, в частности в России, не позволяет точно проверить правильность цифр.

Важной чертой коммунистических режимов являются репрессии, прямо направленные против целых категорий невинных людей, чьё единственное преступление состояло в том, что они принадлежали к этим категориям.

Таким образом, во имя идеологии, коммунистические режимы убили десятки миллионов богатых крестьян, кулаков, дворян, буржуазию, казаков, украинцев и другие группы.

Эти преступления являются прямым результатом теории классовой борьбы, необходимости уничтожения людей, которые считались бесполезными для строительства нового общества.

В двадцатых годах в Советском Союзе ГПУ, бывшее ЧК, позже КГБ ввело квоту; каждый район должен был доставить определённое число ‘’классовых врагов’’. Цифры устанавливались руководителями коммунистической партии.

Таким образом, местные чиновники должны были арестовывать, депортировать и казнить конкретное число людей. Если им не удавалось этого сделать, они сами становились объектами преследований.

В показателях числа жертв, список наиболее важных преступлений коммунизма включает следующие;

Отдельные или коллективные казни людей, считающихся политическими оппонентами, которые не были судимы или судимы произвольным судом.

4. Кровавые репрессии участников манифестаций и забастовок.

Убийство заложников и пленных во время войны в 1918- 1922 года. Отсутствие доступа к архивам, а также отсутствие каких- либо документов по численности казней, делает невозможным, дать точные цифры, но число жертв составляет десятки тысяч.

Приблизительно 5 миллионов людей в результате конфискаций умерли голодной смертью в 1921- 1923, в особенности на Украине. Голод использовался, как политическое оружие, при некоторых коммунистических режимах, не только в Советском Союзе.

Истребление от 300 000 до 500 000 казаков между 1919 и 1920.

Десятки тысяч людей, погибших в концентрационных лагерях. Здесь, также отсутствие доступа к архивам, делает исследование- невозможным. 690 000 людей, произвольно приговорённых к смерти и казнённых в результате так называемых чисток в коммунистической партии в 1937- 1938.

Тысячи других были сосланы или заключены в концентрационные лагеря. В общем, между 1 октября 1936 года и 1 ноября 1938 приблизительно 1 565 000 людей было арестовано и 668305 из них были казнены. Согласно многим расследованиям, эти цифры преуменьшены, и должны быть проверены, когда все архивы станут доступными.

Массовое уничтожение приблизительно 30 000 кулаков во время насильственной коллективизации 1929- 1933 годов. И дальнейшая депортация 2 миллионов в 1930- 1932 годах.

Тысячи обычных людей в Советском Союзе, обвинённых в связях с ‘’врагами’’ и казнённых в период предшествующий второй мировой войне. Например, в 1937 году приблизительно 144 000 людей были арестованы и 110 000 из них были казнены.

Им было предъявлено обвинение, что они находились в контакте с польскими гражданами, проживающими в Советском Союзе. Также в 1937 году 42 000 людей были казнены на почве связей с германскими рабочими в СССР.

6 миллионов украинцев погибло от голода в ходе хорошо продуманной государственной политики в 1932- 1933 годах.

Уничтожение и депортация сотен тысяч поляков, украинцев, литовцев, латышей, эстонцев, молдаван, жителей Бессарабии в 1939- 1941 и в 1944- 1945 ;

Депортация волжских немцев в 1941, крымских татар в 1943, чеченцев и ингушей в 1944.

Депортация и истребление четвёртой части населения Камбоджи в 1975- 1978.

Миллионы жертв преступной политики Мао Цзедуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее Здесь также отсутствие документации не позволяет привести точные сведения.

Многочисленные жертвы в других частях света, в Африке, Азии, Латинской Америке, в странах, которые сами себя называют коммунистическими и прямо ссылаются на коммунистическую идеологию.

Концентрационные лагеря, созданные первым коммунистическим режимом, в сентябре 1918 года, стали одним из самых постыдных символов коммунизма. В 1921 году было уже 107 лагерей, в которых размещалось около 50 000 заключённых.

Чрезвычайно высокая смертность в этих лагерях может быть проиллюстрирована на примере ситуации в Кронштадском лагере, из 6500 задержанных, помещенных в лагерь в марте 1921 только лишь 1500 человек остались в живых год спустя.

В 1940 году число заключенных доходило до 2 350 000. Они были размещены в 53 концентрационных комплексах, в 425 специальных колониях, в 50 колониях для несовершеннолетних, и в 90 домах для новорождённых.

На всём протяжении 1940 в любое время в лагерях находилось в среднем 2, 5 миллиона человек.

В общем 15- 20 миллионов человек прошли через лагеря в период между 1930 и 1953.

Концентрационные лагеря также были введены в других коммунистических режимах, больше всего в Китае, Северной Корее, Камбодже и во Вьетнаме,

Вторжение Советской Армии в ряд стран во время Второй мировой войны сопровождалось террором, арестами, депортацией и уничтожением.

Среди этих стран особенно пострадали Польша, приблизительно 440 000 жертв в 1939, включая уничтожение пленных польских офицеров в 1944- 1945, Эстония- 175 000 жертв, включая истребление 800 офицеров,что составило 17,5 % всего населения, Литва, Латвия (119,000 жертв), Бессарабия и Северная Буковина.

Депортация целых наций была общепринятой политической мерой, особенно во время Второй мировой войны. В 1940-41, приблизительно 330,000 польских граждан, проживающих на территории, оккупированной Советской армией, были депортированы в восточные районы Советского Союза, больше всего в Казахстан.

900,000 немцев из районов Волги, были сосланы осенью 1941; 93,000 калмыков были депортированы в декабре 1943; 521,000 чеченцев и ингушей были депортированы в феврале 1944; 180,000 крымских татар были депортированы в 1944.

Список будет неполным, если не упомянуть латышей, литовцев, эстонцев, греков, булгар, армян, проживавших в Крыму, месхетинских турок и курдов с Кавказа.

Депортация также применялась для политических оппонентов. С 1920, политических оппонентов в России стали ссылать на Соловецкие острова. В 1927, в построенном на Соловках лагере содержалось 13 000 заключенных 48 различных национальностей.

Самые жестокие преступления коммунистических режимов, такие, как массовые убийства и геноцид, пытки, рабский труд, и другие формы массового физического террора продолжались в Советском Союзе и в меньшей мере в других европейских странах до смерти Сталина.

С середины 1950 годов террор в европейских коммунистических странах значительно убавился, но выборочное преследование различных групп и отдельных личностей продолжалось.

Оно включало в себя полицейскую слежку, аресты, заключение в тюрьмы, наказания штрафами, насильственное психиатрическое лечение, различные ограничения свободы передвижения, дискриминация на работе, что часто вело к бедности и потере профессионализма, публичные унижения и клевета.

Пост- сталинистские европейские коммунистические режимы использовали широко распространяемый страх возможных преследований, который оставался в коллективной памяти. Однако, память прошлых ужасов постепенно ослабевала и оказывала меньшее влияние на молодое поколение.

Однако, даже в течение этих относительно спокойных периодов, если это было необходимо, коммунистические режимы были способны прибегнуть к массовым насилиям. Иллюстрацией являются события в Венгрии в 1956, в Чехословакии в 1968, или в Польше в 1956, 1968, 1970 и 1981.

Падение коммунистического правления в Советском Союзе и других европейских странах облегчило доступ к некоторым архивам, документирующим коммунистические преступления. До 1990, эти архивы были абсолютно недоступны.

Документы, которые были там обнаружены, представляют собой важный источник информации о механизмах правления и принятия решений, и позволяют произвести полный исторический анализ деятельности коммунистических систем.

по- видимому, становится понятно, что преступная сторона коммунистических режимов не является результатом обстоятельств, но, скорее всего следствием хорошо продуманной политики, тщательно разработанной основателями таких режимов, даже до того, как они взяли власть в свои руки.

Исторические коммунистические лидеры никогда не скрывали своих целей, таких как диктатура пролетариата, уничтожение политических оппонентов и категорий населения не сочетающихся с новой моделью общества.

Коммунистическая идеология, применяемая где- либо или когда- либо, будь то в Европе, или где то в другом месте, всегда вела к массовому террору, преступлениям и нарушением прав человека в широком масштабе.

Анализируя последствия применения этой идеологии, нельзя не придать значение тому сходству с последствиями применения другой идеологии 20 века, а именно, нацизма. Хотя обоюдно враждебные, эти два режима разделяли некоторое количество общих черт.

Однако, хотя преступный характер нацистской идеологии и нацистского режима является бесспорным, по крайней мере, в течение полу века, и его лидеры и многие преступники понесли ответственность, коммунистическая идеология и коммунистические режимы не встретили сопоставимой реакции.

Преступления, совершенные во имя коммунизма, были редкой темой судебных обвинений, и многие преступники так никогда и не предстали перед судом.

Коммунистические партии всё ещё активны в некоторых странах, и они даже не отделили себя от прошлого, когда они поддерживали и сотрудничали с преступными коммунистическими режимами.

Открыто используется коммунистическая символика, и общественное осознание преступлений коммунизма очень слабое. Это особенно очевидно, когда сравниваешь с осведомлённостью общественности о преступлениях нацизма. Образование молодого поколения во многих странах, конечно, не может помочь сократить этот разрыв.

Политические и экономические интересы отдельных стран оказывают влияние на степень критики некоторых всё ещё активных коммунистических режимов. Это особенно очевидно в случае с Китаем.

Являясь докладчиком, я придерживаюсь того мнения, что не должно быть дальнейшего, не имеющего никакого оправдания, промедления в осуждении коммунистической идеологии и коммунистических режимов на международном уровне.

Лично я не разделяю взгляд некоторых коллег на то, что необходимо провести четкое разграничение между идеологией и тем, что происходило на практике. Последнее проистекает из первого; и рано или поздно первоначальными благими намерениями завладеет тоталитарная однопартийная система и извратит их.

Однако, должно быть понятно, что эти преступления совершались во имя коммунистической идеологии, а не какой- либо особой страной.

Сами русские стали первыми и самыми многочисленными жертвами коммунистической идеологии. В любой отдельно взятой стране, где коммунисты находились у власти, преступления носили общий характер.

В то же время страны члены Совета Европы, которые ещё не сделали это, должны в срочном порядке учредить такие комитеты на национальном уровне. Ожидается, что такие комитеты будут тесно сотрудничать с комитетом Совета Европы.

Конечная цель такой работы Совета Европы и национальных комитетов будет заключаться в том, чтобы установить и предложить конкретные меры для свершения правосудия и реабилитации жертв коммунистической идеологии, а также для того, чтобы отдать им дань памяти.

Необходимое условие для успешной работы этих комитетов- это доступ к архивам, особенно в России. Следовательно, заинтересованным странам и особенно России согласно Рекомендации (2000) 13 Комитета министров Совета Европы следует принять важный законопроект, касающийся европейской системы доступа к архивам;

Не менее важно то, что Комитет министров должен положить начало кампании по раскрытию и осознанию преступлений коммунизма. Сюда также входит пересмотр школьных учебников. Необходимо поддержать государства, которые являются членами Совета Европы сделать тоже самое на национальном уровне.

Страница 1

Эта разновидность тоталитаризма наиболее полно отражает характерные черты режима, т.е. частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества.

Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало фактом тогда же. В 30-е гг. ВКП(б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом. Дискуссии, обсуждения, элементы партийной демократии безвозвратно ушли в прошлое. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным Комитетом ВКП(б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло состояться без одобрения партийных ячеек. Что касается комсомола, профсоюзов, других общественных организаций, то они были не более чем «приводными ремнями» от партии к массам. Своеобразные «школы коммунизма» (профсоюзы для рабочих, комсомол - для молодежи, пионерская организация - для детей и подростков, творческие союзы - для интеллигенции), они, в сущности, выполняли роль представителей партии в различных слоях общества, помогали ей руководить всеми сферами жизни страны. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология, постулаты которой - понятные, простые - внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей, лекций по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)»: в СССР построены основы социалистического общества; по мере продвижения к социализму классовая борьба будет обостряться; «кто не с нами - тот против нас»; СССР - оплот прогрессивной общественности всего мира; «Сталин - это Ленин сегодня». Малейшее отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. Песни, кинофильмы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали любовь, трепет и граничащее со страхом уважение. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем. В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы - «тройки», Главное управление лагерей - ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой: «Шахтинское дело» (1928), процесс над «Промышленной партией» (1930), «Дело академиков» (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936-1939 гг. против бывших вождей партии (Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, И.Э. Якир и др.). «Большой террор» унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность, жертвовать друзьями и близкими. Они напоминали запутанному обществу о том, что человек, «взвешенный на весах» истории, легок и ничтожен, что его жизнь не имеет никакой ценности, если она нужна обществу. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны. В обществе сложилась весьма непростая духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда - в светлом будущем, которое они строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-то команды. Полагают, что именно такое - взвинченное, трагически расколотое восприятие действительности свойственно тоталитаризму, который требует, говоря словами философа, «восторженного утверждения чего-то, фанатической решимости ради ничто». Символом эпохи можно считать принятую в 1936 г. Конституцию СССР. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался сак социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм в основном построен, утвердилась общественная социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал.

Гражданская война
Гражданская война - это вооруженная борьба за государственную власть между гражданами - большими массами людей, относящимися к различным классам и социальным слоям общества. Корни гражданской войны в России - в существовавшей веками социальной несправедливости, в том, что политическая элита не сумела осознать многообразие интересов всех...

Борьба за независимость
Под влиянием революционного движения в Российской империи в 1905 году по территории Эстонии прокатилась волна массовых забастовок рабочих. Национальная буржуазия выступила с требованием проведения либеральных реформ. Организованные выступления рабочих возобновились в 1912 и особенно с 1916. После Февральской революции на основании поло...

Галицкая и Волынская земли
Развитие земледелия, скотоводства, ремесел, промыслов и торговли обусловило рост могущества Галицкого и Волынского княжеств, расположенных на юго-западной окраине Руси. В поэме «Слово о полку Игореве» прославляется галицкий князь Ярослав Осмомысл (1153-1187), который «подпер горы Угорские своими железными полками», закрыл «ворота Дунаю...

На карте показаны "страны народной демократии" Восточной Европы: Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыеия, Болгария, Югославия, Албания и ГДР.

Коммунистические режимы наступают в Европе и Азии

Под давлением СССР влияние коммунистов в Восточной Европе возростало. Возникли страны «народной демократии», в которых вначале были допущены многопартийность и различные виды собственности.

Постепенно партии коммунистов и социалистов начали объединятся и захватывать власть. Затем в 1947-1948 гг. по очень похожим схемам в ряде стран были раскрыты «заговоры», и оппозиционные партии были разгромлены. Теперь уже в странах были установлены коммунистические режимы. В наших же газетах мы читали о победе коммунистов на выборах в странах восточной Европы, а также о наступлении китайской освободительной армии.

Для меня было естественным (и я испытывал удовлетворение), что народы освобожденных стран "встают на путь социализма" (это распространённый газетный штамп того времени). Я только удивлялся тому, что эти страны не вступают в Советский Союз. Ведь я помнил слова Сталина:

«Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам укреплять и расширять Союз Советских Социалистических Республик. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним эту твою заповедь».

Мне теперь кажется, что Сталин, не имея еще атомной бомбы, осторожничал, боясь дать повод США и Англии осуществить атомные бомбардировки советских городов. Тем не менее, ничто не мешало ему, действуя предельно осторожно и соблюдая «законность» закреплять достигнутые завоевания.

В Восточной Европе Сталин именно такую политику и проводил, последовательно «закрепляя» достигнутые в ходе войны территориальные приобретения. Освободив восточноевропейские страны от немецкой оккупации, советские войска надолго остались на территории этих стран, введя режим временной военной администрации. Это дало возможность подавить инакомыслящие партий и привести к власти прокоммунистические группы и партии, хотя внешне это подавалось как результат народного волеизъявления.

Коммунистические режимы после Второй мировой войны наступали по всем миру. Все события в восточноевропейских странах, а также победа коммунистов в Китае, Корее и Северном Вьетнаме подавались в советской прессе как успешные демократические преобразования стран, отвергших капитализм и эксплуатацию человека человеком и вставших на социалистический путь развития.

Я радовался успехам этих стран, победам коммунистов, расширению социалистического лагеря, лагеря мира, противостоявшего капиталистическому лагерю, лагерю поджигателей войны.

В предыдущей фразе я сознательно привел терминологию (очередные штампы советской пропаганды), использовавшуюся в то время советской пропагандой.

Но я именно так и думал тогда и мыслил именно такими штампами. Эти слова были в меня вдолблены.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

gastroguru © 2017