Игорь васильевич северянин. Игорь северянин краткая биография и творчество Личная жизнь северянин

От Masterweb

02.05.2018 14:00

Каждый интеллектуал, часто открывающий для себя что-то новое, рано или поздно захочет почитать стихи поэтов Серебряного века, которые пытались внести в стандартную и дисциплинированную советскую жизнь что-то свое, живое, естественное и новое. Каждый из них по-своему хотел изменить этот мир, открыть окно и впустить свежий ветер вдохновения. Дать уверенность в делах, в чувствах, отношениях и т. д.

Серебро

Одним из таких представителей является Игорь Северянин (биография его будет представлена ниже). Ему нужно было много трудиться, прежде чем стать «русским интеллектуальным багажом», как о нем говорил педагог Дмитрий Быков. Пришедшие вслед за Золотым веком авангардисты стали смело призывать «сбросить с парохода современности Пушкина и Достоевского», и вместе с ними разные литературные течения и группировки. Произведения Серебряного века действительно будоражат умы, так как в основном относятся к острым вопросам любовной лирики.

Многие до сих пор цитируют любимые и популярные строки из стихов Пастернака, Маяковского, Ахматовой, Блока, Мальденштама, Цветаевой и т. д. К ним относится и Игорь Северянин. В биографии его есть не случайные, очень важные и судьбоносные моменты, о которых дальше и пойдет речь. Это настоящий мастер пера. Он был очень популярным не только у взрослых, но и у молодежи. Однако из постоянно критикующих его статей можно составить целый томик. Но как бы то ни было, на своих выступлениях он собирал огромную толпу благодарных слушателей. Знаменитыми его стихотворения являются «Ананасы в шампанском», «Я - гений», «Это было у моря» и т. д.

Игорь Северянин. Биография (кратко и самое важное о семье и детстве поэта)

Невозможно однозначно относиться к его литературному наследию. В его краткой биографии самое главное состоит в том, что он работал и публиковался исключительно под псевдонимом. Настоящая его фамилия была Лотарев. Он родился в Санкт-Петербурге 4 мая 1887 года. Всей семьей они жили на Гороховой улице в доме под номером 66, которая являлась центральной фешенебельной магистралью Северной столицы. Игорь воспитывался в культурной и весьма состоятельной семье.

Его отцом был Василий Петрович Лотарев – мещанин, дослужившийся до высшего чина - штабс-капитан железнодорожного батальона. Мать, Наталья Степановна Лотарева, была дальней родственницей Афанасия Фета. Она происходила из дворянского рода Шеншиных.

В 1896 году родители Игоря развелись и решили идти каждый своим путем. Что стало причиной их развода, осталось неизвестным.

Перемены

Еще мальчиком он стал проживать в имении у родственников отца, живших в Череповецком районе в деревне Владимировке, куда отец отправился жить после своей отставки и развода. А потом Василий Петрович поехал в город Дальний в Маньчжурию, приняв должность коммерческого агента.

В Череповце Игорь смог окончить только четыре класса училища, а потом, когда ему исполнилось 16 лет, он переехал к отцу (в 1904 году). Ему непременно хотелось увидеть этот замечательный край собственными глазами. Он был вдохновлен красивой и суровой природой дальневосточного края, поэтому и псевдоним он потом взял Северянин, в подражание Мамину-Сибиряку. Но в этот же год перед Русско-японской войной его отец умирает, и Игоря отправляют обратно к матери в Санкт-Петербург.

Первые успехи в поэзии

Игорь Васильевич с самого детства проявлял свой недюженный литературный талант. Первые свои стихи он начал писать в 7-8 лет. В ранней юности он был вдохновлен Женечкой Гуцан, и поэтому его стихи были лирическими. Затем началась война, и в его произведениях стала появляться военно-патриотическая нотка. С 1904 года его стихи начинают печатать в периодических изданиях. На это повлиял его любимый писатель Алексей Константинович Толстой. Игорь больше всего хотел получить отклик от редакторов, а вот у читателей стихи особого восторга не вызывали, поэтому ему возвращали его произведения обратно.

Отмечая самое главное в биографии Игоря Северянина, нельзя не сказать о том, что он начинал печататься под псевдонимами «Граф Евграф д’Аксанграф», «Игла», «Мимоза». Примерно в это же время он берет себе окончательный псевдоним Игорь Северянин. В 1905 году он публикует свое стихотворение «Гибель Рюрика».

В 1907 году поэт знакомится с Константином Фофановым, который первым оценил талант молодого писателя и стал его наставником.


Начинающий поэт

В 1909 году стал образовываться поэтический кружок, причем благодаря именно Игорю Северянину. К 1911 году появилось уже целое творческое объединение эгофутуристов. Это было новое течение, которому были свойственны рафинированность ощущений, неологизмы, себялюбие и культ личности. Все это они старались выставить напоказ. Но основатель этого нового литературного движения вскоре покинул его, оказался в кругах символистов и стал выступать сольно.

Появление в российской поэзии такого мастера пера, как Северянин, приветствовал Брюсов. И с этого момента вышло 35 поэтических сборников поэта Северянина. Одна из его рукописей «Хабанера II», благодаря писателю Ивану Наживину, попала в руки самого Льва Толстого, который беспощадно, в пух и прах раскритиковал постмодерниста Северянина. Но этот факт не сломил, а наоборот, пропиарил его имя, хоть и «по-черному». Он стал известным.


Король поэтов

Журналы, нашедшие в этом сенсацию, стали охотно печатать его произведения. В 1913 году вышел его знаменитый сборник, принесший ему славу, - «Громокипящий кубок». Северянин стал ездить со своими выступлениями по всей стране и собирал полные аншлаги. Поэт обладал великолепным исполнительским даром. Борис Пастернак говорил о нем, что в эстрадной декламации стихов он мог соперничать только с поэтом Маяковским.

В 48 сборных поэтических концертах он принял участие и 87 дал лично. Участвуя в поэтическом конкурсе в Москве, он получил звание «Короля поэтов». По баллам он обошел своего главного соперника - Владимира Маяковского. Огромное количество поклонников собрались в просторной аудитории политехнического института, где поэты читали свои произведения. Было горячо в беседах, между поклонниками происходили даже потасовки.


Личная жизнь

В личной жизни не сильно везло Игорю Северянину. К биографии его можно добавить, что с юности он любил свою кузину Лизу Лотареву, которая была старше его на 5 лет. Детьми они вместе проводили лето в Череповце, играли и много беседовали. Но потом Елизавету выдали замуж. Игорь был вне себя от горя и даже чуть не потерял сознание на церемонии венчания в церкви.

Когда ему исполнилось 18 лет, он познакомился с Женечкой Гуцан. Она просто сводила его с ума. Он называл ее Златой (из-за золотых волос) и каждый день дарил ей стихи. Им не суждено было стать супружеской парой, однако от этих отношений у Женечки родилась дочь Тамара, которую поэт увидел только через 16 лет.

Потом мимолетных романов у него будет много, как и гражданских жен. С одной из них, упомянутой ранее Марией Волнянской - певицей цыганских романсов, - у него сложились длительные отношения. В 1912 году поэту понравился эстонский город Тойла, в котором он однажды побывал. В 1918 году он перевозит туда свою больную мать, а следом приезжает и его жена Мария Волнянская. Первое время они жили там на ее гонорары. Однако в 1921 году их семья распалась.


Единственный и официальный

Однако вскоре он обвенчался с лютеранкой Фелиссой Круут, которая ради него приняла православную веру. Она родила Игорю сына Вакху, однако не стала долго его терпеть и в 1935 году выгнала его из дома.

Северянин постоянно изменял ей, и Фелисса об этом знала. Каждый его гастрольный тур заканчивался новой пассией поэта.

Последней его женщиной стала учительница школы - Вера Борисовна Коренди, которая родила ему дочь Валерию. Уже позднее она призналась, что записала ее под другим именем и отчеством, назвав в честь Брюсова.

В 1940 году они переехали в город Пайде, где Коренди стала работать учительницей. Состояние здоровья Северянина сильно ухудшилось. Вскоре они переехали в Таллин. Он скончался от сердечного приступа в 1941 году 20 декабря. Похоронная процессия была скромной, поэта предали земле на Александро-Невском кладбище.


Знаменитые стихи

Вот такой неугомонный и любвеобильный был поэт Игорь Северянин. На его могиле и до сих пор существует пророческие слова, написанные им при жизни: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!».

Самыми известными произведениями поэта стали «Громокипящий кубок» (1913 г.), «Златолира» (1914 г.), «Ананасы в шампанском» (1915г.), «Собрание поэз» (1915-1918 гг.), «За струнной изгородью лиры» (1918 г.), «Вервэна» (1920 г.), «Менестрель. Новейшие поэзы» (1921 г.), «Миррэлия» (1922 г.), «Соловей» (1923 г.), «Роса оранжевого часа» (поэма в 3 частях, 1925 г.), «Классические розы» (1922-1930 гг.), «Адриатика. Лирика» (1932 г.), «Медальоны» (1934 г.), «Рояль Леандра (Lugne)» (1935 г.).

Заключение

Свой неизгладимый след в поэзии, как и многие другие поэты, оставил после себя и Игорь Северянин. Биографию и творчество поэта изучают те, кто понимают, что творцы Серебряного века, как и Золотого, черпали свое вдохновение в любви к другу, женщине и Родине. Патриотизм не был им чужд. Они не были равнодушными к происходящим вокруг них событиям, отображая все в своих стихах. Чуткость и ранимость предопределяла их характер, иначе сложно быть хорошим поэтом.

Конечно, творчество и биография Игоря Северянина, кратко описанные в этой статье, многим могут не дать полноты понимания его истинного таланта, поэтому его произведения лучше почитать самому, поскольку в них есть и отголоски его непростой жизни, и проявления удивительного поэтического дара.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Игорь Северянин (настоящее имя и фамилия Лотарев Игорь Васильевич; 1887-1941). Родился в Петербурге в семье офицера, по материнской линии был потомком Карамзина и дальним родственником Фета. Окончил реальное училище в г. Череповце, стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело».

Юношеские опыты не привлекали внимания читателей и критики, и поэту пришлось издать более тридцати разных книжечек-брошюр за свой счет, рассылая их на отзыв в редакции журналов и именитым людям («Зарницы мысли», 1908; «Интуитивные краски», 1908; «Колье принцессы»; 1910; «Электрические стихи», 1910, и др.).

В 1909 Лев Толстой пришел в негодование от сборничка «Интуитивные краски» (великого старца возмутили строки: «Вонзите штопор в упругость пробки / И взоры женщин не будут робки») и обрушился на поэта с отповедью. «С легкой руки Толстого меня стали бранить все, кому не было лень. Журналы стали охотно печатать мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них участие».

В 1911 вместе с поэтом Колимповым, сыном Фофанова, объявил себя создателем новой поэтической школы - эгофутуризма. В «Прологе эгофутуризма» (1911) он манифестировал: «Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз»; в его стихах самолюбование и самовосхваление принимали гипертрофированные - на грани пародии и пошлости - формы: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен».

Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, после выхода сборника «Громокипящий кубок». Вскоре Игорь Северянин отказывается от участия в каких бы то ни было литературных объединениях, предпочитая не делить ни с кем лавры. Следующие сборники «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» (1915) и др. не прибавили ничего нового в сложившийся облик салонно-будуарного поэта, разочаровали серьезных читателей, возлагавших на Северянина надежды обновления стихотворного языка, но закрепили за ним репутацию «кумира гимназисток».

В феврале 1918 в зале Политехнического музея Северянина избирают «королем поэтов» (к досаде его соперников - В. Маяковского, К. Бальмонта). В этом же году он уезжает в Эстонию и после провозглашения ее самостоятельным государством оказывается отрезанным от родины.

В годы эмиграции Северянин выпустил 17 книг, но читателей становилось все меньше, тиражи книг были мизерными, и даже они не расходились. Последние годы поэт провел в нужде и безвестности. Игорю Северянину принадлежат одни из самых известных строк в литературе русского рассеяния: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!»

Игорь Северянин родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Окончил 4 класса реального училища в г.Череповце. В 1904 г. перебрался к отцу в г.Дальний (Манчжурия). В течение определенного времени проживал в Порт-Артуре.

Перед самым началом Русско-японской войны возвратился к матери в Петербург.

Начало литературного пути

Первые стихи Игоря Северянина были созданы еще в детстве. Первая публикация появилась в 1905 г.

Ранние стихи поэта не получили признания ни читателей, ни критиков, ни его коллег по перу. Л. Н. Толстой , ознакомившийся с творчеством начинающего поэта, высказался о нем достаточно уничижительно. “И это – литература?!” – с досадой воскликнул великий писатель.

Творческий расцвет

В 1911 г. И. Северянин и И. Игнатьев основали новое направление в литературе – эгофутуризм. Немногим позже, поэт покинул группу своих соратников. Расставание было скандальным.

Первый сборник стихов поэта был назван “Громокипящий кубок”. Он увидел свет в 1913 г. Предисловие к нему было написано известным писателем, Ф. Сологубом.

Осенью этого же года Северянин выступает вместе с В. Маяковским . В это же время он знакомится с С.Спасским и К.Паустовским .

В 1918 г., после блестящего выступления в московском политехническом музее, он получил почетную должность “Короля поэтов”. Также за нее боролись Маяковский и К. Бальмонт .

Эстонская эмиграция

Краткая биография Игоря Северянинавключает в себя немало драматических моментов.

Начало вынужденной эстонской эмиграции датируется первой половиной марта 1918 г. За годы проживания в Эстонии, поэт выпустил несколько сборников стихотворений и четыре стихотворных автобиографических романа. Также Северянин переводил эстонскую поэзию на русский язык, работал над крупным исследованием “Теория версификации”.

В первые годы эмиграции поэт много ездил по европейским странам.

Личная жизнь

До эмиграции Игорь Северянин состоял в незарегистрированном браке с артисткой М. Волнянской. Обладательница красивого богатого голоса, она исполняла цыганские романсы.

В 1921 г. поэт расстался со своей “гражданской” супругой и женился на Ф. Круут. Ради Северянина она, ревностная лютеранка, обратилась в православие. Вплоть до 1935 г. супруга была не только музой, но и настоящим ангелом-хранителем Игоря Васильевича. Благодаря ей его талант не зачах в эмиграции. Стихи стали более ясными, приобрели классическую простоту.

Литературных муз у Северянина было достаточно много. Он посвящал свои произведения Е. Гуцан, А. Воробьевой, Е. Новиковой, знаменитому писателю-беллетристу Т. Краснопольской.

Отношения любвеобильного поэта с женщинами были не только платоническими. Уже будучи женатым на Ф. Круут, он во время гастролей по Европе дважды вступал в романтические отношения. Наиболее мучительным для обоих супругов стал роман Северянина с Е. Штранделл. Она была супругой владельца продуктовой лавки и от нее зависела выдача провизии в кредит.

В этом браке родилось двое детей. Дочь, В. И. Семенова, родилась в Петербурге, но позже уехала в Эстонию, где и скончалась в 1976 г. Сын, Вакх Игоревич, жил в Швеции до 1944 г.

Смерть поэта

Здоровье у Игоря Северянина было достаточно слабым. Он скончался в 1941 г., в Таллине, во время фашистской оккупации. Причиной смерти поэта был сердечный приступ.

Другие варианты биографии

  • Настоящая фамилия И. Северянина – Лотарев. По мнению коллег по перу, раннее творчество поэта полно самовосхваления и популизма.
  • Доктор медицинских наук, Н. Эльштейн, полагал, что поэт страдал тяжелой формой туберкулеза. Феномен этой патологии заключается в том, что на определенной стадии больные становятся невероятно влюбчивыми.

Игорь Северянин (псевдоним Игоря Васильевича Лотарева) (1887-- 1941) родился в Петербурге, сын офицера. Учился в Череповецком реальном училище. Начал печататься в 1905 г. в провинциальных газетах. Первый его сборник стихов "Зарницы мысли" вышел в 1908 г. С 1911 г. глава эгофутуристов, выпускавших газету "Петербургский глашатай". Книги стихов Северянина: "Громокипящий кубок" (1913) выдержал за два года семь изданий), "Златолира"(1914), "Ананасы в шампанском" (1915), "Victoria Regia" (1915), "Поэзоантракт" (l915). На вечере в Политехническом музее вМоскве был провозглашен публикой "Королем поэтов". Вторым был Маяковский. В марте тоге же года уехал в Эстонию и скоро оказался отрезанным от родины. В Россию больше не возвратился, хотя и тосковал по ней. Не удалось ему, несмотря на его горячее желание, вырваться на родину и в июне 1941 г., когда Эстонию захватили немецко-фашистские войска. Он скончался в Таллинне.

Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) гордился родством с двумя знаменитыми в истории российской словесности людьми.

Приятель поэта священник Сергий Положенский вывел род Шеншиных из глубины XV века, назвав его родоначальником Самуила "Шеншу". В этом славном дворянском роду мы находим в XVIII веке майора Бориса Шеншина. Его внук Сергий Леонтьевич Шеншин имел чин коллежского асессора и служил начальником полиции Щигровского уезда Курской губернии, а его сын - Степан Сергеевич известен нам, как предводитель уездного дворянства. Он был женат на Ольге Козьминичне Дебериной. Брак был удачным. На свет появилось шестеро детей: сыновья - Иосаф (лейтенант), Николай (гусар), Михаил (в юности погиб на охоте), дочери - Александра, Елисавета и Наталия.

Богатый помещик, ротмистр Афанасий Неофитович Шеншин в бытность свою в Германии женился на вдове Шарлотте Фет (Foeth), урожденной Беккер. От брака с Шарлоттой родился Афанасий Афанасьевич - будущий поэт. До 14 лет Афанасий писался Шеншиным, но вдруг обнаружилось, что лютеранское благословение на брак в России не имело законной силы, а православное венчание родителей, произошло уже после его рождения. С этого момента он стал носить фамилию матери.

Но вернемся к Наталье Степановне Шеншиной, которая первым браком была за генерал-лейтенантом, инженером Георгием Ивановичем Домонтовичем, от которого имела умершую в молодости дочь Зою. Именно Зоя была тем звеном, которое связывало Игоря Васильевича Лотарева с родом Домонтовичей. Через родство с Зоей поэт состоял в свойстве (не кровное родство через женитьбу или замужество) сразу с несколькими известными в истории государства Российского людьми. Вот некоторые из них - братья Георгия Домонтовича: гласный Санкт-Петербургской Думы Иван Иванович Домонтович, сенатор Константин Иванович Домонтович, генерал Михаил Алексеевич Домонтович (кузен). Игорь Северянин. Стихотворения. М. Россия, 2007. Вступ. статья В.П.Кошелева, стр. 7

Сенатор Константин Домонтович был женат на Аделаиде Константиновне Муравинской, чья сестра Евгения Константиновна Муравинская прославилась на всю Россию, как солистка Мариинского театра (колоратурное сопрано). Ее сценический псевдоним был Мравина, а роли - Манон Леско в "Манон" Ж.Массне, Джильда в "Риголетто" и Виолетта в "Травиате" Дж. Верди, Мими в "Богеме" Д.Пуччини. Одна из самых блистательных красавиц Санкт-Петербурга Евгения Мравина умерла в Крыму после тяжелой и продолжительной болезни в октябре 1914 года. Игорь-Северянин посвятил Мравиной очерк "Трагический соловей". Кстати, в записке "Родственники и " -чки"" поэт упорно именует ее Муравинской, хотя, по утверждению вдовы дирижера Евгения Мравинского А.М.Вавилиной-Мравинской, написание родовой фамилии "Мравинские" в форме "Муравинские" - явная ошибка, которую у поэта можно объяснить лишь не правильным восприятием на слух.

Дочерью кузена Михаила Алексеевича Домонтовича была Шурочка, известная нам, как Александра Михайловна Коллонтай Кузина Шурочка прославилась своими передовым взглядами на секс и на брак, принимала участие в революционном движении и была первой в мире женщиной, получившей ранг посла. В 20-е годы в среде русской эмиграции о ней ходили слухи, что своими нарядами, мехами и бриллиантами она затмевала царственных особ. Александра Михайловна остается едва ли не самой загадочной женщиной Советской России. Рассказывают, что до глубокой старости она сводила мужчин с ума. Впрочем, для нас это не имеет ровно никакого значения, потому что нам она дорога одним лишь воспоминанием о поэте, в котором тот предстает перед нами "мальчуганом с белым воротничком и не детски печальными глазами".

Отцовская линия представляется нам менее разветвленной, хотя и здесь встречаются имена, достойные упоминания. Василий Петрович Лотарев дослужился до звания штабс-капитана. Выйдя в отставку, он пытался заниматься коммерцией на родине, но крайне неудачно и невесть каким образом оказался в Китае. В то время в портах Дальний (Далян) и Порт-Артуре (Люйшунь) обустраивалась русская армия. Василий Петрович, очевидно, участвовал в каких-то армейских поставках, но недолго - помешала болезнь. Он скончался от чахотки в Ялте 10 июня 1904 года.

В отцовском роду были купцы, инженеры, химики и юристы. Для нас представляет интерес кузен будущего поэта Виктор Александрович Журов, сын Елисаветы Петровны Лотаревой и московского купца Александра Иродионовича Журова, выпускник юридического факультета Московского университета. Журов более известен, как баритон Витторио Андога. Предание гласит, что он даже стал режиссером в знаменитом миланском театре La Scala. Кузен был женат на одесситке Наталии Фесенко, известной нам, как оперная певица Аида Марчелла.

Это было написано едва ли не четверть века спустя, но как отменно хороши и до сих пор свежи "глазы, таящие на дне своем экстазы". Без всякого сомнения, Елисавета всегда производила сильное впечатление на своего кузена. Достаточно отыскать в "Громокипящем кубке" стихотворение "Эксцессерка", в котором поэт признается: "я не видел кузины в кузине и едва ли я в том виноват".

Игорь-Северянин не оставил нам своей биографии, но зато в поэме детства "Роса оранжевого часа" есть множество любопытных подробностей. Текст поэмы теперь доступен, что избавляет от необходимости пересказывать их, поэтому упомяну лишь те из них, которые непосредственно касаются родителей поэта.

Об отце поэт рассказывает, что происхождением он был из владимирских мещан. Детство и отрочество Василий Лотарев вместе с братом Михаилом провел в одном из немецких пансионов Ревеля. Учился в Санкт-Петербурге в Инженерном училище (Михайловский или Инженерный замок), Получив инженерную специальность - сапёр и офицерский чин, был принят на службу в I железнодорожный батальон (впоследствии полк). Отец был начитан, знал несколько языков, любил театр. Из офицерских развлечений предпочитал оргии и кутежи, имел повышенную слабость к женскому полу.

Мать, по словам поэта, до двадцати двух лет понятия не имела о том, что такое кухня. В молодости к ней сватался будущий председатель Совета министров Борис Штюрмер, но замуж она вышла за генерал-лейтенанта Георгия Домонтовича, который был значительно старше нее. Муж принимал участие в строительстве Адмиралтейства в Петербурге и Троицкого моста через Неву. Род его, однако, к гетману Довмонту, как это полагал Игорь-Северянин, никакого отношения не имел. Знакомство вдовы генерала, Домонтовича и адъютанта Василия Лотарева произошло в кафе Горна в Майоренгофе. Их сын Игорь родился 4 мая (ст.стиль) 1887 года в Петербурге, в доме на Гороховой улице.

В творчестве Северянина нашли отражение и такие эпизоды его детства, как материнские рассказы о друзьях первого мужа. В поэме есть рассказ о том, как генерал-лейтенант Домонтович еженедельно играл в винт с четырьмя адмиралами фон Берентсом, Кроуном, Дюгамелем и Пузино. Все четыре персонажа, несомненно - реальные исторические лица. Например, имя контр-адмирала Ореста Поликарповича Пузино нередко встречается в российской морской литературе, а именем Александра Егоровича Кроуна в конце XIX века были названы два мыса: первый на полуострове Корея в Японском море, второй в Беринговом море в бухте Провидения.

Лучше понять происхождение этих "снов" поможет отсылка к стихам, умершей в 36 лет, поэтессы Марии (Мирры) Александровны Лохвицкой. «Она умерла в августе 1905 года, и поэт никогда не был с ней знаком лично, но он выбрал ее своей Прекрасной Дамой, ей он поклонялся, ее славил в стихах» Пинаев С.М. Над бездонным провалом в вечность...Русская поэзия Серебряного века. М.: Уникум-Центр, Поматур, 2001

В поэзии "Серебряного века" трудно найти более яркий пример поклонения одного поэта другому, чем поклонение Игоря-Северянина Мирре Лохвицкой. Он посвятил Лохвицкой множество стихов, и много раз использовал в своих стихах ее мотивы. Игорь-Северянин, однако, никогда не задумывался над тем, что столь любезная его сердцу Мария Александровна Лохвицкая была одержима демономанией, причем в тяжелой форме. Он просто шел за ней, повинуясь ее призыву: "За мной, утомленные гнетом сомнений! Вы, пьющие жадно от мутной волны".

Открыто преклоняться перед Миррой Лохвицкой поэт стал только спустя почти пять лет, хотя потом утверждал, что начало было положено в августе 1905 года сразу же после ее смерти: "Твой голос, мной невпитый, мне знаком"; "И правдивая, и невинная, и красивая!.. Умерла она, сделав больно нам...". Он приносил ей на могилу цветы, клялся в любви, отмечал в ноябре день ее рождения, приходил на кладбище в мае в свой день рождения, просил у нее совета, брал ее строки в качестве эпиграфов к своим стихам.

Но несмотря на обилие стихов, посвященных Мирре Лохвицкой поэт не оставил нам точного указания конкретных причин своего молитвенного отношения к ней: "Лишь поэту она дорога, лишь поэту сияет звездой!"* Возможно, кое-что объясняет помянутая выше Прекрасная Дама, которая совсем не обязательно должна быть и в жизни наделена реальными талантами и неземной красотой. Но случай поклонения Мирре Лохвицкой как-то не вмещается в стандартные прекраснодамские габариты:

Я Лохвицкую ставлю выше всех:

И Байрона, и Пушкина, и Данта.

Я сам блещу в лучах ее таланта.

Прежде чем говорить о творчестве поэта необходимо поговорить о его необычном литературном псевдониме. Форма литературного псевдонима, избранного Игорем Лотаревым, даже для богатой на всяческие изыски русской литературы кажется довольно необычной. Я всегда придерживаюсь правила писать его через дефис, не разделяя наподобие имени и фамилии по той простой причине, что так придумал он сам. Дико читать литературоведческие статьи и публицистику, в которой поэта именуют Игорем Васильевичем Северяниным.

Дореволюционная критика и журналистика вкупе с издателями никак не могла смириться с дефисом в псевдониме и упорно воспроизводила псевдоним в виде имени и фамилии. «Первые 15 брошюр и два отдельных стихотворения, изданные поэтом за свой счет, подписаны его гражданским именем - Игорь Лотарев» Информация сайта http://severyanin.narod.ru/

Еще 20 небольших сборников стихотворений вышли уже под псевдонимом "Игорь-Северянин". Первый крупный издатель стихотворений Игоря Лотарева Сергей Кречетов - "Гриф"* категорически воспротивился написанию псевдонима через дефис. "Громокипящий кубок", "Златолира" в издании Грифа, а также последовавшие за ними сборники "Ананасы в шампанском" и "Victoria Regia" в издательстве "Наши дни" вышли в свет без дефиса. Не счел возможным воспроизвести дефис известный издатель Викентий Пашуканис, выпустивший в свет собрание сочинений поэта. Тем не менее, в пашуканисовском "Громокипящем кубке" был помещен фотопортрет автора с воспроизведенным автографом "Игорь-Северянин".

В изданиях эстонского времени наблюдается разнобой. Так, в ранних эстонских изданиях "Creme des Violettes", "Вервэна", "Роса оранжевого часа", "Колокола собора чувств" псевдоним воспроизведен в авторском написании, а в берлинских изданиях того же периода и в поздних эстонских изданиях дефис в нем снова пропадает.

Рукопись неизданного сборника "Лирика" со стихами 1918-1928 годов - псевдоним на обложке выписан с дефисом. Та же картина в рукописях "Настройка лиры", "Литавры солнца", "Медальоны". Предисловия к обеим книгам Раннита подписаны псевдонимом "Игорь-Северянин". Все известные автографы поэта, за исключением того, на который ссылается В.Илляшевич*, содержат дефис в написании псевдонима. На книгах подаренных жене* и в письмах к ней, в письмах к Георгию Шенгели, в письмах к Ирине Борман* можно видеть сокращенную форму псевдонима "Игорь. -" Теперь я открываю два наиважнейших документа - два завещания, одно из которых датировано 9 марта 1940 года, а другое 20 октября того же года. В обоих документах мы находим подпись в виде полного псевдонима с присовокуплением гражданского имени поэта: "Игорь-Северянин. (Лотарев)". Таков "поздний Северянин без дефиса".

Он стал основателем эгофутуризма, в добавление к просто футуризму, провозгласив культ индивидуализма, возвышающегося над безликой толпой обывателей. Но это приятно щекотало самолюбие самих обывателей. С футуризмом Маяковского Северянина объединяли эпатирующее озорство, презрение к милитаристскому патриотизму и издевка над затхлым искусственным мирком смертельно скучных классицистов. Однако буржуазия, которую Северянин дразнил и издевательски подкалывал насмешками, стала его главной обожательницей. На вечере поэзии в Политехническом музее Северянин был избран Королем поэтов, несмотря на присутствие Блока и Маяковского. Северянин наслаждался, вводя в поэзию такие, новые тогда, слова, как "синема", "авто", и наизобретал кучу салонно-технических неологизмов. Его причудливая высокопарность иногда походила на самопародию. Называть себя гением он никогда не стеснялся, но в быту был очень прост. Юный Антокольский был потрясен, когда Северянин в его присутствии заказал в ресторане никакие не "ананасы в шампанском", не "мороженое из сирени", а штоф водки и соленый огурец. При всей его "грезэрности" Северянин явление очень русское, провинциально-театральное. Но зато у него есть одно качество настоящего поэта - стихи его никогда ни с кем не спутаешь. Когда Северянин эмигрировал, литераторы-эмигранты, не столь известные, как он, с наслаждением отомстили ему за его славу своим высокомерием, барским пренебрежением, которого у самого Северянина никогда не было. Вычеркнутый из списка "настоящих поэтов", Северянин оказался в полном одиночестве в Эстонии, и после ее аннексии написал оду, приветствующую в стиле его ранних неологизмов "шестнадцатиреспубличный Союз". Это было не политическое стихотворение, а скорее ностальгическое. Северянин перед смертью был счастлив, получив письмо своих почитателей откуда-то с Алтая. Он и не подозревал, что его имя в сталинском СССР обросло легендами, а его стихи переписывали от руки. Но он предугадал это в своем горьком парафразе Мятлева: "Как хороши, как свежи будут розы моей страной мне брошенные в гроб!" Кокетливый талант, в каком-то смысле искусственный. Но его кокетливость неотразимо обаятельная, а его искусственность самая что ни на есть естественная. По известному выражению, многие трагедии кончаются фарсом. В случае с Северяниным фарс превратился в трагедию.

Переходя непосредственно к анализу творчества эгофутуриста, необходимо отметить, что излюбленными стихотворными формами Игоря-Северянина были сонет и рондо, хотя он выдумал и такие формы, какие искусству стихосложения были неведомы до него: миньонет, дизэль, кэнзель, секста, рондолет, перекат, перелив, переплеск, квинтина, квадрат квадратов.

Он часто называл свои поэзы по названиям музыкальных жанров и форм: "Увертюра", "Рондо", "Интермеццо", "Соната", "Интродукция", "Прелюдия", "Баллада", "Фантазия", "Романс", "Импровизация", "Лейтмотив", "Канон", "Дифирамб", "Гимн", "Элегия", "Симфония", "Дуэт душ", "Квартет" М.Петров. Бокал прощенья.//http://www.hot.ee/interjer/bocal/bocal-0.html. У Константина Фофанова есть несколько ноктюрнов, но у Игоря-Северянина их больше - 9 штук в пяти первых сборниках стихов. Излюбленная поэтом музыкальная форма - песня: "Песня", "Chanson russe", "Chanson coquette", "Шансонетка горничной", "Бриндизи" (итальянская застольная песня), "Эпиталама" (свадебная песня), "Серенада". Есть и колыбельные песни - "Berceus сирени", "Малиновый berceus", "Berceus томления". Игорь-Северянин отдал дань танцу: "Шампанский полонез", "Хабанера", "Кадрильон" (от кадриль - парный танец), "Вальс", "Пляска мая", "Фокстротт". Кстати сказать, фокстрот он не любил и называл его вертикальной кроватью.

Тридцать лет между литературным дебютом (1905) и эмиграцией (1918) были для Северянина годами бури и натиска. До выхода "Громокипящего кубка" (1913) - первой книги - И. Северянин издал 35 брошюр со стихами, создал "академию эгопоэзии" и литературное направление эгофутуризм, выступал с многочисленными "поэзоконцертами" во всех уголках Российской империи, вызывал намешки и брань критики и восторги переполненных аудиторий. Самореклама, поза, тривиальность, завуалированная иронией, - ни эти, ни другие качества не могли, однако, повлиять на суждения серьезной критики. В.Брюсов видел в И. Северянине "истинного поэта, глубоко переживающего жизнь". Гумилев, скептически относившийся к эгофутуристическому новаторству, признавал: "Из всех дерзающих... интереснее всех, пожалуй, Игорь Северянин: он больше всех дерзает" Пинаев С.М. Над бездонным провалом в вечность...Русская поэзия Серебряного века. М.: Уникум-Центр, Поматур, 2001

С начала 1918 г. поэт поселился в тихой эстонской деревне Тойла. Начиная с 1921 г. он возобновил свои "поэзоконцерты", выступал с чтением стихов в Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Югославии, Болгарии, Румынии, Германии, Франции, Финляндии. В общей сложности он появлялся перед аудиторией даже больше, чем в пору своего "громокипящего" успеха в России. Сколько - нибуль существенных средств "поэзоконцерты" не приносили. В одном из его писем эмигрантской поры читаем: "Все, что я зарабатываю, идет на погашение долга. Мы буквально ничего себе не позволяем..." Поездки, впрочем, были эпизодическими. "Итак, сижу в глуши, совершенно отрешась от "культурных" соблазнов, среди природы и любви", - писал Северянин о своей повседневности.

Не раз повторялся миф об устраненности И. Северянина от эмиграции. Но его многочисленные выступления перед эмигрантской аудиторией свидетельствуют о противном. В эмиграции поэт работает без устали. Его стихи печатаются во многих русских газетах - в Харбине, Париже, Таллине, Риге, Ковно, Берлине.В эмиграции вышло более 20 его книг, считая и сборники переводов. Значительное число стихотворений до сих пор не опубликовано.

Северянин Игорь Васильевич, (настоящая фамилия Лотарёв) (1887-1941) русский поэт

Родился в Петербурге в семье отставного штабс-капитана. Когда мальчику исполнилось девять лет, мать с отцом расстались, и тот увёз сына к родственникам в Новгородскую губернию. Здесь он окончил четыре класса Череповецкого реального училища. Учиться больше ему не пришлось. Отец уехал с ним в порт Дальний. В 1904 Игорь вернулся к матери и жил с ней в Гатчине.

В 1905 было опубликовано стихотворение «Гибель Рюрика», затем ещё ряд отдельных стихотворений. Поэзия Северянина вызывала множество споров. Её обвиняли в пошлости. Она стала символом декаданса. В 1918 на поэтическом собрании был избран «королём поэтов», опередив В. Маяковского и К. Бальмонта.

Ему принадлежат сборники стихов: «Очам твоей души» (1912), «Громкокипящий кубок» (1913), «Ананасы в шампанском» (1915) и др.

В 1918 поехал на лето в Эстонию, и вследствие немецкой оккупации оказался отрезан от России. Безвыездно жил в деревне со своей женой поэтессой Фелиссой Круут. Здесь им было создано 9 книг, в том числе сборники стихов «Вернена» (1920), «Менестрель» (1921), роман в стихах «Падучая стремнина» и др. Издал антологию эстонской классической поэзии. Правительство выделило поэту субсидию.

gastroguru © 2017