Военная лирика высоцкого презентация. Военная лирика В.С.Высоцкого. в) юмор – сигнал человеческого сближения

В творчестве Владимира Высоцкого особое место занимала тема Великой Отечественной войны, которой он проникся с самого детства, и доносил до народа доселе неизвестные истории настоящих героев. О том, как и почему Высоцкий полюбил военную лирику, нам расскажет этот пост.

Сильный на впечатления, на события эпизод детства Высоцкого - два года в Германии. Там служил его отец Семен Владимирович, он и взял к себе сына.

Через неделю, как устроились, Володя прибегает к Евгении Степановне, мачехе, взволнованный: "А ты знаешь, что мы живем у фашиста?" - и показал ей фотографию, на которой изображен хозяин дома со свастикой на мундире. С этого дня стал дерзко вести себя с фрау Ани, хозяйкой дома - грубил, хамил. Отношения накалились до такой степени, что Семен Владимирович принял решение переехать в другой дом. И переехали. Но Володя был непримирим: однажды, встретив фрау Ани с мужем, он подбежал к нему и крикнул: "Вилли, ты - фашист! Фашист! Фашист!" Евгения Степановна пыталась его успокоить, но Володя был в страшном возбуждении: "Фашист! Он убивал детей! Он мог папу убить, он мог тебя убить. Он всех детей убивал, он - фашист..."

Жили Высоцкие в Эберсвальде, небольшом городке километрах в сорока к северо-востоку от Берлина. Условия роскошные - занимали целый этаж дома, у Володи отдельная комната. Общался, с кем хотел, в том числе и с немецкими детьми. Катался на велосипеде, да с выкрутасами - спиной к движению, с трюками. Перед отъездом из Эберсвальда на родину Володя отдал велосипед Гансу, своему немецкому дружку. "Мы ж собирались взять велосипед с собой", - напомнил сыну Семен Владимирович. Володя объяснил: "Ты у меня живой, а у него нет папы..."

Вот что интересно: о чем разговаривали на вечеринках в доме у Высоцких в Эберсвальде? Ведь там собирались люди, доверяющие друг другу, в том числе и дядя Володи - Александр Владимирович, которого он очень уважал, прислушивался к его мнению, гордился им. Позже Лидия Сарнова (племянница Евгении Степановны) скажет Володе: "Но отец твой тоже военный". А он: "Нет, ты не понимаешь, это боевой офицер!" Алексей Владимирович артиллерист, прошел всю войну. Командовал противотанковой батареей - это, считай, штрафбат, уцелеть почти невозможно. Семен Владимирович связист. Устанавливал связь под огнем - опасно.

Вспоминали они бои? Они ведь знали, что Победа пришла благодаря каждодневной и еженощной работе, противоестественной человеческой натуре, а часто и непосильной. Тогда, сразу после войны, не было еще хвастливых рассказов, каковыми отличались ветераны в 70-80е годы. Сразу после Победы не нафантазируешь: каждый воевавший имел представление, что такое бой и что такое жизнь и смерть. Впечатления для своих военных песен Высоцкий почерпнул именно тогда.

Алексей Владимирович, дядя, когда услышит "Штрафные батальоны", скажет: "Это ж надо - как будто Володя воевал..."

1973 год. Высоцкий и Марина Влади едут на машине в Париж. Польшу проскочили на одном дыхании. Затем серая, скучная Германская Демократическая Республика. Влетают в Западный Берлин - сверкающий и жизнерадостный. Первый западный город, который Высоцкий увидел. Вот где он потерял самообладание. Вот где он испытал унижение. Записал в дневнике:

"Дотянули до Западного Берлина. Любезный немец выпускал нас из ГДР - в этот любимый и ненавистный для демократических Западный Берлин. Пограничники ФРГ - просто машут рукой, даже не проверяя паспортов - зачем?

Устроились в маленьком пансионате "Антика". 30 марок - ночь. Пошли есть - ели нечто выдающееся. Берлинский какой-то гигантский кусок - целую ногу с костью от свиньи, т. е. вареный окорок. Весь съесть невозможно - мы съели. Потом погуляли: город богатый и американизированный - ритм высокий, цены тоже, и все есть на тротуарах - стеклянные витрины-тумбы, там лежит черт в ступе. Никто не бьет стекла и не ворует. Центральная улица - Курфюрстенштрассе - вся в неоне, кабаках, магазинах, автомобилях. Вдруг ощутил себя зажатым, говорил тихо, ступал неуверенно, т. е. пожух совсем. Стеснялся говорить по-русски - это чувство гадкое, лучше, я думаю, быть в положении оккупационного солдата, чем туристом одной из победивших держав в гостях у побежденной.



Даже Марине сказал, ей моя зажатость передалась. Бодрился я, ругался, угрожал устроить Сталинград, кричал (но для нас двоих): "суки-немцы" и т. д. Однако я их стесняюсь, что ли? Словом - не по себе, неловко и досадно".

Драматические впечатления от Западного Берлина ничуть не отразились на творчестве Высоцкого, в том числе и на военной теме. И не поменялось отношение к Победе - это великий подвиг. Иначе не написал бы Высоцкий великих песен о войне. Почти каждый концерт он начинал песней "На братских могилах не ставят крестов..." - и аудитория сразу была его. Он потом мог петь о чем угодно - "Разговор у телевизора", "Я из дела ушел", "Песенку прыгуна в высоту", "Веселую покойницкую", любую - аудитория воспринимала его как своего.

В 1970 году Высоцкий отвечал на анкету, которую притащил рабочий сцены театра Анатолий Меньшиков. Среди вопросов был и такой: "Ваша любимая песня". Высоцкий написал: "Вставай, страна огромная!" Меньшиков был разочарован: "Я думал, Володя, ты человек серьезный, а ты шутками отделался". - "А что тебе не нравится?" - "Да вот... "Вставай, страна огромная" - это же патриотическая песня, ее хором поют..."

И вдруг! Глаза у Высоцкого сузились - прострелил Меньшикова насквозь.

"Щенок! Когда у тебя мороз по коже пойдет от этой песни, ты поймешь, что стоит за этим".

"И только потом, - пишет Меньшиков, - поздним умом я понял, что в анкете он нигде не покривил душой. Я узнал про его военное детство. Понял, что значила для него эта песня. А она же действительно потрясает!"

Всерьез началась для Высоцкого военная тема, когда он пришел в Театр на Таганке. Любимов поставил к 20летию Победы спектакль "Павшие и живые". Юбилей отмечался мощно - Брежневу надо отдать должное, он возродил уважение и к этой дате, и вообще к Победе.

"Павшие и живые" - это даже не спектакль, а поэтическая композиция по стихам военных поэтов: Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, Александра Межирова, Константина Симонова, Михаила Кульчицкого... Оформление предельно аскетичное: три дороги, Вечный огонь. Для этого спектакля Любимов попросил Высоцкого написать песню. Песню необычную: от имени немецких солдат. Песню точную по психологии, не кривляющуюся, сильную. Невообразимой сложности задача - Высоцкий справился с блеском.

По выжженной равнине -
За метром метр -
Идут по Украине
Солдаты группы "Центр".
И ритм нашел - в нем угроза,
напор и в то же время обреченность.
А перед нами все цветет -
За нами все горит.
Не надо думать! - с нами тот,
Кто все за нас решит.

К этим словам - "Не надо думать! - с нами тот, кто все за нас решит" - комиссия по приемке спектакля и прицепилась. Увидели в них, как тогда говорили, аллюзию. И не только к этому прицепились - чуть ли не каждая строчка из стихов военного времени вызывала подозрение. Спектакль запретили. И только после многочисленных переделок к концу юбилейного года разрешили. Песню "Солдаты группы "Центр" удалось отстоять.

У Высоцкого около полусотни песен, так или иначе связанных с войной. Среди них есть знаменитые, которые он сам часто исполнял - "На братских могилах...", "О погибшем друге", "Штрафные батальоны", "Военная песня", "Песня о госпитале", "Сыновья уходят в бой", "Тот, который не стрелял", "Про Сережку Фомина"... Другие реже - "Баллада о ненависти", "Баллада об оружии", "В плен - приказ: не сдаваться, - они не сдаются", "Песня о конце войны"...

Полно историй, откуда Высоцкий черпал сюжеты песен. Артур Макаров рассказывал: "Мы не давали себе отчета - откуда все это берется. Еще одна новая песня - ну и хорошо. Даже если и узнавали что-то из нашей жизни, то никто не обращал внимания. Ну, например, меня вывезли из блокадного Ленинграда. Володя часто просил меня рассказать о блокаде - и я рассказывал, что знал..."

Понятно, что песня "Ленинградская блокада" - следствие рассказа Макарова:

Я вырос в ленинградскую блокаду,
Но я тогда не пил и не гулял,
Я видел, как горят в огне Бадаевские склады,
В очередях за хлебушком стоял.

Обрывок фразы, намек на ситуацию преображались в сюжет... Еще одна история, рассказанная Яловичем, сокурсником по Школе-студии МХАТ. Идут они с Высоцким по улице Горького, слышат разговор двух мужчин, один другому: "Представляешь, встречаю я его, а у него, тыловой крысы, на груди Золотая Звезда Героя". Высоцкий это запомнил. И результат:

Встречаю я Сережку Фомина,
А он - Герой Советского Союза...

Хотя не верится в такой случай. Звезду Героя в военные времена по блату не получишь, даже пронырливой тыловой крысе. Но история в песне с тайной, в ней много смысла. Известный журналист Андрей Иллеш рассказывал такой случай середины 50х годов: "В нашем дворе обитали три бывалых алкоголика. Толик и Карандей были личностями яркими... Третий же вообще без лица, без особенностей и оригинальности поведения. Звали его просто - Васнадзе. Трезвым я его не встречал. Неожиданное произошло 9 мая. Утром во двор вышел Васнадзе как стеклышко. На лацкане пиджака с загнутыми наружу уголками висела звезда Героя Советского Союза. Мужики открыли рот от изумления: Васнадзе оказался Героем".

Происходило это, кстати, совсем недалеко от Большого Каретного - в Камергерском переулке. Жил Андрей в доме, напротив МХАТа и его Школы-студии. Васнадзе вполне годится на прообраз Сережки Фомина.

Хотя сам Высоцкий на одном из концертов утверждал: "Я все придумываю, иначе это не было бы искусством. Я думаю, это настолько придумано, что становится правдой".

Но ведь так придумано, что от жизни не отличишь. А иные рассказывают вполне жизненную историю, а не веришь...

Высоцкий продолжает: "Темы - повсюду: те новые впечатления, которые я получаю, являются основой, а вообще это все придумано, обрастает материалом. Я же имею право на авторскую фантазию, на какие-то допуски. Песни мои - сюрреальные: в них иногда происходят такие вещи, которых мы в нормальной жизни, может быть, никогда и не видим. Десять процентов я беру из чьих-нибудь рассказов и собственных впечатлений, а на девяносто процентов придумано. Иначе нет тайны, ее даже песней не назовешь, какая же это поэзия?!. Героев я не ищу - в каждом из нас похоронено по крайней мере тысяча персонажей. Есть глаз, есть ухо, слышишь и видишь все вокруг. Трудно объяснить, где я беру героев для песен - вот они здесь, вы все здесь передо мной сидите".

Любимов рассказывал: "Я был с Владимиром в войсках, и очень крупный военачальник говорил, что он завидует дару этого человека влиять на людей. "Какая у него сила, какая у него огромная энергия - взять и заставить людей слушать, затаив дыхание! Это качество хорошо иметь полководцу".

В 1963 году Высоцкий с другом Михаилом Туманишвили отправились подзаработать в Сибирь - читали стихи, отрывки из прозы. А выступали они от Калмыцкой филармонии. И что-то там возникло с финансами - перерасход, что ли... Прилетел проинспектировать их работу директор - суровый мужчина, в возрасте, прошел Отечественную. Высоцкий спел "Штрафные батальоны", "Мне этот бой не забыть нипочем". Ветеран войны был потрясен. Туманишвили рассказывает: "Я тогда впервые увидел, как взрослый сильный человек может сломаться от Володиных песен. Он сидел и плакал. Здоровый мужик - крепкий, кряжистый. Он сказал: "Ребята, работайте, как хотите! Вы чудные парни!"

Зрелый Высоцкий скажет: "И самое главное, я считаю, что во время войны есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека - ярче он раскрывается. Тут уж не соврешь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полшага от смерти. Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать".

Одну из историй дяди Алексея Владимировича, рассказанных маленькому Володе, он вспомнит через много лет. Дядин батальон держал оборону в плавнях, а фланги не прикрыты. В панике сообщили об этом открытым текстом. Немцы его перехватили и поперли напрямую. Командир батальона дал команду на отход. Приказ расстрелять его за это не был приведен в исполнение, потому что начался сильный обстрел...

Боевой эпизод стал основой для песни "Тот, который не стрелял".

А вот в кино Высоцкий, увы, недовоевал. Мало было ролей под стать его таланту.

«Высоцкий военные песни» - Цели и задачи: Володя с отцом и мачехой в немецком гарнизоне Эберсвальде в 1948. Поэтому прошу всех встать и почтить память ваших погибших сверстников минутой молчания. 14 июля 1980 года во время выступления в НИИЭМ (Москва) Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен - «Грусть моя, тоска моя…

«Творчество Высоцкого» - Но большой успех принесла роль… Булат Окуджава. Жизнь и творчество В.С.Высоцкого. Мать – Нина Максимовна, начальник бюро в НИИ ХИММАШа. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Автор памятника А.И.Рукавишников. Урок внеклассного чтения «Прерванный полет…». Поступил в Московский инженерно-строительный институт.

«Высоцкий» - В.Куйбышева. Высоцкий Владимир Семёнович. Затем вернулся в Москву, где жил в Большом Каретном переулке, 15. В дальнейшем песенное творчество стало главным (наряду с актёрством) делом жизни. Тематика песен и манера исполнения. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно.

«Жизнь Владимира Высоцкого» - Самая замечательная историческая личность - Ленин, Гарибальди 20. "Москва-Одесса". Возврат. Подобные упреки основываются на незнании сатирических традиций русской и мировой литературы. Пригласили учителя музыки. "Был побег на рывок...". Меню. Словесная и семантическая игра вообще характерна для Высоцкого.

«Жизнь и творчество Высоцкого» - Жизнь и творчество. «но я приду по ваши души…». Иллюстрации к произведениям В.Высоцкого А.Аникеева. «…Идёт охота на волков. Мы крепкие орешки! Официальное признание пришло после смерти. Иллюстрации А.Аникеева и В.Морозова. «…Назад пятьсот, пятьсот вперёд…». Владимир Высоцкий и Марина Влади. Корону привезём!…».

«Владимир Высоцкий» - ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович. Я при жизни был рослым и стройным, Не боялся ни слова, ни пули. Отец – военный, мать – служащая, работник архива. В 1989 в Москве был открыт Центр-музей В.С.Высоцкого. С 1965 пел со сцены. В.И.Немировича - Данченко на актерское отделение. В.С. Высоцкий. В 1960-1961 появились первые песни Высоцкого, исполнявшиеся в узком кругу.

Слайд 1

Высоцкий Владимир Семёнович (1938 г. - 1980 г.)
Актёр, поэт, певец и исполнитель собственных песен.

Слайд 2

Родился 25 января 1938 года в Москве. Отец – военный, мать – переводчик. Первые три года жизни провел в Москве, в коммунальной квартире. Во время войны были эвакуированы в село Воронцовка. В 1943 вернулись в Москву. В 1947 году после развода родителей переехал жить к отцу и его второй жене в Германию в Эберсвальд по месту службы отца. В 1949 вернулся обратно в Москву и поселился в Большом каретном переулке д.15. 1955 году закончил среднею школу.
ДЕТСТВО

Слайд 3

Годы учёбы:
В 1955 Владимир Высоцкий окончил школу № 186. В 1955-1956 учился в Московском инженерно-строительном институте имени В. В. Куйбышева. В 1956 Владимир Высоцкий поступил в Школу-студию МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко на актерское отделение.

Слайд 4

Своё первое стихотворение «Моя клятва» Высоцкий написал в 1953 году (в 8 классе). Оно было посвящено памяти Сталина. В начале 1960-х годов появились первые песни. Самой первой считается песня «Татуировка» написанная в 1961 году. Именно эта песня положила начало циклу «блатной» тематики.
НАЧАЛО КАРЬЕРЫ
ПОЭТА

Слайд 5

Высоцкий выдумал себе манеру исполнения с длящимися, но жёсткими согласными, раскатистым «р», открыто и ясно звучащими гласными. В жизни он говорил совершенно не так – тихо, мягко, с застенчивой улыбкой, богатым набором лукавых, насмешливых интонаций. А в театре его голос достигал последних рядов балкона.
МАНЕРА ИСПОЛНЕНИЯ

Слайд 6

НАЧАЛО КАРЬЕРЫ
АРТИСТА
С 1953 года Владимир посещал драмкружок под руководством артиста МХАТа. С 1956 по 1960 Высоцкий – студент актёрского отделения Школы- студии МХАТ. 1959 год ознаменовался первой театральной ролью (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание» и первой ролью в кинофильме «Сверстницы» (эпизодическая роль студента Пети) В 1960 произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати.

Слайд 7

О КИНО
Выделялся естественностью существования в условной стихии фильма, творческой щедростью в работе с партнёрами

Слайд 8

За всю жизнь Высоцкий сделал очень много: Написал свыше 100 стихов. Около 600 песен и поэму для детей. В общей сложности написал приблизительно 700 поэтических произведений. Принял участие в 11 радио спектаклях и в 15 спектаклях в театре на Таганке. Снялся почти в 30 фильмах. Выпустил около 50 пластинок за границей.
ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ

Слайд 9

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Владимир Семёнович был женат три раза. С первой женой - Изой Константиновной Мешковой - прожили 4 года, детей у них не было. Вторая жена - Людмила Владимировна Абрамова. В браке были 5 лет у них родилось два сына Аркадий и Никита. Третья жена - Марина Влади. В браке были с 1 декабря 1970 года до самой смерти Высоцкого.

Слайд 10

Умер Высоцкий во время проходившей в Москве олимпиады в 1980 году. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого, кроме двух: в «Вечерней Москве» (о дате гражданской панихиды) и в газете «Советская культура» в советских средствах массовой информации практически не печаталось.
Возможно уже после похорон в «Советской России» вышла статья памяти Высоцкого.
СМЕРТЬ ПОЭТА

Слайд 11

Существует как минимум 6 музеев Высоцкого. Дом Высоцкого на Таганке - самый известный музей. В Норильске распложен культурно - досуговый центр его имени. На территории бывшего СССР установлены более 20 памятников (и столько же памятных досок). В России 9 памятников: ещё 4 памятника за рубежом.
МУЗЕИ И ПАМЯТНИКИ

План

Блатной фольклор

1. Особенности поэтической речи Высоцкого

а) своеобразная работа художника над созданием аудитории

б) свобода поэтической фантазии

2. Булат Окуджава – " духовный отец " Высоцкого

а) ролевая лирика Владимира Семеновича

б) военный цикл – один из самых больших и известных

в) юмор – сигнал человеческого сближения

III. Высоцкий – певец народной воли

I . В.С. Высоцкий- самый яркий создатель авторской песни

Владимир Семенович Высоцкий - один из наиболее ярких представителей авторской песни, оказавший существенное влияние на ее развитие как самостоятельного жанра искусства, объединяющего в одном лице поэта, композитора, певца и музыканта. Авторская песня родилась в 1937 году как альтернатива массовой песне, как противостояние страшному времени, и она зажила новой жизнью. Свое развитие авторская песня получит в конце 40-х – начале 50-х. Всего Высоцким было написано около 450 авторских песен, многие из которых записаны на грампластинки, звучали в кинофильмах и спектаклях, по радио и телевидению. Темы их всеохватны, разнообразны. Каждая песня напоминает маленький спектакль, произнесенный одним героем.

II . Блатной фольклор

Владимир Высоцкий заявил о себе в начале 60 – х песнями на уголовные, уличные, " блатные " темы. Такая тематика была во многом подсказана ему общей атмосферой послевоенных лет, на которые пришлось его детство и юность. Отменным знанием мира " улицы ", нравов, языка и обитателей, а также и обостренным чувством справедливости поэт был обязан этим ранним впечатлениям. Все это позволяло ощущать Высоцкому блатную песню не как некий " маргинальный " жанр, а как равноправную и очень значительную часть национальной культуры.

Вообще блатной фольклор – тема особая. Это пока еще мало изученный пласт нашей культуры очень пестр и неоднороден. Увлечение этим жанром было чем – то вроде признака свободомыслия. Вчера был застой, смирение с беззаконием, молчание; сегодня - гласность и торжество справедливости. Именно в годы застоя и безгласности звучал в полную силу голос Высоцкого, и миллионы людей не просто слушали его, но всей душой ему откликались.

В своем творчестве Высоцкий отразил различные моменты жизни обитателей общественного " дна " - алкоголиков, воров, мошенников, уголовников.

Блатных, дворовых песен он позднее чуть стыдился, утверждая, что писал их для себя и немногих друзей. Но они не только принесли Владимиру Семеновичу первую популярность. В них сложились принципиальные черты его поэтической манеры.

И сегодня уже не кажется случайностью, что все это в итоге нашло выход в песенной, устной форме. Свою закономерность обнаруживает то, что путь к аудитории Высоцкий проложил вне принятых в литературе канонов. Его художественная интуиция опиралась на незримые, не сразу улавливаемые, но живые тенденции народной жизни.

1. Особенности поэтической речи Высоцкого

а) своеобразная работа художника над созданием аудитории

В начале 60-х годов на всех обрушилась лавина неслыханных ранее песен - ни голоса такого не слышали, ни «вольности суждений площади», нашедших в песнях свое выражение. И дальше, в течение двадцати лет, Высоцкий работал с поэтическим словом совершенно самостоятельно, на свой лад и манер. Лишь очень немногие литераторы-профессионалы проявили к этой работе тот интерес, который лежит вне компанейски-театрального общения. Большинству казалось: в Театре на Таганке появился, среди других, еще один актер-сочинитель с гитарой. Таганское актерское братство начала 60-х годов было своеобразной вольницей, одних притягивающей, других отпугивающей. Безусловно, эта среда стимулировала и отчасти формировала Высоцкого первых лет - он писал песни для спектаклей, он, как исполнитель, осваивал таганскую эстетику тех лет. Но в атмосфере интеллектуально-театрального полусвободного таганского сообщества была своя опасность и, как ни странно, довольно скоро тоже возник застой. Высоцкий любил свой театр, товарищей-актеров, уважал поэтов, которые для театра писали и составляли его постоянное окружение,- но, сознательно или стихийно, один актер Таганки в итоге остался независимым от всех этих привязанностей. И эту независимость его поэтического дара оценили немногие - можно их всех пересчитать по пальцам. Говорят, едва ли не первым заметил поэта Николай Эрдман. Внимательно следила за упорной работой Высоцкого Б. Ахмадулина. Поощряли как умели А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский.

Песни Владимира Высоцкого обращены прямо к совести современника. Часто его стих пронизывает наше сознание, шокирует и вызывает мгновенное оцепенение; он может провоцировать привычное, банальное, то, с чем мы свыклись. В таких случаях возникает самая непредвиденная реакция, могут поднять голову и оппоненты. Но Владимир Высоцкий не боится полемики с ними. Его стих становится атакующим:

Я бодрствую, но вещий сон мне снится.

Пилюли пью, надеюсь, что усну.

Не привыкать глотать мне горькую слюну -

Организации, инстанции и лица

Мне объявили явную войну

За то, что я нарушил тишину,

За то, что я хриплю на всю страну,

Чтоб доказать - я в колесе не спица4….

Одна из особенностей поэтической речи Высоцкого - прямодушие, доверие к людям. В попытках объяснить, как всё началось, откуда взялось желание сочинять, он всегда говорил о круге друзей на Большом

Каретном, для которых пел первые свои песни (в этом круге были Василий Шукшин и Андрей Тарковский), о необходимости дружеского настроя, доверия и понимания. Он обращался к тем, кому верил, к тем, кто ничего плохого, подозрительного в его песнях не услышит, и этот понимающий круг на глазах сказочно рос и расширялся.

Когда к Высоцкому-поэту пришло ощущение собственной зрелости, двусмысленность такого положения стала очевидной, ибо она решительно противоречила массовому признанию и пониманию. «Я хочу быть понят моей страной»,- писал Маяковский и с неожиданным для себя смирением (а значит - страданием) признавал реальную возможность не быть понятым, пройти «стороной, как проходит косой дождь». У Высоцкого не было оснований так думать о своей судьбе - тут был не «косой дождь», а ливень, очищающие потоки, под которые люди радостно подставляли лица. Стремление писать много, петь долго, для всех и всюду, объяснялось не только свойствами темперамента. Даже от тех поэтов, одновременно с которыми Высоцкий в начале 60-х годов вышел к публике, он отличался индивидуальным ощущением массовости аудитории. Менялось время, менялись другие поэты, взрослел и мужал Высоцкий, но прямое и доверительное обращение ко многим людям и расчет на их понимание оставались неизменными, определяли темы, характер слова и интонаций. Не всякий поэт ставит своей задачей во что бы то ни стало достучаться до сознания многих и таким образом многих объединить. Для Высоцкого эта задача была постоянна, она формировала его поэтику. Само наличие слушателя-собеседника далеко не всегда, не во все времена для поэта есть реальный факт.

Высоцкий всегда обращался к множеству людей и видел, слышал их отклик. Сегодня ясно, насколько был прав поэт, не желающий смириться с официальным непризнанием, вступивший, будем говорить прямо, в яростную борьбу с «организациями, инстанциями и лицами». Не признание, тем более не награды ему были нужны, а справедливый, человечный союз между «официальным» и «неофициальным». Отсутствие этого союза он ощущал как боль и как трагедию многих. Смириться - означало признать свое поэтическое слово и свою работу вне закона на той земле, без которой он себя не мыслил.

б) свобода поэтической фантазии

Сегодня утверждает себя согласие между реальной правдой жизни и словом литератора, поэта, публициста. Этот союз есть не что иное, как первое условие, необходимое для рождения подлинного искусства и литературы. Условие это слишком долго нарушалось, а психология пишущих слишком долго искажалась и уродовалась, чтобы уповать на мгновенные перемены. Они будут долгими, и процесс этот мучителен.

Вопреки всем сложным обстоятельствам времени, Высоцкий был абсолютно правдив в своем творчестве. И первая его особенность - кратчайшее расстояние между реальностью, правдой факта - и поэзией, которая, как известно, факты всегда так или иначе преобразует.

Иногда казалось, что он творит не задумываясь, просто рассказывает о том, что кругом делается. Услышал забавный разговор двоих у телевизора - и запомнил. Увидел, как люди в очереди стояли, о чем переговаривались,- и рассказал. Было удивительно, с какой быстротой и естественностью он рифмует то, что в жизни отнюдь не согласовано и не «рифмуется». В песенный строй его стиха легко укладывалось «немелодичное», вступало «непоэтичное». Тот «сор», из которого, как сказала Ахматова, «растут стихи, не ведая стыда», в текстах Высоцкого нередко представал в ошеломляющей неприглядности, почти буквальной необработанности, однако странным образом выказывал свой поэтический, артистический норов.

PAGE_BREAK--

Жизнь богаче выдумки - мы еще раз убеждались в этом, слушая Высоцкого. Его «выдумки» опирались на замечательную свободу поэтической фантазии, но более всего - на энергию самой жизни, ее постоянное многообразное шевеление под любым прессом. Многие тексты Высоцкого вплотную притерты к житейским обстоятельствам. Перебрасываются ли репликами солдаты в окопе или в строю, пишет ли жена письмо мужу на сельхоз-выставку, рассуждает ли о международном положении или о собственном положении в милиции тип, которого забрали «у детского грибочка»,- все это реальные монологи и диалоги, к которым как бы и не притрагивалось перо поэта. Таково первое, поверхностное, но сильное впечатление. Впечатление силы-именно от реальности. Задумываться о характере поэтической работы - не есть обязанность читателя. Изучение текстов (и беловиков, и черновиков), анализ авторского исполнения убеждают, что у Высоцкого был свой поиск. Он тщательно искал слово, у которого особый облик. Плотью этого слова был живой звук, интонация. Не всегда песенный звук, но всегда устный, то есть разговорный, живущий в разговоре, в общении человека с миром. Автор шел не от литературной, письменной речи, не от принятых канонов стихосложения, но от того душевного порыва, который ищет непременного, обязательного выхода в живую речь, и там тоже живет по своим душевно-психологическим законам - то длительным, многословным, почти бесконечным потоком, то предельным лаконизмом краткой реплики, чему-то подводящей итог.По черновикам рукописей и количеству отброшенных строф видно, как хлестала в Высоцком энергия словотворчества.

Была своя правда и закономерность в том, как, в какой форме поэзия Высоцкого вступила в нашу жизнь. Имеет смысл это вспомнить.

Минуя так называемые средства массовой информации (радио, печать, телевидение), благодаря магнитофонным лентам песни Высоцкого становились известны всем. Голос был яростной силы, лишенный всякой благостности. Было непривычно, что речь принадлежала то явно автору, то круто меняла свой характер, выражая чью-то совсем иную судьбу. Голос то доносился буквально с улицы, то заставлял вспоминать о временах сказителей и народного эпоса. Для автора как бы не было ни прошлого, ни будущего, только настоящее расширялось бесконечно в обе стороны.

Как бы ни восхвалять сегодня начало 60-х годов, следует помнить, что пора умолчаний, достаточно укрепленная предшествующими десятилетиями, сказывалась и в 60-х. Печатное слово было строго регламентировано. Высоцкий нашел для себя устную, песенную форму, в которой его творчество свободно жило в течение двадцати лет.

К тому же Высоцкому природой был дан голос. Голос особый, не отшлифованный никаким лоском, никакой «концертностью», редкий по музыкальному диапазону (на две октавы!), обрабатывающий песню как наждак, то крупнозернистый, то мельчайший, доводящий интонационное строение фразы до ювелирного изящества. «Мой хрип порой похожим был на вой »,- писал сам Владимир Семенович. Главным его инструментом, его визитной карточкой был голос. Мгновенно узнаваемый, несущийся из окон на любой городской или деревенской улице, на стройке, на пляже, в поезде – где угодно, хоть в тюрьме, причем по обе стороны решетки. И голос Высоцкого звучал. Голос, который продолжает жить…. В публикации неизбежно пропадают многие из этих драгоценных слуховых оттенков. Но их приметы легко найти и в печатном варианте стиха. В песенных текстах Высоцкого почти всегда есть своя драматургия - каким-то одним словом, одним штрихом автор видоизменяет традиционно неизменный припев, убирает механику словесного повтора,- и видно, как от этого приобретает свое развитие мысль, напряжение нарастает в атмосфере. Высоцкий всегда живет в стихе,- так, импровизационно, он жил в исполнении, но и на бумаге, фиксируя найденное, он искал свой способ складывания слов, фраз и строф.

По мнению Н. Крымовой, работа эта, однако, имела еще и другой смысл. Те, кто видел и слышал Высоцкого, помнят, что его мощный голос буквально сотрясал зрительный зал, а подмостки, казалось, ходуном ходили от этих звуков и аккордов. Некоторые только так и воспринимали, так и сохранили это в памяти - как небывалое, чисто эмоциональное впечатление. На самом деле это была своеобразная,- в течение одного концерта очень разная по избираемым приемам и средствам,- упорная работа художника над сознанием аудитории. Во что бы то ни стало докричаться, достучаться (проникнуть, как он говорил, не только в уши, но и в души), что-то сдвинуть в чужом сознании, оживить его,- в этом заключался главный смысл всего, что делал Высоцкий. По ту сторону рампы он видел перед собой массовый чужой опыт и с этим опытом, завоевывая его и подчиняя, вступал в союз и в борьбу. Он ощущал этот опыт иногда дружественным, нередко - косным, заскорузлым, враждебным. Свою поэтическую работу он направлял на преодоление косности мышления, затрагивая едва ли не все те сферы бытия и быта, с которыми ежедневно человеческое сознание имеет дело. Высоцкий разрушал стереотипы, смеялся надтем, что других устрашало, рассказывал о прошлом то, что считалось необходимым забыть, открывал двери, на которых написано «Вход запрещен», не считал себя «посторонним» ничему вокруг себя. Смыслом этого упорного, беззаконного, на первый взгляд как бы даже «непоэтического» поведения было - победить чужую инерцию, не дать укрепиться апатии, смутить равнодушных, раздвинуть горизонты, расчистить от предрассудков пространство, расположить людей к самостоятельной работе мысли и оценке явлений.1

Какова же, однако, была сила застоя, если многие и эту сверхнапряженную работу художника воспринимали как развлечение или своего рода «кайф», временный блаженный дурман! Исток кликушества, слепого идолопоклонства, глубоко отвратительного природе самого поэта, как ни парадоксально,- здесь, то есть в застое, в пустоте душ, ставшей привычной и одновременно требующей искусственного, якобы «духовного» заполнения. Внешняя активность (даже агрессивность) кликушества - оборотная сторона духовной спячки, апатии, пустоты. Если всерьез разбираться в этом вопросе, окажется, как ни странно, что сектантствующие поклонники Высоцкого его попросту не знают. А не знают потому, что не умеют самостоятельно думать. Для многих, в силу своей доступности, Высоцкий стал стимулом, первотолчком в познании жизни и самих себя. Но те, кто по натуре безнадежно слеп или расположен исключительно к «культу», ничего, кроме песен Высоцкого, видеть не хотят. Такова интереснейшая диалектика резонанса судьбы поэта и массового отклика ему.

Так или иначе, сам Высоцкий не пристраивался к массовым вкусам. Он не позволил им задеть своего художественного достоинства. В сфере песни (в массовой сфере культуры) появилась новая точка отсчета. У нас был Высоцкий - с этим сегодня невозможно не считаться, и не только представителям так называемой «авторской песни».

2. Булат Окуджава – " духовный отец " Высоцкого

Самое время, однако, назвать имя другого поэта - Булата Окуджавы, ибо он был первым. Искренне желая выразить свое уважение, Высоцкий называл его своим «духовным отцом», не расшифровывая это несколько высокопарное определение. Так или иначе, общность тут очевидна - так же как и различие.

Поэзия Окуджавы в конце 50-х - начале 60-х годов ввела в песенный, достаточно обезличенный мир психологию отдельно взятого, частного человека. Не только в темах личных, интимных, но и в самых что ни на есть общественных, таких, как война, индивидуальный человек обнаружил свою самоценность и гораздо более сложные связи с общим, всенародным, нежели было принято думать ранее. Единственное, личное, неповторимое в поэзии Булата Окуджавы было принадлежностью характера одного человека - автора. Этот автор имел свой возраст, биографию, человеческую судьбу и, что очень важно,- принадлежность к определенному поколению. Он потерял в лагере отца, встретил вышедшую на волю мать и заново узнал ее. Он семнадцатилетним юнцом пошел на войну и вернулся живым, пройдя весь этот страшный путь рядовым. Окуджава остался среди живых. И внем остался (не искаженным, не изуродованным) опыт его поколения - уникальный опыт детской веры, последующих потрясений, войны, драматического врастания в послевоенную жизнь с ее новыми, отнюдь не мирными внутренними взрывами.

а) ролевая лирика Владимира Семеновича

Что означает «на свой лад»? В чем заключалось очевидное различие? Сам Высоцкий объяснял происходящее актерской своей профессией - ему, мол, удобно петь от чужого лица, играть роль и т. п. И действительно,- в его песнях выступил не один человек, а множество, и самых разных. Каждый со своей биографией (социально очень определенной, безошибочно угадываемой любой аудиторией, при том, что автор дает лишь косвенные, краткие приметы биографии, чаще всего отраженные в складе речи), своей манерой общаться, оценивать окружающее, приспосабливаться к нему ит. д. У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и – более того – никем еще не написанных пьес.

Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, могли бы появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.

Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей-смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал.

Причем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные слушатели даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и - восторгались. Путали и - недоумевали.А Высоцкий вроде бы не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои – всегда неожиданные, разноплановые, злободневные – " песни – роли ". За всеми этими ролями – масками, однако, скрывается сходный психологический тип: сильный человек, испытываемый на излом в экстремальной, предельной ситуации, часто на границе между жизнью и смертью.

Д. Самойлов настаивает, что истоки подобного творчества уходят в жанр городского романса. Но при всей очевидности «чувствительной» природы жанра, его лирической откровенности, исповедальности и т. п., следует сказать, что социальные исповеди песенных монологов Высоцкого не столько даже возродили жанр, сколько взорвали его изнутри особой содержательностью. Нечто традиционное если и было извлечено на свет, то только для того, чтобы встряхнуть традиции как следует на чистом воздухе и вытряхнуть из них пыль. Напомнить то, что было, и поразить тем, чего еще не было.6

Благодаря песням Высоцкого множество раньше молчащих людей получили возможность высказаться, что называется, излить душу, сказать о себе и о жизни самое существенное. Распространенные в литературе и театре 60-х годов термины «самовыражение» и «исповедальность» к случаю с Высоцким применимы, но с существенной поправкой: право выразить себя, право на исповедь получил не один человек (автор), а - через него - огромное множество. Оттого это " самовыражение " не могло иссякнуть, не могло быть монотонным, не надоедало эгоцентризмом, чуждо было самолюбованию. Вот самое существенное; Высоцкий открыл дверь в искусство множеству людей, не имевших доступа в подобные сферы. Заслуга Высоцкого - сегодня, оглядываясь, видишь это с полной определенностью,- в том, что не дожидаясь позволения сверху, минуя запреты и заслоны своего времени, он расширил, если можно так сказать, социальный диапазон поэзии, указал на непременность связей «высокого» материала с самым «низким». Такие понятия, как «уличное», «площадное», «неказенное», «неофициальное», издавна бытуют в эстетике. Высоцкий наполнил их реальным содержанием, ибо вел речь о жизни масс, становился выразителем их мощной разноголосицы. Вводя в поэтический язык неофициальную простонародную речь, он не занимался «стилизацией», как иногда принято думать, но обнаруживал и обнародовал природный, массовый уклад мышления, проявляющий себя в ничем не стесненном слове. Он искал и находил нравственную гармонию там, где, казалось, никакой гармонии нет. Автор выявлял здоровое, корневое начало народной души и речи, намекая на сохраняемые где-то в глубине душ здравые представления о жизни, о ее ценностях, о добре и зле.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Как актер, он сыграл в своих песнях множество ролей. Но прежде всего он их сочинил как автор, как поэт. Они оформились в его сознании в виде художественных образов, которые просились выйти наружу в слове, опираясь при этом не только (и даже не столько) на талант актера, сколько на традиционные для русской поэзии основы.

Пример Высоцкого исключителен, потому что его художественная судьба, как бы ни соприкасалась она с театром и кинематографом, определялась конечно же волей русской поэзии прежде всего. Вопреки ежедневной, узаконенной в актерском деле зависимости, его собственный - авторский - мир рос и расширялся буквально не по дням, а по часам. Да, замысел песни нередко был неотрывен от исполнения, но только воля автора, поэта вызывала к жизни слово и звук живого голоса. В этом собственном мире Высоцкий творил один, независимо ни от кого, и один за все отвечал. Характерно, как сам он объяснял то, что в начале 60-х годов позволило ему выйти с гитарой, правда, не в Политехнический, где выступали Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский, но одновременно с ними. Это был памятный всем взлет современной поэзии и выход на подмостки новых, молодых. Скромного таганского актера никто не приглашал тогда в Политехнический, но в его словах - и уважительная «отдельность», и, что важнее, несомненная причастность к происходящему.

Каждую «роль», сочиненную в песне, этот автор проживал. То есть пропускал через себя. «Втискивался» в нее, как он сам говорил. (Станиславский любил повторять слова Щепкина о том, что играть надо так, чтобы между актером и ролью нельзя было просунуть иголки. По существу, речь о том же.) Есть обиходное выражение: побыть в чужой шкуре. Высоцкий часто им пользовался. Побыть в чужой шкуре - для него не значило набросить ее себе на плечи и покрасоваться. «Чужая шкура» для него - опыт чужой жизни, который он принимает на себя, заново, зрением уже другого человека пересматривая все окружающие обстоятельства. Это напряженная работа души, стремящейся перевоплотиться, это непрекращающийся процесс познания.

Почему его принимали и понимали люди разных возрастов, социальных групп, уровней и профессий? Одно из простейших и главных объяснений сказанному: потому что он очень многое знал о жизни других. Это тоже было определенной позицией в искусстве: знать. Не брать на веру чужие знания, а иметь свои. Чтобы «дойти до самой сути», надо признать относительность собственного опыта и с головой погрузиться в чужой, ничто не считая там ненужной мелочью. Потом произойдет отбор - останутся лишь те подробности, которые нужны для «сути». Поэзия Высоцкого необычайно богата этими подробностями, деталями, раньше даже казалось - перенасыщена ими.

Кабинетное знание изолирует человека, отстраняет литератора от других людей. В данном случае - знание постоянно бросало поэта в толпу, иногда почти растворяло его в ней. А масса питала его собой, давая огромную информацию - фактическую, чувственную, историческую, социальную, современную - какую угодно.

Иногда казалась почти стертой граница между «я» Высоцкого и его персонажем. Это и было искомой полнотой перевоплощения и переживания. Но как раз в печатных текстах, лишенных магии актерского обаяния, мгновенной смены интонаций, игры мимики и т. п.,- как раз в них более уловимо «я» поэта, всегда излучающее свою собственную энергию, независимо от того, героический или низменный объект взят для поэтического изучения. По энергии словотворчества, далекой от распространенного обиходного косноязычия, по той нравственной позиции, которая всегда недвусмысленна, хотя на первый взгляд совершенно растворена в чужой психологии и чужом говоре, по особому лукавству, доброте и еще многим другим приметам стихотворных текстов всегда можно узнать: это - Высоцкий.

б) военный цикл – один из самых больших и известных

В шестьдесят четвертом, еще вперемежку с воровскими песнями, Высоцкий сочиняет " Братские могилы ". Начатый с этой песни военный цикл станет одним из самых больших и самых известных (" Сыновья уходят в бой", " Он не вернулся из боя ", " Мы вращаем Землю "). О военных песнях Высоцкого много написано, ибо этот «раздел» его поэзии явился наиболее доступным для официального признания. Действительно, эти песни и патриотичны, и мужественны, и жива в них человеческая память. Но суть подхода поэта к теме была в том, что безымянный(для некоторых почти безликий) герой войны в песнях Высоцкого как бы размножился и разъединился на десятки реальных лиц, индивидуальных характеров, драматических (нередко - трагических) судеб. Каноны официально принятой «типизации» и «героизации» отступили перед убежденностью художника в ценности каждой человеческой жизни, перед его пристальнейшим интересом не только к реальности войны, но и к ее чудовищно-абсурдной нереальности, неправдоподобию, беззаконию, уносящему миллионы человеческих жизней. Он стремился заглянуть в лица тех, кто составлял армии и роты. И голос одного-единственного, нередко попавшего в ситуацию исключительную (смешную или страшную), оказался важным до чрезвычайности. Высоцкий не воевал, война застала его ребенком (он родился 25 Января 1938 года), но он был сыном военнослужащего и, может быть, поэтому знал больше сверстников о том, что происходит на фронте и в тылу.

Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.

Сегодня не слышно биенье сердец-

Оно для аллей и беседок.

Я падаю, грудью хватая свинец,

Подумать успев напоследок:

«На этот раз мне не вернуться,

Я ухожу - придет другой».

Мы не успели оглянуться –

А сыновья уходят в бой!4

Именно так и продолжается жизнь, продолжается общая судьба и общее дело людей. Именно так и переходят от родителей к детям самые значительные, самые высокие понятия…

Неведомо, написал ли кто-нибудь из прозаиков реальную трагическую историю евпаторийских десантников, но Высоцкий рассказал правду об этом обреченном на смерть героическом десанте в «Черных бушлатах». Еще до конца не рассказано в литературе о том, что такое психология людей, попавших в штрафные батальоны,- Высоцкий, минуя известные пределы героической темы, приоткрыл тему еще и с этой стороны, известной народу, но неведомой литературе.

Короче - то, что сегодня путем трудной борьбы завоевывает все сферы общества, поэт, не дожидаясь никаких указаний, реализовывал, полагаясь на собственный природный демократизм, гражданскую и поэтическую интуицию.

Нередко пишут, что стихи Высоцкого «высмеивают наши недостатки». К этому штампу прибегают, дабы утвердить отношение поэта к так называемым «негативным явлениям ».

в) юмор – сигнал человеческого сближения

Высоцкий не часто высмеивает, хотя и смеется, и вообще без юмора никогда не обходится. Он не издевается, не бичует и даже не осуждает. Хотя и судит. Судит о жизни и о людях, которых видит насквозь в их прошлом и настоящем, в их подвигах и грехах, в несоответствии мнения человека о себе и его реальной значимости.

Забавность облика, личины - это юмор первого, поверхностного плана. А так как второй план юмора есть не что иное, как второй смысл,- нередко куда более общий, расширительный, всегда требующий напряжения ума и не поддающийся одной-единственной разгадке,- возникали и будут возникать сложности с трактовками стихов. Дело в том, что эти стихи многозначны. В них есть и второй, а нередко и третий смысл. Расхожим является термин: «шуточные песни Высоцкого». Действительно, скажем, шутка в рассказе о Жирафе, который влюбился в Антилопу, наглядна для всех, даже для самых маленьких. Но когда Гоголь утверждал, что басни Крылова «отнюдь не удел детей», он, не отрицая понятного детям смысла басенных сюжетов, звал оценить маленькие притчи еще и как собрание парадоксов бытия, книгу мудрости, отмеченную особым, даром автора - выражаться «доступно всем». Простота, доступность, очевидность - это лучший способ первоначального познания. На этой ступени можно и остановиться. А можно пойти дальше. И каждый сделает это в соответствии с собственными фантазией, опытом и, разумеется, чувством юмора.

Кстати, предваряя исполнение именно песни про Жирафа, автор сказал, что в каждой шуточной песне должен быть какой-то «второй слой», а иначе у него не потянется рука к перу. Этот второй слой (непременное условие народной поговорки) существует в простейшей строке, тут же ушедшей из стиха в нашу обиходную речь: «Жираф большой - ему видней!»

Как известно, смех - это сигнал человеческого сближения. Смеются равные. Смех уравнивает людей, он восстает против всяческих разделяющих перегородок, чинов и различий. В стихах Высоцкого эта роль смеха имеет явно выраженный общественный характер. В его смехе - призыв, вера и, что очень важно, ощущение идеала, иногда смутное у его персонажей, но постоянное и отчетливое у автора.

Иногда он «полушуткой» называл нечто очень серьезное и сложное. Например, назвал так песню «В сон мне - желтые огни...», одну из самых трагических. Но трагическое состояние души, которой «всё не так», и страшный в своей выразительности перечень полярных явлений, сближенных тем, что и там и тут «ничто не свято»,- сам этот перечень закамуфлирован такой нарочито расхожей цыганщиной, что уже одно это почти смешно. Любители песенных стилизаций блаженно улыбаются лихому переплясу строф, строк, мелодии, между тем слова и строфы соединяются в причудливый, но достаточно строгий порядок, минуют житейскую логику, притом чувство выражают несомненно трагическое. В данном случае песенная природа стиха дает некий исход тому, что в общем-то безысходно, трагично.5

Смех различен, как отпечатки пальцев. Смех Высоцкого имеет характер защиты - человек защищает все живое. Он защищает жизнь - как природу в себе и вокруг, как нормальную среду обитания. Путем смеха он обнаруживает в этой среде все неестественное, искаженное, извращенное. Он в самом себе не боится увидеть искажение идеала и посмеяться над этим.

Набравшись дерзости у народного юмора, то есть у народного склада ума, Высоцкий ввел юмор туда, где ему, вроде бы, мало места,- в тему войны. Он не первый это сделал, но не случайно так долго не могли пробиться к публикации песни Высоцкого «Тот, который не стрелял», «Жил я с матерью и батей...». Кому-то чуть ли не кощунственной казалась интонация этих стихов. Между тем поэт лишь продолжил свое исследование состояния человека на войне, зная, что тема требует полноты объема, а запретных ракурсов в стремлении к правде нет и быть не может.

Он ввел юмор и в ту тему, которая в его время вообще не поднималась, а у него открыто прозвучала и в «Баньке по-белому», и в «Райских яблоках». Жутковатый там юмор, но, однако, несомненный. «А на левой груди - профиль Сталина, а на правой - Маринка анфас». И это - не будем ханжами - смешно. Как говорит народ, что грешно, то смешно. В самые страшные стихи о побеге из мест заключения тоже введен юмор - как страшноватый оскал, как стальной блеск той улыбки бывшего зека, о которой Твардовский писал в поэме «За далью - даль».

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Шуткой - вольной, яростной - в народе издавна принято подавлять страх, побеждать его. В эпоху множественных страхов Высоцкий извлекал из себя и из своей огромной, массовой аудитории эту великую способность - смеяться над тем, что страшно.

Подтрунивание над собой - традиционная интонация русских солдатских песен. (В чистом виде она воспроизведена, в одной из песен к «Иван-да-Марье».) В этом смысле Высоцкий - поэт глубоко традиционный. И язык, и смех Высоцкого не являются, строго говоря, фольклорными.Это искусство поэта-профессионала. Но, вступая в стихию вольной беседы (такова наиболее употребимая им поэтическая форма), откровенного скоморошества и балагурства, он чувствовал себя абсолютно естественно, будто в этой стихии и родился. Неизвестно, сколько книг о фольклоре было им прочитано. Но любой специалист, прислушавшись к гулу его поэтической ярмарки, уловит там многие речевые жанры площади - голоса зазывал-шарлатанов, прибаутки балаганных «дедов», юмористические проклятия, обращенные к публике и к себе. Словом, тот культ смеха, который уходит в глубь народной жизни и сохраняется там веками.

Слово Высоцкого открыто, распахнуто к людям, не зашифровано. Оно лишено интеллектуальной усложненности. Но в нем природное изящество и своя стать. Поэт охотно и часто играет словами, рифмами (в исполнении - мелодическими ритмами). Эта игра тоже более всего продиктована веселой свободой общения - и со словом, и с аудиторией. Поэзия Высоцкого прямодушна. С простотой, которая в быту лишь ребенку прощается, поэт говорил то, что думал сам и что думали (но не говорили, молчали) многие. Но эта простота, эта как бы немудреная природа содержит в себе свои загадки.

У него самого было военное детство и послевоенное невеселое отрочество. От звуков и настроений того времени он никогда не отмахивался, помнил их прекрасно. Он говорил, что ранние песни дали его голосу «раскрепощенность»2, и это немаловажно. Постоянно звучит в них мотив свободы - то мнимой, временной, то подлинной, угадываемой как идеал. «У меня гитара есть - расступитесь, стены!» - в наивной форме выражено и счастливое обладание такой собственностью (возможно, единственной), как гитара, и вера в некую свою волшебную силу, которая раздвигает уготованноетесное пространство. Право же, нет смысла как-либо «очищать» то начало, которое Высоцкому органично как поэтическое начало и по-своему чисто и закономерно. И видится какая-то связь между этим юношеским «расступитесь, стены!» и тем постоянным желанием «раздвинуть горизонты», которое стало знаком, метой поэтической зрелости. Тут и связь есть, но и стремительное движение очевидно, и рост мастерства, и определенность художественного самосознания.

III. Высоцкий – певец народной воли

Не верится, что прошло уже двадцать четыре года с тех пор, как не стало с нами Владимира Высоцкого. Было странно и досадно в те дни, когда страна прощалась со своим актером, поэтом и певцом – болью и совестью народа. «Он пел, как играл, а играл, как жил – неистово, гибельно », с болью и надрывом в душе. Его можно назвать певцом народной воли. Всю жизнь Высоцкого сопровождало горячее желание любви, чтоб чаще ощущать состояние приподнятости над обыденным и земным, как он сам говорил: "…желание как можно больше работать. И как можно чаще ощущать вдохновение".

На многое открыл глаза Владимир Высоцкий. То время – семидесятых и восьмидесятых годов – и называют теперь не иначе как " застойные – застольные ".

… Да еще вином

Много тешились,

Разоряли дом,

Дрались, вешались…3

Поколению 60-х годов в чем – то повезло, " оттепель " в стране помогла подтолкнуть их к самовыражению и реализации своих дремлющих творческих сил. Нужно поучиться у Высоцкого больше общаться с народом, прислушиваться к живому, разговорному русскому языку. Он, как никто, мог передать интонацию и тон доверительного разговора со слушателем при помощи живых слов народной речи. Высоцкий как актер понимал всю важность расстановки именно таких акцентов в своем творчестве, верно сделал упор на эту сторону при создании своих песен, бьющих не в бровь, а в глаз – в самую точку – в душу каждого.… Случилось это с ним неожиданно, когда он слушал Булата Окуджаву и понял, что "… впечатление можно усилить музыкальным инструментом и мелодией…. Это помогает, то есть даже сочинять – с гитарой…". Он жил среди нас в годины непростые, в странное и сонное время…. Но он сумел докричаться до каждого, он посмел думать, чувствовать, петь песни свои, стихи не без контекста: стихи – вопль, стихи – слезы, стихи – роль…

Песенная поэзия Владимира Высоцкого создавалась в муках при отстаивании своих взглядов на жизнь, борьбу и любовь. Ему было странно и страшно " в забавах свой век коротать…". Высоцкий прекрасно знал и чувствовал, что спасение и смысл настоящей жизни – в творческой работе.

Он начал с примитива, с однозначности, постепенно обогащая свое поэтическое и гражданское видение, дошел до высоких литературных образцов; он постоянно учился у жизни, у литературы, что происходит с любым поэтом независимо от степени его одаренности. Владимир Семенович начал писать для узкого круга друзей, а пришел к самой широкой аудитории, пришел к предельному выражению себя, а выражать себя – значит добиваться наивысшего наслаждения.

Вся Москва слушала и пела запретные для печати тексты прославленного барда, который официально считался только автором пьес и сценариев. Песни Высоцкого напоминают гриппозную эпидемию не только по скорости распространения, но и по невозможности избежать этой " болезни ", не заразиться ее прилипчивыми мелодиями и текстами.

Нельзя считать, что в СССР Владимиру Семеновичу " не додали славы ", - он, как и Шукшин, стал национальным героем, что не так часто случается с писателями. Не в том ли его " особость ", что совместил его дар разные грани художника – певца, поэта, актера – и что сплав этот оказался уникальным, неповторимым в своем редкостном единстве анекдотический или «роковой» сюжет.

Список литературы

В.С. Высоцкий в контексте русской культуры (сб. текстов –составитель Л. Абрамова и др.). - М., 1990.

Владимир Высоцкий Нерв Стихи 6 – е издание. – М., 1998, стр. 239, стр. 3-14.

Владимир Высоцкий Избранное.- Москва, Советский писатель,1988, стр.509, стр.481 – 502.

Кормилов С.И. Песни Владимира Высоцкого о войне, дружбе и любви //Русская речь. – 1983. -№3

Кохановский И. Серебряные струны: О песенном творчестве В.Высоцкого: Воспоминания// Юность. – 1988. - №7.

Новиков В.И. Живая вода: Заметки о языке поэзии В. Высоцкого// Рус. Речь. – 1988. - №1.

Обсуждаем наследие В.Высоцкого// Вопр. Лит-ры. – 1987. -№4.

Разделы: Литература

Цели урока:

  • формирование представления учащихся о личности В. Высоцкого, основных темах и жанрах его стихов и песен;
  • формирование умений планировать свой ответ, воспроизводить информацию в виде построенного рассказа;
  • формирование умений составлять и представлять презентацию;
  • развитие навыков самостоятельной работы с мультимедийными средствами.

Тип урока: урок-презентация с демонстрацией слайдов.

Структура:

1. Вступление.
2. Маленький уголок детства. (Из биографии).
3. Откуда появилась любовь к театру? (Актёрская деятельность).
4. Работа в кино. (Отрывки из фильмов с участием Высоцкого).
5. Как появились первые песни?
6. Темы песен. (Песни мои - сюрреальные).
7. Жанры песен.
8. Прерванный полёт. (Воспоминания Марины Влади).
9. Заключительное слово.

ХОД УРОКА

1. Вступление.

– Сегодня мы предоставим вашему вниманию презентацию о творчестве В. Высоцкого «Авторская песня».

(Приложение 1 . Слайд 1)

Термином «Авторская песня» обозначается целый этап в развитии русской поэзии 20 века, особенно последних десятилетий. Ранним этапом можно назвать 50-е годы. Владимир Чернов, Юлий Ким, Юрий Визбор, впоследствии Булат Окуджава. В творчестве всех этих поэтов немало общих мотивов. Примерно тогда же, а точнее, 1961 год, появляется со своими стихами-песнями Владимир Высоцкий.

(Приложение 1 . Слайд 2)

Данная тема изучается в разделе курса литературы 11-го класса. Итак, тема нашего урока: «Владимир Высоцкий. Встреча с поэтом, актёром и гражданином».

(Приложение 1 . Слайд 3)

Конечно, каждый из нас по-разному может относиться к творчеству того или иного автора и исполнителя. И после сегодняшнего урока пусть каждый из вас составит своё мнение о В. Высоцком как актёре, поэте и гражданине. Сегодня у нас будет маленькая встреча с ним.… Думаю, что такие встречи у вас состоятся ещё не раз. Начинаем…

(Приложение 1 . Слайд 4)

(Приложение 1 . Слайд 5).

(Звучит песня "Кони привередливые").

…"Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее…". Он действительно не мог остановить своих лошадей. В этом и был весь Высоцкий. В том, что его "лошади" в пене, ярости, неостановимости.
Судьба В. Высоцкого была в чём- то драматичной (его книги увидели свет только после его смерти), в чем-то и счастливой. Его хрипловатый голос поют и слушают люди самых разных вкусов, пристрастий, образовательного уровня. Так какой же он, Высоцкий, где его маленький уголок детства?

(Приложение 1 . Слайд 6)

2. Маленький уголок детства . (Из биографии)

Рассказ ученика:

Ходу, думушки резвые, ходу!
Слова, строченьки милые, слова!
В первый раз получил я свободу
По указу от тридцать восьмого…
Знать бы мне, кто так долго мурыжил, отыгрался бы на подлеце!
Но родился, и жил я, и выжил –
Дом на первой Мещанской, в конце.
"Баллада о детстве".
В. Высоцкий родился 25 января 1938 г. в г. Москве, в семье служащих. Когда началась война, отец, Семён Владимирович, ушёл на фронт. А семья эвакуировалась в г. Бузулук. В 1945 г. Высоцкие возвратились в Москву, где Владимир пошел в школу, которую закончил в 1955 г. В их семье не было никого из актеров или людей искусства.

(Приложение 1 . Слайд 7)

3. Откуда появилась любовь к театру?

Рассказ ученика:
Родители хотели, чтобы Владимир стал инженером, и поэтому он поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Но, почувствовав, что это не для него, он заливает тушью в шестой раз чертёж, и в институт больше не пошёл. В это время он уже несколько лет занимался самодеятельностью.

Учитель. Говоря о личности Высоцкого, нельзя не сказать об его актёрской деятельности. Ведь все, наверное, видели фильмы или спектакли с его участием.

(Приложение 1 . Слайд 8)

4. Актёрская деятельность

Рассказ ученика:
Бросив учёбу в институте, Высоцкий поступил в школу- студию МХАТа, которую закончил в 1960 г. Хотя поступил он туда с трудом: считалось, что его голос не приспособлен для сцены. Работал в Московском театре им. Пушкина и в Московском театре миниатюр. С 1964 г. и до конца жизни его судьба неразрывно связана с Московским театром драмы и комедии на Таганке.

(Приложение 1 . Слайд 9)

В этом театре сыграны его главные роли: Гамлет, Лопахин, Галилей

5. Работа в кино

Учитель. Когда же Высоцкий пришёл в кино?

Рассказ ученика:
В кино Высоцкий начал сниматься с 1959 г. Почти везде он играл свой характер, какими бы разными не были роли: фильм "Хозяин тайги" – роль вора-рецидивиста, "Опасные гастроли" – он играет отважного революционера-подпольщика, "Служили два товарища" – капитан белогвардейской армии, "Вертикаль" – альпинист. Но, конечно же, одной из популярных и самых значительных ролей на экране стал капитан Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя".

(Приложение 1 . Слайды 10-14)

(Отрывки из фильмов с участием Высоцкого).

6. Как появились первые песни?

Учитель. Творческое наследие Высоцкого обширно. Только количество написанных им песен составляет около 900. Но когда же он взялся за гитару, какими были его первые стихи песни?

(Приложение 1 . Слайд 15)

Рассказ ученика:
Владимир Высоцкий, ещё учась в театральном училище, писал стихи, пародии, даже целые капустники. А также пытался выразить свои чувства в песенном изложении.
В каждой из первых песен Высоцкого есть извечное стремление человека к свободе, к любимой женщине, к друзьям, к близким людям, надежда, что его будут ждать.

(Приложение 1 . Слайд 16)

7. Темы песен

Учитель. Песни Высоцкого называют "энциклопедией русской жизни", т.к. каждая из них - это маленький театр одного актёра. Казалось, он проигрывает разные роли и судьбы. В его песнях и загорелые фронтовики, и актёры, космонавты, бульдозеристы, моряки, альпинисты. Темы его песен, кажется, всеохватны.

(Приложение 1 . Слайд 17)

Рассказ ученика:
Высоцкого часто спрашивали, где он берёт темы для своих песен? Не работал ли он шофёром, не летал ли, не сидел ли? Даже не зная год его рождения, могли спросить: не воевал ли?

Мой чёрный человек в костюме сером,
Он был министром, домуправом, офицером,
Как злобный клоун, он менял личины
И бил под дых, внезапно, без причины.

В любом песенном сюжете для Высоцкого важно раскрыть, прежде всего, мир личности, человеческий характер. А человек раскрывается отчётливее в экстремальных ситуациях. Потому так часты они в произведениях поэта.
Подобно губки поэт впитывает эмоции, рассказы, насыщая свои стихи пережитым, ничего не бросая по дороге. Любая тема может в тот или другой день вылиться в поэму, ничего не ускользает от его внимания, и, читая написанное им, можно представить себе, что он прожил сотни жизней, а это и война, спорт, лагерь, болезнь, и любовь.

(Приложение 1 . Слайд 18)

Особенно много песен у Высоцкого о войне. Почему? Этот вопрос и ему самому очень часто задавали.

(Приложение 1 . Слайд 19)

(Звучит песня "Он не вернулся из боя").

Так что количество тем песен Высоцкого безгранично: от жизни учёных до криминальных слоёв. И всё это спаяно вместе, всё это картина жизни современной ему России.

8. Жанры песен

Рассказ ученика:
Всех тем песен Высоцкого назвать невозможно. Но то, что они находили отклик на события, волнующие его самого, об этом можно сказать с уверенностью. Его песни и стихи разнообразны по жанру. Среди них есть посвящения: "На смерть Шукшина", "О фатальных цифрах и датах". О самом поэте ходило немало слухов и сплетен.

(Приложение 1 . Слайд 20)

У Высоцкого есть стихи-отклики на слухи о себе.
Стихотворение "Нет меня – я покинул Рассею" (Читает ученик) .
У Высоцкого есть много баллад – "Баллада о любви", "Баллада о детстве", "Баллада о заброшенном корабле" и др. Есть песни-диалоги. Особое место среди всех жанров занимают притчи, построенные на аллегории. Так, песня "Охота на волков" не столько о звере, сколько о человеке, воспитанном на системе запретов и впитавшем их в плоть и кровь.

(Приложение 1 . Слайд 21)

(Звучит песня "Охота на волков").

9. Прерванный полёт

Рассказ ученика:
"Смерть самых лучших выбирает и дёргает по одному" – так пел Вл. Высоцкий в песне, посвященной Шукшину. Но вот, в расцвете творческих лет, прервался и его полёт. Так называется и книга воспоминаний Марины Влади, с которой он прожил свои последние годы: "Владимир, или прерванный полёт".

(Приложение 1 . Слайд 22)

(Воспоминания Марины Влади).

Люблю тебя сейчас
Не тайно – напоказ,
Не после и не "до" в лучах твоих сгораю.

(Приложение 1 . Слайд 23)

(Фото Влади и Высоцкого).

Люблю тебя сейчас
Не тайно – напоказ.
Не "после" и не "до" в лучах твоих сгораю…

Эти и многие другие строки посвящены одной женщине – Марине Влади, звезде французского и мирового кинематографа. Русской по происхождению, ей суждено было быть женой, другом и помощницей Владимира. Ей же суждено было быть с ним в трагические минуты его жизни. Первый сердечный приступ случился с Владимиром 25 июля 1979 года прямо на сцене во время спектакля, он играл "Гамлета". А ровно через год, день в день, 25 июля 1980 года встреча со смертью всё же состоялась.

Учитель. Жизнь Высоцкого оборвалась внезапно…

(Приложение 1 . Слайд 24)

(Могила, звучит песня "Баллада о любви").

Учитель. Вот и подошла к концу наша встреча с поэтом, актёром и гражданином. Надеюсь, она вам запомнится.

(Приложение 1 . Слайд 25)

(Высказывание С. Говорухина, аплодисменты)

В уроке-презентации использованы фрагменты из интервью с В. Высоцким.

gastroguru © 2017