Ребус на имя алексей. Правила составления и решения ребусов. Большие цифры и знаки

Как подбирать картинки

Что можно использовать в качестве картинок в ребусах? Всё, что можно изобразить, и что имеет наименование:

    изображения предметов

    отдельные буквы

    символы с собственными наименованиями (например, амперсанд & , вопрос ? , параграф § , раздел , слон , фунт , доллар $ , градус ° )

    цифры и числа, знаки математических операций и кванторы (например, ноль 0 , один 1 , сто 100 , плюс + , минус - , больше > , равно = , процент % , промилле , интеграл , четверть ¼ , сумма , угол , бесконечность , существует , факториал ! )

    геометрические фигуры

    символы алфавитов, имеющие персональные наименования (например, ять Ѣ , пи π , бета β , дельта δ , омега Ω )

    астрологические и алхимические символы (Овен ♈, Телец ♉, Близнецы ♊, Рак ♋, Лев ♌, Дева ♍, Весы ♎, Скорпион ♏, Стрелец ♐, Козерог ♑, Водолей ♒, Рыбы ♓, Меркурий )

    карточные масти (пики ♠, крести или трефы ♣, черви , бубны ♦)

    условные обозначения на картах и схемах

    нотные знаки (🎼, 7 нот, диез, бемоль, бекар, ключ, пауза)

    химические формулы и обозначения химических элементов (например, вода H 2 O , метан CH 4 , аммиак NH 3 , сахароза C 12 H 22 O 11 , золото Au , свинец Pb )

    операторы и конструкции языков программирования (например, цикл for(;;) , и && , или || , больше .GT. , пробел )

Можно использовать гербы городов, флаги стран, куски географических карт. Можно использовать логотипы фирм или фотографии актёров, политиков, кино- и мультперсонажей. Можно использовать любые изображения чего-либо, лишь бы с этим изображением можно было ассоциировать какое-то слово.

Составителям ребусов рекомендую избегать двусмысленностей при составлении головоломок и загадывать именно общие слова, а художникам рисовать простые и понятные картинки, чтобы с первого взгляда было понятно, что изображено. Пусть на рисунке будут изображены малоизвестные предметы, но они должны однозначно интерпретироваться. Хочется, например, использовать в ребусе слово «шерхебель» (это такой вид рубанка). Недостаточно будет просто нарисовать некий рубанок. Да, внешне шерхебель выглядит как обычный рубанок. Но отличается он от обычного рубанка заточкой режущей части, которая называется «железко». У рубанка железко прямое, а у шерхебеля - с полукруглой заточкой и немного уже. Значит, нужно нарисовать шерхебель именно так, чтобы было видно, что железко у него с полукруглой заточкой.

Мальчики изучают это в 5 классе на уроках столярного мастерства, поэтому отгадать слово не должно составить труда. А вот у девочек такие рисунки скорее всего вызовут затруднения:)

Или, например, если хочется загадать слово «танк», то должен быть нарисован именно танк. Не БТР, не БМП, не САУ, а именно танк.

В связи с этим можно предложить два способа подбора рисунков . Первый (для составления простых ребусов) - выбирать рисунки, которые легко узнаются . Второй (для ребусов посложнее) - рисунки уже должны отгадываться . Например, нарисован цветок в горшочке. Для простого ребуса это будет просто «цветок», а для сложного - «фиалка». Соответственно, нарисовать её надо так, чтобы было понятно, что это именно фиалка, а не каланхоэ или бегония. Или нарисован дом. Для первого способа - это просто «дом», а для второго - «здание», «дворец», «изба», «хата», «хижина», «землянка», «лачуга», «мазанка», «палата», «хоромы», «терем», «чертог», «усадьба», «дача», «вилла», «барак», «беседка», «будка», «караулка», «кибитка», «сторожка», «шалаш», «чум», «шатер», «юрта» или «иглу»:).

Можно, конечно, загадывать и более сложные и хитрые слова. Главное, чтобы всё это было разгадываемо.

Можно загадывать на рисунке не только сам предмет, но и его отсутствие. Тогда разгадывающему нужно будет отгадать, чего именно не хватает на рисунке.

[«ПОЛЕНО»(5,4,6) + «НОГА»(3,2,1) + «ПАЛЬТО»(4,2) + «ВОЖЖИ»(3,4) + «РУЖЬЁ»(5) + «МОСТ»(4,3) + «МЯЧ»(2)] =
= НЕО + ГОН + ЬА + ЖЖ + Ё + ТС + Я = НЕ ОГОНЬ, А ЖЖЁТСЯ

А можно сделать один большой рисунок, в который встроить все рисунки ребуса, и уже на этой «картине» нанести запятые и цифры. В общем, это уже творческий процесс. Главное не увлечься в запутывании головоломки и не сделать её полностью нерешаемой:)

Разный отбор букв

В ребусах буквенная «начинка» слова используется полностью. Но ведь можно использовать не все буквы, а только их часть.

Будем использовать другие правила отбора букв из картинок - выбирать не все, а только некоторые: только первые или только последние, специально помеченные или отобранные по определённым правилам.

Первые буквы

Например, будем брать только первые буквы. Это самый простой «детский» вариант ребуса.

На картинке написано МАСТЕРСКАЯ ГОЛОВОЛОМОК .

Отбор букв по фильтру

Можно отфильтровать нужные буквы, «открыжив» их плюсиками или ещё как-то пометив. Например, вот так:

[«П узы РИ» + « ц ВЕТО к » + «Т ра М в А й » + « к Р а С к И» +
+ « б АН т » + «К арт ИН а » + « ш ИНЫ» + « у ХВ ат » +
+ « к О ло С» + «Т уфл И» + « под КОВ а » + « к ОЙ ка » + !] =
= ПРИВЕТ ОТ МАРСИАНКИ НИНЫ ХВОСТИКОВОЙ!

Отбор букв по правилам

Брать только первые буквы от картинок - это очень просто. Для усложнения можно придумать правила потруднее. Например, под каждой картинкой указывать порядковые номера букв, или брать только средние буквы или последние.

А вот в задачке, изображённой снизу, используется целых три разных правила! На подсказке стрелками показано, что в таблице из левого столбца берётся первая буква, из среднего - последняя, а из правого - средняя.

[«П ила » + « кольц О» + « кор З ина » + «Д ятел » + « топо Р» + « бар А бан »] +
+ [«В едро » + « сту Л» + « м Я ч » + «Е ль » + « до М» + « ма С ка »] +
+ [«Д ом » + « дива Н» + « кот Ё нок » + «М яч » + « шатё Р» + « пар О воз »] +
+ [«Ж ук » + « парохо Д» + « ол Е нь » + «Н ож » + « ел Ь» + « м Я ч »] +
+ [«У тюг » + « фла Г» + « ром А шка » + «Д ерево » + « овц А» + « га Й ка »] +
+ [«К ит » + « ки Т» + « шп О ра » + «П исьмо » + « клещ И» + « о С а »] +
+ [«А ист » + « крокоди Л»] =
= ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ! УГАДАЙ, КТО ПИСАЛ?

Парными картинками с омонимами (словами одинаково звучащими, но разными по смыслу) зашифрован ответ: ТВОИ ДРУЗЬЯ .

    Сначала надо набросать каждый рисунок отдельно. Можно на бумаге, можно на компьютере, можно подобрать готовый.

    Не надо рисовать в масштабе. Все рисунки в ребусах должны быть приблизительно одинакового размера. Например, мяч и дом должны быть равны по высоте. Масштаб надо выдерживать только в рамках одного рисунка.

    Нужно грамотно располагать и компоновать рисунки внутри ребуса. Правило золотого сечения никто не отменял. Если ребус в несколько строк, то не надо делать большие отступы. Для удачного размещения можно немного менять в размерах рисунки, чтобы они «вписывались» в общую канву ребуса. Главное - чтобы ребус выглядел слитным и не распадался на отдельные изображения.

    Обычно ребусы выполняются в чёрно-белом «контурном» варианте. Как художественные книги - чёрным по белому. Это классика. Можно, конечно, книги печатать оранжевым по зелёному, это благоприятнее для глаз, так как менее контрастно, а зелёный цвет успокаивает. Но это выглядит дико. Точно так же, цветные ребусы - это выглядит аляписто и отвлекает. К тому же цвет может случайно «потеряться», например, при ксерокопировании. Поэтому лучше делать чёрно-белые ребусы. Но можно и цветные:)

Правила хорошего тона

Высшим пилотажем считается, если ребус составлен с минимум использования запятых, без вычёркивания букв, без замены букв, без использования отдельно стоящих напрямую читаемых букв. Картинки должны быть легко узнаваемы и цеплять глаз.

Желательно не пользоваться шаблонными решениями. Например, надо загадать слово «дорога». Первое, что приходит в голову: ДОРОГА = [«ДО» + «РОГА»]. Рисуем ноту «до» и лосиные рога. Готово! Но так уже делали много раз до нас, и это легко узнаваемо. Поэтому лучше поломать немного голову и сделать что-то посложнее и эксклюзивнее. Например, [«ДО(г)» + Р + «(н)ОГА»] или [«(у)ДО(д)» + «(пи)РОГА»].

Не надо загадывать слова соответствующими им рисунками. Например, если нужно загадать слово «три», то не надо рисовать тройку. Или если нужно загадать пословицу «Копейка рубль бережёт», то нарисовать две монеты - копейку и рубль - это будет, конечно, оригинально, но разгадывать-то особо будет и нечего.

Нужно соблюдать во всём меру. Не надо использовать повторения, одни и те же приёмы. Не надо снимать много букв. Чем меньше используется запятых, тем лучше. Укорачивать слово запятыми более чем на половину в ребусах не принято.

Не нужно применять одиночных букв. Одиночно стоящая буква - это крайняя вынужденная мера. Тем более две подряд.

В ребусах часто используются односложные короткие слова типа «нос», «вол», «уж», «кий», «сом», «дом», «мак», «100» и т.д. Это и понятно. Они входят в состав многосложных слов, поэтому воспользоваться ими очень соблазнительно. Но всё же я не рекомендую использовать эти готовые «штампы».

Познакомившись с этими правилами хорошего тона, вернёмся к ребусу, который мы составили в самом начале, и проанализируем, что в нём хорошо, а что плохо.

[«ДВА»]=ДВА + [«КОНЬ»]=КОНЬ + [«К р АН»]=КАН + А + [« б О т (↓Д)ИН ок »]=ОДИН + [в «Е» - «Л»]=ВЕЛ + [« н ОСИ к »]=ОСИ + [«МЕД аль (М=П)»]=ПЕД

«ДВА» загадано цифрой 2, к слову «КОНЬ» нарисован конь. Зачёркнутая буква, отдельная буква, две замены букв вычёркиванием и знаком равенства. На пять слов - шесть ошибок. В школе за шесть ошибок ставят сами знаете что:)

Как же его исправить? Давайте сделаем работу над ошибками и переразобьём нашу фразу.

[« по ДКОВА(14523)»]=ДВАКО + [« ла НЬ»]=НЬ + [«КАНА т »]=КАНА + [« в ОД а »]=ОД + [« в ИН т »]=ИН + [«ЛЕВ»↷]=ВЕЛ + [« н ОСИ к »]=ОСИ + [«ПЕД аль »]=ПЕД

Вот что получится:

От прежнего ребуса остался только н ОСИ к от чайника, но зато теперь этот ребус соответствует всем правилам хорошего тона. Да ещё и голову поломать нужно, что за животное - олень или лань, верёвка какая-то - канат, трос или бухта.

Двойной ребус

Двойной ребус - это когда одними и теми же картинками зашифровывается два разных текста. Отличаются тексты цветом используемых запятых. Как же составить такой ребус?

Начнём с того же, с чего и при составлении обычного ребуса. Выбора текста и разбивки его на слоги. Только делать это будем сразу с двумя текстами. Тексты надо подбирать так, чтобы они были приблизительно одинаковой длины.

Разберём ребус, приведённый выше. У нас есть два текста: «Кончил дело - гуляй смело» и «За правое дело стой смело». Оба текста заканчиваются одним и тем же словом «смело». Повезло. Разбивку надо производить так, чтобы получались пары «слогов», к которым можно придумать один рисунок.

Первая пара получилась сразу - «КОЗА». Чтобы получить «КО» для белого варианта, снимаем белыми запятыми две последние буквы. Чтобы получить «ЗА» для чёрного варианта, снимаем чёрными запятыми две первые буквы.

Со второй парой уже сложнее. Надо выбрать самое короткое слово, которое содержит буквы «П» и «Н». Желательно из трёх букв, потому что и так придётся снимать две из трёх, а это уже больше половины. Подходят слова «пин» (герой мультфильма «Смешарики» или пин-код, или контакт платы памяти), «пан» (пастушеский бог со свирелью), «Пен» (остров), «Пэн» (Питер Пэн). Пина из смешариков нарисовать довольно легко, но когда автор придумывал этот ребус, Пина ещё не было. Поэтому автор выбрал слово «пни».

Таким же образом подбирались слова для остальных пар. Для «Ч» и «Р» выбрали реку «Чир», для «И» и «А» - «ИВА» и т.д. Для «ЛОГУ» взяли перевёрнутый «УГОЛ» (то, что слово перевёрнуто, видно и по запятым). В конце концов получилась вот такая раскладка:

    «белый» ребус: [«КО за » + « п Н и » + «Ч ир » + «И ва » + « во Л к » + « де Д» + «Е» + «ЛОГУ» + « сто Л» + «ЯЙ цо » + с «М» – «Е» + « б ЛО к »] = КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО

    «чёрный» ребус: [« ко ЗА» + «П ни » + « чи Р» + « ив А» + «ВО лк » + « д ЕД» + «Е» + «ЛО гу » + «СТО л » + « я Й цо » + с «М» – «Е» + « б ЛО к »] = ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО

В общем, ничего сложного.

Зеркальный ребус

Метод построения зеркального ребуса напоминает двойной ребус - тоже придётся составлять пары букв или слогов. Только разбивать на пары нужно особым способом.

Рассмотрим этот ребус. Левая часть даёт нам [« аис Т» + « пл У г »]. Зеркальная из-за отражённых запятых даёт совсем другую расшифровку тех же рисунков: [« п Л уг » + «А ист »]. Вместе получается [ТУ+ЛА]=ТУЛА.

Чтобы составить такой ребус, нужно придерживаться следующих правил:

1. Шифруемое слово или текст должно делиться на две равные части, то есть иметь чётное число букв. Как исключение, можно взять и нечётное число, но тогда в центре текста должна быть симметричная относительно вертикальной оси буква: А, Ж, Λ, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. И эта буква будет отдельностоящей. Рисовать придётся только её левую половинку. Вторая (правая) половина прочитается в зеркале.

2. Самый первый рисунок в зеркале станет самым последним, поэтому должен будет в себя включать первую и последнюю буквы. Второй рисунок - вторую и предпоследнюю букву и т.д. Такие связанные в одном рисунке буквы называют «парными».

Если рисунок к паре слогов изображает слово из трёх букв, то парными будут первая и последняя буквы. Если рисунок для четырёхбуквенного слова, то парными могут быть первая с четвёртой или вторая с третьей. Аналогично для пятибуквенного слова: парные либо первая с пятой, либо вторая с четвёртой. Слова длиннее пяти букв лучше не использовать - придётся рисовать слишком много запятых, ребус будет некрасивым.

Если загадать нужно длинный текст, то ребус можно разбить на несколько строк.

Разберём на примере. Допустим, нужно зашифровать загадку: «У туши уши, а головы нет» (ушат). Загадка сложная, я бы не отгадал. Сделаем её ещё сложнее - в виде зеркального ребуса.

Для начала делим текст на две части:

УТУШИУШИА ГОЛОВЫНЕТ

Шифровать будем так, чтобы первая часть читалась напрямую, а вторая часть - в зеркале. Букв - девять штук, значит будет девять рисунков. Чтобы не рисовать длинную колбасу (да ещё такую же увидим в зеркале), расположим их в три ряда по три рисунка в каждом.

Нарисуем девять прямоугольников, состоящих из двух клеточек каждый. И в левые клеточки впишем первую половину загадки. Для лучшего понимания нарисуем и зеркальную часть и впишем в неё вторую часть текста.

Теперь первую (левую) часть зеркально отображаем вправо, а вторую (правую) часть зеркально отображаем влево.

Самое трудное - позади. Подбираем к парам слова (следуя второму правилу).

Ну что ж, уже почти готово. Осталось расставить запятые.

Всё. Эскиз есть, теперь понятно, какие выбирать рисунки и где ставить запятые. Рисуем.

Осталось каким-то образом намекнуть разгадывающему, что вторую часть ребуса надо будет прочитать в зеркале - и головоломка готова.

Чтобы научиться составлять и понимать ребусы, стоит разобраться, что они из себя представляют.

Слово "ребус" латинского происхождения (лат. rebus, при помощи вещей, "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Зародился ребус во Франции в XV веке, а первый печатный сборник ребусов, изданный в этой стране в 1582 году, был составлен Этьеном Табуро. За время, прошедшее с тех пор, техника составления ребусных задач обогатилась множеством разнообразных приёмов.

Итак, ребус – это один из видов головоломок, загадка на расшифровку слов. Зашифрованным по определённым правилам в ребусе может быть не только отдельное слово, но и пословица, поговорка, цитата, загадка и даже целый небольшой рассказ. Слова и фразы в ребусе изображены в виде картинок, букв, цифр, нот и других всевозможных знаков, количество которых не ограничивается. Разгадывание ребуса - это целая наука. Решая ребус, необходимо все знаки записать в виде осмысленного слова или предложения. Хотя различают несколько видов ребусов (литературные, математические, музыкальные, звуковые и т.п.), существуют некоторые общие правила их составления и разгадывания.

пример ребуса


ОБЩИЕ ПРАВИЛА РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ

Слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка или любого знака. Ребус читается слева направо, реже сверху вниз. Знаки препинания и пробелы в ребусе не учитываются. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть обязательно оговорено в условиях ребуса. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае, условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: “Отгадай загадку”). Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: “Найди два решения этого ребуса». Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний не ограничивается.

РЕБУСЫ В КАРТИНКАХ

Простейший вариант, когда ребус состоит из двух картинок , которые помогут составить новое слово. Названия предметов, изображённых в ребусе, следует читать в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько предметов.


ребус 1


ВОЛ + ОКНО = ВОЛОКНО

ребус 2


СЛЕД + ОПЫТ = СЛЕДОПЫТ

ребус 3


ОКО + ЛИЦА = ОКОЛИЦА


Из последнего примера видно, что картинка в ребусе может иметь не одно название (глаз и око, пчёлы и рой и т.п.); или изображение может иметь общее или частное название (птица - общее название; стриж, ласточка, курица - частное название). Если изображённый предмет имеет два значения, то логически нужно определить подходящее. Это самое трудное в ребусах.

Если картинка перевернута вверх ногами , это значит, что слово читается «задом наперёд».


ребус 4


Перевёрнутый НОС = СОН


Если справа или слева от картинки стоит одна или несколько букв - это значит, что эти буквы просто следует добавить. Бывает, перед ними ставится знак «+». Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.


ребус 5



КОЛБА + СА = КОЛБАСА

ребус 6



Буква Х + ЛЕВ = ХЛЕВ

РЕБУСЫ С ЗАПЯТЫМИ

Запятые справа или слева от картинки означают, что в загаданном, с помощью картинки, слове нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых. При этом запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Иногда запятые слева от изображения рисуют вверх тормашками, хотя принципиальной роли это не играет.


ребус 7


ВОЛ К - К = ВОЛ

ребус 8


ГА МАК - ГА = МАК

ребус 9


БА РАБ АН - БА - АН = РАБ


Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой, указывает, что после того как слово расшифровано его нужно прочитать задом наперёд.


ребус 10


КО МОД - КО, читаем справа налево = ДОМ

РЕБУСЫ С БУКВАМИ И ЦИФРАМИ

Если над картинкой стоит зачёркнутая буква , а рядом стоит другая, то эту букву в слове нужно изменить на указанную. Если же одна или несколько букв просто зачеркнуты, то их нужно удалить из данного слова. Знак "=" тоже служит для замены одной из букв на другую.


ребус 11


О Р ЁЛ = ОСЁЛ

ребус 12


БА БОЧКА - БА = БОЧКА

ребус 13


КОРО В А = КОРОНА

Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не».


ребус 14


НЕ УЧ

Вместо картинки могут использоваться цифры. Если часть слова в ребусе изображена числом, то число произноситься как числительное.


ребус 15


Цифра СЕМЬ + буква Я = СЕМЬЯ

ребус 16



Цифра СТО + буква Л = СТОЛ

Имеем в виду, что и у цифры может быть не одно название.


ребус 17


РАЗ + ВИЛКА = РАЗВИЛКА

ребус 18


Буква Ш + КОЛ + буква А = ШКОЛА

ребус 19



Буква Р + ОДИН + АР КА = РОДИНКА

ребус 20



ПО ВАР + цифра ДВА + Л ЕС = ПОДВАЛ

Несколько одинаковых букв или других изображений подряд означают, что их нужно попытаться сосчитать.


ребус 21



СЕМЬ букв Я = СЕМЬЯ

ребус 22



ТРИ КОТА + буква Ж = ТРИКОТАЖ

ребус 23


ПАРА букв Д = ПАРАД

Цифры рядом с картинкой служат для нумерации букв в слове. Цифра обозначает место буквы в данном слове, а порядок, в котором написаны цифры – определяет новое место этой буквы.


ребус 24


СОСНА = НАСОС

ребус 25


МАЛЯР = МАРЛЯ

Если цифр указывается меньше, чем букв в загаданном слове, это значит что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв.


ребус 26


А ЛЛ ИГАТ О Р = ГИТАРА

Употребление зачёркнутых цифр означает, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы.


ребус 27



ПАЛ АТ КА = ПАЛКА

Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами.


ребус 28


З А М ОК = МАЗОК

Могут также использоваться и римские цифры.


ребус 29



Сорок А = СОРОКА

Не исключается использование дробей. Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как "НА" (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как "ПОЛ" (половина).


ребус 30


З делим на К = ЗНАК

ребус 31


Пол буквы Е = ПОЛЕ

Перечёркнутый знак "=" между картинками следует читать как "НЕ" .


ребус 32



И не Й = ИНЕЙ

РЕБУСЫ ПО ТИПУ «БУКВЫ В БУКВЕ», «БУКВЫ НА ИЛИ ПОД БУКВОЙ»

Часто в ребусах рисуют буквы, размещенные в необычном ракурсе относительно друг друга (одна внутри другой, одна под или над другой, одна бежит к другой, одна выходит из другой и т.п.). Это означает, что описать рисунок или буквосочетания необходимо с помощью предлогов, союзов: «И», «В», «К», «У», «С», «ЗА», «ИЗ», «НА», «ПО», «ПЕРЕД» и других.

Если предметы, цифры или буквы изображены одни в других, то их названия читаются с добавлением предлога "В" перед или между названиями.


ребус 33


В букве О буква З = ВОЗ

ребус 34



Буква З в букве О + буква Н = ЗВОН

Если один объект изображен за другим, то их названия читаются с добавлением предлога "ПЕРЕД" или "ЗА" .


ребус 35



За буквой Л буква П = ЗАЛП

Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами или цифрами означает использование предлогов "НА" , "НАД" , "ПОД" .


ребус 36


На букве С буква Т = НАСТ

ребус 37


Под буквой С кок = ПОДСКОК

ребус 38


С буквы Н буква Е + буква Г = СНЕГ

Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей: «Non verbis sed rebus» - «Не словами, а при помощи вещей») – это загадка в рисунке, искусное сочетание картинки с буквами и другими знаками.

С 1582 года, то есть с момента, когда во Франции вышел первый печатный сборник ребусов, техника составления и расшифровки этих головоломок обогатилась множеством приемов.

Вот несколько правил, с которыми нужно познакомить детей дошкольного возраста:

1. Чаще всего ребус читается слева направо: лимон + А + Д = лимонад.

2. Изображенные предметы называются в именительном падеже в единственном - если нарисован один предмет - или множественном - когда предметов несколько - числе: коза, козы.

3. У картинки в ребусе может быть несколько «имен»: цветок, мак.

4. Если предмет на рисунке перевернут, то и его название читают наоборот (справа налево):
нос – сон.

5. Запятые в ребусе означают, что из названия картинки нужно исключить столько букв, сколько стоит запятых. Запятые перед картинкой – убираем буквы в начале слова, после картинки – в конце:
сумка – с = умка (герой мультфильма), волк – к = вол.

6. Если рядом с рисунком изображена зачеркнутая буква (или несколько букв – слог), исключаем их из названия предмета: бабочка – ба = бочка.

Зачеркнутая цифра подсказывает, какую по счету букву нужно убрать: слон – л = сон.

Видишь знак равенства? Замени букву или слог на следующий за ним:
топор – р + л + ь = тополь, стул – у + о = стол.


Тоже самое следует сделать, если рядом с зачеркнутой буквой изображена другая: орел – р + с = осел.

7. Если возле рисунка изображены цифры, буквы из его названия нужно читать в указанном порядке: гроза – розга.

8. Необычное изображение букв или других элементов – повод задуматься и поискать подходящий предлог: Б сделана «из» Е – Бизе (фр. композитор); «за» Я спряталась Ц – заяц;
Д (меньшая буква) стоит «у» Б – дуб; и т.п.

Конечно, существуют и другие требования, но в большинстве случаев дошкольникам хватает указанных выше. С совсем «экзотическими» (чтением сверху вниз, использованием слова «пара» при наличии двух одинаковых элементов и т.д.) наиболее успевающих ребят можно познакомить позже.

Следует отметить, что ребус, как и любая логическая игра, черезвычайно полезен для развития высших психических функций. Решая ребус, ребенок тренирует внимание, совершенствует мыслительные процессы, знакомится с элементами фонетического анализа слов. Ребус является хорошей пропедевтикой дизорфографии, то есть нарушений письменной речи у будущего школьника.

К сожалению, сделать ребус естественной и регулярной частью занятия не так легко. Большинство логопедов используют тематическое планирование работы, когда цикл занятий посвящен одной лексической теме: «Овощи», «Фрукты», «Одежда» и т.д. – это эффективно и соответствует последним требованиям ФГОС ДО. А вот найти ребус, иллюстрирующий тему недели, удается не всегда: запрос и просмотр вариантов в Интернете отнимает много времени; редкие слова, например, названия комнатных растений, грибов, явления природы оказываются не зашифрованы вовсе.

Конечно, можно самостоятельно составить ребус (изобразить загадку способен любой графический редактор, в том числе Paint), но это серьезные времязатраты: даже если вы с легкостью анализируете и шифруете слово, только на подбор картинного материала могут уйти часы. Именно поэтому вне всякого сомнения полезная игра-загадка применяется специалистами эпизодически и ее дидактический потенциал оказывается реализован не всегда…

Изменить ситуацию способен генератор ребусов – очень простой в использовании он-лайн ресурс.

Сервис русскоязычный. Перейдите по адресу: www.rebus1.com . В разделе «Генератор ребусов» достаточно ввести любое слово, и программа моментально выдаст подходящий вариант: на русском, английском или украинском языке.

Уровень сложности выбирается здесь же: «стандартный ребус» или «ребус для детей».

Кстати, для некоторых слов доступно несколько видов шифровки: просмотрите их, нажав на кнопку «другой вариант ребуса».

Вы с легкостью скачаете или распечатаете созданный ребус (клавиша «Prt Scm» и вставка в текстовый или графический редактор – «Ctrl+ V»), при желании – поделитесь идеей в социальных сетях.

Кроме собственно генератора ребусов сайт облает большим количеством готовых загадок. Порекомендуйте раздел «Все ребусы для детей» родителям дошкольника: десятки загадок демонстрируются по одной, слишком сложный ребус можно пропустить (кнопка «следующий ребус»), ответ – проверить (кнопка «разгадка»).

Искренне желаю коллегам вдохновения в работе и новых идей.

Кто из нас не знаком с ребусами? Эти занимательные шифровки знакомы всем от мала до велика. В ребусах слова зашифрованы с помощью последовательности картинок и разных символов, в том числе букв и цифр. Слово "ребус" переводится с латинского как "при помощи вещей". Зародился ребус во Франции в XV веке, а первый печатный сборник ребусов, изданный в этой стране в 1582 году, был составлен Этьеном Табуро. За время, прошедшее с тех пор, техника составления ребусных задач обогатилась множеством разнообразных приёмов. Чтобы разгадать ребус, важно не только знать, что нарисовано, но и учесть расположение рисунков и символов друг относительно друга, и это достигается практикой. Есть некоторые негласные правила, по которым составляют ребусы, и разгадывать их легче тоже по тем же правилам, а правила такие:

Общие правила разгадывания ребусов

Слово или предложение в ребусе делится на части, которые изображают в виде рисунка или символа. Читают ребус всегда слева направо, реже сверху вниз. Пробелы и знаки препинания не читают. То, что в ребусе нарисовано на картинках, читается в именительном падеже, обычно в единственном числе, но бывают исключения. Если нарисовано несколько предметов, стрелкой указывают, какую именно часть всего изображения используют в этом ребусе. Если загадывается не одно слово, а предложение (пословица, крылатая фраза, загадка), то в нём помимо существительных есть глаголы и другие части речи. Обычно это оговаривается в задании (например: “Отгадай загадку”). Ребус должен всегда иметь решение, причём одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: “Найди два решения этого ребуса». Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний не ограничивается.

Как разгадывать ребусы из картинок

Называют последовательно все предметы слева направо в именительном падеже единственном числе.

Ответ: след опыт = следопыт

Ответ: вол окно = волокно

Ответ: око лица = околица

Если предмет нарисован в перевёрнутом виде, название его надо читать справа налево. Например, нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон». Иногда направления чтения показывают стрелкой.

Ответ: сон

Часто предмет, нарисованный в ребусе, можно назвать по-разному, например «луг» и «поле», «нога» и «лапа», «дерево» и «дуб» или «береза», «нота» и «ми», в таких случаях подбирать нужно подходящее слово, такое, чтобы ребус имел решение. Это одна из самых главных трудностей в разгадывании ребусов.

Ответ: дуб рава = дубрава

Как разгадывать ребусы с запятыми

Иногда название изображенного предмета не может быть использовано целиком и необходимо отбросить одну или несколько букв в начале или в конце слова. Тогда используется запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, от его названия отбрасывают первую букву, если справа - последнюю. Сколько запятых стоит, столько букв отбрасывают.

Ответ: хо мяч к = хомяк

Например, нарисованы 3 запятые и «кормушка», надо прочесть только «мушка»; нарисован «парус» и 2 запятые, надо прочесть только «пар».

Ответ: у зонт р = узор

Ответ: ли са то пор ги = сапоги

Как разгадывать ребусы с буквами

Такие буквосочетания как перед, над, на, под, за, при, у, в, как правило, в ребусах рисунком не изображаются, но выявляются из соответствующего положения букв и рисунков. Буквы и буквосочетания с, к, из, от, по, и не показываются, а показываются отношения букв или предметов, или направление.

Если два предмета или две буквы, или буквы и цифры нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в». Например: «в-о-да», или «в-о-семь», или «не-в-а». Возможно различное прочтение, например, вместо "восемь" можно прочесть "семь-в-о", а вместо "вода" - "да-в-о". Но таких слов не бывает, поэтому такие слова не являются решением ребуса.

Ответы: в-о-да, в-о-семь, в-о-лк, в-о-ро-н, в-о-рот-а

Если один предмет или символ нарисован под другим, то расшифровываем с прибавлением «на», «над» или «под», нужно выбрать предлог по смыслу. Пример: «фо-на-ри», «под-у-шка», «над-е-жда».

Ответы: фо-на-ри, под-у-шка, над-е-жда

Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за». Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

Ответ: за-я-ц

Если одна буква лежит у другой или прислонена к ней, то читают с прибавлением «у» или «к». Например: «Л-у-к», «д-у-б», «о-к-о».

Ответы: лук, дуб

Если буква или слог состоит из другой буквы или слога, то читают с прибавлением «из». Например: «из-б-а», «б-из-он», «вн-из-у», «ф-из-ик».

Ответы: изба, бизон

Если по всей букве написана другая буква или слог, читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с». Также «по» может использоваться, когда одна буква с ножками бежит по другой букве, цифре или предмету.

Ответ: Польша

Ответы: пояс, поле

Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства.

Ответ: лаз

Ответ: ма лина з Монт = лимон

Как разгадывать ребусы с цифрами

Если над рисунком стоят цифры, это подсказка, в каком порядке нужно читать буквы из названия предмета. Например, 4, 2, 3, 1 означает, что сначала читается четвертая буква названия, потом - вторая, за ней - третья и первая.

Ответ: бриг

Цифры могут быть перечеркнуты, значит нужно отбросить соответствующую этому порядку букву из слова.

Ответ: конек ак ЛУа бо мба = Колумб

Довольно редко в ребусах используется действие буквы - бежит, летит, лежит, в таких случаях к названию этой буквы надо добавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени, например «у-бежит».

Как разгадывать ребусы с нотами

Часто в ребусах отдельные слоги, соответствующие названиям нот - «до», «ре», «ми», «фа»... изображают соответствующими нотами. Иногда используется обобщающее слово «нота».

Ноты, использующиеся при составлении ребусов


Ответы: фасоль, минус

Что дети любят, наверное, даже больше, чем компьютерные игры? Конечно, загадки и ребусы! Когда родители не в состоянии после работы играть со своим чадом, можно вспомнить про такой старинный способ развлечения. Составить ребус для детей совсем несложно, это требует совсем немного времени, а главное - помогает ребенку умственно развиваться.

Основные правила

Напомним, что ребус - это некая картинка, в которой зашифровано слово. Изображение основного предмета (или предметов) сопровождается подсказками в отношении того, что должно получиться в итоге. В качестве таких деталей могут фигурировать цифры, буквы, знаки препинания и многое другое.

Названия предметов, изображенных на картинке, приводятся в именительном падеже. Все символы, которые ребенок видит в загадке, что-то обозначают, т. е. в каждом знаке нужно уметь найти свой собственный смысл. Посмотрим теперь, как составить ребусы в картинках по всем правилам.

Двойственность

Было бы слишком скучно изображать желаемое слово напрямую, одной картинкой. Тогда бы это был вовсе не ребус, а обычная иллюстрация. Чтобы усложнить задачу, используйте неоднозначные слова: например, изображение дерева без сучьев может обозначать как его, так и ствол, и полено. Правильно представленная картинка руки может восприниматься также как «кисть» или «ладонь». Думая, как составить ребус, помните, что дети не любят игр в «поддавки», задание должно быть непростым, но решаемым - в соответствии с их возрастом, разумеется.

Скрытые буквы

Иногда для расшифровки искомого понятия требуется убрать некоторые буквы из тех слов, которые его составляют. Например, сделаем «вола» из «волка». Различаться два животных будут лишь согласной «к» в конце. Тогда после картинки с хищником мы поставим запятую, которая будет обозначать, что мы отбрасываем одну последнюю букву. Сколько запятых - столько знаков с конца будем убирать. Как составить ребус, если сокращать мы планируем начальную часть слова? В этом случае запятые ставятся перед картинкой.

Бывает, что нужно убрать буквы из середины слова, тогда нужно проделать следующее: перед изображением пишется зачеркнутая буква, которую нужно проигнорировать при чтении. Если вместо одной буквы нужно подставить другую, то одна зачеркивается, а другая, соответственно, дописывается. Например, чтобы получить «гость» вместо «кость», следует представить изображение кости, после чего написать зачеркнутую «К», а рядом с ней - «Г».

Цифры

Достаточно часто при создании ребусов используются цифры. Они могут применяться в двух случаях.

Если над картинкой стоят какие-то числа, то, вероятнее всего, это порядок букв. Например, напишем над мордочкой кота «3,2,1», чтобы получилось «ток». Не обязательно менять местами все буквы. Нарисуйте перо, а над ним - цифры 2 и 4. Поставьте между ними стрелочку, направленную в обе стороны и, наконец, допишите в конце «З». Теперь вместо «перо» получится «порез». Такие способы комбинирования инструментов помогут вам ответить на вопрос, как составить ребус оригинальным способом.

Предлоги

В русском языке существует множество предлогов: над, под, перед, на, у, с, при - такие же последовательности букв встречаются во многих словах. Значит, эти фрагменты можно зашифровывать. Напишем «к», чтобы она отчасти перекрывала слог «ни» и получим «передник». А если на букве «Л» расположить «О», получится «подол».

Есть и более сложные способы отсылки к предлогам. Один из таких - составить одну большую букву с помощью множества маленьких - так мы спрячем предлог «из». Если же при этом контуры большего знака будут четко видны, предлог превратится в «по». Это значит, что одни буквы расположены по (т. е. поверх) другой.

С помощью таких действий можно зашифровать очень большое число слов. Главное, ребенку не всегда будет понятно, какой предлог использовать в данном случае - придется перебирать варианты, а это, как известно, помогает развитию мышления.

Усложнения

Как составить ребус по русскому языку, чтобы ребенку пришлось подумать подольше? Попробуйте мыслить более абстрактно. Например, пусть сверху будет написано «А», а ниже - буквы «Р» и «Л», нарисованные так, будто они держатся за ручки. Таким способом мы скрываем союз «и». В результате должно получиться слово «подарил».

Чем более необычные способы взаимодействия мы передаем в ребусе, тем сложнее и интереснее будет детям разгадывать загадку. Буквы и картинки, конечно, не умеют вступать в социальное взаимодействие, зато это делают люди - пусть ребенок развивает мышление, вспоминая в ходе игры абстрактные понятия!

Пусть дети осваивают азы нотной грамоты: названия нот также можно использовать в ребусах. До, ре, ми, фа соль, ля, си - слоги популярные, и мы можем обращаться к ним, чтобы создать большее разнообразие заданий.

Математические задачи

В точных науках загадки тоже бывают. Как составить ребус по математике для школьника? Составьте несколько выражений, например: 1+2=3; 2+2=4. Теперь зашифруйте числа какими-то определенными картинками. Пусть «единица» станет тортом, а «двойка» - яблоком и т. д. Теперь задача ребенка - узнать, какое число спрятано за каждым из рисунков.

Можно усложнить задание, написав целое предложение, слова в котором - это числа, состоящие из нескольких разрядов, а каждая буква - это определенная цифра. Разгадайте-ка, что значит КОТ * ПЕС = СТОП. Это не так-то просто. Такие задания тренируют уже и математические навыки, и достаточно абстрактную логику.

Лингвистические задачи

Ещё один интересный вид ребусов - задачи по дешифровке. Часто они имеют вид «переведите с неизвестного языка на русский некоторое предложение». Варианты здесь бывают самые разные, но к ребусам следует отнести только один подвид - тот, в котором каждый русский символ заменен каким-то иностранным. При этом взрослому даже не нужно думать, как составить ребус: надо просто заменить все буквы в случайно взятом абзаце на любые английские. Например, «А» станет G, а «Б» - L. Ребенок должен додуматься, что самые частые знаки - это гласные, повторяющиеся окончания могут принадлежать прилагательным и глаголам и т. д. Такие ребусы имеют уже достаточно высокий уровень сложности, их учащиеся решают в средней школе.

В целом можно обращаться и к другим школьным предметам. Подумайте, как составить ребус по истории, используя портреты знаменитых людей, сцены известных событий, либо пряча их в виде слов в загадке. Любая наука в игровой форме воспринимается легче на раннем этапе обучения ребенка.

О пользе ребусов

Должно быть, вы знаете, что подобные задания дают детям в детском саду и начальной школе. Типичный вопрос родителей, желающих помочь ребенку: как составить ребус по русскому языку. Для чего нужна такая игра? Оказывается, полезных эффектов от таких задачек очень много.

Во-первых, дети любят неизвестное. В данном случае от них скрыто содержание послания, и ради этого знания ребенок готов выполнять достаточно сложные мыслительные действия. Он учится использовать несколько способов подбора «ключей», разные стратегии решения. Например, если для стоящих друг на друге буквах «Т» и «С» не подойдет вариант «под т с», он пойдет другим путем и получит «наст».

Во-вторых, ребусы готовят ребенка к тому, что не всё бывает понятно с первого раза, что нужно знать некоторые правила дешифровки и вообще способы, которыми можно пользоваться при выполнении заданий. Если говорить более узко, то умение эффективно решать ребусы развивает в детях способности к лингвистике, переводческой деятельности, развивает умение видеть «между строк». Поначалу ребенку интересно разгадывать такие загадки, позже он начинает думать, как составить ребусы в картинках друзей и одноклассников. В конечном счёте интерес к таким простым заданиям проходит - дети начинают искать что-то более сложное и интересное. И это отлично, ведь они взрослеют и умнеют.

Постарайтесь не забыть составить ребусы с ответами, в противном случае ребенок не сможет понять, правильно ли он разгадал загадку, и интерес к игре резко упадет. Кроме того, выбирайте картинки таким образом, чтобы их можно быть «перевести» несколькими способами, чтобы задание не получалось слишком простым.

В заключение

Мотивируйте детей не сдаваться, бороться до конца, а если становится совсем сложно, помогайте небольшими подсказками и намеками. Не давайте ребенку правильный ответ, позвольте ему ощутить, что он всё сделал самостоятельно.

Не стесняйтесь играть - вы тоже когда-то были маленькими и любили ребусы и загадки. Одновременно вы сможете провести время и весело, и с пользой для ребенка - согласитесь, такое сочетание встречается нечасто. Комбинируйте все представленные в данной статье инструменты, изобретайте собственные - чем сложнее будет задачка, тем больше удовольствия ваше чадо испытает, когда успешно её решит.

gastroguru © 2017